Саамы отметили свой праздник шаманскими обрядами и футболом. Саамский футбол


Саамский футбол и кулинарная загадка: p_syutkin

Ловозеро – небольшой саамский поселок в центре Кольского полуострова. От Мурманска до него километров двести. Впрочем, дорога хорошая, и за наблюдением местных красот из окна машины время пролетает быстро.

Это была последняя точка на нашем туристическом маршруте. В ближайшие дни я буду еще не раз рассказывать про то, что ей предшествовало - Кандалакшу, Умбу, Кировск и другие городки и поселки кольского Заполярья. Прошу простить, что не отвечал на комментарии к предыдущим постам. Места эти богаты разным – зверем, рыбой, дичью. Но вот хорошего доступа в интернет в этом списке нет.

После двух часов поездки за поворотом открывается Ловозеро,райцентр с населением около 3 тысяч человек

Так вот, Ловозеро. Это традиционный саамский поселок. Не надо, конечно, представлять его как стойбище с чумами и кострами. Сегодня он – типичный райцентр с несколькими многоэтажными домами, магазинами, администрацией, и даже собственным зданием суда. Советский колхоз, работавший здесь, оставил богатое наследие. После перестройки пришли шведские инвесторы и помогли построить убойный цех и перерабатывающее предприятие для оленьего мяса. Сегодня, кстати, оно снабжает качественной замороженный олениной в вакуумной упаковке весь полуостров, магазины и рестораны.

Сохранение традиций саамов – весьма чувствительный для населения вопрос. Ведь, самих-то представителей этого народа осталось в России всего чуть более полутора тысяч человек. Причем семьи по большей части смешанные. Есть даже саамско-узбекская чета. Как тут сохранять язык, давние привычки? – Вопрос. В общем, если поколение 40-50-летних еще говорит по-саамски, помнит жизнь в чуме в тундре с родителями, то молодежь уже смотрит в город. Типична ситуация, когда родители живут или здесь, или в самостоятельных общинах в тундре, а дети лишь приезжают к ним на каникулы и в отпуска.

Первый сетевой магазин в поселке. Кстати, я удивился,что "сетевики" здесь проникают даже в самые маленькие райцентры,где живет всего несколько тысяч человек

Главная улица. Естественно - Советская. Есть и памятник Ленину, с которым связана смешная история. При социализме его установили так, что рукой он указывал на местное кладбище. Пришлось разворачивать

Понятно, что сохранение традиций бессмысленно без традиционного образа жизни – тундры, чумов, оленей и т.п. Вот только многие ли сегодняшние городские жители готовы из любви к этим самым традициям вернуться в дикую природу? Вопрос, кстати, не риторический. Поскольку для саама, проведшего многие годы в «тундровых» командировках, возврат к городской жизни ох как не легок. Ему, привыкшему к просторам и чистому воздуху, ежеминутной занятости разными хозяйственными делами, остаться в городе на пенсии – серьезное испытание. Отсюда и тоска, и пессимизм, и водка.

Традиционное убранство саамского жилища (местный музей)

А так оно выглядело лет 200 назад

Загон для оленей - корраль. Там стадо разделяется на группы для отдельных бригад. Часть животных отправляетс на убой, у других спиливают рога

А так корраль выглядит сверху

Вот почему многие саамские семьи на пенсии создают собственные общины в тундре. Мы побывали в одной такой – непарадной, сделанной не для туристов, а для себя. Вот и живет эта немолодая уже пара в чистом поле с десятком оленей. Неделю назад, рассказывают, бродячие собаки испугали нескольких оленей и они убежали в горы. А за пару дней до нашего приезда приходит медведь и наделал бед – задрал важенку. Вот так и живут, но в город не хотят.

Небогатый местный быт

Заполярный кот - хороший товарищ. Ловит он только мышей, на человеческую еду не претендует.Но против медведя - защитник, прямо скажем, никакой

Оставшиеся важенки

Есть, конечно, и рекламно-туристические поселения. Мы еще расскажем о них. Пока им удается остаться на тонкой грани, между показом подлинной жизни и трудностей тундры и откровенной лубочной картинкой. Хочется верить, что эти правдивые элементы сохранятся и в дальнейшем.

