Киврин фотограф: Сергей Киврин

Содержание

Фотограф Сергей Киврин

Говорят, препятствие пробивает не пуля, а спрессованный ею воздух. Представляю киносъемку. Пуля еще не долетела до стакана, а в нем уже образовалась дыра: сначала на передней стенке, потом на задней. А если «спрессовать» не воздух, а время? Какие оно покажет «чудеса»? Да и как спрессовать эту сомнительную субстанцию

Текст: Лев Шерстенников; Фото: Сергей Киврин

 

Олимпийские игры в Ванкувере 2010 г. Болельщик

 

В кино этот прием — «спрессовать» а время, называют замедленной съемкой. Ты тончайшим скальпелем препарируешь время. До чего ж оно емко, плотно, осязаемо! Но только в самый главный его момент — момент свершения, момент истины. Только дай-то бог, именно его и ухватить — этот момент…

Эти мысли проскочили в голове, когда я рассматривал «самые-самые» кадры в альбоме «Спорт», подаренном мне автором, — самым великим фотографом нашего времени (по росту) Сережей Кивриным.

Сережей я звал этого Малыша (почти два метра росту! — 197 см для точности), поскольку долго воспринимал его лишь как сына известного мне давно фотокорреспондента журнала «Советский Союз» Владислава Киврина.

Владислав снимал все, что и положено репортеру. Спорт тоже входил в круг его интересов. Сын Сережа видел красивое зеленое поле, черные дорожки вокруг него, а по дорожкам дяди бегут. «Зачем они бегут, папа?» — «Кто прибежит первым, получит приз». — «А зачем же тогда остальные бегут?..» Вопрос остался без ответа. Но мальчик и сам понял: если уж бежать, то непременно надо быть первым. Или по крайней мере чем-то отличаться от остальных. Это у всех у нас идет от древних, животных еще ген.

Владислав Киврин родился в волжском городке Юрьевец. В верховьях Волги есть немало небольших, но уютных городков: Кинешма, Углич, Мышкин, Плес — разве перечислишь все! Они и сейчас несут в себе дух купечества со старинными лабазами, полукаменными-полудеревянными коренастыми особняками с резными наличниками и ставнями. Прадед Сережи, Антон, был человеком «основательным». Владел пристанью и еще то ли пароходами, то ли баржами. Словом, «дело Артамонова»… Полагаю, пароходчика с приходом новой власти освободили от «дела» незамедлительно.

Сын его, дедушка Сережи, Донат Антонович Киврин превратился в какого-то служащего — землемера ли, счетовода — я уточнять не стал. Ну, это для пропитания. А для души… «Дед любил заниматься фотографией. Что-то такое, припоминаю, рассказывали… Был у него увеличитель, его он сам смастерил. Примечательным в приборе было то, что вместо привычной нам лампочки (на худой конец керосиновой лампы) дед использовал то ли солнечный, то ли лунный свет, который он подводил к увеличителю с помощью световодов…» Вот и говорите теперь, что стекловолоконная оптика — явление наших дней!

Что и как снимал дед, теперь можно только гадать, материальных свидетельств не сохранилось. Но будто бы дед публиковался в местной газете…

Потом война. В 1946 году Владислава Киврина демобилизовали. Встал вопрос: а теперь-то куда? Из всех мирских занятий одна лишь фотография под рукой. Дело привычное. Первый шаг после демобилизации — штурм ВГИКа, Всесоюзного института кинематографии, операторского факультета. Штурмовали вместе с другим фронтовиком, на год помладше Владислава, Юрой Транквилицким. Тот успешно прошел полосу препятствий, а Киврина сразили. Но оказалось, по соседству с ВГИКом, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (в дальнейшем — ВДНХ) существует фотослужба. Нужды выставки были велики, ей требовались и фотографы, и лаборанты. Фотографы там собирались как на подбор, большинство — военные фотокорреспонденты.

Там проходили шлифовку и Михаил Трахман, и Лев Устинов (этих-то я хорошо знал), и многие-многие другие, влившиеся потом в созданное на основе Совинформбюро агентство печати «Новости» (АПН). Фотографы этого агентства стали самой мощной «группировкой» фотокорреспондентов страны. А фотослужба ВДНХ долгое время была единственной, которая производила сверхувеличения — печатала снимки в десятки квадратных метров. Быть лаборантом в такой могучей мастерской — это не только практика, но и честь. Лучших печатников — виртуозов — мы знали по именам.

И если возникала крупная «халтура», бежали только к ним. Владислав Киврин вполне бы мог этим и удовлетвориться, но… Фотосъемка у него стала превращаться в страсть. Услышал, что журнал «Советский Союз» ищет приличных лаборантов, даже конкурс на них объявил. В журнале путь к съемке поближе, чем на выставке достижений. Лаборантом Вадим (как обычно звали Владислава) проработал недолго, его перевели в фотокорреспонденты. Началась интересная кочевая жизнь.

Журнал в стране не очень известен, он же работает на заграницу. Но его корреспондентов всюду принимают. Еще бы: на корочках крупно написано «Издательство ЦК КПСС «Правда», а уж дальше подробности — журнал «Советский Союз». Это производит впечатление и в Москве, и на местах. Кому попало, поди, такие корочки не дадут. А вдруг это ревизоры, по высочайшему повелению присланные? Принимают как положено, все двери открывают — показать чем богаты. Отец к тому же, по словам сына, хорошо и быстро сходился с людьми, был хорошим психологом, да и парнем не робкого десятка. Не лишние для репортера качества…

Отец на сына не слишком давил — ни в смысле излияния особых ласк, ни в плане наставничества: мужика же растит, не девчонку. Пусть сам привыкает и решения принимать, и ответ нести за них. Сергей так и понимал: никто, кроме как сам… А еще оценивал себя по какой-то особой шкале: недостатки преувеличивал, достоинства преуменьшал.

Отец часто в командировках, парень живет у бабушки с дедушкой. Воля! Приучив контролировать себя сам, Сергей сознавал, что хорошо и даже приятно, а что дурно и, может быть, мерзко… К шкодам и проказам не тянуло, а вот лупить мяч футбольный или волейбольный — да! Шрамы на подбородке от падения на асфальт — это почетно. Это не то, что обидный фингал под глазом, полученный в драке. Дворовая игра, конечно же, не совсем спорт. Но что-то от него есть: азарт и непреходящее желание быть первым, лучшим. Трудов не жалко, усилий не жалко, времени не жалко, если есть цель добиться совершенства.

 

Китай. Церемония открытия Олимпийских игр 2008 г.

Летние Олимпийские игры 2012 г. Кросс

Летние Олимпийские игры 2012 г. Триатлон

 

«Поступая на журфак, не добрал одного балла, но меня взяли на вечернее отделение — оказался ценным игроком для сборной МГУ…» Неплохо. Но вечернее отделение не дает отсрочки от призыва в армию. Значит, нужна работа, которая такую отсрочку дает. Место нашлось в одном из серьезных институтов. Однако совмещать учебу, работу и спорт (из-за чего тебя принимали — отрабатывай!) — это почти подвиг. 

И Сергей, который привык вкалывать до пота, до изнеможения, понял, что к такому подвигу он еще не готов. Пришел в деканат и заявил: либо переводите на дневное (а там военная кафедра и «воевать» вообще не придется), либо приходите смотреть, как я буду играть за «Динамо»! Ну, что ж, если ты идешь ва-банк — переходи на дневное. Краснеть преподавателям не пришлось: Киврин с отличием защитил диплом. Да, спорт совсем не бесполезное занятие.

Чтоб поступить на журналистику, надо представить какие-никакие опубликованные труды. Можно слова-заметки, можно фотографии. В пакет документов Сережа вложил крохотный, со спичечный коробок снимок, опубликованный в «Пионерской правде». Надо заметить, что детская газета в то время выходила самыми крупными тиражами — десятки миллионов экземпляров. Формат небольшой, материалов, надо полагать, хватало. Опубликоваться в ней — уже знак.

А еще был «Московский комсомолец» с тиражом в то время достаточно скромным, но газета доброжелательно относилась к новичкам в журналистике. Платили скромно, но печатали обильно. Что и надо для представления печатных работ. А еще… Папа часто брал сына с собой на съемку. Я снимаю, как я вижу, ты снимай, как ты видишь. Как-то снимают очередную спортсменку. Папа хорошо снял, а сынок-то, пожалуй и не хуже. В редакции отец показал работу наследника, а свою припрятал. Прекрасно! Даем на обложку! При журнале «Советский Союз» организовался журнал «Спорт в СССР».

