По швейцарской системе. Швейцарская система в футболе


Швейцарская система

Швейцарская системаШвейцарская система – система проведения спортивных турниров. Особенно распространена в интеллектуальных играх таких как шахматы, шашки, рэндзю, го и т.п.. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила свое название. Характерна тем, что турнир проходит без выбывания и позволяет для определения победителей обойтись небольшим числом туров при большом числе участников.

Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков (более 30), и, несомненно, лучшей системой проведения массовых опен-турниров. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (начиная со второго-третьего) встречаются игроки примерно равной силы, причем победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряженную и интересную борьбу.

Жеребьевка, если она применяется, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием: игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков заведомо различного уровня, в которых слабейшие получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня.

Швейцарская система получила большое распространение в Европе. Здесь проводится множество так называемых "открытых" или "опен" шахматных турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Порядок проведения турнира по швейцарской системе

Желательно, чтобы в турнире участвовало четное число игроков (иначе в каждом туре игрок снизу таблицы будет получать победу без игры – "плюс").

В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Например, при 30 участниках первый (по рейтингу) играет с 16-м, второй с 17-м и т.д.

В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура, групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в ближайшую очковую группу для четности.

Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и черными), в любом случае не допускается три партии подряд одним цветом.

Количество туров определяется количеством участников. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней, для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. Количество туров принимают равным округленному значению двоичного логарифма от количества участников плюс округленному значению двоичного логарифма от требуемого числа призовых мест минус один. Например, чтобы выявить четвертку сильнейших, нужно пять туров при 16 участниках.

Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

Участники, набравшие равное количество очков, распределяются по дополнительным показателям, обычно по коэффициенту Бухгольца. Кроме него (или вместе с ним) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или "коэффициент прогресса" – более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).

Недостатки швейцарской системы

  • Алгоритм сведения пар в турнире достаточно сложен, даже при 40 участниках процесс жеребьевки вручную будет очень трудоемким, начиная примерно с 3 тура. Поэтому в современных турнирах, как правило, используются специальные компьютерные программы для проведения жеребьевки.
  • В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Иногда, из-за небольшого общего числа партий, призеры так и не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что менее справедливо, чем, например, финальный матч претендентов в других системах.
  • Принцип чередования цвета и количество игр белыми и черными в швейцарской системе не всегда удается выдержать.

Таким образом, рассматривая преимущества и недостатки, можно с уверенностью сказать, что швейцарская система, безусловно, является одной из лучших систем проведения крупных турниров, позволяющая справедливо выявить победителя и призеров турнира в короткие сроки при минимальном числе туров.

www.gambiter.ru

По швейцарской системе - ВСпорте.ру - Блоги

По каким формулам обычно играются футбольные турниры? Обычно все сводится к двум схемам: матчи в круг (два круга, три круга и т.д.) или игры на вылет (олимпийская система). Либо же турнир может проходить по смешанной схеме: круговая система (матчи в группах) + плей-офф.

В этом году организаторы в Новосибирске пошли дальше и провели футбольный турнир, можно сказать, по революционной схеме, которая уже больше ста лет успешно применяется в шахматах. Речь идет о так называемой швейцарской системе. Об этом турнире "ВСпорте.ру" поговорил с одним из его организаторов – директором компании «Спортико» (Барнаул) Виктором Безматерных. 

Как пришла идея провести турнир, можно сказать, по шахматным правилам?

- Пришла она неожиданно. Дело в том, что я в школьные годы занимался и футболом, и шахматами, и много соревновался в обоих видах спорта. В шахматах «швейцарка», наверное, была самым частым форматом, поэтому с принципами такой системы я знаком с детства. Подумал, что такая форма соревнований будет интересна и в игровых видах спорта. В данном случае - в футболе. Посмотрел в интернете, проводились ли когда-либо турниры по швейцарской системе. Ничего не нашел. Встречал только предложение идеи футбольного турнира по «швейцарке». А чтобы именно провели турнир - не видел. Решил, что круто было бы провести, по сути, исторический - первый турнир по такой системе. 

- И в чем суть «швейцарской системы»? 

- Сложно объяснить это на пальцах, но если будешь участвовать в таком турнире, "въедешь" в нее довольно быстро. 

- И все-таки...

