Надар феликс: Феликс Надар — человек, сделавший первую аэрофотографию

Феликс Надар — человек, сделавший первую аэрофотографию

6
апреля 1820 года родился Феликс Надар — французский фотограф, карикатурист, писатель-романист, журналист и воздухоплаватель. Крупнейший
мастер фотографического портрета.

Надар
(настоящее имя — Гаспар-Феликс Турнашон) родился в Париже. После
скоропостижной смерти отца юноше пришлось оставить учебу в медицинском
институте в Лионе и заняться журналистикой. Будучи талантливым карикатуристом,
Гаспар Феликс помещал в газеты небольшие статьи, которые сопровождал рисунками,
подписанными псевдонимом Надар.

В
начале 1840-х Надар переезжает в Париж, где продолжает печатать карикатуры, но
уже в собственном журнале «Комическое обозрение».

В
1853 году начал делать первые фотографии, в 1858-м
сделал первую в мире фотографию с воздуха, поднявшись над Парижем на воздушном
шаре.
Им сделаны фотографии Шарля
Бодлера,
Гюстава
Курбе,
Сары
Бернар,
Эрнеста
Шеклтона
и других.

Надар
обратился к фотокамере благодаря театру— он был
театральным драматургом. Как художник, он был уважаемым портретистом. Как
журналист, он работал с Домье в качестве карикатуриста в журнале «Шаривари».

В
1854 году Надар выпустил в свет «Пантеон Надар», огромную литографию, составленную
из 240 карикатур, первую из запланированных четырёх подборок. Он планировал
сначала фотографировать своих клиентов, а потом рисовать карикатуры. Он писал:
«Фотография — замечательное открытие… Теория может быть изучена за час, основы
техники за день… Но чему нельзя научить — это чувству света. То, как свет
падает на лицо, вы должны уловить сами. Чтобы получить сходство, а не банальный
портрет, вы должны вступить в союз с позирующим, почувствовать его мысли и сам
его характер». Стиль его портретов был простым и строгим. Как правило, он
снимал людей стоящими, использовал только верхний свет и однотонные фоны.
Основное внимание уделял лицу, жестам, позе, стараясь выявить индивидуальные
особенности модели. Позже он снимал свои фотографии при электрическом свете.

Надар
создал серию снимков о катакомбах
Парижа.
Запатентовал идею фотографирования с воздушного шара.

В
1900 году выпустил книгу воспоминаний о фотографии. Умер 21 марта 1910 года,
похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Одним из самых необычных проектов Надара (и ранней фотографии в целом) является серия Экспрессии Пьеро. Она представляет собой серию мимических портретов, где лицо героя выражает радикальные гротескные эмоции. Серия выполнена Надаром в 1854 году и представляет парижского актёра Шарля Дебюро в образе Пьеро.

  • Феликс Надар
  • Nadar (French, Paris 1820–1910 Paris) Pierrot Running, 1854–55 Albumen silver print from glass negative; Image: 26.5 x 20.8cm (10 7/16 x 8 3/16in.) Mount: 41.3 x 34.5 cm (16 1/4 x 13 9/16 in.) The Metropolitan Museum of Art, New York, Gilman Collection, Purchase, The Horace W. Goldsmith Foundation Gift, through Joyce and Robert Menschel, 2005 (2005. 100.43) http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/283118

история главного фотографа XIX века в 10 снимках • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

История, Искусство, Антропология

Гаспар Феликс Турнашон, или Надар, — воздухоплаватель, карикатурист, изобретатель, писатель. А еще фотограф, благодаря которому мы хорошо представляем себе Францию второй половины XIX века. Сегодня Надару 200 лет, а Arzamas вспоминает его работы и жизнь

Автор Рашель Землинская

1Автопортрет

Надар (Гаспар Феликс Турнашон). Автопортрет. 1855–1857 годы The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

Надар — псевдоним Гаспара Феликса Турнашона, журналиста, карикатуриста и фотографа. Он родил­ся в Париже в 1820 году в семье издателя  Именно отец Надара Виктор Турнашон первым во Франции опубликовал «Мемуары Казановы», правда, не оригинальную рукопись, а перевод с немецкого.. В 1837 году Турнашон-старший умер, а год спустя издательство обанкротилось. Гаспар Феликс, который на тот момент учился в медицинском колледже в Лионе, решил бросить медицину, чтобы писать для газет. Спустя несколько лет нищей богемной жизни, прове­денной бок о бок с друзьями, писателями и поэ­тами Жераром де Нервалем  Жерар де Нерваль (1808–1855) — француз­ский поэт-романтик, прозаик и переводчик. и Теофи­лем Готье  Пьер Жюль Теофиль Готье (1811–1872) — французский прозаик и поэт романтической школы, журналист, критик, путешественник., он приобретает славу журна­листа и карика­ту­риста. Тогда же он берет псев­доним, приду­манный путем перебора: Турна­шон превращается в Турна­шон­дара, потом Турнадара, Шондара, Надаршона и, наконец, Надара. 

