Построение учебно-тренировочных микроциклов. Микроцикл недельный в футболе


Построение тренировки в микроциклах

Тренировочным микроциклом называют серию занятий, прово­димых в течение нескольких дней и решающих определенные зада­чи подготовки. Продолжительность микроцикла может колебать­ся от 2 до 10-14 дней.

В практике футбола оптимальным является 7-дневный микро­цикл (6 дней практических занятий и 1 день отдыха), который пол­ностью согласуется с общим режимом жизнедеятельности челове­ка. Микроциклы другой продолжительности (от 3 до 11-14 дней) обычно планируют в соревновательном периоде, что связано с ка­лендарем проводимых соревнований.

Втягивающие микроциклы применяются в начале подготовитель­ного периода. Они направлены на подведение организма футболи­ста к предстоящей напряженной тренировочной работе.

Базовый микроцикл характеризуется большим объемом нагрузок. Базовые микроциклы составляют основу подготовительного пери­ода. Тренировочное занятие проводится 2-3 раза в день.

Специально-подготовительный микроцикл используется на зак­лючительном этапе подготовительного периода и характеризу­ется нагрузками соревновательного характера. В этом микро­цикле проводится работа по совершенствованию технико-так­тических действий и достижению уровня специальной работос­пособности.

Подводящий микроцикл характеризуется невысоким уровнем ин­тенсивности нагрузок. В нем решаются вопросы психологической настройки, могут использоваться средства активного отдыха. Под­водящие микроциклы обычно предшествуют соревновательным микроциклам.

Структура и продолжительность соревновательных микроциклов определяются спецификой соревнований, календарем соревнова­ний. Соревновательные микроциклы могут включать специальные тренировочные занятия различной интенсивности наряду с восста­новительными процедурами.

В практике футбола широко применяют «ударные» микроцик­лы, которые позволяют получить необходимый тренировочный эффект за короткое время. «Ударными» могут быть базовые, спе­циально-подготовительные и соревновательные микроциклы в за­висимости от этапа годичного цикла и его задачи.

В футболе структура тренировочных микроциклов зависит от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей фут­болистов, периода тренировочного макроцикла, типа мезоцикла и микроцикла.

Росту тренированности юных футболистов способствуют мик­роциклы, в которых используются занятия со средними и значи­тельными нагрузками. В подготовке высококвалифицированных футболистов значительную долю составляют занятия с большими нагрузками различной направленности.

В футболе в структуре различных микроциклах тренировочные занятия делятся на занятия избирательной направленности и ком­плексные занятия. К занятиям избирательной направленности от­носятся: занятия скоростной направленности; занятия, способству­ющие развитию скоростно-силовых, силовых, координационных качеств, а также занятия, направленные на совершенствование от­дельных технико-тактических действий.

В настоящее время тренировочный процесс подготовки футбо­листов невозможно представить без планирования нескольких за­нятий в течение одного дня. Временной режим проведения трениро­вочных занятий должен быть по возможности стабильным и уста­навливаться в те же часы, в которые проводятся календарные игры.

Для правильной организации нескольких тренировочных заня­тий в день целесообразно чередовать их по преимущественной на­правленности с выделением основного занятия, которое проводится во второй половине дня. Более двух занятий в день планируют толь­ко в условиях учебно-тренировочного сбора, когда имеются все необходимые условия для восстановления.

Тренировочные занятия в футболе могут иметь разную продол­жительность - от 30-40 мин до 2,5 ч в зависимости от этапа подго­товки, от целей занятия и от поставленных задач.

Похожие статьи:

poznayka.org

Построение микроциклов в спортивной тренировке

В этой статье вы узнаете о том, что такое микроциклы, какими они бывают и как правильно чередовать нагрузки в тренировочном процессе.

Что такое микроцикл?

Микроцикл — это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Внешние признаки микроцикла:

— наличие двух фаз в его структуре — стимуляционной фазы (кумулятивной) и восстановительной фазы (разгрузка и отдых). При этом равные сочетания (по времени) этих фаз встречаются лишь в тренировке начинающих спортсменов. В подготовительном периоде стимуляционная фаза значительно превышает восстановительную, а в соревновательные их соотношения становятся более вариативными;

— часто окончание микроцикла связано с восстановительной фазой, хотя она встречается и в середине его;

— регулярная повторяемость в оптимальной последовательности занятий разной направленности, разного объема и разной интенсивности.

Типы микроциклов

В практике отдельных видов спорта встречается от четырех до девяти различных типов микроциклов.

Втягивающие микроциклы

Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряженной тренировочной работе. Применяются в первом мезоцикле подготовительного периода, а также после болезни.

Базовые микроциклы

Базовые микроциклы (общеподготовительные) характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основные цели — стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико- тактической, физической, волевой, специальной психической подготовки.

В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода.

Контрольно-подготовительные микроциклы

Контрольно-подготовительные микроциклы делятся на специально подготовительные и модельные:

Специально подготовительные микроциклы

Специально подготовительные микроциклы, характеризующиеся средним объемом тренировочной нагрузки и высокой соревновательной и околосоревновательной интенсивностью, направлены на достижение необходимого уровня специальной работоспособности в соревнованиях, шлифовку технико-тактических навыков и умений, специальную психическую подготовленность.

Модельные микроциклы

Модельные микроциклы связаны с моделированием соревновательного регламента в процессе тренировочной деятельности и направлены на контроль за уровнем подготовленности и повышение способностей к реализации накопленного двигательного потенциала спортсмена. Общий уровень нагрузки в нем может быть более высоким, чем в предстоящем соревновании (правило превышающего воздействия).

