Белая карелия: Белая Гора – бывший главный мраморный каньон России

Белая Гора – бывший главный мраморный каньон России

Лумииваара > Белая Гора в Карелии – бывший главный мраморный каньон России

  • Уникальный дизайн коттеджей и домииков
  • Мангал возле каждого коттеджа и домика
  • Прокат моторных и гребных лодок. Множество маршрутов.
  • Туры на снегоходах. Трассы различной сложности.
  • Рыбалка
  • Баня
  • Живописные виды для любителей фотографии.
  • Бесплатный Wi-Fi
  • Возможность оплаты по карточкам Visa и MasterCard.
  • Страничка Вконтакте.
  • Группа Facebook.

Среди множества интересных мест, которыми так богата Карелия, у путешественников вызывает интерес деревня Белая Гора, которая укрылась среди густых лесов Кондопожского района на берегу Хижозера. Входит в состав Гиварского поселения. Местность богата древними памятниками и запасами полезных ископаемых, добыча одного из которых и дало название этой деревне, вполне обычной сейчас, но имеющей весьма интересную историю.

Что стоит посмотреть

  • Деревня Белая Гора и ее знаменитая мраморная церковь.
  • Бывшие мраморные каменоломни – гора Белая (плюс подъем на вершину).
  • Река Тивдийка, довольно быстрая и живописная.
  • Хижозеро – довольно крупный природный водоем.

Невдалеке от поселения на протекающей по карельской глубинке быстрой и порожистой речке Тивдийка стоит гора Белая. Чуть более сотни лет назад она была центром добычи мрамора на севере России. И деревню, не мудрствуя лукаво, стали называть Белой Горой. Во времена расцвета здесь проживало порядка двух тысяч человек. А сейчас в Белой Горе, как и во многих мелких карельских поселениях, небольшое оживление наблюдается только в теплое время года. Хотя места здесь красивые, а климат мягкий и достаточно комфортный для человека – средняя температура -10,9ºС до +16,4ºС.

Гора Белая

Со стороны берега Белая гора представляет собой высокую обрывистую стену, сложенную из мрамора и местами поросшую лесом. В настоящее время белый цвет на обрывистом горном склоне высотой 25 метров остался только в некоторых местах, где проводились последние работы по разработке мрамора (взрывным способом). Остальная часть поверхности склона со временем потемнела под воздействием естественных причин, что только добавило ему живописности – пестрое сочетание серых глыб и белых, розоватых, красных пятен с добавкой зелени. Тивдийские каменоломни по красоте вполне сопоставимы со знаменитым Рускеальским мраморным каньоном, хотя и меньше «раскручены». На вершину ведет единственная тропинка, крутая и поросшая мхом.
Подъем нельзя назвать легким, хотя он и не очень высокий. Но труды будут достойно вознаграждены. С самой вершины открывается завораживающий вид на озеро, лес, деревню и далеко на прилегающие окрестности.

История тивдийского мрамора

Мрамор, добываемый на Белой Горе, называется тивдийским. Он настолько уникален по расцветке и прочности, что именно его было решено использовать при строительстве Петербурга (в частности, для возведения всемирно известного Исаакиевского собора в 1858 году). Примесь гематита придает белому камню различные оттенки красного цвета удивительной красоты – пятнистой, полосатой, розоватой, красноватой палитры на белоснежном фоне. Всего здесь раньше добывалось 23 разновидности мрамора. Историки утверждают, что первыми добывать мрамор на горе Белой в XVII веке начали шведы, но держали местонахождение самой каменоломни в тайне. Российский подданный купец Мартьянов повторно открыл крупное мраморное месторождение в 1750-х годах. И вскоре здесь были открыты «мраморные ломки», то есть, начата промышленная разработка, максимум которой пришелся на время застройки Санкт-Петербурга. Городу требовались огромные объемы строительного и декоративного камня, поэтому его добыча была организована с размахом. В каменоломнях работало свыше 3000 крестьян, проживавших на левом берегу Тивдийки. Мрамор в те времена добывали со знанием дела, осторожно, чтобы не нанести урона всему месторождению. Откалывали массивные крупные блоки, предварительно обрабатывали и по воде отправляли в Петербург. Камень, добытый на горе Белой, можно увидеть в отделке не только Исаакиевского собора, но и Мариинского, Михайловского, Мраморного, Зимнего дворцов, Казанского собора, а также других зданий Санкт-Петербурга. В 1920-х годах были сделаны попытки возобновить добычу мрамора на Белой горе, но взрывные работы велись неправильно, вследствие чего месторождение было признано негодным для промышленного использования. Постепенно люди ушли из этих мест, и сейчас деревня представляет собой скопище пустующих «пятистенок».

Уникальная мраморная церковь

Поблизости от деревни Белая Гора в 1850-х годах под личным попечительством графа Льва Александровича Перовского взамен старой деревянной церкви была выстроена новая, из местного мрамора. Ее спроектировал тот же архитектор, что и московский храм Христа Спасителя – Константин Тон. Небольшая церковь с колокольней и куполом в византийском стиле до сих пор поражает гармоничным изяществом пропорций, величественно возвышаясь над деревней. К сожалению, в начальные годы советской власти она была полностью разграблена и отдана под клуб, поэтому от богатого убранства сохранились только воспоминания старожилов. Отправившись в Карелию в теплое время года, вы сможете совершить интереснейшее путешествие на Белую Гору.

Российский этнографический музей

В отделке здания Российского этнографического музея использован удивительно красивый мрамор разных оттенков розового цвета. Этот камень был добыт на Тивдийских каменоломнях, расположенных в Карелии, в районе города Кондопога, в окрестностях селений Тивдия и Белая Гора. В этих каменоломнях встречается более 30 разновидностей мрамора разных цветов. Наверное поэтому, архитектор здания Российского этнографического музея В.Ф. Свиньин именно здесь нашел подходящий по своим декоративным свойствам камень. Промышленные разработки мрамора в районе деревень Тивдия и Белая гора начались еще в середине XVIII века и велись до 30-х годов XX века. Тивдийский мрамор использовали при строительстве Исаакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов, Инженерного замка и других архитектурных жемчужин Санкт-Петербурга, а  в советское время – для украшения станции метро «Бауманская» и Дворца Советов в Москве. Однако наиболее ярко мощную красоту природного камня можно увидеть в Мраморном зале Российского этнографического музея.

С 2017 года по инициативе энтузиаста Ильи Анатольевича Швецова каменоломни Белой горы стали туристическим маршрутом. Здесь был организован парк «Белая гора. Тивдийский мрамор». Теперь можно посетить место добычи мраморов и полюбоваться завораживающей красотой природы Карелии.