В 1852 году Надар придумывает свой первый амбициозный проект: коллектив­ный шаржи­ро­ванный портрет тысячи двухсот знамени­тых современников. Беспрецеден­тное пред­приятие называлось «Пантеон» — литографическая панорама должна была запечат­леть целую эпоху. Надар под­ключает к делу помощников, в том числе своего младшего брата Адриена  Адриен Турнашон (1825–1903) — фотограф, специализировался на портретах. , ищет финан­сирование и, чтобы уско­рить процесс, обращается к фото­графии. Но дело оказалось слишком затрат­ным: за два года из четырех задуманных гигант­ских литографи­ческих листов удалось выполнить только один — с 270 портре­тами француз­ских писателей. Впрочем, и в таком урезан­ном виде «Панте­он» принес Надару успех и у пуб­лики, и у моделей, которые не только не оби­жались на карикату­ры, но очень хоте­ли, чтобы Надар их нари­совал, понимая, что это упрочит их известность. Когда Надар возьмется за камеру, многие из них будут позировать ему — в том числе Виктор Гюго, Жорж Санд, Алек­сандр Дюма, братья Гонкур и прочие. 

Постепенно из подспорья в работе худож­ника фотография становится основ­ным делом Надара. Возможно, именно различие между мастерством карикатуриста и фотог­рафа (один искажает и преувеличи­вает, другой, наоборот, стара­ется как можно точнее отобразить реаль­ность), а также навык ухватить в человечес­кой внешности главное, сделают Надара мастером портрета. Он отка­жется от деко­ра­тивного задника, будет снимать врасплох, не дожидаясь, когда модель примет специ­альную позу, и преду­предит представ­ление о фотографи­ческом портрете на многие годы вперед.

2Ателье на бульваре Капуцинок

Феликс Надар. Ателье Надара на бульваре Капуцинок. Париж, 1861–1872 годыBibliothèque nationale de France

Фотографическое ателье середины XIX века — важное место на карте светской жизни Парижа эпохи Второй империи  Вторая империя (фр. Second Empire) — период бонапартистской диктатуры во Франции с 1852 по 1870 год.: только на Итальянском бульваре насчиты­валось семь студий. В ателье можно было не только сделать собствен­ный портрет, но и приобрести модные карточки для коллекции carte de visite  В середине 1850-х годов во Франции было модно коллекционировать фотографии небольшого формата. Альбом для carte de visite стал почти обязательной принад­леж­ностью буржуазного дома. Собирали серии портретов монархов, артистов, полити­ков, ученых, иностранцев в национальных костюмах и т. п. Из Франции мода быстро распространилась по Европе. . В витринах были выставлены портреты знаменитостей. Ателье различались по роду клиентов, для которых они работали. Так, аристократы посещали студию Эжена Дисдери  Андре-Адольф-Эжен Дисдери (1819–1889) — французский фотограф, стал невероятно популярным и успешным благодаря патенту на изобретение способа изготовления фотографий на визитных карточках., который, в отли­чие от Надара, сделал на фотогра­фии крупное состояние, а в ателье Надара встречались интеллектуалы, худож­ники и богема. 

Надар сменил несколько студий, но самой известной из них стало ателье на бульваре Капуцинок. Здесь любовь Надара ко всему пере­довому проявилась в полной мере: студия нахо­дилась в ультрасовременном здании из стек­ла и металла с лифтом и фонтаном внутри. Все было выкрашено в красный, и сам Надар, рыжий, в красной куртке, встречал посетителей. Еще одной техниче­ской новинкой была вывеска: светящуюся неоновую надпись, закреп­ленную на балконе третьего этажа, специально по заказу Надара сделал Антуан Люмьер, отец знаменитых братьев-кинематографистов. 

 

Сarte-de-visite в рубрике фотоальбом дня

Среди моделей — знаменитые парижские куртизанки, акробатка, актрисы театров, варьете, оперные дивы.

 

Уникальная съемка парижских улиц от братьев Люмьер

Отреставрированная хроника 1896–1900 го­дов: Нотр-Дам, Елисейские Поля, сад Тюильри и недавно построенная Эйфелева башня.

