Павел Флоренский: биография, деятельность и интересные факты. Футбол флоренский


Художник Александр Флоренский с семейством представил новый взгляд на Черногорию | "Вечерний Санкт-Петербург"

Легенда гласит, что некогда небольшой кусочек восточного берега Адриатического моря был оживленным торговым перекрестком. Жизнь кипела в этом месте – основывались города, бурно процветали торговые отношения. Менялись и народы, жившие на этих землях, – иллирийцы-далматы, римляне, византийцы, славяне – черные горы близ Адриатики принимали всех под свою сень. Прибывшие сюда в XV веке венецианцы не называли эту страну по-славянски – Зета, что значит «зерно»: вид черной горы Ловчен, возвышавшейся над Которским заливом, дал название стране – Montenegro, Черная Гора, Черногория.

Кусочек этой удивительной, маленькой, но гордой страны в этом году привез в Петербург семейный подряд Александра, Ольги и Кати Флоренских, выставка которого в NAMEGALLERY на Большой Конюшенной, 2, так и называлась – «Сделано в Черногории». Каждый из художников представил на суд искушенной публики свой взгляд на Черногорию, ее историю, культуру и жизнь.

Александр Флоренский – художник в некоторой степени уникальный. Один из основателей легендарных «Митьков» уже давно работает над уникальным проектом – создает так называемые «азбуки» по интересным городам мира. Первая серия «Иерусалимская азбука» за авторством Флоренского и Михаила Короля вышла в 2011 году: следом за ней последовала аналогичная серия, посвященная Тбилиси, Петербургу и Воронежу. Теперь подоспела и «Черногорская азбука» – проект, сделанный по просьбе проживающего ныне в Черногории одиозного куратора Марата Гельмана.

Азбука Флоренского, по сути, – это сборник всего самого интересного и важного, что необходимо знать русскому человеку о Черногории. На тридцати графических листах «азбуки» расположились самые известные города – Подгорица, Цетинье, Котор, Будва; храмы и церкви, и одна главная для всей страны личность – Петр II Петрович Негош, черногорский правитель и митрополит, заложивший основы современного государства на берегах Адриатики. Удивляют и отдельные виды черногорских городов, исполненные Флоренским. Любопытно, что при всей солнечности и яркости этой страны (которую довелось ощутить на себе автору этих строк), Флоренский изображает пейзажи Черногории в сумерках, подчас довольно мрачно. Тем не менее в этих пейзажах и набросках чувствуется живая энергия Черногории, ее проникновенная сила.

Впрочем, семейство Александра Флоренского также не подкачало – супруга мастера Ольга Флоренская представила на суд публике уникальный цикл «Черногорские вывески». Листы металла и деревянные таблички с написанными на них фразами типа «Не курить!», «Осторожно, злая собака!» или «Продажа дров» удивляют не меньше неизвестных фактов из «Черногорской азбуки». Зритель видит знакомые буквы, но фразы на черногорском невольно вгоняют в веселое и безмятежное состояние рассудка. То же самое ощущаешь при знакомстве с украинским или белорусским языком: похоже, но забавно. Чего стоит только фраза «Европски стил живота» – «Европейский стиль жизни».

Еще один проект Ольги Флоренской, представленный на выставке, – это «Восемь черногорских капитанов». Влюбленная в морскую тематику художница рассказывает истории восьми капитанов родом из Черногории с совершенно разными и удивительными судьбами. Кто-то пиратствовал, кто-то получил патент капитана в обмен на голову пирата, а, к примеру, Матия Змаевич дослужился до адмирала при Петре I и участвовал в битве при Гангуте. При этом Ольга Флоренская помещает истории этих персонажей на большие ткани – получаются своеобразные коллажи-аппликации: яркие и красочные, они ясно рассказывают о морских событиях вокруг Черногории.

Не теряется в пространстве выставочного зала и Катя Флоренская – молодая художница, которая не пошла в точности по пути своих родителей, а выбрала свой уникальный стиль и язык. При том, что влияние Александра и Ольги на творчество Кати ощущается – она представляет иной взгляд на предмет, сквозь своеобразную игру с символами Черногории. Ее «Черногорские марки» – абсолютно вымышленные, но имеющие право на существование – представляют аналог отцовской азбуки, но в знакомых рамках почтовых марок, как бы увеличенных в 10 раз. Кроме того, это еще и игра с проблемой воспроизводимой продукции: в духе Энди Уорхола Катя Флоренская сознательно копирует работу-марку, создавая оригинальную копию, равную по смыслу и насыщению.

Просматривая работы семейного подряда Флоренских, можно получить широкое представление о прекрасной стране черных гор. А что до черного цвета в работах Александра Флоренского, то давайте спишем это на черные горы, которые в свое время восхитили венецианцев.

Николай ШЕНДАРЁВ, фото Екатерины РУМЯНЦЕВОЙ

vecherka-spb.ru

Йод и Павел Флоренский - Марафонец

Комментируя публикацию статьи "Война и йод..." (http://marafonec.livejournal.com. 02.08.2017) коллега fur_wenige написал:Иод - далеко не единственный антисептик, известный 100 лет назад.И не самый безопасный. Спирт же - без ограничений.И ещё: пусть сочинитель этой хрени расскажет о том, как его единомышленники убили о.Павла Флоренского, создавшего уникальный "иод Флоренского".Прежде чем обвинять коллег, нужно самому,видимо,знать за что расстреляли выдающегося ученого, но слабого на язык политика-друга Троцкого.

