Методическая разработка учебно-тренировочного занятия по футболу в рамках Республиканского
семинара «Компетентностный подход к современному уроку в условиях реализации ФГОС»
по теме: «В здоровом теле – здоровый дух».
Учителя физической культуры – Павловой Евгении Игоревны.
Тема: Совершенствование приема мяча способом «под подошву» и передач мяча «щекой» в мини-футболе.
Актуальность. Каждый учитель имеющий опыт работы в школе использует разнообразные методики обучения не всегда кратчайшим путем приводящие к поставленной цели. Накопление опыта, выраженное в пробах и ошибках, ведет к рационализации педагогических приемов , оттачивая мастерства учителя. На пути оптимизации процесса обучения и развития учащихся каждому учителю приходиться решать проблему: какие двигательные действия или упражнения, в какой последовательности и сочетании следует их применить. Главное - соединить в упражнении эффективность и простоту выполнения, подобрать такие двигательные действия, чтобы они дали быстрый результат и чтобы на их усвоение уходило минимум времени.
Таким образом, возникла необходимость создания серии заданий, применение которых позволяет рационально получать желаемый результат.
Гибкость методики, состоящая в возможности подбора, различных по сложности, направленности воздействия, серий учебных заданий позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности.
Данная разработка может быть полезна как начинающим, так и имеющим опыт работы педагогам.
Цель: создание алгоритма в совершенствовании приемов и передач и развитии физических качеств путем применения серий учебных заданий.
Задачи учебно-тренировочного занятия:
Образовательные:
Оздоровительные и развивающие:
Воспитательные:
Формировать у учащихся трудолюбие, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям спортом.
Тип учебно-тренировочного занятия: закрепление.
Методы проведения: фронтальный , поточный, групповой, соревновательный.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь: футбольные конусы, мячи.
Продолжительность занятия - 45 минут.
Вводная часть -10 минут
Построение и приветствие. Сообщение задач урока и инструктаж по безопасности. Организационно-методические указания. Контроль пульса.
Упражнения в ходьбе:
На носках,
На пятках,
На внешней и внутренней стороне стопы,
В полуприседе,
В приседе,
Прыжки в приседе.
Упражнения в беге:
Медленный бег,
Бег с высоким подниманием бедра,
Захлестом голени назад,
Приставными шагами боком
Скрестными шагами боком
Отведение бедра наружу,
Приведение бедра внутрь,
Махи прямой ногой вперед,
Махи прямой ногой назад,
Многоскоки,
Ускорения.
Основная часть – 25 минут.
1.Совершентсвование передачи мяча щекой, бедром и головой.
Цель деятельности учащихся: учиться быстро и эффективно подстраиваться под летящий навстречу мяч, при этом максимально точно отдавать передачу партнеру удобным для себя способом.
Формирование представления прима и передачи летящего навстречу мяча, о способах передачи мяча во время игрового момента.
Учащиеся разбиваются на пары, приступаем к выполнению серии учебных заданий:
Один из партнеров набрасывает мяч на внутреннюю часть стопы («щеку») , задача второго, максимально точно вернуть партнеру мяч. После 10 передач на каждую ногу, партнеры меняются заданиями.
Один из партнеров набрасывает мяч на бедро , задача второго, максимально точно вернуть партнеру мяч после приема мяча на бедро и передать мяч внутренней частью стопы. После 10 передач на каждую ногу, партнеры меняются заданиями.
Один из партнеров набрасывает мяч на голову , задача второго, максимально точно вернуть партнеру мяч. После 10 передач, партнеры меняются заданиями.
Типичные ошибки:
Незафиксированное положение галеностопного сустава,
Неправильное положение стопы при передаче мяча,
Неправильное исходное положение при приеме мяча на бедро,
Неправильное исходное положение отталкивания перед передачей мяча головой.
2. Совершенствование приема мяча способом «под подошву» и передачи мяча «щекой».
Перед выполнением совершенствующей серии учебных заданий перед учащимися ставятся цели:
Правильно выбирать исходное положение перед приемом и передачей мяча.
Перед выполнением передачи мяча опорную ногу ставить на ровне с мячом.
Фиксировать положение галеностопного сустава перед приемом и передачей мяча.
Правильно выбрать положение ударной ноги перед приемом мяча «под подошву».
Серия учебных заданий:
1.На месте в парах:
Ученик передает партнеру мяч внутренней стороной стопы, второй останавливает мяч способом «под подошву» и выполняет обратную передачу партнеру внутренней частью стопы.
Ученик передает партнеру мяч внутренней стороной стопы, второй останавливает мяч способом «под подошву» , обрабатывает мяч внешней частью стопы и выполняет обратную передачу партнеру внутренней частью стопы.
3.Развивать скоростно-силовые качества учащихся.