3Портрет Шарля Бодлера

Феликс Надар. Портрет Шарля Бодлера. Около 1855 года Musée de la Vie romantique

Из фотографий XIX века до нас в основном дошли портреты, которые к 1850-м годам благодаря технологиям производства стали доступны боль­шинству людей. В ателье Надара было сделано множество таких снимков, но не всегда понятно, кто их автор — сам Надар или кто-то из его многочис­ленных помощников. Однако можно не сомне­вать­ся, что поэта Шарля Бодлера он фотографи­ровал сам. Они познакомились, когда фотографу было двадцать три года, а Бодлеру на год меньше, и дружили до смерти последнего в 1867 го­ду. Бодлер даже должен был сопровождать Надара в его первом полете на зна­ме­нитом аэростате «Гигант», но в последний момент передумал. Поэт посвятил Надару сонет «Мечта любопытного».

4Пьеро-фотограф

Феликс Надар, Адриен Турнашон. Шарль Дебюро. Пьеро-фотограф. 1854 годMusée d’Orsay

Это фотография из серии «Экспрессии Пьеро»: мима Шарля Дебюро братья Турнашон снимали вместе. Узнаваемый образ Пьеро придумал отец Шарля — знаменитый парижский мим Жан-Гаспар Дебюро  Жан-Гаспар-Батист Дебюро (1796–1846) — французский актер-мим, создатель знамени­того образа Пьеро. из театра «Фюнамбюль»  Театр и сам Дебюро фигурируют в фильме Мишеля Карне «Дети райка» (1945). . Надар дружил с Дебюро-младшим и даже сочинял для него пантомимы. Вероятно, ему же принадлежала идея снимка. Серия «Экспрессии Пьеро» принесет братьям медаль Всемирной парижской выставки 1855 года.

В XIX веке казалось, что наука и техника способны разгадать все — включая то, что скрыто от чело­веческих глаз. Так, зарож­давшийся в середине столетия спиритизм пытался применить научный подход к изучению потусторонних явлений, физиогномика делала выводы об истинной сущности человека по чер­там лица, а фотография, будучи сама по себе «светописью», то есть результатом воздействия явления природы, фиксировала моменты, которые человечес­кий взгляд уловить не мог. Так и серия «Экспрес­сии Пьеро» не только демонстри­ровала самые выра­зительные приемы мима Дебюро, но и рисовала его психологический портрет, тем самым объе­диняя фотографию с физиогно­микой. 

 

Призраки на фотографии

Как спиритизм затронул фотографию и кто зарабатывал на снимках привидений

5Ладонь банкира Делессера

Феликс Надар. Ладонь банкира Д. 1861 год Musée d’Orsay

Этот снимок демонстрировался Французскому фотографическому обществу как доказа­тельство того, что в фотографии можно применять искус­ственное освещение. Первые попытки Надара использовать электриче­ство при фото­съемке вызовут такое же недоуме­ние, как и его экспери­менты со съемкой с воздуха. Электричес­кое освещение уже использовалось при меди­цин­ских операци­ях, но мало кто верил, что при искус­ствен­ном свете можно фотографи­ровать. Надар решил доказать обратное. Приг­ла­шенный электрик установил электрические батареи на террасе ателье. Чтобы смягчить рез­кость искусствен­ного света, фотограф использо­вал магниевые вспышки, которые сильно дыми­лись. Посте­пенно совершенст­вуя техноло­гию, он сумел добиться стабиль­­ных резуль­татов. Во вре­мя первых экспериментов Надар позиро­вал себе сам и снимал служащих мастерской, но вско­ре в ателье стали стекать­ся любо­пыт­ные посети­тели. Воз­мож­но, снимок ладо­ни принадлежит одному из них, банкиру и фотографу-любителю Делессеру.  

6Автопортрет в катакомбах

Феликс Надар. Автопортрет в катакомбах. 1861 годWikimedia Commons

Этот автопортрет в окруже­нии человечес­ких кос­тей и бутылок с фотографи­ческими реактива­ми сделан при искусственном освещении под зем­лей. В конце XVIII века, после запрета на пог­ре­бе­ния в черте города, катакомбы, служившие ког­да-то каменолом­нями, превратили в оссуарий  Оссуарий (лат. ossuarium, от os — «кость») — место хранения скелетированных останков.. Сюда свозили останки с заброшенных клад­бищ, из церковных крипт, а также найденные при строи­тельстве в стремительно разрастаю­щемся Париже. Во время османовской реконструкции города  Жорж Эжен Осман (1809–1891) — француз­ский государственный деятель, префект департамента Сена (1853–1870), сенатор (1857), член Академии изящных искусств (1867), градостроитель, во многом опреде­ливший современный облик Парижа. было выкопано огромное количес­тво костей: семь или восемь миллионов скелетов были сложены в бывших карьерах.

