Обучение и тренировка юных футболистов составляют единый педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, высокого уровня технико-тактической и психологической подготовленности, заметных спортивных результатов и подготовку к общественно полезному труду. Обучение и тренировка условно делятся на три этапа: первый — начальное обучение (7—12 лет), второй — начальная спортивная тренировка (13—15 лет), третий — подготовка к высшим достижениям (16—18 лет). В условиях деятельности школьной секции полностью может осуществляться первый и второй этапы и частично третий.
На этапе начального обучения школьникам прививаются умения правильно выполнять технические и тактические приемы игры, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения. В процессе начальной спортивной тренировки происходит расширение круга изучаемых технико-тактических приемов, формирование умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, развитие физических качеств с учетом специфических требований футбола. Значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость. На третьем этапе совершенствуется физическая подготовленность занимающихся: большое внимание уделяется развитию двигательных качеств, необходимых для овладения техническим мастерством и командной тактикой игры. Техническая и тактическая подготовка ставят своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов, дальнейшее углубление знаний и умений, расширение игровых функций занимающихся, освоение многообразия вариантов тактических приемов. Таким образом, в процессе многолетней подготовки юных футболистов в секции как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает что эти два понятия противостоят друг другу. Напротив, обучение и тренировка органически связаны между собой.
Такая же тесная связь существует и между видами подготовки — физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением технике, между обучением тактике и технике, между физической, психологической и тактической подготовкой. Например, развитие физических качеств и освоение техники — два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физические качества развиваются и при разучивании технических приемов, а развивая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения занимающимися технических приемов.
Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что достижение высоких результатов в работе с юными футболистами немыслимо, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Учитывая это, в процессе многолетней подготовки занимающихся работа в секции над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Но все же на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другими. Принимая это во внимание, необходимо в учебно-тренировочном процессе поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности школьников.
Главное средство обучения и тренировки юных футболистов — разнообразные физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в футбол. Вспомогательные же упражнения делятся на две группы — общеподготовительные и специально подготовительные. Первые, в состав которых в основном входят общеразвивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления. Вторые предназначаются для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками. Последние в свою очередь разделяются на такие, тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами й без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у занимающихся специальных физических способностей. Подводящие упражнения — это отдельные элементы сложно координированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение приема без мяча — это подводящее упражнение (смысл подводящих упражнений — овладение структурой технических приемов).
Обучение и тренировка юных футболистов предполагает разнообразные методы выполнения физических упражнений, воспитание морально-волевых качеств, обучение технике и тактике игры. Выбор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся. В освоении юными футболистами систематических знаний и двигательных навыков значительное место отводится словесным методам (объяснение, беседа, краткие замечания, лекция) и методам наглядности (показ изучаемого приема преподавателем или хорошо подготовленным школьником, применение плакатов, рисунков, схем, диапозитивов, кинограмм, кинокольцовок).
При разучивании технических и тактических приемов основным методом является метод упражнения, т. е. повторное выполнение приемов и действий. Причем повторение может осуществляться с помощью целостного, расчлененного, соревновательного и игрового методов. Например, несложные технические приемы и тактические действия могут разучиваться в основном в целостном виде. При обучении сложным приемам применяется расчлененный метод. Он также эффективен при разучивании командных тактических действий. Видное место в учебно-тренировочной работе с юными футболистами должен занять и игровой метод. Суть его в том, что совершенствование технико-тактических действий осуществляется в усложненной обстановке (подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения, учебные игры). Близок к этому методу и соревновательный, заключающийся в том, что изучаемые технические приемы и тактические действия закрепляются и совершенствуются в условиях соревнований.
Развитие физических качеств школьников, занимающихся футболом, осуществляется с помощью самых разнообразных методов: повторного, переменного, интервального, равномерного, темпового, контрольного, «до отказа», с максимальной интенсивностью, с ускорением, а также игрового и соревновательного.