1.Комбинация с приемом и передачей мяча:
1 – ведение мяча с обводкой фишек
2 – прием мяча под подошву
3 – передача мяча партнеру внутренней частью подъема
Заключительная часть - 10 минут.
По ходу занятия учитель должен распределить детей на команды.
Игра мини-футбол. Подведение итогов.
kopilkaurokov.ru
Тема занятия | № урока | Элементы содержания | Кол-во часов
|
Правила. | 1
|
|
2 часа
|
Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. |
2
|
| 2 часа |
3-4 |
| 4 часа | |
5 |
| 2 часа | |
6 |
1. Совершенствование отбора мяча с выпадом. 2. Обучение отбору мяча подкатом. 3. Обучение удару внутренней стороной стопы. 4. Обучение остановке внутренней стороной стопы. 5. Игра без вратарей. | 2 часа | |
Техника игры вратаря. | 7 |
| 2 часа |
Техника игры вратаря. | 8 |
| 2 часа |
Определение уровня скоростно-силовой под. | 9-11 |
| 6 часов |
Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | 12 |
| 2 часа |
13 |
1. Обучение ударам средней частью подъема. 2. Совершенствование остановки мяча подошвой. 3. Подвижная игра с элементами футбола. | 2 часа | |
14 |
1.Обучение ударам средней частью подъема по неподвижному мячу. 2. Совершенствование остановки мяча подошвой. 3. Игра с вратарями. | 2 часа | |
15 |
1. Совершенствование ударов средней частью подъема по неподвижному мячу. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
16 |
1. Обучение ударам внутренней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. 2. Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в ворота с 6м. 3. Игра с вратарями. | 2 часа | |
Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | 17 |
1. Совершенствование ударов внутренней частью подъема по неподвижному и катящемуся мячу. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Игра с вратарями. | 2 часа |
18 |
1. Обучение выбиванию мяча носком у партнера, ведущего мяч сбоку. 2. Обучение отбору мяча выпадом у партнера, ведущего мяч навстречу. 3. Игра с вратарями. | 2 часа | |
19 |
1. Обучение ведению мяча внутренней стороной стопы с остановкой по зрительному сигналу. 2. Обучение ведению мяча зигзагами. 3. Подвижная игра с элементами футбола. 4. Учебная игра. | 2 часа | |
20 |
1. Совершенствование ведения мяча внутренней стороной стопы с остановкой по зрительному сигналу. 2. Ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар внутренней частью подъема в цель. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
21 |
1. Совершенствование ведения мяча внутренней стороной стопы попеременно правой и левой ногой. 2. Совершенствование ведения мяча внутренней стороной стопы с обводкой трех стоек и завершающим ударом. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
22 |
1. Обучение ударам по воротам внутренней частью подъема по катящемуся и прыгающему навстречу мячу спереди и сбоку. 2. Учебная игра. | 2 часа | |
23 |
1. Обучение ударам внутренней стороной стопы. 2. Обучение остановкам и передачам внутренней стороной стопы. 3. Подвижная игра с элементами футбола. 4. Учебная игра. | 2 часа | |
24 |
1. Обучение ударам головой по подвешенному мячу. 2. Обучение ударам головой по подбрасываемому над собой мячу. 3. Обучение вбрасыванию мяча. 4. Учебная игра. | 2 часа | |
Развитие скоростно-силовых качеств. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | 25 |
1. Совершенствование отбора мяча выпадом. 2. Совершенствование отбора мяча подкатом. 3. Учебная игра. | 2 часа |
26 |
1. Совершенствование передачи и остановки мяча внутренней стороной стопы в парах на месте и в движении. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
27 | 1. Совершенствование ведения мяча внутренней стороной стопы с обводкой трех стоек и завершающим ударом внутренней стороной стопы в цель. 2. Совершенствование передачи и остановки мяча внутренней стороной стопы в движении. 3. Обучение ведению мяча внутренней стороной стопы и обводке стойки и передаче внутренней стороной стопы партнеру для завершающего удара по воротам внутренней частью подъема. 4. Учебная игра. | 2 часа | |
Развитие быстроты. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | 28 |
1. Обучение ведению мяча зигзагами, чередуя толчки внутренней стороной стопы левой и правой ног. 2. Совершенствование ведения мяча с обводкой трех стоек и завершающим ударом внутренней частью подъема в цель. 3. Учебная игра. | 2 часа |
29 |
1. Совершенствование ведения мяча средней частью подъема и остановки подошвой по зрительному сигналу. 2. Обучение удару средней частью подъема по неподвижному мячу. 3. Обучение удару средней частью подъема в цель после ведения мяча. 4. Подвижная игра с элементами футбола. | 2 часа | |
30 |
1. Совершенствование удара средней частью подъема в цель. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Учебная игра.
