Пара буквы: Парные и непарные согласные звуки по глухости и звонкости — урок. Русский язык, 2 класс.

Содержание

Парные согласные в словах — как проверить? Правила и примеры

Научим писать без ошибок и интересно рассказывать

Начать учиться

128.1K

Парные буквы и звуки могут обманывать нас. Бывают случаи, когда в корне слова стоит буква, которая чаще обозначает звонкий звук, но при этом она звучит глухо, и наоборот. Именно такие случаи мы и рассмотрим в этой статье. После нее вы будете разбираться в правописании парных согласных в корне и легко сможете подбирать проверочные слова. Как обычно, в конце вас будут ждать задания для самопроверки.

Что такое парные и непарные согласные

Всего в русском языке существует 36 согласных звуков — они могут быть глухими или звонкими. Например, в слове «кот» буква т звучит глухо — обратите внимание на то, как мало вы вкладываете голоса в этот звук. Теперь возьмем другое слово — «коды». Буква д в конце звучит звонко, в произнесении этого звука участвует голос. В этом и есть отличие между звонкими и глухими звуками.

Звуки [л], [м], [н], [р], [й`] бывают только звонкими, а [ч], [щ], [ц], [х] — только глухими. Остальные образуют между собой пары по глухости-звонкости. Увидеть их все можно в таблице ниже.

Звонкие[б][в][г][д][ж][з]
Глухие[п][ф][к][т][ш][с]

Запоминаем!

Звуки, у которых есть пара по глухости-звонкости или твердости-мягкости, называются парными. Те, у которых такой пары нет, — непарными.

В этой статье мы разберем правописание парных звонких и глухих согласных. Подробнее о том, как они могут звучать в корне слова, поговорим дальше.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Оглушение парных согласных в корне слова

Запоминаем!

Парные по глухости-звонкости согласные б, в, г, д, ж, з в конце слова или перед глухими согласными в середине звучат глухо. Это называется оглушением.

Чтобы стало понятнее, как это работает, разберемся на примерах:

  • пруд — [прут],

  • ложка — [лошка],

  • лошадь — [лошат`],

  • узкий — [уск`ий`].

Из этих примеров видно, что мы не всегда можем быть уверены, какая согласная стоит в корне — глухая или звонкая. Это орфограммы, и в таких случаях нужно проверять их написание. Как именно — разберемся чуть позже.

Проверьте себя

Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: нагрузка, вошь, картошка, лаз, салазки, магазин, копоть, приказ, провод.

Озвончение парных согласных звуков в корне слова

Запоминаем!

Парные по глухости-звонкости согласные к, т, п, с, ф, ш звучат звонко, когда стоят перед звонкими звуками. Это называется озвончением.

Примеры:

  • просьба — [проз`ба],

  • сдаваться — [здавац:а],

  • вокзал — [вагзал].

Проверьте себя

Прочтите слова и выберите те из них, которые можно отнести к примерам оглушения парной согласной: футбол, мороз, все, мешок, рюкзак, блузка, тогда, парашют, общий.

2 способа проверить слова с парными согласными в корне

Теперь, когда мы знаем все ловушки парных согласных в корне слова, научимся их обходить на примерах. Для этого поставим звук, который хотим проверить, в сильную позицию. Сделать это помогут 2 способа. Рассмотрим их дальше.

1. Подставляем к слову «нет»

Этот способ хорошо работает в случаях, когда интересующая нас согласная находится в конце существительного. Например:

2. Проверяем с помощью уменьшительно-ласкательного слова

Этот способ эффективен тогда, когда парная согласная стоит в середине или в конце слова:

  • ложка — ложечка,

  • лодка — лодочка,

  • узкий — узенький,

  • клюв — клювик.

То есть в обоих случаях мы просто меняем форму слова так, чтобы после парной согласной шла гласная или сонорная согласная, то есть л, м, н, р, й. Это универсальный способ, который помогает проверить согласные в середине или конце любого слова.

Вот еще несколько примеров с разными согласными.

В этих примерах мы видим обратную картину: на письме парная согласная в корне слова глухая, но мы произносим ее звонко. Такие случаи тоже нужно проверять, чтобы не ошибиться.

[б] — [п]:

  • гриб — грибы;

  • пробка — пробочный;

  • лоб — лобный.

[в] — [ф]:

  • пристав — приставной;

  • устав — уставной;

  • любовь — любовный;

  • уловка — уловить;

  • булавка — булавочный.

