Начну с того, что еще давно, 13 лет назад, будучи подростком, я сам два года изучал Каббалу в группах, организованных Лайтманом и его учениками в Москве. Возможно, это дает мне право судить более обоснованно о характерных особенностях этого движения, поскольку я видел его «изнутри». Правда, с тех пор прошло уже много времени, и что-то могло измениться. Что представляет собой среда «лайтманцев» сегодня, я представляю уже отнюдь не так хорошо.
Многих еще тогда (в начале 2000-х) привлекало в уроках Лайтмана то, что он обещал конкретную «научную» методику, благодаря которой человек может открыть для себя духовные миры и обрести в них полное знание и вечное наслаждение (от соединение с Творцом, который Сам является желанием дарить наслаждение Своему творению). На раннем этапе обучения эта методика сводилась к трем компонентам – рав, группа, книги. Человек, изучая каббалистические книги под руководством рава-каббалиста,привлекал к себе «окружающий свет» (ор макиф), который должен был постепенно передать ему свои свойства, исправить его эгоизм и таким образом сделать способным быть сосудом для получения этого света внутрь (ор пними). Группа была нужна для того, чтобы человек мог «отрабатывать» эти свойства (которые сводились к отдаче, альтруизму, любви к ближнему) в среде единомышленников.Фактически на этом вся «научная методика» заканчивалась, поскольку все дальнейшее обучение не приносило никакого конкретного понимания, как этот механизм должен работать. Люди могли годами сидеть на уроках, «притягивая к себе свет», при этом никаких действительных изменений, конечно же, с ними не происходило. Постоянно подчеркивалось, что для привлечения света нужно правильное Намерение. В то же время регулярно Лайтман дает понять своим ученикам, что правильное Намерение может быть лишь у каббалиста, который уже открыл для себя духовные миры, а до тех пор это лишь жалкие попытки, которые могут в какой-то момент накопить в человеке потребность в этом духовном переходе, и тогда ему откроется.Разговор о том, что же такое правильное намерение и как к нему придти, занимал немалое место в лайтманских группах. Фактически никто ничего об этом не знал. Иногда Лайтман делает упор на то, что именно активная внешняя работа в группе – помощь в организации совместных мероприятий и т. д. – играет наибольшую роль. Иногда весь разговор переносится снова на то, что внешнее вообще ничего не значит, и что физические действия не имеют связи с духовностью, а настоящий каббалист все делает только в духовном.Мне кажется, что на раннем этапе становления этих групп в них царило более «элитарное» представление, и многие связывали свое продвижение с внутренней духовной работой и пониманием духовных законов. Позже, когда все больше людей стало приходить, это движение все больше вульгаризировалось, и все больше акцента переносилось на какую-то внешнюю деятельность.
Невозможно судить о каббале Лайтмана, не имея представления об источниках, на которых она строится. Этими источниками, главным образом, являются книги рава Йеуды Ашлага (Бааль Сулама) и его сына Рабаша (Баруха-Шалома Ашлага, который и был непосредственным учителем самого Лайтмана).Именно их книги проходятся на уроках Лайтмана (те самые уроки, которые должны привлекать «окружающий свет» к ученику). Основной книгой является «Талмуд Эсер Сфирот» (сокр. ТЭС, «Учение о десяти сфирот» – 6-томный труд Бааль Сулама). Вторым по значению служит комментарий рава Ашлага к Зоару (комментарий «Сулам», по которому его автор и получил такое прозвище). Как правило, до того, как приступают к этим книгам, читают какие-то краткие статьи о «духовной работе» (обычно за авторством Рабаша), настраивающие ученика на восприятие света.
Лайтман начал свой путь в Каббалу уже в возрасте после 30 лет. Он рассказывал, что пробовал пару лет изучать Талмуд и традиционные еврейские тексты, но сразу же понял, что ответов на свои вопросы там не найдет, и быстро от этого отошел. Его эрудиция в отношении еврейской традиции – очень слабая; в отношении других духовных или эзотерических систем, существующих в мире, – вероятно еще слабее.Говоря о Каббале, он не может не оказаться в ситуации дилеммы. С одной стороны, он хотел бы отмахнуться от всех книг, начиная с Торы, Талмуда и вообще любых «святых книг», поскольку не владеет ими и на этом поле легко проиграет в диалоге с оппонентами. С другой стороны, полностью отмахнуться он не может, потому что труды Бааль Сулама, по которым он преподает, построены в форме комментариев. ТЭС — к книгам Ари (каббалист 16-го века), Сулам — к книге Зоар, которая сама по большей части построена на обсуждении недельных разделов Торы. А значит, изучая Сулам, невозможно вообще не признавать Тору.Ответ Лайтмана состоит в следующем: Тора и другие древние книги были написаны каббалистами для душ тех поколений. Тогдашние души были тоньше и чувствительнее к свету, поэтому такие книги могли привести их к исправлению, хотя даже тогда это было уделом единиц. В наше время эгоизм в душах загрубел и потому нужны уже другие книги. Ими являются труды Бааль Сулама, который писал в 20-м веке специально для нашего поколения. Поэтому, хотя за сочинениями более ранних каббалистов признается истина, изучать их не нужно, а понять их невозможно.
Совершенно очевидно, что такой ход со стороны Лайтмана отсекает возможность диалога и совместного прояснения истины с представителями более широкого каббалистического сообщества. К этому добавляется еще и то, что книги по Каббале (как утверждает Лайтман) написаны на «языке ветвей» – когда в них упоминается некий объект, имеется в виду не известный нам под этим именем объект, а его духовный корень в верхнем мире. У тех, кто этого верхнего мира никогда не видел, нет никакого шанса понять, что же имел в виду каббалист, высказавшись на «языке ветвей». По сути вся Тора, Талмуд и другие еврейские святые книги говорят на языке ветвей, и потому их понимание, принятое в религии, совершенно неверно.Здесь уже пролегает непреодолимый барьер в любых попытках диалога. Естественно, все без исключения изучающие эти книги (будь то ученики ешив, раввины или профессора с кафедры Махшевет Исраэль в израильском университете) прекрасно понимают, что книги еврейской традиции – неотъемлемая часть многовековой культуры народа, где они служили прежде всего источниками закона, регламентирующего поведение людей в нашем (вполне материальном) мире. Заявление, что все эти книги вообще не говорят о материальном и не могут быть поняты не-каббалистом (то есть любым, кто не прошел махсом – барьер, отделяющий наш мир от верхнего), звучит просто безумно.Таким образом, эти заявления о «нечитаемости» для обычного человека настоящих книг по Каббале (а также Торы, Талмуда и т. д.) создают непреодолимую пропасть в любых попытках диалога с Лайтманом. Отсюда уже вытекает вполне логичное следствие, которое некоторые называют «культом личности» в его организации.Ведь если постичь истинный смысл каббалистических книг могут лишь «перешедшие махсом», возникает вопрос: кто же эти люди? Выясняется, что кроме самого себя среди живущих в нашем поколении Лайтман никого назвать не в силах. Выходит, он единственный истинный каббалист! Естественно, ему ничего не остается, кроме как зацикливать духовно ищущих учеников на себе самом, так как других каббалистов просто не осталось.Что же касается всех, кто изучает Каббалу за пределами лайтманской организации, их духовные «постижения» он ни коим образом не готов признать. Ситуация патовая. Естественно, с их стороны никто не собирается признавать его «постижения», видя эту сектантскую направленность.