- В футболе «швейцарка» - это по сути альтернатива кубковым турнирам с олимпийской системой или с турнирами по принципу «группы+плей-офф». Имеет смысл проводить турниры по швейцарке, когда турнир ограничен во времени, но в нем принимает участие много команд. Скажем, тридцати командам для четкого определения мест с первого по тридцатое достаточно всего 7 туров! Главный принцип состоит в том, что если ты лидируешь, то играешь с лидерами, если отстаешь, то - наоборот - играешь с аутсайдерами.

Таким образом проходные матчи для команд могут быть только на стадии первого и второго туров, когда на формирование пар соперников еще влияет первоначальная жеребьевка. А далее, если ты находишься в лидерах, то у тебя, получается, нет слабых соперников. Второй важный принцип – это то, что с одним и тем же соперником ты можешь встретиться за турнир только один раз. В итоге это позволяет действительно объективно выявить чемпиона, а какие-то случайные результаты, если ты действительно хорош, не лишают тебя шансов на призы даже на такой короткой дистанции. 

Пример таблицы футбольного турнира, проведенного по швейцарской системеПример таблицы футбольного турнира, проведенного по швейцарской системе

- В целом понятно, но, конечно, не всё....

- Я же предупреждал! Если хотите вникнуть – можно открыть википедию или зайти на сайт нашей Тотал Лиги, вбить в поиске «швейцарка» и найти материалы, которые более доходчиво все объяснят. Мы же, как добросовестные организаторы, прекрасно понимали, что нам нужно было (особенно в начале турнира) всё разжевывать. Поэтому на нашем сайте пытались это делать. В итоге вроде бы все поняли и оценили. Турнир получился действительно интересным, а команды заняли в итоге свои места абсолютно по делу. Вопросов в объективности швейцарской системы не возникло. Все-таки шахматисты, которые ее придумали, - умные люди. Говорить о том, что у них все впорядке с логикой и расчетами по-моему не надо. 

- Хорошо, турнир провели, командам понравилось... Но есть ли будущее у этой схемы? Или она обречена оставаться экзотикой для футбола? 

- Ну, это уж точно не мне решать, а профессиональным лигам и федерациям. Как по мне, то, допустим, швейцарка, уже сейчас могла бы подойти, например, Чемпионату мира по хоккею. Мне как зрителю неинтересно половину турнира смотреть игры типа Россия - Дания или Россия - Латвия, исход которых практически очевиден.

А если бы на ЧМ применялась «швейцарка», то мы, канадцы, чехи, финны и так далее рубились бы друг с другом, начиная со второго-третьего туров и провели бы минимальное количество "проходных" матчей. Да и в футболе тоже по чемпионату Европы сейчас возникло много вопросов. Португальцы выиграли в основное время всего лишь один раз! Вроде как несправедливо, "коряво" как-то получилось. В швейцарской системе такие претензии просто исключены! Все-таки это очень умная система соревнований. 

- Интересно было бы посмотреть на такой чемпионат Европы! 

- Мне тоже. Но все-таки я думаю, по «швейцарке» он может пройти только на другой планете. Футбол - очень консервативный вид спорта. 

- Но с другой стороны, все в нашем мире меняется очень быстро. 

- Согласен. Нет, я не против, конечно, чтобы лет через сто "швейцарка" в футболе стала привычным явлением, а наш турнир вспоминали бы как первую веху. Мы, конечно, как организаторы в глубине души где-то рассчитываем на такой поворот!

Виктор Безматерных (справа) с Евгением АлдонинымВиктор Безматерных (справа) с Евгением Алдониным

Юрий Тертерян, ВСпорте.ру

www.sports.ru

Швейцарская система - это... Что такое Швейцарская система?

Швейцарская система — система проведения спортивных турниров. Особенно распространена в интеллектуальных играх, таких как шахматы, шашки, сёги, го, рэндзю и им подобных. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила своё название. Характерна тем, что турнир проходит без выбывания и позволяет для определения победителей обойтись небольшим числом туров при большом числе участников.

