Ориентировочная программа недельного микроцикла для учебно-тренировочных групп (15 -16лет), 18 ч в неделю. Недельный микроцикл в футболе


Построение тренировки в микроциклах - Век живи

В настоящее время в футболе применяют годовое, этапное, опе­ративное и текущее планирование.

Годовой план составляется в соответствии с календарем сорев­нований и включает в себя тематический план учебно-тренировоч­ной работы. Годовой план включает в себя подготовительный, со­ревновательный и переходный периоды подготовки. Однако при подготовке юных футболистов говорить о периодизации нецеле­сообразно, так как учебно-тренировочный процесс должен быть направлен на овладение и совершенствование умений и навыков, развитие физических качеств с учетом возрастных особенностей юных футболистов. Этот процесс носит непрерывный характер.

В условиях нашей страны следует рассматривать годовой цикл подготовки высококвалифицированных футболистов, состоящий из вышеуказанных периодов.

Подготовительный период делится на два этапа (общеподго­товительный и специально-подготовительный) и имеет продолжи­тельность 3 мес. Основная направленность тренировочной работы в подготовительном периоде - приобретение спортивной формы с дальнейшей ее стабилизацией.

Соревновательный период продолжается около 8 мес. Главной целью тренировочного процесса в этом периоде является сохране­ние спортивной формы для достижения максимальных результа­тов в соревнованиях.

Переходный период длится 1,5 мес. В этот период футболисты в тренировочном процессе поддерживают спортивную форму. Ис­пользуются упражнения из других видов спорта (лыжи, акробати­ка, спортивные игры).

Этапное планирование включает в себя составление рабочего плана подготовки команды в одном из периодов. План подготови­тельного периода содержит в себе почасовой объем тренировочных занятий различной направленности, уточняет количество конт­рольных игр, раскрывает динамику нагрузки.

План подготовки в соревновательном периоде включает в себя чередование различных микроциклов в зависимости от календаря соревнований, уточняет содержание и направленность тренировоч­ных занятий в межигровых циклах.

В переходном периоде план подготовки составляется с учетом на­грузок прошедшего сезона и включает в себя прежде всего почасо­вой объем восстановительных тренировочных занятий, а также уточ­няет объем и содержание индивидуальных тренировок футболистов.

Оперативное планирование включает в себя рабочий план под­готовки команды на срок от одной недели до месяца. В плане кон­кретизируется содержание тренировочных и соревновательных микроциклов, раскрывается динамика нагрузки и т.д.

Текущее планирование представляет собой конкретный план на одно тренировочное занятие с учетом возрастных особенностей, индивидуального физиологического состояния, динамики нагруз­ки в соответствующем микроцикле и т.д.

Построение тренировочного процесса в годичном цикле во мно­гом обусловлено календарем российский и международных сорев­нований по футболу.

Годичный цикл имеет следующие основные разделы:

Содержание процесса тренировки.

Распределение времени на разные виды подготовки по пе­риодам.

Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок.

Научно-методическое и материально-техническое обеспечение.

В футболе годовой цикл состоит из подготовительного, соревно­вательного и переходного периодов подготовки футболистов. Про­должительность и содержание периодов определяются структурой подготовки футболистов, системой соревнований в футболе.

Годичный - макроцикл - состоит из мезоциклов, которые, в свою очередь, состоят из микроциклов.

Тренировочный мезоцикл в футболе представляет собой струк­турное образование продолжительностью от 2 до 6 микроциклов. Анализ тренировочного процесса в футболе позволил выделить также втягивающие, базовые, специально-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные мезоциклы.

Втягивающий мезоцикл применяется в начале подготовки. Тре­нировочная работа в нем позволяет подвести футболиста к выпол­нению специфической тренировочной работы.

Базовый мезоцикл служит фундаментом подготовки футболис­тов к предстоящему сезону. Он составляет основу подготовитель­ного периода. В нем проводится основная тренировочная работа по развитию функциональных возможностей организма, которая характеризуется большим объемом нагрузок, широким разнооб­разием средств.

Специально-подготовительный мезоцикл является переходным между базовым и соревновательным, он проводится в конце под­готовительного периода. В этом мезоцикле широко применяют­ся упражнения, максимально избирательные и соревновательные, интенсивность тренировочных нагрузок близка к максимальной.

Предсоревновательный мезоцикл предназначен для совершенство­вания технико-тактических действий, моделирования режима со­ревновательной деятельности.

Структура соревновательного мезоцикла во многом определя­ется особенностями календаря соревнований. В футболе во время сезона может быть проведено 5-6 соревновательных мезоциклов в чередовании с мезоциклами других типов.

