Прокудин горский фотографии: Дорогами Сергея Прокудина-Горского | Русское географическое общество

Получение цветных изображений из негативов Прокудина-Горского

Главная страница выставки | Список фотографий | Хронология | Подготовка выставки | Английская версия (English version)


Секции выставки:
Фотограф царя: Прокудин-Горский | Архитектура | Этническое разнообразие | Транспорт | Люди за работой | Получение цветных изображений | Поиск по всей коллекции

Насколько известно, экземляра или иллюстрации фотоаппарата, которым
пользовался Прокудин-Горский, не сохранилось. Фотоаппарат фотографа
был сконструирован им самим и, вероятно, был похож на модель (справа),
созданную приблизительно в 1906 году доктором Адольфом Мите, с
которым Прокудин-Горский ранее познакомился в Германии.

Адольф Мите, 1862-1927.
Фотоаппарат и кассеты, ок. 1906.
Иллюстрация из журнала “Фотограф любитель” т.17, № 12
(декабрь 1906), стр. 5.
Основные
фонды, Библиотека Конгресса

Мы знаем, что Прокудин-Горский предназначал свои фотографии для
просмотра в цветном изображении, поскольку он изобрел оригинальную
фототехнологию для того, чтобы зафиксировать эти изображения в
черно-белом цвете на стеклянных негативах, используя красный, зеленый
и синий фильтры. Затем, используя систему проекции света с теми
же самыми тремя фильтрами, он показывал эти изображения в цветном
варианте на диапозитивах на лекциях.

Фонарь-проектор
Томас Крадок Гепуорт.
“Книга о фонаре.”
Нью-Йорк: Эдуард Л. Уилсон, 1889

Получение цветных изображений из негативов Прокудина-Горского

 

1 of 11


  • Прокудин-Горский вставлял в фотоаппарат одну узкую вертикальную
    пластинку приблизительно 7,5 см шириной и 22,8 см длиной. Затем
    он трижды снимал один и тот же предмет в довольно быстрой последовательности,
    используя красный, зеленый и синий фильтры.


  • В фотоаппарате Прокудина-Горского снимаемый предмет оказывался
    перевернутым вверх ногами и реверсированным.


  • Для цифровой обработки подлинный стеклянный негатив, состоящий из трех частей, сканируется сверху цифровым фотоаппаратом в шкале оттенков серого цвета. Компьютерная программа для редактирования изображений преобразует скан всей пластинки из негатива в позитив. Скан перевертывается для того, чтобы получить первоначальную физическую ориентацию.


  • Затем цифровое изображение пластинки сокращается до 8-ми битовой
    глубины пикселей в шкале оттенков серого цвета. При увеличении
    качество каждого изображения проверяется на контраст, степень разделения
    цвета, степень повреждения эмульсии и любые другие показатели,
    которые могут повлиять на конечное цветное комбинированное изображение.


  • Скан всей пластинки выравнивается и внешние края подрезываются


  • Для каждого из трез изображений просканированной пластинки с
    подрезанными краями создается электронный файл. Таким образом образуются
    три отдельные слоя, из которых будет получено конечное цветное
    комбинированное изображение. Эти слои маркируются по цвету.


  • Двухэтапный процесс совмещения – самый сложный шаг. Пока изображение все еще находится в шкале оттенков серого цвета, “анкеры” совмещаются в красном (R), синем (B) и зеленом (G) слоях. Затем шкала оттенков серого преобразуется в 24-битовый цвет “RGB”, и анкеры в каждом слое совмещаются еще более четко. В результате получается “совмещенное” цветное комбинированное изображение.


  • Цветное комбинированное изображение “RGB” (Красный, Зеленый, Синий) кадрируется и убирается все, кроме площади снимка, общей для всех трех слоев.


  • Кадрированное цветное комбинированное изображение корректируется для того, чтобы достичь необходимого контраста, светового эффекта и теневых деталей, и оптимального цветового баланса.


  • Кадрированное цветное комбинированное изображение корректируется для того, чтобы достичь необходимого контраста, светового эффекта и теневых деталей, и оптимального цветового баланса.


  • Конечное комбинированное цветное изображение ретушируется для того, чтобы сократить до минимума дефекты, связанные со старением и случайными повреждениями.

