Это упражнение я решил опубликовать, когда увидел обновление в блоге моего коллеги упражнение "квадрат 7 на 3".
Я хочу рассказать Вам о подобном упражнении, которое использую во время тренировок со своей командой.
Итак, в упражнении принимают участие 15 игроков. 5 групп по 3 игрока. Две тройки организуют одну команду, которая играет внутри квадрата (на самом деле прямоугольника) - это обороняющиеся (D). Еще две располагаются по границе прямоугольника (по два человека на длинных сторонах и по одному на коротких) - атакующие (А). Пятая тройка работает внутри квадрата. Они исполняют роль нейтральных (N).
Задача очень проста, за счет нейтральных игроков удерживать мяч.
И, как я очень люблю говорить, дальнейшие правила зависят от творчества тренера. Какие задачи он ставит, что он хочет отработать.
Важный момент: если команда внутри квадрата перехватила мяч, то идет смена ролей с теми, у кого был перехвачен мяч. К примеру, если зеленые (D) перехватили передачу белых (А), то идет смена ролей БЕЗ остановки упражнения. Белые быстро переходят из атаки в оборону, заходя в квадрат на рывке. А зеленые, быстро отдав мяч на границу прямоугольника или нейтральным, заходят на место атакующих. И так идет постоянная отработка переходов из атаки в оборону и обратно.
Я люблю ограничивать атакующих: только две передачи по периметру, а третья ОБЯЗАТЕЛЬНО в квадрат нейтральным. (Активный поиск свободных зон). Когда нейтральный делает передачу на периметр, то следующий пас на третьего ОБЯЗАТЕЛЬНО идет в касание и т.д.
Повторюсь, нюансов тут можно придумать ОЧЕНЬ много. Но главное, не делать слишком много ограничений. Получится кисель.
Тренируйте с удовольствием
Изучая различные упражнения в интернете, я увидел одну закономерность: 90% упражнений обособленные. Игра в обороне, игра в атаке, техника ведения мяча, техника передачи и т.д. и даже игровые тактические упражнения не учитывают одной ЗОЛОТОЙ истины: в футболе НЕТ пауз, нет "первого свободного паса" и т.д.
Когда я начал размышлять на эту тему, я понял, что стандартный квадрат как упражнение абсолютно бесполезный. Во первых - это статичное упражнение, во вторых там не соблюдаются принципы игры (соперник не ждет, когда ты встанешь на позиции и т.д.). Проблема была сформулирована, а значит начались поиски ее решения.
Решения были такие:
и т.д. дорабатывать упражнения можно бесконечно. Я привел простой пример того, как обычный квадрат 4-1 из статичного можно превратить в упражнения, у которого будет тренировочный эффект.
В завершении я хочу рассказать Вам об упражнении, которое учит играть в футбол! Итак, у Вас есть команда, которая играла в обороне используя персональную опеку. Вам нужно переучить их на игру в позиционку. Конечно, можно пойти по дороге: от простого к сложному. Можно выстроить 4 защитника в линию, а напротив них выстроить 4-х нападающих. И в зависимости от того, у кого из нападающих мяч, осуществляются те или иные перестроения (диагональная подстраховка, пирамида). Но эффективность данного упражнения сомнительна. Во первых из 8-и игроков работают только 4. Во вторых в игре не бывает таких комфортных ситуаций. И нечего создавать такие ситуации на тренировках. Футбол - это стрессовая ситуация каждую секунду. Каждую секунду надо принимать решения, каждую секунду подходить к процессу с точки зрения "если...то...". В общем, я сомневаюсь, что тут будет перенос тренированности. И уж точно игра не стоит свеч.
А теперь взгляните на это упражнение. Добавив соперника за спиной у нас получается эпизод из игры. Теперь защитникам необходимо организовывать подстраховку не для галочки, а для того, чтобы перехватить мяч! Это уже футбол! Хочешь быть с мячом - делай правильно, быстро. И разумеется, раз идет противостояние, то идет отработка не только игры в обороне, но и игры в атаке (нахождение свободных зон между защитниками, быстрое принятие решения, подготовка перевода мяча в зону без обороняющихся, созидание)!
Думайте о футболе на футбольном языке. Придумывайте футбольные упражнения, а не упражнения с мячом.
Помните, все ваши идеи останутся идеями, если вы не попробуйте их в жизни!
aradevich.blogspot.com
Во первых, все игроки поделены на пары.
Во вторых, три квадрата, в которых идет игра, связаны между собой.Квадрат А - это "тактический квадрат". Он больше остальных по размеру. В нем в первую очередь обороняющиеся отрабатывают игру в обороне, подстраховку, момент для вступления в отбор. У атакующих, соответственно, есть больше времени, чтобы принять решения, а так же у них больше возможностей для открывания.
Квадрат Б - это технико-тактический квадрат. Он меньше, чем квадрат А. Тут более серьезные требования к технике, принятию решения, преодолению прессинга со стороны обороняющихся.
