Какая любимая позиция Рино Гаттузо? Можно ли, оставаясь полноценным mediano, реализоваться в качестве fantasista или для этого необходимо переквалифицироваться в trequartista? Блог «Моя Италия» приводит классификацию футбольных амплуа в том виде, как это принято в Италии.
Очень часто возникает путаница между понятиями «позиция» и «роль». Некоторые источники сваливают все в одну кучу, и в итоге получается, что фрукты делятся на яблоки, груши и... антоновку. Однако понять разницу несложно: позиция всегда отвечает на вопрос «где я играю?», а роль – «чем я занимаюсь на поле?». Кроме того, многое зависит от расстановки на конкретную игру. Так, в классической 4-4-2 два центральных полузащитника - centrocampista centrale, могут быть regista+mediano, mediano+mediano или вообще не иметь ярко выраженных ролей. В 4-3-3 в центре полузащиты может быть как regista, так и mediano, а вот по бокам, скорее всего, мы увидим двух mezzala.
Позиция всегда отвечает на вопрос «где я играю?», а роль – «чем я занимаюсь на поле?»
Если с позициями все более-менее ясно, то с ролями разобраться гораздо сложнее. Дело в том, что одни и те же футболисты могут выполнять различные функции в разных тактических схемах. Поэтому назвать Клаудио Маркизио mezzala и не уточнить схему - значит не раскрыть суть вопроса, зато если сказать, что до прихода Зденека Земана в «Рому» Даниэле Де Росси занимал позицию centrocampista centrale c частичными функциями regista, мы не погрешим против истины.
PORTIERI – вратари
Классификацию вратарей пока не придумали, хотя было бы здорово отметить специалистов игры на выходах, по отражению пенальти, мастеров по выполнению штрафных и т. п. По крайней мере, такие яркие голкиперы, как Рене Игита или Хосе-Луис Чилаверт, заслужили быть выделенными из толпы коллег.
DIFENSORI – защитники
Различают: terzino и difensore сentrale.
Terzino - крайний защитник, играющий на бровке. Иногда эту позицию также называют difensore laterale. Различают: terzino sinistro – левый защитник, и terzino destro – правый защитник. Если крайний защитник часто подключается к атакам, то его называют terzino fluidificante.
Термин «терцино» произошел от terza linea, что в переводе с итальянского буквально означает «третья линия», то есть, если смотреть сверху вниз, на схеме есть три линии: первая – атаки, вторая – полузащиты, третья – защиты. Кстати, защитников в старые времена было на поле всего двое (расстановка 2-5-3).
Примеры: Паоло Мальдини, Джанлука Дзамбротта, Маттия Де Шильо.
Difensore сentrale - центральный защитник. После перехода на линейные системы игры и фактического исчезновения libero (свободного защитника) различия между центральными защитниками стерлись. Тем не менее, почти во всех командах есть те, кто, согласно терминологии Чезаре Мальдини, «последним закрывает дверь», или, попросту говоря, командует партнерами. Таких difensore centrale до сих пор называют скрытыми либеро.
Примеры: Леонардо Бонуччи, Алессандро Неста, Фабио Каннаваро.
CENTROCAMPISTI – полузащитники
Пример горизонтального деления полузащиты на зоны
Различают: mediano, metodista, regista, mezzala, esterno, trequartista.
Mediano – сейчас это центральный полузащитник, нацеленный, в первую очередь, на оборонительные действия, хотя раньше так называли всех игроков середины поля. Потом в сознании людей понятие mediano стало ассоциироваться исключительно с mediano incontrista, то есть отбирающим мячи, или «собакой». Его основная задача заключается в том, чтобы остановить атаку соперника и вернуть мяч своей команде. Узнать mediano очень легко: он много трудится на поле, или, как говорят в Италии, lavora sui polmoni, работает легкими. В настоящее время произошла некоторая корректировка смысла этой позиции: чистые разрушители менее востребованы, поэтому идеальным mediano считается Эстебан Камбьяссо.
Примеры: Габриэле Ориали, Дженнаро Гаттузо, Дамиано Томмази.
Metodista - игрок, отвечающий за порядок в средней линии. Обладает навыками как разрушения, так и созидания. Начинает атаки чаще всего средним пасом, реже – длинным, либо отдает мяч истинному плеймейкеру.
Примеры: Марк Ван Боммель, Даниэле Де Росси.
Regista – истинный плеймейкер, конструктор атак, задающий темп и направление, но не освобожденный от оборонительных задач (перехваты и перекрытие направлений передач). Он должен владеть великолепным пасом, как длинным, так и средним. Итальянцы дают очень красивое определение для этой роли - centrocampista centrale dai piedi buoni, которое буквально переводится как «центральный полузащитник с хорошими ногами». По-русски же было бы правильнее сказать - со светлой головой. В чистом виде regista встречается крайне редко, и чаще всего его обязанности разделены между несколькими полузащитниками.
Примеры: Андреа Пирло, Кристиан Ледесма, Давид Писарро.
Mezzala - универсальный полузащитник, умеющий как атаковать, так и обороняться. Альтернативное название – interno. Обычно так называют полузащитников в схемах 4-3-3 и 3-5-2 при наличии зон centrosinistro и centrodestro, поэтому, согласно принципу симметрии, их обязательно будет двое. Мezzala может частично участвовать в организации игры, отбирать мяч, караулить regista, бегать туда-сюда - «бокс-ту-боксить». В последнем случае говорят о роли mezzala incursore (в переводе с итальянского – «диверсант»). Также бывает mezzala incontrista, которого наделяют несколько большими оборонительными обязанностями.
Примеры: Артуро Видаль, Клаудио Маркизио, Риккардо Монтоливо.
Расстановка с двумя mezzala
Esterno - крайний полузащитник, играющий на фланге. Иногда, в зависимости от расстановки, одни и те же футболисты могут быть как terzino, так и esterno. Классический пример подобной метаморфозы – Джанлука Дзамбротта, который начинал в «Бари» у Фашетти в нападении, в «Ювентусе» стал esterno destro, а потом и вовсе превратился в terzino.
Примеры: Стефан Лихтштайнер, Маурисио Исла, Роберто Донадони.
Trequartista - атакующий полузащитник. Располагается на полпути между зонами атаки и полузащиты, в так называемой linea trequarti (зона трекварти). Trequartista – это, прежде всего, дирижер атак в отведенной ему зоне. Как шутил Виктор Прокопенко, он должен получить мяч, пойти в обводку, благополучно потерять и раз в пять игр отдать голевую передачу. В зависимости от расстановки, одновременно на поле может быть от одного до трех trequartista (четыре в «Лацио» - красивая гипербола).
Пример вертикального деления полузащиты
Если же наш свободный художник располагается под нападающими в гордом одиночестве (например, в схеме 4-3-1-2), то такому trequartista может быть отведена роль fantasista. Таким образом, fantasista – это всего лишь романтическое определение роли единственного атакующего полузащитника, причем если trequartista может быть несколько, то fantasista всегда один. При этом треквартиста-одиночка может и не быть в роли fantasista, что чаще всего и случается. Иногда тренер, руководствуясь теми или иными мотивами, ставит на эту позицию игрока с заведомо оборонительными функциями. Так делал Спаллетти с Перроттой, Липпи с Маркизио и Аллегри с Боатенгом. В сборной Италии Монтоливо периодически выступает в роли единственного trequartista, но никто не называет его fantasista, поскольку у Риккардо совершенно иные задачи.
В прошлом, когда почти в каждой итальянской команде был свой fantasista, такие футболисты располагались несколько глубже современной зоны трекварти. Так, в сборной Италии на Чемпионате мира 1982 года Джанкарло Антоньони играл достаточно низко по современным понятиям. В дальнейшем произошла некоторая эволюция fantasista, большая часть которых подалась в легкие форварды, и лишь избранные отправились в противоположном направлении, чтобы стать regista.
Примеры: Роберто Баджо, Франческо Тотти, Джанкарло Антоньони.
В Скуадре Адзурре и в «Милане» Гаттузо чаще всего был mezzala incontrista
ATTACCANTI – нападающие
Различают: prima punta, seconda punta, ala.
Prima punta - первый нападающий, или «башня». Форвард, играющий на острие, как правило, забивающий больше всех мячей и обладающий незаурядными физическими данными.
Примеры: Кристиан Вьери, Лука Тони, Маттиа Дестро
Seconda punta - второй нападающий, действующий за спиной первого. В одно время среди итальянских тренеров пользовалась популярностью система «маленький и большой» в нападении. Часто вторым форвардом играют несостоявшиеся fantasista или любители пофинтить. Почти всегда такие футболисты хорошо исполняют стандартные положения.
Примеры: Фабрицио Микколи, Алессандо Дель Пьеро, Себастьян Джовинко.
