ды СССР в разные годы входило большое количество российских футболистов. Сборная команда СССР добилась неплохих результатов на международной арене. В 1956 и 1988 гг. советские футболисты становились олимпийскими чемпионами. В 1960 г. сборная команда СССР выиграла европейское первенство, а в 1964, 1972 и 1988 гг. завоевывала серебряные медали на этом престижном турнире.
В 1966 г. сборная СССР добилась наивысшего успеха в своей истории. На чемпионате мира она завоевала четвертое место.
Успешно выступали юношеские сборные СССР, которые неоднократно становились чемпионами мира, Европы.
Клубные команды СССР 3 раза выигрывали Кубок (обладателей) кубков - «Динамо», Киев (1975 и 1986) - «Динамо», Тбилиси (1981). В 1992 г. после распада СССР в России был проведен первый чемпионат России по футболу.
На чемпионате мира по футболу в 1994 г. и на чемпионате Европы в 1996 г. сборная России по футболу выступила неудачно -наши футболисты не смогли выйти из группы.
На чемпионат мира в 1998 г. и европейское первенство в 2000 г. российские футболисты не попали, неудачно выступив в своих отборочных группах.
На клубном уровне наивысшим достижением российских клубов является выход московских команд «Спартак» и «Локомотив» в полуфиналы Кубка УЕФА и Кубка кубков соответственно.
На сегодняшний день перед сборной командой России поставлена задача войти в число участников финальной части чемпионата мира в 2002 г.
Общее руководство футболом в нашей стране осуществляет Российский футбольный союз (РФС).
РФС разрабатывает текущие и перспективные планы развития футбола в стране, организует подготовку сборных команд России различного возраста.
РФС объединяет территориальные федерации футбола и региональные объединения (в настоящее время 10 объединений), футбольные клубы, имеющие статус общественных организаций, спортивные школы по футболу.
Для решения задач по развитию футбола в стране РФС тесно сотрудничает со спортивными комитетами областей, краев, республик.
Высшим органом РФС является конференция, которая избирает Президента РФС и Исполнительный комитет на срок 5 лет.
Исполнительный комитет руководит работой РФС между конференциями.
Для более эффективного решения задач по развитию футбола в РФС созданы необходимые департаменты (спортивный, финансовый, по международным связям и т.д.).
384
С целью повышения эффективности организации и проведения соревнований совершенствования системы подготовки футболистов в различных звеньях российского футбола РФС передал часть своих полномочий специализированным объединениям: Профессиональной футбольной лиге (ПФЛ), Ассоциации женского футбола (РАЖФ), Ассоциации мини-футбола (РАМФ) и др.
РФС тесно взаимодействует с Международной федерацией футбольных ассоциаций (ФИФА), которая была создана в 1904 г. и объединяет в настоящее время более 190 национальных Федераций.
РФС является правопреемником Федерации футбола СССР, которая была принята в ФИФА в 1946 г.
Футбол - это игра, проводящаяся на поле длиной от 90 до 120 м, шириной 45-90 м. Игры чемпионата России и международные матчи проходят на полях длиной 105-110 м и шириной 65-70 м. На поле находятся 2 команды, состоящие из 11 футболистов каждая. Основное время игры 90 мин (2 тайма по 45 мин). Между таймами -перерыв продолжительностью 10 мин с момента, когда футболисты вошли в раздевалки. Время игры включает в себя не только чистое игровое время, когда мяч находится в игре, но и многочисленные остановки в игре. Чистое игровое время за матч составляет в среднем 55-60 мин.
Игра в футбол характеризуется высокой двигательной активностью футболистов, проявляющейся в различных формах перемещений (прыжки, бег, ускорения, рывки с изменением направления).
В среднем футболист за матч пробегает от 8 до 12 км, а объем скоростной работы составляет 1800-2200 м.
Специфику футбола определяют действия с мячом, к которым относятся: удары, ведение, остановки, обводка, ввод мяча из-за боковой линии и техника игры вратаря. Основу тактических взаимодействий составляют передачи мяча. Они определяют стиль команды и темп игры. Одним из главных элементов игры являются удары по воротам, которые обусловливают результаты матча.
Действия футболистов во время игры носят преимущественно динамический характер, где интенсивность выполняемой работы постоянно колеблется от умеренной до максимальной. Все это предъявляет очень высокие требования к физической подготовленности футболистов.
Деятельность футболистов во время игры во многом зависит от Индивидуальных психофизиологических особенностей каждого иг-
385
рока, от способности футболистов переносить высокоинтенсивные тренировочные и соревновательные нагрузки. Одним из основных показателей, характеризующих интенсивность в футболе, считается уровень расхода энергии игроком в процессе игры. Интенсивность при этом выражается либо в калориях, либо в количестве потребляемого кислорода.
Исследования ученых и специалистов в области футбола показали, что футболисты во время игры 60-80% времени работают в режиме 80-100% от величины максимального потребления кислорода (МПК).