Условия применения

Традиционно, для получения наиболее объективного результата, турниры проводились по круговой системе, в которой каждый участник играет не менее одной игры с каждым и победитель определяется по сумме набранных очков. Но в круговой системе с увеличением числа участников требуемое число встреч быстро возрастает, поэтому её применение при количестве участников более двух-трёх десятков становится нереальным. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда принимают участие более ста игроков — если в круговой системе им потребовалось бы почти 5000 встреч, то в швейцарской достаточно 500 партий в 10 турах.

Швейцарская система позволяет уменьшить затраты времени за счёт того, что по ней играют некоторое заранее определённое положением о турнире количество туров, а система подбора пар для каждого тура организована так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. По некоторым оценкам[1], при N участниках \sqrt{N+2k} туров справедливо расставляют k+1 первых игроков, на практике применяют формулу \log_2 N + \log_2 k~, округляя при вычислениях значения обоих логарифмов до ближайшего целого. Общее количество встреч определяется формулой \frac{M\times N}{2}, где N — количество игроков (чётное) и M — количество туров (то есть все игроки играют во всех турах).

Порядок проведения турнира

  • В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый (по рейтингу) играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры.
  • В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую очковую группу.
  • Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд (в шашках — четыре) одним цветом, кроме последнего тура.
  • Количество туров принимают равным ⌊log2 N⌋ + ⌊log2(k-1)⌋, где N — число участников, k — число призовых мест (для k = 1 вторая часть выражения принимается равной нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три тура, при 16 — 4 тура и т. д. Чтобы выявить четвёртку сильнейших, нужно соответственно четыре тура при 8 участниках, пять при 16 и т.д…
  • Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
  • Участники, набравшие равное количество очков, обычно распределяются по коэффициенту Бухгольца, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире. Кроме него (или вместе с ним) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или так называемый «коэффициент прогресса» — более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).

Достоинства

Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (кроме первых одного — двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряжённую и интересную борьбу.

Жеребьёвка, если она применяется, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием (нокаут-система или Double Elimination) — игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня.

Недостатки

В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Из-за небольшого общего числа партий иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах.

Если между участниками турнира имеется достаточно заметный разброс в силах, значительная часть партий, особенно в первых турах, оказывается предсказуемой — несмотря на выделение групп по рейтингам, первоначально в одной группе часто оказываются игроки слишком разного класса. Эта проблема решается в системе Мак-Магона, где сильнейшие по рейтингу игроки автоматически получают некоторое количество «стартовых» очков, но эта система имеет свои недостатки.

Один из основных недостатков швейцарской системы применительно к шахматам и шашкам — то, что принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Вообще, правила распределения пар довольно сложны, в настоящее время пары составляются компьютерными программами. Если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то все пары складываются однозначно, то есть не бывает свободы выбора.

Ещё одна техническая проблема — как поступать с выбывшими участниками (при бумажном варианте составления сеток). Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет — в швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных туров, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как в этом случае некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за несыгранные партии. Аналогичная проблема возникает при нечётном числе участников турнира: приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу (правда, имеющему наименьшее число очков).

При компьютерном варианте существует «проблема плохой погоды»: при большом числе единовременно выбывших (добровольно) участников приходится составлять пары вручную, что требует большего опыта (повторно партии между двумя уже игравшими друг с другом игроками проводить нельзя).

В турнирах по швейцарской системе возможны и, в некоторых случаях, желательны для игроков искусственные (договорные) ничьи. Почва для них создаётся, когда встречаются игроки примерно равного уровня, каждый из которых имеет устраивающее его положение в турнирной таблице. В этом случае игрокам невыгодно играть на выигрыш, ведь в острой игре выше вероятность проиграть, а значит, существенно потерять в очках. Такая ситуация провоцирует соперников на явное или «молчаливое» соглашение: начать партию, легко и без обострений поиграть и на втором-третьем десятке ходов согласиться на ничью, независимо от сложившегося положения. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив своё положение без лишнего риска, обычно надеясь получить очки в партиях с более слабыми соперниками. Естественно, договорные ничьи нежелательны: они плохо влияют на качественную составляющую игры, снижают интерес к турниру и, соответственно, привлекательность турниров для спонсоров. Предлагались различные меры искоренения договорных ничьих, такие как введение запрета на ничью по соглашению сторон или изменение порядка начисления очков, но действенность их остаётся под вопросом.