Теперь затронем вопрос о том, как в действительности «работает» методика Лайтмана и куда ведет. Как я уже сказал, конкретных методических средств в ней почти что и нет. Сам Лайтман утверждает (на основании предисловия к ТЭС), что за 3-5 лет ученик приходит к открытию духовного мира. Это звучало заманчиво в начале 2000-х, когда движение только набирало обороты. Но прошли три года, потом пять лет, и естественно никто ни в какой духовный мир не вышел.Стоит отметить также, что понятие «махсом» (барьер, шлагбаум), знаменующий границу между нашим материальным и высшим духовным миром, изобретено Лайтманом и не имеет источника в каббалистической литературе. Этого понятия не встретишь ни у Бааль Сулама, ни у Рабаша (не говоря уже о более древних авторах). Сам Лайтман как-то вынужден был невольно признать это, оговорившись, что этим понятием его учитель пользовался в устных беседах с ним. В самом же учении Лайтмана оно водрузилось на высокий пьедестал почета. По крайней мере, в какие-то ранние годы, основные разговоры среди учеников крутились вокруг того, когда мы пройдем махсом, и есть ли уже те, кто прошел его.Естественно, когда обещанные 3-5 лет прошли, а за ними еще несколько лет благополучно миновало, вопрос о том, когда же пресловутый махсом будет пройден, обострялся все больше и больше. В какой-то момент даже возник слух, что уже целая небольшая группа наиболее продвинутых лайтманских учеников уже прошли его и теперь преподают «исходя из своих духовных постижений». Но так получилось, что именно с этими учениками их наставник почему-то поссорился, и многие из них ушли из рядов организации.К тому моменту все больше людей начинают ощущать разочарованность происходящим. Вся эта учеба напоминает топтание на месте или движение по маленькому кругу, который никуда не ведет. Приходят новые люди – с ними начинают с самого начала проходить те же тексты, которые проходили со старыми. При этом для более ранних учеников не наступает никакого качественного изменения в занятиях – они также продолжают жевать старый материал, исходя из того, что по-настоящему понять его может лишь тот, кто уже «за махсомом» (а сами они знают, что еще махсом не прошли). В итоге многие люди уходят из групп, но каким-то образом за это время уже оказываются привлечены новые.Возможно, многих, кто уже понял относительную бессмысленность происходящего, все же привлекает сама возможность быть в каком-то обществе, к чему-то стремиться (даже если и безрезультатно). Нередко можно услышать, что Лайтман и его соратники развивают свою школу, чтобы обманным путем зарабатывать деньги на наивных учениках. Честно скажу: я не знаю, как там обстоят дела сегодня. Но в прошлом никто особенно ничего на этом не зарабатывал – денег было не особенно много, они уходили на аренду помещений, издание книг (продажа которых не окупалась) и т. д. Ни от кого из учеников не требовали ничего платить, если он сам не выказывал желания к этому. Взнос десятины (маасер) считался помощью на пути к махсому (ученик учится «отдавать» – приближается к свойствам Творца), но не являлся обязательным условием участия в уроках. Насколько ситуация изменилась с тех пор – сказать не могу.
И наконец, коснусь наиболее распространенных обвинений, которые выдвигаются против Лайтмана. Как правило, они исходят со стороны представителей ортодоксального иудаизма, которые усматривают в учении Лайтмана опасную профанацию. Основные претензии направлены против преподавания Каббалы широким массам, включающим неевреев, людей, далеких от религии, от соблюдения законов Торы. И если бы такое преподавание Каббалы было нацелено на то, чтобы привести этих людей к соблюдению, – это было бы еще пол беды! Но оно вовсе на это не нацелено. Напротив, Лайтман много раз подчеркивал, что никаких религиозных заповедей для постижения духовного мира соблюдать не надо.Появление такой «легкой», ненапряжной Каббалы (недаром некоторые критики окрестили ее термином «Каббала-Лайт») естественно вызывает любопытство в светском обществе, далеком от принятия на себя религиозных запретов. Тогда как для еврейских раввинов это ощущается так, словно из сердца их учения, которое они пестуют в глубинах своих сердец (и в глубинах своих ешив) выкрали нечто ценное, а теперь разбрасываются этим направо и налево.
Лайтман не раз высказывался в таком духе, кто никакого отношения к евреям или иудаизму Каббала не имеет. Его оппоненты яростно возражают, приводя в качестве аргумента, что видные каббалисты прошлого (включая и учителей самого Лайтмана) были евреями, тщательнейшим образом соблюдающими заповеди иудаизма.По правде говоря, мне видится это взаимная нестыковка взглядов слегка смешной. Давайте спросим себя: является ли йога, например, индусским учением? Очевидно, что учителя йоги с древних времен были индусами и сама она происходит из Индии. Выдающиеся классические труды по йоге были написаны в лоне индийской традиции. С другой стороны, в наше время йогой занимаются самые разные люди в самых разных странах. Йога раскрыла какие-то объективные законы устройства человека, помогающие ему не только улучшить здоровье, но и развиваться – телесно, энергетически и духовно. Поэтому она заслужила место универсального учения, и индусы могут лишь гордиться тем, что их культура сумела подарить миру нечто прекрасное.Но иудаизм по какой-то причине этого совсем не хочет видеть. Никто не стал бы спорить с тем, что исторически Каббала действительно веками развивалась в рамках еврейских общин, что ее труды написаны евреями и на иврите, что их авторы соблюдали законы иудаизма. Но ведь вопрос не в этом! Вопрос в том, есть ли в Каббале то универсальное, что позволит ей озарить своим светом не только кучку избранных, но и все человечество? Может ли еврей гордиться тем, что его народ подарил миру Каббалу? И именно здесь почему-то представители иудаизма готовы из кожи вон вылезти, что ответить на этот вопрос «Нет!» Им важно подчеркнуть, что их народ и их религия ничего миру дарить не собирается. В лучшем случае они готовы подарить кому-то «7 заповедей сыновей Ноаха» и на этом считать свой долг выполненным. Конечно, это не может не вызывать сожалений. И понятно, почему для широких масс общества аргументы со стороны иудаизма так и остаются зачастую неуслышанными.Историческая связь Каббалы и иудаизма – это факт, но помимо нее нужно также видеть и объективные требования духовной эволюции.Собственно, уже у Бааль Сулама заложены все основы для того, чтобы Каббала была воспринята как универсальное (общечеловеческое) учение. Во многих своих поздних трудах он отмечает это вполне однозначно. В этой связи Лайтман может снять с себя претензии, оперевшись на авторитет своих учителей. Но на что еще реже обращают внимание участники этих споров – так это на то, что Каббала еще за долго до Бааль Сулама уже вышла на универсальное поле. Она уже несколько веков назад стала основой эзотерического, оккультного учения Запада, с которым и сегодня у многих ассоциируется. Десять сфирот – главные понятия Каббалы – уже давно стали духовной картой, помогающей ищущим духовного знания понимать законы Вселенной. На них построены медитации и магические ритуалы, они используются для лучшего понимания свойств планет в астрологии и проникновения в смысл карт Таро. Еще в средние века Каббала шла рука об руку с алхимией, а в наше время все чаще стала соединяться с психологией. С учетом уже сложившейся исторической реальности любые попытки «прибрать к рукам» Каббалу со стороны какого-то одного направления (будь то Лайтман или ортодоксальный иудаизм) выглядят просто нелепо.