Средняя величина потребления кислорода у футболистов составляет в пределах от 3,3 до 4,5 л/мин. Энергозатраты за матч составляют 1500-2000 ккал.
Высокие величины энергозатрат приводят к увеличению работы сердечно-сосудистой системы организма футболиста в 8-12 раз по сравнению с ее деятельностью в состоянии покоя.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) у футболиста во время игры колеблется от 130 до 200 уд./мин, а в тренировочных занятиях может достигать и 220-230 уд./мин. Пульсовая стоимость игры футболистов составляет 14500-16000 сердечных сокращений.
При этом границы зон мощности, в которых работают футболисты, весьма широки.
Кроме того, во время игры значительно усиливается работа дыхательной системы кровообращения.
Во время матча происходят и другие изменения: футболисты теряют в среднем 2,5-3 кг веса, наблюдается большая потеря жидкости организмом.
Футбольный матч вследствие высокой интенсивности вызывает в организме у футболистов значительные изменения и нормализация всех функций у игроков наблюдается после 48-72 ч после окончания игры.
Большая напряженность соревновательной деятельности, многообразный характер игровых действий определяют психологические особенности деятельности футболистов. При этом необходимо учитывать следующие факторы:
studfiles.net
Название игры
ФИФА и Международный олимпийский комитет используют «футбол», как официальное международное название игры.
Полное англоязычное название игры, «association football» («футбол по правилам Ассоциации»), было выбрано после создания английской Футбольной ассоциации в 1863 году, чтобы отличать эту игру от других разновидностей футбола, существовавших в то время, например регби-футбол («rugby football», «футбол по правилам Школы Регби»). Со временем длинные названия вариантов игры стали сокращаться в повседневной речи. Термин «соккер» (англ. soccer) зародился в Англии в 1880-х годах, как сокращение «-soc-» от слова «association» (первые три буквы «ass-» не использовались из-за неблагозвучности) с добавлением суффикса «-er» на оксфордский манер (по аналогии rugby football сокращённо назывался rugger, «раггер»)[4].
В наши дни название «соккер» распространено лишь в ряде англоязычных стран, где продолжают пользоваться популярностью другие разновидности футбола. Например, в Австралии и Новой Зеландии футболом исторически называют австралийский футбол или регби. В Ирландии термин «футбол» относится к гэльскому футболу, поэтому «соккер» употребляется в прессе[5][6]. В ЮАР игра в большинстве известна как «соккер», что выразилось в названии чемпионата ЮАР, «Премьер соккер лига» и стадиона Соккер Сити на котором проходил финал ЧМ-2010. В США и Канаде употребляется термин «соккер», так как футболом называют американский футбол и канадский футбол. В Англии название «соккер» устарело и новые поколения болельщиков теперь считают его пренебрежительным.
В других языках название игры является:
либо заимствованием английского слова football, как в России — футбол, в Португалии — порт. futebol.
либо калькой слова football, как например в немецком нем. Fußball, греческом — греч. ποδόσφαιρο, финском — фин. jalkapallo, иврите — ивр. כדורגל, карельском —карельск. jalgamiäččy и адыгейском — адыг. лъэпэеу.
либо производными от слов «пинать», «нога» и т. п., как в итальянском итал. calcio, хорватском — хорв. nogomet.
В XIX веке футбол Англии приобрёл популярность. В него играли в основном в колледжах[12]. Но в некоторых колледжах правила разрешали ведение и передачу мяча руками, а в других напротив, запрещалось[13]. Первая попытка создать единые правила была предпринята в 1846 году, когда встретились представители нескольких колледжей. Они установили первый свод правил[14]. В 1855 году был основан первый специализированный футбольный клуб — «Шеффилд»[15]. В 1863 году после долгих переговоров был принят свод правил Футбольной Ассоциации Англии. Также были приняты размеры поля и ворот[16]. А в 1871 году был основан Кубок Англии — старейший футбольный турнир в мире[17]. В 1891 году было принято правило о пенальти. Но сначала пенальти билось не с точки, а с линии, которая также как и сейчас находилась на расстоянии 11 метров от ворот.
Отдельная футбольная игра называется матч, который в свою очередь состоит из двух таймов по 45 минут. Пауза между первым и вторым таймами составляет 15 минут, в течение которой команды отдыхают, а по её окончании меняются воротами.
В футбол играют на поле с травяным или синтетическим покрытием. В игре участвуют две команды: в каждой от 7 до 11 человек. Один человек в команде (вратарь) может играть руками в штрафной площади у своих ворот, его основной задачей является защита ворот.
Цель игры — забить мяч в ворота противника, сделать это как можно большее количество раз и постараться не допустить гола в свои ворота. Матч выигрывает команда, забившая большее количество голов.