Восстановительный мезоцикл в футболе аналогичен переходно­му периоду и предназначается для проведения различных восста­новительных мероприятий.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Материалы: http://studfiles.net/preview/3911804/page:114/

vekoff.ru

Микроцикл и принципы его построения на этапах 13 - 14 лет и 15

Подробности Категория: Тренерская

Если рассматривать два этапа подготовки, то отметим основную идею: техническая подготовка - это тот стержень, вокруг которого группируются все частные задачи тренировки. На этих этапах формируется и вырабатывается индивидуальный технический почерк, который впоследствии практически не меняется. Объем задач обучения, которые необходимо решить игрокам за этот период, огромен. Обычно футболисты проводят в неделю до 5 тренировочных занятий с различными целями, поэтому подготовка и построение тренировочного процесса требуют организованного и обоснованного управления.

В любом изучаемом предмете есть некая суть или основа. Важно не только механически тренировать какое-либо качество, важно видеть всю задачу недели и решать ее целиком, присовокупляя отдельные необходимые детали. Как мы уже отмечали, на всех этапах подготовки строительной единицей в фундаменте обучения должен быть микроцикл.

Планировать необходимо не одну тренировку, а весь недельный цикл, поскольку одна тренировка, даже если она прошла на хорошем эмоциональном уровне, ничего не дает, если она не вписывается в недельный цикл со всеми его задачами. На всех периодах и этапах подготовки она имеет свои отличия и варианты построения, но для понимания некоторых особенностей мы напомним, что на стадии 13-14 лет микроцикл нес функцию обучения футбольной технике, когда в недельном цикле модели задач тренировки повторялись, усложнялись, менялись местами и т.д. Планирование недельного цикла осуществлялось с учетом закономерностей адаптации и обучаемости группы. На этом этапе закладывалась основа техники футбола, создавалась база прочных навыков. И если охарактеризовать принцип построения недельного цикла, то это было многократное повторение материала в поточном варианте, полное отсутствие индивидуальной обучаемости плюс всестороннее физическое развитие детей.

Вся тренировочная программа составлена из типичных микроциклов обучения, которая начинается с техники передвижения и заканчивается более сложными заданиями. Тренировочные модели должны быть технологичны (выполняемы), футболисты должны работать самостоятельно с конкретными и осмысленными целями.

Воспитательный процесс не настолько сложен, чтобы им нельзя было овладеть, но он должен быть организован и продуман, и тогда он будет продуктивен. Особенностью обучения этого периода является большое количество соревнований по малому футболу. В дальнейшем увеличение объема нагрузки должно сопровождаться адекватным приростом результата, что свидетельствует о необходимости перехода к тренировкам по программе углубленной специализации

15-16 лет. Этап углубленной подготовки предусматривает закрепление всего наработанного технического потенциала. Микроцикл строится из задач технической и физической подготовки, а занятия по технической и тактической подготовке проходят на соответствующем функциональном уровне, и средства по воспитанию физических качеств и их повышение распределены в течение всего этапа равномерно. Постепенное повышение общего объема нагрузок обеспечивает стабильный определенный уровень физической готовности. Заметим, что на этом этапе добавляются занятия с непрерывным бегом.

Конечно, возможности развития функциональных систем ограничены генетическими факторами, и интенсивное воздействие на одну из систем (как, впрочем, и бездействие) может ограничить в дальнейшем их естественное развитие. Здесь, видимо, необходимо определить понятие «общая физическая подготовка» (ОФП). Под общей физической подготовкой понимается работа футболиста и его способность преодолевать трудности тренировки. Она определяет работу общего характера, когда происходит развитие общих игровых качеств. А под специальной (СФП) - целенаправленное ее изменение, т.е. направленное физическое воздействие.

Если рассматривать рациональную схему построения недельных тренировочных занятий, то она будет выглядеть следующим образом (см. табл. 3). Решение во время одной тренировки двух задач, одна из которых -нагрузочного характера, а другая - по технической подготовке, дают четкую организационную структуру занятия, как и всего тренировочного процесса в целом. Задачи нагрузочного характера решаются игрой или игровыми упражнениями, а задачи технической подготовки решаются специализированными упражнениями. Техническую подготовку, как правило, дают во второй чисти занятий, добиваясь при этом стабилизации и надежности выполнения. Это и есть та основа, на которой базируются общие принципы управления! тренировкой на данном этапе.

На этапе совершенствования (17 - 18 лет) предусматривается целенаправленное воздействие специальными упражнениями на то или иное физическое качество. Для каждого футболиста, независимо от уровня его подготовленности, необходимо определить среднюю интенсивность тренировки, а задача тренера состоит в подборе таких величин упражнения, которые соответствовали бы возможностям футболиста. Тренировочная работа, превышающая среднюю, составляет интенсивную часть тренировки и вызывает рост результатов физической подготовки.