Идея пригласить Надара в катакомбы и провести там съемку принадлежала инспектору, в чьем ведении они находились. Для Надара это был первый опыт съемки с искусственным освеще­нием за пределами студии, и растянулся он почти на три месяца. Громоздкие аккумуляторы прихо­ди­лось возить на тележке, они застревали в узких проходах, а коллодионная эмульсия страдала от подземных испарений. Часть оборудова­ния оставляли на земле, спуская необходимое через люки по частям.

Первые сто фотографий Надар подарил городу и даже написал текст о под­земном Париже для путеводителя, выпущен­ного ко Все­мир­ной выставке 1867 года (к 1900-му он перера­ботает его для мемуа­ров). «Останки времен Римской империи и норманнских набегов, меровин­гских королей и жертв якобинского террора, скелеты бывших обитателей Двора чудес и жертв Варфоломеевской ночи лежали здесь рядом вперемешку», — вспоминал потом фотограф  Надар. Когда я был фотографом. СПб., 2019..

7Канализация Парижа

Феликс Надар. Канализация Парижа. 1865 год Bibliothèque nationale de France

К началу 1860-х годов, когда Надар запатен­товал приборы искусственного освещения для фото­съемки, парижская канализация была только что пере­строена: после очеред­ной вспышки холеры барон Осман не только вывел за черту города все скотобойни, но и модернизировал в борьбе с миаз­мами систему стоков. При искус­ственном свете можно было снимать, только заставив людей неподвижно позировать в течение восем­надцати минут, поэтому вместо рабочих Надар расставил в подзе­мелье восковые манеке­ны. Съемка просла­вила подземный Париж, и с тех пор в моду вошли регулярные экскурсии по подзе­мелью. Посетители начинали путешествие на усо­вер­шен­ствованной ассенизационной вагонетке, дальше женщин везли по подзем­ным каналам на гондоле, а мужчины шли рядом. Однов­ременно подземный город прославил друг Надара, писатель Виктор Гюго в романе «Отвер­женные», вышедшем в 1862 году. 

 

Уличная жизнь Парижа в XIX веке

Золотая молодежь, зеваки и омнибусы на улицах французской столицы до революции Османа

8Внутри гиганта

Феликс Надар. Корзина «Гиганта» после аварии. Около 1863 года Bibliothèque nationale de France

Аэронавтика занимала Надара не меньше фото­графии. В 1861 году он сконст­руи­­ровал свой знаменитый «Гигант» — аэростат высотой более сорока метров поднялся над Парижем пять раз. За пер­вым подъе­мом с Марсова поля следили более восьми­десяти тысяч человек. Двухъярусная корзина была размером с небольшой домик, и в ней было все необхо­димое, включая кухню. По бортам свисали припасы: птица и пучки овощей. Во время одного из поле­тов непода­леку от Ганновера «Гигант» потерпел кру­шение: в результате аварии пассажи­ры, в том числе сам Надар и его жена Эрнестина, получили травмы. Но это не оста­новило фотографа: он не только продолжил летать, но и по­стро­ил в студии модель разбив­шегося аэростата, а потом заказал брату Адрие­ну нарисовать с нее картину, репродукции с которой широко разошлись. 

На одном шарже знаменитого карикатуриста того времени Оноре Домье  Оноре Викторен Домье (1808–1879) — французский художник-график, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. «Гигант» проле­тает над множеством вывесок других фотог­рафов. Подпись гласит: «Надар поднимает фотографию на высоту искус­ства». Скорее всего, именно аэростат Надара виден над Парижем на картине Мане «Все­мир­ная выставка 1867 года». В 1864 году Надар выпустит книгу «Воспоминания „Гиганта“», а в 1865-м Жюль Верн выведет Надара под именем Ардана в научно-фантастическом романе «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут». 

9Панорама Парижа

Феликс Надар. Панорама Парижа с воздуха. 1866 год Bibliothèque nationale de France

Несколько раз поднявшись в небо на воздуш­ном шаре, в 1858 году Надар запатентует новую систему аэрофотографии. Первые попытки сделать снимки в воздухе прова­ливались из-за газа, портившего реактивы, но упорный Надар продолжает эксперимен­ты и наконец получает первую фотографию. С высоты восьмидесяти метров ему удалось добиться бледного, но доста­точно четкого изображения деревеньки под Пари­жем. Этот снимок выставлялся на Всемир­ной выставке 1900 года, но не сох­ранился и известен только по описанию. К концу 1860-х Надару наконец удается сделать фотографию города с высоты более пятисот метров. Вид Парижа к северу от площади Звезды (нынешняя площадь Шарля де Голля) выполнен для Всемирной выставки и подписан 1858 годом, временем первой надаровской съемки с воз­духа, несмотря на то что снимок сделан позже.

