Война женщин: Фильмы про женщин на войне

Война женскими глазами

Война женскими глазами

«Прежде чем научиться убивать, им надо было научиться ещё одному незнакомому делу — вырабатывать из любви ненависть, а из ненависти любовь…»
Светлана Алексиевич «У войны — не женское лицо»

В годы Великой Отечественной войны женщины наравне с мужчинами сражались на фронте. Они осваивали самые разные военные профессии и несли воинскую службу в качестве медсестёр, лётчиц, сапёров, разведчиц и даже снайперов. В тяжелых военных условиях молодые девчонки, многие из которых были вчерашними школьницами, совершали подвиги и погибали с честью. Но даже роя окопы, они продолжали сохранять женственность, проявляя ее в быту и трепетной заботе о товарищах.

Но всё ли мы знаем о войне?
Как на самом деле переживали это страшное время женщины?

Война — дело мужское

Почему женщины были вынуждены встать плечом к плечу вместе с мужчинами? Что за ставило их покинуть свои дома? Летом 1942 года была предпринята попытка пополнить ряды строевых частей женщинами путём формирования из них рот, батальонов и даже отдельных женских стрелковых бригад.

Мороз Антонина Иннокентьевна кандидат исторических наук, доцент кафедры Гражданского и уголовного права и процесса ЧИ БГУ

Почему женщины шли на войну? Это один из важнейших вопросов, который необходимо решить и историческим наукам и, наверное, ещё и смежным наукам: социологии, психологии. У нас вообще в русской истории много таких примеров, это не только Великая Отечественная Война, хотя в это время участие женщин было наиболее массово. Но я так думаю, что у патриотизма, желание защищать свою страну гендера нет, поэтому женщины на войну и шли. Хотя, безусловно, это совершенно не женское занятие. И этот вопрос он слабо изучен, к сожалению. Необходимо собирать свидетельства, воспоминания какие ещё возможно собрать на настоящем, современном этапе, о том как женщины на войне существовали. К сожалению, у нас очень мало исследований на эту тему : Алексеевич, Реброва, но это буквально отрывочные, небольшие эпизоды. Эту историю ещё предстоит создать.

Не только на линии огня женщины боролись с врагом. Многие остались в тылу и прикрывали спины своих защитников как только могли…Рассказ ветерана Великой Отечественной войны, Труженицы тыла Пасюковой Марии Михайловны.

Реального равенства в жизни мужчин и женщин не было ни на войне, ни в тылу, ни на временно оккупированной территории.

Женщина в Великой Отечественной войне наравне с мужчиной проявляла мужество, отвагу, силу духа в борьбе с врагом. Женщина, равная мужчине, — стереотип советского времени, глубоко укорененный на уровне рационализированного мышления, но полностью опровергаемый словами женщин, прошедших войну. Реального равенства в жизни мужчин и женщин не было ни на войне, ни в тылу, ни на временно оккупированной территории. Перед войной в провинциальной жизни продолжали господствовать нормы традиционного натурального хозяйства, от которых зависело даже городское население.

Прочитать полностью

Право воевать

Воинская служба в СССР являлась почётной обязанностью не только мужчин, но и женщин. Их право было записано в ст. 13 — й Закона о всеобщей воинской обязанности, принятом IV сессией Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 г. В военное время женщины, имеющие указанную подготовку, могли быть призваны в армию и флот для несения вспомогательной и специальной службы.

.

Созданный 30 июня 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял ряд постановлений о мобилизации женщин для несения службы в войсках ПВО, связи, внутренней охраны, на военно-автомобильных дорогах… Было проведено несколько комсомольских мобилизаций, в частности мобилизации комсомолок в Военно-Морской Флот, в Военно-Воздушные Силы и войска связи

Рязанскому пехотному училищу в конце 1942 года был дан приказ — подготовить из женщин-добровольцев около 1500 офицеров. К январю 1943-го в училище прибыло свыше 2 тысяч женщин.

Всё население в возрасте от 16 до 60 лет до 1 июля 1941 обязано было пройти курсы подготовки к противовоздушной и противохимической обороне, а несовершеннолетние (от 8 до 16 лет) должны были уметь пользоваться средствами индивидуальной защиты при воздушном нападении.

Первой танкисткой страны стала Мария Октябрьская. Она пожертвовала все свои сбережения на постройку танка, попросив назвать его «Боевая подруга» и назначить себя механизатором-водителем. С 3 мая 1943 года, с разрешения И.В. Сталина, она стала учиться вождению танка в Омском танковом училище, а с октября уже сражалась на Западном фронте.

Невыдуманные истории

Никакие документы не смогли бы так ярко передать все ужасы войны, как истории людей, прошедших через всё это. Для каждого война проходила по-своему. Женщины имеют свой особый взгляд и переживают её тоже по-особенному…

У «женской» войны свои краски, свои запахи, своё освещение и своё пространство чувств. Свои слова. Там нет героев и невероятных подвигов, там есть просто люди, которые заняты нечеловеческим человеческим делом.
Светлана Алексиевич «У войны — не женское лицо»

О главном в цифрах

«Если мы возьмём крупнейшие исследования этого времени, статистические в том числе, мы не увидим там выделения отдельно мужских потерь, отдельно женских. Женщины, погибшие и раненые на фронтах, зачислялись в число погибших и раненых в целом. И поэтому мы даже не знаем, сколько женщин участвовало в принципе военных действиях. Разные исследователи называют разные цифры и они разнятся от полумиллиона до 800 тысяч».

