Содержание
1. Введение. Эпический мир или эпический текст?
Слово «эпос» в
русской культурной традиции обозначает
и литературный род, и один из жанров,
относимых к этому роду, – эпопею (иногда
в этом случае употребляется термин
«героический эпос»). Двойственность
значения вынуждает к оговоркам: «в
широком смысле», «в узком смысле». В
западноевропейской традиции, как
свидетельствует справочная литература,
существует аналогичное двузначное
выражение «эпическая поэзия»43.
В то же время используются термины
«эпика» для обозначения одной из трех
основных групп литературных произведений
или одной из трех «естественных форм
поэзии» (Гете) и «эпопея» – для
характеристики определенного исторически
сложившегося типа художественной
структуры (жанра)44.
Этот подход к литературоведческой
терминологии представляется нам более
предпочтительным. Дело, однако, как
увидим далее, не только в выборе термина
для обозначения предмета наших
размышлений.
Двузначность слова
«эпос» или выражения «эпическая поэзия»
сложилась исторически, а потому, при
всех ее неудобствах, ее нельзя игнорировать.
Эпопея в течение многих веков считалась
наиболее адекватным воплощением одной
из основных возможностей или одного из
направлений развития всякого
словесно-художественного творчества.
Следовательно, и сам этот тип творчества
именовался так же, как его величайшие
образцы. Обнаруженные в них структурные
особенности или «законы» строения
послужили меркой для оценки и исходным
пунктом для изучения близких к эпопее
жанров, включая и роман.
Лишь к середине
ХХ в., как мы уже говорили, различия между
двумя способами изучения литературных
произведений – описанием их исторически
сложившихся разновидностей (жанров) и
конструированием их «идеальных типов»
– было осознано как принципиально
значимая методологическая проблема.
«Теоретический» характер категории
рода применительно к «эпосу» и выразился
в следующей дилемме: либо структурные
особенности изображенного
мира в эпопее
и воплощенное в них «эпическое
миросозерцание» экстраполируются на
ряд других, более поздних и в разной
степени близких к эпопее жанров (роман,
иногда – повесть, еще реже – рассказ).
Либо приходится, отказавшись от
«метафизических» попыток эксплицировать
«родовое содержание», долженствующее
(по неизвестной причине) быть общим,
например, для эпопеи и романа,
сосредоточиваться на особенностях
текста
произведений, относимых обычно к эпике,
чтобы в них найти надежные и убедительные
признаки «родовой» общности.
Первый путь решения
проблемы характерен для традиционной
философии искусства, связанной с
традиционной же поэтикой; второй – для
поэтики ХХ века.
Первый подход «в
чистом виде» сохранился лишь в некоторых,
уже явно устаревших, определениях эпоса
как рода45.
Однако он продолжает оказывать
существенное влияние на поэтику в другой
области: в исследованиях, посвященных
проблеме так называемого «романа-эпопеи».
На общем фоне чрезвычайно популярных
у нас в ХХ в. описательных работ такого
рода немногие более продуманные
исследования выделяются благодаря
идее, согласно которой историческое
назначение романа состоит как раз в
том, чтобы он стал подобием эпопеи
(«роман – эпос нового времени»). И,
следовательно, осуществившие это
назначение «синтетические» или «открытые»
формы должны быть противопоставлены
другим формам этого жанра, не являющимся
«подлинными», «настоящими» романами46.
Второй подход
отражен в более современных определениях
понятий «эпос» (в «широком смысле») или
«эпика», в которых сделан акцент на
повествовании
(«эпос – повествовательный род»), причем
учитывается не только место «повествования»
как речевой формы в тексте произведения,
но и его функции посредничества и вместе
с тем создания временнóй
дистанции (событие рассказывания во
времени всегда позже рассказываемого
события)47.
Проблема «эпики»
заключается, таким образом, в отсутствии
закономерной связи между традиционными
представлениями о типе художественного
образа мира
и современными представлениями о типе
художественного текста.
При этом недостаток первых (моделируемый
тип произведения соотносится почти
исключительно с одним эпическим жанром
– эпопеей) компенсируется тем достоинством,
что этот подход имеет в виду содержательное
(смысловое) целое.
И наоборот, преимущество второго подхода
– опора на вполне определенные,
поддающиеся наблюдению и точному
фиксированию особенности текста –
снижает тот недостаток, что признаком
«родового» типа текста признается
только одна
особенность:
преобладание повествования над прямой
речью персонажей и, следовательно,
доминирование функций, связанных с этой
формой.
Казалось бы,
напрашивается поиск золотой середины.
К ней ближе, по-видимому, характеристика
эпики у Геро фон Вильперта, где наряду
с несводимостью полноты изображенной
жизни к действиям героя, отсутствием
ограничений в пространстве и времени
и необходимой для драмы устремленности
к развязке (все это не всегда бывает
даже и в романе, не говоря уже, например,
о новелле) отмечены также собственная
весомость каждого эпизода и вообще
самостоятельность частей48.
