Боб Марли – знаменитый композитор, неординарный музыкант, легендарный исполнитель песен в стиле регги. Его песни любят и знают наизусть все поклонники этого музыкального направления. Марли стал своеобразным родоначальником этого музыкального жанра, и сейчас, на протяжении многих лет после своей смерти, он остается самым популярным и известным в мире исполнителем таких песен.
Его образ как музыканта - мужчины с длинными дредами, обязательно в «растаманской» шапке, с неизменной широкой улыбкой на лице и с гитарой в руках - стал олицетворением регги как оно есть.
Боб родом с Ямайки. Родился в семье работящего европейца-военного, прибывшего с материка, и юной коренной жительницы острова. Маленький Марли практически не виделся с папой, ведь он постоянно был на заданиях и много работал. Отец Боба умер, когда ребенку исполнилось 10 лет.
Мальчик учился в обычной местной школе, после её завершения стал работать разнорабочим. В подростковом возрасте Боб влился в субкультуру руд-боев, ставящую во главу угла агрессивность и романтизировавшую криминал. Внешние отличительные признаки у таких молодых людей – обязательно короткая стрижка или обритая голова, подогнанные по фигуре вещи из костюмной ткани.
Боб Марли в молодостиМузыкальная составляющая у этого движения также была в наличии – молодежь этой волны «отрывалась» на дискотеках под ска (направление ямайской музыки). Именно в этой субкультуре и в этом возрасте юный Боб начинает пробовать себя в музыке и пытается раскрыть и развить свой творческий потенциал.
Первые музыкальные эксперименты Боб Марли ставил самостоятельно, однако они не были слишком успешными. В молодости он стал участником музыкального коллектива, с которым достиг первого признания. Его группа “The Wailers”, созданная вместе с друзьями и единомышленниками, прошла долгий путь и много раз преобразовывалась, меняя состав и позиционирование на музыкальной арене, но в итоге принесла своим создателям сначала национальную, а затем и мировую известность.
Боб выпускал синглы и альбомы сначала в составе группы, а затем трансформировал ее в собственный авторский проект «Боб Марли и The Wailers». Вместе они проехались с гастролями по всем Соединенным Штатам Америки, а затем и по остальным странам мира (в Европе, Африке, Азии).
В СССР Марли стал популярен уже на закате своей жизни – песни свободолюбивого необычного певца, ставшего голосом целого поколения у себя на родине, все же прошли через «железный занавес» и произвели неизгладимое впечатление на жителей Союза.
Творчество Марли и его группы получает признание среди музыкальных критиков – их альбомы и синглы получают награды, а Марли неоднократно становится обладателем звания «Лучший певец».
Песни Марли объединяли самых разных людей – и жителей неблагополучных районов городов Ямайки, и «золотую молодежь». Своим творчеством он дарил людям надежду на лучшее, веру и всепрощающую и всеобъемлющую любовь.
Его культовая песня “One love’’ превратилась в неутвержденный национальный гимн жителей Ямайки, она буквально объединила политиков и группировки, которые превратили во времена Марли Ямайку в поле боя за свои интересы. Эту песню он написал после того, как на него самого было совершено покушение – в него целенаправленно стреляли.
Марли выступал на сцене и радовал своим творчеством поклонников до самой смерти.
В последние годы жизни Боб страдал от злокачественного заболевания – опухоли на пальце ноги, которая появилась в результате травмы во время игры в любимейшую игру певца – футбол. Композитор отказался «разбирать себя на части» и ампутировать охваченный болезнью палец, ведь он, как настоящий растаман, должен был умереть «целым». В итоге длительной упорной борьбы с раком певец проиграл – он умирает прямо во время гастрольного тура, так и не успев вернуться на родину.
Последние месяцы жизни певца были крайне тяжелыми – прописанное лечение имело серьезные последствия в виде выпадения волос и ослабления иммунитета. Ирония судьбы заключается в том, что лидер афро-американцев Марли фактически умер от заболевания, которое характерно для населения со светлой кожей. Марли был подвержен заболеванию в связи с тем, что отец у него был белокожим.
Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.
Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.
В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.
Боб Марли с женой и детьмиУ Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.
Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.
Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.
Не так давно в одном из глянцевых журналов США вышел номер с фотографией на обложке, которая собрала в одном кадре всех детей и внуков Марли. Снимок стал очень популярным в социальных сетях, он разлетелся по просторам Интернета. Это стало встречей десятилетия для потомков Марли.
Существует ряд конкретных сфер жизни и общих образов, которые навсегда будут ассоциироваться исключительно с Бобом Марли. Например, именно его именем миллионы подростков и студентов оправдывают свое желание покурить легкие наркотические травы. Ведь сам Марли откровенно признавал, что он это делает регулярно. Он мог позволить себе даже выйти на сцену, держа в губах «косяк».
Боб МарлиНеоценима роль, которую сыграл Марли в распространении растафарианства. Его песни последователи этой веры расхватали на цитаты, а самого певца считали посланником их истинной веры. Огромно влияние Марли на развитие философии панафриканизма среди определенной категории людей. Его вклад невероятен, он стал послом этой идеи и своими действиями и творчеством действительно изменил ход истории. За это он был награжден несколькими премиями и наградами.
