Здравствуйте, уважаемые друзья и коллеги! Мне очень приятно быть приглашенным специалистом, и иметь возможность в нескольких статьях поделиться с вами своими знаниями и наблюдениями о любительском и профессиональном футболе. Сразу оговорюсь, что мое мнение субъективно и даже скептично, и может не совпадать с классическим пониманием футбола многих специалистов. Итак, тема первой статьи: «Детский и подростковый футбол, методы тренировок, ошибки и находки». Раскрыв эту тему, я планирую представиться и показать вам свое видение футбола.
Итак, тема первой статьи: «Детский и подростковый футбол, методы тренировок, ошибки и находки».
Раскрыв эту тему, я планирую представиться и показать вам свое видение футбола.
Кто я?
Я начал заниматься футболом с пяти лет, ходил с отцом на стадион и пинал мяч в ворота. Но бить по воротам мне надоело очень быстро, всегда нравилось просто пасоваться. Таким образом я предопределил свою футбольную судьбу: всю свою жизнь я играл в полузащите. В семь лет меня привели в районную футбольную секцию, где ребят заставляли играть в гандбол, баскетбол, бегать кроссы и отжиматься по несколько сотен раз за тренировку. Многие были против таких тренировок, к тренеру приходили ругаться родители других ребят, «за что мы платим деньги?» - вопрос звучал постоянно. Я помню довольно мало из того времени, самое яркое воспоминание - это день, когда меня перевели в группу постарше, и я начал убирать мячи после каждой тренировки, а так же «вечным зайцем», когда тренер ставил ребят в квадраты. Я бегал в квадратах с начала и до конца тренировки, а на сторонах стоял исключительно по праздникам, и то до первого паса, который мне адресовали довольно сильно. Или слишком сильно, как кому нравится.Через год все пришло к тому, что я стал играть наравне с ребятами постарше (мне было 9, им 10-11), и в начале сезона получил свою первую полноценную футболку команды с номером 21. Этот номер так и остался у меня до конца футбольной карьеры. На поле на турнирах я в то время выходил крайне редко, а т.к. тренер любил затыкать мной дыры, я поиграл везде: в защите, на краях, в центре, в нападении, и даже на воротах.Сразу скажу, что полученный тогда опыт неоценим. И все трудности, через которые мне пришлось пройти во многом повлияли на довольно успешные футбольные годы. Советую читателям сделать выводы из этой истории :) Но были и моменты, которые, как я убежден, мне навредили... С этой темы и начнем.
- Какие ошибки, по вашему мнению, допускают в российском детском футболе?- Боюсь начать говорить словами министра спорта, но ошибок много, и они образуют собой довольно органичный комплекс проблем. Причем проблем таких, что не получится убрать какую-то одну, надо решать все сразу, в комплексе.
Детский спорт в России построен не на желании принести пользу детям, а на желании сохранить детский спорт. Тренеры и руководители получают вполне конкретную установку: «Мы продлим вам финансирование, если выиграете турнир». Поэтому работа с детьми в России ведется с уклоном на победы на турнирах. Я думаю, вы замечали, что наши дети лет до 15 выигрывают довольно много соревнований, в том числе заграницей, но вдруг происходит что-то, какой-то перелом, в 16-17-18 лет, и мир словно переворачивается. Еще год назад эти ребята обыграли в финале их «Аякс» 5:0, а вот сегодня, спустя год, уже «Аякс», с тем же составом возит наших ребят по полю.Все дело в том, что наши дети получают воспитание, немного отличающееся от взрослого. Тренеры уже с первых лет обучения настраивают детей исключительно на победы, учат играть жестко, наверняка, прививая игру, рассчитанную исключительно на результат.
Очень мало времени уделяется внутреннему миру ребенка, его фантазии, его желаниях в игре. Когда я был на сборах заграницей (в частности, в Голландии), я увидел совершенно другой подход к делу. Там детям зачастую просто бросали мячи и группа тренеров наблюдала за их действиями. Затем, на основании наблюдений каждому ребенку составлялась программа, немного отличная от других ребят. У каждого ребенка там было свое досье с описанием сильных и слабых сторон, ментальными предпочтениями на поле, с оценкой характера и заключения психолога.
Самой главной задачей в детском футболе должна быть задача становления личности у ребенка. Он должен стать особенным, самим собой. Он должен иметь свой стиль, свое понимание и свой характер в футболе. Он должен уметь фантазировать, придумывать и размышлять. На турнирах должна стоять цель победить, но выводы должны делаться в первую очередь на основании показанной игры, а не на основании результата. Игра придет, и все научатся играть в команде и идеально взаимодействовать друг с другом, а пока детям нет и 14 лет, нельзя заставлять их показывать результат в ущерб собственной психике и самоощущению.
Понимаю, на меня могут накинуться многие специалисты, начать прославлять российский футбол и т.д., но в России и в СССР никогда не было ни одного суперклуба, типа «Манчестер Юнайтед», «Реала», «Барселоны», «Ювентуса», «Милана» и т.д. Никогда не было. Были отдельные годы, была серия лет, но чтобы на протяжении нескольких десятилетий - никогда, и уж тем более мы не обладаем кадрами, способными играть в любом чемпионате и в любом клубе. Посмотрите на европейские команды: все их игроки могут играть где угодно, в любом чемпионате, в любом стиле. Из России же если и уезжает, то только самые лучшие, да и то ненадолго, и не закрепляясь зарубежом.
Я убежден, что система подготовки футболстов в России кошмарна и ужасна. Ее нужно менять на корню, нужно расставлять другие приоритеты и воспитывать детей совершенно иначе, а не портить их, загоняя в рамки и шаблоны.
- Почему в «Барселону» не влились Чигринский, Глеб? Почему в другие клубы не влились наши игроки?
- Слабая школа, слабая детская база. Это сразу видно, даже если человек играет неплохо. В сильных клубах не любят игроков со слабой базой. Поэтому, кстати, очень многие приезжие африканцы не могут заиграть в сильных чемпионатах. Для многих из них даже чемпионат России - очень высокая планка, куда они со своей базой просто не подходят.Человек может хорошо играть матчи, но если он то и дело бежит не туда, если он предпочитает нестись 40 метров вместо того, чтобы просто сделать один шаг, он не подходит команде. Но он ни в коем случае не виноват - просто в детстве не научили. Впроче, я считаю, что футболиста можно переучить вплоть до завершения карьеры, если он сам готов открыться для новых знаний и перестроиться. Если же футболист уверен, что он все делает правильно, т.к. его так учили дома на протяжении десяти лет, то помочь практически нельзя.
- Важно ли думать на поле?
- Однажды тренер спросил у меня «Что главное в футболе?». Я ответил «Мысль и пас», на что он сказал «Главное – гол» и погнал меня в пятикилометровый кросс. Кросс не научил меня ничему, и я все еще думаю, что в футболе главное думать. Футбол можно сравнить с шахматами, только возможных комбинаций гораздо больше. Как говорил Грецки «Я просто бегу не туда, где была шайба, а туда, где она будет». Надо просчитывать все заранее, держать в уме возможности для маневров, думать, что будет если пас пройдет, и что будет, если не пройдет. Необходимо понимать своих партнеров, знать их досконально. Их характер, привычки, манеру, психологию...Футбол - игра мысли.
