Содержание
Равновесие в композиции: разновидности и принципы
Термин «композиция» подразумевает под собой соединение неких элементов в единое гармоничное целое. Это понятие с одинаковым успехом применяется как в точных науках, так и в теории искусства вообще. Равновесие в композиции – одно из двух непременных условий ее присутствия. Вторым же является сочетание всех составных элементов объекта в единую форму. Поскольку как искусство, так и архитектура или инженерия стремятся к гармонии, видя в ней свою главную и непреложную цель, выполнение этих двух условий является единственным верным построением композиции.
Общие теоретические понятия
Наука о композиции вычленяет три ее разновидности, которые на практике зачастую бывают тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, давая порой самые неожиданные и многогранные сочетания. Результатом этого становятся шедевры культуры. К таковым относятся: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная композиции.
Узнаем как составляются композиции из геометрических фигур
Очень часто в мире художников встречаются картины, в значительной степени отличающиеся от масляных. ..
При всей сложности, которую демонстрирует любая картина, строение или иное творение, появившееся в результате акта искусства, должно быть уравновешено, что в первую очередь выражается в визуальной устойчивости комплекса составляющих его элементов. При этом речь далеко не всегда идет о строгой симметрии. Равновесие в композиции заключается в балансе всех деталей (а также составленных из них фрагментов) относительно центра. При этом необходимость достижения такой устойчивости, очевидно, продиктована самой природой. Доказательством этому может послужить тот факт, что и животному, и растительному, и даже неживому миру присуще равновесие в композиции. Примеры его присутствуют повсюду: кленовый лист, кристалл снега, раковина моллюска и т. п.
Золотая секвенция: принцип и специфические особенности
Написать собственную композицию крайне непросто. Для этого необходимо уметь добиваться гармоничного…
Поиск гармонии в расстановке элементов человек, обладающий художественным мышлением, осуществляет интуитивно. Это стремление прослеживается в истории мировой культуры на протяжении тысячелетий. В частности, выражается оно в тяге к симметрии, что доказывает, например, зрительное равновесие масс в композиции старинных католических соборов, крестово-купольных храмов Древней Руси и, конечно, в ансамбле египетских пирамид.
Симметричность и асимметричность
Как известно, абсолютной соразмерности в природе не существует. Также не встречается в ней и полной асимметрии. Однако факт зеркального принципа строения абсолютного большинства живых существ (а также многих элементов неживой природы) свидетельствует о том, что в мире все стремится к соразмерности. Тяготеют к ней и человеческие творения.
Равновесие масс в композиции достигается посредством правильного расположения ее элементов на плоскости или относительно центральной точки. Симметрия же – это наиболее контрастно выраженное ее качество. Упомянутый выше ее зеркальный тип считается самым распространенным как в нерукотворной природе, так и в искусстве. Сутью его является близкое к равному соотношение частей объекта относительно вертикальной или горизонтальной оси.
Такиевиды равновесия композиции, как осевая и винтовая симметрия, образуются путем вращений вокруг оси. В первом случае при повороте различные элементы могут неоднократно совмещаться. Во втором же путем разного рода художественных приемов создается динамика – спиралевидное движение вокруг статичной оси.
Однако не стоит полагать, что гармонии в своем творении художник может достичь, только строго следуя нормам соразмерности. Одним из путей ее достижения в изобразительном искусстве, архитектуре, прозе и поэзии является и асимметрия, которая также входит в основы композиции. Равновесие в отсутствии формального равенства элементов позволяет достичь правильная расстановка и сочетание всех частей объекта по их цвету, тонам и массе. Такие приемы мы, например, можем наблюдать на картинах «Пейзаж с Полифемом» Пуссена и «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи.
Значение масштаба
Зрительное равновесие масс в композиции при полном отсутствии симметрии применимо также и в архитектуре. Образцом его может служить Собор Святого Андрея, имеющий несоразмерные башни (одна из характерных черт викторианского стиля). Асимметрия является более сложным приемом в искусстве и в отличие от зеркального метода прочитывается постепенно. Являясь способом передачи замысла художника и стремлением к его наиболее яркому выражению, несоразмерность раскрывает динамическое равновесие в композиции. Демонстрируя баланс разных элементов разной степени массивности, она создает иллюзию их движения в общих границах.
Действительная массивность предметов считывается исключительно путем их сопоставления, а в процессе оценивания оперируют термином «масштабность». Для создания композиционно правильной асимметрии большое значение удаляется малейшим деталям как действенному средству художественной выразительности. При этом, используя масштабность, нельзя уходить от пропорций, поскольку они тесно связаны между собой. Потому это наиболее сложный закон равновесия в композиции.
Принцип пропорции заключается в соблюдении постоянства отношений между двумя или несколькими величинами. Увеличивая одну до определенных пределов, во столько же крат следует увеличить и другую.
Геометрия в искусстве
Соблюдение вышеописанного правила позволяет достичь соразмерности и полной гармонии элементов в отношении частей и ядра предмета. Принцип пропорции – это классика в ряду универсальных средств, которыми пользуется композиция. На тему «Равновесие в графическом искусстве и архитектуре» существует немало научных работ.
Так, в качестве абсолюта пропорции, много столетий назад было открыто так называемое золотое сечение. Термин этот ввел в широкое употребление великий гений Леонардо да Винчи. Такая пропорция предполагает равновесие в композиции, математически выраженное числом 1,62. Графически же она передается путем построения геометрически идеальной пятиконечной звезды, каждая сторона которой условно может быть разделена на две части. При этом получившиеся части соотносятся друг с другом в пропорции «золотого сечения».
Секрет этой пропорции, по мнению ученых, был известен много тысячелетий назад. Итогом применения этой формулы служит именно равновесие в композиции, примеры которой наша эпоха унаследовала в виде таких грандиозных сооружений, как Парфенон и египетские пирамиды. Строения, выполненные по тем же пропорциям, имеются также в Индии и Китае, в Италии и в Греции.
