На футбольном глобусе все меньше белых пятен: страны и регионы, еще недавно считавшиеся глубокой периферией, сегодня заявляют о себе как о новых центрах силы.
Этой весной в футбольном мире произошло два знаменательных события, пусть собственно игры и не касающиеся.
Во-первых, выяснилось, что в зимнее трансферное окно клубы китайской Суперлиги потратили 331 миллион евро. Это больше, чем у традиционного лидера рынка, английской премьер-лиги, и вполне сопоставимо с совокупными тратами клубов пяти ведущих лиг Европы, накупивших игроков примерно на 400 миллионов.
Понятно, что структура сезона в Китае и Старом Свете разная, что у европейцев главные расходы приходятся на лето и что в предстоящее межсезонье «Челси», оба «Манчестера», «Реал» и иже с ними свое возьмут. Но футбольный мир все равно впечатлился.
Во-вторых, оказалось, что самый дорогой футбольный клуб в мире – уже не «Реал» и не «Манчестер Юнайтед», а чемпион Китая и победитель азиатской Лиги чемпионов «Гуанчжоу Эвергранд». Как сообщило в начале марта агентство Синьхуа, его капитализация на фондовом рынке достигла 3,35 миллиарда долларов. У «Реала», который был назван журналом Forbes самым дорогим клубом 2015 года, этот показатель составлял 3,26 миллиарда.
Футбольный мир впечатлился еще раз.
Впрочем, не весь: знающие люди китайский прорыв предвидели и прогнозировали.
– Все убедились в том, что специалистам по экономике футбола было известно и раньше: в ближайшие десятилетия Европе больше не удастся безраздельно доминировать на рынке, – комментирует происходящее для «ССФ» Эдвард Коуэл, директор Всемирного футбольного форума (World Football Forum) – крупнейшей ежегодной встречи ведущих специалистов футбольной индустрии и представителей деловых кругов. В этом году она пройдет в Париже в дни Евро-2016, и ее главная тема не случайно сформулирована как «Новая география футбола».
– В последнее время китайская Суперлига сумела заявить о себе как о серьезном конкуренте в экономическом плане, – продолжает Коуэл, – и с ней уже приходится считаться традиционным футбольным державам Западной Европы, прежде всего английской премьер-лиге.
В плане спортивном клубы из Поднебесной пока, конечно, европейским грандам не ровня, но кто поручится, что так будет всегда? Многие лет 20–30 назад верили, что опасаться китайских конкурентов придется мировым производителям компьютеров, мобильных телефонов или автомобилей?
Если китайцы за что-то берутся, они в этом обычно преуспевают. А за футбол они взялись. И дело не только в том, что им увлекается председатель КНР Си Цзиньпин. Хотя и в этом, надо думать, тоже: экономика в Китае рыночная, но многое в ней определяется политической волей.
В октябре прошлого года в ходе визита в Великобританию Си Цзиньпин посетил базу «Манчестер Сити», где фотографировался с Серхио Агуэро и британским премьером Дэвидом Кэмероном. А вскоре после этого было объявлено, что 13 процентов акций клуба приобретено за 265 миллионов фунтов стерлингов одной из китайских компаний. На совпадение не похоже, правда?
Если китайцы чего-то не умеют – они приглашают того, кто умеет и может научить их. И учатся очень прилежно и быстро. В Суперлиге 16 команд, в 13 из них главные тренеры – иностранцы. В том числе двое бывших наставников сборной Бразилии – чемпион мира-2002 Луиc Фелипе Сколари и Мано Менезес (еще один, Вандерлей Лушембургу, трудится во втором дивизионе), швед Свен-Еран Эрикссон, итальянец Альберто Дзаккерони, хорошо знакомый россиянам румын Дан Петреску, бывший главный тренер сборной Кореи Хон Мюн Бо. Имена, способные украсить (и уже украшавшие) тренерский цех любой европейской державы.
Игроков, с которыми не зазорно работать любому тренеру, в китайских клубах тоже хватает. И если еще несколько лет назад в КНР в основном ехали заработать ветераны вроде Дидье Дрогба или Николя Анелька, то теперь картина другая.
Алексу Тейшейре, которого «Цзянсу Сунин» увел у донецкого «Шахтера» из-под носа у «Ливерпуля», 26 лет. Заплатили за него китайцы 50 миллионов евро.
Другому бразильцу, Рамиресу, которого тот же «Цзянсу» приобрел у «Челси» за 25 миллионов фунтов стерлингов, – 28.
