Первые цветные фотографии: Как выглядели первые цветные фотографии царской России от Прокудина-Горского. Статьи. Онлайн-гид по Москве.

Как выглядели первые цветные фотографии царской России от Прокудина-Горского. Статьи. Онлайн-гид по Москве.

Назад

в закладки

0
16210

Фото: prokudin-gorskiy.ru

В то время, когда даже черно-белые фотографии были редкостью и экзотикой, фотограф и химик Сергей Прокудин-Горский разъезжал по Российской империи и делал множество цветных снимков. Испытайте чувства путешественника во времени, просматривая подборку этих невероятно реалистичных фотографий

Сергей Прокудин-Горский не был первооткрывателем цветной фотографии, но он значительно усовершенствовал метод, изобретенный Адольфом Мите. К принципу трех цветных фильтров (красного, зеленого и синего) он добавил уменьшенную выдержку и более чувствительный к остальным спектрам сенсибилизатор.

Крестьянки возле реки.
Фото: wikipedia.org

На Мурманской железной дороге.
Фото: wikipedia.org

Пионы в Гатчине.
Фото: prokudin-gorskiy.ru Вид на Новую Ладогу.
Фото: prokudin-gorskiy.ru

Остречины.
Фото: prokudin-gorskiy.ru

Любопытный факт: Сергей Прокудин-Горский был учеником того самого Менделеева.

У околицы.
Фото: prokudin-gorskiy.ruНадсмотрщик Черниговского водоспуска.
Фото: prokudin-gorskiy.ruЛесопилка близ с. Белоомут.
Фото: prokudin-gorskiy.ruБетонировка флютбета плотины.
Фото: prokudin-gorskiy.ruТоржество канонизации свт. Иоасафа Белгородского на Соборной площади Белгорода.
Фото: prokudin-gorskiy. ru

Фотолетопись России того времени была мечтой фотографа-изобретателя. В 1909 году Прокудин-Горский встретился с императором Николаем II и, получив его полное одобрение, отправился снимать губернии империи.

Группа детей. Белозерск.
Фото: prokudin-gorskiy.ruПожарная команда в г. Вытегре.
Фото: prokudin-gorskiy.ruКрестьяне на покосе.
Фото: prokudin-gorskiy.ruМонастырский сенокос. Леушинский монастырь.
Фото: prokudin-gorskiy.ruВасильки во ржи.
Фото: prokudin-gorskiy.ru

В помощь съемкам Российской империи Прокудину-Горскому выделили специально оборудованный железнодорожный вагон, пароход, моторную лодку и автомобиль Ford. Все остальные расходы фотограф должен был оплачивать самостоятельно.

Пильщики на Вытегре.
Фото: prokudin-gorskiy.ruВ царском парке Дагомыс.
Фото: prokudin-gorskiy. ruКрестьянка мнет лен. Пермская губерния.
Фото: prokudin-gorskiy.ruВид на г. Пермь.
Фото: prokudin-gorskiy.ruПоросята.
Фото: prokudin-gorskiy.ru

Среди снимков фотографа есть цветные фотокарточки Льва Толстого и Федора Шаляпина. По непроверенным сведениям, он снимал и царское семейство, но эти фото пока никто так и не нашел.

Лев Толстой.
Фото: prokudin-gorskiy.ru
Федор Шаляпин в роли Фауста.
Фото: prokudin-gorskiy.ru
Федор Шаляпин в роли Бориса Годунова.
Фото: prokudin-gorskiy.ru
Башкир у своего дома. Деревня Яхья.
Фото: prokudin-gorskiy.ru

Аварки. Дагестан.
Фото: prokudin-gorskiy. ruЭтюд в устье реки Кеми (лайка).
Фото: prokudin-gorskiy.ruРыболов на р. Исети.
Фото: prokudin-gorskiy.ruА. П. Калганов с сыном и внучкой.
Фото: prokudin-gorskiy.ru

Почти сразу после Октябрьской революции Прокудин-Горский иммигрировал во Францию, а коллекция его фотокарточек была выкуплена Библиотекой Конгресса США у наследников уже после смерти фотографа.

Читайте также: «Дикие животные России на фотографиях Ивана Кислова».

