Содержание
NFT-искусство: миллионы из виртуальной реальности
Материал опубликован в №2 печатной версии газеты «Культура» от 24 февраля 2022 года в рамках темы номера ««Мягкая сила» России: чем мы интересны для соседей?».
Скоро, возможно, мы будем чаще разглядывать картины не на холстах, а на огромных экранах. Цифра приходит и в живопись. «Для нас открылось пространство, которое еще 50 лет назад назвали бы магией», — говорят цифровые художники.
Цифровизация не обходит стороной ни одну сферу нашей жизни. Современные художники постепенно отходят от традиционной живописи — им становится интересно работать в цифре, а оцифрованные картины продаются в виде NFT — это невзаимозаменяемый токен (non-fungible token). Картина в виде зашифрованной единицы криптовалюты становится виртуальной — при этом современные NFT-картины подчас стоят в разы дороже традиционных произведений искусства. Такие работы уже выставляются на Christie’s и Sotheby’s, где продаются за миллионы долларов. Россия тоже в этом тренде.
Искусство в цифре: мода или новые активы?
Самый известный пример полного перевода NFT-произведения цифрового искусства из физического состояния в виртуальное — уничтожение картины Бэнкси Morons (White). Ее токенизировала компания Injective Protocol: специально для этого картина была куплена у Taglialatella Gallery почти за сто тысяч долларов. Теперь картина доступна только в виде невзаимозаменяемого токена. В начале 2021 года аукционный дом Christie’s продал за 69,3 млн долларов NFT-работу «Первые 5000 дней» (First 5000 Days) художника Майка Винкельманна — Beeple, который трудился над ней почти тринадцать лет. Это первое полностью цифровое произведение искусства, выставленное на традиционный аукцион.
Пандемия внесла свою лепту в развитие NFT-искусства: когда жизнь перетекла в онлайн, это предрекло резкий скачок развития сферы NFT-технологий. Только за 2020 год рынок продаж NFT-картин вырос в четыре раза — на общую сумму в 250 миллионов долларов.
NFT-работы продаются быстро и дорого: коллекционеры тоже почувствовали вкус к этому направлению, быстро осваивая работу с виртуальным кошельком и биткоинами. В марте 2021-го канадская певица Граймс (GRIMES) продала на площадке Nifty Gateway коллекцию из десяти NFT-картин, которые она создала со своим братом-художником Маком Бушером: за полчаса Граймс заработала шесть миллионов долларов! Актриса Линдси Лохан реализовала свои NFT-портреты за 17 тысяч долларов. Бывший сотрудник АНБ и ЦРУ США Эдвард Сноуден создал NFT-работу Stay Free, средства с продажи были направлены в фонд Freedom of the Press Foundation.
Шедевры Эрмитажа в NFT
Музеи тоже начинают присматриваться к этому направлению. Государственный Эрмитаж в рамках проекта «Ваш токен хранится в Эрмитаже» выпустил лимитированную серию NFT-работ — цифровые копии мировых шедевров из своей коллекции, в том числе картины Леонардо да Винчи, Джорджоне, Винсента Ван Гога, Клода Моне. Цифровые копии подписаны директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским — именно этот автограф придает эрмитажным NFT-картинам уникальность и при этом защищает оригиналы. Кстати, даже место подписания NFT-работ — залы Эрмитажа — тоже закреплено в метаданных. А все вырученные от продажи средства перейдут Эрмитажу.
«Эрмитаж — консервативный инноватор — консервативный музей, который использует новейшие технологии. К ним относятся и наш проект «Ваш токен хранится в Эрмитаже», и вся наша работа c NFT. Мы расширяем цифровые возможности знакомства с коллекцией Эрмитажа, с его залами и зданиями. Это пути, которые подчеркивают, с одной стороны, демократичность музея, с другой — доступность роскоши его посещения», — замечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский в интервью «РГ».
Интерес у Эрмитажа не финансовый, а, скорее, искусствоведчески-коллекционный интерес, задача — посмотреть, как аудитория ценителей искусства воспринимает новый NFT-формат. «NFT — это философия, это эстетика обладания. Цифровые копии произведений искусства наполняют интернет, где, по сути, все имеют к ним доступ, но NFT — это чувство собственности, а в нашем случае — чувство причастности к Великому музею», — считает Пиотровский.
