1. Словарь футбольных жаргонизмов
Некоторые слова профессионального языка футболистов, такие как «паутина», «рама», «горчичник», крепко вошли в лексикон болельщиков. Современный же сленг игроков еще недостаточно известен. Приводим наиболее распространенные выражения. Только не подумайте, что футболисты говорят исключительно на жаргоне. Просто иногда при обсуждении матча они используют эти специфичные термины.
АРТИСТ — человек всем доволен, находится в идеальном состоянии для той ситуации, в которую попал. Часто это игрок, который творит на поле чудеса.
ВЕЛИКИЙ — чаще шутливая оценка после прекрасно проведенного матча. Это то же самое, что сравнение с Пеле и Марадоной.
ВЯЛИК — оценка игроком своей готовности. Означает вялость, нежелание выходить на футбольное поле (см, также «раскладушка»),
ГРОХНУТЬ — одержать либо неожиданную, либо крупную победу в принципиальном матче (см, также «сгореть»),
ДЕВОЧКА — игрок, падающий при малейшем контакте с соперником и долго валяющийся на газоне.
ЗАВОДСКАЯ КОМАНДА — команда, испытывающая большие проблемы в тактическом и техническом оснащении.
ЗАТРАВИТЬ — перегнуть палку (см, также «травить»).
КЛОУН — нечто среднее между чайником и Петрушкой, означающее, что человек пытается быть значимым, не имея для этого веских оснований.
КОЛХОЗНИКИ — откровенные слабаки, соперники, не способные доставить проблем, употребляется применительно к отечественным клубам.
КОРОЛИ — то же самое, что пижоны. Только короли никогда не наказываются за свое пижонство и всегда добиваются нужного результата (см, также «пижоны»).
КРАСАВЕЦ (он же красавчик) — самый лестный отзыв об игре или возможностях футболиста.
МЕРТВЫЙ — самый негативный отзыв об игре футболиста (см, также «чайник»),
МУЖИК — бесстрашный боец, человек, не показывающий боли, продолжающий играть, несмотря на полученную травму.
НАВОЗИТЬ — довести соперника до сильного утомления посредством лучших функциональных возможностей или благодаря прекрасной комбинационной игре.
НАЕСТЬСЯ — быстро устать, выдохнуться и быть неспособным приносить пользу команде.
НЕ ПЕРЕБАРЩИВАТЬ — просьба-противоядие против травли, настоятельно рекомендующее закрыть ту или иную тему (см, также «травить»),
ОТМОРОЖЕННЫЙ — игрок, не знающий чувства страха, идущий, зачастую неоправданно, в единоборство и не думающий при этом о возможных последствиях ни для себя, ни для противника.
ОТСКОЧИТЬ — добиться нужного результата, того не заслуживая.
ПЕТРУШКА — 1) нечистоплотный или неквалифицированный судья (иногда футбольный функционер), повлиявший на результат матча; 2) балбес, пустой и некомпетентный человек.
ПИЖОНЫ — футболисты, действующие на половину своих возможностей ввиду уверенности в своем превосходстве и окончательной победе.
ПИХАТЬ — высказывать претензии, критиковать в резкой форме.
ПОКУСАТЬ — доставить множество серьезных хлопот оппоненту.
ПРИДУШИТЬ — не дать футболисту или команде развернуться и показать свои лучшие игровые качества. Душить могут как защитники, так и судьи.
РАСКЛАДУШКА — примерно то же самое, что вялик. С той лишь разницей, что ощущается забитость мышц.
СГОРЕТЬ — потерпеть обидное поражение. Сгорает тот, кого грохают (см. «грохнуть»).
СОБАКА — цепкий защитник-персональщик, под чью опеку лучше не попадать.
ТОРМОЗ — футболист, принимающий медленные или очевидно неверные решения.
ТРАВИТЬ — регулярно подшучивать на одну и ту же тему, зачастую на грани фола. Очень распространено между партнерами по команде.
ЧАЙНИК — если мертвый в потенциале может заиграть нормально, то чайнику этого не дано. Он чужак для футбола. Часто именно такую характеристику наши игроки дают приезжающим на просмотр легионерам.
ЦЕПНОЙ ПЕС — игрок таранного типа, постоянно прессингующий оппонентов.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
sport.wikireading.ru
№8 ярдов × 8 футов составляет площадь стандартных футбольных ворот (7,32 м × 2,44 м)11 метров до линии ворот от точки пробития пенальти (12 ярдов)(11-метровая отметка находится от ворот на расстоянии - 10,97 м)Радиус четверти окружности около углового флага - составляет 0,5 метра.Радиус центрального круга - составляет 9,15 метра.Диаметр штанг у ворот не должен превышать 12 см.Вес футбольного мяча - составляет не более 450 г и не менее 410 г.