[д] — [т]:

  • ягодка — ягодный;

  • лодка — лодочный;

  • площадка — площадочный;

  • тетрадка — тетрадный.

[ж] — [ш]:

  • нож — ножик;

  • ножка — ноженька;

  • дорожка — дорожный;

  • ложь — ложный.

[з] — [с]:

  • повязка — повязать;

  • сказка — сказочный;

  • указка — указать;

  • просьба — просить;

  • вязка — вязать.

Запоминаем!

Буквы, написание которых можно проверить через однокоренное слово, называются проверяемыми. Слова с теми, что проверить нельзя, — непроверяемые — это словарные слова, их придется просто запомнить. Например: космонавт, вокзал, анекдот, рикша, зигзаг, вокзал, Евфрат.

Проверьте себя

Давайте проверим, хорошо ли вы усвоили новую тему парных согласных в конце и середине слов. Выполните задания ниже, чтобы отработать навыки, которые вы получили из этой статьи.

Задание №1

Прочтите предложения ниже, расставьте пропущенные буквы в словах и напишите проверочное слово к каждому из них.

  1. Садово__ посадил молодые саженцы.

  2. Геоло__ открыл новое месторождение руды.

  3. Рыболо__ шел довольный уловом.

  4. Лесору__ повалил огромное дерево.

  5. Сне__ укутал верхушки деревьев.

  6. На ветках бере__ появились сережки.

  7. Сугро__ закрыл выход из избы.

Задание №2

Прочтите слова ниже и измените их так, чтобы они оканчивались на согласную букву.

Уловы, шефы, львы, брови, глаза, клювы, морозы, арбузы, алмазы, посевы, коллективы, берега, рекорды, серпы, молоты, отряды, заводы, лошади, рукава, луга, сторожа.

Задание №3

Вставьте пропущенные слова так, чтобы предложения обрели смысл. Определите, какие парные согласные пишутся во вставленных словах и подбери к ним проверочные слова.

  1. Собака — друг человека, а волк — ___.

  2. Железо тяжелое, а пух ___.

  3. Река широкая, а ручей ___.

  4. Чеснок горький, а яблоко ___.

  5. Кисель густой, а суп ___.

  6. Дом высокий, а сарай ___.

  7. Дождь частый, а гром ___.

Слова, которые нужно использовать: легкий, низкий, враг, редкий, сладкое, узкий, жидкий.

Если вы хотите, чтобы ребенок лучше усвоил правила о парных согласных и другие темы за 2 класс, в этом помогут дополнительные занятия. На курсе русского языка в онлайн-школе Skysmart преподаватели объяснят простыми словами даже самую трудную тему, а интерактивные задания помогут закрепить ее на практике. Начните с вводного занятия — это бесплатно!

Шпаргалки для родителей по русскому

Все формулы по русскому языку под рукой и бесплатно

Алёна Федотова

Автор Skysmart

К предыдущей статье

Непроизносимые согласные в корне слова

К следующей статье

344. 5K

Н и НН в разных частях речи

Получите план развития речи и письма на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

Согласные буквы и согласные звуки русского языка — схема, таблица

Содержание:
• Согласные буквы и звуки
• Твёрдые и мягкие
• Звонкие и глухие
• Сонорные, шумные и шипящие
• Парные и непарные

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

парныенепарные
твёрдыемягкиевсегда твёрдыевсегда мягкие
[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х][б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’][ж], [ш], [ц][ч’], [щ’], [й’]

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
парныенепарные
звонкиеглухиевсегда звонкиевсегда глухие
[б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’][п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’][й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’][х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.Схема 2.1. Согласные звуки.Схема 2.2. Парные согласные.Схема 2.3. Непарные согласные.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

Сколько пар букв в слове «ОПЫТНЫЙ», между которыми столько же букв, сколько в слове в алфавитном порядке? (а) одна (б) три (в) четыре (г) более четырех

Подсказка:
Здесь нам нужно найти количество пар букв в слове ‘ОПЫТ’, между которыми находится столько же букв, сколько в слове в алфавитном порядке. Это означает, что пара букв должна быть такой, чтобы количество букв между ними в слове «ОПЫТНЫЙ» было таким же, как и количество букв между ними, если они написаны в алфавитном порядке. Мы будем перечислять пары одну за другой и подсчитывать количество таких пар.

