→ Как развить талант футболиста. 10 советов испанского тренера→ 10 ошибок в работе с молодыми футболистами. Советы испанского тренера
Мы уже знаем, что длительность тренировки не должна превышать полутора часов и в день должна быть всего одна тренировка. Также мы знаем, что все упражнения, включая разогрев, должны совершаться с мячом. Привычка к мячу должна вырабатываться с детства, а задача футбольного тренера – воспитать футболиста, а не атлета. Что делать после разминки? Есть пять базовых упражнений, которые нужно выполнять в определённом порядке. Длительность каждого – примерно 18 минут.3. Позиционная игра
По-испански это упражнение называется «игра во владение». Оно похоже на предыдущее, но игроки действуют по своим позициям. Их может быть шесть или, оптимально, семь. Центральные защитники, латерали, шестой и восьмой номера (центральные полузащитники) и «десятка». У них отбирают мяч пять игроков. После отбора команды не меняются игроками, ведь цель упражнения – наработать связи между футболистами, которые владеют мячом.Важный навык, которые развивается при позиционной игре, – умение использовать свободное пространство, чтобы открыться и получить пас. Распространённая ошибка – идти к игроку с мячом, приближаться к мячу. Это неправильно, чем ты ближе к игроку с мячом, тем проще отрезать тебя, перекрыть линию паса. Приближаясь к нему, ты создаёшь ему проблему. Нужно отдаляться от игрока с мячом, оставаясь на линии паса, тогда ему будет проще передать тебе мяч.
Критерии, по которым определяется, качественно ли игроки выполняют упражнение, следующие: скорость передвижения мяча, частота изменения вектора движения мяча, использования пространства, интенсивность игры в пас.
Если полевых игроков в составе команды меньше 24, можно играть не семеро на пятеро, а семеро на четверо, тогда это упражнение могут выполнять сразу две группы, каждая на своей половине поля. 22 полевых игрока – минимум для взрослой команды, и заняты будут все полевые игроки одновременно. Это упражнение можно использовать для команды старше 10 лет.
4. Игра в урезанных составах
Игра с двумя командами. Двое на двое или трое на трое. У каждой команды за спиной маленькие ворота, так что это упражнение на результат в виде забитых голов. Одновременно с командами на поле действует свободный игрок. Он играет всегда за ту команду, которая владеет мячом. Если с мячом «жёлтые» – он за «жёлтых». Если мяч перехватили «красные» – он за «красных». Свободных игроков может быть и двое, если играют трое на трое.Как и все предыдущие упражнения, это развивает комплекс навыков. Скорость мышления, периферийное зрение, скорость работы с мячом, игра в пас. Но это также помогает развивать навыки игры один в один, улучшает дриблинг и ведение мяча.
5. Футбол
Упражнение, которым нужно заканчивать тренировку. «Футбол» — это игра семь на семь или восемь на восемь со свободными игроками. Свободные игроки необходимы в этом упражнении, это добавляет игре интенсивности, а мяч должен двигаться очень быстро. Можно увеличить количество, чтобы задействовать всю команду, пусть будет девять на девять и трое свободных. «Матч» длится два тайма по девять минут.Другой пример. Играешь составами 11 на 11, и, чтобы перевести мяч в атаку, сначала защитники должны дать друг другу не меньше 10 пасов. Если мы хотим владеть мячом, хотим, чтобы это было нашим стилем, мы должны уметь это делать. Пасы в защите не представляют угрозы сопернику? Да, но мы должны показать свой стиль – мы не будем давать необдуманные пасы и терять мяч, мы его сохраним. Нам нравится владеть мячом, пусть попробуют его отнять.
Или ещё один пример. Свободные игроки выходят на поле с бровки. И, играя в пас, они должны пересечь всё поле, с фланга на фланг. Только после этого можно играть в атаку. Это тоже развивает контроль мяча, мышление, командную игру – вообще все качества, необходимые футболисту.
