Фотограф дали: Фотограф переснял культовый снимок Сальвадора Дали, заменив кошек тостером » BigPicture.ru

Содержание

Филипп Халсман и Сальвадор Дали. Перформанс длинной в 37 лет …

Сальвадор Дали рано понял, что фотография – неисчерпаемый источник вдохновения и саморекламы. Но только совместно с Филиппом Халсманом ему удалось реализовать необычные эксперименты. Фотограф не просто запечатлел художника. Общими усилиями они создали шедевры фото-искусства, о которых говорят до сих пор.

Previous
/
Next image

(1 of 1)

Художник и фотограф будут общаться на протяжении 37 лет. Это сотрудничество станет судьбоносным для обоих: Халсмана назовут родоначальником сюрреализма в фотографии. Дали утвердит в глазах американцев свою репутацию эксцентричного гения.

Филипп Халсман и Сальвадор Дали познакомились в 1941 году, приехав в Америку с разницей три месяца. Это время стало важным этапом в жизни обоих. Халсману, фотографу еврейского происхождения, в 1940 году удалось после долгих мытарств получить визу в США (ему помог лично Альберт Эйнштейн). Сальвадор Дали вместе с Галой также принимают решение надолго остаться в Америке. Встречи художника и фотографа сначала носили эпизодический характер. Хотя первая работа, сделанная Халсманом, – голый Дали, лежащий в яйце в позе эмбриона –имела шумный резонанс. Фотограф получает серьезные заказы (в которых он очень нуждался, так как приехал в Америку буквально с одной фотокамерой в руках). А художник помещает снимок в автобиографическую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали».

В 1948 году им пришла в голову занимательная идея, результатом которой стал бесспорный шедевр, который вошел в историю под названием Dali Atomicus.

Сейчас эта работа изумляет тем, что была создана без использования монтажа и последующей обработки. Современников Халсмана фото занимало сложным толкованием.

Дали увлекся ядерной физикой, начав изучать структуру атома. Его интересовала теория Резерфорда-Бора, исходя из которой атом был подобен микроскопической Солнечной системе. Вокруг заряженного ядра движутся противоположно заряженные электроны. Физики также высказали гипотезу, что вся материя находится в подвешенном состоянии временной остановки. Халсман предложил Дали оригинальную идею: сделать снимок с необычной динамикой и композицией.

Фотограф хотел использовать молоко, но в послевоенные годы это могло бы показаться излишней расточительностью. Котов следовало просто подбрасывать и взрывать (какие физические процессы символизировал взрыв – история умалчивает). Потом от «напрасного перерасхода» котов решили всё-таки отказаться. Фотограф представил, сколько животных придется принести в жертву во имя искусства (и сколько крови надо будет отмыть в процессе съемки).

На леске были подвешены предметы интерьера. На счет «три» из левого угла помощники подбрасывали котов, из правого — выливали воду. В следующее мгновение подпрыгивал Дали. Жена Халсмана Ивонна держала стул. Через несколько дублей фотограф шел проявлять плёнку, ассистенты вытирали воду и сушили котов. Халсман, чтобы добиться реалистичности, использовал очень сильное освещение. Только 28-й кадр получился удачным, к облегчению уставшего Дали (и к немалой радости ассистентов и ошалевших котов). Dali Atomicus имеет прямую ссылку на картину Дали «Атомная Леда», которая находится в левом углу.

Позже в 50-х годах Халсман запечатлел похожую композицию, которая получила название «Космический Дали»: парящие багеты, батоны и крошки вокруг обнаженной девушки и стоящим в необычной позе Сальвадором Дали. В процессе съемки крошки и куски хлеба все время летели в лицо натурщицы, которая ловко отворачивалась от «космических объектов».

Для другой работы «Смерть в наслаждении» (In Voluptate Mors), рисунок придумал сам Дали. Для эскиза черепа из женских тел выбирали натурщиц, фигурой похожих на его любимую модель — жену Галу. У натурщиц маленькая грудь, красивые крупные бедра. (Девушки с большим бюстом позируют, лежа спиной к зрителю). Сам Сальвадор смотрит в камеру с отстраненно-безумным выражением лица.

