Москва в ссср фото: Как выглядела Москва при СССР и сейчас: 24 фото-сравнения

Как выглядела Москва при СССР и сейчас: 24 фото-сравнения

Автор Вячеслав На чтение 4 мин. Опубликовано

Помню старую Москву, по которой ходил ещё ребёнком. Большие красивые здания, улыбающиеся люди на улицах. Где это, осталось ли сейчас? Лучший ответ дадут фотографии.

Они напомнят мне о детстве, о маме, о самом вкусном мороженом в парке. Я давно не живу в столице, но приехал недавно в гости к дочке. И современная Москва меня поразила!

Оглавление

  1. Улицы
  2. Здания
  3. Метро
  4. Известные места

Улицы

Фотографии улиц помогают лучше ощутить ход времени. Мне кажется, что раньше они были спокойнее, было меньше людей и машин.

Арбат — это старая Москва. Прогулка по нему всегда была событием. С годами эта улица сохранила свою ауру, но стала ощутимо красивее.

Арбат в советское время.

Арбат в XXI веке.

На улице Горького всегда кипела жизнь. Сейчас она осталась такой же, только стала более яркой и стильной. Теперь она называется – Тверская.

Улица Горького в советское время.

Так Тверская улица выглядит сегодня.

Никольская улица расположена между Красной площадью и Лубянкой. Теперь она стала намного наряднее. Вот как она выглядела раньше.

Во времена СССР.

Так Никольская выглядит сейчас.

Здания

Когда меня родители водили в Большой Театр, для меня это всегда было праздничным событием. Красивое большое строение никого не может оставить равнодушным.

Это здание начали использовать для театра с 1856 года. В первые годы Советской власти обсуждался вопрос о его сносе из-за ветхости. В конце концов, было принято решение провести восстановительные работы. Реставрацию закончили только в 2011 году.

Сейчас оно выглядит эффектно, но при этом сохранило свой великолепный стиль.

Большой театр в советский период.

Так выглядит Большой Театр сейчас.

Когда родители со мной гуляли в центре, я много раз видел гостиницу «Москва». Это красивое и величественное здание много лет служило городу. Теперь вместо него построили новое, очень похожее на прежнее.

Гостиница в советское время.

Так она выглядит сегодня.

В детстве Центральный Телеграф казался мне загадочным и необычным. Сейчас он в целом сохранил свой вид, но стал более обыденным.

Здание во времена СССР.

Сейчас это здание выглядит таким образом.

Метро

Часто ездил в метро. Очень привык к его виду. Однако метро сегодня тоже очень изменилось.

Вот, например, станция Дзержинская, расположенная под одноименной площадью. С 1990 года это станция метро Лубянка. Оформление обновилось.

Так выглядел интерьер станции во времена СССР.

Теперь здесь новое оформление.

Когда бывал в детстве на станции Маяковская, она мне нравилась своей нарядностью, праздничностью. Позже узнал, что ещё в 1938 году уникальность этой станции была отмечена на Международной выставке в Париже.

На Нью-йоркской выставке проект заслужил Гран-при. Сейчас станция во многом сохранила свой облик, став ещё наряднее.

Станция метро Маяковская в советское время.

Современный интерьер этой станции.

Когда выходил на станции Сокол, обращал внимание на её узкий перрон и лестницу в середине зала. Когда-то она была почти у границ города. Сейчас вокруг неё плотная застройка.

Станция Сокол во время существования СССР.

Современный вид станции.

Известные места

Отец любил со мной ходить в музеи, осматривать красивые памятники архитектуры. Однажды мы поехали в Царицыно. Тогда это были живописные развалины. Сейчас они превратились в роскошный дворец. Его строительство закончили в 2011 году.

Царицыно СССР.

Восстановленный дворец.

Собор Василия Блаженного всегда поражал своей особой красотой и праздничностью. Сейчас его отремонтировали, и он стал ещё лучше.

С 1997 года в Церкви Василия Блаженного (это одна из 11 церквей, входящих в состав Собора) проводятся регулярные богослужения.

Собор Василия Блаженного — так он выглядел при СССР.

Таким можно увидеть его сейчас.