В случае, если в течение двух таймов команды забили одинаковое количество голов, то или фиксируется ничья, или победитель выявляется согласно установленному регламенту матча. В этом случае может быть назначено дополнительное время — ещё два тайма по 15 минут каждый. Как правило, между основным и дополнительным временем матча командам предоставляется перерыв. Между дополнительными таймами командам даётся лишь время на смену сторон. Одно время в футболе существовало правило, по которому победителем объявлялась команда, первой забившая гол (правило «золотого гола») или выигрывавшая по окончании любого из дополнительных таймов (правило «серебряного гола»). В настоящий момент дополнительное время либо не играется вовсе, либо играется в полном объёме (2 тайма по 15 минут). Если в течение дополнительного времени победителя выявить не удаётся, проводится серия послематчевых пенальти, не являющихся частью матча: по воротам противника с расстояния 11 метров пробивается по пять ударов разными игроками. Если количество забитых пенальти у обеих команд будет равным, тогда пробиваются по одной паре пенальти, пока не будет выявлен победитель.
Согласно заявлению ФИФА, в 2001 году в футбол на планете играло около 250 миллионов человек. Из них более 20 миллионов — женщины. Зарегистрировано около 1,5 миллиона команд и 300 000 профессиональных клубов.
В распределении по странам на первом месте по числу играющих в футбол США (примерно 18 миллионов, из которых 40 % женщины), затем идут Индонезия (10 миллионов), Мексика (7,4 миллиона), Китай (7,2 миллиона), Бразилия (7 миллионов),Германия (6,2 миллиона), Бангладеш (5,2 миллиона), Италия (4 миллиона), Россия (3,8 миллиона). Однако количество футболистов в той или иной стране вовсе не говорит о качестве футбола в разных частях мира. Так, чемпионаты мира по футболу выигрывали исключительно европейские и южноамериканские сборные, а в Уругвае, который является двукратным победителем Кубка мира ФИФА, живёт меньше человек, чем в России зарегистрировано футболистов.
Поскольку футбол игра командная, на первое место выдвигается взаимопонимание игроков, умение вести грамотные совместные действия. Важное значение при этом имеет тактическое построение игроков. Самой распространенной тактической схемой в современном футболе является игра с четырьмя защитниками, четырьмя полузащитниками и двумя нападающими — 4-4-2. Схем существует великое множество, однако само понятие схемы, как и понятие амплуа игроков достаточно относительно. В зависимости от квалификации игроков, их обязанности на поле могут значительно выходить за рамки амплуа. Так, часто по замыслу тренера полузащитники, в особенности крайние (а иногда даже и цeнтрaльные защитники) выполняют роль нападающих. В связи с развитием теории футбола и универсализацией игроков стали анахронизмом некоторые широко известные прежде схемы (например, бразильская атакующая схема «дубль-вэ» или система обороны со свободным защитником) и многие футбольные термины («инсайд», «либеро» и т. п.).
sites.google.com
Кандидат технических наук Г.А. Адоян, Инженер Г.Г. Адоян, Москва
В различных публикациях периодически дебатируется проблема низкой результативности в футболе и предлагаются некоторые рекомендации по ее повышению [1-3 и др.].
Обычно под результативностью в футболе подразумевается среднее значение количества мячей, забитых за один матч в том или ином турнире. Как правило, в качестве таких турниров выбираются проводимые по круговой системе регулярные чемпионаты высшей лиги (дивизиона, группы и т.п.) различных стран.
В частности, в рамках работы [3] были проанализированы все данные результативности проводимых более полувека чемпионатов Советского Союза. Эти данные, обработанные с помощью методов математической статистики (линейной аппроксимации), позволили определить тенденцию к снижению результативности в футболе за анализируемый период времени и дали приближенную количественную оценку этому процессу, хотя, строго говоря, процесс снижения результативности не только не является линейным, но и, по своей сути, не может быть таковым, а носит затухающий характер, как это будет показано ниже. Прием линейной аппроксимации результативности, использованный в упомянутой выше работе [1], был применен в основном для большей наглядности процесса при изучении представленных данных.
В рамках настоящей работы сделана попытка сравнения характера изменения результативности отечественного футбола за весь период проведения чемпионатов СССР с аналогичными сведениями по результативности в футболе на уровне чемпионатов мира. При этом исходили из предположения, что снижение результативности в футболе характерно не только для турниров, проводимых по круговой системе (например, чемпионатов страны), но и для системы смешанного варианта соревнований, предусматривающей на первом этапе проведение матчей в групповых турнирах по круговой системе, а на втором - продолжение игр победителей групповых турниров по кубковой системе (системе с выбыванием). В частности, к турнирам такого типа относятся и финальные части чемпионатов (кубков) мира, а также соревнования европейских стран в рамках Лиги чемпионов.
Различия между двумя последними типами соревнований заключаются лишь в том, что заключительный этап чемпионатов мира разыгрывается "одномоментно" (вначале - групповые турниры, затем - игры с выбыванием) в течение примерно одного месяца, как правило, на территории одной страны. Соревнования же Лиги чемпионов более продолжительны по срокам, и матчи групповых турниров проводятся на территориях стран - участниц этих чемпионатов.
