Статья в помощь тренерам и наставникам профессиональных футбольных команд. Тренерские категории в футболе


56 процентов тренеров в России не учились на тренера. Самая недооцененная проблема русского футбола

По официальной статистике.

Пропустим абзац, где я буду пытаться небанально расписать, что у ребенка не будет правильного развития без грамотного тренера. Роль детского тренера первостепенна. Это все понимают. Сразу к проблеме.

Чтобы стать лицензированным тренером в России, достаточно получить низшие категория D или С. На самом деле это необязательно, вас могут допустить к работе с детьми и без лицензий, но об этом чуть позже. Стоимость обучения – 7 и 15 тысяч рублей. Много это или мало, каждый решит сам. Однозначно можно сказать про срок обучения – 5 дней (категория D) и 3 недели (категория С). Это мало. На категорию D возьмут учиться со средним образованием, на С – с любым высшим (профильного не требуется).

– На категорию D обучают в регионах, у нас – сразу на С, – отвечают в приемной московского центра. – У вас есть высшее образование? Да? Тогда можете учиться сразу на С. Подобные центры есть в Ярославле, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже, Омске и Волгограде.

В РФС входит 11 межрегиональных федераций и 81 региональная федерация – они охватывают своей странной сетью всю страну. И при этом существует всего 10 центров обучения и выдачи лицензий тренерам. Эта цифра объясняет, почему с детьми в России половина тренеров работает без лицензии. Кто хочет – тот и работает.

По данным РФС, в России зарегистрировано 11 000 тренеров. Из них 6198 не имеют лицензии – это 56 процентов. Официально. График из Общенациональной стратегии развития футбола в РФ на период до 2030 года:

Тренеры категории D (5 дней) и C (3 недели) не могут считаться высококачественными специалистами, поэтому их в этом графике тоже нужно выделить красным. Если сделать это, то получится, что в России 9947 из 11 000 тренеров не обладают высокой квалификацией. 90,4 процента.

А еще нужно понимать, что далеко не все учтенные РФС тренеры работают. Получили лицензию давно и уже уволились/не смогли трудоустроиться после получения/проходили курсы из интереса и так далее. Если все это учесть, то каким получится процент работающих компетентных тренеров?

– Сравнительные цифры по другим странам показывают, что на сегодняшний день тренеры – самое проблемное направление, достигнуть качественных изменений в котором будет очень непросто и затратно по времени и ресурсам. Количество тренеров в Германии, сертифицированных по B-УЕФА, превышает число российских в 41 раз (21 731 против 528), – выкладка из программы развития футбола в РФ до 2030 года.

Директора и тренеры школ в областях, где нет центров, полагаю, мыслят так: возможности получить лицензию рядом нет, а ехать ради трех недель обучения – нет смысла (и дорого). И так вроде неплохо работается.

– Учился на лицензию С в Москве, – рассказывает выпускник курсов Дмитрий Кортава. – Дают много базы, терминов. Предметы? Анатомия, биомеханика и вроде все. Хорошая вещь, каждый должен пройти эти курсы. Естественно, за три недели из тебя не сделают специалиста, но дают все емко и по делу, советуют правильную литературу, на многое открывают глаза. Преподают в основном молодые ребята, но это даже хорошо, поскольку большинство из них – практики. Они хорошо знают детский футбол изнутри. На выходе сдается экзамен. Тебе дают задачи, которые нужно реализовать в ходе тренировки, а ты составляешь план занятия и защищаешь его перед комиссией. На следующий день – теория. Экзамен далеко не формальный. Примерно 30-40 процентов его не сдают. После обучения трудоустраивать тебя не будут, но, возможно, помогут рекомендацией, если выделишься. Считаю, что это очень полезно.

После получения категории C и года работы в детско-юношеской школе можно получить категорию B, потом A и, наконец, PRO. Мест, где можно выучиться на эти категории в 10 раз меньше, чем на C и D. Такое место одно. Академия тренерского мастерства находится в Москве при РГУФКСМиТ. Это отлично отражает состояние футбола в России.