Однако, вначале о йоде Флоренского

Йод и Павел Флоренскийhttp://umelement.ru/o-preparatakh/41-istoriya-otkrytiya/87-istoriya-otkrytiya-jodaСвященник и учёный Павел Флоренский, в 30-е годы, будучи заключённым Соловецких лагерей, создал уникальное соединение йода и молочного белка – йодоказеин. Это открытие легло в основу препарата «Йод-Актив». Судьба не раз круто меняла жизнь Флоренского. Математик, с отличием закончивший МГУ, он по зову сердца ушёл в религию, и стал священником, но потом вновь вернулся в науку. И, не снимая духовного сана, сделал ряд крупнейших изобретений для народного хозяйства Советской республики.

Как инженер, Павел Флоренский был расчётливым и жёстким реалистом. Но в науке смолоду была у отца Павла романтическая страсть: 53 элемент Периодической системы Менделеева - йод.

Флоренский видел в этом веществе огромные резервы, трепетно относился к йоду, писал о нём восторженно, как поэт: «Я смотрел на тёплые камни, пахнущие чуть слышным йодистым запахом, припоминал что-то далёкое и вечно близкое, самое заветное. Тело моё просит морской солёности, воздуха, провеянного йодом. И порой сладостно бывает приникнуть хотя бы к пузырьку с йодовой настойкой».

Попав на Соловки в 30 году «за контрреволюционную пропаганду», не будучи врачом, Флоренский начал лечить заключенных, и, буквально, спасал их от самых различных, то и дело бушевавших, эпидемий.

Голод, холод, тяжкий физический труд, условия жизни – хуже и придумать сложно, лекарств – никаких. Используя сам йод и прописывая его всем, здоровым и больным заключенным, Флоренский быстро понял, что йодистый калий – это совсем не то, что требуется для профилактики и лечения. Здесь и передозировки и раздражения слизистых. Не будучи химиком, он точно понял, что для получения безвредного йода, который бы действовал исцеляющее в полную мощь, его необходимо химически соединить с молекулами белка молока. Флоренский начал капать йод в парное молоко. Содержащаяся в нем лактопероксидаза соединялась с молекулой йода. В итоге почти моментально образовывались йодированные белки молока.

Именно таким образом и получалось мощное профилактическое и лечебное средство, с помощью которого Флоренский побеждал на Соловках эпидемии и все болезни связанные с расстройством щитовидной железы. Следовательно, успешно боролся с причинами заболеваний сердца, печени, легких, крови и расстройств психики.

К сожалению, Павлу Флоренскому не дали доработать свое открытие, в 1937 году он был расстрелян, как и многие великие умы того времени.

Идею отца Павла Флоренского осуществили уже в другую эпоху. Это случилось после чернобыльской катастрофы. В ядерном центре в Обнинске, в Институте радиобиологии по формуле Флоренского группа учёных под руководством директора института академика РАМН Анатолия Цыба получила уникальный препарат «Йод-Актив». И этим мы обязаны Павлу Флоренскому, его последнему научному открытию, к которому он шёл всю свою жизнь.

Marafonec. Теперь о последних годах жизни ученого

Некоторые мои мысли о Павле Флоренском 2Оригинал взят у skurlatov в Некоторые мои мысли о Павле Флоренском 2

(Окончание поста сотрудников Музея имени Андрея Рублева - воспоминания о П.А. Флоренском):Мне думается, что именно дружба с Л. Д. Троцким и Н. И. Бухариным столь трагично отразилась на дальнейшей судьбе Флоренского, бравировавшего своим священническим саном слишком долго» (Из воспоминаний Сергея Александровича Волкова (1889 - 1965), преподавателя русского языка и литературы в МДА (1954 - 1960) о своем преподавателе, о. П.А. Флоренском).

Автор воспоминаний (Волков С. А. Воспоминания о П. А. Флоренском. // Символ, № 29, 1993) был свидетелем лишь трех встреч Флоренского и Троцкого, но на самом деле их было больше. Один раз Троцкий приезжал, чтобы о. Павел нашёл для него книгу об ангелах и демонах народов и стран и о том, как правителям стран с ними общаться. Второй раз к приезду Троцкого Флоренского не выпустили из лаборатории, т.к. он был в рясе. Но Троцкий потребовал вызвать его, выстроил всех остальных в длинный ряд, и они оба прошли сквозь этот строй ученых и обнялись у всех на виду. В третий раз Троцкий с Флоренским демонстративно ездили в автомобиле по Москве, и революционные матросы пугались: «Снова нами попы будут управлять!».

Заметим, что в эти самые годы Флоренский не скрывал свой монархизм: в 1916 г. он призывал Церковь догматически и соборно утвердить самодержавие, в 1917 г. прямо выступил против Февраля, а в 1918 г. в своих лекциях откровенно говорил студентам о сакральности власти русских царей. Тогда же большевики решили вскрывать мощи святых, включая св. Сергия. Флоренский просил Троцкого не допустить этого, но тот сказал, что не может сделать этого вопреки приказу Ленина. Тогда о. Павел сказал: «Ну что ж, преп. Сергий сам за себя постоит. Опять станет мучеником, и им же всем хуже будет».

«В июле 37-го в лагере Павел Александрович неосторожно назвал давно уже опального Троцкого стратегом и идеологом партии. За "восхваления врага народа" Флоренского незамедлительно расстреляли» (Роман Григорьев. Умный йод Флоренского. Аргументы и факты, Москва, 23.05.2001)

marafonec.livejournal.com

Мемория. Павел Флоренский - ПОЛИТ.РУ

21 января 1882 года родился Павел Флоренский, религиозный философ и учёный.