Полное пошаговое решение:
Нам нужно найти количество пар букв в слове «ОПЫТНЫЙ», между которыми столько же букв, сколько в слове, как в алфавитном порядке.
Это означает, что пара букв должна быть такой, чтобы количество букв между ними в слове «ОПЫТНЫЙ» было таким же, как и количество букв между ними, если они написаны в алфавитном порядке.
Например, в слове «ШАШКИ» между C и E стоит только 1 буква H. При написании в алфавитном порядке единственной буквой между C и E будет D. Следовательно, количество букв между C и E равно 1 как в алфавитном порядке, так и в слове «ШАШКИ». Следовательно, C и E — 1 такая пара букв.
Теперь мы найдем такие пары букв в слове «ОПЫТНЫЙ».
Первая пара: буквы P и R в слове «ОПЫТНЫЙ».
В алфавитном порядке между P и R есть только 1 буква, то есть Q.
В слове «ОПЫТНЫЙ» есть только 1 буква между P и R, то есть E.
Вторая пара: буквы D и E в «ОПЫТНОМ».
В алфавитном порядке между D и E 0 букв.
В слове «ОПЫТНЫЙ» между D и E 0 букв.
Третья пара: Буквы E и I в слове «ОПЫТНЫЙ».
В алфавитном порядке между E и I 3 буквы, то есть F, G, H.
В слове «ОПЫТНЫЙ» 3 буквы между E и I, то есть E, N, C.
Четвертая пара : Буквы C и E в слове «ОПЫТНЫЙ».
В алфавитном порядке между C и E есть только 1 буква, то есть D.
В слове «ОПЫТНЫЙ» между C и E есть только 1 буква, то есть N.
Пятая пара: буквы D и E в «ОПЫТНОМ».
В алфавитном порядке между D и I 4 буквы, то есть E, F, G, H.
В слове «ОПЫТНЫЙ» между D и I 4 буквы, то есть E, N, C, E.
Таким образом, таких пар букв 5.

Следовательно, правильным вариантом является вариант (г).

Примечание:
Здесь нам нужно помнить, что не имеет значения, расположены ли буквы в алфавитном порядке или нет. Например, мы видим, что в слове «ОПЫТНЫЙ» Е стоит перед С. Мы отметили это как четвертую пару. Однако в алфавитном порядке C стоит перед E. Порядок не имеет значения, поскольку нас интересует только количество букв между ними.

11+ Вербальное мышление | Связи с буквами, поиск отношений

KS1 (5-7 лет)KS2 (7-11 лет)11+ (7-11 лет)KS3 (11-14 лет)GCSE (14-17 лет)ИспанскийESLGamesCup of TeaPSHE

  1. Главная
  2. 11+
  3. 11-Plus Вербальные рассуждения
  4. Письменные связи 1

Пижаму иногда называют пижамой.

В этих викторинах, состоящих из 11 с лишним словесных рассуждений, вам дадут три пары букв. Вы должны найти отношения между первыми двумя парами, чтобы получить четвертую пару. Первые буквы обеих пар родственны, а вторые буквы обеих пар родственны. Ни о каких других отношениях не может быть и речи.

Если вам понравился набор викторин под названием Letter Series, вам понравятся эти викторины, даже несмотря на то, что они имеют дополнительный уровень сложности.

Для каждого вопроса предусмотрен алфавит, и в помощь вам был сделан пример (см. ниже).

Наслаждайтесь викториной «Связи с буквами» № 1.

Пример:

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
BC соответствует DE , как GH соответствует ?

Ответ: Правильный ответ: IJ

Чтобы попасть из B в D, мы передвинулись на 2 буквы вперед, а чтобы попасть из C в E, мы также передвинулись на 2 буквы вперед. Работает только ИЖ.

1.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
NN до HO как JM до ?

DO

DD

OD

DN

2.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
TV is to MK как JP до ?

CR

CF

CD

CE

3.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
RH соответствует WO как AS соответствует ?

FX

FZ

FR

XZ

4.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
FG до KB as PJ до ?

UE

UY

BE

BY

5.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
NE соответствует SH как CT соответствует ?

AW

HZ

HW

AZ

6.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
SX соответствует MZ как LJ соответствует ?

ФУТОВ

FY

FL

LF

7.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
EG соответствует QK как MR соответствует ?

ОВ

ГО

VY

YV

8.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
BP соответствует IJ как JN соответствует ?

QA

QH

QP

QR

9.

Алфавит приведен ниже, чтобы помочь вам. Найдите пару букв, которые завершат предложение наиболее осмысленным образом. Когда вы нашли наиболее подходящую пару букв, выберите правильный ответ из четырех доступных вариантов.