Смотрите также:

Еще 0
ответов
комментарии

Первые цветные фотографии России: фотохудожник Прокудин-Горский и его история

Этим летом я почти случайно попала на совершенно уникальную выставку фотографий в Ливадийском дворце в Крыму (посещая Ливадийский дворец совсем с другой целью). Больше всего меня привлек очень выразительный портрет Льва Толстого в цвете: на фото Лев Николаевич сидит на фоне рощи в Ясной Поляне, видимо, недалеко от дома. И хотя его поза закрыта, вся его фигура как бы говорит о спокойной уверенности в себе.

Я подумала, что фото это было обработано и сделано цветным в наши дни. Но мои спутники, сотрудники Ливыдийского дворца, объяснили мне, что это — цветная фотография авторства фотохудожника Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Лев Николаевич Толстой. Портрет. Ясная Поляна. 1908:

Остальные фотографии запомнились мне не меньше: позитивно-эмоционально окрашенные виды природы средней полосы, древние церкви, крестьяне и их быт, простые лица рабочих, инженеры на строительстве плотин, даже средняя Азия – вся дореволюционная Россия в красках как бы встала передо мной как живая. Жанр этих фотографий — где-то между репортажными и постановочными: с одной стороны они отражают реальную жизнь, а с другой – в художественном плане их постановка безупречна.

Да-да, оказывается, уже 100 лет назад в России существовала цветная фотография и жил увлеченный человек, который сделал своей жизненной задачей запечатлеть Россию того времени в красках. После своего возвращения домой я продолжила изучать фотоальбом с работами Прокудина-Горского, который мне достался по какой-то невероятно счастливой случайности. Книга эта, кстати, настоящая библиографическая редкость, ее тираж всего 200 экземпляров. Перелистывая страницы книги, как бы совершаешь виртуальное путешествие по России того времени, ощущения совершенно необычные: невольно начинаешь сравнивать то, что видишь, с современностью сегодня.

Вот старушка прядет пряжу на крылечке своего дома (Тверская губерния) — на ее лице спокойная улыбка; дети сидят после службы у церкви, их лица сосредоточены и спокойны, несмотря на летнюю жаркую погоду полностью прикрытые одеждой, кроме рук и голеньких ступней; вот крестьянское семейство летним днем – полные здоровья спокойные лица детей и матери в лучах солнца, всего человек 7; вот заводик по производству картона, всего 4-5 одноэтажных бревенчатых изб, а вокруг просторы среднерусской полосы (почему-то сразу вспомнилась Копотня (район Москвы) и столбы дыма над ней, которые не рассеиваются никогда). И очень много церквей, которые блещут своими маковками и белизной на фоне бескрайних зеленых просторов. Да, эта та Россия, которую не вернуть.

Группа детей на фоне Пятницкой церкви, Вологодская губерния:

Крестьянские девушки. Вологодская губерния:

Кириллово-Белозерский монастырь:

На жнитве. Череповецкий уезд Новгородская губерния:

Монастырский покос:

Церковь Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы:

Кто же тот человек, который дал нам эту возможность оглянуться назад на самих себя и задуматься, стали ли мы жить лучше за эти последние 100 лет?
Мне захотелось узнать и вот, что говорят о нем открытые источники.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. Род Прокудиных-Горских – один из самых древних дворянских родов России, древнее рода Рюриковичей. К этой фамилии относились многие российские военные с выдающимся послужным списком.

Образование Сергея Михайловича было очень разносторонним, уточним, что ни одно учебное заведение он так и не окончил. Прокудин-Горский учился в Александровском лицее (1883-1886), однако не закончил полного курса. С октября 1886 по ноябрь 1888 года он слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
С сентября 1888 по май 1890 года был слушателем Императорской Военно-медицинской академии, которую также не окончил. Кроме того, Сергей Михайлович изучал живопись в Императорской Академии художеств. Кстати, впоследствии этот факт поможет ему сблизиться с кругом художников-передвижников и принимать участие в их выставках со своими фотоработами.

Далее следует новый этап в жизни Сергея Михайловича: в 1890 году он женился на Анне Александровне Лавровой (1870-1937) — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.