Фигуры в живописи
В поисках наиболее выразительных схем художники всех столетий трепетно обращались с каждой значимой деталью в сюжете, осуществляя создание композиции. На равновесие из геометрических фигур опирается искусство большинства мастеров как эпохи Возрождения, так и времен раннего классицизма. Так, например, на картине Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» две композиционные детали представляют собой большой малый треугольники, вписанные один в другой. Тогда как персонажи картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» легко выстраиваются в пирамиду, вершиной которой является сама Богородица.
Передать неподвижный образ художнику помогает такой прием, как статичнаякомпозиция, равновесие из геометрических фигур в которой достигается посредством вытягивания всех линий к ядру изображения. Примером такого решения может служить иконопись, где наиболее часто встречается расстановка сюжетных элементов по форме круга, квадрата или прямоугольника, и зачастую прослеживается строгая симметрия.
Статичность необходима для передачи состояния покоя, замкнутости пространства. Такая композиция необходима в сюжетах, не предполагающих динамики. Так, на картине «Портрет Ксении Тишининой» И. Вишнякова даже сама фигура героини образует собой четко выраженный правильный треугольник и является единственным элементом, прописанным в светлых тонах.
Схематичность открытой композиции
С наступлением эпохи Возрождения кардинальным образом переменилась сама концепция мироощущения. Границы человеческого сознания значительно увеличились, что совершенно естественным образом отразилось на живописи, музыке, литературе и архитектуре. Крайне ограниченный мир расширился до бесконечных пределов, а замкнутую композицию сменила открытая.
Двигаясь в сторону постижения гармонии в каждой картине, художник, естественно, ориентируется на сугубо личные ощущения и апеллирует к своему образному мышлению. И хотя, сам акт творчества не поддается анализу, большинство используемых приемов можно прочесть и рассмотреть подробнее. В частности, это касается художественных схем, благодаря которым достигается равновесие в композиции. Примеры рисунков, сюжет которых включает в себя обширные пейзажи с большим перечнем разноплановых деталей, позволяют ясно наблюдать грамотное соотношение различных частей в единой структуре.
Значение деталей при достижении равновесия
Одними из наиболее показательных в этом смысле работ являются полотна Веласкеса. Так, в его замечательном творении «Сдача Бреды» удивительно четко прослеживается равновесие мутных и светлых пятен, ярких и нейтральных оттенков, комбинирование массивных деталей и грамотное прописывание плана.
Главный сюжетный элемент расположен точно посередине полотна. Герои развернуты друг к другу. Голова победителя находится несколько выше головы пораженного противника и выглядит светлым пятном на тускловатом фоне скучающих солдат и зеленоватой дали. Фигура губернатора, вручающего символический ключ от павшего города, прописана на светлом фоне. Он несколько смугл, и лицо его обрамлено белоснежным воротничком. Подобные контрасты прослеживаются на всем полотне.
Одну диагональную линию образует шарф, которым перевязан победитель от плеча и до бедра, а другую – знамя поверженного противника и линии рук главных персонажей. Визуальное ощущение глубины картины достигается благодаря нескольким светлым мазкам – голове лошади слева от губернатора и белой рубахе воина рядом с ней.
«Сдача Бреды» представляет собой полотно, демонстрирующее основные правила композиции. Равновесие на нем достигается посредством проработки нескольких планов, увенчанных перспективой дали.
Принцип хронотопа
Равновесие в композиции может достигаться также путем изображения на картине длящихся событий. Эту методику с большим успехом использовали древнерусские художники. Так, новгородскими живописцами позднего средневековья была создана резная картина в красках, сюжет которой был основан на знаменитом сражении новгородского войска с суздальским. В этом произведении была применена трехъярусная композиция: в ряд (сверху вниз) были выполнены три самостоятельных рисунка, каждый из которых демонстрировал отдельный эпизод. При этом, находясь строго одна над другой, они представляют собой единую картину.
Схожим и не менее распространенным приемом решения композиционных вопросов считается создание изображения, основой которого являются события, произошедшие в разных местах и в разное время, но связанных между собой одной сюжетной линией. Зачастую такая картина представляет собой большое полотно с центральным эпизодом посредине и множеством небольших фрагментов, расположенных вокруг. Как правило, подобные произведения относятся к жанру иконописи или просто к работам на религиозные сюжеты, ярким примером которых могут послужить полотна Иеронима Босха.
Композиция в декоративном искусстве
Способы и методы, используемые для передачи художественного замысла, разнятся в зависимости от вида искусства, в котором работает автор. При этом, естественно, могут наблюдаться схожие или даже общие закономерности. Однако каждое ремесло особо и специфично, а потому каждое из средств построения композиции вполне может быть применено по-разному.
Живописное полотно должно быть органичным и с максимальной естественностью сочетать в себе все элементы, без навязывания идеи. И если стандартная картина имеет в качестве одной из своих целей передачу иллюзии пространства в его объеме и глубине, то в народном изобразительном искусстве мастер стремится подчеркнуть рельеф и детальность, используя для этого свои особые методы. Приемы декоративного творчества принципиально отличаются от способов построения композиции, которыми пользуется классический художник. Например, поскольку изображаемый пейзаж не может быть показан в своей глубине, мастер размещает дальний план прямо над ближним. Такие методы применялись в том числе и древними русскими иконописцами.
Именно по причине их большей наглядности и очевидности приемы мастеров декоративно-прикладного искусства и иконописи становятся объектом изучения на уроках изобразительного искусства в начальных классах. В основу плана урока, как правило, входит определение понятий «ритм» и «форма» – предметов, обеспечивающих равновесие в композиции (2 класс).
Приемы построения композиции
Задачи, которые ставит перед живописцем каждая его работа, требуют единственно верных решений. В том числе это касается и приемов, которые применяются при построении композиции. Методы, используемые каждым отдельно взятым художником, должны отличаться оригинальностью и новаторством.