Четыре года назад РФС пролоббировал в УЕФА разделение категорий B и A. Теперь можно получить соответствующие категории для работы в профессиональном футболе (B-УЕФА, A-УЕФА) и детско-юношеском (B-РФС юношеская, A-РФС элитный детско-юношеский футбол). Для чего это было сделано, непонятно, учитывая, что в Европе такого разделения нет. На этот и другие вопросы отвечает технический директор РФС и генеральный директор академии тренерского мастерства Андрей Лексаков.

Андрей Лексаков / Фото: © ФК «Крылья Советов»

– Существует два разделения обучения: профессиональные тренеры в системе УЕФА и тренеры детско-юношеского футбола. Мы получили разрешение от УЕФА на это разделение четыре года назад. Это чисто наше введение, сейчас УЕФА будет идти во всех федерациях по этому пути.

Тренеры с лицензиями профессионального футбола не всегда работают успешно в детско-юношеском. Пожелание, прежде всего, шло от наших академий: «Спартак», ЦСКА, «Зенит», «Краснодар», «Динамо» обратились к нам, чтобы мы создали это направление подготовки.

– Вы считаете этот эксперимент успешным?

– Да, поскольку другие страны начали этот вектор в обучении тренеров, скажем так, не то что использовать, но реализовывать.

«На сайте нет информации о стоимости обучения? Вышлю вам табличку»

– Академия тренерского мастерства находится в структуре РФС. Я правильно понимаю?

– Конечно.

– И финансируется на деньги организации?

– Нет, РФС является учредителем, а академия тренерского мастерства финансируется самостоятельно.

– То есть она самоокупаемая? Прибыльная?

– Практически. О прибыльности нельзя говорить, поскольку это процесс обучения.

– Но деньги за обучение берутся.

– Деньги берутся, но они тратятся на обеспечение процесса всем необходимым в соответствии с требованиями. Включены в стоимость стажировки (перелет, гостиница, поля и т. д.), все-все-все тратится на процесс обучения и его совершенствование: методические пособия, учебные фильмы, компьютерные программы…

– На сайте академии нет прейскуранта на обучение. Это секретная информация?

– Нет, она не секретная, просто сейчас она может поменяться. Вы можете ее… По-моему, в открытом доступе она была. Это не секретная информация.

– Однако на сайте ее нет.

– Учтем, но никакого секрета нет. Вышлю вам табличку.

Фото: © Gonzalo Arroyo Moreno / Stringer / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

– В стране всего 10 центров. Почему вы не расширяете эту сеть?

– Процесс обучения требует, прежде всего, наличие квалифицированных преподавателей. Во многом это связано именно с неким не то что отсутствием, но нехваткой профессиональных преподавательских кадров. Причем речь не только об области футбола, но и о других смежных науках: физиология, биохимия, биомеханика. Такие преподаватели сосредоточены в университетах, поэтому большинство центров привязано к кафедрам.

– Примеры стран, где в 21 веке футбол встал на ноги – Исландия, Германия, Бельгия – показывают, что там начинали прежде всего с детских тренеров… У нас этот вектор есть?

– Отчасти прослеживается. Четыре года назад мы выделили целое направление подготовки детских тренеров – то, с чего вы начали разговор. Вместе с тем страна очень большая, скажем так, не всегда удается осуществить полноценный контроль над преподавательской деятельностью и тренировочной деятельностью наших специалистов. Не всегда удается. Или в полной мере не удается.

«56 процентов тренеров не имеют лицензии? Страна очень большая»

– Я правильно понимаю, то работать в ДЮСШ может вообще любой, лицензия для этого не нужна?

