Фонтана картины: один из самых радикальных авангардистов XX века

Лучо Фонтана. Ну, во-первых, это красиво | Публикации

«Мои прорези… это, прежде всего, философское выражение, проявление веры в бесконечность, утверждение духовного начала. Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего…». Лучо Фонтана

Совершенно не понимаю, почему в монументальной книге
«Модернизм. Анализ и критика основных направлений»*,

 

Великая Книга

 

первым изданием вышедшей в 1973 году и призванной
окончательно развенчать и пригвоздить весь этот модернизм/авангардизм, ни разу
не был упомянут Лучо Фонтана (1899-1968). Этот мужчина был просто специально
создан тем, кто создает людей, для иллюстрации советского тезиса о том, что все
это так называемое «искусство» – надувательство, жалкое фиглярство и форменное
издевательство над и так измученными мировым капиталом людьми доброй воли. Ведь
что творил, гад! – картины резал!

 

Пространственная концепция: ожидание

 

И протыкал. Хоть и свои. Все равно же скотство.

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Это притом, что и дед, и папа этого говнюка происходили из
мира искусства – они были итало-аргентинскими скульпторами. Фонтана тоже был
поначалу вполне традиционным скульптором и болтался между этими двумя странами.
Но больше, конечно, он жил и работал в Италии. Повоевал за нее в Первой мировой
войне, получил медаль за отвагу, потом закончил в Милане Академию Брера. В
самом начале 30-х гг. попал в авангардисты.

Если окинуть не очень пытливым взором творчество Фонтаны, то
возникает довольно устойчивое впечатление некоторого хаоса и несколько
неупокоенной души. С одной стороны, он уже в 1930 году делает первую в Италии
выставку абстрактной скульптуры, чуть позже создает итальянский филиал
известной французской абстракционистской группы «Абстракция-Творчество», ваяет
скульптуры из проволоки, с другой стороны, он в то же самое время делает такие
вот вполне вроде бы традиционные вещи.

 

Олимпийский атлет в ожидании

 

Рыбак с гарпуном

 

Позже у него соседствуют такие вот штуки.

 

Пространственная концепция: черная
скульптура

 

Сражение

 

Или вот такие.

 

Пространственная концепция: часть

 

Структура в неоне**

 

А ведь он еще и, как было сказано, резал

 

Пространственная концепция: ожидание

 

и протыкал.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Протыкал

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

и резал.

 

 

Пространственная концепция: ожидание***

 

На самом же деле всю жизнь Фонтана разрабатывал две
проблемы. Первая – это очередной вариант Gesamtkunstwerk – совокупного
художественного продукта – т.е., в его варианте, синтеза живописи, скульптуры,
поэзии, музыки, науки, техники, материи, природы, Бога и т.д., если что-то еще
осталось. Вторая проблема вытекала из первой и была проблемой пространства,
точнее, проблемой привнесения этого самого пространства в плоский, двухмерный и
потому неполноценный мир живописи. Эту вторую проблему Фонтана решал двумя
способами. Он оскульптуривал живопись.

 

Пространственная концепция: часть

 

Или оживописивал скульптуру.

 

Не знаю, как называется. 30-е годы

 

Рассуждения Фонтаны о Gesamtkunstwerk и о пространстве
поднимаются до каких-то космогонических высот и слегка отдают мистикой. В
сороковые годы и позже он посвятил этим скорбным делам несколько манифестов,
теоретических работ и кучу произведений. Создал под это дело целое направление
– спациализм, от итальянского spazio – пространство, существовавшего в его
построении в двух представлениях: как пространство произведения искусства и как
космос. Эти представления у него там легко перетекали друг в друга.

