Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной группе:
1. Прыжки в глубину с последующим вертикальным выпрыгиванием (высота спрыгивания 70 см, ЧСС 170-180, 10 повторений по 3 сек, 7 секунд пауза, 4 серии, пауза между сериями 10 мин, десятиминутные паузы заполняются упражнениями с мячом.
2. Бег и прыжковые упражнения с отягощениями. Абсолютно различные вариации серий и повторений.
3. Прыжки с разбега (толчком одной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12 раз. t отд. = 25-30 сек.
4. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. 4-5 скамеек по 2-3 серии, t отд. = 25-30 сек.
5. Прыжки на скакалке (на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз).
6. Полуприседания с партнером на плечах. 4-5 серий по 18-20 повторений, t отд.=30-45 сек.
7. Подъем на носки с партнером на плечах. 4 серии по 18-20 повторений, t отд. = 40-45 сек.
8. Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии, t отд. = 25-30 сек.
9. Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений, t отд. = 30-35 сек.
10. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. (5-6 прямых по 20 м).
11. Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков, t отд. = 15-20 сек.
12. Выполнение беговых и прыжковых упражнений на матах и песке.
13. И.п. – стоя на одной, другая – бедро поднято вверх в небольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди. 4-5 серий по 15-20 повторений, t отд. = 25-30 сек.
14. Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 повторений, t отд. = 25-30 сек.
15. "Короткие" прыжковые упражнения с акцентом на максимальную скорость передвижения.
На тренировочных занятиях мы использовали эту программу следующим образом: когда на тренировке шло целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств, то мы предлагали занимающимся 4-5 упражнений из данной программы. Также к этим заданиям мы предлагали 1-2 упражнения на развитие другого качества. А когда на тренировочном занятии шло развитие, к примеру, скоростных способностей, то мы добавляли к тем упражнениям 1-2 задания малой интенсивности для развития прыгучести.
Экспериментальная группа занималась по специальному комплексу. Распределение основных средств скоростно-силовой подготовки выглядело следующим образом: "длинные" прыжковые упражнения с отталкиванием не в полную силу, упражнения с отягощением, "короткие" прыжковые упражнения с акцентом на максимальную скорость передвижения, ударный метод развития силы. Затем был запланирован активный отдых для реализации тренировочного эффекта, который осуществлялся в виде спортивных игр и игровых упражнений. Далее на фоне возросшего уровня скоростно-силовой подготовки нами проводилась целенаправленная работа над повышением скорости бега и стартового разгона. Занимающиеся серийно пробегали отрезки разной длины (30-80 м), причем со скоростью, близкой к предельной.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в контрольной группе:
1. Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3-4 скамейки по 4-5 серий.
2. И.п. – скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 повторений.
3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по 10-15 повторений, t отд. = 30-40 сек.
4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, t отд. = 30-40 сек.
5. Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40-50 прыжков по 3-4 серии (высота подскока выше среднего).
6. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 5-6 прямых по 15-20 м.
7. Бег и прыжковые упражнения с отягощениями. Короткие отрезки.
На тренировочных занятиях в контрольной группе эта программа применялась следующим образом: когда на тренировке шло развитие прыгучести, то подопечным предлагалось 3-4 упражнения на ее развитие и 1-2 упражнение на развитие другого качества. На тренировках в этой группе в большей степени использовалось сочетание заданий, направленных одновременно на развитие нескольких физических качеств.
Результаты подсчетов исходных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика показателей исходного развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом.
Название теста Группа | Прыжок в длину с места \см\ | Бег 20 м \сек\ | 5-и кратный прыжок \м\ |
Экспериментальная | М=184+3,25 | М=3,90+0,03 | M=11,23+0,34 |
Контрольная | М=183+2,83 | М=3,94+0,04 | M=11,37+0,42 |
Дети, не занимающ. спортом | М=159+3,08 | М=4,44+0,03 | M=10,22+0,56 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 1, показывают, что в трех тестах статистически достоверные различия практически отсутствуют.
Следовательно, можно сказать, что у экспериментальной и контрольной групп почти одинаково развиты скоростно-силовые качества, проявления которых требуется в этих тестах.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что в трех тестах есть статистически достоверные различия.
Результаты подсчетов промежуточных данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика промежуточных показателей скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом (январь 2007).
Название теста Группа | Прыжок в длину с места \см\ | Бег 20 м \сек\ | 5-и кратный прыжок \м\ |
Экспериментальная | М=194+3,25 | М=3,8+0,03 | M=11,77+0,34 |
Контрольная | М=185+2,83 | М=3,86+0,04 | M=11,55+0,42 |
Дети, не занимающ. спортом | М=164+3,08 | М=4,31+0,03 | M=10,33+0,56 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по упражнениям, представленным в таблице 2, показывает, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов 12 – 13 лет в экспериментальной группе уже дала положительные результаты. В тестах есть изменения в лучшую сторону. В прыжке в длину, например, экспериментальная группа прибавила с ощутимой по сравнению с контрольной группой разницей. Следовательно, можно сказать, что мы на правильном пути.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что во всех тестах имеются статистически достоверные различия. Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом (но занимаются по упражнениям их контрольной и экспериментальной программ), а другие – регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств.
Результаты подсчетов итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Название теста Группа | Прыжок в длину с места \см\ | Бег 20 м \сек\ | 5-и кратный прыжок \м\ |
Экспериментальная | М=201+3,25 | М=3,53+0,03 | M=12,02+0,34 |
М=189+2,83 | М=3,73+0,04 | M=11,82+0,42 | |
Дети, не занимающ. спортом | М=166+3,08 | М=4,21+0,03 | M=10,69+0,56 |
Характеристика итоговых показателей скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом (май 2007).
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по тестируемым упражнениям, представленным в таблице 3, показывает, что в скоростно-силовых упражнениях экспериментальная группа ощутимо превзошла контрольную. Это говорит о большей эффективности экспериментальной программы по развитию скоростно-силовых качеств, нежели программы, которая применялась в контрольной группе.
В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная программа по развития скоростно-силовых качеств является достаточно эффективной.
Это подтверждается следующими фактами:
Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя восемь месяцев применения этой программы, оказались выше, чем у детей занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в контрольной группе, неэффективна и ее нельзя использовать в тренировочном процессе. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах. Во-вторых, обе программы по развитию скоростно-силовых способностей существенно отличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе, небольшое количество упражнений – всего семь (см. выше), а в программе, которая применялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – их насчитывается пятнадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений и вариативность. Использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений (В.Л. Сыч, 1995). Применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнение сгибания и разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическая нагрузка).