В ЦУМ мы ходили за покупками. Он был и остался до сих пор огромным универмагом. Нынешнее название носит начиная с 1933 года. В Европе это один из крупнейших универсальных магазинов.

Вид здания в советское время.

Так ЦУМ выглядит в последние годы.

Глядя на фотографии и вспоминая прошлое, могу сделать вывод: Москва стала красивее. Но сейчас тут как-то все быстро, шумно. Хватает ли у современной молодежи времени, чтобы насладиться красотой города? В этом я неуверен, а вы?

История Москвы в фотографиях

Москва менялась все время, начиная с постройки каменных стен старого Кремля и постепенного расширения города. В Советские времена у города появился облик Новой Москвы — столицы СССР. Современная Москва также не стоит на месте и меняется порой прямо на глазах.

Старая Москва

Узкие улочки, тесные тротуары, зеленые бульварчики, обилие извозчиков и сплетение трамвайных путей. Вот такой представлялась старая Москва дореволюционного периода.

XIX век

Фотографии Москвы конца XIX века — мостовые выложенные брусчаткой, стены старого Кремля, профессии, которые исчезнут в будущем: извозчики, трубочисты, гигантские водонапорные башни, прежние верхние торговые ряды и строительство новых, будущего Гума

Начало XX века

Фотографии Москвы начала XX века — конные упряжки, бесконечный трамвайные пути и гремящие по ним вагоны, наводнение в начале XX века, извозчики, торговцы, московские дворники и река-Москва на фоне стен Кремля, ещё не окованная стенами набережных канала.

Советская Москва

Советское время сильно поменяло облик новой Москвы. Как и следует столице советского государства, от центра к окраинам протянулись широкие проспекты и улицы, расширились площади, Садовое кольцо, появился метрополитен. город стал тянуться к окраинам, превращая их в крупные жилые массивы.

1920-е годы

Фотографии Москвы 1920-х годов — Москва еще не перестроенная, вся в узких улочках и трамвайных путях, где по всей ширине проезжей части кучкуются извозчики, а прохожие шастают, натыкаясь друг на друга.

1930-е годы

Фотографии Москвы 1930-х годов — Молодая Советская Москва нового для москвичей и жителей страны времени. Быстро строятся новые здания, учреждения, дома культуры, расширяются площади, взамен старым привычным тесным улочкам.

1940-е годы

Фотографии Москвы 1940-х годов — отражение тех нелегких лет войны, когда город вместе со всей страной противостоял вражеским войскам гитлеровской Германии. Пережив трудное время для всей страны, город восстановился после войны, продолжив мирную жизнь.

1950-е годы

Фотографии Москвы 1950-х годов — это время выполнения Генерального плана реконструкции Новой Москвы, который был начат в 1938 году и продолжен после войны.

1960-е годы

Фотографии Москвы 1960-х годов — в этот период Москва значительно расширялась, образовывая из близлежащих селений новые жилые районы. Появляется новый виток в архитектуре, простота и минимализм.

1970-е годы

Фотографии Москвы 1970-х годов — выполняется, хоть и с трудом и только отчасти, Генеральный план реконструкции и развития Москвы 1971 года. Растут новые кварталы и целые спальные районы. Инфраструктура города добирается до самых границ столицы МКАДа.

1980-е годы

Фотографии Москвы 1980-х годов — начались 80-е годы с проведения Олимпиады в Москве, продолжились периодом попытки перестройки уклада и жизни, а заканчивались периодом начала свободы и гласности с постепенным разрушением и медленным угасанием былого крепкого государства СССР.

Современная Москва

Сменилась власть, сменилась эпоха, стремительно меняется и облик города, который превращается в торгово-коммерческий мегаполис. Становятся привычными явления крупных городов: спешащие люди, автомобильные пробки, современные трассы и развязки, стеклянные небоскребы и небольшие зеленые островки парки и скверики.

1990-е годы

Фотографии Москвы 1990-х годов — «лихие» 90-е годы, москвичи адаптируются  к новой жизни, кто-то привыкает к новому укладу, кто-то пользуется новыми возможностями, чтобы заработать. Яркие рекламные стенды, автобусные остановки, обклеенные объявлениями, рынки и бесчисленное множество ларьков.

