Методические рекомендации. Стандартные положения в футболе


Методические рекомендации 6 | Стандартные положения в футболе

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Используя двусторонние игры для отработки тактических комбинаций, тренер может давать специальные задания отдельным игрокам, звеньям и всей команде. Например, разрешается обыгрывание только одного игрока или мяч считается забитым в ворота только с ходу.

В игре по заранее разработанному тренером тактическому плану следует создавать моменты, позволяющие футболистам совершенствовать и наигрывать те комбинации, которые дадут возможность использовать слабые стороны соперника и успешно завершать розыгрыш. В ходе игры футболисты учатся выходить на свободные места, непрерывно маневрировать, затрудняя действия соперника, занимать правильную позицию и выбирать наиболее выгодный момент для осуществления прорыва.

Свобода в действиях дает возможность игрокам следить за движениями соперника, правильно их отражать, в своем сознании и соответствующим образом строить свою тактику в ходе состязания.

Разбор проведенного тренировочного матча следует начинать с общей оценки игры команды. После этого необходимо отметить, был ли осуществлен общий тактический план. Если нет, то что помешало его осуществлению. Затем дается оценка действий всех звеньев и, наконец, разбираются действия каждого игрока в плане осуществления задуманных комбинаций.

Комбинации в футболе чрезвычайно разнообразны. Однако игровые ситуации, творческая инициатива самих игроков постоянно рождают все новые и новые тактические приемы.

Большую помощь тренеру и футболистам могут принести записи, фиксирующие введения мяча в игру в процессе состязания в определенной последовательности.

Форму записи тренер выбирает произвольно. Она моет быть стенографической, зашифрованной, в виде обычного письма и даже записанной на магнитофон. Зашифрованная запись наиболее рациональна.  Суть ее заключается в следующем. Действия игроков фиксируются условными знаками. Лучше всего таблицу составлять для каждой половины игры. В первом столбце следует проставлять номер игрока, изображенный на его футболке, во втором — на какой минуте мяч был введен в игру, далее заносится результат разыгрываемой комбинации (в случае удачного ее осуществления ставится плюс, если мяч после одной-двух передач потерян,— минус).

В четвертой графе можно делать короткие замечания по ходу комбинации (например, несвоевременно, небрежно, хорошо использован маневр, не открылся и т. д.). И в последней проставляется общее количество введений мяча в игру из различных положений. Тренеру не рекомендуется записывать все полностью: будет отвлекать его внимание от более широкого плана просмотра. Полезно поручать вести запись запасным футболистам. Это способствует развитию у них тактического мышления.

Проанализировав затем полученные цифровые данные, тренер знакомит с ними футболистов на очередном разборе прошедшей игры. Несомненно, эти аналитические разборы помогут тренеру в дальнейшем более эффективно проводить учебно-тренировочные занятия и ликвидировать недостатки.

www.offsport.ru

Методические рекомендации 2 | Стандартные положения в футболе

Страницы: 1 2 3 4 5 6

В процессе тренировок нередко применяют упражнение, изображенное на рис. 50. В нем участвуют вратарь и три защитника. Используя среднюю и боковую линии поля, флажками размечают два равных по величине квадрата. Вратарь выбивает мяч с линии площади ворот поочередно в обозначенные квадраты и в центральный круг. У каждого квадрата стоит защитник, который принимает мяч, посланный в его квадрат. После того как вратарь выбил в поле все мячи, защитники поочередно высоко навешивают мячи на ворота. Вратарь должен ловить мячи в прыжке и устанавливать их на отметке, откуда будет производить выбивания.

Основными задачами этого упражнения являются: точное выбивание мяча с земли или с рук, точное выбрасывание мяча руками, ловля в прыжке высоко летящих мячей и быстрое введение мяча в игру.

Чтобы максимально приблизить упражнение к условиям игры, выбрасыванию или выбиванию мяча может предшествовать удар по воротам, выполняемый тренером. Вратарь должен поймать мяч и быстро направить его в один из квадратов.