Использование

Швейцарская система получила большое распространение в Западной Европе. Здесь проводится множество так называемых «открытых» или «опен» (англ. open) шахматных турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Пример

В качестве примера здесь приведена гипотетическая таблица турнира по швейцарской системе в шахматы, проведённого между 8 участниками (игрок-1 — игрок-8). Турнир проведён в три тура.

1-й тур Счёт 2-й тур Счёт 3-й тур Счёт Участники Очки
игрок-1 - игрок-8 1:0 игрок-1 - игрок-2 1:0 игрок-1 - игрок-3 1:0 игрок-1 3
игрок-2 2
игрок-2 - игрок-7 1:0 игрок-3 - игрок-5 1:0 игрок-5 - игрок-2 0:1 игрок-3 2
игрок-4
игрок-3 - игрок-6 1:0 игрок-8 - игрок-7 1:0 игрок-4 - игрок-8 ½:½ игрок-8
игрок-5 1
игрок-4 - игрок-5 0:1 игрок-6 - игрок-4 0:1 игрок-6 - игрок-7 1:0 игрок-6 1
игрок-7 0

Количество очков после трёх туров максимально у игрока игрок-1. Он получает 1 место. Дальше идут пары игроков с равным числом очков Если правила турнира предполагают использование коэффициента Бухгольца, то игрок-2 имеет коэффициент 4, а игрок-3 — 5, поэтому второе место занимает игрок-3, третье — игрок-2. Затем идут игрок-8 и игрок-4 (набрано по 1,5 очка, коэффициенты Бухгольца — 4,5 и 3,5), далее — игрок-5 и игрок-6 (коэффициенты 5,5 и 3,5), замыкает таблицу игрок-7, имеющий 0 очков.

См. также

Софийские правила

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Чарльз Уэзерелл «Этюды по программированию» гл 5 Победителей судят.

dic.academic.ru

Швейцарская система — WiKi

Швейцарская система — система проведения спортивных турниров. Особенно распространена в интеллектуальных играх, таких как шахматы, шашки, сёги, го, рэндзю и им подобных. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила своё название. Турнир проходит без выбывания, в каждом туре, начиная со второго, пары соперников отбираются так, чтобы встречались между собой участники, набравшие равное количество очков. За этот счёт из турнира исключаются партии между заведомо несопоставимыми по силе противниками, что позволяет для определения победителей обойтись небольшим, по сравнению с круговой системой, числом туров при большом числе участников.

Условия применения

Традиционно для получения наиболее объективного результата турниры проводились по круговой системе, в которой каждый участник играет не менее одной игры с каждым и победитель определяется по сумме набранных очков. Но в круговой системе с увеличением числа участников требуемое число встреч быстро возрастает, поэтому её применение при количестве участников более двух-трёх десятков становится нереальным. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда принимают участие более ста игроков — если в круговой системе 100 игрокам потребовалось бы 4950 встреч в 99 турах, то в швейцарской достаточно 450 партий в 9 турах (выигрыш в одиннадцать раз).

Швейцарская система позволяет уменьшить затраты времени за счёт того, что по ней играют некоторое заранее определённое положением о турнире количество туров, а система подбора пар для каждого тура организована так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. По некоторым оценкам[1], при N участниках N+2k{\displaystyle {\sqrt {N+2k}}}  туров справедливо расставляют k+1 первых игроков, на практике применяют формулу log2⁡N+log2⁡k{\displaystyle \log _{2}N+\log _{2}k} , округляя при вычислениях значения обоих логарифмов до ближайшего целого. Общее количество встреч определяется формулой M*N/2, где N — количество игроков (чётное) и M — количество туров (когда все игроки играют во всех турах).

Минимальное число туров, необходимое для справедливого определения призовой тройки, в зависимости от числа участников:

участников туров
7—8 5
9—16 6
17—32 7
33—64 8
65—128 9
129—256 10

Порядок проведения турнира

  • В первом туре все игроки упорядочиваются (случайным жребием, или по рейтингу). Пары составляются по принципу: первый из верхней половины таблицы с первым из нижней половины, второй – со вторым, и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает очко без игры.
  • В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую очковую группу.
  • Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд (в шашках — четыре) одним цветом, кроме последнего тура. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер в последней очковой группе (из ещё не получавших очко за пропуск), получает очко без игры.
  • Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
  • Участники, набравшие равное количество очков, обычно распределяются по коэффициенту Бухгольца, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире или по коэффициенту Солкофа, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире, исключая самый лучший и самый худший результаты. Кроме них (или вместе с ними) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или так называемый «коэффициент прогресса» — более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).

