Содержание
Как выглядела Москва при СССР и сейчас: 24 фото-сравнения
Автор Вячеслав На чтение 4 мин. Опубликовано
Помню старую Москву, по которой ходил ещё ребёнком. Большие красивые здания, улыбающиеся люди на улицах. Где это, осталось ли сейчас? Лучший ответ дадут фотографии.
Они напомнят мне о детстве, о маме, о самом вкусном мороженом в парке. Я давно не живу в столице, но приехал недавно в гости к дочке. И современная Москва меня поразила!
Оглавление
- Улицы
- Здания
- Метро
- Известные места
Улицы
Фотографии улиц помогают лучше ощутить ход времени. Мне кажется, что раньше они были спокойнее, было меньше людей и машин.
Арбат — это старая Москва. Прогулка по нему всегда была событием. С годами эта улица сохранила свою ауру, но стала ощутимо красивее.
Арбат в советское время.
Арбат в XXI веке.
На улице Горького всегда кипела жизнь. Сейчас она осталась такой же, только стала более яркой и стильной. Теперь она называется – Тверская.
Улица Горького в советское время.
Так Тверская улица выглядит сегодня.
Никольская улица расположена между Красной площадью и Лубянкой. Теперь она стала намного наряднее. Вот как она выглядела раньше.
Во времена СССР.
Так Никольская выглядит сейчас.
Здания
Когда меня родители водили в Большой Театр, для меня это всегда было праздничным событием. Красивое большое строение никого не может оставить равнодушным.
Это здание начали использовать для театра с 1856 года. В первые годы Советской власти обсуждался вопрос о его сносе из-за ветхости. В конце концов, было принято решение провести восстановительные работы. Реставрацию закончили только в 2011 году.
Сейчас оно выглядит эффектно, но при этом сохранило свой великолепный стиль.
Большой театр в советский период.
Так выглядит Большой Театр сейчас.
Когда родители со мной гуляли в центре, я много раз видел гостиницу «Москва». Это красивое и величественное здание много лет служило городу. Теперь вместо него построили новое, очень похожее на прежнее.
Гостиница в советское время.
Так она выглядит сегодня.
В детстве Центральный Телеграф казался мне загадочным и необычным. Сейчас он в целом сохранил свой вид, но стал более обыденным.
Здание во времена СССР.
Сейчас это здание выглядит таким образом.
Метро
Часто ездил в метро. Очень привык к его виду. Однако метро сегодня тоже очень изменилось.
Вот, например, станция Дзержинская, расположенная под одноименной площадью. С 1990 года это станция метро Лубянка. Оформление обновилось.
Так выглядел интерьер станции во времена СССР.
Теперь здесь новое оформление.
Когда бывал в детстве на станции Маяковская, она мне нравилась своей нарядностью, праздничностью. Позже узнал, что ещё в 1938 году уникальность этой станции была отмечена на Международной выставке в Париже.
На Нью-йоркской выставке проект заслужил Гран-при. Сейчас станция во многом сохранила свой облик, став ещё наряднее.
Станция метро Маяковская в советское время.
Современный интерьер этой станции.
Когда выходил на станции Сокол, обращал внимание на её узкий перрон и лестницу в середине зала. Когда-то она была почти у границ города. Сейчас вокруг неё плотная застройка.
Станция Сокол во время существования СССР.
Современный вид станции.
Известные места
Отец любил со мной ходить в музеи, осматривать красивые памятники архитектуры. Однажды мы поехали в Царицыно. Тогда это были живописные развалины. Сейчас они превратились в роскошный дворец. Его строительство закончили в 2011 году.
Царицыно СССР.
Восстановленный дворец.
Собор Василия Блаженного всегда поражал своей особой красотой и праздничностью. Сейчас его отремонтировали, и он стал ещё лучше.
С 1997 года в Церкви Василия Блаженного (это одна из 11 церквей, входящих в состав Собора) проводятся регулярные богослужения.
Собор Василия Блаженного — так он выглядел при СССР.
Таким можно увидеть его сейчас.
В ЦУМ мы ходили за покупками. Он был и остался до сих пор огромным универмагом. Нынешнее название носит начиная с 1933 года. В Европе это один из крупнейших универсальных магазинов.