Эти два вида контрольно-подготовительных микроциклов используются на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода.

Подводящие микроциклы

Подводящие микроциклы. Содержание этих микроциклов может быть разнообразным. Оно зависит от системы подведения спортсмена к соревнованиям, особенностей его подготовки к главным стартам на заключительном этапе. В них могут решаться вопросы полноценного восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объема и суммарной интенсивности нагрузок.

Восстановительные микроциклы

Восстановительные микроциклы обычно завершают серию напряженных базовых, контрольно-подготовительных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряженной соревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение к них средств активного отдыха.

Соревновательные микроциклы

Соревновательные микроциклы имеют основной режим, соответствующий программе соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяются спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними. В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами, непосредственным подведением к ним и восстановительными занятиями, а также могут включать и специальные тренировочные занятия в интервалах между отдельными стартами и играми.

Ударные микроциклы

В практике спорта широко применяются микроциклы, получившие название ударных. Они используются в тех случаях, когда время подготовки к какому-то соревнованию ограниченно, а спортсмену необходимо быстрее добиться определенных адаптационных перестроек. При этом ударным элементом могут быть объем нагрузки, ее интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряженности, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Ударными могут быть базовые, контрольно-подготовительные и соревновательные микроциклы в зависимости от этапа годичного цикла и его задач.

В отдельных микроциклах должна планироваться как работа разной направленности, обеспечивающая по возможности совершенствование различных сторон подготовленности, так и работа более или менее выраженной преимущественной направленности в соответствии с закономерностями построения тренировки на конкретных этапах годичной и многолетней подготовки.

Federer-Miami-Training

Сочетание в микроцикле различных по величине и направленности нагрузок

Качество построения программ тренировочных микроциклов в решающей мере определяется учетом воздействия тренировочных занятий на организм спортсменов. Направленность занятий в значительной мере обуславливает особенности утомления спортсменов и продолжительность протекания восстановительных процессов. Одни занятия оказывают локальное воздействие на организм спортсмена, предъявляя высокие требования к отдельным функциональным системам, другие — достаточно широко вовлекая в обеспечение работы ряд функциональных систем организма.

Протекание процессов утомления и восстановления после занятий с большими нагрузками различной направленности имеют много общего: во всех случаях процессы восстановления характеризуются волнообразным изменением возможностей функциональных систем, преимущественно фазы снижения работоспособности, ее восстановления и суперкомпенсации.

Продолжительность восстановительных процессов во многом зависит от направленности отдельных занятий. Наиболее быстро восстанавливаются функциональные возможности спортсменов после занятий скоростной направленности, а также после занятий, способствующих повышению координационных и скоростно-силовых качеств. Обычно период восстановления занятий с большими нагрузками, указанной направленности завершается в течение 2-4 дней. Занятия, способствующие развитию различных видов выносливости, характеризуются более длительным протеканием восстановительных процессов.

Занятия со значительными нагрузками существенно по своим последствиям отличаются от влияния аналогичных занятий с большими нагрузками. Период восстановления после занятий со значительной нагрузкой сокращается более, чем вдвое и практически не превышает суток.

Таким образом, утомление, вызываемое занятием со значительной нагрузкой, намного меньше, чем после аналогичного занятия с большой нагрузкой, хотя объем работы в занятии со значительной нагрузкой, как правило, ниже всего на 20-30%. Восстановительные процессы после занятий со средними нагрузками обычно завершаются менее, чем через 10-12 часов, а после малых нагрузок — измеряется минутами и часами.

Занятия избирательной направленности с большими нагрузками оказывают глубокое, но относительно локальное воздействие на организм спортсмена. Так, после занятия скоростной направленности с большой нагрузкой наблюдается значительное угнетение скоростных возможностей. Что же касается выносливости при работе аэробного характера, то уровень этого качества уже через несколько часов не отличается от исходного.

Комплексные занятия с последовательным решением задач, объем работы в каждой части которых колеблется в пределах 30-36% доступного в соответствующих занятиях избирательной направленности, оказывают на организм спортсменов более широкое, но менее глубокое воздействие. Через 6 часов после таких занятий наблюдается достоверное угнетение функциональных возможностей организма спортсменов.

Следовательно, утомление, наступающее в результате выполнения программ тренировочных занятий различной направленности, носит строго конкретный характер для каждого занятия. Занятия избирательной направленности с большими нагрузками вызывают резкое угнетение возможностей проявления тех качеств и способностей, которые обеспечивают выполнение тренировочных программ. В то же время спортсмены в состоянии проявлять высокую работоспособность в условиях деятельности, обеспечиваемой преимущественно другими системами.

Usain-Bolt-Running

Построение микроциклов при одноразовых и двухразовых занятиях в течение дня

Структура микроциклов зависит также от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, периода тренировочного микроцикла, типа самого микроцикла, индивидуальных особенностей спортсмена. Эти факторы оказывают принципиальное влияние на суммарную величину нагрузки микроциклов, их преимущественные задачи, состав средств и методов, величину нагрузок и особенностей сочетания отдельных занятий. Например, в ударных микроциклах на этапе предварительной базовой подготовки занятий с большими нагрузками практически не планируются; на этапе специализированной базовой подготовки таких занятий может быть 1-3, а на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей — до 4-6.

Таким образом, увеличение количества занятий с большими нагрузками в микроциклах за счет рационального чередования их направленности является значительным резервом интенсификации тренировочного процесса и повышения его эффективности. Это касается прежде всего ударных микроциклов, основная задача которых предъявление организму спортсменов большой суммарной нагрузки, способной вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Однако наряду с ударными микроциклами широко планируют втягивающие восстановительные, в которых обычно применяют меньшее количество занятий и меньший суммарный объем работы. Уменьшается количество занятий с большими и значительными нагрузками.

