Вы собираетесь научиться снимать спортивные события лучше и создавать эффектные кадры? Спортивная фотография предоставляет вам множество возможностей для съемки драматичных и ярких образов, которые останутся с вами на всю жизнь. Ни одна другая среда не предоставит вам столько действия, заставляющего сердце биться, столько насыщенных оттенков и уникальных возможностей для съемки.
Шаги и рекомендации, рассматриваемые в этом уроке, охватывают широкий спектр вопросов – от подбора значения выдержки до проверки того, не упустили ли вы важный момент.
Следуя этим 8 советам, вы сможете существенно усовершенствовать ваши фотографии, которые заставят всех друзей вам завидовать. Ключевой момент, помимо этих восьми советов, - не прекращать снимать! Практика ведет к совершенству, обеспечивая вам твердость руки и готовность к моменту начала большой игры.
Собираетесь снять идеальный кадр, но освещение оставляет желать лучшего? Пытаетесь остановить движение на небольшой игре лиги и нуждаетесь в более короткой выдержке? Увеличение ISO на вашей камере позволит вам фотографировать на короткой выдержке, предоставляя вам больше шансов получить ваш идеальный кадр.
Профессиональные спортивные фотографы используют выдержку около 1/1000 секунды, чтобы остановить движение. В течение дня это просто. Однако ночью вам может потребоваться большее значение раскрытия диафрагмы, чем то, на которое способен ваш объектив. В качестве компромиссного решения, увеличьте ISO (то, что раньше называлось film speed) на вашей камере. Это позволит аппарату распознавать больше света.
Итак, насколько высокие значения вам нужны? Если вы снимаете на последние и лучшие камеры, такие как Nikon D700 или Canon 5d Mark II, вы можете использовать значения ISO вплоть до максимального уровня (3200 ISO), и ваши изображения все равно будут выглядеть хорошо. В прошлом, повышение значений ISO означало больше шума на фотографиях. Однако с новейшими системами фотографии выглядят великолепно при любых значениях.
С учетом вышесказанного, я обычно снимаю на 1600 ISO. Это является золотой серединой между 800 ISO и 3200 ISO и позволяет мне фотографировать спортивные мероприятия на гораздо более коротких выдержках.
В зависимости от возможностей камеры, вы также, возможно, захотите попробовать использовать Auto ISO, чтобы позволить вашей камере автоматически выбирать лучшее значение ISO за вас. У этой функции есть одна уникальная особенность: автоматическая система не меняет ISO на полный шаг, например, c 400 ISO до 800 ISO, вместо этого она может сменить значение с 200 ISO на 210 ISO. Возьмите на заметку эту настройку, если вы только начинаете работать с установками ISO для улучшения ночной съемки.
Все спортивные кадры не должны выглядеть одинаково. Несколько лет назад, фотографы из маленького американского журнальчика решили попробовать что-то новое для освещения футбольных матчей. Вместо съемки на уровне глаз, они ложились так низко на землю в очковой зоне (end zone), как только могли, с широкоугольным объективом. Что же это сделало с их изображениями? Это обеспечило им новый угол зрения, чтобы помочь рассказать историю. Вы спросите, кто были эти люди? Фотографы Sports Illustrated. Теперь все так делают.
Во время съемки будьте оригинальны и попробуйте что-нибудь необычное. На каждом мероприятии, которое я освещаю, я стараюсь найти как можно больше новых подходов. Я главным образом работаю как профессиональный фотограф в мотоспорте, снимая в основном NASCAR, но на каждом мероприятии новая ситуация. Это позволяет мне попробовать новые фоны, новые углы, новые положения для съемки.
Вам не обязательно снимать профессиональный спорт, чтобы пробовать что-то новое. Даже когда я фотографировал футбольные матчи в средней школе, я всегда находился в поиске новых углов и идей.
Пытаясь создать что-то иное, вы позволяете вашей творческой составляющей расцвести и создать то, что не снимал никто до вас. На картинке ниже я фотографировал через лобовое стекло гоночного автомобиля и поймал водителя, готовящегося выйти на трек.
Это может прозвучать как бессмыслица, но не забудьте о вашем окружении. Будет ли это стадион, полный ликующих фанатов, или пикник на капоте пикапа (англ. «tailgating») рядом со стадионом, - окружение предоставляет вам уникальные возможности поймать в кадр дух игры, не снимая само действие.
До начала матча, «тейлгейтинг» - отличное место для съемки настоящих фанатов перед игрой.
До старта баскетбольной игры, сторона судей – также хорошее место для съемки кадров, отражающих дух команды.
Даже после того, как игра началась, не забывайте об окружении. Если у вас есть широкоугольник, например, 10,5 мм или 14 мм, заберитесь так высоко, как сможете, и сфотографируйте общий вид стадиона, заполненного ликующими фанатами.
Всегда удивлялись, почему спортивные фотографы носят с собой так много оборудования? Это потому, что мы хотим раскачать мышцы, пока гуляем.
Кроме шуток, когда вы находитесь на боковых линиях или в самой гуще событий, тяжело будет бежать куда-то к вашей сумке и менять аппаратуру. Многие спортивные фотографы используют одну из трех вещей для переноски оборудования, когда работают на боковой линии: поясную сумку, систему ремней или фотожилет.
Фотожилеты были классной штукой несколько лет назад (у меня был такой), но сейчас они непрактичны, учитывая количество объективов, которые вам нужно иметь при себе в зоне быстрого доступа. Я предпочитаю использовать хорошую систему поясных ремней. В этой системе у меня имеется 6 кобур, которые могут быть использованы в любой момент времени, от больших кобур для объективов до одной, предназначенной специально для вспышки.
Эта система позволяет мне быстро менять объективы и хранить все мои карты памяти в одном надежном месте. На боковых линиях это позволяет мне оставаться в состоянии готовности к действию с набором линз, и, поскольку каждая кобура имеет защитное покрытие, также обеспечивает безопасность оборудования во время дождя в условиях съемки спортивных мероприятий на открытом воздухе.
Некоторые компании предлагают специальные сумки для спортивных фотографов. Ключевой момент в выборе хорошей системы – найти ту, которая удобна для вас и подходит для решения ваших специфических задач. Посетите местный фотомагазин, попробуйте разные варианты, и посмотрите, что сработает наилучшим образом.
Съемка идеального кадра в спорте сводится к относительно немногим вещам. Один из наиболее важных моментов – стекло. Спортивная фотография, в отличие от любого другого вида съемки, иногда требует самого крупногабаритного и самого дорогого оборудования из имеющихся на рынке. Это позволит вам снимать с любой точки внутри и вокруг стадиона, включая очковую зону в американском футболе, создавая прекрасные снимки.
Я говорю все это по одной простой причине. Как мы упоминали ранее, камеры сейчас могут творить чудеса с высокими настройками ISO. Это позволяет людям использовать более медленные объективы для съемки спорта, такие как f/4. Когда вы ищете хорошее стекло для спортивной фотографии, рассмотрите следующие факторы:
Покупка хорошего стекла – это не то же самое, что покупка новой «тушки». Хорошее стекло прослужит вам, по крайней мере, 10 лет при должном уходе и обслуживании.
Каждый спортивный фотограф страдает «чимпингом» (калька с англ. «chimping»). Если вы не знакомы с термином, это определение все прояснит.
В сущности, чимпинг – это когда вы проверяете каждый кадр на ЖК-дисплее немедленно после съемки. Почему это плохо? Это отвлекает вас от действия, т.к. все ваше внимание сконцентрировано на камере. Это плохо по двум причинам: (1) вы можете получить травму, и (2) вы можете упустить хороший кадр.
Когда вы так делаете, вы отводите взгляд от поля и действия. Если вы снимаете футбол, вас запросто могут сбить на боковой линии, пока ваше внимание занято другим.