Лишь к 1897 году (в возрасте 34 лет) Прокудин-Горский начал делать доклады о своих фотографических исследованиях Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО, он продолжил эти доклады до 1918 года). Вскоре он стал основным российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами».
Поворотным этапом в его увлечении фотографией стал 1902 год, когда он в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (пригород Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите.
Именно Адольф Мите, надо сказать, сыграл очень важную роль в развитии цветной фотографии. В 1902 году Мите создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

Переяславль-Залесский. Вид на [Плещеево] озеро и город от села Веськово:

Крестьяне. Уфа:

Этюд «Сети» село Сорока:

Река Исеть, деревня Камышевка:

Преображенская церковь внутри крепостного вала. Церкви Василия Великого, Николая Чудотворца и Преображенский собор. Белозерск:

Однако и Прокудину-Горскому в деле развития цветной фотографии также принадлежит не последняя роль: уже 1902 году Сергей Михайлович впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе,  сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

Как это работает? Немного из истории фотографии

Камера-обскура (дословно с латыни “темная комната”), которая является основой любого фотоаппарата, в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика.

Современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста Делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру, чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры, на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.

Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

Первая фотография была сделана в 1825 году французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда-либо сделанных и дошедших до нас.

В связи с особенностями технологии экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.

Как уже я упомянула выше, к этому времени люди знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.

В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «фотография», производный от греческих слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше, потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.

В начале фотография использовалась художниками как подспорье. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений,  массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».
В 1861 г. английскому физику Джеймсу Максвеллу удалось впервые в мире получить цветное изображение, которое явилось результатом трех снимков одно и того же предмета с разными фильтрами (красным, синим и зеленым).

Более широкое применение цветной фотографии стало возможно благодаря Адольфу Мите. Он изобрел сенсибилизаторы, делающие фотопластину более чувствительной к другим областям спектра. Еще больший вклад в развитие данного вида фотографии внес Сергей Прокудин-Горский, который разработал технологии, позволяющие уменьшить выдержку.

В итоге первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная, используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.

Основные термины:

Пленка или матрица: матрица используется в современных цифровых фотоаппаратах, а пленка – это фотоматериал на гибкой полимерной подложке, предназначенный для различных видов фотографии. Пленка gредставляет собой прозрачную основу с нанесённой на неё светочувствительной фотоэмульсией. В результате экспонирования в эмульсии формируется скрытое изображение, которое при дальнейшей химической обработке преобразуется в видимое.

Экспозиция: количество света, поступившего на матрицу фотоаппарата или пленку при соответствующих установленных значениях диафрагмы, выдержки и ISO.
Выдержка: длительность времени, в течение которого оопределённое количество света поступает на диафрагму или пленку.
ISO: чувствительность матрицы фотокамеры к поступающему свету.

Диафрагма: контролирует количество света, поступающего на матрицу камеры или фотопленку.

_________________________

Биографами Прокудина-Горского до сих пор не установлена точная дата начала цветных съемок в Российской империи. Скорее всего, первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по княжеству Финляндскому в сентябре-октябре 1903 года. В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана, Черноморского побережья и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии.

В апреле — сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по Российской Империи, во время которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины. Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток, однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году и свет увидели лишь около 90 его работ.

В 1906 г. Прокудин-Горский провёл много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу», то есть его талант фотохудожника получил международное признание.

На родине же его по-настоящему прославили фотопортреты Льва Толстого: Прокудин-Горский сам сделал ему предложение о съемке в цвете и тот с большим удовольствием и интересом согласился. Сергей Михайлович писал, что Лев Николаевич: « …особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах».

Именно эти фотографии, опубликованные в журнале «Фотограф-любитель», привлекли внимание брата Николая II, Михаила Александровича Романова, который смог организовать для Прокудина-Горского аудиенцию у Государя.
К тому времени Сергей Михайлович уже вынашивал идею, которую осуществить в одиночку, однако, ему было не под силу: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.

Свою встречу с Государем Прокудин-Горский впоследствии описывал так: “Наступил самый ответсвенный момент, ибо я был уверен, что от успеха этого вечера зависела в значительной мере судьба моего дела. Для этой первой демонстрации Государю мною были выбраны съемки с натуры исключительно этюдного характера: закаты, снежные ландшавты, портреты крестьянских детей, цветы, осенние этюды и тому подобное. После первой же картины, когда я услышал одобрительный шепот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке…” – сегодня можно только представить степень воодушевления, которую испытывал в этот момент этот очень увлеченный своим делом и своей идеей (которую в переписке он часто называл “задачей”) человек.

Итак, в 1909 году  Николай II поручил Сергею Михайловичу заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях правительство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд». Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились. О каких-либо компенсациях на текущие расходы разговор с Государем просто не велся с самого начала.

Вот как он сам описывал свою работу: « …Работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий…Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути делались копии и вносились в альбомы.”