 

Личное дело

Павел Александрович Флоренский (1882-1937) родился в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). Отец Александр Иванович Флоренский, несмотря на то, что род его происходил от русского духовенства, сам был  светским образованным человеком, утратившим связи с церковью. Работал инженером на строительстве Закавказской железной дороги. Мать — Ольга (Саломэ) Павловна Сапарова принадлежала к старинному и знатному роду карабахских армян. У Павла было два брата и четыре сестры. В семье любили читать Пушкина, Лермонтова, Диккенса, Шекспира, Гете. С увлечением слушали музыку Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, романсы Шуберта и Глинки. «Только это и есть настоящая музыка, – закрепилось во мне с самого детства», – вспоминал Флоренский.

В семье сложилась весьма специфическая религиозная ситуация: отец относился к русской православной церкви, а мать — к армяно-григорианской церкви, в связи с чем, во избежание конфликтов, в семье религиозные и церковные вопросы не поднимались и не обсуждались. Как вспоминал сам  Флоренский, «о религии у нас никогда не говорилось ни слова, ни за, ни против, ни даже повествовательно».

Мальчик очень рано обнаружил исключительные способности к математике.  Во время учебы во 2-й Тифлисской гимназии он увлекся физикой, геологией, астрономией, математикой, иностранными языками. Завел тетради «Экспериментальные исследования» (как это делал Фарадей) и заносил в них наблюдения над природой, геологические, минералогические и археологические сведения, свои опыты и мысли. Самостоятельно изучал законы Ньютона, теории относительности и магнетизма, при этом сам изготовлял инструменты и приборы для опытов.

Окончив гимназию с золотой медалью, Флоренский в 1899 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он входит в круг молодых участников символистского движения, завязывает дружбу с Андреем Белым, а через него с Брюсовым, Блоком, Бальмонтом, Мережковским и Гиппиус. В студенческое время появляются первые научные работы Флоренского — «О символах бесконечности» (1904) и «Об одной предпосылке мировоззрения» (1904), опубликованные в символистских журналах «Новый путь» (№9, 1904) и «Весы» (№9, 1904) — работы, одновременно затрагивающие как философскую, так и научную — математическую сферы знания, объединение которых станет одним из важнейших принципов выстраиваемой им в дальнейшем единой философской системы.

Несмотря на то, что Флоренский воспитывался вне религиозной традиции, в юности под влиянием статей Льва Толстого у него появился интерес к христианству. В студенческие годы он увлекся учением Владимира Соловьева и архимандрита Серапиона (Машкина). В итоге по окончании университета Флоренский отклонил предложение остаться при кафедре математики, и поступил в Московскую духовную академию.

В период учебы в академии Флоренский принимает активное участие в деятельности «Христианского братства борьбы» - совместно с В. Ф. Эрном, А. В. Ельчаниновым, В. А. Свентицким, С. Н. Булгаковым, А. Волжским, И. Брихничевым. В марте 1906 года в храме Московской Духовной Академии он произносит текст-проповедь «Вопль крови», в котором осуждает вынесение смертного приговора лейтенанту П. П. Шмидту и развязывание взаимного кровопролития. За эту проповедь Флоренский был арестован и ненадолго заключен в Таганскую тюрьму.

Во время учебы в Духовной Академии у него возникает замысел книги «О духовной истине. Опыт православной теодицеи» - капитального труда, большую часть которого он завершает к концу обучения в 1908 году. Эта работа стала его магистерской диссертацией. В ней, в частности, на основании лингвистических изысканий Флоренский выводит русское слово «истина» из глагола «есть»: «истина—естина». Далее он возводит глагол «есть» к глаголу «дышать» и приходит к выводу, что истина — это «живое существо». Разбирая переводы слова «истина» на разные языки, Флоренский отмечает, что славяне воспринимают истину онтологически, эллины гносеологически, римляне юридически, а евреи исторически, что отражает четыре аспекта истины.

Первые издания книги вышли в 1908 и в 1912 годах; защищенная в 1914 году диссертация была издана в дополненном виде. Впоследствии она была  преобразована в трактат «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» (1924). Труд был одобрен церковно-учебной администрацией. Это произведение Флоренского сразу было воспринято как значительное литературно-духовное явление, и вызвало многочисленные отклики и полемику — от восторженного признания до достаточно жесткой критики. Он был удостоен за нее престижной Макариевской премии.

В 1910 году Флоренский женился на Анне Михайловне Гиацинтовой – девушке из Рязанской губернии, обучавшейся на Московских женских курсах. После окончания Академии Флоренский остается в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принимает священство. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник».

С того же 1912 года начал служить в церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде.

В эти годы Флоренский активно общается и сотрудничает с ярчайшими представителями эпохи «Серебряного века», среди которых С. Н. Булгаков, В. Ф. Эрн, Е. Н. Трубецкой, М. А. Новоселов, В. В. Розанов, Ф. Д. Самарин, Л. А. Тихомиров, А. Ф. Лосев; принимает активное участие в работе московских философских православных кружков — «Обществе памяти Вл.С.Соловьева» и «Кружке ищущих христианского просвещения», более известном как «Новоселовский кружок».

Революцию Флоренский воспринял как свидетельство приближения апокалипсиса и в этом смысле метафизически приветствовал ее, но философски и политически он все более склонялся к теократическому монархизму. В это время он сближается с Василием Розановым и становится его духовником, требуя отречения от всех еретических трудов. Розанов называл его «Паскалем нашего времени» и «вождем молодого московского славянофильства».