- Что такое психологический перелом в детском/юношеском футболе?- Этот термин я ввел сам, т.к. сам пережил этот перелом. Это переход от детского мышления ко взрослому, и я не знаю, связан ли он с взрослением человека как такового, или же связан в том числе и с футболом. Он случился, когда мне было 12-13 лет. Я за очень короткий период времени, буквально за месяц, понял гораздо больше, чем за все предыдущие годы. Я понял, чего хочет тренер, понял, куда бежать и что делать. Понял, почему лучше отдать пас на три метра, чем на сорок, и что по воротам можно ударить тихо и в уголок, а не лупить со всей силы :) В тот год я превратился из запасного в основного игрока команды, а затем, в том числе и благодаря характеру, в капитана. После 13 лет я никогда и никому не отдавал капитанскую повязку вплоть до завершения карьеры. Это скорее пафосная строка, т.к. я никогда не понимал, в чем состоит сакральный смысл быть капитаном, да и сказать по правде, в моих командах всегда были люди, которые были капитанами «вне поля», но тренеры доверяли повязку именно мне, и я был не против.Так вот, психологический перелом - это и есть мысль в футболе. Тот момент, когда в игру приходит мысль, и она выходит на первый план перед физикой и техникой.
- Как часто футболисты дерутся между собой?
- И взрослые, и дети дерутся постоянно. Надо понимать, что футболисты - это люди, которые с 16 лет и до конца карьеры находятся в состоянии, очень напоминающим службу в армии. База, мужики вокруг, спорт, занятия, еда по расписанию - это все непросто выдерживать даже год, а выдерживать это на протяжении двадцати лет каково? И детям конечно же не легче, хоть они и не сидят на сборах, но они все же дети :) Разумеется, футболисту в чем-то легче, чем солдату, но условия схожи. Драки и конфликты бывают часто. В любом коллективе всегда есть умник, задира, тупой, ботан, и все такое - это статистика :) И футболисты не исключение. Тем более, знающие тренеры специально берут в команду одного-двух парней с горячими головами - всех в тонусе держать :) Ну а если они еще и играют хорошо, так это просто супер.Но надо понимать, что разборки это просто жизнь. Они не объединяют и не разобщают. Локально кто-то может подраться и потом подружиться на долгие годы, но в основной массе они не несут ровным счетом ничего. Да и куда лучше подраться честно, чем исподтишка дать под колено и вывести человека из строя на год. А такое бывает куда чаще, чем просто драка.Реакция тренера должна быть соответствующей - дерущихся надо наказывать. Это воспитание, это правила. Драку нельзя поощрять, даже если она полностью оправдана. Драка - удел животных, а у человека есть рот. Надо разговаривать.
- Представьте, что вас назначили тренером детской команды, что вы будете делать?
- Сначала я постараюсь получить гарантии на то, что от моих ребят не будут требовать непременных побед с угрозами закрыть школу, дадут достаточное финансирование и наймут специалистов, которых не принято нанимать в России в детские школы: психолога и воспитателя. Я убежден, что тренер должен совмещать в себе всех: тренер, психолог, воспитатель, доктор и в каком-то смысле «отец», но помимо тренера должны быть и узкоспециализированные специалисты.Затем я пойму, кто ко мне пришел, какому ребенку что нужно дать, и пойдет обычная работа. Моей целью будет вырастить ребят, способных мыслить, творить, думать, быть лидерами и играть везде, по любой схеме и тактике у любого тренера.
- Стоит ли отдавать ребенка в футбол?
- Да, стоит. Но если не будет получаться (такое бывает), и если ему не будет нравиться, то лет в 14 можно начать уже «забирать» потихоньку из профессионалов во двор. Пусть другим занимается.
- Как помочь ребенку стать звездой футбола?
- Знать о футболе больше, чем он. Говорить о футболе с ним. Ходить на его тренировки и игры. Увлекаться не меньше, чем он. В общем, жить футболом - но чуть больше, чем живет им он сам. Да, надо отдать всего себя этому увлечению.
Страница с материалами Павла Ани на footcom.ru: http://www.footcom.ru/others.php?page=16
www.sports.ru
10 декабря – Всемирный день футбола, любимой дворовой игры практически каждого мальчишки. Как и когда отдавать ребенка в футбольную секцию, на что обратить внимание, какие обследования пройти и с чем могут столкнуться родители футболистов – читайте в нашем материале.
Футбол – игра для развития физических данных, мыслительных и коммуникационных способностей. Этот спорт не только укрепляет мышцы и тренирует выносливость, но и закаляет характер, учит думать, анализировать, действовать в команде, без слов взаимодействовать с партнерами.
Занимаясь футболом, человек развивает все стороны своей личности, и конечно, многие родители стремятся отдать своих детей в футбольную секцию.
Многие футбольные секции начинают принимать детей уже с четырех лет. Однако первое время большое внимание уделяется общей физической подготовке, а самой игре в мяч отводится не так уж много времени – только для поддержания интереса детей.
Если стоимость таких занятий для вас высока, найдите более дешевые спортивные секции – в первое время это не имеет большого значения, все занятия начинаются с общей физической подготовки (ОФП). Там тоже научат ребенка быстро бегать, прыгать, кувыркаться, падать, ползать.
Желательно, чтобы в это время ребенок имел возможность «общаться» с мячом самостоятельно или чтобы папа играл с ребенком в мяч на улице.
На ОФП мышцы окрепнут, скоординируются и к 6-7 годам будут готовы к более специализированным занятиям вроде футбола. Поэтому в спортивные футбольные секции (СДЮШОР) набор идет с 6-7 лет.
Если же у вас поблизости, кроме футбольной секции, нет других возможностей укреплять физическую форму ребенка – отдавайте туда. Ведь начинать специальные физические тренировки нужно как раз в 4 года – простых игр дома и на улице детям в этом возрасте уже недостаточно.
Перед зачислением в спортивную секцию тренер требует справку от педиатра об отсутствии у ребенка противопоказаний к занятиям спортом. Зачастую она носит формальный характер: традиционно в районной поликлинике сдаются общие анализы крови и мочи и делается ЭКГ.
Однако футбольная секция не терпит формального подхода. Перед серьезными занятиями желательно пройти полное обследование. Получить консультацию не только педиатра, но и хирурга-ортопеда, кардиолога, уролога. Кардиолог может назначить не только электрокардиографию (ЭКГ), но и эхокардиографию (ЭхоКГ).
Желательно сделать не только общий, но и биохимический анализ крови, а также анализ на свертывание крови. Футбол очень травматичный спорт, поэтому свертывающая система крови должна работать идеально.
Кроме того, перед серьезными физическими нагрузками важно посетить офтальмолога (близорукость является противопоказанием к занятиям футболом), а также ЛОР-врача, так как нарушенное носовое дыхание сильно затруднит тренировки.
Противопоказанием к футбольной секции является ожирение у ребенка: лишний вес оказывает слишком большую нагрузку на суставы и сердце. Поэтому перед поступлением в секцию потребуется пройти лечение у эндокринолога или просто сбросить несколько килограммов.
Не только физическое состояние должно учитываться при записи в футбольную секцию. Психологическая готовность не менее важна.
Считается, что футбол – игра для экстравертов, хорошо адаптирующихся в коллективе. Однако многие вратари имеют сложный характер, но добиваются высоких спортивных результатов. Поэтому здесь все индивидуально. Главное – учесть, что ребенок на секции будет подвергаться серьезным психологическим нагрузкам. Ему потребуется научиться работать в команде, владеть собой, отдавать мяч (а ведь всегда так хочется забить самому), соперничать, но не враждовать, конкурировать, но в рамках правил.
Для эгоистичных, капризных и эмоционально неустойчивых детей такие нагрузки могут оказаться чрезмерными и стать причиной отказа от секции. Поэтому родителям важно правильно настраивать ребенка на работу, учить добиваться результатов, не заставляя, а направляя. От родителей тут потребуется особое чутье, знание своего ребенка и хорошее взаимодействие с тренером.