Колумбийскому форварду Джексону Мартинесу, за которого «Гуанчжоу Эвергранд» выложил мадридскому «Атлетико» 42 миллиона евро, – 29.
Столько же «нашему» Халку, за которого, как сообщала потрясенная мировая пресса, этой зимой «Шанхай Шэньхуа» предлагал «Зениту» 91 миллион евро. Питерцы перед соблазном устояли, но нельзя исключать, что летом китайцы предпримут новую попытку.
В Китай поехали звезды, что называется, в самом соку. И вот уже президент испанской лиги Хавьер Тебас без всякого юмора отвечает на вопрос о том, не окажутся ли в ближайшем будущем в Поднебесной Лионель Месси с Криштиану Роналду: «Искренне надеюсь, что нет». И так же серьезно добавляет: «Но вообще китайская лига через несколько лет может стать одной из сильнейших в мире. И мы все от этого только выиграем».
Два из клубов, входящих в организацию, возглавляемую сеньором Тебасом, уже выиграли: у «Атлетико» китайцы купили не только Мартинеса, но и 20 процентов акций. А у «Эспаньола» – контрольный пакет.
В соседней с Испанией Португалии китайцы стали титульными спонсорами целой лиги. Правда, второй. Пока…
Характерная, кстати, деталь: бизнесмены из КНР, заключая контракт с португальцами, пытались навязать им своего рода «лимит наоборот» – включение в стартовые составы команд молодых китайских игроков, а в штабы – китайских тренеров. Португальцы не согласились, китайцы от требования отказались. Пока...
Они ведь очень быстро и прилежно учатся, помните? И главное, очень хотят учиться. Привлечение звездных игроков и тренеров – не только сильный маркетинговый ход, но еще и стимул для собственных игровых и тренерских кадров: им есть на кого равняться. Правительство КНР приняло программу, согласно которой в стране к 2025 году должно появиться 50 000 футбольных школ. Нет сомнений, что недостатка в желающих осваивать в них премудрости игры не будет: сегодняшние китайские дети растут болельщиками.
Еженедельная телеаудитория матчей Суперлиги достигает 320 миллионов человек. А в октябре прошлого года лига продала права на трансляции на пять лет за 1,25 миллиарда долларов. Это пока, конечно, меньше, чем у той же английской премьер-лиги, но на порядок больше, чем у премьер-лиги российской.
Примерно вдвое Суперлига превосходит РФПЛ и по посещаемости: матчи последнего российского чемпионата собирали в среднем по 10 тысяч зрителей, китайского – по 22 тысячи. Причем из года в год китайские стадионы заполняются все лучше. Лидер здесь – все тот же «Гуанчжоу Эвергранд»: без малого 46 тысяч в среднем на матче (у самого популярного российского клуба «Спартака» – 20 тысяч).
Ну а звезды потраченные на них деньги уже отрабатывают. В стартовых двух турах чемпионата Китая-2016 два из четырех голов «Гуанчжоу» – на счету Джексона Мартинеса; из пяти мячей «Цзянсу Сунин» два забил Алекс Тейшейра, еще один – Рамирес; успели отличиться в первых матчах и Демба Ба (помните – «Хоффенхайм», «Ньюкасл», «Челси»?) и знакомый нам по «Анжи» Диего Тарделли.
Похоже, скоро матчи китайских клубов начнут собирать неплохую телеаудиторию не только в самом Китае…
Китай – возможно, самый яркий, но не единственный пример того, как меняется география футбола. Другой азиатский гигант, Индия, тоже становится все интереснее и широкой публике, и тем, кто хочет и умеет делать на игре миллионов деньги. Пока там только нащупывают свой путь в футболе. Например, тоже создали Суперлигу – из 8 клубов, играющих с сентября по декабрь, – и стали набирать в нее вышедших в тираж знаменитостей вроде французов Пиреса и Малуда, португальца Симао, бразильцев Лусио с Элано, румына Муту, испанца Марчены или ивуарийца Зокора. А тренировать их приехали Роберто Карлос, Николя Анелька, Марко Матерацци, Дэвид Джеймс, Зико, Дэвид Платт. Специалисты не того калибра, что работают в Китае. Так ведь и задач выстраивать серьезные команды на четыре месяца перед ними не ставится. Звучные имена работают на имидж – и слава богу. На данном этапе большего не требуется.