10Надар рисует домочадцев в Сенаре

Неизвестный фотограф. Надар рисует домочадцев в Сенаре. 1885–1904 годы The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

События Парижской коммуны  Парижская коммуна — революционное пра­ви­тельство Парижа. Вскоре после заключе­ния перемирия с Пруссией во время Франко-прусской войны в Париже начались волне­ния, вылившиеся в революцию и установ­ление самоуправления, которое продолжа­лось с 18 марта по 28 мая 1871 года.  оконча­тельно расстроили финансовое поло­жение Надара. Фотограф переезжает в Сенар, за сорок километ­ров от Парижа, в дом, когда-то принадлежавший монастырю. Там он занимается организацией художествен­ных выставок, пишет книги. В 1886 году к столет­нему юбилею химика Эжена Шеврёля правительство заказывает Надару съем­ку, и они с сы­ном Полем организуют первое фотоинтервью. Во время съемки Надар задает вопросы, которые вместе с ответами публикуются в газете прямо под фотогра­фиями. Но, несмотря на награды и признание, финансовое состояние семьи остается нестабильным. Надар продолжает писать для журна­лов, про­дает часть своих коллек­ций, но денег не хватает, и ему при­ходится переб­раться к сыну. Через неко­торое время Надар окончательно передает дела Полю и переезжает в Марсель, где заводит свою небольшую студию. В 1900 го­ду ретроспектива работ Надара демон­стри­руется на Всемирной выставке, в том же году он опуб­ликует книгу «Когда я был фотог­рафом». Последние годы жизни Надар прове­дет в Париже, заканчивая работу над воспо­минаниями о Бодлере и другими книгами. Ателье Надара продолжит работать до смерти Поля в 1939 году. 

 

История изобретателя фотографии, который не стал первым

Как Генри Тальбот проиграл Луи Дагеру. История открытия и поражения — в 20 письмах

Источники

  • Краусс Р. По следам Надара.

    М., 2014.

  • Надар. Когда я был фотографом.

    СПб., 2019.

  • Begley A. The Great Nadar: The Man Behind the Camera.

    New York, 2017.

  • Nadar F. Mémoires du Géant: à terre & en l’air.

    Paris, 1864. 

Теги

XIX век
Франция

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Обувь дня

Для искалеченных ног

Лекарство дня

Окуривание ртутью от сифилиса

Fancymusic дня

Дневниковые записи в нотной тетради

Архив

История

Хитрый горбун, жестокий тиран или герой, павший в бою?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Надар (Гаспар-Феликс Турнашон) | Международный зал славы фотографии

Девятнадцатый век был периодом истории, богатым людьми эпохи Возрождения, и Надар, безусловно, мог быть причислен к ним. Он был писателем, художником, фотографом и глубоко интересовался наукой и политикой. Говоря о его достижениях, слово «первый» становится почти излишним.

Надар, чье имя при рождении было Гаспар-Феликс Турнашон, родился в Париже в 1820 году в семье печатника и владельца магазина. Его родители не поженились, пока ему не исполнилось шесть лет, а его единственному брату Адриану был год. После смерти отца Надар заработал на обучение в медицинской школе, ведя колонки театральной критики в трех газетах. По мере роста его интереса он отказался от медицины в пользу журналистики, работая в нескольких изданиях на разных должностях, включая редактора и издателя.

В 1839 году Гаспар-Феликс Турнашон выбрал псевдоним, который был популярен среди писателей того времени. Изменив последний слог Турнашона на «дар» (тоже популярный каламбур) и отбросив «Тур», он стал Надаром. К 1845 году он опубликовал первую из 15 книг, а также множество статей. Надар также был успешным карикатуристом и некоторое время был секретным агентом французского правительства.

Надар заинтересовался фотографией как необходимым инструментом для рисования. Он и его брат открыли свою первую портретную студию в 1855 году; Пять лет спустя Надар открыл собственную студию в самом сердце Парижа. Надар был высоким, крупным мужчиной с огненно-рыжими волосами и рыжими усами. Красный был его цветом, и он извлекал из этого выгоду. Внешний вид и интерьер его студии были красного цвета и состояли из двух этажей, украшенных ценными произведениями искусства и фарфором. Его имя было написано большими красными буквами газового фонаря на фасаде здания. Надар носил великолепный красный бархатный халат, чтобы приветствовать своих клиентов.

