Содержание
Навигация в 3D-пространстве
Навигация в 3D-пространстве
Найти:
Blender предоставляет возможность просмотра 3D-сцены в двух видах проекции: перспективная и ортогональная. Человеческий глаз все видит в перспективной проекции, из-за чего объекты расположенные дальше кажутся меньшими. При просмотре ортогональной проекции объекты не изменяют своего размера при удалении от точки просмотра.
По началу, ортогональная проекция может показаться немного непонятной, но она дает более четкое представление об истинных размерах объектов и возможность более точной настройки сцены. Для изменения проекции в окне 3D-вида нужно выбрать пункт View — View Persp/Ortho или нажать клавишу 5 NumPad на цифровой клавиатуре. Текущая проекция отображается в левом верхнем углу окна.
Blender использует прямоугольную «Декартовую» систему координат с осью Z направленной вверх. По умолчанию в нем представлено четыре направления просмотра: Side (справа), Front (спереди), Top (сверху) и вид из камеры. «Side» соответствует виду вдоль оси X в отрицательном направлении, «Front» — вдоль оси Y и «Top» — вдоль оси Z.
Для перемещения в окне 3D-вида необходимо, чтобы курсор мышки находился в области этого окна.
Поворот
Для выбора направления просмотра можно воспользоваться пунктом меню View или кнопками на цифровой клавиатуре. 3 NumPad — для вида справа, 1 NumPad — для вида спереди, 7 NumPad — для вида сверху. При нажатии клавиши Ctrl + 1, 3, 7 NumPad будет показана противоположная сторона (слева, сзади, снизу).
Помимо вышеперечисленных направлений, сцену можно повернуть на любой угол. Самый простой способ сделать это — зажав колесико (находясь в окне 3D view), перемещать мышку в любом направлении. Такого же результата можно добиться, зажав Ctrl + Alt вращать колесико мышки для изменения угла обзора по горизонтали, или зажав Shift + Alt вращать колесико мышки для изменения угла обзора по вертикали. Есть еще и третий способ изменения угла обзора, используя клавиши 4, 6 NumPad и 8, 2 NumPad для поворотов влево/вправо и вверх/вниз соответственно.
Перемещение
Для перемещения по сцене используются следующие клавиши и их сочетания. Если необходимо сместить обзор в любом направлении, необходимо, зажав клавишу Shift и колесико мышки, двигать мышку в нужном направлении. Аналогом этих действий будет нажатие сочетаний клавиш Ctrl + 2, 4, 6, 8 NumPad. Для перемещения вида по вертикали, необходимо зажав Shift прокручивать колесико, а для перемещения вида по горизонтали — зажав Ctrl прокручивать колесико.
Также в Blender существует так называемый режим полета (fly mode). Этот режим очень часто используется при настройке вида из камеры. Для его активации нужно нажать сочетание клавиш Shift + F. В этом режиме управление происходит за счет перемещения мышки за пределы появившегося прямоугольника или же с помощью клавиш W, S, A и D. Чтобы остановится достаточно вернуть мышку в пределы этого треугольника или если вы использовали клавиатуру, то нажать противоположную кнопку. Для выхода из режима необходимо кликнуть мышкой в любом месте.
Масштабирование
Для приближения/отдаления сцены лучше всего подходит прокрутка колесика мышки. Клавиатурным аналогом данного действия служат кнопки + и — на цифровой клавиатуре. Также можно зажав клавишу Ctrl и колесико мышки, перемещать мышку вверх/вниз для отдаления/приближения масштаба. Этот способ позволяет наиболее точно приблизить или отдалить сцену.
Если вы неожиданно заблудитесь в 3D-пространстве, то есть две горячие клавиши, чтобы быстро в нем сориентироваться. Кнопка Home изменит вид таким образом, что Вы сможете видеть все объекты сцены, а кнопка . NumPad (точка на цифровой клавиатуре) покажет выбранный в данный момент объект.
Базовое
Blender 101: Интерфейс и навигация
04. 07.2017
Видео урок с русскими субтитрами
Интерфейс программы Blender 3D для начинающих пользователей может показаться сложнее, чем он есть на самом деле. Давайте быстро ознакомимся с основными инструментами навигации в 3д-пространстве.
Нажатая Средняя кнопка мыши позволяет вращать вид. Если при этом удерживать Shift можно перемещать экран. А с помощью зажатой Ctrl можно приближать и отдалять вид, что также можно сделать прокручивая колесо мышки.
Выделение объектов в Blender по умолчанию происходит с помощью Правой кнопки мыши , что часто вызывает недоумение у новых пользователей, поскольку в других пакетах 3д-моделирования объекты как правило выделяются Левой кнопкой мыши . Изменить ситуацию можно очень легко в настройках: File -> User Preferences (Ctrl + Alt + U) -> Input -> Select with:
Когда мы впервые открываем Blender, у нас есть стандартный куб. Мы можем просматривать его в различных режимах. Клавишей Z мы можем включать и выключать режим Wireframe.
Чтобы двигать объект можно воспользоваться манипуляторами перемещения, вращения и масштабирования.
Однако более удобные манипуляции с объектами в Блендере можно осуществлять с помощью горячих клавиш.
G – перемещение
R – вращение
S – масштабирование
Чтобы ограничить манипуляцию по одной из осей нужно просто нажать соответствующую клавишу сразу после нажатия действия. Например, нам нужно переместить объект только по оси X. Для этого нажимаем G, затем X и объект будет перемещаться только по этой оси. Аналогично для вращения и масштабирования.
Стоит отметить, что в разных программах 3д-графики обозначение осей может отличаться. в Blender буквой Z – обозначается вертикальная ось. В других программах вертикальная ось обозначается буквой Y. Это может иногда сбивать с толку, когда вы будете экспортировать модели в другие программы. Но если весь рабочий процесс происходит в Блендере, это не играет особого значения.
Следующие несколько горячих клавиш, которые следует знать.
T – скрывает/открывает панель инструментов (Tool Shelf)
N – скрывает/открывает панель свойств (Properties)
Наиболее важными являются свойства Location, Rotation, Scale и Dimensions N-панели. С помощью них можно также управлять положением объекта, задавая точные координаты.
Отменить последнее действие, как и в большинстве других программ можно с помощью Ctrl + Z. Вернуть отмененное действие – Ctrl + Shift + Z.
С помощью кнопки . Del на дополнительной клавиатуре, можно приблизить и центрировать выделенный объект.
Также на дополнительной клавиатуре есть важные кнопки для управления видом.