Физическая и техническая подготовка футболиста. Движение футболиста во время игры в футбол


Характеристика игровой Деятельности футболистов

 

К настоящему времени выполнено значительное количество исследований по изучению двигательной деятельности футболистов в условиях соревнований, в результате которых получены данные о характере и объеме действий игроков как с мячом, так и без него. (В главе использованы данные исследований преподавателей кафедры футбола РГАФКа и ряда других авторов (Г.М.Гаджиев, Г.С.Зонин, В.В.Лобановский, Н.М.Люкшинов,Ю.А.Морозов, В.П.Пагиев, Г.А.Рымашевский, С.А.Савин, Ю.С.Седов, Е.В.Скоморохов, В.В.Соломонко и др.)

Правила игры в футбол предусматривают, что время игры (90 мин) включает в себя не только так называемое чистое игровое время (активная фаза), но и многие остановки в игре (пассивная фаза).

Суммарные показатели времени активных и пассивных фаз за матч свидетельствуют, что наибольшим является частный объем фаз продолжительностью до 30 с (в среднем - 24,1 мин за матч). Игровые отрезки продолжительностью от 30 до 60 с составляют 36% от общего времени активных фаз (в среднем - 19,4 мин), а продолжительностью свыше 60 с - 19% (в среднем - 10,3 мин).

Общее время пассивных фаз весьма значительно - более 31 мин в среднем за матч, т.е. 34,6% от всего времени, отведенного правилами на игру. Большая часть пауз (23,8 мин) уходит на остановки до 30 с и лишь 1/4 - на остановки длительностью свыше 30 с. Установлено, что чистое время игры колеблется в пределах 60-69 мин. Количество перерывов в среднем за игру составляет 100-140, в частности:

вбрасывание из-за боковой линии: 35-60 раз по 8-16 с;

удар от ворот: 15-22 раза по 13-20 с;

штрафной и свободный удары: 26-38 раз по 10-15 с;

угловой удар: 14-16 раз по 14-18 с;

положение “вне игры”: 8-10 раз по 10-12 с.

Подобное соотношение временных параметров игры логично связано с ее спецификой и закономерностями, возможностями футболистов, а также правилами игры. Поддержание высокой скорости передвижения футболистов - один из главных факторов преодоления сопротивления соперников - возможно лишь при наличии соответствующих интервалов отдыха.

Футбол относится к видам спорта, в которых большая часть деятельности игроков производится в виде беговой нагрузки, характеризующейся разными скоростями ее выполнения. Бег футболиста складывается из различных форм перемещений (пробежек, ускорений, рывков с изменением направления). Начинается он нередко из разных исходных положений, ритм и темп сильно меняются.

Хронометраж двигательной деятельности футболистов во время игры показал, что их двигательная активность состоит:

- из медленных пробежек, выполняемых за игру от 224 до 367 раз; по времени от 25 до 35 мин; покрываемое расстояние от 5 до 7 км;

- из ускорений на разные дистанции - от 40 до 62 раз; по времени от 2 мин 25 с до 4 мин 45 с; примерное расстояние от 1 до 2 км;

- из рывков - от 45 до 78 раз; по времени от 1 мин 35 с до З мин; примерное расстояние от 870 м до 1700 м;

- из прыжков и борьбы за мяч – от 1б до 42 раз; по времени от 1 мин до 2 мин 30 с.

В среднем за игру футболист бегает в течение 29-42 мин и пробегает расстояние от 8 до 12 км. При этом общее время скоростной работы в среднем за игру составляет от 4 мин 48 с до 7 мин 20 с, а пробегаемое расстояние равно 1700-2000 м.

Важнейшие двигательные формы, применяемые футболистами во время игры, - это действия с мячом. Именно они определяют специфику данного вида спорта и отличают его от других. Как известно, к основным двигательным формам с мячом в футболе относятся удары, остановки, ведение, обводка, вбрасывание мяча из-за боковой линии, техника игры вратаря. Основу групповой и командной игры составляют передачи мяча. Они определяют темп игры, быстроту атакующих и оборонительных комбинаций. От характера передач зависит стиль игры команды. Самым существенным элементом игры являются удары по воротам. Они обусловливают эффективность игры, количество забитых голов.

Футболист за время игры соприкасается с мячом в среднем от 34 до 70 раз, причем суммарное время непосредственного контакта составляет около 135-165 с. Установлено, что наибольшее число раз мячом владеют игроки средней линии, наименьшее - центральные защитники.

Коллективные действия футбольной команды складываются из действий отдельных игроков. Как уже отмечалось, из 90 мин игры 60-69 мин приходится на так называемую чистую игру. На основании проведенных наблюдений установлено, что из общего объема технико-тактических действий (ТТД), выполняемых игроком во время матча, 19,3 % приходится на передачи мяча, 12,3 - на приемы мяча (остановки), 6,1 - на ведение, 3,4 - на обводки, 1,6 - на удары по воротам, 1,1 - на вбрасывание из-за боковой линии, 3,7% - на прочие действия.

Итак, игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков и большим разнообразием технико-тактических действий. Деятельность футболистов носит преимущественно динамический характер, где периоды значительной работы чередуются с периодами относительного расслабления. Интенсивность работы во время игры колеблется от умеренной до максимальной. Все это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к разносторонней физической подготовленности футболистов.

 

Похожие статьи:

poznayka.org

Физическая и техническая подготовка футболиста

Разнообразие содержания игровой деятельности в футболе требует комплексного развития основных физических качеств и функционального совершенствования всех систем организма занимающегося. А это возможно лишь в процессе разносторонней физической подготовки, когда, наряду с развитием основных физических качеств, уделяется внимание и развитию специальных качеств для футбола. Развитие у начинающих футболистов физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны их подготовки, но более всего способствуют повышению уровня технической и тактической подготовленности. Физически подготовленные будущие спортсмены, как правило, обладают и более устойчивой психикой и способностью к преодолению психических напряжений. У них наблюдается большая уверенность в своих силах, настойчивость в действиях. Высокие функциональные возможности позволяет им легче справляться с утомлением, сохранять эффективность деятельности эффектных систем и на этой основе добиваться превосходства в тактической деятельности. Физическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Общая физическая подготовка обеспечивает полноценное физическое развитие и всестороннюю физическую подготовленность начинающих футболистов. Она представляет собой процесс, направленный на развитие основных физических качеств и совершенствование жизненно необходимых двигательных навыков. Цель общей физической подготовки – создание у занимающейся двигательной подготовленности, фундамента специальной подготовки. В качестве средств развития физической подготовленности рекомендуется использовать физические упражнения общего воздействия, упражнения из других видов спорта. Такое разнообразие упражнений направлено на расширение у начинающих футболистов двигательных возможностей. При этом нужно учитывать закономерности переноса и взаимодействия различных качеств и навыков. Они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными.

