Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба
Цель: создание условий для развития познавательной сферы личности младших школьников.
Задачи:
Оборудование: таблицы Шульте 2 экземпляра, предметные картинки 15 шт., счетные палочки, 100-клеточная таблица, заполненная геометрическими фигурами, листы чистой бумаги, карандаши, карточки отдельных букв алфавита, карточки к игре “Найди недостающее”, игровое поле (приложение №1), на котором условно выделены ворота, по всему полю хаотично разложены числа от 1 до 12, а числа 13 и 14 лежат в воротах.
Вступительное слово психологов:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на футбол, но не на обычный, а на интеллектуальный, и игра наша называется “Кто забил гол?”
Деление детей на команды “Четные” и “Нечетные”, объяснение правил игры: на груди детей эмблемы с цифрами от 1 до 12 (общее количество детей 12). Вопрос детям: по какому принципу можно разделить цифры на две группы? (четные и нечетные). Дети делятся на команды, с учетом четности и нечетности чисел. Задача каждой из команд внимательно слушать задание ведущих, выполнять их. За победу в каждом из упражнений команда получает право на игровом поле передвинуть “МЯЧ” (“МЯЧ” передвигается командой “ЧЕТНЫЕ” только по четным числам от 2 до 14, командой “НЕЧЕТНЫЕ” только по нечетным числам от1 до 13). Побеждает команда, “МЯЧ” которой первым окажется на последней цифре игрового поля, то есть в воротах.
Разминка. Игра “Добавлялки” [5]. Задание: прослушайте стихи-загадки. Подберите подходящее слово.
Ры-ры-ры – у мальчиков …(шары). Ро-ро-ро – у Раи новое … (пальто). Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе). Ри-ри-ри – на ветках … (снегири). Ар- ар-ар – кипит наш … (самовар). Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор). Ир-ир-ир – мой папа … (командир). Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь). Ло-ло-ло – на улице … (тепло). Лу-лу-лу – стол стоит в … (углу). Ша-ша-ша – мама моет … (малыша). Шу-шу-шу – я письмо - …(пишу). Жа-жа-жа – есть иголки у … (ежа). Жу-жу-жу – молока дадим … (ежу). Са-са-са – в лесу бегает … (лиса). Су-су-су – было холодно в … (лесу). Ра-ра-ра – начинается … (игра).
№ |
Название |
Цель |
Задание |
Оценка |
Примечание |
1. |
Упражнение “Запомни картинки” (выполняется двумя игроками от каждой команды) – перед игроками стенд с 15 предметными картинками. |
Развитие зрительной памяти |
Внимательно посмотреть на картинки, запомнить их. Картинки убираются. Игроки записывают запомнившиеся. |
За каждое верно записанное слово начисляется очко. Количество очков двух игроков одной команды суммируется. Выигрывает команда, участники которой смогли запомнить больше картинок. |
|
2. |
Упражнение по таблице Шульте [2] (выполняется одним игроком от каждой команды). |
Развитие внимания |
Перед игроками по сигналу одновременно положить таблицы Шульте. Задание: назвать последовательность чисел от 1 до 25. |
Побеждает команда, участник которой быстрее справился с заданием. |
Упражнение можно повторить с другими участниками, задание усложнить: счет в обратном порядке от 25 до 1. |
3. |
Упражнение со счетными палочками (выполняется командой). |
Развитие мышления, воспри-ятия геометри-ческих фигур |
Из пяти палочек построить два одинаковых треугольника. |
Побеждает команда, первой составившей заданный узор. |
Другой вариант задания: из четырех палочек сложить три треугольника. |
4. |
Работа по карточкам (выполняется в три этапа, на каждый этап требуется новый игрок.) |
Развитие мышления |
Рассмотреть картинку, определить закономерность в рисунках и найти недостающий элемент, нарисовать его (приложение №2) |
Побеждает команда, участник которой быстрее справился с заданием. |
|
5. |
Упражнение “Сколько раз встречается?”[1] (выполняется индивидуально) |
Развитие воспри-ятия |
В 100-клеточной таблице найти количество определенных фигур (приложение №3) |
Побеждает команда, участник которой верно справился с заданием. |
Задание можно повторить с новым игроком, но найти уже число других геометрических фигур. |
6. |
Упражнение “Два предмета”[3] (выполняется командой) |
Развитие воображе-ния, мышления |
Задание: детям предлагается назвать предметы, которые включают три признака: а) сладкий, легкий, приятный; б)сильный, добрый, умный; в)звонкий, радостный, громкий. |
Побеждает команда, которая быстрее и верно справилась с заданием. |
|
7. |
Игра “Найди слова” (выполняется командой) |
Развитие вообра-жения, словарного запаса |
Каждая команда получает набор букв (например, “СОРЕВНОВАНИЕ”). Нужно составить новые слова, используя только эти буквы. |
Побеждает команда, составившая большее количество слов. |
Можно добавить очки за самое длинное слово. Ответы детей демонстриру-ются на фланелеграфе |
Подведение итогов игры.