Достоинства

Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (кроме первых одного — двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряжённую и интересную борьбу.

Жеребьёвка, если она применяется, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием (нокаут-система или Double Elimination) — игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня. С другой стороны, правила отбора исключают игры заведомо слабых с заведомо сильными, не представляющих никакого интереса.

Недостатки

В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Из-за небольшого общего числа партий иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах.

Если между участниками турнира имеется достаточно заметный разброс в силах, значительная часть партий, особенно в первых турах, оказывается предсказуемой — несмотря на выделение групп по рейтингам, первоначально в одной группе часто оказываются игроки слишком разного класса. Эта проблема решается в системе Мак-Магона, где сильнейшие по рейтингу игроки автоматически получают некоторое количество «стартовых» очков, но эта система имеет свои недостатки.

Один из основных недостатков швейцарской системы применительно к шахматам и шашкам — то, что принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Вообще, правила распределения пар довольно сложны, в настоящее время пары составляются компьютерными программами. Если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то все пары складываются однозначно, то есть не бывает свободы выбора.

Ещё одна техническая проблема — как поступать с выбывшими участниками (при бумажном варианте составления сеток). Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет — в швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных туров, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как в этом случае некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за несыгранные партии. Аналогичная проблема возникает при нечётном числе участников турнира: приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу (правда, имеющему наименьшее число очков).

При компьютерном варианте существует «проблема плохой погоды»: при большом числе единовременно выбывших (добровольно) участников приходится составлять пары вручную[источник не указан 1620 дней], что требует большего опыта (повторно партии между двумя уже игравшими друг с другом игроками проводить нельзя).

В играх с существенной ничейной полосой (шахматы, шашки, сянци) в турнирах по швейцарской системе возможны и, в некоторых случаях, желательны для игроков искусственные (договорные) ничьи. Почва для них создаётся, когда встречаются игроки примерно равного уровня, каждый из которых имеет устраивающее его положение в турнирной таблице. В этом случае игрокам невыгодно играть на выигрыш, ведь в острой игре выше вероятность проиграть, а значит, существенно потерять в очках. Такая ситуация провоцирует соперников на явное или «молчаливое» соглашение: начать партию, легко и без обострений поиграть и на втором-третьем десятке ходов согласиться на ничью, независимо от сложившегося положения. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив своё положение без лишнего риска, обычно надеясь получить очки в партиях с более слабыми соперниками. Естественно, договорные ничьи нежелательны: они плохо влияют на качественную составляющую игры, снижают интерес к турниру и, соответственно, привлекательность турниров для спонсоров. Предлагались различные меры искоренения договорных ничьих, такие как введение запрета на ничью по соглашению сторон или изменение порядка начисления очков, но действенность их остаётся под вопросом.

В играх, в которых ничейная полоса исчезающе мала или отсутствует (сёги, го), подобных проблем нет.

Использование

Швейцарская система получила большое распространение в Западной Европе. Здесь проводится множество так называемых «открытых» или «опен» (англ. open) шахматных турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Пример

В качестве примера здесь приведена гипотетическая таблица турнира по швейцарской системе в шахматы, проведённого между 8 участниками (игрок-1 — игрок-8). Турнир проведён в три тура.

1-й тур Счёт 2-й тур Счёт 3-й тур Счёт Участники Очки
игрок-1 - игрок-8 1:0 игрок-1 - игрок-2 1:0 игрок-1 - игрок-3 1:0 игрок-1 3
игрок-3 2
игрок-2 - игрок-7 1:0 игрок-3 - игрок-5 1:0 игрок-5 - игрок-2 0:1 игрок-2 2
игрок-8
игрок-3 - игрок-6 1:0 игрок-8 - игрок-7 1:0 игрок-4 - игрок-8 ½:½ игрок-4
игрок-5 1
игрок-4 - игрок-5 0:1 игрок-6 - игрок-4 0:1 игрок-6 - игрок-7 1:0 игрок-6 1
игрок-7 0