В 1909 -1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть Российской империи, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Фотограф побывал на Урале, в Туркестане, в Ярославской и Владимирской губерниях, снимал места связанные с Наполеоновской кампанией в России.

После 1912 года закончилась официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России.

Во время Первой мировой войны Прокудин-Горский создавал фотохронику боевых действий, занимался цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.

Вскоре, после Октябрьской революции 1917 года, Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19  марта 1918 года в Зимнем дворце.

Прокудин-Горский принял решение покинуть Россию, после того,  как узнал об убийстве царской семьи в июле 1918 года.

В эмиграцию Сергей Михайлович отправился со своей новой семьей: с первой супругой, от которой у него родилось трое детей, к тому времени он успел расстаться. В эмиграции он жил сначала в Финляндии, затем в Норвегии, Англии, на юге Франции, в начале 20-ых годов он добрался до Парижа. В России он был широко известным человеком, осуществившим свою мечту, а в Европе надо было начинать жизнь заново. В Париже Прокудин-Горский вместе с детьми открыл фото-мастерскую, где и работал почти до конца жизни.

Скончался Сергей Михайлович в Париже, спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками, в Русском доме, где нашли свое пристанище многие русские эмигранты. По некоторым свидетельствам, под конец жизни фотограф пристрастился к крепким алкогольным напиткам, что и стало отчасти причиной его ухода. Похоронен Сергей Михайлович Прокудин-Горский на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Вот таков конец этой, скажем честно, немного грустной истории жизни талантливого фотохудожника.

Что же стало с его бесценным фото наследием? Удивительные факты: Сергей Михайлович поле революции вывез большую часть своего художественного наследия заграницу, на что ему удалось получить официальное разрешение у властей, после его смерти правообладателями негативов стали его дети, которые продали коллекцию в 80-ых годах Американской Библиотеке Конгресса.

Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX-го века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.

В июле 1991 года была впервые составлена компьютерная база данных снимков Прокудина-Горского, которая продолжала затем пополняться и изменяться.

В 2000 году компания JJT,  по контракту с Библиотекой Конгресса СШ,  выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Все эти файлы размещены на сервере Библиотеки Конгресса и находятся в бесплатном доступе.

Теперь коллекция цветных фотоснимков в электронном виде также составляет часть фонда Президентской библиотеки (Санкт-Петербург). Фотонаследие Прокудина-Горского является общественным достоянием и часто используется в ходе самых разных мероприятий, именно эта коллекция стала основой для выставки фоторабот Прокудина-Горского в Ливадийском дворце в июле 2017 года, где ее и увидела ваша покорная слуга.

Вместо послесловия: поскольку печать цветных фотографий во времена Прокудина-Горского была очень сложной задачей, полноценно «монетизировать» весь этот багаж у художника не было никакой возможности. Экспедиции осуществлялись фотографом на собственные средства, которые скоро были исчерпаны. Замечательное российское художественное наследие было сначала вывезено заграницу, а затем продано потомками художника Библиотеке Конгресса за 3 500 долларов.
Мне кажется, что огромной удачей для всех нас и великой заслугой Сергея Михайловича является тот факт, что снимки сохранились, дошли до наших дней и могут быть оценены по достоинству сегодня современными жителями России,  да,  и всего мира.
На этих снимках — Россия, которую не вернуть, на этих снимках наше прошлое, а значит — и мы сами.

Плотина на реке Ковже:

Вытегра. Часовня:

Самарканд. Торговец дынями:

Две грузинки в праздничных одеждах:

Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Портрет:

Ознакомиться с наследием фотохудожника можно здесь.

Также очень рекомендую к просмотру фильм, посвященный Прокудину-Горскому и судьбе его коллекции, который недавно демонстрировал канал Культура: ссылка здесь.

Краткая история цветной фотографии

При фотографировании окружающего мира свойство цвета, вероятно, воспринимается большинством людей как нечто само собой разумеющееся. Мы ожидаем, что наши камеры будут точно отображать спектр видимого света. Однако в мире, столь поглощенном цветом, мы иногда забываем, сколько времени потребовалось, чтобы добраться до этого момента времени, и сколько фотографов и ученых считали концепцию цветной фотографии несбыточной мечтой.