Игра-завершение “Быстрота реакции” [4]: слушая перечень слов, записать вторую букву каждого слова.
Ведущий быстро зачитывает слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка.
Вопрос детям: что у вас получилось? Зачитайте.(СПАСИБО ЗА РАБОТУ).
Литература:
Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам во внеурочное время, позволяют развивать логическое мышление подрастающего поколения. Предлагаем разные вопросы, которые можно использовать в работе классному руководителю.
Вопросы для интеллектуальной викторины с ответами, предлагаемые старшеклассникам, способствуют их саморазвитию, самосовершенствованию. В каждом образовательном учебном заведении нашей страны есть собственные специальные команды школьников и педагогов, принимающие участие в различных интеллектуальных играх.
Во время совместных турниров ребята и их наставники не только развивают логическое мышление, получают новые знания, но и учатся работать в команде.
Различные вопросы интеллектуальные для классного коллектива предназначены для полноценной внеурочной деятельности в 9-11 классах. Они направлены не только на конкретные знания, но и на сообразительность и общую эрудицию школьников.
Игра является важным видом деятельности, позволяет развивать социальные коммуникативные навыки, эмоциональную среду ребенка. Познавательные игры, содержащие интеллектуальные вопросы, дают детям возможность увеличивать свой уровень развития.
Целью мероприятия является развитие познавательного интереса учеников старшего звена. Учитель создает условия для проявления творческих способностей ребят, развивает коммуникативные навыки общения.
Приводим вопросы для интеллектуальной игры, которые можно предложить школьникам.
Первый вопрос. Согласно народным преданиям, на формирование письменности в Японии и современные иероглифы повлияли существа, близкие человеку. Кто эти существа? (Куры, которые имеют индивидуальные отпечатки лап).
Второй вопрос. Как должны европейцы рассматривать арабские миниатюры, чтобы увидеть в них то, что видно арабам? (У арабов принято писать справа налево, поэтому нужно воспользоваться зеркалом, чтобы оценить миниатюру).
Вопросы для интеллектуальной игры можно связать с историческими фактами, искусством, культурой.
Третий вопрос. В начале восемнадцатого века треуголка была модным головным убором, ее украшали перьями и галуном. Но ее не надевали, а располагали в левой руке, почему? (На голове человека был парик, поэтому треуголку использовали только для поклонов).
Четвертый вопрос. Какая деталь внешности отсутствует у женщины, которую изобразил Леонардо да Винчи на своем полотне «Мона Лиза»? (У нее нет бровей).
Пятый вопрос. Англичане и французы пытались получить руку удивительной дамы. Конфликт перешел в столкновение между поклонниками, из-за которого пострадала сама дама. Кто она? (Речь о Венере Милосской, статуя которой лишилась руки в результате вооруженного столкновения между французами и англичанами).
Шестой вопрос. Как на Руси называлось занятие, когда готовились чурки для деревянных ложек? (Бить баклуши).
Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам, можно составлять на основе регионального компонента.
Седьмой вопрос. Что при рождении дарили поморы новорожденным младенцам? (Мальчику вручали топорик, а девочке - прялку).
Восьмой вопрос. Какая связь есть между традиционным японским миниатюрным искусством нэцке и японским кимоно? (У кимоно нет карманов, предметы крепят к поясу с помощью брелоков-противовесов, которыми являются нэцке).
Девятый вопрос. В 14-16 веках такой наряд использовали мужчины. С семнадцатого века его сделали женским элементом одежды. Кумашник, шторник, шубка, пестряк – все это его названия. Что это за наряд? (Сарафан).
Интеллектуальные вопросы с ответами можно создавать, основываясь на исторических фактах, рассматриваемых школьниками при изучении курса истории.
