Фото времен ссср: 60 фото, которые показывают дух советского и постсоветского времени

Содержание

60 фото, которые показывают дух советского и постсоветского времени

Фотографии, которые пропитаны ни с чем не сравнимым духом времён СССР и 90-ми

Людям во все времена всегда интересно было знать и сравнивать, а как было до них? Как люди одевались, как праздновали, какой быт у них был… Это не говоря про культурные и научные достижения и исторические факты той или иной эпохи. Тот же менталитет – как он поменялся со временем?

На контрасте всегда все видится лучше. А чтобы это понять, иногда бывает полезно оглянуться в прошлое, чтобы другими глазами взглянуть на сегодняшнее настоящее.

Если, к примеру, вам хочется больше узнать или вспомнить о советской или постсоветской эпохах, то неоценимую помощь в этом может оказать социальный медиапроект «Советские визуалы», собирающий исторические фотографии, вещи, плакаты, архитектурные изображения времен СССР и постсоветских времен, чтобы дать более полное представление о том, как люди жили тогда.

И мы в 1Gai. ru рады помочь вам бросить взгляд на историческое прошлое и напитаться эмоциями тех давних и не очень времен, которые являются неотъемлемой частью нашей жизни – жизни тех, кто родился и вырос в СССР, и их потомков.

1. Распродажа елочных игрушек в магазине «Детский мир». Фото Петра Носова, Москва, СССР, декабрь 1967 г.

 Soviet Visuals /********

2. Собака Белка после возвращения из космического путешествия. СССР, август 1960 г.

 Soviet Visuals /********

3. Отдыхающие загорают на берегу Рижского залива в Юрмале. Фото Якова Берлинера, Латвийская ССР, 1975 г.

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

Викторина:Сколько стоили автомобили, велосипеды, мотоциклы и другие товары-услуги в СССР?

4. Детей в спальных мешках ведут на дневной сон, 1930-е, СССР

 Soviet Visuals /********

5.

Разминка солдата почетного караула, Россия, 1990-е

 Soviet Visuals /********

6. Фотографии российского метеоролога, который провел 30 лет на арктической метеорологической базе. Автор Евгения Арбугаева

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

Тест на знание вещей времен СССР

7. Советский космонавт Сергей Крикалев был в космосе, когда Советский Союз распался в 1991 году 

 Soviet Visuals /********

Не имея возможности вернуться домой, он был вынужден оставаться в космосе до особого распоряжения. Космонавт в конце концов вернулся на Землю после 10 месяцев на орбите – в совсем другую страну. Фото Волкова/ТАСС

8. Девицы-красавицы. Фото Татьяны Родионовой

 Soviet Visuals /********

9. Азербайджанская свадьба, СССР, 1965 г.

 Soviet Visuals /********

10.

Сончас на свежем воздухе в детских яслях № 155 Дзержинского района Москвы. Фотограф Дмитрий Бальтерманц. 1958 г.

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

Между прошлым и настоящим: 50 фотографий, которые показывают, как время меняет мир

11. Леонид Брежнев и Эрих Хонеккер. Фото Гельмута Ломанна, Берлин, ГДР, 1979 г.

 Soviet Visuals /********

Для ясности: «Социалистический братский поцелуй был особой формой приветствия между социалистическими лидерами. Этот акт демонстрировал особую связь, существующую между социалистическими странами, состоящую из объятий, а также серии из трех поцелуев в поочередно щеки. В редких случаях, когда два лидера считали себя исключительно близкими, поцелуи давались в губы, а не в щеки». – Википедия

12. Моржи в Киеве, Украинская ССР, 1960-е гг.

 Soviet Visuals /********

13.

Советские космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов в автобусе, направляющемся к космодрому «Восток-1» на космодроме Байконур, Казахстан, СССР, 12 апреля 1961 года 

 Soviet Visuals /********

Вскоре Гагарин стал известен как первый человек в космосе

14. Станция метро Киевская. Фото Дина Конгера, Москва, СССР, 1964 г.

