ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВАПО ФУТБОЛУ г.ПЕРМИ. Тренер преподаватель по футболу


Тренеры преподаватели | Школа олимпийского резерва по футболу г.Перми

Недбайлов Андрей Юрьевич

  тренер-преподаватель по футболу, 

 

Един Анатолий Дмитриевич

тренер-преподаватель по футболу

Овчинников Игорь Васильевич

тренер-преподаватель по футболу,

структурное подразделение "Закамск"

Корнеев Андрей Александрович

тренер-преподаватель по футболу

       

Смирнов Владимир Александрович

тренер-преподаватель по футболу

Азаров Дмитрий Александрович

тренер-преподаватель по футболу

структруное подразделение садион "Молния"

Стяжкин Антон  Александрович

тренер-преподаватель по футболу,

структурное подразделение стадион "Молния"

Шестаков Юрий Михайлович

тренер-преподаватель по футболу

       

Галкин Александр Николаевич

тренер-преподаватель по футболу,

структурное подразделение "Динамо" 

Бирюков Даниил Александрович

тренер-преподаватель  по футболу

 

Зинатуллин Альберт Григорьевич тренер-преподаватель по футболу

 

Коновалов Александр Иванович

тренер-преподаватель по футболу
       

Бакшаев Антон Леонидович 

тренер-преподаватель по футболу

Аликин Антон Сергеевич

тренер-преподаватель по футболу,

структурное-подразделение стадион "Молния"  

Юрин Дмитрий Николаевич

тренер-преподаватель по футболу

Морозов Роман Анатольевич

тренер-преподаватель по футболу

 

 

 

 

 

 

 

 

 Боглаевский Глеб Андрееввич

тренер-преподаватель по футболу

 

 

 

 

 

 

 

 

Ипанов Антон Анатольевич 

тренер-преподаватель по футболу

Баталова Юлия Валерьевна 

тренер-преподаватель по футболу

Миляева Анна Николаевна

тренер-преподаватель по футболу

 

 

 

       

academy-football.ru

Информация для абитуриентов | Кафедра ТиМ футбола

Футбол – это игровой вид спорта, пользующийся немалой популярностью. Игра - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития.

 В 1973 году кафедра футбола становится самостоятельной единицей.Кафедрой проводятся занятия по специализа­ции "футбол" на факультете игровых видов физкультурно-спортивной деятельности и на факультете заочного обучения. С момента образования самостоятельной кафедры ряд студентов получили звания заслуженного мастера спорта СССР, мас­тера спорта международного класса, мас­тера спорта СССР, заслуженного тренера СССР, РСФСР, судьи всесоюзной и респуб­ликанской категории по футболу. Кроме подготовки студентов по специализации и по курсу минимума занятия прово­дятся также в рамках института повышения квалификации. В настоящее время кафедрой руководит к.п.н., доцент Лексаков Андрей Владимирович ОБУЧЕНИЕ С 2011 года кафедра работает в рамках нового образовательного стандарта 3-го поколения, в подготовке которого принимали участие ведущие преподаватели кафедры.В настоящее время кафедра осуществляет набор на два профиля: «Теория и методика футбола» и «Теория и методика мини-футбола».Обучение ведется как на очной, так и по заочной форме обучения.На кафедре обучаются члены сборных команд и клубных команд. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ·         Русский язык·         Биология·         Вступительное испытание профессиональной направленности (избранный вид спорта, специализация)  МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАФЕДРЫ Кафедра оказывает методичес­кую помощь в подготовке инструкторов по футболу и препо­давателей в общеобразовательных школах.Преподаватели кафедры командировались в разные страны для проведения международных семинаров по подготовке тренеров - преподавателей и подготовке сборных команд по футболу (например, в Финляндию, Ирак, Индию, Китай, Иран, Венесуэлу, Замбию, Тунис, Алжир, Мексику, Польшу, КНДР, Болга­рию, Южную Корею и др. страны). Кроме этого, осуществлялся двусторонний обмен деле­гациями с участием в соревнованиях по футболу с такими странами, как Канада, Италия, Норвегия, США и др.  КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Кафедра теории и методики футбола проводит курсы повышения квалификации и стажировки для специалистов с высшим и среднем специальном образованием на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров ГЦОЛИФК.С мая 1973 года ведется лицензирование тренеров в Межотраслевом региональном центре повышении квалификации и профессиональной переподготовки «Высшая школа тренеров», в котором существуют направления:- детские тренеры;- тренеры по футболу;- тренеры по мини-футболу;-- тренеры команд высокой квалификации. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Преподаватели, аспиранты и студенты кафедры участвуют в межкафедральных, научно-практических и различных Всероссийских научных конференциях. ПРАКТИКА И ТРУДОУСТРОЙСТВО Студенты кафедры проходят педагогическую практику в общеобразовательных школах, профессионально-ориентированную в СДЮСШОР и практику по специализации в спортивных клубах с высококвалифицированными спортсменами.Кафедра теории и методики футбола имеет разносторонние связи с заинтересованными организациями. Среди этих организаций – общеобразовательные школы, спортивные школы, спортивные клубы, фитнес – клубы,  РФС,РФПЛВыпускники кафедры могут работать в общеобразовательных школах, в спортивных школах, в федерации, в университетах, в фитнес- центрах и других организациях.