А пока в Ловозере действует центр саамской культуры, училище, где готовят девчонок по уникальной специальности. Сегодня она деликатно именуется «хозяйка усадьбы». А в советском перечне профессий это «чумработница». Заводные девчонки, красивые! Вот они играют в местную разновидность футбола – саамский. По легенде (ох, уж этот советский фольклор), женщины в стойбищах, ожидая возвращения мужчин с дальних пастбищ, тоже придумывали себе развлечения – одетые в национальные костюмы гоняли сшитый из оленьей шкуры мяч.

Ну, и напоследок, небольшая кулинарная загадка.  Принимавшая нас семья Михаила и Татьяны Бараковский, их родственников - другого Михаила и Светланы,  - угостили нас для начала местным деликатесом. Вот, как он выглядел в готовом виде на тарелке.

Догадайтесь-ка, что это за блюдо или продукт такой. И как он готовится.

p-syutkin.livejournal.com

Проект на тему "Саамские игры"

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области

Тема: «Саамские игры»

Хвастунова Екатерина Андреевна,

ученица 10 А класса

Руководители: Прохорова Ольга Ивановна

зам.директора по УВР, учитель географии,

Владимирова Светлана Владимировна

учитель физической культуры

МОУ «СОШ № 1 города Жирновска»

Жирновского муниципального района

Волгоградской области

Жирновск, 2014

Однажды я читала своему брату стихи Агнии Барто

Я была в стране Суоми,

Там, где лыжи в каждом доме,

Где стремглав слетают с вышки

Шестилетние мальчишки

И у меня в голове прокрутилось множество вопросов. Что это за удивительная страна Суоми? Где она находиться? Мне стало интересно. Из электронных источников я выяснила, что «суоми» — искажённое слово «саами», самоназвание народа, жившего здесь до прихода финских племён.

Что за народ? Какой он?

Актуальность

Я решила изучить традиции и обряды саамов, национальные игры саамов и обязательно поделиться с ребятами своими находками. Я считаю, что знакомство с историей, культурой и традициями разных народов России не только расширит кругозор учащихся, но и поможет им стать терпимее и уважительнее по отношению друг к другу. Если люди на всей планете научатся ценить и уважать культуру разных народов, то мир станет добрее и справедливее.

Гипотеза

Малочисленный народ саамы проживает на территории России, как и любой другой народ, имеет свои национальные игры

Изученность вопроса

Саамы - малочисленный народ Крайнего Севера нашей страны. Этот народ вызывает большой интерес у учёных. Предметом изучения на протяжении многих лет стали: декоративно-прикладное искусство, жизнь и быт саамов, их традиции и обычаи.

Цель работы:

  1. Выяснить сохранились ли традиции и обычаи саамского народа в современной жизни.

  2. Познакомить учащихся школы с играми саамского народа.

Задачи

  1. изучение литературы по данной теме, познакомиться с саамскими играми и их историей ;

  2. рассказать в классе о саамских играх;

  3. разучить с одноклассниками национальные саамские игры

Объект исследования

Малочисленный народ саамы и его игры

План исследования.

  1. Сбор информации в Интернете, библиотеках города.

  2. Изучение литературного наследия.

  3. Составление словаря и буклета.

Прогнозируемый продукт исследования:

  1. Создание буклета «Саамы далёкие и близкие» для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

  2. Создание мультимедийной презентации для использования на уроках и внеклассных мероприятиях.

  3. Проведение внеклассного мероприятия с использованием собранных материалов по теме.

Методы исследования

1. Научно-поисковые:

- сбор и изучение литературы по данной теме;

- интервью с ребятами из других классов.

2. Аналитические:

- анализ и синтез собранного материала;

- анализ результатов опроса;

3. Систематизирующие:

- систематизация полученных данных.

4. Практические:

- разработка и проведение внеклассного мероприятия « Саамский день»;

- создание буклета «Саамы далёкие и близкие» ;

- компьютерная презентация.

1.Этнография саамов

Работая с историческими документами, я выяснила, что упоминание о саамах встречается еще у Тацита (I век до нашей эры), который писал: эти люди счастливее тех, кто "вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за своё имущество".