Процесс совершенствования мы подробно разберем в последующих статьях, но сразу отметим лишь главное отличие будущего этапа - это совершенствование не отдельных элементов или их последовательности, а совершенствование индивидуальных и коллективных игровых задач в целом.http://no-goal.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

www.dokaball.com

4 Построение тренировки в микроцикле.

Микроцикл — это малый цикл тренировки, с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий от двух до нескольких занятий. Внешними признаками микроцикла явл:- наличие двух фаз в его структуре - стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстан-ой фазы (разгрузка и отдых). - часто окончание микроцикла связано с восстан-ой фазой, хотя она встречается и в середине его; - регулярная повторяемость виды микроциклов: втягивающий, базовый, контрольно-подготовит, подводящий, а также сор-ый и восстан-ый. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренер работе. Базовые микроциклы (обще подготовительные характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физ, волевой, специальной, псих подготовки. базовые микроциклы составляют основное содержание подготовит периода. Контрольно-подготовит микроциклы делятся на специально подготовит и модельные. Специально подготовит ми«роциклы, характер-ся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой сор-ой или околосоревноват-ой интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня спец работоспособ-ти в сор-х, шлифовку технико-тактических навыков и умений, спец псих подготовленность. Модельные микроциклы связаны с моделированием сор-ro регламента в процессе тренировочной дея-ти и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей реализации накопленного двиг-го потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким-;чем-в-предстоящем соревновании). Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключит этапах подготовит и сор-го периода. Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к сор-м, особенностей его подготовки к главным стартам на заключит этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восст-ия и психич настройки. В целом они харак-ся невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок. Восстанов-ые микроциклы завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготов-ы х микроциклов. Восстан-ые микроциклы планируют и после напряженной соревн-ой деят-ти. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстанов-ых и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Сор-ые микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе сор-ий. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой сор-ий в различных видах спорта,общим числом стартов и паузами м/у ними. В зависимости от этого сорные микроциклы могут ограничиваться стартами, играми.

Недельный цикл тренировки Специально-подготовительный период Группа спортивного совершенствования 1-го года обучения по волейболу

Микроцикл

Дни МЦ

Содержание

Интенсивность (%)

Нагрузка

Втягивающий

Первый

ОРУ, медленный бег (15 мин.),

растяжка,

кросс(30 мин.)

30-40

40-50

малая

Растяжка

Упр со штангой: приседания, выпады, становая тяга, толчок ногами, жим лежа.

Упр. на расслабления

40-50

малая

Третий

Выходной

-

-

Четвертый

Кросс 2 км

Верхняя передача мяча над собой (30 раз)

Растяжка

50

40-50

средняя

Пятый

Баскетбол 60 мин

-

-

Шестой

Бассейн 4Х100 м(кроль)

40

малая

Седьмой

Активный отдых

90

малая

Микроцикл

Дни МЦ

Содержание

Интенсивность (%)

Нагрузка

Ударный

Первый

Кросс 15 мин, ОРУ,

Прыжки (300 раз)

растяжка.

медленный бег.

60-70

50-60

средняя

Разминка 30 мин,

Медленный бег 15 мин

Нападающий удар (50)

Упр. на расслабления

80-90

большая

Третий

Растяжка

Передачи двух - трех мячей у стены на время - 30 - 40 с(3 раза)

Рывок на 15 - 40 - 60 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи(3 раза)

Упр. на расслабления

50-60

средняя

Четвертый

Растяжка

Максимально быстрый подъем и спуск по лестнице с учетом частоты движений ( 5 раз )

60-70

большая

Пятый

Бассейн

брасс

1200м

40-50

средняя

Шестой

Баня

-

-

Седьмой

Выходной

-

-

Микроцикл

Дни МЦ

Содержание

Интенсивность (%)

Нагрузка

Подводящий

Первый

Кросс 15 мин, ОРУ,

Скоростной бег с поворотами с одним или двумя мячами в соревновании двух игроков (3 раза)

Отбивание, ловля и передача 5 - 6 - 7 мячей в высоком темпе на время до 30 с.(5 раз)

40-50

60-70

средняя

Разминка 30 мин,

Пе­редвижение прыжками на одной ноге(5х10м)

Бег с изменением направления (обегание стоек 8 раз)

Упр. на расслабления

40-50

60-70

средняя

Третий

Волейбол

60-70

значительная

Четвертый

Разминка 30 мин

Нападение на сетке со своего наброса(20 раз)

\

40-50

средняя

Пятый

Приседания, выпрыгивания со штангой на одной или двух ногах(100 раз)

50-60

значительная

Шестой

Бассейн (проныривание 10 раз)

40

средняя

Седьмой

Баня

-

-

Микроцикл

Дни МЦ

Содержание

Интенсивность (%)

Нагрузка

Соревновательный

Первый

ОРУ, медленный бег (15 мин.),

растяжка,

кросс(30 мин.)