Одиннадцатый вопрос. Русским царем Алексеем Михайловичем была сделана надпись, которая потом стала русской пословицей. Что это за надпись? ("Делу - время, потехе - час").
Двенадцатый вопрос. На государственном флаге Франции есть три полосы: синяя, белая, красная. Почему ширина полосок используется в соотношении 30-33-37? (Данная пропорция дает эффект визуального равенства полосок флага).
Предлагаем различные интеллектуальные вопросы с ответами, которые можно использовать при проведении турников среди старшеклассников.
Первый вопрос. Для чего по ночам в Афинах рабочие раскидывают вокруг Парфенона кусочки мрамора? (Чтобы сохранить храм от разрушения туристами, власти идут на такую хитрость).
Второй вопрос. Как связаны дамские широкие юбки и массовое истребление китов? (В восемнадцатом веке юбки сохраняли свои объемы только с помощью каркасов, создавали которые из китового уса).
Интеллектуальные вопросы для школьников можно подобрать с шуточным смыслом, чтобы для поиска ответа ребята проявили свою смекалку, нестандартность мышления.
Третий вопрос. Почему француз Ги де Мопассан обедал только в ресторане, расположенном на Эйфелевой башне? (Писатель считал, что башня уродует Париж, не хотел ее видеть).
Четвертый вопрос. Зачем в шестнадцатом веке дамы носили на цепочке шкурки животных, подвешивая их к поясу? (На шкурке собирались блохи, которые заводились в складках пышного платья).
Вопросы для интеллектуальной викторины учитель может брать в специальных книгах, а также составлять их самостоятельно. Например, можно предложить несколько заданий, которые касаются календаря.
Есть астрономическое время, а есть его биологический аналог. Каковы единицы его измерения? (Поколения).
Какое значение имела для нашей страны запись, появившаяся в двенадцатом веке: «30 января, пяток. До обеда день ветрен и холоден…» (Это фрагмент первой метеосводки, идет речь о создании службы погоды в Москве).
Отец попросил сына-первоклассника назвать самое большое последнее число. Ответ ребенка его крайне удивил. Что ответил мальчик? (31, поскольку это самое большое количество дней в месяце).
В Древнем Китае это вещество, связанное с морем, использовали в качестве денежной единицы. В Древней Греции оно являлось составной частью брони воина, о каком веществе идет речь? (Это соль).
Интеллектуальные вопросы для детей помогают развивать творческие способности подрастающего поколения, поэтому активно применяются школьными учителями в педагогической деятельности. Интеллектуальный футбол можно проводить вне уроков для развития общей эрудиции школьников, сплочения коллектива.
Класс делится на две команды, в которых выбирают полузащитников, нападающих, вратаря, защитников. Число участников не ограничивается, оно зависит от того, сколько детей нужно включить и интеллектуальную деятельность.
Атаки команды проводят по очереди, используя три комбинации.
Угловой вариант предполагает полное участие команды. Судья, в роли которого выступает школьный учитель, читает вопрос, а его помощник следит за тем, у какой команды быстрее готов ответ.
Ответы на интеллектуальные вопросы ребята дают только после того, как получат разрешение судьи. Правильный ответ засчитывается как гол в ворота противника. При неверном ответе право атаки передается игрокам второй команды.
Штрафной удар предполагает участие в игре двух атакующих: полузащитников и форвардов, а также трех защищающихся (вратаря и защитников). Команда самостоятельно выбирает тех ребят, которые будут участвовать в розыгрыше. Если за тридцать секунд они не дают правильного ответа на вопрос судьи, право ответа передается противнику.
Пенальти предполагает участие только одного игрока команды – вратаря. Он должен дать правильный ответ на вопрос учителя, чтобы «отбить мяч» от ворот.
Вопросы для интеллектуальных игр с ответами можно составить вместе с ребятами, родителями, другими педагогами.
Для этой игры потребуются интересные интеллектуальные вопросы, которые предполагают развитие логического мышления. Учитель может придумывать свои правила турнира, возможности для получения дополнительных баллов, учитывая, насколько сильные команды вступают в игру. Например, помимо основных вопросов игрокам могут предлагаться дополнительные задания, при правильных ответах на которые, команде будут присваиваться "защитные" баллы. В случае необходимости участники всегда смогут воспользоваться ими, чтобы не потерять ход в игре.
Что у Глеба сзади, а у Бориса впереди? (Буква «б»).