 

football.sportedu.ru

Методика обучения и совершенствования техники игры вратаря Щедрин А. Ю. тренер-преподаватель по футболу Ногинск

МБОУ ДОД «СДЮСШОР»

Методика обучения и совершенствования

техники игры вратаря

Щедрин А.Ю.

тренер-преподаватель по футболу

Ногинск

2014

Содержание

Заключение 22

Список литературы 23

Введение

Современный уровень развития футбола требует дифференцированного подхода к проблеме совершенствования физической подготовленности футболистов.

В частности, очень важным является учет таких факторов, как возраст, квалификация, период подготовки, игровое амплуа, которые оказывают существенное влияние на уровень физической работоспособности.

Современная тренировка в футболе должна преследовать индивидуальные цели для каждого игрока и, вместе с тем, в ней отрабатываются коллективные действия. «Специалисты отмечают, что давно пора пересмотреть традиционные взгляды на тренировочный процесс, когда всем игрокам давались одинаковые по объёму и интенсивности нагрузки. В тренировке должны быть максимально учтены и использованы индивидуальные возможности каждого игрока, необходимо обеспечивать формирование качеств, присущих его амплуа при учете возможностей взаимозаменяемости игроков».

Действия вратаря во многом отличаются от действий игроков полевых. Это не может не сказываться на характере тренировок вратарей.

В чем проявляются различия? В первую очередь в технике. Техника вратаря – за исключением техники ударов – иная, чем у полевых игроков. То же можно сказать и о тактике. Например, совсем по-другому вратарь ориентируется на поле. Усвоение техники и тактики игры вратаря требует специальной методики проведения тренировок. Бесспорно, что и основные двигательные качества вратаря должны быть иными, нежели у полевых игроков.

Цель данной работы изучить эффективность процесса технической подготовки вратаря путем использования специализированных средств тренировки техники игры.

  1. Подготовка вратаря

Подготовка футбольных вратарей - ключевая составляющая обороноспособности любой команды. Его мастерство и надежность повышают и укрепляют боевую мощь всей команды. Класс вратаря наряду с его физическими качествами определяется также и психологическими особенностями. Большая внутренняя сила, стремление и воля к победе определяют готовность вратаря противостоять сопернику в жарких схватках перед воротами. Собранность и внимание помогают вратарю мгновенно сориентироваться и выбрать правильную позицию. Вратарь концентрируется на главном, несмотря на обилие событий, под воздействием которых он находится. Вратарь высокого класса вселяет чувство уверенности во всех игроков команды. Он спокоен и выдержан, его игра не должна зависеть от настроения.

    1. Физическая подготовка футбольных вратарей

При выборе тренировочных нагрузок тренеры ориентируются на определенные критерии, которые должны отражать соревновательный уровень.

Методика развития физических качеств, объем, и интенсивность средств на первых этапах многолетнего пути не являются главным условием достижений. Прирост показателей нагрузки становится ведущим на этапах спортивного совершенствования, когда происходит постепенный умеренный прирост всех беговых средств и интенсивности. Значимость всех его компонентов столь велика, что стоит пренебречь чем-то, как качество подготовки будет по степенно снижаться. Рассмотрим задачи физической подготовки на всех этапах и определим ее место в организации учебного процесса. Физическая нагрузка, как правило, измеряется двумя показателями: объемом и интенсивностью. Работа над техникой должна идти параллельно с ростом физических качеств, чтобы привести ее в соответствие с силой, скоростью, ловкостью, которыми футболист в данный период обладает. Очень важно дать не просто физическое воздействие, а наполнить его объективным смыслом для последующего игрового совершенствования.Понятно, что без применения больших тренировочных нагрузок высоких спортивных результатов достичь невозможно. Нагрузка футболистов в игре - это та основа, по которой определяется объем работы на тренировках с учетом периодов подготовки. А деление физической подготовки на общую и специальную помогает правильно спланировать тренировочную стратегию.

Целенаправленное совершенствование построено с учетом особенностей возрастного развития футболистов и может служить основой тренировочного процесса без травм и хорошего уровня мастерства в дальнейшем. Характерной особенностью динамики нагрузок является неравномерность распределения объемов тренировочных средств по этапам. В каждом конкретном случае величина нагрузки определяется индивидуально, учитывая объем других средств и контингент занимающихся.

В физической подготовке футболистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой подготовки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование.