30-40

40-50

малая

Разминка 30 мин,

Волейбол(60 мин)

40-50

средняя

Третий

Отдых

50

малая

Четвертый

Разминка 15 мин

Скоростной бег с поворотами с одним или двумя мячами в соревновании двух игроков. Дистанция - от 30 до 50 м.(3 раза )

50-60

большая

Пятый

Разминка 15 мин

Энергичный подъем в гору/восхождение ( 5 раз)

60-70

большая

Шестой

Сауна

10-20

малая

Седьмой

Соревнования

100

большая

Микроцикл

Дни МЦ

Содержание

Интенсивность (%)

Нагрузка

Восстановительный

Первый

Баскетбол (45 мин)

растяжка

средняя

Сауна + массажные процедуры

-

-

Третий

Кросс (2000 м)

40-50

средняя

Четвертый

Тренажерный зал все гр мышц, тяги, жимы, сгибания и разгибания с отягощением, приседы.

20-30

средняя

Пятый

Выходной

-

-

Шестой

Волейбол (60 мин)

малая

Седьмой

Сауна + массажные процедуры

-

-

studfiles.net

Ориентировочная программа недельного микроцикла для учебно-тренировочных групп (15 -16лет), 18 ч в неделю

День недели

Кол-во занятий

Преимущественная направленность

Дозировка (мин)

Нагрузка

Понедельник

1

Развитие быстроты и ловкости в упражнениях с мячами: игровые упражнения, метод круговой тренировки - 4x3;3x3. Совершенствование инди­видуального мастерства: удары средней и внешней частью подъема, остановки мяча, игра головой, ведение, обманные движения с обводкой

120

Малая

Вторник

1

Совершенствование технического мастерства: удары по воротам после рывка с мячом и без него, удары головой, эстафеты. Технико-тактическая подготовка и игра в стенку, игровые упражнения в двое ворот

135

Средняя

Среда

1

Развитие общей и специальной выносливости в упражнениях с мячом, спортивная игра. Совершенствование игровых тактических действий в стандартных положениях: вбрасывание мяча, свободные и штрафные удары

135

Большая

Четверг

1

Теория.

Технико-тактическая подготовка: остановка мяча и передачи на ход, передачи мяча в движении, игровые упражнения в двое ворот

135

Средняя

Пятница

1

Технико-тактическое занятие: наигрывание связей

135

Средняя

Суббота

1

Совершенствование технического мастерства: удары по мячу ногой и головой в цель: передачи мяча на точность, ведение с обманными движениями. Комплексное развитие двигательных навыков. Двухсторонняя игра

150

Большая

Воскресенье

Активный отдых

-

-

День недели

Кол-во занятий

Преимущественная направленность

Дозировка (мин)

Нагрузка

Понедельник

1

Развитие быстроты и лов­кости в упражнениях с мячами: игровые упражнения, метод круговой тренировки - 4x3;3x3. Совершенствование инди­видуального мастерства: удары средней и внешней частью подъема, остановки мяча, игра головой, ведение, обманные движения с обводкой

120

Малая

Вторник

1

Совершенствование технического мастерства: удары по воротам после рывка с мячом и без него, удары головой, эстафеты. Технико-тактическая подготовка и игра в стенку, игровые упражнения в двое ворот

135

Средняя

Среда

1

Развитие общей и спе­циальной выносливости в упражнениях с мячом, спортивная игра. Совершенствование игровых тактических действий в стандартных положениях: вбрасывание мяча, свободные и штрафные удары

135

Большая

Четверг

1

Теория.

Технико-тактическая подготовка: остановка мяча и передачи на ход, передачи мяча в движении, игровые упражнения в двое ворот

135

Средняя

Пятница

1

Технико-тактическое занятие: наигрывание связей

135

Средняя

Суббота

1

Совершенствование технического мастерства: удары по мячу ногой и головой в цель: передачи мяча на точность, ведение с обманными движениями. Комплексное развитие двигательных навыков. Двухсторонняя игра

150

Большая

Воскресенье

Активный отдых

-

-

studfiles.net

Моделирование подготовки футбольной команды высшей квалификации в межигровых микроциклах соревновательного периода - Научные статьи

Аннотации:

Рассмотрены проблемы управления подготовкой футболистов в соревновательном периоде. Данными для исследования служили многолетние педагогические наблюдения за тренировочной и соревновательной деятельностью футбольной команды. Разработаны модельные варианты структуры межигровых микроциклов для соревновательного периода при различных вариантах построения годичного макроцикла. Установлено, что объем специфических нагрузок в микроциклах соревновательного периода должен составлять 75% - 80% общего объема работы. Отмечается, что особое место в процессе подготовки команды отводится задачам интеграции всей совокупности возможностей, качеств, навыков и умений в единую целостную систему.