| 2 часа | |
Развитие быстроты. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | 31 |
1. Совершенствование ударов головой по подвешенному и подброшенному над собой мячу. 2. Совершенствование ударов головой по мячу после вбрасывания партнером. 3. Подвижная игра с элементами футбола. | 2 часа |
32 |
1. Обучение замаху правой ногой влево над неподвижным мячом с последующим переносом за мяч. 2. Обучение замаху правой ногой влево над неподвижным мячом, последующему переносу за мяч, толчку мяча вправо внешней частью подъема и продвижению за мячом. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
33 |
1. Совершенствование передачи и остановки мяча внутренней стороной стопы в парах с продвижением. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Совершенствование ударов средней частью подъема по катящемуся навстречу мячу. 4. Учебная игра. | 2 часа | |
34 |
1. Совершенствование передачи и остановки мяча внутренней стороной стопы в парах на месте и в движении. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 4. Учебная игра. | 2 часа | |
35 |
1. Обучение подбиванию мяча. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
36 |
1. Совершенствование удара средней частью подъема в цель. 2. Обучение ведению мяча, обводке стойки с применением ложного замаха на удар, удару по воротам средней частью подъема. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
37 |
1. Совершенствование передачи мяча внутренней частью подъема с остановками внутренней стороной стопы. 2. Подвижная игра с элементами футбола. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
Развитие быстроты. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | 38 |
1. Обучение ударам головой в кольцо-мишень с расстояния 2м после набрасывания мяча партнером. 2. Обучение ударам головой в кольцо-мишень с расстояния 2м после подбрасывания мяча над собой. 3. Подвижная игра с элементами футбола. | 2 часа |
39 |
1. Совершенствование ведения мяча с остановкой по зрительному сигналу. 2. Обучение ведению мяча с остановкой по зрительному сигналу, подхвату мяча и последующему ускорению по второму зрительному сигналу. 3. Обучение ведению мяча с выполнением обманного движения на остановку около стойки. 4. Обучение обводке пассивно атакующего противника при помощи обманного движения на остановку. 5. Учебная игра. | 2 часа | |
40 |
1. Вбрасывание мяча партнеру с места из положения ноги вместе для остановки его внутренней стороной стопы. 2. Вбрасывание мяча партнеру с места из положения одна нога впереди для остановки его внутренней стороной стопы. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
41 |
1. Обучение передаче мяча внутренней частью подъема на ход партнеру для остановки его подошвой или внутренней стороной стопы. 2. Обучение ведению мяча с последующей передачей партнеру, начавшему встречное движение без мяча. 3. Обучение ведению мяча с последующей передачей партнеру, открывающемуся для приема мяча сбоку. 4. Учебная игра. | 2 часа | |
42 |
1. Подвижная игра с элементами футбола. 2. Совершенствование ведения мяча, обводки трех стоек с последующим ударом внутренней частью подъема в цель. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
43 |
1. Обучение вбрасыванию мяча из положения ноги врозь на ход партнеру, приему мяча партнером, с последующим ведением и ударом внутренней частью подъема в цель. 2. Обучение вбрасыванию мяча из положения ноги врозь на ход партнеру, приему мяча партнером, с последующим ударом по отскочившему от земли мячу в цель. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
Развитие быстроты. Техника ведения, остановки и отбора мяча. Техника ударов по мячу. | 44 |
1. Совершенствование ведения мяча, обводки трех стоек с применением обманного движения на удар и с последующим ударом средней частью подъема в цель. 2. Совершенствование ведения мяча, обводки стойки и футболиста, выполняющего пассивный отбор мяча, с применением обманного движения на удар и с последующим ударом средней частью подъема в цель. 3. Учебная игра. | 2 часа |
45 |
1. Обучение ударам головой по воротам с расстояния 3м после набрасывания мяча партнером. 2. Обучение ударам головой по воротам с расстояния 2м после подбрасывания мяча над собой. 3. Учебная игра. | 2 часа | |
46 |
1. Обучение остановке мяча грудью и бедром. 2. Учебная игра. | 2 часа | |
47 |
1. Обучение ведению мяча по прямой с имитацией остановки подошвой по зрительному сигналу.