Вот на эту обложку и угодил Сережа. Когда снимок утвердили, папа и раскрыл истину. Пенять за это мастеру не стали, а напротив даже сказали: так пусть он нам еще что-нибудь поснимает. Это сын-то! Дело и пошло. За несколько прошедших лет Сергея как спортивного фотографа признали и коллеги, и спортсмены, и знатоки спорта, и организаторы его. Для фотографа, как и для журналиста пишущего, очень важно не только «войти в тему», но и «войти в среду», стать своим. Думаю, вхождению способствовали не только яркие снимки и молва «Сережка — отличный парень», но и его спортивный нрав. «Не важно, во что и где я играю, —– выкладываюсь на все 100%, готов порвать соперника!». 

 

Олимпийский огонь

Волейбол 2007

Сочи 2014. Александр Овечкин

 

Кончались 1970-е годы, страна готовилась к Московской Олимпиаде. Но на нее меня не аккредитовали. Там строгая норма: от издания лишь один фоторепортер. От «Советского Союза» — Юрий Королев, от «Спорта в СССР» — Женя Миранский. Но поскольку я стал уже хорошо известен, мне предложил поработать Оргкомитет Олимпиады. Это означало, что я попадаю в группу самых привилегированных фотографов: свободный проход всюду, удобные, выигрышные точки… Всю отснятую пленку я должен был сдавать в оргкомитет. Но это значило потерять и те кадры, что я ценил выше любых денег и гонораров. Я их сохранил, что, в общем-то, никак и не повлияло на общее качество съемки, и комитет получил все необходимое. Это была моя первая Олимпиада. Сочинская была моей 14-й…

Когда прошедшей зимой Киврин отправлялся в Сочи, я подумал: «Не завидую. Такая ноша не для меня…». И правда. «Сон в течение всей Олимпиады, — говорит Киврин, — никогда не бывает дольше 3–4 часов в сутки. И то, если не приходится по нескольку часов тратить на дорогу от жилья до спортивных площадок»..Такой режим на протяжении двух недель, а с паралимпиадой и дольше. «Нагрузка на фоторепортера больше, чем на участника, — продолжает Сергей. — Тот прошел дистанцию — и день-другой отдых. А ты каждый день «на дистанции», а на плече кофр килограмм в тридцать… За Олимпиаду я теряю 10–12 килограммов веса». И это при том, что Сергей из жилистых, из сухощавых.

Четырнадцать олимпиад — количество для спортсмена неподъемное, но и для фотографа это нечто близкое к пределу сил и напряжения — как физического, так и психологического. Не только спортивному фотографу, но почти каждому мир представляется полосой препятствий, которые надо преодолевать, чтобы получить стоящий снимок.

Мешает все: вездесущие стражники, запреты — административные и самоимпровизированные, дрянное освещение в помещениях, выделенные у черта на куличиках точки съемки, всякий ненужный мусор, лезущий в кадр, даже толпящиеся вокруг коллеги, вольно или невольно толкающие тебя под локоть, когда кадр уже вот-вот… Это на съемке. А до того? Где жить, как добираться, как «протыриться», когда добрался? И еще тысячи досадных заусениц, которые задираются и выводят тебя из себя. Когда смотришь на блестящий снимок — думаешь: все репортеру было предоставлено на тарелочке — чего ж тут не снять! Ладно, так и будем продолжать думать…

— Приподними-ка, Сергей, немного завесу над тем, что по другую сторону камеры.

— Следующей после Московской у меня была Олимпиада в Сараево. Аккредитовали меня от моего журнала «Спорт в СССР», но я ехал туристом, заплатив приличную сумму. Потери в Сараево — украденная у меня камера… На Олимпиаде в Греции была такая жара, что у одного из моих коллег-фоторепортеров не выдержало сердце — он умер! Бывало, если селили далеко от места соревнований и на езду в один конец уходила пара часов, приходилось ночевать и под столом у товарищей, которым больше повезло с размещением. А на Олимпиаде в Лиллехаммере я жил… в туалете. У меня не было места в гостинице, но зато на этаже было два туалета. Один из них я и прихватил тайно, раздобыв от него ключ. Приходил затемно, уходил затемно, все удобства под рукой. И во всю длину на полу помещался…

— А что-нибудь более светлое, чем лампа над унитазом, было? У тебя же целый чемодан медалей, грамот и премий, и, как мне кажется, отнюдь не копеечных?

— После Олимпиады в Москве мы договорились с Женей Миранским, что посылаем вдвоем снимки на конкурс «Adidas-AIPS-Canon», — это самый престижный конкурс среди спортивных фотографов. А если что выигрываем, то приз пополам, независимо от того, чей был снимок. Стали засовывать коллекцию в конверт, возник спор. Мне не нравился один мой снимок, а Женька настаивал на нем. Мы даже чуть надорвали его, перетягивая его друг у друга. Все-таки Женька сунул. И надо же: именно этот снимок и получил приз — 8000 франков! А самый большой приз, который мне удалось урвать, был в 50 тысяч долларов за снимок «Волейбол»!

 

Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Ольга Брусникина

Прыжок

Летние Олимпийские игры 2012 г. Максим Михайлов

 

Но давайте, наконец, обратимся к снимкам Сергея Киврина. Что же в них дает возможность почувствовать руку Мастера? Фотография, как и произведение любого другого жанра, воспринимается каждым по-своему. Один в ней видит то, чего не видят десять остальных. Это относится и к самому автору. Он смотрит на свое творение предвзято: этот снимок недооценивает, тот переоценивает, наделяя его смыслами, отыскать которые стороннему взгляду просто невозможно. Субъективен, конечно, и я. Так вот, субъективно говоря, в лучших снимках Киврина я выделяю (сама выделяется!) энергию, которой пышет снимок.

Взгляните на пловчих, на глаза, мечущие энергию! А ведь это «всего лишь» ритмическое (фигурное, синхронное) плавание — сама грация и очарование. Ну ладно, бокс: мордобой, челюсть на боку — это нормально! Или борьба. Или схватка со штангой… А вот пловец во время старта с тумбы. Сплетение мышц и сухожилий. По этой фотографии можно научный доклад делать: как работают бицепсы, трицепсы, кости и все внутренности спортсмена в тысячную долю секунды во время рывка. Сколько видели стартов, а такой — в первый раз!

— Самое главное — снимать надо не то, что видишь, а то, что чувствуешь. Ты ищешь, ты знаешь, что хочешь. И тогда рано ли, поздно — повезет. Но нажимать на кнопку нужно на мгновение раньше, чем событие произойдет. Иначе все упустишь. Надо предчувствовать…

Предчувствие — это предвидение кадра или тупая надежда, что выскочит же тот момент, который должен существовать в природе, и «вскочит» в твой кадр? В теннисе часто падают. Но Киврину важно было снять, чтоб падал спортсмен не абы куда, а летел бы на камеру, хорошо б, чтоб и мяч был в кадре. Вот бы посмотреть на физиономию «летуна» в сей миг! Сколько он бредил этим кадром — год или два — уточнять не стал. Когда перелистываешь снимки, увидев этот, хмыкнешь — забавно. Но даже и мысль не возникает, что ради этого «забавно» репортер сидел как кот у мышиной норы чертову прорву времени. Ну, вскинул фотограф камеру, «бабахнул», попал! «Не, я не везучий. Мне все надо высиживать, выжидать. Вот Андрей (Голованов, напарник) — тому везет. Появится на десять минут — и тут же у него «ситуация».

Думаю, здесь не обходится без легкого кокетства. Или небольшого самоедства. Киврин не так уж и невезуч. Но он «анализирует». А уж когда анализируешь, обоснуешь любую свою точку зрения. Сергей Киврин как образованный человек не может обходиться без догматов. На мой взгляд, их у него тьма. И я вовсе не говорю, что все они пустые. Но многие для меня сомнительны. Один из них у Киврина: я не люблю спорт, я ни за кого не болею, не смотрю никаких соревнований по «ящику», и вообще — я тут случайно, прохожий… Ребята, но это же чушь! Вы поверите хирургу, который станет утверждать, что резать живую плоть — это ему как ножом по собственному горлу?. . Допускаю, что садистского удовольствия он не испытывает, вонзая скальпель в тело. Но он делает это с убеждением, что иначе нельзя, что это его и долг, и право, и… интерес. И своего рода удовольствие, адреналин, тестостерон — кто еще какие знает умные слова…

Да, кипящие страсти болельщика спортивному фоторепортеру ни к чему: мешают, отвлекают, сбивают, наконец, вредят объективности. Ну, так и телекомментаторам тоже. Однако последние и визжат, и хохочут, и плачут… А фоторепортер остается бесстрастным? Конечно же, нет. Иначе снимки его будут лишены того тепла, которое рождает только «субъективное» отношение и к событию, и к спортсмену.

И в фотографии хочется глубину. А чтоб ее достичь, нужно стараться и стараться. Впрочем, как он и привык. На все сто…

 

Чемпионат мира по легкой атлетике. Москва. Елена Исинбаева

Куба, Гавана

 

— А вообще: трудно снимать спорт?