Шамардін В.М. Моделювання підготовки футбольної команди вищої кваліфікації в між-ігрових мікроциклах змагального періоду. Розглянуто проблеми управління підготовкою футболістів у змагальному періоді. Даними для дослідження служили багаторічні педагогічні спостереження за тренувальною і змагальною діяльністю футбольної команди. Розроблені модельні варіанти структури міжігрових мікроциклів для змагального періоду при різних варіантах побудови річного макроциклу. Установлено, що обсяг специфічних навантажень у мікроциклах змагального періоду повинен становити 75% - 80% загального обсягу роботи. Відзначається, що особливе місце в процесі підготовки команди приділяється завданням інтеграції всієї сукупності можливостей, якостей, навичок і вмінь у єдину цілісну систему.

Shamardin V.N. Modeling of highly qualified football team preparing in the inter-play microcycles of competition period. The problems of management preparation of footballers are considered in a competition period. For research the long-term pedagogical looking served as information after training and competition activity of soccer command. The model variants of structure of interplaying microcycles are developed for a competition period at the different variants of construction of annual macrocycle. It is set that the volume of the specific loadings in the microcycles of competition period must make 75% - 80% general volume of work. It is marked that the special place in the process of preparation of command is taken the tasks of integration of all of aggregate of possibilities, qualities, skills and abilities in the single integral system.

Ключевые слова:микроциклы, моделирование, годичный цикл подготовки.мікроцикли, моделювання, річний цикл підготовки.microcycles, modeling, year cycle of training.

Введение.

Одним из главных факторов совершенствования учебно-тренировочного процесса в соревновательном периоде подготовки футболистов высшей квалификации является, на наш взгляд, поиск новых путей совершенствования двигательного и техникотактического потенциала игроков за счет разработки новых научно-методических подходов и переосмысления традиционных принципов организации подготовки (Лисенчук Г.А., 2003; Шамардин В.Н., 2002, Шамардин В.Н., 1997).

В практике подведения футболистов команд к соревнованиям очень часто встречаются такие ошибки, как несоблюдения принципов постепенности, форсированное вхождение в спортивную форму, стремление добиться результата в начале сезона, неумение сохранить достигнутый уровень спортивной формы на протяжении длительного соревновательного периода.

Эти недостатки, на наш взгляд, можно устранить при:

  • умении тренера оперативно управлять учебнотренировочным процессом;
  • наличии информации об уровне тренированности футболиста;
  • сознательном, активном отношении игрока к учебно-тренировочному процессу.

Таким образом, основная задача управления подготовкой футболистов в соревновательном периоде заключается в сохранении (поддержании) двигательного и функционального потенциала игроков при постоянном совершенствовании индивидуального и командного уровня технико-тактического мастерства.

Построение тренировочных занятий в соревновательном периоде неоднозначно. В.Н. Платонов (Платонов В.Н., 1997) считает, что весь соревновательный период является системой разнообразной тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающей разностороннее совершенствование спортсмена и реализацию его возможностей в соревнованиях, полноценный отдых и восстановление, поддержание базового уровня физической подготовки.

Одним из объектов управления тренировочным процессом при становлении и удержании спортивной формы игроков и мобилизационной готовности команды является конкретная организационная структура режимов работы в микроцикле соревновательного периода и средств подготовки.

Оптимальным межигровым циклом в соревновательном периоде следует считать недельный цикл с шестидневным интервалом между играми. В практике проведения чемпионата Украины по футболу в последнее время в основном применяются эти микроциклы, кроме периодов когда начинаются игры на кубок Украины и игры в лиге Европы и лиге Чемпионов, для команд участвующих в этих соревнованиях, тогда интервал между играми для этих команд уменьшается до 3 – 4 дней.

В связи с этим, ставить долговременные задачи, направленные на достижение высокого спортивного результата (пика спортивной формы) к отдельному матчу, неправомерно. Поэтому в таких условиях, где нет малозначимых игр, построение тренировочного процесса на основе микроциклов открывает возможности сосредоточиться на главной задаче сконцентрировать необходимый для оптимального эффекта объем воздействий, избежать перенапряжения, травм, монотонности занятий и психического пресыщения специализированными нагрузками (Тюленьков С.Ю., 1998).