3. Учебная игра. | 2 часа | |
48 |
1. Подвижная игра с элементами футбола. 2. Учебная игра. | 2 часа | |
49 |
1. Обучение развитию атаки флангом крайним защитником и нападающим. 2. Учебная игра. | 2 часа | |
Развитие скоростно-силовых качеств. | 50 |
1. Обучение приему мяча, катящегося навстречу по земле и летящего навстречу на уровне живота и груди. 2. Игра в ручной мяч. | 2 часа |
51-52 |
1. Обучение приему мяча, летящего выше уровня головы навстречу вратарю. 2. Обучение приему мяча, летящего выше уровня головы сбоку от вратаря. 3. Обучение вбрасыванию мяча на точность. 4. Игра в ручной мяч. | 4 часа | |
Развитие скоростно-силовых качеств. | 53 |
1. Обучение приему мяча в прыжке после отскока от земли. 2. Обучение приему мяча в прыжке после вбрасывания его партнером. 3. Игра в ручной мяч. | 2 часа |
54 |
1. Обучение ударам по мячу средней частью подъема с рук на дальность. 2. Обучение ударам по мячу средней частью подъема после отскока мяча от земли на дальность. 3. Обучение вбрасыванию мяча рукой из-за головы на точность. 4. Обучение вбрасыванию мяча рукой снизу на точность. 5. Игра в ручной мяч. | 2 часа | |
Определение уровня скоростно-силовой под. | 55-57 |
1. Бег 30м. 2. Прыжок в длину с места. 3. Метание 5 теннисных мячей на точность. 4. Бег 200м. 5. Удар футбольного мяча на дальность. 6. Вбрасывание футбольного мяча. 7. Преодоление спортивно-технической полосы, включающей ведение мяча 10м, обводку трех стоек на отрезке 12м и удар в цель (2,5 *1,2м) с 6м. 8. Учебная игра. | 6 часов |
Матчевые встречи. | 58-60 | 1. Выполнение технико-тактические действия в игре. | 6 часов |
videouroki.net
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. АСТАНЫ
ГККП «КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ»
Методическая разработка
Особенности организации и методика проведения учебно-тренировочного занятия по футболу
Составитель: преподаватель физической культуры
Жусупов Марат Баймуратович
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение
2. Футбол как средство физического воспитания подростков
и молодежи
3.Основные средства и методы обучения и тренировки
4. Методы обучения и тренировки
5. Заключение
6. Литература
Введение
Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый футболист может проявить в игре самостоятельность, инициативу творчества. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола, развивать физические качества, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать спортивный режим. Все это способствует воспитанию волевых черт характера, смелости, стойкости, решительности, выдержки и мужества.
В настоящее время специалисты в области спорта большое внимание уделяют развитию двигательных возможностей спортсмена, планированию учебно-тренировочной работы соответственно возрастным особенностям и на этой основе достижению высокого уровня базовой подготовки. Последнее должно обеспечивать юным спортсменам основу для дальнейшего совершенствования их функциональной и технической подготовленности, создавая благоприятные предпосылки к достижению высокого уровня спорт До настоящего времени в детско-юношеском футболе не решен ряд проблем, относящихся к построению учебно-тренировочного процесса и, в частности, оптимальной взаимосвязи физических качеств в динамике и определения рациональных тренировочных воздействий с целью их развития.
Все изложенное обуславливает необходимость разработки экспериментальных моделей учебно-тренировочных программ, направленных на развитие основных физических качеств у юных футболистов на этапе начальной подготовки.
Футбол как средство физического воспитания подростков и молодежи
Спорт – это популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт является часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей. Физическая культура и спорт является важнейшим средством физического воспитания.
Футбол – одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья молодежи. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания. Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи, развивает также такое ценное моральное качество, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность и активность. Каждый футболист может проявить личные качества: самостоятельность, инициативу творчества. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой футбола, развивать физические качества, преодолевать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать спортивный режим.
Футбол – мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит любителей футбола на спортивные площадки.
Основные средства и методы обучения и тренировки
Средства обучения и тренировки
Основным средством подготовки футболистов являются физические упражнения, которые представляют собой двигательные действия, выбранные и используемые методически правильно для реализации поставленной задачи.
Количество применяемых в подготовке футболистов физических упражнений крайне велико. Многие из них существенно отличаются одно от другого как по форме, так и по содержанию. Чтобы выбрать отдельные средства из всего их многообразия, необходимо в первую очередь четко представлять специфику содержания физического упражнения.
Содержание физического упражнения составляют действия, которые определяют основные процессы, происходящие в организме в ходе выполнения упражнения. Эти процессы многогранны. Они могут рассматриваться в различных аспектах: психологическом, физиологическом, биохимическом, педагогическом и др. Таким образом, отдельное физическое упражнение оказывает комплексное влияние на организм спортсмена, позволяет решать ряд задач спортивной подготовки.
Исходя из особенностей футбола и задач подготовки, все основные средства можно подразделить на специфические, т.е. упражнения с мячом, и неспецифические, т.е. упражнения без мяча.
Специфические упражнения, применяемые в тренировке футболистов, состоят из двух групп: соревновательные и специальные.
Соревновательные упражнения – это совокупность двигательных действий, составляющих предмет игры в футбол и выполняемых в полном соответствии с правилами состязаний по футболу.
Специальные упражнения – это двигательные действия, состоящие из элементов соревновательных упражнений и их вариантов. Предназначены они главным образом для технико-тактического совершенствования и развития специальных физических качеств.