Несмотря на то, что умер Марли в прошлом веке, его творчество и жизненная философия обретают все новых и новых поклонников до сих пор. Его фото печатаются на вещах масс-маркета и на вещах, входящих в коллекции первых линий мировых модных брендов. Влюбленных в песни Марли много и в современном Голливуде – певицы Рианна и Бейонсе, актриса Элиза Тейлор и многие другие.Высказывания Боба Марли стали крылатыми фразами и выражениями, а его последние слова – о том, что невозможно купить жизнь за монету – стали афоризмом.
24smi.org
Вадим Кораблев – о великом ямайском музыканте.
«Ах ты засранец! И где я теперь новые возьму?» – кричала мама, гоняясь за Бобом по всему дому с ремнем в руках. Ее 15-летний непослушный сын снова разбил туфли, пиная мяч, а денег на новую пару уже не оставалось. Боб ловко увиливал от наказания, но оно было неизбежным. Мальчика поймали и пару раз хорошенько всыпали.
Папа Боба – белокожий моряк и смотритель плантации Норвал Марли – рано покинул семью, вспомнив старую любовь, и виделся с сыном всего два раза. Когда Бобу было десять, отец умер. Тогда парень вместе с мамой переехал в столицу Ямайки – Кингстон. Они поселились в бедном районе Тренчтаун, где часто происходило что-то жуткое, но зато именно там мама Седелла могла хоть как-то прокормить себя и сына.
Дурная слава Тренчтауна не пугала Боба. Он пошел в школу и получал настоящее удовольствие, потому что мог спокойно заниматься там двумя любимыми вещами: набрасывать слова песен и играть в футбол. Чем – не так важно. Мячом служили и пустые банки, и даже кожура от апельсинов. Мама часто ругала сына, который возвращался домой только ближе к ночи. И конечно, в разваливающейся обуви.
Вскоре Боб познакомился с бедным мальчишкой Невиллом Ливингстоном, которого обычно называли Банни. Оба парня обожали музыку и сошлись на этом интересе. Они слушали американское радио и особенно любили новоорлеанскую радиостанцию, которая крутила новые записи Кертиса Мэйфилда, Рея Чарльза, Брука Бентона и Фэтса Домино.
Боб твердо решил: будет музыкантом. Он так и не окончил школу и пошел подрабатывать сварщиком. Развивать музыкальные навыки ему помогал ямайский певец Джо Хиггс, проживавший в том же районе. Он бесплатно давал Бобу и Невиллу уроки вокала, и на одном из таких занятий друзья познакомились с Питером Макинтошем. Позже он стал известен миру как Питер Тош.
«Я полюбил музыку чуть раньше, чем футбол, – говорил Боб о внутренней борьбе двух страстей, – Случись наоборот, это было бы опасно. Для меня играть в футбол и исполнять песни – уже опасно. Потому что футбол может быть очень жестоким. А пою я о мире и любви. Когда на поле соперник сильно задевает тебя, может начаться конфликт. Даже война».
***
В 1963 году Боб, Невилл и Питер организовали группу The Teenagers, которая позже была переименована в The Wailers. Их песни «любви, веры и бунта» стремительно завоевывали мир. Однако даже невероятная популярность не дала Бобу забыть о футболе.
Концерт, длинный и утомительный тур – плевать, в сумке Марли всегда находилось место для мяча. Фотоотчеты с музыкальных путешествий группы больше напоминали серии фотографий с тренировок футбольных клубов. Вот Боб чеканит мяч, вот бежит с ним, а вот вся команда не дает ему упасть на землю, удерживая в воздухе. Организаторы крепко выучили: если группа не на сцене, она играет в футбол. В гостинице, за кулисами, в ожидании саундчека – везде.
У Боба даже была своя форма с литерой «М» на груди, прямо рядом с сердцем. Ее сшили по специальному заказу для музыканта и всей команды вокруг него. «Марли был отличным футболистом, – вспоминал его продюсер Ли Перри. – Во время гастролей он возил с собой мяч и каждый раз, как появлялась свободная минутка, гонял его по двору отеля или по площадке с членами группы и местными, которых удавалось подтянуть к игре. Если бы не музыка, он, может быть, играл бы за сборную Ямайки».
Уже в престижном районе Кингстона, на Хоуп-роуд, Боб собирал округу на дружеские матчи и небольшие турниры. Там были все: местные начальники, водители, инженеры, отдельной командой выступали продавцы бананов. Марли считали самым техничным игроком.
***
«На поле он был перфекционистом, – вспоминал близкий друг и основатель музея Боба Марли в Ямайке Невилл Гаррик. – Ему нравилась роль лидера, но в то же время он всегда был готов уйти в тень ради команды. Боб любил играть на фланге, у него были все качества крайнего полузащитника: дриблинг, техника, скорость. Нельзя не отметить и его мощный удар. Если он бил, то делал это очень сильно».