То, каким образом футбол отвоевывает себе нишу в стране крикета и хоккея на траве, может вызвать улыбку, но давайте не забывать о том, что в Индии проживают 1,3 миллиарда человек. И если даже футболом заинтересовать, к примеру, 5 процентов индийцев, то это составит ни много ни мало 65 миллионов – число, равное всему населению Франции или Великобритании.
А заинтересовать удается: в первый же сезон (2014) телеаудитория Суперлиги составила почти 430 миллионов человек – в два с половиной раза больше, чем в том же году собрал у экранов в Индии чемпионат мира по футболу. Средняя посещаемость стадионов за прошлогодний сезон – около 27 тысяч, и это, между прочим, выше, чем в Испании, Италии, Франции или том же Китае. Не говоря уже о России.
К России, впрочем, понятие «новой географии» тоже относится в полной мере – по той простой причине, что у нас пройдет следующий чемпионат мира.
– Подготовка к ЧМ-2018 станет одной из основных тем парижского форума, – подтверждает Эдвард Коуэл. – Эти встречи и прежде служили России трибуной, позволяющей рассказать о том, какой видит любимую игру всего мира его самая большая страна. Теперь же всем особенно интересно узнать, как чемпионат мира поможет ей улучшить инфраструктуру и обеспечить на десятилетия процветание своей премьер-лиги.
Организаторы последних мировых первенств ЮАР и Бразилия столкнулись с проблемой так называемых «белых слонов» (синоним чего-то очень дорогого и бесполезного) – так остроумно окрестили специалисты огромные стадионы, которые строились под главные турниры четырехлетия, а потом тяжким грузом повисли на местных бюджетах. Вопрос о том, как избежать появления таких вот «белых слонов» в Сочи, Саранске или Калининграде, для России чрезвычайно актуален. По словам Коуэла, наследие чемпионата привлекает особое внимание ведущих футбольных специалистов:
– Мы обязательно обсудим, как России избежать проблем, с которыми столкнулись ЮАР и Бразилия.
«Новая география» – это и Ближний Восток, где новые перспективы сулит ЧМ-2022 в Катаре. И Африка – континент, богатый футбольными талантами, но бедный всем остальным, что требуется для процветания футбола. И США, где соккер не только выживает в конкуренции с бейсболом, американским футболом и баскетболом, но и потихоньку развивается, привлекая все больше зрителей, денег и звезд.
– Футбольному сообществу надо учитывать: мировой спорт в скором времени приобретет столь же глобальный и конкурентный характер, что и современная экономика, и процесс этот охватит все континенты, – говорит Коуэл.
Конечно, в обозримом будущем главным мировым футбольным центром останется Европа. Китай может сколько угодно поражать воображение размерами инвестиций, Россия – масштабом строек, Катар – технологическими инновациями: у Старого Света есть неубиваемые козыри в виде Лиги чемпионов, «Реала» с «Барселоной», английской премьер-лиги и многого другого. Но Европа освоена, поделена и для мировой футбольной индустрии становится тесна.
Когда-то аналогичная ситуация в европейской экономике породила эпоху великих географических открытий. Похоже, начинается она и в футболе.
www.sovsport.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 15 Советского района Волгограда»
Тема урока: «ФУТБОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
Номинация конкурса: «Практический урок»
Возрастная группа обучающихся: 11-12 лет (6 класс)
Область применения разработки: урочная и внеурочная деятельность по географии
Работу выполнила: Забара Татьяна Геннадьевна учитель географии МОУ СШ № 15 |
Волгоград-2018
Введение.
Введение нового Образовательного стандарта фиксирует информационно-коммуникационную компетентность (ИКТ - компетентность) учащегося как одну из важнейших метапредметных компетенций, формируемых в процессе обучения в общеобразовательной школе.
Задача географии как школьного предмета – формировать пространственную составляющую ИКТ - компетентности школьника, поскольку существенная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. В решении этой задачи могут помочь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), оперирующие пространственной информацией и поддерживающие учебную активность школьников, информационно-компьютерные технологии (ИКТ), школьная геоинформационная система (ГИС.)
Актуальность темы объясняется тем, что в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Таким образом, актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества.
Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
Презентации на уроках географии.
Презентация-форма экранной подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, графики, аудио – и видеоматериалы, фрагменты мультимедийных энциклопедий. Учитель может самостоятельно разрабатывать необходимые мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь навыками пользователя ПК. Для этого предназначены специальные программы. В практике обучения географии различных классов мною широко используются презентации, подготовленные как мной, так и учащимися. Компьютерные образовательные программы по географии содержат в себе различную информацию: видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Собирая нужные сведения по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, их можно использовать для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint и использование возможностей разработки уроков на SMARTboard.