Обучение и тренировка юных футболистов должны строиться на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности, доступности и индивидуализации. Дидактические принципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочной работы как бы дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение юных футболистов к занятиям будет способствовать доступности изучаемого материала, прочности приобретаемых знаний, умений и навыков, а также обусловливать связь предыдущего материала с последующим, постепенный прогресс в занятиях. С другой стороны, активность занимающихся будет лишь тогда приносить плоды, когда она дополняется требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом. Так, не принимая во внимание принципы доступности и индивидуализации, трудно достигнуть рациональной последовательности в обучении и постепенное прогрессирование физических нагрузок. А не учитывая принципы систематичности и постепенности, по существу немыслимо раздвинуть границы доступности изучаемого материала. Таким образом, успех в подготовке школьников, занимающихся футболом, возможен лишь на основе единства принципов, при полном осуществлении каждого из них.
samuel-etoo.ru
Обучение игре в футбол начинается со знакомства с ее правилами и характером действий игроков. Изучив их, занимающиеся переходят к освоению техники и тактических действий. Одновременно развивают необходимые для футболиста физические качества.
Главное на этом этапе — постепенность в обучении и подведении к игре. Сделать это позволяют простейшие упражнения и подготовительные подвижные игры. В дальнейшем переходят к углубленному овладению игрой, воспитывая умение выполнять игровые приемы в сложных условиях соревнований и одновременно решая задачи достижения высокого уровня развития морально-волевых и физических качеств. Приобретаются и теоретические знания.
Достижение высоких спортивных результатов немыслимо без всесторонней подготовленности. Поэтому в тренировочном процессе решение различных задач подготовки осуществляется одновременно и систематически. Это не исключает того, что на определенных этапах тренировки отдельным задачам может отдаваться предпочтение.
Наилучшие результаты дает использование в учебно-тренировочном процессе комплексных упражнений игрового характера. На этом этапе подготовки к участию в соревнованиях большое внимание уделяют специальной физической, технико-тактической и психологической подготовке.
В процессе обучения технике и тактике игры и ее совершенствования часть времени необходимо отводить их теоретическому обоснованию (классификации, биомеханическому анализу, особенностям применения во время игры и т. д.).
На практических занятиях решают следующие задачи:
1. Овладение приемами и безукоризненное выполнение их.
2. Приобретение умений использовать различные приемы в тактических комбинациях в игровых и соревновательных условиях.
Для успешного совершенствования технического мастерства важно систематически повторять игровые комбинации, при выполнении которых следует направлять внимание на технически правильное выполнение приемов в соответствии с различными сопутствующими факторами. Постоянное использование таких упражнений, воспроизводящих условия игры, способствует формированию автоматизма в выполнении приемов.
Изучать технику игры начинают с овладения остановками мяча и ударам. Обучать надо не отдельному приему, а целостному действию в нападении и защите. Если игроку не удается выполнить прием как целостное действие, следует разучивать его по частям, начиная с ведущих элементов.
Изученные приемы закрепляют и совершенствуют в условиях, приближенных к игре. Но это делать надо только тогда, когда занимающийся станет точно выполнять прием, иначе будет закрепляться неверный двигательный навык, который исправить впоследствии очень сложно.
Вначале изучаемое действие выполняют на небольшой скорости и без сопротивления соперника, затем включают активного соперника, увеличивают быстроту действий, для чего используют соревнования, специальные игровые упражнения и игры.
Например, игрок получает задание отработать один основной прием (удар либо остановку), но во всех вариантах, какие только возможны.
Задача: воспитать у игрока точность передачи, умение принимать мяч соответствующей частью тела.
Вариант 1. Посылать мяч с места внешней частью подъема на высоте груди (живота или ниже) с расстояния 10—12 м. Партнер принимает мяч соответствующей частью тела, дает ему упасть и, остановив, посылает на той же высоте обратно.
То же выполняют на бегу с расстояния 15—18 м.
Вариант 2. В середине круга центральный игрок, два других бегут по кругу. В этом упражнении отрабатывают различные виды передач. В зависимости от того, как передается мяч, он и отыгрывается (низко, на уровне туловища, на уровне головы). Передача все время в сторону бегущего партнера. Вначале бег по кругу может быть равномерным, а затем с изменением скорости.