 

Например, с увеличением силы у занимающихся увеличивается скорость, улучшается координация движений, точность ударов. Положительный перенос обеспечивают близкие по структуре основным игровым приемам навыки, которые совпадают с игровым режимом мышечной работы. Общая физическая подготовка достигнет своих целей только тогда, когда в работе тренирующихся соблюдается постоянство и непрерывность. Она вымогается как обязательная составная часть учебно-тренировочных занятий на всех этапах и во все периоды подготовки футболистов. Конечно, наибольший удельный вес общая физическая подготовка занимает на начальных этапах процесса многолетней подготовки. С возрастом и повышением уровня спортивного мастерства ее доля уменьшается и, напротив, доля специальной подготовки увеличивается. Специальная физическая подготовка – это процесс целенаправленного развития физических качеств и функциональных возможностей занимающихся, осуществляемый в соответствии со спецификой футбола и обеспечивающий достижение высоких спортивных результатов. Специальная физическая подготовка способствует овладению техническими приемами игры, повышению тактического мастерства занимающегося, достижению ими спортивной формы, а также совершенствованию психической подготовленности. Ее основная цель – максимальное развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости во взаимосвязи и единстве. Для решения этих задач рекомендуются специальные подготовительные упражнения с характерами для игры в футбол напряжением, координации, темпом и ритмом движения. Для этого более всего подходят упражнения технико-тактического характера, спортивные и подвижные игры, упражнения из других видов спорта и, конечно, сама игра в футбол. Специальная физическая подготовка базируется на общей двигательной подготовленности. К решению ее задач рекомендуется переходить только после достижения занимающимися определенного уровня общего развития.

 

Упражнения на развитие ловкости

Ловкость футболиста проявляется в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. По-настоящему ловкий игрок может выполнять целый каскад финтов или какой-то трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Над развитием ловкости надо работать с детства. Ведь это качество развивается довольно медленно. Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости – как можно больше разнообразия. На тренировках нужно больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения по технике и тактике игры. Выполнять их рекомендуется в начале занятия.

Без мяча

1. Кувырки вперед и назад из упора присев. 2. Серии кувырков: один вперед, один назад. 3. Кувырки вперед и назад через плечо. 4. Опорные прыжки: ноги врозь и согнув ноги через «козла». 5. Придвижные прыжки между стойками (камнями, флажками). 6. Прыжки через набивные мячи и другие препятствия. 7. Бег между деревьями (стойками, мячами, флажками, камнями). 8. Прыжки вверх – вперед после разбега и толчка с мостика (трамплина) и ловля теннисного (футбольного) мяча во время полета – мяч набрасывается партнером.

С футбольным мячом

1. Кувырки вперед и назад с мячом в руках. 2. Подбросить мяч руками вверх, сделать кувырок вперед, поймать опускающийся мяч. 3. То же, но после кувырка быстро встать, прыгнуть вверх и поймать мяч. 4. Жонглирование мячом ногами, бедром, головой. 5. Ведение мяча между деревьями (флажками, кирпичами и т.п.) на различной скорости. 6. Подбросить мяч руками вперед – вверх, сделать кувырок вперед (на траве, мате) встать и после того, как мяч коснется земли, осуществлять ведение, меняя направление движения. 7. С расстояния 7 – 8 шагов руками из-за головы направить мяч в стенку, сделать кувырок вперед и поймать отскочивший от стенки мяч. 8. Встать с партнером в 3м друг от друга и жонглировать мячом ногами. По сигналу третьего игрока легкими ударами направлять мяч друг другу. Приняв мяч, продолжить жонглировать им и т.д. 9. Жонглирование теннисным мячом. 10. Прыжок – кувырок через препятствие или в отверстие накаченной автомобильной камеры с последующим мягким приземлением в группировку. 11. Прыжок вверх с разбега толчком одной ноги с перепрыгиванием натянутой на высоте 30-40см бечевки с последующим выполнением удара головой по мячу, набрасываемому партнером. Для того чтобы у занимающихся совершенствовать ловкость, необходимо последовательно овладевать все более качественно новыми упражнениями, усложняя уже освоенные. На развитие ловкости направлены упражнения по овладению техническими приемами игры.

1.2. Упражнения на развитие гибкости

Гибкость – это подвижность в суставах, способствующая расслаблению мышц и выполнению движений с большой амплитудой. Восстановите в памяти некоторые моменты футбольных матчей. Вот, например, нападающий в борьбе с защитником высоко выпрыгивает и хорошо прогнувшись, точно головой направляет мяч в сетку ворот соперников. Не правда ли, красиво! Но он сумел хорошо выполнить этот прием потому, что обладает хорошей гибкостью. Вот несколько полезных сведений об этом физическом качестве. Активизация развития гибкости наблюдается обычно с 9 до 11 и с 14 до 16 лет. По темпам прироста этого качества наиболее эффективными возрастными периодами являются 9-10, 10-11 и14-15 лет. Гибкость оказывает значительное воздействие на силу, быстроту, выносливость и ловкость. Степень гибкости зависит от формы суставных поверхностей, растяжимости связок и мышц, тонуса мышц. Упражнения на гибкость рекомендуется выполнять в каждом тренировочном занятии. При этом следует учитывать, что чрезмерная нагрузка может привести к повреждению мышц и связок. Поэтому перед выполнением упражнений на гибкость хорошо разогрейте мышцы с помощью общеразвивающих упражнений. Упражнения на гибкость следует выполнять многократно, в то же время не забывая о паузах для отдыха. В паузах рекомендуется выполнять упражнения на расслабление.

Без мяча

Круговые движения стопами в положении сед, ноги вверх, а также в положении лежа на спине, ноги вверх. Круговые (восьмеркообразные) движения стопой в положении стойка на одной ноге, другая нога вперед. Вращение барабана стопами в положении лежа на спине, ноги вверх (рис. 1)

 

 

 

 

Балансирование, стоя на качалке на полной ступне (рис. 2).

