Киврин фотограф: Сергей Киврин

Содержание

Фотограф Сергей Киврин

Говорят, препятствие пробивает не пуля, а спрессованный ею воздух. Представляю киносъемку. Пуля еще не долетела до стакана, а в нем уже образовалась дыра: сначала на передней стенке, потом на задней. А если «спрессовать» не воздух, а время? Какие оно покажет «чудеса»? Да и как спрессовать эту сомнительную субстанцию

Текст: Лев Шерстенников; Фото: Сергей Киврин

 

Олимпийские игры в Ванкувере 2010 г. Болельщик

 

В кино этот прием — «спрессовать» а время, называют замедленной съемкой. Ты тончайшим скальпелем препарируешь время. До чего ж оно емко, плотно, осязаемо! Но только в самый главный его момент — момент свершения, момент истины. Только дай-то бог, именно его и ухватить — этот момент…

Эти мысли проскочили в голове, когда я рассматривал «самые-самые» кадры в альбоме «Спорт», подаренном мне автором, — самым великим фотографом нашего времени (по росту) Сережей Кивриным.

Сережей я звал этого Малыша (почти два метра росту! — 197 см для точности), поскольку долго воспринимал его лишь как сына известного мне давно фотокорреспондента журнала «Советский Союз» Владислава Киврина.

Владислав снимал все, что и положено репортеру. Спорт тоже входил в круг его интересов. Сын Сережа видел красивое зеленое поле, черные дорожки вокруг него, а по дорожкам дяди бегут. «Зачем они бегут, папа?» — «Кто прибежит первым, получит приз». — «А зачем же тогда остальные бегут?..» Вопрос остался без ответа. Но мальчик и сам понял: если уж бежать, то непременно надо быть первым. Или по крайней мере чем-то отличаться от остальных. Это у всех у нас идет от древних, животных еще ген.

Владислав Киврин родился в волжском городке Юрьевец. В верховьях Волги есть немало небольших, но уютных городков: Кинешма, Углич, Мышкин, Плес — разве перечислишь все! Они и сейчас несут в себе дух купечества со старинными лабазами, полукаменными-полудеревянными коренастыми особняками с резными наличниками и ставнями. Прадед Сережи, Антон, был человеком «основательным». Владел пристанью и еще то ли пароходами, то ли баржами. Словом, «дело Артамонова»… Полагаю, пароходчика с приходом новой власти освободили от «дела» незамедлительно.

Сын его, дедушка Сережи, Донат Антонович Киврин превратился в какого-то служащего — землемера ли, счетовода — я уточнять не стал. Ну, это для пропитания. А для души… «Дед любил заниматься фотографией. Что-то такое, припоминаю, рассказывали… Был у него увеличитель, его он сам смастерил. Примечательным в приборе было то, что вместо привычной нам лампочки (на худой конец керосиновой лампы) дед использовал то ли солнечный, то ли лунный свет, который он подводил к увеличителю с помощью световодов…» Вот и говорите теперь, что стекловолоконная оптика — явление наших дней!

Что и как снимал дед, теперь можно только гадать, материальных свидетельств не сохранилось. Но будто бы дед публиковался в местной газете…

Потом война. В 1946 году Владислава Киврина демобилизовали. Встал вопрос: а теперь-то куда? Из всех мирских занятий одна лишь фотография под рукой. Дело привычное. Первый шаг после демобилизации — штурм ВГИКа, Всесоюзного института кинематографии, операторского факультета. Штурмовали вместе с другим фронтовиком, на год помладше Владислава, Юрой Транквилицким. Тот успешно прошел полосу препятствий, а Киврина сразили. Но оказалось, по соседству с ВГИКом, на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (в дальнейшем — ВДНХ) существует фотослужба. Нужды выставки были велики, ей требовались и фотографы, и лаборанты. Фотографы там собирались как на подбор, большинство — военные фотокорреспонденты.

Там проходили шлифовку и Михаил Трахман, и Лев Устинов (этих-то я хорошо знал), и многие-многие другие, влившиеся потом в созданное на основе Совинформбюро агентство печати «Новости» (АПН). Фотографы этого агентства стали самой мощной «группировкой» фотокорреспондентов страны. А фотослужба ВДНХ долгое время была единственной, которая производила сверхувеличения — печатала снимки в десятки квадратных метров. Быть лаборантом в такой могучей мастерской — это не только практика, но и честь. Лучших печатников — виртуозов — мы знали по именам.

И если возникала крупная «халтура», бежали только к ним. Владислав Киврин вполне бы мог этим и удовлетвориться, но… Фотосъемка у него стала превращаться в страсть. Услышал, что журнал «Советский Союз» ищет приличных лаборантов, даже конкурс на них объявил. В журнале путь к съемке поближе, чем на выставке достижений. Лаборантом Вадим (как обычно звали Владислава) проработал недолго, его перевели в фотокорреспонденты. Началась интересная кочевая жизнь.

Журнал в стране не очень известен, он же работает на заграницу. Но его корреспондентов всюду принимают. Еще бы: на корочках крупно написано «Издательство ЦК КПСС «Правда», а уж дальше подробности — журнал «Советский Союз». Это производит впечатление и в Москве, и на местах. Кому попало, поди, такие корочки не дадут. А вдруг это ревизоры, по высочайшему повелению присланные? Принимают как положено, все двери открывают — показать чем богаты. Отец к тому же, по словам сына, хорошо и быстро сходился с людьми, был хорошим психологом, да и парнем не робкого десятка. Не лишние для репортера качества…

Отец на сына не слишком давил — ни в смысле излияния особых ласк, ни в плане наставничества: мужика же растит, не девчонку. Пусть сам привыкает и решения принимать, и ответ нести за них. Сергей так и понимал: никто, кроме как сам… А еще оценивал себя по какой-то особой шкале: недостатки преувеличивал, достоинства преуменьшал.

Отец часто в командировках, парень живет у бабушки с дедушкой. Воля! Приучив контролировать себя сам, Сергей сознавал, что хорошо и даже приятно, а что дурно и, может быть, мерзко… К шкодам и проказам не тянуло, а вот лупить мяч футбольный или волейбольный — да! Шрамы на подбородке от падения на асфальт — это почетно. Это не то, что обидный фингал под глазом, полученный в драке. Дворовая игра, конечно же, не совсем спорт. Но что-то от него есть: азарт и непреходящее желание быть первым, лучшим. Трудов не жалко, усилий не жалко, времени не жалко, если есть цель добиться совершенства.

 

Китай. Церемония открытия Олимпийских игр 2008 г.

Летние Олимпийские игры 2012 г. Кросс

Летние Олимпийские игры 2012 г. Триатлон

 

«Поступая на журфак, не добрал одного балла, но меня взяли на вечернее отделение — оказался ценным игроком для сборной МГУ…» Неплохо. Но вечернее отделение не дает отсрочки от призыва в армию. Значит, нужна работа, которая такую отсрочку дает. Место нашлось в одном из серьезных институтов. Однако совмещать учебу, работу и спорт (из-за чего тебя принимали — отрабатывай!) — это почти подвиг. 