 Soviet Visuals /********

15. Сугробы в Южно-Сахалинске. Фото Юрия Садовникова, СССР, 1968 г.

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

25 фотографий из СССР, которые вызовут приятное чувство ностальгии

16. Юные пионеры на оборонных учениях. Фото Виктора Буллы, Ленинград, СССР, 1937 г.

 Soviet Visuals /********

17. Советский детский конструктор «Архитектор», 1980-е гг.

 Soviet Visuals /********

18. Школьный пенал, СССР, 1970-е гг.

 Soviet Visuals /********

19. Самодельный новогодний костюм робота, СССР, 1964 г.

 Soviet Visuals /********

20. Продавцы рыбы на рынке Петропавловска-Камчатского, Россия, март 1993 г.

 Soviet Visuals /********

21. Чебурашка

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

История: Как можно было купить автомобиль в СССР

22. Пересечение дороги. Фото Владимира Богданова, Ленинград, СССР, 1963 г.

 Soviet Visuals /********

23. Москва, 1959 год

 Soviet Visuals /********

24. Зал ожидания в бюро регистрации браков. Таллинн, Эстонская ССР, 1973 г.

 Soviet Visuals /********

25. Фидель Кастро в беседе с Юрием Гагариным. Фото Валентина Соболева, Гавана, Куба, 1961 г.

 Soviet Visuals /********

26.

Москва, 9 мая 1945 г.

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

Советская автомобильная реклама (фотоподборка)

27. Фреска на здании машинного отделения Волжской ГЭС. Фото Всеволода Тарасевича, Волгоград, СССР, 1968 год

 Soviet Visuals /********

28. Советский фарфоровый чайник «Тайга», 1933 г.

 Soviet Visuals /********

29. Торговец чаем, Баку, Азербайджанская ССР, 1976 г.

 Soviet Visuals /********

30. Советский милиционер у первого Макдональдса в СССР, Москва, 1990 г.

 Soviet Visuals /********

31. Виктор Цой с Марианной Цой, Джоанной Стингрей, Юрием Каспаряном. Празднование Нового года. Фото Анны Шанталь-Петтер, СССР, 1986 г.

 Soviet Visuals /********

32. Огромный бюст Ленина в подъезде жилого дома в Худжанде, Таджикистан.

 Фото Артема Кушнерука

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

21 факт о московском метрополитене, который демонстрирует, как менялось метро столицы

33. Афиша советского фильма «Солярис», 1972 год

 Soviet Visuals /********

34. Советский космический корабль «Буран», 1988 год

 Soviet Visuals /********

35. Советская открытка, 1955 г.

 Soviet Visuals /********

36. Памятник Карлу Марксу в деревне Битуха. Фото Ольги Пташник, Тверская область, Россия, 2009 г.

 Soviet Visuals /********

37. Жилой район Медведково. Фото Льва Поликашина, Москва, СССР, 1967 Год

 Soviet Visuals /********

38. Агитационный спутник-автомобиль Коммунистической партии Италии на всеобщих выборах в Италии 1958 года. Фото Антонио Чи 

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

50 игрушек из детства, от которых появляется тёплая ностальгия (и даже слёзы)

39.

Наслаждаясь мороженым зимой. Фото Владимира Богданова, Россия, 1990-е

 Soviet Visuals /********

40. Советский будильник, 1960-е годы

 Soviet Visuals /********

41. «Моя тетя на Красной площади, Москва, СССР, 1971 год»

 Soviet Visuals /********

42. Советская актриса Наталья Климова в роли Снежной королевы, 1966 г.

 Soviet Visuals /********

43. Электрическая зубная щетка, СССР, 1968 г.

 Soviet Visuals /********

44. Москва, 1959 г.

 Soviet Visuals /********

45. Советский Новый год, 1969 г.