Мороз А.И.

кандидат исторических наук, доцент

Всего, по имеющимся архивным данным, на военную службу было призвано 490235 женщин.

    Из числа призванных направлено:

    • в части ПВО

      177 065

    • 41 886

    • в части ВВС

      40 209

    • в женские формирования и школы

      14 460

    • в автомобильные части

      18 785

    • в железнодорожные части

      7500

    • в военно-санитарные части и учреждения

      41 224

    • в части и учреждения ВМФ

      20 889

    • в части НКВД

      70 458

    • в другие (фронтовые, окружные и армейские) части

      29 259

    Женщинами нарушение устойчивых социальных ролей воспринималось как крушение самой жизни. Ощущение катастрофы пронизывает весь строй женских Воспоминаний. Большинство женщин жили в сельской местности. Их можно отнести к типу рассказчиц, которые всю жизнь оставались в границах традиционных патриархальных представлений о женских ролях. для них окончание войны означало возвращение к «прежней» жизни.

    Прочитать полностью

    Историки о войне

    Чтобы рассмотреть данную тему со всех сторон, необходимо обратиться к людям, изучающим историю на научном уровне.

    Пряженникова Марина Владимировна
    кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории.

    Могу сказать так: женщина и война — понятия абсолютно не совместимые. Женщина на фронте — это противоестественно, так как женщина создана для продолжения рода, а когда она на войне, где происходят жестокие убийства, которыми она становится свидетелем, убивает сама, или , что еще хуже, — убивают ее, — это самой страшное. Женщина в тылу — это тот человек, на плечи которого легли все тяготы войны, она стала кормильцем, добытчиком, главой семьи, она заменила мужчину на самом тяжелом производстве, она с утра до ночи работала на колхозных полях, отдавая всю себя для будущей победы. А еще ей нужно было воспитывать детей… Поэтому мое глубочайшее убеждение, что войн не должно быть, а уж, тем более, не должно быть на фронтах войны женщин.

    Наталья Николаевна Константинова
    кандидат исторических наук, соавтор и редактор книги документальных очерков «Девичьи судьбы войны»

    Весь советский народ стал победителем в Великой Отечественной войне. И наравне с мужчинами Победу над фашистской Германией одержали женщины. Находясь на фронтах, они были связистами, служили в ополчении, полевых госпиталях, полевых кухнях, банно-прачечных отрядах, воевали в партизанских отрядах. Но надо не забывать, что те из них, кто находился в тылу, внесли не меньший вклад в Победу. Жизнь продолжалась, а потому вдали от фронта, они трудились на заводах, железной дороге, в учреждениях и колхозах, в больницах и школах. Но жизнь в условиях военного времени стала другой, со многими ограничениями: все давалось ценой неимоверных физических и душевных сил. Недоедая, недосыпая, превозмогая недуги, женщины поддерживали престарелых родителей, растили детей. Они отдавали последнее, чтобы отцы, мужья, братья, друзья, находившиеся на передовой, были накормлены и тепло одеты. В годы войны сложился, можно сказать, особый тыловой менталитет быта, носителем которого явились женщины. Шитье плащ-палаток, рукавиц, кисетов, вязание теплых вещей, заготовка лекарственных трав, сбор других вещей для фронта и упаковка их в посылки, — все это делалось ими и под их приглядом детьми и стариками. Ими и под их приглядом отправлялись письма на фронт, создавалась атмосфера полной уверенности победы в войне.

    В этом году вспоминая 75 — летие великой Победы, мы чтим память защитниц нашего Отечества, которым беспримерная верность своим мужчинам, ушедшим на фронт, любовь к Родине, готовность к самопожертвованию до конца, позволили внести свой неоценимый вклад в великую победу, в победу над нацисткой угрозой.

    — Иван Александрович Шевченко, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры отечественной и всеобщей истории ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского

    «Женский» взгляд

    Для их воспоминаний характерно смещение акцентов с личного
    восприятия в публичную сферу.

    Провозглашаемое равенство полов в Советском государстве даже спустя годы обнаруживает свою утопичность. Объектные позиции женщины прослеживаются и во время Великой Отечественной войны, в период распределения и выполнения трудовых обязанностей советского человека, и в послевоенное время, когда женщины писали воспоминания.
    Для их воспоминаний характерно смещение акцентов с личного восприятия в публичную сферу. Много внимания они выделяют описанию событий, которые, по их мнению, имеют более важное значение, нежели их собственный военный опыт. Женские воспоминания показывают механизмы адаптации женской психики в экстремальных условиях — переключение внимания на, казалось бы, неважные детали (вокруг гибель, а она переживает, что у неё форма не того размера), слёзы, которые помогают вынести переживания наружу и купировать их, забота о других.