Когда советская власть начала отбирать у церкви ее собственность, Флоренский пытался выступать в защиту ключевых православных храмов, в том числе Троице-Сергиевой лавры. Он старался убедить власти, что лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мертвый музей. Флоренский вошел в комиссию, занимавшуюся охраной памятников искусства Троице-Сергиевой Лавры. Он занимает должность ученого секретаря Комиссии, становится главным хранителем ризницы Лавры, а также разрабатывает специальную методику эстетического анализа и описания предметов древнего искусства. Благодаря работе комиссии, в которую входило еще несколько именитых священников и знатоков культуры, удалось описать огромный фонд артефактов монастыря. Также комиссия не позволила разграбить хранившееся в Лавре национальное и церковное достояние.

Несмотря на тяготы, вызванные  революцией и гражданской войной,  Флоренский продолжал писать новые теоретические работы. В 1918 году он закончил «Очерки философии культа», в 1922-м – «Иконостас». Последняя работа была написана в связи с тем, что в начале 1920-х годов в стране началась кампания по уничтожению икон и вскрытию мощей. Флоренский пытался противостоять этому варварству. В работе «Иконостас», посвященной глубинному метафизическому и онтологическому содержанию иконы, он подробно описал духовную связь между мощами и иконами. Похожей по смыслу была публикация «Обратная перспектива». В этих произведениях богослов отстаивал общекультурное превосходство иконописи над светской живописью.

В 1921 году церковь Убежища сестер милосердия Красного Креста в Сергиевом Посаде, в которой служил Флоренский, была закрыта.

Флоренский, имевший физико-математическое образование,  становится сотрудником нескольких советских научно-исследовательских учреждений и делает целый ряд серьезных научных открытий. В 1920 году, в связи с планом ГОЭРЛО, он был привлечен к научно-исследовательской работе в системе Главэлектро ВСНХ, где становится старшим научным сотрудником Комитета электрификации СССР и членом Карболитной комиссии ВСНХ.

В 1921 году он был избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре «Анализ пространственности в художественных произведениях» на печатно-графическом факультете, где с 1921 по 1927 год читал лекции по теории перспективы.

В 1924 году Флоренский выпускает фундаментальный научный труд «Диэлектрики и их техническое применение», имеющий важное научное значение, а с 1927 года становится главным редактором «Технической энциклопедии», для которой подготавливает около 150 собственных статей. Его научную деятельность поддерживал Лев Троцкий, что, возможно, сыграло в судьбе Флоренского роковую роль.

В этот же период он пишет книги «Мнимости в геометрии» и «У водоразделов мысли».

Научно-философский труд «Мнимости в геометрии» с собственными иллюстрациями Флоренский издает за свой счет в 1922 году. В этой книге при помощи математических методов он пытается объяснить строение мира и его философское обоснование. Исследование направлено на решение не столько математических, сколько мировоззренческих проблем. Ссылаясь на «Божественную комедию» Данте, Флоренский пытается опровергнуть гелиоцентрические представления Коперника об устройстве Солнечной системы и подтвердить геоцентрическую картину мира, в которой Солнце и планеты обращаются вокруг Земли. Комментируя специальную теорию относительности Эйнштейна, он приходит к выводу, что за пределом скорости света начинается нефизический «тот свет». После выхода этой книги Флоренский был подвергнут жесткой критике, в частности за то, что «неверным образом» истолковывает теорию относительности.

С первых лет революции на Флоренского писались доносы. Еще в 1918–1920 годах, во время работы в «Комиссии по охране памятников» Троице-Сергиевой Лавры, его деятельность пытались преподать как контрреволюционную попытку создания мощного православного центра. Во время работы во ВХУТЕМАСе он был обвинен в создании мистической и идеалистической коалиции с В. А. Фаворским. Также философ обвинялся в создании запрещенного монархического кружка.

В 1928 году в Сергиевом Посаде, после серии публикаций, обличающих засилье «черносотенцев под Москвой», была проведена масштабная операция по аресту большей части священников и мирян, в том числе и Павла Флоренского. Без предъявления каких-либо обвинений его высылают в Нижний Новгород, где он ведет научную работу в местной Радиолаборатории. Вскоре, благодаря хлопотам жены Максима Горького Екатерины Пешковой, его возвращают из ссылки и дают возможность эмигрировать в Прагу, однако Флоренский решает остаться в России. Он продолжает работать в ГЭЭИ, а затем становится помощником директора Всесоюзного электротехнического института по научной части.

В начале 1930-х годов против отца Павла была развязана кампания в советской прессе со статьями разгромного и доносительского характера. На протяжении всех послереволюционных лет Флоренский не только никогда не отказывался от своих религиозных убеждений, но и не снимал с себя священнического сана и ходил в подряснике. В этой связи стала крылатой фраза В. Маяковского «во ВХУТЕМАСе Флоренский в рясе».   

26 февраля 1933 года он был арестован и через 5 месяцев осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей по 58-й статье, пунктам 10 и 11 — «Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти... а равно и распространение или изготовление литературы того же содержания».

Флоренский был этапирован на Дальний Восток в восточно-сибирский лагерь «Свободный» и определен работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. В 1934 году он был направлен в Сковородино на опытную мерзлотную научно-исследовательскую станцию, где провел ряд важнейших исследований, впоследствии легших в основу труда «Вечная мерзлота и строительство на ней». Осенью 1934 года Флоренский  был переведен в Соловецкий лагерь особого назначения, где продолжал вести научную работу на лагерном заводе йодной промышленности, в лаборатории которого занимался разработкой технологии добычи и производства йода и агар-агара из морских водорослей и запатентовал более десяти научных открытий и изобретений.