Общие рекомендации
Если кто-то ошибается, упражнение нужно остановить. Не критиковать за ошибку, а объяснить, как надо. Например, показать, где нужно находиться, чтобы использовать свободное пространство и открыться для паса. Ключевой фигурой в организации игры является треугольник. Чем больше треугольников, тем проще перемещать мяч в атаку. Необходимо следить, чтобы в каждом упражнении сохранялась максимальная интенсивность. Если упражнение выполняется медленно, от него не будет пользы. Всё должно выполняться быстро. Только так можно научить игроков постоянной концентрации и «включённости» в происходящее на поле.В конце интервью речь зашла о принципах игры в обороне. В частности, о том, что перечисленные упражнения помогают развить только один оборонительный навык: отбор мяча сразу после потери. Возникает естественный вопрос: как насчёт позиционной игры в защите? Никак. Жорди объяснил, что эти упражнения помогают развить навыки чтения игры и борьбы за мяч. Всё остальное – вторично. «Игрок, который потерял мяч, ближе всего к сопернику. В этот момент он главный защитник, какое бы место на поле ни занимал. Его задача вернуть мяч, а остальные ему помогают. Если ты атакуешь, то, потеряв мяч, отнимаешь его и снова продолжаешь атаковать». Это концепция, которая принесла испанскому футболу множество трофеев в последние 10 лет и которой до сих пор придерживается большинство испанских клубов. Хотя в последние годы некоторые тренеры нашли контраргументы против этой модели игры.
→ Конец великой идеи. Что значит поражение Гвардиолы от «Монако»
surfingbird.ru
Футболисты должны быть развиты физически во всех возможных смыслах. И если они хотят быть успешными, играть в лучших командах мира, то их день должен начинаться в тренажерном зале. Любая футбольная тренировка направлена на основные группы мышц и, в частности, на ноги. Подобрать идеальную программу вовсе непростая задача, особенно если у тебя нет 24 свободных часов на тренажерный зал. Так что мы расскажем тебе о комплексной тренировке, которой занимаются профессиональные спортсмены ногомяча.
Планки: делать не менее трех раз в неделю.
Ложись на пол, животом вниз. Локтями упирайся в землю, предплечья выгибай вперед. Голову и туловище нужно держать ровно. То есть и плечи, и бедра, и лодыжки должны быть выстроены в прямую линию. Сожми ягодицы для максимального эффекта.
Есть еще боковая стойка. Для нее ты должен лечь на бок и выставить правый (либо левый) локоть на землю. Держи тело на прямой линии. В общем, не сильно отличается от предыдущего упражнения, просто сбоку.
Животом вниз — 3 подхода по 30 секунд.1. Удерживай позицию в течении 30 секунд;2. Подними одну ногу вверх, подержи её 2 секунды, потом отпусти и подними вторую ногу. Чередуй в течение 30 секунд;3. Удерживай позицию в течение 30 секунд.
Можешь дать себе отдохнуть минуту и начать выполнение стойки на боку.
Боковая стойка – 3 подхода по 20 секунд с каждой стороны.1. Удерживай положение в течение 20 секунд на правой стороне. Повтори с левой стороной;2. Из исходного положения подними правую ногу и удерживай ее 20 секунд. Повтори с левой ногой;3. Удерживай положение в течение 20 секунд на правой стороне. Повтори с левой стороной.
Прыжки с препятствиями. Их стоит делать, по крайней мере, раз в неделю. Не обязательно должны быть настоящие препятствия (не у всех есть необходимый инвентарь), просто представь себе их.
Начни с одной ноги. Когда прыгаешь через препятствие следи за тем, чтобы твои бедра расширялись. Убедись, что твое колено стабилизируется, когда ты приземляешься на землю. Прежде, чем начинать новый прыжок, убедись, что колено пришло в норму. Нельзя прыгать сломя голову, можешь повредить себе что-нибудь.