Погружение в метавселенную
NFT-рынок упрощает жизнь художникам. Им не нужны посредники для продажи своих работ: они сами могут выставляться на специальных площадках, где проходит регистрация и автора, и произведения, что помогает отслеживать авторские права и защищает от пиратства. Сами художники говорят, что они фактически погружаются в метавселенную — и погружают в нее и нас с вами. В России NFT-искусство впервые было представлено на Международной ярмарке-выставке современного искусства Cosmoscow-2021, которая прошла в сентябре 2021 года в Москве. Стенд об NFT-арте открыли NFT-агентство и онлайн-галерея Digital Art EXPO и информационный портал об искусстве 1artchannel.
«Мы объединяем цифровой и традиционный мир искусства. Для коллекционеров NFT-работы подчас становятся интереснее, чем традиционные картины. NFT-искусство — тренд, мимо которого профессиональное сообщество уже не может пройти», — рассказал корреспонденту «Культуры» Герберт Шопник, основатель NFT-агентства Digital Art EXPO.
Кто успел, тот получил неплохой результат. В 2017 году появилась одна из первых NFT-коллекций — команда Larva Labs создала CryptoPunks, это десять тысяч NFT-изображений размером 24х24 пикселей. Их сначала можно было получить безвозмездно. А потом они начали продаваться за тысячи и миллионы долларов. Самый дорогой вариант был продан за семь миллионов долларов. На Cosmoscow-2021 в секции онлайн-галереи Digital Art EXPO была продемонстрирована одна из картин серии CryptoPunk, купленная в августе 2021 года компанией Visa за 150 тысяч долларов. «Зарождается новый культурный код. Показ CryptoPunk на традиционной выставке — новый этап в цифровом развитии общества», — подчеркивает в беседе с корреспондентом «Культуры» сооснователь NFT-агентства Digital Art EXPO Ольга Каменская.
NFT-картины демонстрировались на выставке на огромных ультрасовременных телевизорах Samsung — компания тоже не отстает от веяний времени и активно поддерживает цифровые технологии. Samsung провела конкурс «Свет и энергия» среди NFT-художников, и на выставке были объявлены имена авторов самых оригинальных цифровых картин. В шорт-лист вошли Кирилл Рейв (Kirill Rave), Synticate и Meta Rite.
Цифра как новая возможность для творчества
Технологии NFT с удовольствием использует молодое поколение художников. Почему они с таким интересом погружаются в цифру? Например, Кирилл Рейв получил классическое художественное образование в качественных учебных заведениях — от школы с углубленным изучением изобразительного искусства и школы акварели Сергея Андрияки до Московского архитектурного института. Но переосмыслил со временем свои знания и интересы. «Дверью в мир новых технологий для меня стал айфон в 2013 году. В моих руках появились революционные возможности, которые выстраивают мосты между цифровым миром, миром наших грез, соцсетей — и миром реальным, миром людей, с которыми мы общаемся. Этот симбиоз является для меня очень важным, я обожаю гибриды и тотальные инсталляции», — рассказал «Культуре» Кирилл Рейв.
Цифра затягивает все больше. «Вдохновение возникает и от процесса создания работы, и от ее изначальной концепции — то есть это путь и концептуальный, и технический. Когда все объединяется, для меня это высшее наслаждение. Такое же, как когда ты видишь, как высыхает акварель, когда ты пишешь красками на пленэре. Еще больший сюрприз и неожиданность, когда результат превышает ожидания, — говорит художник. — Меня будоражит возможность взаимодействовать с людьми со всей планеты по интернету, с теми, которым близки твои культурные коды, ты ощущаешь себя частью метавселенной. Цифровое искусство — тоже средство общения, просто оно имеет свою специфику».
Художница Meta Rite — из династии традиционных живописцев, но тоже увлеклась цифровой живописью: «Мои родители художники-архитекторы, окончили Академию художеств имени Репина. Ее же окончил муж. Родители мужа тоже художники — мама художник-архитектор (опять Академия художеств), папа — дизайнер интерьера, выпускник «Мухи». Все стены у нас в доме завешаны картинами, все антресоли забиты холстами, подрамниками и рамами». Однако цифра побеждает, и уже и двенадцатилетняя дочь Meta Rite вслед за родителями увлекается живописью на современных гаджетах.