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования – разработать модели межигровых микроциклов для соревновательного периода футбольных команд высшей квалификации.

Методы и организация исследования: аналитический анализ научно- методической литературы, педагогические наблюдения, анализ тренировочной и соревновательной деятельности футбольных команд высшей квалификации, методы математической статистики.

Педагогические наблюдения проводились в годичных циклах подготовки футбольного клуба профессиональной футбольной лиги Украины «Днепр» г. Днепропетровска в сезонах 2002 – 2010г.г.

Результаты исследований и их обсуждение.

В процессе длительного анализа подготовки команд высшей квалификации нами были разработаны модели межигровых микроциклов для соревновательного периода с развивающим и поддерживающим режимами работы. В семидневных межигровых циклах, если происходило уменьшение межсоревновательного этапа на 1 или 2 дня, структура и содержание тренировочного процесса в целом сохранялось с небольшими изменениями объема нагрузок по дням. В 3 – 4 дневных циклах, когда команда участвовала в играх лиги Европы, режим работы носил восстановительный и поддерживающий характер.

В таблице 1 дана характеристика модельной структуры межигрового микроцикла («развивающий» режим) соревновательного периода.

Таблица 1. Модельная структура межигрового микроцикла («развивающий» режим) соревновательного периода

Дни микроцикла № занятий Направленно сть Специали зированность Координационная сложность Величина Объем работы (мин)
1 2 3 4 5 6 7
1   Отдых. Восстановительные мероприятия.        
2 1 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно-анаэробная) в упражнениях технико-тактической направленности. 80% с мячом, 20% без мяча. 40% без единоборств, 60% с единоборствами. средняя 90
3 1 Скоростно-силовая (анаэробно- алактадная) в упражнениях технико-тактической направленности. 60% с мячом, 40% без мяча. 40% без единоборств, 60% с единоборствами. Большая 90
2 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно-анаэробная) в упражнениях технико-тактической направленности. 85% с мячом, 15% без мяча. 40% без единоборств, 60% с единоборствами. Средняя 90
4 1 Специальная выносливость (анаэробно- гликолитическая) в упражнениях технико-тактической направленности. 60% с мячом, 40% без мяча. 40% без единоборств, 60% с единоборствами. Большая 90
2 Общая выносливость (аэробная) в упражнениях технико-тактической направленности. 90% с мячом, 10% без мяча. 70% без единоборств, 30% с единоборствами. Средняя 90
5 1 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно-анаэробная) в упражнениях технико-тактической направленности моделирующих предстоящую игру. 80% с мячом, 20% без мяча. 80% без единоборств, 20% с единоборствами. Средняя 90
6 1 Общая выносливость (аэробная) в упражнениях технико-тактической направленности моделирующих предстоящую игру. 85% с мячом, 15% без мяча. 80% без единоборств, 20% с единоборствами. Малая 90
7 1 Комплексное развитие двигательных качеств. 100% без мяча. 100% без единоборств. Малая 45
2 Календарная игра. 100% с мячом. 100% с единоборствами. Большая 120

В данном микроцикле органически решаются тренировочные задачи связанные с подготовкой к предстоящей игре с разносторонней специальной подготовкой с особым акцентом на развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости. Данная работа органически переплетается с упражнениями техникотактической направленности и восстановительными мероприятиями.

В таблице 2 представлена модельная структура межигрового микроцикла («поддерживающий» режим) соревновательного периода.

Таблица 2. Модельная структура межигрового микроцикла («поддерживающий» режим) соревновательного периода

Дни микроцикла № занятий Направленность Специали-зированность Координационная сложность Величина Объем работы (мин)
1 2 3 4 5 6 7
1 1 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно- анаэробная) в упражнениях технико-тактической направленности. 70% с мячом, 30% без мяча. 40% без единоборств, 60% с единоборствами. Средняя 90 (Те кто играл весь матч тренировка 60 мин. восстановительного характера)
2   Отдых. Восстановительные мероприятия.        
3 1 Скоростно-силовая (анаэробно- алактадная) в упражнениях технико-тактической направленности. 60% с мячом, 40% без мяча. 50% без единоборств, 50% с единоборствами Средняя 90
2 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно-анаэробная) в упражнениях технико-тактической направленности. 80% с мячом, 20% без мяча. 40% без единоборств, 60% с единоборства- ми. Средняя 90
4 1 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно-анаэробная) в групповых технико-тактических упражнениях. 85% с мячом, 15% без мяча. 40% без единоборств, 60% с единоборствами. Средняя 90
5 1 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно-анаэробная) в упражнениях моделирующих командную тактику предстоящей игры. 85% с мячом, 15% без мяча. 60% без единоборств, 40% с единоборствами. Средняя 90
6 1 Общая выносливость (аэробная) в упражнениях моделирующих командную тактику предстоящей игры. 85% с мячом, 15% без мяча. 70% без единоборств, 30% с единоборствами. Малая 90
7 1 2 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно- анаэробная). Календарная игра. 100% без мяча. 100% с мячом. 100% без едино- борств. 100% с единоборствами. Малая Большая 45 120