Вариант 3. Совершенствование изученного упражнения:
а) «Четыре игрока против двух» на ограниченном пространстве. Мяч передают по диагонали, поперек и прямо. Отрабатывают передачу мяча заданным способом и оборону при численном превосходстве противника. Один нападает на противника, владеющего мячом, другой прикрывает свободное пространство;
б) «Футбол — теннис» головой. Площадка 16 х 10 м, сетка (веревка) натянута на высоте 2 м. На каждой половине по 3—5 человек;
в) «Футбол без бега». Поле 20 х 40 м. Маленькие ворота без вратарей. Бегать нельзя. Если игрок побежит, противник бьет штрафной удар;
г) «Пятнашки с мячом». Два игрока пытаются передачами мяча запятнать (ниже пояса) остальных игроков. Тот, кого запятнали, присоединяется к водящим. Кто остается последним, становится победителем;
д) игроки объединяются по 3—4 человека. Им отводится небольшое поле (чтобы игра шла без сутолоки). Время игры 3—5 мин. Задача: держать мяч как можно дольше. Побеждает та группа, которая чаще завладевала мячом (группы одеть в разного цвета майки).
Подводящие подвижные игры
1. «Сражение мячами». Два игровых поля 5x5 м (можно больше или меньше) делят зоной шириной 2 м. Играют две команды, у каждой — одинаковое количество мячей. Задача каждой команды — очистить свое поле от мячей, выбрасывая мяч руками или выбивая его ногами. Если в течение 3 мин этого не произойдет, то победительницей объявляется команда, на чьем поле в этот момент оказалось меньше мячей.
2. «Мяч на башне». Две команды выстраиваются шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 20 м. Посередине находится гимнастический плинт, на нем лежит медицинбол. Каждая команда имеет одинаковое количество мячей. По сигналу обе команды стараются сбить медицинбол с «башни». За каждый сбитый мяч команде засчитывается очко. Способ выполнения ударов тренер задает в зависимости от цели упражнения.
3. Две равные по числу игроков команды стоят в колоннах друг против друга. Расстояние между игроками 2 м. Один игрок стоит в 5—10 м от колонны и вбрасывает мяч на стоящего впереди в колонне, тот принимает мяч, останавливает, ведет «слаломом» в конец колонны и затем посылает сквозь расставленные ноги всей колонны вбрасывающему. Победителем считается команда, которая быстрее закончит упражнение.
Игры для совершенствования техники в соревновательных условиях
Игровые упражнения 3х2, 3x3, 4x3, 4x4, 5x5, 6x3, 6x5, 6x6, 7x7 и т. д. являются отличным средством шлифовки техники. Приведем некоторые из них.
1. «Малый футбол».
Число игроков: 2 команды по 5—7 игроков.
Игровое поле: средняя и удлиненная линия штрафной площади и боковые линии; в 3 м от боковых линий стоят барьеры, которые служат воротами.
Цель игры: каждая команда, завладев мячом, старается забить мяч в ворота.
Ход игры: играют без вратарей и положения «вне игры»; чтобы нельзя было закрыть ворота, игроки становятся в 3 м за линией; пограничную линию никому не разрешается переступать — за это нарушение назначается свободный удар.
Варианты: через каждые 5 мин дается 3—4-минутный отдых, заполняющийся выполнением технических упражнений.Продолжительность игры 4—6 раз по 5 мин.
2. «Игра по диагонали с четырьмя воротами».
Число игроков: 2 команды по 6—10 игроков.
Игровое поле: футбольное поле, разделенное пополам по диагонали, с воротами на лицевых и боковых линиях.
Цель игры: нападающая команда старается забить мяч в одни из ворот противника, а при потере защищать свои ворота.
Ход игры: нападающая команда может атаковать любые ворота; стремясь постоянно бегать и быстро передавать мяч, игроки создают все новые и новые ситуации; игра ведется без вратарей и четкого распределения ролей.Продолжительность игры: 90—60 мин.
Примечание: чем меньше в командах игроков, тем больше нагрузка.
3. «Пять против трех».
Число игроков: 8 человек (в одной команде 5 игроков, в другой 3).Игровое поле: 30 х 30 м.