Музыкант крепко дружил с профессиональным футболистом (и по совместительству – своим менеджером) Алланом Коулом, которого на Ямайке до сих пор называют главным талантом в истории страны. Боба и Аллана связывали не только дружба и работа, но и совместные тренировки. Коул делал упор на силу и выносливость Марли: по утрам они наматывали круги вокруг его дома, а по вечерам устраивали кроссы по тягучему песку местного пляжа. Шуточно дрались и выясняли, у кого лучше получается чеканить.
Друзья отмечали, что Марли болезненно переносил поражения и часто требовал переигровок в случае неудач его команды.
«Футбол – это целый мир. Целая вселенная. Я люблю футбол, потому что тебе нужно быть искусным, чтобы играть в него. Это целое умение. Свобода! Футбол – это свобода» – произнес Марли в 1979 году.
***
Боб восхищался тремя футболистами: Пеле, юным Марадоной и Освальдо Ардилесом. За последним он особенно внимательно следил на ЧМ-1978. Во время турнира Марли вместе с группой ездил по Штатам, представляя альбом Kaya. Банда передвигалась на автобусе, в котором работал телевизор – чтобы Боб ничего не пропустил. При этом он всегда выключал звук, чтобы не слышать комментаторов: посторонние звуки мешали ему наблюдать за игрой.
Боб обожал латиноамериканский футбол и поэтому страстно болел за Аргентину. Когда в том же 1978-м Ардилес перешел из аргентинского «Уракана» в «Тоттенхэм», приятель из британской звукозаписывающей компании Island Records отправил Марли футболку с номером звездного новичка. Боб был настолько счастлив, что боялся запачкать ценный подарок и надевал футболку совсем редко – только если похвастаться перед гостями.
Боб любил общаться с футболистами и применять их советы на поле. Одним из больших друзей Марли был бразильский полузащитник, чемпион мира-1970 Пауло Сезар Кажу. Они нередко играли вместе, и Кажу отмечал, что у Боба есть все задатки, чтобы стать профессионалом.
***
В конце концов, сумасшедшая любовь к мячу сыграла с Бобом Марли злую шутку. В 1977 году он прилетел с концертом в Париж и не удержался от предложения французских журналистов сыграть недалеко от отеля.
«В тот момент на Бобе не было бутс, он играл в неподходящей обуви, – вспоминал Невилл Гаррик. – Парень из Франции сильно врезал ему в стыке, это было очень больно. Ноготь на ноге Боба подлетел, отслоившись от большого пальца. Марли велел нам продолжить игру, а сам вернулся в отель. Врач зафиксировал ноготь и сделал перевязку. Был страшного вида синяк».
Боб уже травмировал этот палец два года назад, но, как и тогда, махнул на повреждение рукой. Тур закончился, и музыкант отправился в Америку к матери – теперь она жила в доме в штате Делавэр. Марли пробыл там недолго и вскоре улетел в Англию, где под давлением друзей и жены Риты отправился в клинику, потому что продолжал чувствовать себя крайне неважно. Анализ крови выявил злокачественную меланому. Врач произнес страшное: «У вас рак кожи». Одной из причин стала та самая травма.
«По иронии судьбы этот вид опухоли очень редко встречается у цветных. Но Боб считал, что доктора, поставившие диагноз, обманывали его. Боб не поверил даже доктору Бэкону, черному хирургу из Майами, который очень хорошо относился к нему», – рассказывала Рита Марли в книге No Woman No Cry.
«Если Боб согласится удалить палец, можно будет остановить распространение болезни», – обратился к ней доктор Бэкон. Рита передала слова мужу, но тот решил, что это сумасшествие. «И как я буду стоять во время концертов?! Никто не захочет смотреть на калеку», – сердился Боб.
Один из своих последних матчей Марли сыграл в Лондоне в 1980 году, во время гастрольного тура в поддержку альбома Uprising. Он даже отказывал журналистам в интервью, потому что все время пропадал на поле. 16 июля команда, в которую входили Невилл Гаррик, сам Боб, его ударник Элвин Паттерсон и повар Невилл Гилберт, встретилась с группой популярного британского регги-певца Эдди Гранта. Матч проходил около стадиона «Фулхэма».
«Они раскатывали нас только так, – вспоминал Гаррик. – Счет быстро стал 0:2, и тогда Боб остановил матч с криком «Тайм аут!». Мы попытались объяснить ему, что это не баскетбол, но соперник отнесся к просьбе вполне нормально. После перерыва мы стали неудержимы. Марли намекнул, что нужно больше использовать стены, обыгрываясь с ними так, как это делает Грант и его компания. В тот день мы победили 5:2».
***
Боб успел дать два концерта в Штатах, а потом потерял сознание на утренней пробежке в парке. Чтобы разобраться со здоровьем, музыкант улетел в Мюнхен к знаменитому онкологу Йозефу Иссельсу – там Марли провели курсы химиотерапии, в результате которых он потерял знаменитые дреды.