Плюс, в программе экспериментальной группы присутствовало одно из самых значимых упражнений уступающе-преодолевающего характера, на развитие взрывной силы - прыжки в глубину с последующим вертикальным выпрыгиванием. Это немаловажный фактор.
Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которые присутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, в экспериментальной группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в продолжительности времени отдыха между сериями). Например, в прыжках через гимнастическую скамейку - количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой - пробегаемое расстояние и т.п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения. Например, в экспериментальной группе футболисты выполняли беговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах и песке. Это упражнение позволяет заставить спортсмена применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленный суставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. Следовательно, когда спортсмен после таких тренировок в игре применяет прыжок или отталкивание от относительно твердого газона при ускорении, он уже не будет проявлять те усилия, которые имели место в заданиях на матах, а, значит, и прыгать будет выше и отталкиваться быстрее. Такие упражнения очень часто используются на тренировочных занятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.
Кроме того, в разработанной нами программе, которая применялась в экспериментальной группе, также присутствуют упражнения чисто силового характера, а именно: полуприседания с партнером и подъем на носки с партнером на плечах. Так, если бы эти упражнения выполнялись без партнеров, то они служили в большей степени для укрепления связок коленного и голеностопного суставов, а не для увеличения силы ног. А так от спортсмена требуют, чтобы он преодолел расстояние из полуприседа до основной стойки с применением силы мышц бедер и икроножных мышц. То есть, эти два задания направлены именно на акцентированное развитие силы мышц ног.
В этом и есть самая важная отличительная черта двух программ.
В выше приведенном тексте было обосновано то, что программа тренировки по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе.
Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальную программу по развитию скоростно-силовых качеств футболистов 12 – 13 лет для широкого использования тренерам по футболу.
football-train.livejournal.com
Аннотация
В статье представлены результаты проверки экспериментальной методики занятий с юными вратарями на основе использования прыжков в различных направлениях.
Ключевые слова: подготовка вратарей в футболе, прыжки, скоростно-силовые и координационные способности.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным для теории и практики тренировочной деятельности является разработка средств, форм и методов развития координационных способностей у юных вратарей. Игра вратаря осуществляется в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности [1].
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [4].
В период с 14 до 17 лет совершенствуется координационные способности, дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня. В связи с этим необходим подбор адекватных средств и упражнений тренировки для футболистов, особенно вратарей [3,4].
МЕТОДИКА
С целью повышения уровня развития координационных и скоростно-силовых способностей у юных вратарей в тренировочный процесс была внедрена методика занятий с использованием комплексов упражнений в прыжках с мячом и без мяча. В экспериментальной группе в течение трех месяцев с вратарями использовались прыжковые упражнения в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) толчком одной и двух ног (правой, левой и двумя) и их сочетания. В каждой тренировке (до 2-х часов) количество прыжков составляло от 25 до 35 упражнений в подготовительной и от 20 до 40 прыжковых упражнений и их серий - в основной части учебно-тренировочного занятия. При этом используется различное сочетание прыжковых упражнений, как с мячом, так и без мяча, с ловлей мяча и отбиванием (одной и двумя руками, головой и ногой). (Рис.1).
Рис.1. Схема комплексирования упражнений в прыжках с мячом и без мяча в подготовке юных вратарей в футболе
Для оценки скоростно-силовых, скоростных и двигательно-координационных возможностей юным футболистам был использован тест «крест», разработанный В.Е. Даевым, который информативен при ориентации вратарей и нападающих [2] (рис.2).
Условные обозначения: 1 - прыжок лицом вперед; 2,3 - боком; 4 - спиной вперед.
Рис.2. Схема проведения тестового задания «крест» (по В.Е. Даев, 2007)
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В эксперименте участвовали две группы вратарей (14-15 лет) по 12 человек.
В результате применения комплекса специальных прыжковых упражнений на учебно-тренировочных занятиях у юных вратарей экспериментальной группы увеличилась длина прыжков по сравнению с первоначальными и данными, полученными у вратарей из контрольной группы (таблица 1).
Таблица 1
Результаты длины прыжков (см) у юных вратарей (М+m) (по В.Е. Даеву)
Сроки педагогического эксперимента |
ЭГ (12 чел) |
КГ (12 чел) |
р |
В начале |
339+11 |
341+12 |
>0,05 |
По окончанию |
378+12 |
351+11 |
<0,05 |
р |
<0,05 |
>0,05 |
|
ВЫВОД
Таким образом, применение комплекса специальных прыжковых упражнений в различных направлениях и их сочетаниях на учебно-тренировочных занятиях позволило повысить уровень развития координационных и скоростно-силовых способностей юных вратарей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.
2. Даев, В.Е. Оптимизация спортивного отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Даев Вячеслав Евгеньевич. - Малаховка, 2007. - 176 с.
3. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М. : Изд-во «АСТ», 1998. - 272 с.
4. Шамардин, А. А. Координационные способности юных футболистов как критерий прогнозирования их специфических двигательных возможностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1 (25). -С. 115-117.
Контактная информация: [email protected]
sportfiction.ru
Исследование энергетики прыжков, представляющих наиболее сложный по координации раздел фигурного катания, позволяет расширить представление о них, определить их место в общем комплексе упражнений, найти новые варианты работы над ними, более осознанно подойти к составлению программ, чередованию элементов.
Исследования показали, что фигуристов отличает относительно низкий уровень потребления кислорода (менее 3 л в 1 мин.) во время произвольного катания и в начальном периоде восстановления. При этом наблюдается высокая частота сердцебиений (до 180 сокращений в 1 мин. и выше). Расхождение данных энергетики и частоты сердцебиений исключительно интересно. И для его изучения была проведена серия опытов, в которых определялось не только минутное потребление кислорода, но и общая кислородная стоимость прыжков и других групп упражнений произвольного катания. При этом измерялась частота сердцебиений в различных сериях упражнений и при выполнении основных групп элементов. Отдельно исследовались фигуры с большой технической сложностью, включающие безопорную фазу и требующие высокого эмоционального напряжения: прыжки, фигуры со средней технической трудностью, выполняемые со средней эмоциональной напряженностью и с высоким удельным весом статической работы, вращения и фигуры с малой технической трудностью, преимущественно динамического и циклического характера, выполняемые на низком эмоциональном фоне, — простые шаги.