Однако одним только
стремлением удержаться от крайностей
решение интересующей нас проблемы не
обеспечивается. Суть дела в том, что два
противостоящих, как мы только что
заметили, аспекта проблемы эпики (создает
ли ее специфику изображенный «мир героя»
или текст как носитель «события
рассказывания») в действительности
представляют собой взаимообусловленные
и взаимодополняющие грани
словесно-художественного произведения
«как такового». Речь идет о соотношении
события, о котором говорится в произведении,
и события самого рассказывания. Презумпция
их единства не мешает ему оставаться,
как мы убедились, не раскрытым в теории
эпического произведения.
В этой связи вряд
ли стоит отказываться от попытки
определить исторически устойчивые
структурные особенности текста эпических
произведений. Если бы такая попытка
оказалась успешной, она могла бы стать
исходным пунктом сопоставления жанров,
которые принято относить к эпике, и,
следовательно, – отправной точкой для
создания теоретической модели эпического
произведения.
Эпические жанры литературы. Примеры и особенности
- Энциклопедия
- Литература
- Эпические жанры литературы
К эпическим жанрам можно отнести: эпопею, эпическую поэму, рассказ и новеллу, повесть, роман, притчу, а также некоторые варианты очерка. Перечисленные жанры отличаются объемом литературного произведения, масштабом освещаемых событий и включенных в текст рассуждений.
Главная особенность, которая отличает эпические произведения от остальных, — повествовательный характер речи и ведущая роль рассказчика. Он последовательно сообщает о произошедших событиях и деталях, описывая при рассказе обстановку, портрет персонажей, их действия. Иногда эпос включает авторские рассуждения в контексте общего повествования.
Роман-эпопея
Крупные по объему произведения, отображающие жизнь народа в переломные периоды значимых исторических событий. “Живые и мертвые” Симонова К.М., “Тихий Дон” М.А. Шолохова, и самый известный пример “Война и мир” Л.Н. Толстого.
Эпическая поэма
К жанру относятся произведения поэтического характера, иногда прозаического, с ярко выделенной сюжетной линией. Чаще всего произведение воспевает события прошедших лет какого-либо народа, его идеалы и стремления. “Мертвые души” Н.В. Гоголя, “Полтава” А. С. Пушкина относятся к таким.
Роман
Характерной особенностью является сосредоточенность на судьбе одного персонажа, который развивается по мере развития сюжета. Отличается нелинейностью, насыщенностью конфликтными ситуациями, напрямую или косвенно связанными с основной линией повествования. Тематика романов разнообразна: историческая, фантастика, сатира, философская, готическая и т.д. Также разнится структура романа — эпистолярный (в письмах), стихотворная форма и прочее.
“Эпос частной жизни” представлен романами “Обломов” А.И Гончарова, “Отцы и дети” И.С. Тургенева.
Повесть
Считается “средним жанром” среди эпических произведений. По объему повесть больше рассказа, но меньше, чем роман. События сообщаются в естественной последовательности, сюжет не имеет острых конфликтов и проблем, характеры персонажей не раскрываются глубоко. В отличии от романа, передача настроения и чувств героев показана не в действии, а в статике (через пейзажи, окружающую обстановку, описание душевного состояния). Примерами в литературе будут «Степь» А. П. Чехова, «Записки из «Мертвого дома» Ф. М. Достоевского.
Иногда очень трудно распознать повесть и роман. Чтобы разобраться, нужно выделить главную линию и проблему, посмотреть на нее в контексте того времени, о котором повествует произведение. Если тема глобальна для периода в произведении, значит это роман. Если линий больше двух — роман.
Рассказ
По сравнению с повестью и романом, небольшое прозаическое произведение с ограниченным числом персонажей. Обычно в основе лежит одна проблема или конфликт, идет описание обычных жизненных ситуаций ничем не примечательных для исторической эпохи. Примеры: рассказы А. П. Чехова “Вишневый сад”, И. А. Куприна “Гранатовый браслет”.
Новелла
Чаще выделяют как самостоятельный жанр, хотя многие отождествляют его с рассказом. Новелла отличается стремительно развивающимся сюжетом и острой конфликтной ситуацией, отсутствием описательных элементов и строгостью композиции. От рассказа отличается возможной нелогичной концовкой и нелинейно развивающимся сюжетом. Например, цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина и ранние рассказы А.П. Чехова, Э.А По.
Притча
Нравственное поучительное произведение в аллегорической форме. Притча основана на реальных человеческих историях из жизни. Примером может являться притча о праведной земле, которую рассказал Лука в пьесе Максима Горького “На дне”.
Эпические жанры литературы
Интересные темы
Связанные с Epic текстовые сообщения улучшают качество обслуживания пациентов и улучшают результаты в Community Health Network
Тысячи пациентов Community Health Network в Индианаполисе не получали важных обновлений системы здравоохранения.