ААвтогол — мяч, забитый футболистом в свои воротаАрбитр — футбольный судьяАренда - переход игрока на оговоренное клубами время по истечении которого он возвращается обратно в клубАритмия — смена (иногда частая) темпа игры. Аритмия может быть следствием физической усталости игроков или преднамеренной частью игровой концепцииАтака — продвижение к воротам противникаАут (от англ. Out, выход) — выход мяча за боковую линиюАутсайд — фланговый, крайний нападающий, играющий на правом или левом флангеАутсайдер — команда , находящаяся в конце турнирной таблицы
ББанка - лавка запасных, скамейка запасных; голБек (от англ. Back) — игрок обороны в футболеБетон - глухая оборонаБомбардир - самый забивающий игрок клуба или т.п
ВВингер (от англ. Wing, крыло) — крайний атакующий полузащитникВорота (футбольные) - 7,32 метра на 2,44 метраВратарская площадь - площадь внутри штрафной, в которой запрещена любая борьба с вратарем. Из вратарской площади производится удар от ворот.Вратарь — игрок, защищающий ворота.Второй этаж - игра головойВынос - сильный удар с целью разрядить обстановку (см. отбой) лёгкая победа с крупным счётом (сленг).
ГГекса-трик - шесть мячей, забитых игроком в одном матче (упоминается редко)Гол (от англ. Goal, цель) — взятие ворот соперника, для которого необходимо, чтобы мяч полностью пересек линию ворот.Гол в раздевалку - гол на последней минуте первого тайма .С 1 января 2000 года по 1 января 2008 года в интернете есть всего два упоминания этой фразы.С 1 января 2008 года по сей день в интернете фраза упоминалась больше двух тысяч раз.maxim-kasimovГол из раздевалки - гол на первой минуте второго таймаГолкипер (от англ. Goalkeeper) — вратарьГорчичник — жёлтая карточка (жаргон)
ДДевятка — сленговое название верхних зон створа ворот, расположенных справа и слева от рук вратаря в непосредственной близости от перекладины. Название происходит от применяющегося в тренировочном процессе упражнения, в котором в случае попадания игроком в указанные зоны ему начисляется по 9 очков.Дивизион — совокупность команд, составленная по спортивному принципу. Иногда при его формировнаии учитывают также и географическое положение участников. При проведении чемпионата команды дивизиона встречаются только между собой. Родственные понятия — лига, серия и т.п.Дополнительное время — время, добавленное к матчу сверх основного и компенсированного, т.н. экстра-тайм. Назначается обычно с целью выяснения победителя по сумме двух матчей. Дополнительное время состоит из двух таймов по 15 минут каждый. Кроме того, к обоим таймам может добавляться компенсирующее время.Дриблинг — движения игрока, владеющего мячом, с обводкой игрока(ов) соперникаДубль - выигрыш какой-либо командой первенства и Кубка страны в одном сезоне два гола, забитых игроком в течение матча резервная командаДубль-ве — тактическая схема расположения игроков на поле: 1+3+2+5
ЗЗабегание — технический приём, при котором игрок без мяча пробегает мимо игрока с мячом и может получить от него короткий пас.Зажаться — оборонительная стратегия, связанная с плотной игрой на своей половине поля, преимущественно возле своей штрафной, почти всей командой. При этом максимальное действие в атаке — контр-выпад одного — двух футболистов.Защитник — игрок линии обороны .Золотой гол — гол, забитый в дополнительное время, после которого игра заканчивается победой забившей команды.
ИИнсайд — немного оттянутый назад игрок линии атаки, расположенный между линией нападения и линией полузащиты. Играет роль связующего.
ККапитан - лидер команды де-юре , носит повязку , которая отличает его от других игроков .Каре - четыре гола, забитых игроком в течение матча (Покер - более употребительный термин).Катеначчо (от итал. Catenaccio) — тактическая схема с акцентом на обороне и совершаемых тактических фолах .Кипер - вратарь .Компенсированное время матча — устоявшийся термин для обозначения времени, добавленного судьёй к основному времени матча, с целью компенсации различных затяжек, вызванных травмами игроков, заменами и.т.п. С точки зрения русского языка термин не совсем верен, т.к. более правильно называть это время компенсирующим .Контратака — незамедлительный переход в атаку после отбитой атаки противника .Корнер (от англ. corner) — угловой удар .Коуч (от англ. coach) — главный тренер (в Британии - тренер) .Крестовина — стык между штангой и перекладиной .Кубок - турнир, либо целиком проводимый по олимпийской системе, либо решающие матчи которого проводятся по ней. Например, Лига чемпионов, Кубок УЕФА, Кубок обладателей кубков, Кубок мира, кубки отдельных стран символический главный приз, вручаемый победителю соревнованияКруг - фаза группового турнира или чемпионата, на протяжении которой команда встречается со всеми своими соперниками единожды .линия (окружность) , находящаяся в 9,15 метров от центральной точки футбольного поля .
ЛЛайнсмен — судья на линии, боковой судья, помощник судьиЛегионер — игрок клуба, не имеющий гражданства страны, в национальном чемпионате которой он участвует.Либеро — свободный защитникЛига — то же, что дивизион, серия и т.п.
ММатч — состязание двух футбольных команд в течение отведённого футбольными правилами и судьёй времени. Матч состоит из двух таймов.Межсезонье — промежуток времени между чемпионатами .Мяч — спортивный снаряд для игры в футбол.