Форма для футбольной тренировки имеет огромное значение. Большинство тренировок проводится на улице, поэтому одежда не должна промокать и задерживать влагу. Лучше всего подойдет высококачественная синтетическая форма с микропорами – такая ткань пропускает влагу. Ее легко стирать, и она длительное время не теряет свой первоначальный вид, а стирка потребуется, скорее всего, после каждой тренировки. Под футболку можно пододевать хлопчатобумажную майку или футболку (ее нужно переодевать, как только она промокнет).
Обязательная экипировка: хлопчатобумажные носки, бутсы и удобные кроссовки для игры в зале, защита на голени, фиксатор голеностопа (так как этот сустав подвержен растяжениям и подвывихам), в некоторых случаях – наколенники.
После тренировки ребенок должен иметь возможность хотя бы переодеться, чтобы идти домой в сухой одежде. Желательно в раздевалках должны быть и душевые.
В течение самой тренировки ребенок должен пить чистую теплую воду (холодная вода при прохождении по пищеводу может вызвать спазм сосудов сердца), когда захочет.
На футбольных тренировках особое внимание отводится технике падения, координации движений, безопасной игре. Но от травм, ушибов и ссадин не убережешься, а врач не всегда может присутствовать на тренировке. Поэтому стоит обучить ребенка первой помощи. Пусть с собой у него будет антисептик для обработки ссадин, пластырь. Ребенок должен понимать признаки растяжения, знать, что при этом нужно приложить к больному месту лед.
Недопустимо вести ребенка на тренировку при его плохом самочувствии, недомогании и тем более при повышенной температуре.
Ребенку, серьезно занимающемуся футболом, придется особое внимание уделить режиму дня. Такой ребенок обязательно должен высыпаться, даже если он при этом не успевает сделать школьные уроки (успеваемость у таких детей может страдать, при этом родителям приходится выбирать, на чем концентрироваться – на спорте или учебе). Повышенные нагрузки потребуют сбалансированного рациона, богатого белками, витаминами и микроэлементами.
vitaportal.ru
Для тех кто хочет стать настоящим профессиональным футболистом
от автора
Материал адресован футболистам, их родителям и друзьям, тренерам, школьным физрукам, всем, кто может помочь футболисту в его спортивной карьере. Методика индивидуальной подготовки к игре, которую мы предлагаем, представляет собой исключительно практические наработки, полученные в процессе работы с футболистами различного уровня подготовки и возраста, в команде и вне команды.
Практически вся методическая литература на тему «индивидуальная подготовка футболистов» предназначена тренерам, работающим в ДЮСШ, футбольных академиях или в профессиональных командах, т.е. тренерам, достаточно подготовленным теоретически и имеющим опыт работы со строго определённым контингентом занимающихся спортсменов.
Но в футбол играют разные категории спортсменов, имеющие разные возможности по своим физическим данным, по семейным обстоятельствам, ограниченные по времени и др. и потому преследующие в спорте разные цели. Миллионы людей играют в любительских командах за свои предприятия, вузы, армейские подразделения, в первенствах городов и областей. Это огромная армия любителей футбола, незнакомая со специфической терминологией и принципами Теории Физического Воспитания, но которая также нуждается в доступных по форме изложения рекомендациях. Они не менее чем профессионалы ответственно, в меру своих возможностей, готовятся к предстоящим играм, играют азартно, полностью отдаются спортивной борьбе и хотят избежать травм, чтобы назавтра продолжить трудовую деятельность, учёбу, службу. И среди них немало молодых людей, которые ещё мечтают о профессиональной карьере в футболе и не только в качестве игрока.
В молодости я занимался лёгкой атлетикой, где очень важное место занимает функциональная подготовка. Затем много лет занимался индивидуальной физической подготовкой футболистов, где главной целью занятий было, достижение высокого функционального состояния к предстоящим играм. Параллельно с занятиями в своих командах, игроки дополнительно тренировались в группах по 3-4 человека. В одной из групп молодых футболистов был мой сын Андрей, который начал серьёзно заниматься футболом в возрасте 12 лет в простой школьной секции и уже в 17 лет играл в профессиональной команде. Позже, в Германии мне довелось заниматься индивидуально физической подготовкой игрока любительской лиги Х. Маслара, который позже играл в команде 1ой немецкой бундес-лиги. Накопился определённый опыт и, изучив довольно много литературы на эту тему, я сделал для себя некоторые открытия и выводы, которые хотел бы здесь изложить.
Цель работы:
1) помочь молодым футболистам и тренерам
2) привлечь больше внимания к функциональной подготовке игроков.
3) привлечь больше заинтересованных лиц к подготовке спортсменов. Можно считать это обращением и руководством к действию тем футболистам, которые не уверены в своём спортивном будущем. Также и опытные футболисты найдут здесь много интересного. Буду рад, если и Вы откроете здесь для себя что-то новое!
Футболистам
Ты хочешь в каждой игре быть лучшим, хочешь стать профессионалом. Вспомни, в одной из игр тебе удавалось всё; точные удары и передачи, выиграл все единоборства, везде успевал и забил гол, избежал травм и устал меньше обычного. Это не было случайным везением, ты был на пике спортивной формы. Такую форму можно набрать к каждой игре за счёт индивидуальных дополнительных тренировок. Примерный план тренировок найдете далее.
Помните,тренеры-селекционеры приглашают в команды только тех игроков, кто стабильно показывает свои лучшие качества.
Тренерам
Эта работа позволит Вам в считанные минуты составлять планы физической и технической подготовки игроков в индивидуальном режиме или в составе команды. Модульный формуляр этих планов можно распечатать из нашей компьютерной программы в Интернете НА САЙТЕ: WWW. FOOTBALL-MASGUT.com. Вы можете легко внести в предложенный план свои поправки и более точно распределять нагрузки, при сравнительно малых объёмах тренировочной работы добиваться лучших результатов. Лучше контролировать функциональное состояние футболистов. Вовлечь в тренировочный процесс больше заинтересованных лиц, которые смогут Вам помочь подготовить высококлассных футболистов.
Родителям
Ваш сын играет в футбол, Вы хотите помочь ему делать это профессионально, избежать травм и стать успешным в дальнейшей жизни. Вы можете помочь ему! Для этого Вам необязательно иметь высшее физкультурное образование. Вы найдёте здесь много полезного, изложенного в доступной форме. Далее, в методике индивидуальной подготовки к играм, приводятся эффективнейшие упражнения, при выполнении которых Ваша помощь будет неоценимой.
Предисловие
В футбольном матче любого уровня можно увидеть, как минимум 3-4 ситуации, когда игрок бьёт по воротам соперников и не попадает в створ ворот, хотя ни кто не мешал, и до ворот было близко. При этом слышим слова комментатора: «…он целился в левый ближний угол, но чуть-чуть не хватило точности…» На самом деле игрок просто попал по мячу, а он полетел так, как по нему попали. Нога, в отличие от дула ружья, не имеет строгих геометрических форм, а это значит, что удары по мячу не могут быть 100% прицельными. Следовательно, добиться точности ударов, передач и поддерживать это качество в течение всей игровой карьеры, можно только постоянным повторением. Это первое и важнейшее условие. То же самое можно сказать и о других технических навыках и физических качествах.
Вторым условием, необходимым для реализации футболистом своих лучших качеств в игре, является умение управлять своим функциональным состоянием
Не секрет, что основной причиной нестабильности в игровом сезоне и подавляющего большинства травм, получаемых футболистами в играх, являются, ухудшение функционального состояния, неумение готовить организм к предстоящей игре. Футболист выходит на поле играть в недостаточно высокой спортивной форме и пытается выполнять задания тренера. В итоге, ушибы, растяжения или более тяжёлые травмы, полученные в единоборствах. Яркий пример тому, травма вратаря сборной России И. Акинфеева, полученная в столкновении с Веллитоном. Думается, что будь Акинфеев на тот момент в лучшей форме, он сумел бы сгруппироваться и уберечь свою (уже ослабленную операцией) ногу.