Для просмотра ваших фотографий есть свое время и место. Во время спортивных мероприятий, после щелчка затвора нет второго шанса. Переходите к следующей игре.
Длинную выдержку? Раньше я использовал 1/1000 секунды, чтобы зафиксировать действие и остановить его…
Пытаясь создать что-то новое и интересное, вы можете иногда пробовать использовать разные выдержки. Если вы снимайте бейсбол и хотите запечатлеть удар в виде идеального силуэта, я не предлагаю вам снимать на 1/60 секунды. Но если вам хочется получить кадр с классным размытым фоном, это работает великолепно.
Многие профессиональные фотографы из Getty Images и Reuters используют эту технику, чтобы привнести в свои изображения энергию и создать роскошно смотрящийся чистый фон. Съемка на 1/100 или на 1/80 секунды позволит сделать так, чтобы игрок был в фокусе, в то время как фон – очень сильно и эффектно размыт.
Во время съемки профессиональных или ученических соревнований, съемка со вспышкой строго запрещена. Вспышка может отвлечь игроков и свести с ума тренеров. Есть несколько исключений, включая баскетбол и спортивные мероприятия в помещении, но вспышки на камере обычно использовать нельзя.
Для мероприятий в помещении школы обычно имеют очень мощные вспышки (или стробы), установленные на балках зала и обеспечивающие идеальное количество света, попадающего на игровое поле. Эти вспышки можно синхронизировать с вашей камерой при помощи Pocket Wizard.
Когда вы снимаете на открытом воздухе, например, футбол или бейсбол, вы никогда не должны использовать вспышку на камере. Именно поэтому настройки ISO так важны. Если вы снимаете мероприятие местного масштаба, или событие более низкого уровня, например, школьный турнир по футболу, вспышка обычно приемлема. Я всегда сначала общаюсь с тренерами или школьным директором по спорту, чтобы убедиться, что работа вспышек никому не помешает.
Многие санкционирующие органы имеют специальные правила для фотографов, так что прежде чем снимать то или иное событие, убедитесь, что вы с ними ознакомились, чтобы знать, что разрешено, а что нет.
Автор: Dak Dillon
photo-monster.ru
Вы хотите делать лучшие спортивные фотографии и привлекать внимание? Спортивная съемка имеет огромный потенциал для запечатления драматических и ярких кадров, которые будут актуальны всегда. Ни в одной другой сфере нет стольких захватывающих моментов, ярких палитр цветов и уникальных возможностей для съемки.
Следующие шаги и советы в уроке охватывают широкий спектр вопросов – начиная от идеальной выдержки и заканчивая тем, как не упустить момент.
Следуйте этим восьми пунктам и сможете улучшить свои навыки, став субъектом зависти всех друзей. Главный совет – постоянно фотографируйте!
Практика приводит к совершенству, обеспечивая уверенность, что ваша рука не дрогнет и вы будете готовы в нужный момент.
Хотите получить идеальный снимок, но нет достаточного освещения? Пытаетесь остановить момент во время матча мелкой лиги и нуждаетесь в быстрой выдержке? Более высокий ISO позволит использовать короткую выдержку, предоставив шанс получить нужный результат.
Профессиональные спортивные фотографы используют выдержку примерно 1/1000 секунды, чтобы заморозить момент. В дневное время суток это легко. Однако, ночью может потребоваться более быстрое f-число, чем способен предоставить объектив. В качестве компромисса приходиться повышать ISO (раньше это была светочувствительность пленки) камеры. Теперь она может «видеть» больше света.
Ночью приходится использовать более высокий ISO. Снимок: Unsplash.
Так насколько далеко нужно зайти? Если снимать с самыми свежими и дорогими моделями, такими как Nikon D810 или Canon 5d Mark III, то можно брать самый высокий ISO – картинка все равно будет выглядеть хорошо. В старых камерах больший ISO означает больше шума. Однако, в новых моделях от этой проблемы смогли избавиться.
С учетом сказанного, я обычно использую 1600 ISO. Это – золотая середина между 800 и 3200, которая позволяет мне работать с намного меньшей выдержкой при спортивной съемке.
В зависимости от модели можно также попробовать режим Авто ISO, позволив фотоаппарату самостоятельно подобрать оптимальные настройки. Уникальная особенность такого режима – система не меняет ISO полноценными шагами, такими как 400 или 800. Взамен она может перейти, скажем, от 200 ISO к 210. Помните об этом, если только начинаете использовать настройки ISO для лучшей ночной съемки.
Каждая спортивная фотография не должна выглядеть одинаково. Несколько лет назад фотографы маленького американского журнала решили найти что-то новое для съемки футбола. Вместо того, чтобы фотографировать на уровне глаз, они легли на траву в зоне защиты максимально низко и работали с широкоугольным объективом. Что у них вышло? Им удалось показать игру с нового угла и рассказать историю. Вы спросите – кто эти люди? Фотографы Sports Illustrated. Сейчас их примеру следуют все остальные.
Будьте оригинальны во время съемки и попробуйте что-то новое. На каждом мероприятии, с которым я работаю, я стараюсь найти как можно больше новых подходов. Чаще всего мне приходится работать в качестве фотографа для профессионального автоспорта, обычно NASCAR, но каждое мероприятие – это новая обстановка. Поэтому я получаю возможность работать с новыми фонами, углами и местностью для съемки.
Иногда стоит попробовать что-то новое. Снимок: Unsplash.
Не обязательно фотографировать профессиональный спорт, чтобы получить новые идеи. Даже когда я снимал футбольные матчи в старшей школе, я постоянно искал новые углы и идеи.
Это может показаться элементарным, но не забывайте о том, что есть также пейзажи вокруг. Будь это стадион, полный фанатов, или близлежащая обстановка, все это предоставляет уникальные возможности для передачи духа игры без съемки самого действия.
Перед подачей мяча станьте за спинами фанатов, чтобы запечатлеть реакцию настоящих болельщиков.
Не забывайте об окружении. Толпа так же важна. Снимок: Unsplash.
Передние ряды на баскетбольной игре – тоже хорошее место, чтобы запечатлеть командный дух перед подачей.
Даже после начала игры не стоит забывать об окружении. Если у вас есть широкоугольный объектив, такой как 10,5мм или 14мм, заберитесь повыше и сделайте снимок всего стадиона, полного ярых фанатов.
Задавались ли вы когда-либо вопросом почему спортивные фотографы носят так много оборудования? Это потому что мы хотим таким образом накачать мышцы.
Но шутки в сторону. Когда вы находитесь на боковой линии поля или прямо посреди действия, трудно бежать к сумке и менять оборудование. Многие спортивные фотографы используют один из трех способов носить свое оборудование во время матчей: поясная сумка, система ремней или специальный жилет.
Фотожилеты были популярны несколько лет назад (у меня тоже был такой), но сейчас они непрактичны – нужно носить слишком много объективов и к ним нужен быстрый доступ. Я предпочитаю хорошую систему ремней. У меня 6 кобур, до которых легко достать в любое время, все они разнятся от больших чехлов для объективов до специальной кобуры для вспышки.
Будьте готовы делать много разных фото. Снимок: Unsplash.
Система ремней позволяет мне быстро менять объективы и хранить все компактные карты памяти вместе в безопасном месте. Я всегда готов к действию с разнообразными объективами и, поскольку каждый элемент находится в чехле, могу не беспокоиться по поводу защиты от дождя.
Некоторые компании также предлагают специальные сумки (sideline bag), которые созданы для спортивной съемки.
Ключ к нахождению правильного варианта – выбор того, что подходит для ваших специфических нужд. Посетите местный магазин с оборудованием, попробуйте разные идеи и найдите что-то подходящее.
Ключ к получению идеального спортивного снимка состоит в нескольких вещах. Одна из самых важных – объектив. Спортивная фотография, в отличие от любой другой сферы, иногда требует самое качественное и дорогое оборудование. Это позволяет снимать с любой точки стадиона, включая зону защиты в футболе, создавая идеальные кадры.