Квадрат В - это квадрат принятия решения. Он самый маленький по размеру из трех. В нем практически нереально сыграть в два касания. Тебя сразу "съест" защитник, если ты промедлишь с принятием решения.
Упражнение начинается так:
К примеру, в квадрате А защищающиеся перехватили передачу, и завладели мячом. После этого они остаются играть в квадрате А, но уже в роли атакующих. Та пара, у кого был перехвачен мяч, перебегают в квадрат Б. Если в квадрате Б играют защитники, то они переходят защитниками в квадрат В, а в квадрате Б начинают "возить" новых защищающихся из квадрата А. А в квадрате А в это время играют 4-0 и ждут перестроений в других квадратах.
Правила перестроений:
Из квадрата А переходят в Б. Из Б в В. Из В в А.
Таким образом, у нас всегда сохраняется игра 4-2 в двух квадратах, и 4-0 с ожиданием в третьем.
Это упражнение я использую в разминке. Для подготовки игроков к тренировке с быстрыми переходами из обороны в атаку, с высокими требованиями к принятию решения, с преодолением сопротивления. Проще говоря, к более сложным вариациям квадратов.
aradevich.blogspot.com
Футбол-квадраты сочетает в себе неформальный дух уличной культуры, возможность хорошо развивать индивидуальную технику владения мячом и, собственно, владения своим телом. Для игры не требуется каких-то особых больших площадей. Ну и важно, что темп игры не обязательно должен быть изнурительным. В общем, это действительно игра, в которой общение и веселье важнее, чем некая "победа".
Для игры подойдет любая достаточно ровная и плотная поверхность. В том числе песок на пляже или травяной покров на поляне в лесу или парке.На асфальте или бетоне рисуются, на песке или траве вычерчиваются квадраты любым доступным способом, квадраты по числу игроков. В игре могут участвовать мальчики и девочки любого осмысленного возраста и взрослые опять же без особо выдающихся физических свершений.Сторона квадрата может быть от 2-х до 5 метров (в зависимости от уровня игроков, например, для мальчиков в возрасте от 14 лет лучше максимальное поле, для девочек и малышей лучше 2 метра).Мяч подаётся руками, причём так, чтобы он вначале ударился о свой квадрат, а потом перелетел на чужой. Принимающий подачу может отбить сразу (с лёту), может после одного удара о свой квадрат. Отбивать надо на чужой квадрат (нельзя чтобы он ударялся о свой квадрат).Первая подача делается о крестовину квадратов. Дальше обычная, подаёт тот, чей был гол.Мяч при подаче должен подлетать не ниже высоты колена.
Примеры забивания голов:1-й игрок отбил на квадрат 2-го и после удара мяч вылетел за пределы поля - 1 очко 2-му.1-й отбил на квадрат 2-го и мяч ударился 2 раза - 1 очко 2-му.1-й отбил, но мяч не ударяясь о квадраты вылетел за пределы поля - 1 очко 1-му.1-й отбил но мяч ударился о его же квадрат - 1 очко 1-му.1-й отбил мяч рукой - 1 очко 1-му (удары рукой запрещены).Удары ГОЛОВОЙ оцениваются в 2 очка и складываются, если происходят подряд без ударов ногами.Пример1-й отбил головой, 2-й отбил тоже головой (не важно с лету или нет), 3-й отбил головой и забил гол 1-му - 1-му 6 очков.Если в процессе отбивания головами возникают удары ногами, то отсчёт начинается заново. Если после ударов головами был удар рукой, то считаются удары головой + 1 очко за удар рукой (всё тому, кто ударил рукой).
Спорные варианты (общие линии):1-й отбил мяч, он ударился о линию между 1-м и 2-м и вылетел за поле, или ударился второй раз о квадрат 2-го. 1-й и 2-й разыгрывают вдвоём (играют без других игроков) чей гол. Подаёт тот в чью сторону летел мяч.Если после удара об общую линию не было второго удара - игра продолжается и линия не принимается во внимание.Набравщий 10 очков выбывает из игры, остальные продолжают играть с набранными очками. Когда остаётся 2 игрока счёт обнуляется и они играют "на короля" до пяти очков. Подаёт набравший в основной игре большее количество очков. Подача должна производиться прямо на противника.Выигравший "на короля" в следующей игре играет до 11 очков(до 12 если выиграл "в сухую" 4-0). Он же начинает игру подачей о крестовину.Если присутствуют какие-то стационарные предметы (бордюры, стенки, качели и т.п.), то они считаются нейтральными полями и если мяч ударившись о бордюр дальше ударяется о квадрат, или его успевают отбить - игра продолжается.
Константин Русанов
= = = = = = = = = =Приглашаем всех присылать описания современных и традиционных подвижных игр для мальчиков, девочек, семейного и корпоративного применения.Общий план для описания игр может быть такой:1. требования к площадке и игровое оборудование2. формирование команд: считалки, гадание (жеребьевка), выбор капитанов (атаманов, ведущих, вожаков)3. правила игры4. штрафы и наказания по ходу игры5. подведение итогов, награды и наказания по итогам игры.
kraevedenie.net