Антон ланге фотографии: Выставка Антон Ланге. Фотография в интерьере – Афиша-Музеи

Выставка Антон Ланге. Фотография в интерьере – Афиша-Музеи

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курганинск,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Фотограф и биолог Антон Ланге: «Судьба привела меня в заповедник и не отпускает до сих пор»

Интервью с Антоном Ланге, размещенное на страницах юбилейного издания «75 лет охраняем природу Подмосковья».

Антон Ланге — известный фотограф, биолог и один из самых преданных поклонников кордона №40. Впервые он приехал в Приокско-Террасный заповедник в 10 лет, и ещё не знал, что знакомство с этим местом не только превратится в историю длиной в несколько десятков лет, но и предопределит его профессиональный путь. К юбилею одного из его любимых мест на Земле, Антон Леонидович рассказывает, почему он из года в год фотографирует одни и те же места в заповеднике, в чём заключается кинематографичность кордона №40 и при чём здесь ГАЗ-69.

Антон Ланге на фоне 40-го кордона. Фотограф, продюссер, кидонодументалист, кандидат биологических наук

Оболтус из семьи биологов: с чего всё началось
История может оказаться длинноватой, потому что она длиной в жизнь, а я объективно давно живу на свете. Пожалуй, я отношусь к ветеранам любимого заповедника, старожилам, аборигенам — как угодно это можно называть. Я никогда не работал в заповеднике, но с ним очень тесно связана моя жизнь. Удивительным образом меня сюда привела судьба и не отпускает до сих пор.

Я профессиональный биолог, кандидат наук и происхожу из биологической семьи. Моя мама Нина Александровна Тамарина — профессор биологического факультета МГУ, специалист по медицинской паразитологии. Отец работал на той же кафедре энтомологии, был известным учёным, крупнейшим специалистом по клещам. В частности, ему удалось впервые расшифровать жизненный цикл часоточного клеща — это был прорыв в науке. Почти в любой советской семье была книга «Жизнь животных», и в третьем томе, где говорится о хелицеровых, автор — именно Александр Борисович Ланге. Мой отчим и практически мой второй отец Леонид Григорьевич Воронин — легендарный физиолог, в своё время декан биологического факультета МГУ и создатель кафедры физиологии высшей нервной деятельности.

Получается, что и я биолог по определению — с детства я бывал в экспедициях, например, на Беломорской биологической станции МГУ. Сколько я себя помню, меня тянуло в биологию, я знал, что стану биологом.

Так получилось, что нашим соседом по лестничной клетке был очень занятный человек — физик-ядерщик в институте им. Курчатова и при этом очень известный советский фотограф. Его звали Борис Константинович Машков. В СССР было совсем немного фотографов большого масштаба. Это были суперпрофессионалы, которые снимали, в основном, большие фотоальбомы. Такие книги издавались в Советском Союзе огромными тиражами, а заповедники и дикая природа были одной из главных тем таких альбомов.

Почти все биологи — люди фотографирующие. Фотография для биолога — один из инструментов познания своей специальности. Вот мама как-то раз и попросила Бориса Константиновича взять в ученики одного оболтуса по имени Антон. Оболтусу тогда было 10 лет, и, надо признаться, родители тогда инвестировали немалую сумму, чтобы приобрести для меня приличную фототехнику. Как потом оказалось, это был выстрел в далёкое будущее, потому что много лет спустя фотография действительно стала моей профессией.

Чемерица Лобеля на Родниковой поляне. Антон Ланге продолжает снимать заповедник по сей день

Встреча с заповедником
Тут мы попадаем в заповедник, потому что в то время мой наставник как раз работал над фотоальбомом о Приокско-Террасном заповеднике. Такие книжки снимались подолгу, иногда по несколько лет, потому что нужно было приезжать в одно и то же место много раз, в разные сезоны, в разную погоду. Эти люди — фотографы — никуда не торопились, поскольку плёнка тогда была в страшном дефиците, и ошибаться было нельзя. Тот же Kodak приходилось добывать в закрытых институтах, потому что достать его в обычном магазине было невозможно. Снимать приходилось идеально, и желательно было знать заранее, на какую страницу альбома пойдёт тот или иной снимок.