Ala - крайний нападающий. Чаще используется в расстановках с тремя форвардами. Очертить грань между атакующим esterno и ala крайне сложно, а подчас просто невозможно. Так, в последней игре Скуадры Адзурры на позиции ala выступал Антонио Кандрева, который в «Лацио» действует строго в полузащите.
Примеры: Карло Нерво, Франческо Морьеро, Симоне Пепе.
Автор: Алексей Логинов, блог "Моя Италия"
Оставляй комментарии и делись новостью с друзьями в Вконтакте, Facebook, Twitter и Google+
fanacmilan.com
Вы могли пропустить, но в кальчо случилась идейная революция. Футбол цикличен – идеи Арриго Сакки модернизируются, размешиваются с аргентинскими и испанскими идеями и снова становятся модными, возникая в головах тренеров из банков, низших лиг, со скамеек провинциальных команд. Хлынула новая волна откровенных нигилистов, чью работу Сакки, царь и бог Коверчано, просто не может оценить плохо. Критиковать Фабио Капелло за мёртвый стиль? Да запросто. Бороться за выживание с красивым футболом, наплевав на принцип «борись, сражайся, ломай кости»? Пропагандировать клинически нездоровую схему 3-7 в Серии В, как безумец Сандро Покеши? Всё в порядке. Так хотят изменить лицо футбольной нации, где катеначчо стало торговой маркой.
Толпа мощна и влиятельна. Маурицио Сарри, не снимая тренировочный костюм и затягивая сигарету между тактическими указаниями, построил в Неаполе команду, чьим стилем в атаке восхищается вся Европа. Что-то похожее лепит с «Ромой» Эусебио Ди Франческо. Оба ратуют за смелый атакующий футбол, обожают схему 4-3-3, даже завязывают команды вокруг игроков одной позиции – левых инсайдов (Инсинье, Перотти, ранее Берарди). Симоне Индзаги ставит на другую схему и немного иные принципы, но идею атакующего футбола сохраняет. Свой в этой толпе – Марко Джампаоло из «Сампдории», алленаторе, чья команда уже попала в зону еврокубков и не хочет оттуда вываливаться.
Он грохнул «Ювентус» и вернул Италии интригу
Два года никто не мог победить «старую синьору» в Турине. До Симоне Индзаги.
Он мог заразить кальчо революционным подходом ещё раньше. Летом 2009-го «Ювентус» искал замену Клаудио Раньери, и идейный тренер из «Сиены» казался бьянконери интересным вариантом. Алессио Секко приехал к Джампаоло в Тоскану, обсудили трансферный бюджет, контракт, персонал… а через два дня порвали договорённости. Раздевалка «Ювентуса» под влиянием Алессандро Дель Пьеро настояла на преемственности, на своём человеке для клуба – как своим мог стать человек, не прыгнувший за карьеру игрока выше Серии В?
Дель Пьеро невольно стал контрреволюционером, а спустя три года остался за бортом, списанный другим революционером, Антонио Конте. Чиро Феррара, назначенный тренером «Юве» вместо Джампаоло, не продержался даже полный сезон. Джампаоло расстался с «Сиеной», ушёл в плавание по разным командам Италии и потонул до «Кремонезе» из Серии С.
Ниже не утонешь.
Но сначала – туда, где Марко Джампаоло готовили к плаванию.
Он родился в швейцарской Беллинцоне, но совсем не помнит город. Семья Джампаоло уехала оттуда, когда мальчику был год. Отец – кладовщик, мать – заводской работник, оба не выдержали напряжения и уехали домой. Воспитание Джулианово Абруццо сказалось на Марко: «Улица учила нас жить, стоять за себя, когда мы вырастем. Только там мог появиться Марадона». Компоненты домашнего уюта семьи Джампаоло – навязывание левацких политических идей, хлеб на завтрак, обед, ужин (жили бедно) и «Интер» Эленио Эрреры. Папа восхищался тренером, Марко восхищался Сальваторе Баньи. Подражал ему во всём, даже гетры специально опускал до лодыжки.
Для тренера Джампаоло улица стала таким же учителем, как Джованни Галеоне – в списке его лучших воспитанников Марко где-то наравне с Максом Аллегри.Для тренера Джампаоло улица стала таким же учителем, как Джованни Галеоне – в списке его лучших воспитанников Марко где-то наравне с Максом Аллегри. Это дух улицы проснулся в нём, когда «Кальяри» в ноябре 2007-го избавился от него, а через месяц позвал вновь. Владелец сардинцев, Массимо Челлино, был человеком с неубиваемыми бешеными тараканами в голове – достаточно фактов, что он лично менял номер нападающего Хоакина Ларривея на свой счастливый и считал фиолетовые полотенца в раздевалке предвестником неудач.
Так вот, Челлино уволил Джампаоло – как говорил сам тренер, за расхождение идей, в том числе политических. Спустя месяц позвал обратно и услышал: «Несмотря на осознание экономического ущерба, отказываюсь вернуться в «Кальяри». Гордость и достоинство не имеют цены». Мне, кстати, всегда было интересно, что чувствуют Баллардини, Якини и другие тренеры, приходящие в один клуб по 2-3 раза за сезон: вспоминают ли они, как люди, нанимавшие их на работу, после предыдущего увольнения сыпали сочными оскорблениями? Джампаоло точно вспомнил.
Второй переломный момент в карьере Джампаоло случился, когда Марко тренировал «Брешию» в Серии В. Он сменил любимчика местных тиффози, сделал капитаном команды бывшего игрока «Аталанты», ещё и завалил начало сезона – что нужно ещё сделать, чтобы быть для горячих тиффози врагом? Фанаты вызвали его и команду на разговор, Джампаоло посчитал это унизительным, три дня не выходил с клубом на связь. А потом подал в отставку. «Общество должно было защитить меня», – сказал Джампаоло. Общество промолчало. Даже в «Кремонезе» Марко Джампаоло не закончил сезон. Так бы и кис по подвалам кальчо, если бы не счастливый случай.
Итальянская тренерская школа хороша тем, что в ней циркулируют и смешиваются различные идеи, подходы и взгляды. Идеологов кальчо до недавнего времени было мало, но один успел построить «Эмполи» и сразу обеспечить себе трамплин в топ-клуб. Когда Маурицио Сарри спросили, кто из тренеров наиболее близок к нему по идеологии футбола, Сарри указал на Джампаоло. У него к тому времени сформировалась гремучая смесь любви к атакующему стилю, внимания к защите, легкомысленного отношения к жизни (подход Джованни Галеоне) и гиковского подхода к своей работе. «Я часто черчу тактические схемы дома на столе, когда обедаю или ужинаю», – говорит Джампаоло. Да обычное дело.
Сарри утащил с собой «тосканского Пирло» Мирко Вальдифьори (ох уж эти ярлыки) и Эльсеида Хюсая, но оставил в наследие стиль «Эмполи». Основы стиля – схема 4-3-1-2, качественная игра в пас, превращение двойки атаки в тройку, когда требует ситуация, и завязка на одном глубинном плеймейкере с мозгами. Картину требовалось только подправить лёгкими мазками. Джампаоло сохранил основную идею, но сделал продвижение мяча вперёд непрерывным, не завязанным на резких рывках из глубины (как сейчас атакует «Наполи»), усилил акцент на провокацию прессинга соперника и стал больше работать над доставкой мяча до нападающих.
«Эмполи» Джампаоло вдохнул какую-то по счёту молодость Массимо Маккароне, раскрыл Петра Зелиньского и Леандро Паредеса. Закончил сезон десятым, претендуя перед стартом сезона на вылет, и с 14-м в Серии А количеством забитых мячей – приятно же, что оба раза был побит результат Маурицио Сарри. А Джампаоло утащил стиль с собой в новый клуб.
Теперь у «Сампдории» схожая тактическая идея.
Фото: Официальный сайт «Сампдории»
В «Сампдории» Марко Джампаоло второй сезон кряду использует тактическую схему 4-3-1-2, ключевая деталь в которой – регулярное создание ромбов и треугольников. На скриншоте должно быть примерно понятно: у каждого игрока с мячом должно быть минимум два варианта следующей передачи, у полузащитника – три, и это если не считать неочевидных решений, за кадром. Таких, какое принимает Лукас Торрейра в моменте на скриншоте – пас на фланг под забегание крайнего защитника. Так сохраняется контроль мяча, улучшается его продвижение к чужим воротам. Роли в атаке могут меняться: на скриншоте Дуван Сапата смещается на левый край, и это довольно частая история для «Сампдории».
Летом «Сампдория» заставила Джампаоло вспомнить тосканский опыт – опыт ситуаций, когда лидеры убегают, а идею и стиль нужно сохранять. Вся атакующая тройка образца прошлого сезона дружно смылась из Генуи: Бруну Фернандеш уехал на родину, чешский талант Патрик Шик провалил медосмотр в «Ювентусе», подписался с «Ромой» и сказал, что всегда мечтал там играть, а Луис Муриэль без лишней высокопарности уехал в испанскую «Севилью». Ещё тяжелее ситуацию сделала потеря лидера обороны, Милана Шкриньяра. Джампаоло разрулил, как и в Тоскане – перекрутил тактику, адаптировал её под новых игроков, подтянул тех, кто не смог раскрыться в предыдущем сезоне.