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

Прекрасное далеко: 60+ вещей из СССР, вызывающих ностальгию (некоторые экземпляры могут поставить в тупик)

46. АЗС на Ленинском проспекте. Фото Валентина Шияновского, Москва, СССР, 1974 г.

 Soviet Visuals /********

47. Диего Марадона в СССР, 1990 год

 Soviet Visuals /********

48. Советский плакат, 1957 г.

 Soviet Visuals /********

49. Празднование Первомая. Фото Ильи Павлюка, Львов, Украинская ССР, 1968 г.

 Soviet Visuals /********

50. Советский туристический плакат, 1965 год

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

30 фотографий интересных старых вещей, которые доказывают, что прошлое повсюду — оно рядом с нами

51. Остатки бетонного жилого дома в Кировском, бывшем рыбацком поселке на Камчатке, заброшенном в 1964 году

 Soviet Visuals /********

52. Заброшенная во время строительства гостиница «Аманауз», Домбай, СССР, 1985 г.

 Soviet Visuals /********

53. Чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов (справа) проводит показательную партию на Спартакиаде, посвященной XVIII съезду ВЛКСМ.

 Фото Владимира Родионова, СССР, 24 апреля 1978 г.

 Soviet Visuals /********

54. Советская актриса Клара Лучко, 1968 год

 Soviet Visuals /********

55. Гостиница «69 параллель», Мурманск, СССР, 1970-е гг.

 Soviet Visuals /********

Смотрите также

14 интересных и необычных новостных репортажей из СССР (и один с Трампом в Москве)

56. Американско-советский экипаж космической миссии «Аполлон-Союз». Фото НАСА, 1975 г.

 Soviet Visuals /********

57. Свидание в белую ночь. Ленинград, СССР, 1977 год

 Soviet Visuals /********

58. Советская коммуналка из пластилина. Работа Алексея Микулина, Россия, 2019

 Soviet Visuals /********

59. Советская сахарница, 1974 г.

 Soviet Visuals /********

60.

Плакат СССР

 Soviet Visuals /********

Источник статьи: 40 Pics That Perfectly Sum Up The Soviet And Post Soviet Times, As Shared On This Page

Обложка: Soviet Visuals / ********

Теплые «ламповые» фотографии времен СССР с советскими автомобилями — 19

Сегодня вы окажетесь в Киеве 60-х годов, посмотрите площадку готовой продукции заводов ЛАЗ и ИЖ, а также заглянете в Будапешт

Соскучились по фотографиям времен СССР? Давайте вновь запускать нашу импровизированную машину времени. Не забывайте также посмотреть предыдущую часть, если по какой-то причине вы её пропустили.

Трудиться и отдыхать в СССР умели. Было здорово в выходной день сесть в любимый Москвич со своей семьей и отправиться за город с палатками и удочками. Эта фотография сделана в 1976 году в Москве, Северное Бутово.

Прекрасная солнечная фотография Киева 60-х годов. Вид на вокзал со стороны улицы Коминтерна, которая сейчас называется Симона Петлюры. Трамваи МТВ-82 работали во многих городах СССР: в Москве, Киеве и Одессе. В Киеве их эксплуатировали до 1984 года.

Московский водитель такси за рулем ГАЗ-21 «Волга». Фотография сделана в 1970 году. «Волги» с необычной красной крышей и серым цветом кузова прозвали «Красными шапочками». Подобную расцветку получали автомобили, прошедшие в конце 60х годов капремонт. Водители их не любили, так как работы проводились на очень низком уровне, поэтому автомобили часто ломались.

Площадка готовой продукции автобусного завода ЛАЗ. Фотография сделана в 60-х годах. Среди автобусов можно увидеть городские ЛАЗ-695Б (их можно отличить по трем вентиляционным люкам в крыше) и туристические ЛАЗ-697 с овалом вокруг логотипа «Л» и матерчатой сдвижной секцией в крыше.