 

 

 

 

 

 

 

Катание барабана ногами вперед (рис. 3).

 

 

 

 

 

 

 

 

Из различных исходных положений (руки вверх, вниз, в стороны, перед грудью, соединены за спиной и т. п.) отведение прямых рук назад пружинящими и рывковыми движениями. То же с легкими гантелями. В положении «мост» покачивание вперед-назад, выпрямляя и сгибая ноги. Из положения сидя (ноги вместе, врозь) наклоны вперед, доставая или захватывая носки ног. Из различных исходных положений (ноги вместе, врозь, стоя на коленях) максимальные наклоны назад. Во время медленного бега прыжки вверх, имитируя удары головой по мячу. 11. Во время медленного бега прыжки вверх с поворотом на 90-180°.

 

С футбольным мячом

 

1. Захват стопами вытянутых ног мяча с подниманием ног на 45° (рис. 4).

 

2. То же, с последующим сгибанием-разгибанием стоп.  3. Доставание в прыжке подвешенного к стойке мяча. 4. Доставание носком вытянутой ноги в положении лежа на спине (или в упоре сзади с согнутыми ногами) постепенно поднимаемого партнером вверх мяча (рис. 5).

 

 

 

 

 

 

5. Повороты стоп наружу-внутрь. При этом носки ног прижимают к голеням мячи (рис.6).

 

 

 

6. Приседания в парах спиной друг к другу с зажатым между спинами мячом. 7. То же, но с двумя мячами. 8. Сгибание и разгибание ног в коленных суставах с зажатым между стопами мячом (лежа на животе) (рис. 7). При этом пятки касаются ягодиц.

 

 

 

9. Прыжки вверх с зажатым между стопами мячом, стараясь коснуться коленями груди (рис. 8).

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Бросания голенями при прыжке вверх зажатого между стопами мяча в направлении через себя - вперед (рис. 9).

 

 

 

 

 

 

 

11. Сгибание ног до касания носками поверхности поля за головой из положения на спине с зажатыми между стопами мячом (рис. 10).

 

 

 

 

 

12. Махи вперед-назад в парах (стоять боком к партнеру с опорой руками о его плечо) с доставанием вытянутым носком мяча, постепенно поднимаемого третьим партнером (рис. 11).

 

 

 

 

 

 

13. То же, но с доставанием мяча пяткой (рис.12).

 

 

 

 

 

 

 

14. Борьба за опускаюшийся мяч в парах. Мяч подбрасывается третьим партнером (рис 13.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Остановка опускающегося мяча, набрасываемого партнером (рис. 14).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Пружинящие наклоны назад хватом за пятки из положения стоя на коленях с выполнением остановки опускающегося мяча грудью. Мяч набрасывается партнером (рис. 15).

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Лежа на животе (в руках и между ступнями ног зажаты мячи) прогнуться (рис. 16).

 

 

 

 

18. Одновременное поднимание ног с зажатым между стопами мячом и туловищем из положения лежа на боку (рис. 17).

 

 

 

19. Опускание ног с зажатым между стопами мячом влево-вправо из положения лежа на спине. Руки фиксируются партнером (рис. 18).

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                                            Упражнения на развитие быстроты      

Быстрота - это способность выполнять двигательные действия с большой скоростью. Данное качество проявляется в скорости передвижения игроков, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления. Быстротой действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и определяется успех коллектива в соревнованиях. Это и понятно, ведь футбол становится все более скоростным, а, следовательно, каждый игрок должен развивать у себя это важное физическое качество. Хотелось бы, чтобы начинающие футболисты хорошо усвоили, что быстрота - это такое качество, над развитием которого с успехом можно работать только в юности. Недаром специалисты называют это качество консервативным. Кроме того, развитие быстроты связано с их возрастными особенностями. У 7-12-летних бурно развивается способность к повышению темпов движения. К 14-15 годам темпы движения приближаются к предельным, а после 15 лет наблюдается тенденция к стабилизации. Быстрота наиболее тесно связана с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее - с выносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстрота тактического мышления. Упражнения на развитие быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Основой методики развития быстроты являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10 - 15 с. Упражнения для развития этого качества рекомендуется включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения. Для развития быстроты подбираются хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет сосредоточено на технике самих упражнений.

Без мяча

1. Повторная пробежка коротких отрезков от 10 до 6 м. 2. Челночный бег 2x10 м, 4x5 м, 4x10 м, 2x15 м, 5x30 м. 3. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.  4. То же, но с опорой (рис. 19).Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги.

 

 

 

 

 

 

5. Бег с резкими остановками по сигналу партнера. 6. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках  (рис. 20). Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.

 

 

 

 

 

 

 

Прыжкообразный бег (рис. 21). При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой за счет усиленного разгибания бедра и стопы. Руки при этом активно помогают движению. Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед- вверх.

 

 

 

 

 

 

Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м. Быстрый бег на 10—15 м с выполнением нескольких кувырков вперед. Быстрый бег на 8—10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу. Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью. Взбегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.

С футбольным мячом

1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 м. Повторить 3—4 раза. 2. Выполнить удар по мячу с рук, затем совершить за мячом рывок и медленно вернуться на исходную позицию. Повторить 3—4 раза. 3. Медленное ведение мяча. По сигналу направить его вперед низом и совершить в этом направлении рывок. Подхватив мяч, продолжить медленное его ведение. Сделать таким образом 3—4 рывка. 4. Жонглирование мячом ногами, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернуться кругом и быстро вести мяч на расстоянии 20—30 м. После паузы вновь выполнить упражнение. 5. Один из игроков ведет мяч по прямой, затем внезапно направляет мяч низом вперед, а сам отходит в сторону. Его партнер совершает рывок за мячом и, подхватив его, ведет в медленном темпе и т. д. 6. Два игрока встают в 5 м друг от друга. Один из них направляет мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над катящимся мячом, пропускает его под собой, а затем поворачивается и совершает рывок за мячом. После этого партнеры меняются ролями. Каждый совершает по 3—4 рывка за мячом. 7. Сделать рывок к мячу, лежащему на расстоянии 10—12 шагов, и выполнить удар, стараясь попасть в намеченную цель. Мяч находится в 8—10 шагах от нее. Повторить упражнение 4-5 раз. 8. Вести мяч, резко остановиться и сделать рывок на расстояние 5—6 шагов в сторону. Выполнить 5—6 таких ускорений.