«Без каталонца с его привлекательной внешностью и небывало закрученными усами сюрреализм бы не достиг в Америке такой популярности» — иронично писала американская пресса. Действительно, Сальвадор Дали был чрезвычайно фотогеничным.

О главном украшении своего лица он готов был разговаривать часами. «Усы мои растут – как и сила моего воображения», — писал Дали. В конце концов фантазия окончательно восторжествовала и фотографиям усов была посвящена целая книга «Усы Дали: фотоинтервью», — которая вышла в 1954 году, став плодом совместного творчества.

Сальвадор Дали получился в ней таким, каким он был – безумно талантливым и талантливо безумным. Необычайно шумный успех имел один снимок, о создании которого художник вспоминал так: «Я тут же, не сходя с места, решаю сфотографировать волосяную историю марксизма. С этой целью… вешаю себе на усы шесть белых бумажных кружочков. На каждый из этих кружочков Халсман по порядку, один за другим, накладывает портреты: Карла Маркса с львиной гривой и бородой… Сталина, чья густая поросль на лице ограничивалась усами, и, наконец, начисто бритого Маленкова».

Халсман отговорил вешать портрет Хрущева, убедив, что тот вряд ли обогатит «волосяную историю марксизма». Отсутствие генсека на усах Дали облегчило пребывание Халсмана в СССР, который он посетил в 1960 году. Как оказалось, фотография «волосяная история марксизма» была хорошо известна «товарищам по партии» и Халсману пришлось отвечать на каверзные вопросы, которые только вгоняли всех в неудобное положение. Когда фотограф рассказал художнику об этом эпизоде, тот лишь весело рассмеялся.

Они встречались почти каждый год, обогащая друг друга идеями и разрабатывая новые сюжеты. Дали с носорогом, Дали, парящий в воздухе с усами-антеннами, Дали на фоне своей картины с окровавленными руками – какие только своеобразные идеи не приходили им в голову.

Дали всячески выделял свою эксцентричность и даже простой сюжет: художник подписывает свои книги, они обставляли с необычайной тщательностью. Сальвадор в костюме Санта Клауса (похожий больше на Деда Мороза) и с ведерком черной икры, рядом с Галой.

Последний раз они встретились в 1978 году – за год до смерти Халсмана. Фотограф, подводя итоги жизни, напишет: «Всякий раз, когда я нуждался в поразительном герое для моих безумных идей, Дали милостиво соглашался поучаствовать. И наоборот, когда Сальвадор придумывал сюжет, который казался невозможным для воплощения, я пытался найти способы его решения. Мы были как два сообщника, которые создавали образы, которых нигде не существовало за исключением нашего воображения».

Tweet
Share on Tumblr

Выдающиеся сюрреалистические работы Филиппа Халсма


Движение сюрреализма – это не только про Сальвадора Дали, но и других выдающихся личностей того времени. К примеру, про Филиппа Халсмана, одного из ключевых представителей сюрреализма, который основал новый, уникальный жанр фотографии. А о нем и его творчестве мы детальнее расскажем в этой статье.

Становление Филиппа Халсмана в фотографии

Слева направо: Автопортрет Филиппа Халсмана. \ Марлон Брандо, 1950 год.

Фотография как таковая не относилась к художественному искусству примерно до 1940-х годов. До появления Филиппа Халсмана она использовалась в основном как инструмент для документалистики и журналистики. Наиболее известные фотографии того времени касались выдающихся личностей и журналистов, а ещё её часто использовали для научных экспериментов. Например, как в случае со снимками Эдварда Мейбриджа «Лошадь в движении», которые представляли собой набор фотокарточек, с помощью которых исследовали способы и возможности движения в 1878 году. Когда общество начало интересоваться фотографией, как нечто большим, чем это, возникла сюрреалистическая фотография.

Филипп Халсман с семьёй. \ Фото: pinterest.com.