Боб провел в Баварской клинике восемь месяцев, но все безрезультатно. Рак в своей самой опасной форме стал поражать все тело Боба.
В начале мая 1981 года Марли покрестился в православной Кингстонской церкви в Эфиопии, взяв имя Берхане Селассие. Перед смертью он мечтал в последний раз увидеть Ямайку, однако перелет из Германии так и не завершился. Состояние Марли резко ухудшилось, и самолет вынужденно приземлился во Флориде. Там Боб и умер.
Символично, что самый большой концерт Марли отыграл на стадионе «Сан-Сиро» в Милане. Его музыку пришли слушать 100 тысяч человек.
***
Незадолго до смерти Боб просил Пауло Сезара Кажу помочь ему с открытием большой футбольной школы на Ямайке. Тот согласился, но друзья просто не успели реализовать идею. «Кто же мог подумать, что это хобби обернется для него такими последствиями, – говорил продюсер Ли Перри. – Но, наверное, он не отказался бы от футбола, даже если бы знал, что произойдет. Такой уж был человек».
***
Боба Марли похоронили на родине. В его склепе лежат гитара, на которой он играл и сочинял музыку, пучок конопли, кольцо, подаренное эфиопским принцем, Библия. И футбольный мяч.
Фото: bobmarley.com/ADRIAN BOOT, DENNIS MORRIS, PETER MURPHY; Global Look Press/Frank Lennon/ZUMAPRESS.com; Gettyimages.ru/Keystone
note.taable.com
(Сэр) Боб Марли (англ. Sir Bob Marley; полное имя Роберт Неста Марли, англ. Robert Nesta Marley; 6 февраля 1945, Найн-Майлс — 11 мая 1981, Майами) — ямайский музыкант, гитарист, вокалист, композитор. Несмотря на то, что со времени его смерти прошло много лет, Боб Марли до сих пор является самым известным исполнителем в стиле регги. Именно благодаря его международному успеху регги приобрёл широкую популярность за пределами Ямайки.
Боб Марли был одним из виднейших сторонников панафриканизма[1].
Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка. Его отец, Норвал Марли, по происхождению еврей, служил генералом ВМС Великобритании, а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Когда ему было 60, он познакомился с матерью Роберта, 16-летней ямайской девушкой Седеллой Букер. При жизни Роберт видел своего отца всего 2 раза. В 1955 году, когда Бобу Марли было 10 лет, отец умер.
Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон, где поселился в бедном районе Тренчтаун. Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс, дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала. Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош.
В 18 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренёрше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков.
В 1963 году при помощи того же Хиггса Боб Марли организовал вокальную группу, в которую, помимо него, вошли Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Сначала она имела название «The Teenagers» («Тинейджеры»), потом «The Wailing Rudeboys» («Причитающие Руд-бои»), затем «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»), и, наконец, «The Wailers» («Плакальщики»). Музыкальным директором группы стал её бас-гитарист Астон «Family Man» Баррет.
Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. В 1965 году Брэйтвейт, Кельсо, и Смит покинули коллектив, сократив состав The Wailers до трио и, несмотря на успех песен (например, «Rude Boy» вошла в местный «Тор 10»), в 1966 году распались.
Некоторое время Боб Марли работал подсобным рабочим на автомобильном заводе в США, куда переехала его мать, но вскоре вернулся на Ямайку и воссоздал The Wailers. Группа работала в самых разных жанрах — ска, калипсо, фьюжн, но за пределы острова её популярность не распространялась. В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.
Однако в конце 1971 года Боб Марли подписал контракт с американским певцом Джонни Нэшем и написал для него две песни, ставшие хитами: «Guava Jelly» и «Stir It Up». В 1972 году «The Wailers» наконец получили контракт с международной фирмой Island Records и выпустили альбом Catch a Fire, ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Популярность группы росла; во многом музыкантам помог Эрик Клэптон, который записал свою версию песни «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом.
В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре после этого Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.
Боб Марли включил в состав The Wailers женское вокальное трио I Threes (в состав которой входила жена Боба, Рита Марли, а также Марсия Гриффитс и Джуди Моват), сменил название группы на «Bob Marley and The Wailers» и вместе со своим бывшим наставником Хиггсом отправился в турне по Африке, Европе и обеим Америкам. К середине 1970-х годов Боб Марли и его группа стали признанными лидерами регги, а в Великобритании практически все новые песни Марли входили в «Тор 40» («No Woman, No Cry», 1975; «Exodus», 1977; «Waiting In Vain», 1977; «Satisfy My Soul», 1978) и Top 10 («Jamming», 1977; «Is This Love», 1978).
В США, однако, лишь композиция «Roots, Rock, Reggae» попала в хит-парад категории «поп» (1976, 51-е место), а «Could You Be Loved» прошла по категории соул (1980, 56-е место), но альбомы группы неизменно занимали высокие места, а песни «любви, веры и бунта», как называли их произведения журналисты, пользовались невероятной популярностью в среде интеллектуальной элиты.