— Ерунда, проще, чем все остальное…

А без пижонства уж никак!?.

— А какой вид спорта самый трудный для съемки?

— Я уже говорил: волейбол.

—???

— В волейболе трудно что-нибудь предвидеть: куда мяч пойдет, какая ситуация возникнет в следующую секунду… Поэтому надо снимать не игру, а игрока. Выбрал наиболее тебе интересного, следишь за ним. Тогда есть возможность что-то поймать.

— А какой вид интереснее всего для съемки?

— Шахматы!

Ну, батенька, шахматы-то и спортом можно назвать весьма условно. Тогда, пожалуй, мое лежание на диване — тоже спорт.

— В шахматах очень много чего происходит, это борьба не внешняя, а внутренняя. Беда, что за перипетиями ее не дают следить, на съемку дают пять минут в начале, а игроки еще только разогреваются…

А может, Киврин прав? При всей динамичности происходящего съемка спорта довольно монотонное занятие.

— Снимать победителей неинтересно: прибежал, ручками помахал, улыбнулся… Интересно тех, кто далеко позади. Вот там борьба, вот там настоящая воля, когда измочаленный спортсмен выгрызает не первое, а двадцать первое место.

Когда атлет ловко управился со штангой — честь ему и медаль. А когда штанга вырвалась, стала жить собственными интересами, когда не хватает совсем чуть-чуть, какого-то грамма усилий — и все летит в пропасть, псу под хвост… Да, собственно, как и в любой другой фотографии: чем хуже происходящее, тем лучше для картинки. Изображение плачущего человека запомнишь лучше, чем десять улыбающихся… Таков закон драматизма.

 

 Венеция, 2009

 

 

Олимпийский фотограф Сергей Киврин: «Валуев приезжал в редакцию со мной разбираться!»

Спорт

6608

Поделиться

Летние Олимпийские игры в Японии в жизни знаменитого Киврина — семнадцатые по счету и, скорее всего, последние. На Олимпиаду-2022 в Пекине он не собирается. И это, конечно, не тот случай, когда отряд не заметит потери бойца…

Сергей Киврин об атмосфере олимпийского Токио, причинах своего разочарования в большом спорте и тайне многолетнего творческого союза с Андреем Головановым.

Фото: Из личного архива

— Случалось, что спортсмены на тебя обижались из-за фотографий, на которых выглядели непобедно?

— Терпеть не могу «желтую прессу» и никогда не буду публиковать какую-то гадость, особенно о людях, которых люблю. Но был как-то случай, когда Коле Валуеву не понравилась фотография. Мы с ним познакомились в Атлантик-Сити, где состоялось одно из первых его выступлений. У нас были хорошие отношения. Костя Дзю проиграл бой, даже попал в больницу, а никому не известный тогда Коля выиграл. Но опубликовали кадр, где он пропускает удар и у него вся физиономия съехала. Он приехал в редакцию разбираться. Я сказал: «Ты можешь мне сейчас врезать!»

— Ты уже не раз произносил сакраментальную фразу, что на Олимпийские игры больше не поедешь.

— Раньше это был вариант мазохизма, а сейчас я принял решение. Мне Голованов позвонил: «Ты поедешь на Зимние игры в Пекин?» Я сказал: нет. Не только потому что изматываешься до предела, напряжение хуже, чем у спортсменов, у которых есть перерыв между выступлениями, а ты пашешь без отдыха, спишь по три часа в сутки.

— А в чем главная причина помимо усталости?

— Большой спорт измельчал. После Лондона Олимпийских игр не было, включая Сочи. В Сочи не приехали иностранные туристы. Чтобы не было пустых мест, начали сгонять из Краснодарского края на автобусах людей с флажками. Их спорт не интересовал. Стали проводить Игры в Рио-де-Жанейро — городе, где бандит на бандите, нищета и бедность. То же самое в Пхенчхане — пустые трибуны. Вторжение политики в спорт, допинговые скандалы, сумасшедшие деньги, которые крутятся благодаря телевидению… Обесценились и некоторые виды спорта. Очень популярным в последнее время стал биатлон. Зимой каждый день пичкают соревнованиями высшей пробы. В спорте должна быть цикличность, чтобы ты успел соскучиться.

— Как тебе работалось в Токио?

— 33 градуса в тени, на солнце за 40, стопроцентная влажность. А ты с тридцатью килограммами аппаратуры. И по 4 съемки в день. Ни одного тента, ни одной скамейки на остановке — ждешь автобус под палящим солнцем. Логистика жуткая. От международного пресс-центра до стадиона два километра преодолевались минут за сорок. Водители не умеют пользоваться навигатором. На своем телефоне показываешь японцу, как проехать на стадион.

Эйфория. Российские гимнасты впервые за 25 лет вырвали победу
в командном многоборье.

— Чем вас кормили? Пробовали национальные деликатесы?

— В городе есть рестораны, которые из-за ковида работают до 8 вечера, но первые 14 дней мы не имели права выходить в город и общаться с японцами. Только на стадионы и в пресс-центр специальным транспортом. После соревнований приезжаешь в час ночи, когда ничего не работает. Поесть негде. А на стадионе тебе предлагают чипсы, два ломтика хлеба, проложенных джемом, иногда сэндвичи, бананы, чай, кофе. Настоящая еда у них — холодные макароны с приправами. Так и написано — cold noodles. Японцы почему-то их любят. В пресс-центре за 19 долларов можно было купить небольшую пиццу. Я сбросил 11 кг, обычно на Олимпийских играх худею на десять.

— Японцы носят маски?

— Все в масках! Если нос высунут, сделают замечание. Мы маску снимали только в номере. Каждый раз получали куар-код на выход из гостиницы. В ресторане специальный человек провожает за столик, на шведском столе набираешь еду в маске, только ешь без нее. Моему приятелю Илмару Знотиньшу из Латвии не повезло: с ним в самолете летел пассажир с ковидом. Илмара вычислили на второй день и, несмотря на отрицательный тест, посадили на 14-дневный карантин.

— Как оказаться в нужном месте, где будет поставлен рекорд?

— Голы, очки, секунды меня не увлекают. Мы с Головановым берем «языка» — пишущего корреспондента, и он подсказывает, где произойдет что-то интересное.

— Киврин–Голованов — звучит неразрывно. Как Белоусова и Протопопов, Тарасов–Чернышев. Вы с Андреем давно вместе работаете?

— Это началось в 1986 году, к сожалению. (Смеется.) Я увидел восемнадцатилетнего мальчика в очках, который мне показался интеллигентным человеком. Было место в приложении к журналу «Советский Союз» — «Спорт в СССР», и мы начали работать вместе, тогда еще втроем: Женька Миранский, я и Андрюшка. Тогда поездки за рубеж были редкостью, и мы старались аккредитоваться от разных изданий. Картинка получалась с трех точек, что, конечно, нас выделяло. Со временем трио превратилось в дуэт. Андрей очень работоспособный и талантливый фотограф. Обычно творческие тандемы распадаются из-за того, что люди начинают перетягивать канат. Порядочность скрепила наш союз. Мы друг другу всегда доверяли, гонорар честно делится на двоих. Другое дело — взгляд на жизнь и на творчество, он у нас совершенно разный. Мы плюс и минус. Грыземся постоянно, но, я бы сказал, по-родственному.

— Авторство не жалко? Бывают же суперкадры, которые хочется подписать своей фамилией!

— Нет, у нас таких кадров приблизительно одинаково. Я как-то решил пойти на ипподром поснимать лошадок. Стою, жду у служебного входа, чтобы вынесли пропуск. Идет какой-то дядька и охраннику говорит: «Пропустите его, это знаменитый Голованов!» Я ответил: «Ну, не совсем Голованов, но не худшая его часть».

— Самая худшая Олимпиада в твоей жизни?

— Наверное, в Сараеве, потому что у меня там украли камеру из-под носа. Я пошел в полицию, но мне наши начальники запретили, потому что дружественная страна и не должно быть ЧП. Забавно, что тут же из ЦРУ ко мне подкатил парень, наш бывший соотечественник, хвостом завилял: «Тут тобой заинтересовалась одна американка! Давай поедем в Брюссель, купим тебе новую камеру!» Камера, кстати, была чужая. Роберт Максимов дал мне ее починить на сервисе. К счастью, такая же, даже лучше, продавалась в Москве в комиссионке.

— У профессионального фотографа вообще дорогое оборудование. Не стремно ходить с сумкой, которая стоит огромных денег?

— Да, все вместе тянет, наверное, тысяч на 50–60 долларов. Большие объективы стоят по 15 тысяч долларов. Мы жили с Головановым на Олимпийских играх в Бразилии на Копакабане, где грабили каждый день и каждый час. Мы возвращались ночью, я держал в руке монопод на всякий случай и шел с такой рожей, что полицейские шарахались.