При планировании нескольких занятий в течение одного дня приходится сталкиваться с рядом проблем. Во-первых, необходимо установить оптимальное время проведения тренировочных занятий; во-вторых, нужно знать, в какой мере оно определяет направленность и величину нагрузок. И, наконец, в-третьих, надо выяснить, как чередовать в течение дня тренировочные занятия с различной преимущественной направленностью и величиной нагрузок. Суточный ритм функций внутренних органов и процессов обмена веществ организма человека является стойким, так как он формируется в первые годы жизни и поддерживается на всем протяжении. Менее устойчив ритм различных двигательных реакций и работоспособности при прочих равных условиях — выше днем и ниже в утренние, вечерние и тем более в ночные часы. Поэтому, например, тренировочные занятия, проводимые дважды в день в условиях сбора, целесообразно планировать на 10-12 и 16-18 часов. Однако на практике, из опыта большинства спортсменов у нас и за рубежом, тренируются обычно рано утром (между 7 и 10 часами) и в конце дня (с 16 до 20 часов).

Спортсмены, тренирующиеся дважды в день (утром и в конце дня) наибольшую специальную работоспособность проявляют во втором занятии. Утренние показатели, хотя и уступают заметно вечерним, однако значительно превышают дневные. Таким образом, наивысшие показатели работоспособности доступны спортсменам в то время, когда они привыкли тренироваться. При этом следует отметить, что естественные суточные колебания вегетативных функций, несомненно, накладывают отпечаток на величину колебаний специальной работоспособности: когда время занятий совпадает с физиологическим пиком жизнедеятельности организма, уровень работоспособности оказывается несколько более высоким по сравнению с тем, который наблюдается при проведении занятий в неэффективное с точки зрения физиологической активности время.

Время занятий может в течение дня планироваться в зависимости от условий тренировочных занятий, учебы и работы. Тренер должен следить за тем, чтобы время занятий оставалось по возможности стабильным, так как перестройка режима тренировки сопровождается падением работоспособности спортсменов, ослаблением процессов восстановления после нагрузки, что не может не сказаться на качестве тренировочного процесса. Обычно при двухразовых тренировках одно занятие является основным, а второе — дополнительным.

В основных занятиях спортсмен выполняет большой объем работы направленный на развитие качеств и способностей, влияющих на результат. Здесь спортсмен получает значительную или большую нагрузку. В дополнительных занятиях объем работы меньше, нагрузка малая или средняя, круг задач весьма широк: поддержание достаточного уровня развития физических качеств, совершенствование техники, решение вопросов тактической подготовки и т.д. Для рациональной организации двухразовых занятий важно целесообразно чередовать их по преимущественной направленности. Оптимальным является проведение основного занятия во второй половине дня. Приводим наиболее целесообразные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий по преимущественной направленности и величине нагрузок (табл.1).

Возможные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий

целесообразные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий по преимущественной направленности и величине нагрузок

Таким образом, высокая эффективность двухразовых занятий в течение дня наблюдается лишь в тех случаях, когда, во-первых, рациональным образом сочетаются нагрузки основных и дополнительных занятий и, во-вторых, увеличение общего количества занятий не сопровождается уменьшением количества занятий с большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности.

Литература

1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания : учебник / Б. А. Ашмарин. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.

2. Балыхина Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т. М. Балыхина. — М.: МГУП, 2000. — 160 с.

3. Берштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Берштейн. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 228 с.

4. Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 193 с.

5. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник Ю. Ф. Курамшин. — М.: Советский спорт, 2003. -464 с.

6. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний : учебное пособие / В. П. Лукьяненко. — М.: Советский спорт, 2003. — 224 с.

7. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников / В. И. Лях. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. — 272 с.

8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. — 3-е изд. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 160 с.

9. Матвеев Л. П. Теория и методика физического воспитания : учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков. — 2-е. изд., испр. и доп. — В 2-х т. — М.: «Физкультура и спорт», 1976.

10. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 480 с.

Автор статьи: Ветков Н. Е.

Похожие статьи

vespo.com.ua

Микроцикл и его принципы (17

На этапе совершенствования происходят существенные изменения в подходе к планированию. Здесь принимаются во внимание закономерности адаптации организма к работе в экстремальных условиях, а воспитание выносливости и специальной выносливости во многом определяет построение тренировочного процесса в микроцикле. Как мы отмечали, на этом этапе совершенствования появляются отдельные периоды подготовки: подготовительный и соревновательный. На разных периодах подготовки обе главные задачи этапа решаются по-разному, но главные стратегические цели не меняются, это мышление и физические кондиции. В повторяемых циклах направленность занятий остается прежней, но средства, объемы, интенсивность работы, специализированность упражнений постоянно меняются.

По современным представлениям тренировки являются эффективными в тех случаях, когда при сохранении общей направленности работы в микроциклах изменяются только тренировочные воздействия. Конечно, можно искать другой, более лучший метод построения тренировки и недельного цикла, но очень важно для тренера целостное представление о всей проделанной работе. Суть сводится к тому, чтобы проследить количественные показатели, которые бы вылились в качество. Как мы уже отмечали, на этом этапе тренировочная подготовка проходит в более напряженном по интенсивности двигательном режиме. При такой направленности качественная сторона процесса выходит на первый план. Одно тренировочное задание строится из решения двух задач - это тактическое мышление и физическая готовность.