На Ямайке же Боб Марли стал настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого. В декабре 1976 года на него, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. В собственном доме Боба Марли, его жену и его менеджера Дона Тейлора обстреляли неизвестные всего за два дня до концерта «Smile Jamaica». Этот бесплатный концерт в надежде примирить две враждующие политические силы острова организовал ямайский премьер-министр Майкл Мэнли, которого поддерживал Марли. Несмотря на огнестрельные ранения в грудную клетку и руку, он провёл все запланированные концерты, объяснив это тем, что «в мире слишком много зла» и он «не имеет права тратить хотя бы один день впустую». На главном ямайском концерте он вначале согласился спеть одну песню, но в итоге провёл полуторачасовое выступление с группой Zap Pow перед 80-тысячной аудиторией.
В 1978 году Боб Марли вернулся на Ямайку, чтобы дать ещё один политический концерт, призванный предотвратить гражданскую войну — «One Love Peace Concert». В конце этого выступления по просьбе Марли на сцену поднялись предводители противостоящих групп — социалист Майкл Мэнли (лидер правящей Народной национальной партии) и консерватор Эдвард Сеага (лидер оппозиционной Лейбористской партии) — и пожали друг другу руки.
В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги, развившаяся после травмы во время игры в футбол — давнее увлечение певца.[источник не указан 2050 дней]К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) Он отказался от ампутации, мотивируя это боязнью потерять возможность играть в футбол и потерять пластику на сцене, кроме того, растаманы верят, что тело должно оставаться «целым»:
Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю, чтобы человека разбирали на запчасти.[2]В 1980 году Марли выступил в Зимбабве, получившей в том году независимость от Великобритании: к тому времени Марли был символом африканского единства, особенно в бывших колониальных странах (ещё до Зимбабве первой африканской страной, где выступил Боб Марли, в том же году стал Габон). Следом прошли успешные гастроли по Германии. Однако намеченное американское турне было прервано, когда, проведя два концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, певец потерял сознание во время пробежки в центральном парке Нью-Йорка. Зимой 1980 года Боб Марли прошёл курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но безрезультатно. В результате химиотерапии у Марли начали выпадать волосы, сплетенные в дреды, и их пришлось состричь.
4 мая 1981 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне от рук архиепископа Западного полушария Абуны Йисхака. В новом крещении он взял имя Берхане Селассие (на амхарском языке — Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта. Боб Марли желал провести свои последние дни на Ямайке, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами, Флорида. Рак к этому моменту охватил его лёгкие и мозг. Несмотря на интенсивное лечение, 11 мая 1981 года Боб Марли скончался в больнице. Последними словами, сказанными им сыну Зигги, были: «Money can’t buy life» («рус. Жизнь за деньги не купишь», дословно «Деньги не могут купить жизнь»).
Боб Марли был похоронен на Ямайке. Его похороны прошли по законам Эфиопской православной церкви, при соблюдении традиций растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).
Рита Марли, которая всю жизнь поддерживала и сопровождала мужа, после его смерти попыталась начать сольную карьеру. Некоторые её песни, например, «One Draw», «Many Are Called» и «Play Play», обратили на себя внимание меломанов, но к середине 1980-х она почти полностью отошла от шоу-бизнеса и посвятила себя семье — ведь за годы музыкальной активности Боба Марли Рита параллельно с концертами и студийными записями родила и воспитала семерых детей. Дэвид, старший сын Боба Марли, известный больше как Ziggy, достаточно успешно выстроил свою карьеру и стал популярным поп-исполнителем, возглавляя группу Melody Makers. В коллектив привлечены ещё трое детей Боба Марли — Сиделла, Стивен и Шэрон. Ещё трое детей Боба Марли — Дэмиан, Джулиан и Кай-Мани, тоже выбрали музыкальную карьеру.
В 2012 году вышел документальный фильм «Марли».
Отрывок из песни «Simmer Down», вышедшей в 1964 году в качестве сингла
|
wikipedia.green
Будучи подростком, Боб Марли отправился в Кингстон в конце пятидесятых. Как и многие до него, Марли и его мать в итоге осели в Тренчтауне. Его друзья были такими же уличными подростками, нетерпящими своего низкого положения в обществе Ямайки. Одним из близких друзей Марли стал Невилл О'Райли Ливингстон, впоследствии известный как Банни Ливингстон, с которым Боб сделал свои первые неуверенные шаги в музыке. Эти двое ребят восхищали своей необычной музыкой, которую они заимствовали из эфира американского радио, особенно радиостанций Нового Орлеана, передававших новейшие мелодии таких артистов, как Рей Чарльз, Фэтс Домино, Кертис Мэйфилд и Брук Бентон. Боб и Банни также интересовались и чернокожими вокальными группами, такими как «The Drifters», которые были чрезвычайно популярны на Ямайке.
Когда Боб бросил школу, казалось, у него было только одно стремление: учиться музыке. Устроившись на работу в сварочную мастерскую, все свое свободное время Боб проводил с Банни, совершенствуя свои вокальные возможности. В этом им помог известный певец, житель Тренчтауна, Джо Хиггс, дававший устремленным начинающим певцам бесплатные уроки вокала. На одном таком занятии Боб и Банни встретили Питера Макинтоша, парня с большими музыкальными амбициями.