– Смотря в какой [школе] вы работаете и на каком возрасте. Если вы тренируете команду и участвуете в соревнованиях под эгидой РФС, то вы обязаны иметь ту или иную аттестационную категорию. Ясно, что вы можете работать с мальчиками 2010 года в муниципальной школе какого-то поселка. Но как только вы начнете играть в соревнованиях на область/республику и так далее, то лицензия вам понадобится. Это требования не только РФС, это требования УЕФА, поскольку мы являемся членами тренерской конвенции УЕФА.

– По статистике РФС, 56 процентов тренеров не имеют лицензии. Как такое возможно?

– Опять же говорю на примере. Страна очень большая. Например, в каком-нибудь поселке под Магаданом…

– Даже не в поселке, а в самом Магадане. Там же нет школы тренеров.

– Школы нет, но можно приехать в Омск, Хабаровск или организовать обучение в Магадане.

– Это же недешево – ехать в другой город.

– Тогда обучение силами центров организуется на местах. Определенное количество тренеров должно подать заявку через свою региональную федерацию. Многие, кстати, так и делают для оптимизации средств. Так поступают и клубы. Например, краснодарский центр обучает соискателей лицензий в Грозном, Махачкале, Владикавказе.

«У западных коллег нет такого количества физкультурных вузов»

– Обучение на категорию D занимает 5 дней, C – 3 недели. Этих сроков достаточно, чтобы допустить тренера работать с детьми?

– Это стандартные программы УЕФА, которых мы придерживаемся. Вместе с тем стоит вопрос об увеличении учебных часов. Уже начали с лицензий Pro, A… Скорее всего, в следующем году увеличим количество часов на лицензию C. Здесь подразумевается, что на лицензию С приходят слушатели с высшим образованием физкультурных вузов или педагогических факультетов физвоспитания. Этим мы разительно отличаемся от западных коллег, где нет такого количества физкультурных вузов.

– Физкультурные вузы – да, но ведь это далеко не все. Можно прийти на тренерские курсы с любым образованием.

– Можно, но ведь не все получают лицензию.

– Со стороны кажется, что три недели – формальность. Я не понимаю, как можно стать тренером за этот срок.

– Вы им и не станете, даже получив лицензию PRO и пройдя все ступеньки обучения. Но для начальной ступени получить определенные знания… После получения лицензии С, скорее всего, вам дадут самые младшие группы, и вы начинаете обучаться. Каждые три года вы подтверждаете лицензию. Идете учиться на лицензию B-юношеская, А-элитный уровень в детско-юношеском футболе. Постепенно вы становитесь тренером, например, «Спартака».

– Получается, что ты учишься на детях?

– Необязательно, вам могут дать другой возраст, назначить помощником. Кроме того, не нужно забывать, что на каждой ступеньке есть как вступительные экзамены, так и выпускные.

Когда ввели обязательное обучение на лицензию B-юношеская для тренеров академий и школ РФПЛ и ФНЛ, за первый год за парту село примерно 300 тренеров, из них 60 процентов не получили лицензию. Что касается категорий УЕФА, то она регламентирована профессиональным футболом. Конкурс примерно 1 к 5. То есть поступает 100 заявлений, а берут 20 человек.

– Мы хотим, чтобы у нас было больше квалифицированных тренеров, соответственно мы заинтересованы принять на обучение как можно больше тренеров. Зачем отсеивать четыре пятых?

– Невозможно одновременно учить сто человек. Также тренеры должны учитывать, что где они собираются работать – в детско-юношеском футболе или профессиональном.

«Когда говорят о бесплатности, говорят о халяве»

– Вам не кажется необходимым под чемпионат мира запустить программу, выделить финансирование, чтобы открыть больше центров в регионах и сделать обучение бесплатным?

– У нас и так одни из самых дешевых курсов среди европейских стран.

– Вы сравниваете с европейскими странами. Какой уровень жизни здесь и там.

– Смотря что и с чем сравнивать. Это дискуссионный момент. На Западе все платят сами, причем очень приличные деньги, а у нас школы зачастую платят за тренеров. Я считаю, что когда вы платите сами, то более ответственно подходите к процессу обучения, а не когда за вас платит дядя.