    Читать полностью

    Мороз А.И., кандидат исторических наук, доцент

    В исследованиях, которые сейчас есть, авторы подчёркивают, что женщина даже на войне оставалась женщиной. И её психология, так же как и физиология откладывали отпечаток на то, как она себя там ощущала, с чем она там сталкивалась. Женщина не может спокойно смотреть на страдания, для неё война это катастрофа, так же как и изменение социальной роли, в которой она находится. И тем не менее, при этом они оставались женщинами. Я считаю, если мы говорим о женском взгляде о войне, нужно понять как вот это повлияло на дальнейшую судьбу этих женщин, на их восприятие мира, на их жизнь в быту, на жизнь послевоенное время, но этот вопрос пока не решён.

    Литература

    Не только в документах зафиксированы подвиги женщин. Часто эта тема затрагивается в художественной литературе. Мы представляем вам подборку книг посвященных советским женщинам: о их героизме, мужественности, подвигах, прошедшие испытания войны и муки в плену.

    «У нашей матери не было сыновей… А когда Сталинград был осаждён, добровольно пошли на фронт. Все вместе. Вся семья: мама и пять дочерей, а отец к этому времени уже воевал…»
    Светлана Алексиевич «У войны — не женское лицо»

    Взгляд XXI века

    Современные феминистки к вопросу участия женщин в войне относятся довольно философично, не забывая обращаться к фактам и той самой литературе, где отражён женский подвиг. Мы обратились к девушке, которая активно участвует в отстаивании прав «слабого пола», коим некоторые считают женщин, и вот, что она говорит на этот счёт.

    Ирина Позднякова

    Админка паблика «Неправильный Феминизм»

    Как вы думаете, как жилось женщинам во время ВОВ?

    Ирина

    Девушкам во время Великой Отечественной войны попасть на фронт было не так просто. Их брали, только если они соответствовали целому ряду требований. М. И. Калинин, вспоминая летом 1945 года о том, как призывались в Красную армию девушки, отмечал, что «женская молодёжь, участвовавшая в войне… была выше средних мужчин, тут ничего особенного… потому что вы ведь были отобраны из многих миллионов… Я думаю, что лучшая часть нашей женской молодёжи пошла на фронт…». Тем не менее очень часто женский героизм оставался неизвестным и не получал такого резонанса и известности, как мужской. Всем известны фамилии Александра Матросова и Николая Гастелло, а вот о равнозначных подвигах Екатерины Зеленко или Риммы Шершнёвой знают немногие.

    Должны ли участвовать женщины в войнах наравне с мужчинами?

    Ирина

    Считаю что решение об участии принимает высшее командование.
    мое мнение что каждый человек вносит большой вклад в войне независимо от пола.

    Равны ли мужчины и женщины на войне?

    Ирина

    Считаю что равны. Вряд ли советские женщины 1940-х годов много размышляли о феминизме и эмансипации. Но когда пришла беда, многие из них сказали: «Чем мы хуже мужчин? Отправляйте нас на фронт!».
    Количество воевавших женщин историки оценивают по-разному: от 500 тысяч до миллиона (чаще других встречается число 800 тысяч). Зато точно известно, сколько из них удостоилось главной награды страны — звание Героя Советского Союза за всю историю СССР получали 95 женщин.
    Первыми в этом почетном списке стали Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова – еще до войны. В 1938 году они совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, проведя более суток в воздухе. (Когда началась война, по инициативе Марины Расковой, были созданы три женских авиаполка – «Ночные ведьмы». Сама Раскова погибла в 1943 при крушении самолета).
    После войны звание присуждалось дважды – космонавтам Терешковой и Савицкой.
    Оставшиеся 90 имен в списке принадлежат женщинам – героям Великой Отечественной. В нем 34 летчицы, 16 санинструкторов, 5 снайперов, 28 партизан… Есть даже танкистки!
    Этот список не зазорно выучить наизусть – девушки (большинству Героев едва за двадцать) вписали свои имена в историю.

    P. S. Редакция лонгрида приводит текст комментария без исправлений.

    Спустя 75 лет после окончания войны Мария Михайловна Пасюкова, не смотря на все сложности, что встретились у неё на пути, хочет поделиться секретом своего счастья.

    Дошла до Берлина. Расписалась на рейхстаге: «Я, Софья Кунцевич, пришла сюда, чтобы убить войну».
    Светлана Алексиевич «У войны — не женское лицо»

    Если даже в мирное время женщина на военной службе воспринимается как явление необычное, то в боевой обстановке — это явление чрезвычайное. И в общественном сознании оно всегда останется таковым. Молодые и амбициозные, они строили свои смелые планы, но им не суждено было прожить своё будущее без войны. И многие ветераны, вопреки всему тому, что пришлось им пережить, сохранили до конца своих дней ясный взгляд, чувство юмора и оптимизм. Нам нужно многому учиться у них, и главное – всегда помнить о них с огромным уважением и благодарностью.

    Над лонгридом работали:
    Анна Махорт
    Юлия Пенкрат
    Геннадий Петров
    Екатерина Осипова
    Екатерина Велейцева
    Алина Смирнова
    Анна Стрюкова
    Дарья Белоносова
    Данил Черкалин

    Женщины и война. Как российское вторжение в Украину подвергает опасности женщин – Amnesty International

    Фото: John Moore/Getty Images

    • Полномасштабное вторжение крайне пагубно сказывается на психическом, физическом, сексуальном и репродуктивном здоровье женщин.
    • Сексуальное и гендерное насилие вызывает серьёзную обеспокоенность.
    • Женщин следует активнее вовлекать в процесс принятия решений.