Сегодня создавать сюрреалистические снимки стало намного проще благодаря существованию таких инструментов, как Photoshop и Gimp, которые из любого фото помогут сделать абстрактную композицию. Создавать сюрреалистичные изображения можно даже с помощью пары клавиш на ноутбуке или смартфоне, используя приложения для обработки снимков. Однако в то время создавать нечто подобное было совсем непросто, что не помешало сюрреалистическому движению в фотографии стремительно развиваться.

Слева направо: Victory Red от Элизабет Арден. \ Рут Гурвиц, Париж, 1938 год.

Такие снимки требовали большого количества времени, сил, а ещё – рулонов плёнки. Фотографы для создания сюрреалистичного эффекта применяли методы соляризации, двойной экспозиции. Помимо этого, часто использовали методику комбинированной печати в фотолаборатории, что помогало создавать лёгкий потусторонний, интригующий эффект на снимках. Эти ранние зачатки в сфере фотографии в конечном итоге легли в основу таких движений, как пикторализм, а ещё – абстрактная и уличная фотография. Несмотря на то, что даже сегодня этот вид искусства часто используется как инструмент достижения определенной цели, его сюрреалистические возможности позволили фотографам не просто увековечивать свои модели и предметы, но и таким образом активно самовыражаться.

Слева направо: Мэрилин Монро, Филипп Халсман, 1959 год. \ Альфред Хичкок, Филипп Халсман, 1963 год.

Одним из главных фотографов того времени был Филипп Халсман. Несмотря на то, что его нельзя до конца назвать фотографом-сюрреалистом, он сделал большой вклад в это движение, что привело к созданию одних из наиболее известных и популярных фоторабот того периода. В своих снимках он воплощал идеи сюрреализма, а ещё такие приемы, как искаженное восприятие, сказочный портрет, использовал неординарные, непривычные ракурсы. А ещё на его работы повлияло партнерство не только с другими фотографами, но и известными фигурами в мире искусства, например, с Сальвадором Дали.

Сальвадор Дали в постели, Филипп Халсман, 1964 год. \ Фото: i.pinimg.com.

Халсмана смело можно назвать творцом, который предпочитал нестандартные методики работы, даже когда он был начинающим фотографом. Его карьера началась в городе Париж, где он быстро стал популярен благодаря созданию портретов. Он увлекался экспериментами со светом, использовал различные типы теней, достигая особого уровня драматизма, а ещё любил интенсивные, яркие блики, которые позволяли подчеркнуть те или иные характеристики предметов. А ещё он был известен тем, что его портреты были более резкими, чем у других, и это во время, когда популярностью пользовались снимки с мягким фокусом.

Филипп Халсман с камерой. \ Фото: i.pinimg.com.

После оккупации Парижа во времена Второй мировой войны, Халсман был вынужден сбежать в Америку, выбрав в качестве места своего проживания город Нью-Йорк, куда он переехал с женой и двумя детьми. Тогда он был не слишком известен на территории США, а потому можно сказать, что ему пришлось построить свою карьеру с нуля. Его счастливым билетом в мир американской фотографии стало сотрудничество с тогда ещё начинающей моделью Констанс Форд. По своей прихоти Халсман решил сделать снимок девушки, лежащей на американском флаге, который после будет использован в патриотической рекламе ведущего бренда красоты и ухода за собой Elizabeth Arden.

Слева направо: Прыжок Мэрилин Монро. \ Прыжок Грейс Келли.

После запуска рекламной кампании губной помады под названием Victory Red, главным лицом которой стала Констанс, снятая Халсманом, Филипп ощутил, как его карьера стремительно набирает оборотов. Он начал работу над созданием обложек для журнала LIFE, разработав целую серию фотографий для культового издания.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: История любви в картинах, или Пикантные истории из жизни сюрреалиста Рене Магритта >>

Сотрудничество с Сальвадором Дали

Атомный Дали, Филипп Хальсман, 1948 год . \ Фото: kallistik.de.

С конца 1930-х годов Халсман занимался тем, что делал снимки выдающихся художников того времени, а ещё – писателей, актеров, общественных деятелей и не только. Самого же Сальвадора Дали он повстречал в 1941 году, когда у него появилось задание сфотографировать несколько костюмов, которые были созданы Дали для «Русских балетов» и их постановки под названием «Лабиринт». Фотография, на которой в итоге были силуэты балерин в этих костюмах, вырисовывавшихся на фоне Рокфеллер-центра, имела практически такую же сюрреалистическую сущность и направленность, как и работы Сальвадора. В конечном итоге, это и положило начало почти что сорокалетним творческим взаимоотношениям этих гениев.