Упражнения на развитие силы

Чтобы совершать на футбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротам соперников с расстояния 25-30 шагов или выполнять длинные передачи партнеру, внезапно останавливаться и резко менять направление бега, футболист должен обладать силой. Что же мы понимаем под этим термином? Сила — это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для футболиста особенно важно развивать силу ног. Однако во время тренировок также необходимо в достаточной степени уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Словом, футболист должен обладать такой силой, которая поможет ему осуществлять рывки за мячом и на свободное место, прыжки за мячом, даст возможность внезапно остановиться и резко поменять направление движения, сильно бить по мячу. В то же время развитие силы не должно идти в ущерб гибкости, быстроте, умению точно воспринимать игру. Наибольшие темпы развития силы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 8—11 лет рекомендуется использовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах. Для 12—14-летних можно применять динамические упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 15—16-летних количество упражнений с отягощениями заметно увеличивается. После каждого интенсивного упражнения рекомендуется короткий отдых (20—30 с). В паузах для отдыха целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

Упражнения для развития мышц шеи

1. Из различных исходных положений (основная стойка, лежа на спине, лежа на животе и пр.) наклоны и повороты головы, круговые движения головой. То же, но с сопротивлением руками. Например, лежа на животе, руки за головой, отвести голову назад, оказывая сопротивление руками, и затем, нажимая руками, наклонить голову вперед, оказывая сопротивление напряжением мышц шеи. 2. Встать с партнером друг против друга, взять его за шею и попробовать наклонить к себе. Партнер, стоящий в положении ноги врозь (одна нога вперед), пытается сопротивляться. Поменяться ролями.

Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса

1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, в упоре лежа. 2. Лазание по канату с помощью ног и без участия ног. 3. Встать с партнером друг против друга, взяться за палку двумя руками. Держа палку на вытянутых руках, перетягивать друг друга, преодолевая сопротивление партнера. 4. Встать с партнером друг против друга и, опираясь о ладони друг друга, попеременно сгибать и выпрямлять руки с сопротивлением. 5. Броски набивного мяча двумя руками: снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, между ногами с наклоном вперед. 6. Перебрасывание набивного мяча из руки в руку. 7. Толчки набивного мяча одной рукой.

Упражнения для развития мышц живота

1. Из положения упор сидя сделать прямыми ногами «ножницы». 2. Лечь на спину. Попросить партнера прижать к земле (полу) ваши ноги. Медленно поднимать и опускать туловище. 3. Из положения вис на гимнастической стенке (спиной к ней) поднять ноги как можно выше и медленно опускать.

Упражнения для развития мышц туловища

1. Из положения ноги врозь, руки вверх, трижды наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить в каждую сторону по 6—8 упражнений. 2. Встать на колени, руки вверх, круговые движения туловища вправо, затем влево. Выполнить по 6—8 кругов в каждую сторону. Упражнение можно делать с небольшими гантелями. 3. Прижать набивной мяч руками сзади к шее и делать наклоны туловища в стороны и повороты направо и налево. 4. Встать с партнером спиной друг к другу, руки вверх. Взявшись за руки, наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить 5—7 раз в каждую сторону.

Упражнения для развития мышц спины

1. Лечь на живот, руки вверх. Делать одновременно встречные движения назад ногами и руками, стараясь хорошо прогнуться. Повторить 6-8 раз. 2. Лечь на живот, руки вверх, ноги хорошо закрепить (или партнер держит за ноги). Прогнуться 5—7 раз. 3. Принять положение упор лежа на согнутых руках. Выпрямить руки, прогнуться так, чтобы бедра касались земли. Повторить 5—8 раз.

Упражнения для развития мышц ног

1. Бег в гору с высоким подниманием бедра в среднем и быстром темпе. Обращать особое внимание на выпрямление опорной ноги. 2. Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком (по глубокому снегу, по воде), с отягощением и без него, на месте и с незначительным продвижением вперед, в различном темпе. 3. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, песок, торфяной грунт) в различном темпе, в гору, по ступенькам лестницы вверх. Следует обращать внимание на законченность движений при отталкивании. 4. Прыжки на прямых ногах. Поочередное отталкивание правой и левой ногой производится за счет сгибания и разгибания в голеностопных суставах. Выполняется в медленном и среднем темпе с незначительным продвижением вперед по мягкому грунту. При этом следует обращать внимание на отталкивание только стопой с максимальным сгибанием ноги в коленном суставе. 5. Прыжки на одной ноге. Мощно отталкиваясь ногой, продвигаться вперед. При этом следить, чтобы руки работали, как при беге. Дистанция 15—30 м. 6. Упражнение для укрепления мышц задней поверхности бедра. Лежа на животе, партнер держит ноги за голеностопные суставы. Медленно поднимать туловище назад до положения стоя на коленях и медленно возвращаться в исходное положение. Выполняя упражнение, следить за подниманием прямого туловища (можно прогнувшись). 7. Упражнение для укрепления мышц передней поверхности бедра. Стоя на коленях, медленно наклоняться назад до касания головой пола и медленно выпрямляться до исходного положения (рис. 22).

 

 

 

 

 

 

8. Из основной стойки сделать на три такта пружинистые приседания, на четвертый такт вернуться в исходное положение. Повторить 12—15 раз. 9. Из основной стойки, руки за спиной, присесть на носках (ноги сомкнуть, спину прогнуть, вперед не наклоняться). Повторить 10-12 раз. 10. Из основной стойки присесть поочередно то на одной, то на другой ноге. Повторить 6-8 раз. 11. В приседе прыжки вперед, назад, в стороны. 12. Встать с партнером друг к другу спиной, взяться за руки и сделать глубокий присед. Повторить 6—8 раз. 13. Зажать ступнями мяч (футбольный или набивной) и выполнить прыжки вперед или в стороны. 14. Лечь на спину и подтягивать к груди колени. Отбивать ногами мяч, который набрасывается верхом. После 6—8 попыток поменяться ролями с партнером. 15. Из основной стойки присесть с отягощением (гантели, набивной мяч, мешочки с песком) с последующим быстрым выпрямлением. 16. Выполнять ногой броски набивного мяча. 17. Удары по мячу ногой на дальность.