Боковые. Ноги вместе, колени и бедра слегка согнуты. Делая это упражнение, тебе надо перепрыгнуть препятствие в обоих направлениях. Таким образом ты задействуешь разные группы мышц. Убедись, что работают обе ноги. Футболисты же не проводят всю игру на одной ноге, так ведь?
1. Первый выпад делаем прямой. Плечи выгибай назад, а подбородок подними повыше. Когда делаешь шаг вперед ты должен держать руки на бедрах. Убедись, что твое переднее колено не выходит за шнурки, а заднее не касается земли. Возвращайся в исходное положение;2. Делаем шаг в сторону, держи грудь и глаза прямо. Возвращаемся в исходное положение;3. Следом идет шаг назад, обратный выпад. Держим спину в прямом положении, а потом возвращаемся в исходное;4. После выполнения всех 3 шагов с одной ноги повторяем все сначала с другой.
Начни с двух подходов по шесть повторений на каждую ногу.
Данное упражнение следует выполнять 2 раза в неделю.
Что нам понадобится: какая-нибудь мягкая штука, которую можно подложить под колени, чтобы защитить их; партнер, который будет держать тебя за щиколотки (ничего эротичного – просто прихоть упражнения).
Встань на колени, положив под них какую-нибудь мягкую штуку. Держи спину прямо, а руки прижми к бокам. Убедись, что лодыжки надежно зафиксированы. Теперь самое интересное: падай вперед, используя мышцы задней поверхности бедра, чтобы контролировать спуск как можно дольше, затем выставляй руки, чтобы предотвратить падение. Отталкивайся руками, чтобы вернуться в исходное положении – это уменьшит статическую нагрузку на бедра.
Совет: с течением времени добавляй нагрузки – эта поможет тебе укрепить бедра, ягодицы и основные мышцы.
brodude.ru
Чтобы в совершенстве овладеть многообразными техническими приемами игры, футболист должен длительно, систематически и упорно тренироваться. Изучение и усвоение приемов техники — наиболее трудоемкий процесс в подготовке футболиста. На техническую подготовку игрока требуется гораздо больше времени, чем на развитие его физических качеств или тактических навыков.
Уже давно ясна необходимость увеличить и время, отводимое на разучивание отдельных элементов техники, и число тренировок, специально посвященных технике игры. К сожалению, нужные формы перестройки учебно-спортивной работы не были своевременно найдены не только в командах коллективов физической культуры, но даже в командах мастеров. Некоторые действенные технические приемы не разучивались. Жонглирование мячом, например, — хорошее средство, способствующее подготовке высокотехничных футболистов. Однако его только недавно (два года назад) стали включать в тренировки команд мастеров.
Многочисленные технические ошибки игроков во время соревнований объясняются тем, что навыки выполнения технических приемов у них не закреплены, не доведены до автоматика. Умение выпочнять тот или иной прием техники нужно приобретать еще с начальных этапов обучения.
В команды мастеров нередко включают молодых футболистов, проявивших определенные способности: физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту. Но при этом мирятся с тем, что их техническая подготовленность совершенно недостаточна. Тренерам команд мастеров приходится не только обучать, но и переучивать таких футболистов. Последнее гораздо сложнее и требует больше времени.
Обучить мальчика или юношу правильно выполнять технические приемы гораздо легче, чем взрослого футболиста. Поэтому в учебно-тренировочных занятиях футбольных секций коллективов физической культуры нужно максимум времени посвящать усвоению и совершенствованию элементов техники. Особенно это необходимо делать в детских и юношеских командах. Если команда коллектива физической культуры тренируется 3 раза в неделю, то две тренировки нужно посвятить, в основном, технике, а раз в неделю заниматься тактикой или специальной физической подготовкой.
Тренировки футбольных команд целесообразно строить как тематические занятия.
Практикующиеся сейчас учебно-тренировочные занятия, в которых преобладают комплексные уроки, не дают возможности футболисту закрепить нужные ему навыки. В комплексном уроке часто решается одновременно слишком много задач. Каждому элементу в занятин отводится явно недостаточное для успешного усвоения время.
