В последние годы у тренеров и специалистов в области футбола заметно повысился интерес к проблемам комплексного контроля подготовки игроков. Тренеру необходима достоверная информация об уровне подготовленности любого футболиста его команды, на основе которой составляются планы и программы подготовки. Комплексный контроль реализуется в системе тестирования, и его показатели должны отвечать требованиям стандартизации тестов:
1. Соответствие стандартизированной методике измерений результатов в тестах.
2. Надежность и информативность тестов.
3. Вид контроля.
4. Система оценок.
Комплексный контроль в футболе полностью реализуется при регистрации следующих групп показателей:
1. Критерии соревновательной деятельности(СД).
3. Показатели физического состояния футболиста.
Контроль соревновательной деятельности
Контроль соревновательной деятельности позволяет определить уровень подготовленности как отдельных футболистов, так и команды в целом, наметить пути совершенствования индивидуальных и командных действий. В футболе контроль соревновательной деятельности включает в себя регистрацию следующих показателей:
• индивидуальные технико-тактические действия;
• коллективные технико-тактические действия;
• двигательные перемещения футболистов по полю;
• биологические и биомеханические критерии.
Контроль индивидуальных технико-тактических действий включает в себя регистрацию точно и неточно выполненных следующих действий: передачи мяча, ведение мяча, отбор и перехват мяча, удары по воротам, игра головой, обводка соперника. По этим показателям рассчитывается коэффициент точности, который определяется как отношение точно выполненных действий к их общему количеству.
При контроле коллективных технико-тактических действий наиболее информативными являются следующие показатели:
• эффективность атакующих и оборонительных действий;
• активность атакующих и оборонительных действий;
• разнообразие атакующих и оборонительных действий.
Контроль биологических показателей соревновательной деятельности во многом позволяет тренеру определить уровень физической подготовленности отдельно взятого футболиста. В качестве
информативного показателя используется частота сердечных сокращений (ЧСС), которая регистрируется с помощью «Спорттесторов».
poznayka.org
ФУТБОЛ — спортивная командная игра с мячом, в которой разрешается играть ногами, корпусом и головой.
В игре участвуют две команды по 11 человек, продолжительность игры 90 мин., с одним перерывом. Местом для игры служит специально подготовленное футбольное поле.
Ф. во всем мире, в т. ч. в СССР, является одним из наиболее популярных видов спорта. В соревнованиях по футболу различного масштаба ежегодно участвуют миллионы спортсменов. Соревнования проводятся по возрастным группам, начиная с 10 лет. К игре во взрослых командах допускаются футболисты с 18 лет (в отдельных случаях по разрешению врача ранее). Продолжительность игры уменьшается соответственно возрасту.
Ф.— увлекательная, эмоциональная игра, способствующая укреплению здоровья, закаливанию, разносторонней физической подготовке, воспитанию воли, смелости. Игра связана с частой сменой игровых ситуаций, что требует от играющих быстрых и разнообразных действий. Непрерывная борьба за мяч сопряжена с самыми разными видами движений: бегом различной интенсивности с частой переменой темпа, рывками, ускорениями, прыжками, ударами по мячу, падениями, силовыми и акробатическими приемами. При этом преобладают нагрузки скоростно-силового характера; выполняемые многократно в течение длительного времени при общем большом объеме работы, они способствуют развитию у футболистов высокой выносливости. Футболисты должны обладать быстрой двигательной реакцией, хорошей координацией движений, устойчивостью, повышенными функциональными возможностями органов чувств.
В покое у тренированных футболистов отмечаются сниженная частота сердечных сокращений (46 — 60 ydjмин), увеличенный ударный объем сердца (70—100 мл), несколько пониженное АД (105/60— 115/70 мм рт. ст.), глубокое дыхание с частотой 10—16 циклов в
1 мин. Жизненна я емкость легких спортсменов чаще составляет
5,5 — 6,8 л, легочная вентиляция (см.) — 4 — 6 л}мин. Организм футболистов, как правило, устойчив к кислородному голоданию.