Скорость. Вся подготовительная тренировочная программа строится на основе нескольких факторов, где, несомненно, главным и основным является скорость. Беговые упражнения на максимальной скорости используются на всех этапах годичного цикла. Здесь уже можно напомнить о скорости гладкого бега и доступной скорости выполнения приема. И очевидно, что оба показателя важны, и над обоими необходимо работать. На втором месте из основных компонентов физической готовности является силовая подготовка, которая состоит из специальных прыжковых упражнений и силовых упражнений со штангой. Напомним, что для повышения скоростных возможностей необходимо заложить соответствующую функциональную базу. Прирост силовых качеств, полученных в результате занятий силовыми упражнениями, не приводит к ожидаемому увеличению скорости, но это обеспечивает предпосылки и не создает препятствий для эффективной специальной работы. Ни в коем случае увеличение скорости нельзя связывать с возрастанием объема тренировочной работы. Это, во-первых, неверное понимание специфики работы над скоростью, и успех процесса зависит от рационального сочетания скоростных нагрузок. Во-вторых, чрезмерное развитие силы или выносливости только препятствует раскрытию скоростных способностей. Работа над скоростью ведется на всех этапах подготовки, однако на подготовительном периоде, когда выполняется значительная силовая работа, бег с максимальной скоростью используется в небольшом объеме. Силовая подготовка является основным компонентом физической подготовки. Средствами тактической и технической подготовки ее не решить. Она в значительной степени определяет качество быстроты и выносливости. Поэтому в подготовительном периоде развитию специальных качеств должна предшествовать силовая подготовка.

В свою очередь до начала специальной силовой подготовки необходимо уделять внимание аэробным возможностям организма. Это ускорит приспособление организма к физическим нагрузкам. В дальнейшем элементы силовой подготовки должны присутствовать на протяжении всего года, и 1 - 2 занятия в неделю обеспечат необходимый уровень силовых показателей.

При переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются показатели спортивной техники. В этой связи силовая подготовка должна выполняться без нарушения футбольных координационных навыков, поскольку силовая и техническая подготовка не имеют логической преемственности. Силовая тренировка в соревновательном периоде основывается в лучшем случае на поддержании уровня уже приобретенной силы (ее рекомендуется проводить 1 раз в неделю) и используется лишь в небольших объемах как средство для поддержания на высоком уровне скоростно-силовой подготовки. Объемная силовая подготовка в этот период нецелесообразна. Комплексные занятия в игровом режиме не дают значительного прироста силовых показателей, и рассматривать их как целевую работу в этом направлении нельзя.

Выносливость. Организм футболиста обладает определенным адаптационным резервом, т.е. способностью перейти на новый, более высокий уровень работоспособности. Объем работы, выполняемый футболистом, огромен, а запасы и возможности двигательного аппарата ограничены. Любое преждевременное форсирование приведет к травмам и перетренированности. Нельзя взрослую методику, с ее повышенными нагрузками, перенести на работу с юношами. Объемы работ на выносливость зависят от многих факторов: уровня подготовленности игроков, периода подготовки, климатических условий и т.д. Заметим, что изменения, связанные с развитием аэробных возможностей, происходят медленно и требуют длительного периода тренировок. Определение объема и интенсивности важно не только для оптимальной дозировки упражнений. Без учета количественных данных невозможно вывести организм на новый уровень готовности. Иными словами, тренеру необходимо переходить на новую систему учета и распределения нагрузок.

Работе над выносливостью должна предшествовать специальная силовая тренировка. Тренировочные нагрузки должны соответствовать соревновательным как по объему, так и по интенсивности. Единственное различие - это разделение на режимы работ: развивающие и поддерживающие.

Если говорить о последовательности и использовании беговых средств, то они делятся на 2 группы. Упражнения, развивающие общую выносливость, когда используется большой объем нагрузок при невысокой интенсивности, и беговые средства скоростной направленности, применяемые для развития специальной выносливости.

Следует очень внимательно подходить к стремлению выполнить большой объем работы. Общие практические рекомендации слишком обобщены и не учитывают специфику игры, уровень и квалификацию команд. Здесь от тренера требуется достаточно высокий уровень профессиональной подготовки и, самое главное, ежедневный анализ протекающего процесса. Футболистам необходима специфическая работоспособность.

Скоростно-силовая выносливость футболиста. Если уточнить, то нам необходимо идти к выносливости для скоростной работы с мячом, при этом не должна падать скорость выполнения технических действий.

Еще раз напомним, что в футболе решающее значение имеет не столько величина нагрузки, сколько ее умелое использование. Заметим, что в тренировочной работе нам необходимо уделить внимание футбольной выносливости. Выносливость легкоатлета и футболиста - это совершенно разные соотношения, как, впрочем, к примеру, игровые выносливости баскетболиста и футболиста имеют разные точки отсчета. Выносливость футболиста - это способность контролировать мяч и игровые ситуации на 90-й минуте игры. Умение расставить акценты в работе, правильное сочетание задач на каждом этапе и обеспечение преемственности в развитии специальных качеств - это и есть общая основа для составления плана подготовки. С повышением общей и специальной готовности у футболиста увеличивается точность восприятия различных параметров двигательных действий.