Площадка готовой продукции Ижевского машиностроительного завода в 1970 году. Готова партия автомобилей Москвич-412 небесно-голубого цвета. Кто сможет посчитать, сколько автомобилей на фотографии? Пишите ответ в комментариях!

А теперь перенесемся на Горьковский автомобильный завод, где на главном конвейере идет полным ходом производство полноприводных грузовиков ГАЗ-66. Легендарные «шишиги» с кабинами оливкового и песочного цветов на одной из последних стадий сборки.

А это уже Будапешт, Венгрия. Владелец ГАЗ-М20 «Победа» приехал на заправку ÁFOR, чтобы залить полный бак своего автомобиля. Обратите внимание на дополнительные круглые фонари над штатными задними фонарями. Это дополнительные стоп-сигналы, или поворотники?

Развилка Ленинградского и Волоколамского шоссе в Москве. Фотография сделана в 1977-1979 годах. Дороги относительно свободны, а транспарант над въездом в туннель гласит: «Москве — образцовый порядок в движении транспорта». Эти слова, да в уши нашему правительству…

Седельный тягач ЯАЗ-210Д привез бетонную секцию на стройку. Идет разгрузка гусеничным краном. Обратите внимание, что спереди грузовик привязан к гусеничному трактору, т.е. тяжелый автопоезд пришлось с трудом затаскивать на раскисшее после дождей место разгрузки.

9 июля 1961 г., народ едет на авиационный парад из Москвы в Жуковский. Фотография сделана немецким фотографом по имени Wim Dussel. В пробке стоят «Волги», «Победы», ГАЗ-12 ЗИМ, автобусы ПАЗ, ЗИС, а также грузовики ГАЗ. Особо внимательные даже увидят мотоколяску СМЗ-С3А. Подсказка: она в центральном ряду. Пишите в комментариях, если смогли найти.

Необычная картина: комбайн СК-3 загружает зерном опытный образец грузовичка УАЗ-451Д. Самоходный комбайн СК-3 выпускался в середине прошлого века, причем совсем недолго – лишь несколько лет. Однако за это время он успел удивить мир, а также получить премию Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. Это произошло в 1958 году, а теперь комбайн стал раритетом – его даже в музее Эстонии можно увидеть.

Напоследок переместимся в 1985 год на Саранский завод автосамосвалов, где на базе новеньких шасси, присылаемых с Горьковского автозавода, делали самые разные сельскохозяйственные и строительные самосвалы с задней или трехсторонней разгрузкой.

Подпишись на наш Telegram-канал

Открывающие глаза советские фотографии — BBC Culture

Загрузка

Фотография

(Изображение предоставлено авторскими правами художника Atlas Gallery)

Фиона Макдональд, 23 ноября 2018 г.

художественные эксперименты. Фиона Макдональд беседует с его кураторами о проницаемой границе между правдой и записанными событиями.

O

2 мая 1945 года трое красноармейцев и фотограф Красной Армии забрались на крышу Рейхстага в только что освобожденном ими от фашистов городе Берлине. Один солдат вскарабкался на небольшую башню, подняв что-то похожее на советский флаг. Позади него жуткие силуэты немецких героев, вылепленных из камня, непрестанно шагали по краю. Снимок, сделанный в тот момент, стал классикой военной фотографии и интересным уроком размытых границ между правдой и историей.

Евгений Халдей, Знамя Победы, Берлин, май 1945 г. (Источник: Авторские права предоставлены художником Atlas Gallery)

Знамя Победы Евгения Халдея представлено на новой выставке «Шедевры советской фотографии» в галерее Атлас в Лондоне. «С ним связана такая замечательная история, а также ощущение тайны», — сказал соучредитель Atlas Бен Бердетт в интервью BBC Culture. «Это было постановочное изображение, но постановочное по уважительной причине, потому что в тот момент, когда баннер был впервые поднят, не было фотографа, который мог бы запечатлеть это событие. Так что фотограф вернулся на следующий день с солдатами и переставил его, потому что они хотели, чтобы у них были фотографии советского знамени над Рейхстагом».

