Одним из продолжателей традиций футбольной литературы Италии, заложенных Джанни Брерой, стал флорентийский журналист и телеведущий Марио Скончерти. Среди многочисленных тем, которые поднимаются в его книгах, есть отдельная работа, посвященная плеяде итальянских треквартист последнего двадцатилетия – Манчини, Баджо, Дель Пьеро и Тотти. В своем фирменном стиле Скончерти делает попытку проанализировать, чем эти неординарные футболисты похожи и в чем их отличие, а также определить их значение в развитии кальчо, в том числе тактическое. Приятного чтения!
Десятый номер в системе катеначчо изначально принадлежал плеймейкеру, реджисте, как тут говорят. Это амплуа задумано для умного и техничного футболиста, обладающего лидерскими качествами, в обязанности которого входило ведение игры всей команды. Лучшими плеймейкерами эпохи были Джакомо Булгарелли и Джанкарло Де Систи. Булгарелли играл с восьмеркой на спине, но футбол его времени предполагал некоторое разнообразие в игре. Позже в центре поля размещали двоих мощных бегунков, оставляя десятке большую свободу творчества. Это еще не был фантазиста или треквартиста, потому что у десятки тоже были конкретные задания на игру, в частности касающееся опеки непосредственных оппонентов. К тому же перед таким плеймекером не стояла задача забивать голы – главное было обеспечить качество на последних сорока метрах по направлению к чужим воротам. Фантазировать на поле же предназначалось правому вингеру (Каузио, Сала, Конти), а левый вингер, по сути, являлся вторым нападающим.
Медленно, но уверенно шло дальнейшее развитие. Когда вся Европа уже отдавала предпочтение схеме 4-4-2, Италия пыталась найти свою модель игры. Правый вингер прибавил в мощи и выносливости, превратившись в дополнительного хавбека, а также появился еще один нападающий, действующий между линиями атаки и полузащиты. Его назвали треквартистой из-за расположения на поле – ни в центре поля, ни на острие, а где-то посередине, в третьей четверти (тре кварти) поля. Этому игроку и достался десятый номер. Неслучайно. Ведь десятка как раз объединяла традиционные номера форвардов – девять и одиннадцать. В те время номера получали не в зависимости от желания и фантазии, а банально по позициям: четыре защитника, потом три полузащитника и, наконец, нападающие. Однако дело не только в этом. Традиционно десятка считалась номером магии, фантазии, что и отличало обычно треквартисту. Это придумал Пеле в 1958 году на чемпионате мира в Швеции. У него была десятка просто потому, что он играл в атаке, а в Бразилии также номера раздавались по позициям. И гений Пеле, его класс, которым могли насладиться по телевизору очень немногочисленные болельщики, и породили представление о десятке как о номере чемпионов.
Появление треквартисты в игровых схемах всколыхнуло итальянский футбол. Многие решили, что для поддержки троих нападающих необходимы трое полузащитников-разрушителей. Конечно, было бы хорошо, если бы они были полезными и в созидании, но их главная задача – безостановочно бегать, закрывая все свободные зоны, которые возникали из-за наличия трех форвардов. Тогда еще не было тотального футбола, по крайней мере, в Италии, а первым тренером, который сказал своему нападающему опекать оппонента в полузащите, был Джиджи Радиче с Чиччо Грациани в Торино середины 1970-х годов. И только через десять лет подобное повторилось в Роме с Роберто Пруццо, который удивленными глазами смотрел на Свена-Йорана Эрикссона, объяснявшего новую модель игры. Форвард ответил автоматически: «Если я буду отходить в центр поля за полузащитником, у меня больше не будет сил для того, чтобы забивать голы». Реакция тренера: «Чтобы этого не произошло, нужно всего лишь больше тренироваться».