Его сцена была установлена ​​и вскоре стала местом встречи парижской арт-тусовки. Надар фотографировал художников, писателей и музыкантов Парижа, которые также были его кругом друзей. Его портреты не говорили ни о его яркой внешности, ни о величии мастерской; напротив, он старался быть верным характеру и образу клиента. Субъекты Надара были позированы в расслабленных позах с освещением в стиле Рембрандта, стилем освещения, популярным и сегодня. Он первым применил электрическое освещение в своей мастерской.

Надар сфотографировал канализацию и катакомбы Парижа и первым сделал аэрофотоснимки с воздушного шара. Фотографии предоставили человеку первую возможность увидеть пейзаж с высоты птичьего полета. Надар верил в развитие аэронавтики и выступал за нее. В 1863 году его студия стала домом для Общества поощрения воздушного передвижения с помощью машин тяжелее воздуха. Жюль Верн был секретарем, а Надар — почетным президентом. Наполеон III попросил Надара сделать аэрофотоснимки для французского правительства во время войны против Италии, но по политическим причинам он отказался. Позже, в 1870 году, во время войны с Пруссией, Надар помог прорвать блокаду Парижа, доставив почту на воздушном шаре из Парижа в Нормандию. Так появилась первая в мире служба авиапочты.

Надар — важная фигура не только в истории фотографии и авиации, но и в истории живописи. Он провел первую выставку импрессионистов в своей студии в 1874 году, предоставив форум для противоречивого искусства Мане, Моне, Ренуара, Дега, Сезанна, Писсарро, Сислея, Будена и других. В течение своей жизни он защищал и организовывал выставки для многих художников, в чьи работы он верил.

Надар взял интервью у Мишеля-Эжена Шеврёля по поводу столетнего юбилея французского ученого. Фотографии сделал сын Надара Пол. Фотографии были напечатаны последовательно с подписями под каждой на двухстраничном развороте в журнале Illustre 5 сентября 1886 года. Сочетание любви Надара к журналистике и его знаний в области фотографии создало первое «фото-интервью».

Надар продолжал писать и фотографировать до своей смерти в 1910 году. В 1979 году он был занесен в Международный зал славы фотографии.
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕЙ МИССИИ

Поделитесь историей со всем миром на IPHF.

Стать участником

Абсурдная жизнь Феликса Надара, французского портретиста и сторонника полета человека | Книги

Ничто в Надаре никогда не было простым, как показывает фотография на обложке книги «Когда я был фотографом». Вот он, щеголеватый смельчак в цилиндре и мешковатом галстуке, в корзине газового баллона, плывущий высоко среди облаков, с биноклем наготове, с балластом и крюком в пределах легкой досягаемости. Он сканирует горизонт, хладнокровно предаваясь одному из своих пылких увлечений: человеческому полету.

Но фотография — подделка: она была сделана в его шикарной мастерской на последнем этаже дома 35 по бульвару Капуцинок, в самом сердце фешенебельного Парижа. Облака — нарисованный фон, корзина в полной безопасности висит в паре футов над полом студии. Даже этот пристальный взгляд равен а афера: Надар, который был близорук, мог видеть вдаль только в очках.

Ему было 80 лет, когда он опубликовал фотографию Quand j’étais, впервые переведенную на английский язык и недавно опубликованную MIT Press. Книга представляет новую возможность рассмотреть причудливого и неотразимого персонажа, чей гений расцвел в Париже середины XIX века, когда барон Осман по приказу императора Наполеона III , радикально изменил и модернизировал французскую столицу, снося средневековые кварталы. и планировка широких усаженных деревьями бульваров.

Когда он был фотографом. Фотография: Рекламное изображение от издателя

За полвека до публикации «Когда я был фотографом» Надар уже был печально известным парижским богемным человеком и знаменитым карикатуристом. Затем, когда ему было за тридцать, он внезапно стал первым в мире великим фотографом-портретистом. Он поставил перед собой задачу создать индивидуальные портреты всей парижской культурной элиты, от Александра Дюма до Оноре Домье, от Сары Бернар до Гектора Берлиоза, каждый из которых представлял собой проницательное сходство, которое улавливало то, что он называл «моральным интеллектом» натурщика, и требовало оценить как произведение искусства.

В эпоху селфи Надар напоминает нам о смелых начинаниях медиума, изменившего мир. Фотограф-первопроходец с какими-либо амбициями должен был быть наполовину ученым (Надар любил называть фотолабораторию своей лабораторией), наполовину художником, наполовину продавцом — и все же от зарождающейся профессии пахло шутом.