В 1962 году Боб Марли выступил на прослушивании перед местным антрепренером Лесли Конг. Впечатленный вокалом Боба, он записал с ним в студии несколько песен, первая из которых, «Judge Not», была выпущена на лейбле «Beverley's». Это была первая запись Марли. Две другие песни «Terror» и «One Cup Of Coffee» не получили популярности, однако укрепили желание Марли стать певцом. Вместе с Банни и Питером он создал группу «The Wailing Wailers».
У группы был наставник растаман, барабанщик Алвин Паттерсон, который представил ребят Клементу Додду, продюсеру из Кингстона. Летом 1963 года Додд прослушал «The Wailing Wailers» и, довольный результатами, согласился сделать запись.
Это было время ска, новой зажигательной танцевальной музыки с резко выраженным, звонким битом. Отчасти она была основана на ямайских традициях, однако в первую очередь заимствовала свои горячие ритмы у ритм-энд-блюза Нового Орлеана, распространяемого американским радио и саунд-системами на улицах Кингстона. Клемент «Коксоун» Додд был одним из лучших «саунд-системщиков».
«The Wailing Wailers» выпустили свой первый сингл, «Simmer Down», на лейбле «Coxsone» в последние недели 1963 года. К январю следующего года сингл занял первые строки ямайских хит-парадов и сохранял эту позицию на протяжении двух месяцев. Группа Боб, Банни и Питер вместе с Джуниором Брэйтуейтом и двумя бэк-вокалистками, Беверли Келсо и Черри Смит была бесспорным «прорывом». Песня «Simmer Down» стала сенсацией на Ямайке, и «The Wailing Wailers» стали регулярно записываться на студии Коксона Додда «Studio One». Музыка группы претерпела изменения: тексты песен стали затрагивать тему руд-боев, уличных бунтарей кингстонских трущоб. Музыка Ямайки прочно заняла позицию улицы.
В течение нескольких следующих лет «The Wailing Wailers» выпустили около тридцати песен, что значительно укрепило группу на ямайской сцене.
Несмотря на свою популярность, из-за внутренних противоречий группа начинает распадаться, и три ее участника Брэйтуейт, Келсо и Смит уходят. Мать Боба, Седелла, снова выходит замуж и переезжает в Делавэр, США, где она накапливает достаточно денег, чтобы переслать их сыну на авиабилет в Америку. Она хотела, чтобы Боб начал новую жизнь, однако перед отъездом он встречает молодую девушку по имени Рита Андерсон, и 10 февраля 1966 года они празднуют свадьбу.
Пребывание Марли в Америке было недолгим. В октябре 1966 года, после восьми месяцев, проведенных в США, он возвращается на Ямайку. Это был определяющий период в его жизни. В апреле того же года император Хайле Селассие прибыл на Ямайку с государственным визитом. В это время движение растаманов было на подъеме. Марли все больше втягивался в Растафари, и к 1967 году вся его музыка стала отражать его новые верования. Гимны руд-боям ушли в прошлое; их место заняли песни, поднимающие духовные и социальные вопросы. Марли воссоединился с Банни и Питером, чтобы заново создать группу, теперь известную как «The Wailers». Рита тоже начала сольную карьеру, выпустив хит «Pied Piper», кавер на популярную английскую песню.
Ямайская музыка изменялась, и на смену шумному ска пришел замедленный, более чувственный стиль рок-стеди. Приверженность «Уэйлерс» к растафарианству привела к их конфликту с Коксоуном Доддом, и решившая самостоятельно вершить свою судьбу, группа основывает собственный лейбл «Wail'N'Soul». Однако, несмотря на несколько первых успехов, бизнес «Уэйлерс» приказал долго жить, и в конце 1967 года лейбл закрыли.
Первое время после банкротства группа писала песни в компании американского певца Джонни Нэша, который имел огромный успех, выпустив песню «Stir It Up», написанную Бобом Марли. Тогда же «Уэйлерс» повстречали Ли Перри, чей продюсерский гений превратил студийную записывающую аппаратуру в инструмент создания произведений искусства. Вместе с Перри они сделали одни из лучших записей за всю историю «Уэйлерс». Такие песни, как «Soul Rebel», «Duppy Conqueror», «400 Years» и «Small Axe» стали не только классикой реггей, но и определили направление развития этой музыки.
В 1970 году к группе присоединились Астон Барретт и его брат Карлтон (басист и барабанщик соответственно). Они были ритм-основой группы, работавшей с «Уэйлерс» на студии Ли Перри. Неоспоримо то, что они были одними из лучших музыкантов на Ямайке в течение всего последующего десятилетия. К началу семидесятых репутация «Уэйлерс» на Карибских островах была исключительной, но за их пределами группа оставалась неизвестной.