Для того чтобы правила композиции были соблюдены, учитывать следует многое:
- массу описываемых предметов;
- габариты каждого и (исходя из этого) их местоположение на листе;
- ритмику линий и цветовых мазков;
- способ передачи точки зрения автора;
- методы, при помощи которых описывается пространство.
Огромное значение также имеет то, насколько четко прописываются силуэты персонажей с учетом набора красок всей картины. Композиция – это своего рода специальное профессиональное средство художника, при помощи которого ему удается передать свое видение окружающего его, мира, собственные чувственные идеи, ассоциации, впечатления и т. д. Навыки эти оттачиваются каждым мастером из года в год.
Работа над композицией
Любое художественное изображение прорабатывается его автором заранее и довольно длительное время. По-настоящему правильное построение композиции обязывает художника владеть подобными навыками в совершенстве. Потому умение применять необходимые для этого приемы следует постоянно оттачивать.
Для того чтобы соблюстиравновесие основных элементов композиции на листе, необходимо обладать настоящим профессионализмом. Даже простая точка, поставленная на белой поверхности бумаги, вызывает у художника множество вопросов, ведь впечатление от нее будет меняться в зависимости от того, в каком именно месте она будет находиться. То же самое касается любого другого объекта, располагаемого на полотне.
Основные правила и методики построения композиции являются плодом огромной истории изобразительного искусства. Однако из столетия в столетия они пополняются богатым опытом новых поколений художников. Техника композиции меняется, развивается и всегда соответствует творческой позиции мастеров каждого конкретного поколения.
Передача равновесия
При ярко выраженной симметрии детали картины или иного художественного объекта композиционно уравновешены. Что же касается асимметричного изображения, то его элементы могут располагаться относительно друг друга как в балансе, так и вне его. Для этого существует целый перечень приемов: обширный мазок светлых оттенков может быть уравновешен небольшим темным пятном; противовесом ряду маленьких пятен выступает одно большое и т. д. Таким образом разные части полотна балансируют в зависимости от своих габаритов, массы, тонов и прочих характеристик.
Кроме того, уравновешены должны быть не только фрагменты (персонажи, детали окружающего пространства и т. п.), но и пространство между ними. При этом композиционное равновесие не стоит даже сравнивать с математическим равенством величин. Умение интуитивно прочувствовать его либо дается от природы, либо может быть развито с течением времени в процессе неустанного труда. Что же касается асимметричной картины, то в ней смысловой центр либо находится у края изображения, либо вовсе отсутствует.
Равновесие композиции в любом случае зависит от:
- правильного расположения массивных деталей изображения;
- пластики и ритмики художественного письма;
- пропорций, в которых прописывается каждый фрагмент полотна;
- грамотно подобранных тонов и цвета картины.
Принципы построения
Равновесие основных элементов композиции на листе достигается путем строго следования основным принципам их соединения. Первым из которых (и не самым очевидным) является целесообразность. Дело в том, что искусство, как пространство, в котором все подчинено строгой логике, дисциплине и тщательной экономии изобразительно-выразительных средств, требует четкого соответствия степени приложенных усилий конкретной поставленной задаче. Любая работа должна быть построена лаконично и максимально продуктивно в плане передачи идеи и замысла художника.
Композиция, по своей сути, это связь разрозненных вещей, которые, благодаря умелому их совмещению начинают работать максимально продуктивно и в своей взаимной зависимости представляют собой нечто новое и общее. Это говорит о принципе единства и целостности, которому должен следовать каждый живописец. Для того чтобы понять, соблюдается ли этот закон на холсте, следует мысленно изъять любую часть композиции из картины. В том случае, если в результате этого сюжет не понесет никакого ущерба, можно с уверенностью заключить, что принцип целостности, очевидно, нарушен. То же можно сказать и о перемене мест частей композиции и о внесении в картину каких-то новых элементов.
Достижение единства и целостности
Для того чтобы все принципы композиции были соблюдены, необходимо использовать следующие приемы:
- Уместное наложение объектов, позволяет подчеркнуть планы. Кроме того, такой прием дает ощущение глубины пространства и придает изображению объем.
- Соблюдение единства формы и характера предполагает работы в одной манере и стиле. Линии и пластика элементов должны сочетаться друг с другом. Цвета необходимо подбирать в одной тональности и повторять их по мере необходимости. То же касается текстуры.
- В композиции должна наличествовать обобщающая форма, при этом изобразительно-выразительное решение картины также должно быть однообразным.
Кроме того, чтобы добиться целостности и композиционного равновесия, необходимо соблюдать строгую последовательность действий на всех этапах создания работы. Для начала следует тщательно обдумать план произведения. Разработав все структурные элементы композиции, нужно определить степени соотношения ее главных частей. Чтобы это стало возможным, сочетают пластические массы изображения, в силуэты которых потом могут войти детали.
композиционное равновесие, симметрия и асимметрия
Сбалансированная композиция кажется правильной. Она смотрится устойчиво и эстетически привлекательно. Хотя какие-то из ее элементов могут особенно выделяться, являясь фокальными точками — ни одна часть не притягивает взгляд настолько, чтобы подавлять остальные. Все элементы сочетаются друг с другом, плавно соединяясь между собой и образуя единое целое.
Несбалансированная композиция вызывает напряжение. Когда дизайн дисгармоничен, отдельные его элементы доминируют над целым, и композиция становится меньше, чем сумма ее частей. Иногда подобная дисгармония может иметь смысл, но чаще всего баланс, упорядоченность и ритм — это лучшее решение.
- Принципы контраста и подобия как средства выразительности в веб-дизайне
Баланс физический и визуальный
Несложно понять, что такое баланс с точки зрения физики — мы ощущаем его постоянно: если что-то не сбалансировано, оно неустойчиво. Наверняка в детстве вы качались на качелях-доске — вы на одном конце, ваш друг — на другом. Если вы весили примерно одинаково, вам было легко на них балансировать.