К специальным упражнениям относятся индивидуальные и групповые упражнения с мячом (удары, остановки, ведение, взаимодействия в парах, тройках т.д.), а также игровые упражнения (различные «квадраты», держание мяча и т.д.).
Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они дают возможность дозировать воздействие более целенаправленно и эффективно, чем соревновательные.
Неспецифические упражнения включают в себя две группы: общеподготовительные и специальноподготовительные.
Общеподготовительные упражнения – это двигательные действия, являющиеся преимущественно средством общей подготовки футболиста. С их помощью решают задачи всестороннего физического воспитания, избирательного воздействия на развитие основных физических качеств, улучшения координационных способностей, двигательных навыков и умений.
Общеподготовительные упражнения можно использовать и как средство активного отдыха и восстановления. Наконец, общеподготовительные упражнения способствуют сохранению достаточно высокой физической и психической работоспособности, если объективные условия (климатические факторы, травмы и т.д.) не дают возможности использовать специальные средства.
Соответствующие упражнения подбирают из различных видов спорта, спортивных и подвижных игр и дополняют общеразвивающими.
Специальноподготовительные упражнения – это двигательные действия, которые имеют существенное сходство со специальными упражнениями по форме, структуре и характеру проявления физических и психических качеств.
Методы обучения и тренировки
Действенность любого педагогического средства зависит во многом от метода его применения. Метод - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Основные методы спортивной тренировки можно разделить на три группы: практические, словесные, наглядные.
В тренировочных занятиях эти методы применяют в основном в комплексе, хотя иногда в зависимости от конкретных условий тем или иным методам отдается предпочтение.
Выбор метода определяется возрастом, подготовленностью, квалификацией футболистов, задачей, изучаемым материалом, применяемыми средствами, условиями занятий, профессиональной подготовленностью самого тренера и другими факторами.
Практические методы
Практические методы спортивной тренировки, основанные на двигательной деятельности спортсмена, подразделяются на методы упражнений, игровой и соревновательный методы.
При использовании методов упражнений деятельность занимающихся организуется и регулируется с достаточно полной регламентацией, которая обеспечивает оптимальные условия для усвоения двигательных навыков и гарантирует точно направленное воздействие на развитие физических качеств, способностей.
Методы упражнений имеют несколько вариантов, применение которых зависит от ряда аспектов. В процессе разучивания двигательных действий выделяют два основных методических подхода: разучивание действий в целостном и расчлененном виде. Метод целостного упражнения применяют при изучении как простейших двигательных действий, так и сложных, которые нельзя расчленить без существенного искажения их характеристик.
Метод расчлененного упражнения предполагает разучивание отдельных относительно самостоятельных частей, элементов, фаз изолированно, и лишь после определенного усвоения они соединяются в целостное действие.
Сопряженный метод используется в процессе совершенствования в технике, тактике с параллельным развитием физических качеств. При выполнении технико-тактических действий применяют различного рода отягощения (пояса, жилеты, утяжеленную обувь, мячи и т.д.) строго определенного веса, не искажающие технику движений.
Иную основу имеет метод избирательных воздействий. Характерная черта этого метода - преимущественная направленность воздействий на те или иные функциональные свойства организма, что достигается посредством специальных упражнений, которые нередко могут иметь относительно локальный характер (например, упражнения с отягощениями, направленные на развитие отдельных мышечных групп, старты из различных исходных положений, направленные на развитие стартового ускорения, и т.д.).
Кроме того, при специальной организации упражнений (учет координационной сложности, оптимальные паузы отдыха, рациональное количество повторений и т.д.) данный метод может быть направлен на избирательное совершенствование техники футбола, его тактики или технико-тактических действий.
Следующая большая группа методов основана на различных способах регламентации режима нагрузки и отдыха.
Равномерный метод характеризуется непрерывным выполнением физических упражнений в течение относительно длительного времени с постоянной интенсивностью (как правило, невысокой), темпом, величиной усилия (например, кроссы, плавание, ведение мяча и т.д.). Тренирующее воздействие равномерного метода на организм обеспечивается в период работы. Увеличение нагрузки достигается за счет повышения длительности или интенсивности выполнения упражнения.
Переменный метод определяется направленным изменением воздействующих факторов по ходу выполнения упражнения. Это достигается за счет варьирования нагрузки в ходе непрерывного упражнения путем изменения скорости передвижения, темпа, величины усилий, амплитуды движений, изменения техники и т.п.
Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается в период работы.
Одним из преимуществ переменного метода по сравнению с равномерным является то, что при его использовании во многом устраняется монотонность в работе.
Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха. Длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач.
Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.