И дело пошло. Тройка Рамирес – Сапата – Куальярелла сильнее прошлогодней хотя бы подвижностью: если в прошлом сезоне Шик позволял себе вальяжно относиться к прессингу и смещениям на фланги, то Дуван Сапата отдувается как надо, создавая шансы своим движением. Момент на скриншоте – одна из тактических историй «Сампдории»: Сапата уходит ближе к флангу, стягивает на себя внимание, а в штрафную врывается один из крайних центральных полузащитников (или меццала), Линетти.
Сами меццала лучше адаптировались к футболу «Сампдории». И Карол Линетти, и Деннис Прат создают нужную Джампаоло интенсивность. Активно включаются в прессинг, активно открываются ближе к атакующей тройке, активно создают численное преимущество. Сам Прат говорит, что смог адаптироваться к кальчо благодаря Джампаоло: «Я лучше понимаю, как необходимо двигаться на поле, как играть меццала». Не хватает только бельгийской жареной картошки, но итальянская кухня сполна компенсирует.
И всё же главный проводник революционных настроений – другой игрок.
Реджиста – ключевая фигура команд Марко Джампаоло. В «Эмполи» это понял Леандро Паредес. Изначально его брали на роль «десятки», но после серии тактических экспериментов Джампаоло поставил Паредеса в опорную зону, глубинным плеймейкером. «Когда тренер впервые сказал мне, что я буду играть оттянутого плеймейкера, я немного испугался, – говорит Паредес. – Не думал, что смогу сделать то, о чем тренер просил меня. Марко Джампаоло помог мне очень сильно прибавить в качестве футболиста. Он поощрял меня, когда я начал играть в новой роли. Когда вы меняетесь, то всегда думаете, что вы ошибаетесь, боитесь. Он научил меня быть уверенным в себе». Годовой курс обучения у Джампаоло сделал из клона Рикельме что-то близкое к клону Пирло: для Леандро Паредеса это комплимент.
У «Сампдории» Джампаоло такой игрок – Лукас Торрейра. Стиль Торрейры – это мозги Паредеса, сдобренные злой мощью Н’Голо Канте (кстати, габариты у Канте схожие). Таким крутым Торрейра стал из-за смешения уругвайской и итальянской школы: в Уругвае на любой позиции воспитывают игроков с гипертрофированными бойцовскими качествами, а в Италии его энергию направили в нужное русло и добавили тактическую базу. Изобретать реджиста из Торрейры не пришлось, такой фокус уже проделал Массимо Оддо в «Пескаре».
Торрейра уже сейчас исключительно хорош во многих аспектах. Из проседающих аспектов – разве что лёгкие тактические просчёты при прессинге, когда команда не успела прервать атаку соперника до центральной линии (Торрейра может создавать свободные зоны), и порой перехлёстывающее желание покрывать все участки поляны: из-за этого страдает физика Лукаса к финальному свистку. Но остальные данные в порядке. Торрейра делает по 65,7 передач – это 10-й результат в Серии А. А ещё бомбит пушкой из-за штрафной – в нынешнем сезоне забил уже трижды, и каждый раз ударом с дальней дистанции. А ещё вступает в отбор по 6 раз за игру, обеспечивает по 7,5 овладеваний мяча за 90 минут и полезен в системе прессинга «Сампдории», где кто-то обязательно атакует игрока с мячом. Торрейра агрессивен, часто атакует соперника на приёме мяча и активно уходит из своей зоны ближе к флангу – туда, где завязывается чужая атака. Чтобы поскорее её сорвать.
Лука Чигарини, приезжавший к Джампаоло в прошлом сезоне, проиграл конкуренцию Торрейре, но выделял тактическую подготовку тренера именно для реджиста: «У Джампаоло есть идеи, и в области тактики он научил меня намного большему, чем многие». Торрейра пересматривает свои матчи на видео, совещается с Джампаоло, анализирует свою игру и прокачивает пас.
На чемпионат мира Торрейра приедет. Но старший, радиорепортёр, которому Лукас купил свою мясную лавку, приедет точно, а сам Лукас – вряд ли. В Уругвае царь и бог – Оскар Табарес, и в сборную он набирает только игроков, чей прогресс наблюдал с юношеского уровня. Торрейра, смывшийся в Италию в 17 за тактической школой, по юношеским сборным не пошёл, и только поэтому остаётся за бортом сборной Уругвая. «Надеюсь, папа всё-таки прокомментирует мой матч за сборную в России», – говорит Торрейра. Было бы здорово: любой южноамериканской сборной пригодится крутой полузащитник со смешением стилей, качеств и школ.
У «Сампдории» очень грамотный прессинг. В давлении Марко Джампаоло придерживается принципов, схожих с идеями Хосепа Гвардиолы: один игрок обязательно должен встречать владеющего мячом, остальные – перекрывать другие направления и включаться в момент передачи на своего соперника. За счёт прессинга «Сампдории» удалось придушить «Ювентус» – по сути, против намного более сильного оппонента Джампаоло играл с позиции силы, регулярно накрывая начало атаки за центральной линией.
Даже когда у «Ювентуса» возникала иллюзия удачного выхода из-под прессинга, «Сампдории» удавалось навязывать давление – и единственным вариантом спокойного контроля была длинная передача из одной зоны в другую. Правда, генуэзцы спокойно перестраивались и вновь начинали удушающий прессинг.
У «Сампдории» есть игрок, исключительно полезный работой без мяча. Эдгар Баррето нечасто получает мяч и незаметно делает свою работу – но максимально эффективно. Летом «Самп» прилетел на предсезонку в Англию, вышел на «Олд Траффорд» на 50-летие Джампаоло. Сам тренер сказал перед матчем: «Рад бы выпить бокал вина с Жозе Моуринью… но уже месяц не пью». А Баррето, вышедший в старте против «МЮ», повис на правой ноге Поля Погба. Сразу встречал на приёме и мешал делать традиционные радиоуправляемые передачи. Странно, что никто из команд АПЛ толком не воспользовался идеей Джампаоло и Баррето.
«Сампдория» круто использует движение нападающих. Куальярелла, Сапата и Гастон Рамирес грамотно двигаются не только в прессинге, но и при открываниях у чужой штрафной. Рамирес своим движением часто превращает 4-3-1-2 в 4-3-3. Так было и в «Эмполи» Джампаоло, но в основном в прессинге, теперь же – чаще в атаке, когда мяч у игроков из ромба. Часто Куальярелла и Сапата создают движение для включений других игроков: здесь, например, для Рамиреса, а в одном из голевых моментов «Аталанты» – для Линетти.
Ощутимые тактические проблемы у «Сампдории» – всего две:
1. Недостаток плотности в центре, уязвимость к прохождению. Когда меццала вступают в прессинг, Торрейра подтягивается в давление за ними, фактически оставляя центр пустым. Центральные защитники не всегда успевают поджимать в свободном пространстве и создавать компактность, из-за чего центральная зона остаётся пустой. При длинных передачах мимо узкого ромба у «Сампдории» могут возникать проблемы. Ещё одна трудная ситуация – когда центр, напротив, слишком уплотнён в момент потери мяча, а крайние защитники подняты слишком высоко:
2. Бартош Берешиньски – однозначно самый слабый игрок в старте «Сампдории». Главный недостаток поляка – слишком частые смещения в центр. Если Марко Джампаоло так создаёт компактность, то идея странная и наивная: «Аталанта» Гасперини за счёт включений Спинаццолы идеально пользовалась тактическим недостатком и создавала ширину.
Сравнения идей Марко Джампаоло и Маурицио Сарри звенят из каждого утюга – их поддерживают вообще все, кто как-то связан с алленаторе «Сампдории». Вот Массимо Ферреро, самый безумный президент Серии А после вылета Маурицио Дзампарини: «Я хотел подписать Сарри еще до того, как он оказался в «Наполи». Но мои сотрудники меня облапошили, я на них положился, и они выбрали другого тренера. К счастью, я взял другого Сарри».
Одержимый. Как Маурицио Сарри пробился в «Наполи» через тернии
Успех «Наполи» в Серии А – это в первую очередь успех Маурицио Сарри. Одержимого тренера, который когда-то и не помышлял о такой работе.
Вот Фабио Куальярелла, лидер атаки блучеркьяти: «Он большой тренер, у него такие же идеи, что и у Сарри. Качество составов у «Сампдории» и «Наполи» серьёзно отличается, но пока Джампаоло руководит командой, он может гарантировать хорошие результаты».