    Полномасштабное вторжение России в Украину продолжается уже второй год; и всё это время женщины в Украине находятся в серьёзной опасности – на их плечи легло тяжкое бремя заботы о ближних, а также невероятное напряжение и тяготы жизни в зоне военных действий, заявила Amnesty International сегодня в Международный женский день.

    «Снова и снова на женщин обрушивается бесчеловечная жестокость военных действий. Неизменно они оказываются на переднем фланге вооружённых конфликтов – в качестве бойцов, врачей и медсестёр, добровольцев, мирных активисток, тех, кто заботится о родных и ближних, а также в числе перемещённых лиц, беженцев, и слишком часто — пострадавших», – заявила генеральный секретарь Amnesty International Аньес Калламар.

    «Полномасштабное вторжение России в Украину не стало исключением. Опасность сексуального и гендерного насилия в отношении женщин возросла, как и угроза здоровью, при этом женщины вынуждены принимать критически важные решения, от которых зависит жизнь их родных и близких. Несмотря на это женщин зачастую исключают из процесса принятия решений, а их права и потребности игнорируют», – добавила она.

    [В ходе вторжения России в Украину] опасность сексуального и гендерного насилия в отношении женщин возросла, как и угроза здоровью, при этом женщины вынуждены принимать критически важные решения, от которых зависит жизнь их родных и близких

    Аньес Калламар, генеральный секретарь Amnesty International

    Amnesty International призывает международное сообщество поддержать и выразить солидарность с женщинами, права которых нарушают в ходе военной агрессии России в Украине. В разгар военных действий критически важно обеспечивать безопасность мирных жителей, особенно оказавшихся в зонах военных действий, а также финансовую поддержку и всяческую помощь, например медицинскую. При этом лиц, виновных в совершении преступлений против международного права, следует привлечь к уголовной ответственности.

    Amnesty International документирует военные преступления и аналогичные преступления против человечности на территории Украины, а также собрала шокирующие свидетельства женщин из Украины о том, как вторжение сказалось на их безопасности, здоровье и благополучии.

    «О них некому заботиться, кроме меня»

    Многие женщины в Украине встали на борьбу с российской агрессией. В то же время зачастую основная часть забот о детях и родных легла на плечи женщин. На фоне вооружённого конфликта в условиях опасности справляться стало особенно сложно.

    Тамара*, живущая в зоне вооружённого конфликта в Донецкой области, рассказала представителям Amnesty International о том, как вторжение сказалось на ней с точки зрения ухода за детьми и родителями: «Всё изменилось в худшую сторону. Мужчины [родственники] ушли на войну, женщины остались одни, у многих на руках маленькие дети и нет никакого дохода. Помощи ждать неоткуда – ни физической, ни финансовой».

    Тамара столкнулась с немыслимым выбором. Ей пришлось выбирать – бросить в беде родителей или обеспечить безопасность детей.

    «Я вернулась в опасную зону с детьми. Может быть, я не права. Но я должна заботиться и о детях, и о престарелых родителях, оставшихся дома – это мой долг. О них некому заботиться, кроме меня. Выбора не было», – сказала она.

    Я вернулась в опасную зону с детьми. Может быть, я не права. Но я должна заботиться и о детях, и о престарелых родителях, оставшихся дома – это мой долг

    Тамара*, жительница зоны вооружённого конфликта в Донецкой области

    Для многих женщин отъезд в безопасное место сопряжён с большим эмоциональным и физическим потрясением. Марина*, оказавшаяся в числе перемещённых лиц, когда бежала с детьми из оккупации Донецкой области Россией, рассказала представителям Amnesty International: «Мне очень трудно. Я одна с тремя детьми. Никто не верил, что будет война. Это стало шоком, было страшно. Вокруг шли тяжёлые бои, мы всё это слышали. Российские военные самолёты летали так низко, что можно было разглядеть глаза лётчиков. Всё это очень повлияло на детей».

    «С тех пор мы жили в подвале почти месяц, потому что дети были очень напуганы. Дочь больше не могла спать в доме. Дети психически и эмоционально подавлены. В общем, нигде нельзя было почувствовать себя в безопасности из-за бомбёжек и воздушной тревоги», – добавила она.

    Вторжение крайне пагубно сказывается на психическом, физическом, сексуальном и репродуктивном здоровье женщин

    Из-за непрекращающихся ударов ВС России по критически важным объектам гражданской инфраструктуры, которые можно приравнять к военным преступлениям, жители Украины испытывают серьёзные трудности с получением медицинской помощи.

    Катерина*, женщина из числа перемещённых лиц, была на девятом месяце беременности и жила в Донецкой области, когда началось вторжение. Она рассказала представителям Amnesty International: «Мы не знали, что с нами будет. Ходили слухи об эвакуации, врачи уезжали. Я не могла делать УЗИ и сдавать анализы. Просто стало негде. Беспокойство и эмоциональное напряжение росло».

    После того как Катерина бежала в город Днепр, ей ежедневно приходится справляться с новорожденным и работать в зоне вооружённого конфликта: «Линия фронта с каждым днём всё ближе к городу. Неизвестность страшит больше всего. Где окажешься завтра? Сможешь ли вернуться домой? Мне не хватает психологической помощи, а из-за маленького ребёнка у меня совсем нет времени, чтобы поговорить с психологом, даже по телефону. Хотя, по-видимому, мне это очень нужно».