Активно проведенная игра вызывает значительное усиление физиол. функций: энергетические затраты
организма достигают 1200—1500 шал, сердечные сокращения учащаются до 140 — 190 уд!мин, ударный объем сердца возрастает до 100 —170 мл, систолическое АД повышается до 150—180 мм рт. ст., диастолическое АД изменяется мало, частота дыхания возрастает до 28—40 циклов в 1 мин., легочная вентиляция — до 100—150 л! мин', потеря веса тела за игру составляет
1—2 кг. С ростом уровня тренированности и технического мастерства реакция организма спортсмена на нагрузку становится экономнее.
При играх в Ф. травматизм по сравнению с другими видами спорта относительно велик. Чаще повреждаются связочно-сумочный аппарат суставов нижних конечностей, мениски коленного сустава (см.), мышцы задней группы бедра. При столкновении и неудачном приеме мяча головой возможно сотрясение головного мозга (см.). Профилактика травматизма состоит в правильной ориентации футболистов на строгое соблюдение правил игры, хорошей физической и технической подготовке спортсменов, использовании предусмотренных правилами защитных приспособлений и специальной обуви. Снижению травматизма способствую^ также состояние игрового поля, четкое судейство.
Противопоказаниями для занятия Ф. являются все заболевания, при к-рых противопоказаны высокие физические и эмоциональные нагрузки.
Врачебный контроль (см.) за футболистами включает текущее наблюдение, диспансеризацию, проведение леч.-проф. и реабилитационных мероприятий, а также активное участие в организации тренировок в соответствии с нормами физических нагрузок для различных возрастных групп.
Библиогр.: Башкиров В. Ф. Воз
никновение и лечение травм у спортсменов, М., 1981; Граев ская Н. Д. и Ша-ф e е в а М. Г. Врачебные наблюдения над футболистами, М., 1957; Подготовка футболистов, под ред. В. Л. Козловского, М., 1978.
Н. Д. Граевская, В. В. Мошкаркин.
xn--90aw5c.xn--c1avg
Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля или осмотра зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены — 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.
Первичное обследование проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Повторное врачебное обследование проводится, чтобы убедиться, насколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.
Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм.
Основное предназначение медицинского осмотра (врачебного контроля) в том, чтобы определить состояние здоровья студентов и распределить их по, группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме этого, часть студентов направляется на лечебную физкультуру (ЛФК), а некоторые совсем освобождаются от практических занятий, на какое-то время. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом, дерматологом, оторино-1 ларингологом и т.д.). Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий физической культурой.
Обычно такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, его направляв ют на более детальное обследование к специалистам. Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация — система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направляемая на то, чтобы предупредить и выявить ранние признаки нарушения здоровья и функционального состояния.
Углубленные диспансерные обследования проводятся 1—2 раза в, год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.
Рост (длина тела). Наибольшая длина тела наблюдается утром. Beчером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой длина тела может уменьшится на 3 см и болеет из-за уплотнения межпозвоночных дисков.
Масса тела — объективный показатель для контроля за состоянием здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах, затем стабилизируется.
При определении массы исследуемый должен стоять неподвижно на середине площадки весов. Контроль за массой тела целесообразно проводить утром, натощак. Показатель массы фиксируется с точностью до 50 г.
Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха.
Исследуемый разводит руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин по нижнему сегменту сосков, а у женщин — над молочной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. После наложения ленты исследуемый опускает руки. При измерении максимального вдоха не следует напрягать мышцы и поднимать плечи, а при максимальном выдохе — сутулиться.
Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки. Она зависит от морфоструктурного развития грудной клетки, ее подвижности, типа дыхания. Средняя величина экскурсии обычно колеблется в пределах 5—7 см.
Кистевая динамометрия — метод определения сгибательной силы кисти. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин — 39—50 кг, у женщин — 25—33 кг; средние показатели силы левой кисти обычно на 5—10 кг меньше.
Любой показатель силы всегда тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела. Она выражается в процентах. Для этого показатель силы правой руки умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин — 60—70% массы тела, у женщин — 45—50%.
Становая динамометрия как метод определения силы разгибателей туловища. Исследуемый становится на площадку со специальной тягой так, чтобы 2/3каждой подошвы находились на металлической основе. Ноги вместе, выпрямлены, туловище наклонено вперед. Цепь закрепляется за крюк так, чтобы руки находились на уровне колен. Исследуемый, не сгибая ног и рук, должен медленно разогнуться, вытянув тягу. Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130— 150 кг, женщин — 80—90 кг.