Используемые стеклянные негативы:

 

1 of 2

  • Enlarge

    Прокудин-Горский, Сергей Михайлович,
    1863-1944, фотограф.
    Эмир бухарский.
    Отдел эстампов и фотографий, Библиотека Конгресса. Шифр LC-P87-8086A-2

  • Enlarge

    Прокудин-Горский, Сергей Михайлович,
    1863-1944, фотограф.
    Пинхус Карлинский, надсмотрщик Черниговского водоспуска.
    Отдел эстампов и фотографий,
    Библиотека Конгресса. Шифр LC-P87-5006

Back to top

Главная страница выставки | Список фотографий | Хронология | Подготовка выставки | Английская версия (English version)


Секции выставки:
Фотограф царя: Прокудин-Горский | Архитектура | Этническое разнообразие | Транспорт | Люди за работой | Получение цветных изображений | Поиск по всей коллекции

«Фотограф царя»: Сергей Михайлович Прокудин-Горский

О русском фотографе Сергее Михайловиче Прокудине-Горском слышали многие. Именно он в начале XX века начал успешно использовать метод трехцветной фотопечати. Демонстрацию этой технологии впервые выполнил Джеймс Максвелл в 1886 году, но из-за отсутствия хороших фотографических материалов она не была оценена по достоинству.

Позже Прокудин-Горский усовершенствовал технику трехцветной фотопечати, выведя ее на новый уровень. За годы жизни ему удалось сделать свыше 4 000 цветных фотографий по всему миру, в том числе запечатлеть виды Карелии.

Сергей Михайлович получил профессию химика, но занятием для души считал именно искусство фотографии. Посвятив этому виду деятельности десятки лет, он смог стать настоящим профессионалом-фотографистом с мировым именем. Формально Прокудин-Горский был далеко не первым фотографом, в коллекции которого присутствовали снимки в цвете. До него это удавалось делать многим, в том числе Кларку-Максвеллу, Липману, Дюко, Айвису, братьям Люмьер, Адольфу Мите. У последнего Сергей Михайлович обучался азам фотопечати и позаимствовал конструкцию камеры, которую в дальнейшем усовершенствовал.

Никто из перечисленных личностей не считал фотографическую деятельность истинно стоящей внимания. Все они, в первую очередь, оставались новаторами, химиками, учеными. Эти люди работали над теорией цветоделения, открытием сенсибилизаторов, светочувствительных пластин и химикатов. Для них главным было получать ответы на интересующие вопросы, но не фотографировать.

В отличие от своих предшественников, Прокудин-Горский искренне увлекался искусством фотопечати. Это позволяло ему не только совершенствовать их наработки, но и фотографировать самые разные уголки нашей планеты. И хотя до нашего времени из-за событий 1917 года сохранилось вполовину меньше фотографий, чем им было сделано, все же у нас есть возможность оценить мастерство, а также проследить историю народов, запечатленных на снимках.

Биографическая справка

Родился Сергей Михайлович 18 августа 1863 года в семье дворянского происхождения. В детстве и юности обучался химии, медицинскому делу и живописи. В 1890 году стал сотрудником социального общества Анатолия Демидова. После женитьбы возглавил металлообрабатывающее предприятие, принадлежащее тестю.

Идея заниматься фотографической деятельностью к Прокудину-Горскому пришла с 1897 году. Чуть более 20 лет он выступал с техническими докладами на тему фотоискусства перед членами Императорского Русского Технического общества, издавал книги по фотомастерству, вел публицистическую деятельность на тему проявления цветных снимков в журнале «Фотограф-любитель». Сделанные им фотографии принимали участие во всемирной выставке в столице Франции.

Параллельно обучался технологии фотопечати у Адольфа Митте, фотокамера которого, выпущенная в 1902 году, позволяла получать цветные фото. Прокудин-Горский усовершенствовал сенсибилизатор своего учителя и запатентовал разработку. В его руках появилась техника, способная хорошо справляться с улавливанием всего цветового спектра.

В начале XX века Сергей Михайлович отправился в фотографические поездки по Финляндии, Черноморскому, Крымскому побережью, городам и поселкам Кавказа, Украины. В его камеру попало немало людей и пейзажей Туркестана и Бухары.

1908 год ознаменовался приездом фотографа в Ясную Поляну, где он заснял писателя Л.Н. Толстого. Для снимка использовались пластины большого формата, что делало процесс весьма непростым — получить цветное изображение можно было только при наличии трех цветоделенных негативов. Каждый из них следовало проэкспонировать в течение нескольких секунд, чтобы не произошла смены позы. Даже моргание, незначительное движение могло испортить фото, но в тот раз все прошло хорошо. Полученный в итоге снимок стал узнаваемым, и до сих пор используется многими издательствами.

Путь к царю

Творчеством Прокудина-Горского заинтересовался Император Николай II, который впоследствии стал его ярым поклонником. Правитель Российской империи позволил фотографу документировать повседневную жизнь царской семьи. Позже он поручил Сергею Михайловичу запечатлеть в фотографиях жизнь поданных на территории страны. Для этих целей Николаем II был выделен специальный железнодорожный вагон (переоборудованный на личные средства Сергея Михайловича в фотолабораторию), моторная лодка и автомобиль для передвижения по горным регионам. Территории всех областей и губерний были открыты перед Прокудиным-Горским, благодаря императорским документам.