    Линия фронта с каждым днём всё ближе к городу. Неизвестность страшит больше всего. Где окажешься завтра? Сможешь ли вернуться домой?

    Катерина*, жительница Донецкой области, вынужденная бежать в Днепр

    Из-за нехватки средств гигиены и роста цен на них, женщинам и девушкам в период менструации приходится выбирать между покупкой продуктов питания и гигиенических средств.

    «В продаже есть прокладки и тампоны, но из-за проблем с деньгами мне приходится выбирать – еда или прокладки. С самого начала вторжения я пользуюсь самодельными средствами гигиены», – поделилась Тамара.

    Юлия, чей дом был разрушен в результате авиаударов российских ВС, рассказала представителям Amnesty International, что ей самой и её дочери удаётся получать необходимые при менструации средства гигиены в центре помощи для внутренне перемещённых лиц.

    Повышенная опасность сексуального и гендерного насилия

    Для тех, кото живёт в охваченных вооружённым конфликтом районах, опасность гендерного насилия возросла и тому есть много причин. В том числе отсутствие безопасности, подрыв и отсутствие верховенства права, тотальная безнаказанность виновников, недоверие к оккупационным властям, а также стигматизация тех, кто отваживается заявлять о пережитом сексуальном и гендерном насилии.

    Работница гуманитарной миссии Марина рассказала Amnesty International: «Сексуальное насилие – чудовищная проблема для женщин. Я участвовала в тренинге, где нам рассказали о случаях, когда следы сексуального насилия обнаруживали у эвакуированных детей [не только женщин]».

    В период работы в пункте сбора для внутренне перемещённых лиц Марина лично наблюдала рост случаев домашнего насилия: «В спортивном зале жили 60 человек. Мне раньше приходилось работать с такими случаями, но и неопытному человеку невооружённым глазом всё было видно [следы насилия]. Там было много этого».

    Катерина рассказала представителям Amnesty International: «Теперь я ещё более беззащитна. Ссоры дома участились. Муж изливает свою агрессию на меня и старшего ребёнка. Не могу днём оставлять детей с мужем, так как не уверена в нём. Он потерял работу и теперь весь на нервах и эмоциях».

    Теперь я ещё более беззащитна. Ссоры дома участились. Муж изливает свою агрессию на меня и старшего ребёнка

    Катерина*, жительница Донецкой области, вынужденная бежать в Днепр

    Тамара очень обеспокоена сообщениями о сексуальном и гендерном насилии, ведь у неё есть дети: «Я постоянно слышу о насилии, и это пугает. У меня дочери, это очень страшно. Я отправила старших детей учиться в безопасный район, но постоянно переживаю за них».

    Женщин следует вовлекать в процесс принятия решений

    Следует активнее вовлекать женщин в процесс принятия решений на всех уровнях для того, чтобы их особые потребности и интересы учитывались в рамках законодательства, политики и на практике.

    Пошёл уже второй год с момента начала полномасштабного вторжения: дети растут и взрослеют на фоне чудовищной агрессии, а женщинам приходится искать пути к спасению вопреки трудностям и опасностям, взвалив на себя тяжёлую ношу заботы о близких и родных.

    Amnesty International призывает международное сообщество объединить усилия с тем, чтобы обеспечить женщинам полноценное участие в процессе принятия решений, начиная с международных переговоров о выделении финансовой помощи, компенсациях и мерах по восстановлению и заканчивая предоставлением гуманитарной помощи и обеспечением правосудия пострадавшим от полномасштабной военной агрессии России. Последовательное и приоритетное обеспечение потребностей женщин, а также соблюдение и защита их прав возможны исключительно при условии их участия на всех уровнях.

    *Имена изменены из соображений безопасности.

    Поделиться

    Кампания

    женщин игбо за права (Женская война) в Нигерии, 1929 год

    К ноябрю 1929 года женщинам игбо на юго-востоке Нигерии надоело. С точки зрения британских колонизаторов женщины стали громкими, злыми и разрушительными. Они маршировали по городам и поселкам и требовали отставки политических лидеров. Женщины застали своих британских правителей врасплох. Британцы не знали о недовольстве женщин, которое копилось годами и недавно выплеснулось на поверхность. Организованное выступление женщин они приняли за спонтанные, «сумасшедшие» выходки.