Создание презентации целесообразно начинать с разработки проекта, в котором необходимо определить цель работы, примерное количество слайдов, их содержание и рефлексию.
Что мне как учителю дает данная форма работы?
На создание презентационных материалов не требуется много времени, их
удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного и справочного материала для учащихся:
возможность одновременно использовать различные виды информации;
экономию времени на уроке и интегрированный подход;
материал презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта, сопровождаться заметками и комментариями;
возможность для формирования коммуникативной компетенции учащихся, так как ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, самостоятельно добывая необходимую информацию;
глубину погружения в материал и повышение мотивации обучения;
содержание на слайдах можно легко изменить с учетом уровня подготовки класса, изменения программ содержания образования;
Цель урока: закрепить навык определения географических координат объектов на примере столиц чемпионатов мира по футболу .
Задачи:
Образовательные:
Создать условия для развития навыков определения географических координат объектов и интереса к этому процессу.
Познакомить учащихся со столицами чемпионатов мира по футболу.
Планируется, что к окончанию урока каждый учащийся сможет правильно определить координаты двух предложенных объектов и нанести на контурную карту не менее трех столиц чемпионатов мира по футболу.
Воспитательные:
Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.
Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением контурных карт, карт атласа.
Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы и работы в парах.
Развивающие:
Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с политической картой полушарий, политической картой Европы и контурной картой.
Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом определения географических координат объектов и нахождения местоположения объекта на географической карте по известным координатам.
Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, линейка, циркуль-измеритель.
Технологическая карта урока.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | Время (в мин.) | |||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуника-тивная | Регулятивная | ||||||
I этап. Организационный момент. | Цель – активизация учащихся. | Проводится инструктаж, учитель настраивает детей на работу | Распределяют недостающие учебные пособия между собой | Вспоминают правила поведения на уроке, настраиваются на урок | 1 | |||
II этап. Отработка навыков определения географических координат. 1.Актуализация знаний: закрепить навык определения географических координат | Создание проблемной ситуации: Вспомним, чему мы научились на прошлом уроке? Сможем ли мы применить полученные знания? | Футбол - своеобразное искусство,Об этом многие моменты говорят.И на трибунах не бывает пусто,Особенно когда чемпионат! 1-й слайд Сможем ли мы с вами, применив полученные знания, найти на карте города, в которых в недавнем прошлом проходили чемпионаты мира по футболу. Предлагает записать имя урока: «Футбольная география» 2-й слайд | Вспоминают тему предыдущего урока. Фиксируют поставленную учителем задачу-проблему. Пытаются решить задачу известным им способом. | Слушают учителя. Обсуждают свои возможности для достижения цели. | Принимают и сохраняют учебную цель урока. Предполагают, насколько каждый лично готов справиться с поставленной задачей. Записывают имя урока | 2 | ||
2. Совместное исследование проблемы | Поиск решения учебной задачи | Подводит учащихся к мысли, что для выполнения поставленной задачи
| Вспоминают алгоритм определения географических координат точки | Обсуждают возможности группового достижения результатов урока | Обсуждают способы решения. Анализируют высказывания одноклассников и вносят в них коррективы | 5 | ||
3.Моделирование | Закрепление навыка определения координат точки по ее местоположе-нию на карте | Демонстрирует слайды презентации о футбольных столицах и предлагает учащимся определить их координаты. Выводит на доску правильные ответы после написания их учениками. 3-6й слайды | Знакомятся с олимпийскими столицами, записывают в тетрадях названия этих городов и их координаты | Помогают друг другу определять координаты объектов. Представители групп поочередно записывают на маркерной доске определенные ими координаты | Осуществляют самоконтроль, корректируют свои умения и навыки определения координат | 5 | ||
4.Конструирование нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Демонстрирует слайды презентации, на которых указаны координаты футбольных столиц. Предлагает учащимся найти местоположение этих городов на карте. 7-13й слайды | Ищут новый алгоритм действий: поиск местоположения объекта на карте по известным координатам (проводят на картах вспомогательные линии дополнительных параллелей и меридианов, находят местоположения города в местах их пересечения.) | Помогают друг другу, работая в парах | Принимают и сохраняют цель задания. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои действия | 5 | ||
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Предлагает учащимся самостоятельно в парах и группах продолжить выполнение заданий по знакомству с футбольными столицами: | Осуществляют работу по выполнению предложенных операций | Помогают друг другу справиться с поставленными задачами. Записывают полученные координаты столиц и по сигналу учителя прикрепляют листочки с записанными координатами к магнитной доске | Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль (проверяют правильность выполнения заданий на к/карте) | 10 | ||
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Коррекция способа действия. | Организует проверку и коррекцию выполненных заданий | Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | 3 | ||
III. Итог урока. Рефлексия деятельности | Контроль | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают свой результат. Сдают тетради учителю на проверку. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату | 8 | ||
IV. Формулировка домашнего задания | Активизация познавательной деятельности учащихся | Предлагает с помощью ресурсов интернет узнать о городах, в которых проходили чемпионаты Европы по футболу и определить их координаты | Присваивают понятие «европейский чемпионат по футболу», «мундиаль» | Записывают домашнее задание | 1 |
Заключение.