Пруццо быстро понял, что Эрикссон был прав, но на заре появления треквартисты форварды обычно не отходили назад, не следовали за соперниками. Черновую работу выполняли только полузащитники. Поэтому они нуждались в усилении, что и привело к определенным последствием: исчезли плеймейкер-реджиста и правый вингер. Их место заняли хавбеки оборонительного плана. Конечно, не все так просто, как описано выше. Было много промежуточных форм, потому что ни в одну футбольную эпоху не бывает так, чтобы все и везде развивалось синхронно. Однако в 1970-х годах большинство, действительно, предпочитало играть так.
Предыстория: эстафета Маццолы и Риверы
Давайте рассмотрим некоторые эпизоды из игры. В Мексике, на мундиале 1970 года, была изобретена эстафета – и тут же она вызвала серьезную дискуссию. Техническим комиссаром Скуадры Адзурры значился Ферруччо Валькареджи – мудрый наставник, которого можно назвать изобретателем тренерской должности в сборной Италии послевоенного периода, а также командной философии. У Валькареджи были четко определены десять игроков на десять позиций и два чемпиона на одно оставшееся место.
Сандро Маццола и Джанни Ривера – одновременно и похожи, и очень отличаются: первый – более нацелен на ворота, второй – более командный игрок, однако они оба – чемпионы, с которыми связаны одинаковые проблемы. Их присутствие на поле в качестве третьего нападающего обязывает команду. И суть не только в том, что их свобода должна быть прикрыта полузащитой, но и в том, что их невозможно выпустить на поле одновременно. К тому же основными форвардами тогда были Роберто Бонинсенья и Джиджи Рива, которых, без особых сомнений, можно назвать лучшими нападающими послевоенной Италии. Невозможность внести изменения в состав вынудили Валькареджи искать другое решение.
И он его нашел, придумав эстафету: один тайм играет Маццола, другой – Ривера. Конечно же, это сложное решение, однако команде Валькареджи предстояло провести всего несколько матчей, поэтому не было смысла волноваться о времени или о чистоте игровой геометрии. Скорее наоборот, наличие двоих футболистов такого уровня, которые сменяют друг друга, создает проблемы соперникам. Это решение – не самое лучшее, но оно работало. Чтобы прикрыть его тактически, Валькареджи выставлял мощную полузащиту. Ближе всего к своим воротам размещался Марио Бертини, в середине поля находился Джанкарло Де Систи, справа действовал Анджело Доменгини – универсальный неутомимый футболист, который одинаково хорош и в отборе, и в созидании.
Тридцать два года спустя, на мундиале в Японии и Корее, Джованни Трапаттони обратился к такому же решению. У него было два нападающих – Филиппо Индзаги и Кристиан Виери – которые мало помогают партнерам в оборонительной фазе. Позиция треквартисты принадлежала Франческо Тотти. Чтобы прикрыть не очень мобильную атакующую линию Трапаттони выстроил железный центр поля: Дзамбротта – Томмази – Дзанетти. Прошло тридцать два года, сменилось, по меньшей мере, четыре поколения футболистов, но видение футбола в Италии осталось неизменным.
Почему? Потому что кальчо вообще склонен следовать единожды выбранному варианту игры, что можно проследить, например, изучив живучесть катеначчо. Однако здесь есть и другая причина: эта модель не менялась, потому что в Италии никогда не прекращались поиски идеального треквартисты. Это великолепное, но неоднозначное амплуа, одновременно определяющее и бесполезное, часто ненавидимое тренерами, но обожаемое тифози. Треквартиста на поле дает надежду. Это символ футбольного чуда. Ведь только треквартиста может одним движением ноги превратить проигранный матч в победный. А логика и работа не имеют значения. Ведь треквартиста может преодолеть любое препятствие в одиночку…
Тренеры пытались избавиться от треквартисты любыми возможными способами. Они пытались превратить в нападающих тех, кто был более нацелен на ворота, а тех, кто отличался большей склонностью к ведению игры, отправляли в полузащиту. Эти попытки то и дело приводили к настоящим тактическим революциям, последнюю из которых произвел в Милане Карло Анчелотти, одновременно выставив в центре поля своей команды Андреа Пирло, Кларенса Зеедорфа и Руи Кошту. А также привело к разграничению понятий треквартиста и фантазиста. Треквартиста – тот, кто размещается под нападающими, занимаясь, прежде всего, подготовкой гола. Фантазиста – второй форвард с более скромными физическими данными, но сильнее технически, который сам должен забивать. Конечно, такое разграничение довольно условно, однако оно позволило тренерам создавать сбалансированные команды, одновременно сохраняя тот тип игрока, который так заводит публику.