– И все-таки. 15 тысяч – приличные деньги.

– Мы держим эту планку определенное количество лет. Речь идет о том, чтобы выделить несколько сегментов – массовый футбол, детско-юношеский, профессиональный… Для подготовки высококвалифицированных футболистов тренеров достаточно. Для массовости… Мы думаем ввести дистанционное обучение, сделать его доступным в любой точке нашей страны. Попытаемся реализовать в этом году, но все равно для практического экзамена нужно будет приезжать в центр, либо организовываться в группу и ждать приезда преподавателя.

– Вам не кажется, что бесплатное обучение на тренера привело бы к буму футбола?

– Обучение бесплатным не бывает. Знаете, когда говорят о бесплатности, говорят о халяве. Халява в нашей ментальности жила, живет и будет жить, поэтому этого надо избежать.

– Да, но почему бы не использовать эту ментальность в хороших целях?

– И сейчас есть бум. Тренеры идут на курсы, все центры обучают тренеров в достаточном количестве. Просто в силу масштабов страны это сложно контролировать.

– Тем не менее, программа развития футбола считает иначе. Там нехватка квалифицированных тренеров называется одной из главных проблем и самой болезненной.

– В Германии тоже не хватает тренеров. Вот я был в Германии – там не хватает тренеров. В Испании, Италии тоже не хватает. У них такая же сеть, такая же система обучения, но расстояния другие. 

РФС официально разрешил не платить детским тренерам. Деньги нужно выбивать через Швейцарию

«ЦСКА за Головина никак не отблагодарил». Как выживают тренеры в Кемеровской области

«Я не могу молчать». Куда пропадают выпускники футбольных школ

По заветам Ильича. Каким будет (или не будет) русский футбол в 2030 году?

«Когда-нибудь закончится эра непонятных легионеров». Как и зачем «Локомотив» создал фарм-клуб

«Если заметим талантливого парня из России, пригласим в Лиссабон». Репортаж из лучшей академии мира

news.sportbox.ru

Через тернии. Как стать футбольным тренером в Украине? - Записки одессита - Блоги

Практика

Написать об этом хотел давно, но как-то руки не доходили. Наверняка многих здесь может заинтересовать как именно возможно получить тренерскую лицензию, что для этого надо, сколько времени это займёт. Теперь, имея личный опыт, я могу с вами поделиться кое-какой информацией.

Около полугода назад я прочёсывал сайты, связанные с одесским футболом. Делал это абсолютно бесцельно, просто хотелось почитать о любительских командах и о том, как вообще обстоят дела в нашем регионе.

Совершенно случайно наткнулся на сайт Федерации футбола Одесской области. Пробежавшись глазами по новостям, увидел, что недавно очередная группа слушателей получила тренерские дипломы категории С. Посмотрел видео с вручения дипломов и к своему удивлению увидел несколько знакомых лиц. Был там и небезызвестный Косырин, и хорошо знакомый украинским болельщикам Годулян.

Ниже было написано, что набор снова идёт и контактные данные. Информацию я получил и задумался. Связать свою жизнь с футболом я хотел всегда, но насколько далеко мне придётся пойти, я уж точно не знал. А тут такая возможность, шанс углубиться.

Уже на следующий день, взвесив все за и против (которых оказалось немного), я позвонил по номеру. Мне ответила секретарь. Я, естественно, принялся за расспросы: сколько времени, когда начинают, что нужно. Она, в свою очередь, поинтересовалась откуда я узнал о наборе и как я связан с футболом. В футбол я играл на молодёжном уровне, но значения это особого не имеет.

Пакет документов оказался довольно прост: справка из физ. диспансера, копия диплома (или справка с места учёбы), копия паспорта, несколько фотографий, да и, в целом, всё.

Где-то за недельку собрав сё необходимое я приехал на улицу Семинарскую, там у нас в городе находится офис федерации. Мне дали заполнить анкету, отдал документы и, конечно, оплатил обучение (около 2000-2500 грн).