Как можно – и нужно — заметить, для этих послевоенных и еще
более поздних времен подобная проблематика выглядит несколько архаично.
Gesamtkunstwerk в том или ином, но без Бога и мистики, виде – любимое дело и
родных Фонтане
футуристов,
и
дадаистов,
и нашего русского
авангарда.
Бог, мистика и личная космогония тоже уже не канали после монументальных
конструкций
Малевича,
Кандинского,
Филонова
и многих других матерых мыслителей с кистью в руках. Проблемой преодоления
прискорбной двухмерности живописного полотна так или иначе, но, опять же,
похоже, были озабочены
кубисты,
те же дадаисты и, допустим, наш родной
Татлин,
пусть это были и чисто апофатические варианты, т.е. вытекающие из желания
живопись убить нахрен. Разные там коллажи, ассамбляжи, рельефы, контррельфы. Во
времена Фонтаны авангардизм все-таки уже задавал себе и миру всякие другие
вопросы. Социальные, экзистенциальные, политические. Поэтому, если иметь в виду
все перечисленные заслуги Фонтаны, крутой авангардист из него никак не
получается. Какой-то он тут запоздалый. И выводить из его достаточно
анахроничных построений перформанс, энвайронмент и разные другие прогрессивные
практики 50-х-60-х гг. – занятие порочное, которым заняты, по всей видимости,
одни итальянцы. Хотя их понять можно. У них между футуризмом с метафизикой до
арте повера практически один
Джакометти
болтается, что, конечно, обидно.

Но вот в чем Фонтана могуч и гениален, что у него никогда не
отнять, и за что его взяли в будущее – это вот этот жест, страшный и
прекрасный, как жизнь.

 

 

Фонтана режет холст

 

Рассмотрим это великое и краткое, как жизнь, действие в
деталях и со всех сторон. Я сразу отложу в сторону всяческий фрейдизм. Меня
совершенно не интересует, какие мотивы, неврозы и детские сексуальные травмы
заставляли Фонтану систематически вспарывать грубым, мужским, фаллическим
жестом беззащитную, пассивную поверхность картины. Замечу только, так, к слову,
что на итальянском – pittura – и испанском – pintura – «картина» состоит в
женском роде. Мама вот у Фонтаны актрисой служила. И аргентинка еще была –
вроде ничего такого тут нет. С другой стороны, по-итальянски – quadro – и
по-испански – lienzo – «картина» и в мужском роде тоже существует. Если в эту
сторону идти, в смысле, что Фонтана вспарывал беззащитного, пассивного картина,
очень интересные психоаналитические перспективы открываются. Папа у Фонтаны,
опять же, итальянец, скульптор, как было сказано. А скульптура, она же с
насилием связана, над материалом-то. Правда, живопись тоже вроде связана, хоть
и не с таким брутальным. Да ну его, к бесу, психоанализ этот. Черт знает до
чего дойти можно. Но как же это все-таки напоминает женскую письку! Мировую
вагину, так сказать.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Итак, вспарывает, значит, Фонтана острым ножиком картину,
беззащитную такую, пассивную, покорную… Тьфу ты! Короче, этот жест совершенно
парадоксален и амбивалентен. Он, с одной стороны, предельно разрушителен, с
другой стороны, столь же предельно созидателен – формирует совершенно другой
объект. Двухмерное мгновенно превращается в трехмерное – края-то у разреза
загибаются, непроницаемое оказывается пронизанным окружающим пространством,
имманентная автономность объекта «картина» перестает существовать. В этом жесте
есть и наглое осквернение чистой, ровной, сакральной (пассивной, беззащитной,
елы-палы) поверхности холста, т.е. действительно, насилие. И есть в нем
активная, созидательная, преобразующая воля творца, т.е. тоже насилие. Очень
ответственное, т.к. жест необратим. Он должен быть выверенным, точным, коротким
и энергичным, как удар ассасина или туше Ван Клиберна. В сущности, мы имеем
дело с очень сильной метафорой творчества. Как хотите, а у меня этот жест
Фонтаны вызывает устойчивую ассоциацию с демиургическим движением руки/пальца
Бога с этой вот фрески.

 

Микеланджело. Сотворение Адама

 

Поначалу Фонтана резал всякую сделанную собой разноцветную
геометрическую абстракцию.

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Но потом перешел на монохромы. Возможно, это результат
общения с
Кляйном.
Вот явно в его честь картинка – цвет кляйновский.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

В любом случае, монохром – правильнее, ничего не отвлекает
от главного – от разреза. В конце концов, Фонтане нужна была картина вообще,
без всяких уточняющих деталей. Ну и, как было сказано, хорошо вспоротый
монохром – это просто красиво.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Хотя я не уверен, что Фонтана стремился к такому несколько
дизайнерскому качеству.