    В 1914 году, когда британцы решили ввести в Нигерии новую политическую систему, они мало внимания уделяли традиционному распределению власти. Британцы решили установить форму «непрямого правления», при которой они будут контролировать Нигерию через местных представителей по своему выбору. Британцы организовали Игболенд, район на юго-востоке Нигерии, где проживает народ игбо, в районы коренных дворов. Каждой из этих областей управлял уоррент-вождь, представитель игбо, которого выбрали британцы. Этот новый метод управления резко отличался от политической системы игбо. Традиционно власть в общинах игбо была рассеянной, и большинство решений принимала большая группа старейшин. Кроме того, женщины играли важную роль в политической жизни игбо. Они участвовали в деревенских собраниях и имели очень сильные группы солидарности. Через женские сети родства и рыночные сети они часто организовывали забастовки и бойкоты, чтобы влиять на политические решения. Они были уважаемыми членами общества, и особенно пожилые женщины были включены в управление. Ситуация изменилась, когда британцы ввели свою новую политическую систему. В соответствии с новой системой люди игбо больше не могли выбирать лиц, принимающих решения, и находились во власти прапорщиков. С годами прапорщики становились все более репрессивными, и многие игбо пострадали. Женщины, тем не менее, особенно страдали из-за того, что прапорщики злоупотребляли своей властью, конфисковывая у женщин животных и их прибыль от рыночных продаж. Кроме того, женщинам всегда разрешалось отказывать женихам в браке; однако вожди-прапорщики игнорировали это правило и выбирали себе в жены любых женщин, которых хотели.

    При британском правлении экономика игбо стала основываться на продаже пальмового масла. Основным доходом большинства людей была продажа пальмового масла и косточек в зарубежные страны. В 1925 году британская администрация провела перепись всех мужчин и их имущества. Они отрицали, что данные переписи будут затем использованы для целей налогообложения, но всего через несколько месяцев администрация ввела налог на всех мужчин. Однако, несмотря на то, что он взимался только с мужчин, женщины пострадали, потому что налог был достаточно высоким, и им приходилось вносить свой доход, чтобы помогать своим мужьям. Позже, в 1929 декабря цены на продукты из пальмового масла упали из-за экономической депрессии. Однако британская администрация не скорректировала налоговые ставки, и налог стал огромным бременем. Кроме того, стали распространяться слухи о том, что англичане собираются ввести второй налог для женщин. Гнев среди женщин начал расти, но женские сети решили дождаться дополнительных доказательств налога, прежде чем организовывать кампанию против него.

    В конце октября 1929 года к пожилой женщине по имени Нваньерува подошел переписчик. Он потребовал, чтобы она пересчитала своих животных и членов своей семьи. В ответ она сердито спросила: «Вашу мать пересчитали?» Нваньерува имел в виду тот факт, что женщины не обязаны отвечать на вопросы переписи населения и не облагаются налогом. Она ушла и пошла, чтобы пересказать свою историю женской сети в ее городе Олоко. Потрясенные и разгневанные, три женщины-лидера этой сети — Иконния, Мваннедиа и Нвуго — решили организовать кампанию, чтобы их не облагали налогом. Они начали с того, что разослали пальмовые листья в соседние деревни своего района. Пальмовые листья были символом приглашения среди женщин, призывая их прийти на акцию протеста, организованную в офисе районной администрации в Олоко. Каждой женщине, получившей пальмовый лист, было приказано передать лист с его посланием другой женщине, образуя кольчужную линию связи. В начале ноября состоялась чрезвычайно успешная акция протеста: более 10 000 женщин собрались у здания районной администрации и потребовали, чтобы прапорщик Олоко дал им письменные гарантии того, что они не будут облагаться налогом.

    Женщины просидели у окружного управления несколько дней, пока, наконец, британские канцелярии выше уоррент-шефа приказали ему дать женщинам письменное заверение, что они не подлежат налогообложению. Неясно, планировали ли британцы когда-либо облагать женщин налогом, но то, что они даже ответили на требования женщин, было огромной победой для женщин. С момента прибытия британцев женщин игнорировали и подвергали жестокому обращению.

    Огромная группа женщин возле окружного управления застала офицеров врасплох, и они не знали, как обращаться с женщинами. Однако прапорщику не нравилось отвечать на требования женщин. Передав письменное заверение, он вновь подтвердил свою власть, взяв в заложники нескольких протестующих женщин и преследуя их. Новости о преследовании распространились, и протест разросся. Активисты решили продолжить протест у окружного управления, теперь требуя отстранения прапорщика. Через два дня англичане снова уступили. Мало того, что прапорщик был снят с должности, он был приговорен к двум годам лишения свободы. Женщины едва могли поверить в свой успех. После многих лет игнорирования британцы были вынуждены прислушаться к их требованиям.

    Новость о письменной налоговой гарантии и отстранении Главного Уорранта распространилась, и вскоре женщины по всей стране Игбо объединились, чтобы выдвинуть те же требования. Протест вырос из одной женской сети в Олоко, требующей не облагаться налогом, в протест, который охватил две провинции и более шести тысяч квадратных миль. Цель также выросла: теперь женщины не только хотели письменных гарантий того, что они не будут облагаться налогом, они хотели, чтобы коррумпированные начальники прапорщиков были удалены.

    Кампания в стране Игбо начала обретать форму. Женщины назвали свою кампанию ogu umunwanye, или «женской войной». Это относилось к тому факту, что женщины «вели войну с мужчинами» или наказывали мужчин, которые проявляли неуважение. Эта практика, которую также называли «сидением на мужчине», была традиционной формой протеста среди женщин игбо. Когда человек делал что-то неуважительное, его повсюду преследовали, заставляя задуматься о том, что он сделал. Женщины также сжигали его хижину в качестве наказания. Женщины рассматривали свою кампанию как большую санкцию в отношении начальников прапорщиков, которые плохо с ними обращались. Таким образом, в каждой деревне и городе, где женщины собирались, чтобы потребовать письменной гарантии отсутствия налогов и смещения прапорщика, они следовали аналогичной модели поведения. Женщины приходили в традиционной воинской одежде: на них были только набедренные повязки, а лица были перемазаны краской. Их головы также обматывали папоротником, что для женщин было военным символом. Они будут нести палки с обернутыми вокруг них листьями молодых пальм, предназначенными для призыва силы их предков. Женщины распевали традиционные военные песни и участвовали в танцах. Они также следовали за старшими прапорщиков повсюду, днем ​​и ночью, громко распевая и эффективно нарушая их повседневный распорядок. Женщины заставляли прапорщиков обращать на них внимание и выполнять их требования. Активисты также сожгли несколько районных управлений, продолжая практику сжигания хижин.