Всё обучение длится 3 месяца, каждый месяц проходит сессия 5-7 рабочих дней. Всё остальное время вы, в принципе, свободны.

Наконец-то мне пришёл email из федерации с оповещением о начале обучения. Первое занятие было вводное: знакомство, контакты, план занятий. Куратором в нашем городе является Сергей Галюза, а преподавательским корпусом руководит Виктор Захарович Зубков. Многие, возможно, его не знают, но в Одессе он на слуху. Всё-таки бронзовый призёр чемпионата СССР в составе «Черноморца».

Всё обучение, как я написал выше, состоит из трёх сессий: по технической подготовке, тактической и физической.

Группа у нас была интересная. К примеру, действующий футболист Сергей Кузнецов проходил обучение с нами, а также арбитр УПЛ Александр Павлинов. Многие играли в футбол профессионально и уже тренировали на момент начала обучения.

Все три сессии прошли довольно активно. Было много действительно интересных лекторов: тот же Виктор Зубков, его сын Владислав Зубков, который тренировал «Реал Фарма» из второй лиги, Юрий Кулиш, успевший поработать в многих клубах высокого уровня («Шериф», «Кубань», «Локомотив»), так же приходили тренеры из академии «Черноморца», психологи, профессора. Даже сам Семён Иосифович Альтман читал у нас лекции. А по правилам футбола нас гонял Виталий Годулян.

Такой огромный объём действительно полезной информации где-то ещё получить практически нереально. Каждый блок начинался лекциями, потом проходили практические занятия на базе академии «Черноморца», а в конце мы сдавали тест-занятия.

Каждое тест-занятие включало в себя несколько критериев оценивания: внешний вид, активность, правильность подобранных упражнений, правильность заполнения бланка занятия. По каждому ставилась отдельная оценка и выводилась средняя. Мне удавалось получать четвёрки по этим дисциплинам.

Логическим завершением всего обучения стал экзамен, который у нас принимали Зубков и Альтман вместе. Забавную фразу озвучил Семён Иосифович: «Всё о футболе знает только Бог, ну а немного меньше Виктор Захарович!»

Экзамен был несложный. У меня принимал Зубков и я без особых проблем сдал на 5. Ощущения были приятные!

Могу с уверенностью сказать, что помимо диплома и лицензии, я получил большой пласт полезных знаний. Даже тем, кто не собирается становится тренером, но с футболом связан, считаю, эти курсы необходимы.

Дипломы нам вручал президент нашей местной федерации Пётр Христофорович Чилиби. Всё прошло в очень крутой, можно сказать, домашней обстановке. Пётр Христофорович рассказывал истории из прошлого одесского футбола, предлагал кофе, а мы сидели на мягких диванчиках и слушали.

Мне сложно сказать как всё происходит в других городах/областях, но я действительно очень доволен, что мне удалось пройти этот курс. Теперь осталась самое главное: найти работу и развиваться как футбольный тренер. Чего бы мне очень хотелось!

Надеюсь, информацию стала для полезной и что-то вы всё-таки для себя почерпнули!

ua.tribuna.com

ТРЕНЕРСКИЕ КУРСЫ КАТЕГОРИЯ С

С 30 сентября по 2 октябра состоялся тренерский семинар категории «С» на котором присутствовали три представителя ФК Рузаевка Третьяков Владимир, Левицкий Максим, Черемных Дмитрий.

В начале августа Федерация футбола Астаны объявила о наборе слушателей на очердные курсы получения сертификата для тренеров категории «С». Данный проект был организован совместно с Казахстанской федерацией футбола и проводился второй раз в Астане. Курс был доступен для всех желающих. Люди, изъявившие желание поучаствовать в семинаре пришли из разных сфер деятельности и профессий, помимо участников, уже  связанных с футболом, таких как практикующие тренеры детских центров и СДЮСШОР, тренеры   футбольных команд, присутствовали также и экономисты, бизнесмены, юристы и другие специалисты в различных сферах, студенты - любители футбола и учащиеся физкультурного факультета. Примечательно, что на нынешние курсы прибыли слушатели из других городов и поселков Казахстана.