Проведенное вместе время за работой подарило миру множество культовых изображений, среди которых особенно выделяется «Атомный Дали». Халсман вдохновился на создание этого снимка после знакомства с картиной художника, которая носила название «Атомная Леда». Ему хотелось создать портрет Дали, который представлял бы собой момент, застывший в пространстве, воздухе и времени. Для этого он использовал практически прозрачную, тонкую проволоку, чтобы подвесить в воздухе мольберт, табурет и вышеупомянутую картину. Его супруга держала стул, который можно увидеть на фотографии слева, тем самым усиливая ощущение отсутствия гравитации.

Сальвадор Дали в объективе Филиппа Халсмана.

После этого Халсман попросил помощников в студии подбросить в воздух трёх кошек, а ещё вылить ведро воды, а самого Дали – подпрыгнуть. Когда вода, кошки и сам художник пришли в движение, Халсман нажал на затвор. Получить фотографию, которую мы знаем сегодня, удалось только после двадцати шести дублей. После этого Дали нарисовал небольшой сюрреалистический набросок, который позже поместили на полотно в мольберте.

Midsummers Night Mare и Сальвадор Дали, фотограф Филипп Халсман. \ Фото: boijmans.nl.

Этот снимок по праву можно назвать самой влиятельной фотокарточкой в стиле сюрреализма, а ещё источником вдохновения для фотографов со всего мира. Это был своего рода вызов миру фотографии, в котором, как правило, правки вносились в темной комнате проявочной, вместо того, чтобы создавать уникальные кадры вживую. Снимок стал вдохновением и для самого Филиппа. После того, как он его сделал, фотограф часто просил своих моделей прыгать, прежде, чем делал снимок, что в конечном итоге привело к созданию известной фотокарточки с Одри Хепберн, Мерлин Монро, а ещё с герцогом и герцогиней Виндзорских, которые будто бы парили в воздухе.

Сальвадор Дали и его знаменитые усы.

Результатом такого тесного творческого тандема фотографа и художника стал физический метод создания сюрреалистичной фотографии. Вместо того, чтобы применять составные изображения, наложенные друг на друга, а также редактирование в темной комнате, как это делали фотографы того времени, стремясь получить уникальные эффекты, Халсман для своих снимков использовал нечто большее. Он любил четкие, простые снимки, для которых создавал уникальные постановочные сцены, разные уровни освещения и реквизит, которые помогали ему добиться потустороннего, фантастического эффекта. Ярким примером этого является серия снимков под названием «Усы Дали», в которых Халсман использовал приемы дадаизма и составные изображения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Мистика и трагедии сюрреалистки Кей Сейдж, которая сбежала от принца, полюбила алкоголика и рисовала сны Фрейда >>

Работа с Жаном Кокто

Слева направо: Жан Кокто, журнал LIFE, 1949 год. \ Жан Кокто с актрисой Рики Сомой и танцором Лео Коулманом.

В 1949 году Халсман получил заказ от журнала LIFE, в котором должен был сфотографировать известного французского деятеля искусства, авангарда и драматургии – Жана Кокто. Задача была непростая: фотографу необходимо было разработать серию фотокарточек, которая отражала бы то, что происходит на самом деле в голове поэта. На тот период Жан пребывал в разгаре выпуска своего нового фильма «Орел с двумя головами», а журнал, который хотел для себя его снимки, стал отличной сценой для продвижения авангардного киноискусства.

Кокто был широко известен публике благодаря тому, что добавлял в свои произведения различные аллюзии и отсылки на популярные творения. Халсман хотел учесть это в своей работе, наполняя фотокарточки отсылками к другим творениям Кокто. Для этого он задействовал ещё двух моделей – Энрику Сому и Лео Коулмана, реквизит, к примеру, дрессированного удава, живых голубей, а ещё анатомическую модель человека из пластика, которые помогли бы ему запечатлеть его представление о художнике.