Вот Карло Ости, спортивный директор «Сампдории»: «Мы никогда не думали об увольнении Джампаоло. Он всегда был в центре нашего проекта. Это идеальный тренер для того, чтобы работать с молодыми талантами».
Итальянские журналисты подливают масла в огонь. В список тренеров, которые должны принять сборную Италии после оглушительного позора, Джампаоло попал вместе с Карло Анчелотти. Но Папа Карло – топтание на месте, а Марко Джампаоло умеет работать с молодёжью, строить команду в своём стиле и перенимать лучшие качества команды предшественника… хорошо, хватит двух предыдущих качеств.
Но прямо сейчас Марко Джампаоло это всё не нужно. Его задача более приземлённая – впервые в карьере отработать хотя бы два полных сезона с одной командой. В «Сампдории» у него есть толпа голодной молодёжи, которую он вырастит, подготовит, продаст и соберёт новую. Есть ключи от раздевалки, где закрыто для Антонио Кассано – а в сборной Италии, судя по историям из лагеря Национале, нужно закрывать дверь многим лидерам. Есть море, средиземноморская кухня, родные сигареты… и нет никакого давления.
И есть возможность дальше творить революцию.
www.championat.com
Когда в июле прошлого года Массимилиано прибыл на клубную базу в Виново, туринские тиффози встретили его автомобиль градом яиц. Последовавшая затем реплика о давней любви новоявленного алленаторе к «Ювентусу» вызвала не умиление, а насмешки. Тренер, в годы работы которого в «Милане» состоялся переход Пирло, должен быть готов к шуточкам про засланного казачка.
Прошло десять месяцев, и туринские тиффози забыли о своем недовольстве новым назначением. Поутихла буря возмущения, позабылись брошенные в сторону Аллегри яйца, и открылось, что «старая синьора» стала больше владеть мячом и чаще забивать. Сейчас на дворе май, и «Ювентус» – один из двух клубов в Европе, сохраняющих шансы на требл. Не в последнюю очередь благодаря тактической революции, предпринятой главным тренером «бьянконери».
СхемаПервое и главное из нововведений Аллегри. То, как ловко алленаторе нашел посреди сезона момент для смены витринной расстановки, доставило эстетический кайф итальянским экспертам. То, во что трансформировались пресловутые 3-5-2 Антонио Конте – вызывает восхищение.
Аллегри не изменил себе. Шесть лет он играл с четверкой защитников и треквартистой. Эта схема принесла ему скудетто, апеннинский Суперкубок и два звания тренера года. Выгадав возможность, Массимилиано внедрил излюбленный «ромб» в годами отработанную туринскую машину по добыванию титулов. Собственно, для этого его приглашали: Маротта был уверен, что идеи Аллегри более перспективны в еврокубках, нежели задумки Конте. И не прогадал.
Опробовать новую тактическую схему алленаторе удалось в поединке с «Олимпиакосом». Синьор Аллегри списал эксперимент на необходимость, вызванную отсутствием ряда ключевых штыков. Когда вернулся в строй Бардзальи, а модульная расстановка игроков не изменилась, стало очевидным – новая схема одобрена и благословлена.
Новый «Ювентус» гораздо гибче прошлогоднего образца. При атаке ромб 4-3-1-2 трансформируется в прямоугольник 4-2-2-2. Это происходит за счет смещения вверх одного из пары центральных полузащитников.
В новой схеме необычно высоко располагаются фланговые защитники – почти на уровне крайков «старой синьоры» образца Конте. В средней линии образуется ромб. Его нижний край, Пирло (когда он здоров) – выполняет роль регулировщика, направляющего атаки команды.Выше него располагаются два центральных полузащитника – меццала: по роли на поле они близки к бокс-ту-бокс. Обычно слева – Погба, справа – Маркизио или Видаль; в последних матчах на месте травмированного француза играл Стураро. Один из меццала больше работает на атаку (Погба), второй во время позиционного нападения садится ниже – на позицию рядом с Пирло. Над ними – венец ромба, треквартиста: как правило, Перейра, реже – Видаль. Все это – элементы стройной системы; но эффективность модуля напрямую зависит от пары игроков, незаменимых на своих позициях.
Пирло
Слаженность работы средней линии в подобной схеме зависит от действий нижнего угла в ромбе. В «Ювентусе» эта функция по умолчанию отдана Пирло. Маэстро, как и прежде, играет роль реджисты – плеймейкера, ведущего игру из глубины поля. В начальной стадии атак Андреа уходит в зону между двумя центральными защитниками, фактически отвечая за развертывание наступления. В «Ювентусе» Конте обязанность первого паса была возложена на Бонуччи, а Пирло располагался ближе к центральному кругу.
Любопытно, что именно этот момент – потенциально самый проблемный в игре «бьянконери». Когда Пирло садится меж двух центрдефов, крайние защитники занимают позиции значительно выше. На линии мяча остаются всего трое игроков «Юве», которым вовсе не свойственна высокая скорость.
Команды с высоким прессингом и агрессивными атакующими игроками (именно такими, как у «Реала») способны подловить туринцев на обрезке. Из подобных соображений Пирло частенько завязывает наступательную акцию длинным пасом – так надежнее. В отсутствие Маэстро Аллегри вовсе отказывается от функции реджисты, и опускающийся на позицию нижнего угла в ромбе Маркизио выполняет несколько иные функции.
ПогбаФранцуз – один из пары центральных полузащитников. Его отличие от партнера по линии меццала (Маркизио или Видаля) – большая нацеленность на атаку. И, как оказалось, никто в команде не способен исполнять эту функцию на уровне Погба.
Поль наконец стал одним из лидеров «Ювентуса». Он великолепно взаимодействует с Тевесом и Перейрой, успевает отрабатывать в отборе и восхищает своим прогрессом. Его великолепная игра – подспорье в атакующих действиях команды, а его травма – большая проблема в преддверии матча с «Реалом».
Вынужденное отсутствие Погба продемонстрировало, сколь велико его влияние на атакующее разнообразие в игре «Ювентуса». Средняя результативность «бьянконери» в матчах, в которых француз выходил на поле – 2,03 гола за матч. В матчах без его участия – 1,6 гола. По количеству опасных моментов, созданных игроком (последний пас или удар), Поль – второй в команде. Недаром европейские эксперты считают, что Погба – единственный, кто может оспорить у Тевеса звание игрока года в Серии А.
Перейра
Переход на любимый новым алленаторе «ромб» знаменовал возвращение в тактическую расстановку «старой синьоры» позиции треквартисты – верхнего угла схемы. В межсезонье Аллегри наигрывал на эту роль Видаля, рассчитывая дать волю атакующим навыкам чилийца. Однако неубедительная физическая форма Воина заставила тренера отказаться от этой затеи. Свою роль сыграл и стиль игры Артуро: играя на позиции верхнего угла «ромба», он исполнял роль ресинто – «заслонки»: атакующего полузащитника, ориентированного на гашение атак соперника в самом начале. Аллегри нуждался в треквартисте иного плана.
Роберто Перейру в Италии называют «бриллиантом Аллегри». Аргентинец неплохо смотрелся в «Удинезе», но в «Ювентусе» раскрылся по-настоящему. Именно Перейра стал решением проблемы с треквартистой. Он здорово связывает нападающих со средней линией и постоянно напрягает оборону соперника. Благодаря Пирло Перейра лишен обязанностей распасовщика и потому частенько смещается на фланг. Энергичный, мобильный и быстрый, он настолько убедительно выглядит на новой позиции, что в Италии сами собой поутихли слухи о поиске «Ювентусом» классической «десятки».
Тевес
Со времени появления Аллегри на тренерском мостике функции Карлито значительно расширились, еще более увеличив зависимость «Юве» от аргентинца. Как и в случае с Пирло, Тевес – единственный игрок в составе «старой синьоры», который может делать на поле то, что делает.
Зона действия игрока по сравнению с прошлым сезоном увеличилась примерно вдвое. Теперь Апач часто опускается ниже (вплоть до центрального круга), временами напоминая треквартисту.
В зависимости от действий Тевеса тактическая расстановка команды меняется с 4-3-1-2 на 4-3-2-1: с «ромба» на «елку». А атакующий квадрат 4-2-2-2 превращается в 4-2-3-1, когда Карлито в подыгрыше опускается в третью четверть поля. В такие моменты Тевес уводит за собой опекунов и создает комбинационный треугольник с ближними игроками. В освободившуюся зону seconda punta врывается один из этой троицы (обычно – центральный полузащитник), получая потенциально голевой момент. Половина голов Погба в сезоне забита именно благодаря этому трюку.Любопытно, что расширение функций Тевеса нисколько не сказалось на его результативности. Напротив, Апач уже превзошел прошлогодние показатели, хотя сезон еще не закончен. Карлито хорош настолько, что из уст экспертов уже слышатся разговоры о «Золотом мяче».