А заглянув в этнографическую энциклопедию мы сможем прочитать:

Саа́мы — малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари» (от финского - «жители окраинной земли»). От этого наименования происходит название Лапландия, то есть «земля лопарей».

Сейчас саамы живут компактно на территории 4 государств - Норвегии, России, Финляндии, Швеции.

Народы Севера - это оленеводы, охотники, рыбаки. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ.

Работая со статистическими данными, я получила следующую информацию - по данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Живя одной жизнью с природой, саамы все подчини ей. Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе. Наиболее известные виды традиционной одежды юпа — верхняя одежда из ткани, печок — зимняя глухая одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу.

А отличительной чертой саамской обуви являются загнутые вверх носки. Изготовлением обуви занимаются только женщины. Сшиты хорошей мастерицей такая обувь служит очень долго. В исторических документах я обнаружила интересные факты: пимы и бурки носили по два — три десятилетия. Девушки и женщины, овладевшие этим искусством, особо отмечались окружающими, первой сватали ту девушку, которая умела шить обувь. Смею предположить, что саамы прародители стелек.

Зимой основной пищей саамов оленье мясо и рыба. Для предохранения от цинги употребляют свежую оленью кровь, заготавливают внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляют в похлебку.

Немногие народы имеют свой национальный день. У русских такого дня нет. А вот саамы отмечают Международный день саамов - 6 февраля. Есть у саамов свои гимн и флаг. Во флаге четыре цвета, которые, также как и круг, символизируют объединение саамов четырех стран: Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Цвета флага повторяют традиционные цвета одежды саамов. Красный - огонь, синий - вода, жёлтый - воздух, зелёный – земля.

2.Саамские игры

Спортивные игры есть у многих народов. Подчас именно они отражают их дух. Есть свои традиционные соревнования и у саамов. Они зародились в суровых землях Заполярья. Поэтому многое тут связано с охотой, рыбалкой, оленеводством – всем тем, что помогает выжить человеку здесь, в краю северных сияний.

Современная история саамских игр началась в 1985 году. Согласно правилам, стать участником может каждый желающий. Как и все крупные соревнования саамские игры начинаются с гимна.

Метание аркана на хорей

Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав, свою меткость и ловкость. Это чучело называется хорей. Каждому участнику даётся три попытки. Считается, что этого достаточно как для полного триумфа, так и  для безоговорочного поражения

Стрельба из арбалета

Стрельба из арбалета производится с расстояния 5 метров по мишени в форме волка. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. Очень важно, куда именно волк получит мячиком – от этого зависит количество набранных очков: одно дело – хвост, и совсем иное – голова.

Ловля рыбы.

Для соревнований по ловле рыбы используют жестяную консервную банку, с привязанной к ней леской и блесной. Никому еще не повезло выловить рыбку таким образом, но все надеются на победу.

Саамский футбол

Саамский футбол – это самое захватывающее состязание на празднике. В футбол играют две женские команды в юбках по пять человек. Мяч сшит из шкуры оленя и набит волосами. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом. Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Засчитывается только мяч, который закатился в ворота, а не залетел. В саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

3.Реализация проекта

С недавних времён организовали игры для детей, поэтому мы учащиеся можем с ними познакомиться и поиграть. Что мы с удовольствием и сделали. В школе у нас работает лагерь "Альтернатива". Я предложила включить в программу лагеря саамский день, который включал в себя - знакомство с народом, интерактив- игры, творческую лабораторию, буклет и выставка фотографий.

Посредством игры познаётся культура народа, его самобытность и неповторимость.

Многие игры можно проводить в дошкольных и школьных учреждениях, так как они очень просты и не требуют подготовки.

Моя гипотеза подтвердилась: малочисленный саамский народ имеет свои национальные игры. Надо, чтобы каждый человек задал себе вопрос: « Что я могу сделать для того, чтобы о культуре и традициях малых народов помнили?»