Я сказал «иногда» не просто так. Как упоминалось ранее, современные камеры могут делать крутые вещи с настройками ISO. Это позволяет использовать более медленные объективы, такие как f/4, для съемки спорта.
Малая глубина резкости поможет изолировать отдельных людей на поле. Снимок: Unsplash.
Подбирая хороший объектив для спортивной фотографии, учитывайте следующие факторы:
Новый качественный объектив – нечто другое, нежели новая тушка. Хороший объектив при правильном уходе и поддержке может прослужить как минимум 10 лет.
Каждый спортивный фотограф может стать заложником такого понятия как «чимпинг». Если вы не знакомы с ним, я приведу краткое определение.
Чимпинг – привычка проверять каждое фото на LCD-заднике камеры. Почему это плохо? Вы отвлекаете взгляд от происходящего и направляете его на экран. Есть две причины так не делать: во-первых – вырастает риск получить травму и во-вторых – можно упустить хороший кадр.
Если вы отвлечетесь от происходящего, можете упустить отличные фото. Снимок: Unsplash.
Когда вы отвлекаетесь на просмотр фотографий, вы перестаете следить за действием. Если быть невнимательным во время футбольного матча, в вас могут случайно врезаться!
В самом просматривании фотографий нет ничего плохого, но для этого есть отдельное время и место. В спорте, после нажатия на кнопку второго шанса не будет. Нужно переходить к следующему кадру.
Долгая выдержка? Но ведь раньше я говорил использовать 1/1000 секунды, чтобы запечатлеть действие и заморозить его…
Вместе с поиском разных мероприятий, иногда стоит попробовать разную выдержку. Если при съемке баскетбольного матча вы хотите сфотографировать силуэт спортсмена во время броска, не рекомендую работать с 1/60 с. Однако, если вы хотите снимок с размытым фоном, это сработает отлично.
Длинная выдержка создает энергию. Снимок: Unsplash.
Многие профессиональные фотографы с Getty Images и Reuters используют такую технику, чтобы добавить энергию своим снимкам, а также получить отличный чистый фон. Съемка с 1/100 или 1/80 секунды позволяет субъекту быть в фокусе, в то время как фон станет размытым.
Во время съемки профессиональных или школьных матчей применение вспышки обычно строго запрещается. Вспышка может отвлечь игроков и разозлить тренеров. Есть несколько исключений, включая баскетбол и другие виды спорта в помещении, но пользоваться вспышкой камеры почти всегда нельзя.
Для видов спорта, которые проводятся в помещении, организаторы обычно устанавливают мощные вспышки (или стробоскопы) на стропилах зала, идеально освещая игровое поле. Затем эти вспышки синхронизируются с вашей камерой при помощи Pocket Wizard.
При съемке матчей на открытом воздухе, например, футбольных или бейсбольных, никогда не пользуйтесь вспышкой камеры. Вот поэтому настройки ISO так важны.
Вне зависимости от вида спорта привыкайте работать без вспышки. Снимок: Unsplash.
Если вы снимаете местное спортивное мероприятие или матч более низкого уровня, например, футбол в старшей школе, вспышка обычно разрешается. Я всегда уточняю этот вопрос у тренеров или заведующих проведением мероприятия, чтобы не возникло неприятных ситуаций.
Многие организации имеют определенный свод правил для фотографов, поэтому стоит прочитать их и знать, что позволено, а что – нет.
Автор: Dak Dillon
photo-monster.ru
Время - 11.30. До начала матча еще два часа. Трибуны еще пусты, но к стадиону уже подтягиваются зрители, фанаты со всей футбольной атрибутикой, представители правоохранительных органов и прессы (журналисты, фоторепортеры, и т.п.)
Камеры уже установлены задолго до моего прихода.
Этот матч будет сниматься на 20 телекамер. Можно смело утверждать, что это первая подобная съемка в пределах России, потому что даже на Лиге Чемпионов работает обычно 17 камер.
Фаны ЦСКА устанавливают свои флаги и развешивают баннеры.
Сегодня погода облачная, возможно будет дождь, потому камеры закрыты специальными чехлами. Камеры стоят по всему периметру поля. Одни из них установлены на поле прямо за воротами, другие стоят на специальной подставке, третьи оборудованы сиденьями, четвертые навешиваются на оператора, а пятые представляют из себя весьма подвижный кран.
Люди в штатском прогуливаются по полю не просто так, они проверяют, все ли готово на поле для игры.
Операторы скучают в ожидании начала матча.
Футболомобиль.
Скамейка для запасных игроков и тренеров команд.
В ненастную погоду пледы очень кстати.
Эта телекамера на языке телевизионщиков зовется "лягушкой". Обратите внимание на мохнатую штуковину привязанную на ней - это микрофон.
Подобные микрофоны расставлены также по периметру поля - по краям и посередине, чтобы ни один звук во время матча не ускользнул от звукорежиссеров и зрителей. Они снимают звук трибун и поля.
На другой части стадиона фанаты Спартака устанавливают свои знаки отличия.
А это камера Super Slow-Mo. Она показывает замедленные кадры и повторы. Всего на этом матче таких камер три.
Она располагается на длинной штанге с балансом на другом ее конце.
Эта стоит прямо за воротами и позволяет видеть броски вратаря за мячом и голы. В замедленном режиме это выглядит конечно эффектно.
Картинка с камеры передается на монитор внутри палатки. Ее также видят в ПТС (передвижной телевизионной студии), скоро мы дойдем и до нее.
Пока футболисты не вышли на поле, тут пасутся воробьи.
А мы поднимемся на самый верх стадиона и заглянем в комментаторскую кабинку. Так она выглядит, ничего лишнего - два монитора, наушники с микрофонами и специальный аппарат для связи со звукорежиссерами, корреспондентами находящимися у края поля и с другими комментаторами.
Отсюда самый лучший сверху.
С помощью этого аппарата при желании можно слушать сразу двух комментаторов одними наушниками.
Трибуны понемногу заполняются. Фанаты каждой команды разделены на различные группировки. Чем шире из баннер, тем авторитетнее группировка.
В соседней комнате аппаратная, куда идет звук комментатора и интершум (звук стадиона), который уходит на ПТС, где сидит звукооператор.
Матч, которые снимает телекомпания "Наш футбол" будет комментровать Константин Генич. В мониторе видно Роман Гутцайта.
Еще пара телекамер. Как я говорил ранее, всего матч снимают 20 телекамер: среди них - 7 длиннофокусных, 3 EVS и 3 Super Slow-Mo. Картинка которую видит зритель телеканала улучшилась и сейчас передается в HD формате.
Запасные игроки разминаются.
Спустимся вниз и пройдем в специальный трейлер - ПТС - передвижная телевизионная станция.
Внутри темно, но очень интересно. Это самая настоящая кухня, где в свежем виде готовят матч для 30 млн. телезрителей. Режиссеры видят картинки со всех камер и переключают в прямой эфир то, что должен увидеть болельщик.
Здесь внимательно следят за картинкой и качеством звука.
Но не будем мешать специалистам спортивной кухни, пойдем дальше.
Матч еще не начался, зрители прибывают. Полиция осматривает всех в поиске запрещенных к проносу на стадион предметов. Несмотря на тщательный вроде обыск, на трибуны все равно проносят фаеры и многое другое.
Но мы вернемся обратно на поле. Скоро из раздевалок должны выйти футболисты, потому с обоих сторон от выхода собрались фотографы из различных изданий и интернет-порталов.
На трибунах болельщики "Спартака" в нетерпении поднимают флаги
и шарфы. Заметил среди них женщин в возрасте.
Запасные игроки заняли свои места.