Александр Карелин у храма Зевса в Афинах за час до схватки.

— А на каких Играх был особый экстрим?

— Олимпиада всегда экстрим. Есть пассажиры, которые тусуются. Или люди от иностранных агентств, снимающие 1–2 вида спорта, и мы, сумасшедшие, которые хотят снять все. Держишься на одном адреналине, расслабление наступает после закрытия. В Пекине иду после церемонии закрытия к автобусу и засыпаю на ходу. Очнулся от удара в столб. А впереди шел мой сын, он работал на телевидении. Я его даже не узнал, пока не подсказал знакомый комментатор.

— У тебя девиз в Фейсбуке: «Не бойся, не проси, но верь!» Неужели никогда не приходилось упрашивать спортсмена сфотографироваться?

— Есть любимые спортсмены, которые не выпендриваются, а есть звездульки, которые считают себя великими. Настоящие звезды не отказываются от съемки. Когда слышу отговорки типа «я устал, мне некогда» и т.д., никогда не умоляю. Нет так нет. Но для других могу сделать исключение. Сын как-то попросил для своего друга взять у Марио Лемье, знаменитого канадского хоккеиста, автограф в Солт-Лейк-Сити. Я сделал фотографию Лемье, напечатал в «Кодаке» и после финала пошел за автографом, хотя никогда этого не делал. Стоял два с половиной часа у раздевалки, наконец Лемье вышел в кальсонах и с презрением дал автограф. Но я не для себя унижался.

— Иногда болельщики, тренеры, спортсмены просят фотографию. Делаете?

— Болельщикам нет, а спортсменам и тренерам всегда делаем, хотя многие на этом зарабатывают. Раньше печатали, а сейчас просто высылаешь на электронную почту. В Турине Света Журова стала олимпийской чемпионкой. Пока она мылась в душе, отправили ей фото. Встретились на ее пресс-конференции в «Русском доме». Она нас увидела и кинулась на шею: «Спасибо большое за фотографии!»

— С кем из известных спортсменов у тебя сложились дружеские отношения?

— Саша Карелин самый близкий мне человек, хотя политические взгляды у нас разные. Много раз я становился свидетелем его порядочности, честности. У него вообще нет личного пространства. Только и слышишь: «Сан Саныч, можно с вами сфотографироваться?» Ни один человек не ушел без автографа. Когда он выиграл первую олимпийскую медаль, его мудрая мама сказала: «Теперь ты себе не принадлежишь!» Однажды на чемпионате Европы в Москве по борьбе Саня выиграл легко, на вид играючи. Но я видел, сколько ручьев пота с него сходило на тренировках! После матча нас выводят каким-то черным ходом из Дворца спорта ЦСКА. Саня спрашивает: «Почему не через главный вход?» — «Сан Саныч, там человек 300 вас ждут». Как он рявкнет: «Как вам не стыдно! А для кого я выхожу на ковер?» Там мальчишки его ждали, он с каждым поговорил.

— Тебе когда-нибудь на соревнованиях попадало шайбой, мячом или ногой?

— Раньше, когда бортиков не было, и клюшкой получал, и шайба в грудь попадала. У меня есть чутье по части выживания. Однажды еду на мотоциклетный кросс на «Динамо», а перед глазами видение: на меня летит мотогонщик! Я снимал у трамплина, как вдруг срывается гонщик. Белый мотоцикл, шлем, штаны — все белое, такая белая смерть. Краем глаза заметил, подпрыгнул и прилип к стене за спиной. Он педалью мне снес коленку. Судья, который стоял напротив, побледнел. Приехал домой, звонит приятель из ГАИ, олимпийский чемпион полицейских игр: «Серег, ты был на «Динамо»? Там одного мужика чуть не сбили!» «Так это я!» — говорю.

— Сергей, а ты сам спортивный человек?

— Все мое детство было связано со спортом. Играл и в футбол, и в хоккей. В молодости достаточно серьезно занимался волейболом. У меня кличка была Небоскреб. Но никогда не хотелось стать профессиональным спортсменом. Мне это казалось скучно.

— Ну, выбор профессии был у тебя, можно сказать, предопределен. Твой отец — известный советский фотограф Владислав Киврин.

— Я вырос без кумира, никогда ни перед кем не преклонялся. Но папа был моим примером в жизни и в профессии. Он прошел всю войну и ничего не боялся. Жалею, что не наговорился с ним. Вопросы возникают слишком поздно, когда спрашивать уже некого. Когда я учился в седьмом классе, папа подарил мне камеру «Зенит-Е». Она пролежала два года. А в девятом классе я задумался о будущей профессии. Папа показал мне, как заряжается пленка, какие кнопочки нажимать, и сказал: «Иди и снимай». Я закрывался в ванной, иногда до шести утра, потому что при красном свете теряешь ощущение времени. Показывал фотографии папе, он говорил, где ошибки. Я без конца ходил к нему в редакцию журнала «Советский Союз», смотрел, как делается номер. У папы было прозвище Вадик-крупешник, от слова «крупняк». Куда ни поедет, обязательно разворотный кадр привезет. Выставочный.

То ли девушка, то ли видение…

— У тебя множество призов, включая фотографический «Оскар» — World Press Photo. Какая награда самая ценная?

— К наградам отношусь, как папа. Он ведь даже не знал, где хранятся его военные награды, я его заставлял надевать на День Победы орденские колодки. Высший приз для фотографа, когда тебе кто-то скажет: «А я помню твой кадр!» Бывает, плохая фотография получает первое место. Дело случая! Поэтому медальки я не считаю.

— Но награды — это еще и денежные призы. Если не секрет, озвучь, пожалуйста, цену самого дорогого фото!

— От Федерации волейбола на конкурсе, посвященном столетию, я получил 50 тысяч долларов. Я был уверен, что займу первое место, потому что в то время, в 1996-м, волейбол никто не умел снимать, хотя эту фотографию никому не показываю. А сейчас появилось много молодых офигительных фотографов, с которыми мы просто не выдерживаем конкуренцию. Их имена пока не на слуху, знает только узкий круг. Из известных спортивных фотографов могу назвать Алексея Филиппова, Сашу Федорова, Владимира Песню. Абсолютный маяк в фотографии для меня Димка Азаров.

— Легендарный фотограф Дмитрий Донской рассказывал мне, как подрался на протокольной съемке с личным фотографом Цзян Цзэминя в Кремле из-за места. У тебя конфликтов на этой почве не было?

— Мне помогает рост. Я никогда не лезу в кучу, у меня всегда своя точка. Вроде со спины снимаешь, а к тебе повернутся — и будет кадр, которого ни у кого больше нет. С Головановым мы всегда с двух точек снимаем. В Пхенчхане у меня был случай. Я снимал фигурное катание. Сижу на месте для фотографов и жду, когда пойдут конкурентки Загитова и Медведева. Хотел их совместить в одном кадре, чтобы был нерв. Сижу с огромным объективом и вдруг — раз! Черный квадрат Малевича! Оказалось, священник в рясе загородил мне весь обзор.

— Да, представляю! Но духовное лицо не пошлешь матом, не отодвинешь…

— Я не сдержался, выругался, хотя мне это не свойственно, но тут была прямо прифронтовая ситуация! Подумал, что это католический священник, и повторил ему по-английски. Уже все шикали, и он сел рядом. Потом я понял, что он русский, и наорал на него: «Вы не имеете права здесь находиться, потому что это места для фотографов!» Пока я снимал, он сидел рядом и повторял: «Простите меня, ради Бога!» Когда все закончилось, я приехал в отель, передал картинки, вспомнил о нем, и так стыдно стало! Оставалось дней пять до отъезда, я места себе не находил. По пути в аэропорт он сел в наш автобус, и я извинился, что вел себя неподобающим образом. Он обнял меня и говорит: «Я все это время молился за вас. Я знал, что вы хороший человек!» Поразительно, но на Олимпиаде в Токио мы опять встретились. Отца Андрея забыли на фехтовании, машина за ним не приехала. Уже стемнело, японцы не понимали его. Он меня окликнул. К счастью, за нами с Головановым приехал автобус от нашего Олимпийского комитета, и мы смогли подвезти отца Андрея до отеля. Я хоть чуть-чуть, но искупил свою вину. Эта история говорит о том, что фотография — это не главное.

— Странное признание…

— У меня есть комплекс неполноценности из-за профессии, который появился после Беслана. Там я понял, насколько бессмысленна наша работа по сравнению с тем, что делают спецназовцы, врачи, пожарные. Человек с фотоаппаратом на войне вызывает недовольство. С другой стороны, наша профессия имеет дело со временем. Это страшная штука, которая все перемалывает, и ты должен выхватить долю секунды, потому что по этому мгновению будут судить о человеке, которого ты снимал. Мы видим Андрея Сахарова глазами Юры Роста. Ответственность колоссальная. Я не говорю о спортивной фотографии, но есть же и полеты в космос, и День Победы, и Беслан — то, что неповторимо…

— В отпуск берешь с собой профессиональную камеру?