ННабегание — технический приём, при котором игрок(и) не владеющий(ие) мячом, производит(ят) движение в предполагаемую зону получения навеса.Навес — от навесная передача — пас по воздуху .Накладка — один из терминов , обозначающий опасную игру .Нападающий — игрок линии атаки .Ничья — результат матча, при котором не выявлен победитель. Чаще всего употребляется как существительное, хотя возможно и присутствие в оборотах в ином виде, например, игра ничьяНожницы — технический приём, при котором футболист бьёт по мячу , когда обе ноги скрещиваются в воздухе .Нырок - способ имитации нарушения правил, с целью «выпросить» штрафной удар способ удара головой по низколетящему мячу в падении
ООборона — ликвидация или недопущение опасности своих ворот командными силамиОперативный простор — зона футбольного поля, свободная от футболистов, в которую, в результате грамотных технико-тактических действий атакующей команды, врывается игрок с мячом или доставляется мяч на "набегание" атакующего футболиста.Основное время — номинальный промежуток времени, составляющий для тайма — 45 мин, а для матча — 90 мин. Тайм и матч всегда (за исключением чрезвычайных обстоятельств) длятся не менее указанных промежутковОфсайд — положение «вне игры».
ППас — передача мяча от одного игрока команды другому игроку этой же команды.Пенальти (от англ. Penalty) — 11-метровый штрафной удар (существительное мужского рода) послематчевые пенальти — серия 11-метровых штрафных ударов, назначаемая в кубковых матчах для окончательного определения победителяПента-трик - пять голов, забитых игроком в течение матчаПередача - пас (жаргон)Перекладина — верхняя штанга воротПерерыв — промежуток времени между таймами матчаПерехват — прерывание точного паса игроком противоположной команды.Плеймейкер (от англ. Playmaker) — распасовщик; игрок, через которого чаще всего идут атаки; игрок, делающий игру (как правило, атакующий полузащитник)Подвал — нижняя часть турнирной таблицыПодкат — способ отбора мяча, при котором защищающийся игрок в падении, скользя по траве (подкатываясь), выбивает мяч у нападающегоПокер — четыре мяча (где-то считается пять мячей), забитых игроком в течение матча (Правильный термин тот, который прижился. Так уж получается в языке.)Поле (футбольное в международных матчах) - От 100 до 110 м в длину, от 64 до 75 метров в ширинуПолузащитник — игрок средней линииПредупреждение - устное замечание судьи игроку, нарушевшему правила жёлтая карточкаПрессинг — тактика коллективного отбора мяча, создания препятствий для начала атакиПыр (удар пыром) — удар с носка .
РРамка — ворота (дворовый сленг)Рефери — футбольный судья (главный судья, судья в поле)
ССвипер — свободный защитникСвободный удар — непрямой штрафной удар. Гол после исполнения данного штрафного удара засчитывается только в том случае, если хоть один из игроков любой команды коснулся мяча во время его пути до ворот. Если мяч влетел в ворота, а судья не зафиксировал данного касания, назначается удар от ворот .Сезон - период времени в который входят все матчи входящие в национальный чемпионат, международные матчи, кубок страны. Сезон обычно делится на две части (круг).Серия — то же, что дивизион, лига и т.п.Скрещивание — технический приём, когда игрок с мячом бежит навстречу партнеру и в момент сближения оставляет ему мяч или делает вид, что отдаёт пас, а сам продолжает движение с мячомСтадион — Спортивное сооружение,место проведения матча.Стадия — фаза турнира или чемпионатаСтандарт — одно из стандартных положений в игре — угловой, штрафной или свободный ударСтвор ворот — внутренняя площадь ворот (не включающая перекладины и штанги)Стенка - защитное построение игроков, для уменьшения площади обстрела вороттехнический приём, когда один игрок отдаёт пас другому и получает от него мяч в другой точкеСтоппер — опорный защитникСтрайкер (от англ. Strike, бить или от англ. Striker, молотобоец) — ярковыраженный нападающий, центральный форвард .Сухой лист - удар , при котором мяч летит по сложной дуге. Гол, который забит из углового игроком, подающим угловой без касаний к мячу остальных участников матча.
TТайм — одна из двух частей футбольного матча. Тайм состоит из 45 минут, определённых футбольными правилами, плюс компенсированное время, добавленное судьёй.Точка — отметка в штрафной для пробития 11-метрового штрафного удара. Указать на точку, значит назначить пенальти.Трансферное окно — период времени в котором происходит переход игрока из одного клуба в другой.Трансфер - переход игрока за деньги из одного клуба в другой
УУдаление — исключение из участников матча за две жёлтые карточки в одном матче за особо грубое нарушение без предварительно показанных жёлтых карточек При удалении участнику матча показывается красная карточка и он обязан покинуть поле. Судья имеет право удалять не только полевых, но и запасных игроков, а также тренеров команд.
ФФаворит — команда , у которой больше шансов на победуФинт — обманное движение, обманный прием, исполненный футболистомФорвард (от англ. forward) — нападающийФол (от англ. foul) — нарушение правил
ХХавбек (от англ. Half-back) — полузащитникХет-трик (от англ. hat-trick) — три гола, забитых игроком в течение матча
ЧЧемпионат — соревнование, проводимое с использованием круговой системы. Характерным признаком чемпионата можно считать наличие не менее одной игры с каждой командой своего дивизиона. Как правило, чемпионат состоит из нескольких круговЧердак — верхняя часть турнирной таблицы
ШШведка (Шведа) — сленговое название внешней стороны стопы.Шестёрка — сленговое название нижних зон створа ворот, расположенных в непосредственной близости от обеих штанг. Название происходит от применяющегося в тренировочном процессе упражнения, в котором в случае попадания игроком в указанные зоны ему начисляется по 6 очков.Штанга — боковая стойка воротШтрафная площадь — площадь перед воротами, в пределах которой вратарю позволено играть руками. Любое нарушение правил игроками в штрафной площади своих ворот карается назначением пенальти .