И вот настал исторический момент. 1973 год, ноябрьские праздники, мне 10 лет, и я впервые попадаю на 40-й кордон заповедника. Кстати, Борис Константинович всегда останавливался на этом кордоне — в «комнате фотографа», как её потом прозвали.

Я же в заповеднике оказался впервые, но именно там я снял самую первую в своей жизни плёнку. Погода в тот день была такая типичная ноябрьская: мокрый снег, серость, и фотографировать, в общем, было особо нечего.

Что я тогда снял? Просто снежинки, которые падали на ветку и таяли. Я снял эти капли, висящие на чёрных ветках, и, благодаря тому, что техника у меня была очень хорошая, кадры получились такими, какими должны были получиться. Когда я увидел результат, в этот момент я и стал фотографом. Я теперь везде говорю, пишу, рассказываю, что есть одна точка в пространстве, я знаю её абсолютно точно. Я даже могу на карте показать место, где я стал фотографом. Это не просто какой-то образ, это «комната фотографа», второй этаж дома на 40-м кордоне Приокско-Террасного заповедника. И с этого началась длинная и удивительная история моей привязанности к этому месту.

Первые снимки, вблизи 40-го кордона, 1973 г.
Конверты из авторского детского архива. Негативы лежат внутри, а на конверт наклеены миниатюрные фотографии, 1974 г.

Я объездил много стран, побывал в удивительных уголках планеты, но до сих пор заповедник и кордон считаю одним их самых необычных и красивых мест в мире. Соглашусь, в этом много субъективного, но и объективного тоже много. Я точно поставлю это место в число мест, которые обязательно нужно увидеть.

О кордоне
Каким-то образом тогда запустился механизм, колёсико за колёсико: биология-фотография-заповедник. В заповедник я стал ездить постоянно. Мы с родителями всё время останавливались на 40-м кордоне, а чаще я там бывал без них. В те времена на кордоне жила большая семья тогдашнего егеря, его звали Виктор Карлов. Они держали огромное хозяйство, где было, кажется, всё: от кур, гусей и кроликов до лошадей, коров и нутрий. И ещё у него был сын Борька, с которым мы очень подружились. Я часто приезжал на кордон — на каникулы или на выходные — и мы, мальчишки, вместе осваивали лес. Леонид Григорьевич очень подружился с Виктором. Очень часто они сидели вместе в саду, жарили мясо, разговаривали. Помню, в какой-то момент у нас в семье возник избыток автомобилей — явление для Советского Союза крайне редкое. Среди них был «газик» — автомобиль ГАЗ-69, который мы на время отдали Виктору.

Кордон всегда был на особом счету. Туда приезжало очень много самых разных людей — учёные, фотографы, представители творческой среды.

Говоря о кордоне, не могу не рассказать о его главном доме. Если к нему присмотреться, становится понятно, что дом необычный, что он не выглядит как типичная хозпостройка. Все потому, что это действительно не обычная постройка, это правительственная дача. Место, где он стоит, крайне живописное, и во второй половине 50-х там построили ведомственную дачу Минсельхоза. Можно мысленно перенести сюда любой дом из условной Барвихи, и получится примерно то же самое. Дом несколько раз перестраивался, но до сих пор хранит следы номенклатурной жизни: вполне угадывается парадный вход, вход для прислуги сбоку, терраса, эркер. Было ещё красивое крыльцо, но сейчас оно заколочено, а бывший вход для прислуги используется сегодня как основной.

40-й кордон в вечерних сумерках

Представления о роскоши среди советской партийной элиты были вполне понятны, просты и идеальная дача — это если «вырубить» квартиру из дома на Кутузовском проспекте и поместить её в лес. В любой загородной даче тех времен вы найдете одни и те же атрибуты роскоши: городской паркет, особую рельефную плитку, эркеры — хорошая такая номенклатурная квартира, которая просто переехала в лес. Это относится и к дому на кордоне. Такую кафельную плитку, которой отделаны санузлы, в 50-е годы можно было увидеть только на даче ядерных физиков, партийной элиты и на 40-м кордоне Приокско-Террасного заповедника. Она была недоступна обычному советскому человеку. Знаю, что сегодня многие покрутили бы у виска, мол, что особенного в этой плитке? А я скажу, что такая плитка достойна музея как историческое наследие. Слышал, что скоро дом на кордоне будут ремонтировать, и убеждён, что ему нужен не столько ремонт, сколько реставрация. Очень хочется, чтобы все эти необычные элементы сохранились.