Цель игры: обе команды стремятся удерживать мяч как можно дольше. Одна минута дает одно очко. Побеждает та команда, которая за определенный промежуток времени наберет большее число очков.
Ход игры: команда из пяти игроков получает определенное задание, например, передавать мяч в одно касание или принимать мяч и выполнять передачу только левой ногой и т. д. Команда, состоящая из трех игроков, не имеет ограничений.
Продолжительность игры: 6 раз по 5 мин.
Примечание. Через каждые 5 мин 3 игрока большей команды берут на себя функции меньшей команды; игру изменяют в зависимости от степени подготовленности занимающихся.
Занимающиеся должны учиться выполнять прием в любых, самых трудных условиях. Нецелесообразно добиваться от каждого футболиста одинакового владения всеми приемами. Гораздо лучше сосредоточить внимание на безукоризненном овладении «своими», необходимыми для игры на определенном месте в команде.
Совершенствование индивидуального мастерства игроков должно вестись систематически и до тех пор, пока обучающийся не добьется достаточно точного выполнения действия в заданных условиях. Только после этого можно переходить к выполнению его в более сложных условиях.
Обучение технике выполнения ударов по мячу надо вести в следующей последовательности: удар серединой подъема, внутренней стороной стопы, внутренней, затем внешней частью подъема и, наконец, удар носком.
Одновременно с изучением ударов изучают и остановки мяча. Вначале занимающиеся упражняются в парах, сочетая удар с остановками подошвой; например, первый игрок с небольшого разбега ударом серединой подъема отправляет мяч партнеру, который, преварительно остановив мяч подошвой и выведя несколько вперед, тем же способом отправляет его обратно.
Это упражнение выполняют и правой и левой ногой.
Если у занимающихся не получается упражнение в целом, то преподаватель-тренер дает им задание выполнять удар с 2—3 шагов по неподвижному мячу, сосредоточив внимание на постановке опорной ноги и положении бьющей ноги в момент удара.
По мере усвоения удара по неподвижному мячу нужно приступить к изучению удара по мячу, движущемуся навстречу. Только после этого целесообразно перейти к изучению удара в движении самих занимающихся. Как только будут усвоены удары с места и в движении по неподвижному и катящемуся мячу, можно начинать изучение ударов по летящему мячу.
Примерные упражнения для изучения и совершенствования ударов и остановок:
1. Удары по подвешенному мячу или по мячу, находящемуся на веревочке в руках у игрока.
2. Удары в стенку с остановкой и без остановки отскочившего мяча.
3. Упражнения в парах. Один игрок посылает мяч низом, второй отправляет его по воздуху (с остановкой и без остановки).
4. Удары в цель, изображенную на стенке, с расстояния 15—20 м. Отскочивший мяч надо остановить или выполнить удар без остановки.
5. Удар в ворота по летящему мячу. Бьющий игрок располагается перед воротами в районе штрафной площади и выполняет удар по мячу, летящему из-за ворот, который набрасывает руками партнер. Удары выполняют из различных точек. Для упрощения выполнения удара разрешают остановку мяча.
6. Удар в ворота после подыгрыша мяча. Выполняют в парах. Игроки располагаются друг от друга на расстоянии 8—10 м. Стоящий сзади набрасывает мяч игроку, находящемуся у линии штрафной площади; тот, находясь боком к воротам, легким ударом внешней стороной стопы перебрасывает мяч через себя и, не дав ему упасть, ударом направляет в ворота.
7. Удар внутренней стороной стопы и остановка — перевод мяча грудью. Три игрока располагаются в колонну. Один из крайних игроков отправляет мяч на грудь игроку, стоящему в середине, тот грудью переводит мяч через себя и, поворачиваясь на 180° и не дав мячу упасть, отправляет его внутренней стороной стопы третьему игроку.
8. Совершенствование удара головой и ногой. Один из игроков, находясь за линией штрафной площадки, набрасывает мяч второму игроку, стоящему сбоку и впереди от него в районе штрафной; тот в прыжке наносит удар головой по мячу, направляя его на ход первому, который ударом направляет мяч в ворота.