На Соловках Флоренский провел три года. В ноябре 1937 года он был вывезен в Ленинград, где 25 ноября особой тройкой НКВД Ленинградской области был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

 

Чем знаменит

Павел Флоренский - один из самых выдающихся представителей отечественной богословской, философской и научной мысли начала XX века — эпохи Серебряного века. Современники называли его «русским Леонардо да Винчи» – он был магистром богословия, профессором философии, профессором живописи,  математиком, физиком, инженером-электронщиком, астрономом, химиком, а также историком искусства, поэтом и музыкантом. Помимо богословских и философских работ, Флоренский оставил после себя труды по инженерному делу, физике, математике и другим наукам.

Однако более всего он известен именно как богослов. Его работа «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» считается одним из самых серьезных и известных философско-богословских трудов русской философии XX века.

 «В годы советской власти Церковь была настолько изолирована и уничтожена, что вообще-то стала Церковью бабушек. Интеллигенция была бесконечно далека от религиозных исканий и в силу конъюнктурных соображений, и в силу воспитания. Одной из немногих книг, которая связывала интеллигенцию и Церковь, было сочинение П. А. Флоренского "Столп и утверждение истины". Я знаю целое поколение – мое поколение и немножко старше, – которое Флоренский привел к Церкви. В этом смысле он сыграл очень большую роль в 1950–1960-е годы и стал символом образованного, просвещенного священника», - пишет о Флоренском его внук, доктор геолого-минералогических наук профессор Павел Васильевич Флоренский.

Весом и вклад Флоренского в науку. Получил широкое распространение его анализ пространственности в художественных произведениях. Его «Иконостас» ходил по рукам в самиздате. Утверждается, что его концепция «обратной перспективы» трансформировала советское искусствоведение. А естественно-научная работа Флоренского «Диэлектрики и их техническое применение» была посвящена  исследованию полупроводников.

 

О чем надо знать

Николай Бердяев называл Павла Флоренского «рафинированным реакционером».

В 1913 году в Киеве проходил так называемый «процесс Бейлиса» — по фальсифицированному обвинению еврея Менахема Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве христианского мальчика — 12-летнего ученика Киево-Софийского духовного училища Андрея Ющинского. Флоренского сильно заинтересовал этот скандальный процесс. Не сомневаясь в существовании практики ритуальных убийств у евреев, он публиковал анонимные статьи об истинности обвинения и действительности употребления иудеями крови христианских младенцев. В частности, направлял В. В. Розанову для анонимной публикации статьи «Проф. Д. А. Хвольсон о ритуальных убийствах» и «Иудеи и судьба христиан». Взгляды Флоренского при этом эволюционировали от христианского антииудаизма до расового антисемитизма. По его мнению «даже ничтожной капли еврейской крови» достаточно для того, чтобы вызвать «типично еврейские» телесные и душевные черты у целых последующих поколений.

В марте 1933 года, находясь в Бутырской тюрьме, Флоренский написал работу «Предполагаемое государственное устройство в будущем» — антииндивидуалистическую утопию в традициях «Государства» Платона и «Города Солнца» Кампанеллы. В ней он вывел свой идеал российской государственности. Флоренский представлял ее в виде пирамиды, жестко управляемой сверху.

Идеальное «государство будущего» с точки зрения Флоренского — это тоталитарная диктатура с доведенными до совершенства организацией и системой контроля, полностью изолированная от внешнего мира. Это государство требует от своих граждан преданности, подчинения и служения «целому», заботясь о том, чтобы устремления и потребности нового человека (выведенного с учетом законов евгеники) находились в согласии с потребностями общества. Индивидуальные права человека при этом упраздняются как устаревшие. На вершине властной пирамиды будет стоять поставленный самим небом вождь, которого Флоренский представляет как гениального и харизматического сверхчеловека: «Как суррогат такого лица, как переходная ступень истории появляются деятели вроде Муссолини, Гитлера и др. Исторически появление их целесообразно, поскольку отучает массы от демократического образа мышления, от партийных, парламентских и подобных предрассудков, поскольку дает намек, как много может сделать воля. Но подлинного творчества в этих лицах все же нет, и, надо думать, они — лишь первые попытки человечества породить героя. Будущий строй нашей страны ждет того, кто, обладая интуицией и волей, не побоялся бы открыто порвать с путами представительства, партийности, избирательных прав и прочего и отдался бы влекущей его цели. Все права на власть <...> избирательные (по назначению) — старая ветошь, которой место в крематории. На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему новую культуру, есть одно право — сила гения, сила творить этот строй. Право это одно только не человеческого происхождения и потому заслуживает названия Божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры — диктатором, правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным самодержцем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что пред нами чудо и живое явление творческой мощи человечества»

 

Прямая речь

О религии (1933 год): «Православная Церковь в своем теперешнем виде существовать не может и неминуемо разложится окончательно. Как поддержка, так и борьба против нее приведут к укреплению тех устоев, которым время уйти в прошлое, и, кроме того, задержит рост молодых побегов, которые вырастут там, где их менее всего ждут… Когда религию навязывают, от нее отворачиваются, потому что для восприятия предметов религии требуются соответственные условия. А когда религии не будет, тогда начнут тосковать. Тогда выживут не старые и безжизненные религии, а вопль изголодавшихся духом, которые сами без понукания и зазывания создадут свою религиозную организацию. Это будет лет через 10–15».

 

О вере: «Я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня».