И Сергей, который привык вкалывать до пота, до изнеможения, понял, что к такому подвигу он еще не готов. Пришел в деканат и заявил: либо переводите на дневное (а там военная кафедра и «воевать» вообще не придется), либо приходите смотреть, как я буду играть за «Динамо»! Ну, что ж, если ты идешь ва-банк — переходи на дневное. Краснеть преподавателям не пришлось: Киврин с отличием защитил диплом. Да, спорт совсем не бесполезное занятие.

Чтоб поступить на журналистику, надо представить какие-никакие опубликованные труды. Можно слова-заметки, можно фотографии. В пакет документов Сережа вложил крохотный, со спичечный коробок снимок, опубликованный в «Пионерской правде». Надо заметить, что детская газета в то время выходила самыми крупными тиражами — десятки миллионов экземпляров. Формат небольшой, материалов, надо полагать, хватало. Опубликоваться в ней — уже знак.

А еще был «Московский комсомолец» с тиражом в то время достаточно скромным, но газета доброжелательно относилась к новичкам в журналистике. Платили скромно, но печатали обильно. Что и надо для представления печатных работ. А еще… Папа часто брал сына с собой на съемку. Я снимаю, как я вижу, ты снимай, как ты видишь. Как-то снимают очередную спортсменку. Папа хорошо снял, а сынок-то, пожалуй и не хуже. В редакции отец показал работу наследника, а свою припрятал. Прекрасно! Даем на обложку! При журнале «Советский Союз» организовался журнал «Спорт в СССР».

Вот на эту обложку и угодил Сережа. Когда снимок утвердили, папа и раскрыл истину. Пенять за это мастеру не стали, а напротив даже сказали: так пусть он нам еще что-нибудь поснимает. Это сын-то! Дело и пошло. За несколько прошедших лет Сергея как спортивного фотографа признали и коллеги, и спортсмены, и знатоки спорта, и организаторы его. Для фотографа, как и для журналиста пишущего, очень важно не только «войти в тему», но и «войти в среду», стать своим. Думаю, вхождению способствовали не только яркие снимки и молва «Сережка — отличный парень», но и его спортивный нрав. «Не важно, во что и где я играю, —– выкладываюсь на все 100%, готов порвать соперника!». 

 

Олимпийский огонь

Волейбол 2007

Сочи 2014. Александр Овечкин

 

Кончались 1970-е годы, страна готовилась к Московской Олимпиаде. Но на нее меня не аккредитовали. Там строгая норма: от издания лишь один фоторепортер. От «Советского Союза» — Юрий Королев, от «Спорта в СССР» — Женя Миранский. Но поскольку я стал уже хорошо известен, мне предложил поработать Оргкомитет Олимпиады. Это означало, что я попадаю в группу самых привилегированных фотографов: свободный проход всюду, удобные, выигрышные точки… Всю отснятую пленку я должен был сдавать в оргкомитет. Но это значило потерять и те кадры, что я ценил выше любых денег и гонораров. Я их сохранил, что, в общем-то, никак и не повлияло на общее качество съемки, и комитет получил все необходимое. Это была моя первая Олимпиада. Сочинская была моей 14-й…

Когда прошедшей зимой Киврин отправлялся в Сочи, я подумал: «Не завидую. Такая ноша не для меня…». И правда. «Сон в течение всей Олимпиады, — говорит Киврин, — никогда не бывает дольше 3–4 часов в сутки. И то, если не приходится по нескольку часов тратить на дорогу от жилья до спортивных площадок»..Такой режим на протяжении двух недель, а с паралимпиадой и дольше. «Нагрузка на фоторепортера больше, чем на участника, — продолжает Сергей. — Тот прошел дистанцию — и день-другой отдых. А ты каждый день «на дистанции», а на плече кофр килограмм в тридцать… За Олимпиаду я теряю 10–12 килограммов веса». И это при том, что Сергей из жилистых, из сухощавых.

Четырнадцать олимпиад — количество для спортсмена неподъемное, но и для фотографа это нечто близкое к пределу сил и напряжения — как физического, так и психологического. Не только спортивному фотографу, но почти каждому мир представляется полосой препятствий, которые надо преодолевать, чтобы получить стоящий снимок.

Мешает все: вездесущие стражники, запреты — административные и самоимпровизированные, дрянное освещение в помещениях, выделенные у черта на куличиках точки съемки, всякий ненужный мусор, лезущий в кадр, даже толпящиеся вокруг коллеги, вольно или невольно толкающие тебя под локоть, когда кадр уже вот-вот… Это на съемке. А до того? Где жить, как добираться, как «протыриться», когда добрался? И еще тысячи досадных заусениц, которые задираются и выводят тебя из себя. Когда смотришь на блестящий снимок — думаешь: все репортеру было предоставлено на тарелочке — чего ж тут не снять! Ладно, так и будем продолжать думать…

— Приподними-ка, Сергей, немного завесу над тем, что по другую сторону камеры.

— Следующей после Московской у меня была Олимпиада в Сараево. Аккредитовали меня от моего журнала «Спорт в СССР», но я ехал туристом, заплатив приличную сумму. Потери в Сараево — украденная у меня камера… На Олимпиаде в Греции была такая жара, что у одного из моих коллег-фоторепортеров не выдержало сердце — он умер! Бывало, если селили далеко от места соревнований и на езду в один конец уходила пара часов, приходилось ночевать и под столом у товарищей, которым больше повезло с размещением. А на Олимпиаде в Лиллехаммере я жил… в туалете. У меня не было места в гостинице, но зато на этаже было два туалета. Один из них я и прихватил тайно, раздобыв от него ключ. Приходил затемно, уходил затемно, все удобства под рукой. И во всю длину на полу помещался…

— А что-нибудь более светлое, чем лампа над унитазом, было? У тебя же целый чемодан медалей, грамот и премий, и, как мне кажется, отнюдь не копеечных?

— После Олимпиады в Москве мы договорились с Женей Миранским, что посылаем вдвоем снимки на конкурс «Adidas-AIPS-Canon», — это самый престижный конкурс среди спортивных фотографов. А если что выигрываем, то приз пополам, независимо от того, чей был снимок. Стали засовывать коллекцию в конверт, возник спор. Мне не нравился один мой снимок, а Женька настаивал на нем. Мы даже чуть надорвали его, перетягивая его друг у друга. Все-таки Женька сунул. И надо же: именно этот снимок и получил приз — 8000 франков! А самый большой приз, который мне удалось урвать, был в 50 тысяч долларов за снимок «Волейбол»!

 

Олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Ольга Брусникина

Прыжок

Летние Олимпийские игры 2012 г. Максим Михайлов

 

Но давайте, наконец, обратимся к снимкам Сергея Киврина. Что же в них дает возможность почувствовать руку Мастера? Фотография, как и произведение любого другого жанра, воспринимается каждым по-своему. Один в ней видит то, чего не видят десять остальных. Это относится и к самому автору. Он смотрит на свое творение предвзято: этот снимок недооценивает, тот переоценивает, наделяя его смыслами, отыскать которые стороннему взгляду просто невозможно. Субъективен, конечно, и я. Так вот, субъективно говоря, в лучших снимках Киврина я выделяю (сама выделяется!) энергию, которой пышет снимок.