Интервальный метод характеризуется многократным серийным повторением упражнений через определенные интервалы отдыха между повторениями и между сериями повторений. Причем как нагрузку, так и паузы отдыха можно изменять в различных отношениях. Это существенно расширяет возможность целенаправленного воздействия на различные функции организма (при развитии физических качеств) и на динамику усвоения технико-тактических навыков или на параллельное сопряженное совершенствование этих важных компонентов футбола. Тренирующим воздействием обладают не только (и не столько) сами упражнения, но и интервалы отдыха.
Применение интервального метода требует, однако, осторожности и строгого контроля за компонентами нагрузки. Несоответствия их содержания и структуры часто приводит к перенапряжению и переутомлению.
В последние годы разработаны специальные методические формы, предназначенные для комплексного использования физических упражнений, которые получили название круговой тренировки.
Круговая тренировка - это организационно-методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений, подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены "станций" по замкнутому контуру.
Ценной чертой круговой тренировки является возможность строго индивидуальной дозировки нагрузки.
Игровой метод представляет собой двигательную деятельность игрового характера, определенным образом упорядоченную (замысел, план игры, правила и т.д.). В игровом методе могут быть использованы различные физические упражнения: бег, прыжки, метания, акробатические упражнения, технико-тактические и другие упражнения, выполняемые в форме подвижных игр, эстафет и специальных игр с мячом.
Один из недостатков игрового метода - ограниченные возможности дозировки нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянное изменение ситуаций, динамичность действий не позволяют точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.
Соревновательный метод основан на сопоставлении сил в условиях упорядоченного (в соответствии с правилами) соперничества, борьбы за первенство или возможно более высокого достижения в соревнованиях и играх различного ранга.
Особенности этого метода (официальное определение победителей, награды за достигнутые результаты, признание общественной значимости достижений и т.д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
Однако соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы могут содействовать формированию у футболистов не только положительных, но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие и т.д.). Кроме того, соревновательный метод предоставляет относительно ограниченные возможности для дозировки нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью футболистов.
Словесные методы
Практически все стороны деятельности тренера связаны с использованием слова. С помощью методов использования слова сообщаются теоретические сведения, ставятся конкретные задачи, формируется отношение к выполнению тренировочных заданий, анализируются и оцениваются результаты. Методы использования слова позволяют тренеру направлять поведение занимающихся, воспитывать нравственные, волевые и другие качества личности. В то же время "словесные" методы играют важную роль в осмысливании, самооценке и саморегуляции действий самих футболистов.
Методы обеспечения наглядности
Данный комплекс методов применяется для создания зрительных, двигательных и других ощущений и восприятий об изучаемых упражнениях в процессе технической, тактической, физической подготовки. Их условно можно разделить на две группы: методы непосредственной наглядности и методы опосредованной наглядности.
К первым относятся различные формы методически организованного показа самих упражнений (в целом или по частям, замедленно или в обычном темпе и т.д.).
Методы опосредованной наглядности являются вспомогательными средствами демонстрации и служат формированию предварительных представлений о двигательных действиях, правилах и условиях их выполнения, а также для уточнения и углубления представлений, полученных путем непосредственных восприятий.
Заключение
На современном этапе развития теории и методики спортивной подготовки вообще и в футболе, в частности, разработано большое количество методических рекомендаций по всем разделам физической подготовки. Однако анализ эффективности соревновательной деятельности команд различного уровня показывает, что их реализация не обеспечивает должной базы для проявления технико-тактического мастерства футболистов в игре. Поэтому необходимо выделение приоритетных направлений развития физических качеств для обеспечения игровой активности и надежности техники на всех этапах подготовки футболистов.
Выносливость играет важнейшую роль для повышения эффективности соревновательной деятельности в течение всей игры - различные ее компоненты обеспечивают поддержание скорости, силы, точности технико-тактических действий.
Для повышения эффективности соревновательной деятельности необходим поиск путей учета ее структуры на каждом из этапов многолетней подготовки с оценкой вклада различных компонентов выносливости в обеспечение качества игровой деятельности.
На этапе начальной подготовки футболистов рекомендуется использовать учебно-тренировочные программы, направленные на развитие ведущих для избранного вида спорта физических качеств, где средства и методы развития различных компонентов общей и специальной выносливости включаются в тренировочный процесс блоками избирательной направленности.
Литература
1. Арестов Ю.М., Годик М.А. Подготовка футболистов высших разрядов. Учебное пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 1980.
2. Аркадьев Б.А. Тактика футбольной игры. - М.: ФиС, 1962.
3. Варюшин В.В. Тренировка юных футболистов.- М.: «ФОН», 1997.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М., ФиС, 1978.
5. Гриндлер К.Техническая и тактическая подготовка футболистов. Пер. с нем. - М.: ФиС, 1976.
6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.- М.: ФиС, 1980.
7. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М., ФОН, 1995.
8. Лаптев А.П. Режим футболиста. 2-е изд., доп. - М.: ФиС, 1986.