«Искусство — это внутреннее событие. Это то, что ты почувствовал внутри. У каждого из нас были истории острых переживаний, которые разворачивались в Сети, ты смотришь на экран телефона и испытываешь гамму чувств. Грань между реальным и виртуальным становится все прозрачнее, — рассказала «Культуре» Meta Rite. — В диджитале есть неоспоримый плюс. Ты можешь сделать картину за день. При этом она масштабируется, нет никакой проблемы показать ее на пятиметровом экране. Перевозка искусства — это отдельная сложная история. В цифре такой проблемы просто нет. Выставка в США? Одно нажатие кнопки — и все нужные файлы улетели к адресату. Теперь ты можешь присвоить своей работе уникальную запись в блокчейне и предложить ее мировому арт-рынку, не выходя из дома и не используя посредников». Но NFT-искусство имеет свои особенности — например, уже нужно думать об облачных хранилищах, носители устаревают. В целом риски есть в коллекционировании как традиционного, так и NFT-арта, а также юридические тонкости.
«Вложение в NFT-искусство — это вложение в зарождение новой эпохи»
Глеб Костарев, директор Binance в Восточной Европе, рассказал «Культуре», что сам начал коллекционировать NFT скорее с целью поддержать художников и креаторов: «Миша Мост, Покрас Лампас, Брикспейсер, Эдуард Михайлов — все эти ребята стояли у истоков зарождения NFT в России, они внесли огромный вклад в развитие этого рынка». По мнению Глеба Костарева, сейчас сама парадигма мышления смещается в виртуальную сторону, поэтому и NFT стали частью этого тренда.
«Думаю, что для людей, которые уже давно в диджитале или в криптовалютной индустрии, NFT-коллекционирование даже проще, — полагает Глеб Костарев. — С физическим предметом ведь происходит многое, он изнашивается, теряется, мнется, а с цифровым такого не происходит. И, на мой взгляд, это совсем не сложно».
«Меня привело к NFT-искусству желание постичь технологии, которые меняют наш мир, искусство, самого креатора, узнать, что он делает с этими средствами и технологиями, которые стали ему доступны, — рассказала «Культуре» сооснователь NFT-агентства Digital Art EXPO Ольга Каменская. — А вложения в такую коллекцию — это вложения в зарождение новой эпохи». Причем, отмечает эксперт, сфера NFT имеет свои скорости: то, что было создано в цифре два-три года назад, уже фактически превращается в антиквариат. А это значит, что вкладывать в NFT-коллекционирование выгодно. Эти работы со временем все дорожают и будут обладать все большей ценностью.
Ольгу Каменскую привлекает, что цифра — прозрачна. К тому же в традиционной живописи автор при продаже работы лишь единожды пользуется правом на выгодоприобретательство, от последующих продаж не получает прибыли. В NFT-сфере заложено право автора работы получать роялти от любой последующей продажи (будем оптимистично думать, что цена будет выше с каждым разом). «То есть автору выгодно творить в диджитал. А с точки зрения коллекционера — выгодна прозрачность, верификация подлинности, верификация цен и того, кому работа принадлежит сейчас. NFT — неизменяемая цепочка, лишь дописывается код с каждой новой продажей NFT-работы», — поясняет Ольга Каменская.
«Открылось пространство, которое полвека назад назвали бы магией»
Кто-то скажет, что цифровое искусство — неживое. Но сами художники с этим не согласны. «У меня нет ощущения, что цифра — это что-то мертвое. Наша активность уже давно перетекла в места, которые невозможно потрогать, мы — жители социальных сетей, нематериальное для нас стало материальным, — считает Meta Rite. — Для нас открылось пространство, которое еще 50 лет назад назвали бы магией. Цифровое искусство — это дитя происходящих с нами процессов».