Художник, сценарист и кинорежиссёр Жан Кокто, 1949 год, фотограф Филипп Халсман. \ Фото: bing.com.

Каждый снимок, сделанный фотографом для журнала, представлял собой отражение какой-то из работ Кокто и не только. К примеру, на одном из снимков художник крадется по плохо освещенному коридору, подняв руки вверх, как будто стремился произнести монолог, в то время как другая пара рук произрастает из стен, копируя положение его тела. Этот снимок представляет собой иллюстрацию одной из сцен из «Красавицы и Чудовища» самого Жана, где Белль стремглав несется по коридору, плохо освещенному канделябрами, что удерживаются парящими в воздухе руками. На другом снимке Кокто и Коулман, кажется, летают в воздухе, практически соприкасаясь руками, почти как на Сикстинской капелле, где изображен Адам и Бог.

Их пара размещается вдоль зеркала, лампы, стола, стула, а ещё – массивных часов, что ещё больше подчеркивает ощущение парения в воздухе. Любимой фотографией из всей серии у самого Кокто является третья, которая демонстрировала ярко освещенное лицо самого художника, которое будто бы было зеркально отображено. При этом левая часть лица смотрит в сторону, а правая прикрыла глаза, демонстрируя задумчивость. Фотографию создали как композицию из двух разных негативов, которые вырезали и проявили вместе для формирования цельной картинки. Этот образ, созданный для фотографии, Жан часто использовал в качестве своей персональной подписи.

Филипп Халсман, 1954 год. \ Фото: magnumphotos.com.

Однако одна из наиболее узнаваемых и ярких работ так и не была опубликована на страницах журнала. На этом снимке Жан облачен в пиджак, одетый задом наперед. Фото изображает его курящим, читающим и размахивающим ножницами одновременно с помощью трёх пар рук. Эта фотография – истинное воплощение сюрреализма: на ней изображена, казалось бы, обычная сцена, но оригинальные элементы, добавленные фотографом, придали ей причудливости и эффекта неожиданности. Снимки, которые создал Халсман в тот день на просторах своей маленькой студии, только укрепили его репутацию как оригинального фотографа, а ещё как ярого участника движения сюрреализма.

Вклад Филиппа Халсмана в фотографию

Слева направо: Американский физик Роберт Оппенгеймер, 1958 год. \ Дин Мартин и Джерри Льюис, 1951 год.

Его вклад в развитие фотографии и фотографического сообщества поистине огромен, и не всегда это связано непосредственно с жанром сюрреализма. Для журнала LIFE фотограф снял сто одну обложку, заработав за это внушительную сумму для фотографа по тем временам. Помимо этого, он напрямую был посвящен процессу портретной живописи, а ещё контактам между субъектом фотографии и самим фотографом.

Вместо того, чтобы снимать человека в стандартном, нейтральном положении сидя или лежа, Халсман во время съемки взаимодействовал с ним, ставил ему вопросы, чтобы узнать поближе и подчеркнуть в процессе работы особенности его личности. Филипп был тем фотографом, который просил своих субъектов чаще использовать живую мимику – кривляться, паясничать, танцевать, прыгать. Он заставлял их смеяться и вызывал неподдельные слезы, чтобы получить более искреннее, личное и интимное фото. Эта техника не только вдохновила многих других фотографов, но и изменила их подход к работе, тем самым кардинально поменяв особенности портретной съемки. Они начали прилагать усилия, чтобы их снимки были не просто фотографиями головы человека, а чем-то по-настоящему уникальным.

Слева направо: Энтони Перкинс. \ Герцог и герцогиня Виндзорские, 1958 год.

Пусть его идеи и лежали на поверхности, однако снимки Дали и Кокто сыграли большую роль, чтобы отделить сюрреализм от философского движения. Они всегда шли рука об руку, но именно Халсман сумел продемонстрировать, что сюрреализм может стимулировать революционное развитие фотографии, добавив ей игривости и причудливости, немного прагматизма.