Летом 1971 года Боб принимает приглашение Джонни Нэша сопровождать его в поездке в Швецию. Будучи в Европе, Боб заключает контракт с компанией CBS. Весной 1972-го «Уэйлерс» в полном составе прибыли в Лондон, якобы для продвижения своего сингла «Reggae On Broadway». На самом деле в Британии они крепко сели на мель.
Решив сделать последнюю попытку поправить положение дел, Боб Марли пришел на студию компании «Island Records» и попросил встречи с ее основателем Крисом Блэквеллом. Эта компания, созданная в конце пятидесятых в Кингстоне, была ориентирована на продвижение ямайской музыки в Британии. К 1962 году Блэквелл понял, что, переместив компанию в Лондон, он сможет обойти своих конкурентов. В мае 1962 года «Island Records» обосновалась в Лондоне и Бирмингеме, где проживало большинство британских выходцев с Ямайки. Зажигательный ритм ска быстро занял прочные позиции на танцполах Англии, и в 1964 году Блэквелл выпускает международный хит «My Boy Lollipop» молодого ямайского певца Милли. В течение шестидесятых «Island Records» становится главным поставщиком ска, рок-стеди и реггей в Старом Свете. Кроме того, деятельность компании Блэквелла охватывала такие рок-группы, как «Traffic», «Jethro Tull», «King Crimson», «Cat Stevens», «Free and Fairport Convention», так что Боб Марли, делая первые шаги с «Island» в 1971 году, находился в кругу самых независимых «бунтарей» того времени.
Блеэквелл хорошо знал о славе Марли на Ямайке, поэтому группе был предложен контракт на уникальных условиях: для записи альбома им предоставлялось лучшее студийное оборудование, и впервые в истории реггей-музыканты «Уэйлерс» были поставлены в равные условия с рок-группами. До этой сделки считалось, что реггей можно продать только на синглах или сборниках.
Первый альбом «Уэйлерс», «Catch A Fire», нарушает все правила издания реггей-записей: он красиво оформлен и активно рекламируется. Это было началом долгого восхождения к всемирной славе и признанию. Спустя годы, знаменитый даб-поэт Линтон Квези Джонсон, комментируя этот альбом, напишет: «Это было появление целого нового стиля. Он имел особое звучание, особый характер... Я могу описать его не иначе, как Международный Реггей. Он вобрал в себя элементы музыки всего мира: рок и соул, блюз и фанк. И они способствовали его прорыву на международной сцене».
Хотя альбом «Catch A Fire» не стал абсолютным хитом, он оказал существенное влияние на музыкальное сообщество. Сдержанные ритмы музыки Марли, в сочетании с свободолюбивым, порой воинственным содержанием его лирики, были абсолютной противоположностью неумеренному, полному излишеств року. В «Island» решили организовать тур «Уэйлерс» по Америке и Великобритании еще одно беспрецедентное для реггей-муыкантов событие.
Группа приехала в Лондон в апреле 1973 года, начав тур с живых клубных выступлений. Однако спустя три месяца музыканты возвращаются на родину, и Банни, разочарованный «жизнью на колесах», отказывается играть в американском турне. Его место занял Джо Хиггс, первый учитель и наставник «Уэйлерс».
Американский тур собирал полные залы и даже включал в себя ангажемент выступление на разогреве у молодого Брюса Спрингстина. «Уэйлерс» имели такой успех, что в осенний тур были включены еще семнадцать дней, в течение которых они играли на разогреве у «Sly & The Family Stone», группы №1 среди исполнителей черной американской музыки. Однако с четырех выступлений «Уэйлерс» были исключены, поскольку они настолько тепло принимались публикой, что затмевали выступления хедлайнеров. Затем группа отправилась в Сан-Франциско, где дала живой концерт в прямом эфире ведущей радиостанции KSAN. (Большая часть этой записи стала доступна широкому кругу слушателей в 1991 году, когда компания «Island» выпустила альбом «Talkin' Blues».)
В 1973 году «Уэйлерс» записали на «Island Records» свой второй альбом, «Burnin'», включающий в себя новые версии старых песен («Duppy Conqueror», «Small Axe» и «Put It On») вместе с новыми, такими как «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff». Последняя затем была исполнена Эриком Клэптоном и заняла первое место в американских хит-парадах.
В течение 1974 года Боб Марли проводит много времени в студии, работая над новым альбомом «Natty Dread». К началу следующего года Банни и Питер покидают группу, чтобы начать сольные карьеры, а коллектив «The Wailers» переименовывается в «Bob Marley & The Wailers». Альбом «Natty Dread» был выпущен в феврале 1975 года, и к лету группа снова отправляется в турне. Место Банни и Питера занимают «I-Threes» женское трио в составе Риты Марли, Марсии Гриффитс и Джуди Моуватт. Тогда же они дают два концерта в лондонском театре «Lyceum», которые остались в истории как самые яркие представления десятилетия. Записи этих концертов, в особенности песня «No Woman No Cry», стали хитами. Благодаря Бобу Марли и «Уэйлерс» музыка реггей становится мейнстримом. В ноябре, когда музыканты вернулись на родину, где собирались дать совместный концерт со Стиви Уандером, они были встречены как величайшие звезды Ямайки.