Тысячи молодых талантов хотят стать профессионалами футбола, играют и тренируются годами, знают, что делать на поле, обладают отличной техникой, показывают иногда (к сожалению, только иногда) высочайшее мастерство. Но в итоге теряют перспективу и в лучшем случае играют в любительских лигах или покидают эту прекрасную игру из-за травм или незнания за счёт чего подниматься дальше, как продолжить карьеру футболиста. Надо учиться!
Главное научиться управлять своим функциональным состоянием (спортивной формой), особенно в соревновательный период. Только в состоянии высшей спортивной формы во время соревнований спортсмен может наилучшим образом реализовать свои морально-волевые, физические и технические возможности, избежать травм. Футболист должен приходить к этому состоянию в конце каждого межигрового цикла, то есть к игре.
Упражнения для индивидуальных тренировок
Индивидуальные тренировки не могут быть в ущерб командным, они должны быть предельно сжатыми по времени и не нудными. Упражнения должны отвечать задачам физической и технической подготовки, быть максимально эффективны и легко контролируемы по объёму и интенсивности, поэтому необходим тщательный отбор упражнений для этих тренировок.
Конкретно, какие наиболее ценные физические качества и технические навыки, необходимые игрокам, мы хотим развивать и поддерживать в течении недели к игре?
Стартовая скорость, быстрота, точность ударов и передач.
Координация, ловкость, сила, быстрота в борьбе за мяч.
Дистанционная скорость, выносливость, частота движений, сила ног.
Сила ударов, сила и быстрота мышц, связок, занятых при ударах по мячу.
Мы выбрали четыре упражнения, которые на наш взгляд, наиболее точно отвечают заданным критериям. Мы назвали их условно: упр. № 1, упр. № 2, упр. № 3, и упр. № 4. В дальнейшем под этими условными обозначениями эти четыре упражнения будут проходить в методике и в компьютерных распечатках примерных планов индивидуальных занятий по физической подготовке. Далее мы рассмотрим их более подробно.
У легкоатлетов есть поговорка, определяющая принцип беговой тренировки «чтобы научиться бегать, надо бегать». При отборе упражнений мы также следовали этому принципу: чтобы повысить стартовую скорость, надо как можно больше стартовать; чтобы научиться бить по мячу, надо как можно чаще бить по мячу; чтобы научиться бороться за мяч, надо дольше бороться и т.д. Все тренировки носят интервальный характер. Паузы отдыха, ЧСС, продолжительность упражнения и количество повторений строго регламентированы в недельном плане тренировок. Для постоянного контроля за ЧСС при выполнении этих упражнений футболисты надевают мобильные пульсометры.
Итак, для развития и поддержания вышеназванных физических качеств и технических навыков, предложены следующие четыре упражнения:
Упр. № 1
Цели: стартовая скорость, быстрота, точность ударов и передач.
Передача мяча в парах в одно - два касания, с обязательным стартовым ускорением 3 - 4 м. навстречу мячу и возвращением в исходное положение. Движения носят челночный, почти циклический характер. Необходимый пульс достигается, расстоянием между партнёрами 10 – 15 м., и скоростью движения мяча, т.е. силой ударов по мячу. Это упражнение можно делать и без партнёра, как в волейболе перед стенкой. Главная задача, стартовые ускорения навстречу мячу и возвращение в исходное положение.
Упр. № 1 выполняется в двух режимах: передача мяча в одно касание и в два касания. При передаче в два касания, игрок первым касанием направляет мяч себе на ход, под удар (не путать с остановкой мяча) и вторым касанием (ударом) незамедлительно отправляет его партнёру или в стенку.Таким образом, получается, что футболист непрерывно в течение 35 - 40 сек. выполняет стартовые ускорения и делает передачи партнёру в заданном пульсометром темпе.
Упр. №1 приучает футболиста не выключаться из игры, всегда держать корпус в положении высокого старта. Примером может служить защитник сборной Германии Е.Novotny. В течение всей игры, даже не в игровой ситуации он напоминает легкоатлета в положении высокого старта.
Упр.№1 тренируют способность футболиста переправлять мяч точно и быстро в нужном направлении, без задержки на обработку или на остановку. Темп игры в современном футболе всё выше, растёт и скорость движения мяча, любой пас или передача партнёра (соперника) больше похожи на удары и, реагировать на них, особенно в условиях прессинга очень сложно. Чаще всего приходится играть в одно касание или не снижая скорости подправлять мяч себе на ход или под удар. Технический приём «остановка мяча», приобретает новое значение. Один из тренеров сказал: «Мяч останавливают в двух случаях, чтобы пробить пенальти и чтобы унести домой!»
Упр. № 1 резко увеличивает число касаний и ударов по мячу за время тренировки. Развивает стартовую скорость, культуру паса, точность передач, ударов с любой ноги, уверенней контролируется мяч, ускоряется принятие решений в разных игровых ситуациях. Результаты заметны уже через месяц занятий. (Смотрите видео)
Упр. № 2
Цели: координация, ловкость, сила, быстрота в борьбе за мяч.
Удары по хаотично летающему мячу разными частями тела из любых положений. Мяч закреплён шнуром к шесту. Длина шеста 4 метра. Тренер (один из игроков) держит шест так, чтобы висящий на нём мяч планировал над газоном (полом) на разных уровнях, в пределах досягаемости футболистами.
Упр. № 2 можно выполнять в двух вариантах, в зависимости от поставленных задач. Первый вариант, назовём его упр. № 2(а), самый простой, игрок бьёт по хаотично летающему мячу практически без подготовки любой, разрешённой в футболе, частью тела, после чего сразу группируется для нового удара. Удары могут быть из различных положений в прыжке, в падении в зависимости от положения мяча в данный момент и ситуации, в которой находится игрок после предыдущего удара.
Во втором варианте, назовём его упр. № 2(б), два игрока борются за мяч «на земле и в воздухе». Цель каждого, опередить партнёра и первым нанести удар по мячу. Борьба за мяч в штрафной площади, например, после фланговых передач в нормальной игровой ситуации продолжается не более 3 - 4 секунд, но в нашей тренировке, мяч после каждого удара возвращается в борьбу и единоборство продолжается непрерывно, в течение 35 - 40 секунд. То есть время нахождения футболиста в состоянии борьбы за мяч в такой тренировке увеличивается многократно.
В обеих вариантах темп задаёт тренер, который должен после каждого удара или касания мяча быстро вернуть мяч в борьбу или под удар. Этим он поддерживает темп упражнения, и значит заданный, необходимый пульс у спортсменов.
Это простейшее устройство эффективно для тренировки единоборств, особенно в борьбе за верховые мячи. Упражнение увеличивает время контакта футболиста с мячом и с противоборствующим партнёром. В продолжительной борьбе за мяч происходит притирка игроков друг к другу (к сопернику), соответственно уменьшается количество ушибов и травм, полученных в единоборствах, исчезают травмирующие соперника угловатые движения с одной стороны, и приобретается умение избегать чрезмерного усердия и неоправданных рисков получить травму с другой стороны. Если взять несколько необтёсанных камней, положить их в барабан и долго вращать барабан, то камни сначала будут царапать друг друга острыми углами. Но затем постепенно эти углы будут сглаживаться, и камни примут округлые формы и перестанут травмировать друг друга, примерно то же самое происходит и с футболистами при длительном выполнении этого упражнения.