Сергий Булгаков о Павле Флоренском: «О. Павел был для меня не только явление гениальности, но и произведение искусства: так был гармоничен и прекрасен его образ … Самое основное впечатление от о. Павла было впечатление силы. И этой силой была некая первозданность гениальной личности… Духовным же центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. Настоящее творчество о. Павла — не книги, но он сам, вся его жизнь, которая ушла безвозвратно из этого века в будущий»

 

5 фактов о Павле Флоренском

  • Один из братьев Флоренского, Андрей, стал конструктором вооружений и лауреатом Сталинской премии.
  • В 1918 году отец Павел участвовал в изъятии от святых мощей честной главы Преподобного Сергия Радонежского и осуществлял ее дальнейшее сокрытие ради сохранения от возможного надругательства. Как стало известно много лет спустя, на протяжении долгих лет место укрытия главы сохранялось различными священниками, и лишь в 1946 году, уже после открытия Лавры и возвращения Мощей Преподобного монастырю, честная глава была передана Святейшему Патриарху Алексию I, который и благословил возложить ее на место - в раку Святого Преподобного Сергия.
  • В 1934 году, когда Флоренский уже был в лагерях, поступило ходатайство правительства Чехословакии о его освобождении и переезде с семьей в Чехословакию, но это прошение правительство СССР отклонило.
  • Семье Флоренского сообщили фальшивую дату смерти, которая была также указана в «Большой советской энциклопедии» – 15 декабря 1943 года. На самом деле отец Павел был расстрелян в числе одного из Соловецких этапов (509 человек) 8 декабря 1937 года. Большинство исследователей считают наиболее вероятным местом его погребения Левашовскую пустошь - ныне Левашовское мемориальное кладбище, место захоронения многих тысяч жертв сталинских репрессий. По оценкам экспертов здесь захоронены тела 40 тысяч человек.
  • У Павла Флоренского было пять детей, двенадцать внуков и двадцать четыре правнука.

 

Материалы о Павле Флоренском:

Богословы России. Павел Флоренский

Путь «Утверждения Истины» священника Павла Флоренского

К годовщине расстрела Флоренского

«Новое Средневековье» Павла Флоренского

Статья о Павле Флоренском в Википедии

 

polit.ru

биография, деятельность и интересные факты :: SYL.ru

Знаменитый священник и богослов Павел Александрович Флоренский был уроженцем Елизаветпольской губернии (современного Азербайджана). Он родился 21 января 1882 года в Евлахе в русской семье. Его отец, Александр Флоренский, был инженером и работал на Закавказской железной дороге. Мать, Ольга Сапарова, имела армянские корни.

Ранние годы

В 17 лет Флоренский поступил в Московский университет, где оказался на физико-математическом факультете. В студенчестве он познакомился с ключевыми поэтами Серебряного века: Андреем Белым, Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Константином Бальмонтом и другими. Тогда же Павел увлекся богословием. Он стал печататься в разных журналах, например, в «Весах» и «Новом пути».

После окончания университета Павел Флоренский поступил в Московскую духовную академию. Здесь он написал свою первую серьезную исследовательскую работу «Столп и утверждение мыслей». За это сочинение Флоренский получил престижную Макарьевскую премию. В 1911 году он стал священником и последующие десять лет провел в Сергиевом Посаде, где служил в церкви при Красном Кресте. В это время Флоренский Павел Александрович также являлся редактором в академическом журнале «Богословский вестник».

флоренский павел александрович

Мыслитель и революция

В 1910 году молодой человек женился. Его супругой стала Анна Михайловна Гиацинтова (1889–1973) – обычная девушка из рязанской крестьянской семьи. У пары было пятеро детей. Семья оказалась главной опорой Флоренского, помогавшей ему в сложные времена, которые вскоре ожидали всю страну.

Наступление революции религиозный мыслитель считал признаком апокалипсиса. Тем не менее он не был удивлен событиями 1917 года, так как на протяжении всей молодости говорил о духовном кризисе России и ее близком крушении из-за потери национальных и духовных устоев.

Когда советская власть начала отбирать у церкви ее собственность, Флоренский стал выступать в защиту ключевых православных храмов, в том числе Троице-Сергиевой лавры. В 1920-е на него поступают первые доносы в ЧК, в которых философ обвинялся в создании запрещенного монархического кружка.

Друзья и единомышленники

Яркий представитель русской культуры Серебряного века Флоренский имел множество друзей не только среди поэтов и писателей, но и среди философов. Отличавшийся едкостью Василий Розанов называл его «Паскалем нашего времени» и «вождем молодого московского славянофильства». Особенно близок был Павел Флоренский, философия влекла множество умов и сердец в обеих столицах, к «Обществу памяти Вл. С. Соловьева». Значительная часть его друзей относилась к издательству «Путь» и «Кружку ищущих христианского просвещения».

павел флоренский биография

Отношения с советской властью

Несмотря на лихолетья революций и гражданской войны, Павел Флоренский продолжал писать новые теоретические работы. В 1918 году он закончил «Очерки философии культа», в 1922-м – «Иконостас». В то же время богослов не забывает о своей светской специализации и поступает на работу в Главэнерго. В 1924 году вышла его монография, посвященная диэлектрикам. Научная деятельность, которую вел Павел Флоренский, активно поддерживалась Львом Троцким. Когда революционер оказался в опале и был лишен власти, его прежние связи с богословом оказались для последнего черной меткой.

Примечательно, что Флоренский стал одним из первых лиц, носивших духовное звание, начавших работать в официальных советских учреждениях. При этом он не отказывался от своих взглядов и надеялся, что со временем православие и новое государство найдут общий язык. Более того, богослов призывал всех своих ученых коллег также включаться в эту работу – иначе культурная повестка останется в руках исключительно пролеткультовцев, сетовал он.

Работая в области точных наук, Флоренский Павел написал «Мнимости в геометрии». В ней автор попытался с помощью математических расчетов опровергнуть гелиоцентрическую систему мира, предложенную Коперником. Священник стремился доказать правдивость идеи о том, что Солнце и другие объекты Солнечной системы вращаются вокруг Земли.