Данные об изменении результативности в футболе за весь период проведения чемпионатов СССР (1936 - 1991 гг.) и финальной части чемпионатов мира за период с 1930 по 2002 г. (между 1938 и 1950 гг. в силу известных причин чемпионаты мира по футболу не проводились) представлены на графике рис. 1, по оси абсцисс которого отложены порядковые номера чемпионатов СССР и мира (N), а по оси ординат - результативность (R). При этом кривые 1 и 2 характеризуют усредненное изменение результативности чемпионатов СССР и чемпионатов мира соответственно.
Из анализа представленных данных видно, что снижение результативности чемпионатов мира по футболу имеет примерно такой же характер, что и снижение результативности чемпионатов СССР. В первом приближении можно говорить о снижении результативности применительно к чемпионатам СССР примерно в 1,7 раза, а к чемпионатам мира - примерно в 2,1 раза.
Таким образом, скорость снижения результативности по годам с 1936 по 1991 (чемпионаты СССР) и с 1930 по 2002 (чемпионаты мира) составляет порядка 0,03 ... 0,04 гола за год.
Обращает на себя внимание перегиб кривой 1 между 30-м и 35-м чемпионатами СССР, когда снижение результативности практически приостановилось, а после 40-го чемпионата результативность стала даже возрастать. Однако это обстоятельство оказалось не случайным, а в значительной степени явилось следствием изменения порядка начисления очков командам в случае ничейного результата матчей. Этот порядок предусматривал определенный лимит на ничейные встречи, в частности после восьми ничьих команде - участнице чемпионата за последующие ничейные встречи прекращалось начисление очков. Таким образом, этот своеобразный мораторий на ничьи явился своего рода стимулятором для более активных действий игроков линии нападения, что привело к стабилизации результативности на уровне 2,2 ... 2,5 мяча за матч. Из этого следует, что с помощью своевременного и правильного изменения правил игры или оценки результатов матчей можно регулировать изменение результативности футбола на уровне чемпионатов страны или мира.
Изменение результативности чемпионатов СССР (1936-1991 гг.) и мира (1930-2002 гг.). 1. Чемпионаты СССР. 2. Чемпионаты мира.
Достижению этих же целей служило правило начисления трех очков (вместо двух) за победу в матче, принятое в настоящее время практически во всех странах, в которых проводятся чемпионаты по футболу.
Интересно также отметить, что за время проведения трех последних чемпионатов мира (с 15-го по 17-й) результативность практически не снижалась, оставаясь на уровне 2,65 ... 2,7 мяча за матч, являясь, возможно, следствием начисления трех очков за победу.
Из представленных выше данных вытекает также, что снижение результативности футбола с течением времени наблюдается при проведении не только турниров по круговой системе [З], но и турниров смешанного типа, когда часть турнирных игр проводится по круговой системе, а часть - по системе с выбыванием.
В заключение следует подчеркнуть, что для повышения результативности футбола требуется серьезная корректировка правил самой игры с привнесением в эти правила прогрессивных элементов современных высокорезультативных видов спортивных игр типа гандбола, баскетбола и других рекомендаций, приведенных в работе [1].
Правила и каноны футбола, разработанные в Великобритании более века назад, во многом устарели, не отвечают реалиям современных требований, предъявляемых к стандартам спортивных игр. Но в одном англичане были и остаются безусловно правы, а именно в том, что они регламентировали длительность самой игры по времени, а не по счету, (как в теннисе и других подобных играх), что в полной мере отвечает духу XXI века.
Список литературы
1. Адоян Г.А., Адоян Г.Г. Итоги прошедшего века, или эволюция результативности футбола. "Компания Спутник+". М., 2001, 54 стр.
2. Старостин Н.П. Ничейная немощь// "Наука и жизнь", 1969, № 10, с. 121 - 126.
3. Федосов Б. Зачем же пустовать трибунам? "Известия". 12 августа 1979 г., № 187.
mirznanii.com
Специфика футбола с физиологической точки зрения более или менее изучена. Но кроме высоких показателей анаэробной и аэробной подготовки игрок должен обладать высоким уровнем психологической готовности.
Любая педагогическая деятельность всегда сознательна и имеет определенную цель. В начале спортивного пути сознание формируется условиями жизни и педагогическим процессом, которым руководит тренер, затем уже сознание формирует и определяет все наши спортивные успехи.
В нашем случае тренер имел перед собой конкретные задачи: обучить тем или иным умениям и игровым навыкам. Точно так же наши воспитанники имели осознанную цель: научиться определенным игровым умениям, чтобы использовать их в соревновательной деятельности. Чтобы добиться необходимого стабильного технико-тактического исполнения, необходимо заложить и закрепить все сознательно наработанное в подсознании футболиста. В конечном итоге задача тренера состоит в том, чтобы помочь игроку сделать сознательное бессознательным. Наше подсознание работает автоматически, независимо от нас. Как включить в работу подсознание? Как направить работу в нужное русло, изменить и корректировать?
Для ясности изложения мы опять же рассмотрим задачи процесса обучения поэтапно.