Больше похоже на это:
— История картины, которая боролась с фашизмом
— Может ли пропаганда быть великим искусством?
— Ранние советские изображения, предвещающие фейковые новости

Солдаты без знамени несли кусок ткани, который, как позже утверждалось, был сшит из трех красных скатертей дядей фотографа с пришитыми серпом и молотом. Согласно New York Times, отец и сестры Халдея были убиты нацистами. Увидев фотографию поднятия флага Иводзимы, сделанную Джо Розенталем чуть более двух месяцев назад, он попросил своего дядю создать импровизированный флаг и взял его в Берлин, чтобы он мог создать свою собственную версию культового изображения.

Max Alpert, Combat!, 1942 (Источник: авторские права художника предоставлены любезно предоставленной галереей Atlas)

«Это стало одним из самых исторических снимков войны», — говорит Бёрдетт. «А позже выяснилось, что в это время солдаты забирали ценные вещи у убитых немцев, а у человека на переднем плане фото на запястьях были украденные часы. Впоследствии российские власти решили, что это не то, что они хотели видеть, потому что на нем были показаны солдаты, забирающие ценности у немецких солдат. Более поздние версии изображения были отретушированы: есть одна версия, на которой солдат изображен с тремя часами — двумя на одном запястье и одним на другом, — но на большинстве имеющихся в обращении у него либо одни часы, либо ни одного. Это похоже на умирающего солдата Роберта Капы, это своего рода русская версия — это классическая военная картина».

Реальность кусается

Фотография представляет собой двусмысленность, которая связывает воедино другие изображения на выставке, взятые из личной коллекции 95-летнего фотографа Льва Бородулина. Они пронзительно провозглашают сильный Советский Союз – и одновременно подсказывают нюансы через экспериментальные приемы. «Иногда есть первое впечатление, прежде чем открывается совершенно другая картина, когда вы знаете ее историю», — говорит со-куратор выставки Майя Кацнельсон BBC Culture. «Советские фотографы создавали настоящие шедевры, создавая грандиозный миф советской цивилизации. Я считаю их деятельность сродни героизму. Делать, с одной стороны, идеологически правильные фотографии, а с другой, в дозволенных узких пределах добиваться максимального художественного выражения».

Лев Бородулин, Пирамида, Москва, 1954 (Источник: авторские права предоставлены галереей «Атлас») Россия — преимущественно спортивные мероприятия, что-нибудь спортивное и вообще героическое», — говорит Бёрдетт. Руководствуясь тем, что Атлас называет «стремлением собрать и сохранить изображения тех времен, когда искусство было ограничено службой советской социалистической программе», Бородулин за последние 70 лет собрал коллекцию, насчитывающую около 10 000 изображений. Он в значительной степени охватывает период от русской революции до XIX в.60-х, с фотографиями, собранными из журналов, архивов и фотоагентств вроде ТАСС.

«Эта коллекция спасла от уничтожения многие фотографии, это была одна из первых коллекций советской фотографии», — говорит Кацнельсон. Охватывая разные периоды, для нее особенно поразительны кадры Второй мировой войны. «Время, когда на грани жизни и смерти фотожурналисты создавали шедевры. Некоторые из этих работ послужили для поднятия духа всей страны; некоторые из них давно спрятаны в архивах и не видели света десятки лет после окончания войны».