    Британская администрация, совершенно не зная о причинах поведения женщин, приняла их за буйных дикарей. По мере роста протестов британские офицеры становились все более взволнованными. К середине декабря для разрешения ситуации были вызваны полицейские и войска. Хотя женщины стойко придерживались ненасильственных действий, полиции было приказано стрелять в толпу. Погибло более 50 женщин, еще 50 получили ранения. Британские администраторы дали понять, что они без колебаний применят насилие, если протесты не разойдутся. Кампания была вынуждена прекратиться. И все же женщинам все же удалось одержать значительные победы, прежде чем британская администрация обратилась к насилию. Во время месячной акции протеста несколько прапорщиков ушли в отставку или были уволены из-за постоянного давления и ненасильственных преследований со стороны женщин. Кроме того, большинству кампаний удалось получить письменные заверения в том, что они не будут облагаться налогом. Возможно, что более важно, женщины впервые заставили британскую администрацию принять их во внимание. Женская война заставила британцев пересмотреть систему Warrant Chief, и в 1933 была введена новая политическая система. В соответствии с новой системой прапорщики были заменены «массовыми скамьями», когда несколько судей собирались для принятия решений. Деревни не только могли выбирать, сколько судей они хотят видеть в своей «скамейке», они несли ответственность за выбор судей. Народ игбо частично восстановил свою способность к самоуправлению. Война женщин спровоцировала это изменение, а позже она вдохновила многие другие важные протесты, такие как налоговые протесты 1938 года, протесты на нефтепромыслах XIX века. 40-х годов и налоговое восстание 1956 года. Война женщин убедила женщин и мужчин игбо в том, что они способны защищать права своего народа.

    Женская война 1929 года: почему она до сих пор актуальна для Нигерии?

    Эмма Дэвис

    В ноябре и декабре 1929 года десятки тысяч африканских женщин на юго-востоке Нигерии танцевали, пели и маршировали в знак протеста против принудительной и эксплуататорской британской колониальной налоговой политики и против патриархальных правовых структур. . Эти события с тех пор называют Женской войной, бунтами в Аба или Ogu Umunwaaany .[1] Оружием женщин были не ружья или пушки, а кирпичи, камни, их собственные голоса и тела. В ответ, хорошо отработанный британцами в своих колониях, солдатам было приказано стрелять по женщинам, и около 70 женщин были убиты. Многие другие умерли от полученных травм. Протесты продолжались до начала 1930-х годов, когда Комиссия по расследованию попыталась разрешить жалобы женщин с помощью правовых реформ, которые в конечном итоге мало что изменили в Юго-Восточной Нигерии.

    В этом коротком сообщении в блоге я утверждаю, что, хотя женская война была антиколониальной, женщины не руководствовались нигерийским национализмом. Затем я предполагаю, что можно установить связь между Женской войной, Биафранской войной и нынешними сепаратистскими движениями в юго-восточных регионах Нигерии.

    Некоторые историки считают действия женщин ранним примером антиколониального нигерийского национализма. Двумя основными историками, которые придерживаются националистической интерпретации Женской войны, являются Эквере Акпан и У. Э. Уморен. Акпан утверждал, что события 1929 были «намеренной националистической борьбой, а также важной революционной вехой». [3] Предоставляя доказательства этого утверждения, Акпан утверждает, что протестующие женщины использовали фразу игбо ohandom для обозначения самих себя, что примерно переводится как «женщины всех городов». Это, однако, не принимает во внимание местные сети городов в юго-восточных регионах, существовавшие до колониального образования Нигерии в 1914 году. а Эфик бабы занимались зачали сами. Соглашаясь с Акпаном, Уморен заявляет, что эти женщины были одними из «основных действующих лиц в подъеме нигерийского национализма», поскольку 1930 реформ «ознаменовали первые шаги колониального размежевания в Нигерии». , или Танцующая война, 1925 г.[6]

    Более того, я не согласен с тем, что женщины, участвовавшие в Женской войне, боролись против колониального налогообложения, чтобы добиться независимости или более объединенной Нигерии. Я согласен с большинством историков в том, что Женская война была антиколониальной. Женщины нападали на здания и учреждения, непосредственно связанные с колониальным правлением, и выступали за отмену колониальных форм управления, таких как прапорщики. Однако женская война была явно антинационалистической именно потому, что она носила антиколониальный характер. Именно колониальное правление изобрело концепцию Нигерии в 1914, и мало свидетельств того, что женщины игбо, эфик или ибибио, участвовавшие в Женской войне, согласились с идеей объединенной Нигерии или поддержали ее. Действительно, последовательно сплотились для групповой, доколониальной системы правления. Интерпретации Женской войны Акпан и Уморен следует рассматривать в контексте Нигерии после Гражданской войны, поскольку это помогает объяснить их решимость извлечь из Женской войны националистическое прочтение.