Если рассматривать решение первой задачи тренировки (тактическое мышление), то на разных периодах она решается по-разному. Это футбол, другие спортивные игры, специализированные упражнения. Решение задач будет разным по скорости выполнения и по их количеству в одном упражнении.

Если говорить о скорости выполнения, то, видимо, максимальная скорость выполнения на предыдущем этапе (15 - 16 лет) должна быть началом работы с 17-летними футболистами. Вот такое ступенчатое увеличение контролируемых скоростей должно прослеживаться и дальше. В решении всех тренировочных задач прослеживается такая же последовательность даже в недельном цикле. Футболист после тренировки от физической работы должен получить утомление, а от развития способностей и развития новых идей - эмоциональный подъем.

Решение второй задачи тренировки нам более понятно, и, наверное, поэтому тренеры их добросовестно решают. В настоящее время в клубах и в командах мастеров ответственность за функциональную подготовку игроков несет специалист по физической подготовке. С одной стороны, это верно потому, что он лучше знает все тонкости своей работы, но, с другой стороны, он погружен в частное, в узкоспециальное, и, как связать это с футболом, с техникой и с тактикой он, к сожалению, не всегда может разобраться. Не представляя истинных причин, тренер начинает увеличивать объемы тренировок, надеясь добиться улучшения спортивных результатов. Чрезмерное увеличение развития физических качеств только препятствует дальнейшему совершенствованию, если они не увязаны с футболом. И как мы уже отмечали ранее, количество проделанного объема работ совершенно не связано с качеством футбола. «То, что не может быть постигнуто разумом, никогда не будет постигнуто через силу» - дополнить эти мудрые слова можно только примерами игр большинства команд мастеров.

Построение микроцикла зависит от педагогических задач, стоящих на данном этапе, и от уровня подготовленности. Все занятия недельного цикла - специализированные и отличаются лишь поставленными задачами и нагрузками. Но решаются они как специализированными средствами, так и неспециализированными, поскольку задачи у нас остаются прежними - обучение и совершенствование.

В недельном цикле (см. табл. 3) из шести занятий три приходятся на совершенствование скорости и одно занятие проходит с максимальной нагрузкой. Одно занятие в цикле направлено на поддержание аэробной подготовки. Особое значение придается правильному планированию нагрузок, где должна быть четкая последовательность занятий. Большая нагрузка одного занятия компенсируется уравновешенной дозировкой следующего. В самом простом варианте задачи недельного цикла выглядят следующим образом:

- понедельник -развитие быстроты, - вторник - скоростно-силовые качества, - среда - быстрота и ловкость, - четверг - специальная выносливость, - пятница - сила и специальная выносливость, - суббота - общая выносливость.

Эта информация приводится для понимания последовательности решения педагогических задач в недельном цикле. В отношении футбола эти общие данные нуждаются в пояснении. Такая сопряженность всех видов подготовки предполагает устранение дисбаланса и оптимизирует связь всех видов подготовки. Несомненно, существуют другие разновидности построения тренировочных нагрузок, но остановимся на этом и расшифруем его слагаемые.

Определенная последовательность построения занятий на всех этапах подготовки способствует последовательному развитию всех необходимых качеств. Организм футболиста активно реагирует на нагрузку, приспосабливая свои системы функционально. Характер нагрузки соответствует постепенному развитию определенных двигательных качеств, и, подбирая средства скоростно-силовой направленности, нужно помнить, что такие упражнения должны приближать специфику работы мышц к условиям соревновательной деятельности. Если быть конкретней, то нам необходимо развитие всех физических качеств футболиста, а также его игровой выносливости, но при помощи специальных соревновательных упражнений.

В связи с этим на этом этапе необходимо разделение всех средств согласно тренировочным нагрузкам на развивающие и поддерживающие. Если работа будет проходить со средней интенсивностью, то она не будет нагружать футболиста и в то же время не будет обеспечивать его восстановление. Напомним, что в 17 - 18 лет юноши должны выполнять 80% работы взрослых футболистов. Если рассматривать распределение нагрузок в юношеском возрасте, то их построение должно предусматривать поступательное движение. В командах мастеров такая последовательность может не просматриваться.

- вторник - скоростно-силовые качества, - среда - быстрота и ловкость, - четверг - специальная выносливость, - пятница - сила и специальная выносливость, - суббота - общая выносливость.

Эта информация приводится для понимания последовательности решения педагогических задач в недельном цикле. В отношении футбола эти общие данные нуждаются в пояснении. Такая сопряженность всех видов подготовки предполагает устранение дисбаланса и оптимизирует связь всех видов подготовки. Несомненно, существуют другие разновидности построения тренировочных нагрузок, но остановимся на этом и расшифруем его слагаемые.

Определенная последовательность построения занятий на всех этапах подготовки способствует последовательному развитию всех необходимых качеств. Организм футболиста активно реагирует на нагрузку, приспосабливая свои системы функционально. Характер нагрузки соответствует постепенному развитию определенных двигательных качеств, и, подбирая средства скоростно-силовой направленности, нужно помнить, что такие упражнения должны приближать специфику работы мышц к условиям соревновательной деятельности. Если быть конкретней, то нам необходимо развитие всех физических качеств футболиста, а также его игровой выносливости, но при помощи специальных соревновательных упражнений.