ЩЩёчка (Щека) — сленговое название внутренней стороны стопы.
www.d-camp.ru
Нумерация игроков В футболе игроки не могут выбрать и носить свой любимый номер. Они имеют право носить только те номера, которые соответствуют занимаемой позиции:
Audible — смена тактики и/или построения уже на линии розыгрыша, исходя из построения противника, QB использует для этого кодовые фразы и сигналы. В игре меню audible вызывается нажатием кнопки квадрат.
Automatic first down — результат наказания для большинства нарушений, включающих в себя «пас интерференс» и все персональные фолы. Применяется для нападающей команды в случае если количество ярдов пройденных во время нарушения меньше количества ярдов нужных дя 1-го дауна.
Backfiеld — игроки нападения за линией розыгрыша. Это QB, HB и FB
Blitz — одна из множества комбинаций защиты, в которой LB и/или DB занимают позиции на поле для атаки QB. Задача блица: атаковать и захватить QB (сделать сэк), вынудить его поспешно бросить мяч (создать давление на квотера), тем самым срывая комбинацию нападения. В блице, как правило, участвуют 5 и более защитников, которые будут прорываться непосредственно к QB.
Blocking – блокирование — когда игрок препятствует движению другого игрока используя свое тело. На схемах изображаются так: T — ран-блок, как бы показывая что делаем, шаг вперед и блок. Перевернутая Т будет обозначать пас-блок, шаг назад и блок. Ран-блоки подразделяются еще на несколько. Для примера:
Trap-block — блок при выносе, когда один из гардов снимается со своего места и за линией нападения перемещается на другую сторону блока, что-бы увеличить количество блокирующих на определенном участке.
Reach-block – блок, когда лайнмэн со своего места не может достать защитника напрямую.
Double-team –блок два на одного. Как правило применяется против сильного противника, которого одному не удержать. И так далее.
Bomb — длинный пас на WR который находится примерно за 35-40 ярдов от линии розыгрыша.
Bootleg — комбинация в нападении, когда QB имитирует вкладку мяча HB и одновременно с этим весь блок идет, к примеру влево, а QB и помогающий ему игрок, если он есть — вправо. Такая комбинация еще называется плэй-экшн (play action). Тут два исхода: либо защита поведется на уловку и, скорее всего, будет удачный пас или даже ТД. Если защита среагирует правильно, то результатом комбинации скорее всего будет сэк.
Box — зона со стороны защищающееся команды, напротив оффенсив-лайн, примерно в 5 ярдах, включающая в себя 8 игроков защиты. Это ДЛ ЛБ и нередко СС.
Carry — Вынос мяча, перемещение RB с мячом по полю. В статистике попытки выноса для RB называются carries.
Center — С — игрок нападения, который в начале каждой комбинации передает мяч QB (делает снэп).
Completion — пойманный пас. Требования к пойманному пасу у студентов и профессионалов отличаются.
Clipping – нелегальный блок при котором игрок блокирован сзади и ниже пояса. Наказание — 15 ярдов. Изначально clipping считался любой блок сзади, но теперь это запрещенный блок ниже пояса. Другие блоки сзади наказываются 10-ю ярдами.
Coffin corner – угол игрового поля. Пантер, если он достаточно близко к зачетной зоне соперника, будет пытаться выбить мяч за боковую линию в районе goal line противника. Тем самым вынуждая противника начинать атаку рядом со своей зачетной зоной.
Contain – задача/маршрут для защитников. При внешнем выносе, один защитник, LB или СВ, назначается следить за бегущим, что-бы вовремя разгадать комбинацию и вовремя остановить вынос. Если все идет по плану, RB несущий мяч вынужден будет не идти на внешнюю часть а будет выворачивать в середину, что дает LB отличный шанс остановить его.
Cornerback — CB — корнер бэк- игрок защиты, располагается на широкой части поля, как правило напротив ресивера противника. Его задача прикрывать углы, края поля, для равномерного распределения защиты. Корнербэки относятся ко второй лини защиты (дефенсивбэки).
Counter — это комбинация, когда раннинг-бек делает шаг в одну сторону лишь для того, чтобы получить мяч у квотербека, а после приема мяча бежит уже в противоположную сторону. Делается для временной дезориентации защиты и облегчения постановки блока бегущему.
Cut (cut back) – резкое изменение движения бегущим игроком.
Cut blocking – техника блока у каждого оффенсив-лайнмэна и других блокировщиков (легальный блок ниже пояса, с фронта), в попытке свалить защитника на землю.
Dead ball – мяч который вне игры долгое время.
Defensive back — DB — дефенсив бэк, игрок второй линии защиты. Задача этих игроков, перехватывать пасы и мешать приему паса. А в случае если пас все-же принят ресивером, они должны как можно быстрее остановить его.