Первая фотография: Вид из окна в Ле Гра, автор Нисефор Ньепс

Как только мы поняли, что с помощью наших камер можно запечатлеть свет, мы захотели использовать все цвета, связанные с ним. Некоторые из первых экспериментов начались в середине 19 века. Первоначальный подход заключался в том, чтобы найти материал, который мог бы непосредственно разделять цветовые свойства падающего на него света.

Процесс «Хиллотипии» Леви Хилла c.1850

Способность улавливать цвет появилась в 1851 году у священника, жившего в северной части штата Нью-Йорк.

Фотография Леви Хилл

Леви Хилл был баптистским священником, живущим в районе гор Катскилл в Нью-Йорке. Ранее он использовал процесс дагерротипии для создания фотографий, но был разочарован отсутствием возможности воспроизвести цвет. Многие отнеслись скептически, когда Хилл объявил, что нашел фотографический процесс «Хиллотип», который сделал это возможным.

Хилл отказывался публиковать свой секретный процесс до 1856 года, когда он был опубликован в виде книги, доступной только по предварительному заказу. Когда фотографы, наконец, получили книгу в свои руки, они обнаружили, что в ней действительно содержится рецепт процесса, но он был настолько сложен, что считался бесполезным.

Фотография наброска Леви Хилла

Интересно, что более ста лет спустя, в 2007 году, исследователи из Национального музея американской истории смогли проанализировать работу Хилла и обнаружили, что он придумал способ воспроизведения цвета. Они обнаружили, что процесс был очень приглушенным, и для усиления некоторых цветов использовались пигменты. Хотя Леви Хилл не полностью лгал о своем открытии, он приукрасил результаты.

«Гиллотипная» фотография цветной гравюры около 1850 года. Когда-то это считалось подделкой, но современные ученые обнаружили, что процесс Леви Хилла действительно был способен воспроизвести определенную степень цвета фотографически (хотя многие из его работ были обработаны вручную после раскрашивания). факт).

Использование интерференции Габриэля Липпманна

Габриэль Липпманн в 1908 году.

В 1886 году физик и изобретатель Габриэль Липпманн использовал свои знания в области физики для создания того, что мы можем считать первой цветной фотографией без помощи каких-либо пигментов или красителей. Липпман использовал явление, известное как интерференция, которое связано с распространением волн.

К 1906 году Липпманн представил свой процесс вместе с цветными изображениями попугая, миски с апельсинами, группы флажков и витража. Это открытие принесло ему Нобелевскую премию по физике.

Фотография цветов Липпманна, созданная в 1890-х годах

Можно подумать, что история цветной фотографии заканчивается с использованием Липпманом сложного явления интерференции, но возникли проблемы, и мы только начинаем. Главным образом, как вы могли догадаться, сам процесс был слишком сложным; для этого требовались мелкозернистые эмульсии с высоким разрешением, для которых требовалось более длительное время экспозиции, у него были проблемы с более широкими полосами цветовых длин волн, создаваемых отражениями, и процесс требовал использования токсичной ртути.

Джеймс Клерк Максвелл

Когда была изобретена цветная фотография?

Хотя в 1800-х годах несколько изобретателей работали над различными методами создания цветных фотографий, считается, что первая цветная фотография была открыта шотландским физиком Джеймсом Клерком Максвеллом в 1861 году. .

Более чем за два десятилетия до того, как Липпман разработал свою технику интерференции для цветных фотографий, Максвелл усердно работал и был готов определить новую теорию цвета, которая определяет основу того, как мы воспроизводим цвета по сей день. Максвелл предложил фотографировать сцену через красный, зеленый и синий фильтры. Когда изображения воспроизводились на проекторах с соответствующими фильтрами, они накладывались друг на друга, создавая полное цветное изображение. Максвелл представил, как этот принцип можно было бы затем применить к фотографии в 1861 году во время лекции в Королевском институте со своей знаменитой фотографией трехцветной ленты.

Фотография Максвелла была первым долговечным цветным фотографическим изображением.

Как ни странно, метод Максвелла был отодвинут на задний план, в то время как другие, такие как Липпманн, представили свои результаты. Однако к концу 1890-х годов его работа подверглась пересмотру.

Немецкий ученый по имени Герман Вильгельм Фогель обнаружил, что он может использовать теорию трех цветов и создавать эмульсии, чувствительные только к определенным цветам, путем добавления определенных красителей. Однако потребовалось время, чтобы этот процесс в конечном итоге наладился. Только в начале двадцатого века эмульсии стали достаточно точными и чувствительными для традиционной фотографии.