Данный микроцикл направлен на поддержание базовых компонентов подготовленности (аэробные, аэробно-анаэробные и анаэробно-алактатные возможности). Основной объем работы (около 60%) – это интегральная подготовка способная обеспечить высокоэффективную соревновательную деятельность. Четырехдневный межигровой микроцикл («поддерживающий» режим) и трехдневный («восстанавливающий» режим) планируются в соревновательном периоде когда команда принимает участие в играх лиги Европы. Это связано с необходимостью смены режима деятельности и усиления восстановительных процессов в соответствии с конкретными условиями предстоящих ответственных матчей. В таблице 3 представлена модельная структура четырехдневного межигрового микроцикла («поддерживающий» режим) соревновательного периода.

Таблица 3. Модельная структура четырехдневного межигрового микроцикла («поддерживающий» режим) соревновательного периода

Дни микроцикла № занятий Направленность Специали зированность Координационная сложность Величина Объем работы (мин)
1 1 Общая выносливость (аэробная) в индивидуальных технико- тактических упражнениях. 80% с мячом, 20% без мяча. 80% без единоборств, 20% с единоборствами. Малая 90 (Те кто играл весь матч тренировка 60 мин восстановительного характера)
2 Восстановительные мероприятия.
2 1 Скоростно-силовая (анаэробно- алактадная) в групповых технико-тактических упражнениях. 80% с мячом, 20% без мяча. 40% без единоборств, 60% с единоборствами. Средняя 90
3 1 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно- анаэробная) в технико-тактических упражнениях моделирующих предстоящую игру 85% с мячом, 15% без мяча. 70% без единоборств, 30% с единоборствами. Средняя 90
4 1 Комплексное развитие двигательных качеств 100% без мяча. 100% без единоборств. Малая 45
2 Календарная игра 100% с мячом. 100% с единоборствами. Большая 120

Работа в микроцикле направлена на поддержание ранее достигнутого уровня адаптации за счет базовых компонентов подготовленности (скоростно-силовых качеств и смешанной выносливости).

В таблице 4 дана характеристика модельной структуры трехдневного межигрового микроцикла («восстановительный» режим) соревновательного периода.

Таблица 4. Модельная структура трехдневного межигрового микроцикла («восстановительный» режим) соревновательного периода

Дни микро цикла № занятий Направленность Специали-зированность Координационная сложность Величина Объем работы (мин)
1 2 3 4 5 6 7
1 1 Общая выносливость (аэробная) в индивидуальных технико-тактических упражнениях. 80% с мячом, 20% без мяча. 80% без единоборств, Малая 90 (Те кто играл весь матч тренировка 60 мин восстановительного характера)
  2 Восстановительные мероприятия.   20% с единоборствами.  
2 1 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно- анаэробная) в групповых и командных технико-тактических упражнениях. 85% с мячом, 15% без мяча. 70% без единоборств, 30% с единоборствами. Малая 90
3 1 2 Комплексное развитие двигательных качеств (аэробно- анаэробная). Календарная игра. 100% без мяча. 100% с мячом. 100% без единоборств. 100% с единоборствами. Малая Большая 45 120

Данный микроцикл направлен на оптимизацию восстановительных процессов за счет невысокого уровня нагрузок и сменой состава технико-тактических упражнений (индивидуальных и командных).

Выводы.

1. Объем специфических нагрузок в микроциклах соревновательного периода должен составлять 75% 80% общего объема работы. Особое место в процессе подготовки команды высшей квалификации отводится задачам интеграции всей совокупности возможностей, качеств, навыков и умений в единую целостную систему, ориентированную на достижение высокого и сбалансированного уровня подготовленности, способную обеспечить успешное выступление команды в чемпионате и европейских кубковых турнирах.

2. Разработанные модели межигровых микроциклов для футбольных команд высшей квалификации могут применяться в соревновательном периоде в двух вариантах построения годичного макроцикла. Первый вариант – когда команда участвует только в играх чемпионата, второй – когда команда участвует еще и в играх лиги Европы или лиги Чемпионов.