9. Левин B.C. Педагогические параметры тренировочных нагрузок футболистов. Учебное пособие. - Малаховка, 1997.
10. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М .: ФиС, 1977.
11.Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста. – М.: ФиС, 1982.
10
kopilkaurokov.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 68
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Мини-футбол для школьников.
КАЗАНЬ 2017
Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. Физкулътурно-спортивная работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Осуществляется она за счет развития внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций в образовательных учреждениях. На современном этапе состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Только увеличение двигательной активности, занятия спортом в рамках системы дополнительного образования создадут условия для позитивных изменений в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, значительно повысят их интерес к занятиям физической культурой и спортом. Прекрасную возможность в решении данных проблем предоставляют занятия детей и подростков различными видами спорта, в том числе футболом. Мини-футбол, которым сегодня увлекаются не только мальчики и юноши, но и девочки и девушки, как нельзя лучше приспособлен для его развития в школе и, следовательно, для кардинального решения проблем двигательной активности и здоровья подрастающего поколения. Обучение школьников игре в мини-футбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры. Целью обучения игре в мини-футбол является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника. Вот почему среди эффективных средств физкультурно- оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время мини-футбол занимает видное место. Достижение цели физического воспитания и, в частности, мини-футбола, обеспечивается решением основных задач, направленных на: 1) закаливание детей; 2) содействие гармоничному развитию личности; 3) содействие воспитанию нравственных и волевых качеств у учащихся; 4) привитие навыков здорового образа жизни; 5) воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями; 6) обучение двигательным навыкам и умениям; 7) приобретение теоретических знаний в области физической культуры и спорта, в т.ч. мини-футбола; 8) развитие двигательных умений и навыков; 9) умения выполнять технические приемы мини-футбола в соответствии с возрастом; 10) играть мини-футбол, применяя изученные тактические приемы.
Техника игры в мини-футбол Удар внутренней стороной стопы 1. Игра у стенки. Встаньте в 5—6 шагах от стенки. Выполните 20—25 ударов по неподвижному мячу с места. Затем то же, но уже с разбега.2. «Забей гол». Соорудите перед стенкой ворота шириной в один шаг. Постарайтесь с расстояния 8—10 шагов, посылая мяч низом, попасть в ворота. Посчитайте: сколько раз после 10 ударов мяч окажется в воротах. Затем совершите еще 10 ударов, а в заключение — еще 10. Какая из трех серий окажется самой удачной?
infourok.ru
Каждый игрок прикрепляется к игроку соперника и следует за ним по всему полю. Это палка о двух концах. В случае если вашего игрока обыграют, то команде придется бросить своего, чтобы помочь вам. Тут важно заметить, что на подстраховку идет ближайший партнер по команде. Эта система используется, когда вы имеете численное преимущество или когда остается совсем немного времени до конца матча, а вы проигрываете в один мяч и можно пойти ва-банк.Прессинг игрока владеющего мячом (коллективный прессинг):
Данный вид прессинга также наиболее распространен в мини-футболе. Оказывая давление на соперника вы вынуждаете его совершить ошибку. Игрок №3 прессингует соперника с мячом с фланга, Игрок №4 прессингует со стороны центра и перекрывает линию передачи на игрока соперника №3. Если совершить отбор, то можно использовать численное преимущество в контратаке 2-1 или 3-2.Полупрессинг:
Данный вид прессинга подразумевает большую дистанцию между игроками, а следовательно меньшую интенсивность. Когда игрок атакующей команды достигнет центральной линии поля, то прессинг будет усиливаться, тем самым отрезая пути для продолжения атаки. На своей половине поля постарайтесь лишить соперника пространства и времени для принятия решений, прессингуя сразу же, как только он принял мяч. Эта система требует большой выдержки. Защищаясь помните, что движения соперника не должны сбивать вас с толку - вы должны сохранять данную стройность, не опускаясь ниже в обороне.Прессинг при схеме 2-2
Расскажу также о зонном прессинге, если соперник играет по схеме 2-2.Первоначальная расстановка показана на рисунке выше. Мяч у вратаря синей команды. Игрок №4 (красная команда) "держит" игрока №2 (синяя команда). Игрок №5 (кк) контролирует центральную зону и игрока №3. Если передача идет Игроку №3 (ск) то 5-ый сразу же прессингует и не дает пройти передачи по флангу. Игрок №4 (кк) бросает держать 2-го и бежит страховать центральную зону. Если же передача по флангу до №5 (ск) проходит, то №5 (кк) приступает к коллективному прессингу помогая №3. Данный вид прессинга актуален с командами играющих по схеме 2-2.Кстати говоря, в данном случае в первоначальной расстановке выбрать сильного игрока и опекать его плотно, а свободным оставить игрока послабее.
globuss24.ru
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор ННТ (филиала)
___________Р.И. Хайбулина ФГБОУ ВО «ЮГУ»
«____» ____________2017г. ________ Шавырин А.А.