На выставке ««Здание Российского этнографического музея. Архитектор Василий Свиньин» мы представляем серию фотографий прекрасных окрестностей деревни Белая гора и мест добычи мрамора.

Фотографии предоставлены партнером выставки, руководителем проекта «Парк »Белая гора. Тивдийский мрамор»» И.А. Швецовым.

Центральное месторождение Тивдийских мраморных ломок расположено на берегу оз. Хижозеро напротив деревни Белая гора.

Д. Белая Гора основана в 1767–68гг.  переселенцами с Урала. Каменоломщики и каменотесы (бергауеры) были перевезены сюда вместе с семьями по приказу Екатерины II для  добычи мрамора на строительство дворцов и соборов Санкт-Петербурга.

В 2018 году на месте старых каменоломен открыт объект туристского показа – парк «Белая гора. Тивдийский мрамор». Территория расчищена от валежника, возведена необходимая инфраструктура – причал, лестница, перильные ограждения на смотровых площадках, указатели и информационные стенды. 

Нетронутая часть мраморного массива отвесно уходит в воду.  До начала работ на этом месторождении именно так  выглядела вся скала.

На Белогорском месторождении различали 7 сортов мрамора от светло-розового до темно-красного. Всего к Тивдийским каменоломням было приписано 32 карьера, где добывали 23 сорта мрамора и еще 9 других видов камня.

В северной части деревни находится каменная церковь иконы Казанской Божией матери. Построена в 1856г. по проекту придворного архитектора К.А. Тона в соавторстве с олонецким архитектором В.В. Тухтаровым. В настоящее время церковь не действует и заброшена.

Во время закладки самой первой каменоломни в 1768 году, гора открыла свои недра бело-розового цвета и отсюда пошло ее название – Белая. В настоящее время поверхность мрамора покрыта серым налетом из мхов и лишайников, произрастающих на поверхности камня.

Сейчас дно карьера усеяно обломками скал разной величины, на которых можно увидеть следы от инструментов горняков.

Наряду со следами от буров на поверхности массива видны ржавые подтеки гематита – окисла железа.  Это один из минералов, который как раз и придает оттенки розового и красного цвета здешнему мрамору.

Любоваться видами парка можно  в любой сезон, но самое красивое время – сентябрь–октябрь, когда открывающиеся с верхних смотровых точек ландшафты раскрашены цветами золотой осени. 

Зимой парк не принимает гостей, но особо пытливые туристы могут попасть туда вне сезона на лыжах и побывать в зимней карельской сказке.

Проточное Хижозеро (названо от карельского Хийси – леший) замерзает поздно и только в самые суровые морозы здесь встает лед.

В настоящее время месторождение заброшено. Всему виной варварские способы добычи в советский период 1960–70-х годов. В результате сильных взрывов при работах в карьере массив горы растрескался и теперь получить большие хорошие блоки мрамора не получается.                   

В 30-х годах прошлого столетия, советские горняки применяли более гуманную технологию добычи малыми блоками.

В результате образовались ступени, называемые местными жителями «лестница гигантов».                              

На склонах скалы кое-где остались торчать застрявшие инструменты горнодобытчиков.

Это буры и клинья советского периода работ по выломке камня.          

     

Уступ горы, справа от которого в 1902 году был произведён последний удачный отрыв большой массы мрамора (вес порядка 10 000 тонн).

Блоки добытого здесь камня пошли для изготовления колонн и на отделку интерьеров Мраморного зала Российского Этнографического музея.

Работа на ломках в царское время была очень тяжелой. Каменоломщики работали парами, для изготовления блока им необходимо было вручную с помощью бура и молота сделать строчку отверстий в камне, потом клиньями откалывать его части. Два работника за смену могли пробурить несколько скважин общей глубиной от 0,7 до 2 метров – в зависимости от плотности мрамора.

Подгорье – одна из нескольких технологических выработок для подготовки отрыва большой массы мрамора от скалы. Отрыв готовился с помощью ручного бурения и порохострельной работы.

В северной части д. Белая Гора на полуострове у протоки, соединяющей Хижозеро и Кривозеро, в 1807 году был построен белогорский мраморный завод. Рабочие механизмы завода – рамные пилы и шифовальные доски – приводились в движение от водяного (гидравлического) колеса.

Высота горы достигает 25 метров над уровнем озера. Сверху, с вершины, открываются восхитительные виды на карельские пейзажи – озеро с  деревенькой на берегу, поля и лес, простирающийся до горизонта.

Мрамор достаточно быстро разрушается на открытом воздухе в отличие от диабазов и гранитов. На нем легко поселяются мхи и лишайники, и он, без должного ухода, начинает быстро терять свой вид.  Поэтому чаще всего мрамор используют для отделки внутри помещений, где он десятилетиями сохраняет свой великолепный величественный блеск.

Тивдийские мраморные каменоломни долгое время были незаслуженно позабыты и недоступны для широкого круга туристов.

Но сейчас, когда в парк «Белая гора. Тивдийский мрамор» наведена паромная переправа, бывший заброшенный карьер облагорожен, создана инфраструктура для безопасного нахождения в нем, каждый желающий может прикоснуться к истории этих  мест и насладиться потрясающими видами Белой горы.

СЕВЕРНАЯ КАРЕЛИЯ: БЕЛОЕ МОРЕ, БЕСКРАТНЫЕ ЛЕСЫ И НАПЕТРОГЛИФЫ

КАРЕЛИЯ

Республика Карелия – обширная территория на северо-востоке России, простирающаяся от Санкт-Петербурга до Полярного круга. На площади 172 400 квадратных километров (66 600 квадратных миль) проживает около 620 000 человек из 55 различных этнических групп, включая 140 000 карелов и многих русских, которые являются потомками выживших в трудовых лагерях. В прошлом он был частью Швеции и Финляндии. Некоторые вывески на русском и финском языках. Сайт: Туристический портал Карелии: www.ticrk.ru

Карелия — земля карельского народа, прибалтийско-финского этноса В настоящее время разделена между северо-западом Российской Федерации (субъекты Республики Карелия и Ленинградская область) и Финляндией (регионы Южная Карелия и Северная Карелия) ). Климат жаркий летом и холодный зимой. Средняя температура составляет +15 градусов по Цельсию (60 градусов по Фаренгейту) летом, но может опускаться до -35 градусов по Цельсию (-31 градус по Фаренгейту) зимой.