О кинематографичности места
Напротив заповедника, через реку Ока, находится Пущино, а там — знаменитый академгородок. Так вышло, что в детстве я часто бывал в этом месте, и дом, где у моего отчима была служебная квартира, находился на самом краю высокого берега Оки. С балкона той квартиры было очень хорошо видно и реку, и лес, и уникальные Долы — одно из самых необычных ландшафтных явлений заповедника. Очень часто я размышлял над тем, насколько кинематографична эта картинка: место как будто состоит из потенциальных точек съемки, и для оператора-постановщика это просто счастье.

Особенно этим славится 40-й кордон. Если взять в руки камеру — фото-, кино-, видеокамеру — любую, оказывается, что там удивительно строится композиция кадра, всё выстраивается в законченную картинку. Конечно же, не я один такой умный это заметил, такое положение дел не могло пройти мимо внимания кинематографистов.

«В четверг и больше никогда»
В этих местах, заповеднике и Пущино, снято как минимум четыре крупных советских фильма. В их числе — «Родня» и «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова, «Парад Планет» Вадима Абдрашитова и «В четверг и больше никогда» Анатолия Эфроса. Последний — воистину магическое явление советского кинематографа. И снят этот фильм был прямо на кордоне. Он вышел на экраны в 1977 году.

Давайте просто вспомним актёров, задействованных в съемках: Олег Даль в главной роли, Иннокентий Смоктуновский, Любовь Добржанская и совсем юная Вера Глаголева — для неё это была одна из первых ролей в кино. Действие фильма происходит на кордоне, за исключением, пожалуй, пары сцен. Съемочная группа жила в Пущино, и каждый день приезжала к нам в заповедник по мосту через Оку. Мне 13 или 14 лет, и я само собой, был влюблен в Веру. Но была заметная разница в возрасте, я был совсем мальчишка, поэтому мои чувства могли выражаться только в том, что я водил её по окрестностям, раскрывал ей и другим членам съемочной группы секреты заповедного леса.

Олег Даль в пойме Оки на фоне 40-го кордона, кадр из фильма «В четверг и больше никогда»
Любовь Добржанская и Вера Глаголева в окнах 40-го кордона Приокско-Террасного заповедника, кадр из фильма «В четверг и больше никогда»

Вообще я рекомендую эту ленту всем, кто мало-мальски интересуется кинематографом. Лента снята по повести Андрея Битова «Заповедник» и рассказывает о семье, которая живет в заповеднике на кордоне. К женщине, которую играет Любовь Добржанская, приезжает сын — герой Олега Даля — эдакий советский Печорин со свойственной ему рефлексией, циник и беспринципный человек. Смоктуновский же играл полубезумного старика, который живёт на кордоне.

Мой любимый дом с «комнатой фотографа» в кадре не появляется, а вот на месте, где сейчас находится второе здание, была построена декорация. После съёмок это сооружение снесли. Кстати, важную роль в фильме сыграл и тот самый ГАЗ-69, наш старый и очень харизматичный автомобиль. В фильме его можно увидеть несколько раз — например, когда герой Даля нарезает по кордону круги за рулем машины. Кстати, небольшая роль в том фильме досталась и уже знакомому нам егерю Виктору Карлову. Это великолепный фильм с великолепными актерами, он долго не выходит из головы, если его посмотреть. К сожалению, сегодня никого из этих актёров, даже Веры, нет в живых.

Тот самый харизматичный автомобиль — ГАЗ-69, за рулём которого сидел Олег Даль в фильме «В четверг и больше никогда», 1976 г.

В мире существует интересный вид туризма — путешествия по местам, где снимались великие фильмы. Я давно думаю о том, что заповедник мог бы стать местом экскурсий для ценителей кино.