Вид здания в советское время.
Так ЦУМ выглядит в последние годы.
Глядя на фотографии и вспоминая прошлое, могу сделать вывод: Москва стала красивее. Но сейчас тут как-то все быстро, шумно. Хватает ли у современной молодежи времени, чтобы насладиться красотой города? В этом я неуверен, а вы?
История Москвы в фотографиях
Москва менялась все время, начиная с постройки каменных стен старого Кремля и постепенного расширения города. В Советские времена у города появился облик Новой Москвы — столицы СССР. Современная Москва также не стоит на месте и меняется порой прямо на глазах.
Старая Москва
Узкие улочки, тесные тротуары, зеленые бульварчики, обилие извозчиков и сплетение трамвайных путей. Вот такой представлялась старая Москва дореволюционного периода.
XIX век
Фотографии Москвы конца XIX века — мостовые выложенные брусчаткой, стены старого Кремля, профессии, которые исчезнут в будущем: извозчики, трубочисты, гигантские водонапорные башни, прежние верхние торговые ряды и строительство новых, будущего Гума
Начало XX века
Фотографии Москвы начала XX века — конные упряжки, бесконечный трамвайные пути и гремящие по ним вагоны, наводнение в начале XX века, извозчики, торговцы, московские дворники и река-Москва на фоне стен Кремля, ещё не окованная стенами набережных канала.
Советская Москва
Советское время сильно поменяло облик новой Москвы. Как и следует столице советского государства, от центра к окраинам протянулись широкие проспекты и улицы, расширились площади, Садовое кольцо, появился метрополитен. город стал тянуться к окраинам, превращая их в крупные жилые массивы.
1920-е годы
Фотографии Москвы 1920-х годов — Москва еще не перестроенная, вся в узких улочках и трамвайных путях, где по всей ширине проезжей части кучкуются извозчики, а прохожие шастают, натыкаясь друг на друга.
1930-е годы
Фотографии Москвы 1930-х годов — Молодая Советская Москва нового для москвичей и жителей страны времени. Быстро строятся новые здания, учреждения, дома культуры, расширяются площади, взамен старым привычным тесным улочкам.
1940-е годы
Фотографии Москвы 1940-х годов — отражение тех нелегких лет войны, когда город вместе со всей страной противостоял вражеским войскам гитлеровской Германии. Пережив трудное время для всей страны, город восстановился после войны, продолжив мирную жизнь.
1950-е годы
Фотографии Москвы 1950-х годов — это время выполнения Генерального плана реконструкции Новой Москвы, который был начат в 1938 году и продолжен после войны.
1960-е годы
Фотографии Москвы 1960-х годов — в этот период Москва значительно расширялась, образовывая из близлежащих селений новые жилые районы. Появляется новый виток в архитектуре, простота и минимализм.
1970-е годы
Фотографии Москвы 1970-х годов — выполняется, хоть и с трудом и только отчасти, Генеральный план реконструкции и развития Москвы 1971 года. Растут новые кварталы и целые спальные районы. Инфраструктура города добирается до самых границ столицы МКАДа.
1980-е годы
Фотографии Москвы 1980-х годов — начались 80-е годы с проведения Олимпиады в Москве, продолжились периодом попытки перестройки уклада и жизни, а заканчивались периодом начала свободы и гласности с постепенным разрушением и медленным угасанием былого крепкого государства СССР.
Современная Москва
Сменилась власть, сменилась эпоха, стремительно меняется и облик города, который превращается в торгово-коммерческий мегаполис. Становятся привычными явления крупных городов: спешащие люди, автомобильные пробки, современные трассы и развязки, стеклянные небоскребы и небольшие зеленые островки парки и скверики.
1990-е годы
Фотографии Москвы 1990-х годов — «лихие» 90-е годы, москвичи адаптируются к новой жизни, кто-то привыкает к новому укладу, кто-то пользуется новыми возможностями, чтобы заработать. Яркие рекламные стенды, автобусные остановки, обклеенные объявлениями, рынки и бесчисленное множество ларьков.