Показатель относительной силы определяется как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180—240%. Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170—200% — ниже средней, 200—230% — средней, 230—250% — выше средней, выше 260% — высокой.
Частота сердечных сокращений (ЧСС, или пульс) — важный интегральный показатель функционального состояния организма. Пульс рекомендуется подсчитывать регулярно в одно и то же время суток в состоянии покоя, лучше всего утром, после пробуждения, в положении лежа или вечером перед сном в положении сидя. Наблюдать пульс следует также до тренировки (за 3—5 мин) и сразу после нее. Резкое учащение или замедление пульса по сравнению с предыдущими показателями может быть следствием переутомления или заболевания и требует консультации с преподавателем физического воспитания и врачом. Рекомендуется также следить за состоянием ритма и степенью наполнения пульса.
Пульпаторная пульсометрия доступна каждому, ибо любой человек может подсчитать у себя количество сердечных сокращений в минуту. На учебных занятиях физической культурой при средней интенсивности нагрузки величина пульса достигает 130—150 удар/мин, при интенсивности выше средней — 150—170, а во время предельных нагрузок у высококвалифицированных спортсменов — 200 удар/мин и более. Имея эту информацию, можно на каждом занятии определять и регулировать интенсивность нагрузки. По продолжительности восстановления исходной величины пульса после большой физической нагрузки можно судить об успешности восстановительных процессов в организме. Если же в течение 20—30 мин исходная величина пульса не восстанавливается, значит, в организме наступило утомление в связи с недостаточной подготовленностью к данной физической нагрузке, ее объему или интенсивности. Хорошей переносимостью нагрузок и нормальным восстановлением после них считается, если колебания пульса не превышают 2—4 удар/мин относительно исходного уровня. В случае превышения следует немедленно внести коррекцию в учебно-тренировочную программу, снизив ее объем и интенсивность.
Достаточно информативной является динамика ЧСС при выполнении так называемой ортостатической пробы, провести которую в состоянии любой человек. Для этого нужно выявить разницу частоты сердечных сокращений в положении лежа и через 1 мин после спокойного вставания. Если разница больше 20 удар/мин, значит, организм не справляется с предлагаемой нагрузкой, т.е. имеется остаточное утомление.
Антропометрические показатели дыхания. Частота дыхания (ЧД) измеряется следующим образом: испытуемый кладет ладонь так, чтобы она захватила нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота, дыхание должно быть равномерным. Средний показатель ЧД — 14—18 дыхательных движений в минуту, у спортсменов 10-16.
Спирометрия позволяет определить жизненную емкость легких. ЖЕЛ — важный показатель, отражающий функциональные возможности системы дыхания. Измеряется с помощью спирометра. Исследуемый берет мундштук спирометра с резиновой трубкой в руки. Затем, сделав предварительно 1—2 вдоха, быстро набирает максимальное количество воздуха и плавно выдувает его в мудштук до отказа. Необходимо следить, чтобы воздух не выходил через нос. Проводят замеры 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Средние показатели ЖЕЛ у мужчин 3500-4200 см3, у женщин 2500-3000 см3.
Цвет кожи. Различают нормальный, загорелый (смуглый) или бледный. Бледная кожа, синюшная на руках и лице — признак малокровия и сердечно-сосудистой недостаточности. У спортсменов кожа обычно нормальная или загорелая, достаточно эластичная благодаря активно протекающим в ней процессам обмена веществ.
Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Нарушение осанки наблюдается при слабом физическом развитии (особенно в период роста и развития организма), при заболеваниях и травмах костно-мышечной системы, при переутомлении. При правильной осанке ухорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская или впалая, живот выпячен. Односторонняя, однонаправленная тренировка, особенно в детском возрасте, когда еще продолжается формирование и рост организма, может неблагоприятно отразиться на осанке.
Для нормальной спины характерны естественные изгибы позвоночника. Резко выраженный изгиб — искривление позвоночника назад называется кифоз, в вперед — лордоз, вбок — сколиоз.
biofile.ru
1. Особенности развития и функционирования сердца у детей и подростков
Оценка функционального состояния сердечнососудистой системы у детей и подростков представляет одно из важнейших направлений в биологии и медицине, поскольку его критерии являются базовыми в плане определения и прогнозирования соматического здоровья, физического статуса, а также возможных ограничений тех или иных видов двигательной активности.