Хотя Надар горячо верил в художественную ценность фотографии, он также понимал, что фотография и реклама работают рука об руку. Автопортрет в образе воздухоплавателя, вероятно, сделанный в 1864 году, был тщательно продуманным упражнением в саморекламе, по сути, рекламным снимком, предназначенным для продажи двух публикаций: мемуаров и манифеста.

Мемуары представляли собой захватывающий отчет о его катастрофическом полете на огромном газовом шаре, который он окрестил Ле Жеант. Он построил его специально для того, чтобы доказать тщетность попыток перемещаться на воздушных шарах — Надар считал, что будущее полетов будет за «аэролокомотивами», и эта идея сбивала с толку его современников. Он продемонстрировал опасность полета на воздушном шаре своим эпическим вторым восхождением в Ле-Геанте: он закончился аварийной посадкой, затянувшейся на полчаса, когда воздушный шар опасно отскочил через сельский пейзаж, чуть не убив всех на борту. Катастрофа попала в заголовки газет от Парижа до Нью-Йорка.

Манифест под названием «Le Droit au Vol» («Право на полет») представляет собой полемику в пользу воздушной навигации «тяжелее воздуха» и против беспомощности воздушных шаров, носимых то тут, то там ветром. «Когда он захочет, — пишет Надар, — человек будет летать, как птица, лучше, чем птица, — потому что… несомненно, что человек будет вынужден летать лучше, чем птица, чтобы летать так же хорошо». Он отправил рукопись своему другу Виктору Гюго, который ответил в открытом письме — скромно адресованном «Всему миру», — в котором он приветствовал Надара как пророка и героя. Надар, очевидно, согласился; обратите внимание на позу, которую он принял на фотографии с искусственным воздушным шаром: «Вещий герой наверху».

В одной из самых забавных глав книги «Когда я был фотографом» рассказывается о том, как во время осады Парижа пруссаками в 1870 году Надар организовал первую в мире авиапочту, организовав флот воздушных шаров, чтобы летать мешками с корреспонденцией над врагом. линии. Была одна проблема со схемой: почта могла уйти (пока воздушный шар приземлялся вне досягаемости прусских войск), но, поскольку воздушные шары не могли управляться, обратная почта не могла быть отправлена ​​​​обратно.

Гениальное решение, предложенное Надару анонимным гражданином, было фотографическим, а точнее, микрографическим. Ответная корреспонденция была сфотографирована на микрофильм, а крошечный негатив был привязан к ноге почтового голубя. Оказавшись в безопасности в Париже, микрофильм был увеличен, драгоценные письма розданы. «Наш Париж, задушенный тревогой об отсутствующих, , — пишет Надар, — наконец вздохнул».

Портрет Клода Моне работы Надара. Фотография: Nadar/Bettmann/CORBIS

Кем было это любопытное существо? Родившийся Гаспар-Феликс Турнашон в Париже в 1820 году (Надар был прозвищем, которое стало псевдонимом), он был многообещающим, но неустойчивым учеником. Его отец, издатель и продавец книг, разорился, когда Надару было 13 лет, и умер четыре года спустя. С 16 лет Надар был практически один; вместо семьи у него были друзья, сеть представителей богемы, которые жили на чердаках, собирались в кафе и писали или рисовали — или, по крайней мере, стремились писать или рисовать.

Надар хотел писать и называл себя литератором. Но на самом деле он был халявным журналистом и посредственным писателем. Он рисовал с большим успехом и к 30 годам был больше известен как карикатурист, чем писатель. Он тратил много времени и энергии, высмеивая политические устремления Луи-Наполеона Бонапарта, племянника Наполеона I, но никакие насмешки не могли замедлить возвышение Луи-Наполеона, и когда он провозгласил себя императором в 1852 году, он отказался от либеральные благочестия Республики и заткнули прессе намордник. Политическая карикатура, которая неоднократно оказывала влияние на общественное мнение Франции, была строго запрещена.

Надар укрылся в культурной жизни столицы. Он запустил грандиозный проект (он любил мыслить масштабно): серию из четырех негабаритных литографий, изображающих 1200 светил, с отдельным листом, посвященным писателям, драматургам и актерам, художникам и музыкантам. Он только когда-либо дошел до первого листа, показывающего писателей и журналистов, но 250 карикатур в Пантеоне-Надар обеспечили ему известность. Финансовый провал (было продано всего 136 экземпляров литографии), это был триумф критиков — «Пантеон-Надар будет радостью каждого музея, каждого интеллигентного салона» — и сделал имя Надар нарицательным в Париже.