Взгляните на пловчих, на глаза, мечущие энергию! А ведь это «всего лишь» ритмическое (фигурное, синхронное) плавание — сама грация и очарование. Ну ладно, бокс: мордобой, челюсть на боку — это нормально! Или борьба. Или схватка со штангой… А вот пловец во время старта с тумбы. Сплетение мышц и сухожилий. По этой фотографии можно научный доклад делать: как работают бицепсы, трицепсы, кости и все внутренности спортсмена в тысячную долю секунды во время рывка. Сколько видели стартов, а такой — в первый раз!

— Самое главное — снимать надо не то, что видишь, а то, что чувствуешь. Ты ищешь, ты знаешь, что хочешь. И тогда рано ли, поздно — повезет. Но нажимать на кнопку нужно на мгновение раньше, чем событие произойдет. Иначе все упустишь. Надо предчувствовать…

Предчувствие — это предвидение кадра или тупая надежда, что выскочит же тот момент, который должен существовать в природе, и «вскочит» в твой кадр? В теннисе часто падают. Но Киврину важно было снять, чтоб падал спортсмен не абы куда, а летел бы на камеру, хорошо б, чтоб и мяч был в кадре. Вот бы посмотреть на физиономию «летуна» в сей миг! Сколько он бредил этим кадром — год или два — уточнять не стал. Когда перелистываешь снимки, увидев этот, хмыкнешь — забавно. Но даже и мысль не возникает, что ради этого «забавно» репортер сидел как кот у мышиной норы чертову прорву времени. Ну, вскинул фотограф камеру, «бабахнул», попал! «Не, я не везучий. Мне все надо высиживать, выжидать. Вот Андрей (Голованов, напарник) — тому везет. Появится на десять минут — и тут же у него «ситуация».

Думаю, здесь не обходится без легкого кокетства. Или небольшого самоедства. Киврин не так уж и невезуч. Но он «анализирует». А уж когда анализируешь, обоснуешь любую свою точку зрения. Сергей Киврин как образованный человек не может обходиться без догматов. На мой взгляд, их у него тьма. И я вовсе не говорю, что все они пустые. Но многие для меня сомнительны. Один из них у Киврина: я не люблю спорт, я ни за кого не болею, не смотрю никаких соревнований по «ящику», и вообще — я тут случайно, прохожий… Ребята, но это же чушь! Вы поверите хирургу, который станет утверждать, что резать живую плоть — это ему как ножом по собственному горлу?. . Допускаю, что садистского удовольствия он не испытывает, вонзая скальпель в тело. Но он делает это с убеждением, что иначе нельзя, что это его и долг, и право, и… интерес. И своего рода удовольствие, адреналин, тестостерон — кто еще какие знает умные слова…

Да, кипящие страсти болельщика спортивному фоторепортеру ни к чему: мешают, отвлекают, сбивают, наконец, вредят объективности. Ну, так и телекомментаторам тоже. Однако последние и визжат, и хохочут, и плачут… А фоторепортер остается бесстрастным? Конечно же, нет. Иначе снимки его будут лишены того тепла, которое рождает только «субъективное» отношение и к событию, и к спортсмену.

И в фотографии хочется глубину. А чтоб ее достичь, нужно стараться и стараться. Впрочем, как он и привык. На все сто…

 

Чемпионат мира по легкой атлетике. Москва. Елена Исинбаева

Куба, Гавана

 

— А вообще: трудно снимать спорт?

— Ерунда, проще, чем все остальное…

А без пижонства уж никак!?.

— А какой вид спорта самый трудный для съемки?

— Я уже говорил: волейбол.

—???

— В волейболе трудно что-нибудь предвидеть: куда мяч пойдет, какая ситуация возникнет в следующую секунду… Поэтому надо снимать не игру, а игрока. Выбрал наиболее тебе интересного, следишь за ним. Тогда есть возможность что-то поймать.

— А какой вид интереснее всего для съемки?

— Шахматы!

Ну, батенька, шахматы-то и спортом можно назвать весьма условно. Тогда, пожалуй, мое лежание на диване — тоже спорт.

— В шахматах очень много чего происходит, это борьба не внешняя, а внутренняя. Беда, что за перипетиями ее не дают следить, на съемку дают пять минут в начале, а игроки еще только разогреваются…

А может, Киврин прав? При всей динамичности происходящего съемка спорта довольно монотонное занятие.

— Снимать победителей неинтересно: прибежал, ручками помахал, улыбнулся… Интересно тех, кто далеко позади. Вот там борьба, вот там настоящая воля, когда измочаленный спортсмен выгрызает не первое, а двадцать первое место.

Когда атлет ловко управился со штангой — честь ему и медаль. А когда штанга вырвалась, стала жить собственными интересами, когда не хватает совсем чуть-чуть, какого-то грамма усилий — и все летит в пропасть, псу под хвост… Да, собственно, как и в любой другой фотографии: чем хуже происходящее, тем лучше для картинки. Изображение плачущего человека запомнишь лучше, чем десять улыбающихся… Таков закон драматизма.

 

 Венеция, 2009

 

 

Олимпийский фотограф Сергей Киврин: «Валуев приезжал в редакцию со мной разбираться!»

Спорт

6699

Поделиться

Летние Олимпийские игры в Японии в жизни знаменитого Киврина — семнадцатые по счету и, скорее всего, последние. На Олимпиаду-2022 в Пекине он не собирается. И это, конечно, не тот случай, когда отряд не заметит потери бойца…

Сергей Киврин об атмосфере олимпийского Токио, причинах своего разочарования в большом спорте и тайне многолетнего творческого союза с Андреем Головановым.

Фото: Из личного архива

— Случалось, что спортсмены на тебя обижались из-за фотографий, на которых выглядели непобедно?

— Терпеть не могу «желтую прессу» и никогда не буду публиковать какую-то гадость, особенно о людях, которых люблю. Но был как-то случай, когда Коле Валуеву не понравилась фотография. Мы с ним познакомились в Атлантик-Сити, где состоялось одно из первых его выступлений. У нас были хорошие отношения. Костя Дзю проиграл бой, даже попал в больницу, а никому не известный тогда Коля выиграл. Но опубликовали кадр, где он пропускает удар и у него вся физиономия съехала. Он приехал в редакцию разбираться. Я сказал: «Ты можешь мне сейчас врезать!»

— Ты уже не раз произносил сакраментальную фразу, что на Олимпийские игры больше не поедешь.

— Раньше это был вариант мазохизма, а сейчас я принял решение. Мне Голованов позвонил: «Ты поедешь на Зимние игры в Пекин?» Я сказал: нет. Не только потому что изматываешься до предела, напряжение хуже, чем у спортсменов, у которых есть перерыв между выступлениями, а ты пашешь без отдыха, спишь по три часа в сутки.

— А в чем главная причина помимо усталости?