    Каким образом это событие, произошедшее почти 100 лет назад, актуально для Нигерии сегодня? С момента образования Нигерии в 1914 сэра Фредерика Лугарда, страна боролась со своими границами, региональными различиями и сепаратистскими движениями с Запада, Севера и особенно с Юга. Чтобы понять Нигерию сегодня, мы должны понять Биафро-нигерийскую войну 1967-1970 годов, в ходе которой юго-восточные районы Нигерии отделились и провозгласили Республику Биафра.[7] Хотя Биафра была юридически объявлена ​​недействительной почти 51 год назад, в Западной Африке и ее диаспоре все еще есть те, кто считает, что границы Нигерии были навязаны неправильно и насильственно, и что Биафра должна снова существовать как страна. Адам Майер заявил в 2016 году, что Нигерия все еще переживает «нынешнюю гражданскую войну низкой интенсивности», которая в 2021 году не показывает никаких признаков замедления. В последние две недели женщины из числа коренных народов Биафры (КНБ) требовали освобождения их лидера Ннамди Кану из-под стражи, протестуя перед зданиями лондонского правительства.[9]]

    Опираясь на свои исследования Женской войны и Биафранской войны, а также рассматривая сепаратистские движения в Нигерии сегодня, я утверждаю, что за последние 100 лет можно проследить нить антиколониальных и антинационалистических движений на юге страны. Восточные регионы страны. Я намереваюсь исследовать это дальше посредством серии устных интервью в Нигерии и во всей ее диаспоре, чтобы ответить на вопросы:

    Какова связь между Женской войной и Биафранской войной? Как мужчины и женщины Биафры вспоминали и отмечали Женскую войну, если вообще вспоминали? И что значат эти воспоминания для нигерийских националистов и антинационалистов

    Примечание автора:

    Выдержки из этой записи в блоге перефразированы из моей дипломной работы 2020 года. Если вы хотите прочитать это полностью, свяжитесь со мной по электронной почте — [email protected] или в Твиттере @emmaxdaviess. Спасибо!

    Биография автора: Эмма Дэвис (р. 1999): Я выпускница факультета истории Лондонского университета королевы Марии. Я закончила бакалавриат со степенью 1 st , а моя работа о Женской войне 1929 года была удостоена исследовательской премии Института Майл-Энд в 2020 году. Я намерена продолжить учебу в 2022 году, получив степень магистра африканских исследований в Университете. Оксфорда, за которым последовала степень доктора философии в области региональных исследований (Африка), также в Оксфорде.

    Библиография:

    Ачебе, Чинуа, Там была страна (2013, Penguin Random Books: Лондон)

    Акпан, Эквере, «Критический пересмотр литературы о женской войне в 1 929’. Чике Дайк, изд. Женское восстание 1929 года: материалы национального симпозиума, посвященного 60-летию женского восстания в Юго-Восточной Нигерии (1995, Лагос: Nelag & Co. )

    Фалола, Тойин, Хитон, Мэтью М. ., История Нигерии (2008, издательство Кембриджского университета: Нью-Йорк)

    Фалола, Тойин, Паддок, Адам, Женская война 1929 года: история антиколониального сопротивления в Восточной Нигерии (2011, Дарем, Северная Каролина) : Carolina Academic Press)

    Матера, Марк, Бастиан, Мисти Л., Кингсли Кент, Сьюзан, Женская война 1929 года: гендер и насилие в колониальной Нигерии (2012, Бейзингсток: Palgrave Macmillan)

    Майер, Адам, Марксизмы Найи: революционная мысль в Нигерии (2016, Pluto Press: London)

    Oyero, Kayode, Видео: протест женщин КНБ в Лондоне, требующих освобождения Кану (30 сентября 2021 г.) протест-в-лондоне-требование-канус-выпуск/ [Проверено 9 октября 2021]

    Уморен, Ю.Э., «Символизм войны нигерийских женщин 1929 года: антропологическое исследование антиколониальной борьбы», Монографии по африканским исследованиям (август 1995 г. , том 16, № 2)

    Endnotes

    [1] В этом посте я использую исключительно название «Женская война».

    [2] Дополнительные примеры британского колониального насилия см. в Kim Wagner, Amritsar 1919: An Empire of Fear and the Making of a Massacre (2019, Yale University Press)

    [3] Ekwere Akpan, ‘Critical Reconsideration литературы о женской войне 1929 года». Чике Дайк, изд. Женское восстание 1929 года: материалы национального симпозиума, посвященного 60-летию Годовщина женского восстания в Юго-Восточной Нигерии (1995, Лагос: Nelag & Co.)

    [4] Тойин Фалола, Адам Пэддок, Женская война 1929 года: история антиколониального сопротивления в Восточная Нигерия (2011, Дарем, Северная Каролина: Carolina Academic Press), с. 52

    [5] У. Э. Уморен, «Символизм войны нигерийских женщин 1929 года: антропологическое исследование антиколониальной борьбы», African Study Monographs (август 1995 г.