В Республике Карелия есть густые леса, чистые реки, чистый воздух и 60 000 озер, включая Ладожское и Онежское озера, два крупнейших озера в Европе. Беломорканал связывает реки и озера региона с Северным Ледовитым морем. Этот район известен своими островами, которые находятся под охраной ЮНЕСКО; в частности, Кижи и Валаам. Гости Карелии могут увидеть самый большой равнинный водопад Европы (Кивач), побывать на курорте «Боевые воды», открывшемся при Петре I, и открыть для себя карело-финский эпос «Калевала». Среди развлечений можно выделить экстремальные поездки по бездорожью, пешие походы, греблю на каноэ, рафтинг, каякинг, рыбалку, охоту и осмотр знаменитых петроглифов вокруг Ладожского озера.

После Великой Отечественной войны юго-западная часть республики, включая единственный участок открытого моря в Финском заливе, отошла к Российской Республике. В 1956 г. режим Никиты Сергеевича Хрущева (занимавший этот пост в 1953-64 гг.) переименовал искусственное образование, которое так и не приблизилось к карельскому большинству, в Карельскую АССР. В 1994 г. население республики, составлявшее около 800 200 человек, составляло 74% русских, только 10% карелов, 7% белорусов и 4% украинцев. Господствующая религия – русское православие.

В регионе, где преобладают леса, озера и болота, экономика Карелии поддерживается в основном лесозаготовками, добычей полезных ископаемых и рыболовством. Богатые минеральные ресурсы включают строительный камень, цинк, свинец, серебро, медь, молибден, алюминий, никель, платину, олово, барит и железную руду. Промышленность включает переработку древесины и полезных ископаемых, а также производство мебели, химикатов и бумаги.

См. отдельную статью ЗАПАДНАЯ РОССИЙСКАЯ АРКТИКА factanddetails.com

Северная Европейская часть России

Север европейской части России примерно определяется как территория к северу от Москвы между Финляндией и Балтийским морем на западе, Северным Ледовитым океаном и его ответвлениями на севере и Уральскими горами на востоке. Районы в основном равнинные и усеяны озерами и болотами. Крайние северные районы области покрыты тундрой. Южнее — таежные леса.

Север Европейской России сначала населяли оленеводы, такие как саамы (лопари), а затем новгородские купцы и шведы, которые долгое время занимали этот регион. Русские не претендовали на эту территорию полностью, пока Петр Великий не вытеснил шведов с восточной Балтики. Этот район в значительной степени игнорировался, пока его важность как линии снабжения не была осознана во время Первой и Второй мировых войн.

Большинство достопримечательностей проходят по трем маршрутам: 1) полукольцевому маршруту через озера, реки и каналы между Москвой и Санкт-Петербургом; 2) железнодорожный маршрут север-юг между Санкт-Петербургом и Мурманском; и 3) железнодорожный маршрут север-юг между Москвой и Архангельском

Карелы

Карелы — это финно-угорский народ, проживающий на северо-западе России недалеко от границы с Финляндией, в Финляндии и других частях бывшего Советского Союза. Карелы являются двоюродными братьями финнов и в значительной степени ассимилировались в российское или финское общество. Мало говорят по-карельски. При этом они считают себя карелами. Их традиционная культура более тесно связана с культурой финнов, чем русских.

Карелы традиционно живут вдоль северо-восточного берега Ладожского озера. Перед Второй мировой войной это была часть Финляндии. После войны он был передан Советскому Союзу. Многие карелы были переселены в Финляндию. Сегодня в России проживает около 140 000 карелов. Около 80 000 из них составляют 10 процентов населения республики Карелия, проживающей на границе с Финляндией.

Карелы живут в приграничье между Россией и Финляндией уже более 1000 лет. Они упоминаются в скандинавских сагах, датированных 874 и 1143 годами, когда принимали участие в сражениях против финнов. Там родина также была местом ожесточенных боев между русскими и шведами.

См. отдельную статью НАСЕЛЕНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДА РОССИИ factanddetails. com

Кемь

Кемь (500 км к северу от Санкт-Петербурга по дороге и железной дороге в Мурманск) — небольшой город с населением 18 000 человек на берегу Белого моря. Здесь особо нечего делать, кроме старых деревянных домов. Однако это удобная отправная точка для путешествия на Соловецкий остров. Путь на теплоходе составляет два часа, меньше времени, чем из Архангельска.

Кемь — исторический город, административный центр Кемского района Республики Карелия. Он расположен на берегу Белого моря в месте впадения в него реки Кемь, на железной дороге, ведущей из Петрозаводска в Мурманск.

В 1926–1939 годах Кемь использовалась как место отправления катеров, направлявшихся на Соловецкие острова с политическими заключенными. Во время холодной войны в городе располагалась авиабаза Подужемье, ключевой аэродром самолетов-перехватчиков, прикрывавший Карелию. Кемь была местом действия фильма «Остров» (Остров) 2006 года о вымышленном православном монахе ХХ века. Фильм закрыл Венецианский кинофестиваль 2006 года и имел умеренный кассовый успех.

Костомукша (140 км западнее Кеми) небольшой шахтерский городок, расположенный почти на границе России и Финляндии. В годы Великой Отечественной войны Костомукша стала местом ожесточенных боев между немецко-фашистскими войсками и советскими партизанами.

Национальный парк Паанаярви

Национальный парк Паанаярви (350 км к северо-западу от Кеми) расположен за Полярным кругом на границе Финляндии и Мурманской области. Он был основан 20 мая 1992 года. Площадь парка составляет 104 га, из которых 60 процентов занимают девственные, непройденные леса.

В парке Паанаярви можно подняться на самую высокую гору Карелии Нуорунен (576 метров) и полюбоваться видом на озеро Паанаярви, лежащее в глубоком ущелье. Озеро небольшое, но особенно глубокое — 128 метров. Среди других достопримечательностей посетители обязательно должны посетить отвесную скалу Рускеаллио, реку Олланга, водопады Мьянтукоски и Киваккоски, а также подняться на гору Киваккунтури, чтобы насладиться еще одним захватывающим видом.

Парк благоустроен для приема посетителей, проложены пешеходные дорожки и тропы, над ручьями и болотами установлены пешеходные мосты, имеются информационные стенды и места для палаток. Возможны варианты проживания. Купив лицензию, которую можно получить в визит-центре поселка Пяозерский, можно порыбачить в парке. В Пяозерском также есть несколько пунктов проката моторных лодок и байдарок. Кроме того, обязательно стоит совершить экскурсию по озеру Паанаярви на моторной лодке или деревянном паруснике «Надежда».

Национальный парк «Паанаярви» расположен на северо-западе Карелии, в самой высокой ее части на хребте Маанселикья. Ландшафты парка очень живописны — здесь горные вершины чередуются с глубокими оврагами, многочисленными озерами, разнообразными болотами, широкими реками и водопадами. Склоны гор и речные долины покрыты малонарушенными лесами, среди которых преобладают редкостойные еловые леса. В парке есть зимние и летние маршруты и множество туристических гостевых домов.