павел флоренский философия

Искусствовед

В 1920-е гг. Флоренский также занимался музейной работой и искусствоведением. Им посвящены некоторые работы писателя. Также он входил в Комиссию, занимавшуюся охраной памятников искусства Троице-Сергиевой Лавры. Благодаря работе этого коллектива, куда входило еще несколько именитых священников и знатоков культуры, удалось описать огромный фонд артефактов монастыря. Также Комиссия не позволила разграбить хранившееся в Лавре национальное и церковное достояние.

В начале 1920-х гг. в стране в самом разгаре была кампания по уничтожению икон и вскрытию мощей. Флоренский всеми силами противостоял этим действиям государства. В частности, он написал работу «Иконостас», в которой подробно описал духовную связь между мощами и иконами. Похожей по смыслу была публикация «Обратная перспектива». В этих произведениях богослов отстаивал общекультурное превосходство иконописи над светской живописью. Другим вызовом для Церкви стало массовое переименование улиц и городов. Флоренский ответил и на эту кампанию. В «Именах» он убеждал общество прекратить отказываться от своего исторического и духовного прошлого.

Чем еще в те бурные годы занимался Павел Флоренский? Философия, кратко говоря, была не единственным его интересом. В 1921 году богослов стал профессором во ВХУТЕМАС. Высшие художественно-технические мастерские исповедовали новый курс на конструктивизм, футуризм и техницизм. Флоренский, напротив, отстаивал прежние формы культуры.

павел флоренский кратко

Репрессии и гибель

Как и любой другой активный религиозный деятель, Флоренский Павел Александрович неизбежно встал на пути молодого советского государства. Репрессии против него начались в 1928 году. Летом Флоренского отправили в ссылку в Нижний Новгород. Впрочем, вскоре его освободили благодаря заступничеству жены Горького Екатерины Пешковой. У мыслителя появился шанс эмигрировать за границу, однако он не стал покидать Россию.

В 1933 году Флоренского вновь арестовали. На этот раз его приговорили к десятилетнему сроку в лагерях. Обвинение заключалось в создании «национал-фашистской организации» «Партия России».

Первое время Флоренский Павел содержался в сибирском лагере «Свободный». Он стал работать в научно-исследовательском отделе в БАМЛАГе. В 1934 году богослова отправили в Сковородино в современной Амурской области, где находилась опытная мерзлотная станция. Той же осенью он оказался на Соловках. В знаменитом лагере, расположенном на месте православного монастыря, Флоренский работал на заводе по производству йода.

Выйти на свободу репрессированному так и не удалось. В 1937 году в разгар Большого террора особая тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Высшая мера наказания была исполнена 25 ноября неподалеку от Ленинграда в местечке, сейчас известном как Левашовская пустошь.

флоренский павел

Богословское наследие

Одно из самых известных произведений Флоренского «Столп и утверждение истины» (1914) было его магистерской диссертацией. Ядром этого сочинения стала кандидатская работа. Она получила название «О религиозной истине» (1908). Работа была посвящена путям, которые ведут верующих в Православную церковь. Основной мыслью произведения Флоренский считал идею о том, что познать догматы можно только с помощью живого религиозного опыта. «Столп» был написан в жанре теодицеи – попытки оправдать Бога перед человеческим рассудком, пребывающим в падшем и греховном состоянии.

Мыслитель считал, что богословие и философия имеют общие корни. Павел Флоренский, книги которого в одинаковой степени относились к обеим этим дисциплинам, в своем творчестве всегда старался исходить из этого принципа. В «Столпе» писатель подробно разоблачал многочисленные ереси (хилиазм, хлыстовство и т. д.). Также он критиковал новые не соответствующие православным канонам идеи – такие как «новое религиозное сознание», популярное среди интеллигенции в начале XX века.

павел флоренский книги

Всесторонность Флоренского

Богослов Павел Флоренский, биография которого была связана с самыми разными науками, в своих книгах одинаково виртуозно демонстрировал хорошую осведомленность в самых разных областях. Он умело апеллировал к античной и новой философии, математике, филологии, иностранной литературе.

«Столп» Флоренского завершил становление онтологической школы в Московской Духовной Академии. В это движение также входили Феодор Голубинский, Серапион Машкин и другие православные богословы. Преподавая в Академии, Флоренский вел курсы по истории философии. Его лекции были посвящены самым разным темам: Платону, Канту, еврейскому и западноевропейскому мышлению, оккультизму, христианству, религиозной культуре и т. д.

павел флоренский

Другие черты творчества

Как философ, Павел Флоренский, кратко говоря, внес большой вклад в понимание платонизма. Это отмечал непревзойденный знаток античной культуры Алексей Лосев. Флоренский изучал корни платонизма, связывающие его с философским идеализмом и религией.

В 1920-е гг. богослов обрушился с критикой на новую концепцию человекобожия, согласно которой, человек не ограничен в своей деятельности ценностями устаревших религиозных культов. Писатель предостерегал современников, что подобные идеи, исповедовавшиеся в тогдашней культуре и искусстве, приведут к смещению понятий добра и зла.

www.syl.ru

Павел Флоренский: биография

Этот человек был выдающимся математиком, философом, богословом, искусствоведом, прозаиком, инженером, лингвистом и мыслителем государственного масштаба. Судьба уготовила ему мировую известность и трагическую судьбу. После него остались труды, рождённые его могучим умом. Имя этого человека ― Флоренский Павел Александрович.

Детские годы будущего учёного

21 января 1882 года у инженера-путейца Александра Ивановича Флоренского и его жены Ольги Павловны родился сын, которого нарекли Павлом. Семья проживала в местечке Евлах Елизаветпольской губернии. Ныне это территория Азербайджана. Кроме него в семье впоследствии появятся ещё пятеро детей.