В связи с этим на этом этапе необходимо разделение всех средств согласно тренировочным нагрузкам на развивающие и поддерживающие. Если работа будет проходить со средней интенсивностью, то она не будет нагружать футболиста и в то же время не будет обеспечивать его восстановление. Напомним, что в 17 - 18 лет юноши должны выполнять 80% работы взрослых футболистов. Если рассматривать распределение нагрузок в юношеском возрасте, то их построение должно предусматривать поступательное движение. В командах мастеров такая последовательность может не просматриваться.http://no-goal.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

www.dokaball.com

Построение учебно-тренировочных микроциклов

ТОП 10:

Итак, плавно, от отдельно взятого УТЗ переходим к учебно-тренировочным микроциклам, а затем в следующей главе – к перспективному построению многолетнего УТП. Вероятно, логичнее выглядела бы другая последовательность изложения материала (от многолетнего УТП к конкретному УТЗ). Но мы начали с рассмотрения занятий по программе (имеется в виду программа 2000 года), где ничего не говорится о микроциклах. Видимо, авторы программы не предполагают их наличие на данном этапе подготовки и уж тем более не идет речь о перспективном планировании на последующие этапы, так как это выходило бы за рамки данной программы. Мы же стремимся показать логичность цепочки: многолетний учебно-тренировочный процесс – учебно-тренировочный микроцикл – учебно-тренировочное занятие.

Предлагаем построение тренировочного процесса в виде недельных микроциклов, начиная с ГНП первого года обучения. Разумеется, необходимо неукоснительно соблюдать возрастные анатомо-физиологические аспекты и разумное применение принципов и методов физической культуры.

Начинать проведение микроциклов с группами начальной подготовки можно после мероприятий по первоначальному отбору детей, и предусмотреть этап 3-6 месяцев первоначального обучения, при этом происходит относительная стабилизация группы и приобретаются элементарные знания и умения.

Здесь хочу сделать небольшое отступление. Касаясь темы отбора в футбольную школу, высказываю свою точку зрения по этому наиважнейшему вопросу.

Итак – ОТБОР. Будучи тренером футбольной школы ЦСКА им. В.М. Боброва, я опробовал различные методы при первоначальном отборе. Использовались подвижные игры-тесты с начислением очков и их итоговым подсчетом, принимались тесты на быстроту бега и скоростно-силовые качества, пытались применить инструментальную методику Б.Ф. Бойченко (1984), тесты на специально разработанных приспособлениях. Был проведен опрос 79 ведущих тренеров Украины. Несмотря на то, что эксперты не всегда были единодушны в оценке наиболее важных сторон подготовки футболистов, большинство ориентировалось на следующие качества: скорость перемещений, ловкость, оперативное мышление, выносливость, скоростно-силовые качества, считая их наиболее значимыми для становления мастерства юных футболистов. Мнение специалистов легло в основу создания инструментальной методики, включающей в себя стенды для контроля времени реакции на специфический раздражитель и быстроты движений, стенд для исследования ловкости, устройство для оценки координации. Был разработан специальный лабиринт, который прикреплялся к стопе и управлялся ногой, с заданием за минимальное время прокатить шарик по коридорам лабиринта из начальной в конечную точку, и другие методики.

Б.Ф. Бойченко апробировал свою систему отбора на группе юных футболистов 1975 года рождения московской ЭШВСМ (ФШМ), ныне «Торпедо» (тренер Ю.П. Верейкин). Методика оказалась эффективной – из числа отобранных детей шестеро впоследствии играли в командах мастеров высшей и первой лиг, в том числе известные футболисты: О. Карнаухов, В. Маминов, А. Соломатин. Однако широкое применение такой методики на данный момент невозможно, ввиду единичности таких приспособлений и большого времени, затрачиваемого на обследование.

Были проанализированы работы по отбору юных спортсменов [6; 8; 19; 21; 58; 95; 96; 130], в том числе книга М.С. Бриля «Отбор в спортивных играх» (1980), книга П.В. Осташева «Прогнозирование способностей футболиста» (1982), методические рекомендации «Методика отбора и основы начальной подготовки юных футболистов» (1985), другие материалы. Для определения возможности попадания юных футболистов в команды мастеров были привлечены даже изотерические дисциплины. Проводились консультации с астрологом и применялась нумерология, метод с использованием квадрата Пифагора [7]. Общение с астрологом выявило отсутствие методики определения перспективности юных футболистов, готовой к широкому применению. Астрологический прогноз на данный момент проводится только в некоторых командах высшей лиги для взрослых футболистов. При помощи нумерологического метода, связанного с датой рождения, были составлены и проанализированы психоматрицы тридцати россиян – игроков высшей лиги с целью выявления характерных особенностей, присущих высококвалифицированным спортсменам. При наличии таковых можно было бы на них ориентироваться, выявляя у детей схожие параметры. Пробный эксперимент, однако, закончился неудачей.

Можно было бы опираться на современные методики тестирования и прием контрольных нормативов. Однако проведение обширных педагогических наблюдений с тестированием разносторонней деятельности юных футболистов, все же не гарантирует им попадание в высококвалифицированную команду, даже в случае успешного прохождения испытаний. Всю сферу футбольной деятельности охватить тестами невозможно.

Обобщая данные обзора литературы в сфере отбора и результаты своих практических начинаний, возникает следующая мысль. Невозможно найти какой-либо унифицированный метод или группу тестирующих методик, опираясь на которые можно было бы надежно прогнозировать попадание юного футболиста в команду мастеров или окончание им спортивной школы.

Дело здесь, как мне видится, ни в несовершенной науке. С высшей точки зрения, если бы мы обладали такими знаниями, то велик был бы соблазн сразу «отсеять» огромное число детей. Это было бы явным вмешательством в то, что мы называем «Высшим смыслом», а это недопустимо. Ребенок приходит в спортивную школу, во-первых, для «духовного тренинга», в сфере проявления темперамента и черт характера через конкретный вид спорта, приходит, чтобы получить свой урок и пройти определенные жизненные ситуации через тренировки и соревнования. Вероятно, для этих целей мы, тренеры, и нужны как проводники такого процесса. Необходимые составляющие: мяч, шайба или боксерские перчатки являются лишь средством для достижения результата этого процесса.