О привычках
У меня есть одна профессиональная привычка: каждый год снимать одни и те же места. Со временем это превращается в определенный ритуал. Если его не выполнять, возникает ощущение, что жизнь проходит впустую. Для меня один из таких ритуалов — приезд в заповедник во время цветения ландышей. Обычно это происходит в последней декаде мая. Лес в это время прогревается и наполняется ароматом цветов. Ландыши в заповеднике просто огромные, упругие и скрипучие, как тюльпаны. Фотографировать их — сплошное удовольствие, как и чувствовать аромат.

Цветение ландышей на Пониковском валу в Приокско-Террасном заповеднике

Ещё люблю приезжать на цветение редчайшего краснокнижного представителя первичной окской флоры — рябчика русского, ради сохранения которого во многом и был создан заповедник. Когда-то существовал Московский заповедник, который состоял из пяти участков, почти все из них упразднили, остался только Приокско-Террасный. К счастью, в то время уже действовал зубропитомник, который имел общесоюзное значение, и это позволило спасти заповедник, иначе никаких следов ландышей и рябчиков мы бы уже не обнаружили. О рябчиках в те времена мало кто думал, однако феномен «окской флоры» был описан ещё задолго до этого.

Уникальный ландшафт этой местности образовался примерно 12 000 лет назад, когда отступал ледник. Он сформировал особенные террасы, с которыми связан ещё один мой ритуал. Через заповедник на кордон ведёт дорога, выложенная асфальтом, и я считаю её одним из самых красивых мест в заповеднике. Всю жизнь её снимаю во все сезоны и во всех состояниях. Я обязательно делаю кадры с извилистой части трассы, откуда видна террасная структура заповедника, древние дюны: вот поверхность идёт наверх, а потом снова наверх — этот вид завораживает.

Снимки, которые у меня получаются после моих «ритуалов», — скорее личные, чем публичные. Я уверен: если ходишь по одной тропе каждый день, узнаёшь больше, чем проходя каждый день по новому маршруту. Вот и я хожу теми тропами по кордону много десятков лет и мне не становится скучно от этого. Более того, я каждый раз вижу то, что раньше не замечал. Снимки хранятся в моих архивах, но не исключаю, что в какой-то момент я решу сделать из них отдельную выставку. Каждая такая фотография имеет для меня особое значение, но сами по себе эти снимки мне не кажутся претенциозными: я их делал для себя.

Рядом с заповедником есть учебный аэродром, поэтому над лесом часто можно увидеть пикирующий самолёт. Ученики отрабатывают на нём «мертвую петлю» и другие чудеса высшего пилотажа. Поверьте, это выглядит очень зрелищно, и веет от этого чем-то михалковским. И вот возьмём канюка — хищную птицу, которая обитает в заповеднике. Канюк занимается таким же самым высшим пилотажем: с удовольствием ловит восходящие потоки, пикирует. И я даже знаю, где у него гнездо. И понимаю, что если захочу снять его всерьёз, мне потребуется не один сезон для создания работ, достойных National Geographic. Это очень трудно, требует огромного времени, терпения изобретательности, как и любая фотография дикой природы. Возможно, когда-нибудь я это сделаю.

О рябчиках
После стольких лет, проведённых в заповеднике, я здесь знаю, наверное, все «рябчиковые» места. И ещё я знаю, что когда солнце садится за кордоном, оно начинает особым образом просвечивать сквозь цветы. И каждый раз я думаю, что хорошо быть одновременно и биологом, и фотографом, потому что это формирует особый взгляд на вещи, особую картинку.

Допустим, люди, которые просто приехали на пикник, смотрят на рябчики и видят в них только чёрные колокольчики. И им невдомёк, что эти вот рябчики живут здесь на протяжении последних 10 000 лет на одном и том же месте и каждую весну на протяжении этих 10 000 лет они цветут. И теперь представьте, что здесь будут проезжать рабочие, которые уронят кусок рубероида и забудут его поднять. Спустя год на этом месте останется проплешина, а потом на этом же месте вырастет крапива, сныть и другие лесные сорняки, а те первичные элементы флоры сюда больше никогда не вернутся.