Нижеследующая картинка иллюстрирует баланс: два человека одинакового веса находятся на равном расстоянии от точки опоры, на которой балансируют качели.
Качели в симметричном равновесии
Человек на правом конце доски раскачивает ее по часовой стрелке, а человек на левом — против. Они прикладывают одинаковую силу в противоположных направлениях, так что сумма равна нулю.
Но если бы один человек был намного тяжелее, равновесие бы исчезло.
Отсутствие равновесия
Эта картинка кажется неправильной, потому что мы знаем, что фигура слева слишком мала, чтобы уравновесить фигуру справа, и правый конец доски должен касаться земли.
Но если передвинуть более крупную фигуру в центр доски, картинка приобретет более правдоподобный вид:
Качели в асимметричном равновесии
Вес более крупной фигуры нивелируется тем, что она расположена ближе к точке опоры, на которой балансируют качели. Если вы когда-нибудь качались на таких качелях или, по крайней мере, видели, как это делают другие, то понимаете, что происходит.
Композиционное равновесие в дизайне основано на тех же принципах. Физическая масса заменяется визуальной, и направление, в котором на нее действует сила притяжения, заменяется визуальным направлением:
1. Визуальная масса — это воспринимаемая масса визуального элемента, мера того, насколько данный элемент страницы привлекает внимание.
2. Визуальное направление — это воспринимаемое направление визуальной силы, в котором, как нам кажется, двигался бы объект, если бы он мог двигаться под влиянием физических сил, действующих на него.
Для измерения этих сил нет инструментов и для расчета зрительного баланса нет формул: чтобы определить, сбалансирована ли композиция, вы ориентируетесь только на свои глаза.
- 3 уровня визуального и эмоционального дизайна посадочных страниц
Почему визуальное равновесие важно?
Визуальное равновесие так же значимо, как и физическое: несбалансированная композиция вызывает у зрителя дискомфорт. Посмотрите на вторую иллюстрацию с качелями: она кажется неправильной, потому что мы знаем, что качели должны касаться земли.
С точки зрения маркетинга, визуальная масса — это мера визуального интереса, который вызывает какая-либо область или элемент страницы. Когда лендинг визуально сбалансирован, каждая его часть вызывает некоторый интерес, а сбалансированный дизайн удерживает внимание зрителя.
При отсутствии визуального равновесия посетитель может не увидеть некоторые элементы дизайна — скорее всего, он не станет рассматривать области, уступающие другим по визуальному интересу, так что информация, связанная с ними, останется незамеченной.
Если вы хотите, чтобы пользователи узнали все, что вы намерены им сообщить — подумайте о разработке сбалансированного дизайна.
- Дизайн лендинг пейдж: 6 главных трендов 2015 года
Четыре типа равновесия
Есть несколько способов добиться композиционного равновесия. Картинки из раздела выше иллюстрируют два из них: первая — пример симметричного баланса, а вторая — асимметричного. Два других типа — радиальный и мозаичный.
1. Симметричное равновесие
Симметричное равновесие достигается, когда объекты, равные по визуальной массе, размещаются на равном расстоянии от точки опоры или оси в центре. Симметричное равновесие вызывает ощущение формальности (поэтому иногда оно называется формальным равновесием) и элегантности. Приглашение на свадьбу — пример композиции, которую вы, скорее всего, захотите сделать симметричной.
Недостаток симметричного равновесия в том, что оно статично и иногда кажется скучным: если половина композиции — это зеркальное отражение другой половины, то как минимум одна половина будет достаточно предсказуема.
2. Асимметричное равновесие
Асимметричное равновесие достигается, когда объекты по разные стороны от центра имеют одинаковую визуальную массу. При этом на одной половине может находиться доминирующий элемент, уравновешенный несколькими менее важными фокальными точками на другой половине. Так, визуально тяжелый элемент (красный круг) на одной стороне уравновешен рядом более легких элементов на другой (синие полосы).
Асимметричное равновесие более динамично и интересно. Оно вызывает ощущение современности, движения, жизни и энергии. Асимметричного равновесия сложнее достичь, потому что отношения между элементами более сложны, но, с другой стороны, оно оставляет больше простора для творчества.
3. Радиальное равновесие
Радиальное равновесие достигается, когда элементы расходятся лучами из общего центра. Лучи солнца или круги на воде после того, как в нее упал камень — это примеры радиального равновесия. Удерживать фокальную точку (точка опоры) легко, поскольку она всегда в центре.
Лучи расходятся из центра и ведут к нему же, делая его самой заметной частью композиции.
4. Мозаичное равновесие
Мозаичное равновесие (или кристаллографический баланс) — это сбалансированный хаос, как на картинах Джексона Поллока. У такой композиции нет выраженных фокальных точек, и все элементы одинаково важны. Отсутствие иерархии, на первый взгляд, создает визуальный шум, но, тем не менее, каким-то образом все элементы сочетаются и образуют единое целое.
- 5 правил оформления визуального контента: советы от издательства «МИФ»
Симметрия и асимметрия
И симметрия, и асимметрия может применяться в композиции вне зависимости от того, каков тип ее равновесия: вы можете использовать объекты симметричной формы для создания асимметричной композиции, и наоборот.
Симметрия, как правило, считается красивой и гармоничной. Впрочем, она также может показаться статичной и скучной. Асимметрия обычно представляется более интересной и динамичной, хотя и не всегда красивой.
Симметрия
Зеркальная симметрия (или двусторонняя симметрия) возникает, когда две половины композиции, расположенные по разные стороны от центральной оси, являются зеркальными отражениями друг друга. Скорее всего, услышав слово «симметрия», вы представляете себе именно это.
Направление и ориентация оси могут быть какими угодно, хотя зачастую она или вертикальная, или горизонтальная. Многие естественные формы, растущие или движущиеся параллельно поверхности земли, отличаются зеркальной симметрией. Ее примеры — крылья бабочки и человеческие лица.