9. Остановка мяча с последующим ударом в ворота. Один игрок сбоку-сзади набрасывает мяч другому игроку, который стоит спиной к воротам; второй игрок выполняет остановку мяча внешней стороной стопы или подъема, направляя его в сторону ворот, и, разворачиваясь, бьет в ворота.
Обучение ударам по мячу головой начинают с освоения удара лбом, а затем — удара боковой частью головы. Эти удары выполняют по подвешенному мячу, а далее по мячу, подброшенному партнером. По мере овладения этими ударами надо переходить к изучению удара в прыжке по подвешенному мячу и наброшенному партнером или преподавателем-тренером, затем удары выполняют с сопротивлением противника.
При изучении удара внимание занимающихся должно быть направлено на положение туловща и головы, на слитность движения ног, туловища и заключительного движения головы. Основная ошибка при выполнении этого удара — несогласованные действия ногами, туловищем и головой. Чаще всего раннее разгибание ног опережает движение туловища и головы; занимающийся делает удар только движением головой, что не позволяет послать мяч сильно.При изучении ударов головой в работе с детьми и подростками использовать облегченные мячи во избежание травм.
Для развития более точной координации движений и выработки точности удара головой следует включать в занятия упражнения с теннисными мячами.
Примерные упражнения
1. Удары головой по мячу, стоя у стенки.
2. Передачи головой в парах, уменьшая и увеличивая расстояние между собой, не давая мячу упасть на землю.
3. 4—5 игроков располагаются по кругу и один — в центре круга. Игрок, находящийся в центре, ударом головы направляет мяч поочередно всем игрокам, те возвращают мяч обратно.
4. Удары головой в ворота. Два игрока с мячом располагаются сбоку от ворот, остальные в двух колоннах за ними. Стоящий у ворот игрок выбрасывает мяч вперед- вверх, на него набегает игрок, стоящий в колонне, и ударом головы направляет мяч в ворота и т. д.
5. Удар головой в цель (в парах). Один игрок набрасывает мяч второму, сбоку которого на земле обозначены круги, второй пытается нанести удар головой так, чтобы направить мяч в обозначенный круг (удар выполняется без прыжка и в прыжке).6. Игра в волейбол ударами головы.
Обучение ведению мяча и обводке начинают с ведения мяча по прямой на бегу, подталкивая мяч короткими ударами, одной ногой или попеременно обеими ногами. Скорость бега при этом постепенно увеличивают. По мере овладения ведением мяча по прямой надо переходить к обучению ведению по дугам, зигзагом, с обводкой стоек. В дальнейшем расположение стоек и порядок обводки можно видоизменять.
Следующий этап — ведение мяча при сопротивлении противника. Вначале противник дает возможность обводить себя, затем все более активно стремится отобрать мяч у ведущего.В заключение ведение и обводку совершенствуют в игровых упражнениях и в двусторонней игре.
Примерные упражнения
1. Ведение мяча по прямой.
2. Ведение мяча по кругу.
3. Ведение мяча между стойками, расставленными по прямой линии в 4—5 м друг от друга. Поочередно каждый занимающийся ведет мяч, обводя препятствия справа и слева. Затем уменьшают расстояние между стойками, изменяют расположение и порядок их обводки, вводят дополнительные задания игрокам.4. Эстафеты: встречная с ведением мяча, встречная с обводкой препятствий, эстафеты с ведением мяча по кругу и т. д.
5. Ведение мяча в группах по 6—7 человек на ограниченном поле. У каждого игрока мяч, который нужно вести так, чтобы не мешать другим партнерам.
6. Ведение мяча по кругу с передачей. Три игрока располагаются в центре, игрок на линни круга имеет мяч. По сигналу он начинает ведение, затем, пройдя 10—12 м, передает мяч в центр, а сам продолжает движение по линии круга. Игрок, находящийся в центре, без остановки возвращает ему мяч. Приняв мяч, тот снова ведет его 10—12 м, после чего отправляет другому игроку, стоящему в кругу, и т. д.
Совершенствование ведения мяча с обводкой противника следует проводить в таких игровых упражнениях, как «Два против трех», «Три против четырех», «Четыре против пяти» с различными заданиями (например, игрок не имеет права произвести передачу мяча, не обведя одного, двух противников и т. д.). Дальнейшее совершенствование ведения и обводки ведут в игре.