Три теста, каждый по одной минуте, отражали обычные условия произвольного катания. Первый тест — пять прыжков с отдельным разбегом для каждого: одинарный аксель (два раза), двойной сальхов (два раза), двойной тулуп (один раз). Второй тест— пять вращений с отдельным подходом каждое: в ласточке: (два раза), в волчке (два раза), стоя (один раз). Третий тест — шаги в среднем темпе (26— 28 шагов за 20 сек.): перебежки вперед по параграфу (20 сек.), троечные шаги назад-наружу (20 сек.), шаги по прямой, так пазы-иаемые «Джексоны» (20 сек.). Регистрация частоты сердечных сокращений проводилась телеметрическим методом.
Оказалось, что кислородное потребление за минуту работы, а также в первую минуту восстановления находится в пределах 2 л. Это свидетельствует об относительно низком уровне энергетики при выполнении фигур произвольного катания вообще и прыжков в частности.
Общая кислородная стоимость простых шагов оказалась относительно большой по сравнению с кислородной стоимостью прыжкои и вращений. Величина ее наименьшая при выполнении вращений. Исследование частоты сердцебиений во время выполнения тех же упражнений показало, что учащение сердцебиений наибольшее во время выполнения прыжков (до 200 сокращений сердца в мин.). Частота сердцебиений при простых шагах и вращениях меньше, чем во время прыжков. Так, средние величины частоты сердечных сокращений при выполнении шагов — 167 в мин., при вращениях — 160, в прыжках — 175 сокращений в мин.
Существенных различий в частоте сердцебиений в шагах и вращениях нет. Как видно на рис. 65, время восстановления частоты сердцебиений после вращений наименьшее, а после прыжков наибольшее. Частота сердцебиений во время прыжков различной трудности, выполняемых одним спортсменом, наибольшая в прыжках высокой трудности со значительным риском падения.
Непрерывная регистрация частоты сердцебиений во время произвольного катания показала наибольшее учащение сердцебиении и тех местах, где выполнялись прыжки и каскады прыжков (рис. 66). Исследования показывают, что произвольное катание проходит в условиях значительного расхождения величин потребления кислорода и частоты сердцебиений. Это расхождение тем больше, чем более выражено рациональное использование механических закономерностей выполнения элемента и чем более эмоционально напряженным является упражнение (высокие, многооборотные прыжки, каскады прыжков). Первое условие связано с экономизацией энергозатрат, второе — со взрывным характером некоторых упражнений фигуриста.
Сложная по координации двигательная деятельность человека вызывает исключительно многогранное взаимодействие механических сил. Это положение полностью относится и к произвольному катанию. Чем выше технический уровень мастерства фигуристов, тем при более низком энергетическом уровне выполняет он сложные движения. Это можно объяснить совершенствованием афферентных систем и на этой основе — более рациональным использованием кинетической энергии, приобретенной в процессе скольжения. В свою очередь, минимизация механических компонентов движения вызывает уменьшение афферентного потока импульсов и совершенствование процесса переработки информации.
С данным положением вступает в некоторое противоречие необходимость увеличения темпа, амплитуды и скорости движений, сопровождающаяся увеличением степени риска. Это проявляется в чрезвычайном учащении сердцебиений. Разрешение данного противоречия должно идти по пути тщательного освоения всех деталей техники фигур с целью минимизации энергозатрат и совершенствования процессов управления движениями.
Существующие в настоящее время комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки спортсменов в видах спорта со сложной координацией (гимнастика, акробатика, прыжки в воду) с успехом могут быть использованы фигуристами. Несомненную пользу приносят легкоатлетические упражнения. Особый интерес представляют прыжковые упражнения. Сейчас в подготовке фигуристов такие упражнения, как прыжок в длину с разбега, прыжок с места, тройной с места и с разбега, прыжок в высоту «ножницами» и «перекидной», не только органически вошли в тренировки, но и стали контрольными нормативами, отражающими уровень специальной прыжковой подготовленности фигуриста. Случается, что фигурист, неплохо выполняющий специальные прыжки, не отличается хорошими показателями в легкоатлетических прыжках. А бывает и так: фигурист показывает отличные результаты в легкоатлетических прыжках, но не способен выполнить так же хорошо прыжки на льду. Такие факты не единичны. Вот почему среди ряда специалистов существует мнение о том, что прыгучесть легкоатлетическая не связана с прыгучестью на льду.
Наблюдения за фигуристами, исследования прыжковой подготовки в условиях твердой опоры и льда позволяют утверждать, что связь такая определенно существует.
В чем же причина того, что в отдельных случаях этой связи установить не удается? Первая причина заключается в том, что прыжки в фигурном катаниивыполняются в специфических условиях скольжения. Проявить прыгучесть, выработанную в занятиях во внеледо-вых условиях, можно лишь при достаточно совершенной технике отталкивания на коньках. Если техника толчка несовершенна, то увеличение усилий во время отталкивания либо не проявляется, либо вызывает утрирование основного дефекта толчка, что не только не улучшает, но ухудшает его результат. Нарушение привычного угла вылета, смещение оси вращения в полете, наклон наружу или внутрь дуги приземления, наклон назад или вперед в момент приземления — вот те ошибки, которые возникают при попытке увеличить усилие отталкивания, когда техника толчка несовершенна. Иногда эти ошибки встречаются в комплексе.
Вторая причина, иногда скрадывающая связь между двумя проявлениями прыгучести, заключается в следующем. Основным показателем уровня прыжковой подготовленности фигуриста является максимальное число оборотов прыжков. В тех случаях, когда росту числа оборотов прыжка мешает несовершенство вращательного движения (медленная группировка, недостаточная начальная угловая скорость вращения, неплотная группировка, ранняя или поздняя разгруппировка, смещение оси вращения тела в полете), занятия легкоатлетическими прыжками, как правило, не помогают избавиться от подобных ошибок. И это не удивительно, ибо в легкоатлетических упражнениях нет движений, непосредственно совершенствующих способность тела к вращательным движениям вокруг продольной оси. Здесь рекомендуются упражнения, эффективность которых проверена на практике. Эти упражнения имеют в основном такую направленность:
Направленность упражнений выбирается в зависимости от того, каковы основные недостатки в технике фигуриста.