— Большой спорт измельчал. После Лондона Олимпийских игр не было, включая Сочи. В Сочи не приехали иностранные туристы. Чтобы не было пустых мест, начали сгонять из Краснодарского края на автобусах людей с флажками. Их спорт не интересовал. Стали проводить Игры в Рио-де-Жанейро — городе, где бандит на бандите, нищета и бедность. То же самое в Пхенчхане — пустые трибуны. Вторжение политики в спорт, допинговые скандалы, сумасшедшие деньги, которые крутятся благодаря телевидению… Обесценились и некоторые виды спорта. Очень популярным в последнее время стал биатлон. Зимой каждый день пичкают соревнованиями высшей пробы. В спорте должна быть цикличность, чтобы ты успел соскучиться.

— Как тебе работалось в Токио?

— 33 градуса в тени, на солнце за 40, стопроцентная влажность. А ты с тридцатью килограммами аппаратуры. И по 4 съемки в день. Ни одного тента, ни одной скамейки на остановке — ждешь автобус под палящим солнцем. Логистика жуткая. От международного пресс-центра до стадиона два километра преодолевались минут за сорок. Водители не умеют пользоваться навигатором. На своем телефоне показываешь японцу, как проехать на стадион.

Эйфория. Российские гимнасты впервые за 25 лет вырвали победу
в командном многоборье.

— Чем вас кормили? Пробовали национальные деликатесы?

— В городе есть рестораны, которые из-за ковида работают до 8 вечера, но первые 14 дней мы не имели права выходить в город и общаться с японцами. Только на стадионы и в пресс-центр специальным транспортом. После соревнований приезжаешь в час ночи, когда ничего не работает. Поесть негде. А на стадионе тебе предлагают чипсы, два ломтика хлеба, проложенных джемом, иногда сэндвичи, бананы, чай, кофе. Настоящая еда у них — холодные макароны с приправами. Так и написано — cold noodles. Японцы почему-то их любят. В пресс-центре за 19 долларов можно было купить небольшую пиццу. Я сбросил 11 кг, обычно на Олимпийских играх худею на десять.

— Японцы носят маски?

— Все в масках! Если нос высунут, сделают замечание. Мы маску снимали только в номере. Каждый раз получали куар-код на выход из гостиницы. В ресторане специальный человек провожает за столик, на шведском столе набираешь еду в маске, только ешь без нее. Моему приятелю Илмару Знотиньшу из Латвии не повезло: с ним в самолете летел пассажир с ковидом. Илмара вычислили на второй день и, несмотря на отрицательный тест, посадили на 14-дневный карантин.

— Как оказаться в нужном месте, где будет поставлен рекорд?

— Голы, очки, секунды меня не увлекают. Мы с Головановым берем «языка» — пишущего корреспондента, и он подсказывает, где произойдет что-то интересное.

— Киврин–Голованов — звучит неразрывно. Как Белоусова и Протопопов, Тарасов–Чернышев. Вы с Андреем давно вместе работаете?

— Это началось в 1986 году, к сожалению. (Смеется.) Я увидел восемнадцатилетнего мальчика в очках, который мне показался интеллигентным человеком. Было место в приложении к журналу «Советский Союз» — «Спорт в СССР», и мы начали работать вместе, тогда еще втроем: Женька Миранский, я и Андрюшка. Тогда поездки за рубеж были редкостью, и мы старались аккредитоваться от разных изданий. Картинка получалась с трех точек, что, конечно, нас выделяло. Со временем трио превратилось в дуэт. Андрей очень работоспособный и талантливый фотограф. Обычно творческие тандемы распадаются из-за того, что люди начинают перетягивать канат. Порядочность скрепила наш союз. Мы друг другу всегда доверяли, гонорар честно делится на двоих. Другое дело — взгляд на жизнь и на творчество, он у нас совершенно разный. Мы плюс и минус. Грыземся постоянно, но, я бы сказал, по-родственному.

— Авторство не жалко? Бывают же суперкадры, которые хочется подписать своей фамилией!

— Нет, у нас таких кадров приблизительно одинаково. Я как-то решил пойти на ипподром поснимать лошадок. Стою, жду у служебного входа, чтобы вынесли пропуск. Идет какой-то дядька и охраннику говорит: «Пропустите его, это знаменитый Голованов!» Я ответил: «Ну, не совсем Голованов, но не худшая его часть».

— Самая худшая Олимпиада в твоей жизни?

— Наверное, в Сараеве, потому что у меня там украли камеру из-под носа. Я пошел в полицию, но мне наши начальники запретили, потому что дружественная страна и не должно быть ЧП. Забавно, что тут же из ЦРУ ко мне подкатил парень, наш бывший соотечественник, хвостом завилял: «Тут тобой заинтересовалась одна американка! Давай поедем в Брюссель, купим тебе новую камеру!» Камера, кстати, была чужая. Роберт Максимов дал мне ее починить на сервисе. К счастью, такая же, даже лучше, продавалась в Москве в комиссионке.

— У профессионального фотографа вообще дорогое оборудование. Не стремно ходить с сумкой, которая стоит огромных денег?

— Да, все вместе тянет, наверное, тысяч на 50–60 долларов. Большие объективы стоят по 15 тысяч долларов. Мы жили с Головановым на Олимпийских играх в Бразилии на Копакабане, где грабили каждый день и каждый час. Мы возвращались ночью, я держал в руке монопод на всякий случай и шел с такой рожей, что полицейские шарахались.

Александр Карелин у храма Зевса в Афинах за час до схватки.

— А на каких Играх был особый экстрим?

— Олимпиада всегда экстрим. Есть пассажиры, которые тусуются. Или люди от иностранных агентств, снимающие 1–2 вида спорта, и мы, сумасшедшие, которые хотят снять все. Держишься на одном адреналине, расслабление наступает после закрытия. В Пекине иду после церемонии закрытия к автобусу и засыпаю на ходу. Очнулся от удара в столб. А впереди шел мой сын, он работал на телевидении. Я его даже не узнал, пока не подсказал знакомый комментатор.

— У тебя девиз в Фейсбуке: «Не бойся, не проси, но верь!» Неужели никогда не приходилось упрашивать спортсмена сфотографироваться?

— Есть любимые спортсмены, которые не выпендриваются, а есть звездульки, которые считают себя великими. Настоящие звезды не отказываются от съемки. Когда слышу отговорки типа «я устал, мне некогда» и т.д., никогда не умоляю. Нет так нет. Но для других могу сделать исключение. Сын как-то попросил для своего друга взять у Марио Лемье, знаменитого канадского хоккеиста, автограф в Солт-Лейк-Сити. Я сделал фотографию Лемье, напечатал в «Кодаке» и после финала пошел за автографом, хотя никогда этого не делал. Стоял два с половиной часа у раздевалки, наконец Лемье вышел в кальсонах и с презрением дал автограф. Но я не для себя унижался.

— Иногда болельщики, тренеры, спортсмены просят фотографию. Делаете?