Тут есть еще одна интересная штука. Режет-то Фонтана
абстракцию,
но при этом, парадоксальным образом, как бы по-новому воспроизводит концепцию
картины как окна в мир – он же вводит третье измерение, только использует для
этого не воздушную/линейную перспективу, а нож. Да он же просто реалист,
Фонтана-то. К ножу приравнявший кисть. Все вышенаписанное хорошо применимо и к
его жесту протыкания, просто там результат не такой красивый и изящный – края
неровные и дырка кривая и необязательная в своих очертаниях.

В общем, получился у Фонтаны совершенно отдельный, мощный и
красивый вариант живописи действия. В 1966 году он получил гран-при
Венецианской биеннале. Но за энвайронмент с использованием неоновых трубок. Тут
я с руководством мероприятия категорически не согласен – какой, к бесу,
неоновый энвайронмент, когда такая красота есть.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

У ценителей искусства может возникнуть вопрос – ну а чего
Фонтана эта столько холстов-то вспорола? Ну, располосовал один, показал людям,
на что способен, обозначил прием, хватит уже, наверное. Оставь девственные
холсты настоящим художникам, они на них что путное изобразят. Что тут ответить?
Ведь эти настоящие художники одни и те же мотивы на холстах воспроизводят?
Стога сена, например, по тридцать раз, каждый из которых – немного другой. Вот
и Фонтана этим же был занят. Художник должен делать картины. Он и делал. Кроме
того, как я уже написал, Фонтана вкладывал в это свое резанье определенные
мистико-божественно-космические смыслы. «Бог невидим, Бог непредставим…
даже в религии аллегориям пришел конец… я изображаю символ «я верую в Бога»,
делаю две прорези. Это и есть Бог или все что угодно, но я не могу его
изобразить, он слишком велик, если я действительно в  него верю; моя
картина рождается моей верой…». Так что это был еще и ритуал, типа молитвы.
Никто же не скажет верующему, что один раз помолился – и хватит.

То, что Фонтана вкладывал в свои работы еще и другие смыслы,
приводило к тому, что он делал, на мой взгляд, совершенно лишние вещи.
Например, он подкладывал под разрез что-нибудь черненькое, тряпочку
какую-нибудь.

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Как бы сквозь разрез мерцало мировое космическое
пространство. Или подклевал с изнанки холста всякие материалы вроде марли, с
другим коэффициентом натяжения, чтобы края разреза то смотрели наружу,

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

то внутрь.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Тут, конечно, неплохо бы пройтись по некоторым местам
бритвой Оккама, я так думаю. Ненужное это ребячество, не ко времени.

Одно меня удивляет, почему маньяки не кидаются с ножом на
работы Фонтана, а предпочитают фигуративную живопись? Вообще, это вопрос – если
изрезать картинку Фонтаны, то это будет вандализм или сотрудничество? Надо
Бренеру
идею подкинуть. Или
Авдею
Тер-Оганяну.

Вот так. А то все хотят, чтобы художник работал над картиной
долго.

 

Бонус

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

 

Пространственная концепция: конец Бога

 

Из интервью: «Помнишь картины из «Конца Бога»? Был ли там
Бог? В них была дыра, а дыра — это всегда ничто, правильно? Бог и есть ничто…
Бог невидим, Бог непредставим, поэтому сегодня художник не может изобразить
Бога, сидящим в кресле, бородатым, держащим мир в руке…» Бог как дыра – это
круто. Впрочем, он давно умер.

 

 

Без названия

 

Пространственная концепция: Нью-Йорк 10

 

 

Пространственная концепция. Серия
«Металл»

 

 

Пространственная концепция: церковь
Венеции

 

 

Пространственная концепция: конец Бога

 

 

Мадонна с младенцем

 

Ранняя работа, сильно барочная.

 

* По этой книге познавало западное искусство несколько
поколений советских современных художников и любителей прекрасного.
Модернизм/авангардизм в СССР можно было только ругать – не ругательных книг не
было — но делать это можно было по-разному. В этой книге ругали хорошо,
т.е. там было много картинок, хоть и черно-белых и маленьких, много цитат и
довольно корректных изложений концепций разных ругаемых направлений.
Познавательная книга была. Вышло несколько ее изданий, но достать ее все равно
было трудно. Были еще книги, похуже: «Кризис безобразия», «Кто правит бал» и
т.д. Ситуация с ними не безнадежна – многие высказывания нашего министра без
культуры В. Р. Мединского о современном искусстве заставляют предположить, что
он их читает.