Экспедиция в целом заняла несколько лет. Приходилось работать в разных условиях освещения, независимо от погоды. При этом нужны были качественные фотоматериалы, которых тогда еще не изобрели. Прокудин-Горский мог по 15-17 часов подряд снимать один и тот же пейзаж с разных ракурсов. Ввиду того, что для одного кадра требовалась стеклянная пластина и три негатива, ему ежедневно приходилось на себе переносить большие грузы.

В ночное время велась обработка материала из-за неуверенности в полученном результате. Обнаружение брака хотя бы на одном негативе означало только одно: утром съемка должна быть начата заново. Брак оказывался нередкой проблемой, и возникал по многим причинам, даже из-за легкого колебания листвы — вся работа в таком случае сводилась на нет.

«До» и «после» в творчестве фотографа

С началом революции в 1917 году фотографическая деятельность, ставшая для Сергея Михайловича делом всей жизни, отошла на задний план. Начались перебои в поставках пленки, бумаги и химикатов из-за границы. Последняя фотовыставка Прокудина-Горского в России состоялась в 1918 году в Зимнем Дворце. Именно на ней были представлены работы, созданные в рамках многолетних экспедиций по стране.

В дальнейшем фотограф переехал за границу: сначала в Норвегию, затем в Англию, где ему удалось запатентовать несколько изобретений в сфере фотопечати. Последнюю часть своей жизни он провел во Франции. Здесь мастер фотографии активно занимался научной, образовательной деятельностью, сотрудничал с братьями Люмьер. Задумку снять памятники художественной культуры Франции Сергей Михайлович уже не успел воплотить. После его смерти в 1944 году это частично осуществил его сын Михаил.

К моменту переезда за границу Прокудин-Горский владел большой коллекцией снимков, собранной за годы своих путешествий. До революции царское правительство так и не смогло приобрести ее, чтобы сделать собственностью государства (хотя на этом настаивал сам фотограф). Поэтому, покидая родину, Сергей Михайлович взял ее с собой. Всю жизнь его не покидала надежда, что рано или поздно его коллекцией начнет владеть Россия, чего так и не случилось. В 1948 году семья Прокудина-Горского продала ее Библиотеке Конгресса США.

Американцам передали 1 902 черно-белых стеклянных негативов. На несколько десятилетий о коллекции забыли, и только в 2001 году ее решили оцифровать. Работы велись в течение 6 месяцев — процесс оказался не менее сложным, чем изготовление негативов для самого автора. Благодаря этому снимки русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского сегодня доступны любому пользователю интернета, в том числе и жителям его родины.

Коллекция фото Прокудина-Горского

 

 

Об этой коллекции | Коллекция Прокудина-Горского | Цифровые коллекции

Я с двумя другими, Мурман. С.М. Прокудин-Горский, 1915.

Эмир Бухары. С.М. Прокудин-Горский, между. 1905 и 1915 гг.

Эмир Бухары. С.М. Прокудин-Горский, между. 1905 и 1915.

Монастырь из Светлицы. С.М. Прокудин-Горский, 1910.

Крестьянские девушки. С.М. Прокудин-Горский, 1909.

Прослушать эту страницу

Цветные фотосъемки обширной Российской империи, сделанные между ок. 1905 и 1915. Частые сюжеты среди 2607 различных изображений включают людей, религиозную архитектуру, исторические места, промышленность и сельское хозяйство, строительство общественных сооружений, сцены вдоль водных и железнодорожных путей, а также виды деревень и городов. Активный фотограф и ученый Прокудин-Горский (1863–1944) реализовал большую часть своего амбициозного цветного документального проекта с 1909 по 1915 год. Библиотека Конгресса приобрела коллекцию у сыновей фотографа в 1948 году.

Онлайн-коллекция представляет видение и наследие в нескольких форматах изображений:

  • Стеклянные негативы: 1 902 ч/б изображения в тройном кадре, сделанные с помощью цветоразделительных фильтров
  • Отпечатки тона сепии: 705 фотографий, для которых не существует стеклянных негативов (воспроизведено из альбомов Прокудина-Горского)
  • Страницы альбома, на которых показаны все 2433 отпечатка цвета сепия и подписи
  • Современные цветные композиты: 1902 цифровых изображения, сделанных со стеклянных негативов в 2004 г.
  • Современные цветопередачи: 1380 цифровых файлов, сделанных со стеклянных негативов в 2000–2001 и 2005–2022 годах.

Предыстория и масштаб

Сергей Прокудин-Горский и другие сидят в кемпинге.

LC-DIG-ppmsc-04445 Используя появляющиеся технологические достижения в области цветной фотографии, Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944) совершил многочисленные фотографические поездки для систематического документирования Российской империи. Он провел большую часть своих визуальных съемок между 1909 и 1915 годами, хотя некоторые из его работ датируются еще 1905 годом. земельный массив. Это была самая большая империя в истории, и она охватывала то, что сегодня составляет одиннадцать различных временных зон.