На мой взгляд, наибольшей ясности в этих вопросах можно достичь не за счет голословных утверждений из разряда «я прав, потому что иначе и быть не может» (что, к сожалению, часто возникает в среде всех, кто имеет интерес к теме), а именно за счет открытого диалога, общего изучения и обмена мнениями. Пусть каждый, кто считает, что обладает истиной (или хотя бы ее крупицами) сможет свободно высказать свою позицию и привести на суд собеседников любые аргументы. Такой диалог позволит со временем найти общий язык и прояснить не только роль Каббалы в частности, но и вообще место и смысл любых традиционных знаний для современного человека. Может быть, тогда вместо споров и размахивания интеллектуальными кулаками все больше людей переключатся, наконец, на то, чтобы действительно двигаться к высоким целям, о которых так громко заявляют.
antipa62.livejournal.com
Вышел в свет 36-й выпуск газеты "Каббала сегодня".
Читайте на его страницах:
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС «КОЗЫ И КАПУСТЫ»
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним - или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту... Эта простая ситуация из-за примитивного эгоизма участников превращается в нетривиальную задачу для человека со стратегическим мышлением. Перейти к статье >>>
Выйти из иллюзии
ЗАЧЕМ ДЕТИ ХОДЯТ В ШКОЛУ?
В 2000 году Кнессет созвал специальную комиссию, последнее заседание которой состоялось ни много ни мало 47 лет тому назад. Целью комиссии было «адаптировать Закон о государственном образовании к социальным реалиям наших дней». Отныне, заявили депутаты, мы будем прививать в школах ценности. С тех пор многие ученики уже достигли совершеннолетия, однако нехватка ценностей в обществе ощущается все сильнее. То ли комиссия недозаседала, то ли социальные реалии были недооценены, то ли детей недопривили... А может быть, нужно все-таки не витать в облаках, а опуститься на твердую почву? Перейти к статье >>>
Осознание реальности
НА ГРАНИ СВЕТА
«Всю жизнь я пытался понять природу света», - сказал Альберт Эйнштейн. В письме своему другу Мишелю Бессо он признался: «Пятьдесят лет размышлений так и не приблизили меня к ответу на вопрос: что такое световые кванты?»
В 16 лет его воображение захватила странная, но многообещающая картина: оседлав луч чистого света, он с головокружительной скоростью мчится по бесконечной Вселенной. Перейти к статье >>>
Увидеть скрытое
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Стоит немного покопаться в источниках, и выясняется, что современный кризис «грянул» вполне предсказуемо. О нем говорили аналитики, причины его известны, сценарий во многом расписан. Экономисты, политологи, социологи, экологи, наконец, геополитики - все внесли свои штрихи в картину предстоящего краха. Однако просматривая материалы, которые с годами полностью доказали свою состоятельность, невольно обращаешь внимание на одну общую для всех черту. Блестящий анализ и довольно точное описание событий обрывается на самом интересном месте - кризису быть!
Перейти к статье >>>
СПРОСИ КАББАЛИСТА
На вопросы телезрителей в прямом эфире отвечает каббалист, профессор М. Лайтман
Не приведет ли чрезмерное увлечение компьютером к отрыву человека от его естественного окружения, от его природы?
Ответ: Я знаю лишь одно: наш мир является раскрытием Творца, который желает определенными способами и путями продвигать нас к исправлению. Я вижу, что связь посредством интернета становится всё более внутренней и содержательной. Люди не обращают внимания на лица или характеры, они более открыты. Пусть они скрывают себя за экраном, оставляя нечто личное, но могут извлечь из себя такие вещи, которых обычно стыдятся. Бывает и пустая болтовня, какие-то глупые разговоры, но это подобно тому, как в мутной воде вся грязь постепенно оседает, и вода становится прозрачной. Перейти к статье >>>
Короткий детектив
ДЕЛО №2. КУЛИНАР
Мужчина стоял на узком подоконнике. Руками он держался за края оконной рамы. Внизу, под ногами, было шестнадцать этажей и решение всех проблем. Вдруг за спиной раздался звонкий мальчишеский голос: «Эй, есть тут кто?». Мужчина вздрогнул и повернулся. Из коридора через открытую дверь на него удивленно смотрел невысокий подросток в форме посыльного. В руке он держал плоскую картонную коробку.
- Извините, это вы заказывали пиццу?
- Нет, не я, - пробормотал самоубийца.
Перейти к статье >>>
Детская страничка
КОПИЯ
Марине было всего семь лет, но она уже слыла ужасной гордячкой. Она высокомерно относилась ко всем окружающим: к одноклассникам, к соседям и даже к собственной маме. Марина относилась хорошо лишь к одному-единственному человеку - к себе самой.
- А зачем мне другие? Все равно я - лучше всех.
У нее не было подружек, ее не интересовали игры. Целый день она сидела в комнате и смотрела на себя в огромное зеркало.
Перейти к статье >>>
Женский взгляд
ДЕНЬГИ ПРАВЯТ МИРОМ
Богатый муж всегда казался мне единственно возможным решением всех повседневных забот, а также средством достижения уровня жизни VIP. Да и мама всегда об этом говорила, будучи наиболее сведущей в моих неуемных запросах и желаниях.
Верно, я люблю расточительство. Я люблю, когда в моих руках кредитная карточка, позволяющая приобретать обновки в начале сезона, машину модели следующего года, новый дом с садом и роскошный отпуск - когда захочется, а не только раз в году. Перейти к статье >>>
СПОРТ - ЭТО СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Из беседы каббалиста,профессора М. Лайтмана с тренером вратарей сборной Израиля по футболу А. Уваровым
А. Уваров: Когда мне предложили встретиться с вами, я, конечно, не мог этим не воспользоваться. Это все-таки каббала. В одной из бесед, которые я прослушивал, обсуждалась тема - футбол и пиво. Я бывший футболист, сейчас тренер, и бывает, что после тренировки люблю выпить бутылку пива, хотя и не большой сторонник этого. Почему именно эта тема возникла в начале той беседы?
М. Лайтман: Футбол - это не просто игра - это очень интересное средство общения. Если мы рассмотрим его как поле деятельности человека, то увидим: в футболе реализуются, причем подсознательно, очень многие склонности, чаяния, побуждения человека. С другой стороны, пиво - напиток, который варили еще в глубокой древности. Оно дозволено всем и потому является прекрасным средством общения. Перейти к статье >>>
Тема : КАББАЛА, Новые публикации
Закладки Послать другу Распечатать
www.laitman.ru
Чтобы понять уровень человека, мы приведем здесь изречение мудрецов о строфе "Послушаем всему заключение: пред Творцом трепещи и заповеди Его соблюдай, потому что в этом весь человек", весь мир сотворен лишь ради трепета пред Творцом.
И следует понять, что это такое "трепет пред Творцом". [Рабаш, "Шлавей Сулам", "Цель группы (1.1)"]
Вопрос: Почему Рабаш начинает именно с трепета? Почему это самое главное? Ведь для того, чтобы ощутить трепет перед Творцом, должно быть постепенное раскрытие Творца?
Ответ: Дело в том, что в лексиконе Рабаша, в его подходе и методике не было никакой постепенности. Ни в чем!
Когда я привел к нему 40 новых учеников, он через пару дней сказал мне: "Иди и объясни им, что они должны платить десятину за учебу". Но многие из них не работали и не были женаты, на что он бескомпромиссно заявил: "Должны работать! Если они не работают и не женаты, я их не приму, пусть уходят". Он был очень категоричен. Далее...
Я должен был стоять намертво, убеждая его, что надо поступить иначе: это новое поколение, новые люди, у них другая ментальность, нерелигиозная среда, они в этом ничего не понимают. Для них жениться – все равно, что войти в тюрьму, работать – все равно, что пойти на каторгу. Такой переход будет для них невыносим. Они уйдут учиться в другое место. Поэтому надо подождать, дать им время на адаптацию.