Говоря о прыжковой подготовке фигуриста, следует упомянуть о хореографической подготовке. В настоящее время комплексы балетного класса широко используются для совершенствования прыжков в фигурном катании. Однако эти комплексы не направлены на решение конкретной задачи — совершенствование деталей техники какого-то элемента. Они слишком многогранны и поэтому опосредованно воздействуют на исполнение конкретной детали прыжка.
В то же время среди движений, бытующих в классическом и характерном танце целые десятилетия, существуют такие, которые можно использовать для обучения толчку, полету и приземлению.
В настоящее время сформировался круг методов исследования, без применения которых в спорте уже невозможно добиться значительных успехов. В центре этого круга — спортсмен с его многосторонней деятельностью .
Ведущим методом являются педагогические наблюдения, критическое обобщение собственного опыта спортивной и тренерской деятельности, опыта работы других тренеров.
В процессе тренировок целесообразно регистрировать количество и характер выполнения прыжковых элементов, их удельный вес в общем комплексе упражнений, использование имитационных и подводящих упражнений, а также упражнений, направленных на исправление наиболее распространенных ошибок. Оригинальные варианты техники необходимо фиксировать с помощью киносъемки и записывать их важнейшие особенности. Во время соревнований, а также некоторых тренировок и разминок наблюдения можно записывать с помощью диктофона.
В работе тренера по фигурному катанию неоценимую помощь оказывают киноматериалы. Наряду со специальными учебными фильмами и кинокольцовками полезно иметь свой киноархив, по которому можно проанализировать каждую деталь прыжка воспитанника и сопоставить ее выполнение в различные периоды обучения на протяжении нескольких лет.
Для изучения биомеханических особенностей техники прыжков, определения числовых параметров нужна специальная киносъемка.
С помощью специальной киносъемки можно приближенно измерить углы сгибания в голеностопных, коленных, тазобедренных суставах и углы наклона туловища к поверхности льда. Угловая скорость вращения тела относительно продольной оси может быть измерена при подсчете времени, затраченного на поворот тела на определенный угол. Удобно измерять время поворота тела на 90 и 180°. Для этого используют зенитный и профильный ракурсы съемки. Регистрировать эти углы легче, если использовать метки на голове и плечах фигуриста. Измерение вертикальных и горизонтальных перемещений тела и его звеньев проводится с помощью съемки на фоне разметки.
Данные, полученные после обработки кинограмм, целесообразно дополнять замерами углов, расстояний и кривизны следов. Углы можно измерить с помощью транспортира большого размера, накладываемого на лед, расстояния — с помощью рулетки. Кривизну ТОЛЧКОВОЙ и выездной дуг удобно измерять циркулем с регулируемым радиусом.
Для изучения траекторий движения отдельных точек тела можно вспольэовать метод стереофотограмметрии. Идея стереометода для построении пространственной картины движения была предложена Н. Л. Бернштейном. Метод стереофотограмметрии стал особенно широко применяться в связи с развитием современной техники. Попытки использовать его для анализа спортивных движений предприняты в нашей стране, в Канаде и в ГДР.
Стереофотограмметрия позволяет определить форму, размеры и пространственное положение объектов по двум фотографиям, сделанным с разных точек.
Стереокамера, с помощью которой ведутся исследования, представляет собой две фотокамеры, жестко соединенные между собой стальной трубой (рис. 67,а). Для регистрации траекторий движения на голове, кистях рук и стопах фигуриста укрепляют малогабаритные лампочки накаливания, яркость которых значительно больше яркости фона. Объективы обеих фотокамер работают синхронно и приводятся в действие вручную; время экспозиции равно или несколько больше времени выполнения всего движения или его части, подлежащей изучению. На двух снимках, составляющих стереопару, получаются траектории движения исследуемых точек тела.
Временные параметры движения регистрируют с помощью прерывателя — обтюратора, установленного перед объективом одной из камер. Установлено, что стереоэффект, наличие которого необходимо для обработки снимком, сохраняется, несмотря на то что изображение на одном снимке имеет пунктирный характер. На рис. 67, б приведен образец стереопары с изображением траекторий движения головы, кисти правой руки и стопы правой (маховой) ноги при выполнении прыжка во вращение «чинян». Пространственные проволочные модели движения головы, кистей рук, стопы маховой ноги фигуриста, изготовленные на основе стереометода, а также просмотр стереоскопической картины движения могут быть использованы в процессе работы для повышения наглядности обучения.
Большую помощь в тренировке может оказать применение тен-зометодов. Телетензометрическая система очень важна для изучения отталкивания и приземления после прыжков. Тензодатчики могут быть расположены и в стельке ботинка, и на лезвии конька. Можно также создать специальные тензографические участки на катке — в виде тензосистем, вмороженных в лед. Это позволит получить данные, непосредственно характеризующие взаимодействие конька со льдом.
Некоторые временные параметры прыжков, в основном время безопорной фазы, могут быть получены с помощью сейсмодатчика, установленного на льду или вмороженного в него.
Исследование энергетической стоимости прыжков, частоты сердечных сокращений при различных вариантах выполнения, биохимические анализы — все эти вопросы должны стать слагаемыми тренировочного процесса. Важное значение имеет дозирование прыжковых нагрузок в различных циклах тренировки, соотношение объема и интенсивности нагрузок, возрастные и половые аспекты при обучении прыжкам, не говоря уже о таком ключевом вопросе, как психологическая подготовка.
Педагогический эксперимент должен стать тем соединяющим звеном, которое превращает обучение в непрерывный процесс. В то же время он должен быть и новым, начальным звеном этой цепи — критический анализ полученных при обучении результатов должен рождать новые направления в наблюдениях, поиск новых, необходимых для дальнейшей работы фактов.
videotrener.pro
1. Андреев С.Н., Герлицын В.Л. Проблемы совершенствования нормативных показателей юных футболистов // Теория и практика физической культуры. 1986,- N4.- С. 27-29.
2. Аруин А. С., Волков Н.И., Зациорский В.М., Райцин JI.M., Ширковец Е. А. Влияние упругих сил мышц на эффективность мышечной работы / Физиология человека, т. 3.- N 3, М., 1977. -С. 519-525.
3. Аруин А. С., Зациорский В.М. Эргономическая биомеханика. М., 1989. - 247 с., с ил.
4. Баляев Б.А. Зрительные компоненты техники ударов по воротам в футболе // Теория и практика физической культуры. -1967. N 10. - С. 29-33.
5. Бартониец Клаус. Биомеханический анализ действий в некоторых видах спорта. Автореф. дис. . канд. пед. наук.-М., 1975. 22 с.