Оператор с навесной камерой, представляю себе, какая тяжесть. В подготовке съемок подобного матча задействованы 50 специалистов телекомпании "Наш футбол" (без учета грузчиков и т.п.).
Вот и сами игроки. Капитан ЦСКА Игорь Акинфеев.
Латинский афоризм вытатуированный на руке гласит... а что он гласит кстати? Поможет ли он победе?
Главный тренер ЦСКА - Леонид Слуцкий.
Команды и судьи обмениваются рукопожатиями. Оператору без длинного кабеля тут не обойтись.
Судя по надписям на футболке армейцев, один из их спонсоров - Россети, родом из Италии).
Игроки команды занимают свои места, скоро раздается свисток арбитра, игра началась.
Теперь мне надо удалиться за линию, чтобы не попасть в объектив телекамер
и ходить осторожно, чтобы не споткнуться о кабель микрофона.
Фотографы вооружились своими телевиками, чтобы поймать лучшие кадры матча. Среди них как 19-летние стажеры информационных агенств, так и ветераны этой профессии.Сколько объективов смогли насчитать на этом фото?
Мощные объективы синхронно направляются в сторону, где больше всего достается мячу.
Так как матч проходит между непримиримыми соперниками в высшей лиге, здесь много представителей полиции разного ранга.
Фанаты пронесли на стадион барабаны и теперь отбивают ритм и скандируют кричалки в адрес команды - соперника, в большинстве своем нецензурного содержания.
На этом небольшом видео можно услышать некоторые из них. Предупреждаю - мат!
Но операторы и фотографы мало обращают внимания на то, что творится на трибунах.
Камера Super Slow-Mo внимательно следит за воротами армейцев.
Обратите внимание на жилетки, у фотографов они белые, и пропуск позволяет им проходить не везде, в отличие от сотрудников телекомпании в синих жилетках с логотипом телекомпании, с другим пропуском.
Фаны "Спартака" зажгли фаеры и весь стадион объяло едким дымом.
На других трибунах нет сеток, огораживающих болельщиков от поля, здесь они более мирные. Болельщик ЦСКА здесь мирно соседствует со спартаковскими.
Противополжная сторона поля.
Пока я вам рассказывал про матч, "Спартак" забил два мяча.
Ответ фанов ЦСКА спартаковским фанам.
Пожарные здесь не скучают - фанаты могут устроить зажигательное шоу в любой момент.
Не успел я моргнуть, как третий мяч залетел в ворота армейцев.
След от фаера.
И представители МЧС тоже здесь.
Ради этого матча сам Жан Рено приехал в Москву со своим телевиком).
Символ одной и спартаковских группировок - гладиатор, расхаживал во время матча около скамейки красно-белых.
Ну вот игра подошла к концу, армейцы не смогли ничем ответить "Спартаку". Надо взять несколько слов от тренеров.
Репортеры тем временем собирают свою аппаратуру,
и оперативно выкладывают свои снимки и новости на сайты.
Послематчевая конференция.
Журналисты внимательно записывают каждое слово, дополняя его своими комментариями в ноутбуках.
Трибуны понемногу пустеют, болельщиков выпускают группами, во избежание давки, а работники телеканала разбирают свою аппаратуру.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Благодарю за возможность увидеть кулисы телесъемок футбольного матча представителя телеканала "Наш футбол" Андрея Березняка flinter_ab.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected]) и Саша Кукса ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
kak-eto-sdelano.livejournal.com
Этот материал будет особенно интересен родителям, чьи дети посещают спортивные секции. Да и вообще всем любителям спорта, увлеченным фотографией. Ведь так хочется красиво запечатлеть интересные моменты на соревнованиях или просто в процессе тренировки. Все, кто пытался фотографировать спорт, знают, что задача эта не из простых. В этой статье я попробую дать несколько простых советов, которые помогут сделать хорошие снимки даже новичку в фотографии.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 280, F4, 1/30 с, 200.0 мм экв.Спортивная съемка — одно из немногих направлений фотографии, где качество и высокие характеристики фототехники имеют принципиальное значение, красиво снять их на первую попавшуюся камеру и тем более на мобильный телефон не получится. Ведь от камеры требуется максимально быстрая фокусировка, корректная работа на высоких ISO (съемка может вестись и в помещении, при плохом освещении), безукоризненное удобство в работе и молниеносная реакция на действия фотографа. От объектива же потребуется высокая светосила при весьма длинных фокусных расстояниях. Но обо всем по порядку. Начнем с практических советов, а потом посмотрим, какая техника позволит их выполнить. Важно понимать, что снимать придется быстро движущийся объект, и нужно соответственно настроить аппарат.
Для начала, разберемся с фокусировкой. Распространенный брак спортивных кадров — нерезкость. Часто она связана с тем, что фотограф не смог сфокусироваться на объекте съемки. Как сократить количество нерезких кадров? Для этого нужно правильно настроить систему автофокуса. В любом современном аппарате есть как минимум два режима фокусировки: покадровый и следящий. Нам нужен второй: он позволит непрерывно следить за передвигающимся в пространстве спортсменом, не теряя его из резкости. В фотоаппаратах Nikon следящая фокусировка имеет обозначение AF-C. При следящей фокусировке аппарат будет непрерывно фокусироваться по выбранной точке фокусировки.
Однако, одна точка фокусировки мала, и фотограф не всегда может держать точку фокусировки на быстро двигающемся объекте. Во всех современных аппаратах Nikon есть две очень полезные функции: динамическая АФ и 3D-слежение. Первая позволяет не потерять объект в том случае, если он вышел за пределы изначальной точки фокусировки. Автоматика самостоятельно будет искать объект, ориентируясь на соседние точки фокусировки. Вторая же позволяет автоматике самостоятельно следить за выбранным объектом и выбирать нужные точки фокусировки.
Одной только корректной фокусировки недостаточно для того, чтобы получить резкий кадр. Чтобы объект при съемке не смазывался, нужно правильно настроить выдержку. Для быстро двигающихся спортсменов лучше использовать выдержки короче 1/250 сек. Чем быстрее спортсмен — тем короче нужна выдержка для четкой его фиксации на фото. Поэтому оптимальным режимом для съемки спорта будет “приоритет выдержки” (S).
ISO и диафрагму можно отдать под управление автоматики. На таких коротких выдержках ISO будет весьма высоким, и придется искать компромисс между длиной выдержки и величиной ISO. Не получится так просто выставить выдержку 1/4000 с: ISO в таком случае придется поднимать на совершенно неприличный уровень, и кадры утонут в цифровом шуме. Поэтому при съемке одна из задач фотографа — найти разумный компромисс между длиной выдержки и светочувствительностью.
Я снимал соревнования по фигурному катанию на крытом катке. Освещение на нем было искусственное, не очень яркое. Поэтому мне пришлось туго: то ISO очень высокое, то выдержка слишком длинная, найти какое-то равновесие оказалось непросто. В конечном итоге, пришлось снимать на выдержках в диапазоне 1/160 - 1/500 с и ISO 1000-3200.
Именно недостаток света сподвиг меня попробовать снимать с проводкой. Суть приема “проводки” заключается в том, что выдержка ставится довольно длинная, обычно в диапазоне 1/15-1/100 сек (подбирается экспериментально), а чтобы наш быстрый объект не смазался на такой выдержке, мы ведем камеру вслед за его движением. Метод требует определенной сноровки, и если есть возможность снимать без проводки, лучше снимать без нее — результат будет стабильнее и качественнее. Для получения качественного кадра с проводкой нужно чтобы объект не менял своих размеров за время съемки кадра: не удалялся и не приближался. Этого можно добиться, снимая двигающийся объект “в профиль”, сбоку, когда он двигается в направлении не к нам, не от нас, а мимо нас. Важно, чтобы объект двигался линейно: только в таком случае он получится четко. Если человек во время движения будет махать руками, ногами или головой они размажутся. Чтобы добиться эффекта от съемки с проводкой, нужно отключить оптическую стабилизацию на объективе (у Nikon она называется “VR”), иначе она будет пытаться стабилизировать кадр, не давая его как следует смазать. Важно запомнить: съемка с проводкой подходит только для съемки прямолинейного движения. Для съемки прыжков, трюков и т.п. такой метод не подходит: всё смажется.