Defensive end — DE — дефенсив энд, игрок защиты, располагается на одном из краев линии защиты. Задача — сдерживать любого бегущего игрока нападения с его края или мешать QB бросать мяч. В пасовой комбинации он прорывается к квотербэку.
Defensive line — игроки защиты которые располагаются напротив игроков линии нападения. Линия защиты состоит из эндов (ends), таклов (tackles). Задача: разрушение линии нападения, затыкание дыр в линии розыгрыша, остановка игроков противника, попытки добраться до квотербека.
Defensive tackle – DT- дефенсив-тэкл, игрок защиты. Задача — остановить бегущих противников, желательно до или на линии розыгрыша, пытаться прорваться и сделать тэкл (см ниже) в бэкфилде, помешать игрокам нападения блокировать игроков второй линии защиты, лайн-бэкеров.
Dime — 6-й DB. Называется так потому-что dime имеет ценность как 2 никеля (никель — 5 центовая монетка, или пятый корнербек). Используется против явно пасовой комбинации, против 4 и более ресиверов.
Double foul — ситуация в которой в обеих командах нарушаются правила на одном и том же дауне.
Down – даун, период игры с момента когда мяч вводится в игру до момента когда мяч становится мертвым (dead ball). Команда нападения получает 4 попытки для того чтобы пронести мяч на 10 ярдов. Если это не произошло, мяч переходит к противнику. Как правило это происходит после панта на 4 дауне.
Down lineman – линейный защитник.
Draw – комбинация представляет замаскированный вынос, первоначально эта комбинация выглядит как пасовая. Линейные нападения отходят назад, как будто для защиты квотербэка, который в свою очередь так же отходит назад и вместо паса передает мяч бегущему. Это HB Draw.
Drive — это все время, в течении которого команда находится в атаке, продвигаясь к энд-зоне соперника. Драйвом зовется владение мячом от момента получения мяча (кикофф, перехват, фамбл), до того момента когда команда лишится мяча (потеряет или наберет очки).
Encroachment – нелегальное действие игрока: пересечение линии скриммеджа и контакт с оппонентом до снэпа.
Extra-point – удар с этой точки типичен после каждого тачдауна (extra-point — дополнительное очко, PAT — очко после ТД), мяч располагается на линии 2 ярда в НФЛ, и 3 ярда в колееджах и школах. Удар выполняется, как правило, с 10 ярдов.
Field goal — гол с поля. Приносит 3 (три) очка. Применяется в том случае, если за три дауна не удалось добыть 1 даун, или если заканчивается время во 2 или 4 четверти.
First down — первый даун. Если команда нападения проходит 10 и более ярдов (за 4 дауна), она имеет право на прохождение еще 10 ярдов.
Flanker — игрок, который ловит (принимает) пасы, в основной терминологии называется уайд ресивер (WR). Фланкер — его частный случай. В формации нападения он, как правило, располагается сбоку от тайт-энда, в стороне от линии розыгрыша. На схемах обозначается как Z.
Flat – часть поля между разметкой и боковой линией в близости от линии розыгрыша. Пас направленый раннинг-бэку примерно в эту зону, называется флэт-пас (flat pass).
Formation — расстановка игроков нападения и защиты на поле. Позже этому будет посвящен отдельный раздел.
End zone – зона тачдауна.
Exclusive-rights free agent (ERA) — игрок с закончившимся контрактом, у которого менее 3 сезонов в Лиге (accrued season — если игрок числился в одном из списков команды (активный, травмированных, тренировочный и т.д.) не менее 6 недель, то ему начисляется сезон). Если такому игроку старая команда делает квалифицированное предложение (оговоренное коллективным соглашением Лиги и профсоюза игроков), то он не имеет права вести переговоры с другими командами, и у него 2 выбора: либо соглашаться, либо пропускать сезон.
Restricted free agent (RFA) — ограниченно свободный агент. Игрок с закончившимся контрактом и 3 или более начисленными сезонами в Лиге. Если такой игрок получает от бывшей команды квалифицированное предложение, он всё равно может вести переговоры с другими командами, но только до dead-line — ровно за неделю до драфта. Если одна из команд предложила RFA более выгодный контракт, старая команда может сделать идентичное предложение, и оставить этого игрока у себя. Если она этого не делает, то игрок переходит в новую команду, а старая в качестве компенсации может получить дополнительный пик на драфте от команды, куда ушел игрок.
Unrestricted free agent (UFA) — неограниченно свободный агент. Игрок с закончившимся контрактом и 6 и более начисленными сезонами в Лиге. Может заключить контракт с любой командой.
Undrafted free agent (UDF) — незадрафтованный свободный агент. Игрок, выставивший свою кандидатуру на драфт, но не выбранный ни одной из команд, может подписать соглашение с любой командой.
Franchise player — 2 значения:
Fumble – если мяч выронен (выбили или вырвали из рук) игроком, до касания земли любой части тела игрока с мячом, кроме ступней и кистей, это называется фамбл. В случае если квотербэк исполняет пас, и при попытке броска рука с мячом шла вперед, то при выбитом мяче из рук QB это будет считаться незавершенным пасом, а если рука шла в замах — то фамблом.