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках географии позволяет:
улучшить эффективность и качество образования;
ориентироваться на современные цели обучения;
повысить мотивацию учащихся к обучению;
использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
учитывать страноведческий аспект;
сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
реализовать индивидуальный подход;
усилить самостоятельность школьников;
изменить характера взаимодействия учителя и ученика;
объективно оценивать знания учащихся;
повысить качество наглядности;
облегчить труд учителя.
Использование информационно-компьютерных технологий в педагогической деятельности дает возможность учителю:
излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
экономить время для речевой практики;
организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников;
заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность усвоения знаний.
Информационно-компьютерные технологии помогают ученикам:
развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
осваивать навыки работы с большими массивами информации, поиска информации и её грамотного использования;
самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал;
приобрести навыки работы с компьютером;
основательно подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках географии помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Внедрение современных цифровых образовательных ресурсов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Информационные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Что же касается результативности их использования, то они способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению географии, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся начинают проявлять интерес к изучению географии, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Список литературы:
Таможня Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. География в школе. 2004. № 4. с. 64–69.
Трайнев В. А., Трайнев И. В. Информационно-коммуникативные педагогические технологии. М., Дашков и Ко, 2005.Маскалюк Р. М. Информационно-коммуникативные технологии как средство активно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.).- Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 88-90.
УМК. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/А.А. Лобжанидзе – М.: Просвещение, 2016
География. Планета Земля. 5-6 классы: Иллюстрированный атлас. – М.: Просвещение, 2016
Приложения.
Приложение 1. Презентация к уроку.
Приложение 2. Задания для групповой работы учащихся на уроке по теме
«Футбольная география»
Познакомитесь с предложенной информацией и определите координаты футбольных столиц чемпионата мира в разные годы:
Чемпионат мира по футболу дважды в 1970 году и 1986 году проходили в Мехико. Определите координаты Мехико.
Чемпионат мира по футболу дважды в 1934 году и 1990 году проходили в Риме. Определите координаты Рима.
Чемпионат мира по футболу дважды в 1938 году и 1998 году проходили в Париже. Определите координаты Парижа.
Всего в финальных турнирах чемпионатов мира участвовали сборные 79 стран. Команда этой страны имеет наибольшее число выходов в финальную часть ЧМ (20 раз). Определите столицу государства этой легендарной сборной по координатам: 150 ю.ш. и 470 з.д.
Эта страна получила право на проведение чемпионата мира по футболу 2022 года. Ввиду экстремальной жары летом будет рассмотрен вопрос об оборудовании всех стадионов кондиционерами либо о проведении чемпионата осенью или зимой. В январе 2013 года разгорелся скандал о возможном подкупе членов ФИФА при выборах страны проведения чемпионата мира 2022 года. Определите страну по координатам ее столицы 250 с.ш. и 510 в.д.
Познакомьтесь с предложенной информацией и по известным координатам определите и обозначьте местоположение названных городов на контурной карте.
39⁰СШ 32⁰ВД - Самый быстрый гол за всю историю чемпионата мира произвел Хакан Шукюр. Определите город в котором родился футболист и укажите это место на к/карте.
19⁰СШ 99⁰ЗД Самое большое количество участий в ЧМ принял Антонио Карбахаль. Определите город в котором родился футболист и укажите это место на к/карте.
4⁰СШ 74⁰ЗД. Самый возрастной игрок участвующий в ЧМ Фарид Мондрагон 43 года и 3 дня. Определите город в котором родился футболист и укажите это место на к/карте.