Помимо возможности съемки на относительно длинных выдержках, проводка позволяет динамично размыть неподвижный фон снимка. Это делает кадры с проводкой довольно эффектными.
Пример неправильно настроенной выдержки. Выдержка была слишком длинной, двигающийся объект смазался. Таким же образом будет выглядеть большинство кадров с проводкой, будьте к этому готовы.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 200, F4, 1/30 с, 200.0 мм экв.В медленных фазах движения, можно использовать чуть более длинные выдержки. Удлиняем выдержку — уменьшается ISO — уменьшается количество шумов, улучшается качество снимка.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 1000, F4, 1/160 с, 200.0 мм экв.При выполнении спортсменом сложных технических элементов, будь то прыжок фигуристки или момент хоккейной передачи, выдержку надо сокращать.
NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 2800, F4, 1/400 с, 190.0 мм экв.Важно знать, что не во всех фазах своего движения человек выглядит красиво. Он умеет не только строить рожицы в момент сложных прыжков, но и просто принимать не самые живописные позы при быстром движении. Поймать человека в красивой фазе движения поможет серийная съемка. Не ленитесь выстреливать сериями в момент выполнения спортсменов сложных, интересных приемов. После съемки вы сможете найти в серии кадров оптимальный вариант. При съемке одиночными кадрами, вряд ли это получится сделать с тем же успехом.
Внимательный читатель заметил, что пока я ничего не написал о применении вспышки. Всё потому, что вспышку использовать при съемке спорта не всегда целесообразно. Во-первых, чаще всего объект съемки находится на очень большой дистанции от нас, и вспышка все равно не сможет его подсветить. Помимо этого, со вспышкой не получится как следует производить серийную съемку: вспышка будет слишком долго заряжаться.
Какую фотокамеру выбрать для съемки спорта?
Итак, мы разобрались, почему для съемки спорта так важна камера, способная быстро и точно фокусироваться, обладающая быстрой серийной съемкой, и адекватно работающей автоматикой. Важно также удобство работы с камерой, возможность быстро настраивать нужные параметры, например, менять выдержку.
На самом деле, под эти нужды подойдет в той или иной мере любая современная зеркалка. Отличным же выбором станут быстрые “репортажные” камеры типа Nikon D7100, Nikon D750. Я пользовался своим полнокадровым Nikon D810.
А вот с выбором объектива всё сложнее.
Прежде всего, надо понять: насколько далеко от нас будет находиться объект съемки. Почти всегда при съемке спорта герои находятся от фотографа на приличном расстоянии. Если это так, значит нам потребуется телеобъектив, чтобы показать их более-менее крупно. Для большинства сюжетов более чем достаточно будет диапазона 70-300 мм. Для съемки футбола возможно потребуется что-то еще более длиннофокусное.
Нужна ли оптическая стабилизация в объективе для спортивной съемки? Порой нужна, однако, не является вещью первостепенной необходимости. При съемке на по-спортивному коротких выдержках (короче 1/500 с) риск смазать кадр от дрожания камеры в руках (а именно от этого защищает стабилизатор) стремится к нулю. Помимо этого включенный стабилизатор не даст снимать с проводкой.
Очень важна светосила объектива. Именно она позволит брать достаточно короткие выдержки при плохом освещении. Конечно, идеальным вариантом тут станут телеобъективы со светосилой 2.8. К примеру, великолепный Nikon AF-S 70-200MM F/2.8G ED VR II Nikkor или более доступный NIKON 80-200MM F/2.8 ED AF-S ZOOM-NIKKOR . Однако, такие объективы не каждому по карману. Такое “фоторужье” в дамской сумочке не утаишь: объективы эти большие и тяжелые. Существуют более недорогие и компактные варианты с меньшей светосилой. Я при съемке использовал объектив, который по размеру вдвое меньше, и весит тоже вдвое меньше предыдущих, но он немного проигрывает в светосиле: NIKON 70-200MM F/4G ED AF-S VR NIKKOR. Самым же доступным вариантом станет NIKON 70-300MM F/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR ZOOM-NIKKOR. При том, что он среди упомянутых объективов самый легкий и компактный, он обладает вполне достойным качеством картинки, но проигрывает в светосиле.
Как обычно, мы ждем спортивных фотографий от читателей. Делитесь ими в комментариях к статье!
prophotos.ru
*Фотолюбитель — это тот, кто меняет деньги на фотографии, *
а профессионал — тот, кто меняет фотографии на деньги.
Из недр интернета
Даже у фотографов, имеющих аккредитацию — специальное разрешение на съемки, — не всегда есть возможность подойти близко к спортивным состязаниям, иногда для их же собственной безопасности, как, например, в автоспорте. Очень часто специально отведенные для прессы места оказываются неудобными для фотографирования, и здесь могут выручить либо оригинальная идея, либо длинный фокус. Почти все спортивные репортеры работают со светосильными длиннофокусными объективами, из них самыми удобными считаются 200, 300 и 500 мм или аналогичные зумы. Хорошо, если в камере есть автофокусировка с функцией слежения. Как показывает опыт, очень сложно снимать быстрое движение объектов на обычную цифровую компактную камеру. После нажатия на кнопку спуска камера еще немного думает, и затвор срабатывает с небольшой задержкой. Обидно то, что фотограф увидел момент и вовремя нажал, но ситуация изменилась, и вместо кадра — один веселый смех.
z
z
Только качественные зеркальные фотоаппараты способны достаточно быстро реагировать на мгновенно меняющиеся и динамичные моменты в спорте. Кроме того, в профессиональных зеркальных камерах есть такая опция, как динамический автофокус (не путать со следящим автофокусом), который позволяет постоянно держать движущийся объект в резкости независимо от того, где он находится, в центре или с краю кадра, даже если он иногда перекрывается другими объектами. Но все же, несмотря на то что сейчас техника совершенствуется очень быстро, не на всякий автофокус можно рассчитывать.
Очень полезен для спортивной съемки также штатив или, еще лучше, монопод (отдельная нога под камеру или объектив, легкая и мобильная). Для быстрого перемещения со всей своей техникой удобно носить фотожилет с карманами для объективов, а еще небольшой раскладной стульчик, сидя на котором, вы можете провести долгие часы, следя за спортсменами и ловя миг удачи.
z
z
Спорт можно снимать не только во время больших соревнований, часто даже местные локальные состязания дают шанс сделать хороший динамичный снимок.
z
z
*Снимок виндсерфингиста сделан с выдержкой 1/800 сек. фокус 300 мм (да плюс еще кроп-фактор 1,4), диафрагма 7,1 чувствительность 125. Увы, даже 300 мм объектива в таком случае будет мало, однако рядом со мной стоял коллега с 500 мм и жаловался, что ему тоже не хватает фокуса. Спортивному фотографу всегда есть что удлинить… *
Как правило, спорт — это движение, поэтому, говоря о спортивной съемке, мы вообще-то имеем в виду фотосъемку любых быстро движущихся объектов. Не берем во внимание такие игры, как шахматы, — в остальных состязаниях везде присутствует активное перемещение. Поэтому, чтобы снимать спорт хорошо, надо правильно ставить выдержку. Разной скорости движения соответствует разная выдержка. Если фотограф задумал получить ясную и резкую картинку, то выдержка должна быть как можно более короткая, причем чем быстрее движение — тем короче выдержка. Для ходьбы или неторопливого бега достаточно 1/125 или 1/250 сек.; хоккей, футбол как минимум не длиннее 1/250 или 1/500 сек.; бокс, борьба, серфинг 1/250 или 1/500, автоспорт, мотоспорт — от 1/1000 сек. и короче.