Рассказывай друзьям о том, что ты узнал нового о малочисленном саамском народе, изучай игры этого народа, играй вместе со своими друзьями на уроках физкультуры и на переменках. В процессе исследовательской работы я пришла к выводу: что, несмотря на то, что саамский народ малочисленен, традиции и обычаи его сохраняются. В этом большая заслуга самого народа, который, преодолевая все трудности, пронёс через века свои традиции и обычаи, а молодое поколение стремится сохранить их.

Перспектива работы

  1. Продолжить работу по изучению традиций и обычаев саамов.

  2. Составить сборник саамских игр для детей.

  3. По собранным материалам о саамах провести устный журнал в младших классах.

Список использованной литературы

Книги:

  1. Большаков Н.П. Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем.- Мурманск: Кн. изд-во, 2005.-416 с.,(8) л.илл.

  2. Валамина Ю. Гоняли мяч девицы на болоте/Л. Валамина// Мурманский вестник. – 2008.- № 175.-С. 1

  3. Воронова О. Чахкли. Стихи// О.Воронова, Мурманск: Кн. изд-во, 1989.- 24

  4. Декоративно-прикладное искусство Кольских саамов. - Мурманск, 1985. - С. 1-8.

  5. Карху Л. От «саамских игр» душа ликует/ Л. Карху// Мурманский вестник.-2008.-№ 112-113.-С.1

  6. Киселев А. А., Киселева Т. А. Саамы: История, экономика, культура/ Киселев А. А., Киселева Т. А., Мурманск: Кн. изд-во, 1987.-207с.

  7. Лукьянченко Т. В. Материальная культура саамов (лопарей) Кольского полуострова в конце XIX-XX в./ Лукьянченко Т. В.- Мурманск: Кн. изд-во, 1981.

  8. Полярная энциклопедия школьника. Арктика - мой дом: Народы Севера Земли. – Мурманск: Кн. изд-во, 2001. - С.155-158.

  9. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. – Мурманск: Кн. изд-во, 1990.

Ушаков И.Ф., Киселёв А.А.История родного края: Мурманская область. Уч. пособие/ И.Ф.Ушаков, А.А. Киселёв. – Мурманск: Кн. изд-во, 1984.-С.: 3-16.

Электронные ресурсы:

https://ru.wikipedia.org

http://traditio-ru.org

http://lovozero.net

http://www.endlessplanet.org

infourok.ru

Саамы отметили свой праздник шаманскими обрядами и футболом

Саамы Мурманской области отметили день коренных народов мира в городе Апатиты большим праздником, в программе которого были народные песни, танцы, шаманские обряды и женский саамский футбол.

АПАТИТЫ (Мурманская область), 9 авг - РИА Новости, Анастасия Яконюк. Саамы Мурманской области отметили день коренных народов мира в городе Апатиты большим праздником, в программе которого были народные песни, танцы, шаманские обряды и женский саамский футбол.

Саамы являются коренным народом Кольского полуострова, живут в основном в Кольском, Терском, Ловозерском и Ковдорском районах. По данным переписи населения 2010 года, в области проживают 1,6 тысячи представителей этого народа. Саамы живут на территориях своих предков, стараются сохранять самобытный уклад жизни и собственный язык. Большинство живут родовыми общинами, занимаются оленеводством, рыболовством, народными промыслами.

Кадриль и футбол по-саамски

У саами много традиций, сохранившихся от предков. Они проявляются в народных костюмах, главные цвета которых синий и красный, в головных уборах, в песнях, народных забавах, вроде перетягивания палки, и в танцах. Один из главных - саамская кадриль.

"Я учила этот танец у родителей. Теперь мои дети танцуют. Есть элементы - три человека танцуют вместе - это упряжка, есть элемент - ручеек. Этот танец был утрачен, наши родители восстанавливали его по движению", - рассказала представительница саами Анна Сапельникова.

А вот в футбол у саами играют только девушки - это старинный обычай. Кожаный мяч, набитый оленьей шерстью не катают, а толкают. Причем, играть нужно в длинных сарафанах до пят - это дает возможность при возникновении опасной ситуации на поле просто спрятать мяч в длинных юбках.