Царь Николай II поддержал этот амбициозный проект, предоставив проездные и транспортные средства: по железной дороге, по воде и на автомобиле. Каждое путешествие Прокудина-Горского представлено фотоальбомом и соответствующими негативами. Также имеется альбом различных этюдов, в том числе видов Европы.

На фотографиях Прокудина-Горского показаны:

  • сакральная архитектура и связанные с ней выдающиеся святыни (церкви, соборы, монастыри и мечети)
  • литургические и светские предметы, имеющие историческое значение (облачения, иконы, реликварии и другие предметы, относящиеся к святым, предыдущим царям и наполеоновской войне)
  • общественные работы (проектирование, строительство и использование железных дорог, мостов, плотин, каналов, шлюзов и дорог)
  • промышленность (добыча железа, золота и меди; производство хлопка и изделий из серебра; такие разнообразные профессии, как пастухи и уличные торговцы)
  • сельское хозяйство (чайные плантации и сельскохозяйственная деятельность, такая как посадка и заготовка сена)
  • человек, часто позируют в традиционной одежде
  • видов городов, деревень, набережных, пейзажей и цветущих растений.

Форматы изображений

Онлайн-коллекция представляет видение и наследие Прокудина-Горского в нескольких форматах; каждое отдельное изображение представлено одной или несколькими цифровыми репродукциями. [Поиск примеров, показывающих как негативы, так и отпечатки]

Хронологическая сводка поездок и альбомов

Примечание: Ссылки позволяют получить библиографическую запись для альбома с соответствующими оцифрованными страницами альбома.

Ностальгия: Российская империя царя Николая II в цветных фотографиях — фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского

Большая фотокнига «Ностальгия: Российская империя царя Николая II в цветных фотографиях» представляет 280 удивительных снимков пионера цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Когда в 1909 году пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский отправился в путь, чтобы запечатлеть всю Россию в цветных изображениях от имени царя, размах и важность его начинания были очевидны. С 1905 года он планировал систематически документировать империю с помощью разработанной им техники цветной фотографии, чтобы дать всем россиянам, особенно школьникам, более глубокую связь со своей страной. Он ходатайствовал перед Николаем II достаточно долго, чтобы царь, наконец, предоставил ему специально оборудованную вагонную фотолабораторию и необходимые проездные документы.

До того, как он отправился в шестилетнюю экспедицию, Прокудин-Горский, как и большинство его современников, понятия не имел, как выглядят и как живут его соотечественники из дальних регионов России. Его цветные изображения были предназначены не только для документирования различных граждан, этнических групп, поселений, фольклора и ландшафтов огромной империи, но и для создания общей идентичности для ее населения.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский бежал из России в 1918 после Октябрьской революции. После путешествия по Норвегии и Англии он поселился в Париже, где и умер в 1944 году. Библиотека Конгресса США приобрела его работу в 1948 году, но только недавно она была с большим трудом отреставрирована. «Ностальгия » демонстрирует отреставрированные шедевры ранней цветной фотографии, ставшие важной вехой в культурной истории России.

О технике окрашивания

Прокудин-Горский использовал камеру, которая экспонировала одну продолговатую стеклянную пластину три раза в быстрой последовательности через три разных цветных фильтра: синий, зеленый и красный. Для официальных презентаций негативную пластину помещали в фонарь с тремя линзами, чтобы можно было наложить три экспозиции для формирования полноцветного изображения на экране. Из-за короткого промежутка времени между фиксацией трех кадров на пластине перспектива на финальном изображении слегка искажается в разной степени и приводит к случайным мерцаниям цвета.

Бухарский эмир на цветной фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского 1911 года. Справа — негатив черно-белой стеклянной пластины с тройной цветной фильтрацией, показанный здесь как позитив. Предоставлено Библиотекой Конгресса и Википедией.

Оцифровка коллекции

Стеклянные негативы из коллекции Прокудина-Горского отсканированы с разрешением 10000 пикселей по длинной стороне с пропорциональным масштабированием короткой стороны. Черно-белые негативы были захвачены как файлы в оттенках серого с разрешением 16 бит на пиксель и размером в несжатом виде примерно 70 мегабайт на файл. Размер оригинальных негативов 24х9.см. Негативы сканировались эмульсионной стороной вверх: стеклянная сторона негатива помещалась на сканирующую поверхность валика, предотвращая контакт с эмульсионной стороной и защищая ее от царапин и повреждений. Затем изображения были перевернуты в цифровом виде для правильного чтения. Примерно 5% негативов требовали специальной обработки, потому что они были сломаны или треснуты. Сломанные негативы были собраны на пластине для сканирования, чтобы представить пластину целиком.

Настоятельно рекомендуется.