Количество очков после трёх туров максимально у игрока игрок-1. Он получает 1 место. Дальше идут пары игроков с равным числом очков. Если правила турнира предполагают использование коэффициента Бухгольца, то игрок-2 имеет коэффициент 4, а игрок-3 — 5, поэтому второе место занимает игрок-3, третье — игрок-2. Затем идут игрок-8 и игрок-4 (набрано по 1,5 очка, коэффициенты Бухгольца — 4,5 и 3,5), далее — игрок-5 и игрок-6 (коэффициенты 5,5 и 3,5), замыкает таблицу игрок-7, имеющий 0 очков.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Чарльз Уэзерелл «Этюды по программированию» гл 5 Победителей судят.

ru-wiki.org

Швейцарская система соревнований | Club Board Games

Швейцарская система — один из способов (систем) организации спортивных соревнований. Особенно часто ее применяют при проведении турниров по интеллектуальным видам игр, таким как шашки, шахматы, го и подобные. Особенность этой системы в том, что соревнования проводятся без выбывания игроков. Это позволяет принимать в них участие неограниченному числу спортсменов и определять победителя при небольшом количестве проводимых туров. Впервые такую систему соревнований применили на шахматном турнире, который состоялся в 1895 году в Цюрихе (Швейцария). Именно поэтому она и получила название швейцарской.

Условия проведения

Традиционно принято проводить спортивные турниры по круговой системе, что позволяет получить наиболее объективный результат. При такой организации турнира каждый игрок должен провести не менее одной партии с каждым из участников. По сумме набранных очков определяют победителя. Но при такой системе с каждым новым игроком многократно возрастает количество проводимых встреч. Если же число участников турнира переваливает за 30, то провести такое количество партий становится невозможно. В турнирах, организованных по швейцарской системе, порой участвует больше сотни игроков, и для определения победителя хватает 500 встреч в 10 турах. В круговой системе при таком количестве участников потребовалось бы провести порядка 5000 партий.

Преимущества

Швейцарская система привлекательна тем, что позволяет сократить время на проведение соревнований. При ее применении количество проводимых туров определяется заранее, согласно положению о турнире. В каждом туре система подбора пар организована так, что в итоге позволяет обеспечить четкое распределение мест по количеству набранных очков. В швейцарской системе принято считать, что для определения победителя достаточно столько туров, сколько требуется ступеней для выявления победителя по нокаут-системе при таком же количестве игроков.

Организация турнира по швейцарской системе

Порядок проведения

В турнире принимает участие четное количество игроков. В первом туре подбор пар производится либо случайной жеребьевкой, либо согласно рейтингу участников. При втором варианте составления пар всех участников делят на группы сильнейших игроков и слабейших и составляют пары с учетом рейтинга. При этом самого сильного участника из первой группы ставят в пару к самому сильному из второй, второго по силе игрока из первой группы — ко второму из второй. Например, если в турнире участвуют 60 спортсменов, то первый игрок (по рейтингу) будет играть с 31-м, второй — с 32-м и так далее. Если число участников оказалось нечетным, то игрок под последним номером в первом туре получает очко без игры. Начиная со второго тура игроков делят на группы с равным количеством полученных очков. По итогам первого тура получится три группы участников: выигравшие, сыгравшие вничью и проигравшие. Если в какой-то группе окажется нечетное количество участников, то одного из них переводят в ближайшую по очкам группу. Для следующего тура пары игроков составляют по тому же рейтинговому принципу, но из игроков одной группы: сильнейший игрок из первой половины группы встречается (по возможности) с сильнейшим игроком из второй половины той же группы. Но при этом одни и те же игроки не могут провести в турнире более одной партии. В шахматных или шашечных турнирах, кроме того, должно соблюдаться условие чередования цвета. Чтобы условия были равными, у каждого игрока от тура к туру должен чередоваться цвет фигур (должно быть одинаковое количество игр черными и белыми). В шахматах не допускается подряд три (в шашках — четыре) игры фигурами одного цвета, за исключением последнего тура.