Фотографический отпечаток, вклеенный на фронтисписе книги Фогеля, Die chemischen Wirkungen des Lichts und die Photographie , 1873.

Цветная фотография становится все проще

Необходимость сделать одну и ту же фотографию три раза с тремя разными фильтрами была хлопотной — камера могли быть случайно перемещены, или сама сцена могла измениться. В результате было выпущено два типа цветных камер, чтобы помочь фотографам в их усилиях по цветной фотографии.

Различные современные цветные фильтры для линз

В первой модели фотоаппарата использовалась линза, которая могла разделять входящий свет через три разных фильтра и, таким образом, делать три фотографии одновременно. Второй тип камеры представлял неподвижные экспонированные изображения по одному, но имел откат, который позволял фотографам быстро менять фильтры и типы эмульсии. Процесс по-прежнему был непростым, но к 1910-м годам фотографы уже могли снимать цвета в полевых условиях.

Луи Артур Дюко дю Орон фотография

Луи Дюко дю Орон почувствовал, что у него есть лучшая идея для этого процесса: наложить три различных цветных записывающих эмульсии друг на друга, чтобы процесс можно было экспонировать одновременно в любой обычной системе камеры. Синий был помещен поверх трехэмульсионного «сэндвича» с фильтром, блокирующим синий, за ним, потому что синий свет влияет на все эмульсии галогенидов серебра. За блокировщиком синего фильтра располагались слои, чувствительные к зеленому и красному. Идея Хорона стала важным шагом вперед для отрасли. Одна неудача, однако, заключалась в том, что каждый слой имеет тенденцию смягчать свет, когда он проходит через эмульсию.

Еще одна фотография Луи Артура Дюко дю Орона

Несмотря на то, что это не идеальное решение, «трипаки» были проданы потребителям. В начале 1930-х годов американская компания Agfa-Ansco произвела то, что они назвали «Колорол»: рулонную пленку для фотокамер. Теперь средний потребитель мог покупать пленку для своих камер и отправлять негативы обратно в Agfa-Ansco для проявки. Изображения были не самыми четкими из-за рассеянного света в слоях, но для непрофессионала этого было достаточно.

Фотография Дналора

Kodak делает цветную фотографию мейнстримом

Конечно, героем, который произвел революцию в цветной фотографии, был Kodak. В 1935 году Kodak представила свою первую пленку «tripack» и обозначила ее как Kodachrome. Как ни странно, разработка произошла благодаря двум музыкантам, Леопольду Маннесу и Леопольду Годовски-младшему, которые начали экспериментировать с цветовым процессом. В конечном итоге дуэт был нанят Исследовательской лабораторией Kodak и в результате создал один из самых любимых фильмов по сей день.

Фотография Kodachrome, сделанная Чалмерсом Баттерфилдом

В усовершенствованном процессе окрашивания Kodak использовались три слоя эмульсии на единой основе, которые улавливали красные, зеленые и синие длины волн. Обработка пленки была довольно сложной, но Kodak придерживалась своего девиза «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное» и просто заставляла своих клиентов отправлять обратно готовые рулоны для отпечатков/слайдов. В конце концов, в 1936 году Agfa смогла усовершенствовать процесс разработки Kodak, разработав все три слоя одновременно.

Начиная с 1960-х годов компания Kodak Kodachrome вместе с другими брендами пленки начала завоевывать рынок, но они все еще были намного дороже, чем стандартная черно-белая пленка. К 1970-м годам цены смогли снизиться настолько, что цветная фотография стала доступной для широких масс. И, наконец, к 1980-м годам черно-белая пленка перестала быть доминирующим средством, используемым для ежедневных снимков жизни.

Сенсор цифровой камеры

Сегодня, к разочарованию многих киноманов, Kodachrome больше не производится, так как последний рулон пленки сошел с конвейера в 2010 году. тихо закрыли дверь цветной пленочной фотографии и перешли к цифровым датчикам.

Просто помните, что в следующий раз, когда вы возьмете в руки цифровую камеру, вы должны поблагодарить Максвелла за его теорию цвета RGB и развитие цветной фотографии, которое последовало и по сей день.

77 первых цветных фотографий, предлагающих яркий взгляд на историю Saint-Caprais d’Agen.Wikimedia Commons

3 из 79

Столовая в замке Нойшванштайн в Германии, около 1886 года.
Библиотека Конгресса/Flickr

4 из 79

Монастырь аббатства Мон-Сен-Мишель в Нормандии, Франция. 1895 г.
Wikimedia Commons

5 из 79

Бедуинская женщина, Тунис, Тунис. 1899 г. Библиотека Конгресса

6 из 79

Ночное освещение Большого двора на Транс-Миссисипской и международной выставке, Омаха, Небраска, 1898 г.