— Болельщикам нет, а спортсменам и тренерам всегда делаем, хотя многие на этом зарабатывают. Раньше печатали, а сейчас просто высылаешь на электронную почту. В Турине Света Журова стала олимпийской чемпионкой. Пока она мылась в душе, отправили ей фото. Встретились на ее пресс-конференции в «Русском доме». Она нас увидела и кинулась на шею: «Спасибо большое за фотографии!»

— С кем из известных спортсменов у тебя сложились дружеские отношения?

— Саша Карелин самый близкий мне человек, хотя политические взгляды у нас разные. Много раз я становился свидетелем его порядочности, честности. У него вообще нет личного пространства. Только и слышишь: «Сан Саныч, можно с вами сфотографироваться?» Ни один человек не ушел без автографа. Когда он выиграл первую олимпийскую медаль, его мудрая мама сказала: «Теперь ты себе не принадлежишь!» Однажды на чемпионате Европы в Москве по борьбе Саня выиграл легко, на вид играючи. Но я видел, сколько ручьев пота с него сходило на тренировках! После матча нас выводят каким-то черным ходом из Дворца спорта ЦСКА. Саня спрашивает: «Почему не через главный вход?» — «Сан Саныч, там человек 300 вас ждут». Как он рявкнет: «Как вам не стыдно! А для кого я выхожу на ковер?» Там мальчишки его ждали, он с каждым поговорил.

— Тебе когда-нибудь на соревнованиях попадало шайбой, мячом или ногой?

— Раньше, когда бортиков не было, и клюшкой получал, и шайба в грудь попадала. У меня есть чутье по части выживания. Однажды еду на мотоциклетный кросс на «Динамо», а перед глазами видение: на меня летит мотогонщик! Я снимал у трамплина, как вдруг срывается гонщик. Белый мотоцикл, шлем, штаны — все белое, такая белая смерть. Краем глаза заметил, подпрыгнул и прилип к стене за спиной. Он педалью мне снес коленку. Судья, который стоял напротив, побледнел. Приехал домой, звонит приятель из ГАИ, олимпийский чемпион полицейских игр: «Серег, ты был на «Динамо»? Там одного мужика чуть не сбили!» «Так это я!» — говорю.

— Сергей, а ты сам спортивный человек?

— Все мое детство было связано со спортом. Играл и в футбол, и в хоккей. В молодости достаточно серьезно занимался волейболом. У меня кличка была Небоскреб. Но никогда не хотелось стать профессиональным спортсменом. Мне это казалось скучно.

— Ну, выбор профессии был у тебя, можно сказать, предопределен. Твой отец — известный советский фотограф Владислав Киврин.

— Я вырос без кумира, никогда ни перед кем не преклонялся. Но папа был моим примером в жизни и в профессии. Он прошел всю войну и ничего не боялся. Жалею, что не наговорился с ним. Вопросы возникают слишком поздно, когда спрашивать уже некого. Когда я учился в седьмом классе, папа подарил мне камеру «Зенит-Е». Она пролежала два года. А в девятом классе я задумался о будущей профессии. Папа показал мне, как заряжается пленка, какие кнопочки нажимать, и сказал: «Иди и снимай». Я закрывался в ванной, иногда до шести утра, потому что при красном свете теряешь ощущение времени. Показывал фотографии папе, он говорил, где ошибки. Я без конца ходил к нему в редакцию журнала «Советский Союз», смотрел, как делается номер. У папы было прозвище Вадик-крупешник, от слова «крупняк». Куда ни поедет, обязательно разворотный кадр привезет. Выставочный.

То ли девушка, то ли видение…

— У тебя множество призов, включая фотографический «Оскар» — World Press Photo. Какая награда самая ценная?

— К наградам отношусь, как папа. Он ведь даже не знал, где хранятся его военные награды, я его заставлял надевать на День Победы орденские колодки. Высший приз для фотографа, когда тебе кто-то скажет: «А я помню твой кадр!» Бывает, плохая фотография получает первое место. Дело случая! Поэтому медальки я не считаю.

— Но награды — это еще и денежные призы. Если не секрет, озвучь, пожалуйста, цену самого дорогого фото!

— От Федерации волейбола на конкурсе, посвященном столетию, я получил 50 тысяч долларов. Я был уверен, что займу первое место, потому что в то время, в 1996-м, волейбол никто не умел снимать, хотя эту фотографию никому не показываю. А сейчас появилось много молодых офигительных фотографов, с которыми мы просто не выдерживаем конкуренцию. Их имена пока не на слуху, знает только узкий круг. Из известных спортивных фотографов могу назвать Алексея Филиппова, Сашу Федорова, Владимира Песню. Абсолютный маяк в фотографии для меня Димка Азаров.

— Легендарный фотограф Дмитрий Донской рассказывал мне, как подрался на протокольной съемке с личным фотографом Цзян Цзэминя в Кремле из-за места. У тебя конфликтов на этой почве не было?

— Мне помогает рост. Я никогда не лезу в кучу, у меня всегда своя точка. Вроде со спины снимаешь, а к тебе повернутся — и будет кадр, которого ни у кого больше нет. С Головановым мы всегда с двух точек снимаем. В Пхенчхане у меня был случай. Я снимал фигурное катание. Сижу на месте для фотографов и жду, когда пойдут конкурентки Загитова и Медведева. Хотел их совместить в одном кадре, чтобы был нерв. Сижу с огромным объективом и вдруг — раз! Черный квадрат Малевича! Оказалось, священник в рясе загородил мне весь обзор.

— Да, представляю! Но духовное лицо не пошлешь матом, не отодвинешь…

— Я не сдержался, выругался, хотя мне это не свойственно, но тут была прямо прифронтовая ситуация! Подумал, что это католический священник, и повторил ему по-английски. Уже все шикали, и он сел рядом. Потом я понял, что он русский, и наорал на него: «Вы не имеете права здесь находиться, потому что это места для фотографов!» Пока я снимал, он сидел рядом и повторял: «Простите меня, ради Бога!» Когда все закончилось, я приехал в отель, передал картинки, вспомнил о нем, и так стыдно стало! Оставалось дней пять до отъезда, я места себе не находил. По пути в аэропорт он сел в наш автобус, и я извинился, что вел себя неподобающим образом. Он обнял меня и говорит: «Я все это время молился за вас. Я знал, что вы хороший человек!» Поразительно, но на Олимпиаде в Токио мы опять встретились. Отца Андрея забыли на фехтовании, машина за ним не приехала. Уже стемнело, японцы не понимали его. Он меня окликнул. К счастью, за нами с Головановым приехал автобус от нашего Олимпийского комитета, и мы смогли подвезти отца Андрея до отеля. Я хоть чуть-чуть, но искупил свою вину. Эта история говорит о том, что фотография — это не главное.

— Странное признание…

— У меня есть комплекс неполноценности из-за профессии, который появился после Беслана. Там я понял, насколько бессмысленна наша работа по сравнению с тем, что делают спецназовцы, врачи, пожарные. Человек с фотоаппаратом на войне вызывает недовольство. С другой стороны, наша профессия имеет дело со временем. Это страшная штука, которая все перемалывает, и ты должен выхватить долю секунды, потому что по этому мгновению будут судить о человеке, которого ты снимал. Мы видим Андрея Сахарова глазами Юры Роста. Ответственность колоссальная. Я не говорю о спортивной фотографии, но есть же и полеты в космос, и День Победы, и Беслан — то, что неповторимо…

— В отпуск берешь с собой профессиональную камеру?