И постепенно Рабаш согласился. Я горжусь тем, что мне удалось их отстоять. Все-таки они очень хотели продвигаться духовно и были готовы на все. Не прошло и двух месяцев, как все они переженились и устроились на работу.
Таким образом, становится понятно, почему первая статья Рабаша имеет такое же резкое начало, как и его требования по отношению к своим ученикам.
Вопрос: Бааль Сулам в своих трудах еще больше расширяет внутреннюю работу человека. Он впервые адаптирует ее для широкой публики, вне зависимости от ментальности. Но наряду с этим использует различные термины и цитаты из Торы. Как ученики проникали через них?
Ответ: Проблема в том, что каббалисты не считаются с общепринятыми ассоциациями. Они полагают, что все понимают смысл употребляемых ими терминов. Тора для них – средство исправления души. Под любовью имеется в виду любовь к ближнему, что совершенно не соответствует лексикону обычного человека, выросшего на художественной литературе. Можете представить, как было тяжело ученикам Рабаша.
Я знаю это по себе! В принципе, я пришел в каббалу с небольшим знанием иврита, но, тем не менее, у меня все это путалось.
Вопрос: То есть Рабаш не хотел менять стиль языка? Например, сейчас мы стараемся передать каббалу на языке, понятном для простого среднего человека.
Ответ: Невозможно вместо устоявшихся терминов выдумать другие. Тора – это методика исправления человека, и подразумевает под применяемыми в ней словами именно каббалистический смысл. А то, что сейчас люди стали употреблять их для своих цивильных объяснений, романов из светской жизни, ‒ этого раньше никогда не было.
Иврит назывался святым языком – "лашон а-кодеш". На нем говорили только о духовной работе: как изменяться человеку в подобие Творцу. Даже в Древней Иудее в обиходе употреблялся арамейский или древнегреческий язык, но не иврит.
В средние века, в изгнании, евреи стали говорить на ладино, идише, арабском и других языках. То есть иврит употреблялся только лишь для выяснения духовной работы.
Поэтому под всеми словами, которые мы используем в иврите, например, "трепет", "любовь", "приближение", "отторжение", имелись в виду духовные параметры, а не физические действия. Точно так же, как в мире музыки мы употребляем итальянские названия, или латинские наименования – в медицине.
Все термины иврита четко ассоциировались с духовными понятиями.
www.laitman.ru
Текст
Э. Винокур: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Рад приветствовать вас в очередной программе «Прокладывая путь». Как обычно, с нами в студии детский психолог-воспитатель, психотерапевт Лимор Софер-Петман и каббалист д-р Михаэль Лайтман. Мы продолжаем обсуждать предложения науки каббала в области воспитания. Сравнивая их с мнением психологии, попытаемся найти точки соприкосновения, чтобы лучше понять, как правильно относиться к молодому поколению. Мы уже говорили о развитии ребенка с 6 до 9 лет, но поскольку после предыдущей программы возникло много вопросов, то сегодня продолжим эту тему, чтобы получить более ясную картину.
Л. Софер-Петман: В прошлой беседе мы говорили о создании школы, в которой высшей ценностью будет считаться вклад в общество. Поскольку в современном воспитании главным является личный успех…
М. Лайтман: Причем за счет использования ближнего.
Л. Софер-Петман: …то способность к связи у детей плохая: процветает эксплуатация и насилие. Не могли бы вы расширить понимание вклада ребенка в общество? Что именно вы имеете в виду под вкладом? Что может сделать ребенок?
М. Лайтман: Я имею в виду, что никто не рассматривается отдельно, а только вместе с обществом. Самый наглядный пример – альпинисты, связанные между собой веревкой.
Л. Софер-Петман: Если падает один, то падают все.
М. Лайтман: Поэтому успех у них может быть только общий.
Л. Софер-Петман: Всей группы?
М. Лайтман: Да. В футболе это уже не так ясно выражено, можно кого-то обвинить, кого-то поощрить.
Л. Софер-Петман: Кроме группового действия там есть лидеры, «звезды».
М. Лайтман: В том-то и заключается проблема, исказившая в последнее время понятие игры. Она перестала быть командной: каждый хочет личных достижений, а потому готов за большие деньги продать себя, не важно, какой стране. В результате каждый играет сам, но не в команде. Мы же должны с самого раннего возраста формировать у детей коллективную ответственность, ощущение группы, когда никто не имеет веса и ценности сам по себе. Мы просто не смотрим на него лично, а только на его умение возвысить группу, поднять ее, привести в действие, извлечь силы и быть вместе со всеми единым целым. Необходимо учить ребенка искать это инстинктивно. Кстати, это есть у животных - речь не идет о духовных явлениях, отделенных от реальности. Известно об особой подготовке команд для подводных лодок или других закрытых мест, где от сплоченности коллектива зависит вопрос жизни и смерти. Человек буквально теряет свое «я», воспринимает и оценивает только через всех. Разумеется, для этого его специально готовят, но мы видим, что это возможно.
Л. Софер-Петман: Член команды подводной лодки полностью аннулирует свое желание, ведь если он не выполнит необходимое, никто не выживет – не только он. Вы имеете в виду нечто подобное?
М. Лайтман: Да. Люди там настолько соединены, что даже если во время поражения лодки часть команды может спастись, они принимают решение остаться и погибнуть вместе со всеми, поскольку не представляют, что могут расстаться. О таком случае была публикация.
Л. Софер-Петман: То есть ощущение связи с группой было в них сильнее, чем индивидуальная жизнь?
М. Лайтман: Да. Они сознательно выбрали смерть, потому что не мыслили жизни по отдельности: если не вместе, то жизни нет. И здесь даже инстинкт самосохранения не срабатывает.
Л. Софер-Петман: Следовательно, это не происходит на уровне инстинкта?
М. Лайтман: Разумеется, это крайний случай - особыми тренировками людей превращают в роботов. Я же говорю о необходимости воспитать человека нормальным членом общества, способным считаться с другими людьми. Он должен понимать, что обязан вкладывать в общество: не потому, что иначе не выживет, а потому что социум - место, в котором он должен быть постоянно. Это фундамент, без которого он не может существовать, его семья, о которой он обязан заботиться. Мы можем, если захотим, воспитать так своих детей и за одно поколение достичь такого состояния.
Э. Винокур: Что вы имеете в виду под выражением «ради общества»?
М. Лайтман: Все, что относится к объединению, а больше нам ничего не надо. Нам кажется, что в нашем мире мы достигаем успеха за счет физических действий. Но это иллюзия. В конечном счете, все приходит к нам в соответствии с природой - насколько мы уживаемся между собой. Особенно сейчас, когда мир становится интегральным и погружается в кризис, все зависит только от нашей способности объединиться вместе. Это буквально благословение свыше.
Л. Софер-Петман: Нас к этому вынуждает природа, но вы говорите, что это необходимо воспитывать, ведь само по себе это не получится?
М. Лайтман: Нет.
Л. Софер-Петман: Значит, это нечто сверх природы?
М. Лайтман: Да, «сердце человека злое с рождения».
Л. Софер-Петман: Как это должно проявляться в школе?
М. Лайтман: Школа должна быть другой. Прежде всего, ребенка нужно обучать не предметам, а умению быть частью общества.
Л. Софер-Петман: Что это значит? Например, поставить стул не только себе, но и другим?
М. Лайтман: Не только. Должен быть общий подход: каждый рассматривает себя, получает примеры, воспитание и руководство только в связи с другими. Маленький человек с момента осознания себя внутри социума – буквально с 3 лет - должен включиться в состояние жизни вместе с другими, когда он зависит от всех, а все зависят от него. Такой инструктаж должен войти в него естественно, инстинктивно: привычка становится второй натурой во всех отношениях.