6. Биомеханика: Уч-ик для ин-тов физ. культ. /Под ред. Донской Д.Д., Зациорский В.М. М.: Физкультура и спорт. 1979. - 264с., ил.
7. Вайн А.А. Явление передачи механического напряжения в скелетной мышце. Сектор микропроцессорной техники и биомеханики лаборатории электролюминисценции и полупроводников Тартусс-кого университета. Тарту, Эстония. 1990.
8. Варюшин В.В. Изменение физической работоспособности у футболистов разных амплуа при коротких межигровых интервалах // Теория и практика физической культуры. 1993 .- N 5-6. -С. 6-7.
9. Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биодинамическими особенностями спортивных упражнений: (на материале прыжковых упражнений) : Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1963.- 20 с.
10. Верхошанский Ю. В. Роль маховых движений в отталкивании // Легкая атлетика. 1963. - N И. - С. 22-23.
11. И. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.:Физкультура и спорт. - 1983.
12. Гафаров Х.З., Тинчурина С.Г., Андреев П.С. О пропорциональности костей таза и бедренной кости // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. 1983. - N 5. - С. 35-41.
13. Годик М.А., Скоморохов Е.В. Факторная структура специальной подготовленности футболистов // Теория и практика физической культуры. С. 14-16.
14. Голденко Г.А. Оценка технико-тактического мастерства футболистов в игре // Теория практика физической культуры. -1984. N 9. - С. 11-13.
15. Головина JI. Л., Масальгин Н. А., Обухова Н. 3. Зависимость между высотой прыжка и силой мышц спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1973. - N 1. - С. 18-20.
16. Гриндлер К., Пальке X., Хеммо X. Техническая и тактическая подготовка футболистов,- М.: Физкультура и спорт, 1976.- 256 с. ил.
17. Донской Д.Д., Зациорский В.М. Биомеханика: Учебник для ИФК. М.: Физкультура и спорт, 1979.
18. Зациорский В.М., Сазонов В.П. Биомеханические основы профилактики повреждений поясничной области позвоночника призанятиях физическими упражнениями (обзор) // Теория и практика физической культуры. 1985. - N 7. - с. 33-41.
19. Зациорский В.М., Казаков П.Р., Смирнов Г.А. Факторы, влияющие на точность ударов футболистов // Теория и практика физической культуры. 1975. - М 5. - С. 15-20.
20. Зациорский В.М., Туманян Г.С. Наука и спорт. М.: Прогресс. - 1982 - С. 140-141.
21. Канаев С.В. Влияние высоты спрыгивания на кинематические характеристики отталкивания в прыжках в глубину // Материалы итог. науч. конф. ВНИИФК за 1974 г. М.: ВНИИФК, 1976. - С. 95-96.
22. Козловский В.И., Енютик В.Л. Исследование соревновательной деятельности футболистов высших разрядов // Теория и практика физической культуры. 1984. - N 5. - С. 10 - 12.
23. КоцЯ.М., Коряк Ю. А. Длительность "активного состояния" и скорость развития тетанического изометрического напряжения мышц-антагонистов голени // Теория и практика физ, культуры. 1981. - N 2,- С, 16 - 21.
24. Кувшинников В. В. Биомеханический анализ прямого нападающего удара и экспериментальное обоснование эффективных средств его совершенствования: Автореф. дис. . канд. пед.наук. М. 1971,- 23 с.
25. Кудрявцев В. Д. Использование скоростно-силовых качеств как критерий отбора детей в СДЮСШ по футболу // Теория и практика физической культуры. 1984. - N 7. - С. 24-25.
26. Кукушкин Г.И., Лукьянова Р.П. Новоселова Н.И. Физическое развитие и всесторонняя физическая подготовнность футболистов // Теория и практика физической культуры. 1965.1. N7. С. И- 18.
27. Лясковский К.П. Техника ударов. М.: Физкультура и спорт, 1973. -56 с. с ил.
28. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и практика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 256 с., с ил.
29. Масальгин Н. А., Головина Л.Л., Обухова З.Н. О факторной структуре взрывного усилия мышц // Теория и практика физической культуры. 1975. - N 9. - С. 12-14.
30. Осколкова В. А. Анализ техники нападающего удара и методика обучения приемам нападения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1954. - 12 с.
31. Райцин Л.М. Влияние положения тела на проявление и тренировку силовых качеств: Автореф. дис. . канд.пед.наук. -М., 1973. 27 с.
32. Райцин Л.М. Эффективность изометрической и электро-стимуляционной тренировки мышечной силы при разных суставных углах // Теория и практика физической культуры,- N 12. С. 33-35
33. Селуянов В.Н., Аиед Берхаим. Биомеханизм как основа развития теоретической биомеханики двигательной деятельности человека. М.: РГАФК, 1997.
34. Скворцов Б.Л., Сермеев Б.В. Сравнительная подвижность суставов у юных пловцов // Теория и практика физической культуры. 1961 - N 3. - С. 49-51.
35. Спортивная метрология: Учеб.для ин-тов физ. культуры / Под ред.Зациорского В.М. М.: Физкультура и спорт, 1982.- 256 с. с ил.
36. Спортивная физиология: учеб. для ин-в физ. культуры /Под ред. Коц Я.М. М.: Физкультура и спорт, 1986. - 240 с. ил.
37. Сучилин А.А., Лаптев А.П. Система комплексного контроля для управления подготовкой юных футболистов // Теория и практика физической культуры. 1978. - N 10. -С. 43-46.
38. Фиделюс К. Функции некоторых двусуставных мышц бедра в спортивных упражнениях: Автореф.дис. . кан.пед.наук.- М., 1959,- 13 С.
39. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура спорт. - 1974.
40. Футбол. Уч-ик для физ. ин-тов. / Под ред. Казакова П.Н. М., Физкультура и спорт, 1978. 255с., ил.
41. Хеддерготт К.X. Новая футбольная школа. М., Физкультура и спорт., 1976 - 239 е., ил.
42. Хилл А. Механика мыше1чного сокращения. М.: Мир. 1972. - 183 с. с ил.
43. Чанади Арпад. Футбол. Техника. М., Физкультура и спорт., 1978. - 256 е., ил.
44. Черешнива Л.Я. Специфика развития скоростно-силовых качеств у девочек и девушек, систематически занимающихся спортом // Теория и практика физической культуры. 1968 . - N 12.- С. 32 35.