Хочу заметить, что все рекомендации довольно условны и зависят от задачи и от того, насколько близко к месту действия вы находитесь. Если фотограф снимает длиннофокусным объективом, то скорость перемещения объектов в кадре может быть достаточно спокойной, даже если в реальности она высока, но с широкоугольником и с близкого расстояния те же действия становятся молниеносными и требуют более короткой выдержки. Для съемки с проводкой, которая будет описана ниже, выдержка может быть достаточно длинной — 1/60, 1/30 сек. или более.
Не всегда спортивным соревнованиям сопутствует хорошее освещение. Например, практически все состязания, что проходят в помещениях, хорошо видны глазу, но чтобы «схватить» интересный момент на фото, требуется очень короткая выдержка, и света оказывается недостаточно. Поэтому профессиональные спортивные фотографы снимали раньше на высокочувствительную пленку. Иногда для повышения чувствительности пленки прибегали к так называемому пуш-процессу (Push Process). При нем пленку экспонируют не по номинальной чувствительности, а с заведомой двух- или четырехкратной недодержкой, и потом проявляют дольше или при повышенной температуре, но подобное решение возможно для профессиональных, а не обычных бытовых лабораторий. В любом случае вы можете спросить в центре обработки пленок, проявляют ли они в режиме пуш и до какой чувствительности можно разгонять конкретную пленку без ощутимой потери качества.
Но сейчас практически все спортивные репортеры перешли на «цифру» и ставят на своих камерах чувствительность ISO не меньше 800, 1600 или даже 3200.
z
z
Для этих снимков использовалась очень короткая выдержка. Во время съемок ни один из спортсменов не пострадал. Хотя бывает и иначе:
z
z
девушке впоследствии была оказана медицинская помощь — бинтование коленок и искусственное дыхание «из уст в уста», а фотографы становились в очередь, готовые помочь и в том и в другом.
Один из распространенных приемов в спортивной фотографии — фотосъемка с проводкой. Такой прием хорошо работает, если движение спортсменов происходит не хаотично и спонтанно, а по определенной траектории, как, например, во всех авто-, вело- и мотогонках или соревнованиях на треке. Суть метода проста: камера должна постоянно следовать за движущимся объектом. Фотограф ведет его, глядя в видоискатель, выбирает наиболее выигрышный момент, жмет на кнопку спуска и, что очень важно, — не прекращает движение камеры до того как затвор закроется. Пока объект находится в поле видоискателя, можно снять его не один раз. Для этого метода обычно пользуются длиннофокусными объективами.
При съемке с проводкой выдержка может быть длиннее, чем при обычной спортивной съемке, и для большей выразительности кадра допускается даже некоторая нерезкость объекта. В идеале фотограф получает на снимке достаточно хорошо читаемое изображение спортсмена и полностью смазанный фон, за счет которого появляется ощущение скорости движения. Для того чтобы сделать грамотную картинку, очень важно найти правильное место для съемки, выбрать объектив и подходящий задний план. Если объект и фон близки друг другу по цвету или тону, прием с проводкой не сработает, поскольку спортсмен сольется с ним. Очень хорошим фоном для съемки с проводкой могут быть трибуны, полностью заполненные зрителями. Если скорость перемещения камеры за спортсменом достаточно велика, то множество мелких деталей заднего плана превратятся в разноцветные горизонтальные полосы, на которых ваш объект будет замечательно выделяться.
Во время съемки не забывайте о композиции кадра и оставьте некоторое пространство впереди движущихся спортсменов, так сказать, для развития движения. Нехорошо, когда летящий стремительно мотоцикл или авто упирается прямо в край фотографии.
z
z
Объектив отслеживал движение, перемещаясь за спортсменами, при этом фотограф следил за изображением в видоискателе и снимал в нужный момент. Смазанный фон хорошо контрастирует с резкими фигурами, передавая ощущение скорости. А вот пример съемки с проводкой с использованием широкоугольника: задник не особенно размыт, герой-спортсмен немного смазан, но какая экспрессия!
z
z
Для того чтобы сделать хороший кадр, необходимо правильно выбрать точку съемки. Проанализируйте, где могут произойти решающие события или возникнуть острые моменты? Откуда лучше всего будет видна ситуация и на каком фоне произойдут действия? Чтобы спортсмен хорошо читался на снимке, фон не должен быть пестрым, пустые трибуны и яркие рекламные щиты на заднем плане вряд ли украсят ваш спортивный снимок.
Все виды спорта, где есть прыжки, хорошо снимать с нижней точки, чтобы зрительно увеличить амплитуду вылета, исключение можно сделать для лыжного фристайла или сноуборда. Снятые с верхней точки телевиком прыгуны обычно видны на размытом фоне долины и хорошо читаются. Как ни странно, фигурное катание тоже удобно снимать сверху, проецируя фигуристов на лед и избегая навязчивой рекламы, а прыгуны с шестом очень выразительны в момент отталкивания от земли, если снимать их телевиком анфас.
Для съемок горнолыжников, заняв позицию, рекомендую заранее навести фокус на место, где спортсмены делают эффектный поворот, и при появлении сделать серию кадров, то же самое можно посоветовать для съемок прыжков в мотокроссе. Если фотокамера и объектив непрофессиональные, автофокус может не справляться с высокими скоростями и не поспевать, поэтому отключите его.
z
z
Гонки на тройках можно снимать как с проводкой, так и замораживая движение короткими выдержками. Во время бега лошади есть фаза, когда все ее ноги оторваны от земли.
z
z
Горнолыжные соревнования — это всегда высокие скорости. Хорошая точка для съемки спереди и немного снизу. Огибая препятствие, лыжник встает на кант, что смотрится эффектно.
В большом теннисе кроме выразительной позы игрока и эмоций хорошим тоном считается наличие мяча в кадре. При съемке единоборств интересны лица боксеров или борцов, спортсмены, снятые только со спины, не украсят снимок. Для съемок спортивных соревнований, где есть вода, неплохо ставить очень короткую выдержку, до 1/1000 или 1/2000, чтобы «заморозить» водяные брызги, если они есть.
Можно и дальше перечислять популярные фотографические решения, но все профи стараются по возможности избегать штампов и находить свои, новые и оригинальные точки съемок. Ну и, наконец, без решающего момента, острой ситуации никакая спортивная фотография не произведет впечатления. Но тут рассчитывать только на везение нельзя. Подожмите кнопку спуска наполовину и внутренне представьте себя и камеру одним целым — только так, будучи «заряженным» и предвосхищая острые ситуации, можно сделать отличные фото.
Если у вас нет возможности попасть на большие соревнования, не считайте зазорным потренироваться в съемке роллеров, скейтеров или каких-нибудь веселых стартов. Опыт приобретается постепенно. Оттачивать фотомастерство можно, даже снимая дворовый футбол, тем более что по накалу страстей мальчишки могут дать фору и профессионалам.
И последнее. Спортивный фотограф не должен зацикливаться только на соревнованиях. Вокруг спортивных событий всегда полно болельщиков, зрителей или родителей, переживающих за своих чад. Так что не упустите случая сделать хорошие снимки.
z
z
Спортивные фотографии — это не всегда только собственно соревнования, но и эмоции участников, а также зрители и болельщики.
Во время съемок Чемпионата мира по хоккею 2000 года в Петербурге фотографы, работающие на информационные агентства, снимали первый период очень внимательно. Им важно было отснять все острые моменты и во время перерыва обработать и передать в агентство первые кадры. Важные матчи начинались вечером, и снимки, сделанные в первом периоде, успевали попасть в вечерние выпуски газет или на обложку утренних изданий во всем мире. Коллеги из конкурирующих агентств работали практически рядом и ревностно следили друг за другом, кто и как отснял тот или иной острый момент. Кроме собственно хоккея все снимали еще и атмосферу соревнований: разрисованные лица болельщиков, эмоции.