Предстоящие матчи с «Реалом» – сверхважное событие не только для Тевеса, который в очном противостоянии встретится с одним из пары вечных номинантов на «Золотой Мяч». Аллегри сразится с одним из немногих тренеров, способных переиграть его тактически. Как бы ни закончилось это противостояние, сезон для «Ювентуса» и его алленаторе уже стал успешным. Выход в полуфинал Лиги Чемпионов – фактическое оформление возвращения в элиту европейского футбола. Тот самый восклицательный знак, которого недоставало «Старой синьоре» в красивой истории о возрождении после моджигейта. И этот восклицательный знак поставил Аллегри.
Теги
footballhd.ru
Диего Марадона и Лионель Месси — величайшие футболисты своего времени, а потому определить, кто из них лучше, нельзя. Такое мнение в эксклюзивном интервью RT высказал бывший вратарь сборной Аргентины Серхио Гойкочеа. Двукратный чемпион Южной Америки также оценил систему видеоповторов, рассказал о роли примет в его карьере и о том, насколько важна удача в футболе.
— На чемпионате мира в Италии в 1990 году вы стали одним из героев аргентинской сборной. В матче против СССР вы вышли на замену в самом начале игры, когда Нери Пумпидо получил травму. Что вы чувствовали в тот момент?
— Конечно, это было непросто: мой товарищ был травмирован. Если вратарь покидает поле, то травма у него действительно серьёзная. Всё произошло настолько внезапно, что я и почувствовать ничего не успел. Мы уже потерпели поражение в первом матче против Камеруна, и если бы проиграли Советскому Союзу, то вылетели бы с турнира. Но я не думал ни о чём подобном, просто вступил в очень важную игру. Только когда прозвучал финальный свисток, я осознал ситуацию. Мне сказали, что у Пумпидо трещина в кости. Это было странное чувство, я начал плакать. А уже в следующей встрече начал нервничать по-настоящему.
— Вам постоянно задают вопросы о вашем дебюте на чемпионате мира. Вы часто размышляете о том, что пережили тогда? Ведь вы стали «вратарём, который отбивал пенальти».
— Я благодарен за то, что это произошло. Не знаю почему, но людям в моей стране очень запало в душу мировое первенство 1990 года, даже тем, кому сейчас 30 лет. Несмотря на то что им тогда было всего по два года, они относятся ко мне с огромной теплотой. Конечно, я понимаю, что технологии позволяют узнать обо всём, но их переполняют искренние чувства, поэтому я и удивляюсь. Многие люди спрашивают меня, можно ли со мной сфотографироваться, не затруднит ли это меня. Я всегда отвечаю: «А почему это должно меня затруднить?» Слава богу, что так происходит и меня так любят.
— Когда вы играли, у вас была некая примета. Расскажите об этом подробнее.
— Да, у меня была примета, которая возникла по необходимости. Это естественная физическая потребность. Обычно, когда очень жарко, мы пьём много жидкости, которая накапливается в теле, и в определённый момент она должна его покинуть. Если человек занимается каким-либо спортом, от этой жидкости ему непросто избавиться. В какую-то секунду становится совсем невтерпёж и очень хочется в туалет, но на футбольном поле его нет…
— И как вы вышли из столь непростого положения?
— Футбольное поле превратилось в огромный туалет! Меня прикрыли мои товарищи. Тогда не было такого количества камер вокруг, как сейчас, но кое-какие всё же были. Всё это приключилось со мной перед серией пенальти в матче с Югославией, а потом стало приметой. Я выполнил этот же «ритуал» в противостоянии с Италией. И во всех шести матчах Аргентины на вылет я делал то же самое. В этих играх мы ни разу не потерпели поражения, так что приметы, похоже, и правда работают.
— С тех пор прошло немало лет, и футбол сильно изменился. Что можете сказать о системе видеоповторов? На ваш взгляд, как бы сложились противостояния прошлого, если бы и тогда судьи обращались за помощью к технике? Например, мог бы измениться исход финала между Германией и Аргентиной, когда было назначено очень спорное пенальти?
— Действительно спорное. Возможно, с точки зрения судьи, он принял верное решение. Тем не менее у меня в памяти запечатлена картинка, когда Роберто Сенсини буквально в нескольких метрах от меня сыграл в мяч, только потом задел игрока сборной Германии. Думаю, если бы у арбитра была возможность пересмотреть этот момент, он бы не назначил одиннадцатиметровый удар. К сожалению, в той встрече пенальти был, несмотря на наши активные протесты.
— То есть видеоповторы пойдут футболу на пользу?
— Мне нравится система. Мы критикуем рефери на протяжении долгого времени. Тем не менее иногда нам, комментаторам, самим приходится просматривать один и тот же момент около четырёх-пяти раз для принятия окончательного решения: была ли игра рукой, офсайд или фол. При этом комментаторы могут наблюдать за ситуацией с помощью четырёх камер. Арбитр же смотрит только с одного ракурса и вынужден принимать решение за считаные секунды. Конечно, им приходится нелегко. Их решения могут быть несправедливыми, но они обычные люди, и их ошибки вполне логичны.
— Есть мнение, что видеоповторы могут повлиять на темп игры. Что вы думаете по этому поводу?
— Да, в футболе есть своеобразный ритм, и повторы могут его немного нарушить и снизить накал эмоций. Но, с моей точки зрения, эта система в футболе нужна. Ведь для её внедрения не придётся полностью менять структуру игры. Что касается зрителей, они со временем привыкнут. В том же регби прерывают игру, смотрят повторы. То же самое в теннисе — спортсмен запрашивает повтор в системе Hawk Eye, который несколько замедляет ход игры, но болельщики относятся к этому спокойно.
— Для кого данное нововведение лучше? Для футболистов или для телезрителей?
— Я думаю, это будет лучше для самой игры, ведь снизится количество ошибок при принятии ключевых решений. Представьте себе, что все твои усилия за год перечёркивает одна ошибка. Причём это происходит непреднамеренно. Мы, вратари, тоже ошибаемся: например, когда мяч выскальзывает из рук. Конечно, такие оплошности происходят невольно. В спорте подобное случается. С судьями то же самое. Они такие же люди и принимают решение на основе каких-то критериев. Влияет и позиция, на которой они находятся. Кроме того, футболисты могут симулировать и сбивать судью с толку. Ведь игроки — в какой-то мере актёры.
— А вы когда-нибудь прибегали к «актёрской игре» на поле?
— Голкиперу это сделать непросто: стоишь у всех на виду. Разве что всем нам известно, что во вратарской никто не имеет права тебя трогать. Так что при любом столкновении между полевым игроком и голкипером — судья примет решение в пользу второго. Но мы в своё время этим преимуществом особо не пользовались.
— Что происходит со сборной Аргентины? С 1993 года команда не побеждает на крупных турнирах.
— Хотелось бы мне знать... Если бы в 1993 году на Кубке Америки в Эквадоре ко мне бы кто-нибудь подошёл, постучал по плечу и сказал: «Сеньор Гойкочеа, насладитесь этой победой, так как ваша сборная больше не выиграет в финале в течение более чем 20 лет», — мне бы показалось это чем-то нереальным. Но такое случается, ничего не поделаешь.
Также по теме
«Мундиаль придаст России дополнительный вес»: Блаттер о своей роли в мировом футболе, нововведениях ФИФА и ЧМ-2018Футбол принадлежит двум миллиардам болельщиков, а не ФИФА или УЕФА. Такое мнение в интервью RT выразил Йозеф Блаттер. Восьмой...
— При этом у Аргентины очень хорошая сборная с прекрасными игроками, известными по всему миру…
— Совершенно верно. Вообще, за эти 20 с лишним лет мы выходили в финал Кубка Америки в 2004, 2007, 2015 и 2016 годах. Также были в финале чемпионата мира в 2014 году. Но на Кубке Америки к нашей команде предъявляется больше требований, чем на мундиале, так как количество кандидатов сокращается. В коротких турнирах, если ты проснулся утром в плохой форме, тебе отвесили пару оплеух — и всё, едешь домой. Перед этим команда могла выиграть четыре матча, но достаточно одного поражения, чтобы покинуть соревнования.
— Получается, что формулы успеха в футболе не существует?
— Нет, ну конечно, есть. Можно хорошо подготовиться и заполучить лучших исполнителей, но футбол — это же по-прежнему игра.
— Насколько здесь важна удача?
— Она влияет в определённой степени, но от неё не всё зависит. В 1990 году мы провели матч против Бразилии. Если бы нам пришлось сыграть десять, то мы смогли бы победить только в одном из десяти. Бразилия играла очень хорошо, но она не смогла действовать эффективно, а это тоже является частью футбола.