И весь заповедник такой — особенный. А кордон для меня — вдвойне особенный. Там всё сходится удивительным образом: на границе поймы начинается лес, по лесу течёт маленькая речка, которая хоть и выглядит скромно, является главной водной артерией заповедника. Здесь можно встретить и сосновый лес, и липовую рощу, и осинники. И, конечно, вблизи такой роскоши собирается огромное количество птиц. А как раз неподалеку от дома на кордоне находится резиденция соловьёв. А поют они так, что кажется, будто у тебя на голове наушники и звук в них врубили на полную громкость. А потом к этому добавляется пение лягушек. Симфония дополняется цветением слив, а потом распускается сирень.

Рябчик русский, фото Александра Куличенко
Живучка ползучая — один из любимых объектов съёмки Антона Леонидовича

Летом, когда ночи светлые, ложиться спать нет никаких причин: всё это буйство природы хочется слушать и наблюдать бесконечно. Но и зимой хорошо, особенно в мороз: окружённый такими красотами и ощущая уют и тепло в помещении, чувствуешь себя особенно хорошо.

Был период, когда я долгое время не ездил в заповедник. Девяностые годы, период перемен для очень многих. Перемены не обошли стороной и меня: я сменил профессию и ушёл из университета в фотографы. Мне повезло: к этому моменту я, благодаря моим учителям, уже давно был профессионалом с хорошей школой и хорошим знанием ремесла. Некоторое время я жил за границей, а потом вернулся в Россию, стал работать здесь и в какой-то момент понял, что скучаю по ландышам.

И ещё мне нужно было снять историю о заповедных местах Центральной России. Вопрос, куда ехать, передо мной, конечно же, не стоял. И вот настал день «икс». Моя съёмочная группа уже была на месте, а мы с женой только ехали из Москвы на своей машине. В ту поездку Наташа побывала в заповеднике впервые. Она сразу прониклась пониманием и любовью к этому месту и стала не менее преданным поклонником заповедника, чем я. По старой памяти поехал через асфальтированную дорогу и упёрся в шлагбаум, а была глубокая ночь. Пришлось моим ребятам будить смотрителя кордона Евгению Петровну, брать у неё ключ, чтобы впустить меня. И я вернулся — с таким ощущением, будто никуда не уезжал. Таким образом, судьба меня вернула в заповедник уже другим человеком с другой профессией.

О хранительнице кордона
Евгения Петровна вместе со своей семьёй живёт на кордоне очень давно. В прошлом году было 30 лет, как они приехали в заповедник. Те первые их годы на кордоне я помню смутно, потому что тесно мы ещё не общались. Я был как будто представитель прежнего времени, а там происходила смена людей и начало большой долгой эпохи.

Со временем я стал ездить на кордон чаще и чаще, а сейчас бываю там при первой возможности. Я очень тепло отношусь к этой семье и безгранично их ценю и уважаю. Евгения Петровна — гений места, хранительница этого дома, эдакий смотритель маяка, который всё видит, всё знает. Бывая на кордоне, я не всегда снимаю, иногда просто беру с собой свои архивы и работаю в «комнате фотографа» или разговариваю с Евгенией Петровной.

Хозяйка кордона — Евгения Петровна на боевом посту у границы заповедника

Я считаю, что люди, которые работают в заповеднике — настоящие энтузиасты. А сотрудников кордона я и вовсе считаю супергероями. Потому что жить и работать в изоляции достаточно сложно даже в бытовом плане. Я, например, знаю, что для Евгении Петровны каждая поездка за продуктами — целая экспедиция.

Заповеднику очень повезло, что здесь годами работают такие энтузиасты, и сейчас я говорю не только о хранительнице кордона, но и обо всех сотрудниках. Такие люди — сокровище для заповедника. Самому же заповеднику не повезло в том смысле, что он находится близко к Москве, он всегда был и будет лакомым куском для застройщиков, поэтому защита территории — особенно важная задача. Я знаю, что заповедникам сейчас непросто развиваться, но я рад, что этот островок природы в Подмосковье столько лет удаётся оберегать от любого вмешательства.

Очень давно я сделал одно любопытное наблюдение: когда летом едешь из заповедника по дороге всегда слышно, как ухает сова, как квакают лягушки, как поют птицы. Но едва покидаешь границы заповедника, вроде бы сразу визуально ничего не меняется: вокруг тот же лес, та же природа, но нет уже ни лягушки, ни совы. Наверное, существует какая-то невидимая граница, которую обитатели леса чувствуют лучше, чем мы. И смысл существования заповедника в том, чтобы эту границу охранять.
Фото: Антон Ланге

Ассортимент. Хребет.