                  Упражнения на развитие выносливости

Выносливость — это способность организма продолжительное время выполнять физическую работу в условиях игровой деятельности. Выносливость во многом определяется не только функциональными возможностями организма, но и рациональной техникой игрока, его волевыми качествами. Развитие этого физического качества происходит на протяжении всего школьного периода, за исключением периодов с 12 до 13 лет и с 15 до 16 лет. Заметно возрастает выносливость с 13 до 15 лет, а наиболее интенсивно — с 16 до 17 лет. Выносливость можно развивать тогда, когда во время тренировки организм занимающегося доводится до состояния утомления. Основными средствами воспитания общей выносливости являются бег в равномерном темпе, сочетание бега с ходьбой, плавание, езда на велосипеде. В то же время сама игра в футбол прекрасно развивает это качество. Объем и интенсивность упражнений на выносливость целесообразно регулировать интервалами отдыха, ориентируясь на показатели пульса. Число ударов сердечных сокращений в минуту не должно превышать 190. Длительность интервала отдыха при пробежке коротких отрезков (30—80 м) может быть от 1 до 1,5 мин. При пробежке от 150 до 250 м интервал увеличивается до 3—4 мин. Запомните, что в результате выполнения в течение длительного времени подобных упражнений заметно улучшается деятельность органов дыхания и кровообращения, а также увеличивается общая сила мышц и улучшается координация движений. А с помощью игровых упражнений с мячом развивается специальная выносливость, необходимая для решения игровых проблем в ходе матча.

Без мяча

1. Бег по пересеченной местности в чередовании с ходьбой в течение 20—40 мин. 2. Бег в чередовании с ходьбой: 100 м — ходьба медленная, 300 м — бег медленный, 100 м — ходьба ускоренная, 300 м — бег в среднем темпе, 50 м — резкое ускорение. 3. Игра в баскетбол. 4. Плавание. 5. Участие в разнообразных подвижных играх.

С футбольным мячом

1. Ведение мяча в равномерном темпе на расстоянии 50—60 шагов. 2. Ведение мяча от одних ворот до других с последующим ударом по воротам с расстояния 15 шагов. После удара — вновь ведение, но уже к другим воротам. Упражнение выполняется на поле уменьшенных размеров. Повторить 3—4 раза. 3. Набрасывать мяч партнеру так, чтобы он в прыжке ударом головой отправлял мяч назад. Расстояние между партнерами 4—5 шагов. После 20—25 раз поменяться ролями. 4. Встать в 6—7 шагах от партнера, продвигаться вперед на расстояние 50—60 шагов, на ходу передавая друг другу мяч. 5. Игра «Отбери мяч». На поле обозначается четырехугольник 10x20 шагов. Вести мяч по четырехугольнику, стараясь, чтобы партнер как можно дольше не мог отобрать мяч. После отбора мяча партнеры меняются ролями. 6. Игра «Точная передача». В каждой команде равное число играющих (4—6 человек). По жребию одна из команд начинает игру. Игроки этой команды стараются сделать друг другу как можно больше передач, чтобы мяч не перехватили соперники. За каждую передачу команде начисляется одно очко. По истечении установленного времени команды меняется ролями. Если соперники перехватили мяч, одно очко начисляется им, а мяч вновь передается команде, которая выполняет передачи. В итоге победа присуждается команде, набравшей больше очков. 7. Игра «На полполя». В составах команд по 6 человек. Команды играют без вратарей. Ворота изготовляются из стоек шириной 3 м. Игроки играют 3 периода с паузами для отдыха 2 мин. Продолжительность каждого периода — 8 мин. 8. Игра «На все поле». В составах команд по 9 игроков. Они играют на стандартном поле два тайма — по 25 мин. каждый.

Итак, вы познакомились с упражнениями, которые развивают у занимающихся определенные физические качества. Их можно использовать в своих тренировках. После ряда таких упражнений рекомендуется применять упражнения на расслабление. 1. Встряхивание рук с опусканием их вниз и наклоном вперед из исходного положения руки вверху. 2. Встряхивание ног, согнутых в коленных суставах, лежа на спине. Упражнение можно делать с партнером. 3. Встряхивание рук, отведенных в стороны. 4. Махи расслабленной ногой вперед и назад с подскоками на другой ноге. 5. Встряхивание ноги, выполняющей движения в различных плоскостях, в исходном положении, стоя в упоре на другой ноге. 6. Расслабленные движения рук вперед и назад из положения одна рука спереди, другая сзади. 7. Расслабленные движения рук скрестно перед собой с отведением их в стороны. 8. Опускание расслабленных рук через стороны вниз с наклоном туловища вперед и скрестным движением рук перед собой. 9. Маховое движение расслабленной ногой вперед и назад. 10. Встряхивание ног, поднятых вверх, из исходного положения лежа на спине. 11. Встряхивание ног, поднятых вверх, в стойке на лопатках с поддержкой туловища руками. 12. Поочередные подскоки на одной и другой ноге со встряхиванием свободной ноги, туловища и опущенных вниз рук. 13. Повороты туловища влево и вправо с расслабленными движениями обеих рук назад. 14. Встряхивание руки с помощью партнера, держащего ее за кисть в горизонтальном положении (или держащего руку у локтевого сустава в вертикальном положении). 15. Встряхивание ноги с помощью партнера (удерживающего ее за голеностопный сустав) из исходного положения лежа на спине.http://coop.chuvashia.ru

 

 

  • < Назад
  • Вперёд >

www.dokaball.com

Основные факторы и принципы организации тренировок юных футболистов (по семинару РФС)

Ранее определены проблемы и основные направления их решения. Теперь к конкретным шагам и принципам организации дополнительных индивидуальных тренировок юных футболистов. Во-первых, фундаментом развития должна выступать техника передвижения. Техника движения в футболе отличается от любого другого спорта, это понятно. Бега много, но это не легкоатлетический бег, поскольку в футболе происходит постоянная смена направлений движения и противодействие, единоборства. Много приставного, скрещенного и бега спиной. Вступая в единоборства, футболисты занимают устойчивое положение, обеспечиваемое широкой постановкой ног и понижением относительного центра тяжести (ОЦТ). При этом необходимо находиться в положении готовности к началу движения в любом направлении, что обеспечивается переносом ОЦТ с пяток на носки. В таком положении футболисты вступают в отбор, удерживают мяч и так далее. При этом важен широкий шаг для скорости движения. Почему нужно начать с этого? Например, если мы научились контролировать мяч, используя неверную технику передвижения, то в дальнейшем перестраивая технику передвижения, можем столкнуться с тем, что привычная ранее техника работы с мячом нарушится. Можно найти примеры больших игроков с проблемами в технике передвижения, но это исключения и данные проблемы отражаются на игре и развитии таких игроков. Например, нам может помочь Алекс Фергюсон, указывающий на бег от колена, а не от бедра у Джордана Хендерсона и его травмами с этим связанным, а так же на недостаточно широкий шаг у Эшли Янга. Итак, идея в том, чтобы сначала построить технику передвижения, потом на нее «накладывать» технику работы с мячом.