На Олимпийских играх, как и на других важных мировых событиях, кроме спортивных фотографов иногда работают еще и «фитчеристы» (feature —особенность, очерк): они снимают обычную жизнь вокруг соревнований — болельщиков, эмоции, забавные ситуации, что тоже можно считать спортивной фотографией.
Много лет назад один из моих коллег, еще не будучи профессионалом, регулярно ходил на второстепенные соревнования по бальным танцам. Не то чтобы он очень любил это дело, нет, просто хаотично и спонтанно перемещающиеся под музыку танцевальные пары были для него отличными объектами спортивной съемки. У него не было зума, автофокуса и высокочувствительной пленки, но, снимая сотни кадров, он набивал руку и оттачивал свои навыки. Став профессионалом, он уже знал, в какой момент надо нажимать на кнопку. Чем не пример для подражания?
Другие уроки Александра Беленького вы можете прочесть в его книге «Фотография. Школа мастерства».
prophotos.ru
Главное в съемке спортивных событий - суметь предвидеть и запечатлеть нужную долю секунды, и это не так сложно, как может показаться. Но сначала хотелось бы рассказать о том, что потребуется вам при спортивной съемке.
Оборудование
Прежде всего, следует приобрести необходимое оборудование. Спортивная фотография, в отличие от любого другого вида съемки, требует самого крупногабаритного и качественного оборудования. Лучшим выбором будут телеобъективы с фокусным расстоянием 300 мм или 400 мм. Альтернативой могут стать более простые объективы 70-200 мм.
На фото объектив 600mm f/4G ED VR AF-S NIKKOR
Они позволят вам снимать с любой точки внутри и вокруг стадиона, создавая прекрасные снимки, а также избежать проблем с освещением. Не стоит использовать вспышку, она может отвлечь игроков. Есть несколько исключений, включая баскетбол и спортивные мероприятия в помещении, но, как правило, вспышки использовать не рекомендуется.
Освещение
Не всегда спортивным соревнованиям сопутствует хорошее освещение. Это еще один весомый довод в пользу покупки хорошей техники. Практически все состязания, которые проходят в помещениях, хорошо видны зрителям, но чтобы «схватить» интересный момент на фото, требуется очень короткая выдержка, а света оказывается недостаточно.
Увеличение ISO позволит фотографировать на короткой выдержке, предоставляя больше шансов получить ваш идеальный кадр. Профессиональные спортивные фотографы используют выдержку около 1/1000 секунды, чтобы остановить движение.
Выдержка
Как правило, спорт — это движение, поэтому, говоря о спортивной съемке, прежде всего, имеют в виду съемку любых быстро движущихся объектов. Для правильной съемки движения нужно научиться правильно выставлять параметр выдержки. Разной скорости движения соответствует разная выдержка.
Если фотограф задумал получить ясную и резкую картинку, то выдержка должна быть как можно более короткой. Для ходьбы или неторопливого бега достаточно 1/125 или 1/250; хоккей, футбол стоит снимать на выдержках не длиннее 1/250 или 1/500; бокс, борьбу, серфинг 1/250 или 1/500, автоспорт, мотоспорт — от 1/1000 и короче.
При съемке движущихся объектов очень заманчиво использовать короткую выдержку и «заморозить» все следы движения.
Таким образом, вы сможете получить четкий снимок, но это не всегда будет самым верным решением – из-за приобретенной статичности ваша фотография может утратить эмоциональность. Самый простой способ показать движение - это намеренно привнести некоторую размытость в изображение.
Можно использовать длительную выдержку, тогда движение будет размытым. Длительность выдержки может быть от 1/60 до нескольких секунд, в зависимости от того, как быстро движется объект, и, если не передвигать камеру, объект получится размытым, а фон и все неподвижные составляющие сюжета останутся резкими.
Эта техника хорошо подходит для съемки бегунов на старте марафона, байдарочников, а также любого снимка, где присутствует движущаяся толпа, к примеру, фотографии многолюдного рынка, спортивного стадиона или танцевальной площадки ночного клуба.
Съемка с проводкой
Самый распространенный вариант съемки спортивных соревнований – съемка с проводкой. Мы уже ранее вкратце рассказывали об этом методе, теперь же хотелось бы остановиться на нем более подробно. Хотя проводка является довольно простой техникой, однако, чтобы ее освоить, нужна практика, поэтому не ждите совершенных результатов сразу же.
Суть ее состоит в совмещении скорости движения объекта с наведением вашей камеры, чтобы объект оставался в одной и той же части кадра все время экспонирования. Выберите точку, на которую вы будете наводить резкость, - в идеале эта точка, через которую будет проходить объект съемки, должна находиться напротив вас. Когда ваш объект достигнет ранее установленной точки, проследите за ним через видоискатель фотоаппарата. Постарайтесь смещать камеру с такой же скоростью, с какой движется объект, так, чтобы он оставался в той же самой части кадра.
Перед тем как объект съемки достигнет точки, на которую вы навели резкость, осторожно нажмите на кнопку, спускающую затвор, одновременно смещая камеру так, чтобы держать объект в кадре. Не дожидайтесь, пока объект достигнет заданной точки, иначе вы можете опоздать.
Необходимо перемещать фотоаппарат ровно, с одинаковой скоростью, и не делать резких движений, локти прижать к бокам, а верхнюю часть туловища двигать одним плавным движением. Если вы продолжите смещать камеру на протяжении всего времени экспозиции, и даже когда затвор закроется, это обеспечит вам более ровный результат. Чем длительнее выдержка, тем большей размытости можно добиться, и если проводка получилась неравномерной, изображение приобретет сильный импрессионистский эффект. Но как только вы овладеете техникой проводки, вы сможете сохранять резкость объекта даже при длительных выдержках.
Метод проводки хорошо подходит для съемки объектов, которые следуют по предсказуемой траектории, поскольку вы можете предвидеть, где они будут находиться по отношению к фотоаппарату, и запечатлеть их в нужном месте в нужное время. Идеально, если объект движется напротив вас, так, чтобы сохранялось одинаковое расстояние между ним и фотоаппаратом на протяжении всего времени экспонирования.
Зуммирование
Другой способ придать снимку ощущение движения, даже если объект в действительности не движется, это использовать прием зуммирования. Установите на фотоаппарате длительную выдержку, - затем, когда вы спустите затвор, переводите зум-объектив от наименьшего до наибольшего фокусного расстояния. Это позволит наделить кадр рядом потрясающих цветных полос, сходящихся в центре главного объекта.
Чтобы получить качественный снимок, вам следует зуммировать объектив очень плавно и равномерно во время экспонирования, поскольку этот эффект требует ровных и плавных движений, а не рывков.
Общие советы:
1. Тренируйтесь. Если у вас нет возможности попасть на большие соревнования, не считайте зазорным потренироваться в съемке местных спортивных событий. Оттачивать фотомастерство можно, даже снимая дворовый футбол, тем более что по накалу страстей маленькие спортсмены зачастую могут превзойти профессионалов.
2. Пробуйте ухватить суть. Вокруг спортивных событий всегда полно болельщиков, зрителей или родителей, переживающих за своих чад. Не забудьте оглянуться. Вполне возможно, что «поймать» в кадр дух игры вам помогут те, кто находится за спортивным полем: фанаты, судьи, общий вид стадиона, заполненного болельщиками или другие участники соревнований.
3. Пробуйте новое. Если вы хотите не просто снять спортивный репортаж, а сделать по-настоящему качественную работу с запоминающимися снимками, помните, что ваши кадры не должны выглядеть одинаково. Во время съемки будьте оригинальны и попробуйте что-нибудь необычное: новые фоны, новые углы, новые положения для съемки.