** Неон, который потом будут активно употреблять самые
разные художники, Фонтана, по всей видимости, использовал первым, еще в 1949
году, в похожей штуковине, которую легко можно назвать
протоэнвайронментом.

*** Вы, наверное, уже обратили внимание на некоторое
однообразие ассортимента названий работ у Фонтаны. Так ему было надо – он
мыслил сериями. Больше не обращайте. Я их пишу только потому, что у картинки
название должно быть.

 

Зачем художник Лучо Фонтана резал холст

Распятия (1948–1963) Лучо Фонтаны из коллекции Карстена и Клаудии Греве (Санкт-Мориц) стали открытием выставки / Максим Стулов / Ведомости

«В отверстия, которые я проделываю, просачивается бесконечность, и живопись более не нужна». Так, комментируя проделанные в холстах разрезы (tagli) и дыры (buchi), Лучо Фонтана объяснял свое стремление вырваться из плоскости картины. Претворять эту идею в жизнь он начал в 1949 г.

Прорезая холст, Фонтана вручную расправлял и формировал края щели. С обратной стороны иногда прикреплял черную марлю, чтобы в отверстие была видна черная дыра, олицетворяющая космос. Монохромные полотна с созвездием дырок или разрезами, одним или несколькими, – это и есть «лицо» Лучо Фонтаны, хотя московская выставка ведет отсчет его подвигов, начиная вовсе не с разрезов. И в принципе не с концептуального искусства – дырявых холстов и живописных космических вихрей, опередивших на десятилетия реальные фотографии из космоса.

Как и положено ретроспективе, она начинается с первых постстуденческих вещей – терракотового «Портрета девочки» (1931) и мощного обнаженного «Рыбака с гарпуном» (1933–1934). Бронзовый атлет, уместный на любой выставке фашистской эпохи, служит убедительной иллюстрацией истории автора и отчасти объясняет его позднюю славу – к моменту первого триумфа Фонтане было около 50 лет.

Надгробия и манифесты

Родившийся в 1899 г. в семье перебравшихся в Аргентину итальянцев Лучо Фонтана (1899–1968) был сыном скульптора и актрисы. И внуком живописца. Работа с 10 лет в мастерской отца, который занимался надгробиями и живописными портретами, профессионально поставила руку. В Италию Фонтана попал в семь лет, после второй женитьбы отца, в 15 стал студентом Технического университета Милана, в 17 пошел добровольцем на фронт, в 18 был комиссован. Вернувшись в Аргентину, стал работать в отцовской мастерской и выиграл несколько скульптурных конкурсов – местных, но едва ли стоит после этого удивляться, что в конце первого года обучения в Миланской академии Брера, куда Фонтана поступил в 1927-м, он был переведен сразу на четвертый курс.

«Рыбак с гарпуном» – напоминание об академии, где педагогом Фонтаны оказался Адольфо Вильдт, член фашистской партии и автор протокольного бюста Муссолини. Бюст был уничтожен при бомбежке в конце войны, а влияние Вильдта едва ли сказалось в дальнейшем на творчестве его самого знаменитого студента. Фонтана сблизился с абстракционистами и на первой же персональной выставке в галерее Иль Милионе показал модернистскую скульптуру «Черный человек» (1930).

Он поставил подпись под «Манифестом абстрактного искусства», выпущенным в 1935-м к первой в Италии групповой выставке абстракционистов, и под собственным «Первым манифестом спациализма» (от spacio – пространство), сочиненным после войны. Вместе с Фонтаной этот запоздалый, словно из 1920-х, документ подписали художник и критик Джорджо Кайссерлян, философ Беньямино Йопполо и писательница Милена Милани. Между манифестами прошло 12 лет, в течение которых Фонтана занимался керамикой на Севрской фарфоровой мануфактуре, свел в Париже знакомство с Миро, Тцарой и Бранкузи, начал первые концептуальные опыты. В 1940 г., помня опыт предыдущей войны, уехал в Аргентину – и в Буэнос-Айресе открыл художественную школу «Альтамира», ставшую центром авангарда. А через шесть лет вернулся в Италию, чтобы вместе со страной начать новую жизнь.