При этом еще раз подчеркнем изначальную сложность технического обучения футболистов, не сравнимую с другими спортивными играми.
13 - 14 лет. Вначале напомним, что, добиваясь автоматизма выполнения приема, мы снимаем состояние закрепощенности, и необходимое движение выполняется как бы само собой. В этом случае нервная система освобождена от излишней настороженности. В движении участвует минимальное количество звеньев двигательного аппарата. Помимо всего запланированного, на этом этапе нам необходимо добиться доведения выполнения 2-3 упражнений до автоматизма, выполняя их постоянно, независимо от условий и физического состояния. К примеру: передача мяча ногой в колоннах в два касания. По мере повторения действий игрок выполняет упражнение все точнее и увереннее, доводя исполнение до автоматизма. Повторимся: сознательные процессы передают свои функции подсознательным.
Регулярно применяя изученные приемы и целенаправленно их усложняя, вы скоро заметите постоянно усиливающийся эффект обучения и накопления верных движений.
15 - 16 лет. Футболисты, которые овладели техникой передачи, должны те же упражнения выполнять после нескольких передач мяча в стенку или после обводки партнера (пассивный отбор) и довести выполнение этого упражнения до автоматизма. Здесь тренер по своему выбору должен подобрать 2-3 упражнения, которые выполняются на скорости с одновременным исполнением нескольких технических приемов или задач. Многократные повторения одних и тех же упражнений не должны быть долгими (не более 5 мин), чтобы от их однообразия не возникло состояние психического утомления или пресыщения. Так выполняя их постоянно и еженедельно, мы доводим исполнение до совершенства, независимо от погодных условий и состояния поля. То есть даем возможность протекать процессу на подсознательном уровне, добиваясь дополнительного роста технического мастерства. В тренировках старших учебных групп, а также в команде мастеров это будут уже другие специальные упражнения и комбинации. Еще раз повторимся, что с помощью сознания мы организуем и осуществляем всю нашу двигательную деятельность, а также контролируем и прогнозируем игру противника. Одним словом, это регулятор технико-тактических и морально-волевых действий футболиста. Для того чтобы переключить исполнение с сознательного на подсознательный уровень, нам необходимо добиться выполнения многих технических действий в автоматическом режиме. Постепенно приобретенные навыки станут автоматическими, движения перестанут требовать постоянного внимания со стороны сознательной части психики. В следующих статьях мы разберем, почему такая доводка исполнения приемов необходима.
Техника быстро приспосабливается к новому, причем существенно уменьшается вероятность ошибок, которые могут возникать в связи с изменением интенсивности и физического состояния ученика.
На одном примере мы увидели, как процесс обучения и изменения сознания станет более осмысленным и будет способствовать эффективности усвоения.
Этап совершенствования (17 - 18 лет) мы рассмотрим отдельно в статье «Психология мышления», поскольку этот период в будущем станет самым важным и определяющим. Главной особенностью психологического сопровождения на данном этапе становится индивидуализация психологической готовности.
Станет ли наш воспитанник хорошим футболистом или нет, больше зависит даже не от способности и желания. Здесь скорее всего все зависит от системы бессознательных убеждений и от самого процесса обучения. Это уже, видимо, педагогическая задача тренера и родителей. Если проанализировать биографии футболистов, добившихся успехов, то заметим, что именно родители и первые тренера оказывали огромное влияние на стремление к будущему успеху. При правильном отношении к футболу интересы детей, родителей и тренеров должны быть максимально сближены. Они должны понимать и видеть реальную ситуацию роста, реализацию своих целей и требования тренера. Если личные цели поставлены перед игроками, то можно и найти пути к их достижению.
Единственное, хотелось бы сразу отметить, что в будущем необходимо дифференцировать тренеров и их работу по задачам и целям. Есть тренеры по обучению и есть тренеры по доводке, где необходим теоретический и практический опыт по индивидуальной работе с игроками. Здесь, конечно, необходимо знать и понимать механизм мышечной энергетики, протекающей во время интенсивной тренировочной работы футболистов.
Если рассматривать весь многолетний учебно-тренировочный процесс, то заметим, что в первые годы обучения футбол не был средством обучения. Упражнения были главными обучающими элементами подготовки. На этапе совершенствования футбол является той отправной точкой, с чего начинается вся целевая работа. Сам футбол должен быть нашим учителем, потому что он создает такие обучающие ситуации, которые идеальны для роста игрока. А сама игра неизмеримо сложнее придуманных упражнений.
Научиться соревноваться очень важно для достижения успеха. Участие в соревнованиях способствует проверке и воспитанию характера. Это такой труд, в котором не растрачиваются, а напротив - растут физические и духовные силы.http://no-goal.ru
www.dokaball.com
Глава I Прикладные психологические исследования в футболе
Футбол не избалован вниманием психологов. Повышенный интерес общественности к футболу и футболистам создает особые сложности для психологических исследований вообще, и для прикладных в особенности. Практиками народной игры накоплен богатейший психологический опыт работы со спортсменами, наблюдений за футболистами в различных, нередко критических ситуациях. И поэтому тренеры совершенно справедливо ждут конкретных и деловых рекомендаций психологов в связи с решением реальных задач, ежедневно возникающих перед спортивными коллективами.