    1. Психологическая подготовка вратарей

В профессиональном спорте особенно в футболе проблемой психологической подготовки является проблема личности вратаря, которая определяет многие особенности его игровой деятельности. Поэтому изучению индивидуально-психологических особенностей вратаря на протяжении многих лет занятий в футбольной школе нужно уделять особое внимание. Психологические особенности личности вратаря можно рассматривать по следующим направлениям: прежде всего это уровень его соревновательных достижений, устойчивость к стрессам и нагрузкам, которые он испытывает, способность к предвидению. Общеизвестно, что психология вратарей во многом отличается от психологии полевых игроков. Нагрузки, которые испытывает вратарь в тренировочной работе, напряженность и ответственность во время игр, страх пропустить мяч, чувство вины после ошибок, требуют особого подхода к этому спортивному амплуа. Сегодня психологическая подготовка вратарей в футбольной школе должна быть спланирована на протяжении всего времени обучения и общей подготовки. Одним из важнейших аспектов психологической подготовки являются теоретические занятия с использованием видеоматериалов и подсобного оборудования, а также в виде индивидуальных бесед и разговоров. Во время тренировок, особенно специальных, между тренером и вратарем должен быть диалог. Вратарь должен уметь выражать свои мысли вслух. На теоретических занятиях, во время тренировочных занятий, при подготовке к игре вратарь должен высказать тренеру, как он понимает ту или иную игровую ситуацию для успешных действий, достижения положительного результата.

Психологические особенности могут выражаться выражаются в невротизме с повышенной тревожностью, эмоциональными вспышками, которые возникают внезапно и довольно быстро прекращаются, сменяясь раскаянием, угрызениями совести. Вратаря иногда беспокоят и пугают предстоящие игры, особенно ответственные. Задача тренера на протяжении всей подготовки бережно относиться к индивидуальным особенностям личности вратаря.

Подводя небольшой итог можно сказать: класс вратаря наряду с его физическими качествами определяется также и психологическими особенностями. Большая внутренняя сила, стремление и воля к победе определяют готовность вратаря противостоять сопернику в жарких схватках перед воротами. Решительность в действиях вратаря невозможна без быстрого анализа ситуации и намерений соперников. Но важно также, чтобы вратарь не связывал себя каким-либо одним решением, чтобы он мог варьировать свою игру в зависимости от меняющейся обстановки.

Собранность и внимание помогают вратарю мгновенно сориентироваться и выбрать правильную позицию. Вратарь концентрируется на главном, несмотря на обилие событий, под воздействием которых он находится. Вратарь вселяет чувство уверенности во всех игроков команды. Он спокоен и выдержан, его игра не должна зависеть от настроения. На него меньше, чем на других, действуют неудачи во время игры и отрицательная реакция зрителей. Он постоянно готов к борьбе.

  1. Техника игры вратаря

«Вратарь – единственный в команде футболист, которому правилами игры разрешено касаться мяча руками в своей штрафной площади». Отсюда и основная задача вратаря – непосредственная защита своих ворот. Другая важная функция голкипера – организация начальной фазы атакующих действий своей команды.

Техника игры вратаря существенно отличается от техники игры полевого игрока. Это связано с тем, что вратарю, согласно правилам, разрешено играть руками в пределах штрафной площади. «В технику вратаря входят ловля, отбивание, переводы и броски мяча. Также в процессе игры вратарь пользуется необходимым арсеналом техники полевого игрока».

На рисунке представлена классификация технических приемов игры голкипера. Как видно из приложения, в зависимости от расположения партнеров и игроков команды противника, а также от направления, траектории и скорости движения мяча применяются различные приемы, способы и разновидности действий вратаря.

Эффективность действий «стража» ворот во многом обусловлена его правильным исходным положением. «Оно характеризуется стойкой ноги врозь (на ширине плеч и несколько согнуты). Полусогнутые руки вынесены вперед на уровне груди. Ладони обращены внутрь-вперед. Пальцы несколько расставлены. Правильное исходное положение позволяет вратарю быстро выносить ОЦТ за пределы площади опоры и выполнять необходимые передвижения обычным, приставным и скрестным шагами, а также прыжки и падения».

Характеризуя действия голкипера, необходимо отметить, что он всегда должен быть посередине угла, вершину которого составляет мяч, а основу – боковые стойки ворот. Поэтому вратарю приходится постоянно менять позицию, учитывая местонахождение мяча. Перемещается голкипер приставными шагами. Если приходится ловить мяч в падении, последний шаг он выполняет, отталкиваясь одной ногой. Для того, чтобы сыграть на выходе, вратарь перемещается вперед короткими шагами-толчками. Для передвижения назад голкипер также использует короткие шаги.

    1. Ловля мяча

Это основное средство техники игры вратаря. Осуществляется преимущественно двумя руками. В зависимости от направления, траектории и скорости мяча ловля выполняется снизу, сверху или сбоку. Мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря, ловят в падении.

При ловле мяча снизу вратарь овладевает катящимися, опускающимися и низко летящими навстречу ему мячами (рис. 1).

В подготовительной фазе вратарь наклоняется вперёд и опускает руки вниз.

«Рабочая фаза характеризуется тем, что в момент соприкосновения с мячом он подхватывается кистями снизу, руки сгибаются в локтевых суставах и подтягивают мяч к животу. Скорость мяча гасится за счёт амортизационных действий опущенных рук».

В завершающей фазе вратарь выпрямляется.