Если две половины композиции отражают друг друга абсолютно точно, такая симметрия называется чистой. В большинстве случаев отражения не полностью идентичны, и половины немного отличаются друг от друга. Это неполная симметрия — в жизни она встречается гораздо чаще, чем чистая симметрия.
Круговая симметрия (или радиальная симметрия) возникает, когда объекты располагаются вокруг общего центра. Их количество и угол, под которым они расположены относительно центра, могут быть любыми — симметрия сохраняется, пока присутствует общий центр. Естественные формы, растущие или движущиеся перпендикулярно поверхности земли, отличаются круговой симметрией — например, лепестки подсолнуха. Чередование без отражения может быть использовано, чтобы продемонстрировать мотивацию, скорость или динамичное действие: представьте крутящиеся колеса движущегося автомобиля.
Трансляционная симметрия (или кристаллографическая симметрия) возникает, когда элементы повторяются через определенные промежутки. Пример такой симметрии — повторяющиеся планки забора. Трансляционная симметрия может возникнуть в любом направлении и на любом расстоянии, если направление совпадает. Естественные формы обретают такую симметрию через репродукцию. При помощи трансляционной симметрии вы можете создать ритм, движение, скорость или динамичное действие.
Бабочка — пример зеркальной симметрии, планки забора — трансляционной, подсолнух — круговой.
Симметричные формы чаще всего воспринимаются как фигуры на фоне. Визуальная масса симметричной фигуры будет больше, чем масса асимметричной фигуры подобного размера и формы. Симметрия создает баланс сама по себе, но она может оказаться слишком стабильной и слишком спокойной, неинтересной.
Асимметрия
У асимметричных форм нет такой сбалансированности, как у симметричных, но вы можете и асимметрично уравновесить всю композицию. Асимметрия часто встречается в естественных формах: вы правша или левша, ветки деревьев растут в разных направлениях, облака принимают случайные формы.
Асимметрия приводит к более сложным отношениям между элементами пространства и поэтому считается более интересной, чем симметрия, а значит — ее можно использовать, чтобы привлечь внимание.
Пространство вокруг асимметричных форм более активно: узоры часто непредсказуемы, и в целом у вас больше свободы самовыражения. Обратная сторона асимметрии в том, что ее сложнее сделать сбалансированной.
Вы можете совмещать симметрию и асимметрию и добиваться хороших результатов — создавайте симметричное равновесие асимметричных форм и наоборот, разбивайте симметричную форму случайной меткой, чтобы сделать ее интереснее. Сталкивайте симметрию и асимметрию в композиции, чтобы ее элементы привлекали больше внимания.
- Привлеките внимание за счет дизайна, или Принцип 3W!
Принципы гештальт-психологии
Принципы дизайна не возникают из ничего: они следуют из психологии нашего восприятия визуальной среды. Многие принципы дизайна вырастают из принципов гештальт-психологии, а также основываются друг на друге.
Так, один из принципов гештальт-психологии касается именно симметрии и порядка и может применяться к композиционному равновесию. Впрочем, это едва ли не единственный принцип, применимый к нему.
Другие принципы гештальт-психологии, такие как фокальные точки и простота — складываются в визуальную массу, а фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы и параллелизм, задают визуальное направление. Симметричные формы чаще всего воспринимаются как фигуры на фоне.
- Визуальное восприятие и применение принципов гештальта в веб-дизайне
Примеры различных подходов к веб-дизайну
Настало время реальных примеров. Лендинги, представленные ниже, сгруппированы по четырем типам равновесия. Возможно, вы воспримите дизайн этих страниц по-другому, и это хорошо: критическое мышление важнее, чем безоговорочное принятие.
Примеры симметричного равновесия
Дизайн сайта Helen & Hard симметричен. Страница «О нас» на скриншоте снизу и все остальные страницы этого сайта сбалансированы похожим образом:
Скриншот страницы «О нас» сайта Helen & Hard
Все элементы, находящиеся по разные стороны вертикальной оси, расположенной в центре страницы, зеркально отражают друг друга. Логотип, навигационная панель, круглые фотографии, заголовок, три колонки текста — центрированы.
Впрочем, симметрия не идеальна: например, колонки содержат разное количество текста. Кстати, обратите внимание на верх страницы. И логотип, и навигационная панель расположены по центру, но визуально они не кажутся центрированными. Возможно, логотип стоило центрировать по амперсанду или, по крайней мере, по области рядом с ним.
В трех текстовых ссылках меню, расположенных в правой части навигационной панели, больше букв, чем в ссылках левой части — кажется, что центр должен располагаться между About и People. Может быть, если расположить эти элементы в действительности не по центру, но так, чтобы визуально они казались центрированными, композиция в целом выглядела бы более сбалансированной.
Домашняя страница Tilde — еще один пример дизайна с симметричным равновесием. Как и на Helen & Hard, все располагается вокруг вертикальной оси, проходящей по центру страницы: навигация, текст, люди на фотографиях.
Скриншот домашней страницы Tilde
Как и в случае с Helen & Hard, симметрия не идеальна: во-первых, центрированные строчки текста не могут быть отражением фотографии снизу, а во-вторых, пара элементов выбивается из общего ряда — стрелка «Meet the Team» указывает вправо, и текст внизу страницы заканчивается еще одной стрелкой вправо. Обе стрелки являются призывами к действию и обе нарушают симметрию, привлекая к себе дополнительное внимание. Кроме того, по цвету обе стрелки контрастируют с фоном, что тоже притягивает взгляд.