Как у нас в стране, так и за рубежом имеется некоторый опыт психологических исследований, направленных на решение собственно задач тренеров и футболистов. Но, увы, опыт этот невелик. Дело в том, что до недавнего времени психологи не работали в командах, а лишь эпизодически проводили исследования различных сторон деятельности футболистов, их личностных особенностей, предыгровых психических состояний и др.
Пожалуй, первыми систематически стали проводить психологические исследования в связи с запросами самих команд бразильцы. В обзоре А.Р. да Сильва (1965) подчеркивается, что именно после того как сборная Бразилии стала чемпионом мира в 1958 г. в Швеции, все игроки были подвергнуты тестированию.
Но подобные исследования порой заводят в тупик из-за того, что все тесты создает психолог-философ, в них нет конкретики, поэтому это зачастую становится определенным развлечением. Сколько тестов – столько и мнений.
Бразильские психологи в работе со сборной командой, как правило, не использовали тестов способностей и выявления уровня интеллекта. Эти данные по игрокам сборной команды или кандидатам уже имелись. По существу, психологи решали три основные задачи:
1) изучение личностных особенностей каждого футболиста;
2) исследование социально-психологического климата в команде;
3) оказание непосредственной психологической помощи игрокам и тренерам.
Мною разработана новая методика исследования спортсменов-футболистов, а также и тренеров. Она состоит из конкретных данных о спортсмене: фамилия, имя и месяц рождения, цвет волос. Я исследовал команду «Арарат», юношескую команду интерната спортивного профиля г. Харькова, клуб второй лиги под руководством мастера спорта Юрия Михайловича Несмеяна, команду высшей школы олимпийского резерва при Харьковском облспорткомитете. Верными признаны от 70 до 90 % результатов исследований, в ходе которых изучались личностные особенности футболистов, а также общая ситуация в команде (межличностные отношения между игроками и их контакт с тренером). Данные обследования использовались для того, чтобы облегчить контакт тренера с отдельными игроками и оказать конкретную помощь тому, кто в ней нуждается. Такие исследования особенно актуальны и сегодня: по вышеуказанным параметрам изучить проблемы психологической совместимости в команде, природные физические способности спортсмена, его волевые качества, умение правильно воспринимать и эффективно выполнять задания тренера.
Безусловно, положительным в работе бразильских психологов является акцент на социально-психологических аспектах деятельности футболистов, их взаимоотношениях между собой, с тренером и попытка нормирования психогигиенического режима жизни и деятельности команды. После изучения личностных особенностей футболистов был составлен перечень желательных качеств (психологическая целостность, эмоциональная устойчивость, агрессивность, инициативность, творчество, способность устанавливать нормальные отношения с товарищами, вера в команду и идеи тренера. Чувство принадлежности к команде и др.). Среди нежелательных, но достаточно часто встречающихся качеств у футболистов отмечались повышенная тревожность, неуверенность в себе, демонстративность, чувство неполноценности и др. Объектом психологической помощи были, как правило, игроки именно этой последней группы.
В СССР было много философствований на ниве психологии, что продолжается и поныне. Поэтому тренеры и не шли навстречу, не разрешали психологам подходить к командам. Никакой психологической помощи футболистам не было и в помине. Да и сами главные тренеры к себе игроков близко не подпускали. Нужно обязательно изменить такие отношения в футболе. Меняется и сам футбол, и нагрузки, особенно психологические, неизмеримо возросли. У нас ведь как бывало? Когда футболисту говорят о том, что с ним психотерапевт побеседовать желает, то игрок сразу внутренне возбуждается. Это и понятно – каждый из спортсменов думает про себя: «Что я, ненормальный, что ли?» Конечно же, необходимо терпеливо разъяснять доходчивым языком: что за доктор, и для чего им это нужно. В основе работы психолога с игроками лежат всесторонние знания о каждом из них, об их материальных, бытовых и семейных проблемах.
Прикладная и психогигиеническая направленность психологической работы в футбольной команде Бразилии заслуживает всяческого внимания и специального изучения. А вот попытки теоретического обобщения результатов исследований представляются менее убедительными. Выраженные теологические и психоаналитические интерпретации поведения и деятельности футболистов представляются надуманными и искусственно «привязанными» к прикладным работам и исследованиям, которые, без сомнения, должны способствовать решению конкретных и практических задач.