2000-е годы

Фотографии Москвы 2000-х годов — Москва вступает в новый век и уже не такая наивная, как в лихие 90-е, это город больших инвестиций, город с большими карманами, строящимися коммерческими и торговыми центрами, вырастающими небоскребами и автомобильными пробками.

XXI век

Фотографии Москвы XXI века — прослеживаются явные улучшения в структуре работы общественного транспорта, борьба с автомобильными пробками, нелегальной торговлей, расширение и строительство магистралей с развязками, платные парковки, слабо контролируемый  рост коммерческого и жилого сектора, улучшение общего климата и жизни в столице России Москве.

потрясающих фотографий Москвы

Фотографии Москвы 1956 года, сделанные Петером Бок-Шредером, являются замечательным и ценным вкладом в историческую и культурную летопись Советского Союза. Несмотря на многочисленные проблемы и ограничения, Бок-Шредеру удалось запечатлеть серию ярких и запоминающихся изображений, которые продолжают находить отклик у зрителей по всему миру.

Метро Москва

Когда в 1935 году было построено метро, ​​предполагалось, что система метро будет также использоваться в качестве бомбоубежища. Во времена холодной войны в метро были установлены герметичные ворота, которые служили безопасным убежищем в случае ядерного удара. Московское метро — одна из главных достопримечательностей российского мегаполиса благодаря множеству архитектурно уникальных и красивых платформ.


В период острой политической напряженности между Востоком и Западом Бок-Шредер вошел в историю как первый западногерманский фотожурналист, получивший разрешение на работу в Советском Союзе.

Сегодня его фотографии представляют собой впечатляющую ретроспективу жизни Москвы середины ХХ века. Они направлены на поощрение международного взаимопонимания, общения и взаимного признания.

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, Москва.

ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства СССР, Москва) была олицетворением Советского Союза. Эта миниатюрная страна чудес представляла собой художественно оформленные павильоны отдельных республик с их экзотическими продуктами и типичным региональным мастерством, гармонично сгруппированные за главным павильоном.


Чтобы в полной мере оценить значение фотографий Бок-Шредера, важно понимать исторический контекст, в котором они были сделаны.

В 1956 году мир находился в разгаре холодной войны, периода острой конкуренции и напряженности между западными державами и Советским Союзом.

Рабочий и колхозница

Рабочий и колхозница, пара призвана олицетворять вечное единство рабочего класса и крестьянства в Советском Союзе. В течение 1937 Всемирной выставки в Париже произошло противостояние двух будущих врагов Второй мировой войны, СССР и Германии. Их монументальные павильоны стояли прямо друг напротив друга на главном бульваре Трокадеро.


Это соперничество разыгрывалось разными способами, включая гонку вооружений, чужие войны и пропагандистские кампании.

Иностранным журналистам редко предоставлялся доступ. Советское правительство подвергало жесткой цензуре информацию, которую можно было сообщить.

Это мешало внешнему миру получить точную картину жизни в СССР.

Богатое культурное наследие Москвы

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного, великолепный храм на Красной площади, является визитной карточкой Москвы и России. По заказу Ивана Грозного собор был построен в память о его военной победе в русско-казахской войне. Его полное название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.


На этом фоне фотографии Бок-Шредера предлагают уникальное представление о жизни простых людей в Москве.

Он запечатлел повседневные сцены, показывающие людей, ведущих свою повседневную жизнь, на работе, наслаждающихся общественной деятельностью и в свободное время.

Центральный Московский ипподром, Москва

Московский ипподром, вмещающий 3500 зрителей, является визитной карточкой Москвы. В 1834 году здесь были проведены первые скачки.


Фотографии Бок-Шредера позволяют по-разному взглянуть на Москву и жителей Советского Союза и, таким образом, представляют собой контрапункт официальной пропаганде.

Они бросают вызов упрощающим стереотипам, распространенным в эпоху холодной войны.