Поэтому любая информация, с помощью которой мы могли бы вторгнуться в «святая святых», будет для нас закрыта, по крайней мере, для того уровня несовершенного сознания, которое мы имеем на сегодняшний день.

Какой же выход? Как оценить потенциальные возможности детей? Ответ вижу таким: ввиду сложности и малоинформативности существующих методик, особенно при приеме малышей в спортшколу, отбор, в первую очередь, должен быть прерогативой тренера, его интуиции, а это не так уж и мало! Напомню, что интуиция это логическое мышление, призванное связать разорванные цепочки мыслей или событий (из курса психологии), а с высшей точки зрения интуиция – это проявление яснознания или прозорливости. «Чувствующий» тренер, подсознательно видя результат, может в этом случае успешно заменить все методики. Во время первоначального отбора на первом-третьем занятии можно опытным путем определить является ли мальчик «игровиком» или нет. Это можно выявить при проведении подвижных игр «Борьба за мяч», «Салки», «Охотники и утки». Основные качества – двигательная инициатива, изворотливость, быстрота и точность мышления. Всех детей, обладающими такими качествами, надо приглашать наследующие занятия. Кроме того, игры выявляют возможности ребенка в преодолении неожиданно возникающих игровых трудностей, позволяют оценить его волевые качества. Можно провести замеры быстроты бега, однако эти показатели за основу брать нецелесообразно (если мальчик не «игровик», то быстрота бега не поможет). И, конечно, при первоначальном отборе надо проводить игру в футбол, но не три на три или четыре на четыре одним мячом. Для детей 7-8-летнего возраста проводить игру следует на поле площадью 40x20 м в четверо малых ворот (0,7x1,5 м или хоккейные) с количественным составом 7-9 человек и тремя мячами, с минимальным набором правил. Попробуйте этот вариант и вы увидите насколько естественны дети в таком упражнении. К тому же многократное владение мячом в различных игровых ситуациях позволяет определить игровые задатки.

Уверен, кому суждено попасть в спортивную школу по футболу, попадет в нее все равно, и, так или иначе, проявит себя в ваших глазах. Вы обязательно приглашайте на следующие занятия всех: быстро думающих, быстробегающих, ловких, активных, волевых. Проведя с группой занятия в течение двух-трех месяцев, можно большинству дать оценку способности к обучению. Через четыре-шесть месяцев, особенно после летних каникул, останется тот, кто будет продолжать заниматься длительное время. Не стоит торопить события, все равно останутся те дети, которые нужны вам, а вы им. По этой причине не надо ставить себе в вину, если вы отчислили кого-то, а он успешно продолжает заниматься в другой команде. Вы, вероятно, просто друг другу не подходите и идет интуитивный поиск тех, с кем наиболее приемлемо проходить данную школу жизни.

Но вернемся к основному содержанию главы – к микроциклам. При определении направленности занятий относительно воспитания физических качеств, мы обращались к таблице примерных сенситивных периодов в их развитии. Обращаю внимание читателя на слово «примерных», так как мнения различных авторов, не имеют полного совпадения. Вероятно, этот факт имеет место из-за применения различных тестирующих методик, удаленности обследований друг от друга в годах, процессов акселерации и т.д., но костяк таких исследований позволил нам составить таблицу. Оговорюсь заранее о том, что она несколько отличается от аналогичной таблицы, приведенной в программе. Мы добавили тактический аспект и обучение техническим приемам на фоне развития физических качеств. В целом был проведен анализ более 40 работ по данной теме.

При построении микроциклов для ГНП 1-го и 2-го годов обучения (7-8 и 8-9 лет; 6 часов в неделю) мы предлагаем следующую направленность занятий в сфере воспитания физических качеств в недельном цикле:

Й микроцикл (1-я неделя).

1-й день (понедельник) – воспитание общей быстроты и скоростно-силовых качеств.

2-й день (среда) – воспитание общей ловкости и гибкости.

3-й день (пятница) – воспитание общей ловкости и гибкости.

Й микроцикл (2-я неделя).

1-й день – воспитание общей и специальной быстроты.

2-й день – воспитание общей ловкости и гибкости.

3-й день – комплексное воспитание двигательных качеств на фоне общей выносливости.

Далее на 3-й неделе мы проводим 1-й микроцикл, на 4-й неделе – 2-й микроцикл. Допустимо проведение различных четырех микроциклов за четыре недели, а на 5-й неделе использовать вновь 1-й микроцикл. Как видно из этой схемы мы соблюдаем определенную направленность занятия, не смешивая воспитание быстроты, ловкости, выносливости на конкретном занятии. Конечно, в совокупности на занятии будут проявления и других физических качеств, но целесообразно направленную работу проводить с каким-то одним качеством.

Как нами интерпретируются различия между терминами «общая» и «специальная» физическая подготовка? В СДЮШОР ЦСКА по футболу ЗТР России В.Ю. Четвериков предложил следующее: вся работа по воспитанию физических качеств в отсутствие мяча – это общая подготовка, с мячом – специальная. Такое определение наиболее простое и понятное. Термины в данной книге мы использовали сообразно сказанному выше.

Очень важно, сохраняя направленность, применять разнообразные тренировочные средства. Это создает эффект постоянной новизны, обучающиеся не успевают «зацикливаться» на одних и тех же упражнениях. Кроме поддержания постоянного интереса к занятиям, можно избегать таких неблагоприятных факторов, как «скоростной барьер» и подобного, связанного с ловкостными проявлениями. Последнее, больше относится к учебно-тренировочным группам, однако такую профилактику нужно заложить с самого начала обучения. Ниже мы приводим примерное содержание микроциклов для групп НП 1-го и 2-го годов обучения и УТГ 1-го и 2-го годов обучения. Почему «примерное»? Соблюдая направленность занятия и определенное чередование упражнений, мы можем заменить любое упражнение аналогичным.