Рассчитывают количество туров, исходя из формулы: [log2 N]+[log2(k–1)], где N — количество игроков, а k — количество призовых мест (при k=1, [log2(k–1)]=0). Например, для определения победителя среди восьми игроков достаточно трех туров, из шестнадцати — четырех и т.д. Чтобы определить четверку сильнейших, достаточно четырех туров при восьми игроках, пяти — при шестнадцати и дальше согласно формуле. Места распределяют по количеству набранных очков.

Если участники набрали равное количество очков, то их распределяют по коэффициенту Бухгольца, который высчитывается как сумма очков, набранная в турнире всеми соперниками данного участника. Наряду с ним возможно применение среднего рейтинга соперников (более высокое место присудят участнику, соперники которого имеют средний рейтинг и выше) или «коэффициента прогресса» — преимущество получит игрок, дольше находившийся во время турнира на более высоком месте.

Купить игру:

www.cbgames.kiev.ua

Швейцарская система

     Швейцарская система — система проведения спортивных турниров. Особенно распространена в интеллектуальных играх таких как шахматы, шашки, го и им подобных. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила своё название. Характерна тем, что турнир проходит без выбывания и позволяет для определения победителей обойтись небольшим числом туров при большом числе участников.

      Традиционно, для получения наиболее объективного результата, турниры проводились по круговой системе, в которой каждый участник играет не менее одной игры с каждым и победитель определяется по сумме набранных очков.

Но в круговой системе с увеличением числа участников требуемое число встреч быстро возрастает, поэтому ее применение при количестве участников более двух-трёх десятков становится нереальным. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда принимают участие более ста игроков — если в круговой системе им потребовалось бы почти 5000 встреч, то в швейцарской достаточно 500 партий в 10 турах.

      Швейцарская система позволяет уменьшить затраты времени за счёт того, что по ней играют некоторое, заранее определённое положением о турнире, количество туров, а система подбора пар для каждого тура организована так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней, для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников.

     В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый (по рейтингу) играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе игроков, игрок имеющий последний номер получает в первом туре очко без игры.

     В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура, групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу.

     Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд одним цветом.

     Количество туров принимают равным ?log2 N? + ?log2(k-1)?, где N — число участников, k — число призовых мест (для k = 1 вторая часть выражения принимается равной нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три тура, при 16 — 4 тура и т. д. Чтобы выявить четвёртку сильнейших, нужно соответственно четыре тура при 8 участников, пять при 16 и т.д…

     Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

     Участники, набравшие равное количество очков, обычно распределяются по коэффициенту Бухгольца, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире. Кроме него (или вместе с ним) могут применяться другие дополнительные показатели. Например,  коэффициент прогресса,  коэффициент Бергера и др.

     Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

     При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (кроме первых одного — двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряжённую и интересную борьбу.

     Жеребьёвка, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием (нокаут-система или Double Elimination) — игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков заведомо различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня.

     В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Из-за небольшого общего числа партий иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах.

     Один из основных недостатков швейцарской системы применительно к шахматам и шашкам — то, что принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Вообще, правила распределения пар довольно сложны, в настоящее время пары составляют компьютерными программами. Если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то практически все пары складываются однозначно, то есть почти не бывает свободы выбора.

     Ещё одна техническая проблема — как поступать с выбывшими участниками (при бумажном варианте составления сеток). Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет — в швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных туров, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как в этом случае некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за не сыгранные партии. Аналогичная проблема возникает при нечётном числе участников турнира: приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу.

     В турнирах по швейцарской системе возможны и, в некоторых случаях, желательны для игроков искусственные (договорные) ничьи. Почва для них создаётся, когда встречаются игроки примерно равного уровня, каждый из которых имеет устраивающее его положение в турнирной таблице. В этом случае игрокам невыгодно играть на выигрыш, ведь в острой игре выше вероятность проиграть, а значит, существенно потерять в очках. Такая ситуация провоцирует соперников на явное или «молчаливое» соглашение: начать партию, легко и без обострений поиграть и на втором-третьем десятке ходов согласиться на ничью, независимо от сложившегося положения. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив своё положение без лишнего риска, обычно надеясь получить очки в партиях с более слабыми соперниками. Естественно, договорные ничьи нежелательны: они плохо влияют на качественную составляющую игры, снижают интерес к турниру и, соответственно, привлекательность турниров для спонсоров. Предлагались различные меры искоренения договорных ничьих, такие как введение запрета на ничью по соглашению сторон или изменение порядка начисления очков, но действенность их остаётся под вопросом. (См. Софийские правила)