2000-е годы
Фотографии Москвы 2000-х годов — Москва вступает в новый век и уже не такая наивная, как в лихие 90-е, это город больших инвестиций, город с большими карманами, строящимися коммерческими и торговыми центрами, вырастающими небоскребами и автомобильными пробками.
XXI век
Фотографии Москвы XXI века — прослеживаются явные улучшения в структуре работы общественного транспорта, борьба с автомобильными пробками, нелегальной торговлей, расширение и строительство магистралей с развязками, платные парковки, слабо контролируемый рост коммерческого и жилого сектора, улучшение общего климата и жизни в столице России Москве.
потрясающих фотографий Москвы
Фотографии Москвы 1956 года, сделанные Петером Бок-Шредером, являются замечательным и ценным вкладом в историческую и культурную летопись Советского Союза. Несмотря на многочисленные проблемы и ограничения, Бок-Шредеру удалось запечатлеть серию ярких и запоминающихся изображений, которые продолжают находить отклик у зрителей по всему миру.
Метро Москва
Когда в 1935 году было построено метро, предполагалось, что система метро будет также использоваться в качестве бомбоубежища. Во времена холодной войны в метро были установлены герметичные ворота, которые служили безопасным убежищем в случае ядерного удара. Московское метро — одна из главных достопримечательностей российского мегаполиса благодаря множеству архитектурно уникальных и красивых платформ.
В период острой политической напряженности между Востоком и Западом Бок-Шредер вошел в историю как первый западногерманский фотожурналист, получивший разрешение на работу в Советском Союзе.
Сегодня его фотографии представляют собой впечатляющую ретроспективу жизни Москвы середины ХХ века. Они направлены на поощрение международного взаимопонимания, общения и взаимного признания.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, Москва.
ВДНХ (Выставка Достижений Народного Хозяйства СССР, Москва) была олицетворением Советского Союза. Эта миниатюрная страна чудес представляла собой художественно оформленные павильоны отдельных республик с их экзотическими продуктами и типичным региональным мастерством, гармонично сгруппированные за главным павильоном.
Чтобы в полной мере оценить значение фотографий Бок-Шредера, важно понимать исторический контекст, в котором они были сделаны.
В 1956 году мир находился в разгаре холодной войны, периода острой конкуренции и напряженности между западными державами и Советским Союзом.
Рабочий и колхозница
Рабочий и колхозница, пара призвана олицетворять вечное единство рабочего класса и крестьянства в Советском Союзе. В течение 1937 Всемирной выставки в Париже произошло противостояние двух будущих врагов Второй мировой войны, СССР и Германии. Их монументальные павильоны стояли прямо друг напротив друга на главном бульваре Трокадеро.
Это соперничество разыгрывалось разными способами, включая гонку вооружений, чужие войны и пропагандистские кампании.
Иностранным журналистам редко предоставлялся доступ. Советское правительство подвергало жесткой цензуре информацию, которую можно было сообщить.
Это мешало внешнему миру получить точную картину жизни в СССР.
Богатое культурное наследие Москвы
Собор Василия Блаженного
Собор Василия Блаженного, великолепный храм на Красной площади, является визитной карточкой Москвы и России. По заказу Ивана Грозного собор был построен в память о его военной победе в русско-казахской войне. Его полное название – Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.
На этом фоне фотографии Бок-Шредера предлагают уникальное представление о жизни простых людей в Москве.
Он запечатлел повседневные сцены, показывающие людей, ведущих свою повседневную жизнь, на работе, наслаждающихся общественной деятельностью и в свободное время.
Центральный Московский ипподром, Москва
Московский ипподром, вмещающий 3500 зрителей, является визитной карточкой Москвы. В 1834 году здесь были проведены первые скачки.
Фотографии Бок-Шредера позволяют по-разному взглянуть на Москву и жителей Советского Союза и, таким образом, представляют собой контрапункт официальной пропаганде.
Они бросают вызов упрощающим стереотипам, распространенным в эпоху холодной войны.