— Полный набор, кроме больших объективов. Еще и дрон беру. Главная черта фотографа — уметь ждать. Можешь на одном месте 8 часов просидеть, если есть идея. Когда с Наташкой путешествуем, не могу себе позволить ждать на углу улицы события.

— Ты однолюб?

— В общем, да. Я придумал себе Наташку и не ошибся. Я ее не знал, когда влюбился. Мы учились в одном классе. Сначала я полюбил образ, который наделил определенными качествами. Был момент, когда мы не совпали. Развелись в 1978 году, через полгода опять подружились и поженились. Во второй раз она стала соответствовать придуманному мной образу. Мы вместе уже 45 лет.

Подписаться

Авторы:

Полиция
Зенит
ЦСКА
Динамо
Спорт

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28618 от 7 сентября 2021

Заголовок в газете:
Не узнал родного сына, послал священника и похудел на 11 кг

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • ЧВК «Вагнер» наведались в евпаторийский клуб, где участник СВО не смог исполнить гимн РФ

    30309

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • В Симферополе подросток погиб на детской площадке: пытался удивить подругу

    19397

    Крым

    фото: МК в Крыму

  • Вымысел или руководство к действию: стоит ли дачникам доверять лунному календарю

    Фото

    16707

    Псков

  • СКВЕРный вопрос: кто разорвал отношения с Псковом за последний год

    Фото

    8905

    Псков

    Екатерина Мазепина

  • Угольная пыль и отсутствие врачей: на что жители Ленобласти жаловались Дрозденко на прямой линии

    6118

    Ленинградская область

    Мария Шлыкова

  • Три могилы рядового Загорулько в Симферополе: как это стало возможным

    Фото

    5762

    Крым

    Олеся Гончарова, фото автора и Виктора Гавриша.

В регионах:Ещё материалы

1984 Сергей Киврин ИП | Фото мировой прессы

Поделиться изображением

1984 Фотоконкурс, Спорт, Поощрение

Фотограф

Сергей Киврин

Журнал «Советский Союз»

Больше информации о фотоМеньше информации о фото

Подробнее о фото
Меньше информации о фотографии

Истории по теме

Яап Дж. Гершель

Франц Вотава

Гуннар Тингсвалль

Отакар Хюрка

Антанас Алисаускас

Роберт Эдвардс

Дуглас Миллер

Сергей Преображенский

Тибор Комлос

Станислав Тереба

Победители фотоконкурса 1984 года

Александр Чумичев

Александр Циарас

Владимир Вяткин

Сэм Уолтон

Валерий Христофоров

Ира Шварц

Роберт Блэк

Сторми Ли Гринер

Билл Фрейкс

Садаюки Миками

Диего Голдберг

Хосе Азель

Томас Пфлаум

Манучер Дегати

Торбьерн Андерссон

Гэри Фридман

Дональд Рыпка

Роджер Турессон

Фолькер Кремер

Михай Молдвай

Юрий Кавер

Владимир Чистяков

Барромес Пыткович

Садаюки Миками

Хосе Азель

Диего Голдберг

Манучер Дегати

Томас Пфлаум

Сторми Ли Гринер

Ира Шварц

Сторми Ли Гринер

Дэвид Бернетт

Эдди Адамс

Александр Циарас

Александр Чумичев

Сэм Уолтон

Владимира Вяткина

Валерий Христофоров

Мануэль Эрнандес де Леон

Герберт Лидель

Игорь Уткин

Лайош Вебер

Жерар Рансинан

Валерий Зуфаров

Мустафа Боздемир

Бхаван Сингх

Ян Морван

Мишель Сетбоун

Ян Морван

Мехмет Умит Турпчу

Мустафа Боздемир

Эдди Адамс

Programs

Благодаря нашим образовательным программам World Press Photo Foundation поощряет различные рассказы о мире, которые представляют истории с разных точек зрения.

Перейти к образованию

На наших выставках рассказываются истории, которые заставляют людей останавливаться, чувствовать, думать и действовать перед мировой аудиторией.

Перейти к выставкам

Наш ежегодный конкурс признает и награждает лучших в фотожурналистике и документальной фотографии.

Перейти к конкурсу

Мы используем файлы cookie для анализа использования нашего веб-сайта, определения индивидуальных предпочтений после получения вашего явного согласия и улучшения вашего пользовательского опыта.

Соглашаясь, вы даете нам согласие на установку файлов cookie и принимаете наши
Политика в отношении файлов cookie .

Я согласен

Отклонить

Сергей Киврин | Участник конкурса Black & White Photography Awards 2019

Аарон Шуман , директор/редактор журнала SeeSaw, Великобритания

Ада Такахаши , директор галереи Роберта Коха, США

Афтон Альмараз , старший фоторедактор Getty Images, США

Аида Мулунех , основатель и генеральный директор Desta for Africa Creative Consulting PLC, Эфиопия

Алан Тейлор , старший редактор The Atlantic, США

Алессанд ра Каподакуа , инструктор, фотограф и независимый куратор, Нью-Йоркский университет, Италия

Алессия Главиано , старший фоторедактор Vogue Italia и L’Uomo Vogue, Италия

Алекс Уэбб , фотограф, Magnum

Алекса Беккер , редактор по закупкам, Kehrer Verlag Publishers, Германия

Алона Пардо , куратор, Barbican Art Gallery, Великобритания Сквер, США

Эми Перейра , Фото-директор, куратор и консультант, США

Эми Вульф , фото-директор, Hearst Digital Media, США

Энди Гринакр , оператор-постановщик, журнал Telegraph, Великобритания

Анхель Луис Гонсалес Фернандес , основатель и генеральный директор PhotoIreland Foundation, Ирландия

Анна Диксон , ведущий специалист по поиску изображений, Google, США

Анна Голдуотер Александр , главный оператор, WIRED, США

Анна Грипп , главный редактор Photonews, Германия

Анна Уокер Скиллман , владелец/директор, Jackson Fine Arts, США

Анн Буржуа-Виньон , исполнительный креативный директор, Culture Trip, Великобритания

Энн Фаррар , главный оператор, National Geographic Traveler, США

Энн Макнил , директор Impressions Gallery, Великобритания

Энн Морин , директор, diChroma Photography, Испания 9 0003

Энн Уилкс-Такер , куратор Музея изящных искусств, Хьюстон, США

Энтони Диксон , фоторедактор, South China Morning Post, Гонконг

Арианна Ринальдо , художественный руководитель Cortona On The Move, Испания

Ариэль Шанберг , исполнительный директор, Delaware Valley Arts Alliance, США

Азу Нвагбогу , директор, Фонд африканских художников, Нигерия

Барбара Чеферин , владелец, Гал erija Fotografija, Словения

Барбара Танненбаум , куратор отдела фотографии, Художественный музей Кливленда, США