Не менее эффективно и такое упражнение (рис. 51). В нем принимают участие два защитника, четыре нападающих и вратарь. Вратарь выбрасывает мяч левому крайнему нападающему, находящемуся в 25—30 метрах от ворот. Последний, получив передачу, пытается обыграть атакующего его правого защитника и устремляется с мячом вдоль боковой линии штрафной площади.

После успешного дриблинга левый крайний направляет мяч полувысоким пасом правому центральному нападающему, выбежавшему на свободное место вблизи штрафной площади. Не давая возможности приблизиться к себе центральному защитнику, центральный нападающий производит удар по воротам.

Это упражнение способствует совершенствованию точного выбрасывания мяча вратарем, быстрой обработки мяча и выхода атакующего для приема передачи.

Причем вратарь может бросить мяч левому или правому крайнему нападающему. Это приближает упражнение к реальным условиям игры, так как защитники вынуждены занимать новые позиции. После завершающего удара по воротам все футболисты без промедления должны возвратиться на исходные позиции.

.В процессе осуществления различных тактических приемов игрокам могут быть даны самые разнообразные задания, решения которых должен найти сам игрок.

Разучивая, например, одну из наиболее часто встречающихся комбинаций при угловом ударе с розыгрышем мяча короткими передачами, тренер обращает особое внимание на точность передачи мяча из углового сектора и своевременный выход игрока на свободное место для получения ответного паса. Передачи должны осуществляться с помощью зрительного контроля. По мере освоения комбинации на пути движения игроков устанавливаются препятствия.

Далее комбинацию следует проводить с заключительными ударами по воротам. Для этого 3—4 нападающих, рассредоточившись в штрафной площади, а также в зонах А и Б, ожидают посланный после розыгрыша партнерами с углового сектора мяч, чтобы с лета направить его в цель. Одновременно вратарь тренируется в перехватах подаваемого мяча. Затем на пути футболистов могут быть поставлены пассивно сопротивляющиеся защитники, затрудняющие действия игроков, бьющих по воротам. В этом случае тренер должен требовать от нападающих активных перемещений в штрафной площади, с тем чтобы была выбрана игроками наиболее выгодная позиция для приема мяча и завершающего удара.

Многократно повторяя эту комбинацию, занимающиеся тем самым совершенствуются в ней, закрепляют ее как навык. Она вырабатывает у игроков взаимопонимание, чувство меры и расчета при выполнении разнообразных передач и ударов по воротам, приучает действовать с мячом и без мяча.

Варьировать такой розыгрыш можно уменьшая или увеличивая расстояние между партнерами, ускоряя или замедляя темп, выполняя завершающие удары из неудобных положений.

www.offsport.ru

Стандартные положения. Футбол - реферат

Похожие главы из других работ:

Анализ спортивного положения спортсмена. Гандбол

1. Морфология положения

Бросок в прыжке с согнутой рукой в сторону вверх в гандболе- это сложное ациклическое и ассиметричное движение, которое связано с разбегом, отталкиванием, фазой полета и размахом, броском и последующим приземлением...

Всемирная туристская организация

Основные положения ВТО

· 1. Туризм - форма проведения свободного времени. · 2. Туризм - эффективное средство содействия социально-экономическому росту страны. · 3. Естественная, культурная и человеческая окружающая среда - основное условие развития туризма. · 4...

Международный Олимпийский Комитет (МОК). Олимпийская Хартия

2.1 Общие положения

1.Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни...

Моделирование тренировочного процесса юных многоборцев-легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации

1.2.1 Основные положения подготовки

Тренировку десятиборца нельзя представлять как слагаемое тренировки в десяти отдельных видах. Даже беглые расчёты показывают, что такая работа выходит за рамки человеческих возможностей. Для выполнения, к примеру, 20000 бросков...

Особенности тактических основ Hattrick

3. ПОЛОЖЕНИЯ ИГРОКОВ

Стандартные положения - угловые Угловые -- одно из трех основных стандартных положений, наряду со свободными ударами и вбрасываниями. Подсчитано, что более 50 процентов мячей забивается именно со стандартных положений...