пробы и ошибки/Flickr

7 из 79

Arcade, Роттердам, Голландия. Около 1890-1900 гг.
Библиотека Конгресса

8 из 79

Школа арабской вышивки в Алжире, Алжир. Около 1899 года.
Библиотека Конгресса/Flickr

9 из 79

Саамская семья в Лапландии, Норвегия. Около 1900 года.
Galerie Bilderwelt/Getty Images

10 из 79

Пассажиры высаживаются с корабля, Алжир, Алжир, ок. 1899. пробы и ошибки/Flickr

11 из 79

Cafe Bauer, Унтер-ден-Линден, Берлин, ок. 1900 г.
Trialsanderrors/Flickr

12 из 79

Вид с Центрального пирса, Блэкпул, Англия, 1890-19:00.
Библиотека Конгресса

13 из 79

Рабочий среди стеллажей для сушки изюма в Южной Калифорнии, 1901 г. 02 15 из 79

Отель Alcazar в Сент-Огастине, Флорида. 1902.Wikimedia Commons

16 из 79

Садовник держит помидоры в фартуке. Великобритания. 1905 г.
SSPL/Getty Images

17 из 79

Автохром Марка Твена, 1908. Королевское фотографическое общество / Getty Images

18 из 79

Салон парохода North German Lloyd «Кайзер Вильгельм II», ок. 1910. Пробы и ошибки/Flickr

19 из 79

Роскошная каюта на борту почтового парохода North German Lloyd König Albert, ок. 1910. пробы и ошибки/Flickr

20 из 79

Внешний вид Мулен Руж в Париже, 1914 год. Wikimedia Commons

21 из 79

Воздушные шары в Париже, 1914 год.
Викисклад

22 из 79

Армия на улице Грената, 1915 год. Фотограф Леон Гимпель подружился с группой детей с улицы Грената в Париже, которые создали свою собственную «армию». Австралийский военный мемориал

23 из 79

Маленькая девочка играет со своей куклой рядом с двумя ружьями и рюкзаком в Реймсе, Франция, во время Первой мировой войны, 1917 год.
Галерея Bilderwelt / Getty Images

24 из 79

Замок, Пемброк, Уэльс. Между 1890 и 1900 годами. Библиотека Конгресса, Flickr 9.0003

25 из 79

Хайнц и Ева на склоне холма, 1925 год.
Королевское фотографическое общество / Getty Images

26 из 79

Автохромный снимок молодой девушки на пляже братьев Люмьер, начало двадцатого века.
dalbera/Flickr

27 из 79

Пьяный мужчина спит на городской улице, Париж, 1914 год. Музей Альберта Кана

28 из 79

Военный концерт в отеле Shepherd’s, Каир, Египет. ок. 1890-1900 гг.
Библиотека Конгресса

29 из 79

Джордж Бернард Шоу, около 1911 года.internetarchivebookimages/Flickr

30 из 79

Взгляните на 100-й и 200-й кварталы Сент-Чарльз-авеню в Новом Орлеане. 1900. Wikimedia Commons

31 из 79

Чипсайд, Лондон, Англия. Примерно с 1890 по 1900 год.
Wikimedia Commons

32 из 79

Мужчина и женщина с чемоданами. Дата неизвестна.george_eastman_house/Flickr

33 из 79

Дален, Норвегия, между 1890 и 1900 годами.
Детройтское издательство / Wikimedia Commons

34 из 79

Мост Дьявола, Абериствит, Уэльс. Около 1890-1900 гг. Библиотека Конгресса

35 из 79

Женщина во Вьетнаме курит опиум, снято Альбертом Каном в 1915 году. Музей Альберта Кана

36 из 79

Автопортрет русского фотографа и химика Сергея Михайловича Прокудина-Горского. 1912.Wikimedia Commons

37 из 79

Колесо обозрения в Париже, 1890-1900 гг.
Библиотека Конгресса

38 из 79

Фотограф Фрэнк Юджин позирует для Autochrome в Хобокене, Нью-Джерси 1907.
Альфред Штиглиц/Метрополитен-музей