Упр. № 2 развивает пространственную координацию, ловкость, быстроту, умение бороться за мяч, выигрывать единоборства, прикрывать мяч корпусом и др. Эффективно для отработки атакующих действий (замыкание мяча в ворота) и прерывание фланговых передач в защите. (Смотрите видео)
На нашем видео хорошо видно как упр.№1 и упр.№2 делают, бывший игрок «FCBayern» Мюнхен поляк Славомир Войчиховский и игрок «Viktoria» Кёльн японец Галл Домпиром. Обратите внимание на активное положение корпуса у футболистов в течении всего времени выполнения этих упражнений.
Упр. № 3
Цели: дистанционная скорость, выносливость, частота движений, сила ног.
Бег в гору, забегание на лестницу. Это упражнение удобно делать на трибуне стадиона или на любой лестнице, где имеется не менее 30 - 40 ступенек. Упр. № 3 можно делать в двух режимах, наступать на каждую ступеньку или прыгать через ступеньку.
Это упражнение имеет циклический характер и поэтому физическая нагрузка дозируется предельно точно. Также надо отметить что, упр. № 3 даёт такой же тренировочный эффект, как и наиболее популярное у легкоатлетов, прыжковое упражнение «многоскоки», но при этом нет, опасности травмировать голеностопный или коленный сустав.
Если нет по близости лестницы, можно найти на местности подходящую горку и забегать на неё, принципиальной разницы нет, если удаётся при этом поддерживать необходимый пульс.
Упр. № 3 незаменимо в скоростно-силовой подготовке, для развития и поддержания скоростной выносливости, дистанционной скорости, частоты движений, быстроты и силы ног. Также улучшается техника бега. (Смотрите видео)
Упр. № 4
Цели: сила ударов, сила быстрота мышц и укрепление связок, занятых при ударах по мячу.
Работа ногами (ножницы) на воде. Руками упереться на край бассейна (водоёма), ногами делать хлёсткие удары по воде. Необходимый пульс достигается за счёт частоты и силы ударов ногами по воде.
Хотим обратить Ваше внимание на исключительную эффективность этого упражнения. Было замечено, что бразильские дети, гоняющие мяч на песчаных пляжах, имеют хлёсткие удары с коротким замахом ноги. Объяснялось это тем, что они много плавали и у них хорошо развиты брюшной пресс и все мышцы ног, занятые при ударе по мячу.
Упр. № 4 в нормальных условиях довольно сложно организовать (необходим бассейн, водоём), поэтому можно делать это упражнение отдельно в течение дня.
Чтобы поставить удар (точность паса) надо многократно бить по мячу, но если бесконечно увеличивать количество ударов на тренировках, то начинаются травмы мышц, связок, суставов. Особенно уязвимы крестовидные связки и мениски коленных суставов. И здесь незаменимым упражнением для их безопасного развития и укрепления является упр. № 4. Особенно оно эффективно в период восстановления после травм опорно-двигательного аппарата (cмотрите видео).
Если нет бассейна, делаем Упр. № 4-а. Одеваем на ноги утяжелители. Лёжа на спине, вертикальные и горизонтальные махи ногами (ножницы) с максимальной амплитудой. (cмотрите видео).
Как видим, все упражнения выполняются не только с партнёрами, но и в одиночку, что очень удобно. Если по какой либо причине футболисту не с кем заниматься, он может подготовиться к предстоящей игре самостоятельно. Предоставлено http://football-masgut.ru
О больших физических нагрузках
Не следует бояться больших физических нагрузок. Для преодоления психологического барьера, многие знаменитые спортсмены, участвовали в экстремально тяжёлых соревнованиях в других видах спорта. Например, когда-то в ежегодном традиционном марафонском пробеге в прибалтийском посёлке Вяндра, участвовали члены сборных команд прибалтийских Республик по боксу в полном составе.
В игровых видах спорта важнейшим физическим качеством является специальная выносливость. Развитие этого качества, вообще не знает границ. Если соблюдать принципы «Теории Физического Воспитания», такие как принцип систематичности, то можно достичь феноменальных возможностей. Мировой рекордсмен, английский стайер Д.Бедфорд в тренировках делал до 15 км. прыжковых упражнений. Чтобы опорно-двигательный аппарат выдерживал такие нагрузки, нужно много лет непрерывно и последовательно увеличивать количество упражнений. Но одних волевых усилий и соблюдения некоторых принципов, для этого мало, на каком либо этапе тренировочного процесса начнутся травмы или тренировочный эффект будет недостаточен. Поэтому нужно знание различных методик тренировок. Если спортсмен хочет добиться в спорте чего-то большего, то ему не следует полагаться только на знания и опыт тренеров. Надо пытаться и самому «включать мозги». В любой профессии, чем лучше эрудирован в своей теме ученик, тем больше у него шансов стать мастером. Не бывает совершенно одинаковых методик тренировок, как не бывает абсолютно одинаковых спортсменов. И нет методик, подходящих по всем параметрам каждому спортсмену. Изучайте все. Чем больше знаний – тем больше шансов!
И тренер, и спортсмен должны верить в методику которую они выбрали, никакие тренировки без этой веры не приведут к успеху. Карьера игрока зависит от множества составляющих: психологического настроя, умения уживаться в коллективе, физических и бойцовских качеств, от игрового мастерства. Но самое главное для достижения высоких результатов в спорте - это умение учиться. ФУТБОЛ - наша школа!
Средства достижения высокой спортивной формы
Главная задача тренировки – подвести футболиста в высоком функциональном состоянии (на пике спортивной формы) непосредственно к игре.
Главное средство достижения этой задачи - правильно подобранные упражнения.
Спортивная форма набирается за счёт трёх компонентов:
точное дозирование объёмов и интенсивности тренировочных занятий;
правильное использование средств восстановления;
изменения в рационе питания.
Мы рассмотрим эти компоненты, по дням между играми. Наиболее распространённый режим футбольных матчей - одна игра в неделю, чаще всего в субботу. Исходя из этого, составлен примерный план индивидуальных тренировочных занятий на неделю.
Как мы уже говорили, тренировки носят интервальный характер, в интервалах отдыха между сериями можно делать упражнения на растяжку. ЧСС контролируется мобильными пульсометрами. В нашей методике, предусмотрено небольшое углеводное воздержание. То есть мы предлагаем следующие: после игры 2 - 3 дня, немного ограничить себя в употреблении углеводов (сладкого, мучного, лимонадов). Затем важно увеличивать содержание углеводов в рационе питания, постепенно, день за днём к игре. Но это должно быть строго индивидуально и под присмотром врача.
Итак:
День первый (послеигровой).
Задача как можно быстрее восстановиться после напряжённой игры. Спортсмен устаёт не только психически и физически. Во время игры, особенно в жаркое время, организм высушивается, и вместе с потом вымываются минеральные соли, нарушается углеводный и белковый баланс и др., происходит истощение организма.
Тренировка носит восстановительный характер. Это могут быть лёгкий бег, ходьба, плавание. Всё делается в охотку без всякого напряжения. Лёгкий кросс или ходьба по лесу желательны вне команды, чтобы ни кто не отвлекал и футболист мог снова и снова в голове прокручивать эпизоды вчерашней игры, анализировать и делать для себя какие либо выводы.
Восстановиться помогут массаж, лёгкая сауна, любые культурные мероприятия.
Калорийное питание с повышенным содержанием витаминов (соки, овощи, фрукты). Важно восстановить водно-солевой, белковый и углеводный баланс в организме.
День второй.
Задача втянуться в рабочий график тренировок, подготовиться к наращиванию нагрузок. Тщательная разминка. Весь комплекс упражнений выполняется на уровне аэробного порога, то есть продолжительность упражнений до 40 сек. ЧСС до 150 уд/мин. Внимательно следить за восстановлением в интервалах отдыха между повторениями. В течение 2 мин. пульс должен опускаться до 80 – 100 уд/мин. Если пульс снижается медленней, то следующее упражнение делать на пульсе до 130-140 уд/мин.