Первый день курса лекцией «Футбол для всех» открыл менеджер технического центра ФФК Адамбеков Е.К.. Начал свое выступление представитель ФФК с того, что опросил всех участников, а это немного ни мало 35 человек, об их образовании и роде деятельности, а также целях, которые привели будущих обладателей сертификатов. Возрастная группа была очень дифференцированной - от 19 до 48 лет, образование также не объединяло семинаристов. Единственным связующим звеном стало ФУТБОЛ. Многие присутствующие посетили курсы с действительно намерениями получить новые профессиональные знания, а участники, которые приехали из села, сообщили, что желают развивать этот великолепный вид спорта у себя, дать возможность сельским детям получить правильные навыки игры в футбол.

Далее следуя программе Адамбеков Ерлан продолжил свое выступление: «Современный футбол с полным основанием может рассматриваться как коллективная деятельность, включающая в себя весь спектр социальных, экономических, политических проблем во всем мире. Об этом свидетельствует крупные Международные соревнования по футболу как Чемпионат Мира, Чемпионат континентов, различные первенства, турниры Национальных федераций. И по последним данным ФИФА основную роль в развитии футбола играет «массовый футбол.  Так происходит и в Казахстане - «Массовый футбол» объединяет людей различных профессий, возрастов и полов! После вступления Казахстана в УЕФА, начиная с двухтысячных годов, мы развивали программы для тренеров категорий «В», «А» и «Pro», упустив тот момент, что в данном  направлении необходимостью также стало возведение фундамента. Я говорю как раз таки о категории «С». И с 2011 года ФФК была запущена «Национальная программа» по обучению тренеров этой категории».

В программу курса также вошли лекции по: правилам игры в футбол, с которой выступил председатель судейского комитета ФФА  Кенжалинов Г.Ж., большего успеха у данной лекции еще не было. Участники в буквальном смысле не хотели отпускать лектора, задавая вопросы и рассматривая реальные ситуации.

За трехдневный курс перед аудиторией выступили профессоры в области психологии и физиологии – Мейрамкулова К.С., Тынышпаева А.А., с лекциями о «Философии футбола» и «Воспитании физических качеств футболистов» выступал Жумадильханов А.А.

Слушатели получили знания в сферах возрастной психологии, философии тренера-преподавателя, профилактике травматизма, воспитанию физических качеств футболистов.

Практические занятия прошли на стадионе «Жас Батыр» - тренировочной базе Детского центра при ФФА. Тренировочный процесс включил в себя практические упражнения на лестнице, упражнение 2Х2 – игра в стенку, использование ширины поля. Отработка ударов по воротам, развитие атаки и действия в обороне.

По итогам семинара был проведен экзамен в форме собеседования, все слушатели показали отличные знания в общей теории и методике футбола, в особенностях физиологии детей и профилактике травматизма. Также участники рассказали, чем руководствовались, придя на данный семинар.

По окончанию семинара слушателям были вручены сертификаты о присвоении национальной тренерской лицензии категории «С». Ерлан Адамбеков и вице-президент столичной Федерации Алия Дуйсекеева поблагодарили всех участников за инициативу и будущий вклад в развитие массового футбола в Казахстане, пожелали огромных успехов и совершенствования своих знаний.

ruzayevka.kz

Статья в помощь тренерам и наставникам профессиональных футбольных команд

Подробности Категория: Тренерская

Пора, наконец, понять, что игра в футбол – нечто большее, чем уметь бегать и проявлять силу. Здесь нужно мыслить, и, мысля, жить на поле, а не исполнять на нем некую заученную программу. Текст футбольного спектакля не пишется заранее, да его просто невозможно написать, потому что футбол становится все более интеллектуальным, быстрым и психологически сложным. Высокий темп игры требует от футболистов высокого уровня тактического мышления. Комбинационный метод игры в атаке требует от игроков больших знаний при проведении таких комбинаций, как «выход на свободное место», «стенка» с различными вариантами, «скрещивание», «пропуск мяча», «смена мест», «ложный маневр». Существуют еще многочисленные комбинации при розыгрыше стандартных положений.