С возрастом происходит увеличение массы сердца за счет, главным образом, миокарда желудочков. За период детства масса миокарда правого желудочка увеличивается приблизительно B 10 раз, левого - B 17 раз. Нарастание массы миокарда идет с максимальной скоростью B первые два года жизни и B возрасте от 12 до 14 лет. В периоде относительно медленного темпа роста сердца (от 3 до 7-8 лет) происходит его окончательная тканевая дифференцировка.
Параллельно с ростом сердца увеличиваются и размеры магистральных сосудов, однако, темп их увеличения более медленный. Так, если объем сердца к 15 годам увеличивается B 7 раз, то окружность аорты - только B 3 раза. С возрастом меняется соотношение просветов отверстий аорты и легочной артерии. В раннем возрасте на 20-25% преобладает диаметр отверстия легочной артерии, к 10-12 годам их диаметры сравниваются, а у взрослых просвет аорты превышает просвет легочной артерии. Окружность легочного ствола у детей, как правило, преобладает над окружностью восходящей аорты. Стенки кровеносных сосудов новорожденных тонкие, с недостаточным количеством мышечных и эластических волокон. Соотношение просвета артерий и вен приблизительно составляет 1:1. С ростом ребенка происходит развитие мышечного слоя, соединительнотканных элементов и интимы сосудов, осуществляется дифференцировка артериальной и венозной систем. К 16 годам просвет вен B 2 раза превышает просвет артерий. В отличие от сосудов большого круга кровообращения, сосуды малого круга кровообращения у новорожденных имеют гипертрофированный мышечный слой и гиперплазированную интиму. В первые месяцы жизни происходит их инволюция с истончением стенок и увеличением просвета сосудов. Верхушечный толчок у детей располагается, как правило, B IV межреберье (иногда у астеничных детей старшего возраста - B V межреберье) и занимает площадь не более 1 см2.
Адаптация сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке у детей снижена (по сравнению со взрослыми) и происходит B основном за счет повышения частоты сердечных сокращений (ЧСС). По мере роста и развития ребенка, реакция ЧСС на нагрузку остается выраженной, но увеличивается сердечный выброс за счет увеличения сердечных объемов и минутного объема сердца. При равной величине поверхности тела показатели сердечного выброса у мальчиков выше, чем у девочек. При аускультации, которая у детей проводится над всей областью сердца, выслушиваются тоны сердца, отличающиеся большой звучностью и ясностью. У новорожденных на верхушке и B точке Боткина II тон может преобладать над I. В грудном периоде на основании сердца громкость I и II тонов может быть одинаковой. До 12 лет может определяться акцент II тона над легочной артерией: Нередко II тон бывает расщепленным. В положении лежа у детей над верхушкой сердца довольно часто выслушивается глуховатый, короткий III тон. В первые месяцы жизни мелодическая картина сердечных тонов может напоминать эмбриокардию (ритм метронома). У большинства детей пpи тщательной аускультации можно выслушать шумы B сердце. Чаще всего эти шумы являются функциональными («невинными» по терминологии американских авторов) и вызываются анатомическими и функциональными особенностями развивающегося сердца. Их отличие от органических шумов состоит B том, что они обычно бывают систолическими, мягкими по тембру, изменяющимися B зависимости от положения тела, не проводящимися за пределы области сердца и выслушиваются непостоянно. Однако перечисленные признаки далеко не всегда дают возможность с уверенностью утверждать 0 «невинности» шума в сердце.
2. Особенности врачебного контроля над детьми, подростками, юношами, девушками
Занятия физической культурой и спортом в детском возрасте, т. е. до окончания физического развития человека (до 20-21 года) cтавят перед собой очень ответственную задачу - укрепление здоровья детей и обеспечение их гармонического развития.
Эти задачи могут быть успешно решены только при строгом соблюдении двух основных условий. Во-первых, они должны осуществляться с учетом особенностей возрастного физического развития и, во-вторых, под тщательным врачебным наблюдением, которое имеет свою специфику и во многом не повторяет врачебные наблюдения за взрослыми физкультурниками и спортсменами.