После той неудачи Бразилия через какое-то время всё-таки стала чемпионом мира. Но именно в тот день, в 15:00 в Турине, фортуна была не на их стороне. Диего Марадона мастерски передал мяч, и Клаудио Каниджа оформил гол. Судьба распорядилась таким образом, что все атаки бразильцев заканчивались неудачей. Либо я ловил их мяч, либо он попадал в штангу.
— В чём заключается психология вратаря?
— В его мужестве. Несмотря на появление системы видеопомощи арбитрам и на изменения футбольной тактики, несмотря на то, что сегодня футбол требует более серьёзной физической подготовки, одно осталось неизменным: всё решает гол. Вратарь играет решающую роль на последнем этапе. Никто не помнит, что делали остальные игроки. Все только помнят, где стоял голкипер: мог ли он спасти положение, находился ли в правильной позиции. Когда у меня спрашивают совета юные вратари, я им говорю: «Научитесь мириться с мячом, забитым в ваши ворота». Даже в день твоего лучшего выступления тебе всегда могут забить. Вы можете мне назвать голкипера, который бы не пропустил ни одного гола за всю свою карьеру?
— Нет.
— Вот именно. Когда-нибудь тебе всё равно забьют. Иногда и за три-четыре матча никто не может поразить твои ворота, но потом залетает сразу два. Твоя команда побеждает со счётом 3:1, но один гол тебе всё-таки забили. Первое, что нужно сделать — выявить проблему. Если этого не сделать, то ты продолжишь жить в иллюзорном мире.
— Но вы когда-нибудь себе говорили: «Нужно быть сильным, нельзя плакать, нельзя бездействовать»?
— Нет... Знаете, что я делал во время пенальти?
— Расскажите.
— Считается, что пенальти проще забить, чем не забить. Если доходит дело до одиннадцатиметровых ударов, то люди говорят, что вероятность взятия ворот равна 80%. Так что вратаря не будут ругать за пропущенный мяч, весь негатив достанется игроку, который не забил гол. Во время пенальти я старался думать именно об этом, ведь с меня снималась часть ответственности. В тот момент я давал себе такие установки, хотя внутренне и понимал, что было необходимо поймать мяч, и действительно хотел этого.
— Всё это не так и просто. Вы когда-нибудь обращались за психологической помощью?
— Нет, в моё время было табу на тему психологов. По крайней мере, в Аргентине. Но в наши дни футболистам порой действительно нужна некая помощь и поддержка. Этому способствуют все доступные технические средства. Недавно на сайте аргентинской газеты опубликовали промах стража ворот «Ривер Плейт» на тренировке, каждая его ошибка находится под пристальным взглядом всей нации... Это просто безумие!
— То есть вы всегда чувствовали давление публичной жизни, но теперь оно стало ещё сильнее?
— Естественно. Сейчас на футбольном поле тебя снимают на мобильный телефон, потом всё это распространяют и заливают в соцсети. Ты подвергаешься огромному давлению, которого раньше просто не было. Так что в настоящее время футболист должен быть психологически подготовлен, это часть спортивной карьеры. Иначе ты просто не сможешь концентрироваться на своей работе.
— Месси или Марадона?
— Что за вопрос? Их нельзя сопоставить. Это какое-то безумие. Но следует признать, что в одном они похожи: оба — аргентинцы. Другое дело, кого я предпочитаю. Но определить, кто лучше, очень сложно. Каждый из них был лучшим в свой период.
Также по теме
«Магия футбола объединяет людей»: Инфантино об ожиданиях от ЧМ-2018, безопасности и принципах работы ФИФАИменно футбол способен стать той объединяющей силой, которая необходима людям во всём мире. Об этом в интервью чемпиону Европы по...
— Кто ближе именно вам?
— Я многое пережил вместе с Диего. Не могу отстраниться от этих тёплых дружеских отношений. Посчитайте сами: мы были товарищами по команде, он был моим соперником, играя за другую команду, даже побывал моим тренером. Ещё мы снимались в телевизионной программе, а последний мяч, который он забил мне в официальном матче, был забит с пенальти. Вот мой ответ на ваш вопрос.
— Расскажите в двух словах, каковы положительные стороны дружбы с человеком, который знаменит по всему миру? Здесь, в России, когда вас видят, сразу же вспоминают и Марадону.
— То же самое происходит в любом уголке мира, где бы я ни был. Куда бы ни прибыл Диего, всюду его окружают толпы фанатов. Один человек ждал его у выхода из сауны, чтобы он дал ему автограф. С ума сойти! Поэтому я и говорю, что для футболиста нелегко быть всемирно известным человеком, ведь это лишает определённой свободы. Ты не можешь просто выйти из отеля, чтобы осмотреть достопримечательности или просто выкурить сигару, за тобой следят сотни восхищённых глаз.
russian.rt.com
Успей взять Пьянича в свою команду и поборись за призы!
Приговорены к «Ювентусу». Почему «Барселона» проиграет в Турине
Несколько причин, которые могут помешать Месси, Суаресу и Неймару добиться успеха в первом матче.
Хочешь узнать больше о стиле игрока – узнай, кого он любит. Года два назад, ещё будучи игроком «Ромы», Миралем Пьянич давал интервью итальянским коллегам, а под финиш рассказал, каких игроков обожает сильнее других. «В детстве любил Зизу, Зинедина Зидана, – отмечал Пьянич. – Как соперник восхищаюсь Андреа Пирло,
он элегантно делает разницу. Стилистически же идеал современного футболиста для меня – Хави. Они умные. Мне нравятся футболисты, которые думают, когда играют. Эти трое видят уникальные вещи, которые не видят другие», – говорит Пьянич. Все трое – центральные полузащитники, но с разной стилистикой: опорник с удивительным пасом, box-to-box (или меццала, по итальянской терминологии) и «десятка».
Пьянич сам очень умный и хитрый. Его хитрость нечаянно проявилась уже на первый год жизни – когда семья бежала из Зворника, города, где в югославскую войну сносили мечети, а местных жителей отправляли в концлагеря. Дважды отец просил документы, чтобы уехать в Люксембург, ему отказывали, на третий раз в посольство пришла мама, Фатима, с сыном на коленях. Когда им снова не дали документы, Миралем заплакал, работник посольства сказал: «Хорошо, сделаю всё, лишь бы ваш сын не плакал».
Отец Пьянича, Фахрудин, тоже был центральным полузащитником с головой на плечах. Дома играл в городской команде из третьей лиги, решил бежать в Люксембург, потому что туда отправились друзья детства. Утром – работа, вечером – футбольная тренировка, Фатима работала с четырёх вечера до полуночи, так что Миралем ежедневно занимался вместе с отцом. «Однажды утром я спустился колотить мяч об дверь гаража. Мой отец услышал шум, подумал, что нас хотят ограбить, а когда увидел меня, понял, что я хочу быть футболистом», – вспоминает Пьянич-младший. До 13 лет были тренировки в Люксембурге, потом – отъезд в академию «Метца», где вправляли мозги даже Эммануэлю Адебайору.
Было много разговоров о том, что в Миралеме Пьяниче «Ювентус» видит замену Полю Погба, но настолько разных игроков одного амплуа сложно подобрать.Он художник, отчасти похожий на анархиста. Когда в «Лион» приехал Йоан Гуркюфф, Пьяничу стало тесно – два мозговитых игрока дублировали друг друга. Когда «Рому» возглавил Зденек Земан, Пьянич взвыл – чех начал штрафовать за кофе и поедание пирожных, нагрузил команду каторжными тренировками и поставил ей традиционный вертикальный футбол. «Иногда я принимал одно решение, хотя хотел совсем другое», – говорил Пьянич о Земане спустя пару лет совместной работы. Остроумный пас поперёк отдать нельзя – только вперёд. Миралем Пьянич образца «Лиона», «Ромы», даже «Метца», где он в первый же сезон чуть не стал лучшим молодым игроком Лиги 1 (уступил только Атему Бен-Арфа), – художник, чей полёт мысли не стоит ограничивать. Игрок вне схем. Про таких, как Пьянич, однажды всё сказал великий педагог Карло Маццоне: «Тактика – хлеб для бедных, техника – хлеб для богатых».
«Лучше проиграть 4:5, чем сыграть 0:0». Зденек Земан вернулся
Он никогда ничего не выигрывал, но все фанаты футбола его обожают – на старости лет Зденек Земан вернулся в чемпионат Италии.
В «Ювентусе» чаще Пьянича участвует в голах только Гонсало Игуаин, нападающий, которому положено быть самым заметным по статусу.Массимилиано Аллегри летом пошёл на риск. Тренер «Ювентуса» оценил в первую очередь культуру паса Пьянича – будучи самым нацеленным на атаку полузащитником «Ромы», Миралем редко шёл в обводку (всего 46 попыток за сезон-2015/16, 22 удачные), зато два сезона подряд переходил отметку в 70 передач за игру. Аллегри решил биться за трансфер Пьянича, увидев в нём задатки гениальности Андреа Пирло. Не смутил тренера и провальный эксперимент с Эрнанесом – бразилец пришёл в «Ювентус» летом 2015-го, но чаще ошибался или выпадал из игры, чем показывал качества художника.