59⁰СШ 30 ⁰ВД . Наибольшее число голов в одном матче , забитых одним игроком стал Олег Саленко. Определите город в котором родился футболист и укажите это место на к/карте.
Приложение 3. Задания для индивидуальной работы учащихся (контроль знаний) на уроке по теме «Футбольная география»
1.Познакомитесь с предложенной информацией и определите координаты следующих городов, где запланировано проведение 21 чемпионата мира по футболу:
Калининград (Северо-западный кластер)
Самара (Волжский кластер)
Саранск (Волжский кластер)
Екатеринбург (Азиатский кластер)
2.Забивака - человекоподобный волк, официальный талисман чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России. Представляет собой волка с коричнево-белой шерстью в футболке со словами RUSSIA 2018 с надетыми/снятыми оранжевыми спортивными очками. Сочетание белого, синего и красного в футболке и шортах представляют национальные цвета команды России. Разработан студентом-дизайнером Екатериной Бочаровой. Определите, где родилась и учится в настоящее время Екатерина Бочарова?
kopilkaurokov.ru
«РЕАЛ» УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ
Этой весной в футбольном мире произошло два знаменательных события, пусть собственно игры и не касающиеся.
Во-первых, выяснилось, что в зимнее трансферное окно клубы китайской Суперлиги потратили 331 миллион евро. Это больше, чем у традиционного лидера рынка, английской премьер-лиги, и вполне сопоставимо с совокупными тратами клубов пяти ведущих лиг Европы, накупивших игроков примерно на 400 миллионов.
Понятно, что структура сезона в Китае и Старом Свете разная, что у европейцев главные расходы приходятся на лето и что в предстоящее межсезонье «Челси», оба «Манчестера», «Реал» и иже с ними свое возьмут. Но футбольный мир все равно впечатлился.
Во-вторых, оказалось, что самый дорогой футбольный клуб в мире — уже не «Реал» и не «Манчестер Юнайтед», а чемпион Китая и победитель азиатской Лиги чемпионов «Гуанчжоу Эвергранд». Как сообщило в начале марта агентство Синьхуа, его капитализация на фондовом рынке достигла 3,35 миллиарда долларов. У «Реала», который был назван журналом Forbes самым дорогим клубом 2015 года, этот показатель составлял 3,26 миллиарда.
Футбольный мир впечатлился еще раз.
Впрочем, не весь: знающие люди китайский прорыв предвидели и прогнозировали.
— Все убедились в том, что специалистам по экономике футбола было известно и раньше: в ближайшие десятилетия Европе больше не удастся безраздельно доминировать на рынке, — комментирует происходящее для «ССФ» Эдвард Коуэл, директор Всемирного футбольного форума (World Football Forum) — крупнейшей ежегодной встречи ведущих специалистов футбольной индустрии и представителей деловых кругов. В этом году она пройдет в Париже в дни Евро-2016, и ее главная тема не случайно сформулирована как «Новая география футбола».
— В последнее время китайская Суперлига сумела заявить о себе как о серьезном конкуренте в экономическом плане, — продолжает Коуэл, — и с ней уже приходится считаться традиционным футбольным державам Западной Европы, прежде всего английской премьер-лиге.
В плане спортивном клубы из Поднебесной пока, конечно, европейским грандам не ровня, но кто поручится, что так будет всегда? Многие лет 20−30 назад верили, что опасаться китайских конкурентов придется мировым производителям компьютеров, мобильных телефонов или автомобилей?
А КАК НАСЧЕТ МЕССИ С РОНАЛДУ?
Если китайцы за что-то берутся, они в этом обычно преуспевают. А за футбол они взялись. И дело не только в том, что им увлекается председатель КНР Си Цзиньпин. Хотя и в этом, надо думать, тоже: экономика в Китае рыночная, но многое в ней определяется политической волей.
В октябре прошлого года в ходе визита в Великобританию Си Цзиньпин посетил базу «Манчестер Сити», где фотографировался с Серхио Агуэро и британским премьером Дэвидом Кэмероном. А вскоре после этого было объявлено, что 13 процентов акций клуба приобретено за 265 миллионов фунтов стерлингов одной из китайских компаний. На совпадение не похоже, правда?