«_____» _________ 2017г.
О ПРОВЕДЕНИИ КУБКА «ННТ» ПО МИНИ - ФУТБОЛУ
СРЕДИ СТУДЕНТОВ III курсов
Популяризация здорового образа жизни.
Популяризация игровых видов спорта.
Выявление сильнейших студентов с целью комплектования сборных команд для участия в городских и окружных соревнованиях.
Воспитание здорового чувства соперничества.
Соревнования проводятся с 06.03.2017 г.в 1540
Место проведения - спортивный зал «ННТ».
3.1 Общее руководство соревнований возлагается:
главного судью – преподавателя ФК Чуенко И.Н.
преподавателя ФК – Старкову О.П., Патунину Ю.Н., Заболканцеву А.Е.
4.1 К участию в соревнованиях по футболу допускаются студенты «ННТ», входящие в основную и подготовительную медицинскую группу.
4.2 Состав команды – 8 человек (5 человек - основной состав , 3 человека – запасные).
5.1 Соревнования проводятся в 2 этапа:
- 1 этап по олимпийской системе
- 2 этап по круговой системе.
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И НАГРАЖДЕНИЕ
6.1 Победители определяются по результатам 2-ого этапа.
6.2 Команды победители и призеры награждаются грамотами.
7. ЗАЯВКИ
7.1 Заявки подаются в установленном порядке до 06.03.2017г. 1145 в судейскую коллегию «ННТ».
Положение подготовил:
Преподаватель ФК Чуенко И.Н.
___________
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Югорский государственный университет» (ЮГУ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Югорский государственный университет»
(ННТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УВР Директор ННТ (филиала)
___________Р.И. Хайбулина ФГБОУ ВО «ЮГУ»
«____» ____________2017г. ________ Шавырин А.А.
«_____» _________ 2017г.
Сценарий турнира по мини-футболу.
Ведущий
О спорт! Ты — радость!
Ты праздники делаешь для тех, кто ждет борьбы,
для тех, кто жаждет той борьбою насладиться.
Ты — ликование.
Ты заставляешь учащенно биться сердце.
Ты раздвигаешь горизонты.
Ты вдохновляешь убегающих со старта на близкий финиш.
Так доставляй же радость, удовольствие, веселье, ликование людям, спорт!
Ведущий
Добрый день дорогие, друзья, гости нашего праздника! Мы очень рады видеть Вас! Сегодня у нас замечательный День - самых сильных и ловких, дружных и смелых ребят Сегодня мы проводим внутритехникумовский турнир по мини-футболу Посвященный 45 летию города Нижневартовска.
Вы слышите спортивный марш, который не раз заставлял учащенно биться сердца многомиллионной армии болельщиков. И мы под бурные аплодисменты приветствуем команды приглашаем на площадку спортивного зала. (Звучит спортивный марш)
Главный судья соревнований: Чуенко И.Н. докладывает: «Парад равняйся, равнение на середине».
(построение команд на игровом поле)
Ведущий
Внимание! Парад смирно! Равнение на флаг! Право поднять флаг Российской Федерации предоставляется капитанам команд.
(Гимн России)
Спорт, ты не только рук сплетенье,
Не только мускулов игра,
Спорт - ты всегда преодоленье
Себя, каким ты был вчера.
Себя, каким ты станешь завтра,
Предела совершенству нет,
Как нет без страсти, без азарта
Больших и радостных побед.
И мы предоставляем право открытия соревнований Директору Нефтяного техникума
слово предоставляется Шавырину А.А.
__________________________________________________________________
Ведущий
У каждого праздника есть свой символ...символ нашего спортивного торжества - быстрый, летящий - футбольный мяч...и открывая наш праздник право сделать символический удар по мячу предоставляется:__________________________________________________________
(........ пробивает мяч по стадиону, аплодисменты)
Ведущий
Спорт - это не только соперничество. Наверное, мало кто умеет так дружить и ценить дружескую поддержку, как спортсмены.
Кто любит спорт, тот весел и здоров.
Здоровый дух живет в здоровом теле.
Спортсмен всегда вперед идти готов
К своей мечте, к своей заветной цели.
Не для шума и парада,
Ради силы молодой,
Начинаем этот праздник,
Праздник мой и праздник твой!
Пусть сила и ловкость добавятся,
Пусть сердце сильней застучит.
И имя твое здесь прославится,
Медаль на груди заблестит.
Ведущий
Слово предоставляется главному судье спортивных соревнований
Чуенко И.Н.____________________________________________________________
Ведущий
Желаем всем высоких рекордов,Только успехов и только побед! (звучит спортивный марш)
infourok.ru