Давайте несколько примеров. Баджо – фантазиста, Дель Пьеро тоже. На самом деле, Алекс никогда и не пытался проявить себя в качестве треквартисты, считая это амплуа несвойственным себе и слишком сложным. Тотти играл на всех позициях. Он был треквартистой в сборной Италии Трапаттони и фантазистой у Липпи. В Роме он даже небезуспешно выступал на позиции центрфорварда, более того, в 2008 году он даже выиграл бомбардирскую гонку! Ривера был треквартистой, несмотря на весь свой универсализм. Платини – фантазиста. Пеле – чистый нападающий, так же, как и Круифф. Марадона – выдвинутый вперед плеймекер, чей стиль игры трудно загнать в рамки какого-либо амплуа, скажем так, универсальный треквартиста. Кстати, Наполи времен первого скудетто тоже нуждался в очень сильной полузащите для поддержки игры аргентинца (Баньи – Романо – Де Наполи), чтобы позволить себе двоих нападающих (Джордано – Карека) и Марадону. И нередко бывало, что вместо одного из форвардов выходил Луиджи Каффарелли, который всегда активно помогал обороне.
Величайшие фантазисты Италии (после Джанни Риверы) появлялись на свет один за другим и играли вместе на протяжении двадцати лет. В хронологическом порядке: Роберто Манчини, Роберто Баджо, Алессандро Дель Пьеро и Франческо Тотти. Первые двое родом из провинции, двое – из региона Венето (Баджо и Дель Пьеро). Тотти – единственный из них выходец из большого города. Рима, естественно. Манчини – из Ези, что в регионе Марке, откуда он уехал в возрасте тринадцати лет. Его пригласили в Болонью. Обычно так рано попадают в большой футбол только лучшие. У остальных есть время, чтобы пройти всю школу, набраться опыта в низших лигах. А лучшие дебютируют в Серии А очень рано, между 16 и 18 годами, когда их ровесники еще выступают даже не в Примавере, а среди Алльеви. Это само по себе является признанием. Великий игрок будущего обязательно дебютирует в Серии А в 16-18 лет. Пускай, не все юные дебютанты становятся теми, кого их видят в будущем, но обратный процесс (то есть поздний дебют) практически невозможен. Потому что отличие таких футболистов от остальных сразу бросается в глаза.
Интересен также тот факт, что очень немногие юные футболисты такого формата страдают из-за разрыва с семьей. Все потому что их желание играть и потребность быть в центре команды настолько сильно, что не оставляет места для ностальгии за прошлым. Все они остаются привязанными к своей малой родине, однако они созданы для того, чтобы блистать в больших городах. Они ждут этого. Их мир разделяется на две автономные части: карьера и родина. То есть место, куда идти, и место, куда возвращаться. Для Баджо, например, его Кальдоньо, провинция Виченца, стал местом начала пути и местом, куда он всегда возвращался. Манчини и Дель Пьеро научились жить вне родины. У Тотти же совсем другая история: он тоже дебютировал в шестнадцать, но дома, оставшись с семьей, навечно привязанный к родному городу и к команде. Ривера – из Алессандрии и он тоже покинул семью в пятнадцать лет. Еще одним фантазистой из большого города является уроженец Милана Джузеппе Меацца.
Продолжение следует…
Перевод и адаптация Яны Дашковской
Поделитесь с друзьями: |
milanac.ru
Мечты итальянца остались нереализованными.