«Rastaman Vibration», следующий альбом Боба Марли 1976 года, снова бьет рекорды популярности. Его содержание было ярчайшим отражением убеждений Марли. Примером служит, возможно, самая значимая песня этой пластинки «War», прозаический текст которой является речью императора Хайле Селассие.
Международный успех Боба Марли укрепил его растущий политический авторитет на Ямайке. Его непоколебимые растафарианские взгляды вызвали сильный резонанс среди молодежи ямайского гетто. Марли решает дать бесплатный концерт 5 декабря 1976 года в Кингстоне с целью призвать к миру группировки, начавшие настоящую войну между собой в районах трущоб столицы. Сразу после анонса готовящегося выступления правительство заявило о проведении приуроченных к нему выборов. Это повлекло за собой лишь усиление беспорядков, и накануне концерта в дом Марли ворвались несколько вооруженных людей и открыли стрельбу. К счастью, в потасовке несостоявшиеся убийцы лишь ранили Боба Марли. Тем не менее, 5 декабря он вышел на сцену и исполнил несколько песен.
Это было последним пребыванием Марли на Ямайке за следующие восемнадцать месяцев. После выступления он покинул страну и в течение 1977 года жил в Лондоне, где работал над альбомом «Exodus». Пластинка, выйдя летом 1977-го, продержалась в английских чартах 56 недель, и три сингла с нее «Exodus», «Waiting In Vain» и «Jamming» стали бестселлерами. Также группа Боба Марли давала концерты в театре «Rainbow» в последние дни их пребывания в Лондоне.
В 1978 году четвертое место в английском чарте занимает новая работа Боба Марли «Kaya». Альбом собрал разнообразные по своему настроению песни о любви и, конечно же, силе ганжи. Кроме того, в 1978-м происходят еще три события, имеющие особое значение для Марли. В апреле он возвращается на Ямайку для участия в «One Love Peace Concert», на котором присутствуют премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли и лидер оппозиции Эдвард Сига. Тогда же Боб получает приглашение в Нью-Йорк на вручение ему Медали Мира. В конце этого же года Марли впервые посещает Африку, в первую очередь Кению и Эфиопию обетованную землю Растафари.
Группа дает концерты в Англии и Америке, записывает второй концертный альбом «Babylon By Bus». Также «Уэйлерс» посещают Австралию, Японию и Новую Зеландию. «Survival», девятый альбом Боба Марли, выходит летом 1979 года. Его тематика солидарность африканских государств в борьбе за независимость.
В начале следующего года Боб Марли и «Уэйлерс» прилетают в Габон, где дают первый концерт на африканском континенте. Малоприятным для группы оказалось то, что пришлось выступать перед местной государственной элитой. Тем не менее, вскоре музыканты возвращаются в Африку, на этот раз по официальному приглашению правительства освобожденного Зимбабве на Церемонию празднования независимости в апреле 1980 года. Это была великая честь для группы - приглашение подчеркивало заслуги «Уэйлерс» перед странами третьего мира. «Uprising», следующий альбом Боба Марли, выпущенный в мае 1980 года, моментально становится хитом.
«Уэйлерс» отправляются в большое европейское турне, которое бьет рекорды популярности по всему континенту. Группа дает самый большой в своей истории концерт в Милане: более 100 000 зрителей. Без преувеличения можно сказать, что «Уэйлерс» были тогда самой популярной группой в Европе, а их альбом «Uprising» занял первые места во всех европейских хит-парадах. Это было время самых грандиозных планов и надежд; Боб Марли планировал совместное со Стиви Уандером турне по Америке. После окончания европейского турне группа едет в Америку, дает два концерта в «Мэдисон Сквер Гарден», после чего здоровье Марли резко ухудшается.
Тремя годами ранее, в Лондоне, играя в футбол, Боб повредил палец ноги. Ранение обернулось раковой опухолью, и, поскольку лечение было начато слишком поздно, злокачественная опухоль продолжает развиваться. К концу 1980 года рак, в своей наиболее опасной форме, поражает все тело Боба.
Он борется с болезнью на протяжении восьми месяцев, находясь в одной из клиник Баварии. Методика его лечения вызывает множество споров, однако состояние Боба Марли кажется стабильным. Но все же, спустя некоторое время, болезнь берет свое, и в мае Боба перевозят на Ямайку. По пути на родину, 11 мая 1981 года в госпитале Майами Боб Марли умирает.
За месяц до смерти Марли был награжден орденом «За заслуги», третьей высшей государственной наградой Ямайки, в признание его выдающегося вклада в культуру страны. 21 мая 1981 года состоялись всенародные похороны Роберта Неста Марли. На церемонии присутствовали лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли было перевезено к месту его рождения и захоронено в мавзолее.
Ему было 36 лет. Его легенда продолжает жить.
Неофициальный сайт - www.marleybob.orgОфициальный сайт - www.bobmarley.comВсе про Боба Марли и The Wailers по русски - www.bobmarley.ws
amdm.ru