«Пьянич похож на Эрнанеса, который раньше никогда не играл перед защитниками и теперь превратился в совершенно другого футболиста. Думаю, Пьянич станет одним из лучших глубинных плеймейкеров в мире», – сказал Аллегри перед стартом сезона. Он что-то знал.
Про таких, как Пьянич, однажды всё сказал великий педагог Карло Маццоне: «Тактика – хлеб для бедных, техника – хлеб для богатых».Сейчас я нагружу вас цифрами и попробую разъяснить, почему Миралем Пьянич – один из сильнейших глубинных плеймейкеров мира прямо сейчас. В последних материалах я рассказывал о системе вычисления участия игроков в голевых атаках – например тут – и в «Ювентусе» чаще Пьянича участвует в голах только Гонсало Игуаин, нападающий, которому положено быть самым заметным по статусу. Миралем 24 раза помогал «Ювентусу» забивать – у него 5 голов, 7 голевых передач и 6 предголевых (лучший результат в команде). По Packing – количеству отрезанных пасами вперёд соперников – Пьянич идёт вторым в плей-офф Лиги чемпионов, если учитывать результаты в среднем за матч. Чаще отрезает соперников только баварец Хаби Алонсо, это сильный ориентир для боснийца.
Старик Маццоне был прав. Массимилиано Аллегри, считающий тактику не самым важным инструментом командного успеха, обкатал за основную (и ничего не решавшую) часть сезона несколько схем – 3-5-2, 4-4-2, 4-3-1-2, с зимы остановился на 4-2-3-1 – но после маленького отрезка сомнений отправил Пьянича в опорную зону. У «Ювентуса» очень акцентированный на атаку комплект центральных полузащитников: главный козырь Маркизио – пас, Хедира сильно прибавил в атакующей игре (19 участий в голевых атаках – четвёртый результат в команде), а Ринкон, Стураро и Лемина чаще используются с соперниками уровня «Кьево».
Пьянич со своим букетом умений пришёлся бьянконери очень кстати. Он стал делать меньше передач – 64,3 за матч против 73,3 и 78 в двух последних римских сезонах, но при этом сильно добавил в разгоне атак. Отчасти этим объясняется меньшее участие в атаках Леонардо Бонуччи, в прошлом сезоне его роль была особенно яркой из-за отсутствия Пирло и стабильного нового глубинного плеймейкера. Теперь его роль за Пьяничем. Он участвует в атаках намного глубже, часто отходит на позицию третьего центрального, чтобы разгонять наступление передачами на фланг или между линиями. Либо же поднимается чуть выше центрального круга, чтобы исполнить «закидушку» за спину защитникам. Футбол Пьянича требует умственной подготовки других нападающих, и Гонсало Игуаин – подходящий игрок для него: аргентинец понимает, когда нужно стартовать и сделать рывок под передачу Миралема.
Весьма вероятно, против «Барселоны» Массимилиано Аллегри тоже сыграет по схеме 4-2-3-1, по которой «Ювентус» сыграл 11 из последних 12 матчей чемпионата Италии, и Миралем Пьянич снова будет исполнять традиционную для себя роль. Возможно, Луис Энрике изберёт боснийца как прессинг-мишень, но и на этот случай у «Ювентуса» будет альтернативное решение: Пьянич будет стягивать соперника за собой, открывая пространство для проходов вперёд Кьеллини и Бонуччи. В матче против «Интера», когда нерадзурри идеально прессинговали «Ювентус» весь первый тайм, так и было. К тому же та игра с «Интером» доказала, что полноценно сковать Пьянича всё равно невозможно – есть ведь ещё и стандарты, которые Пьянич исполняет, как Пирло. Это не мои слова, а Жуниньо Пернамбукано, одного из лучших спецов в мире по исполнению штрафных, у которого Пьянич брал уроки в «Лионе» – ему точно можно верить.
Прошлым летом было много разговоров о том, что в Миралеме Пьяниче «Ювентус» видит замену Полю Погба, но настолько разных игроков одного амплуа сложно подобрать. Один берёт физикой, техникой и запредельным футбольным эгоизмом, другой делает абсолютную ставку на свой ум – что с мячом, что без. Идеальный заместитель Андреа Пирло, одного из любимых игроков недавнего прошлого. Маэстро предпоследнего паса. Игрок вне схем.
Он тоже видит уникальные вещи, неподвластные остальным.
В материале использованы данные паблика «Пыльный чердак».
www.championat.com
"Здравствуйте, Матео? Интер хочет тебя купить, они сделали предложение о трансфере и увезут тебя в Милан". Внезапный телефонный звонок звучал примерно так. Так же неожиданный, как и желаемый. Жизнь Матео Ковачича изменилась за пару часов. Из Хорватии в Италию, из Загреба в Милан, из Динамо в Интер. 30 января, день, который будет тяжело забыть Ковачичу. Это его первый день в качестве футболиста Интера, это начало нового приключения.
Ковачичу 18 лет, у него детский взгляд, удивленный и счастливый. Когда ему рассказали о предложении Интера, он выглядел ошеломленным, он не ожидал этого. Он находился в Междугорье, в Боснии, на границе с Хорватией. Там загребское Динамо проводило подготовительные сборы после длительного зимнего перерыва без игр. Ковачич тренировался, собирался вернуться к играм, но с Динамо. Вместо этого, он будет носить другую форму, форму Миланского Интера. В то же время агент Боццо, представитель Интера, достиг договоренности с загребским Динамо. Ковачич пакует чемоданы. В обед он покидает Междугорье и направляется в Загреб. Частным самолетом он летит в Милан, пройти медобследование и подписать контракт. Он не может дождаться выступать за Интер.
"Я люблю Интер, это мечта. Я так счастлив!", признался он своим самым близким друзьям, напарникам по команде, которые говорят, что Матео всегда нравился Интер. Настолько сильно, что он даже часто выбирал Интер, играя в Playstation, мечтая однажды в будущем выступать за нерадзурри. Мечта, которая стала реальностью. Эти друзья знали его с 13 лет, когда он перешел в Динамо. Это было в 2007, год его приезда в Хорватию. У Ковачича был паспорт ЕС, потому что он родился в Линце, в Австрии. Его семья из Хорватии, отец отправился в Австрию в поисках работы. Именно здесь Матео впервые начинает играть в футбол: в возрасте шести лет, в 2000 году, он выступал за молодежную команду местого ЛАСКа. В 2007, с приходом в Динамо, начинается путешествие, которое привело его к настоящему взрослому футболу. Шаг от детских площадок в Линце до Сантьяго Бернабео короче, чем Вы думаете.
Играть в Мадриде против Реала сложно для каждого. Но представьте, какого это для 17-летнего ребенка. Ковачич уже провел 12 игр в Лиге чемпионов, а ему всего 18 лет. Это нормально для того, кто дебютировал во взрослом футболе в 16 с половиной лет. Как дебютировал? С гола, конечно! К сожалению его рекорд был побит другим молодым хорватским дарованием, Аленом Халиловичем 1996 года рождения, который так же был близок к переходу в Интер в январе прошлого года. Но это другая история, сейчас время Матео Ковачича.
Удивленный звонком Интера, но счастливый. Интер хотел его больше других европейских команд, желавших заполучить Маттео. В течение нескольких лет имя Матео Ковачич часто звучало со многими топ-клубами. В прошлом году Арсенал предложил 8 млн, Динамо отказало. К нему проявлял интерес в первую очередь Манчестер Сити, буквально вчера Челси пытался перебить предложение, Реал с любопытством следовал за ним, и даже Ювентус и Юнайтед оценили талант молодого хорвата. Но это так же другая история. Два дня назад Днепр прибыл в Междугорье и сделал предложение по Врсалько, другому таланту Динамо, но хорваты отказались, потому что знали, что продадут Ковачича в Интер. На самом деле, после отказа Паулиньо, у Интера не осталось сомнений: они хотели Ковачича немедленно, по требованию Страмаччони. Итак, два дня назад начались контакты, а вчера Боццо прибыл в Хорватию на переговоры и закрыл сделку.
Кто такой Матео Ковачич? Он центральный полузащитник, но не только это. Он может играть как mezzala (пост Логинова в помощь тем, кто не знает, что это значит), часто выступал в роли реджисты, но был рожден треквартистой. Он любит работать с мячом на поле, его манера поведения - Иньеста или Хави. Его рост 179 сантиметров, но это физический аспект, который необходимо пустить в нужное русло. Его техника на высочайшем уровне, у него нет недостатка в великолепных пасах или ударах. Магическая нога и технические способности настоящего таланта. В течение сезона он сыграл 11 матчей и забил 1 гол в чемпионате. После тяжелого начала сезона, Ковачич стал твердым игроком основы и провел подряд 10 матчей в стартовом составе. Возможно именно выступление с октября по ноябрь в итоге и убедило Интер. Он сохранял место в старте раз за разом. В этом сезоне вместе с Динамо он выступал на различных позициях. В 4-2-3-1 в качестве атакующего полузащитника под нападающим, но так же и в роли одного из двух центральных. Но он так же выходил как меццала справа в тройке и как чистый реджиста в 4-3-3.