Весной 2001 года Роберто Манчини окончил тренерские курсы в Коверчано. Тема диплома итальянца – «Треквартиста». По мнению Роберто, треквартиста – игрок, который занимает позицию в центральной оси между линией полузащиты и атакой. Но простого расположения мало – нужно кое-что еще:
• способность уходить от персональной опеки;
• отличная техника и способность применять ее в игре;
• непредсказуемость принятых решений;
• умение легко находить нападающих передачами разных типов;
• предрасположенность к дриблингу и индивидуальной игре;
• ограниченные способности в оборонительной фазе.
В «Зените» Манчини игрока, который полностью соответствовал бы этим критериям, точно нет. Возможно, проблемы питерцев с доставкой мяча в чужую штрафную через центр связаны именно с этим.
«В 13 лет я перешел в школу «Болоньи», где меня поставили на позицию треквартисты. Это позволило мне всегда быть в центре событий: начинать атаки, пасовать партнерам или самому бить по воротам. Моя роль была очень важна для команды, я был игроком, который делал разницу», – пишет Манчини в заключительной части диплома.
Во взрослом футболе все изменилось. Главный тренер «Болоньи» Тарчизио Бурньич боялся нарушить командный баланс, поэтому обходился без треквартисты. Манчини использовали в атаке, дебютный сезон для Роберто сложился удачно – 9 голов. От вылета в серию B «Болонью» это не спасло, но Манчини заслужил приглашение в «Сампдорию».
В «Сампдории» Роберто тоже играл в нападении, поэтому мечты о классной карьере треквартисты так и остались нереализованными. «Я очень доволен своей карьерой в качестве нападающего, но я думаю, что был бы еще лучше на позиции треквартисты. К сожалению, игроку с такими характеристиками нужно найти команду определенного типа. Это важно, но не первостепенно, потому что важнее работать с тренером, который знает, как изменить свой стиль игры», – признается Манчини.
Роберто не повезло, но любовь к позиции осталась и после завершения карьеры игрока.
Идеалы треквартисты для Манчини – Зико, Платини и Марадона.
По его мнению, в 90-е позиция треквартисты переживала не лучшие времена: тренеры жертвовали этим амплуа в угоду командному балансу. При этом не ясно, был отказ от «десяток» следствием тактических соображений или отсутствием игроков подходящих качеств и класса.
Ко второй половине 90-х появился новый тип игроков – для позиции треквартисты они обладали необходимой техникой, но при этом они были готовы для современного футбола по своим физическим возможностям. Именно физика, по мнению Манчини, позволяла Зидану, Ривалдо, Рую Коште и другим лучше обороняться, чем футболистам из 80-х.
Манчини определял игроков, которые подходили под его понимание треквартисты, статистикой. Исследование Роберто касалось позиций, которые футболист занимает без мяча, при его приеме и дальнейшем продвижении. Для объективности итальянец использовал средние показатели по сезону – например, в серии А в сезоне-2000/01 было всего 11 треквартист. Среди них – Роберто Баджо, Зинедин Зидан, Андреа Пирло, Руй Кошта, Кларенс Зеедорф, Хуан Себастьян Верон, Жоан Мику.
Треквариста получает мяч между средней линией соперника и обороной. Даже если при приеме мяча «десятка» находится спиной к чужим воротам, у него есть решение для обострения – об этом треквартиста думает еще до получения передачи.
Треквартисты становятся главными игроками команд, потому что легко ассистируют партнерам или сами бьют по воротам. По оценке Манчини, среднее количество ассистов треквартист составляло 25,1% от всех ассистов команды. Лучший процент был у Баджо (33,7%), Пирло (32,2%) и Руя Кошты (29,4%).
Еще один способ получения мяча треквартистой – смещения на фланги. Манчини отмечает, что правши чаще смещаются на левый фланг, левши – на правый. После получения мяча на краю треквартисты либо остаются там, либо возвращаются с мячом в центр. Роберто приводит статистику кроссов треквартист от лицевой (больше всех у Руя Кошты – 3,2), но в то же время приходит к выводу, что их количество связано с индивидуальными характеристиками, а не с позицией, в которой «десятка» получила мяч.