Во-вторых, есть смысл тренировать все направления футбольного мастерства. Одновременно, но не в рамках одной тренировки конечно, а в рамках отдельного периода, цикла. Не нужно откладывать ни одно из направлений – технику, тактику, физические и психические качества. Отставание любой группы приводит к снижению потенциала и эффективности других групп. Кроме того, откладывать что-то с целью «подтянуть» потом может привести к изменению остальных групп, не факт что в лучшую сторону. Как в случае с техникой движения, описанной выше. Например, мы занимаемся физическими качествами, быстротой и координацией. При этом в текущий момент осваиваем какой-либо прием ведения мяча, финт. Развитая координация позволит нам освоить новое движение быстрее, значит быстрее применить в игре и быстрее перейти к освоению следующего приема … то есть в итоге освоить больше. Это одно сторона, теперь другая: понимание тактики, даже в конкретном, частном случае, поможет нам использовать освоенный прием эффективнее и обоснованно. Не избежать нам слова «синергия» в описании пользы от сбалансированного и одновременного развития различных направлений футбольного мастерства.

В-третьих, в процессе развития среди физических качеств важное значение имеет координация. Это своеобразный мультипликатор как для других физических качеств – силы и скорости, так и для освоения техники передвижения и техники владения мячом. Чем выше координация, тем быстрее освоение новых движений, тем меньше затрат энергии на работу и так далее. Целые тренировки на развитие координации или отдельные упражнения могут выполняться без нарушения основного тренировочного цикла, так как не требуют много сил. Напряжение и концентрация, конечно, присутствуют, но эта работа отличается от скоростно-силовой тренировки или игр. Здесь есть сходство с развитием гибкости. Достаточно много упражнений или заданий на развитие координации можно выполнять в домашних условиях.

Четвертое – это принцип построения дополнительных тренировок. Направление тренировки определяется тем, что мы хотим получить в игре, соответственно отталкиваемся от того что имеем сейчас. Если игра показывает какой-то пробел – его исправлению и посвящаем время, либо игра предоставляет какие-то возможности – тренируем то что требуется для их использования. То есть тренируем ровно то, что используем или будем использовать в игре уже сейчас, в ближайших матчах. Например, игра на позиции крайнего правого защитника предполагала ввод мяча из аута, посвятили этому время и получили значительный прогресс, такой что часто и на другой фланг бегают сбрасывать. На это же позиции возникали возможности для ударов из зоны между линиями – тренировали удар в движении именно с этой зоны (граница третьей и четвертой – справа). После тренировки пошли оттуда голы и на одном из турниров забил больше всех в команде.

Пятая мысль заключается в том, что отведенного стандартными программами времени на тренировки катастрофически не хватает для полноценного сбалансированного развития. Для обеспечения прогресса требуется больше времени на тренировки. Необходимо, исходя из рамок заданных недельным тренировочным циклом с одной стороны и возможностями и потребностями игрока – с другой стороны, заниматься индивидуальным развитием. Поле (направления) возможных тренировок так обширно, что можно выбрать из того что желательно развивать Вашему конкретному футболисту то, что Вы имеете возможность делать, при этом не дублируя тренировки в секции/академии.

Последнее по списку, но не по значению, по значению даже главное: тренер готовит команду, а футболиста в основном готовит сам футболист. Футболист должен быть готов: к конкретной игре в конце текущей недели, к соревнованиям в конце года или к карьере – это его дело. Он должен готовить себя, он должен готовиться. Применительно к детям, подготовка юных футболистов это тоже во многом их самостоятельная работа, но мы – родители, можем активно помочь им провести такую работу правильно и интересно. Я стремлюсь помочь ребенку развиваться и использовать свои навыки и способности в игре. Именно в игре он получает опыт, учится думать и применять все освоенное в плане техники и тактики, использовать свою физическую готовность. Именно во время игр он соревнуется и растет. Если есть способ содействия в устремлениях ребенка – приемы, методы, тренировки – я этот способ использую. Если он попадет в состав, потому что будет самым выносливым, то мы сделаем так, чтобы он был самым выносливым … и так далее. Если он может быть готов – он будет готов.

***Во время семинара А.Лексаков сетовал на отсутствие желания у некоторых тренеров самостоятельно развиваться. Думаю это ожидаемо, потому что характерно для людей в любой сфере. Но даже в такой ситуации, у такого тренера решающим в развитии юного футболиста будет его личное желание развиваться. Там же была приведена фраза: «Когда НЕЖЕЛАНИЕ – есть 1000 причин, когда ЖЕЛАНИЕ – есть 1000 возможностей».

Говоря о семинаре, я не напрасно потратил время, а подход к подготовке юного игрока обрел еще более четкие очертания. Возможности есть!

footballgas.blogspot.ru

ОБУЧЕНИЕ ИГРОВОМУ МЫШЛЕНИЮ В ФУТБОЛЕ

Центральный мозг - обучение на футбольном поле.

После знакомства с Мишелем Брюнинксом, автором B&M Method, появляется классический вопрос: «Возможно ли показать ваши идеи на примерах с упражнениями?» ( Мишель и его коллега по работе в топ-школе Дирк Гюселинкс применяют на практике новые методы тренировки, основанные на изучении головного мозга человека). К сожалению не все упражнения возможно показать схематически на бумаге без подробного комментария. Огромное значение и в огромном количестве вариаций заданий уделяется контролю над телом и контролю над мячом в пространстве и времени, что очень трудно изобразить на бумаге. Для того, чтобы внести ясность Мишель и Дирк желают сначала объяснить 5 рабочих принципов во время каждой тренировки. Во время обсуждений этой темы (невозможно говорить об этом в интервью), между собеседниками возникает шквал обмена идеями и аргументами, которые подтверждаются на практике игрой ФК «Барселона». После таких вот обсуждений, репортер остается с противоречивыми чувствами, как например, при получении кислорода у человека повышается пульс, но это формальное расстройство. А как это показать на бумаге? Во время занятий у Мишеля и Дирка всегда много любителей понаблюдать за их работой. Всем и всегда добро пожаловать!