Быт москвичей

Елисеевский элитный продуктовый магазин

Одна из достопримечательностей Москвы, элитный гастроном Елисеевский, открывшийся в 1901 году в бывшем дворце XVIII века. Первоначально он служил элитным продуктовым магазином для дореволюционных высших сословий в центре Москвы. Он пережил свой золотой век в более позднюю советскую эпоху, когда он служил «Гастрономом № 1» в качестве витрины для посетителей советской столицы, чтобы продемонстрировать якобы отличное продовольственное обеспечение города. Элитный продуктовый магазин «Елисеевский» окончательно закрыл свои двери в апреле 2021 года после 120 лет работы.


Нам напоминают, что за риторикой и предвзятостью стояли настоящие люди, живущие настоящей жизнью в таком городе, как Москва, и что эти люди были такими же разнообразными и сложными, как и люди в любой другой точке мира.

Понимание этого контекста позволяет нам лучше разместить фотографии Бок-Шредерс, сделанные в один из ключевых периодов мировой истории.

Первомайские торжества на Красной площади в Москве.

Парад Победы в Москве ( русский язык : Парад Победы в Москве , тр. Парад Победы в Москве ) является ежегодным военным парадом Вооруженных Сил России на Красной площади в Москве на 9Май, посвященный празднованию Дня Победы над нацистской Германией.


Картины повседневной жизни в Москве Бок-Шредера бросают вызов клише Советского Союза как монолитного и деспотического государства. Вместо этого они раскрывают более тонкую и личную перспективу.

Напоминаем, что люди, жившие в Советском Союзе, были не безликими противниками, а личностями со своими надеждами, страхами и стремлениями.

КРАСОТА МОСКВЫ

Городской пейзаж Москвы

Одним из поразительных аспектов фотографий Бок-Шредера является то, как они изображают красоту Москвы и то, как они запечатлевают повседневную жизнь москвичей. Столица показана во всем своем величии, с ее великолепной архитектурой, широкими бульварами и шумными улицами.

Изображения передают ощущение жизненной силы и энергии города, показывая город, который является историческим и прогрессивным.

НЕРАСКАЗАННАЯ ИСТОРИЯ ПРОШЛОГО МОСКВЫ

Елисеевский элитный продуктовый магазин

В 1950-х годах московская «Украина» была построена в кондитерском стиле по приказу Сталина. 206-метровое здание на берегу Москвы-реки является одним из небоскребов под названием «Семь сестер», которые строились в Москве с 1949 по 1957 год. здания сталинской архитектуры, эти редкие фотографии дают представление о ритме и рутине, раскрывают уникальный характер советского мегаполиса с его характерным сочетанием восточного и западного влияний.

Фотографии Бок-Шредера дают представление о социальной и культурной жизни Москвы 1950-х годов и передают реалистичную картину культурной жизни, а также значимости искусства в советском обществе.

ЦЕНЗУРА И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ

Рекламный щит советской пропаганды

советских масштабных агитационных щита изначально были созданы во время пролетарской революции в России. Они несли в массы лозунги Коммунистической партии, призывали рабочих и крестьян к борьбе за свободу и справедливость.


Фотографии Бок-Шредера иллюстрируют роль пропаганды и идеологии в СССР. Мы видим изображения рекламных щитов и плакатов, пропагандирующих достижения Советского государства, а также изображения военных парадов и демонстраций советской силы.

Они напоминают нам о роли идеологии в формировании жизни россиян в эпоху холодной войны.

Важно отметить, что фотографии Бок-Шредера отражают реалии цензуры в Советском Союзе того времени.

Солдат, Москва

Как иностранный журналист, он подвергался строгому контролю за тем, что он мог фотографировать.

И все же своими сильными и трогательными снимками ему удалось запечатлеть разнообразие и многогранность советской жизни.

Универмаг ГУМ, Москва

ГУМ в Москве в 1956 году был роскошью для привилегированных россиян. Красивое здание находится прямо на Красной площади столицы России. В нем расположены многочисленные магазины, и он является одним из самых известных и известных зданий в России. Вместе с Красной площадью и Кремлем он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Возникает важный вопрос о роли фотографии в формировании общественного мнения и понимания. Как мы справляемся со сложностями цензуры и пропаганды в нашем медийном ландшафте?