В некотором смысле Филипп шел против основополагающих принципов сюрреализма, добавив немного более тонкую трактовку этого движения. Однако его усилия привели к более широкому признанию сюрреализма как такового, к пониманию движения и не только. Его любовь к экспериментам и тяга к нестандартному мышлению сделала его одним из самых выдающихся фотографов того десятилетия.

А в продолжение темы, читайте о «сумасшедшем гении» сюрреализма Сальвадоре Дали и о том, почему его прозвали Avida Dollars.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Женщина, которая сломала границы: фотограф Ли Миллер

< Все экспонаты

3 июля 2021 г. – 2 января 2022 г.

Огромный по масштабу и интимный в фокусе, Женщина, которая сломала границы: фотограф Ли Миллер исследует работы фотографа Ли Миллер (1907-1977), которая известна своей увлекательной личной жизнью и удивительно проницательными портретами и фотожурналистикой. На выставке, организованной Музеем Дали и представленной исключительно в Санкт-Петербурге, представлено более 130 снимков новаторской женщины-фотографа, очевидца некоторых из самых необычных моментов 20-го века и доверенного лица многих влиятельных художников. Прочитайте, что говорят посетители об этой специальной выставке:


«Мы должны громко рассказывать эти истории и следить за тем, чтобы они постоянно поддерживались».

«удивительный, неожиданный, мощный, сильный, смелый, единственный в своем роде»


О выставке

Выставка посвящена портретам Миллера известных писателей и художников, большинство из которых связано с сюрреалистами движение в Париже, и с которым она поддерживала личные отношения. Также представлена ​​небольшая подборка поразительных автопортретов, снимков, сделанных во время освобождения Парижа и Германии в конце Второй мировой войны, и фотографии, демонстрирующие технические достижения в средствах, которые она выбрала для самовыражения и запечатления времени. Женщина, которая сломала границы: фотограф Ли Миллер курируется Уильямом Джеффеттом, главным куратором выставок в Музее Дали.

«В равной степени нетрадиционная и амбициозная, Ли Миллер постоянно изобретала себя заново, как и художники, среди которых она жила и фотографировала», — сказал доктор Хэнк Хайн, исполнительный директор The Dalí. «Ее работы с искажённым сюрреалистическим качеством запечатлели целый ряд людей и исторических моментов; однако страсть, интенсивность и беспокойство женщины за камерой — это то, где могут быть рассказаны самые необычные истории».


О Ли Миллер

Миллер родилась в Нью-Йорке и начала свою карьеру в качестве модели Vogue в 1920-х годах. После переезда в Париж в 1929 году она начала трехлетнее личное и профессиональное сотрудничество с американским фотографом-сюрреалистом Ман Рэем. В дополнение к моделированию для многих наиболее значительных работ Рэя, Миллер также была активным помощником и соавтором, вновь открывая «эффект Сабатье», который она и Рэй использовали для создания соляризованных отпечатков с краткой вторичной экспозицией, в результате чего вокруг предмета возникает аура. Ближе к концу своего пребывания в Париже Миллер сфотографировала Дали и его жену Галу.

В 1932 году Миллер вернулась в США, где создала собственную портретную студию и участвовала в таких публикациях, как Condé Nast’s Vogue . Несколько лет спустя, по возвращении в Европу, она познакомилась с британским художником, историком и поэтом Роландом Пенроузом, и вместе они посетили Пабло Пикассо в 1937 году и завязали семейную дружбу на всю жизнь. Миллер привнесла в свою работу технические инновации и поэтическое видение сюрреализма и выставлялась с Лондонской группой сюрреалистов в 1940 году. Во время Второй мировой войны Миллер путешествовала с армией США в качестве официально аккредитованного военного корреспондента, что было редкостью для женщины в то время. Миллер стал свидетелем ужасов войны и лагерей смерти нацистской Германии. После войны она вышла замуж за Пенроуза и продолжила дружбу с ключевыми фигурами авангарда, многих из которых она фотографировала для различных изданий и биографий, написанных Пенроузом. Портретная живопись была единственной формой фотографии, которой Миллер продолжала заниматься до конца своей жизни в 1919 году.77.