Бабка несла на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц она донесла в корзине? (Ни одного, так как дно вместе с яйцами упало.)
Когда человек будет без головы в квартире? (Если он высовывает голову в окно).
Чем всегда заканчивается ночь и день? (Мягким знаком).
Какие часы два раза в сутки демонстрируют правильное время? (Те, которые сломались).
Что легче: килограмм меди или ваты? (Они имеют одинаковую массу).
По чему, когда планируешь спать, идешь на диван? (По полу).
Что нужно сделать, чтобы в одном сапоге осталось четыре парня? (Каждый из них должен снять по сапогу).
Когда проще всего попасть в дом черной кошке? (Если открыта дверь.)
В какой месяц болтливая Машенька меньше всего говорит? (В феврале, поскольку это самый короткий месяц года).
Росли две осины. На каждой из них было по шесть шишек. Сколько всего шишек на деревьях? (Ни одной шишки, поскольку на осинах не растут шишки).
Что произойдет с голубым шарфом, если его опустить на десять минут в воду. (Он станет мокрым).
Как можно написать с помощью пяти букв слово «мышеловка»? (Кошка).
Каким бывает конь, когда его покупают? (Мокрым).
У медведя ни одного, у вороны - их два, а у человека – одно. Что это такое? (Буква «о»).
На рощу летела стая птиц. На дерево сели по две, а одно осталось свободным. Когда на каждое село по одной птице, не осталось ни одного. Сколько в стае птиц, какое количество деревьев росло в роще? (Четыре птицы, три дерева).
В столицу направлялась бабка с капустой. Навстречу ей попались два старика, каждый из них нес по мешку картошки. Сколько людей направлялось в столицу? (В Москву шла одна бабка).
Такие интеллектуальные вопросы с ответами для взрослых можно использовать при проведении совместных мероприятий с детьми, например, во время декады семьи.
Взрослые подходят к поиску ответов на вопросы слишком ответственно, поэтому часто проигрывают школьникам. Необычные интеллектуальные вопросы для взрослых это отличный вариант для отдыха от повседневных проблем и суеты.
На березах было по три дупла. В каждом из них по четыре веточки. На каждой ветке находится по шесть яблок. Сколько яблок на дереве? (Ни одного яблока, так как на березе не растут яблоки).
Бежало пятьдесят волков, какое количество у них у шей хвостов? (Хвосты не растут на шее).
Из какого полотна не шьют сарафаны? (Одежду нельзя сшить из железнодорожного полотна).
Когда руки выступают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты).
В каких лесах крупная дичь не водится? (В строительных).
Какое из колес автомобиля во время движения не вращается? (Запасное).
Что используют барабанщики и математики? (Дроби).
Что принадлежит человеку, но его гораздо чаще используют другие люди? (Имя).
Когда транспортное средство передвигается с такой же скоростью, что и железнодорожный состав? (Когда машина находится на платформе этого поезда).
Если одно яйцо варится четыре минуты, сколько времени потребуется для варки шести яиц? (Такой же промежуток времени).
В каком цветке есть женский и мужской род? (Иван-да-Марья).
Укажите пять дней, не называния чисел и самих дней. (Позавчера, сегодня, вчера, послезавтра, завтра).
Какая птица, потеряв букву, становится названием самой большой европейской реки? (Иволга).
Какой город был назван в четь крупной хищной птицы? (Орел).
Какая женщина освоила летательный аппарат первой в мире? (Баба-яга).
В какой год употребляют большее количество пищи? (В високосный год).
Название какого города подходит в качестве начинки для вкусных булочек? (Изюм).
Какой месяц короче остальных? (Май, он содержит всего три буквы).
Какую птицу знает каждый физик? (Фазана, так как именно она помогает запоминать основные цвета спектра).
Любой интеллектуальный турнир, проводимый для школьников либо взрослых, направлен на развитие эрудиции, формирование командного взаимодействия.
В зависимости от возрастных особенностей участников игры ведущий, в роли которого может выступать классный руководитель, подбирает вопросы определенного уровня сложности. Каждая команда выбирает капитана, который поддерживает дисциплину, выбирает правильный вариант ответа из версий, предлагаемых игроками.
Один ход предполагает ответ на один вопрос. Если команда дает правильный вариант, ей начисляется очко. При неправильном варианте право ответа получают соперники.