Рис. 1. Ловля катящегося мяча снизуДругой способ (рис. 2) заключается в том, что вместо наклона выполняется присед на одной ноге, которая развертывается примерно на 50 – 80°. Вторая нога, значительно согнутая в коленном суставе, с опорой на носке тоже разворачивается. Руки опущены вниз, ладони обращены к мячу. Непосредственная ловля мяча осуществляется, как при описанном выше варианте.

Рис. 2. Ловля катящегося мяча в приседеПри ловле низколетящих (до уровня живота, рис. 3) мячей слегка согнутые руки выносятся ладонями вперёд навстречу мячу. Одновременно туловище незначительно наклоняется вперёд, а ноги сгибаются. В момент соприкосновения с мячом вратарь подхватывает его кистями снизу и подтягивает к животу или груди.

Рис. 3. Ловля летящего мяча снизуЛовлю мяча сверху (рис. 4) применяют, чтобы овладеть мячами, летящими на уровне груди и головы, а также высоколетящими и опускающими мячами. «Вратарь выносит вперёд или вперёд и вверх слегка согнутые руки. Ладони, обращенные к мячу с расставленными и полусогнутыми пальцами, образуют сообразную «полусферу». В рабочей фазе мяч при соприкосновении обхватывается пальцами спереди и сбоку, кисти несколько сближаются. Скорость мяча гасится за счёт уступающего движения кистей и сгибания рук. В завершающей фазе вратарь, максимально сгибая руки, подтягивает мяч к груди». Для овладения высокими мячами используют ловлю двумя руками сверху в прыжке, толчком с одной или двух ног.

Рис. 4. Ловля мяча сверху Ловля мяча сбоку (рис. 5) применяется для овладения мячами, летящими со средней траекторией в стороне от вратаря. В подготовительной фазе руки выносятся в сторону вперёд по направлению полёта мяча. Кисти параллельны, пальцы несколько расставлены и полусогнуты. Вес тела переносится на ближнюю в сторону ловли ногу. В ту же сторону несколько поворачивается и туловище. Выполнение рабочей и завершающей фаз сходно по структуре с ловлей мяча двумя руками сверху.

Рис. 5. Ловля мяча сбокуЛовля мяча в падении - эффективное средство овладения мячами, летящими в сторону от вратаря. Используется также при перехвате «прострелов» вдоль ворот и при отборе мяча в ногах у противника. Имеются два варианта ловли мяча в падении: без фазы полёта (рис. 6) и с фазой полёта (рис. 6). «Первый из них применяется для ловли мячей, катящихся и низколетящих на расстоянии 2 – 2,5 м от вратаря. Делается широкий шаг в направлении движения мяча. Ближняя к мячу нога резко сгибается. ОЦТ выносится за пределы площади опоры и понижается. Руки устремляются к мячу. Падение происходит перекатом в такой последовательности: вначале земли касается голень, затем бедро, боковые части таза и туловища. Вытянутые параллельно руки преграждают путь мячу. Группируясь, вратарь сгибает руки и притягивает мяч к груди».

Рис. 6. Ловля мяча в падении (без фазы полёта)Падение с фазой полёта используется вратарём для ловли мячей, движущихся на значительном от него расстоянии. «Вратарь выполняет один или два быстрых приставных или скрестных шага в направлении полёта мяча. Подготовка к отталкиванию начинается с наклона туловища и выноса ОЦТ за пределы площади опоры. Толчок выполняется ближней к направлению полёта мяча ногой. Ловля мяча выполняется в фазе полёта. После овладения им производится группировка. Приземление происходит в следующей последовательности: вначале на предплечье, затем на плечо, боковые части туловища, таза, ноги».

Рис. 7. Ловля мяча в падении (с фазой полёта)

    1. Отбивание мяча

Если невозможно использовать ловлю мяча (противодействие соперника, сильный удар, «трудный» мяч и т.д.), применяется его отбивание. Отбивание мяча выполняется как двумя, так и одной рукой (рис. 8). Первый приём более надёжен, так как преграждающая площадь больше. Однако второй приём позволяет отбивать мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря.

Предварительная и подготовительная фазы движения при отбивании одной или двумя руками во многом схожи с движениями при ловле мяча сверху и сбоку. «Мяч отбивается чаще всего ладонями. При отбивании мяч желательно направлять в сторону от ворот. Мячи, летящие на значительном расстоянии от вратаря, отбиваются одной или двумя руками в падении»

Прерывая «прострельные» и навесные передачи, вратарь в единоборстве с игроками противника должен отбить мяч на значительное расстояние. Для этого используется удар по мячу одним или двумя кулаками. При отбивании мяча кулаком различают два варианта удара: от плеча и из-за головы. При ударе кулаком от плеча (рис. 7) в подготовительной фазе выполняется замах, отводя назад согнутую в локтевом суставе ударную руку. В ту же сторону поворачивается туловище. Ударное движение начинается с поворота туловища в исходное положение и заканчивается резким выпрямлением напряжённой руки.

Рис. 8. Отбивание мяча кулаком (ударом от плеча)

При ударе кулаком из-за головы для замаха бьющая рука, несколько согнутая в локте, поднимается вверх и отводится назад за голову. Туловище также отклоняется. Ударное движение выполняется за счёт резкого выпрямления туловища и руки.