Версия распятия

В экспозиции выставки, устроенной при поддержке фонда «U-Art: ты и искусство» и собравшей более 60 работ из Фонда Лучо Фонтаны, итальянских музеев и нескольких крупных частных коллекций, легко обнаружить границу между ранним и зрелым творчеством художника. Она пролегает где-то между скульптурными портретами его жены Тереситы – довоенным, выложенным мозаикой, и другим, из глазурованной керамики, который вторит его распятиям. А распятия Фонтаны самое неожиданное из всего, что привезли в Москву.

Керамика была одним из любимых материалов Фонтаны и долгое время оставалась для него главным источником заработка. Но дюжина керамических и терракотовых распятий 1948–1963 гг. напоминает не о доходном искусстве, а о первой послевоенной Венецианской биеннале 1948 г., где была выставлена одна из этих скульптур. В условной фигуре, по-разному застывшей на условном кресте, столько же модернистского своеволия, сколько барочной пышности (а у Фонтаны была и живописная серия «Барокко» (1954–1957), с подмешанными в масло блестками и кусочками стекла). Распятия из собрания немецких коллекционеров Карстена и Клаудии Греве (они купили их все) и модернистские чугунные сферы из серии «Натура», показанной в 1960-м в Венеции на грандиозной выставке «Природа и искусство» (автор называл их «большими мячами»), вполне отражают диалог Фонтаны с большим стилем, который он вел всю жизнь.

И всю жизнь он продолжал искать выход в бесконечность пространства. В процессе поисков придумал трогательные «Маленькие театры» (1964–1966), в которых холсты, испещренные дырками, выглядят театральным задником, а объемные фигурные лакированные рамы, повторяющие силуэты зрителей, напоминают коробку сцены. Их тоже привезли в Москву.

Русские на Луне

Радикальное решение проделать дырку в холсте в попытке преодолеть пространство картины открывало безграничные возможности – «после такого мы вольны делать все, что захотим». Так родилась самая знаменитая серия Фонтаны «Пространственная концепция. Ожидания».

Если в холсте много разрезов – это «Ожидания», если один – «Ожидание» в единственном числе. Фотографии Уго Муласа, сделанные в миланской студии Фонтаны, демонстрируют, как это происходило: вот в руке художника невинный уголь, а вот уже и нож, занесенный над холстом.

Ритмично прорезанные белые, красные, синие холсты намекают на наступившую в 1960-х эпоху кинетистов и расцвет группы Zero, нашедшей в Италии своих адептов. А также на возникшую в СССР группу «Движение», один из героев которой – Франциско Инфанте, – конечно же, не случайно выставлен сейчас в МАММе на соседних этажах с Фонтаной. Тем важнее видеть первоисточник. Работы, позволяющие представить себе в том числе то, чего здесь нет. Например, белый овальный лабиринт, который построил Фонтана в 1966 г. на 33-й биеннале в Венеции и получил за эту инсталляцию Гран-при.

Залитый белым светом лабиринт состоял из пяти ниш и помещенных в них пяти белых холстов, в каждом – единственная прорезь. Один из таких холстов, разделенный щелью пополам, в обычной жизни украшает Музео Новеченто во Флоренции, а сейчас оказался в Москве. На обратной стороне картины рукой автора написано: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра». Что бы это значило? Елена Джеуна, сокуратор московской ретроспективы (вместе с директором МАММа Ольгой Свибловой), предполагает, что Фонтана имел в виду советские автоматические станции, запущенные в 1965 г. к поверхности Луны, – до высадки человека на Луну художник не дожил. Между тем как раз в 1965 г. космонавт Алексей Леонов вышел в открытый космос, материализовав то, о чем Фонтана всегда мечтал.

До 23 февраля

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтобы скрыть её

Фонтанная живопись — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(
1000+ релевантных результатов,

с рекламой

Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше.