Работы для этой выставки предоставлены во временное пользование архивом Ли Миллера, Восточный Сассекс, Англия, www.LeeMiller.co.uk. Верхнее изображение, деталь огненных масок, Дауншир-Хилл, Лондон, Англия, 1941 год. Автор Ли Миллер (3840-8) © Lee Miller Archives England, 2020. Все права защищены. www.leemiller.co.uk.

Частично спонсируется штатом Флорида, Государственным департаментом, Отделом по делам культуры и Советом по искусству и культуре Флориды (раздел n286. 25, Устав штата Флорида ), BNO Creative Labs, John and Mary Stachnik и Sandy Taraszki , Дэвид Цюрн и партнер аэропорта Сент-Пит – Международный аэропорт Клируотер (PIE).

Эта выставка содержит наготу.


Прочное партнерство Филиппа Халсмана и Сальвадора Дали

Филипп Хальсман, испанский художник Сальвадор Дали. «Дали Атомикус». 1948. © Филипп Халсман | Magnum Photos

Одно из самых продолжительных и знаменитых творческих партнерств в истории искусства было между фотографом-портретистом Филиппом Хальсманом и художником-сюрреалистом Сальвадором Дали. Впервые встретившись в 19В 41 году Халсман и Дали начали творческое сотрудничество, которое длилось тридцать семь лет и привело к созданию тысяч картин, в том числе « Dalí Atomicus » 1948 года. Через несколько лет после этого технического подвига они выпустили «Усы Дали » (1954), юмористическую книгу, посвященную бесчисленным изображениям усов Дали.

«Любимая фотография Дали моего отца — не фотография с кошками [ Dalí Atomicus ], которая была признана одной из ста самых влиятельных фотографий всех времен 9Журнал 0008 Time , но тот, что с усами, — мы называем его «портрет с наклоном», — говорит Ирэн Халсман, дочь фотографа. Эта фотография, которая является одним из самых известных портретов испанского художника, задает тон для набега и одиссеи как гибкости фирменных усов Дали, так и мастерства Халсмана как экспериментатора, радикального фотографа, опередившего свое время на десятилетия. «До того, как появился Photoshop, был Филипп, — говорит Айрин. Для Халсмана никакая идея не была слишком нетрадиционной, даже предложенная сюрреалистом.

Филипп Халсман | 1952. Испанский художник Сальвадор ДАЛИ. Испанский художник Сальвадор Дали. 1952. © Филипп Халсман | Magnum Photos

«До того, как появился Photoshop, был Филипп»

— Ирэн Халсман

Филипп Хальсман, испанский художник Сальвадор Дали. © Филипп Халсман | Magnum Photos

«Они были похожи на двух школьников, которые сотрудничали друг с другом, пытаясь шокировать публику», — продолжает Ирэн, которая в юности часто ассистировала отцу на съемках. «Они ликовали: «Давайте сделаем это!» Ирэн вспоминает, как познакомилась с Дали в молодости. «Мне кажется, что каждый раз, когда я встречался с Дали, он был одет в один и тот же синий костюм в тонкую полоску. Он был таким элегантным и щеголеватым. Я думал, что он очень красивый. Дали входил в комнату и говорил: «Бонжур, Бонжур!» И когда он уходил, знаете, что он говорил? «Bonjour, Bonjour!» Всякий раз, когда он произносил фразу, она состояла из трех разных языков. Он говорил: «Дай мне книгу» — это всегда был третий английский, третий французский и третий испанский. Он не очень хорошо говорил по-английски».

Юмор продлил дружбу Халсмана и искру сотрудничества с Дали. Ни один из них не уклонялся от того, что другие могли счесть возмутительным. В нью-йоркской студии Халсмана («Дали каждый год звонил моему отцу, когда тот приезжал в Нью-Йорк») двое мужчин «играли» — их термин для претворения в жизнь своих авангардных идей и сценариев.

Филипп Хальсман Сальвадор Дали держит ВРЕМЯ. США. 1954. © Филипп Халсман | Магнум Фото

«Всякий раз, когда он произносил предложение, оно состояло из трех разных языков.