Бернадетт Туазон , главный оператор, CNN Digital, США

Бевин Беринг Дубровски , куратор, специалист по фотографии, BBD Photography, США

Бизи Сильва , основатель и директор Центра современного искусства, Нигерия

Бонни Рубенштейн , художественный руководитель, CONTACT Photography Festival, Канада

Бретт Рогирс , Фоторедактор, CNN. com, США

Брайан Пол Клэмп , владелец/директор галереи ClampArt, США

Брайан Сторм , основатель и исполнительный продюсер, MediaStorm, США

Бронвен Латимер , старший фоторедактор The Washington Post, США

Бруно Цешель , директор Self Publish, Be Happy, Великобритания

Карлос Карвальо , директор FestFoto de Port o Аллегре, Бразилия

Кэролайн Хантер , фоторедактор журнала Guardian Weekend Magazine, Великобритания

Кэролайн Уолл , директор галереи Роберта Манна, США

Кэтрин Эдельман , владелец галереи Кэтрин Эдельман, США

Селия Дэвис , куратор Художественного совета Англии, Великобритания

Селина Лансфорд , художественный руководитель и главный куратор Фотофорума во Франкфурте, Германия

Чарльз Гис , основатель/директор, Чарльз Guice Contemporary, США

Шарлотта Коттон , куратор и писатель, США

Шарлотта Ван Линген , глава презентации, Музей Хет Вальхоф, Нидерланды

Челси Матиаш , Старший редактор, Дигитал С. steralling, New Aryda , Senior Editor, Digiital Stystelling, New Arita , Senior Editor, Digiital Stystelling, New Arisha , Senior Editor, Digiital Story, The New Artha .0003

Крис Литтлвуд , независимый куратор, Кристофер Литтлвуд, Великобритания

Крис Пихлер , основатель и издатель, Назраэли Пресс, США США

Кристофер Раушенберг , Член-учредитель, Коллектив и галерея фотографов Blue Sky, США

Кристи Хавранек , фотодиректор, Huffington Post, США

Клэр График , руководитель отдела выставок, The Photographer’s Gallery, Великобритания

Клод Бюссак , директор Международного фестиваля PHotoEspaña, Испания

Кори Келлер , куратор Музея современного искусства Сан-Франциско, США

Коринн Тапия , директор, Sous Le s Etoiles Gallery, США

Кристина Де Миддель , Художник, Хуана де Айзпуру, Великобритания

Дафне Англес , Журналист, The New York Times Париж, Франция

Дафна Палмер , Директор, Галерея Френкеля

Дариус Хаймс , руководитель международного отдела фотографии, Christie’s, США

Даррен Чинг , владелец Klompching Gallery, США

Дэвид Алан Харви , фотограф, Magnum Photos, США

Дэвид Кэмпбелл , директор, Программы, World Press Photo, Нидерланды

Дэвид Чики , издатель Radius Books, США

Дэвид Дрейк , директор Ffotogallery, Великобритания

Дэвид Херн , фотограф, Magnum Photos, Великобритания

Дебора Клочко , Директор, Музей фотоискусства, США

Дебра Кломп , Чинг Владелец/Директор, Klompching Gallery, США

Дениз Вольф , Старший редактор, A Perture, США

Деви Льюис , Владелец, Dewi Lewis Publishing, Великобритания

Дмитрий Бек , главный оператор журнала Polka Magazine, Франция

Дина Митрани , владелец галереи Dina Mitrani Gallery, США

Донна Коэн , фотодиректор, Bloomberg LP, США

Д-р Шахидул Алам , директор фестиваля фотографии Чоби Мела, Бангладеш

Эд Кэри , директор галереи 291, США

Эдер Чиоде к , Независимый куратор фотографии , Бразилия

Елена Бойле , заместитель главного редактора и фоторедактор, Internazionale, Италия

Елена Фирсова , управляющий редактор журнала «Фото&Видео» Москва Российская Федерация

Эли Домит , директор галереи East Wing, Катар

Элинор Каруччи , фотограф, США

Элиза Медде , редактор журнала FOAM, Нидерланды

Элисса Кертис , заместитель фото-директора The Wall Street Journal, США

Элизабет Аведон , независимый куратор, фоторедактор, США

Эльс Баренц , фотоисторик, писатель и исследователь, Эльс Баренц, Нидерланды

Эмилия ван Линден , арт-консультант, Emilia Van Lynden Art Consultancy, Нидерланды

Эмма Боукетт , главный оператор, журнал FT Weekend Magazine, Великобритания

Энрико Боссан , руководитель проекта, Galer rie delle prigioni, Италия

Энрико Стефанелли , основатель, президент и художественный руководитель фестиваля Photolux, Италия

Эрик Врунс , главный редактор журнала GUP Magazine, Нидерланды

Эван Прикко , главный редактор и веб-редактор журнала Juxtapoz, США

Евгений Березнер , заместитель генерального директора, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Россия

Фелиция Анастасия , основатель и креативный директор, Фотогалерея «Анастасия», США

Фиона Роджерс , главный операционный директор, Magnum Photos, Великобритания

Фиона Шилдс , руководитель отдела фотографии, The Guardian, Великобритания

Франческа Морисини , фоторедактор Condé Nast Italia

Фрэнсис Ходжсон , профессор фотографии, Брайтонский университет, Великобритания

Франсуаза Калье , координатор программы, фотофестиваль в Ангкоре, Франция

Фред Ритчин , декан школы, Международный центр фотографии, США

Frits Gierstberg , куратор, Nederlands Fotomuseum, Нидерланды

Gaia Tripoli , фоторедактор, The New York Times, Великобритания

Gail Marowitz , креативный директор, The Visual Strategist, США

Женевьева Фассел , старший фоторедактор, The New Yorker, США

Жиль Штайнманн , фоторедактор, Neue Zürcher Zeitung, Швейцария La Repubblica, Италия

Грег Хобсон , куратор отдела фотографий, Национальный музей СМИ, Великобритания

Гюнтер Дитрих , директор галереи Photo Edition, Германия

Хамида Глазго , исполнительный директор/куратор Центра художественной фотографии, США