В современном футболе игрока, овладевшего мячом, соперники тут же ограничивают во времени и пространстве, и он, попадая в цейтнот, должен быстро найти правильное решение, как ему действовать дальше. Высокий темп игры требует от футболистов высокого уровня тактического мышления. Вот почему футболист должен быть наделен способностями, а тренер обязан увидеть эти способности, и умело их развить до совершенства. Для этого тренеру надо знать многое: передовые тактические системы и методы игры, основные тактические и психологические задачи и обязанности футболистов при проведении атаки и при действиях в обороне, принципы составления тактического плана на игру (командного и индивидуального), формы и методы анализа проведенной игры. Первоочередная задача любого тренера, на мой взгляд, состоит в том чтобы добиться быстрого роста технического и тактического мастерства, психологической устойчивости команды. Только в таком случае можно быстро поднять мастерство футболистов, класс, результативность команды в соревнованиях. Сегодня техника, тактика, «человеческий фактор» в современном футболе выходят на первое место. А современный футбол у нас в стране для ведущих команд характеризуется высоким уровнем физической подготовки, хорошим уровнем развития скоростной выносливости, тактическим и техническим разнообразием ведения игры. Известно, что проблем в командах немало. Я коротко остановлюсь на тех, в решении которых главная роль принадлежит тренерам и футболистам. Речь пойдет о повышении качества подготовки команды, класса ее игры, о росте спортивного мастерства футболистов. Уверен, добиться этого можно лишь в том случае, если учебно-тренировочный процесс в команде будет организован на научной основе, с учетом достижений и применения спортивной психологии. Главному тренеру необходимо добиться, чтобы футболисты руководствовались чувством долга, совести, чести, ответственности перед болельщиками за свою подготовку и качество игры. Наставник в этом деле одна из основных фигур. С помощью правильно организованного учебно– тренировочного процесса он должен привить своим воспитанникам ряд важнейших футбольных принципов. В первую очередь необходимо усовершенствовать методическую работу. А вот решение такой проблемы, как техническая и тактическая подготовка футболистов требует должного внимания и строго научного подхода, потому что это зависит не только от правильно подобранных упражнений, а в большей степени от психофизиологических свойств футболиста и уровня развитых в нем способностей. Для решения данной проблемы в футбольном коллективе необходимо применять метод профподбора и профотбора в межсезонье, чтобы к началу тренировочного периода главный тренер имел полную информацию по каждому футболисту и четко знал, с каким контингентом и над чем конкретно ему работать.