Быт москвичей
Елисеевский элитный продуктовый магазин
Одна из достопримечательностей Москвы, элитный гастроном Елисеевский, открывшийся в 1901 году в бывшем дворце XVIII века. Первоначально он служил элитным продуктовым магазином для дореволюционных высших сословий в центре Москвы. Он пережил свой золотой век в более позднюю советскую эпоху, когда он служил «Гастрономом № 1» в качестве витрины для посетителей советской столицы, чтобы продемонстрировать якобы отличное продовольственное обеспечение города. Элитный продуктовый магазин «Елисеевский» окончательно закрыл свои двери в апреле 2021 года после 120 лет работы.
Нам напоминают, что за риторикой и предвзятостью стояли настоящие люди, живущие настоящей жизнью в таком городе, как Москва, и что эти люди были такими же разнообразными и сложными, как и люди в любой другой точке мира.
Понимание этого контекста позволяет нам лучше разместить фотографии Бок-Шредерс, сделанные в один из ключевых периодов мировой истории.
Первомайские торжества на Красной площади в Москве.
Парад Победы в Москве ( русский язык : Парад Победы в Москве , тр. Парад Победы в Москве ) является ежегодным военным парадом Вооруженных Сил России на Красной площади в Москве на 9Май, посвященный празднованию Дня Победы над нацистской Германией.
Картины повседневной жизни в Москве Бок-Шредера бросают вызов клише Советского Союза как монолитного и деспотического государства. Вместо этого они раскрывают более тонкую и личную перспективу.
Напоминаем, что люди, жившие в Советском Союзе, были не безликими противниками, а личностями со своими надеждами, страхами и стремлениями.
КРАСОТА МОСКВЫ
Городской пейзаж Москвы
Одним из поразительных аспектов фотографий Бок-Шредера является то, как они изображают красоту Москвы и то, как они запечатлевают повседневную жизнь москвичей. Столица показана во всем своем величии, с ее великолепной архитектурой, широкими бульварами и шумными улицами.
Изображения передают ощущение жизненной силы и энергии города, показывая город, который является историческим и прогрессивным.
НЕРАСКАЗАННАЯ ИСТОРИЯ ПРОШЛОГО МОСКВЫ
Елисеевский элитный продуктовый магазин
В 1950-х годах московская «Украина» была построена в кондитерском стиле по приказу Сталина. 206-метровое здание на берегу Москвы-реки является одним из небоскребов под названием «Семь сестер», которые строились в Москве с 1949 по 1957 год. здания сталинской архитектуры, эти редкие фотографии дают представление о ритме и рутине, раскрывают уникальный характер советского мегаполиса с его характерным сочетанием восточного и западного влияний.
Фотографии Бок-Шредера дают представление о социальной и культурной жизни Москвы 1950-х годов и передают реалистичную картину культурной жизни, а также значимости искусства в советском обществе.
ЦЕНЗУРА И РОЛЬ ФОТОГРАФИИ
Рекламный щит советской пропаганды
советских масштабных агитационных щита изначально были созданы во время пролетарской революции в России. Они несли в массы лозунги Коммунистической партии, призывали рабочих и крестьян к борьбе за свободу и справедливость.
Фотографии Бок-Шредера иллюстрируют роль пропаганды и идеологии в СССР. Мы видим изображения рекламных щитов и плакатов, пропагандирующих достижения Советского государства, а также изображения военных парадов и демонстраций советской силы.
Они напоминают нам о роли идеологии в формировании жизни россиян в эпоху холодной войны.
Важно отметить, что фотографии Бок-Шредера отражают реалии цензуры в Советском Союзе того времени.
Солдат, Москва
Как иностранный журналист, он подвергался строгому контролю за тем, что он мог фотографировать.
И все же своими сильными и трогательными снимками ему удалось запечатлеть разнообразие и многогранность советской жизни.
Универмаг ГУМ, Москва
ГУМ в Москве в 1956 году был роскошью для привилегированных россиян. Красивое здание находится прямо на Красной площади столицы России. В нем расположены многочисленные магазины, и он является одним из самых известных и известных зданий в России. Вместе с Красной площадью и Кремлем он является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Возникает важный вопрос о роли фотографии в формировании общественного мнения и понимания. Как мы справляемся со сложностями цензуры и пропаганды в нашем медийном ландшафте?
Какую ответственность несут фотографы и журналисты, чтобы представить сбалансированный и детальный взгляд на мир?