Постельные принадлежности в гостинице

1.7 Стандартные размеры постельного белья

Правильно подобранные размеры постельного белья - один из основных моментов при его выборе. Определяющую роль в данном случае играют размеры Вашей кровати и постельных принадлежностей: матраса, одеяла и подушки...

Правовые основы физкультурно-оздоровительной работы и развития спорта высших достижений

Глава I. Общие положения

Статья 1.Цели и задачи настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях...

Пути и проблемы увеличения занимающихся массовым спортом в Российской Федерации и Республике Татарстан

1. Общие положения

Одно из самых больших достижений в области физической культуры и спорта - это всемирное признание занятий физическими упражнениями и оздоровительными видами спорта в качестве превентивного средства поддержания и укрепления здоровья и как...

Разработка базы отдыха и туризма "ЛосевоЛэнд"

1.1 Технологическое проектирование. Общие положения

Целью технологического проектирования является разработка оптимальных технологических и организационных условий для выполнения строительных процессов...

Разработка бизнес-плана организации гостиничного комплекса

2.2 Анализ положения дел в отрасли

Гостиница - это идеальный вариант размещения и для тех, кто отправляется на отдых, и для тех, кого ждут деловые встречи. В мире сложилось более 300 гостиничных цепей, вышедших за рамки национальных границ. На их долю приходится более 7 млн...

Специальные физические упражнения для развития силы и координации у спортсменов, занимающихся различными стилями каратэ (Киокушинкай, Шотокан, Годзю-рю)

1.8 Одновременное разведение ног из положения дзадзен

Сесть на пол в положение дзадзен. Взять правой рукой наружный край правой стопы, левой рукой - наружный край левой стопы и, удерживая равновесие, сидя на ягодицах, разводить ноги в стороны, стараясь полностью разогнуть ноги в коленных суставах...

Стандарты и добровольная сертификация в сфере услуг

1.1 Общие положения

Статья 1. Понятие сертификации Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца...

Требования системы классификации к гостиницам и их реализация на российском туррынке

Глава 1. Общие положения

Система классификации гостиниц и других средств размещения устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения (далее - Система) на категорию "пять звезд"...

Туристско-рекреационный потенциал Калужской области

1.1.1 Характеристика географического положения

Калужская область расположена в центре Восточно-европейской равнины. Ее территория составляет 29,9 тыс. км2. Это одна из самых небольших по площади областей Европейской части страны. На западе Калужская область граничит со Смоленской...

Факторы выработки силы и выносливости в процессе занятий спортом

5. Классификация физических упражнений. Статические, динамические, стандартные, нестандартные, циклические, ациклические

Классификация -- это распределение физических упражнений по группам, подгруппам в соответствии с установленными признаками...

sport.bobrodobro.ru

Стандартные положения в футболе 4

Страницы: 1 2 3 4

Наигрывание комбинаций — кропотливое и порой однообразное занятие, где одни выполняют роль статистов, а другие — солистов. Но разучивание комбинаций — один из путей к положительному результату в игре. Поэтому к занятиям нужно подходить творчески, находя каждый раз новые решения. При этом следует хорошо знать правила введения мяча в игру из стандартных положений.

Конечно, разучить все тактические комбинации, встречающиеся в ходе соревнований, вряд ли кому окажется под силу. Тренер берет на вооружение лишь наиболее характерные из них, представляющие наибольший интерес для команды. Составляя план реализации любой комбинации, необходимо учитывать систему и тактику игры соперника, а также возможности своих футболистов.

Известно, что в настоящее время команды применяют различные варианты схем расположения игроков на поле.

И это правомерно. Порядок расстановки игроков на поле зависит от особенностей соперника и от возможностей футболистов, находящихся в распоряжении тренера. Но число игроков в каждой линии команды не следует рассматривать как нечто застывшее, постоянное. Нужно всегда помнить, что не игроков «укладывают» в готовую, пусть даже оправдавшую себя на практике схему, а систему игры приноравливают к имеющемуся составу футболистов. Из этого следует, что в футболе нет, да и не может быть раз навсегда установленных приемов и застывших тактических схем.