— Полный набор, кроме больших объективов. Еще и дрон беру. Главная черта фотографа — уметь ждать. Можешь на одном месте 8 часов просидеть, если есть идея. Когда с Наташкой путешествуем, не могу себе позволить ждать на углу улицы события.

— Ты однолюб?

— В общем, да. Я придумал себе Наташку и не ошибся. Я ее не знал, когда влюбился. Мы учились в одном классе. Сначала я полюбил образ, который наделил определенными качествами. Был момент, когда мы не совпали. Развелись в 1978 году, через полгода опять подружились и поженились. Во второй раз она стала соответствовать придуманному мной образу. Мы вместе уже 45 лет.

Подписаться

Авторы:

Полиция
Зенит
ЦСКА
Динамо
Спорт

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28618 от 7 сентября 2021

Заголовок в газете:
Не узнал родного сына, послал священника и похудел на 11 кг

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Взрыв на военном аэродроме в Рязани 5 декабря 2022 года: что известно

    Фото

    38503

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • Чем убрать нагар со сковороды снаружи: способ, который подойдет даже для 20-летних сковородок

    11978

    Калмыкия

  • Вкусно засолить сало, чтобы «таяло во рту», очень просто: справится даже новичок

    9133

    Калмыкия

  • Пролежит до весны даже в комнате: агрономы раскрыли лайфхак для хранения чеснока

    7672

    Калмыкия

  • Для чего на самом деле нужна колючая сторона на терке: ответит 1 из 10

    7324

    Калмыкия

  • Строительство нового моста через Волгу в Саратове начнется в 2023 году

    6806

    Саратов

В регионах:Ещё материалы

Спортивные профессионалы делятся своими секретами

Спортивные профессионалы делятся своими секретами — Canon Georgia

СПОРТИВНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Хотите вывести свою спортивную фотосъемку на новый уровень? Пять спортивных профессионалов рассказывают о постановке, оборудовании и настройках, которые они использовали для создания этих пяти выдающихся изображений, а также дают советы и рекомендации по самостоятельному воссозданию эффектов.

Стремление к съемке динамичных событий иногда может отвлечь спортивных фотографов от запечатления одного яркого момента — выдающегося изображения, которое действительно привлекает внимание. Тем не менее приведенные здесь примеры демонстрируют, что при правильных настройках, оборудовании, способном работать в сложных ситуациях, и некотором творческом чутье можно делать яркие и необычные кадры.

Мы поговорили с пятью профессионалами, специализирующимися на съемке различных видов спорта, чтобы узнать, что вдохновило их на создание этих снимков, какое оборудование и настройки они использовали, а также какие советы и рекомендации они могли бы дать начинающим фотографам, которые хотят попробовать. при воспроизведении этих эффектов.

Джеймс Масселуайт

Борьба поддается драматическим портретам, но фотограф Джеймс Масселуайт действительно хотел раздвинуть границы с его сюрреалистическим изображением (на фото вверху) британского профессионального рестлера Кассиуса. «Он очень яркий, и мы хотели представить эту энергию в более традиционной эстетике — как будто он вырывается из рока», — объясняет он.

Джеймс соединил свой Canon EOS R6 с адаптером крепления Canon EF-EOS R и объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L USM и снял изображение со следующими параметрами: 155 мм, 1/8000 с, f/5,6 и ISO 400, контролируя свою камеру через приложение Canon Camera Connect на своем смартфоне. Задача заключалась в том, чтобы добиться желаемого эффекта без какой-либо постобработки. «Мы разрисовали тело борца, а затем продолжали бросать в него мешки с мукой, пока не получился кадр. Я установил EOS R6 на штатив, чтобы снимать с телефона, и привязал камеру к экрану, что позволило нам по-настоящему сконцентрируйтесь на свете и кадрировании», — добавляет он.

Регби и любительская борьба

«Показывая, что вы знаете, как работает индустрия, вы произведете впечатление на промоутера, но они не хотят, чтобы фанаты были за кулисами или внутри и вокруг деловой стороны вещей. Используйте свои знания, чтобы попасть в круг, который вам доверяет» , но не зацикливайтесь на том, чтобы быть фанатом».

Попробуйте сами

«Вы должны точно знать, как поведут себя используемые вами материалы, — говорит Джеймс. «Поэкспериментируйте с элементами, которые не являются обычными для портретной живописи. Вы можете начать с воды и бенгальских огней или попробовать рисование светом с помощью фонарика на вашем телефоне».

Джеймс также предлагает попробовать разные значения выдержки, чтобы увидеть, что на самом деле работает на камеру. «Увидеть, как различные элементы могут быть заморожены в движении, жизненно важно для получения правильного кадра», — добавляет он.

Жан-Батист Лиотар

Световые дорожки в Canon Амбассадор Жан-Батист Лиотар
ночное изображение было создано с помощью синей светодиодной полосы, которая помогает придать статическому изображению ощущение движения. «Мне понадобился широкоугольный объектив для этого динамического эффекта, и я хотел, чтобы световые дорожки по краям изображения выглядели больше для ощущения 3D», — объясняет он. «Мне нравится синий цвет и холодный вид, который он придает изображению». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM (теперь его сменил
Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM) при 16 мм, 20 с, f/6,3 и ISO 100. © Жан-Батист Лиотар

Старая заставка послужила источником вдохновения для голубых световых дорожек в поразительном снимке Джона Батиста, изображающего горного байкера Питера Кайзера. Чтобы создать световые дорожки, Джон-Батист обошел Питера, совершая движения стеклоочистителя со светом, останавливая движение, идя позади него, а затем повторяя действие на обратном пути, чтобы создать симметричный эффект. «Я знал, что хочу, чтобы мой объект был в центре изображения, а свет создавал динамический рисунок от одной стороны изображения к другой», — объясняет он.

Трудность заключалась в том, чтобы понять, начинает и заканчивает ли он рисование светом в нужном месте. «Мне нужно было проверить свои ошибки и примерить, как их исправить. Питер должен был оставаться совершенно неподвижным, а я должен был идти плавно, чтобы тропа выглядела естественно», — добавляет он. «20-секундная экспозиция позволила мне перемещать спортсмена с помощью светодиодной панели, а диафрагма f/6,3 помогла увеличить глубину резкости, чтобы все было в фокусе, даже световые дорожки.

Экстремальные виды спорта

«Знать вид спорта, который вы снимаете, очень важно, потому что это позволяет вам предвидеть, что произойдет. Я часто снимаю быстрые действия в лесу или в других условиях низкой освещенности, поэтому, если я действительно хочу остановить действие тогда объективы с широкой апертурой и хороший сенсор просто необходимы».

Попробуйте сами

«Для таких фотографий нужно время, — объясняет Жан-Батист. «Вам нужна совершенно устойчивая камера, поэтому вы должны использовать штатив. Вам также нужна длинная выдержка и действительно темная среда».

Если вы пытаетесь это сделать сами, попросите друга изобразить из себя субъекта или использовать объект, а затем поэкспериментируйте с перемещением света вокруг него в диапазоне движений. Чем медленнее вы перемещаете источник света, тем ярче будет световая картина, поскольку у сенсора камеры больше времени для поглощения света. Обязательно наденьте темную одежду без отражающих поверхностей, чтобы вас не заметили на фотографиях.

Морган Харлоу

Спортивный фотограф Морган Харлоу сделал это фото угандийской нетболистки Мэри Чолхок во время Covid-19меры по борьбе с пандемией все еще действовали, что ограничивало ее возможность передвигаться по арене. Снято на камеру Canon EOS-1D X (на смену которой пришла Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 300mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/800 сек., f/2,8 и ISO 6400. © Morgan Harlow

Ограничения на передвижение Морган во время этого соревнования по нетболу вынудили ее замедлиться и сосредоточиться на поиске того единственного убийственного броска. «Мэри создает красивые формы, когда прыгает за мячом, поэтому я сосредоточил свое внимание на ней, плотно обрезав кадры и сделав ее глаза основным акцентом», — объясняет Морган.

Она говорит, что это классический пример техники изоляции, необходимой спортивному фотографу. «Я встал за сетку ворот, чтобы попасть сбоку. По всему корту были установлены светодиодные табло, поэтому мне пришлось встать на колени позади них, чтобы они не попадали в кадр, изолируя Мэри от других игроков».

Спортивные мероприятия с упором на нетбол и плавание

«Изучение того, что создали другие фотографы и как они работают, — хороший способ улучшить свои навыки».