Какую ответственность несут фотографы и журналисты, чтобы представить сбалансированный и детальный взгляд на мир?

Фотографии Бок-Шредера могут помочь нам глубже задуматься над этими вопросами.

Демонстрируя красоту и разнообразие Москвы, а также признавая реалии цензуры и контроля, они предлагают отправную точку для более широкой дискуссии о роли фотожурналистики в формировании нашего понимания мира.

ПОНИМАНИЕ И ОБЩЕНИЕ

Всемирный молодежный фестиваль

Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в течение двух недель, явился знаковым и знаковым событием для советской молодежи во всех отношениях. Атмосфера свободы и открытости была отмечена хрущевской оттепелью.


Наконец, мы подошли к важности фотографий Бок-Шредера как инструмента содействия международному взаимопониманию, общению и взаимному уважению.

Изучая ценность и актуальность этих изображений с разных точек зрения, мы получаем более глубокое понимание того, как пересекаются искусство, культура и дипломатия.

Серж Образтов и Сильвана Пампанини

Серж Образтов (1901–1992), который вместе с итальянской актрисой Сильваной Пампанини (1925–2016) сделал кукольный вид искусства в Советском Союзе во время Недели итальянского кино, Москва 1956


понимания через национальные и культурные границы.

Одним из наиболее примечательных качеств творчества Бока-Шредера является его способность уловить суть места и момента времени.

Он был мастером композиции и сюжета, чтобы передать настроение, атмосферу и эмоции.

Советские строители

Одним из самых распространенных образов советской стройиндустрии являются красивые и эмансипированные женщины-строители, трудящиеся вместе с мужчинами на крупных стройках. Женщины в Советском Союзе не только представляли женские права, они были равны с мужчинами и часто занимали более высокие руководящие должности.


Фотографии Бок-Шредера служат убедительным напоминанием о том, как важно быть свидетелем истории.

Как фоторепортер, он смог задокументировать общественную и культурную жизнь Москвы в то время, когда немногие посторонние имели доступ в Советский Союз.

Его изображения служат мощным напоминанием о важности сохранения и обмена историческими документами, а также о жизненно важной роли, которую художники и представители культуры могут играть в этом процессе.

Потрясающие фотографии Москвы Бок-Шредера

Какой на самом деле была жизнь в СССР?

Делиться

Фотографии украинского инженера отражают суровую реальность советской жизни.

Валерий Решетняк в советское время вел двойную жизнь. Официально он был инженером в Киеве. Но в свободное время он фотографировал простых людей в Советском Союзе.

«Никто из моих коллег не знал, чем я занимаюсь. Это было своего рода инакомыслие», — говорит Решетняк. наивно думал, что когда-нибудь люди будут смотреть на мои фотографии и размышлять о своей жизни, но я ошибался», — говорит Решетняк.

Работы Решетняка не публиковались до перестройки в конце 1980-х, когда жесткая советская цензура в СМИ и искусстве начала ослабевать.

С тех пор его фотографии выставлялись в Киеве, Москве, Дании и США. После распада Советского Союза Решетняк сделал фотографию своей основной работой, снимая коммерческие задания и обучая студентов.

В недавнем интервью Украинской службе Радио Свобода Решетняк вспомнил истории, лежащие в основе некоторых из его лучших фотографий, сделанных между 1977 и 1990 годами.

«Сельский учитель, возвращающийся домой из школы в Сумской области. Я тоже так ходил в школу. Фонарей не было, поэтому в темноте ориентировались с фонариком. Но не всегда были батарейки, поэтому иногда нам пришлось бы чиркнуть спичкой, а затем прикрыть ее рукавами от ветра. Эта дорога и сегодня выглядит так же, в деревне недостаточно людей, чтобы оправдать ремонт».

«Слева «элитный» пассажирский транспорт. На таких санях мог ездить только глава колхоза или местные партийные «князья». Простым людям разрешалось использовать сани только в критические моменты, например, нести больного в больницу. Зимой другого транспорта, кроме саней, не было. Большая часть дорог была покрыта льдом и снегом. Справа женщина с канистрами керосина на старых санях. Она пошла в магазин, чтобы купить топливо для своих керосиновых ламп».