Среди тех правил, которые неукоснительно соблюдаются в ходе интеллектуальных турниров, отметим:
В последнее время наблюдается рост интереса к проведению разнообразных интеллектуальных игр и турниров не только среди взрослых, но и у школьников. В чем причина подобного интереса? В российском образовании наблюдаются серьезные изменения. На смену традиционной форме обучения, направленной на приобретение школьниками теоретических знаний, пришли ФГОС второго поколения.
По новым образовательным стандартам основной акцент делают на становление гармонически развитой личности, способной к самообразованию и саморазвитию.
Логическое мышление, которое развивается при поиске ответов на нестандартные вопросы, предлагаемые на интеллектуальных играх и турнирах, благоприятно отражается на становлении творческой личности.
Общество ставит перед образовательными учреждениями задачу – формирование подрастающего поколения, способного принимать самостоятельные решения, отвечать за свои действия и поступки.
Именно поэтому такое внимание стали уделять в общеобразовательных учреждениях организации интеллектуальных клубов, проведению творческих игр. Те старшеклассники, которые отвечают на нестандартные вопросы, помимо приобретения новых знаний и навыков, получают опыт работы в команде. Те ребята, которые со школьной жизни пытались найти ответы на интеллектуальные вопросы, гораздо успешнее своих сверстников.
www.syl.ru
Цель: Это упражнение на сплочение хорошо тренирует навыки командной работы.
Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в футбол. Не расстраивайтесь те, кто не умеет играть в него или у кого не подходящая форма одежды. Мы сыграем в интеллектуальный футбол. Для этого, в начале, делимся на две команды — все как в настоящем футболе. Затем выберите защитников, нападающих и вратаря. Каждая команда должна придумать для другой команды по 5–7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т. д. Играем так: команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом — передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден — засчитывается гол.
Итоги упражнения:
На льдине
Цель: развитие межличностных отношений в коллективе соучастия, единства, чувства поддержки.
Участвуют не менее 8-10 человек. Стулья по количеству участников.
Ведущий предлагает участникам составить из стульев льдину и отправиться в плавание по Северному Ледовитому океану. Участники встают на стулья. Ведущий начинает рассказ: «Вы, друзья, отправились в путешествие по Северному Ледовитому океану. Начался шторм, кусочек льдины откололся, но вам нужно спастись всем, продержаться на льдине до тех пор, пока к вам не придет помощь». Ведущий постепенно убирает стулья, тем самым «откалывая» кусочек за кусочком от льдины. Задача участников: как можно дольше и в большем количестве остаться на льдине.
В конце игры идет обсуждение: как долго сколько смогли удерживаться на льдине, кто предпринял больше усилий для спасения других, кто спасал лишь себя.
Волшебный клубочек
Цель: улучшение межличностных отношений в коллективе.
Участники игры садятся в круг, ведущий предлагает, передавая друг другу клубок шерстяных ниток и наматывая часть нитки на запястье, говорить следующее: «Меня зовут... Больше всего на свете я люблю..., а не люблю... Хочу с тобой дружить, потому Что...»
После того как высказались участники, ведущий подводит итог: «Наш клубочек волшебный смог нас
объединить, теперь мы самый настоящий коллектив, мы j вместе и мы — сила!»
Части моего «Я»
Цель: осознание самого себя, внимание к поведению другого. Развитие умения вести разговор.
Материалы. Бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).
Ведущий предлагает подросткам вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать эти разные части своего «Я».
После выполнения задания все участники и ведущий по очереди показывают свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Подростки обмениваются впечатлениями: трудно ли было выполнить задание, трудно ли объяснить, что изобразили. При согласии каждого из участников ведущий собирает рисунки (желающие могут их оставить себе).
Волшебный магазин
Цель: осознание своих положительных и отрицательных черт характера.
Ведущий предлагает подросткам подумать, какими качествами они обладают. Затем он просит представить себе волшебный магазин, в котором каждый в обмен на одни свои качества (ум, смелость, честность, лень, занудство, равнодушие), может получить другие личностные качества, нужные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д. В дискуссии ребята делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно, и т. д.
«Да», «нет», «не знаю»
Цель: развитие умения общаться, выражать свои мысли по тому или иному вопросу, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы в пользу того или иного ответа.
Заранее заготовленные карточки с ответами «ДА», «НЕТ», «НЕ ЗНАЮ» перед началом игры крепятся по противоположным частям комнаты.