Неплохо в этот день получить общий массаж, а также погреться в сауне. Любые (безалкогольные) культурные мероприятия.
Восстановить водно-солевой и белковый баланс в организме, но воздержаться от чрезмерного употребления сладкого, мучного, лимонадов.
День третий.
Тщательная разминка. Упр. № 1, упр. № 2 и упр. № 3. Интервальная тренировка на пульсе до 160 уд / мин. Растёт количество повторений и скорость, но не продолжительность упражнений. Обратить внимание на восстановление в интервалах отдыха между повторениями, оно короче, чем в предыдущий день. Пульс опускается до 100 – 110 уд/мин, но не более чем за 2 мин.
Неплохо в этот день получить общий массаж или массаж ног. Восстановить водно-солевой и белковый баланс в организме, продолжать воздерживаться от чрезмерного употребления сладкого, мучного, лимонадов.
День четвёртый.
Тщательная разминка. Весь комплекс упражнений. Интервальная тренировка на пульсе до 170 уд/мин. Количество повторений достигает максимальных значений на этой неделе, растет и интенсивность. Восстановление в интервалах отдыха между повторениями ещё меньше, до 110 – 120 уд/мин., но также как в предыдущий день, не более чем в течение 2мин.
Неплохо в этот день получить общий массаж или массаж ног. Калорийное питание. Восстановить углеводный, водно-солевой и белковый баланс в организме.
День пятый.
Тщательная разминка. Только упр. № 1 и упр. № 3. Интервальная тренировка с максимальной интенсивностью на пульсе до 180 уд/мин., с интервалами отдыха до 120 – 130 уд/мин. Количество повторений резко сокращается. Лёгкая сауна. Неплохо в этот день получить общий массаж, массаж ног. Калорийное питание с повышенным содержанием углеводов.
День шестой.
Тщательная разминка. Только упр. № 1 и упр. № 3. Интервальная тренировка с максимальной интенсивностью на пульсе до 180 уд/мин., с интервалами отдыха до 110 – 120 уд/мин. Количество повторений сокращается.
Обращаем ваше внимание, что при ударах по мячу происходит сильнейшая нагрузка на связки голеностопного и коленного суставов. Связки восстанавливаются 48 - 56 часов, поэтому в этот день бить по мячу желательно не на силу, а на технику и на точность.
Также в этот день нежелательны упражнения на брюшной пресс, отжимание на руках, езда на велосипеде и другие упражнения, требующие монотонных усилий.
Питание с повышенным содержанием углеводов.
День седьмой.
ИГРА!
Если Вы подготовились к игре, но не смогли в ней участвовать (отменили игру или были в запасе), то повторите тренировку, предусмотренную на 4 день недели, или реализуйте накопленную энергию другим образом.
Упражнения
Упражнение № 1 Развивает стартовую скорость, резко увеличивает число касаний по мячу за время тренировки, повышается точность передач и ударов с обоих ног, уверенней контролируется мяч, поднимается скорость принятия решений в разных игровых ситуациях. Результаты заметны уже через месяц занятий.
Упражнение № 2 Мяч закреплён шнуром к шесту и после удара возвращается к игроку, это упражнение эффективно развивает координацию движений, увеличивает время контакта футболиста с мячом. Можно отрабатывать замыкание и прерывание фланговых передач в атаке и защите. Это устройство суперэффективно для тренировки единоборств, игроки могут бороться за мяч беспрерывно.
Упражнение № 3 Забегание на лестницу незаменимо в скоростно-силовой подготовке, для развития и поддержания выносливости, дистанционной скорости, частоты движений, быстроты и силы ног, а также улучшается техника бега.
Упражнение № 4 Чтобы поставить удар (точность паса) надо многократно бить по мячу, но если бесконечно увеличивать кол-во ударов на тренировках то начинаются травмы мышц, связок, суставов и здесь незаменимым упражнением для их безопасного развития и укрепления является упр.№4. Особенно оно эффективно в период восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.
Упражнение №4a Эффективные упражнения, для улучшения точности паса футболиста.
www.dokaball.com
10 декабря – Всемирный день футбола, любимой дворовой игры практически каждого мальчишки. Как и когда отдавать ребенка в футбольную секцию, на что обратить внимание, какие обследования пройти и с чем могут столкнуться родители футболистов – читайте в нашем материале.
Футбол – игра для развития физических данных, мыслительных и коммуникационных способностей. Этот спорт не только укрепляет мышцы и тренирует выносливость, но и закаляет характер, учит думать, анализировать, действовать в команде, без слов взаимодействовать с партнерами.
Занимаясь футболом, человек развивает все стороны своей личности, и конечно, многие родители стремятся отдать своих детей в футбольную секцию.
Многие футбольные секции начинают принимать детей уже с четырех лет. Однако первое время большое внимание уделяется общей физической подготовке, а самой игре в мяч отводится не так уж много времени – только для поддержания интереса детей.
Если стоимость таких занятий для вас высока, найдите более дешевые спортивные секции – в первое время это не имеет большого значения, все занятия начинаются с общей физической подготовки (ОФП). Там тоже научат ребенка быстро бегать, прыгать, кувыркаться, падать, ползать.
Желательно, чтобы в это время ребенок имел возможность «общаться» с мячом самостоятельно или чтобы папа играл с ребенком в мяч на улице.
На ОФП мышцы окрепнут, скоординируются и к 6-7 годам будут готовы к более специализированным занятиям вроде футбола. Поэтому в спортивные футбольные секции (СДЮШОР) набор идет с 6-7 лет.
Если же у вас поблизости, кроме футбольной секции, нет других возможностей укреплять физическую форму ребенка – отдавайте туда. Ведь начинать специальные физические тренировки нужно как раз в 4 года – простых игр дома и на улице детям в этом возрасте уже недостаточно.
Перед зачислением в спортивную секцию тренер требует справку от педиатра об отсутствии у ребенка противопоказаний к занятиям спортом. Зачастую она носит формальный характер: традиционно в районной поликлинике сдаются общие анализы крови и мочи и делается ЭКГ.
Однако футбольная секция не терпит формального подхода. Перед серьезными занятиями желательно пройти полное обследование. Получить консультацию не только педиатра, но и хирурга-ортопеда, кардиолога, уролога. Кардиолог может назначить не только электрокардиографию (ЭКГ), но и эхокардиографию (ЭхоКГ).
Желательно сделать не только общий, но и биохимический анализ крови, а также анализ на свертывание крови. Футбол очень травматичный спорт, поэтому свертывающая система крови должна работать идеально.
Кроме того, перед серьезными физическими нагрузками важно посетить офтальмолога (близорукость является противопоказанием к занятиям футболом), а также ЛОР-врача, так как нарушенное носовое дыхание сильно затруднит тренировки.
Противопоказанием к футбольной секции является ожирение у ребенка: лишний вес оказывает слишком большую нагрузку на суставы и сердце. Поэтому перед поступлением в секцию потребуется пройти лечение у эндокринолога или просто сбросить несколько килограммов.
Не только физическое состояние должно учитываться при записи в футбольную секцию. Психологическая готовность не менее важна.
Считается, что футбол – игра для экстравертов, хорошо адаптирующихся в коллективе. Однако многие вратари имеют сложный характер, но добиваются высоких спортивных результатов. Поэтому здесь все индивидуально. Главное – учесть, что ребенок на секции будет подвергаться серьезным психологическим нагрузкам. Ему потребуется научиться работать в команде, владеть собой, отдавать мяч (а ведь всегда так хочется забить самому), соперничать, но не враждовать, конкурировать, но в рамках правил.