45. Шалманов А.А. Взаимодействие с опорой в прыжках как предмет обучения: Автореф.дис. . канд.пед.наук. М., 1986.- 23с.
46. Шалманов Ал. А., Зафесов A.M., Доронин А. М. Биомеханические основы волейбола. Майкоп : Изд - во Адыгейского государственного университета, - 1998, - 92 е., ил.
47. Asmussen Е., Pond Petersen F. Storage of Elastic Energy in Skeletal Muscles in Man // J.Acta Physiological Scandinavica. - 1974. - V. 91.- P. 385-392.
48. Berger R.A. Effects of Dynamic and Static Training on Vertical Jumping Ability // J. Research Ouarterly. 1963. -v. 34. - N 3. - p. 201 - 204.
49. Berger R.A., Henderson J.M. Relationship J'f Power to Static and Dynamic Strength // J. Research Quarterly. 1966. - v. 37. - N1. - p. 9 - 13.
50. Bosco C. Strentch-Shortening Cycle In Skeletal Muscle Function // Studies In sport. Physical education and Health in Vniversity of Jyvaskyla.- Jyvaskyla, 1982.-64 p.
51. Cavagna G.A., Dusman B., Margaria R. Positive Work Done by a Previously Strethed Muscle.- J.Appl. Physiol.,1963, V. 24, N 1, P. 21-23.
52. Clark H.H., Elkins E.G., Martin G.M. Relationship Between Body Position and the Application of Muscle Power to the Morements of the Joints // J.Archives of Physical Medicine. 1950. V. 31. - P. 81-89.
53. Clark H., Muscular Strength and Endurance in Man. -Prentice Holl, 1966. - p. 247.
54. Corser T. Co-cJntractlon and Reciprocal Relaxation inthe Ankle Plantarflexors and Dorslflexors during Rapid Stepping and Jumping //J.Electromyography and Clinical Neurophysiology. 1973. - V. 13. - P. 289-309.
55. Hay J.G. Biomechanlcal Aspects of Jumping // Exercise of Sports Sciences Reviews / Ed. by J.h. Wilmore. J.F.Keogh. -New York: Academic Press, 1975. 4.3. - p. 135 - 161.
56. Hill A.V. The Heat of Shortening and Dynamic constants of Muscle // J. Proceedings of Royal Society. 1938. -V. 126 B. - p. 136 - 195.
57. Komi P.V., Bosko C. Utillmation of Elastic Energy In Jumping and It's Relation to Skeletal Muscle Fibre Composition In Man. // Biomechanics VI-A / Ed.by A. Asmussen. K.Jorgensen.-Baltimore: University Park Press, 1978. P. 79-85.
58. Luchtanen P., Komi P.V. Segmental. Contribution to Forces In Vertical Jump // European Journal of Applied Physiology.- 1978,- P. 181-188.
59. Marhold G. Zum Problem des optimalen Beschleunigung-swegesbel sportlihen Hochsprugen // Biomechanics J. / 1st.Int. Seminar Zurich. 1967. -Basel; Swiserland: S. Karger AG, 1968, -P. 161-164.
60. Martin T.P. Stull G.A. Effects of Various Knee Angle and foot Spacing Combinations on Performance In the Vertical Jump // J. Research Quarterly. 1969. - V.49. - N 2. - p. 324 - 331.
61. Matlon В., Bouiset S. Motor Unit Activity and Preprogramming of Moveement In Man // J. Electrotncephalography and Clinical Neurophysiology. 1975. -V. 38. - N 6. - p.658 -660.
62. Melvlll-Jones G., Watt D.G.D. Muscular Control of Landing from Inexpected Falls In Man // J. Physiology. 1974.- V. 219. p. 729 - 737.
63. Miller D.I. A Comparative Analysis of hte Take-off Employed and Reverse Groups // Fourth International Seminar on Biomechanics / The Pennsylvania State University; August 26-31, 1973.- P. 1-36.
64. Miller D.J., h.ast D.J. Kinematic and Kinetic Correlates of Vertical Jamplng in women // Biomechanics V-B / Ed. by P.Komi Baltimore: University Park Press, 1976,- P. 65-72.
65. Moser C., Saborowski J. Zum biomechanischen prinzip der koordinatlon-von tellempulsen blen frontalen angrif schlag volleyballsplel // Theorle undKorperkultur. 1974. - N 7. -P. 640 -645.
66. Peterson F.B. Muscular Training by Static, Concentric and Eccentric Contraction // J. Acta Physlolgica scandinavica.- 1960. V. 48. - p. 406 - 416.
67. Smidt G.L. Biomechamkal Analysis of Knee F'lexionand Extension // J.Biomechanics. 1973. - V. 6. - N l.-P. 79-92.
68. Somson J., Roy B. Blomechanical Analysis of the Vol-leybal Spike // Biomechanics V-B / Ed. be P.V.Roml.- Baltimore: University Park Press, 1976. P. 332-336.
69. Thorstensson A., Karlsson J., Vlltasalo J.H.T. Effect of Strength Training on EMG of Human Skeletal Muscle // J. Acta Physlolgica Scandinavica. 1976. - V.98. - N2. - p. 232 -236.
70. Yamashita N., Kamamoto M. Force generation In leg extension // Biomechanics V-B / Ed.by P.V.Komi. Baltimore:
71. University Park press, 1976. p. 41
www.dissercat.com
Аннотация
В статье представлены результаты проверки экспериментальной методики занятий с юными вратарями на основе использования прыжков в различных направлениях.
Ключевые слова: подготовка вратарей в футболе, прыжки, скоростно-силовые и координационные способности.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным для теории и практики тренировочной деятельности является разработка средств, форм и методов развития координационных способностей у юных вратарей. Игра вратаря осуществляется в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности [1].
Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [4].
В период с 14 до 17 лет совершенствуется координационные способности, дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня. В связи с этим необходим подбор адекватных средств и упражнений тренировки для футболистов, особенно вратарей [3,4].
МЕТОДИКА
С целью повышения уровня развития координационных и скоростно-силовых способностей у юных вратарей в тренировочный процесс была внедрена методика занятий с использованием комплексов упражнений в прыжках с мячом и без мяча. В экспериментальной группе в течение трех месяцев с вратарями использовались прыжковые упражнения в различных направлениях (вперед, назад, вправо, влево) толчком одной и двух ног (правой, левой и двумя) и их сочетания. В каждой тренировке (до 2-х часов) количество прыжков составляло от 25 до 35 упражнений в подготовительной и от 20 до 40 прыжковых упражнений и их серий - в основной части учебно-тренировочного занятия. При этом используется различное сочетание прыжковых упражнений, как с мячом, так и без мяча, с ловлей мяча и отбиванием (одной и двумя руками, головой и ногой). (Рис.1).