Gap — открытое пространство между игроками на линии скриммеджа. Проще говоря, проход между игроками. Обратите внимание на буквы А и В. Этими буквами и обозначаются гэпы.
Goalpost — конструкция в виде U в конце каждой эндзоны на поле, через которую бьются филд-голы и экстра-поинты.
Hail Mary – пасовая комбинация, когда группа WR бежит маршрут номер 9 (прямая линия в энд-зону), в надежде на тачдаун. Что-то вроде последнего шанса.
Handoff — передача мяча от одного игрока к другому, из рук — в руки. Как правило, от квотербэка к раннингбэку.
Hangtime — время, в течение которого мяч после панта находится в воздухе. Если мяч летит 50 ярдов и более и находится в воздухе более 4 секунд, это хорошо. Когда будете смотреть матчи обратите внимание на таймер вверху экрана, при панте — он будет показывать hang-time.
Hash marks — короткие линии вдоль поля, рядом с серединой, обозначающие один ярд. Перед каждым розыгрышем мячик устанавливается на/между линии/линиями. Это зависит от того, где был остановлен мяч в предыдущем розыгрыше.
Holder — игрок, который ловит мяч (ловит снэп) от центра, и устанавливает его в место, откуда будет пробиваться удар. Холдер используется при розыгрыше филдгола или на экстра-поинте.
Hole number — тренерский персонал нападения присваивает номер каждому промежутку, каждому проходу, между игроками нападения. Это делается для того, чтобы игрок, выносящий мяч, знал, в какой проход ему бежать.
Huddle — это когда 11 игроков каждой команды, находясь на поле, обсуждают комбинацию нападения/защиты перед предстоящим розыгрышем. Квотербэк доводит инструкции нападению, а защите — капитан, как правило, лайнбэккер или игрок сэкондари (третьей линии). Доводится план игры: как стоим, как нападем и как защищаемся.
Hurry-up offence – это стратегия нападения, цель которой — пройти как можно больше ярдов максимально быстро, и остановить часы. Это делается, как правило, на финальных 2 минутах игры. Игроки быстро заканчивают, или вообще не делают, хаддл, и приступают к нападению, причем ресиверы проинструктированы после приема мяча выбежать за боковую линию, для того, чтобы остановить часы. Это стратегия из области менеджмента времени. Для того чтобы сыграть hurry-up offence в игре необходимо после розыгрыша нажать и удерживать треугольник, команда построиться на линии при этом будет выбрана последняя схема атаки. Если ее будет необходимо сменить, то можно воспользоваться аудибл.
Holding – Есть два вида задержки:
Interception — мяч перехвачен игроком защищающейся команды. В этом случае команда, перехватившая мяч начинает свое владение с места перехвата.
Intentional grounding — нелегальный пас вперед, вникуда, когда в районе, куда отправлялся пас, не было принимающих, и квотербек не покинул пределы конверта. Если QB вышел из конверта, он волен бросать мяч куда ему вздумается, лишь бы мяч после броска пересек линию розыгрыша. Key — в футболе, это ключевой игрок, ключевая комбинация. Или признак, по которому защита читает нападение и наоборот.
Kick — общее название всех ударов по мячу ногой:
Line of scrimmage(LOS) — Линия схватки проходит поперек поля, параллельно goal line касательно концов мяча с каждой стороны. И линия нападения, и линия защиты встают по виртуальной линии, проходящей по кончику мяча с их стороны. Т.е. и нападение и защита становятся вплотную к мячу. Нейтральная зона — пространство между окончаниями мяча. Когда смотрите матч по ТВ обратите внимание на синюю линию которую режиссеры рисуют на поле. Это и есть линия скриммеджа.
Linebacker — игрок защиты, который располагается за дефенсив лайнмэнами (1-й линией защиты). Как правило, этот игрок (игроки) лучшие тэклеры в команде. В зависимости от построения команды, тренер определяет количество лайнбэккеров на поле. У лайнбэккера двойное назначение: борьба против выноса (и)или против паса.
Схема 4-3:
Схема 3-4:
У LB разные названия в зависимости от занимаемой позиции. В схеме 4-3 это ROLB-Правый внешний, LOLB левый внешний, MLB-средний, это как правило, самый атлетичный игрок в защите. В схеме 3-4 это OLB — outside LB — внешние и ILB — inner LB -внутренние. Еще есть другие названия:
Muff — выроненный мяч, без вмешательства оппонента. Или если мяч коснулся игрока который должен возвращать, а он не поймал его.
Motion — движение, когда один из ресиверов или раннингбэков команды нападения перед снэпом двигается за линией скриммеджа для вскрытия замысла игроков обороны. Одновремнно двигаться может только один игрок.
Neutral zone — нейтральная зона, зона между командами на линии скриммеджа. Кроме центра никто не имеет права находиться в этой зоне до снэпа. Если кто-то заступает в эту зону до снэпа, то обьявляется оффсайд.
Nickel back — дополнительный, 5-й дефенсивбек.
Nose tackle (nose guard) — центральный тэкл, игрок защиты, который располагается точно напротив центра, или нос к носу с ним. Его работа — защита середины от выноса. Отвечает за гэпы А. Применяется в схеме 3-4. Очень здоровый дядька, должен уметь удерживать сразу 2-х блокировщиков.