Ханна Уотсон , директор TJ Boulting Gallery and Trolley Books, Великобритания

Хидеко Катаока , главный оператор Newsweek, Япония

Ян Шив , генеральный директор и основатель , Тандемные фото + движение, США

Иата Каннабрава , фотограф и организатор фестивалей, Estudio Madalena, Бразилия

Ихиро Хаями , директор Токийского института фотографии, Япония

Исида Тетсуро , куратор, Токийский музей фотографии Метрополитен, Япония

Джейкоб Ауэ Соболь , фотограф, Magnum Photos, Дания

Джеймс Эстрин , фотограф/редактор блога Lens, The New York Times, США

Жан-Жак Вио , менеджер по цифровому маркетингу, Leica Камера, Германия

Джефф Гейтс , ведущий продюсер, Смитсоновский музей американского искусства, США

Джефф Мурфут , редактор, BETA Developments in Photography, Австралия

Дженнифер Блессинг , старший куратор отдела фотографии, G Уггенхайм, США

Дженнифер Мюррей , исполнительный директор, Filter Photo, США

Дженнифер Пасторе , исполнительный директор по фотографии, журнал WSJ, США

Дженни Сметс , главный оператор, Vrij Nederland, Нидерланды

Джессика Лим , директор фотофестиваля и семинаров в Ангкоре, Камбоджа

Джесси Вендер , фоторедактор The New York Times, США

Джоанна Милтер , главный оператор, THE NEW YORKER

Joanne Junga Yang , директор Y&G Art, Южная Корея

Johan Sjöström , куратор выставок, Художественный музей Гётеборга, Швеция

John Duncan , редактор, Source Photographic Обзор, Великобритания

Джолин Хэнсон , директор галереи G2, США

Джон Джонс , руководитель отдела фотографии, Tortoise Media, Великобритания

Хорхе де ла Торриенте , владелец/фотограф, галерея De La, США

Джули Лоу , директор, галерея Кэтрин Эдельман, США

Жюльен Журдес , соучредитель и главный операционный директор, Blink. la, США

Кейси Бурдетт , фоторедактор, Adweek, США

Карен Дэвис , директор/совладелец, Davis Orton Gallery, USA

Karen McQuaid , куратор The Photographers’ Gallery, Великобритания

Karol Hordziej , художественный руководитель, Krakow Photomonth, Польша

Кэти Моран , старший редактор журнала National Geographic, США

Кэти Райан , главный оператор журнала The New York Times Magazine, США

Кейси Олсен , консультант по искусству и оценщик изобразительного искусства, Kevin Barry Fine Art, США

Кеннет Дикерман , фоторедактор The Washington Post, США

Котти Гайдос , куратор и главный редактор Детройтского центра современной фотографии, США

Кристен Греш , куратор отдела фотографии, Музей изящных искусств Бостона, США

Ларс Беринг , управляющий директор, World Press Photo, Нидерланды

Лаура Мойя , директор Photolucida, США

Лаура Прессли 901 62 , исполнительный директор, ЦЕНТР, США

Лорен Форд , директор по вводу в эксплуатацию и продюсер, журнал Dazed, Великобритания

Лекгето Макола , директор, Market Photo Workshop, Южная Африка

Лесли Мартин , креативный директор, Aperture Foundation, США

Линда Бенедикт-Джонс , исполнительный директор, Центр фотографии Silver Eye, США

Лиза Дж. Сатклифф , куратор отдела фотографии и медиаискусства, Художественный музей Милуоки, США

Луиза Клементс , художественный руководитель, Derby QUAD Limited и Международный фестиваль фотографии FORMAT, Великобритания

Люк Рабей , владелец, 44 Gallery, Бельгия

Люси Белл , директор, Lucy Bell Fine Art, Великобритания

Люси Контичелло , главный оператор, журнал M, Le Monde, Франция

Маартен Шилт , издатель и галерист, Schilt Publishing & Gallery, Нидерланды

Магдалена Эррера , главный оператор, GEO France, Франция

Манила Камарини , фоторедактор, D La Repubblica, Италия

Мануэль Ривера-Ортис , президент и основатель Фонда документальной фотографии и кино Мануэля Риверы-Ортиса, США

Марк Прюст , художественный руководитель, консультант по фотографии и куратор, Нидерланды

Марсель Фейл , заместитель художественного директора, FOAM, Нидерланды

Марсия Аллерт , главный оператор, The Dallas Morning News , США

Маргарет Келли , директор отдела выставок и художественных ярмарок, Pace/Macgill Gallery, США

Марджи Дадли , владелец, Open Shutter Gallery, США

Марион Хислен , делегей фотографа, министр культуры, Франция

Марк Муррманн , фоторедактор, Mother Jones, США

Мартин Парр , фотограф, Magnum Photos, Великобритания

Мэри Вирджиния Суонсон , консультант по фотомаркетингу, преподаватель, автор, США 900 03

МэриЭнн Камиллери , основатель The Magenta Foundation, Канада

МэриЭнн Голон , главный оператор The Washington Post, США

Мэтью Крейг , соучредитель и генеральный директор Blink, США

Мэтью Такер , тележурналист/продюсер, BBC News Online, Великобритания

Майя Бысков , менеджер проекта, центрифуга, Германия

Мейзи Харрис , помощник куратора, Get ty Museum, США

Миган Лурам , главный оператор, The New York Times, США

Мелисса Райан , заместитель главного фотографа, журнал Nature Conservancy Magazine, США

Миа Дил , главный оператор, журнал Fortune, США

Майкл Дуни , директор галереи Jarvis Dooney, Германия

Майкл Фамигетти , редактор журнала Aperture Magazine, США

Майкл Фоли , владелец галереи Foley, США 9000 3

Майкл Хоппен , Владелец, Майкл Галерея Хоппена, Великобритания

Майкл Мак , основатель MACK Books, Великобритания

Майкл Вейр , директор/основатель Белфастского фотофестиваля, Великобритания

Мишель Данн Марш , главный стратег, Фотоцентр Северо-Запад, США

Мияко Ёсинага , директор галереи Микайо Ёшинга, США

Молли Робертс , старший фоторедактор, журнал National Geographic, США

Моника Альенде , художественный руководитель, GetxoPhoto & Landskrona Photo Festival, Великобритания

Мориц Ноймюллер , академический директор по фотографии, IED Мадрид, Испания

Моше Розенцвейг , основатель и директор фотофестиваля Head On, Австралия

Мухаммед Мухейсен , Фотожурналист, лауреат Пулитцеровской премии, Нидерланды

Муцуко Ота , Редакционный директор журнала IMA, Япония

Надав Кандер , Фотокорреспондент, Великобритания

Накамори Ясуфуми , помощник куратора музея of Fine Arts Houston, USA

Natalie Matutschovsky , арт-директор, Apple, USA

Natasha Egan , исполнительный директор, Музей современной фотографии в Колумбийском колледже, США

Ньюша Таваколян , фотограф, Magnum Photos, Иран

Николя Хименес , главный оператор, Le Monde, Франция

Олива Мария Рубио , директор Artística de La Fábr ica, PhotoEspaña

Оливье Лоран , Фоторедактор The Washington Post, США

Патриция Ланза , арт-консультант и креативный директор, США

Пол ди Феличе , старший преподаватель визуальных искусств, Люксембургский университет, Люксембург

Паула Тонарелли , исполнительный директор, Музей фотографии Гриффин, США

Павел Банка , главный редактор журнала Fotograf, Чехия

Павел Шипульски , куратор, Krak Месяц фотографии, Польша

Пегги Сью Амисон , художественный руководитель галереи East Wing, Катар

Филипп Проджер , старший научный сотрудник, Йельский центр британского искусства, США

Раффаэла Лепанто , фоторедактор/Лондонский университет искусств, Великобритания

Ребекка Морс , куратор отдела фотографии Уоллис Анненберг, LACMA, США

Регина Мария Анценбергер , основатель галереи Anzenberger, Австрия

Регина Монфор , Фоторедактор, FotoEvidence, США

Ричард А.