Кроме ударов по мячу ногой, головой, остановок, ведения мяча и обводки для успешных действий в защите необходимо в совершенстве владеть ударами по мячу в стороны и через себя в движении лицом к своим воротам, перехватами мяча головой и ногами, отбором мяча с помощью выпада и подката. При изучении и совершенствовании техники защиты нужно воспитывать умение отбирать мяч без нарушения правил игры.
Примерные упражнения
1. Двигаясь лицом к воротам, отбить ногой или головой мяч, летящий справа, слева в зону.
2. Двигаясь лицом к воротам, догнать опускающийся мяч и ударом ногой или головой отправить его через себя в поле.
3. Двигаясь вдоль ворот, отбивать мяч, летящий в ворота, ногой и головой.
4. Стоя в штрафной площадке, поочередно отправлять мячи ударом ногой или голо¬вой точно к партнерам, посылающим к нему мяч от боковых линий и из центрального круга.
5. Выбить мяч подкатом. Нападающий ведет мяч, защитник бежит сбоку и, улучив момент, в падении выбивает мяч.
6. Нападающий ведет мяч, защитник, встречая, пытается отобрать его.
7. Два нападающих двигаются вперед, передавая мяч друг другу, защитник отступает, выбирая позицию и момент для перехвата или отбора мяча.
Для эффективного совершенствования техники игры необходимо иметь специальное оборудование, которое расставляют на футбольном поле или специальной площадке:
1. Щит наклонный, деревянный, передвижной (2 шт.). Высота его 2 м, ширина — 2 м 60 см. Предназначается для совершенствования игры в «стенку», приема мяча, ударов в ворота ногами и головой. Щиты могут устанавливаться перед воротами в различных направлениях и с различными углами наклона, что обеспечивает неодинаковую траекторию полета мяча после отскока. Благодаря этому создаются разнообразные ситуации для приема мяча и выполнения ударов в ворота.
Использование щитов позволяет успешно развивать умение дифференцировать усилия, быстроту и точность выполнения передан, приема мяча и ударов в ворота в сложных ситуациях.
2. Батут наклонный, раздвижной (2 шт.). Используют его для совершенствования всех способов ударов по мячу ногами и головой, а также переводов мяча. Изменение угла наклона батута обеспечивает отскок мяча с различной траекторией полета.
3. Корзина металлическая, переносная (3 шт.). Высота — 1 м 50 см, диаметр верхнего обода 2 м. Используют ее для совершенствования точности передач и вбрасывания мяча. Тренирующийся стремится попасть мячом в корзину, расположенную на коротком, среднем и длинном расстоянии.
4. Стойка для подвески мячей (5 шт.). Высота ее сменная — до 2 м, длина кронштейна 2 м 50 см. Предназначена она для совершенствования ударов по мячу ногами, головой (без прыжка и в прыжке), кулаком (для вратаря) и воспитания прыгучести.
5. Рама с подвесными подвижными чучелами (1 шт., 6 чучел). Высота рамы 3 м 90 см, длина 12 м. Используют ее для совершенствования ведения мяча, обводки, обманных движений, воспитания быстроты реакции, скорости движений, двигательной сноровки и внимания.
6. Ворота перекидные, переносные (2 шт.). Высота может быть 2 и 1 м, ширина 3 м. Используют для совершенствования точности ударов ногами и головой, а также для приема мяча (защиты ворот) ногами, туловищем, головой.
7. Ворота низкие (1 шт.). Высота 1 м 20 см, ширина 7 м 32 см. Используют для совершенствования точности низких ударов по воротам.
8. Ворота малые (1 шт.). Высота 1 м 20 см, ширина 1 м 50 см. Предназначаются для совершенствования точности низких передач на короткие и средние расстояния.
9. Стойки для съемных колец переменной высоты (5 шт.). Высота до 3 м, диаметр кольца от 0,5 до 2 м. Применяют для совершенствования точности высоких передач, крученых ударов и ударов головой.