Петроглифы Онежского озера и Белого моря

Петроглифы Онежского озера и Белого моря номинированы в 2018 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Относящийся к эпохе неолита, начинающейся 6600-7000 лет назад, памятник состоит из 33 компонентов: 11 памятников на Белом море и 22 на Озеро Онежское. В этих двух частях насчитывается не менее 4500 петроглифов. Самое известное изображение — двухметровый петроглиф, изображающий гуманоида с прямоугольной головой.

Петроглифы — это наскальные рисунки или, говоря более технически, «изображения, созданные путем удаления части поверхности скалы путем надрезания, ковыряния, вырезания или шлифовки в качестве формы наскального искусства». Найденные в Карелии часто вырезаны на граните. Датировать их сложно из-за отсутствия в граните органических соединений.

Местные жители считают, что на петроглифах изображены представители нечистой силы, поэтому скалу, на которой они изображены, прозвали Дьявольским Носом. Считается, что места с петроглифами были святилищами создавших их людей, где коренные жители Карелии молились своим богам и, возможно, приносили им жертвы.

Согласно отчету, представленному в ЮНЕСКО: Петроглифы Онежского озера и петроглифы Белого моря «располагаются на расстоянии 330 километров друг от друга, в юго-восточной и северо-восточной частях Республики Карелия. Петроглифы Онежского озера расположены вдоль восточного побережья Онежского озера на протяжении 18,5 километров, включающие более 1200 фигур в 25 группах, расположенных на 17 мысах и 6 островах. Петроглифы Белого моря расположены в 6-8 км от Беломорска, на малых и крупных островах в разветвленной дельте р. фигуры в 11 группах. [Источник: Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО]

«Петроглифы Онежского озера и Белого моря – уникальные образцы первобытного монументального искусства, входящие в число важнейших древних культурно-исторических достопримечательностей Северной Европы. Они образуют самостоятельный крупный центр неолитического наскального искусства, характеризующийся своеобразием и загадочностью его изображений, разнообразием тематики, яркой образностью, обилием сцен и многофигурных композиций, хорошей сохранностью, исключительной выразительностью природного окружения и культурного контекста, представленного близлежащими городищами. . Номинируемый объект является серийным, так как его компоненты отражают культурно-функциональные связи, сохраняющиеся в течение длительного времени, обусловливая соответственно культурную, хронологическую, эволюционную и ландшафтно-экологическую взаимосвязь.

«Комплексы петроглифов Онежского озера и Белого моря вместе с окружающим ландшафтом образуют своего рода первобытные святилища под открытым небом, каждое из которых имеет свои особенности, сходства и явные различия, естественно дополняя друг друга. Сходства обусловлены общей временной шкалой, естественной средой и общей культурой, тогда как различия связаны с местными традициями и предпочтениями. Одинаковая техника вырезания фигур (выборки), наличие общих базовых сюжетов, сходство, а в некоторых случаях даже тождественность петроглифов указывают на возможные прямые контакты между населением обеих территорий и определенную преемственность творческих практик в ходе эволюции наскального искусства древних народов. Онежское озеро и Белое море».

«Наскальное искусство появилось на гранитных скалах восточного берега Онежского озера и Белого моря всего 6600-7000 лет назад и активно развивалось только в эпоху неолита, резко отличаясь от аналогичных памятников Северной Европы, созданных на протяжении многих тысячелетий. и относящихся к разным эпохам. Наскальные рисунки Карелии созданы представителями археологической культуры ямочно-гребенчатой ​​керамики и культуры ромбовидно-ямочной керамики. Этот пласт древностей среднего и финального неолита хорошо представлен в бассейне Онежского озера и юго-западной части Беломорья.

«Внешний облик создателей и современников карельского петроглифа можно узнать по краниологическим материалам позднемезолитического Оленеостровского могильника, расположенного неподалеку от Онежского скального святилища. Найденные в этом могильнике уникальные роговые стержни, увенчанные выразительными скульптурами лосиных голов, очень похожи на таковые на наскальных рисунках и позволяют предположить преемственность между мезолитическим и неолитическим населением Карелии».

Петроглифы Белого моря

Петроглифы Белого моря (50 км южнее Кеми) расположены на семи бывших островах дельты реки Выг в ее устье в Белое море. Один из крупнейших кластеров Северной Европы, комплекс петроглифов включает 11 групп наскальных рисунков, содержащих 3411 отдельных фигур. Наибольшее количество петроглифов находится в Залавруге (около 2000) и на островах Шойрукшин (более 500) и Ерпин Пудас (более 200). На безымянных островах выявлены группы от 7 до 100 фигур. В районе выявлено и изучено более 80 археологических памятников, датируемых от эпохи неолита до позднего средневековья, в том числе 42 стоянки, совпадающие с наскальными рисунками.

Согласно отчету, представленному в ЮНЕСКО: «Бегущая в своем каменном русле, река Выг образовала разветвленную сеть ручьев и проток, была полна порогов, каменных островов, водопадов, водоворотов и катаракт. На сегодняшний день древний ландшафт немного видоизменился в связи со строительством Беломорско-Балтийского канала и гидроэлектростанций. Русло реки было осушено, что значительно упростило доступ к небольшим группам петроглифов, ранее находившимся на небольших отдаленных островах. В периоды регулярных попусков через Выгостровскую ГЭС ландшафт становится почти таким, каким он был в первоначальные времена. [Источник: Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО]

«Беломорские петроглифы отличаются оригинальностью и разнообразием сюжетов; некоторые их участки редко или вообще не встречаются на аналогичных объектах Северной Фенноскандии. Судя по площади наскальных рисунков (около 1 га) и количеству рисунков (более двух тысяч), группа петроглифов Залавруги была главным сакральным центром в низовьях реки Выг. Памятник уникален большим количеством плоских поверхностей, покрытых резьбой, часто объединенных в сложные многофигурные композиции с обилием ярких мелких деталей. Они выполнены в реалистичной и часто экспрессивной манере.

«По палеографическим и географическим данным беломорские петроглифы, так же как и онежские, были созданы в эпоху неолита населением культуры ямочно-гребенчатой ​​керамики и более поздней культуры ромбовидно-ямочной керамики и, вероятно, появились здесь несколько через сто лет после Онежских. Первый этап беломорской наскальной живописи представлен северной и южной группами Бесовых Следок, Ерпин Пудас I, II и IV».