Уже в подготовительной части комплексного урока футболисту приходится подчас переносить. значительную физическую нагрузку. Поэтому учебный материал основной части урока усваивается хуже. Футболист медленнее и менее прочно овладевает техникой игры.
Тематические занятия, на которых каждый раз решается один, главный, вопрос, позволяют многократно повторять изучаемые приемы техники. Занимающиеся могут лучше усвоить эти приемы, а тренер — подметить и исправить ошибки игроков, более детально показать и объяснить разучиваемые упражнения и приемы.
Многократно повторяя в течение продолжительного времени те или иные технические приемы или физические упражнения, футболист может глубже осмыслить нужное движение или прием и лучше закрепить приобретаемый навык.Организуя занятия по тематическому плану, тренер не должен разбрасываться: включать в занятия слишком много различных технических или тактических приемов или физических упражнений. Целесообразнее значительную часть тренировки строить так, чтобы занимающиеся смогли твердо усвоить один-два приема.
Занятия по тематическому плану следует приближать к игровой обстановке: вводить в урок игровые упражнения, а в конце каждого занятия проводить в течение 25—30 мин. двустороннюю игру. Такие занятия усиливают интерес игроков к тренировкам и дают им возможность совершенствоваться в условиях игры.
Как же построить тематический тренировочный урок?
Каждая тренировка начинается с разминки (10—15 мин.), в которую можно включать ходьбу, медленный бег и общеразвивающие гимнастические упражнения. После разминки футболисты изучают основной материал данного урока. Занятие заканчивается двусторонней игрой.
Приведем примерное содержание двух таких уроков (по технике и по тактике).
Цель урока по технике — изучение ударов по неподвижному и катящемуся мячу. Тренируются 12 человек. Имеется 5—6 мячей. Продолжительность тренировки 2 часа.
Последовательное содержание занятия. Построение, объяснение урока, ходьба 150—200 м. На все это отводится 4—5 мин.
Медленный бег. Расстояние 150—200 м.
12—15 общеразвивающих гимнастических упражнений. Каждое упражнение повторяется по 5—6 раз (8—10 мин.).
Тренировка в точности ударов по лежащему и катящемуся мячу. 5 игроков упражняются в ударах по воротам, защищаемым вратарем. Остальные в это время производят удары с линии штрафной площади других ворот, стремясь попасть мячом в центральный круг. После 30 мин. такой тренировки группы меняются местами и продолжают упражняться еще 30—35 мин.
Двусторонняя игра в течение 30 мин. проводится на одной половине поля. Ворота обозначаются на боковых линиях каждой стороны поля. Играют команды из 5—6 человек каждая.
Цель второго примерного урока — совершенствование тактики игры.
Тренируются 12 человек. Продолжительность занятия — 2 часа. Подготовительная часть урока та же, что и в предыдущем примере.
Основная часть занятия—двусторонняя тренировочная игра в течение 90 мнн. с 10-минутным перерывом после 45 мин. Вместо нее можно провести игровые упражнения, наиболее приближенные к игровой обстановке.
Пример такого упражнения. 5 нападающих и 2 полузащитника, начиная игру от середины поля, стараются забить мяч в ворота. Им препятствуют вратарь и 4 защитника. Отобрав мяч, защитники стремятся ударить по нему с такой точностью, чтобы он по воздуху пересек среднюю линию поля в пределах центрального круга. В случае удачи защитникам засчитывается 1 очко. У нападающих задача сложнее, и они получают 2 очка за каждый гол.
Такое упражнение вызывает у занимающихся интерес, повышает их активность и прививает им навыки, необходимые нападающим и защитникам.
В то время когда вся группа разучивает общий учебный материал, отдельным игрокам можно давать индивидуальные задания: разучить определенный прием, исправить конкретную ошибку в технике и т. п.
Таким образом, в тематическом уроке можно осуществлять и коллективное и индивидуальное совершенствование футболистов.
Борис ЦИРИК, тренер по футболу
football99.ru