Овладение тактическим мастерством начинают с развития тактического мышления, обучения простым действиям, которые в дальнейшем усложняют и объединяют в комплексы тактических комбинаций.
Изучение тактических действий преследует следующие цели:
— воспитать умение быстро и правильно оценивать ситуацию и выбирать наиболее целесообразные приемы;— научить игрока успешно действовать против одного и нескольких игроков соперника;— воспитать умение использовать тактические средства в зависимости от условий игры — против определенного соперника, в сырую погоду, против сильного ветра, на поле уменьшенных размеров и т. д.
Тактические действия в нападении разучивают параллельно с тактическими действиями в защите.
По мере овладения индивидуальными тактическими действиями переходят к освоению групповых взаимодействий. Здесь важно, чтобы игроки научились понимать друг друга. Вначале изучают взаимодействие двух нападающих против одного защищающегося. По мере усвоения вводят второго противника, а затем число атакующих и обороняющихся увеличивают. По такому же принципу ведется обучение взаимодействию защитников (2 защитника против 1 нападающего, затем 2x2; 3x3 и т. д.).
Начальное обучение групповым тактическим действиям проходит в облегченных условиях, которые в дальнейшем усложняют введением «противника». Совершенствование их ведется в специальных игровых упражнениях и в игре.
При изучении и совершенствовании групповых тактических действий в защите особое внимание необходимо обращать на умение свое-временно подстраховывать партнера и согласованно действовать при смене мест нападающими противника.
Основное место при обучении и совершенствовании тактических действий занимают упражнения в кругу, квадрате, прямоугольнике различных размеров — «Трое против двоих», «Четверо против троих», «Четверо против двоих», «Пятеро против четверых» и т. д. С их помощью приобретается умение правильно выбирать место, организовывать защиту против численно превосходящего противника, совершенствуется взаимопонимание между игроками. Размеры круга, квадрата, прямоугольника увеличивают в зависимости от количества участвующих в упражнении.
Примерные упражнения
1. Игра «Трое против двоих» в квадрате (30 х 30 м). Игроки размещаются произвольно и, постоянно передвигаясь, передают мяч партнерам, стараясь не дать перехватить его двум защитникам.
2. Игра в футбол «Трое против трех», «Четверо против четверых» и т. д. с малыми воротами. Ее лучше проводить вдоль поля, ворота устанавливать не на лицевых линиях, а в 15—20 м от них. Разрешается играть за воротами, чтобы мячи можно было забивать с обеих сторон. Команды необходимо составлять определенными звеньями.
3. Игра в футбол (7 х 7) на одной половине поля: три нападающих, три полузащитника и один защитник стремятся забить мяч в ворота, защищаемые вратарем. За взятие ворот дается 3—4 очка. Игра ведется против четырех защитников и трех полузащитников, которые стремятся отобрать мяч у атакующих, подвести его к центральной линии и не дальше чем с расстояния в один метр (в любом месте) перебить мяч через центральную линию, за что дается одно очко.
4. То же, но защитники и полузащитники забрасывают мячи в двое малых ворот, установленных на центральной линии на расстоянии 25—30 м друг от друга. Счет голов ведется как в обычной игре.
5. То же, но защитники и полузащитники, отобрав мяч у нападающих, стремятся отправить мяч в обозначенные два или три квадрата, начерченные в 15—20 м за центральной линией.
6. Игра на всем поле, где на расстоянии 15 м вдоль центральной линии по обе стороны чертятся или прокладываются лентой линии. Пространство, заключенное между этими линиями, можно проходить только с помощью передачи игроку, находящемуся вне пределов этой зоны, или дальнему игроку, находящемуся в этой зоне. Вести мяч в этой зоне не разрешается.
7. Игры «Пять на пять», «Шесть на шесть» и т. д. в четверо ворот. На ограниченном участке поля устанавливают четверо маленьких ворот. Команды стремятся защитить свои ворота и забить мяч в ворота противника.
Описанные специальные задания и игровые упражнения на различных по размерам участках поля с ограниченным количеством занимающихся помогают совершенствовать отдельные тактические комбинации, развивать тактическое мышление игроков.