Яков Халип, «Торпедо», Балтийский флот, 1936 (Источник: авторские права предоставлены галереей «Атлас»)

Бородулин находит в этих изображениях особое значение. «Для меня это очень личное дело», — говорит он BBC Culture из своего дома в Тель-Авиве. «Многих моих родственников убили, если не всех, я был дважды ранен, я был в отряде, который воевал от Москвы до Берлина. Это изменило мою жизнь и жизнь страны, и это изменило жизни всех людей, которых я знал. И я хочу, чтобы люди не забывали об этом». Когда Халдей запечатлел на своем фото падение Берлина, по Рейхстагу еще шла перестрелка: по словам Бородулина, Халдей рисковал жизнью, создавая образ. Позже они сблизились. «Халдей был моим личным другом, мы провели вместе много часов, вспоминая войну… и каждый раз, когда я приходил в маленькую фотостудию, где он жил, я видел это изображение шириной, наверное, в метр, и мы садились перед ним. ”

Самари Гурари, Черчилль, Рузвельт и Сталин в Ялте, 1945 г. (Фото: авторские права предоставлены любезно предоставленной галереей «Атлас»)

Коллекция предлагает другой путь в историю России. «Он обширен и охватывает всю сталинскую эпоху, весь советский период, Вторую мировую войну, холодную войну и другие периоды», — говорит Бёрдетт. «Некоторые из них были сняты в самые мрачные годы сталинской эпохи — с исторической точки зрения они представляют собой удивительный ресурс для наблюдения за развитием и строительством современной России, особенно через тяжелую промышленность и сельское хозяйство».

Семен Фридлянд, Волжаночка (Девушка с Поволжья) (Фото: авторские права предоставлены любезно предоставленной галереей «Атлас»)

Но Бердетт и Кацнельсон были особенно привлечены другим аспектом коллекции, выходящим за рамки исторических записей. «Нас больше интересовало развитие эстетики советской фотографии, художественного подхода: конструктивисты, группа «Октябрь» — русский эквивалент Баухауза», — говорит Бердетт. «Мы выбирали работы таких мастеров медиума, как Аркадий Шайхет, Яков Халип, Александр Родченко и Борис Игнатович».

Александр Родченко, Лилия Брик, 1926 (Источник: авторские права предоставлены галереей Atlas)

Один центральный элемент этой советской эстетики был продиктован политическим ландшафтом, в котором работали фотографы. «Общая характеристика многих снимков — это довольно фальшивое торжествующее изобилие, которое фотографы пытались запечатлеть на лицах людей, которых они фотографировали. Это очень очевидный аспект изображений, что в них есть элемент пропаганды. Это эстетика, которая стала довольно модной, потому что она странная — очень мелодраматичная».

Аркадий Шайхет, комсомолец за рулем, Балахна, 1929 г. (Фото: авторские права предоставлены галереей «Атлас»)

Но есть еще один ключевой элемент советской фотографии, который далек от триумфальных проявлений могущественного государства. «Во многом его характеризует определенная степень экспериментирования и импровизации, которую вы не увидите на Западе», — говорит Бёрдетт. «Российские фотографы разработали этот особый взгляд на фотографию, который включал в себя различные подходы, такие как необычное кадрирование и ракурсы камеры — в большинстве случаев ракурсы диагональные, а не квадратные; они смотрят вверх или вниз на предметы, а не прямо; они часто используют фотомонтаж и коллаж».

Александр Родченко, «Пожарная лестница», 1925 (Источник: Авторские права художника предоставлены Atlas Gallery)

Конструктивисты «отождествляли себя с политической революцией как художники-новаторы и намеревались построить новый мир средствами нового искусства», согласно к Кацнельсону. Октябрьская группа коренным образом изменила прессу. «В течение десяти лет — 1925–1935 — советская пресс-фотография была самой авангардной в мире».

Александр Родченко, «Девушка с Leica», 1934 г. (Источник: авторские права художника предоставлены Atlas Gallery)

Даже когда авангард потерял популярность, фотографы раздвигали границы. По словам Кацнельсона, «это было время „социалистического реализма“ — реалистичного по форме и социалистического по содержанию… [и] портрет должен был излучать оптимизм, волю к победе и силу духа».

Яков Калип, «На страже», 1937 г. (Фотография на основе дизайна Родченко) (Фото: авторские права предоставлены любезно предоставленной галереей Atlas) «Перед фотографами стояла задача создать работу, которая выглядела бы триумфально и позитивно, поэтому многие фотографии показывают жизнь в очень драматическом свете — отчасти это происходит из-за использования этих необычных ракурсов. Взгляд вверх или вниз на объекты дает драматическое представление о том, что происходит на снимках».