Удар по мячу двумя кулаками (рис. 8) выполняется из исходного положения с согнутыми в локтях руками, расположенными около груди, кисти сжаты в кулаки. Удар производится резким одновременным разгибанием напряжённых рук.

Рис. 9 Отбивание мяча двумя кулаками

    1. Перевод мяча

Направление вратарём летящего в ворота мяча через верхнюю перекладину называется переводом (рис. 11). Главным образом переводятся мячи, летящие сильно и с высокой траекторией над вратарём или в стороне от него. Действия вратаря при переводе мяча во многом схожи с его действиями при отбивании мяча. Перевод выполняется одной или двумя руками.

«В подготовительной фазе одна или две напряжённые руки выносятся в направлении полёта мяча. Летящий мяч, встречая преграду, ударяется в подставленные под углом руки и изменяет свою траекторию. Перевод мяча осуществляется ладонями, напряжёнными пальцами рук или кулаками».

    1. Броски мяча

Броски мяча в современном футболе используются довольно часто, так как позволяют вратарю более точно направить мяч партнёру, по сравнению с ударом ногой, на значительное расстояние (35 – 40 м). Данные технические действия производятся обычно одной и реже двумя руками. Бросок мяча одной рукой выполняется сверху, сбоку и снизу.

Бросок мяча сверху (рис. 9) - наиболее распространённый способ, позволяющий направить мяч партнёру по различной траектории, на значительное расстояние и с достаточной точностью.

«Исходное положение перед броском - стойка ноги в шаге. Мяч свободно лежит на ладони и поддерживается расставленными и полусогнутыми пальцами. В подготовительной фазе выполняется замах рукой до уровня головы. В сторону замаха поворачивается и несколько отклоняется туловище. Вес тела переносится на сзади стоящую незначительно согнутую ногу. Бросковое движение в основной фазе начинается с выпрямления ноги и поворота туловища». Затем следует активное разгибание руки и движение её в сторону броска, которое заканчивается направляющим движением кистью руки. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу.

Рис. 10. Бросок мяча сверху

Бросок мяча сбоку (рис. 10) отличается значительной дальностью, но менее точен. В отличие от броска мяча сверху рука с мячом отводится в сторону и назад (несколько ниже уровня мяча). Туловище поворачивается в сторону замаха. Бросок выполняется за счёт резкого выпрямления ноги и поворота туловища, завершаясь энергичным движением прямой руки через сторону вперёд.

Рис. 11. Бросок мяча сбокуБросок мяча снизу (рис. 11) используется при вводе мяча с низкой траекторией (главным образом по земле). «В исходном положении ноги в положении шага значительно согнуты. Рука с удерживаемым кистью мячом опущена. Для замаха рука отводится назад, а вес тела переносится на впереди стоящую ногу. Рука с мячом энергично движется параллельно земле вперёд, а туловище несколько наклоняется в сторону движения мяча».

Рис. 12. Бросок мяча снизуБросок мяча двумя руками используется реже. Движения при этом во многом схожи с движениями при выбрасывании мяча из-за боковой линии.

  1. Методика обучения и совершенствования техники игры вратаря

«В процессе тренировок голкиперы должны, кроме приемов техники полевых игроков, совершенствовать специфические, присущие только им, вратарям, приемы: броски и ведение мяча руками, ловлю мяча руками, удары по мячу руками».

Приведем некоторые особенности обучения вратаря специфическим приемам.

Удары по мячу руками и ногами необходимо выполнять так, чтобы точно посылать мяч партнеру или отбивать его в заданном направлении.

В современном футболе вратари часто используют удары по неподвижному мячу и по мячу, подброшенному руками. С помощью таких ударов мяч, как правило, перемещается на значительные расстояния, что требует определенного навыка, обеспечивающего необходимые скорость и траекторию полета снаряда. Тренировка ударов по мячу ногой, в основном, проходит в парах и состоит в том, чтобы голкипер посылал мячи с заданной скоростью, в заданном направлении – находящемуся в поле партнеру.

«Отработка ударов по мячу руками (кулаками) проходит в условиях, когда партнер посылает мяч в ворота с различного расстояния и различными способами». При этом для формирования стойкого навыка используют мокрый мяч и «соперника», который сначала пассивно, а затем активно противодействует голкиперу во вратарской площадке.

Как известно, выполняемые вратарями броски мяча рукой обладают достаточно высокой точностью. С помощью таких приемов «стражи» ворот обычно направляют мячи в ноги партнеру или на свободное место.

Необходимые для совершенствования бросков мяча рукой навыки голкиперы получают, играя в гандбол, регби, баскетбол, волейбол, а также, тренируясь в парах с партнером по команде. Хорошо овладевший броском вратарь должен точно посылать мяч на расстояние 35 – 40 м.

Довольно редко вратари применяют в игре остановки мяча. Как правило, для этого они используют приемы остановок полевого игрока. «Обучение голкиперов технике таких приемов осуществляется по той же методике, которая применяется и для обучения игроков линии защиты и нападения». Совершенствуются вратари в остановках мяча, принимая участие в групповых тренировках в роли полевых игроков.