Изображения в петроглифах Белого моря

Исследователи расшифровали менее половины обнаруженных здесь петроглифов. Петроглифы обычно изображают животных, птиц, рыб, лодки и людей, но иногда это символы незнакомых предметов. Некоторые ученые относят эти рисунки к солярно-лунным типам и считают, что они изображают луну и солнце. Другие убеждены, что древние люди видели какие-то летающие объекты и изображали их.

Согласно отчету, представленному в ЮНЕСКО: «Петроглифы явно ориентированы на охоту. Преобладают изображения лодок, как экипажных, так и пустых, также многочисленны изображения трудового и охотничьего снаряжения (луки, стрелы, копья, лыжи и лыжные палки), различные человеческие и звериные следы, нередко изображается и сам охотник. К редким и необычным изображениям относятся деревья, на вершинах которых сидят птицы или животные (рыси). В одном случае вырезано русло реки: длинное и очень извилистое, с притоками и островом; лодки с экипажем изображены вдоль русла реки. [Источник: Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО]

«Самая популярная тематика – охота на морских (не менее 70 сцен) и лесных зверей, иногда охота на водоплавающих и сухопутных. В нескольких группах представлены изображения шествий людей с какими-то предметами в руках (напоминающие ритуальные посохи с лосиными головами), присутствуют также сцены враждебного противостояния (с ранеными и мертвыми персонажами). Безупречное качество и уровень художественной выразительности повествовательных сцен Залавруги не имеют себе равных в мировом масштабе; они дают нам сведения, отсутствующие в археологических материалах, а именно цели и способы охоты, мелкие детали вооружения и быта.

«Есть определенное сходство с петроглифами Онежского озера среднего этапа, проявляющееся в почти идентичных изображениях людей и лодок. Последующие этапы эволюции беломорского наскального искусства исследователи связывают с небольшими группами островов в русле р. Выг (Золотец I, Ерпин Пудас III). Высшим этапом развития беломорских петроглифов являются уникальные сюжетные композиции Залавруги, особенно ярко проявляющиеся в многофигурных сценах охоты на морских животных (белуху и кольчатую нерпу), лесных зверей (оленя, лося и медведя), а также на водоплавающая и сухопутная дичь (гуси и вальдшнепы). Завершающим этапом развития беломорской петроглифической традиции является гигантская роспись Старой Залавруги с ее гигантскими выразительными изображениями оленей общей длиной около 3 метров».

Археологический комплекс «Беломорские петроглифы»

Археологический комплекс «Беломорские петроглифы» (50 км к югу от Кеми) содержит не только наскальные петроглифы, но и более 30 древних поселений, датируемых 3-2 тыс. до н.э. Созданные около шести тысяч лет назад и считающиеся одним из самых выдающихся памятников первобытного искусства Северной Европы, здешние петроглифы расположены на живописных островах в низовьях реки Выг небольшими скоплениями на таких островах, как Шойрукшин, Ерпин Пудас, Большой Малинин и др. Более 2000 отдельных фигур разбросаны почти на двух квадратных километрах.

Ближайшие к Беломсорку скопления петроглифов — Бесовы Следки и Ерпин Пудас. Рядом с водопадом Шойрукшин находится Бесовы Следки, памятник IV века до н.э. Впервые он упоминается студентом-антропологом А. Линевским летом 1926 г. Один из местных жителей привел студента на остров Шойрукшин и показал ему на берегу скалу, покрытую различными символами и рисунками. В какой-то момент скала с петроглифами спряталась за павильоном. Нижняя часть скалы гладкая, на ней отчетливо видны изображения людей и животных, сцены охоты, сражений и ритуальных шествий, а также абстрактные символы. Здесь же можно увидеть древнейшее изображение человека на лыжах, найденное в Европе.

Вдоль основания скалы под самой нижней линией изображений находится цепочка из восьми следов босых ног. Следы заканчиваются значимой фигурой «демона», стоящей на некотором расстоянии от основного скопления фигур, чем и объясняется название памятника. Исследователи считают, что «демон» был владыкой или богом, а скала с изображениями была местом для принесения ему жертв. Группы петроглифов и древних поселений вместе с окружающей природой создают уникальный археологический комплекс. На его территории проходит тропа Беломорские петроглифы.

Сравнение петроглифов Онежского озера и Белого моря

Петроглифы Беломорского района почти одновозрастны с петроглифами Онежского озера. Они были созданы между началом 4-го и началом 3-го тысячелетий до н.э. предками современных финских народов. Хотя процесс создания изображения на Белом море занял больше времени, там было обнаружено в два раза больше петроглифов, чем на стоянках Онежского озера.

Согласно отчету, поданному в ЮНЕСКО: «Компоненты номинации, а именно петроглифы Онежского озера и Белого моря, удалены друг от друга более чем на 300 километров и расположены в несколько разных биомах: средней и северной тайге соответственно. Конечно, оба скальных комплекса имеют самостоятельную выдающуюся ценность, но они были связаны друг с другом древними водными путями на протяжении большей части своего активного времени около 500-700 лет. Сравнительный анализ техники петроглифической резьбы, семантики основных и исходных изображений, охотничьих композиций и общего культурного контекста (культура неолитической ямочно-гребенчатой ​​посуды) свидетельствует о прямых контактах между населением обеих территорий и прослеживает происхождение беломорских традиций наскального искусства от Онега один. И роль, и содержание такого выдающегося явления, как наскальное искусство Карелии, могут быть полностью раскрыты только в серийной номинации. [Источник: Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО]

«Сопоставление петроглифов Онежского озера и Белого моря может иметь большое значение в выяснении особенностей развития наскального искусства различных местностей. Все петроглифы Белого моря расположены на островах, тогда как петроглифы Онежского озера в основном расположены на мысах, но иногда и на прибрежных островах. В Беломорье преобладают фигуры, вырезанные на весь силуэт, тогда как для Онежских характерно прослеживание только по контуру или полуконтуру. В целом беломорские петроглифы более реалистичны, чем онежские, так как в них меньше фантастических персонажей. Среди онежских скал есть и многофигурные композиции, но сюжеты в них большей частью слаборазработаны и деталей меньше, чем в лучших наскальных рисунках Белого моря. Есть заметные различия в темах. В Онежском заказнике преобладают изображения птиц, в Беломорском их немного; в основном заменены высокобортными лодками с форштевнем из лосиной головы с видимыми отличиями от линейной онежской резьбы. Однако недавно в низовьях реки Выг была обнаружена небольшая группа петроглифов с изображениями таких же узких лодок, украшенных лебедиными головами. Онежские наскальные рисунки изобилуют фигурами полулюдей-полуживотных, почти неизвестных в Беломорье, где гораздо чаще встречаются изображения людей: охотников на лесных и морских зверей и птиц. За исключением одного случая, среди беломорских петроглифов нет ни солярных, ни лунных изображений, но есть луки, стрелы, лыжи, обилие морских зверей и сцен морской охоты, следы животных и человека, которые либо не представлены, либо очень редки на Онежских петроглифах. скалы.