)

  • Фонтан, Вилла Торлония, Фраскати, Италия

    CC0 Обозначение общественного достояния

    Действия с изображением

    Об этой работе

    1907 год стал поворотным для Джона Сингера Сарджента, когда он смело отказался от своей успешной карьеры портретиста в пользу пленэрной живописи. Эта сильная и живая работа точно передает момент перехода, сочетая пейзаж и портрет в композиции, которая говорит о дружбе и живописных занятиях, а также воспевает цвет, поверхность и мимолетные эффекты света и движения. Пара Уилфрид и Джейн Эммет де Глен, профессиональные художники и частые попутчики Сарджента. Хотя Фонтан имеет вид спонтанности, Сарджента часто прерывал дождь во время его работы. Таким образом, он завершил его за несколько дней, заставив своих друзей долго позировать.

    Статус

    На просмотре, Галерея 273

    Отдел

    Искусство Америки

    Художник

    Джон Сингер Сарджент

    Титул

    Фонтан, Вилла Торлония, Фраскати, Италия

    Место

    Фраскати (изображенное место)

    Дата

    1907 г.

    Средний

    Масло на холсте

    Надписи

    Подпись внизу слева: «Джон С. Сарджент».

    Размеры

    71,4 × 56,5 см (28 1/8 × 22 1/4 дюйма)

    Кредитная линия

    Коллекция друзей американского искусства

    Справочный номер

    1914,57

    Манифест IIIF.

    Международная структура совместимости изображений (IIIF) представляет собой набор открытых стандартов, которые обеспечивают широкий доступ к цифровым медиа из библиотек, архивов, музеев и других культурных учреждений по всему миру.

    Узнать больше.

    https://api.artic.edu/api/v1/artworks/69780/manifest.json

    Расширенная информация об этом произведении

    • Жизель Д’Унгер, «Чикагская красавица — женщина и искусство: жизненные силы», Fine Arts Journal 30 (январь – июнь 1914 г.): 302, илл.
    • «Подарки друзей», Бюллетень Художественного института Чикаго 7 (19 апреля14): 158, ил.
    • Общий каталог картин, скульптур и других предметов в музее (Чикаго: Художественный институт Чикаго, 1914 г.), 158, илл.
    • Справочник по живописи и рисункам Чикагского художественного института (Чикаго: Художественный институт Чикаго, 1920), 45.
    • Роуз В.С. Берри, «Джон Сингер Сарджент: некоторые из его американских работ», Art and Archeology 18 (сентябрь 1924 г.): 99 (илл.), 100.
    • Уильям Хоу Даунс, Джон С. Сарджент: его жизнь и работа (Бостон, 1925), 62, 227, ил. ф. п. 272.
    • Путеводитель по картинам в постоянной коллекции (Чикаго: Художественный институт Чикаго, 1925 г.), 152.
    • Путеводитель по картинам в постоянной коллекции (Чикаго: Художественный институт Чикаго, 1932 г.), 170.
    • Чарльз Меррил Маунт, Джон Сингер Сарджент: биография (Нью-Йорк: WW Norton, 1955), 449.
    • Картины в Художественном институте Чикаго (Чикаго: Художественный институт Чикаго, 1961), 411.
    • Ричард Ормонд, Джон Певица Сарджент: картины, рисунки, акварели (Нью-Йорк: Harper & Row, 1970), 75.
    • Том Армстронг, «Галереи Нью-Филд-Маккормик в Художественном институте Чикаго», Magazine Antiques 134, 4 (октябрь 1988 г.): 822–835, pl. 19, 835 (илл.).
    • Холланд Коттер, «Влюбленные художники из Нового Света», New York Times (воскресенье, 1 ноября 1992 г. ).
    • Джеймс Н. Вуд и Тери Дж. Эдельштейн, Художественный институт Чикаго: живопись и скульптура двадцатого века (Чикаго: Художественный институт Чикаго / Hudson Hills Press, 1996), 15.
    • Джудит А. Бартер и др. , Американское искусство в Художественном институте Чикаго: от колониальных времен до Первой мировой войны (Чикаго: Художественный институт Чикаго, 1998).
    • Джудит А. Бартер и др., Эпоха американского импрессионизма: шедевры Художественного института Чикаго (Чикаго: Художественный институт Чикаго / издательство Йельского университета, 2011), вып. 39.
    • Лэнс Майер и др., «Американские художники о технике: 1860–1945» (Лос-Анджелес: Музей Дж. Пола Гетти/Getty Publications, 2013), обложка (илл.).
    • Картины в Художественном институте Чикаго: основные моменты коллекции (Чикаго: Художественный институт Чикаго / издательство Йельского университета, 2017), с. 89.
    • Джудит Х. Добжински, «Ослепительное искусство, связанное с городом», The Wall Street Journal, 13 августа 2018 г. , A13 (илл.).