 

1. Климат или атмосфера на занятиях-тренировках.

Хорошая атмосфера в коллективе при обучении дает возможность раскрепоститься и показать все, на что обучаемый способен, и это очень важно. Мишель связывает этот принцип с положительными эмоциями, что является основой эффективного поведения при обучении. Если ребенок эмоционально уравновешен, то он внимателен, сконцентрирован и сохраняет мотивацию тренироваться. Эти факторы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Уровновешенность ребенка во многом зависит от обстановки дома. Если ребенок приходит на тренировку расстроенным, то на это надо обратить вимание тренеру в первую очередь. Преподаватель должен следить за своими эмоциями, они должны носить спокойный и безмятежный характер. Это касается всех тренеров.

Посмотрим с другой стороны: если мы потеряем внимание учеников и уважение к себе, тогда наши упражнения и задания не будут выполнены.По этим причинам Мишель концентрируется не на своем внимании, а на внимании между партнерами по команде. Для этого он использует в работе игровые схемы в квадратах и «крест», где ребята, сообща, добиваются правильного выполнения упражнений. Такого рода упражнения лежат в основе современного футбола. Это ключ успеха испанского футбола, при работе над контролем времени и пространства. Такие «интеллигентные» упражнения заставляют игрока непрерывно думать или, по крайней мере, быть постоянно во внимании. Смысл заданий состоит не во взаимных единоборствах, а в использовании синхронизации. Они учат правильным взаимодействиям друг с другом с помощью бега и передач мяча в различных размерах пространства и времени. Синхронизация означает, что каждый может учиться в группе. Вследствие этого конкуренция в процессе обучения отсутствует.

Конкуренция приводит к стрессу! Стресс способствует производству кортизона в организме, который препятствует работе нейронных образовательных процессов. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что в такого рода упражнениях мы учимся работать вместе, сообща, а не против друг друга. Вернемся к нашим принципам работы и перейдем к оценке профессионального обучения игроков: Во время тренировки тренер должен вызывать положительные эмоции у игроков и следить за появлением у них внутренней мотивации. Поэтому Мишель и Дирк делают свои занятия, как можно более разнообразными, а их студенты с меньшей долей таланта работают одинаково с более талантливыми. Эти комбинации дают положительный результат в обеих группах с различными уровнями спортивной и эмоциональной подготовки.

 

2. Увеличить использование различных органов чувств на тренировке.

Мишель и Дирк желают использовать как можно больше органов чувств во время тренировки. Они работают по принципу: «чем больше, тем лучше».

Например, ребята 12-13 лет по-возможности, как можно чаще тренируются босиком. Здесь задействован тактильный компонент, что способствует улучшению техники. При выполнении упражнений с Soccerpal задействованы органы слуха. Мозг реагирует на слуховую информацию быстрее, чем на зрительную. При этом не надо забывать, что наши чувства постоянно нас обманывают. У игрока создаются богатые чувствительные иллюзии и вы, как тренр, должны быть внимательны и следить за этим. Используйте видеоанализ, но следите, чтобы не было переизбытка информации. Другими словами, технику владения мячом можно визуализировать и структурировать в пространстве при помощи передач мяча. Так же мы должны не забывать о игровом ритме. Ритм в коллективном использовании является одной из форм синхронизации, а индивидуальный ритм зависит от работы сердца и эмоций, что само собой разумеется. При стрессе ритм работы сердца увеличивается, что негативно сказывается на процессе обучения.

 

3. Творчество.

Сегодня в футболе творчество имеет большее значение, чем когда-либо. Мы уже говорили об этом, но хотелось бы повторить, что правильное использование времени, пространства и подвижности приводят к творчеству. Мишель и Дирк предлагают огромное множество новых упражнений, при выполнении которых, всегда присутствует 100%-е внимание, а это, соответственно, приводит к правильному выполнению заданий. Иногда, под творчеством понимают «сознательное обучение», что означает рутину и одинаковые, неизменные методы обучения. В тренировочном процессе это влияет на потерю внимания и концентрации, что приводит к снижению игрового ритма в матчах. Под «творчеством» в футболе надо понимать быстрое и рассудительное принятие решений, при этом в организме вырабатывается допамин. Без допамина мы становимся медленными, ленивыми и спокойными. Как факт, последний матч Барселона – Реал, где хорошо было видно, как игроки Барсы использовали высокий ритм в игре и быстрее принимали творческие решения при контроле над мячом, не оставляя никакого шанса игрокам Реала. Кто выработал допамина больше?

 

4. Повторение.

Повторение – это мантра в спортивном обучении, особенно в юношеском футболе. В специфических видах спорта, в таком как футбол, повторение является очень сильным оружием. Здесь большое внимание надо уделять восприятиям органов чувств. Надо понимать, что новые двигательные навыки приобретаются очень медленно, на что затрачивается много усилий, особенно на начальной стадии. Первое, что надо сделать, это связать между собой правильные движения при перемещениях и только после этого приступать к выполнению упражнений с силовой нагрузкой.

 

5. Логическая линия - продолжай выстраивать новое, основываясь на предыдущий учебный материал.

Что это означает? Это - разнообразие стандартных ситуаций различными вариациями, от простых к сложным. Тренировочный материал должен быть узнаваемым игроками и состоять из знакомых рабочих форм. Это как учиться говорить. На достижение понимания в двигательных взаимодействиях понадобится не так много времени. Они будут понимать друг друга играючи, так как все учились по одним картинкам.

 

A. Структуризация обучения передачи мяча.

Для структуризации пространства используем кегли и воротики, где кегли обозначают позиции игроков, а воротики из кегель отоброжают траекторию паса. В упражнениях по обучению передачи мяча очень важно, что они выполняются в движении с непрерывным множеством изменений направлений движений. Игроки не стоят у кегель и не ждут, когда к ним придет мяч. Они должны предвидеть точку контакта с мячом в пространстве. При этом присутствует так же обучение технике приема и передачи мяча, на чем задания не заканчиваются. Игрокам предлагается постоянная смена направлений движения по угловым траекториям, что приводит к обучению смены направления движения.

Рекомендации к выполнению упражнения.