Заместитель председателя
Правительство Российской Федерации Александр Хлопонин

Полномочный представитель Президента Российской Федерации
Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей
Меликов

Министерство Российской Федерации по Северу
Дела Кавказа Лев Кузнецов

Главы регионов
которая участвовала в реализации проекта туристического кластера в г.
Северо-Кавказский федеральный округ, Краснодарский край и Республика
Адыгея

Руководители региональных органов по туризму в субъектах
Северо-Кавказский и Южный федеральные округа

Менеджмент
Курорты Северного Кавказа

Акционерное общество HeliAction Helicopter Company; Арсений Болдырев,
Александр Давыдов, Олег Шишков, Михаил Петров
в частности

Представительство Агентства стратегических инициатив в г.
Северо-Кавказский федеральный округ и Анвар Гаджиев в
в частности

Фестиваль Первобытная Россия и Олег
Пантелеев
в частности

Компания Никон и Владимир
Волков
в частности компания Wonderfoto и Леонид
Воложин
в частности

Руководители и персонал
участники государственных природных заповедников и заповедных зон

Кавказский государственный природный заповедник им. К. Г. Шапошникова (Федеральная государственная
Бюджетное учреждение) Сергей Шевелев, Николай
Ескин,

Трепет Сергей (Тебердинская гос.
Биосфера)

Государственный биосферный природный заповедник (Федеральный государственный
учреждение) Таулан Джуккаев, Юрий Саркисян, Рамазан Хубиев,
Батыр Эркенов

Северо-Осетинский государственный природный заповедник
(ФГБУ) Ахсартаг Моураов Константин
Попова

Дагестанский государственный природный заповедник (федеральный
ГБУ) Курбана Куниева

Кабардино-Балкарский государственный высокогорный природный заповедник Хаджи-Мурат
Газаев

Курорт Эльбрус ОАО Хиса
Беккаева

Дербентский государственный архитектурно-художественный
Заповедник (ГБУ) Али
Ибрагимова
Приэльбрусье Национальный парк (Федеральный государственный бюджетный
учреждение) Юрий Залиханов

Авторский
особая благодарность:

Дагестан :
Виталий Демченко, Саид Юсупов, Магомед Лабазан-Гаджи, Эльдар Назаралиев,
Саадула Батиров, Гаджи Гаджиев, Шамиль Аммаев, Абдурахман Абдурахманов,
Савдат Аббасова, Далгат Далгатов, Магомед Магомедов, Гамзат Мухумаев, Мурад
Дагиров, Муртазали Магомедов, Гаджиабдулла Куцулов, Ибрагим Абдулаев, Таги
Баширов, Аляс Магомедов, Магомедрасул Османов

Чечня : Эдильгириев Амруди, Магомаев Юсеп,
Руслан Байсаров, Канта Ибрагимов, Максим Бугаев, Ражап Мусаев, Сайд-Эмин
Джабраилов

Ингушетия : Станислав Аристов,
Магомед Тимурзиев

Осетия : Константин Габисов,
Хетаг Битаров, Азамат Гаглоев, Вильям Гагиев, Тамара Кадиева, Нина
Манукян, Рудик Манукян, Светклана Ахмедова, Эмма Алексанян

Кабардино-Балкария: Харун Байсиев, Магомед Гочаев и его
семья, Тенгиз Мокаев, Алий Анаев Альпинисты: Юрий Порохня, Ким Зайцев
Фрирайдеры: Мария Кудимова, Светлана Кузнецова, Геннадий Хрячков, Алексей
Водолазкин, Идрис Узденов, Салим Нахушев, Замурат Шаваев

Карачаево-Черкесия: Шамиль Тоторкулов и его семья
Альпинисты: Евгений Письменный, Сергей Бутов, руководство и сотрудники
Архыз МЧС База

Адыгея и Кавказское побережье
Черное море
: Центр винного туризма «Абрау-Дюрсо»; в частности,
Босир Титов, Юлия Пархоменко и Владимир Костюченко.

Это
проект был бы невозможен без Олега Горчева ,
Сергей Верещагин , Никита Шашкин ,
Раифи Быткова , Рената Шушайте , Елена
Столяренко
.