Фотографии Бок-Шредера могут помочь нам глубже задуматься над этими вопросами.
Демонстрируя красоту и разнообразие Москвы, а также признавая реалии цензуры и контроля, они предлагают отправную точку для более широкой дискуссии о роли фотожурналистики в формировании нашего понимания мира.
ПОНИМАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Всемирный молодежный фестиваль
Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в течение двух недель, явился знаковым и знаковым событием для советской молодежи во всех отношениях. Атмосфера свободы и открытости была отмечена хрущевской оттепелью.
Наконец, мы подошли к важности фотографий Бок-Шредера как инструмента содействия международному взаимопониманию, общению и взаимному уважению.
Изучая ценность и актуальность этих изображений с разных точек зрения, мы получаем более глубокое понимание того, как пересекаются искусство, культура и дипломатия.
Серж Образтов и Сильвана Пампанини
Серж Образтов (1901–1992), который вместе с итальянской актрисой Сильваной Пампанини (1925–2016) сделал кукольный вид искусства в Советском Союзе во время Недели итальянского кино, Москва 1956
понимания через национальные и культурные границы.
Одним из наиболее примечательных качеств творчества Бока-Шредера является его способность уловить суть места и момента времени.
Он был мастером композиции и сюжета, чтобы передать настроение, атмосферу и эмоции.
Советские строители
Одним из самых распространенных образов советской стройиндустрии являются красивые и эмансипированные женщины-строители, трудящиеся вместе с мужчинами на крупных стройках. Женщины в Советском Союзе не только представляли женские права, они были равны с мужчинами и часто занимали более высокие руководящие должности.
Фотографии Бок-Шредера служат убедительным напоминанием о том, как важно быть свидетелем истории.
Как фоторепортер, он смог задокументировать общественную и культурную жизнь Москвы в то время, когда немногие посторонние имели доступ в Советский Союз.
Его изображения служат мощным напоминанием о важности сохранения и обмена историческими документами, а также о жизненно важной роли, которую художники и представители культуры могут играть в этом процессе.
Потрясающие фотографии Москвы Бок-Шредера
youtube.com/embed/DeBrxlpW3Co?rel=0″ title=»Herbert von Karajan» allowfullscreen=»»>
Какой на самом деле была жизнь в СССР?
Делиться
Фотографии украинского инженера отражают суровую реальность советской жизни.
Валерий Решетняк в советское время вел двойную жизнь. Официально он был инженером в Киеве. Но в свободное время он фотографировал простых людей в Советском Союзе.
«Никто из моих коллег не знал, чем я занимаюсь. Это было своего рода инакомыслие», — говорит Решетняк. наивно думал, что когда-нибудь люди будут смотреть на мои фотографии и размышлять о своей жизни, но я ошибался», — говорит Решетняк.
Работы Решетняка не публиковались до перестройки в конце 1980-х, когда жесткая советская цензура в СМИ и искусстве начала ослабевать.
С тех пор его фотографии выставлялись в Киеве, Москве, Дании и США. После распада Советского Союза Решетняк сделал фотографию своей основной работой, снимая коммерческие задания и обучая студентов.
В недавнем интервью Украинской службе Радио Свобода Решетняк вспомнил истории, лежащие в основе некоторых из его лучших фотографий, сделанных между 1977 и 1990 годами.
«Сельский учитель, возвращающийся домой из школы в Сумской области. Я тоже так ходил в школу. Фонарей не было, поэтому в темноте ориентировались с фонариком. Но не всегда были батарейки, поэтому иногда нам пришлось бы чиркнуть спичкой, а затем прикрыть ее рукавами от ветра. Эта дорога и сегодня выглядит так же, в деревне недостаточно людей, чтобы оправдать ремонт».
«Слева «элитный» пассажирский транспорт. На таких санях мог ездить только глава колхоза или местные партийные «князья». Простым людям разрешалось использовать сани только в критические моменты, например, нести больного в больницу. Зимой другого транспорта, кроме саней, не было. Большая часть дорог была покрыта льдом и снегом. Справа женщина с канистрами керосина на старых санях. Она пошла в магазин, чтобы купить топливо для своих керосиновых ламп».