Это относится и к предметам: мы должны буквально перевернуть свой подход к ним. Мы смотрим на природу с эгоистической, индивидуальной точки зрения, и так ей обучаем. А если увидим природу как единое целое, в котором все взаимосвязано и сбалансировано, то и детей научим пониманию всеобщей связи: мы должны быть связаны между собой и с природой в одной глобальной системе. Тогда изучение биологии, физиологии, географии и т.д. станет единым механизмом, ведь именно так мы существуем в природе. Нам не надо придумывать ничего искусственного, просто исправить искажение нашего восприятия природы и соответственно обучать детей.
Л. Софер-Петман: Скажем, вместо изучения 10 разных дисциплин, связать их вместе, как единый цикл.
М. Лайтман: Мы разделили природу на ломти и думаем, что они друг с другом не связаны. Поэтому мы переживаем сегодня всеобщий кризис. Мы живем в едином, круглом мире, который поделили на множество частей и думаем, что одно не связано с другим. Я преподаю физику, ты – химию и биологию, он – географию и астрономию, и нет общего взгляда. Даже развитая нами наука, которую мы превозносим, является результатом восприятия человека, ведь это он исследует природу и делает выводы. Если бы наш подход к природе был глобальным, мы бы обнаружили иные формулы: как неживое, растительное, животное и человек связаны вместе, в какой гармонии они между собой пребывают. Тогда все дисциплины изучались бы иначе – как один предмет, раскрывающий единую природу.
Л. Софер-Петман: Возможно, в такой школе будет предмет «Как создать гармонию»?
М. Лайтман: Да, ведь именно это мы должны сделать.
Э. Винокур: Есть мнение, что такое воспитание избавляет ребенка от кризисов, поскольку он изначально смотрит на реальность иначе и видит ее более глубокий уровень.
Л. Софер-Петман: Это очень серьезное изменение.
М. Лайтман: Проблема кроется в отсутствии равновесия, ведь мы не связываем все элементы вместе.
Л. Софер-Петман: Сегодня ребенок изучает каждый предмет глубоко, детально, но никто не связывает это с чем-то другим. Необходима другая программа воспитания, которая обязывала бы связывать явления.
М. Лайтман: По сути, мы не изучаем природу. Мы смотрим на нее узким взглядом и специализируемся в том, чтобы изучать ее в очень искаженном виде, как нечто несвязное.
Э. Винокур: Интересно, что воспитательная система в США ставит перед собой задачу сформировать ребенка, готового к конкуренции в 21 веке. А методика достижения успеха в 21 веке, предлагаемая вами, совершенно противоположна той, которую пытаются реализовать в США. Там говорят ребенку, что его способность выдержать конкуренцию в 21 веке сделает страну сильнее, и к этому все стремятся. Однако их подход к достижению этой цели разрушительный и приводит к противоположному результату
М. Лайтман: Я бы не хотел говорить об их будущем, однако это будет примером для всех. Дело в том, что за последние двадцать-тридцать лет Америка собрала у себя лучших ученых и передовые технологии. Так они представляют свое будущее: мощная технологическая держава, лидирующая в разработке технологических и научных достижений. Затем технологии перетекают в Китай, Японию, Европу - американцев не интересует, где будет производство. Они будут изобретать и тем самым держать все в своих руках. И я полагаю, что вскоре мы станем свидетелями большого кризиса в этой системе.
Л. Софер-Петман: Кризиса?
М. Лайтман: Да. Именно потому, что наука не занимается природой в целом, все рушится. Сегодня мы уже видим, как мир становится "круглым", и не знаем, как с ним справиться, не знаем связей между его частями.
Э. Винокур: Предлагаемые решения лежат в плоскости технологий: обучим детей современным методам коммуникации – достигнем успеха. Но это абсолютно неверное направление.
Л. Софер-Петман: При этом в ребенке затрагивается лишь одна грань, и не учитываются его социальные потребности, о которых вы говорите.
М. Лайтман: Это потребности в окружении, в семье и т.д. Тем, что ребенок видит целостную картину, мы решаем все проблемы.
Л. Софер-Петман: Проблемы в чем?
М. Лайтман: В его отношениях с обществом, в построении семьи, в его отношениях с детьми – от маленькой ячейки до большого мира.
Л. Софер-Петман: Нужно повысить в его глазах важность общества?
Читать дальше >>
www.kabbalah.info
Опубликовано на Каббала, наука и смысл жизни. Вы можете оставить комментарии здесь.
Вышел в свет 36-й выпуск газеты "Каббала сегодня".
Читайте на его страницах:
СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС «КОЗЫ И КАПУСТЫ»
Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним - или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту… Эта простая ситуация из-за примитивного эгоизма участников превращается в нетривиальную задачу для человека со стратегическим мышлением. Перейти к статье >>>
Выйти из иллюзии
ЗАЧЕМ ДЕТИ ХОДЯТ В ШКОЛУ?
В 2000 году Кнессет созвал специальную комиссию, последнее заседание которой состоялось ни много ни мало 47 лет тому назад. Целью комиссии было «адаптировать Закон о государственном образовании к социальным реалиям наших дней». Отныне, заявили депутаты, мы будем прививать в школах ценности. С тех пор многие ученики уже достигли совершеннолетия, однако нехватка ценностей в обществе ощущается все сильнее. То ли комиссия недозаседала, то ли социальные реалии были недооценены, то ли детей недопривили… А может быть, нужно все-таки не витать в облаках, а опуститься на твердую почву? Перейти к статье >>>
Осознание реальности
НА ГРАНИ СВЕТА
«Всю жизнь я пытался понять природу света», - сказал Альберт Эйнштейн. В письме своему другу Мишелю Бессо он признался: «Пятьдесят лет размышлений так и не приблизили меня к ответу на вопрос: что такое световые кванты?»
В 16 лет его воображение захватила странная, но многообещающая картина: оседлав луч чистого света, он с головокружительной скоростью мчится по бесконечной Вселенной. Перейти к статье >>>
Увидеть скрытое
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Стоит немного покопаться в источниках, и выясняется, что современный кризис «грянул» вполне предсказуемо. О нем говорили аналитики, причины его известны, сценарий во многом расписан. Экономисты, политологи, социологи, экологи, наконец, геополитики - все внесли свои штрихи в картину предстоящего краха. Однако просматривая материалы, которые с годами полностью доказали свою состоятельность, невольно обращаешь внимание на одну общую для всех черту. Блестящий анализ и довольно точное описание событий обрывается на самом интересном месте - кризису быть!
Перейти к статье >>>
СПРОСИ КАББАЛИСТА
На вопросы телезрителей в прямом эфире отвечает каббалист, профессор М. Лайтман
Не приведет ли чрезмерное увлечение компьютером к отрыву человека от его естественного окружения, от его природы?
Ответ: Я знаю лишь одно: наш мир является раскрытием Творца, который желает определенными способами и путями продвигать нас к исправлению. Я вижу, что связь посредством интернета становится всё более внутренней и содержательной. Люди не обращают внимания на лица или характеры, они более открыты. Пусть они скрывают себя за экраном, оставляя нечто личное, но могут извлечь из себя такие вещи, которых обычно стыдятся. Бывает и пустая болтовня, какие-то глупые разговоры, но это подобно тому, как в мутной воде вся грязь постепенно оседает, и вода становится прозрачной. Перейти к статье >>>
Короткий детектив
ДЕЛО №2. КУЛИНАР
Мужчина стоял на узком подоконнике. Руками он держался за края оконной рамы. Внизу, под ногами, было шестнадцать этажей и решение всех проблем. Вдруг за спиной раздался звонкий мальчишеский голос: «Эй, есть тут кто?». Мужчина вздрогнул и повернулся. Из коридора через открытую дверь на него удивленно смотрел невысокий подросток в форме посыльного. В руке он держал плоскую картонную коробку.