Для эгоистичных, капризных и эмоционально неустойчивых детей такие нагрузки могут оказаться чрезмерными и стать причиной отказа от секции. Поэтому родителям важно правильно настраивать ребенка на работу, учить добиваться результатов, не заставляя, а направляя. От родителей тут потребуется особое чутье, знание своего ребенка и хорошее взаимодействие с тренером.
Форма для футбольной тренировки имеет огромное значение. Большинство тренировок проводится на улице, поэтому одежда не должна промокать и задерживать влагу. Лучше всего подойдет высококачественная синтетическая форма с микропорами – такая ткань пропускает влагу. Ее легко стирать, и она длительное время не теряет свой первоначальный вид, а стирка потребуется, скорее всего, после каждой тренировки. Под футболку можно пододевать хлопчатобумажную майку или футболку (ее нужно переодевать, как только она промокнет).
Обязательная экипировка: хлопчатобумажные носки, бутсы и удобные кроссовки для игры в зале, защита на голени, фиксатор голеностопа (так как этот сустав подвержен растяжениям и подвывихам), в некоторых случаях – наколенники.
После тренировки ребенок должен иметь возможность хотя бы переодеться, чтобы идти домой в сухой одежде. Желательно в раздевалках должны быть и душевые.
В течение самой тренировки ребенок должен пить чистую теплую воду (холодная вода при прохождении по пищеводу может вызвать спазм сосудов сердца), когда захочет.
На футбольных тренировках особое внимание отводится технике падения, координации движений, безопасной игре. Но от травм, ушибов и ссадин не убережешься, а врач не всегда может присутствовать на тренировке. Поэтому стоит обучить ребенка первой помощи. Пусть с собой у него будет антисептик для обработки ссадин, пластырь. Ребенок должен понимать признаки растяжения, знать, что при этом нужно приложить к больному месту лед.
Недопустимо вести ребенка на тренировку при его плохом самочувствии, недомогании и тем более при повышенной температуре.
Ребенку, серьезно занимающемуся футболом, придется особое внимание уделить режиму дня. Такой ребенок обязательно должен высыпаться, даже если он при этом не успевает сделать школьные уроки (успеваемость у таких детей может страдать, при этом родителям приходится выбирать, на чем концентрироваться – на спорте или учебе). Повышенные нагрузки потребуют сбалансированного рациона, богатого белками, витаминами и микроэлементами.
www.dokaball.ru
Знаменитая игра привлекает зрелищностью, тактикой и мастерством. Если родители хотят видеть своего ребенка успешным, здоровым и умным, стоит отвести физическому развитию достаточно времени. Командные виды спорта, и футбол в частности, помогут развить лидерские качества, чувство поддержки, а также умение достойно проигрывать. Вопрос, который стоит обсудить на семейном совете: во сколько отдавать малыша на тренировки?
Единого ответа не существует. Большинство тренеров склоняется к мнению, что к возрасту 6-7 лет ребенок уже вполне способен освоить технику игры и выполнять указания тренера.
Что представляют собой занятия спортом у малышей? Физические упражнения строятся в игровой форме, малыши учатся взаимодействовать с мячом в самой простой форме. Грамотно проведенные упражнения в раннем возрасте не столько приучат играть в футбол, сколько помогут развивать координацию, ловкость, быстроту реакции. Безусловно, в возрасте 3-4 года не стоит ожидать фантастических успехов от ребенка или мечтать о непременном взлете карьеры сына (или дочери).
Никто лучше мамы не почувствует, когда именно ее ребенку стоит заняться спортом. Если ваш малыш растет очень активным, любознательным и с большим удовольствием проводит время в подвижных играх с друзьями, почему бы не попробовать?
Понаблюдайте, не устает ли малыш чрезмерно от выбранного режима нагрузок, также ли он стремиться на тренировку, как в первый раз и нашел ли он общий язык с тренером и ребятами по команде? Если вы ответили утвердительно, порадуйтесь, ваш малыш отлично проводит время. И, помимо физической пользы, приобретет такие качества, как умение просчитывать на много ходов вперед, выносливость и терпение ради результата. И, конечно, друзей! Не волнуйтесь, вы сделали правильный выбор.
Детско-юношеские спортивные школы обычно принимают в свои ряды ребят с 8-ми лет. Однако сейчас появились футбольные школы, которые ориентируются на дошкольников. Не опасны ли такие занятия для трёхлетнего малыша? Послушаем мнение эксперта.
Спортивный директор международной сети детских футбольных школ «Юниор» Штеблов Илья Николаевич
– В российских футбольных школах тренировочный процесс для детей 3-6 лет построен на методиках немецких и испанских коллег. Там подобные школы для дошколят существуют достаточно давно, и методики созданы с учетом особенностей детского организма и детской психологии.
Основа тренировки – это упражнения из основ физической подготовки с мячом. Все задания направлены на развитие быстроты, скорости, координации детей, моторики. Объяснения даются в сказочной интерпретации или с ассоциациями на знакомых животных/профессии/персонажей, и тренер наглядно демонстрирует каждое задание. Обычно за правильное выполнение маленькие футболисты получают какое-то поощрение, а за плохое поведение выдаётся желтая карточка или проводится личная беседа с непоседой. Это необходимо, чтобы выработать у детей дисциплину и послушание.
Футбол – командная игра. В процессе тренировки дети знакомятся друг с другом и у них появляются первые друзья. Процесс социализации проходит под чутким взглядом тренеров, которые внимательно реагируют на каждую неловкость в отношениях между подопечными. С точки зрения психологии общение в таком юном возрасте очень важно и его необходимо инициировать, чтобы в будущем у ребёнка не было проблем со сверстниками. Если же малыш не посещает детский сад, то подобные занятия ему необходимы!
Могут ли родители надеяться, что тренировки по футболу в 3 года помогут стать их ребёнку великим спортсменом? Нет. Потому что 90% детей, которые начинают заниматься любым спортом, по разным причинам в более старшем возрасте выбирают другой профессиональный путь. Однако, приучая ребёнка к дисциплине, спорту и правильному образу жизни в 3-6 лет, есть вероятность, что и в будущем он будет следить за собой и своим здоровьем.
Футбол в 3 года – это совсем не спорт, который мы видим на Чемпионате мира, говорят создатели футбольной школы «Юниор». Это хорошая подготовка, если вы планируете отдать ребёнка в спортивную академию. Как известно, отбор туда осуществляется крайне тщательный и только самые талантливые и упорные могут попасть в такие учебные учреждения.
Футбол в 3 года – это прекрасное времяпровождение для малыша. Потому что детям нравится бегать и пинать мяч, а опытные тренеры каждую тренировку делают незабываемой. В дошкольном возрасте к ребёнку не могут выставляться требования забить гол с десяти метров или быстрее всех пробежать, у него не развито чувство соперничества! Все занятия проводятся с одной целью – влюбить детей в футбол, одновременно с этим развивая их физически и ментально. И если вам важно будущее вашего сына, то занимайтесь его настоящим прямо сейчас.
medaboutme.ru
Какой спорт помогает одновременно развивать ловкость, координацию движений и стратегическое мышление? Футбол! Во время простых игр с мячом, заниматься которыми можно прямо во дворе, ребенок научится давать пас, жонглировать мячом, метко отправлять мяч в ворота, а вместе с этим — мыслить и действовать «спортивно»!
Ваш сын любит гонять мяч по коридору? А вы, в свою очередь, стремитесь помочь ему вырасти здоровым, целеустремленным и успешным? Значит, пришло время перейти на новый уровень владения мячом и освоить детский футбол.Давайте вместе разберемся, как научить ребенка играть в футбол, с чего стоит начать его путь в этом спорте, и какие упражнения помогут освоить игру?