Голкиперы овладевают мячом с помощью его ловли. Для освоения данного приема используют специальные упражнения. Закрепление полученных навыков осуществляется в игровых упражнениях и в игре.

С целью совершенствования ловли мяча рекомендуют применять две формы проведения занятий: индивидуальную и групповую. Подбрасывая себе мяч или ударяя его в стенку, о землю, варьируя при этом силу и углы нанесения ударов, голкипер самостоятельно тренируется в ловле мяча. Достаточно эффективно происходит освоение техники ловли, когда партнеры по команде посылают мячи голкиперу, находящемуся в различных исходных положениях (лежа, стоя, сидя и т.п.). В двусторонних играх полученный навык «цементируется».

В отличие от полевых игроков, голкипер выполняет финты, в основном, когда мяч находится у него в руках. «Для обучения технике обманных движений используют специальные упражнения, в которых «соперники» сначала пассивно, а затем активно противодействуют вратарю с мячом». Совершенствованию финтов способствует участие голкиперов в таких играх, как гандбол, регби, баскетбол.

Игровые ситуации требуют от «стража» ворот эффективного владения таким приемом, как отбор мяча.

«С целью освоения и совершенствования данного приема голкиперу рекомендуют упражняться в отборе мяча, когда моделируется ситуация взятия ворот «соперниками». При этом «соперникам» (партнерам по команде) ставится задача – не наносить ударов по воротам, а, пользуясь ведением мяча и финтами, провоцировать голкипера играть на выходах».

    1. Ловля мяча
Особенности обучения технике ловли мяча, катящегося снизу.
Последовательность обучения
1. Выполнение подготовительных и подводящих упражнений без мяча.

2. Голкипер выполняет из исходного положения все действия без мяча.

3. Ловля катящегося навстречу мяча.

4. Ловля катящегося сбоку мяча.

5. Ловля мяча, сильно пробитого по воротам.

Последовательность при обучении ловле мяча с опусканием голкипера на одно колено не отличается от предыдущего способа.

Особенности обучения технике ловли мяча, летящего снизу.
Последовательность обучения
1. Выполнение подводящих и подготовительных упражнений без мяча.

2. Подтягивание мяча к груди с перехватом снизу.

3. Стоя на месте, ловля подброшенного с небольшого расстояния мяча.

4. Ловля мяча во время бега (мяч подбрасывают с расстояния 6-12 м).

5. Ловля во время бега мяча, пробитого с расстояния 15-16 м (с постепенным наращиванием силы удара).

Особенности обучения технике ловли в прыжке мяча, летящего сверху
«При освоении техники данного приема необходимо учесть, что в момент прыжка маховая нога сильно согнута в колене и закрывает мяч от противника. Руки во время ловли мяча вратарь чуть отводит назад, чтобы погасить скорость летящего мяча, а, приземлившись на ноги, прижимает мяч к груди».
Последовательность обучения
1. Выполнение подводящих и подготовительных упражнений без мяча.

2. Партнер подбрасывает мяч вверх так, чтобы голкипер мог, дотянувшись до него, поймать и прижать к груди.

3. То же упражнение в прыжке.

4. Ловля высоколетящих мячей на месте и в прыжке после ударов с различных расстояний.

Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении ловли высоколетящих мячей.

1. Голкипер неправильно «раскрывает» ладони.

2. Слишком напряжены пальцы.

3. После ловли мяча вратарь очень широко разводит в стороны локти.

4. Вратарь слишком подает грудь вперед, вместо того, чтобы отставить ее назад; вследствие отсутствия амортизации силы удара возможен значительный отскок мяча.

5. В момент ловли мяча пальцы вратаря проявляют недостаточную гибкость, а ноги – плохо согнуты в коленях.

6. Неправильно выбрано исходное положение для ловли мяча.

Особенности обучения технике ловли мяча в падении с броском (с фазой полета)
«Для того, чтобы освоить данный технический прием, футболист должен пройти определенную подготовку с элементами акробатики. Изучаемые упражнения необходимо сначала выполнять на матах, затем на песке, гимнастическом ковре и лишь после этого совершенствовать их на поле. Обязательным условием такого обучения является наличие у голкипера специальной экипировки – наколенников, налокотников и пр.»
Последовательность обучения
Освоение этого приема начинают упражнениями, способствующими выработке умения перемещать ОЦТ по «низкой» траектории.

1. Выполнить падение на землю боковой частью туловища, касаясь поверхности поля в такой последовательности: голенью, бедром, боком и плечом. Падение следует выполнять из различных положений: сначала из положения сидя, затем – из приседа, полуприседа и, наконец, из положения стоя.

2. Повторить упражнение 1, падая на неподвижный мяч (находящийся на расстоянии падения) и подтягивая его к корпусу.

3. После нескольких приставных или скрестных шагов достать, дотянувшись руками, мяч, который лежит на определенном расстоянии.

4. Выполнить упражнение 3, бросившись на катящийся в 2-3 м мяч.

5. Повторить упражнение 3, выполнив бросок на мяч, после его отскока от земли на высоту 0,5 – 0,6 м.