«Донбасс. Когда мы вошли в этот огромный завод, вдруг из ниоткуда возникла эта фигура в сером ватнике и кирзовых сапогах. Это дало мне ощущение, что фабрикой управляют рабы».
«Детей постоянно готовили к войне — это было основой советского идеологического воспитания. Обычных игрушек было очень мало, зато много военных. Если присмотреться, то кроме автомата слева можно также увидеть игрушечный бронетранспортер».
«Хлеб — король», — говорили в Советском Союзе. Все люди на этом фото, видимо, пережили голод 1932-33 годов. В советское время о Голодоморе говорили только самые близкие люди. Мой отец и коллега рассказали мне, как их чуть не убил и не съел местный каннибал».
«Это обычная телега, на которой возили всевозможные грузы. Когда его использовали для хлеба, они просто сбрасывали брезент и сбрасывали в него хлебы, какой бы грязной ни была телега. Но в то время это никого не волновало».
«В середине 1960-х крестьяне практически перестали печь хлеб. В этом селе была закрыта и местная пекарня. Поэтому хлеб привозили из других мест. Грузовик доставлял в магазин по асфальтированной дороге, затем хлеб грузили на телегу с лошадьми, а зимой на сани, чтобы развозить по другим магазинам, разбросанным по деревне, куда грузовик не мог добраться.»
«Отец с двумя сыновьями и женой. Жизнь деревенских женщин была тяжелее, чем у мужчин. И обязанности по хозяйству, и по работе в поле ложатся на женские плечи».
«Последние жители «ликвидированного» села в Беларуси. Иногда советские власти переселяли жителей деревень, содержание которых считалось нецелесообразным. Эта семья не хотела покидать свою «бесперспективную» деревню. Они хотели умереть там, где родились».
«Иногда к белорусскому селянину (справа) в его заброшенный дом приходили гости. Например, этот друг детства приносил ему дешевое, но крепкое советское вино. Вкус был ужасный. Но прямо в голову ударило.»
«Дети в деревне хотели как можно скорее сбежать в город. Они видели израненные руки своих родителей и уже знали, что такое тяжелая работа. Но к 1974 году выехать из села было практически невозможно, потому что крестьянам не выдавали проездных. Это было похоже на рабство. Даже для того, чтобы поехать в город по делам, нужно было получить специальный пропуск. Поэтому необходимо было найти нужных людей, которые могли бы потянуть за ниточки, чтобы дети получили проездной. Все, кому удалось вырваться из села, в основном оказались в общежитиях».
«Общежитие № 5 в Киеве. Большинство рабочих были выходцами из деревень и не имели собственного жилья. Советские организации строили для них дешевое жилье: длинный коридор, комнаты по четыре-шесть кроватей в каждой, одна общая кухня, туалет на каждом этаже. Душ только один — на первом этаже или в подвале. Хоть это жилье и было временным, но большинство людей в перестройку не успели получить коммунальные квартиры и не имели другого выбора, кроме как жить в общежитиях на длительный срок».
«Мальчик на этом фото уже вырос и до сих пор живет в той же комнате общежития вместе с женой и ребенком. Его мать и сестра живут по соседству. Отец, питающийся супом, ушел из семьи к другой женщине».
«Местные жители ждут у правительственного учреждения во Львове «прием» с местными чиновниками. Эти люди прибыли задолго до назначенного времени в надежде, что они смогут услышать кого-то, кто сможет помочь с их проблемами. Но даже при таком терпении большинство людей уходили с собраний с пустыми руками».
«В СССР большая часть продуктов для простых граждан была в дефиците. Чтобы получить в свои руки дефицитные предметы, нужно было знать нужных людей. Но чудеса случались перед праздничными днями. Самые редкие товары продавались с «черного хода» магазинов. В длинных очередях часто вспыхивали потасовки, когда какой-нибудь умник пытался перерезать очередь».
«Поздняя перестройка. В Киевском Доме Моды состоялся показ мод для одинокого американского «бизнесмена» — лысеющего мужчины в центре. Они поставили себя на его службу и открыли для него все двери. Но потом выяснилось, что американец был просто каким-то «философом» и бывшим хиппи».