- Баланс дизайна и контента: формула высокой конверсии лендинг пейдж
Примеры асимметричного равновесия
Домашняя страница Carrie Voldengen демонстрирует асимметричное равновесие вокруг доминирующей симметричной формы. Глядя на композицию в целом, можно увидеть несколько отдельных друг от друга форм:
Скриншот веб-сайта Carrie Voldengen
Большую часть страницы занимает прямоугольник, состоящий из решетки меньших прямоугольных изображений. Сама по себе решетка симметрична и по вертикальной, и по горизонтальной оси и выглядит очень прочной и стабильной — можно даже сказать, что она слишком сбалансирована и выглядит неподвижной.
Блок текста справа нарушает симметрию. Решетке противопоставлен текст и круглый логотип в левом верхнем углу страницы. Эти два элемента имеют примерно равную визуальную массу, воздействующую на решетку с разных сторон. Расстояние до воображаемой точки опоры примерно такое же, как и масса. Блок текста справа больше и темнее, но круглый голубой логотип добавляет веса своей области и даже совпадает с верхним левым углом решетки по цвету. Текст внизу решетки, кажется, свисает с нее, но он достаточно легкий, чтобы не нарушать композиционного равновесия.
Обратите внимание, что пустое пространство тоже кажется сбалансированным. Пустоты слева, сверху и снизу, а также справа под текстом — уравновешивают друг друга. В левой части страницы больше пустого пространства, чем справа, но в правой части есть дополнительное пространство вверху и внизу.
Изображения в шапке страницы Hirondelle USA сменяют друг друга. Скриншот, представленный ниже, был сделан специально для того, чтобы продемонстрировать асимметричное композиционное равновесие.
Скриншот Hirondelle USA
Колонна на фотографии смещена чуть вправо от центра и создает заметную вертикальную линию, поскольку мы знаем, что колонна — это очень тяжелый объект. Перила слева создают прочную связь с левым краем экрана и тоже представляются достаточно надежными.
Текст над перилами как будто опирается на них; к тому же, справа он визуально сбалансирован фотографией мальчика. Может показаться, что перила как бы свисают с колонны, нарушая баланс, но наличие мальчика и более темный фон за ним уравновешивают композицию, а светлый текст восстанавливает баланс в целом.
Золотистого цвета ссылки в левом верхнем и нижнем правом углу создают ощущение трансляционной симметрии, как и кнопка внизу страницы. Белый текст так же повторяется.
- Как навести порядок на целевой странице, или О важности пробелов
Примеры радиального равновесия
Домашняя страница Vlog.it демонстрирует радиальное равновесие, что заметно на скриншоте. Все, кроме объекта в правом верхнем углу, организовано вокруг центра, и три кольца изображений вращаются вокруг центрального круга.
Скриншот домашней страницы Vlog. it
Впрочем, на скриншоте не видно, как страница загружается: линия рисуется из нижнего левого угла экрана к его центру — и с этого момента все, что появляется на странице, вращается вокруг центра или расходится из него лучами, как круги по воде.
Маленький круг в правом верхнем углу добавляет трансляционной симметрии и асимметрии, повышая визуальный интерес к композиции.
На домашней странице Opera’s Shiny Demos нет кругов, но все текстовые ссылки расходятся из общего центра, и легко представить, как вся эта конструкция вращается вокруг одного из центральных квадратов или, может быть, одного из углов:
Скриншот домашней страницы Opera’s Shiny Demos
Название Shiny Demos в левом верхнем углу и логотип Opera в правом нижнем — уравновешивают друг друга и тоже как будто исходят из того же центра, что и текстовые ссылки.
Это хороший пример того, что для достижения радиального равновесия не обязательно использовать круги.
- Как цвет и дизайн влияют на показатели конверсии?
Примеры мозаичного равновесия
Вы можете подумать, что мозаичный баланс используется на сайтах реже всего, особенно после того, как в качестве примера были названы картины Джексона Поллока. Но мозаичное равновесие встречается гораздо чаще, чем кажется.
Яркий пример — домашняя страница Rabbit’s Tale. Разбросанные по экрану буквы определенно создают ощущение хаоса, но композиционное равновесие присутствует.
Скриншот домашней страницы Rabbit’s Tale
Почти равные по величине области цвета и пространства, расположенные с двух сторон, справа и слева — уравновешивают друг друга. Кролик в центре служит точкой опоры. Каждый элемент не привлекает внимания сам по себе.
Сложно разобраться, какие конкретные элементы уравновешивают друг друга, но в целом баланс присутствует. Может быть, визуальная масса правой стороны немного больше, но не настолько, чтобы нарушить равновесие.
Сайты с большим количеством контента, например, новостные порталы или сайты журналов, тоже демонстрируют мозаичное равновесие. Вот скриншот домашней страницы The Onion:
Скриншот домашней страницы The Onion
Здесь множество элементов, их расположение не симметрично, размер текстовых колонок не одинаков, и сложно понять, что уравновешивает что. Блоки содержат разное количество контента, и, следовательно, их размеры различаются. Объекты не располагаются вокруг какого-нибудь общего центра.
Блоки разных размеров и плотности создают некоторое ощущение беспорядка. Поскольку сайт обновляется каждый день, структура этого хаоса постоянно меняется. Но в целом равновесие сохраняется.
Можно посчитать этот пример мозаичного равновесия притянутым за уши, но многие сайты организуют свой контент подобным образом. Хотя, наверное, в основном беспорядок не спланирован специально.
- 10 примеров креативного дизайна визитных карточек
Заключение
Принципы дизайна во многом берут начало из гештальт-психологии и теории восприятия и опираются на то, как мы воспринимаем и интерпретируем окружающую визуальную среду. Например, одна из причин, по которым мы замечаем фокальные точки, заключается в том, что они контрастируют с элементами вокруг них.
Тем не менее, принципы дизайна — это не жесткие правила, которым обязательно надо следовать, а скорее рекомендации. Так, не существует единого способа точно определить визуальную массу того или иного объекта. Вы не обязаны безоговорочно выполнять все описанные выше приемы, но неплохо бы их понимать, хотя бы для того, чтобы нарушать правила осознанно.
Высоких вам конверсий!