В популярной прессе в свое время много писали о психологе сборной команды Бразилии, враче-ортопеде по специальности, докторе Гослинге. Кроме своих непосредственных обязанностей контроля за здоровьем футболистов он выполнял функции психотерапевта и прикладного психолога-клинициста. В своей работе доктор Гослинг использовал метод клинического наблюдения за поведением и состоянием игроков и опосредованную и чреспредметную психотерапию. Хороший контакт с игроками, их вера в его профессиональную подготовленность плюс ореол таинственности, созданный с легкой руки журналистов, позволили доктору Гослингу успешно решать важные практические задачи управления состоянием футболистов, формирования у них желаемых установок и отношений, налаживания контакта игроков с тренером и между собой. Безусловно, положительным оказался опыт клинического наблюдения Гослинга, который в ряде случаев позволил ему, человеку с богатым жизненным опытом и знаниями в области практической психологии, достаточно глубоко познать сильные и слабые стороны личностей футболистов.
Резюмируя изложенное, отмечу, что на каждого игрока должна быть заведена специальная карточка, которую с первых дней в детской спортивной школе должен вести психолог. Пополняется эта карточка до совершеннолетия, чтобы потом, когда в командах мастеров заинтересовались игроком, передать ее в тренерский штаб.
Бразилия была не единственной страной, где психологические исследования стали применяться непосредственно в футбольных командах, практика привлечения специалистов в команду чемпионов мира была в известной мере своеобразным толчком для начала более систематической работы в этом направлении и в ряде других стран. Результаты наблюдений, бесед, тестирования показали большое значение учета особенностей игроков и их межличностных отношений в практической работе тренера. Наибольший интерес, пожалуй, представляют шесть аспектов психологической работы с футболистами высокого класса: отбор и комплектование команды; моделирование стрессовых соревновательных ситуаций; идеомоторная тренировка с тактическим уклоном в день игр; непосредственная регуляция предыгровых состояний и индивидуализация воздействий тренера на игроков.
Традиционный набор психологических методик для исследования личности – опросники Айзенка и Тейлора, а также тест Равенна. Применяя их, я совершенно неожиданно обнаружил у футболистов склонность к повышенной тревожности, доминированию, эгоцентризму. Все три методики перед каждый игрой не нужны. Опросник Айзенка на тревожность может как раз и привести футболистов в состояние возбуждения. Мой опыт показывает, что стратегическую установку на игру и ее план полезнее проводить за сутки до матча. Если это делать в день игры, вероятно повышенное возбуждение. А не ожидая «накачки», футболисты сами по себе успокаиваются и настраиваются должным образом на игру.
Продуктивно и достаточно длительно ведутся психологические исследования в западноевропейских сборных, в ходе которых были получены интересные данные в прикладном плане об особенностях внимания, восприятия, тактического мышления, предстартовых и стартовых состояний игроков, коллективной воле и мышлении футболистов. Проиллюстрирую это своим примером: спортсмену с именем и отчеством Дмитрий Евгеньевич игровое мышление обычно передается от родителей. Он и в 18 лет чувствует острую голевую ситуацию и может забить гол. И на каком бы уровне он ни играл, будет голеадором.
Отдельные исследования представляют особый интерес и для управления тренировочным процессом. Например, предложенный некоторыми индекс различия между латентным временем двигательной реакции руки и ноги футболиста использовался в качестве показателя состояния спортивной формы и степени тренированности психических функций в течение всего сезона. Интересен и опыт контроля за уровнем психологической готовности национальной сборной команды по футболу в период чемпионата мира.
А вот наши российские сборные раз за разом демонстрировали полную психологическую неподготовленность к феерическому празднику футбола, которым является мировое первенство. При том, что тренеры национальной команды многократно говорили во всеуслышание, что атмосфера в коллективе дружная, команда боевая и готова бороться.
Как показывают научные публикации, немаловажное значение имеют и психологические интервью с каждым наставником и руководителями футбольных команд. Мнения и установки специалистов были соотнесены с их личностными особенностями, общественным статусом. Получены также данные об эмоциональных проявлениях футболистов, особенностях их жизни, быта, учебы и деятельности.
В другом исследовании изучались особенности отношений тренера и психолога в ходе их совместной работы. На основании опыта практической работы в футбольных юношеских командах им были выделены точки соприкосновения и условия продуктивности подобного сотрудничества. Здесь идет речь уже об организационных вопросах психологического обеспечения футбольных команд.
Отдельные работы, в которых рассматривались различные вопросы американского и европейского футбола, были опубликованы. Исследовалась роль физических и социальных факторов в комплектовании футбольных команд школьников 15–18 лет. Установлены различия в восприятии стиля руководства тренером в зависимости от амплуа игроков команды, их личностных особенностей и поведения.
В недавно проведенном исследовании были показаны роль фактора «чужого поля» и влияние конкретного матча на агрессивное поведение футболистов. И хотя в исследовании при сопоставлении количества штрафных, назначаемых судьями в ворота гостей или хозяев поля, больший акцент делался на поведении судей, нежели игроков, полученные результаты представляют несомненный интерес для практики спорта. В исследовании ставилась задача изучения влияния систематических занятий футболом на развитие личностных качеств у юных футболистов.