4. Знайте, что происходит. Чтобы оказаться в нужное время в нужном месте, планировать и знать, когда можно будет сделать лучшие снимки, вам необходимо четкое понимание того, что за событие или спортивное состязание происходит.
5. Займите лучшее место. Сделать хороший кадр вам поможет заранее занятая вами позиция. Проанализируйте, где могут произойти решающие события или возникнуть острые моменты? Откуда лучше всего будет видна ситуация и на каком фоне произойдут действия?
Чтобы спортсмен хорошо читался на снимке, фон не должен быть пестрым, пустые трибуны и яркие рекламные щиты на заднем плане вряд ли украсят ваш спортивный снимок.
Ну и самое главное – получайте удовольствие от процесса. Ведь это тоже скажется на вашей работе.
Благодарим за предоставленные фотографии Дмитрия Скобелева, Николая Смородина, Tatiana Shpakovskaya, Андрея Демина, Даниила Лебедева, Анатолий Козловский, Mihail Sergeevichev, Александру Кейли Макарову, Ирину Третьякову, Manuel Cafini, Кирилла Мирошниченко, Юлию Михиенкову, Станислав Колпаков, Dan Vojtech, Аллу Потехину.
Понравилась статья? Хотите добавить свое мнение или дать совет? Вы можете это сделать в комментариях.
А если вы хотите получать наши статьи первыми, предлагаем вам добавить наш ЖЖ в свою френд-ленту.
nikonofficial.livejournal.com
Данная статья предназначена для новичков, которым хочется (а может, возникла такая необходимость) заняться спортивной фотографией.
Советы в основном общие, так как и мне не часто приходилось снимать спортивные состязания. Но все же надеюсь, они помогут понять, как фотографировать спорт. Ведь в фотошколе для начинающих не всегда преподаются такие вещи.
При съемке любых видов спорта убедитесь, что камера переключена в режим серийной съемки (burst, continuous и т.д.).
Кстати, в русском языке и то и другое (burst/continuous) называют серийной съемкой, но у них есть большое отличие.
В режиме continuous (дословно — непрерывная) съемка идет непрерывно 3-5 кадров в секунду, на полном разрешении, обычно без ограничения длины серии.
А в режиме burst (взрыв) камера делает около 30 снимков в секунду на пониженном разрешении, потом останавливается для сохранения фотографий.
Серийная съемка используется для того, чтобы не отставать от движения игроков. Cпорт очень динамичен, надо ловить момент, а как правило, из 10 серийных фото 1-2 получаются более или менее хорошие.
Режим фокусировки, который чаще всего используется в спортивной фотосъемке — AI Servo AF. Этот режим отличается от One Shot AF, которым обычно пользуются при статичной фотосъемке, тем, что не происходит блокировка фокуса. Объектив автоматически меняет фокус всегда, когда расстояние между объектом съемки и камерой меняется.
Пользоваться AI Servo AF следует аккуратно, так как достаточно часто и по разным причинам происходит расфокусировка изображения. И да, этот режим отлично работает на светосильной оптике.
Вообще, при спортивной съемке нам нужен хороший светосильный зум (об этом чуть-чуть позже). Фотографировать приходится при коротких выдержках, иногда в помещении с плохим светом, поэтому его надо ловить как можно больше.
Да, исходя из вышесказанного, еще одно важное правило — при съемке спортивных состязаний лучше выбирать экспозицию «приоритет выдержки».
Еще один совет — фотографируйте в JPG, а не в RAW. Во-первых, при серийной съемке получается много фотографий…очень много, и все они занимают много места. А во-вторых, RAW сильнее перегружает буфер фотоаппарата, а при большом количестве кадров это играет важную роль — замедляется скорость сохранения изображений. Как мне кажется, важнее уловить хороший момент, чем сделать массу качественных неинтересных снимков.
Как я уже писал ранее, для спортивной съемки подойдет быстрый светосильный зум, с фокусным расстоянием 200-300мм, сам я работал с CANON EF 70-200 mm f/2.8L USM, но такое стекло достаточно дорого стоит.
Не расстраивайтесь, если нет профессионального зума, в яркий солнечный день с такой съемкой отлично справится и китовый Nikon 55-200mm.
Если вы фотографируете на свежем воздухе, в хорошую и солнечную погоду на светосильный зум можно делать снимки при ИСО 100, а в пасмурную, когда небо затянуто тучами или облаками, используйте более высокие значения. В спортзале или помещении этот параметр может доходить до 1600 единиц.
Нужен ли стабилизатор (IS)?
Вообще, тут можно спорить долго, и я сам сейчас с собой поспорю.
Как правило, спорт это движение, а движение мы фотографируем с достаточно короткими выдержками, и, казалось бы, зачем тут стабилизатор, когда выдержка до 1/200. Но без использования стабилизатора, даже на таких выдержках и на максимальном зуме, «шевеленка» будет уже весьма вероятна, а если при этом у вас устали руки — практически гарантирована. Это- если вы фотографируете на большом поле, например футбол.
Идеально, если вы используете монопод. Таким образом вы мобильны, меньше устаете и получаете более качественные снимки. Если нет монопода, то лучше, когда объектив со стабилизатором.
НО! Есть еще одно НО. Есть некоторые объективы, которые достаточно медленно фокусируются, а в помещении+движение картинка будет совсем не ахти.
Кстати, если вы планируете фотографировать только в зале (например соревнования по ушу), тогда можно обойтись объективом, с меньшим максимальным фокусным расстоянием, например 28-105. И вместо наличия стабилизатора, лучше позаботиться о светосиле, скорости автофокуса и резкости на открытой диафрагме.
Ведь снимать, скорее всего, придется на «пограничных» выдержках, без вспышки (она может отвлекать и мешать спортсменам), а освещение будет далеко не идеальным.
Придется задрать ИСО на приемлемый максимум, открыть диафрагму на полную и надеяться, чтобы хватило выдержки.
Надеюсь, я не очень вас запутал, но к выбору объектива для съемки спортивных мероприятий надо подойти тщательно, точно сформулировать свою задачу : какой вид спорта вы планируете снимать, где это будет происходить чаще всего, какие обычно условия и т.д; а потом задать вопросы на специализированных форумах и сообществах.
Чтобы фотографии получились как можно более интересными — двигайтесь. Перемещайтесь по залу или вокруг поля, ищите лучший ракурс, ловите хороший свет. Как я уже писал, хорошо бы обзавестись моноподом, он не лишит вас мобильности, позволит выставить выдержку на одну-две ступени большую, нежели при съёмке с рук, и поможет руками меньше уставать.
Когда вы наберетесь опыта в спортивной съемке, попробуйте поснимать на более длинных выдержках. Такая съемка называется «съемка с проводкой». Отличие в таком приеме от коротких выдержек(1\250) в том, что при, скажем 1\30, фон размывается, и создается ощущение динамики.Такую технику можно применить к бегущему спортсмену, движущемуся автомобилю, велосипедисту и т.д. Устанавливаете камеру на штатив, фокусируетесь на основном объекте (бегущем спортсмене) и проводите фотоаппарат по ходу его бега. Скорее всего, придется экспериментировать со значениями диафрагмы, ИСО и выдержки, чтобы найти оптимальные — «динамично» размыть фон, но сохранив резкость и четкость основного объекта съемки.
Не упустить яркий и важный момент (гол или решающий удар, прием) в спорте очень просто. Поэтому, будьте всегда на чеку. Обязательно тщательно ознакомьтесь с правилами той игры или того вида спорта, который фотографируете, чтобы понять, когда этот важный момент должен наступить.
И стоит помнить, что самое нужное в спортивной фотосъемке — это опыт.
Тренируйтесь, экспериментируйте, и вы обязательно станете профессиональным спортивным фотографом!
Андрей Морозов, специально для fotoman.name
Вконтакте
Google+
Одноклассники
Мой мир
www.fotoman.name