Какие перспективы рынка НФТ-коллекционирования видят эксперты? И что же будет с традиционной живописью — неужели картины будут спрятаны в шкафы и покроются пылью? Электрический мир противостоит аналоговому, но при этом они вовсе не вытесняют друг друга. «Если говорить только об искусстве, то думаю, что в скором времени мы увидим некую трансформацию, — полагает Глеб Костарев. — По мере развития рынка требования к исполнению NFT-работ будут выше, а задавать планку будут люди из области традиционного искусства, и на рынок NFT художники будут заходить исключительно с качественными работами. Традиционное искусство никуда не денется, но все больше и больше художников, галерей, музеев так или иначе будут смотреть в сторону цифровизации, в том числе и в направлении NFT».
Причем традиционное искусство вполне может совмещаться с цифровыми технологиями. «Как только общество сможет найти технологические, юридические и другие варианты совмещения этих миров и возможности сквозного просмотра ценности и ликвидности цифрового объекта (в виде NFT) и физического объекта, это будет самый активный и эффективный прорыв, и мы уже работаем над таким крупным международным проектом», — замечает Ольга Каменская.
Фотографии: Максим Стулов / Ведомости/ТАСС; картина Майка Винкельмана «Первые 500 дней».
Как устроен рынок NFT-арта | Rusbase
Что такое NFT и как им владеть?
NFT-искусство, или криптоарт — это цифровое искусство, объекты которого можно увидеть с помощью гаджетов. Особенность NFT-искусства в том, что его можно продавать за криптовалюту с помощью технологии блокчейна. За каждой работой закрепляется определенный токен (цифровая виртуальная единица с определенной стоимостью), который называется NFT.
В блокчейне каждая запись называется токеном. Токен может быть взаимозаменяемым — в этом случае его можно обменять на другой, как валюту, и не взаимозаменяемым (NFT, non-fungible token) — они уникальны, не подлежат обмену и используются для подтверждения права собственности на цифровой объект.
Проще говоря, NFT-токен — это ID конкретной работы. По нему можно узнать, когда и по какой цене была продан арт, кто его автор и текущий владелец. Вся эта история фиксируется на токен в блокчейне.
Но здесь возникает вопрос, а как можно обладать нематериальной картиной, если она находится в свободном доступе в сети, какую она имеет ценность? Дело в том, что за NFT-токеном закреплен именно оригинал, а все картинки в интернете — это лишь копии того арта.
Это то же самое, что с «Мона Лизой» Леонардо да Винчи. В мире существует огромное количество изображений этой картины, репродукций, но оригинал находится в Лувре, и настоящее произведение видели лишь посетители музея.
Читайте также:
RB.RU представляет карту рынка ArtTech
Где и как можно купить NFT-арт?
NFT-искусство продается на специальных онлайн-платформах — маркетплейсах. Сейчас на волне популярности NFT создается огромное количество таких платформ, но самые известные — это Nifty Gateway, SuperRare, Rarible и OpenSea.
Художник, который хочет продать свой рисунок, обычно размещает свою работу на маркетплейсе создает токен, а дальше нужно лишь найти покупателя.Это позволяет художнику выбрать для себя наиболее удобные условия.
Если художник востребованный и очень популярный, то его работы могут выставляться на продажу знаменитыми аукционными домами. Так, например, на онлайн-аукционе Christie’s художник Майк Винкельманн (Beeple) продал свою картину в виде NFT-токена за $69,3 млн, что стало рекордной суммой в сфере NFT-искусства.
Картина под названием «Каждый день: первые пять тыс. дней» (Everydays: The First 5000 Days) состоит из пяти тыс. изображений, которые Beeple создавал c 2007 года. По своей стоимости работа Beeple сопоставима с картинами Пабло Пикассо, Тициана и Ван Гога.
Кто среди известных продавцов своего искусства?
Благодаря этому случаю многие поняли, что в NFT-пространстве можно заработать большие деньги. Популярностью к NFT воспользовалась певица Граймс (девушка Илона Маска, которая родила ему ребенка). Она продала коллекцию своих картин, привязанные к NFT-токенам, за $5,8 млн.
В NFT-токен также была конвертирована сожженная работа Бэнкси Morons, которую купила блокчейн-компания Injective Protocol у Нью-Йоркской галереи Taglialatella Gallery. Она же устроила перформанс сожжения картины и превратила ее в цифровой арт.