"Это часть саамской культуры. В эту игру играли еще наши бабушки. Это очень весело и азартно - нужно просто затолкать мяч в ворота противника. Воротами может служить все что угодно, даже кусты. Нельзя брать мяч в руки, толкаться и жульничать. Можно зажать мяч ногами под юбкой", - рассказала одна из участниц футбольного матча в день коренных народов мира Анна из села Ёна.

Язык жив, пока на нем говорят

Анна не говорит по-саамски. Язык уже ушел из семей, из школ, и даже немногие его носители в обычной жизни предпочитают говорить по-русски.

"Это очень большая проблема. Раньше говорили на разных диалектах, теперь бы просто сохранить саамский язык. У молодежи нет заинтересованности, в селах не говорят, не используют в семьях. Есть единицы из тех, кто является носителями, мы их записываем на магнитофон, потому что язык уходит", - рассказала председатель родовой общины Ёна Татьяна Цмыкайло.

С этой же проблемой столкнулись редакторы единственной в России саамской радиостанции - она находится в селе Ловозеро. Радиостанция начала вещание в августе пока только в интернете, идет набор сотрудников

"Трудно найти молодых людей - дикторов, которые в совершенстве владеют саамским языком. Мы нашли несколько дикторов, но им уже за 50 лет", - рассказала директор станции Валентина Совкина.

Впрочем, в последние годы, отмечают сами саамы, к языку стали относиться бережнее - организуются курсы, летние лагеря для молодежи, где единственным языком общения является саамский.

"Я верю, что заговорят саамы на своем языке. Нужно время и желание", - с уверенностью говорит Татьяна.

Загадай желание и сожги его

Один из важных элементов любого саамского праздника - шаманский обряд. Правда, настоящие шаманы, в силу которых до сих пор верят многие саамы, не стремятся к популярности, предпочитают ворожить с глазу на глаз.

"Люди обычно не говорят, вот я шаман, я тебе помогу. Он старается помочь, обращается к духам, но нет гарантии, что все произойдет так, как просит шаман. Люди верят, потому что шаманизм существует, духи есть везде", - объясняет молодой саам Семен Большунов.

По его словам, все представители саами, особенно старшего поколения, что-то умеют - лечить болезни, менять погоду, общаться с духами.

"А шаман обладает большими способностями. Если какая проблема, идут к шаманам и просят. Если олени исчезли - просят найти, чтобы рыба пришла. Стараются по мелочам шаманов не тревожить", - объясняет Семен.

Шаман Надежда не раскрывает секретов, говорит, что почувствовала свои особые способности в детстве, с тех пор общается с духами - шаманит.

Несколько сотен человек, которые пришли на праздник в Апатитах, по традиции написали свои заветные желания на кусочках бумаги, которые во время обряда шаман бросила в огонь.

Надежда на саамских духов и господдержку

Впрочем, саамы рассчитывают не только на добрые силы. Чтобы выжить, остаться единым народом, сохранить уклад жизни и самобытную культуру, нужны немалые средства. Сегодня, признают они, поддержка государства, прежде всего финансовая, ощущается как никогда прежде.

Об этом же говорит статистика: количество родовых общин на Кольском полуострове постепенно растет. Сегодня их 21, еще три - в стадии формирования.

"Поддержка коренных малочисленных народов осуществляется по двум направлениям: ведомственная программа социального и экономического развития коренных малочисленных народов мира. Вторая часть - по линии агропромышленного комплекса, поддержка традиционного оленеводства", - рассказал заместитель губернатора Мурманской области Павел Богушевич.

По его словам, представителям коренных народов выделяются земли под пастбища, рыбопромысловые участки. В этом году саамские общины бесплатно получили квоты на вылов рыбы: 375 тонн трески и пикши, 15 тонн семги, без ограничения можно ловить щуку, налим.

Кроме того, еще одна идея, которую представители правительства обсуждают с оленеводами, это введение моратория на убой самок оленя на ближайшие два-три года.

"Необходимо нарастить поголовье оленя на Кольском полуострове, чтобы этот промысел был более рентабельным. Можно за пару лет быстро нарастить поголовье до 75 тысяч (сейчас 50 тысяч). А объем производства мяса увеличится в 2-2,5 раза", - пояснил Богушевич.

ria.ru


Смотрите также