Попробуйте сами

Морган говорит, что с такими фотографиями нужно ждать подходящего момента, а также советует обратить внимание на фон. «Отвлекающий цвет или объект могут испортить вашу фотографию», — говорит она. Если что-то на расстоянии привлекает нежелательное внимание, выберите более широкую диафрагму (выбрав меньшее число f). Это размывает фон, в то время как ваш объект остается четким и в фокусе.

Чтобы создать драму и интригу в ваших изображениях, сосредоточьтесь на лицах ваших объектов, особенно на их глазах. При съемке спортивных событий также подумайте об интересном кадрировании — то, как Морган запечатлел лицо между согнутыми локтями, привлекает внимание к спортсмену и его решимости в решающий момент матча.

Кроме того, если вы фотографируете командный вид спорта, убедитесь, что вы находитесь в правильном положении. Морган расположилась рядом с сеткой ворот, чтобы быть в нужном месте, готовой запечатлеть действие.

Само Видич

Объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM, который использовал для этого снимка спортивный фотограф Само Видич, дал ему нужную ширину и отделение объекта от фона, необходимое для создания иллюзии быстрого движения. Взято на
Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM и фокусным расстоянием 16 мм, 1/8 сек., f/9и ИСО200. © Samo Vidic

Амбассадор Canon Само Видич — известный спортивный фотограф Red Bull. На этом снимке его друг Нино, который после аварии был парализован ниже шеи. У Само была идея создать особый образ Нино, чтобы создать иллюзию, что он мчится под гору на скорости.

«Я купил для Нино небольшие боковые колеса, установил камеру на вилки велосипеда и заменил сиденье и руль, чтобы поддерживать его, — объясняет он. «Затем мы немного подтолкнули его, примерно до 5 км/ч».

С помощью двух дистанционно управляемых вспышек Speedlite, широкоугольного объектива и длинной выдержки Само смог изолировать Нино и создать размытый хаос гонки по скоростному спуску. «В конце Нино плакал — он был так счастлив даже сделать это небольшое движение», — говорит Само.

Спорт, реклама и приключения

Если вы не знакомы со спортом, который снимаете, Само предлагает спросить у одного из участников, на что обращать внимание. «Я снимал некоторых альпинистов, а я мало что знаю о скалолазании, поэтому они объяснили мне, какие движения были впечатляющими, как их руки должны захватывать определенные части скалы и тому подобное».

Попробуйте сами

Если вы хотите нанести такой удар, вам нужно совершенствовать свою технику в более сдержанной, контролируемой среде, советует Само. «Начните с малого и создайте свой опыт. Используйте медленный затвор и поэкспериментируйте как с автофокусом с отслеживанием взгляда, так и с ручной фокусировкой, чтобы понять, что вам больше нравится. Попросите друга потренироваться с вами, чтобы вы могли объект будет влиять на результат. Сначала поэкспериментируйте только со вспышкой на камере, затем, возможно, попробуйте прикрепить вспышку Speedlite к дереву или на разной высоте — все это повлияет на тени и на снимок».

Элла Линг

Австралийский теннисист Дилан Олкотт тянется к мячу во время финала соревнований по квадроциклам на инвалидных колясках. Этот атмосферный снимок сделан спортивным фотографом Эллой Линг. Элла говорит, что 20,1-мегапиксельная полнокадровая CMOS-матрица Canon EOS-1D X Mark III позволила ей получить по-настоящему четкое изображение с помощью зум-объектива EF. Взято на
Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM (теперь его сменил
Canon EF 70-200mm f/2. 8L IS III USM) при 155 мм, 1/3200 сек., f/5.6 и ISO 160. © Элла Линг

Этот выстрел требовал умелого позиционирования и терпения. «Я подошла к дорожке над кортом, чтобы взять что-нибудь уникальное», — говорит Элла. «Есть маленькое окошко, через которое свет попадает на игрока, но крыша отбрасывает тень на площадку. Так получается потрясающий черный фон. уверен, что игрок не был переэкспонирован».

Профессиональный теннис

Элла говорит, что ключом к ее успеху были самоотверженность и целеустремленность, а также то, что она не боялась обращаться к известным фотографам за поддержкой и руководством. «Я представилась оператору-постановщику Уимблдона, и он предложил мне выйти и пофотографировать окрестности, — вспоминает она. «Главный фотограф взял меня под свое крыло, и я присоединился к его агентству в качестве фрилансера».

Попробуйте сами

«Устраивайтесь поудобнее, настраивая параметры экспозиции, и постарайтесь найти положение наверху, чтобы вы могли сфотографировать объект внизу», — советует Элла. «Солнце должно быть низко в небе, чтобы создавать длинные тени. Это будет работать с любым видом спорта или любым предметом, он не должен двигаться».

Чтобы добиться драматических теней, ищите возможности на восходе и закате, когда солнце находится в самой низкой точке. В качестве альтернативы вы можете использовать вспышку Speedlite или искусственный источник света для создания аналогичного эффекта. Композиция важна при работе с тенями; здесь используется правило третей, при этом спортсмен фиксируется в правой трети изображения. Цвет также является важным компонентом — посмотрите, как лопается ярко-желтый теннисный мяч. Всегда делайте шаг назад от действия, чтобы рассмотреть искусные элементы.

Надеемся, что эти яркие изображения, советы и рекомендации профессионалов вдохновили вас на создание собственных выдающихся спортивных снимков. Когда вы начинаете экспериментировать с разными техниками, творческие возможности безграничны.

Написано Джеком Фиттесом

  • Беззеркальные камеры

    EOS R7

    Исследуйте дикую природу с камерой, которая обеспечивает сенсационную скорость и качество изображения в портативном корпусе APS-C, разработанном для будущего.

  • Беззеркальные камеры

    EOS R6

    Что бы вы ни снимали, как бы вы это ни снимали, EOS R6 позволяет вам проявлять творческий подход так, как вы и представить себе не могли.

  • Беззеркальные камеры

    ЭОС РП

    Маленькая, легкая и интуитивно понятная полнокадровая беззеркальная камера, предназначенная для путешествий и повседневной фотосъемки.

  • Сверхширокоугольный зум-объектив

    РФ 14-35 мм F4L ИС УСМ

    Самый широкий объектив Canon RF точно передает детали с точностью L-серии от 14 до 35 мм, а стабилизация изображения на 5,5 ступеней удобна в использовании.

  • Объективы RF

    RF 24-105mm F4-7.1 IS STM

    Идеальный объектив на каждый день для любителей полнокадровых беззеркальных камер. Простой в использовании объектив RF 24-105mm F4-7.1 IS STM легкий, компактный и готов вывести вашу фотосъемку на новый уровень.

  • Телеобъектив с переменным фокусным расстоянием

    РФ 70-200 мм F4L ИС УСМ

    Компактный и легкий зум-телеобъектив серии L RF 70-200 мм F4L IS USM идеально подходит для путешествий, спорта, дикой природы и портретов.

  • ДЕЙСТВУЮЩАЯ ФОТОСЪЕМКА

    Лучшие объективы для съемок в движении

    Наш гид по лучшим объективам для съемок в движении.

  • Если вы видите это сообщение, вы просматриваете веб-сайт Canon из поисковой системы, которая блокирует необязательные файлы cookie. Единственные файлы cookie, которые доставляются на ваше устройство, являются основными (функциональными) файлами cookie. Эти файлы cookie необходимы для работы веб-сайта и не могут быть отключены в наших системах. Для получения дополнительной информации вы можете просмотреть наше Уведомление об использовании файлов cookie .

    Пожалуйста, удалите элемент или очистите [категорию], так как существует ограничение на 8 продуктов. Нажмите Редактировать

    Вы хотите очистить весь выбор?