«Однако сходство петроглифов Онежского озера и Белого моря существенно. Как на Онежском озере, так и в районе Белого моря изображения вырезались на пологих скальных выходах у воды, сгруппированных в отдельные скопления. Эти кластеры имеют некоторые различия в своей тематике, количестве резных фигурок, плотности размещения и степени сохранности. Выделяются центральные наскальные рисунки, в которых преобладают крупные и даже гигантские антропоморфные и зооморфные фигуры. Места локализации скоплений обладают выразительными ландшафтными особенностями и определенной природной уникальностью, особенно обостряющей восприятие человеком окружающей среды. Между двумя петроглифическими центрами существует ряд тесных художественных соотношений относительно изображения птиц, антропоморфных фигур в профиль, сцен охоты на белуху, лося и медведя, размножения человеческого рода и т. д. Культурный контекст представлен поселениями эпохи неолита. Культура ямочно-гребенчатой ​​посуды и культура ромбовидной посуды также указывают на прямые контакты между населением обеих областей.

«Сюжетный спектр, представленный в обоих петроглифических комплексах Карелии, достаточно близок: антропоморфные изображения, лесные и морские животные, водоплавающие птицы, лодки и т. д. Более того, анализ стилистических особенностей петроглифов Онежского озера и Белого моря из С художественной точки зрения фиксируются многочисленные случаи взаимодействия и явных контактов между создателями этих наскальных рисунков. Эти и ряд других особенностей позволяют говорить об общности верований и культуры населения, а также о хронологической близости онежских и беломорских петроглифов. Онежская петроглифическая традиция, возникшая несколько раньше, могла дать определенный толчок возникновению и развитию традиций резьбы по беломорским скалам и низовьям реки Выг.

«По археологическим, географическим и палеографическим данным, наскальное искусство Карелии резко прервалось в связи с природными процессами, связанными с резким подъемом уровня воды и затоплением наскальных рисунков, и, по всей видимости, больше никогда не возобновлялось. Таким образом, петроглифы Онежского озера и Белого моря вместе с окружающим природным ландшафтом представляют собой уникальное свидетельство угасшей культурной традиции наскального искусства Северной Европы».

Поиск и изучение петроглифов

Даже сегодня ученые открывают новые рисунки или неизвестные ранее важные части старых изображений. Одна из причин таких сюрпризов — плохая сохранность многих наскальных фигур. Четкость наскальных рисунков во многом зависит от освещения. Лучше всего осматривать их при утреннем или вечернем солнечном свете. Косые лучи восходящего или заходящего солнца делают изображение более рельефным и отчетливым. Световые эффекты зачастую настолько сильны, что буквально преображают рисунки.

Многие фигуры четко выделяются на фоне красноватых скал, хотя многие покрыты лишайниками, почвой и мхом, поэтому найти их непросто. Чтобы найти и идентифицировать Онежские петроглифы, может потребоваться много труда. А.Ю. Брюсов, исследователь петроглифов, специализируется на поиске изображений на поверхности скал, часто проверяя одни и те же камни в разное время суток. Он сказал, что некоторые плохо видимые изображения видны только в определенные часы.

«Однажды, — писал Брюсов, — после большого дождя поднялся сильный ветер, который быстро высушил гладкие поверхности скал, тогда как даже в малозаметных впадинах влага окрашивалась в темный цвет. Здесь у чертова носа, к востоку от центральной группы, за высокой трещиной отчетливо вырисовывались множественные образы, которые при других обстоятельствах остаются незаметными в течение всех часов дня Только резкая разница в цвете высохшей глади и еще влажных крошечных выбоин, разница в том, что ее почти невозможно разглядеть. проводить искусственным путем»

Источники изображений: Wikimedia Commons

Источники текстов: Федеральное агентство по туризму Российской Федерации (официальный туристический сайт России russiatourism.ru), сайты правительства России, ЮНЕСКО, Википедия, путеводители Lonely Planet, New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, National Geographic, The New Yorker, Bloomberg, Reuters, Associated Press, AFP, Yomiuri Shimbun и различные книги и другие публикации.

Обновлено в сентябре 2020 г.


Красная книга народов Российской империи

·

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Предисловие
Языковые группы
Племена и диалекты
Заказать книгу

Народы

Красной книги

Абазы (абаза)
Абхазы
Агулы
Ахвахи
Алеуты
Алтайцы
Алиюторы
Андийцы
Арчи
Азиатские эскимосы
Багулалы
Бараба Татары
Бартанги
Летучие мыши
Бежта
Ботлихи
Будухи
Среднеазиатские евреи
Чамалалы
Чукчи
Чулымские татары
Крымские евреи
Крымские татары
Дидо
Долганы
Энцы
Эвены
Эвенки
Грузинские евреи
Годобери
Хинухи
Хунзибы
Ингерманландцы
Ишкашми
Ительмены
Ижорцы
Камасы
Караимы
Караты
Карелы
Кереки
Кеты
Хакасы
Ханты
Хиналуги
Хуфии
Хварши
Кольские лопари
Коряки
Крызы
Курды
Литовские татары
Ливонцы
Манси
Горские евреи
Нанайцы
Негидальцы
Ненцы
Нганасан
Нивхи 9 0138 Ногайцы
Орочи
Ороки
Орошоры
Народы Памира
Рошани
Рутулы
Селькупы
Шорцы
шугны
табасараны
талыши
таты (таты)
тинди
тофалары
трухмены (туркмены)
цахуры
удэгейцы
удины
ульчи
Вепсы
Голоса
Вахи
Ягнаби
Язгулами
Юкагиры

посетите гостевую книгу или
отправить комментарии веб-мастеру


Самоназвание . Название Карелия впервые встречается в скандинавских источниках.
в 8 веке. В середине 12 века Карелия и карелы
упоминается в русских летописях, именуется Корела, кореляне. Карелы
исконное прибалтийско-финское племя в районе между Ладожскими озерами и
Онега. Впрочем, карелами называли и финнов из финской Карелии,
хотя они говорят на финском диалекте. Ижорцы того же происхождения
как карельский народ.