По материалам: smashingmagazine.com. image source dmcwa
11-11-2015
Баланс в композиции: как сбалансировать дизайн? | Эрик Мессаки | Outcrowd
Пользователей инстинктивно раздражает несбалансированный дизайн. Как создать привлекательный баланс?
Опубликовано в
·
5 мин. Читать
·
Jun 10, 2020
Баланс является одним из наиболее важных элементов композиции.
Равновесие – это противостояние стихий, создающее равновесие и гармонию. Состояние равновесия интуитивно комфортно для зрителя.
Человеческое тело симметрично по вертикали, и наше зрительное восприятие соответствует этому. Нам нравятся объекты, сбалансированные относительно вертикальной оси. Мы всегда склонны уравновешивать одну силу другой.
Иллюстрация: Outcrowd
В контексте дизайна баланс основан на визуальном весе элементов. Визуальный вес — это объем внимания, которое зритель уделяет изображению. Если сайт сбалансирован, посетители подсознательно чувствуют себя комфортно. Баланс сайта воспринимается как визуально пропорциональное расположение его элементов.
Как сделать ваш сайт сбалансированным?
1. Симметричный (статический) баланс
Наиболее распространенным примером баланса является симметрия.
Симметрия визуально приятна на подсознательном уровне, выглядит организованно и гармонично. Симметричный баланс создается равномерным размещением элементов по обе стороны от горизонтальной или вертикальной центральной оси. То есть обе стороны воображаемой линии, проходящей через середину страницы, на самом деле являются зеркальными отражениями друг друга. Некоторые считают симметричный баланс скучным и предсказуемым, но он выдержал испытание временем и остается одним из лучших способов создать на странице ощущение комфорта и надежности.
Иллюстрация: Outcrowd
2. Асимметричный (динамический) баланс
Композиция с неравным весом с обеих сторон имеет асимметричный баланс.
Динамический баланс всегда интереснее статического, не оставляющего работы для ума. При отсутствии равновесия наш взгляд рефлекторно начинает искать противовес, и это отличный повод обратить внимание на ту часть страницы, которая могла остаться незамеченной. Здесь нужно сделать акцент — и внимание схватится за него, как за спасательный круг.
Целевая страница — Азиатская кухня
Часто таким «противовесом» является кнопка и/или заголовок.
Важная информация (или призыв к действию) должна использоваться в качестве «противовеса».
Чем резче асимметрия, тем больше зритель стремится выяснить ее причину (рассмотреть противовесы). Люди инстинктивно изучают такой образ более внимательно, чем обычно. Однако здесь нужно чувство меры — слишком эксцентричная композиция не всегда хорошо воспринимается.
3. Радиальные балансиры
Иллюстрация: Outcrowd
Тип баланса, при котором визуальные элементы исходят из общей центральной точки. Радиальный баланс не так часто используется в дизайне. Его преимущество в том, что внимание легко находит и удерживает точку фокусировки — точно в центре. Обычно это самая примечательная часть композиции.
4. Мозаичное равновесие
Это уравновешенный хаос, как на картинах Джексона Поллока. В такой композиции нет выдающихся фокусов, и все элементы одинаково ответственны. Отсутствие иерархии, на первый взгляд, образует визуальный шум, но все элементы совпадают и образуют единое целое.
Иллюстрация: Outcrowd
Секреты зрительного равновесия
Говоря о балансе сил в композиции, часто проводят сравнения с силами физического мира: гравитацией, рычагами, весами и точками опоры. Наш мозг и глаза воспринимают равновесие в форме, очень похожей на законы механики. Нам легко представить картину как плоскую поверхность, уравновешенную в какой-то точке, как весы с чашами. Если мы добавим элемент на один край изображения, он потеряет баланс, и мы почувствуем необходимость это исправить. Неважно, является ли элемент группой оттенков, цветов или точек. Цель состоит в том, чтобы найти визуальный «центр масс» изображения, его центр тяжести.
К сожалению, не существует точного метода определения визуальной массы объекта. Как правило, дизайнеры полагаются на свою интуицию. Тем не менее, есть полезные наблюдения, которые могут помочь:
- Размер
Крупные предметы всегда тяжелее.
- Форма
Элементы неправильной формы кажутся легче, чем элементы правильной формы.
- Цвет
Теплые цвета тяжелее холодных.
- Оттенок
Темные объекты весят больше, чем светлые.
- Текстура
Объекты с текстурой кажутся более тяжелыми.
- 3D
Объекты с текстурой кажутся более тяжелыми.
- Расположение
Чем дальше объект от центра, тем больше его визуальный вес.
- Ориентация
Вертикальные элементы кажутся тяжелее горизонтальных.
- Плотность
Множество мелких элементов уравновешивают один большой.
- Внутренний интерес
Сложность объекта придает ему больший визуальный вес.
- Заполнение пространства
Положительные формы весят больше, чем отрицательное пространство.
- Восприятие физического веса
Изображенная гиря кажется тяжелее ручки.
Подведем итоги
При использовании симметрии результат демонстрирует профессионализм и серьезный, устойчивый подход. Приемы асимметрии вызывают интерес, выражают индивидуальность и креативность, акцентируют внимание.
Понимание баланса и визуального веса в фотографии
Баланс в фотографии — это когда элементы на фотографии расположены таким образом, который кажется естественным и приятным для глаз. Хорошо сбалансированная композиция кажется гармоничной, в то время как несбалансированная может показаться «неправильной» и менее привлекательной.
Каждый элемент вашей фотографии имеет «визуальный вес», на который влияют такие вещи, как его размер, контрастность, цвет, тон и текстура. Для сбалансированной картинки нужно расположить эти элементы так, чтобы ни одна часть изображения не имела слишком большого «веса» по сравнению с другими частями.
Давайте рассмотрим различные типы баланса, факторы, влияющие на него, и то, как вы можете намеренно сделать свои изображения более (или менее) сбалансированными.