Ведущий зачитывает вопрос, ребята, выбрав тот или иной ответ, встают к стене с нужной карточкой. Ведущий поочередно опрашивает участников о своем выборе. Задача — отстоять свою точку зрения в выборе ответа, доказать ее правильность.
Контакт-слово
Ведущий предлагает ребятам разбиться на пары. Пары берутся за руки. Первые номера загадывают слово и произносят его вместе с другими 3-4 словами. Задача напарников — почувствовать, какое из слов загадано. Затем играющие в парах меняются ролями.
Остров-1
Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы — кто кого заметил. Этот человек загибает палец, а потом смотрят, у кого пальцев больше.
Остров-2
Группе нужно уместиться на острове — куске ткани. Причем вода поднимается — т. е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности.
Слепой скульптор
Группа разбивается по три человека. Одному завязывают глаза. Второй из третьего «лепит» скульптуру. Затем «слепой» должен из второго «слепить» то же, что тот слепил из третьего.
Тренинг со стульямиПо количеству участников тренинга кругом выставляются стулья так, что бы их можно было обойти. Группе необходимо синхронно выполнить задание в такой последовательности: всем, сесть на стулья, встать за спинку, поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. До начала тренинга дается 1 минута на подготовку, во время которой брать в руки стул нельзя. Во время выполнения задания разговаривать нельзя. Если правила будут нарушены, группа начинает выполнять упражнение снова. У группы есть всего две попытки. После выполнения тренинга проходит анализ.
Слово
Подсобный материал — спички. Группа выстраивается в линию. Члены группы действуют поочередно. Необходимо написать слово, используя как можно больше спичек. На выполнение задания дается 10 минут. Задание рассчитано на выдумку членов группы, на изолированность друг от друга, отсутствие помощи, на самостоятельное принятие решения.
Бревно
Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Необходимо поменяться местами: 1-й должен занять место последнего, 2-й — предпоследнего и т. д. Во время выполнения упражнения нельзя становиться на землю. Если хотя бы один человек коснется земли, вся группа возвращается на исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.
Монстр
Группе в 14 человек необходимо преодолеть расстояние в 10 шагов, используя всего 8 конечностей или точек опоры. Если группа больше или меньше, количество точек опоры прибавляется или отнимается (на 3 человека — 1 точка опоры).
Неваляшка
Ребята стоят в кругу, поплотнее друг к другу. Кто-то один выходит в центр круга. Этот человек полностью должен расслабиться, глаза у него закрыты. Остальные вытягивают руки вперед и легко покачивают стоящего в центре. Каждый должен побывать в центре круга, после чего все делятся впечатлениями.
Составь рассказ
Ведущий выбирает водящего, которому нужно будет вместе со всем отрядом сочинить романтическую историю. Водящий отходит от костра, отворачивается и затыкает уши. Ведущий объясняет игрокам принцип игры. Если последнее слово предлагаемой водящим фразы оканчивается на гласную, мы говорим «Да», если на согласную — «Нет». Пример: водящий: «Жила была прекрасная девушка Юля». Игроки: «Да». Водящий: «И вот исполнилось ей 17 лет». Игроки: «Нет». Водящий: «Ну, хорошо в день ее совершеннолетия». Игроки: «Да». И так пока водящий не догадается.
Когда я был маленьким
Ведущий предлагает вспомнить и рассказать случай из раннего детства, который произошел с вами и мог бы претендовать на роль самого занятного. По кругу передается детская соска, и игроки по очереди рассказывают забавные истории детства.
Волшебный ключ
Подготовка
Для упражнения потребуется замочный ключ и длинная тонкая веревка (длина определяется из расчета 1,5 м на одного участника).
Описание
Участникам, сидящим в кругу, дается замочный ключ, к которому привязана длинная веревка, и предлагается пропустить эту веревку под одеждой каждого из участников таким образом, чтобы она входила под одежду сверху, на уровне воротника, а выходила снизу, на уровне пояса. Таким образом, оказывается связанной вся группа. Потом можно предложить участникам коллективно выполнить несколько несложных физических упражнений (встать, наклониться вперед, присесть и т. п.).
Когда упражнение завершено, целесообразно оставить ключ, в зоне видимости участников в качестве своего рода символа группы: «С помощью этого ключа мы оказались связаны одной нитью. Пусть он висит на видном месте и напоминает о том, что теперь мы одна команда».