Когда против треквартист используют персональную опеку, «десятка» глубоко опускается для приема и розыгрыша мяча. В таких ситуациях тренеры вместе с треквартистой выставляют двух форвардов, которые действуют очень высоко.
Манчини подсчитал долю длинных передач у треквартист в сезоне-2000/01 – чаще всего ими пользовались Верон и Стефано Фьоре. Все логично: Верон в «Лацио» был треквартистой, спрятанным в глубину поля, а «Удинезе» Фьоре обычно играл с двумя нападающими.
Карта зон, из которых Верон делал длинные передачи.
Еще одно требование, которое Манчини предъявляет к треквартистам – умение обыгрывать один в один: «Это уверенные в себе игроки, которые никогда не теряют хладнокровия и могут выйти из самого трудного положения за счет дриблинга». В плане обводок в серии А-2000/01 круче всех были Руй Кошта (6,8 за матч) и Зидан (6,4).
«В атаке треквартисты занимают позицию благодаря интуиции и пониманию игры. В обороне они действуют похожим образом. В среднем за матч они возвращают мяч 10-11 раз – это 6% от всех мячей, которые были возвращены командой», – отмечает Манчини.
По данным Манчини, 35% процентов отборов треквартист происходят в левой части поля, в правой – всего 28%. Эту разницу Роберто объясняет не только тактическими построениями, но и тем, что большинство треквартист – правши, которые комфортнее себя чувствуют ближе к левому флангу.
Карта зон, в которых Ламберто Дзаули овладевал мячом.
Цель треквартисты – не отобрать мяч, а занять лучшую позицию для возможной контратаки. «Десятка» должна думать, откуда ему будет удобнее атаковать после того, как партнеры вернут мяч», – пишет тренер.
Также игровой интеллект треквартисты помогает при прессинге. Возможно, «десятка» сам не получит мяч сразу после потери соперника, но он заставит оппонента послать мяч в зону, в которой партнеры треквартисты его отберут или перехватят.
С момента защиты диплома Манчини прошло почти 20 лет – футбол сильно изменился. Чистых треквартист почти не осталось, в моде глубинные плеймейкеры. Они – главные игроки команд с точки зрения продвижения мяча и предпоследнего паса, но по сравнению с треквартистами на них ложится гораздо больший объем оборонительной работы. Сегодня активно защищаться (а не просто занимать правильную позицию для возможной контратаки) должны почти все.
В нынешнем «Зените» «десятки» тоже нет. В прошлом году и в начале эпохи Манчини в Петербурге был Жулиано, который подходит почти под все критерии, предъявляемые к треквартисте. Роберто без сожалений расстался с бразильцем, но не купил похожего игрока.
На старте сезона под нападающим играл Дриусси, однако аргентинец – второй форвард, а не треквартиста. Ерохин, который чаще других в тройке хавбеков действовал ближе к атаке, тоже не подходит. Александр отлично ищет свободные зоны, но ни в последней передаче, ни в дриблинге он не силен. Лишь Паредес в гостевых матчах с «Реал Сосьедадом» и «Ахматом» был настоящим треквартистой, но весной Манчини вряд ли будет использовать Леандро так высоко.
Гостевые матчи против «Селтика» и «РБ Лейпциг», игра с «Амкаром» показали, что «Зенит» по-прежнему продвигает мяч через центр. Сложно понять, за счет чего питерцы смогут изменить ситуацию.
Фото: Gettyimages.ru/Ronny Hartmann/Bongarts; REUTERS/Rudy L’homme/Action Images, Ben Radford/Allsport; РИА Новости/Алексей Даничев
www.sports.ru
Для тех, кто хочет разобраться в футбольном английском (скорее даже для самого себя), создал такой своеобразный словарик. Понятно, не полный. И даже, может быть, и не совсем точный.