Можно получить тысячи всевозможных вариантов расположения игроков на поле. Все зависит от того, какие есть для этого предпосылки. Поэтому следует иметь в виду, что ни одно новшество, даже самое модное, не принесет успеха, если нет хороших исполнителей. То, что подходит одной команде, может оказать плохую услугу другой. То, что принесло успех в матче с одним соперником, может привести к поражению во встрече с другим.

В борьбе двух команд, равных по силам, побеждает, обычно та, игроки которой умеют творчески осуществлять заранее подготовленный тактический план, лучше взаимодействуют и понимают друг друга, правильнее оценивают ситуацию и, предугадав замыслы обороняющихся и своих партнеров, способны найти самое эффективное решение.

Многое здесь зависит от тренера. Именно он в своей практической деятельности должен стремиться к раскрепощению игровой фантазии футболистов, давая им возможность творчески осуществлять любые замыслы в матче и находить новые пути в проведении тактических комбинаций.

Футбол — это прежде всего способность импровизировать, проявлять творческую активность. Кто ищет, кто разумно подходит к игре, тот имеет больше шансов на победу, чем соперник, придерживающийся пусть даже современной, ультрамодной, но единственной тактической концепции. При проведении комбинации из стандартных положений тренер должен стараться привить футболистам способность анализировать свои действия.

Узкая специализация игроков уступает дорогу футболу творческому, маневренному, скоростному. Чем выше темп игры, тем, естественно, и больше возникает моментов для розыгрыша комбинаций из стандартных положений. Ввести мяч в игру — это значит овладеть инициативой, дающей право продиктовать сопернику свои условия и осуществить задуманный розыгрыш.

В данном методическом пособии будут рассмотрены некоторые, наиболее характерные тактические комбинации после введения мяча в игру из следующих стандартных положений: 1) начальный удар; 2) удар от ворот и введение мяча в игру вратарем; 3) вбрасывание мяча из-за боковой линии; 4) угловой удар; 5) штрафной и свободный удары; 6) одиннадцатиметровый удар.

Приведенные ниже тактические варианты розыгрышей неоднократно применялись в состязаниях команд мастеров классов «А» и «Б», а также зарубежными футболистами (в том числе и на чемпионатах мира).

Безусловно, у тренеров и футболистов во время тренировок и соревнований возникнет множество других вариантов, как при организации нападения, так и при обороне своих ворот.

Для более удобного разбора схем комбинаций предлагаются следующие условные обозначения:

www.offsport.ru

Начальный удар 2 | Стандартные положения в футболе

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

В связи с этим особое значение приобретает качество передачи мяча партнеру. И это не случайно. Успех любого розыгрыша немыслим без умения точно и своевременно адресовать мяч своему игроку. А поскольку в книге будут приводиться разнообразные тактические комбинации, рассмотрим существующие виды передач и возможные ошибки при их исполнении.

По своему тактическому обоснованию в футболе много видов передач. В зависимости от расстояния между партнерами они могут быть длинными, средними и короткими. По направлению — продольными, поперечными и диагональными. Мяч может быть послан верхом, низом и с подрезкой.

Кроме того, существуют еще две разновидности передач: на игрока и на свободное место. Первую выполнить проще, вторая требует большого искусства, так как передача направляется в точку, где временно нет ни соперника, ни своего игрока.

Пас на свободное место применяют в двух случаях. В первом случае — когда партнер движется. Чтобы не задерживать его движение, передача делается только вперед, по ходу партнера. При этом передающий должен точно рассчитать скорость движения нападающего и послать мяч с такой силой, чтобы партнер овладел мячом в предполагаемом месте раньше соперника.

Во втором случае — когда партнер закрыт соперником, и отдать ему мяч нельзя; дается пас на свободное место, куда и следует устремиться партнеру, чтобы овладеть мячом.

При осуществлении любой передачи необходимо выполнять следующие условия: — оценить обстановку  на поле,  предусмотрев  возможность перехвата мяча соперником;  — определить расстояние, на которое   нужно   переедать мяч; — выбрать соответственно обстановке вид передачи; — правильно выполнить передачу технически.

В анализируемой комбинации пас может быть сделан только на свободное место (см. рис. 1).