Даже из такого краткого обзора психологических исследований за рубежом видно, что в области футбола систематической работы прикладного характера в командах не ведется. Изредка предпринимаются лишь фрагментарные исследования отдельных вопросов психологии личности футболистов, их психофизиологических функций, межличностных отношений. Системы практической работы психологов в командах пока нет. Тематика исследований во многом определяется интересами и задачами самого исследователя, его профессиональной подготовленностью и ориентацией. В связи с этим методическая обеспеченность психологических исследований самая разнообразная – от клинического наблюдения и нестандартных интервью до сложных аппаратурных и бланковых методик. Объект исследования – личностные особенности и социально-психологическая атмосфера, микроклимат в команде. Пожалуй, меньше внимания уделяется исследованию деятельности футболиста, его психологических особенностей.
Но прослеживается и положительная тенденция: стремление руководителей футбольных клубов и тренеров использовать на практике достижения психологии, понимание эффективности сотрудничества с психологами, которых стали, следуя примеру бразильцев, активнее приглашать в профессиональные футбольные клубы.
В России же в командных видах спорта привлекать психологов не принято, и поэтому тренерские штабы работают по старинке. В главной команде страны даже и слышать не желают о психологе, поэтому еще долго на мировой арене мы ничего не выиграем.
Ниже в этой книге я предлагаю свою авторскую методику и опыт применения различных методов изучения психологических характеристик личности. При изучении общепсихологических, типологических и неповторимых свойств личности футболиста мною использованы методы фиксированной установки, беседы со спортсменами, их физиогномика.
Согласен с теми редкими отечественными исследователями, которые отмечают, что большинство тренеров не учитывает индивидуальные психологические особенности спортсменов, возможный эффект словесных воздействий наставников на психическое состояние игроков, не всегда могут владеть собой.
Исследование, изучавшее влияние межличностных отношений на игровое взаимопонимание 17-летних футболистов с использованием социометрических опросов и лабораторных экспериментов с предъявлением деперсонифицированных игровых схем, позволило подтвердить известное в практике положение, что межличностные установки при определенных условиях оказывают существенное влияние на оценочную деятельность футболистов и приводят к нарушению их взаимопонимания и взаимодействия в процессе игры.
Известен опыт применения в студенческой футбольной команде психорегулирующей тренировки и гипнотического внушения с целью улучшения общего самочувствия и работоспособности игроков, ускорения восстановительных процессов и закрепления материала, освоенного в ходе тренировочных занятий.
Непосредственно перед играми (за 30 мин до начала) проводилось идеомоторное повторение фрагментов установки на игру с передачей рапорта тренеру. И, хотя авторы считают эти психотерапевтические методы целесообразными для обеспечения хорошего отдыха до и после игры, снятия излишнего волнения, возможность использования внушенного сна-отдыха, и особенно гипнотизации непосредственно перед игрой, при работе со спортсменами высокого класса вызывает сомнения. Возражения могут быть связаны с двумя обстоятельствами: обстановкой в раздевалке перед игрой и тем, что у каждого большого мастера есть свой ритуал подготовки к матчу, нарушать который очень нелегко да и не всегда целесообразно.
Отношение к психологическим исследованиям становится более положительным, исчезает скептическое отношение или недоверие со стороны тренеров и руководителей команд. Но, для того чтобы реально и с большей отдачей ответить на их теперешние запросы, необходимо решение целого ряда вопросов:
– организационных: необходимо четко сформулировать основу деловых взаимоотношений психолога с руководством команды;
– кадровых: привлечь достаточно квалифицированных психологов с опытом работы в спортивных командах, знающих футбол и достаточно профессионально подготовленных для проведения квалифицированных исследований и практической работы с футболистами;
– методических: покончить с разношерстностью и нестандартностью программ психологического исследования и применяемых методов, связать их с реальными задачами и трудностями, возникающими в командах у тренеров и спортсменов;
– технических: продумать возможность проведения исследований с учетом частых разъездов команды.
Все это вместе взятое в известной мере объясняет, почему психологические исследования в командах проводятся бессистемно, в отрыве от задач, которые стоят перед командами, и практическая ценность результатов этой работы относительная. Однако это не означает и того, что когда-то не придется начинать планомерную работу по психологическому обеспечению футбольных команд, как это делается в настоящее время в других видах спорта. Поэтому при дальнейшем изложении материала основной акцент будет делаться на обобщении практического опыта работы психолога в футбольных командах.
В связи с этим возникает необходимость обобщения уже имеющегося практического опыта, который может оказаться полезным для психологов, только приступающих к работе с футболистами, а также и для тренеров команд высшей и первой лиг, которым придется по роду своей деятельности контактировать с психологами. В этом случае те и другие будут лучше готовы к продуктивному разговору и сотрудничеству. Психолог должен представлять реальные условия практической работы в футбольной команде, специфику деятельности и ситуации, в которой живут и трудятся футболисты, с тем чтобы реальнее планировать свои возможности и быть более практически ориентированным. Для тренера также необходимо знать некоторые особенности психолога, что позволит ставить перед ним реальные и выполнимые задачи, с большей продуктивностью использовать результаты исследования.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
sport.wikireading.ru