»

— Ирэн Халсман

Филипп Хальсман Сальвадор Дали. США. Нью-Йорк. 1951. © Филипп Халсман | Magnum Photos

Одна из этих игривых фотосессий легла в основу книги. Восхищаясь длиной усов Дали, которые в то время достигали бровей сюрреалиста, Халсман заявил: «Поскольку никто никогда не писал книги об ухе Ван Гога или носе Рембрандта, я собираюсь сделать книгу об усах Дали!»

В книге исследуется не только универсальность фирменных усов Дали, но и способность Халсмана мыслить за рамками традиционной портретной живописи. После нескольких месяцев обдумывания своих идей двое мужчин собрались вместе, чтобы создать окончательные изображения. «Когда у Филиппа появлялась идея, Дали всегда был готов подчиниться и стать главным героем. И когда у Дали была просьба типа «Сделай мне Мону Лизу», Филипп ее понимал. Он также был очень изобретательным и изобретательным».

Филипп Хальсман Испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали. 1954. © Филипп Халсман | Magnum Photos

«Когда у Филиппа появлялась идея, Дали всегда был готов подчиниться и быть главным героем».

— Ирэн Халсман

Книга небольшого размера и объема, но обширна в деталях и масштабах, впечатляет художественными и фотографическими перспективы. Хотя изображения уникальны, подготовка к их созданию не менее увлекательна. Одна фотография мух, застрявших на усах Дали, закрепленных медом, была завершена не в присутствии Дали (художник вернулся в Европу), а с копией его усов с надежной аппликацией венгерского воска. Острая резкость усов Дали на большинстве изображений была достигнута благодаря маленькой баночке с венгерским воском, которая была одновременно и хитростью усов Дали, и ключом к их пластичности.

Филипп Хальсман Сальвадор Дали (Испания), художник, и его усы. © Филипп Халсман | По словам Айрин, Magnum Photos

Dalí Atomicus занял двадцать шесть дублей и шесть часов, а в стремлении Халсмана к совершенству и точности помогала его жена Ивонн, опытный фотограф. «Знаешь, мой отец в шутку говорил: «Я женился на конкурсантке».

Филипп Хальсман Сальвадор Дали, испанский художник. Изготовление «Дали Атомикус». США. 1948. © Филипп Халсман | Magnum Photos

Айрин вспоминает, как часто просыпалась ночью и слышала, как ее родители печатают изображения, часто до 3 часов ночи. «Мой отец никому не отдавал свои фотографии для печати. Он был мастером-печатником». Миссис Халсман часами наносила мед на точные усы, прежде чем мед капал точно в нужное место. В другом поразительном портрете Халсман сделал мобиль, разрезав фотографию лица Дали, подвесив глаз, усы и бровь и соединив различные части проволокой.

Филипп Хальсман, испанский художник Сальвадор Дали. 1954. © Филипп Халсман | Magnum Photos

От изображения Дали в образе Моны Лизы до помещения его в плавящиеся часы Постоянство памяти (1931) Халсман всегда находил ответы на вызовы Дали, даже когда идея вращалась вокруг атомной бомбы. «Как вы собираетесь показывать взрыв?» размышляет Ирэн. «Мой отец некоторое время думал об этом и нашел чудесный ответ. Он купил прямоугольный аквариум около полутора футов в длину и наполнил его. В ночь перед фотосессией он опробовал свою идею, заменив мою сестру Джейн. На следующий день Дали засунул голову в аквариум, сделал глоток молока во рту, а затем выплюнул его, образовав идеальное атомное облако. Кому еще, как не моему отцу, придет в голову такое новаторское творческое решение?»

Филипп Хальсман Испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали. 1954. © Филипп Халсман | Magnum Photos

Подробнее

Оставайтесь на связи

Введите ваш адрес электронной почты:

Спасибо. Ваши настройки сохранены.

Спасибо. Ваши настройки сохранены.

Полевые заметки Magnum

Каждый четверг будьте в курсе событий фотографов Magnum, новых работ, историй, опубликованных на веб-сайте Magnum, и последних предложений нашего магазина.

Магазин Магнум

Будьте первым, кто узнает о недавних выпадениях в магазине Магнум.