6. Ловля в броске мячей, летящих на разной высоте в ворота.

7. Ловля мячей, направленных в створ ворот под разными углами.

Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении ловли мячей в падении с броском.

1. Неправильное положение голкипера в момент приземления. Спортсмен «встречается» с поверхностью не боковой частью туловища, а грудью, плечом, животом.

2. Бросок осуществляется в опасной близости от стойки ворот.

3. Выполнение броска в сторону или назад, а не по диагонали-вперед.

4. Вратарь не «достает» летящие мячи, так как фаза полета незначительная. Такое явление обычно связано с боязнью футболиста, выполнив полноценный прыжок, травмироваться.

    1. Отбивание мяча
Особенности обучения технике отбивания мяча кулаками.
Последовательность обучения
1. Подготовительные упражнения, выполняемые с подвешенным мячом (сначала без прыжка, потом – в прыжке).

2. Отбивание одним, затем двумя кулаками мяча, брошенного партнером или тренером (без прыжка).

3. Вратарь выполняет упражнение 2, но сам себе набрасывает мяч и посылает его в определенном направлении.

4. Нанесение ударов кулаками по подвешенному мячу в прыжке.

5. Отбивание кулаком (кулаками) в прыжке мячей, брошенных партнером с различных расстояний и под разными углами к воротам.

6. Игрок делает навесную или прострельную передачу футболисту, находящемуся во вратарской площадке. Задача голкипера – перехватить посланный мяч, отбив его кулаком (кулаками) в прыжке.

Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении вратарем удара по мячу кулаком (кулаками).

1. Голкипер выпрямляет руки в локтях раньше (или позже) чем необходимо, поэтому удар наносится с незначительной силой, и мяч отскакивает на небольшое расстояние.

2. Плохая согласованность движений вратаря во время прыжка с работой его рук во время нанесения удара.

3. Точка отталкивания голкипера находится слишком далеко от места предполагаемого снижения мяча, поэтому нападающий может опередить вратаря.

4. Удар по мячу наносится кулаком (кулаками) не в среднюю его часть, что может стать причиной «срезания» траектории полета мяча после отбивания.

    1. Перевод мяча
Особенности обучения технике переводов мяча.
Последовательность обучения
1. Подготовительные и подводящие упражнения, обучающие переводу мяча одной рукой.

2. Несколько голкиперов выстраиваются в колонну – одни за одним на расстоянии 8 – 10 м. Тренер набрасывает мяч вратарю, стоящему в колонне первым, тот в прыжке переводит мяч за спину находящемуся сзади голкиперу, который, в свою очередь, выполняет перевод следующему и т.д.

3. Партнер подбрасывает мяч рукой, направляя его под перекладину ворот. Задача голкипера – перевести мяч (сначала ладонями, затем – кулаком).

4. Выполнение упражнения 3, только партнер посылает мяч в ворота ударом ноги.

5. Выполнение упражнений 3 и 4 с учетом того, что голкипер должен перевести мяч за боковые стойки ворот с падением.

6. Повторить предыдущие упражнения при условии передвижения вратаря приставными или скрестными шагами.

7. Перевод мяча голкипером за поперечину и боковые стойки ворот после нанесения партнером ударов с различных расстояний и при наличии в штрафной и во вратарской площадках «соперников».

В основном, ошибки при выполнении переводов мяча связаны с неправильным выбором голкипером момента или места отталкивания.

голкипер вратарь мяч

l.120-bal.ru

Областная спортивная школа | ФУТБОЛ

Российский футбольный союз

 

 rfs.ru

 

 

Тренеры-преподаватели  по футболу

 

 

Семикин Валерий Алексеевич,

тренер-преподаватель по футболу I категории,

судья III категории.

Образование: высшее, Хабаровский государственный институт физической культуры

 

 

Михайлов Иван Григорьевич,

тренер-преподаватель по футболу I категории. Образование: высшее «Центральная школа тренеров РСФСР».

 

 

Питьёв Александр Николаевич,

 тренер-преподаватель по футболу I категории,

Образование:среднее специальное, государственное училище(техникум) олимпийского резерва

 

 

Орлов Владимир Алексеевич,

 тренер-преподавательпо футболуI категории., Образование:  высшее, Самарский государственный педагогический университет

 

 

Филюшин Артём Юрьевич,

тренер-преподаватель по футболу I категории. Образование: высшее, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

 

 

Клюев Владимир Викторович,

тренер-преподавательпо футболу I категории. Образование: высшее, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

 

 

Миндубаев Сергей Вадимович,

тренер-преподаватель по футболу I категории. Образование: высшее, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

 

 

Артюшин Егор Юрьевич,

тренер-преподаватель по футболу,

судья III категории.

Образование: студент IV курса Государственного училища(техникума) Олимпийского резерва

 

 

Корчагин Антон Павлович

тренер-преподаватель по футболу.

Образование: студент II курса Государственного училища(техникума) Олимпийского резерва

 

 

Федореев Игорь Александрович,

тренер-преподаватель по футболу.

Образование: высшее,Забайкальский государственный педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского

 

 

osshi.smr.new.sportsng.ru


Смотрите также