- Извините, это вы заказывали пиццу?
- Нет, не я, - пробормотал самоубийца.
Перейти к статье >>>
Детская страничка
КОПИЯ
Марине было всего семь лет, но она уже слыла ужасной гордячкой. Она высокомерно относилась ко всем окружающим: к одноклассникам, к соседям и даже к собственной маме. Марина относилась хорошо лишь к одному-единственному человеку - к себе самой.
- А зачем мне другие? Все равно я - лучше всех.
У нее не было подружек, ее не интересовали игры. Целый день она сидела в комнате и смотрела на себя в огромное зеркало.
Перейти к статье >>>
Женский взгляд
ДЕНЬГИ ПРАВЯТ МИРОМ
Богатый муж всегда казался мне единственно возможным решением всех повседневных забот, а также средством достижения уровня жизни VIP. Да и мама всегда об этом говорила, будучи наиболее сведущей в моих неуемных запросах и желаниях.
Верно, я люблю расточительство. Я люблю, когда в моих руках кредитная карточка, позволяющая приобретать обновки в начале сезона, машину модели следующего года, новый дом с садом и роскошный отпуск - когда захочется, а не только раз в году. Перейти к статье >>>
СПОРТ - ЭТО СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Из беседы каббалиста,профессора М. Лайтмана с тренером вратарей сборной Израиля по футболу А. Уваровым
А. Уваров: Когда мне предложили встретиться с вами, я, конечно, не мог этим не воспользоваться. Это все-таки каббала. В одной из бесед, которые я прослушивал, обсуждалась тема - футбол и пиво. Я бывший футболист, сейчас тренер, и бывает, что после тренировки люблю выпить бутылку пива, хотя и не большой сторонник этого. Почему именно эта тема возникла в начале той беседы?
М. Лайтман: Футбол - это не просто игра - это очень интересное средство общения. Если мы рассмотрим его как поле деятельности человека, то увидим: в футболе реализуются, причем подсознательно, очень многие склонности, чаяния, побуждения человека. С другой стороны, пиво - напиток, который варили еще в глубокой древности. Оно дозволено всем и потому является прекрасным средством общения. Перейти к статье >>>
laitman.livejournal.com
Обмани меня / Lie to Me — американский драматический телесериал о специалисте по распознаванию лжи.
Шоу «Обмани меня» выходит на канале Fox с января 2009 года.
В первом сезоне сериала «Обмани меня» было 13 серий, второй сезон был разделён на две части и состоял из 22 серий.
Концепцию сериала «Обмани меня» создал Сэмуэл Баум (Samuel Baum).
В каждой серии доктор Кэл Лайтман в исполнении британского актёра Тима Рота (Tim Roth) расследует новый случай лжи и её последствий. По контракту он сотрудничает с полицией и ФБР и имеет дело с преступниками: террористами, мошенниками, убийцами. За помощью к нему приходят и обычные люди, оказавшиеся в ситуации, когда чужая ложь может дорого обойтись, например, когда бизнесмен хочет узнать, не обманывает ли его партнёр.
В расследовании Лайтман, доктор наук и учёный с мировым именем, опирается на своё открытие: всем людям присущи микровыражения эмоций. Мельчайшие движения мышц лица, мимика, жесты, язык тела, изменения в тембре и темпе речи – всё это можно дешифровать и сделать вывод о правдивости человека и тех эмоциях, которые он испытывает.
У Кэла Лайтмана есть реальный прототип – доктор Пол Экман (Paul Ekman), автор книги о микровыражениях, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Он является научным консультантом сериала.
Лайтман очень наблюдателен, когда нужно, он может провоцировать, быть резким. В поисках правды он способен зайти очень далеко. Вести расследование ему помогает его команда – сотрудники «Лайтман Групп». Компания была основана Лайтманом вместе с его напарницей, психологом Джиллиан Фостер (Келли Уильямс / Kelli Williams). Они познакомились в Пентагоне, где оба работали на военных (ещё раньше Лайтман работал на британскую разведку).
В отличие от Лайтмана, фокусирующегося на деталях, Джиллиан видит полную картину. В их тандеме она является «голосом разума», предостерегающим Лайтмана от опрометчивых поступков. В первом сезоне Джиллиан замужем за Алеком Фостером (Тим Гини / Tim Guinee), но ложь в отношениях приводит к их разводу. Между Лайтманом и Фостер явно чувствуется симпатия, и их отношения являются одной из главных интриг шоу.
У Джиллиан Фостер также есть прототип – доктор Морин О’Салливан (Maureen O’Sullivan), выдающийся профессор психологии из университета Сан-Франциско.
Элай Локер (Брендан Хайнс / Brendan Hines) – ведущий исследователь в лаборатории Лайтмана, получивший солидную академическую подготовку, но не имеющий большего практического опыта. Постоянно видя вокруг себя ложь, он принимает решение всегда говорить правду. Он называет это «радикальной честностью» и не беспокоится о том, что правда часто бывает неудобна. За честность ему часто приходится платить. Локер одинок и пытается наладить отношения с девушками, не исключая и коллегу Риа Торрес (Моника Рэймунд / Monica Raymund). В команде интеллектуалов она играет роль «человека из народа». Лайтман нашёл её, когда она работала в аэропорту на досмотре пассажиров. Риа научилась определять ложь не по учебнику – её научила этому нелёгкая жизнь с агрессивным отцом. Кажется, что её естественный талант вызывает у Лайтмана раздражение, но на самом деле он старается огранить этот алмаз и сделать из Риа настоящий бриллиант в науке определения лжи. Ему приходится нелегко: Торрес вспыльчива и всегда готова высказать собственное мнение. Также в расследованиях часто участвует агент Бен Рейнолдс (Мекхи Пфайфер / Mekhi Phifer), обеспечивающий силовую поддержку и административный ресурс в сложных случаях.
Доктор Лайтман сосредоточен на работе, но завеса над его личной жизнью понемногу приоткрывается по ходу сериала. Лайтман разведён и находится в сложных отношениях с бывшей женой Зоей Ландау (Дженнифер Билс / Jennifer Beals). Он признаёт, что до сих пор испытывает к ней глубокие чувства, но трудно представить, что они снова будут вместе. Зоя работает помощником прокурора, потом становится адвокатом и периодически пересекается с Лайтманом по работе.
В серии «Правда или последствия» Лайтман упоминает, что в Зои течёт кровь двух рас: у неё белая мать, а отец — афро-американец. Именно такое происхождение у Дженнифер Билс.
Лайтман и Зоя по очереди воспитывают дочь Эмили (Хейли МакФарланд / Hayley McFarland), в которой Кэл души не чает. Доктору приходится сдерживаться, чтобы не «прочитывать» дочь, он учится доверять ей, хотя постоянно критикует её бойфрендов. Эмили, в свою очередь, обожает отца и часто понимает его чувства лучше других.
Сериал «Обмани меня» получил музыкальный приз BMI за саундтрек. В 2009 году дизайнеры сериала «Обмани меня» были выдвинуты на «Эмми» в номинации «Выдающийся дизайн заставки». В 2010 году Мекхи Пфайфер был номинирован как лучший актёр второго плана на Image Award.