Амбициозный и хронически беспокойный (его друг и богемный товарищ Бодлер воскликнул: «Надар, самое удивительное выражение жизненной силы»), он свернул в новом направлении, как только литография была опубликована. Заплатив за своего беспомощного младшего брата в ученики к профессиональному фотографу, он помог ему организовать собственную студию — и в процессе поймал ошибку.

«Фотография — чудесное открытие, — писал он через пару лет после своего дебюта в 1855 году, — наука, занимающая самые возвышенные умы, искусство, обостряющее ум самых мудрых душ, — и практическое применение которого лежит в пределах возможностей самого ничтожного слабоумного».

Что отличало его собственную работу, по его оценке, так это его чувство света и связь, которую он установил с натурщиком. Ранняя камера представляла собой громоздкую коробку на четырех шатких ножках. Когда фотограф нырнул под черную ткань, чтобы заглянуть в объектив, приспособление выглядело как гигантский паук в плаще, уставившийся на него одним темным глазом. Надар полагался на поток своего знаменитого очаровательного подшучивания, чтобы заставить натурщика проигнорировать этот нервирующий инструмент.

Ранний портрет Теофиля Готье изображает его друга расстегнутым во всех отношениях, одетым в экзотического вида халат поверх бледной рубашки, расстегнутой у шеи. Готье также носит свободно завязанный шарф в яркую полоску; одна рука по запястье засунута в перед его брюк, дерзкий жест, чуть ли не непристойный. Он мог быть только богемным, диким и нетрадиционным художником, из тех, кто поддерживает искусство ради искусства (на самом деле Готье придумал эту фразу). Под выступающими бровями и широким, ярко освещенным лбом мешковатые и затененные глаза смотрят вдаль. Дело не в том, что он не знает о камере; он пренебрегает этим.

Портрет Теофиля Готье работы Надара. Фотография: Wikimedia Commons

У Надара было прозвище для своего друга Теофиля: le Théos, что по-гречески означает бог. Уже прославившийся как поэт, прозаик, критик, драматург и писатель-путешественник, Готье еще не был на пике своей славы, когда была сделана фотография. Но его поза говорит о том, что он не видел причин сомневаться в себе или сомневаться в том, что ему понравится одобрительное суждение потомков.

Готье был одним из сотен писателей, художников и музыкантов, позировавших Надару. Их имена, однако, не упоминаются в «Когда я был фотографом». Книга представляет собой набор несвязанных друг с другом произведений, некоторые из которых лишь слабо связаны с фотографией. Есть жемчужины, вспышки очарования и блеска, а также длинные отрезки, которые озадачат сегодняшнего читателя. Надар писал для своей толпы, для избранной элиты. Он никогда не останавливается, чтобы объясниться непосвященным.

Самая захватывающая (и омерзительная) глава, «Фотография убийств», повествует о печально известном деле об убийстве 1882 года: фармацевт убил любовника своей жены с помощью жены и брата. Надар не устанавливает виновных до самого конца и лишь косвенно, называя название аптеки.

Кто кого убил, вопрос не в том, что касается Надара. Для него суть истории — это способность одной фотографии формировать общественное мнение. Труп жертвы, выловленный из Сены, куда его сбросили, был сфотографирован полицией, и гротескное изображение разожгло страсти толпы. «Вся толпа принялась лаять, — пишет Надар, — выть на этот кровавый след».

Ни одна из других глав не является столь драматичной; многие из них — просто анекдоты, иллюстрирующие новизну фотографии и непонимание, с которым ее встретили. Книга «Когда я был фотографом», написанная ближе к концу его жизни, больше похожа на постскриптум, чем на введение. Отступное, аллюзивное, временами почти уклончивое, оно дает представление о Надаре как писателе, но не дает много практической информации.

Простая хронология в конце английского перевода была взята из превосходного, наполненного фактами каталога (сейчас, к сожалению, не издаваемого, но иногда доступного в хороших книжных магазинах) славной середины 19-го века.Выставка работ Надара 90-х годов в Музее Орсе и Метрополитен-музее. Этот каталог остается лучшим способом познакомиться с очаровательным и сводящим с ума Надаром.

Другой способ — внимательно посмотреть на его фотографии. Он имел в виду будущие поколения, собирая свою портретную галерею выдающихся современников; он хотел подарить потомству «убедительное и сочувственное подобие» людей, которыми он восхищался. Ролан Барт (который считал Надара величайшим фотографом в мире) признался, что его собственное увлечение фотографией было «с оттенком некрофилии… увлечение тем, что умерло, но представляется желающим жить».

Мы не можем узнать человека, глядя на фотографию, сделанную 150 лет назад (то же самое можно сказать и о селфи, сделанном 15 минут назад).