«Донбасс. Когда мы вошли в этот огромный завод, вдруг из ниоткуда возникла эта фигура в сером ватнике и кирзовых сапогах. Это дало мне ощущение, что фабрикой управляют рабы».

«Детей постоянно готовили к войне — это было основой советского идеологического воспитания. Обычных игрушек было очень мало, зато много военных. Если присмотреться, то кроме автомата слева можно также увидеть игрушечный бронетранспортер».

«Хлеб — король», — говорили в Советском Союзе. Все люди на этом фото, видимо, пережили голод 1932-33 годов. В советское время о Голодоморе говорили только самые близкие люди. Мой отец и коллега рассказали мне, как их чуть не убил и не съел местный каннибал».

«Это обычная телега, на которой возили всевозможные грузы. Когда его использовали для хлеба, они просто сбрасывали брезент и сбрасывали в него хлебы, какой бы грязной ни была телега. Но в то время это никого не волновало».

«В середине 1960-х крестьяне практически перестали печь хлеб. В этом селе была закрыта и местная пекарня. Поэтому хлеб привозили из других мест. Грузовик доставлял в магазин по асфальтированной дороге, затем хлеб грузили на телегу с лошадьми, а зимой на сани, чтобы развозить по другим магазинам, разбросанным по деревне, куда грузовик не мог добраться.»

«Отец с двумя сыновьями и женой. Жизнь деревенских женщин была тяжелее, чем у мужчин. И обязанности по хозяйству, и по работе в поле ложатся на женские плечи».

«Последние жители «ликвидированного» села в Беларуси. Иногда советские власти переселяли жителей деревень, содержание которых считалось нецелесообразным. Эта семья не хотела покидать свою «бесперспективную» деревню. Они хотели умереть там, где родились».

«Иногда к белорусскому селянину (справа) в его заброшенный дом приходили гости. Например, этот друг детства приносил ему дешевое, но крепкое советское вино. Вкус был ужасный. Но прямо в голову ударило.»

«Дети в деревне хотели как можно скорее сбежать в город. Они видели израненные руки своих родителей и уже знали, что такое тяжелая работа. Но к 1974 году выехать из села было практически невозможно, потому что крестьянам не выдавали проездных. Это было похоже на рабство. Даже для того, чтобы поехать в город по делам, нужно было получить специальный пропуск. Поэтому необходимо было найти нужных людей, которые могли бы потянуть за ниточки, чтобы дети получили проездной. Все, кому удалось вырваться из села, в основном оказались в общежитиях».

«Общежитие № 5 в Киеве. Большинство рабочих были выходцами из деревень и не имели собственного жилья. Советские организации строили для них дешевое жилье: длинный коридор, комнаты по четыре-шесть кроватей в каждой, одна общая кухня, туалет на каждом этаже. Душ только один — на первом этаже или в подвале. Хоть это жилье и было временным, но большинство людей в перестройку не успели получить коммунальные квартиры и не имели другого выбора, кроме как жить в общежитиях на длительный срок».

«Мальчик на этом фото уже вырос и до сих пор живет в той же комнате общежития вместе с женой и ребенком. Его мать и сестра живут по соседству. Отец, питающийся супом, ушел из семьи к другой женщине».

«Местные жители ждут у правительственного учреждения во Львове «прием» с местными чиновниками. Эти люди прибыли задолго до назначенного времени в надежде, что они смогут услышать кого-то, кто сможет помочь с их проблемами. Но даже при таком терпении большинство людей уходили с собраний с пустыми руками».

«В СССР большая часть продуктов для простых граждан была в дефиците. Чтобы получить в свои руки дефицитные предметы, нужно было знать нужных людей. Но чудеса случались перед праздничными днями. Самые редкие товары продавались с «черного хода» магазинов. В длинных очередях часто вспыхивали потасовки, когда какой-нибудь умник пытался перерезать очередь».

«Поздняя перестройка. В Киевском Доме Моды состоялся показ мод для одинокого американского «бизнесмена» — лысеющего мужчины в центре. Они поставили себя на его службу и открыли для него все двери. Но потом выяснилось, что американец был просто каким-то «философом» и бывшим хиппи».