Первую серию сериала «Обмани меня» посмотрело 12,37 миллионов человек. Самой популярной серией первого сезона сериала «Обмани меня» был третий эпизод под названием «Отличный счёт»: он собрал у экранов 12,99 миллионов зрителей. Премьеру второго сезона посмотрели 7,7 миллионов человек.
Второй сезон вышел в эфир в сентябре 2009 года. В ноябре Fox заказал продолжение сериала «Обмани меня». После перерыва показ сериала «Обмани меня» возобновили в июне, всего во втором сезоне вышло 22 серии.
Третий сезон сериала «Обмани меня» стартовал в ноябре 2010 года.
www.vokrug.tv
Ю. Фрей
И действительно, почему? Ведь каббалистика, или Каббала, как теперь ее называют в просвещенной России, позволяет, «находясь еще в этом мире, ощутить духовные миры в полной мере, во всем объеме мироздания, получить такие ощущения, над которыми не властны ни рождение, ни смерть <...> Изучение Каббалы даст человеку ответы на все вопросы»[1]. Так считает новый харизматик от Каббалы, ныне израильский гражданин, а в прошлом наш соотечественник М. Лайтман.
Тут тебе и светское, и духовное, а кроме того, все «по-научному». Названия книг говорят сами за себя: «Каббала: основные положения», «Наука Каббала» и т.п. Нынешние российские каббалисты полагают Каббалу знанием универсальным, то бишь доступным всем, без различия пола, расы и веры. «Никакой дискриминации в духовном мире нет, только справедливость истины»[2]. Так что никакого тебе ущемления, все права человека соблюдены, все до единого.
Книги М. Лайтмана и переводы каббалистических текстов, издаваемые Научно-просветительским фондом «Древо жизни» и группой «Kabbala.org.ru»[3] объединены в серию с несколько курьезным названием «Каббала. Тайное учение.» — «тайное», хотя и «ставшее явным», если принять во внимание тиражи этих книг, которые колеблются от трех до двенадцати тысяч экземпляров. Называя свое учение тайным, эта издательская группа придерживается, видимо, того радикального мнения, согласно которому, чем более учение открыто, общедоступно, тем менее оно понятно профанам, а лучший способ скрыть что-либо — трубить об этом на каждом углу. Хотя, возможно, имеется в виду, что учение это сокрыто от глаз непосвященных в тайны каббалистической терминологии, ибо не утруждая себя поиском адекватных конструкций на русском языке, переводчики этих книг просто транскрибируют множество ивритских слов русскими буквами. Интересно, что подобная переводческая стратегия, по всей вероятности, себя оправдывает, ибо текст действительно выглядит таинственно и «аутентично». Впрочем, у всякой науки должен быть свой аппарат, а в этом смысле сам Лайтман и его ученики вполне последовательны.
Попробуем наугад раскрыть книжку Лайтмана и насладиться светом премудрости, столь щедро изливаемой на наши грешные головы: «...В таком случае человек уже может существовать как духовный объект, поскольку состоит из правильной пропорции веры и разума, называемой средней линией, благодаря которой человек достигает совершенства. Та часть знания, раскрытия, левой линии, которую человек может использовать, в соответствии с величиной своей веры, правой линией, дополняются к тем духовным свойствам, которые он обрел ранее, в состоянии катнут. Приобретенный духовный уровень называется гадлут, килим длекабэль аль-минат леашпиа»[4].
В этом маленьком, произвольно взятом отрывке как в капле воды отражается весь океан лайтмановского творчества. Вы думаете, что вы любите, надеетесь, желаете или мыслите, что вы — это целый мир идей, чувств и переживаний? Ничуть не бывало! В лучшем случае — вы «духовный объект». Право-лево, ать-два, вот вам и «гадлут», и «килим длекабэль аль-минат леашпиа». А что, собственно, еще нужно: человек — это ведь машина. Залил бензин и поехал. А тут бензин первосортный, из самого Иерусалима, от древних мудрецов. Тут тебе вс? чин чином: и занятия по ночам, и слова непонятные настолько, что пока разберешься, что же, собственно, тебе хотели сказать, многое уже поневоле выучишь, тут тебе и учителя-наставники. И все о духовном, о духовном...
Попробуем все же пробиться сквозь совершенно невразумительный язык — темный до такой степени, что в тексте не всегда понятно, где опечатка, где очередная ивритская аббревиатура, — и приблизиться к свету мудрости.
Что из себя представляет учение Лайтмана? Это несколько упрощенный, мы бы сказали «гностифицированный» извод хасидского мистицизма, извод, в котором, в отличие от хасидской литературы, очень слабо чувствуется дух мидраша, а основной упор делается на сухие и сложные теософские схемы. А ведь именно наличие в Каббале мидраша делает ее узнаваемо еврейским феноменом, именно это ее свойство препятствует распространению ее в нееврейском мире и защищает Каббалу надежнее, чем любые запреты обучать ей иноверцев. Лишившись этого основания, Каббала готова к распространению в массы, что, заметим, всегда чревато печальными последствиями, какие бы благие намерения за этим ни стояли. Итак, перед нами изложенное на языке родных осин учение лурианской Каббалы[5], правда, до предела схематизированное и прочитанное в очень специфической манере.
Автор данной версии — один из крупнейших каббалистов XX века Лейб Йехуда Халеви Ашлаг, родился в 1885 году в Варшаве, обучался у разных хасидских учителей, а наставление в «мистической науке» получил от некоего человека, имя которого он так и не захотел открыть. После интенсивных трехмесячных занятий со своим неназванным учителем Ашлаг осознал, что его миссия заключается в истолковании Каббалы Ицхака Лурии, чьим перерождением он себя полагал. Накануне своего 36-летия он покинул Польшу и переехал в Палестину, где стал раввином в Гиват Шауле. Ашлаг — автор множества трудов по Каббале, из которых наиболее известный — перевод «Сефер ха-зохар» («Книги Сияния») с арамейского на иврит, снабженный его собственным комментарием «Сулам». Попробуем понять, в какой степени М. Лайтман следует Каббале своего учителя, для чего обратимся к учению, излагаемому Лайтманом.
«Причиной для создания реальности послужило желание Творца доставить удовольствие своим Творениям. Поэтому Творец создал Творение обладающим желанием наслаждаться тем, что Творец хочет ему дать. Для того, чтобы понять это, нужно учить Каббалу»[6]. Согласно учению р. Ашлага, два эти принципа, то есть дающий и воспринимающий, присутствуют в Б-жественном еще до начала творения, причиной которого становится желание воспринимающего начала стать ближе к началу дающему (типичный гностический мотив). Так или иначе, миры созданы Б-гом с целью их удовлетворения и все проблемы человека происходят исключительно от несогласия или незнания этой Б-жественной цели. Каббала представляет собой некое либретто Б-жественных действий (Лайтман использует здесь слово «инструкция»). Постигая его, человеческая душа способна получить высшее удовлетворение и переродиться в некоторый новый принцип, сущность которого в том, чтобы воспринимать с целью отдавать. Для картины мира, рисуемой Лайтманом, характерен крайний персонализм, психологизм. В человеке борются два противоположных принципа: эгоистический и альтруистический. «Мы все построены на эгоизме, это наш материал. Его и только его создал Творец, и только из этого эгоистического материала создано все мироздание»[7].