Если китайцы чего-то не умеют — они приглашают того, кто умеет и может научить их. И учатся очень прилежно и быстро. В Суперлиге 16 команд, в 13 из них главные тренеры — иностранцы. В том числе двое бывших наставников сборной Бразилии — чемпион мира-2002 Луиc Фелипе Сколари и Мано Менезес (еще один, Вандерлей Лушембургу, трудится во втором дивизионе), швед Свен-Еран Эрикссон, итальянец Альберто Дзаккерони, хорошо знакомый россиянам румын Дан Петреску, бывший главный тренер сборной Кореи Хон Мюн Бо. Имена, способные украсить (и уже украшавшие) тренерский цех любой европейской державы.
Игроков, с которыми не зазорно работать любому тренеру, в китайских клубах тоже хватает. И если еще несколько лет назад в КНР в основном ехали заработать ветераны вроде Дидье Дрогба или Николя Анелька, то теперь картина другая.
Алексу Тейшейре, которого «Цзянсу Сунин» увел у донецкого «Шахтера» из-под носа у «Ливерпуля», 26 лет. Заплатили за него китайцы 50 миллионов евро.
Другому бразильцу, Рамиресу, которого тот же «Цзянсу» приобрел у «Челси» за 25 миллионов фунтов стерлингов, — 28.
Колумбийскому форварду Джексону Мартинесу, за которого «Гуанчжоу Эвергранд» выложил мадридскому «Атлетико» 42 миллиона евро, — 29.
Столько же «нашему» Халку, за которого, как сообщала потрясенная мировая пресса, этой зимой «Шанхай Шэньхуа» предлагал «Зениту» 91 миллион евро. Питерцы перед соблазном устояли, но нельзя исключать, что летом китайцы предпримут новую попытку.
В Китай поехали звезды, что называется, в самом соку. И вот уже президент испанской лиги Хавьер Тебас без всякого юмора отвечает на вопрос о том, не окажутся ли в ближайшем будущем в Поднебесной Лионель Месси с Криштиану Роналду: «Искренне надеюсь, что нет». И так же серьезно добавляет: «Но вообще китайская лига через несколько лет может стать одной из сильнейших в мире. И мы все от этого только выиграем».
Два из клубов, входящих в организацию, возглавляемую сеньором Тебасом, уже выиграли: у «Атлетико» китайцы купили не только Мартинеса, но и 20 процентов акций. А у «Эспаньола» — контрольный пакет.
50 000 ФУТБОЛЬНЫХ КУЗНИЦ
В соседней с Испанией Португалии китайцы стали титульными спонсорами целой лиги. Правда, второй. Пока….
Характерная, кстати, деталь: бизнесмены из КНР, заключая контракт с португальцами, пытались навязать им своего рода «лимит наоборот» — включение в стартовые составы команд молодых китайских игроков, а в штабы — китайских тренеров. Португальцы не согласились, китайцы от требования отказались. Пока….
Они ведь очень быстро и прилежно учатся, помните? И главное, очень хотят учиться. Привлечение звездных игроков и тренеров — не только сильный маркетинговый ход, но еще и стимул для собственных игровых и тренерских кадров: им есть на кого равняться. Правительство КНР приняло программу, согласно которой в стране к 2025 году должно появиться 50 000 футбольных школ. Нет сомнений, что недостатка в желающих осваивать в них премудрости игры не будет: сегодняшние китайские дети растут болельщиками.
Еженедельная телеаудитория матчей Суперлиги достигает 320 миллионов человек. А в октябре прошлого года лига продала права на трансляции на пять лет за 1,25 миллиарда долларов. Это пока, конечно, меньше, чем у той же английской премьер-лиги, но на порядок больше, чем у премьер-лиги российской.
Примерно вдвое Суперлига превосходит РФПЛ и по посещаемости: матчи последнего российского чемпионата собирали в среднем по 10 тысяч зрителей, китайского — по 22 тысячи. Причем из года в год китайские стадионы заполняются все лучше. Лидер здесь — все тот же «Гуанчжоу Эвергранд»: без малого 46 тысяч в среднем на матче (у самого популярного российского клуба «Спартака» — 20 тысяч).
Ну, а звезды потраченные на них деньги уже отрабатывают. В стартовых двух турах чемпионата Китая-2016 два из четырех голов «Гуанчжоу» — на счету Джексона Мартинеса; из пяти мячей «Цзянсу Сунин» два забил Алекс Тейшейра, еще один — Рамирес; успели отличиться в первых матчах и Демба Ба (помните — «Хоффенхайм», «Ньюкасл», «Челси»?) и знакомый нам по «Анжи» Диего Тарделли.