В прошлом сезоне он провел 25 матчей в чемпионата и забил 4 гола. Кроме этого, он провел 12 матчей в Лиге чемпионов за прошедшие 2 года, в Европе, что очень важно. Он отметился отменным понимание игры, контролем мяча и прекрасным ударом: его ключевые технические способности. Он очень хорош в горизонтальных переводах, он сдержанный и часто отмечается передачами в разрез между несколькими защитниками. Он очень молод и должен очень развиваться физически, чтобы играть в Италии. Но даже сейчас он может быть полезным с самого начала. Страмаччиони попробует использовать его на каждой позиции в полузащите. В роли реджисты, идеальная роль для его будущего, но возможно пока слишком рано, или же в роли классического полузащитника при 3-5-2. Гуарин с одной стороны, Ковачич (или Кузманович) с другой и Камбьяссо (или Гаргано) в центре. Или же на позиции выше при 3-4-1-2 в роли вице-Гуарина. Именно по этим причинам Страмаччиони настаивал на его приобретении, а Интер следовал за Ковачичем на протяжении очень длительного времени. Тем не менее, надо набраться терпения, он должен созреть в атмосфере поддержки. Нет, я не называю его новым Модричем или Бобаном. Он только Матео Ковачич. Дайте ему время, доверие и мяч. Остальное зависит от него.
Источник: fcinternews.it
www.sports.ru
В Англии всегда любили полузащитников, действующих от одной штрафной площадки до другой – так называемый «box-to-box». А Стивен Джеррард - это «box-to-box-to infinity and beyond». Футболист-швейцарский нож, абсолютно мультизадачный и неутомимый. Это то, каким мы его помним. Делавшего больше всех касаний, забивая по двадцать голов за сезон. Но сейчас на старину Стиви стали всё чаще смотреть так, как смотрят на материал, который в скором времени должен быть списан. Мы решили усмирить наглецов, сомневающихся в профпригодности самого Джи и указать на не менее, легендарного игрока – Андреа Пирло.
Пирло, которого не пытался удержать «Милан», позволив на свободном трансфере перейти в стан извечного конкурента. Всё равно ведь не пригодится, да? В результате над «россонери» смеялась вся Европа, пока Андреа ковал славу чемпионского «Ювентуса» и сборной-финалиста Евро-2012. А всё, что нужно было сделать – перевести Пирло из одного раздела физики в другой. Променять динамику на статику.Джеррард всегда был королём динамики, но с прошлого сезона он начал исполнять вполне конкретную роль – закрывать позицию опорника в «Ливерпуле», который в этом смысле испытывал определённые трудности. Большие трудности, надо сказать. Это сработало, и Роджерс убил сразу двух зайцев – справился с проблемой в опорной зоне и избавился от Джеррарда впереди, что уже нужно было делать. Когда Стивен принимал слишком активное, как он любит, участие в атаках, это отбирало пространство у Хендерсона/Аллена и Коутиньо. Перевод его назад развязал партнёрам руки (ноги) и дал толчок к их развитию (особенно Хендерсона), а Джеррард смог дирижировать игрой команды из глубины.
Этого на тот момент оказалось мало, он всё ещё брал на себя слишком многое по старой рабочей привычке, и успевал, в общем-то, не всегда. Нет, он всё ещё велик, всё ещё Джеррард и моментами был прекрасен. Но это не совсем пока та игра, о которой мы ведём речь. После стольких лет Стиви Джи гораздо сложнее научиться играть в статический футбол, чем Пирло.
Андреа итальянец, поэтому естественно, что он хорошо знаком с позицией «реджисты». Он всегда играл во что-то похожее, но в «Ювентусе» превращение состоялось окончательно. Что же такое «реджиста»? «Реджиста» – это позиция на поле, противопоставленная «треквартисте» во многих смыслах. «Треквартиста» является свободным художником впереди, а «реджиста» – художник вполне фиксированный и сзади. Он освобождён от черновой работы и занимается тем, что диктует темп и направляет атаки своей команды. Конечно, он должен обладать великолепным пасом и футбольным умом. Это практически словарное определение того, что делает Пирло. К тому же, Андреа очень редкий фрукт в том плане, что он может играть (и играет) чистого «реджисту», тогда как обыкновенно его обязанности распределяются между другими игроками.В «Ювентусе» были созданы все условия для того, чтобы Пирло мог не отвлекаться от своей волшебной палочки и спокойно дирижировать оркестром. Вокруг всегда было два человека из тройки Видаль-Маркизио-Погба. А сзади страховала тройка в обороне. Лучшая в Италии тройка, замечу вам. Поэтому он просто с удовольствием смотрел, как другие «выжигают» газон и делал магию. Это не значит, что Пирло просто стоял, он и много перемещался, и принимал участие в борьбе. Но главное – что не отвлекало его от задач «реджисты», так что он помог «Ювентусу» Конте стать чемпионом. И ещё раз. И будет помогать ещё раз.
При кадровых ресурсах «Ливерпуля» будет тяжело обеспечить Джеррарду ту поддержку, какую своему плеймейкеру обеспечили в «Старой Синьоре». Всё-таки, «красные» и играют немного по-другому. Но это ничего. Можно обратиться к игре сборной Италии, в которой Пирло также был ключевым элементом, но не было Погба и Видаля. Пранделли не стал превращать «СкуадруАдзурру» в «Ювентус», расставляя, скажем, Де Росси и Маркизио по туринскому методу. Просто рядом с Андреа действовал маленький и юркий Марко Верратти, которого, кстати, частенько сравнивают с Андреа по стилю игры. Верратти занимался тем, что собирал подборы для Пирло и всегда был готов прийти к нему на помощь. Удивительное дело, в баскетболе подборами занимаются «большие» а в футболе наоборот, малыши, да и вообще ценность этого действия очень сильно недооценивают. Итак, Пирло и Верратти. Можем даже обратиться к матчу итальянской сборной с Англией на минувшем Чемпионате Мира. Потому что там мы видели как яркий пример такой игры. А когда результат был сделан, Пранделли снял Верратти с игры и выпустил настоящее чудовище – Тиаго Мотту, который создан для того, чтобы «замораживать» игру. Плохо то, что он разрушает и свой, и чужой футбол. Но это может быть полезно в определённых ситуациях, что сеньор Чезаре нам наглядно и продемонстрировал.
В «Ливерпуле» можно обратиться к талантам Джо Аллена, который тоже маленький и тоже сможет носиться вокруг Джеррарда, тем самым развязывая ему руки (ноги). У Брендана Роджерса в валлийском «Суонси» Аллен исполнял модную роль эдакого «контроллёра», помогавшего команде владеть мячом и осуществляя успешный его транзит. Не уверен – обстучись с Алленом, вот он рядом. Лично я не вижу того, что могло бы помешать Джо взять на себя часть тех, уже знакомых ему, обязанностей, только на сей раз Джо будет именно помогать Джеррарду. Это один из вариантов.Другой вариант – покупка сильного опорного полузащитника. Он напрашивается сам по себе. Стиви может всё, но всерьёз заставлять его заниматься черновой работой напрямую кощунственно, а Лукас Лейва превратился в грустного клоуна и мало кто уже помнит, что когда-то он был хорош. Важное условие, которому Лейва не соответствует - должен быть опорник с пасом. Не обязательно с ПАСОМ уровня креативных игроков, но минимальная культура обязательна. И тогда Стивен Джеррард засверкает новыми красками, превратившись в некий английский вариант «реджисты». На это, согласитесь, было бы любопытно посмотреть.
Конечно, капитан «Ливерпуля» и сам понимает, что он не вечен. Бессмертен для любого болельщика на «Энфилд Роуд», но не вечен как футболист. Он понимает, что должен играть в статику и учится это делать. Но ему необходимо помочь с переходом в новое состояние, и важно, чтобы это понимал Брендан Роджерс. В минувшие выходные мы видели старого доброго Джеррарда, который положил потрясающий гол со штрафного в дерби с «Эвертоном». Его ноги остались на месте, а в голове сидит всё тот же гений, тот Юлий Цезарь, что был способен решать сорок задач одновременно. И возраст никакая ему не помеха. Может быть, очень может быть, что скоро мы скажем «Джеррард мёртв, да здравствует Джеррард» и поприветствуем Стиви, окончательно мимикрировавшего для игры в новой роли. Мы знаем, что нужно делать. Ему просто нужно стать Пирло.Теги
footballhd.ru