Мы хотели бы принести наши извинения и
выражаем искреннюю благодарность тем, кого мы, возможно, не включили в
этот список.

Диапазон. Хребет.

Заместитель председателя
Правительство Российской Федерации Александр Хлопонин

Полномочный представитель Президента Российской
Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей
Меликов

Министерство Российской Федерации по Северу
по делам Кавказа Лев Кузнецов

Главы регионов
которая участвовала в реализации проекта туристического кластера в г.
Северо-Кавказский федеральный округ, Краснодарский край и Республика
Адыгея

Руководители территориальных органов по туризму в субъектах
Северо-Кавказский и Южный федеральные округа

Управление
Курорты Северного Кавказа

Акционерное общество HeliAction Helicopter Company; Арсений Болдырев,
Александр Давыдов, Олег Шишков, Михаил Петров
в частности

Представительство Агентства стратегических инициатив в г.
Северо-Кавказский федеральный округ и Анвар Гаджиев в г.
в частности

Фестиваль Первобытная Россия и Олег
Пантелеев
в частности

Компания Никон и Владимир
Волков
в частности компании Wonderfoto и Леонид
Воложин
в частности

Руководители и персонал
участники государственных природных заповедников и заповедных зон

Кавказский государственный природный заповедник им. К. Г. Шапошникова (Федеральная государственная
Бюджетное учреждение) Сергей Шевелев, Николай
Ескин,

Трепет Сергей (Тебердинская гос.
Биосфера)

Государственный биосферный природный заповедник (Федеральный государственный
Учреждение) Таулан Джуккаев, Юрий Саркисян, Рамазан Хубиев,
Батыр Эркенов

Северо-Осетинский государственный природный заповедник
(ФГБУ) Ахсартаг Моураов Константин
Попова

Дагестанский государственный природный заповедник (федеральный
ГБУ) Курбан Куниев

Кабардино-Балкарский государственный высокогорный природный заповедник Хаджи-Мурат
Газаев

Курорт Эльбрус ОАО Хиса
Беккаева

Дербентский государственный архитектурно-художественный
Заповедник (ГБУ) Али
Ибрагимова
Приэльбрусье Национальный парк (Федеральный государственный бюджетный
Учреждение) Юрий Залиханов

Авторская
особая благодарность:

Дагестан :
Виталий Демченко, Саид Юсупов, Магомед Лабазан-Гаджи, Эльдар Назаралиев,
Саадула Батиров, Гаджи Гаджиев, Шамиль Аммаев, Абдурахман Абдурахманов,
Савдат Аббасова, Далгат Далгатов, Магомед Магомедов, Гамзат Мухумаев, Мурад
Дагиров, Муртазали Магомедов, Гаджиабдулла Куцулов, Ибрагим Абдулаев, Таги
Баширов, Аляс Магомедов, Магомедрасул Османов

Чечня : Эдильгириев Амруди, Магомаев Юсеп,
Руслан Байсаров, Канта Ибрагимов, Максим Бугаев, Ражап Мусаев, Сайд-Эмин
Джабраилов

Ингушетия : Станислав Аристов,
Магомед Тимурзиев

Осетия : Константин Габисов,
Хетаг Битаров, Азамат Гаглоев, Вильям Гагиев, Тамара Кадиева, Нина
Манукян, Рудик Манукян, Светклана Ахмедова, Эмма Алексанян

Кабардино-Балкария: Харун Байсиев, Магомед Гочаев и его
семья, Тенгиз Мокаев, Алий Анаев Альпинисты: Юрий Порохня, Ким Зайцев
Фрирайдеры: Мария Кудимова, Светлана Кузнецова, Геннадий Хрячков, Алексей
Водолазкин, Идрис Узденов, Салим Нахушев, Замурат Шаваев

Карачаево-Черкесия: Шамиль Тоторкулов и его семья
Альпинисты: Евгений Письменный, Сергей Бутов, руководство и сотрудники
Архыз МЧС База

Адыгея и Кавказское побережье
Черное море
: Центр винного туризма «Абрау-Дюрсо»; в частности,
Босир Титов, Юлия Пархоменко и Владимир Костюченко.