На основании динамики возрастного развития в спортивной медицине принято делить детей на 5 групп. Две первые - это дошкольный возраст - первая от 1 до 3 лет - называется предшкольной, вторая - от 4 до 6 лет - дошкольной. Детей школьного возраста делят на 3 группы: младший школьный (от 7 до 11 лет), средний школьный (от 12 до 14 лет) и старший школьный возраст (от 15 до 18-19 лет).
Детей среднего школьного возраста называют подростками, не разделяя по полу, а старший, до окончания развития, делят и называют юношами и девушками. Это связано с тем, что занятия физической культурой и спортом с 15 лет, т. е. с периода полового созревания, следует проводить раздельно. Отличия между этими возрастными периодами иногда существенны, так как развитие человека в детском возрасте идет неравномерно, гетерохронно.
Основные принципы врачебного контроля за взрослыми людьми нельзя механически переносить на детей.
У детей свои особенности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем и т. п. Реакция детей на внешние воздействия, в частности на физическую нагрузку, также своеобразна. И, наконец, у детей своя патология.
Врачебные наблюдения за детьми должны проводиться с учетом особенностей возраста, причем необходимо систематически проводить врачебно-педагогические наблюдения.
В первую очередь к ним относятся наблюдающиеся еще нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки (кифозы, сколиозы), снижение остроты зрения (близорукость), изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (в частности гипертония), системы дыхания (бронхиальная астма и т. д.) и нервной системы (функциональные заболевания) и т. д.
Как и в отношении взрослых людей, к спортивным тренировкам могут допускаться только абсолютно здоровые дети. Особое внимание надо обращать на выявление ОХИ и их санацию. Необходимо также активно выявлять нарушения ритма сердца, нередко наблюдающиеся у подростков, юношей и девушек. Иногда эти нарушения ритма (чаще всего экстрасистолия) могут быть функционального происхождения, однако нередко они являются следствием наличия ОХИ или органического поражения сердечной мышцы (миокардитический, кардиосклероз, дистрофия миокарда вследствие физического перенапряжения - ДМФП и т. д.).
Иногда у юношей и девушек определяется повышение АД. Одно время существовал термин «юношеская гипертония», причем считал ось, что она свойственна возрасту и со временем сама по себе проходит. Сегодня такая точка зрения принята быть не может. Всякое повышение АД свидетельствует о наклонности к прессорным реакциям, и это не «юношеская гипертония», а «гипертония у юношей», наблюдающаяся, к сожалению, достаточно часто - 15-17%, у мальчиков и 13,3%, у девочек в возрасте 10-15 лет. Такие повышения АД требуют к себе серьезного внимания врача, ибо при правильном применении физических упражнений можно предотвратить развитие гипертонической болезни. Чрезмерные нагрузки, наоборот, способствуют ее развитию.
Наконец, при оценке состояния здоровья подростков следует иметь в виду возможное отставание роста величины сердца от роста опорно-двигательного аппарата, особенно учитывая акселерацию. Речь идет о так называемом малом сердце, синдроме, по поводу которого имеется большая клиническая литература. Малое сердце функционально менее полноценно и поэтому адаптация его к физической нагрузке осуществляется с большим напряжением, вследствие чего работоспособность обладателя, такого сердца снижается. Обычно отставание размеров сердца с возрастом проходит и создается Соответствие всех систем организма. Однако дети с малым сердцем требуют особого внимания врачей и повышение физических нагрузок у них должно проводиться осторожно под тщательным врачебным наблюдением.
3. Особенности питания школьников
Одним из необходимых условий, обеспечивающих правильную жизнедеятельность человеческого организма, является полноценное питание.
В период получения образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. На сегодняшний день продолжает расти число алиментарно зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания.
Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Изменение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей и подростков. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. При регулярном питании вырабатывается рефлекс на выделение в установленное время наиболее активного желудочного сока, богатого ферментами. Поступающая пища встречает подготовленную почву для активного переваривания.