Сегодня на маркетплейсах можно размещать не только картины. C помощью NFT-токенов можно продавать все, что было произведено в цифровом виде: фотографии, GIF-изображения, короткометражки, предметы из видеоигр, скрины твитов, музыкальные произведения.
Так, например, известный певец The Weeknd выпустил свою первую коллекцию неизданной музыки в NFT-пространстве и собственную арт-обложку к трекам, собрав $2,29 млн. Дом моды Gucci планирует создать свои NFT-токены, которые будут привязаны к коллекционным предметам одежды, а американская газета The New York Times выставила свою колонку в NFT и продала ее за $570 тыс.
Как криптоарт создает новую эру в современном искусстве?
Сегодня технология NFT кардинально меняет современное искусство. И свои коррективы в его развитие внесла пандемия коронавируса. Если раньше устраивались аукционы вживую, где можно было продать материальную картину, то сейчас все продажи ушли в digital, где гораздо проще прикрепить к своей работе NFT-токен.
Но это не значит, что NFT-искусство так и останется в сети. На сегодня многие галереи задумываются о проведении выставки digital-арта. Например, в этому году Эрмитаж планирует провести первую в России выставку произведений NFT-искусства.
Кроме того, создаются различные digital-проекты, связанные с NFT. Так студия Sila Sveta планирует превратить проекцию взлета ракеты со стартовой площадки в формат NFT. Эта проекция будет приурочена к 60-летию первого полета в космос, совершенного Юрием Гагариным. Для студии всегда важно и интересно первыми пробовать тренды и развивать их на своем примере.
Пока что примеров экспертизы в этой сфере на российском рынке практически нет. Хороший пример умения своевременно оседлать тренд — собственная XR-студия, которую Sila Sveta сейчас строит в данный момент после оглушительного успеха оформления онлайн-концерта Billie Eilish.
Фото на обложке: Sweet Art/shutterstock.com
Nft Art Portrait — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(525 релевантных результатов)
Как Эспен Клюге использует код для создания невероятно красивых NFT-портретов
Способность распознавать и интерпретировать лица — одна из самых фундаментальных и важных функций человеческого мозга. Лучшая часть нашей социальной жизни зависит от нашей способности отличать друга от потенциального врага, анализировать эмоции, которые испытывают окружающие нас люди, и различать, кого и что мы считаем красивым.
Это значение во многом отражается в физиологии мозга. Область веретенообразной извилины, расположенная в обоих полушариях головного мозга, является одной из самых крупных анатомических структур, содержащихся в органе. Помимо того, что это имеет решающее значение для более высоких когнитивных способностей обработки изображений, ученые полагают, что существует даже определенная область извилины, специально предназначенная для обработки визуальной информации от лиц.
Поэтому неудивительно, что красота NFT-работы норвежского художника, композитора и кодера Эспена Клюге сбивает с толку любого, кто ее видит.
Самой узнаваемой работой Клюге, несомненно, является его серия из 100 портретов, сгенерированных с помощью Javascript, под названием «альтернативы», которые были выпущены в 2019 году и могут быть найдены на OpenSea и SuperRare.
Портреты одновременно угловатые и мягкие, сразу знакомые и отдаленно чуждые, слияние нашей врожденной способности улавливать детали лица и тысячи сгенерированных кодом линий, расположенных под жесткими геометрическими углами.
Эспен Клюге
Неожиданный путь в мир цифрового искусства
Клюге — многопрофильный художник, который помимо 2D- и 3D-графики, которую он создает, также работает композитором, создавая музыку для норвежских сериалов и документальных фильмов, таких как Who Killed Birgitte? и Mullaen & Meling .
«Я композитор по профессии и образованию, но я визуальный художник по хобби, ставшему профессией», — объяснил Клюге в интервью nftnow.
Комната, в которой он сидит, представляет собой музыкальную студию, усеянную гитарами, клавишными, микрофонами и другим оборудованием, хотя он ласково называет ее своей «студией для всех видов творчества». В то время как создание музыки остается одной из его страстей, то, как он создает искусство в визуальных средах, — это совершенно другой процесс.