опорная нога располагается по центру относительно воротиков; следить за ногой, выполняющей удар, чтобы она имела как можно больше угол при передаче; следить за точностью передач; выполнять передачи с одинаковой скоростью, без увеличения и уменьшения ритма; нога, выполняющая передачу, является также первой при дальнейшем движении, и никаких шагов назад; каждый игрок должен всегда находиться в правильной позиции во время приёма мяча и следить, чтобы передача мяча проходила всегда через воротики; после слова тренера «СМЕНА», меняется направление передач мяча, из-за чего меняется направление поворотов с мячом - следим за правильным использованием ног.

Игрок должен сам постоянно искать правильную позицию и предвидеть траекторию паса. Обучение этим навыкам можно улучшить с помощью визуализации. Мозг должен получить визуальную информацию о точках контактов с мячом и траекториях мяча в пространстве. Тогда обучение пойдет быстрее, появится внимание и коцентрация при выполнении заданий. Игрок 1 начинает выполнение упражнения. Он ведёт мяч в указанном напралении до того момента, пока не окажется напротив воротиков, через которые может сделать передачу. В это время игрок 2 должен начать движение без мяча к месту, где может получить передачу от игрока 1. Игрок 1, сделав передачу, возвращается на исходную позицию. Игрок 2 получает мяч и пасует через воротики в направлении игрока 3 ( в два касания), и после паса возвращается на исходную позицию. Игрок, который получает мяч, должен находиться лицом к игроку, дающему передачу. Во время приема мяча, игрок должен развернуться на 45° ( цель задания = контроль мяча в движении).

Во время выполнения упражнения игроки должны посчитать количество сделанных передач за 1-2 мин.

 

B. Улучшение восприятия траекторий мяча и бега.

В футболе используется множество упражнений, где после выполнения передач и ударов, игроки двигаются по той же траектории, что и мяч. Игрок делает пас партнеру и продолжает двигаться по направлению мяча. Мишель и Дирк выбирают другое решение, где траектории мяча и бега не совпадают. Игрок делает пас в одном направлении, а двигается в другом. Это требует от игрока большей концетрации и внимания, что способствует их развитию в контроле над пространством. Чем больше используется угловых траекторий в движении при выполнении упражнений, тем больше творческих решений.

 

C. «Бесплатный» пас.

Это рассказ про, казалось бы, не нужную перепасовку мяча в испанском футболе. Хави делает за игру в среднем около 150 контактов с мячом - это в 3 раза больше, чем у других футболистов. Среди них присутствует множество коротких перепасовок между партнерами, и невсегда эти передачи делаются вперед. Это сознательный способ завладеть пространством. Благодаря таким «бесплатным» передачам, он напрягает защитников, т.е. ждет, когда они покинут свою зону и нарушится оборонительная защитная схема в «линию», которую очень часто используют в современном футболе. Вытягиваешь соперников на себя и тем самым создаешь партнерам больше пространства для созидания. Это замечательно, что игроки Барселоны после дезориентированного контроля мяча, не всегда сами двигаются с мячом вперед, а ищут пасом партнеров.

 

D. MAT - «Moving, Angles and Timing».

Упражнения выполняются в движении с использованием угловых траекторий при перемещении и скорости. Попробуем одно из упражнений проиллюстрировать. (см. рис.>>)

Игрок двигается с мячом в направлении защитника, который располагается в четырехугольнике, обозначенный стойками. Защитник ждет приближения игрока с мячом. Задача нападающего - обыграть в этом четырехугольнике защитника и ударить по воротам. Начинаем упражнение с правой стороны, защитник делает отбор в полсилы, нападающий должен обыграть его, через пас с партнером (timing). Затем защитник может сделать отбор в полную силу (angle).

Наверняка у Вас имеются ещё более интересные упражнения для нападающих, которые увеличивают их шансы достижения результатов во время матча. Тренер должен подобрать такие упражнения, которые бы привели к быстрому и эффетивному обучению игрока сознательно контролировать тело и мяч в пространстве и времени (обучая футболиста через его головной мозг, тренер должен всё предвидеть).

Если тренер, работая с юношами, берёт за основу только результат в конкретном матче (победа любой ценой), то он бессознательно потеряет много талантов, сделав ставку на более ранних в физическом развитии игроков.

 

Сегодня в современном футболе очень важно для игрока уметь сохранять преимущество в пространстве и времени (см. Барселона). Здесь мы используем ключевое слово «М.А.Т»:

M = moving – движение A = angle – угол T = timing – время и расстояние

 

Старый подход

Игрок 2 (нападающий) ищет игрока 1 (защитника), чтобы обыграть. Игрок 1 защищается в углу, где имеет преимущество в пространстве и ждет игрока 2, когда он появится в зоне защиты. Вывод: Нападающий получает технически очень трудно выполнимую, задачу. Он имеет небольшой шанс выполнить это упражнение, из-за чего будет подвержен стрессу, а это будет плохо влиять на моторику при обучении, или, вообще, процесс обучения будет отсутствовать.

 

Новый подход Структуризация связи контроля над мячом в пространстве и времени.

Фаза 1.

Контроль мяча = ведение мяча правой ногой / пространство = защитник двигается на встречу.

А) Нападающий (игрок1), контролируя мяч, двигается в направлении к кегле не с максимальной скоростью; перед ним зона, где располагается защитник. Б) Защитник двигается в направлении нападающего, с целью забрать мяч (отбор не в полную силу). В) Нападающий, при появлении защитника, делает ускорение с мячом.

Фаза 2.

Контроль мяча = ведение правой ногой и обыгрыш защитника / пространство = защитник двигается навстречу.

А) Не меняется. Б) Не меняется. В) Нападающий обыгрывает защитника при его появлении.

Фаза 3.

Нападающий пробует двигаться на максимальной скорости, поэтому защитник должен тоже двигаться побыстрее. Здесь вступает в силу такой элемент игры, как «время». Меньше времени = быстрее принять решение. Нападающий теперь должен решить, ускоряться по прямой или обыгрывать защитника.

 

Результат

В результате мы обучаем головной мозг футболу, что делает игру разнообразней, высоко техничной и умной. Мы гарантируем, что каждый матч станет, как новый спектакль, в котором коллективный поиск решения приведет в восторг публику и укрепит наши человеческие ценности. Это приведет автоматически к уменьшению агрессии и уменьшению травматизма на поле, а так же будет имееть большое влияние на психическое здоровье как игроков, так и болельщиков.

Sunday, 18 September 2011

www.dokaball.ru


Смотрите также