Длительные перерывы между едой отрицательно сказываются на работоспособности учащихся, поэтому на своевременность приема пищи необходимо обращать должное внимание. Оптимальным для детей школьного возраста является 4-5-разовое питание.
mirznanii.com
ТОП 10: |
Постоянные занятия физкультурой я спортом предъявляют к организму человека повышенные требования и оказывают на него сильные, сложные и многообразные воздействия. Чтобы воздействие тренировочного упражнения было верным, занятия должны быть организованы правильно, с соблюдением принципов спортивной тренировки, под наблюдением тренера -преподавателя и врача. В то же время неправильная организация занятий, несоблюдение методических принципов планирования, объема и интенсивности тренировочной нагрузки, отсутствие учета состояния организма и медицинских наблюдений, а также регулярных медосмотров могут нанести организму вред. Во избежание этого проводится врачебный контроль в секциях детских спортивных школ, в сборных командах. Врачебный контроль является разделом медицины и составной частью системы физического воспитания, позволяет своевременно выявлять нарушения в состоянии здоровья, физического развития и подготовленности занимающихся к тренировочным нагрузкам.Формами врачебного контроля является регулярные медосмотры, медицинские обследования, врачебно-педагогические наблюдения, медицинское обеспечение и обслуживание на соревнованиях, а также меры по предупреждению спортивного травматизма и санитарно-просветительская деятельность. Врачебно-физкультурные диспансеры давно уже стали центрами по реабилитации спортсменов сборных команд, а также медицинского обеспечения, врачебно-педагогического наблюдения и контроля ч а состоянием спортсменов. В условиях вуза очень важно проводить регулярные медицинские осмотры, а также регулярные врачебно-педагогические наблюдения с целью предупреждения спортивного травматизма и заболеваемости спортсменов и физкультурников. Согласно Положению о занимающихся физическими упражнениями, студенты должны проходить медицинское обследование. Эти обследования делятся на первичные и повторные. Первичный осмотр необходим перед началом занятий студентов на 1-м курсе. Повторный — для всех студентов, занимающихся спортом. 2—4 раза (в зависимости от вида спорта). Повторные осмотры нужны спортсменам и тренерам как источник информации для построения учебно-тренировочного процесса, выявления нарушений и изменений в организме занимающихся. Во врачебном контроле существуют и дополнительные врачебные обследования, которые проводятся перед каждыми соревнованиями с целью выяснить имеющиеся противопоказания на момент стартов и получить информацию о готовности организма спортсмена к соревнованиям. Участники соревнований по марафону (42 км), лыжному марафону 50 и 100 км, велосипедных многодневных туров, дальних заплывов проходят медосмотр и перед стартом.
Билет №8 1. Изменения в организме под действием адекватных физических нагрузок. Необходимым условием гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь , которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение. Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний. Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких. Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими. Суммируя имеющиеся сведения, можно сказать, что физическая активность: · уменьшает риск развития ишемической болезни сердца, снижая работу · сердца в покое, и потребность миокарда в кислороде; · снижает артериальное давление, · снижает частоту сердечных сокращений и склонность к аритмии. · Одновременно увеличиваются: · коронарный кровоток, · эффективность периферического кровообращения, · сократительная способность миокарда, · объем циркулирующей крови и объем эритроцитов, · устойчивость к стрессам.