Смысл упражнения
Сплочение команды, происходящее в значительной мере на символическом уровне («теперь мы связаны одной нитью»). Снятие пространственных и психологических барьеров между участниками.
Обсуждение
Обмен эмоциями, возникшими при выполнении упражнения, и также соображениями, в каких жизненных ситуациях участники окапываются «связанными одной нитью».
Встаньте с мест
Описание
Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Смысл упражнения
Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Обсуждение
Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
Жонглеры
Описание
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов) .
Задача — одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Смысл упражнения
Развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.
Обсуждение
Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый «сам з себя»?
Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
Цель: прочувствовать каждого участника
Ход упражнения
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.
publekc.ru
Олимпийские игры.
Каждой команде (число участников 10 – 14 человек, число команд 6 - 8) в качестве домашнего задания предлагается подготовить приветствие и дар богу Зевсу от имени какого-либо народа. Ребята, которые изображают богов, одеты в соответствующие костюмы. Действие пролога разворачивается на открытой площадке перед командами, готовыми к соревнованиям. Площадка может быть украшена в античном стиле.
Спортивное оборудование и реквизит.
· Разметка старта и финиша на спортивной площадке;
· Для каждой команды участницы: 1 гимнастическая палка, 2 обруча, 1 воздушный шарик, 1 повязка на глаза;
· Призы для команды-победительницы.
Действующие лица:
Зевс, Гера, Гермес, Фемида, Ника, хор
Для придания торжественности мероприятию и привлечения внимания всех команд, действие следует начать с музыки. В качестве музыкального сопровождения
праздника можно использовать саунд-трек Эдуарда Артемьева к фильму Андрона Кончаловского «Одиссея»
На площадке перед командами появляется хор ( 6 – 8 ребят). Эти же ребята в ходе праздника исполняют и танец сиртаки, а также везде сопровождают Геру и Зевса, изображая их верноподданных слуг.
Хор: И встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос.
И собрались народы на площадь великую эту,
Чтоб нам Олимпийские игры с достоинством встретить сегодня,
Лучших из лучших позвали померяться силами в спорте.
Что вас ожидает теперь, о народы великой планеты:
Успехи в турнирах, а может быть, даже большие победы?
И в честном бою боги Греции судьями станут для вас.
Пока мы уходим, на смену Гермес к вам приходит сейчас.
Хор отходит на задний план, на авансцене появляется Гермес.
Гермес: К вам я пришел, о люди великих народов,
Чтоб сообщить о пришествии Зевса и Геры.
Боги верховные видеть людей захотели,
Вот и спустились почти что с небесного свода.
Вы же пока приготовьтесь, постройтесь рядами,
Подарки свои принесите и жертвы (что тоже неплохо),
Помните: встретить могучего, мудрого бога
Нужно с почтением, танцами, песней, дарами.
Он к вам с Олимпа спускается, грешные люди.
Так что старайтесь и встретьте Зевса достойно.
Я же отсюда пока удаляюсь спокойно
И вместе с вами теперь в ожиданье пребуду.
Гермес отходит в сторону. Хор танцует сиртаки и замирает в торжественных позах. Появляются Зевс и Гера.
Зевс: Как много людей собралось здесь на площади, Гера.
Приветствую вас, о народы великой Хоббитонии!
Гера: Я рада тому, что мы вместе собраться смогли,
Но кто же из вас самый умный, сильный и смелый?
Зевс: Ах, Гера, ведь люди не могут равняться богам,
И это понятно и людям обычным, и нам.
Гера: Нет, Зевс всемогущий, с тобой не согласна сейчас.
Есть много людей на земле, что похожи на нас.
Зевс: Жена, замолчи и послушай мой мудрый совет
Гера: А я не согласна, нет, Зевс, не согласна я, нет!
Зевс: С тобой не поспоришь! Но кто же нас сможет разнять?
Гера: Коль сам не смиришься, придется Фемиду позвать.
Появляется Фемида.
Фемида: (с завязанными глазами, в руках держит весы правосудия)
Зря вы так спорите, славные мудрые боги.
Из всякой проблемы найти можно выход простейший:
Вы под горою сейчас соберите народы, и олимпийские игры помогут вам выбрать сильнейших.
Хор: Клянемся!
Зевс: Да, верно, Фемида, разумно решенье твое.
Мы игры такие, конечно, сейчас же начнем.
Фемида уходит
Гермес: Народы, приветствуйте мудрого Зевса!