39 из 79

Эльза Панет (слева), жена австрийского химика и фотографа Фридриха Панета, сидит на верблюде в Египте. 1913.
Коллекция Королевского фотографического общества / Национальный музей науки и СМИ / SSPL / Getty Images

40 из 79

Девушка с коллекцией кукол, 1910. george_eastman_house/Flickr

41 из 79

Мост Глазго, Глазго, Шотландия. 1890-1900 гг.
Библиотека Конгресса

42 из 79

Женщина с татуированными руками позирует в Боснии. 1912.
Музей Альберта Кана

43 из 79

Пизанская башня, Италия. Ок, 1890-1900 гг. Библиотека Конгресса

44 из 79

Кристина, дочь фотографа Autochrome Мервина О’Гормана, позирует в красном плаще, чтобы ее сфотографировал ее отец. Дорсет, Англия. 1913.
Коллекция Королевского фотографического общества / Национальный музей науки и СМИ / SSPL / Getty Images

45 из 79

Мемориальная арка в Хартфорде, Коннектикут. 1905 г. Библиотека Конгресса

46 из 79

Двое мужчин играют в шахматы в Хобокене, Нью-Джерси, 1907 г.
Alfred Stieglitz/Wikimedia Commons

47 из 79

Киллини и Долки, две деревни в графстве Дублин, Ирландия. ок. 1890-1900 гг. Библиотека Конгресса

48 из 79

Мечеть султана Ахмета I в Константинополе, Турция. Около 1895 года.
Библиотека Конгресса/Flickr

49 из 79

Французский солдат времен Первой мировой войны в окопе, Верхний Рейн. 1917. Wikimedia Commons

50 из 79

Autochrome Уличная сцена Нового Орлеана, около 1907 года.
inferno55/Flickr

51 из 79

Констебль Королевской конной полиции Северо-Запада и лошадь. Эдмонтон, Альберта. 1913 или 1914 год. alberta_archives/Flickr

52 из 79

Вход в порт, Остенде, Бельгия. Между 1890 и 1900 годами. Detroit Publishing Company/Wikimedia Commons

53 из 79

Autochrome Of A Young Girl, 1910. Getty Images

54 из 79

Выдающиеся мавританские женщины в Алжире. Около 1899 года.
Библиотека Конгресса/flickr

55 из 79

Статуя Свободы, гавань Нью-Йорка, 1905 год.
Библиотека Конгресса

56 из 79

Сестры сидят в саду и связывают розы, 1911 год.
Этельдреда Лэнг/Getty Images

57 из 79

Панорама Лос-Анджелеса. Около 1898-1905 гг.
Библиотека Конгресса

58 из 79

Гуанахуато, Мексика. Около 1900 года.
Викисклад

59 из 79

Девушка в зеленом платье, 1909 год. Джон Саймон Варбург/Getty Images

60 из 79

«Последний копатель». Великобритания, 1910 год.
Коллекция Королевского фотографического общества/Национальный музей науки и СМИ/SSPL/Getty Images

61 из 79

The Pantiles in Tunbridge Wells, Кент, Англия, ок. 1895. Library of Congress/Flickr

62 из 79

Две женщины сидят на скамейке. Местонахождение не указано. Около 1915 года.
Музей Джорджа Истмана/Flickr

63 из 79

Пекин, Храм Неба. ок. 1890-1900 гг.
Библиотека Конгресса

64 из 79

Продавцы молока в Брюсселе. Около 1890-1900 гг.
Wikimedia Commons

65 из 79

Тадж-Махал, около 1890-1900 гг. Библиотека Конгресса

66 из 79

Дж. Л. Нибергалл, между 1898 и 1905 годами.
Detroit Publishing Company/Wikimedia Commons

67 из 79

Семья Галлик в Новом Южном Уэльсе, Австралия, 1910 год. statelibraryofnsw/Flickr

68 из 79

Руины замка Арк, недалеко от Дьеппа, Франция. 1895. Wikimedia Commons

69 из 79

Фотограф Альфонс Ван Бестен назвал эту фотографию своей жены с собакой «Musing», около 1910 года. Альфонс Ван Бестен

70 из 79

Шанклин Чайн на острове Уайт, Англия. Между ок. 1890 и 1900 гг.
Библиотека Конгресса

71 из 79

Чарли Чаплин, 1918 год. Дом Джорджа Истмана/Чарльз Золлер/The Image Works

72 из 79

Вилла Белса, Биарриц в Пиренеях, Франция.