Билет №9 Виды контроля при занятиях физическими упражнениями. Педагогический контроль Педагогический контроль связан с получением информации о физической подготовленности занимающихся, а также о степени освоения теоретических и методических знаний-умений с целью проверки эффективности занятий физической культурой. В содержание педагогического контроля входит: контроль за состоянием спортсмена, контроль уровня знаний по физической культуре, контроль физических нагрузок, контроль техники выполнения движений, контроль физической подготовленности, контроль подготовленности по виду спорта или оздоровительной системе физических упражнений, контроль уровня овладения жизненно необходимыми умениями и навыками, контроль профессионально-прикладной физической подготовленности Главным в педагогическом контроле является оценка физической подготовленности и состояния здоровья студента, в котором находится студент, спортсмен. Контроль уровня знаний по физической культуре проводится через комплексную проверку системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания о природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Контроль физических нагрузок, а точнее контроль за переносимостью физических нагрузок, осуществляется с помощью инструментальных (объективных) и неинструментальных (субъективных) методик. Самый распространенной инструментальной методикой можно назвать измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). По величине пульса судят о достаточности, чрезмерности или недостаточности нагрузки. Субъективные методики, в основном включают контроль за цветом кожи лица, обильностью потоотделения, за дыханием, походкой, характером движений и др. Контроль техники выполнения движений может осуществляться с помощью технических средств: фото, видео, кино съемки, но чаще всего педагог это делает визуально, отмечая и корректирую правильность выполнения техники спортивных движений. При проведении педагогического контроля важно знать, как занятия физической культурой влияют на уровень физической подготовленности, для чего проводят тестирование (определенную систему использования тестов). Врачебный контроль Врачебный контроль выявляет уровень здоровья, физическое развития человека и влияние на него занятий физической культурой. При оценки здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом, важно учитывать их возраст, пол и морфофункциональное состояние. Первичное врачебное обследование обязательно перед началом занятий и включает в себя анамнез (опрос), наружный осмотр, оценку физического развития, функционального состояния организма, оценку здоровья врачами специалистами (хирург, лор и др.). после обследования врач-специалист по физической культуре дает необходимые рекомендации, допускает к занятиям физическими упражнениями или обосновано указывает на противопоказания. К занятиям физической культурой (с различного рода ограничениями) может быть допущен практически любой студент. Врач в зависимости от уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности студента определяет к какой медицинской группе он относится: основной, подготовительной или специальной. Повторное (ежегодное) врачебное обследование позволяет составить представление о динамике физического развития, функционального состояния организма, здоровья. Повторные обследования проводятся для занимающихся, отнесенных к основной и подготовительной медицинских групп – один раз в год, для занимающихся, отнесенных к специальной медицинской группе – два раза в год, для занимающихся спортом в зависимости от особенностей вида спорта и спортивной квалификации – три/четыре раза в год. Дополнительное врачебное обследование проводится после перенесенных заболеваний и травм или длительных перерывов в занятиях физическими упражнениями, а также по направлению преподавателя физической культуры или по желанию самого студента. Спортсмены высокой квалификации проходят более полный врачебный контроль в врачебно-физкультурных диспансерах. Диспансеризация проводится один-два раза в год. Врачебный контроль включает в себя анализ показателей телосложения, физического развития, функционального состояния организма. Под телосложением понимают формы и пропорции тела. Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки, спины, живота и ног. Выделяют три основных типа телосложения: астенический (узкокостный), гиперстенический (ширококостный) и нормастеничский (нормокостный). Определить тип телосложения можно, измерив окружность запятья рабочей руки. У астеников она равна менее 14,5 см. у женщин и менее 16 см. у мужчин; у нормостеников – 14,5-16,5 см. у женщин и 16-18 см. у мужчин; у гиперстеников – больше 16,5 см. у женщин и больше 18 см у мужчин. Форма грудной клетки бывает коническая, цилиндрическая, уплощенная. Занятия физической культурой способствуют увеличению объему грудной клетки. У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма, для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни наблюдается уплощенная грудная клетка, в связи с этим у них может быть снижена дыхательная функция. Форма спины бывает нормальная, круглая и плоская. Круглая (сутулость).Форма живота бывает нормальная, отвислая и втянутая. Форма ног и стопы бывает нормальная, Х-образная и О-образная. Определяется уровень и особенности физического развития с помощью антропометрии. Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела. Антропометрические измерения проводят по общепринятой методике с использованием специальных стандартных инструментов. Измеряются: рост сидя и стоя; вес тела; окружность шеи, грудной клетки, талии, живота, плеча, предплечья, бедра, голени; ЖЕЛ; становая сила и сила мышц кисти; диаметры – плечевой, грудной клетки; жироотложение. Функциональное состояние– комплекс свойств определяющих уровень жизнедеятельности организма, системный ответ организма на физическую нагрузку, в котором отражается степень интеграции и адекватности функций выполняемой работы. При исследовании функционального состояния организма занимающегося физическими упражнениями наиболее важны изменения систем кровообращения и дыхания, именно они имеют основное значение для решения вопроса о допуске к занятиям спортом и о «дозе» физической нагрузки, от них во многом зависит уровень физической работоспособности. Важнейший показатель функционального состояния сердечнососудистой системы –пульс (частота сердечных сокращений) и его измерения. Пульс в покое измеряется в положении сидя при прощупывании височной, сонной, лучевой артерии или по сердечному толчку по 15 секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается пересчет на 1минуту (число ударов в минуту). ЧСС в покое в среднем у мужчин 55-70 уд/мин, у женщин 60-75 уд/мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия). Самоконтроль Самоконтроль – это самостоятельное наблюдение за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием организма, физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом (слайд 7). Самоконтроль является существенным дополнением к врачебному и педагогическому контролю, но ни в коем случае их не заменяет. Самоконтроль может врачебный или педагогический характер, а может включать в себя и то и другое. Данные самоконтроля оказывают большую помощь преподавателю в регулировании физической нагрузки, а врачу – своевременно сигнализирует об отклонениях в состоянии здоровья. К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочувствие, настроение, наличие или отсутствие болевых ощущений, сон, аппетит, отношения к занятиям и др. К объективным показателям самоконтроля относятся: чистота пульса, вес, сила мышц, жизненная емкость легких, спортивные результаты и др. Наиболее удобная форма самоконтроля – ДНЕВНИК самоконтроля (слайд 8). Содержание и построение дневника может быть различным, он включает в себя как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля.Особое значение имеет самоконтроль для студентов, имеющих ослабленное здоровье и занимающихся в специальном учебном отделении. Самоконтроль в значительной мере помогает их рациональному физическому воспитанию, способствует эффективному использованию средств физической культуры для укрепления их здоровья, борьбы с имеющимися отклонениями и заболеваниями, повышения физической и общей работоспособности. Самоконтроль помогает занимающимся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.
Билет №10 |
infopedia.su
Воздействие Футбола на организм
Футбол представляет собой такой вид спорта, который самым большим образом способствует разностороннему физическому развитию человека и вместе с тем предъявляет организму исключительно высокие требования . Игра в футбол...
Воспитание скоростно-силовых качеств студентов вуза методом интервальной тренировки
На 2-м этапе исследования в учебно-тренировочном процессе студентов экспериментальной группы применялся комплекс волейбольных упражнений для развития специальной выносливости. Использовался интервальный метод тренировки...
Значение туризма, его прикладная роль
Туризм является одним из средств разностороннего физического развития, закаливания организма и воспитания выносливости, настойчивости и привычки к походной жизни. Туризм связан с умением хорошо ходить, бегать и плавать, грести, лазать...
Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании
...
История развития борьбы в древности и современности
Спортивной борьбе всегда отводилось достойное место в деле духовного и физического воспитания русского народа. Не последнюю роль в этом играла православная церковь...
Контроль за развитием гибкости в физическом воспитании
Термин "средство" происходит от слова "средний", "серединный". И.В. Ермокайшвили сделал вывод, что средствами в физической культуре называют совокупность предметов, форм и видов деятельности...
Контроль за развитием гибкости в физическом воспитании
...
Организация процесса использования подвижных игр на уроках физического воспитания
На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывали: М.А. Горький, А.С. Макаренко. Игру детей они рассматривали, как основной вид физической и двигательной деятельности...
Особенности занятий физическими упражнениями при заболеваниях органов зрения
В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю: Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом...
Особенности физического воспитания детей в условиях семьи
Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи для достижения желаемых результатов. Социальное...
Проблематика интеграции спортивной и физической культуры в развитии современных практик физического воспитания
В настоящее время несмотря на все старания федеральных и республиканских властей (разработка различных нормативных документов, концепций...
Процесс адаптивного физического воспитания инвалидов с нарушением зрения
При работе с детьми с нарушением используются следующие методы. Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения...
Скакалка в физическом воспитании и спорте
Ни одна тренировка боксера или баскетболиста не обходится без прыжков со скакалкой. Укрепляет выносливость, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает прыгучесть, помогает избавиться от жировых запасов, укрепляет мышцы ног...
Физическое воспитание детей в карате
Карате для детей, прежде всего, это система общего физического и духовного развития, которая содержит в себе элементы боевого искусства. Основой карате является воспитание сильного и крепкого духа, способного преодолеть себя и свои слабости...
Формы занятий в физическом воспитании
...
sport.bobrodobro.ru