    • Художественный институт Чикаго, Двадцать пятая ежегодная выставка американской живописи и скульптуры маслом, 5 ноября – декабрь. 8, 1912, кат. 228.
    • Нью-Йорк, Центральные художественные галереи, Ретроспективная выставка важных работ Джона Сингера Сарджента, 23 февраля – март. 22, 1924, кат. 48.
    • Нью-Йорк, Метрополитен-музей, Мемориальная выставка работ Джона Сингера Сарджента, 4 января – февраль. 14, 1926, кот. 50.
    • Ярмарка штата Техас, Департамент искусств, 1933 г. Выставка, демонстрирующая изменения в живописи за последние сто лет в Европе и Америке, 1933 г., кат. 76.
    • Художественный институт Чикаго, Век прогресса, 1 июня – ноябрь. 1, 1934, кат. 407.
    • Индиана, Художественная ассоциация Саут-Бенда, Американская живопись в манере конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, 10 февраля – март. 31, 1948, кат. 46. ​​
    • Художественный институт Чикаго, Сарджент, Уистлер и Мэри Кассат, 14 января – февраль. 25, 1954; Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 25 марта – 23 мая 1954 г.
    • Художественный музей Гранд-Рапидс, Мичиган, Кассат, Уистлер, выставка Сарджента, 15 сентября – окт. 15, 1955, кат. 27.
    • Лейк-Форест, Иллинойс, Художественный институт Дюранда, Колледж Лейк-Форест, Век американской живописи: шедевры, предоставленные Художественным институтом Чикаго, 10–16 июня 1957 г., кат. 16, как Фонтан, Вилла Торлония, Фраскати.
    • Вашингтон, округ Колумбия, Художественная галерея Коркоран, Частный мир Джона Сингера Сарджента, 18 апреля – 14, 19 июня.64, кот. 73; Кливлендский художественный музей, 7 июля – август. 16, 1964; Вустерский художественный музей, Массачусетс, 17 сентября – ноябрь. 1, 1964; Ютика, штат Нью-Йорк, Институт Мансона-Уильямса-Проктора, 15 ноября 1964 г. — январь. 3, 1965.
    • Нью-Йорк, Музей американского искусства Уитни, Джон Сингер Сарджент, 1 октября 1986 г. – янв. 4, 1987, кат. 149.
    • Бостон, Музей изящных искусств, The Lure of Italy, 16 сентября – декабрь. 13, 1992, кат. 44; Кливлендский художественный музей, 3 февраля – апрель. 11 мая 1993 г., Хьюстон, Музей изящных искусств, 23 мая – август. 8, 1993, кат. 44.
    • Лондон, Галерея Тейт, Джон Сингер Сарджент, 15 октября 1998 г. – янв. 11, 1999; Вашингтон, округ Колумбия, Национальная галерея, 28 февраля — 31 мая 1999 г., Бостон, Музей изящных искусств, 23 июня — сентябрь. 26, 1999.
    • Стэнфорд, Калифорния, Центр визуальных искусств Джеральда Кантора, Стэнфордский университет, Меняющийся сад: европейские и американские сады и парки, 11 июня – сентябрь. 7, 2003.
    • Канберра, Национальная галерея Австралии, Эдвардианцы: секреты и желания, 12 марта – 14 июня 2004 г.; Аделаида, Художественная галерея Южной Австралии, 9 июля.– сент. 12, 2004.
    • Лондон, Национальная портретная галерея, Сарджент: портреты художников и друзей, 12 февраля – 25 мая 2015 г.; Нью-Йорк, Метрополитен-музей, 29 июня – октябрь. 4, 2015, кат. 83.
    • Художественный институт Чикаго, Джон Сингер Сарджент и позолоченный век Чикаго, 1 июля – сентябрь.