Похоже, скоро матчи китайских клубов начнут собирать неплохую телеаудиторию не только в самом Китае….
КАК МАТЕРАЦЦИ СТАЛ ТРЕНЕРОМ
Китай — возможно, самый яркий, но не единственный пример того, как меняется география футбола. Другой азиатский гигант, Индия, тоже становится все интереснее и широкой публике, и тем, кто хочет и умеет делать на игре миллионов деньги. Пока там только нащупывают свой путь в футболе. Например, тоже создали Суперлигу — из 8 клубов, играющих с сентября по декабрь, — и стали набирать в нее вышедших в тираж знаменитостей вроде французов Пиреса и Малуда, португальца Симао, бразильцев Лусио с Элано, румына Муту, испанца Марчены или ивуарийца Зокора. А тренировать их приехали Роберто Карлос, Николя Анелька, Марко Матерацци, Дэвид Джеймс, Зико, Дэвид Платт. Специалисты не того калибра, что работают в Китае. Так ведь и задач выстраивать серьезные команды на четыре месяца перед ними не ставится. Звучные имена работают на имидж — и слава богу. На данном этапе большего не требуется.
То, каким образом футбол отвоевывает себе нишу в стране крикета и хоккея на траве, может вызвать улыбку, но давайте не забывать о том, что в Индии проживают 1,3 миллиарда человек. И если даже футболом заинтересовать, к примеру, 5 процентов индийцев, то это составит ни много ни мало 65 миллионов — число, равное всему населению Франции или Великобритании.
А заинтересовать удается: в первый же сезон (2014) телеаудитория Суперлиги составила почти 430 миллионов человек — в два с половиной раза больше, чем в том же году собрал у экранов в Индии чемпионат мира по футболу. Средняя посещаемость стадионов за прошлогодний сезон — около 27 тысяч, и это, между прочим, выше, чем в Испании, Италии, Франции или том же Китае. Не говоря уже о России.
ЗАЧЕМ САРАНСКУ «БЕЛЫЙ СЛОН»?
К России, впрочем, понятие «новой географии» тоже относится в полной мере — по той простой причине, что у нас пройдет следующий чемпионат мира.
— Подготовка к ЧМ-2018 станет одной из основных тем парижского форума, — подтверждает Эдвард Коуэл. — Эти встречи и прежде служили России трибуной, позволяющей рассказать о том, какой видит любимую игру всего мира его самая большая страна. Теперь же всем особенно интересно узнать, как чемпионат мира поможет ей улучшить инфраструктуру и обеспечить на десятилетия процветание своей премьер-лиги.
Организаторы последних мировых первенств ЮАР и Бразилия столкнулись с проблемой так называемых «белых слонов» (синоним чего-то очень дорогого и бесполезного) — так остроумно окрестили специалисты огромные стадионы, которые строились под главные турниры четырехлетия, а потом тяжким грузом повисли на местных бюджетах. Вопрос о том, как избежать появления таких вот «белых слонов» в Сочи, Саранске или Калининграде, для России чрезвычайно актуален. По словам Коуэла, наследие чемпионата привлекает особое внимание ведущих футбольных специалистов:
— Мы обязательно обсудим, как России избежать проблем, с которыми столкнулись ЮАР и Бразилия.
«Новая география» — это и Ближний Восток, где новые перспективы сулит ЧМ-2022 в Катаре. И Африка — континент, богатый футбольными талантами, но бедный всем остальным, что требуется для процветания футбола. И США, где соккер не только выживает в конкуренции с бейсболом, американским футболом и баскетболом, но и потихоньку развивается, привлекая все больше зрителей, денег и звезд.
— Футбольному сообществу надо учитывать: мировой спорт в скором времени приобретет столь же глобальный и конкурентный характер, что и современная экономика, и процесс этот охватит все континенты, — говорит Коуэл.
Конечно, в обозримом будущем главным мировым футбольным центром останется Европа. Китай может сколько угодно поражать воображение размерами инвестиций, Россия — масштабом строек, Катар — технологическими инновациями: у Старого Света есть неубиваемые козыри в виде Лиги чемпионов, «Реала» с «Барселоной», английской премьер-лиги и многого другого. Но Европа освоена, поделена и для мировой футбольной индустрии становится тесна.
Когда-то аналогичная ситуация в европейской экономике породила эпоху великих географических открытий. Похоже, начинается она и в футболе.
sport.mail.ru