В ранних упоминаниях карельский язык также является олонецким или восточнокарельским.
Носители собственно карельского (северный и южный карельский) используют один и тот же
имя karjalaiset или karjalazhet для себя и их язык karjalan
киели(и)
. Олонецкие карелы называют себя liüdi или liügi и livviköit ,
и их язык livvin kieli . Носители народного диалекта используют
Людикойт или luudikoit для себя и их язык lüüdi или luudikiel .

Среда обитания . Карелы широко расселены на большой территории.
Карелы Карелии живут в основном западнее Санкт-Петербургско-Мурманской железной дороги.
линия в Карельской АССР и их административный центр — Петрозаводск
или Петроской. Тверские карелы населяют районы к западу от Москвы, где они
имеют анклавы в Лихославском, Спировском, Рамешковском и Максатихинском районах
(в 1960-х годов их насчитывалось примерно 90 000—100 000) Большая группа
карел проживает в Весьегонском, Сандовском и Брусовском районах
(в 1960-х годах около 20 000). Есть карельские деревни в
районы Молоково, Красный Холм и Вышний Волочек, самый южный
из которых расположены в окрестностях Ржева. Самые южные карелы
живут отдельно от других тверских карелов в пяти деревнях на Джорже,
приток реки Волги. В 1890 г. в
Южная Тверская область, в 1911 их насчитывалось 1952 человека. На сегодняшний день их количество
сократилось до 70 (по данным Ю. Ыйспуу), большинство из которых возвращаются домой
деревни только в летнее время.

Список тверских карельских деревень, составленный А. Вершинским, опубликованный в
1932 г., включает более тысячи карельских деревень. Некоторые из них уже
уже тогда имело смешанное карело-русское население. Карелы
в Новгородской области живут в Валдайском районе и есть карелы
в районе Лодейное Поле в районе Санкт-Петербурга. Маленький
количество карелов сообщается в Сибири, где они известны как Корлакс .
Пара тысяч карелов разбросаны по всей Финляндии, где они
финнизируются.

Население .

В 1897 г. 208 100;
в 1926 г. 248000 из них, в Карельской АССР — 100781, в Тверской области — 140567, в Новгородской области — 858;
в 1939 г. 253 000;
в 1959 году 167 300 71,4 % говорящих;
в 1970 г. 146 100 63 % говорящих, из них в Карельской АССР — 84 200, в Тверской области — 61 800;
в 1979 г. 138 400 55,6 % говорящих, из них в Карельской АССР — 82 140, в Тверской области — 30 400.

Использование родного языка зависит от возраста носителей. Согласно
по некоторым оценкам, 90 % детей в возрасте до 10 лет считают русский язык
их родной язык. Карелы составляют лишь 10 % населения в
Карельской АССР и только около половины карелов в Карелии до сих пор
считают карельский своим родным языком.

Антропологически карелы принадлежат к восточно-балтийской расе, в которой
сильно европейские черты смешаны с некоторыми монгольскими чертами.

Язык . Карельский относится к северной группе прибалтийско-финского языка,
ближайшим родственным языком является финский. Некоторые ученые не считают
Карельский как отдельный язык вообще, а относить его к восточному диалекту
финского языка. Однако его следует рассматривать как отдельный язык.
из-за своего геополитического положения в границах другого
состояние.

Поскольку за столетия карелы рассеялись по обширной территории,
были отмечены десятки диалектов, и их разделение вызвало и
до сих пор вызывает большие споры среди лингвистов. Одна поломка
диалектная дифференциация такова: северокарельская диалектная группа
(на севере Карельской АССР), южнокарельская диалектная группа
(в центральной части Карельской АССР и анклавы в Тверской, Новгородской
и Ленинградская области РФ), Олонецкая или ливвико
диалектная группа (на северо-западе Карельской АССР, между Ладожскими озерами
и Онеге, и разбросаны по Финляндии) и народской диалектной группе (в
центральная и южная части Карельской АССР; Контупохья, Мундъярви,
Shuoju, Pyhäjärvi и Vaashen — примерно 10 000 говорящих). Людик
диалект близок к вепсскому и иногда рассматривался как отдельный
язык (П. Виртаранта). В диалектах Северной и Южной Карелии есть
трактовался под названием собственно карельского или Vienakarjala диалектный
группа в академической литературе.

По официальным данным переписи 1979 года, около 81 300 карелов были
проживающих в пределах Карельской АССР, что составляло около 11,1 % населения.
население. Сегодня их насчитывается 80 000 человек, что составляет 10 % населения Карелии.
Население. Таким образом, они стали языковым меньшинством в своей родной стране.
земля. Доля карелов, проживающих в пределах Карельской АССР, увеличилась.
неуклонно снижается:

1897 42,3 %
1926 38,2 %
1939 23,2 % 9023 9
1959 13,1 %
1970 11,8 %
1979 90 239

11,1 %

Процент карелов, проживающих в городах, меньше, чем в
деревни несколько крупнее (например, 7,7 и 20,9 % соответственно, 1970 г.).
В деревнях карельский язык сохранился в большей степени, чем
в городах. Поток карелов в города продолжается. Спикеры
олонецкий говор составляют самую многочисленную и компактную языковую группу.
Их насчитывается 40 000 человек. Около 30 400 карелов рассредоточены по более крупным
или более мелкие группы по Тверской области.

Валдайские карелы в Новгородской области и тихвинские карелы в
Ленинградская область была ассимилирована русскими. В начале
1960-е годы на карельском языке на Валдае говорили только люди старше 50 лет. Свободно
Русскоязычные составляли большинство в той мере, в какой
не владеющих русским языком называли «дикими карелами» ( джикоит кариелазет ).

По данным П. Палмеоса (1965), джоржинские карелы сохранили свою
язык лучше, чем у валдайских карелов, хотя в употреблении язык
ограничено местно. Когда говорят о школе, кино или литературе,
они переходят на русский. Вне дома предпочтение отдается русскому языку. Джорджа
Карельский язык сохранился в большей степени потому, что до 1930 карелов было
преподавал там в школах. Джоржские карелы двуязычны. Молодой
люди используют свой родной язык, чтобы говорить о семейной жизни, еде-напитке,
работа по дому и быт деревенской жизни. Валдайский карельский язык
ныне вымершие, та же участь ждет джоржских карел в деле
нескольких лет.

Русское влияние на карел велико, особенно в Центральной России.
Русские заимствования в карельском бесчисленны.