Одновременно с разучиванием отдельных тактических комбинаций осваиваются варианты выполнения так называемых стандартных положений — начальный удар, штрафные, угловые и т. д.
Игроки должны знать как можно больше приемов взаимодействия. Однако трудно рассчитывать на успех, если в игре применяют только разученные комбинации. Умение выбрать наиболее выгодную тактическую комбинацию, меняя ее в зависимости от обстановки, — главное в игре.
После того как игроки овладели основными индивидуальными действиями, научились действовать согласованно и приобрели теоретические знания тактики игры команды, можно приступить к изучению тактических систем ведения игры.
В первых учебных играх не следует ставить трудных задач. В них следует разучивать индивидуальные функции игроков, основные элементы взаимодействия, осваивать основные принципы перехода от нападения к обороне и наоборот. Затем разучивают тактические комбинации в звеньях и линиях команды.
Тактические системы закрепляют в двусторонних играх, которые являются основным средством технико-тактической подготовки. При проведении двусторонней игры важно:
— до начала игры на специальном макете дать указания отдельному игроку, звену, линии и команде в целом;
— в ходе игры, остановив игроков, указать на ошибки и несколько раз повторить правильное решение;
— после игры произвести теоретический разбор игры, анализ допущенных ошибок и положительных моментов при активном участии игроков.
При проведении двусторонней игры преподаватель-тренер поручает судейство своему помощнику или одному из занимающихся, имеющему опыт, а сам находится в таком месте, откуда хорошо видна игра, и дает указания игрокам через мегафон. Игру останавливают лишь в тех случаях, когда нужно дать общие указания игрокам или повторить тактическую комбинацию. Зал для игры в футболavangardsport.at.ua
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности (в нашем случае это обучение технике футбола). Моя система подготовки юных футболистов основана на индивидуально-групповом способе обучения и соблюдения общих дидактических принципов педагогики.
Принципы построения тренировочного процесса, способы обучения и воспитания, которые главенствуют в применяемом мной подходе в подготовке резервов, сильно отличаются от общепринятых. Ключевое слово в первом абзаце – система. Если методику применять не имея гармоничной схемы взаимодействия всех частей подготовки, то нельзя существенно увеличить её эффективность. Можно применить новые принципы и методы обучения, но если не поменять систему организации учебного процесса и отношение к соревновательной деятельности, то постепенно все позитивные изменения от новых методических подходов сойдут на нет. Понятие методологии надо применять к общим подходам в подготовке резервов (подробнее здесь). К компактной теме нашего сайта – методика обучения удара по мячу - больше подходит термин технология.
Технология - комплекс организационных методов, средств и приемов, направленных на обучение и совершенствование технике ударов по мячу с достижением конечного результата - высокого качества движения на основе автоматизма, переходящего из навыка в умение и соответствующих требованиям современного футбола.
Обозначим ключевые звенья технологии:
- в организации учебного процесса
- в обучении технике ударов
- в развитии физических качеств
- в обучении тактике применения ударов
В настоящее время Вам доступны только фрагменты и отдельные части методики обучения удару в футболе. Целостная картина пока не складывается, потому что для "сквозной" технологии, который захватил бы все этапы обучения и совершенствования, все приемы, тренировочные средства, планирование и комплексы упражнений надо многое сделать. Означает ли это что Вы должны ждать конечного продукта, "полного и красиво упакованного"? Конечно нет. Сегодня увидели на сайте что-то новое, интересное, нужное, завтра стали применять полученные знания в практической работе с юными футболистами.
16 января 2013 года. Я не стал вносить изменения в уже написанный текст, хотя произошло важное событие. Методика обучения технике удара подъёмом уже написана. Теперь любопытному читателю доступна и целостная картина действий и сквозная технология. В Монографии освещены все этапы обучения и совершенствования технике удара. Надеюсь книга поможет Вам взглянуть на проблемы обучения системно.
12 декабря 2014 года. Жизнь сама требует от меня логического продолжения (развития) технологии обучения и развития юных футболистов. Более подробно об эффективности учебно-тренировочного процесса можно посмотреть здесь.
xn----8sbbn7arsjife8g.xn--p1ai