Offensive line — стена из пяти игроков, которая защищает квотербэка, и расчищает дорогу раннинбэку. В каждой линии есть центр (тот, кто делает снэп), два гарда и два тэкла. Так же, для блокировки команда на этой линии может выставить тайтэнда, который иногда так же относится к оффенсив лайн.
LT--LG--C--RG--RT--TE
Offensive pass interference — интерференция паса именно со стороны игрока нападения: когда игрок защиты (обычно дефенсив бэк) расположен удобнее, чтобы поймать мяч и сделать перехват (interception), игрок нападения (ресивер) в данной ситуации сам выступает в роли защитника и не по правилам мешает поймать мяч. Или же просто в борьбе за позицию, игрок нападения не по правилам освобождается от опекуна. За такое нарушение — нападению пенальти 10 ярдов без повтора дауна. Pass interference — когда защитник мешает приему мяча ресивером. В момент, когда мяч брошен ресиверу, и до приема мяча, его нельзя толкать, держать и т.п.
Officials — люди в полосатых футболках. По-простому — судьи. Они следят за игрой, выявляют, и объявляют нарушения. Судьи, это:
Рефери — главный судья (в белой бейсболке). Он главный на поле, обсуждает выявленные нарушения с другими судьями и принимает окончательные решения. На поле он располагается в бэкфилде нападения, в 10-12 ярдах позади линии скриммеджа. Стоит справа, если квотербэк правша, и слева если левша. Его работа, следить за квотербэком, мониторит все неправильные действия защиты по отношению к квотербэку, мониторит правильность блоков рядом с квотербэком.
Umpire – Ампайр — его задача следить за правильностью экипировки игроков, за правильным количеством игроков на поле, а так же за игрой вдоль линии скриммеджа. Он располагается в 4-5 ярдах за линией скриммеджа на стороне защиты. Отслеживает правильность контактов между нападением и защитой, в случае задержки он определяет и анонсирует это нарушение, записывает все тайм-ауты и очки, в случае дождя следит чтобы мяч перед снэпом был сухим.
Head linesman — главный лайнсмэн — располагается с боковой стороны поля, напротив линейного судьи (line judge) следит за игрой и нарушениями по линии скриммеджа сбоку. Так же его обязанности — следить за командой маркеров, которые устанавливают маркеры линии скриммеджа и линии 1-го дауна. После розыгрыша главный лайнсмен показывает ногой, где остановился игрок с мячом и откуда будет начат следующий розыгрыш. Следит за перемещениями раннинбэков и ресиверов по своей стороне, так же во время паса или кика следит за легальным использованием рук.
Line judge — линейный судья — является помощником главного лайнсмена со своей стороны, а так же ассистирует ампайру в отслеживании задержек и запрещенного использования рук, помогает рефери отслеживать фальстарты и перемещения вперед за линией скриммеджа. Так же он следит за тем, чтобы квотербэк не пересек линию скриммеджа перед пасом вперед, во время панта следит чтобы энды не пересекли линию скриммеджа до удара киккера. Очень важная задача этого судьи — следить за временем игры. Он подсказывает рефери, когда время периода подходит к концу, останавливает часы для двухминутного предупреждения, и т.д.
Back judge — задний судья – выполняет те же обязанности что и полевой судья, см.ниже. Располагается в глубине защиты на расстоянии 20 ярдов от линии скриммеджа, со стороны ресиверов. Следит за правильным количеством игроков защиты, и за расстановкой ресиверов со своей стороны. После этого он концентрирует внимание на поле между ампайром и полевым судьей. В общем и целом он наблюдает за игрой ресиверов. В момент пробития филд-гола или экстра-поинта он вместе с полевым судьей стоит под воротами и отмечает результат удара.
Field judge — полевой судья — Располагается в 20 ярдах в даунфилде со стороны домашней команды. Он отвечает за 40/25 секундное время. (Когда команда заканчивает розыгрыш, она имеет 40 секунд дл начала очередного розыгрыша. В противном случае команда с мячом будет оштрафована за задержку игры. Если остановка игры вызвана передачей мяча при смене команд, таймаутом, травмой игрока, измерением пройденного расстояния и других необычных задержках нормального действия игры, команда с мячом имеет 25 секунд для того, что бы начать игру). Полевой судья так же считает количество защитников, отслеживает любые фамблы, которые случаются в его зоне. Так же отслеживает интерференцию паса, следит за движением тайт-энда, анонсирует интерференции, участвует в принятии решений при обсуждении правильности приема мяча, фамблов и др., после пересечения мячом линии скриммеджа. Следит за правильным применением рук игроками нападения, эндами и ресиверами, игроками защиты, на своей стороне.
Side judge — Боковой судья — располагается в 20 ярдах в даунфилде напротив полевого судьи, и следит за игрой в даунфилде особенно за длинными пасами. В момент пробития филд-гола и экстра-поинта стоит под воротами вместе с ампайром и анонсирует результат удара.
Placekicker — игрок, который выбивает мяч при кик-оффе, экстра-поинте и филд-голе.