А как должен действовать игрок, которому адресуется мяч, и может ли он облегчить задачу своему партнеру? Да, может! В данном случае он должен предвидеть, куда нападающему (10) удобнее всего передавать мяч. Более того, левый крайний (11) должен быть готов в любой момент изменить направление движения, если этого потребует игровая ситуация.

В практике встречается немало ошибок при передачах и приемах мяча. Причины их разные. Различают тактически неверные передачи и передачи, связанные с неточностью их исполнения.

Тактически неверно исполненные передачи, свидетельствующие о низкой игровой культуре футболиста, встречаются довольно часто. Типичный пример — пас выходящему вперед партнеру, когда на его пути имеются защитники. У обороняющихся больше возможностей овладеть мячом, так как они идут на перехват передачи встречным курсом. Это часто приводит к проигрышу мяча и опасной контратаке соперника.

Передача мяча партнеру должна осуществляться только наверняка и при наиболее благоприятных условиях. Конечно, техника сама по себе очень важна, ее следует осваивать футболисту и постоянно совершенствовать. Но без понимания игры, интуиции и так называемого «футбольного зрения» комбинация обречена на провал.

Общеизвестно, что в сегодняшних условиях борьба за середину поля приобрела исключительно важное значение. Переиграть соперника, оставить его за чертой развивающегося наступления, выйти на ближайшие рубежи к воротам в численном большинстве — вот задачи, которые стоят перед игроками середины поля. Отсюда и соответствующие требования к футболистам, и в первую очередь к полузащитникам участие которых в атакующих действиях своей команды стало теперь не эпизодом, а системой, закономерностью.

Не случайно поэтому в роли полузащитников теперь, как правило, выступают футболисты, игравшие до этого форвардами. И это правильно. Любая команда имеет в обороне не менее четырех защитников, и чтобы двум-трем форвардам переиграть их, нужна самая активная помощь игроков средней линии. Полузащитников нового типа, пришедших из нападения, неспроста называют полунападающими.

www.offsport.ru

Методические рекомендации 5 | Стандартные положения в футболе

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Большой интерес представляет для тренеров книга специалистов футбола ГДР X. Штуденера и В. Вольфа «Тренировка футболистов», выпущенная издательством «Физкультура и спорт» в 1970 году. В ней собрано более 300 упражнений, которые могут быть широко использованы в учебно-тренировочной работе для разучивания и совершенствования тактических комбинаций при введении мяча в игру.

Особое место в учебно-тренировочных занятиях должна занимать отработка техники исполнения одиннадцатиметровых ударов. Футболисты, которые обычно бьют пенальти, должны отшлифовывать этот удар на каждой тренировке. Причем для всех игроков, которым поручается осуществлять одиннадцатиметровые удары, должно стать правилом тренироваться с вратарями, хотя для последних это не очень-то увлекательное занятие.

Практика и опыт сильнейших пенальтистов и вратарей показывают, что лучше всего тренировать удары в конце тренировки: в этом случае футболисты несколько утомлены и их физическое состояние ближе к игровому.

Начинать тренировку лучше со слабых ударов, а затем постепенно их усиливать.

Закреплять навыки ударов по мячу можно и без вратаря. Для этого нужно поставить около штанги наклонную стойку и направлять мячи в угол, одновременно тренируя и силу, и точность удара. Затем стойку следует переставить к другой боковой штанге и таким же образом повторить упражнение.

Надо сказать, что не все двигательные навыки так прочно усваиваются на тренировках, чтобы их можно было в соревновании использовать автоматически. Они должны изучаться и совершенствоваться и в самом соревновании. Лишь в этом случае навыки станут относительно стабильными. Поэтому следующим этапом в закреплении и совершенствовании разучиваемой тактической комбинации является двусторонняя тренировочная игра. Именно она развивает правильное тактическое мышление. Но тренер должен руководить игрой, не допуская, чтобы она протекала стихийно. Неорганизованность и стихийность ведут к возникновению серьезных ошибок и их закреплению. Во время игры происходит постоянная и быстрая смена ситуаций, что предъявляет высокие требования к точности их восприятия, анализа и своевременной ответной двигательной реакции.