История . В первые века нашей эры карелы жили у Ладожских озер.
и Онега. Оттуда они двинулись по Двине (фин. Вена) до
Белое море и оттуда на северо-запад в финскую Карелию и Саво. Отдельно
карелы смешались с вепсами. к нам пришли восточнославянские племена.
живут в окрестностях Карелии во второй половине первого тысячелетия.
С 9до 12 века южная часть Карелии находилась под
под властью княжества Киевская Русь. В 12 веке карелы
попали в зависимость от Новгородской феодальной республики и были преобразованы в
русская православная вера. В этом преобразовании Соловецкий монастырь,
расположенный на острове в Белом море, сыграл существенную роль. в
В 13 веке Швеция заинтересовалась территорией, населенной карелами.
Граница между Россией и Швецией, позже между Россией и Финляндией,
разделяет карелов с 1323 года. Несмотря на споры о границе
заселяясь, русско-шведские боевые действия не прекращались и Карелия продолжалась
быть разграбленным и опустошенным. С окончанием русско-шведских войн
в XVII в. и Столбовский мирный договор (1617 г.), часть
карелы переселились с северо-западных берегов Ладожского озера на северные
Карелии, а часть их переселилась на Валдайскую возвышенность в Центральную Россию.
(Новгородская и Тверская области). Это было бегство от навязывания
феодальных налогов и лютеранской веры.

Карельская эмиграция из истерзанной войной страны началась уже в
конце 16 в., но широкое распространение оно получило в первой половине 16 в.
17 век. Предполагается, что число эмигрировавших
огромное для того времени — около 25 000 — 30 000 человек. Россия поддержала
исход из шведских земель, оказание помощи карелам и их освобождение
временно от налогов.

Когда в 1917 году разразилась Октябрьская революция, карелы сделали несколько
попытки обрести независимость. Они хотели присоединиться к Финляндии. По инициативе
Финляндии карельский вопрос был поставлен на обсуждение в Лиге
Наций в 1923, но резолюция в поддержку независимости Карелии привела
нигде. В том же году Карелия была объявлена ​​автономной республикой.
После окончания Зимней войны в 1940 году Карелия получила статус
полноправной союзной республики, но в 1956 году она снова стала автономной республикой.
Во время Войны-продолжения (1941—44) финны захватили большую часть
территории Карелии.

Во время Второй мировой войны Джорджа была ареной многих сражений и
деревни были стерты с лица земли. Люди были рассеяны, и только
небольшая часть из них когда-либо вернулась в свои родные деревни.

Этническая культура . Традиционными занятиями карелов были земли.
земледелие, рыболовство, охота и лесозаготовки. Совсем недавно во второй
половины 19 века карелы жили большими семьями по 25-30 человек.
В советский период была развита крупная промышленность. В результате
был постоянный приток русскоязычных и теперь карелов
стали меньшинством на своей родине.

Письмо . Карелы обладают богатым и самобытным фольклорным наследием.
Это сохранилось в аутентичном виде дольше, чем фольклор.
представителей других прибалтийско-финских национальностей. Большинство из Калевала песен из
карельского происхождения. Помимо научных публикаций по карельскому фольклору
и некоторые исследования, очень мало книг на карельском языке издано.
Древнейший карельскоязычный текст — трехстрочная берестяная грамота — датируется
с 13 века. Он был найден во время археологических раскопок в г.
Новгородской области в 1957 г. и считается старейшим прибалтийско-финским
текст. Первые книги на карельском языке были напечатаны в начале 19 века.
века на кириллице (перевод молитвенника и катехизиса
на северокарельские и олонецкий диалекты, 1804 г., Евангелие от Матфея на
южнокарельское тверское наречие, 1820 г.). Из-за неблагоприятных условий,
общего карельского языка нет.

Финский язык используется в Карельской АССР с 1920-х гг., когда местное самоуправление
возглавляли финские коммунисты в изгнании. Финский письменный язык
тесно связан с северокарельскими диалектами. У тверских карелов было
письменный язык с использованием латинского алфавита, основанный на Толмачу
диалект южнокарельской диалектной группы. В период с 1931 по 1937 год подробнее
на диалекте толмачу издано более 50 книг (в основном учебных)
и газета, Karjalan Tozi , появлялись регулярно. В 1936-37 гг.
резкое изменение языковой политики: начали преподавать общекарельский
в Карельской АССР и Тверской области. По инициативе ленинградца
финно-угровед Д. Бубрич, нормы нового карельского языка были
учредил. Это карельский язык, в котором использовалась кириллица,
был завезен карелам Карельской АССР и Тверской области в
1938—39. Было напечатано около двухсот переводов и журнал.
этот общий язык. В 1939 эксперимент был официально завершен.
письменность в Карельской АССР была русская или финская, а русская
в Твери и других городах России. После русского идет финский язык.
второй государственный язык в Карельской АССР.

Такие резкие изменения и эксперименты, естественно, подорвали позиции
и без того слабый карельский язык, и они способствовали упадку
карельского как разговорного языка. Были серьезные попытки возродить
карельского языка и культуры в последние годы. Эта работа имеет
был направлен Karjalan Rahvahan Liitto (Союз карельского народа).
С 1989 года карельский язык является языком обучения в некоторых карельских школах.
школы. Для подготовки школьных учителей в Петроском университете открыта кафедра
карельского и вепсского языков. В середине 1990-х годов публикация
Олонецкая газета «Ома муа » («Наша земля») была инициирована как экспериментальный проект.
Были передачи на карельском языке по радио и телевидению. А
издан букварь на олонецком диалекте, а другой — на собственно карельском.
компилируется.

В июне 1991 г. в Аунусе был созван Карельский конгресс. 50 человек
был избран исполнительный комитет для внесения законопроекта о независимом
Карельские территории, входящие в состав Карелии, за сохранение карельского
язык и культура.

Людикоязычные карелы как-то остались за пределами этого движения.
Письменность на основе собственно карельского или олонецкого диалекта
не подходит для людей, говорящих на языке карелов. Так как материалов нет
в игровом диалекте преподавание игрового языка детям в школе зависит
на некоторых учителей-энтузиастов, которые могут и/или хотят его использовать (Kuujärve).
Программа подготовки учителей в Университете Петроскои не
подготовить учителей к этой роли. Ома Муа не включает Людический язык
статьи, а люди, говорящие на Ludic, не в состоянии справиться с его латинским языком.
сценарий. Улучшение может быть достигнуто путем создания письменного игрового языка.

На карельском языке очень мало оригинальной литературы, лишь немного поэзии.
(Олонец В. Брендоев).

Систематическое изучение карельского языка было начато относительно поздно,
около ста лет назад, когда финские ученые начали собирать лингвистические
материалы (Арвид Генетц, Хейкки Оянсуу). Позже Ю. Куйола (карельец по
происхождения), А. Турунен и П. Виртаранта продолжили работу. Словарь
карельского языка
в нескольких томах составляется в Финляндии.
С 1930-х годов важнейший исследовательский центр в СССР
был Петроской.