    Сергей Киврин | Премия Black & White Photography Awards 2019 Entry

    Аарон Шуман , директор/редактор журнала SeeSaw, Великобритания

    Ада Такахаши , директор, галерея Роберта Коха, США

    Afton Almaraz , редактор изображений, Getty Senior США

    Аида Мулунех , основатель и генеральный директор, Desta for Africa Creative Consulting PLC, Эфиопия

    Алан Тейлор , старший редактор The Atlantic, США

    Алессандра Каподаккуа , инструктор, фотограф и независимый куратор, Нью-Йоркский университет, Италия

    Алессия Главиано , старший фоторедактор Vogue Italia, Vogue Italia и L Италия

    Алекс Уэбб , фотограф, Magnum

    Алекса Беккер , редактор по закупкам, Kehrer Verlag Publishers, Германия

    Алона Пардо , куратор, Barbican Art Gallery, Великобритания

    Эми Фейтельберг , фотохудожник, Square, США

    Эми Перейра , фото-директор, куратор и консультант, США

    Эми Вольф , фотодиректор, Hearst Digital Media, США 0818093

    23

    3

    3 , главный оператор, журнал Telegraph, Великобритания

    Анхель Луис Гонсалес Фернандес , основатель и генеральный директор PhotoIreland Foundation, Ирландия

    Анна Диксон , главный визуал, поиск изображений, Google, США

    Анна Голдуотер Александр , главный оператор, WIRED, США

    Анна Грипп , главный редактор Photonews, Германия

    Анна Уокер Скиллман , владелец/директор, Jackson Fine Arts, США

    3

    3, США Anne Bourgeois-Vignon , исполнительный креативный директор, Culture Trip, Великобритания

    Anne Farrar , главный оператор, National Geographic Traveler, США

    Anne McNeill , директор, Impressions Gallery, UK

    Энн Морин , директор, diChroma Photography, Испания

    Энн Уилкс-Такер , куратор Музея изящных искусств, Хьюстон, США

    Энтони Диксон , фоторедактор, South China Morning Post, Hong Kong

    Арианна Ринальдо , художественный руководитель, Cortona On The Move, Испания

    Ариэль Шанберг , исполнительный директор, Delaware Valley Arts Alliance, США

    Азу Нвагбогу , директор, Африканский фонд художников

    Барбара čeferin , владелец, Galerija fotografija, Словения

    Барбара Танненбаум , Куратор фотографии, музей Cleveland of Art, USA

    Bernadette, Tuazon , USA

    BernadetteTeTe. Беринг Дубровски , куратор, специалист по фотографии, BBD Photography, США

    Биси Сильва , основатель и директор Центра современного искусства, Нигерия

    Бонни Рубинштейн , художественный руководитель фестиваля фотографии CONTACT, Канада

    Бретт Рогирс , фоторедактор CNN.com, США

    Брайан Пол Клэмп , владелец/директор галереи ClampArt, США

    и основатель Брайан Сторм Исполнительный продюсер, MediaStorm, США

    Бронвен Латимер , старший фоторедактор, The Washington Post, США

    Бруно Цешель , директор, Self Publish, Be Happy, Великобритания

    Карлос Карвальо , директор, FestFoto de Porto Allegre, Бразилия

    Кэролайн Хантер , фоторедактор журнала Guardian Weekend, Великобритания

    Кэролайн Уолл , директор, галерея Роберта Манна, США

    Кэтрин Эдельман, владелец , Галерея, США

    Селия Дэвис , куратор Художественного совета Англии, Великобритания

    Селина Лансфорд , художественный руководитель и главный куратор, Фотофорум, Франкфурт, Германия

    Чарльз Гайс , основатель/директор, Charles Guice Contemporary, США

    Шарлотта Коттон , куратор и писатель, США

    Шарлотта ван Линген , руководитель отдела презентации, музей Хет Валкхоф, Нидерланды 9084 Маашхельс 9083

    3

    3 3 , старший редактор, Digital Storytelling, The New York Times, США

    Крис Литтлвуд , независимый куратор, Кристофер Литтлвуд, Великобритания

    Крис Пихлер , основатель и издатель, Nazraeli Press, США

    Кристофер Макколл , режиссер, Пир 24 Фотография, США

    Кристофер Раушенберг , член основателя, Коллектив и Галерея Blue Sky , Photo Directer, Huffingtontontontonton. Клэр График , руководитель отдела выставок, The Photographer’s Gallery, Великобритания

    Клод Бюссак , директор Международного фестиваля PHotoEspaña, Испания

    Кори Келлер , куратор Музея современного искусства Сан-Франциско, США

    Коринн Тапиа , директор галереи Sous Les Etoiles, США

    Кристина Де Миддел , художник, Хуана де Айзпуру, Великобритания

    Журналист Angèsl , The New York Times Париж, Франция

    Дафна Палмер , директор галереи Fraenkel

    Дариус Хаймс , руководитель международного отдела фотографии, Christie’s, США

    Даррен Чинг , владелец, США Галерея Klompching0003

    Дэвид Алан Харви , фотограф, Magnum Photos, США

    Дэвид Кэмпбелл , директор программ, World Press Photo, Нидерланды

    Дэвид Чики , издатель, Radius Books, США

    D

    900 Директор, Ffotogallery, Великобритания

    Дэвид Херн , фотограф, Magnum Photos, Великобритания

    Дебора Клочко , директор, Музей фотоискусства, США

    Дебра Кломп , Ching Владелец/Директор, Klompching Gallery, США

    Denise Wolff , Старший редактор Aperture, США

    Dewi Lewis , Владелец, Dewi Lewis Publishing, UK

    Оператор-постановщик Dimitri Beck, 90 Журнал, Франция

    Дина Митрани , владелец галереи, галерея Дины Митрани, США

    Донна Коэн , фотодиректор, Bloomberg LP, США

    Д-р Шахидул Алам , директор, Бангладеш Мела Фестиваль фотографии

    Эд Кэри , Директор, Галерея 291, США

    Эдер Чиодетто , Независимый куратор фотографии, Бразилия

    Елена Бойль , Заместитель главного редактора и фоторедактор, Internazionale 2 3 100 83 900ova, Италия 900 , управляющий редактор журнала «Фото&Видео», Москва, Российская Федерация

    Эли Домит , директор, галерея East Wing, Катар

    Элинор Каруччи , фотограф, США

    9Тел. Фотоисторик, писатель и исследователь, Els Barents, Нидерланды

    Эмилия ван Линден , арт-консультант, Emilia Van Lynden Art Consultancy, Нидерланды

    Эмма Боукетт , главный оператор, FT Weekend Magazine, Великобритания

    Enrico Bossan , Head Project, Galerrie Delle Prigioni, Италия

    Энрико Стефанелли , основатель, президент и художественный руководитель, Photolux Festival, Gup Editor

    Erik Vroons , Geam Editor, Gup netrider, Netritor, Netrider, Netrider, Netrider,

    Erik , gean editor, gup editor, gup editor, gup editor, gu Эван Прикко , главный редактор и веб-редактор журнала Juxtapoz, США

    Евгений Березнер , заместитель генерального директора, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Россия

    Фелиция Анастасия , основатель и креативный директор Anastasia Photo Gallery, США

    Фиона Роджерс , главный операционный директор, Magnum Photos, Великобритания

    Фиона Шилдс , руководитель отдела фотографии, The Guardian, Великобритания

    9003 900 Моризини , фоторедактор Condé Nast Italia

    Фрэнсис Ходжсон , профессор фотографии Брайтонского университета, Великобритания

    Франсуаза Калье , координатор программы фотофестиваля Ангкор, Франция

    Фред Ритчин , декан школы, Международный центр фотографии, США

    Фриц Гирстберг , куратор, Nederlands Fotomuseum, Нидерланды

    Гайя Триполи , фоторедактор, The New York Times, UK 900 Гейл Маровиц , креативный директор, специалист по визуальным стратегиям, США

    Женевьева Фасселл , старший фоторедактор The New Yorker, США

    Жиль Штайнманн , фоторедактор, Neue Zürcher Zeitung, Швейцария

    Giulia Ticozzi , Photo Editor, La Repubblica, Italy

    Greg Hobson , Curator of Photographs, National Media Museum, UK

    Gunther Dietrich , Director, Photo Edition Gallery, Germany

    Hamidah Glasgow , исполнительный директор/куратор Центра художественной фотографии, США

    Ханна Уотсон , директор TJ Boulting Gallery and Trolley Books, Великобритания

    Хидеко Катаока , главный оператор, Newsweek, Япония

    Ян Шайв , генеральный директор и основатель Tandem Stills + Motion, США

    Иата Каннабрава , фотограф и организатор фестивалей, Estudio Madalena, Бразилия

    Ихиро Хаями , директор Токийского института фотографии 90 90 Исида Тетсуро , куратор, Токийский музей фотографии Метрополитен, Япония

    Джейкоб Ауэ Соболь , фотограф, Magnum Photos, Дания

    Джеймс Эстрин , фотограф/редактор блога Lens, The New York Times, США

    Жан-Жак Вио , менеджер по цифровому маркетингу, Leica Camera, Германия

    Джефф Гейтс , ведущий продюсер, Смитсоновский музей американского искусства, США Дженнифер Блессинг , старший куратор отдела фотографии, Гуггенхайм, США

    Дженнифер Мюррей , исполнительный директор, Filter Photo, США

    Дженнифер Пасторе , исполнительный директор по фотографии, журнал WSJ, США

    Дженни Сметс , оператор-постановщик, Vrij Nederland, Нидерланды

    Джессика Лим , директор фотофестиваля и семинаров в Ангкоре, Камбоджа

    Джесси Вендер , фоторедактор, The New York Times 9003 Джоанна Мильтер , оператор-постановщик, THE NEW YORKER