Симметричный баланс
Также известный как «формальный баланс», это самый простой и очевидный способ скомпоновать фотографию. Просто расположите элементы изображения так, чтобы они были симметричны относительно центра.
Горизонтальная симметрия создает приятный естественный баланс. Изображение Токкес.
Чаще всего можно увидеть фотографии, расположенные с горизонтальной симметрией, но вертикальная симметрия также создает сильную композицию.
Вертикальная симметрия часто встречается в отражениях. Изображение Рэндена Педерсона.
Элементы вашей сцены не обязательно должны быть идентичными. Пока они достаточно похожи с точки зрения визуального веса и общего вида, они будут казаться сбалансированными.
Хотя эта композиция не является строго симметричной, элементы с обеих сторон имеют достаточное сходство, чтобы создать ощущение симметрии. Изображение Марко Верча.
Асимметричный баланс
Иногда его называют «неформальным балансом», его сложнее достичь, но в целом получается более интересная фотография. Это более тонко, чем симметричный баланс, но придает изображению такое же гармоничное ощущение, дольше привлекая зрителя.
Расположение пещеры, девушки и холмов привлекает внимание зрителя к сцене, придавая равный вес всем частям кадра. Изображение Джузеппе Мило.
При асимметричной компоновке фотографии поместите главный объект не в центре, возможно, используя другую композиционную технику, например, правило третей. Если изображение кажется несбалансированным, поместите один или несколько второстепенных объектов в оставшееся пространство.
Эти второстепенные точки фокусировки дают зрителю возможность посмотреть на что-то еще, направляя его взгляд по сцене. Они должны иметь меньший «вес», чем основной предмет, чтобы вызывать дополнительный интерес, не отвлекая внимания.
Что влияет на визуальный вес?
Всякий раз, когда элемент выделяется на фоне остального изображения, он имеет некоторый визуальный вес. Сумма зависит от ряда факторов.
Размер
Пожалуй, самый очевидный фактор: большие объекты имеют больший вес, чем маленькие, и поэтому больше привлекают внимание зрителя. В общем, лучше всего сделать основной объект самым большим и поддерживать его меньшими объектами.
Являясь самым большим объектом сцены, лодка на переднем плане имеет наибольший визуальный вес, а город и закат создают дополнительный интерес и баланс. Изображение Амине Кайтони.
Тон и контрастность
Более темные предметы имеют больший визуальный вес, чем более светлые. Если ваш объект светлого тона, следите за отвлекающими тенями и темными объектами и при необходимости измените кадр кадра, чтобы исключить их. Особенно это заметно на черно-белой фотографии.
Точно так же области с высокой контрастностью естественным образом привлекают внимание. Светлый объект на темном фоне или наоборот — отличный способ сфокусировать внимание зрителя на главном объекте съемки.
Здесь темные объекты переднего плана имеют наибольший вес и привлекают внимание. Контраст более светлого фона добавляет интереса, не подавляя сцену. Изображение Яна Д. Китинга.
Цвет и насыщенность
Смелые, яркие цвета выделяются больше, чем тонкие, нейтральные оттенки. Вспышка контрастного цвета на более монотонном фоне создает сильный фокус на вашей фотографии.
Яркие бумажные кораблики в этом кадре служат эффективным противовесом экстремальному положению женщины. Изображение Хельги Вебер.
Текстура
Узоры и текстуры визуально интересны и поэтому становятся естественными достопримечательностями. Сильные текстуры в поддерживающих областях вашей фотографии помогут сбалансировать смещенный от центра объект, но остерегайтесь текстурированных фонов, которые отвлекают внимание от основного фокуса.
Текстура воды придает ей дополнительный вес, помогая уравновесить сильные образы скал. Изображение Джузеппе Мило.
Фокус
Объекты в резком фокусе имеют больший вес, чем те, которые не в фокусе. Это особенно полезно для уменьшения влияния нежелательных элементов на вашу сцену. Отрегулируйте глубину резкости, чтобы скрыть отвлекающие факторы и вернуть внимание к основному объекту.
Ярко освещенное здание было расфокусировано, чтобы уменьшить его вес и не отвлекать слишком много внимания от основного объекта. Изображение Матиаса Риппа.
Люди и животные
Нас сильно привлекают живые существа на фотографиях, особенно если мы можем видеть их глаза. Это может быть благословением или проклятием. Если ваш главный объект — человек, другие люди могут отвлекать внимание, тогда как в пейзажной сцене они могут стать интересным фокусом.
Хаски на этом изображении разбивает пространство безликой земли и уравновешивает горы на заднем плане. Изображение Маркуса Триенке.
Взгляд
Если на вашем изображении изображен человек, зрители естественным образом будут следить за направлением его взгляда. Это придает вес тому, что в противном случае было бы пустым пространством, и само по себе может быть эффективным противовесом.
Смещенное от центра положение объекта уравновешивается тем, что он смотрит в кадр. Изображение Марка Хирта.
Абстрактные типы фотографического баланса
Элементы баланса, рассмотренные выше, можно увидеть физически, глядя на фотографию, но вы также можете достичь баланса более абстрактными способами.
Например, сопоставление искусственных объектов с природной сценой подчеркивает их различия и придает дополнительный смысловой уровень. Вы можете использовать это, чтобы подчеркнуть разрушение окружающей среды или показать, как природа находит способы процветать даже в городских или промышленных районах.
Баланс на этой фотографии скорее абстрактный, чем композиционный, демонстрируя контраст между дымоходом заброшенной фабрики и тем, как природа восстанавливает его. Изображение XoMEoX.
Другие источники контраста и баланса включают древнее и современное, живое и разлагающееся, молодое и старое, постоянное и временное. Изучение этих тем придаст вашим фотографиям дополнительную значимость.
Использование дисбаланса для создания напряжения
Если балансировка элементов в кадре дает ощущение гармонии и покоя, то преднамеренное избегание баланса приводит к противоположному результату.