U
V
W
X
Y
Z
Ссылка на Яндекс.Диск с полным текстовым файлом: Английские футбольные термины.txt (уст.)
Спасибо за замечания и ссылки: Vikt08, zemaxuw, [email protected], cosme, Rune, cobakka, SchwartzeRhino, messi_leo, nikitarfs
P.S. Если кто-то хочет дополнить или исправить словарик - милости прошу.
(c) За основу взят "Словарь футбольных терминов" English In Russia
www.sports.ru
Основные термины
Кальчо (Calcio) – собственно, футбол, также в определенном контексте означает «удар». (Кальчо а либерата (Calcio a liberata) – свободный удар).
Джокаторе (Giocatore) –игрок, футболист. Каррера и другие итальянские тренеры, говоря о своей команде в целом, часто используют слово «рагацци» (ragazzi) – парни, ребята. Также отдельно взятого футболиста можно назвать Кальчаторе (Calciatore).
Скуадра (Squadra) – команда. С этим словечком многие уже знакомы по прозвищу сборной Италии – «Скуадра Адзурра» (Squadra Azzurra), что означает синяя/голубая команда.
Алленаторе (Аllenatore) – главный тренер.
Арбитро (Arbitro) [ударение на первый слог] – судья, рефери.
Тифозо (Tifoso) – болельщик. Тифози – болельщики.
Курва (Curva) –фанатская трибуна, располагающаяся за воротами, «фанатка».
Капитано (Capitano) – капитан команды. Сергей Овчинников добавил бы к этой фразе еще одно слово.
Гара (Gara) – состязание, соревнование, игра.
Партита (Partita) – матч, поединок.
Джорната (Giornata) – тур, игровой день.
Джироне (Girone) – круг.
Стаджьони (Staggione) – сезон.
Скудетто (Scudetto) – чемпионство. В Италии так называют нашивку в виде щита с итальянским флагом для команды-чемпиона.
Палла (Palla) – мяч.
Пунти (Punti) – пункты, очки, баллы (в турнирной таблице). В единственном числе – пунто (punto) – очко, балл.
Витторья (Vittoria) – победа, выигрыш.
Сконфитте (Sconfitte) – поражение, проигрыш.
Парреджьо (Pareggio) – ничья.
Позиции на поле
А теперь – самое интересное. Итальянская футбольная терминология расширяет понимание позиций и ролей футболистов на поле. Сначала основные классы.
Портьере (Portiere) – вратарь, голкипер.
Дифенсоре (Difensore) – защитник.
Чентрокамписта (Centrocampista) – полузащитник, игрок средней линии.
Аттаканте (Attacante) – нападающий, форвард.
Дестро (Destro) – правый.
Синистро (Sinistro) – левый.
То есть позицию Дмитрия Комбарова можно обозначить как «дефенсоресинистро». Может быть, не совсем точно с точки зрения тактики, но Каррера вас поймет.
Дифенсоречентрале (Difensoreсentrale), иногда Стоппер (Stopper) – центральный защитник. Раньше еще был Либеро (Libero) – свободный защитник.
Терцино (Terzino) – крайний защитник, фулбек в нынешнем прочтении, хотя изначально «терцино» – это игрок третьей линии. Когда футбол был молодым, а схема 2-5-3 – современной, вот эти двое и были «терцино». Сейчас такого амплуа не существует, но термин не умер, а стал применяться к крайним защитникам.
Laterale (Латерале) – крайний защитник, бровочник, обычно в схеме 3-5-2, где линейные игроки получают больше свободы в атаке, так как команда играет в три центральных защитника.
Медиано (Mediano) –пару десятилетий назад «медиано» называли всех игроков середины поля, а сейчас это центральный полузащитник, нацеленный, в первую очередь, на разрушение действий противника, оборонительную работу. По-нашему – опорник. В чемпионате России в эту категорию можно отнести Понтуса Вернблума из ЦСКА.