Рис.1. Схема комплексирования упражнений в прыжках с мячом и без мяча в подготовке юных вратарей в футболе
Для оценки скоростно-силовых, скоростных и двигательно-координационных возможностей юным футболистам был использован тест «крест», разработанный В.Е. Даевым, который информативен при ориентации вратарей и нападающих [2] (рис.2).
Условные обозначения: 1 - прыжок лицом вперед; 2,3 - боком; 4 - спиной вперед.
Рис.2. Схема проведения тестового задания «крест» (по В.Е. Даев, 2007)
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В эксперименте участвовали две группы вратарей (14-15 лет) по 12 человек.
В результате применения комплекса специальных прыжковых упражнений на учебно-тренировочных занятиях у юных вратарей экспериментальной группы увеличилась длина прыжков по сравнению с первоначальными и данными, полученными у вратарей из контрольной группы (таблица 1).
Таблица 1
Результаты длины прыжков (см) у юных вратарей (М+m) (по В.Е. Даеву)
Сроки педагогического эксперимента |
ЭГ (12 чел) |
КГ (12 чел) |
р |
В начале |
339+11 |
341+12 |
>0,05 |
По окончанию |
378+12 |
351+11 |
<0,05 |
р |
<0,05 |
>0,05 |
|
ВЫВОД
Таким образом, применение комплекса специальных прыжковых упражнений в различных направлениях и их сочетаниях на учебно-тренировочных занятиях позволило повысить уровень развития координационных и скоростно-силовых способностей юных вратарей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 228 с.
2. Даев, В.Е. Оптимизация спортивного отбора и ориентации футболистов по игровым амплуа на этапе углубленной специализации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Даев Вячеслав Евгеньевич. - Малаховка, 2007. - 176 с.
3. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М. : Изд-во «АСТ», 1998. - 272 с.
4. Шамардин, А. А. Координационные способности юных футболистов как критерий прогнозирования их специфических двигательных возможностей // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1 (25). -С. 115-117.
Контактная информация: [email protected]
bmsi.ru
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в экспериментальной группе:
1. Прыжки в глубину с последующим вертикальным выпрыгиванием (высота спрыгивания 70 см, ЧСС 170-180, 10 повторений по 3 сек, 7 секунд пауза, 4 серии, пауза между сериями 10 мин, десятиминутные паузы заполняются упражнениями с мячом.
2. Бег и прыжковые упражнения с отягощениями. Абсолютно различные вариации серий и повторений.
3. Прыжки с разбега (толчком одной или двумя ногами). 4-5 серий по 8-12 раз. t отд. = 25-30 сек.
4. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух и одной ногами. 4-5 скамеек по 2-3 серии, t отд. = 25-30 сек.
5. Прыжки на скакалке (на двух ногах – 300-350 раз, на одной - 100-120 раз).
6. Полуприседания с партнером на плечах. 4-5 серий по 18-20 повторений, t отд.=30-45 сек.
7. Подъем на носки с партнером на плечах. 4 серии по 18-20 повторений, t отд. = 40-45 сек.
8. Запрыгивание на возвышенность толчком двумя (20-25 раз) и одной (16-18 раз) ногами. 3-4 серии, t отд. = 25-30 сек.
9. Выпрыгивание из положения полуприседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 повторений, t отд. = 30-35 сек.
10. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. (5-6 прямых по 20 м).
11. Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 серии по 6-8 прыжков, t отд. = 15-20 сек.
12. Выполнение беговых и прыжковых упражнений на матах и песке.
13. И.п. – стоя на одной, другая – бедро поднято вверх в небольшом наклоне, оттолкнуться от пола и достать опорной ногой до груди. 4-5 серий по 15-20 повторений, t отд. = 25-30 сек.
14. Прыжок вверх толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 повторений, t отд. = 25-30 сек.
15. "Короткие" прыжковые упражнения с акцентом на максимальную скорость передвижения.
На тренировочных занятиях мы использовали эту программу следующим образом: когда на тренировке шло целенаправленное развитие скоростно-силовых качеств, то мы предлагали занимающимся 4-5 упражнений из данной программы. Также к этим заданиям мы предлагали 1-2 упражнения на развитие другого качества. А когда на тренировочном занятии шло развитие, к примеру, скоростных способностей, то мы добавляли к тем упражнениям 1-2 задания малой интенсивности для развития прыгучести.
Экспериментальная группа занималась по специальному комплексу. Распределение основных средств скоростно-силовой подготовки выглядело следующим образом: "длинные" прыжковые упражнения с отталкиванием не в полную силу, упражнения с отягощением, "короткие" прыжковые упражнения с акцентом на максимальную скорость передвижения, ударный метод развития силы. Затем был запланирован активный отдых для реализации тренировочного эффекта, который осуществлялся в виде спортивных игр и игровых упражнений. Далее на фоне возросшего уровня скоростно-силовой подготовки нами проводилась целенаправленная работа над повышением скорости бега и стартового разгона. Занимающиеся серийно пробегали отрезки разной длины (30-80 м), причем со скоростью, близкой к предельной.
Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в контрольной группе:
1. Прыжки через скамейки правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3-4 скамейки по 4-5 серий.
2. И.п. – скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 повторений.
3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по 10-15 повторений, t отд. = 30-40 сек.
4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии, t отд. = 30-40 сек.
5. Прыжки со скакалкой на полу или на мате. 40-50 прыжков по 3-4 серии (высота подскока выше среднего).
6. Беговые и прыжковые упражнения по прямой. 5-6 прямых по 15-20 м.
7. Бег и прыжковые упражнения с отягощениями. Короткие отрезки.
На тренировочных занятиях в контрольной группе эта программа применялась следующим образом: когда на тренировке шло развитие прыгучести, то подопечным предлагалось 3-4 упражнения на ее развитие и 1-2 упражнение на развитие другого качества. На тренировках в этой группе в большей степени использовалось сочетание заданий, направленных одновременно на развитие нескольких физических качеств.
Результаты подсчетов исходных данных уровня развития физических качеств приведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика показателей исходного развития скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом.