Текст доступен на условиях лицензии Creative Commons Attribution/Share-Alike

Источник: juniorchess.ru

chessworldweb.com

Швейцарская система | Детско-юношеский шахматный клуб

 |  Швейцарская система  |   | 

Швейцарская система — система проведения спортивных турниров. Особенно распространена в интеллектуальных играх таких как шахматы, шашки, го и им подобных. Впервые была применена на шахматном турнире в Цюрихе (Швейцария) в 1895 году, откуда и получила своё название. Характерна тем, что турнир проходит без выбывания и позволяет для определения победителей обойтись небольшим числом туров при большом числе участников.

Традиционно, для получения наиболее объективного результата, турниры проводились по круговой системе, в которой каждый участник играет не менее одной игры с каждым и победитель определяется по сумме набранных очков. Но в круговой системе с увеличением числа участников требуемое число встреч быстро возрастает, поэтому ее применение при количестве участников более двух-трёх десятков становится нереальным. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда принимают участие более ста игроков — если в круговой системе им потребовалось бы почти 5000 встреч, то в швейцарской достаточно 500 партий в 10 турах.

Швейцарская система позволяет уменьшить затраты времени за счёт того, что по ней играют некоторое, заранее определённое положением о турнире, количество туров, а система подбора пар для каждого тура организована так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней, для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников.

В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый (по рейтингу) играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе игроков, игрок имеющий последний номер получает в первом туре очко без игры.

В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура, групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, ближайшую, очковую группу.

Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд одним цветом.

Количество туров принимают равным [log2 N} + [log2(k-1)], где N — число участников, k — число призовых мест (для k = 1 вторая часть выражения принимается равной нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три тура, при 16 — 4 тура и т. д. Чтобы выявить четвёртку сильнейших, нужно соответственно четыре тура при 8 участников, пять при 16 и т.д…

Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

Участники, набравшие равное количество очков, обычно распределяются по коэффициенту Бухгольца, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире. Кроме него (или вместе с ним) могут применяться другие дополнительные показатели. Например,  коэффициент прогресса,  коэффициент Бергера и др.

Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (кроме первых одного — двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряжённую и интересную борьбу.

Жеребьёвка, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием (нокаут-система или Double Elimination) — игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков заведомо различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня.

В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Из-за небольшого общего числа партий иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах.

Один из основных недостатков швейцарской системы применительно к шахматам и шашкам — то, что принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Вообще, правила распределения пар довольно сложны, в настоящее время пары составляют компьютерными программами. Если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то практически все пары складываются однозначно, то есть почти не бывает свободы выбора.

Ещё одна техническая проблема — как поступать с выбывшими участниками (при бумажном варианте составления сеток). Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет — в швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных туров, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как в этом случае некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за не сыгранные партии. Аналогичная проблема возникает при нечётном числе участников турнира: приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу.

В турнирах по швейцарской системе возможны и, в некоторых случаях, желательны для игроков искусственные (договорные) ничьи. Почва для них создаётся, когда встречаются игроки примерно равного уровня, каждый из которых имеет устраивающее его положение в турнирной таблице. В этом случае игрокам невыгодно играть на выигрыш, ведь в острой игре выше вероятность проиграть, а значит, существенно потерять в очках. Такая ситуация провоцирует соперников на явное или «молчаливое» соглашение: начать партию, легко и без обострений поиграть и на втором-третьем десятке ходов согласиться на ничью, независимо от сложившегося положения. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив своё положение без лишнего риска, обычно надеясь получить очки в партиях с более слабыми соперниками. Естественно, договорные ничьи нежелательны: они плохо влияют на качественную составляющую игры, снижают интерес к турниру и, соответственно, привлекательность турниров для спонсоров. Предлагались различные меры искоренения договорных ничьих, такие как введение запрета на ничью по соглашению сторон или изменение порядка начисления очков, но действенность их остаётся под вопросом. (См. Софийские правила)

Текст доступен на условиях лицензии Creative Commons Attribution/Share-Alike

Версия для печати

www.juniorchess.ru


Смотрите также