Методиста (Metodista) – не столько позиция, сколько роль на поле. Игрок, отвечающий за порядок и взаимодействия в средней линии: отбор мяча, выход из обороны, перестроения. Алан Дзагоев стал «методистой», когда начал играть рядом с Вернблумом.
Реджиста (Regista) – «режиссер», хавбек, который задает направление своей команде, конструирует игру из глубины. Классический пример – Андреа Пирло. В «Спартаке» реджистой можно назвать бразильца Фернандо.
Медзала (Mezzala) –универсальный хавбек, который участвует и в обороне, и в атаке, обычно на его плечи ложится выполнение тренерских спецзаданий по давлению на ту или иную зону в построениях противника. По сути, речь о полузащитнике типа «бокс-ту-бокс» (от штрафной до штрафной). В «Спартаке» сейчас это Денис Глушаков, в «Зените» — Аксель Витсель.
Треквартиста (Trequartista) – атакующий полузащитник, располагающийcя между средней линией и атакой. В нашем понимании – плеймейкер, например, в «Спартаке» у Массимо Карреры треквартистой можно назвать Джано.
Эстерно (Esterno) – фланговый полузащитник. Именно игрок средней линии, действующий на фланге, потому что крайние форварды классифицируются иначе. Например, в команде, действующей по схеме 4-4-2, у которой полузащитники расположены в линию, два «эстерно» — правый и левый («эстернодестро» и «эстерносинистро»).
Ала (Ala) –крайний нападающий обычно в схеме с тремя форвардами. Например, Роберт Мак и Квинси Промес по позиции «ала», когда их команды играют по расстановке 4-3-3.
Чентраванти (Centravanti) – центральный нападающий, главная ударная сила команды. Впрочем, «чентраванти» можно разделить на два подтипа.
Прима пунта (Primapunta) –дословно «первый наконечник». Форвард первой линии, «столб».
Секондапунта (Secondapunta) – соответственно, «второй наконечник». Центральный нападающий, действующий в оттяжке, из глубины.
Фантазиста (Fantasista) –одно из самых распространенных словечек из итальянского футбольного лексикона, которое многие применяли или хотя бы слышали. Правда, в России зачастую неправильно используют этот термин, либо сужают его границы, ставя знак равенства между плеймейкером и «фантазистой». На самом деле, «фантазиста» — это не позиция, а роль главного изобретателя созидательных действий в команде. Действительно, часто это атакующий полузащитник («треквартиста»), как Жулиано в «Зените», но, например, в «Спартаке» этого титула достоин Квинси Промес, действующий на бровке («ала»), а Лионель Месси, даже когда формально занимает пост в центре нападения («секондапунта»), тоже остается «фантазистой».
И немножко эмоций
Парочка слов из итальянского языка, которые помогут выразить свои эмоции.
Мерда (merda) –на самом деле означает всего лишь отход жизнедеятельности любого живого организма. Попросту говоря, д*****. Так называют ненавистных соперников по поводу и без. Также выражают мнение об игре любимой команды, когда она действительно на это похожа.
Каццо (Cazzo) –а вот это то самое широко применимое в Италии ругательство, которое на самом деле произносил Дмитрий Комбаров после победы над «Анжи». Просто в момент выражения в такой форме крайнего восторга защитник получил под дых от своего эмоционального тренера, и вместо «каццо» зрители услышали «грацио» с русским дополнением, что и стало мемом. В зависимости от контекста «каццо» может означать различные непечатные органы и действия, а изначально это синоним могучего русского слова из трех букв, грозы всех заборов.
Summary
Как недавно выяснилось, Александр Мостовой не знает ни треквартисту, ни фантазисту, ни медзалу, а раз уж в РФПЛ лидирует команда под руководством итальянского тренера, «Соккер.ру» доносит до читателей смысл самых важных слов из лексикона Массимо Карреры. Основные термины Кальчо (Calcio) – собственно, футбол, также в определенном контексте означает «удар». (Кальчо а либерата (Calcio a liberata)…
neformalsite.ru