Владислав Микоша, Утренняя зарядка, 1937 (Источник: Авторские права художника предоставлены Atlas Gallery)

«По советской фотографии можно проследить не только историю страны, но и смену идеологических приоритетов. Что снимать и , как снимать », — рассуждает Кацнельсон. Даже к 1960-м годам у эпохи освобождения все еще были свои ограничения, как вспоминает Бородулин, когда его спросили, какие из его собственных фотографий ему особенно нравятся. «Вероятно, одна из моих любимых — фотография водолаза, которая была подвергнута цензуре как «летающая задница». Я взял его на своих первых Олимпийских играх в 19 лет.60 лет в Риме, и тогда я впервые попал в «капиталистическую» страну. Я был так счастлив сделать это, я только начинал свою карьеру фотографа в журнале «Огонек»… и он был выбран для обложки».

Лев Бородулин, Водолаз на обложке журнала «Огонек» (Фото: Авторские права художника предоставлены любезно предоставленной галереей «Атлас»)

Тем не менее, она подверглась критике со стороны Михаила Суслова, неофициального Главного идеолога Коммунистической партии, который писал в «Правде», вспоминает Бородулин: « что «Огонек» нехорошо публиковать такие фото, потому что это слишком авангардно и слишком формалистично». Несмотря на это, он воспринял это как похвалу. «В этой небольшой статье меня назвали мастером, мол, «не подобает такому большому мастеру фотографии, как Лев Бородулин, делать такие снимки».

Лев Бородулин, Водолаз, 1960 (Источник: авторские права предоставлены галереей «Атлас»)

Самая последняя фотография на выставке показывает, как развивалось российское общество с 1920-х годов, и как эта коллекция может предложить другой взгляд на историю. «Что отличает его от аналогичной коллекции работ того же периода из США, из журнала Life или из Европы в Picture Post, так это то, что здесь нет фотографий знаменитостей», — говорит Бердетт.

Игорь Снегирев, Юрий Гагарин, 19 апреля61 (Источник: авторские права предоставлены галереей Atlas)

«Не было фотографий Мэрилин Монро или Элвиса — не было культуры знаменитостей. Пока вы не доберетесь до этой удивительной картины Юрия Гагарина 1961 года. Почти до этого момента в России не было знаменитости в современном понимании – он был первым. Он был чрезвычайно красив и героически выглядел, он был первым человеком в космосе, поэтому он стал знаменитым героем в России — и это 1961 год, довольно поздний в развитии популярной культуры во всем мире. Это почти последнее изображение в коллекции, в некотором смысле оно знаменует собой конец эпохи».

Шедевры советской фотографии в галерее Атлас в Лондоне до 27 ноября 2018 года. Facebook  или напишите нам по телефону   Twitter .

Если вам понравилась эта история,  подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием «Если вы прочитаете только 6 вещей на этой неделе». Каждую пятницу на ваш почтовый ящик доставляется тщательно подобранная подборка историй из BBC Future, Culture, Capital и Travel.

;

Семь десятилетий советской фотографии – в фотографиях | Искусство и дизайн

С 1927 года и до падения коммунизма российский журнал «Советское фото» освещал новаторскую визуальную культуру региона. Новая выставка в Центре фотографии Люмьер празднует эту историю

Яна Искакова и Екатерина Зуева для «Медузы», входящей в сеть «Новый Восток»

Вт, 23 июня 2015 г., 07:00 BST

  • Купающийся бездомный, 1927 год

    Аркадию Шайхету, родившемуся в сельской бедноте в 1898 году, было всего 19 лет, когда русская революция потрясла мир. Отслужив на войне, он оттачивал технику «художественного репортажа» для документирования строительства СССР и в 1919 году основал журнал «Советское фото».27