    Джоан Юнга Янг , директор Y&G Art, Южная Корея

    Йохан Шёстрём , куратор выставок, Художественный музей Гётеборга, Швеция

    Джон Дункан , редактор Source Photographic Review, Великобритания

    Джолин Хэнсон , директор галереи G2, США

    Джон Джонс , руководитель отдела фотографии, Tortoise Media, Великобритания

    32

    , владелец/фотограф, De La Gallery, США

    Джули Лоу , директор, Catherine Edelman Gallery, США

    Жюльен Журдес , соучредитель и главный операционный директор, Blink. la, США

    Кейси Бердетт0184, фоторедактор, Adweek, США

    Карен Дэвис , директор/совладелец, Davis Orton Gallery, США

    Карен Маккуэйд , куратор, The Photographers’ Gallery, Великобритания

    , Art Director Karol0dzie , Krakow Photomonth, Польша

    Кэти Моран , старший редактор журнала National Geographic, США

    Кэти Райан , главный оператор журнала The New York Times Magazine, США

    Кейси Олсен , арт-консультант и оценщик изобразительного искусства, Kevin Barry Fine Art, США

    Кеннет Дикерман , фоторедактор, The Washington Post, США

    Котти Гайдос , куратор и главный редактор Детройтского центра современной фотографии, США

    Кристен Греш , куратор отдела фотографий, Музей изящных искусств Бостона, США

    Ларс Беринг , управляющий директор, World Press Photo, Нидерланды

    Лаура Мойя , директор Photolucida, США

    Лаура Прессли , исполнительный директор, ЦЕНТР, США

    Лорен Форд , директор по вводу в эксплуатацию и продюсер, журнал Dazed, Великобритания Африка

    Лесли Мартин , креативный директор, Aperture Foundation, США

    Линда Бенедикт-Джонс , исполнительный директор, Центр фотографии Silver Eye, США

    Лиза Дж. Сатклифф , куратор отдела фотографии и медиаискусства, Художественный музей Милуоки, США

    Луиза Клементс , художественный руководитель, Derby QUAD Limited и Международный фестиваль фотографии FORMAT, Великобритания

    Люк Рабей , владелец, 44 Gallery , Бельгия

    Люси Белл , директор Lucy Bell Fine Art, Великобритания

    Люси Контиселло , главный оператор, M Magazine, Le Monde, Франция

    Маартен Шилт , издатель и галерист, Schilt , Нидерланды

    Магдалена Эррера , главный оператор, GEO France, Франция

    Манила Камарини , фоторедактор, D La Repubblica, Италия

    Мануэль Ривера-Ортис , президент и основатель Фонда Мануэля Ривера-Орис Фотография и кино, США

    Марк Прюст , художественный руководитель, фотоконсультант и куратор, Нидерланды

    Марсель Фейл , художественный заместитель директора, FOAM, Нидерланды

    Марсия Аллерт , оператор-постановщик The Dallas Morning News, США

    Маргарет Келли , директор отдела выставок и художественных ярмарок, Pace/Macgill Gallery, США

    Марджи Дадли , владелец галереи Open Shutter США

    Марион Хислен , Делегат по фотографии, Министр культуры, Франция

    Марк Муррманн , фоторедактор, Mother Jones, США

    Мартин Парр , Фотограф, Magnum Photos, Великобритания

    Мэри Вирджиния Суонсон , консультант по маркетингу в области фотографии, педагог, автор, США

    МэриЭнн Камиллери , основатель The Magenta Foundation, Канада

    МэриЭнн Голон , главный оператор, The Washington Post 9002 9080, США Мэтью Крейг , соучредитель и генеральный директор Blink, США

    Мэтью Такер , тележурналист/продюсер, BBC News Online, Великобритания

    Майя Бысков , руководитель проекта, Centrifuge, Германия

    Мэйзи Харрис , помощник куратора, Музей Гетти, США

    Миган Лурам , главный оператор, The New York Times, США

    Мелисса Райан , заместитель директора по фотографии, журнал Nature Conservancy, США 3

    2

    Миа Дил , главный оператор, журнал Fortune, США

    Майкл Дуни , директор, галерея Джарвиса Дуни, Германия

    Майкл Фамигетти , редактор журнала Aperture, США

    Майкл Фоули , владелец галереи Фоли, США

    Майкл Хоппен , владелец галереи Майкла Хоппена, Великобритания

    Майкл Мак , основатель, MACK Books, Великобритания

    2 90 директор , Белфастский фотофестиваль, Великобритания

    Мишель Данн Марш , главный специалист по стратегии Северо-западного фотографического центра, США

    Мияко Ёсинага , директор галереи Микайо Ёшинга, США

    Молли Робертс , старший фоторедактор, журнал National Geographic, США

    Моника Альенде , художественный руководитель GetxoPhoto & Landskrona Foto Festival, Великобритания

    Мориц Ноймюллер , академический директор по фотографии, IED Мадрид, Испания

    Rosenzveig Mo , основатель и директор фотофестиваля Head On, Австралия

    Мухаммед Мухейсен , фотожурналист, лауреат Пулитцеровской премии, Нидерланды

    Муцуко Ота , главный редактор журнала IMA, Япония

    Надав Кандер , отмеченный наградами фотограф, Великобритания

    Накамори Ясуфуми , ассистент куратора, Музей изящных искусств Хьюстона, США

    Natalie Matutschovsky , 90 Art1 Photography Director, 90 Apple, США

    Наташа Иган , исполнительный директор Музея современной фотографии Колумбийского колледжа, США

    Ньюша Таваколян , фотограф, Magnum Photos, Иран

    Николас Хименес , директор по фотографии, Le Monde, France

    Oliva Maria Rubio , режиссер Artística de la Fábrica, Photospaña

    Olivier Laurent , Photospaña

    Olivier Lauren , арт-консультант и креативный директор, США

    Пол ди Феличе , старший преподаватель визуальных искусств, Люксембургский университет, Люксембург

    Паула Тонарелли , исполнительный директор, Музей фотографии Гриффина, США

    Павел Банка , главный редактор журнала Fotograf, Чехия

    Павел Шипульски , куратор, Месяц фотографии в Кракове, Польша

    Пегги Сью84 Художественный руководитель галереи East Wing, Катар

    Филипп Проджер , старший научный сотрудник, Йельский центр британского искусства, США

    Раффаэла Лепанто , фоторедактор/Лондонский университет искусств, Великобритания

    Ребекка Морс , куратор, Департамент фотографии Уоллис Анненберг, LACMA, USA

    Регина Мария Анзенбергер , Основатель, Anzenberger Gallery, Eustria

    Régina Monfort , Eviriate

    Régina Monfort , Eviria

    . Брукс , заместитель фотодиректора Азиатско-Тихоокеанского региона, Agence France-Presse (AFP), Гонконг

    Ричард Ренальди , фотограф, Richard Renaldi Photography, США

    Роджер Арчибальд , фоторедактор, Общество журналистов-экологов, США

    Рон Хавив , визуальный журналист, кинорежиссер, соучредитель The VII Foundation, США

    Роксана Бер , директор по визуальным эффектам, журнал GQ, США

    Рой Kahmann , основатель и владелец галереи Kahmann | Журнал GUP, Нидерланды

    Руи Прата , директор Museu da Imagem, Португалия

    Рут Оффен , директор/куратор галереи WaterWorks, США

    Саша Лекка , заместитель фоторедактора журнала Rolling Stone, США

    Сэди Куорриер , старший фоторедактор журнала National Geographic, США

    Сара Лин , главный оператор, журнал National Geographic, США

    Шон Коркоран , хранитель гравюр и фотографий, Музей города Нью-Йорка, США

    Шон О’Хаган , критик и писатель, The Guardian и The Observer, Великобритания

    Сельва Барни , основатель и редактор Fantom Editions, Италия

    Серж Беле , старший менеджер, Национальная выставочная галерея Канады , Канада

    Шоаир Мавлиан , директор и куратор, PHOTOWORKS, Великобритания

    Сильвия Мангиаларди , художественный руководитель, Encuentros Abiertos, Аргентина

    Саймон Бейнбридж 9 Редакционный директор Британского журнала фотографии

    Шивон Бонакер , старший фоторедактор The New Yorker, США

    Стейси Бейкер , заместитель фоторедактора журнала The New York Times Magazine, США

    Стивен Мэйс , исполнительный директор Tim Hetherington03 Trust, США

    Стивен Перлофф , редактор The Photo Review, США

    Стивен Эванс , исполнительный директор, FotoFest International, США

    Суджонг Сонг , независимый профессиональный фотограф, Южная Корея

    Susan Spiritus , владелец, галерея Susan Spiritus, USA

    Сьюзен Уайт , директор по фотографии, WEWork, USA

    Susan Zadeh , Fehing Director, Fore -Fore Fore For Fore Fore For Fore Fore For For Fore For For Fore For Fore Fore.