Давая задание на тренировочную игру, тренер не должен перегружать внимание футболистов мелкими задачами. Игроки не в состоянии в ходе острой спортивной борьбы помнить о   множестве советов. Тренер излагает лишь общий план игры и общие требования к игрокам при осуществлении комбинаций, вытекающие из анализа их возможностей, оставляя за каждым право принимать самостоятельное решение в ходе состязания.

Тренер поступит правильно, если в тренировочной игре уделит основное внимание только одной команде или нескольким ее игрокам, иначе его внимание рассеется.

Заметив грубые ошибки, тренер останавливает игру, указывает на неправильные действия и объясняет, как должен был поступить игрок в данном случае.

www.offsport.ru

Штрафной и свободный удары 5

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Анализ игр мексиканского чемпионата мира показывает, что большинство классных команд уделяет огромное внимание разучиванию и совершенствованию самых разнообразных тактических комбинаций при выполнении стандартных положений, в том числе штрафных и свободных ударов.

Возьмем, к примеру, сборную команду Болгарии. Штрафные удары, осуществленные болгарскими футболистами, были настолько эффективными, что заканчивались, как правило, взятием ворот.

Так, в матче предварительного турнира со сборной Перу на 12-й минуте болгарские футболисты получают право на штрафной удар. Короткий розыгрыш — и полузащитник Д. Дерменджиев забивает гол. 41-я минута: та же ситуация и такое же расположение игроков, но нападающий П. Жеков производит удар непосредственно по воротам. На 49-й минуте вновь назначается штрафной удар. Перуанцы выстроили «стенку», ожидая от соперников какой-нибудь хитрости, однако X. Бонев сам пробил по воротам. Гол!

Еще рассмотрим комбинацию, которую осуществили игроки сборной Болгарии в матче с той же командой Перу (рис. 38). Она основана на ложных перемещениях нападающих с целью обыграть «стенку» и произвести удар по воротам.

Судья А. Сбарделла (Италия) назначил штрафной удар недалеко от штрафной площади перуанцев. Они выстроили «стенку», ожидая прямого удара по воротам.

Нападающий Г. Попов (7) разбежался, чтобы ударить, но внезапно пробежал мимо мяча и устремился к штрафной площади обороняющихся. Форвард П. Жеков (9) тут же передал мяч вперед низом Попову (7). У защитников сборной Перу не выдержали нервы, и они все бросились вправо, чтобы преградить путь к воротам. Этим и воспользовался Попов (7). Незамедлительно он адресовал передачу вышедшему в свободную зону полузащитнику Д. Дерменджиеву (11), который умело распорядился мячом и направил его в ворота. 1:0.

Комбинация оказалась очень простой и неожиданной. Болгарским футболистам понадобилось сделать всего лишь две передачи, чтобы создать условия своему партнеру для выхода на свободное место и завершающего удара по воротам.

В розыгрыше штрафных и свободных ударов стали принимать активное участие не только полузащитники, но и защитники, особенно крайние.

Существует немало комбинаций с участием игроков обороны. Рассмотрим одну из них. Она основана на освобождении зоны у угла штрафной площади, куда внезапно врывается крайний защитник для приема мяча и завершающего удара. Посмотрите рис. 39.

Левый полузащитник (7) готовится для удара по мячу. Рядом с ним располагается нападающий (10) якобы для розыгрыша комбинаций. Правый крайний (8) занимает место недалеко от противоположного угла штрафной площади соперников, около своего «опекуна» — левого защитника (4). Внезапно нападающий (11) и центрфорвард (9) начинают быстро перемещаться за «стенку» вместе со «сторожами» — защитниками (2 и 3). Большая зона у угла штрафной площади освобождается.

Левый полузащитник (7) вместо розыгрыша мяча с находящимся рядом партнером (10) неожиданно сильным навесным ударом делает передачу направо в свободную зону, куда врывается правый защитник (2), и, получив мяч, производит удар по воротам.

Во время выхода защитника (2) вперед, к штрафной площади соперников его место в обороне должен занять один из свободных полузащитников или правый центральный защитник (3).

www.offsport.ru


Смотрите также