Планы-конспекты недельного цикла учебно-тренировочной работы с группами начальной подготовки

Инвентарь. Ворота 5x2 м, ворота 3x2 м, малые ворота 1,5x0,7 м, колпаки большие, колпаки (разметки) малые, барьеры разновысокие, мячи № 3, подвесные мячи, маты.

План-конспект № 1 микроцикла № 1



infopedia.su

Типы тренировочных микроциклов | opace.ru

Тренировочным микроциклом принято называть серию занятий, проводимых в течение нескольких дней и обеспечивающих комплексное решение задач данного этапа подготовки.

Продолжительность микроциклов может колебаться от 3-4 до 10-14 дней. Наиболее распространены 7-дневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, хорошо согласуются с общим режимом жизни занимающихся.

Микроциклы иной продолжительности обычно планируют в соревновательном периоде, что бывает связано с необходимостью смены режима деятельности, формированию специфического режима работоспособности в соответствии с конкретными условиями предстоящих соревнований.

Различают следующие типы микроциклов: втягивающие, ординарные, ударные, подводящие, соревновательные и восстановительные.

1. Втягивающие микроциклы характеризуются невысокой суммарной нагрузкой и направлены на подведение организма спортсмена к напряжённой тренировочной работе. Они применяются на первом этапе подготовительного периода, ими часто начинаются мезоциклы, а также они применяются после болезни.

2. Ординарные микроциклы - (ординар-средний уровень).

Суммарный объём нагрузки выше, чем во втягивающих микроциклах, но меньше, чем в ударных. Они отличаются равномерным возрастанием тренировочных нагрузок, значительными по объёмам и невысоким уровнем по интенсивности. Ординарные микроциклы широко применяются в подготовительном и соревновательном периодах.

3. Ударные микроциклы характеризуются большим суммарным объёмом работы, высокими нагрузками. Их основной задачей является стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач физической, специальной и интегральной подготовки. При этом ударным элементом могут быть: объём нагрузки, её интенсивность, концентрация упражнений повышенной технической сложности и психической напряжённости, проведение занятий в экстремальных условиях внешней среды. Поэтому ударные микроциклы широко применяются в подготовительном и соревновательном периодах.

4. Подводящие микроциклы – строятся по правилам непосредственного подведения к соревнованиям. Содержание этих микроциклов может быть очень разнообразным. Оно зависит от системы поведения спортсмена к соревнованиями, особенностей подготовки на заключительном этапе. В подводящих микроциклах могут воспроизводиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы восстановления и психической настройки. В целом они характеризуются невысоким уровнем объёма и суммарной интенсивности, и планируются только для квалифицированных спортсменов.

Нередко подводящие микроциклы строятся в форме активного отдыха или на основе методов и средств, резко отличающихся по особенностям воздействия на организм и по режиму работы от соревновательного упражнения.

5. Соревновательные микроциклы – строятся в соответствии с программой соревнований. Структура и продолжительность этих микроциклов определяется спецификой соревнований в различных видах спорта, общим числом стартов и паузами между ними.

В зависимости от этого соревновательные микроциклы могут ограничиваться стартами и непосредственным подведением к ним, а могут включать и специальные тренировочные занятия. Однако во всех случаях мероприятия, составляющие структуру этих микроциклов направлены, на обеспечение оптимальных условий для успешной соревновательной деятельности.

6. Восстановительные микроциклы. Ими обычно завершается серия ударных микроциклов. Восстановительные микроциклы планируют и после напряжённой соревновательной деятельности. Основная их роль сводится к обеспечению оптимальных условий для восстановительных и адаптационных процессов в организме спортсмена. Это обусловливает невысокую суммарную нагрузку таких микроциклов, широкое применение в них средств активного отдыха. Широко применяются восстановительные микроциклы в переходном периоде.

opace.ru

3. Планирование нагрузок и отдыха. Вариативность построения тренировочного микроцикла в футболе

Похожие главы из других работ:

Аэробные нагрузки для коррекции массы тела у женщин зрелого возраста

1.6 Влияние физических нагрузок на жировой обмен

Тренированный человек во время аэробной работы получает относительно больше энергии за счет окисления жиров. Усиленное использование жирных кислот уменьшает потребление глюкозы работающими мышцами и защищает от развития гипогликемии...

Биохимические изменения в организме пловца при интенсивной мышечной деятельности (на примере проплывания дистанции 50 метров вольным стилем)

1.1 Зоны тренировочных нагрузок в плавании

Тренировочные нагрузки в плавании в зависимости от интенсивности и продолжительности делятся на 6 или 9 зон интенсивности (Е.А. Ширковец.1996). зона. Нагрузки имеют чисто аэробную направленность...

Гигиеническая характеристика лыжного спорта

1.1 Особенности воздействия нагрузок на организм

лыжный спорт тренировочный нагрузка Тренировочный процесс лыжников-гонщиков на исследуемом этапе многолетней тренировки должен обеспечить создание базы для чрезвычайно напряженной нагрузки на последующем этапе подготовки...

Гигиеническая характеристика лыжного спорта

1.4 Нормирование тренировочных нагрузок

При планировании тренировочных нагрузок необходимо иметь в виду, что они могут носить восстанавливающий, поддерживающий, развивающий и соревновательный характер...