Футбол – игра коллективная, однако в ходе ее часто возникают ситуации, когда футболист сам должен решать задачу индивидуально, брать что называется, игру на себя. Вот в таких моментах многим нашим игрокам как раз и не хватает необходимого мастерства. Футболисту, владеющему высокой техникой, значительно легче решать командные тактические задачи. Безусловно, высокая техника должна быть подкреплена хорошей физической подготовкой. Все эти аспекты индивидуального мастерства особенно важны в настоящее время, когда большинство российских команд игру в атаке ведут малыми (один – два игрока) силами. Овладевший мячом нападающий просто обязан в отсутствие поддержки умело действовать индивидуально, чтобы, во-первых, сохранить мяч, а во-вторых, маневрируя тактически гибко, дать возможность партнерам занять более выгодные позиции для поддержания атаки. Вот почему так важны неординарные действия футболиста в завершающей стадии атаки. Но с чем мы сталкиваемся сегодня? Пока только одни разговоры об индивидуальных занятиях, почти не ведется работа над повышением индивидуального мастерства футболистов. Экспериментальной психологией доказано, что футболисты ежедневно должны проводить индивидуальные тренировки не менее 55-60 минут, разработанные тренером для каждого футболиста. Обязательно они должны проводиться под наблюдением наставников, которые могли бы проконтролировать занятия, дать нужный совет футболисту, показать тот или иной прием. Ни в коем случае индивидуальные занятия не должны носить стихийный характер, потому что многие футболисты индивидуальные занятия понимают так: «Пойдем, ребята, побьем по воротам». Удары по воротам, безусловно, важный элемент игры, но далеко не единственный из тех, что требует кропотливой индивидуальной работы. Ведь есть еще финты, остановка мяча, передачи, игра головой и т.д. Все это, в свою очередь, требует от футболиста ловкости, координации, прыгучести, глазомера, высоких скоростных качеств. Во время индивидуального занятия игрок должен отрабатывать не все сразу элементы, а два-три из них путем их многократного повторения. Это тяжелый труд, порой нудный, но необходимый. К примеру, перед футболистом ставится задача выполнить тот или иной прием правильно три – пять раз подряд. В случае неудачи необходимо повторять, пока игрок не добьется желаемого. Безусловно, не все сразу может получиться. Поэтому в индивидуальных занятиях необходимо руководствоваться принципом от простого к сложному, постепенно усложняя упражнения, добиваясь того, чтобы тот или иной элемент выполнялся на более высокой скорости при сопротивлении противника, при этом постоянно следить за точностью выполнения приема. Для этих целей главный тренер должен иметь картотеку различных технических приемов, которые он сможет рекомендовать тому или иному футболисту для разучивания. Подчеркиваю, что во время групповых упражнений и общекомандных занятий возможности совершенствования индивидуального технического мастерства в какой–то мере ограничены. Чтобы от слов о необходимости индивидуальных занятий перейди к делу, необходимо изменить психологию тренерского состава и самих игроков. Необходимо понять, что футболистам высокого класса можно стать только благодаря повседневному кропотливому труду на тренировках. Комплексный анализ официальных матчей и тренировочной деятельности футболистов иногда указывает между тем на следующее. Общий объем нагрузки выполняемых на тренировках упражнений невелик и не соответствует требованиям современного футбола. Средняя длительность одного занятия, вместе с разминкой, занимает не более 80 минут. Главная причина низких тренировочных нагрузок – традиционное мировоззрение тренеров, глубоко убежденных в том, что объемы физических нагрузок, планируемые им для своей команды, околопредельны, то есть команды работает на максимуме. А где же результаты такой работы? Наглядно одно, что без кардинальной перестройки мировоззрения главного тренера, без четкого понимания того, что сегодняшние нагрузки – это даже не вчерашний, а позавчерашний день в футболе. При таких нагрузках достигнуть высокого уровня технического мастерства просто невозможно. В тренировках в подавляющим большинстве технико–тактические упражнения оказываются координационно простыми, психическая напряженность при их выполнении невелика, и следовательно, развивающего воздействия на игроков они почти не оказывают. А это приводит к тому, что техническое мастерство футболистов команды не улучшается, функциональная подготовленность при таком подходе поддерживается на относительно невысоком уровне. Предполагаю, что главный тренер для следующего сезона должен тщательно проанализировать структуру всех технико–тактических упражнений, переработать их с учетом требований научно подхода, исключить из практики те, коэффициент специализированности которых низок. Координационная и психическая сложность упражнений должна превышать или хотя бы соответствовать соревновательному уровню. Не секрет, что уровень технического мастерства футболиста зависит не только от того, насколько тренер правильно спланировал нагрузку. Не менее, а может быть и более важно отношение футболиста к выполнению немеченой программы, а для этого надо хорошо знать психологию футболиста, его установку на проводимые занятия.

Вадим Маренков, кандидат психологических наук, газета «Футбольный курьер»http://www.footballufo.ru

  • < Назад
  • Вперёд >

www.dokaball.com


Смотрите также