Перспективы дальнейших исследований. Предполагает моделирование поурочных учебнотренировочных занятий для межигровых микроциклов соревновательного периода.

Литература

  1. Лисенчук Г.А. Управление подготовкой футболистов. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 271 с.
  2. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
  3. Тюленьков С.Ю. Управление подготовкой футболистов высокой квалификации (Теоретико-методические аспекты). - М.: МГИУ, 1998.-290 с.
  4. Шамардин В.Н. Моделирование подготовленности квалифицированных футболистов: учебное пособие. - Днепропетровск: Пороги, 2002. - 200 с.
  5. Шамардин В.Н. Футбол: учебное пособие. - Днепропетровск: Пороги, 1997. - 238 с.

Информация об авторе:

Шамардин Валерий Николаевич[email protected] Запорожский национальный технический университет ул. Жуковского 64, г. Запорожье, 69063, Украина.

Поступила в редакцию 30.10.2011г.

References:

  1. Lisenchuk G.A. Upravlenie podgotovkoj futbolistov [Management preparation of footballers], Kiev, Olympic Literature, 2003, 271 p.
  2. Platonov V.N. Obshchaia teoriia podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte [A general theory of preparation of sportsmen in Olympic sport], Kiev, Olympic Literature, 1997, 583 p.
  3. Tiulen’kov S.IU. Upravlenie podgotovkoj futbolistov vysokoj kvalifikacii [Management preparation of footballers of high qualification], Moscow, MSIU Publ., 1998, 290 p.
  4. Shamardin V.N. Modelirovanie podgotovlennosti kvalificirovannykh futbolistov [Design of preparedness of skilled footballers], Dnepropetrovsk, Thresholds, 2002, 200 p.
  5. Shamardin V.N. Futbol [Football], Dnepropetrovsk, Thresholds, 1997, 238 p.

Information about the author:

Shamardin Valerij [email protected] Zaporozhia National Technical University Zhukovskogo str. 64, Zaporozhia, 69063, Ukraine.

Came to edition 30.10.2011.

bmsi.ru

Введение. Вариативность построения тренировочного микроцикла в футболе

Вариативность построения тренировочного микроцикла в футболе

курсовая работа

Спортивная тренировка, под которой понимается специализированное физическое воспитание, направленное на достижение индивидуально возможных результатов, - процесс весьма сложный.

Прежде всего, чтобы хорошо играть в футбол, нужно обладать крепким здоровьем, разносторонне и специализированно развитыми двигательными качествами.

Наряду с физической и физической подготовкой спортсмену необходимо уметь оптимально использовать свои возможности в процессе соревнований. Футболист должен хорошо знать правила соревнований, уметь самостоятельно разбираться в технике движений, спортивной тактике и т.д.

Перечисленные виды подготовки затрагивают отдельные стороны тренировочного процесса. Для того чтобы правильно распределить все разделы спортивной тренировки футболистов и обеспечить решение поставленных задач, тренер, прежде всего, должен с целью роста тренированности футболистов проводить учебно-тренировочный процесс непрерывно.

Необходимо, чтобы воздействие каждого последующего занятия накладывалось на воздействие предыдущего.

Постепенное повышение тренировочных нагрузок чаще всего осуществляется ступенчатообразно -- от одного недельного (или с другим числом дней) цикла тренировочных занятий к другому. Это означает, что в нескольких тренировочных занятиях цикла сохраняются примерно одинаковые уровни наибольшей интенсивности и продолжительности упражнений, затем эта нагрузка повышается для следующего недельного цикла и т. д. При этом нередко требуется периодическое снижение нагрузки в одном или нескольких занятиях с целью упрочить достигнутые изменения в органах и системах организма, а также для полного восстановления его сил. Таким образом, ступенчатообразное повышение тренировочных нагрузок есть неуклонное повышение, но волнообразное.

Таким образом, только наслоение результатов занятий друг на друга может обеспечить повышение функциональных возможностей организма футболиста.

Длительные перерывы между годичными циклами также сказываются отрицательно: накопительный эффект тренировки, достигнутый за год, утрачивается, если его не поддерживать непрерывно.

Вместе с тем напряженность тренировки не может быть и постоянно одинаковой. Утомление в конце соревновательного сезона постепенно накапливается, и в силу этого в течение года должны быть периоды активного отдыха. Однако и отдых должен быть таким, чтобы сохранялся определенный уровень общей и специальной тренированности, более высокий чем в конце прошедшего года.

Только при этом можно обеспечить неуклонный рост спортивного мастерства футболиста на протяжении многолетней тренировки.

sport.bobrodobro.ru


Смотрите также