«То, как я думаю, когда создаю музыку, сильно отличается от того, как я создаю визуальные эффекты. Я думаю, это из-за того, что меня учат определенным вещам, тому, как нужно делать определенные вещи, и отсутствию интереса к попыткам нарушить правила, когда дело доходит до создания музыки. Когда дело доходит до изобразительного искусства, мне намного проще заняться чем-то, о чем я понятия не имею, что [получится], а затем попытаться сделать из этого искусство».
Это желание иметь некоторый уровень непредсказуемости и вдохновения в своей работе в конечном итоге привело его к тому, что он стал кодировать портреты.
После разработки еще не выпущенного приложения, помогающего в создании его музыкальных композиций, Клюге начал экспериментировать с Javascript, чтобы создать логотип для своего веб-сайта. Однако изучение мира кодирования заняло некоторое время.
«Я думал, что мне будет легко научиться программировать, но на самом деле это не так», — говорит он о процессе. «Я думал, что мне потребуется около месяца, чтобы научиться программировать, и я потрачу еще месяц на создание этого приложения. Это заняло много лет. И весь этот проект так и не стал стартапом».
Неудовлетворенный своими попытками создать интерактивный логотип для своего веб-сайта, Клюге ушел из проекта и не возвращался к нему почти десять лет. После случайного повторного открытия кода для проекта логотипа в Codepen.io, онлайн-программе для редактирования кода, Клюге решил по прихоти сделать геометрический логотип массивным.
«Вместо того, чтобы создавать изображение размером 50 x 50 пикселей, я [решил] просто сделать что-то вроде 1000 x 1000 пикселей, и это начало выглядеть примерно так. Я сразу же увидел потенциал его причудливости», — объясняет он. «Я прекрасно провел время, формируя алгоритм, беря переменные и заставляя их действовать по-разному в определенной геометрической области портрета. Внезапно это стало выглядеть довольно круто».
Основное любопытство Клюге с изображением вращалось вокруг того, чтобы оно выглядело одновременно органичным и странным, интуиция, которая последовала за его серией «альтернатив», чьи 100 портретов Клюге создал в течение 100 дней. Это сочетание органичного и необычного можно найти в новых портретах, которые он продолжает делать и сегодня.
Эспен Клюге
Использование NFT для создания новой свободы в качестве художника
Клюге по-прежнему считает себя своего рода новичком в пространстве NFT, его первая чеканка состоялась в 2019 году.Джейсон Бейли из Artnome, куратор его серии портретов во время физической выставки в галерее Кейт Васс в Швейцарии. Бэйли подал эту идею Клюге во время того сольного шоу, и он решил ее использовать.
Приняв этот новый подход к созданию и распространению своего искусства, Эспен чувствует, что это удобное и захватывающее пространство для проживания, которое действительно оттачивает его любовь к неожиданно вдохновляющему. Как и многие художники, Клюге обнаружил, что технология на основе блокчейна открывает возможности для художественного творчества и монетизации, которые позволяют ему поддерживать свою карьеру более автономным и аутентичным образом.
«[NFT] мне очень помогли», — подтверждает он. «Это освежает. Особенно там, откуда я родом, в Норвегии, если вы хотите получить гранты, если вы хотите продвинуться вперед, есть очень конкретный список вещей, которые вы должны указать в своем резюме, чтобы получить такие возможности. Но […] мои интересы не обязательно идут в том направлении, в котором результат этих действий поместил бы правильные вещи в мое резюме. Так что я сижу здесь, пытаясь понять, должен ли я выбрать путь, который удовлетворяет традиционную [искусственную] сферу, или я должен просто пытаться делать то, что хочу. И это то, что я делаю, я делаю ровно то, что я хочу, и я получаю гораздо лучший ответ».
Хотя Эспен говорит, что не следит за тенденциями в пространстве NFT, он понимает, что успех, который они помогли ему принести, заслуживает дальнейшего изучения.
«Я никогда не думал, что в качестве художника можно достичь какого-то успеха — NFT, безусловно, дали мне возможность работать более свободно».
Генеративный арт для грядущего выпуска
Последние несколько месяцев Клюге был занят разработкой нового алгоритма в рамках подготовки к своему последнему выпуску NFT, который должен выйти 7 апреля на Nifty Gateway.