Вспоминая о своих ранних годах, Павел Флоренский напишет, что с детства имел склонность замечать и анализировать всё необычное, выходящее за рамки обыденной жизни. Во всём он был склонен видеть скрытые проявления «духовности бытия и бессмертия». Что касается последнего, то сама мысль о нём воспринималась как нечто естественное и не подлежащее сомнению. По собственному признанию учёного, именно детские наблюдения впоследствии легли в основу его религиозно-философских убеждений.

Павел Флоренский

Учёба в университете

Окончив с золотой медалью гимназию в Тифлисе, семнадцатилетний Павел Флоренский уезжает в Москву и становится студентом физико-математического факультета Московского университета. В студенческие годы он тесно общается с представителями передовой российской молодёжи тех лет. Среди его знакомых -Бальмонт, Брюсов, З. Гиппиус, А. Блок и другие, чьи имена вошли в историю российской культуры.

Но по окончании учёбы он почувствовал явную недостаточность знаний, полученных в университете. Какие же дальнейшие планы строил Флоренский? Павел понимал, что для него тесны рамки естественных наук. Сложившаяся в его сознании картина Вселенной не поддавалась рациональному объяснению. В поисках новых истин он поступает в Духовную академию.

Духовная академия

Флоренский Павел

В стенах Троице-Сергиевой лавры у него рождаются идеи синтеза естественных наук с религиозными постулатами. По его мысли, светская культура, церковь и искусство должны составить единое целое. Окончив академию в 1914 году, Флоренский Павел Александрович получает звание магистра богословия.

Ещё в стенах академии он был рукоположён в духовный сан. Здесь же, в Сергиевом Посаде, вплоть до 1921 года и нёс своё пастырское служение молодой священник отец Павел Флоренский. Круг его занятий в период учёбы был весьма широк. В академии он одновременно и учился, и преподавал, и читал лекции, и редактировал академический журнал.

Первые годы после революции

Революция для него была тяжёлым потрясением. По его собственному признанию, он воспринял её как апокалипсис. Политические убеждения, которые разделял Павел Флоренский, можно назвать теократическим монархизмом. Их он подробно изложит в конце своей жизни в работе, которая будет написана в лагере незадолго до смерти.

Флоренский Павел Александрович

В первые после революции годы его основной деятельностью становится искусствоведение. Павел Флоренский приложил много усилий для спасения исторических и художественных ценностей Лавры. Ему приходилось буквально убеждать малообразованных представителей новой власти в необходимости сохранения многих исторических памятников.

Работа в советских учреждениях

Обладая глубокими знаниями технических наук, полученными в университете, Павел Флоренский стал профессором ВХУТЕМАС и одновременно принимал участие в разработке плана ГОЭЛРО. На протяжении двадцатых годов им был написан целый ряд капитальных научных трудов. В этой работе ему оказывал содействие Троцкий, что впоследствии сыграло в жизни Флоренского роковую роль.

Несмотря на представлявшуюся неоднократно возможность покинуть Россию, Павел Александрович не последовал примеру многих представителей русской интеллигенции, уехавших из страны. Он был одним из первых, кто попытался сочетать церковное служение и сотрудничество с советскими учреждениями.

Арест и заключение

Переломный момент в его жизни наступил в 1928 году. Учёный был сослан в Нижний Новгород, но вскоре возвращён в Москву. К началу тридцатых годов относится период травли учёного в советских печатных изданиях. В феврале 1933 года он был арестован и через пять месяцев решением суда приговорён к десяти годам лишения свободы по печально известной пятьдесят восьмой статье.

Павел Флоренский, биография

Местом, где ему предстояло отбывать срок наказания, был назначен лагерь в Восточной Сибири, названный как бы в издёвку над заключёнными «Свободным». Здесь, за колючей проволокой, был создан научный отдел управления БУМЛАГа. Работали в нём учёные, оказавшиеся в заключении, как и тысячи других советских людей, в эту безжалостную эпоху сталинских репрессий. Вместе с ними вёл научную работу и заключённый Флоренский Павел.

В феврале 1934 года его переводят в другой лагерь, находившийся в Сковородино. Здесь располагалась мерзлотная станция, на которой велись научные работы по изучению вечной мерзлоты. Принимая в них участие, Павел Александрович написал несколько научных работ, в которых рассматривались вопросы, связанные со строительством на вечной мерзлоте.

Конец жизни учёного

В августе 1934 года Флоренского неожиданно поместили в лагерный изолятор, а через месяц отконвоировали в Соловецкий лагерь. И здесь он занимался научной работой. Исследуя процесс добывания йода из морских водорослей, учёный сделал более десятка запатентованных научных открытий. В ноябре 1937 года решением Особой тройки НКВД Флоренский был приговорён к смерти.

Отец Павел Флоренский

Точная дата смерти неизвестна. Дата 15 декабря 1943 года, указанная в извещении, высланном родственникам, была ложной. Похоронен этот выдающийся деятель российской науки, который внёс неоценимый вклад в самые различные области знаний, на Левашовой пустоши под Ленинградом, в общей безымянной могиле. В одном из своих последних писем он с горечью писал, что истина состоит в том, что за всё, что даёшь миру хорошего, ждёт расплата в виде страданий и гонений.

Павел Флоренский, биография которого очень схожа с биографиями многих российских деятелей науки и культуры той поры, был посмертно реабилитирован. А через пятьдесят лет после его смерти увидала свет последняя книга учёного. В ней он размышлял о государственном устройстве будущих лет.

fb.ru


Смотрите также