ПРОБЛЕМА
Значительная часть односторонних текстовых сообщений организации для пациентов — коды активации Epic MyChart, коды многофакторной аутентификации, ссылки на посещение видео, напоминания об электронной регистрации, обновления состояния операционной и многое другое — просто отправлялись не доставлен. Пациенты звонили в систему здравоохранения, жалуясь, что не получили напоминания о встрече, ссылки или другой необходимой им информации.
В общей сложности 5,7% сообщений, отправленных системой здравоохранения, которые были привязаны к Epic и автоматизированы из EHR, не были доставлены. И хотя поначалу 5,7% может показаться не такой уж большой цифрой, работая в масштабе Community Health Network — отправляя в среднем 435 000 сообщений в месяц — она выросла до 25 000 сообщений, которые исчезали каждый месяц.
«Нижеследующие последствия этих пропущенных сообщений сразу очевидны, но их немного сложнее понять», — отметил доктор Патрик Макгилл, главный аналитик Community Health Network. «С одной стороны, напоминания о пропущенных встречах могут привести непосредственно к пропущенным встречам. С другой стороны, упущения в общении всегда приводят к ухудшению качества обслуживания пациентов, что со временем ведет к снижению их лояльности»9.0003
«В мире взаимодействия с пациентами до и после лечения ничто другое не имеет значения, если вы не можете связаться с пациентом», — продолжил он. «Вы не можете предоставлять исключительные услуги, если ваши сообщения никогда не приходят».
«Я бы посоветовал другим поставщикам очень серьезно подумать о дополнительных преимуществах прямой интеграции электронных медицинских карт и создания отчетов».
Д-р Патрик МакГилл, Community Health Network
Что еще хуже, поставщик системы обмена текстовыми сообщениями системы здравоохранения не предоставлял тот тип отчетов, который организации-поставщику необходимо было получить в суть проблемы — понять, почему это происходит, чтобы организация могла принять меры для ее решения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Community Health Network некоторое время работала с поставщиком CipherHealth в других областях взаимодействия с пациентами — вовлечение пациентов, скрининг COVID, обратные вызовы после выписки и т. компания и то, как ее технология привела к значительному росту вовлеченности в других подразделениях организации-поставщика. Сотрудники системы здравоохранения были довольны, когда поставщик сказал, что может помочь с проблемой, которая становилась неразрешимой.
«CipherHealth представила нам свой EHR Activation Gateway, который, по их утверждению, не только решит проблемы доставки, но и предложит гораздо более качественные отчеты и сбор данных разговора, что позволит нам создавать всесторонние представления пациентов, сочетающие клинические данные и разговорный контекст», McGill объяснил.
«Кроме того, прямая интеграция Gateway с Epic позволила управлять данными из нескольких разных источников и направлять их в единое окно», — добавил он.
РЕШЕНИЕ ВЫЗОВА
Community Health Network завершила интеграцию в конце лета прошлого года, подключившись непосредственно к экземпляру Epic.
Команда CipherHealth сыграла решающую роль в процессе интеграции, создав системную архитектуру, которая не позволяла операторам сотовой связи отфильтровывать номера пациентов — основная проблема, которая влияла на доставляемость до миграции, сказал Макгилл.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты были незамедлительными. В период с сентября 2021 г. по март 2022 г. Community Health Network успешно отправила 3,91 миллион текстовых сообщений из шлюза активации CipherHealth EHR с доставкой 98%.
В ограниченных случаях неполученных сообщений система здравоохранения получала отчеты с подробным описанием инцидента и его причин – часто из-за недоступности телефона получателя, или из-за того, что телефонный номер был на самом деле стационарным, или телефонный номер был отключен .
«Важно отметить, что изменения в архитектуре системы, которые остановили фильтрацию номеров пациентов сотовыми операторами, уменьшили заблокированные сообщения за один месяц — февраль 2021 г. по сравнению с февралем 2022 г. — с 24,997 к двум, — сообщил Макгилл.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДРУГИХ
«Очевидно, что самым важным фактором здесь является доставляемость сообщений, — сообщил Макгилл. — Любое решение, которое не может гарантировать доставку всех сообщений, не следует рассматривать. Но я также призываю других поставщиков очень серьезно подумать о дополнительных преимуществах прямой интеграции электронных медицинских карт и создания отчетов.
«Собирая разговорные данные из этих встреч и подключая их непосредственно к нашему единому источнику правды, мы добавляем новое измерение в наши профили пациентов, переходя от клинических данных к нюансам разговорного контекста», — заключил он. «Это позволяет нам улучшить взаимодействие с пациентами на каждом этапе непрерывного ухода, повысить качество обслуживания пациентов и, что особенно важно, улучшить результаты за счет более активной базы пациентов».
Твиттер: @SiwickiHealthIT
Электронная почта автора: [email protected]
Healthcare IT News — это публикация HIMSS Media.