Гигиенические особенности занятий туризмом

2. Нормирование нагрузок. Борьба с переутомлением

Любой поход требует большей или меньшей физической нагрузки. В каждый момент организм человека готов к выполнению определенной ( силовой, скоростной, температурной и др.) работы, однако если она превышает резерв организма- наступает перегрузка...

Значение отдыха. Интервалы и виды отдыха, применяемые в физической культуре

Глава 1. Значение отдыха. Интервалы и виды отдыха, применяемые в физической культуре

...

Исследование уровня объема физической нагрузки общей выносливости в тренировочном процессе (на примере баскетболистов и лыжников)

1.1 Планирование тренировочных нагрузок

Физическая нагрузка -- это определенная мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. [27, c...

Общая физическая и специальная подготовка

1. Зоны и интенсивность физических нагрузок

Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкой является выбор соответствующих, оптимальных нагрузок. Они могут определяться следующими факторами: * Реабилитациями после всевозможных перенесенных заболеваний...

Общая характеристика двигательных способностей

3.3 Принцип постепенности и предельности нагрузок

Согласно этому принципу, необходимо сочетать в процессе совершенствования физических способностей две, казалось бы, несовместимые тенденции - постепенность и предельность нагрузок...

Плавательная подготовка юных спортсменов

1. Зоны плавательных нагрузок

Для воспитания выносливости и скоростных способностей используются различные зоны плавательных нагрузок (табл. 1). В основу классификации зон положен характер физиологических сдвигов в организме пловца...

Плавательная подготовка юных спортсменов

Зоны плавательных нагрузок

Зона нагрузки Содержание лактата в крови, моль/л Пульс, уд/мин Тренировоч- ные дистанции и их отрезки, м Основной метод Преимущественная направленность физиологическая педагогическая I -- компенсаторное плава- ние...

Социально-биологические основы физической культуры

Влияние физических нагрузок на мышечную систему

Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т. е...

Стратегическое планирование

1.2. Перспективное внутрифирменное планирование, его виды и цели. Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование

...

Характеристика II-го этапа многолетней спортивной подготовки в спортивном самбо

4. Параметры тренировочных нагрузок

Продолжительность одного занятия не должна превышать 3-х часов. Для УТГ до 2-х лет обучения, максимальное количество учебных часов в неделю - 12 (4 занятия). Для УТГ свыше 2-х лет - 18 часов в неделю (6 занятий)...

Характеристика II-го этапа многолетней спортивной подготовки в спортивном самбо

5. Параметры соревновательных нагрузок

Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее...

sport.bobrodobro.ru

Микроцикл «7 дней». Триатлон. Олимпийская дистанция

Микроцикл «7 дней»

Недельные микроциклы — самые популярные. Почему? Есть несколько предпосылок. Во-первых, они социальны. Все мы живем в обществе, и так уж заведено, что с понедельника по пятницу мы работаем или учимся, а в субботу и воскресенье, как правило, отдыхаем, в нашем случае располагаем свободным временем. Соответственно, нагрузку легче распределять и структурировать. Во-вторых, недельный микроцикл при средних величинах интенсивности обеспечивает долговременный направленный тренировочный эффект, который содействует глубоким долговременным адаптационным изменениям. Опасность недельного микроцикла заключается в том, что при повышении напряженности тренировочного процесса, при увеличении интенсивности, особенно с одновременным увеличением объема, могут начаться процессы дезадаптации. Это означает, что суммарная величина утомления будет превышать способности организма к восстановлению. В этих условиях наступает перетренированность, происходит «срыв адаптации».

Недельные микроциклы рекомендуется использовать на ранних этапах многолетней подготовки триатлетов; любителям, а также профессиональным триатлетам в подготовительном, силовом и частично аэробном мезоциклах.

В качестве примера приведем недельные микроциклы в двух вариантах: для любителей, то есть для людей, которые, помимо спорта, работают и не могут все свое время посвящать триатлону (табл. 3.12) и для профессиональных спортсменов (табл. 3.13). Обратите внимание, что седьмой день совершенно не обязательно должен выпадать на воскресенье. Это может быть и понедельник.

Конкретные параметры тренировочных объемов, структуры занятий зависят от текущего мезоцикла. Например, в аэробном мезоцикле основным тренировочным заданием микроцикла в беге на стадионе будет 3 ? 4 км в различных переменных режимах в аэробной развивающей зоне, а в интенсивном мезоцикле в этот же день микроцикла основное задание — 8 ? 600 м в смешанной зоне и отдых 3 мин. Отметим, что двухразовых тренировок вполне достаточно для обеспечения адекватного адаптационного сдвига. Совершенно не обязательно каждый день плавать или кататься, однако каждая тренировка должна быть качественной.

Внимание! Данный пример микроцикла не подходит для силового мезоцикла. Микроцикл силового мезоцикла построен на очень простых принципах:

• Отдых между специализированными силовыми тренировками должен быть не менее 72 часов.

• В периоды отдыха допускается аэробная нагрузка неразвивающего характера, а также сложнотехнические и скоростные тренировки.

• В одном силовом занятии загружать не больше 3 групп мышц + делать упражнения на развитие мышц живота и спины. Как правило, наибольший эффект достигается, когда в одном занятии тренируются группы мышц, ответственные за плавание, а в другом — за велосипед и бег.

• Силовую тренировку лучше выполнять вечером, за счет этого достигается более мощный гормональный выброс, ускоренное восстановление и, как следствие, более быстрое развитие развиваемого качества.

• Никогда не выполняйте тренировки развивающего аэробного характера сразу после силовой работы. Этим вы разрушаете ее эффект.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru


Смотрите также