Option – комбинация, когда квотербэк имеет выбор – опцию — делать пас или выносить мяч самому. Более всего опция распространена в футболе в школе или колледже, где квотер может быть отличным бегущим. Тим Тибо – типичный представитель опшн-нападения.
Overtime — дополнительное время в случае ничьи в конце матча.
Possession — это владение мячом, время владения мячом. Время от начала драйва, до его окончания. Владение мячом заканчивается, когда команда зарабатывает очки, мяч переходит к другой команде, или в конце первой половины игры.
Post – один из пасовых маршрутов, пас в середину поля. Более подробно о маршрутах будет рассказано похже.
Punt — удар мяча ногой, как правило на 4 дауне, для того, чтобы соперник начал атаку как можно дальше от зачетной зоны команды, которая выполняет пант.
Prevent defense – комбинация защиты, в которой используется глубоко прикрытие своего поля, против длинных пасов. Чаще всего используется, когда команда ведет в счете в конце игры.
Pulling — термин для описания действий лайнмэна атаки. В некоторых розыгрышах, таких как trap (капкан) и sweep (вытяжка), он вместо того чтобы блокировать защитника перед собой, отходит назад и двигается вдоль LOS для блокирования другого защитника.
Quarter defense — формация защиты 3-1-7, 3 DL, 1 LB, 7 DB. 7-й DB называется доллар.
Red zone — Зона между 20 ярдами и зачетной зоной. Удержание оппонента в этой зоне, хотя бы до филд-гола считается моральной победой защищающейся команды.
Return — возврат панта, кика, перехвата, фамбла в направлении энд-зоны нападающей (или бьющей) команды.
Reverse – комбинация, в которой раннинбэк принимает мяч от квотербэка, перемещаясь позади линии скриммеджа в направлении к ресиверу который бежит ему навстречу, а потом передает мяч этому ресиверу.
Route — маршрут движения по полю для каждого игрока в каждой игровой комбинации. Существует так называемое дерево паса.
Но тренер волен обозначать маршруты так, как хочет он.
Rushing — вынос мяча.
Red dog — одно из названий блица.
Sack – текл (захват) квотербэка с мячом позади линии скриммеджа во время попытки паса. Как правило, приводит к потере ярдов атакующей командой.
Safety — это 2 очка команде защиты если ее игроки остановили нападающего с мячом в его зачетной зоне. Замечание: остановка игрока защиты в его зачетной зоне после перехвата не есть сэйфти, в такой ситуации назначают тачбэк.
Scramble — когда квотербэк назначил пас, но не может найти открытого принимающего, он выбегает из конверта, что бы увернуться от сэка, и дать еще времени принимающему. Либо, он сам бежит вперед в надежде пройти сколько-то ярдов.
Sideline — боковая линия поля.
Side zone — зона между боковой линией и хэш-маркс.
Snap — вкладка или выброс мяча от центра – квотербэку. Это – начало каждого розыгрыша.
Sneak – комбинация, в которой QB выносит мяч прямо перед собой, а игроки нападения продавливают защиту. Используется, когда надо пройти очень короткое расстояние до 1-го дауна.
Special teams — спецкоманда. Игроки, которые выходят на поле при кик-оффах, пантах, свободных ударах и филдголах.
Spike — когда квотербэк после снэпа сразу бросает мяч в землю. Относится к Time management (Управление временем). Считается, как незавершенный пас, соответственно время останавливается, чего и добивается в данной ситуации нападение. Не считается intentional grounding. Используется в но-хадл или хёрри-ап-офенс. Для того чтобы сделать спайк, необходимо после розыгрыша нажать и удерживать О.
Strong Side — сильная сторона. Сторона нападения, на которой стоит ТЕ. Если команда, в какой либо формации, не использует ТЕ или выставила 2 и больше, то сильной стороной будет та сторона, где больше игроков нападения на линии скриммеджа.
Tackle — остановка игроком защиты, игрока с мячом.
Еще одно значение — игровая позиция на поле. LT и RT — левый правый теклы в нападении, и DT-дифенсив теклы в защите.
Tight end — TE- тайтэнд, игрок нападения, в принципе, гибрид ресивера и блокировщика. Его место, как правило, рядом с теклом.
LT-LG-C-RG-RT-TE
Touchback — понятие, применяется в том случае, когда при панте, мячик прилетел в энд зону противника и там остался. Команда, в чью сторону выбивался пант, начинает в этом случае с 20 ярдов.
Touchdown — это заветные 6 очков, полученные после занесения мяча в зачетную зону противника. Дают право на так называемый extra point – одно очко, получаемое если пробить по воротам с расстояния 2 ярдов, или 2 очка, если попытаться снова занести мяч в зачетную зону с тех же 2 ярдов.
X-receiver — обозначение на схемах — Х. Ресивер, который располагается на линии скриммэджа. Он же — сплит-энд (SE).
Y-receiver — обозначение на схемах — Y. Так обозначается, как правило, ТЕ.
Z-receiver — обозначение на схемах — Z. Так обозначается фланкер (Flanker) тоже ресивер, только он стоит в шаге от линии скриммэджа.
Еще есть слот-ресивер. Он располагается между ТЕ и фланкером. Как правило, это третий ресивер в команде.
*Использованы материалы сайта nflrus.ru
virtualsports.ru