Гермес называет народы, которые приветствуют Зевса и преподносят ему заранее подготовленные дары.
Гермес: Ну что же, народы, осталось лишь клятву вам дать!
Для этого Нику – богиню придется позвать.
Появляется Ника
Ника: Мы, люди разных народов, сегодня клянемся:
К финишу смело идти в непростой эстафете,
Не обессилить совсем от тяжелых нагрузок
И не бежать за черникой от самого старта.
Не подведем никогда олимпийские игры:
Много подножек сопернику ставить не будем.
Кто же нарушит священную клятву народов,
Вечером будет оставлен без чашки кефира!
Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Все народы повторяют хором слово «Клянемся!» три раза.
Зевс: Если народа клятву священную дали,
Пусть мир на земле воцарится на время игры,
Огонь олимпийский волю к победе осветит,
Внесите его и примите сей дар, прекрасные люди Хоббитонии!
Ника в сопровождении хора выносит олимпийский огонь, обходит с ним все команды, ставит в центр площадки.
Гермес: Что ж, время терять нам нельзя.
Идемте же к старту, друзья!
Сейчас же пойдем мы вперед,
Нас Зевс за собой поведет!
Все участники направляются к спортивной площадке, где и пройдут соревнования.
Финиш.
Гермес: Как быстро окончилась наша игра,
И вот уж на площадь вернуться пора.
Все возвращаются к месту начала праздника, где победителям вручаются призы.
Зевс: Достойные люди Хоббитонии прекрасной, великой!
Вы нам показали смекалку, и ловкость, и силу.
Станцуйте ж, порадуйте мудрую Геру – богиню,
А после ступайте, народы в уделы свои с миром.
Праздник завершается танцем сиртаки, в котором принимают участие все ребята.
(Эти соревнования можно провести в своем уделе, например, для выявления самых спортивных, чтобы создать команду для общелагерных олимпийских игр)
При выполнении заданий Зевс, Гера, Гермес, Ника, Фемида выступают в качестве судей и внимательно фиксируют очередность окончания выполнения заданий каждой из групп. Победителем окажется та команда, которая в сумме получит меньшее количество баллов, что будет означать , что именно она чаще всех приходила к финишу первой. Все соревнования проходят в форме эстафеты, в которой вся команда преодолевает дистанцию в 20 метров от линии старта до финишной отметки и обратно.
1 задание: Два человека, зажав между ногами гимнастическую палку, должны пробежать от старта до определенной черты и обратно. Затем то же самое выполняет вся команда, разбившись по парам.
2 задание: На асфальте нарисовать мелом или прочертить на земле (выполнение задания на траве невозможно) две волнистые линии, то сходящиеся друг к другу, то расходящиеся. Задача каждого участника заключается в том, чтобы пройти всю дистанцию, передвигая ноги по этим линиям.
3 задание: Каждому участнику предлагается преодолеть дистанцию с завязанными глазами. Команда может направлять словами своего участника.
4 задание: Участники разбиваются на пары, берутся в парах за руки и преодолевают дистанцию на одной ноге.
5 задание: Участникам необходимо пробежать дистанцию, крутя на руке обруч.
6 задание: Каждому участнику необходимо прокатить обруч по земле с помощью гимнастической палки, не помогая себе руками.
7 задание: Каждый участник преодолевает дистанцию, перекладывая по земле два обруча. Необходимо встать в первый обруч, второй положить перед собой, перейти в него, переложить первый обруч и так далее.
8 задание: Нужно пройти дистанцию с воздушным шариком, дую на него и не касаясь руками, стараясь при этом не уронить его на землю.
Интеллектуальный футбол.
Коллектив делится на две команды - все как в настоящем футболе. Есть и защитники, и нападающие, и вратарь. Каждая команда должна придумать для другой по 5 - 7 вопросов на разные темы: кино, живопись, спорт, политика и т.д.
Команда задает вопрос и кидает мяч нападающим противника. Если они не справились с вопросом - передают мяч защитникам, а затем вратарю. Если ответ и в этом случае не найден - засчитывается гол.
Прыжок.
Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к одной стене. Все закрывают глаза. По сигналу ведущего совершать синхронные повороты и всем приземляться
Условие: группе не дается время на обсуждение, упражнение выполняется с закрытыми глазами, по сигналу ведущего (хлопку) все подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси.
poisk-ru.ru