Название теста Группа | Прыжок в длину с места \см\ | Бег 20 м \сек\ | 5-и кратный прыжок \м\ |
Экспериментальная | М=184+3,25 | М=3,90+0,03 | M=11,23+0,34 |
Контрольная | М=183+2,83 | М=3,94+0,04 | M=11,37+0,42 |
Дети, не занимающ. спортом | М=159+3,08 | М=4,44+0,03 | M=10,22+0,56 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице 1, показывают, что в трех тестах статистически достоверные различия практически отсутствуют.
Следовательно, можно сказать, что у экспериментальной и контрольной групп почти одинаково развиты скоростно-силовые качества, проявления которых требуется в этих тестах.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что в трех тестах есть статистически достоверные различия.
Результаты подсчетов промежуточных данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика промежуточных показателей скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом (январь 2007).
Название теста Группа | Прыжок в длину с места \см\ | Бег 20 м \сек\ | 5-и кратный прыжок \м\ |
Экспериментальная | М=194+3,25 | М=3,8+0,03 | M=11,77+0,34 |
Контрольная | М=185+2,83 | М=3,86+0,04 | M=11,55+0,42 |
Дети, не занимающ. спортом | М=164+3,08 | М=4,31+0,03 | M=10,33+0,56 |
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по упражнениям, представленным в таблице 2, показывает, что программа по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов 12 – 13 лет в экспериментальной группе уже дала положительные результаты. В тестах есть изменения в лучшую сторону. В прыжке в длину, например, экспериментальная группа прибавила с ощутимой по сравнению с контрольной группой разницей. Следовательно, можно сказать, что мы на правильном пути.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы и группы детей, не занимающихся спортом, показывают, что во всех тестах имеются статистически достоверные различия. Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом (но занимаются по упражнениям их контрольной и экспериментальной программ), а другие – регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств.
Результаты подсчетов итоговых данных уровня развития физических качеств, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Название теста Группа | Прыжок в длину с места \см\ | Бег 20 м \сек\ | 5-и кратный прыжок \м\ |
Экспериментальная | М=201+3,25 | М=3,53+0,03 | M=12,02+0,34 |
Контрольная | М=189+2,83 | М=3,73+0,04 | M=11,82+0,42 |
Дети, не занимающ. спортом | М=166+3,08 | М=4,21+0,03 | M=10,69+0,56 |
Характеристика итоговых показателей скоростно-силовых качеств испытуемых контрольной, экспериментальной групп и школьников, не занимающихся спортом (май 2007).
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по тестируемым упражнениям, представленным в таблице 3, показывает, что в скоростно-силовых упражнениях экспериментальная группа ощутимо превзошла контрольную. Это говорит о большей эффективности экспериментальной программы по развитию скоростно-силовых качеств, нежели программы, которая применялась в контрольной группе.
В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанная программа по развития скоростно-силовых качеств является достаточно эффективной.
Это подтверждается следующими фактами:
Во-первых, результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнениях показатели у занимающихся в экспериментальной группе, спустя восемь месяцев применения этой программы, оказались выше, чем у детей занимающихся в контрольной группе, где применялась другая программа. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, на исходном этапе эти показатели были почти одинаковыми в обеих группах. При этом нельзя утверждать, что программа, применяемая в контрольной группе, неэффективна и ее нельзя использовать в тренировочном процессе. У детей этой группы тоже в какой-то степени выросли результаты в скоростно-силовых тестах. Во-вторых, обе программы по развитию скоростно-силовых способностей существенно отличаются. В программе, которая применялась в контрольной группе, небольшое количество упражнений – всего семь (см. выше), а в программе, которая применялась в экспериментальной группе набор упражнений больше – их насчитывается пятнадцать. Следовательно, на тренировках в экспериментальной группе присутствовало большее разнообразие упражнений и вариативность. Использование однообразных заданий обеспечивает меньший эффект, чем разнообразие упражнений (В.Л. Сыч, 1995). Применение на тренировочных занятиях различных заданий вызывает у занимающихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Хотя, порой, они бывают сложными как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения требуется, чтобы спина была прямая (техника исполнения) и выполнение сгибания и разгибания тазобедренного и голеностопного суставов (физическая нагрузка).
Плюс, в программе экспериментальной группы присутствовало одно из самых значимых упражнений уступающе-преодолевающего характера, на развитие взрывной силы - прыжки в глубину с последующим вертикальным выпрыгиванием. Это немаловажный фактор.
Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, которые присутствуют в двух программах, тоже есть различия. В частности, в экспериментальной группе дозировка в таких заданиях несколько увеличена (либо в количестве подходов, либо в продолжительности времени отдыха между сериями). Например, в прыжках через гимнастическую скамейку - количество скамеек; беговых и прыжковых упражнениях по прямой - пробегаемое расстояние и т.п. Также можно увидеть различия в том, что изменяются условия выполнения. Например, в экспериментальной группе футболисты выполняли беговые и прыжковые упражнения в затрудненных условиях отталкивания от поверхности, т. е. задания выполнялись на гимнастических матах и песке. Это упражнение позволяет заставить спортсмена применить больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим голеностопный и коленный суставы испытывают большие физические напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. Следовательно, когда спортсмен после таких тренировок в игре применяет прыжок или отталкивание от относительно твердого газона при ускорении, он уже не будет проявлять те усилия, которые имели место в заданиях на матах, а, значит, и прыгать будет выше и отталкиваться быстрее. Такие упражнения очень часто используются на тренировочных занятиях по подготовке прыгунов в легкой атлетике.
Кроме того, в разработанной нами программе, которая применялась в экспериментальной группе, также присутствуют упражнения чисто силового характера, а именно: полуприседания с партнером и подъем на носки с партнером на плечах. Так, если бы эти упражнения выполнялись без партнеров, то они служили в большей степени для укрепления связок коленного и голеностопного суставов, а не для увеличения силы ног. А так от спортсмена требуют, чтобы он преодолел расстояние из полуприседа до основной стойки с применением силы мышц бедер и икроножных мышц. То есть, эти два задания направлены именно на акцентированное развитие силы мышц ног.
В этом и есть самая важная отличительная черта двух программ.
В выше приведенном тексте было обосновано то, что программа тренировки по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов 12-13 лет, применяемая в экспериментальной группе, является эффективной и ее можно использовать в тренировочном процессе.
Результаты проведенного нами исследования позволяют рекомендовать экспериментальную программу по развитию скоростно-силовых качеств футболистов 12 – 13 лет для широкого использования тренерам по футболу.
football-train.livejournal.com