  • Руки мастера маникюра, 1929

    В годы после основания «Советского фото» (с подзаголовком «Фоторепортаж и любительская фотография») многие художники сосредоточились на разработке фотосерий, таких как этот на руках Аркадия Шайхета

  • Технологии решают все, 1930-е годы

    Диагональные снимки и резкое кадрирование — вот некоторые из характерных приемов, используемых печально известным левым фотографическим коллективом October. Их девизом было «Новые времена требуют новых форм» 9.0158

  • Молодежь, 1937

    Эта фотография Бориса Игнатовича показывает, как позже фотографы перешли к социалистическому реализму, в котором предусмотренные изображения должны были не просто отображать действительность, а показывать коммунистический идеал

  • Диетические яйца, 1939

    Александр Хлебников основал Фотоклуб «Новатор» и был пионером натюрморта. Это изображение тарелки с яйцами — одно из многих, которые он делал на протяжении 19 лет.30-е годы предметов быта – от ткани до тыквенных семечек и бутылок из-под молока

  • Враг, 1944 год

    С началом Второй мировой войны фотожурналистика встала на защиту Матери-России. На этом фото Анатолия Егорова , раненый в бою, ефрейтор Овчаренко Степан Васильевич стреляет из автомата по войскам противника

  • Знакомство с победителями, 1945 год

    Мастер советской фотографии, коллега ведущего художника Александра Родченко и новаторского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна Георгий Петрусов запечатлел восторг толпы в конце Второй мировой войны. Родченко сказал о Петрусове: «Он как губка, впитывающая все, что касается фотографии»

  • Бетонный завод, 1954

    После службы в Великой Отечественной войне Всеволод Тарасевич вернулся к фотографии, работая в журналах «Советский Союз», «Огонек», «Работница», а также в «Советском фото». Большая часть его работ связана с достоинствами и достижениями науки и техники

  • Духи №8, 1958

    Этот восьмой снимок из серии о парфюмерии показывает переход Александра Хлебникова в модную и рекламную фотографию в 1950-е годы

  • Старт, 1959

    Взято из статьи Владимира Степанова о производстве новой модели фотоаппарата – Старта

  • В лаборатории физики, 1960

    Анатолий Хрупов был еще одним фотографом «физиков-лириков», стоящих за достижениями советской науки. Здесь он фотографирует техника за работой в лаборатории Вильнюсского университета в Литве

  • Двенадцатая симфония, 1961

    Этот портрет известного композитора Дмитрия Шостаковича представляет собой сдвиг в советской портретной живописи: вместо постановочного снимка фотограф Всеволод Тарасевич выяснил, где композитор отдыхал между выступлениями, и тайно снял откровенный снимок

  • Дуэль, 1963

    Политическая оттепель 1960-х годов принесла с собой новую энергию в фотографию, как показывает этот снимок из серии «Московский государственный университет» Всеволода Тарасевича

  • Хрущев и Кастро обедают в колхозе в Грузии, 1963 год.

    За 38 дней кубинский Фидель Кастро путешествовал по СССР – единственный государственный деятель, которому это удалось. Это широко освещалось в советской прессе, и этот снимок двоих, наслаждающихся обедом, был сделан Василием Егоровым

  • Университетская гимнастика, Москва, 1973

    Экспериментируя с формой и абстракцией, этот коллаж из четырех разных фотографий, сделанных Александром Абазой, превращает гимнастику в алфавит жестов

  • Морские сказки, 1976

    Литовский фотограф Виталий Бутырин опирается на богатую советскую историю своими часто сюрреалистическими фотомонтажами. Это из серии «Сказки моря»

  • За кулисами Большого театра, 1983 г.

    Взятая из серии, которая принесла Владимиру Выткину его первую номинацию на премию World Press Photo, эта фотография была сделана в то время, когда Виткин резко критиковал то, что он назвал «беспрецедентными» тенденциями в советской фотография

  • Страница армейского дневника, 1989 г.