Этап первый: учимся владеть мячом
К радости детей и их родителей, этот спорт начинается с веселых игр и простых упражнений на детской площадке. Играя с друзьями, ваш сорванец научится оценивать расстояние и силу удара и освоит первые футбольные упражнения.Поддержите малыша в его начинаниях — покажите, как управляться с мячом и предложите несколько вариантом упражнений.
Футбольные упражнения для игры друзьями и родителями
• Прокати мяч в «ворота». Расставьте две кегли и предложите детям по прямой пасовать друг другу мяч между кеглями.
• Мяч под шнуром. Поперек игровой площадки на высоте 50 см от земли натягивается шнур, а на расстоянии 3 — 6 м по обе стороны шнура проводятся линии. Игроки должны по очереди ударом ноги посылать мяч так, чтобы он прокатился под планкой и не выкатился за пределы противоположной линии
• Перебеги на другую сторону площадки. В этом упражнении ребенок ведет мяч бегом на другую сторону площадки, слегка подбивая его то правой, то левой ногой. Важно, чтобы мяч не откатывался далеко.
• Пробеги змейкой. Дети проводят мяч бегом, огибая расставленные по одной линии кегли.
• Удачный пас. Предложите детям встать напротив и пасовать мяч друг другу, прокатывая его по земле ударом ноги. Начинать можно с игры в паре, а вскоре пригласить больше игроков, встать в круг и передавать мяч и стоящему напротив, и соседу по кругу.
Сыграем: футбол с простыми правилами
За время первых тренировок во дворе у вас сформировалась команда юных любителей футбола? Предложите детям сыграть в футбол, применяя самые простые правила.
Где играть и сколько по времени играть? Вам подойдет любая ровная площадка размером не более 30 — 40 метров в длину и 15 — 30 метров в ширину. Поперек площадки проведите линию, а края площадки обозначьте шестью флажками (четыре из которых угловые, а два — средние). На торцевых сторонах площадки обозначьте ворота размером по 3 — 4 метра. Игра состоит из двух таймов по 15 минут. Между таймами у игроков есть пятиминутный перерыв.
Состав команд. В каждую из команд входят 4 — 5 игроков, включая вратаря. Один из игроков команды избирается ее капитаном.Процесс игры. Капитаны команд бросают жребий. Одна команда получает право начать игру, а другая — выбрать ворота. В момент розыгрыша первого мяча игроки начинающей команды находятся на своей половине поля, а игроки второй команды — на расстоянии трех метров от мяча. Капитан ударом посылает мяч к чужим воротам.
Игроки, получившие мяч, стараются подвести его ближе к воротам и забить гол. Задача игроков второй команды — не подпустить противника к своим воротам. Ворота защищают вратари, которым разрешается брать мяч руками. Все остальные должны передавать, останавливать и забивать мячом только ногами.
Судейство. За порядком на поле и счетом следит судья. Игрокам нельзя подставлять подножки и отталкивать друг друга во время борьбы за мяч. Если игрок нарушает правила, судья делает ему замечание, поясняя всем игрокам, в чем состоит нарушение, а мяч передает противоположной команде.
Упражняйтесь, тренируйтесь, осваивайте правила игры. И обязательно делайте это регулярно, чтобы приобретенные игровые навыки оттачивались и не забывались, а ребенок испытывал радость достижения успеха!
www.rastishka.ru
Малыш едва научился ходить, но уже пытается бить ножкой по мячу: помогите ему освоить такой популярный и богатый разнообразными движениями вид спорта, как футбол. Эта игра поможет развить координацию движений малыша, а результаты всегда будут радовать его: ведь как приятно, когда мама с папой кричат во весь голос «ГОЛ!» и радуются твоим успехам.
Зачем учить ребенка играть в футбол?
Футбол считается одним из самых комплексных видов спорта. Комплексность его заключается в том, что в процессе игры задействованы все виды мышц, кроме того, в процессе активной игры много работают легкие, и, следовательно, развивается дыхательная система, увеличивается уровень общей выдержки дыхательной системы и всего организма.
Кроме того, если рассматривать футбол – как будущую карьеру для ребенка, то плюсом в футболе является еще и то, что, для того, чтобы добиться высоких результатов, вовсе не обязательно иметь высокий рост. Такая, банальная на первый взгляд, причина является препятствием к достижению высоких результатов в других видах спорта, к примеру, в баскетболе или волейболе. Именно, поэтому, если в семье родился мальчик, самым лучшим функциональным вариантом будет отдать его в футбол.
Тогда начинать занятия следует с самого раннего возраста.
Мотивация
Сначала вместе посмотрите телевизор: ребенок должен узнать, чему он будет учиться, услышать, как радостно кричат болельщики во время забитого гола, как скандируют трибуны. Все это повысит мотивацию ребенка к занятиям.
Тренируйтесь
Так футболом можно начать развивать малыша уже с раннего возраста. Для начала ставиться задача ознакомления с мячом. Далее это уже может быть удар по мячу. Более того, учить ударять по мячу можно как с места, так и с разбега, это когда ребенок уже освоится с мячом. Далее можно научить малыша бить мяч с лета. Еще важным, особенно для развития плечевого сустава, будет упражнение вратарского выбрасывания мяча. Далее можно научить малыша выбиванию мяча из рук и из ног. Чуть позже, когда малыш уже окончательно освоится с мячом, можно научить его вести мяч ногой, вначале одной, затем двумя ногами по очереди. Для начала, пока малыш еще мал ростом, можно играть маленьким мячом, постепенно увеличивая размер мяча в соответствии с ростом самого ребенка. Кроме того, надо в игре использовать маленькие воротики.
Для отработки ударов вполне подойдет стеночка, так как удары еще не на столько сильны, и мяч не будет опасно отскакивать от стеночки. Кроме того, для развития меткости можно выполнять упражнение по попаданию в цели. Например, в какую-нибудь коробку или баночку. Для развития силы удара можно использовать мячи не только разных размеров, но и мячи, разные по весу.
В любой спортивной игре очень важно умение правильно падать: учите ребенка падать назад (во время тренировок обязательно подстелите мягкий мат или толстое одеяло!), вбок и вперед так, чтобы не нанести себе травму. Пусть в падении ребенок пытается задеть мяч ногой, как заправский игрок. Ребенку гораздо полезнее учиться играть дома с родителями или другими взрослыми. Сверстники на площадке, скорее всего, еще не освоили данный вид спорта, а ребятам постарше будет неинтересно играть с таким неопытным игроком. Играя дома, можно забивать маленький мячик в маленькие воротики. Пусть ребенок сначала атакует, а потом защищает ворота. Объясните ему, что такое штрафной удар. Практикуйте удары ногой в стеночку. Удары головой, отбивание грудью, удары пяткой – все это - непростые элементы, но над ними можно и нужно работать. Попадание мячом в цель, перекидывание мяча от одного к другому (постепенно увеличивайте расстояние, с которого бросаете мяч), - играйте во все игры, которые придут Вам в голову, чтобы ребенок полностью освоился с мячом. Постепенно отрабатывайте все элементы, а спустя пару-тройку лет малыш с успехом пустит их в ход. Можно играть мячиками разных размеров и разного веса, но старайтесь большую часть тренировки проводить мячом, висящим на веревке, прикрепленной к палке: это значительно сокращает все подготовительные операции. Поверьте, домашний футбол может доставить всей семье огромное удовольствие! Это прекрасная разрядка как для детей, так и для взрослых. Кроме физического развития и получения навыков игры, ребенок и родители получат большое истинное удовольствие от игры и от общения друг с другом.
sergeevat-ozgdou28.edumsko.ru