Поскольку человек и космос изоморфны друг другу, то схемы, описывающие состояния духовных миров, применимы также при описании духовного состояния индивида. «...Духовное начинается тогда, когда в человека свыше помещают черную точку в сердце, стремление к духовному. Ее нужно развить до состояния полного духовного желания — парцуфа, в котором потом и получают духовную информацию, духовное ощущение»[8]. «Черная точка», «парцуф» — все это термины, которыми в классической Каббале описываются высшие миры, а не человеческие состояния. Однако подобное переосмысление характерно для литературы хасидизма.
Различие систем Лайтмана и Ашлага кроется не в теософии (Лайтман, следуя Ашлагу, воспроизводит в своих книгах обычные теософские схемы лурианской Каббалы), а в отношении к Писанию. В Каббале Лайтмана в качестве Откровения выступает уже не Тора (как у р. Ашлага) с ее всеобъемлющими законами, а теософская Каббала — то есть в данном случае некая иерархическая система знания, гнозис. В отличие от исторических гностиков, многие из которых очень прохладно относились к Закону и иудаизму в целом, Лайтман и его последователи гораздо более нейтральны. Они даже не отрицают необходимости соблюдения заповедей для евреев, однако фокус интереса явно смещается в сторону каббалистической теософии. Согласно учению Лайтмана, Тора, Агада, Талмуд и Каббала — это четыре равноценных источника сокровенного знания о мире, творении и избавлении. Однако Каббала — это путь, наиболее приспособленный для нашего мира. «В изучении Каббалы заложены ни с чем не сравнимые возможности. Даже если они не понимают, что они учат, но у них есть сильное желание понять это, то они, с помощью учебы возбуждают окружающий свет. Это значит, что каждому гарантировано, что он достигнет высочайших духовных вершин»[9], — то есть все изучающие Каббалу достигают той стадии в Б-жественном, к которой, согласно мнению ряда хасидских учителей, люди восходят только при соблюдении заповедей.
Приведем здесь еще одну важную цитату о Каббале и религии: «Каббала называется тайной наукой, так как только постигающий ощущает истинную картину мироздания, и лишь для него эта наука становится явной. Каббала была всегда в стороне от обычной религии, потому что она занимается совсем иным воспитанием человека <...> Насколько Каббала далека от обычной религии, можно убедиться на примере того, что великие знатоки религиозных законов и заповедей в нашем мире — раввины, руководители религиозных масс — не изучают и не знают Каббалу. Незнание Каббалы совершенно не мешает религиозному человеку соблюдать заповеди, вести религиозный образ жизни. Это связано с тем, что Каббала говорит не о выполнении чего-то в действии, а о том, как создать в себе правильное намерение «ради Творца» (ли шма), что к обычной религии не имеет никакого отношения»[10].
Этот мощный антирелигиозный выпад отличает Каббалу Лайтмана от Каббалы р. Ашлага и большинства его последователей. Хотя называть Каббалу «наукой» придумал сам р. Ашлаг. В какой-то момент это должно было способствовать привлечению новых учеников, то есть приехавших в Эрец Исраэль евреев-атеистов, которых отпугивало все связанное с религией. Однако нельзя забывать, что тогда этот призыв был обращен именно к нерелигиозным евреям, а отнюдь не ко «всем людям доброй воли».
Еще одно принципиальное отличие от Каббалы р. Ашлага — представление о том, что со времен Ари (Ицхака Лурии) Каббалу должен изучать каждый, включая неевреев. Эта точка зрения отнюдь не является общепризнанной в среде ашлаговских хасидов. Кроме всего прочего, известно, что со дня смерти Лурии множество раз провозглашались запреты и ограничения на изучение Каббалы, запреты на издание каббалистических книг и т.п. Особенно много подобных запретов было вынесено в XVIII веке в связи с широким распространением саббатианской ереси. Эти запреты, а вернее, осторожное отношение к Каббале, которая сама по себе, естественно, никогда ересью не считалась, до сих пор сохраняется в еврейской религиозной среде. Не случайно сотни людей, по собственному признанию Лайтмана, отговаривали его от занятий Каббалой[11].
Зададимся, однако, вопросом: существовали ли в истории подобные прецеденты разделения Каббалы и Галахи? Не приходилось ли и прежде Каббале выступать в качестве универсальной науки?
Как известно, нет ничего нового под еврейским солнцем. В середине XVIII века известный борец с саббатианской ересью р. Яаков Эмден писал: «...Мы должны быть внимательными, чтобы суметь распознать истинную сущность трудов Шабтая Цви и его проклятых учеников, которые смешали вместе книги настоящей Каббалы и писания Ари, сильно искаженные этими грешниками, <...> которые целыми днями заняты только тайной наукой, насколько я слышал об этом новом обычае, распространившемся в восточных странах[12], и не хотят изучать значение и исполнение заповедей, но ищут в Торе внутренний смысл, изучая только Сефер ха-зохар и работы Лурии, — и это все за наши грехи [распространились] подобные заблуждения и ошибки, и такое [изучение Каббалы] наносит большой ущерб народу Израиля, ибо уже не считается необходимым исполнение заповедей»[13].
Один из саббатиан XVIII века, Эфраим Гиршфельд, обвиненный в распространении иудаизма среди христиан, говорил в свое оправдание на процессе, что отрицает зависимость Каббалы от какой-либо «положительной» религии, и доказывал, что любой человек, будь то католик, мусульманин или еврей, который занимается ею, выходит таким образом за рамки своей собственной религиозной традиции и достигает «единственной, истинной, чистой и всеобщей религии»[14].
В общем-то всякий раз, когда Каббала отдалялась от Галахи и отправлялась в свободное плавание, она рано или поздно вообще порывала с иудаизмом. Последователи такой Каббалы — это денм? в Оттоманской империи, франкисты в Центральной Европе, христианские каббалисты, современные ученые — кто угодно, только не галахические евреи.
Если современный исследователь Л. Кацис удачно назвал немецких и русских евреев начала XX века «неомарранами», то каббалистов школы Лайтмана мы можем назвать «неосаббатианцами». Поразительно многое объединяет Каббалу Ашлага-Лайтмана со взглядами саббатиан: это и некоторые ключевые детали учения, такие как представление о бинарном принципе внутри Б-жества, и отношение к возможности и необходимости изучения Каббалы женщинами и иноверцами, а также восприятие каббалистического текста как магического заклинания, смысл которого совсем не обязательно понимать, — против чего, кстати, также выступал Яаков Эмден, считая это специфически саббатианским обычаем.
Однако это новоявленное учение не просто повторяет некоторые саббатианские принципы, оно скорее является саббатианством на современном этапе, саббатианством, лишенным каких-либо теплых чувств по отношению к Шабтаю Цви, но усвоившим отдельные детали Каббалы его ближайших последователей и развивающим ее в духе квазирелигии New Age, одним из направлений которой эта Каббала и становится. Именно поэтому наряду с обильно используемой каббалистической терминологией в книгах Лайтмана присутствует явно оккультистский терминологический пласт, очевидный для всякого, кто знаком с современной литературой по «эзотерике». Здесь есть и «духовная информация», и «биологический компьютер», и «отрицательное энергетическое влияние», и множество подобных идиом, характерных для современной оккультной литературы.
Не удивительно, что подобная гремучая смесь, в которой соприсутствуют Каббала (вполне «галахическая» и более или менее еретическая) и оккультизм с его многочисленными «энергиями», вызывает большой энтузиазм у современной российской публики, а центры по изучению Каббалы растут как грибы после дождя. Сейчас еще невозможно предугадать последствия этого мощного каббалистического вливания в русскую культуру, в которой до сих пор не было подобных прецедентов. Никогда Каббала в России не становилась достоянием многих, так что трудно сказать, каковы будут результаты поистине титанической работы по переводу и распространению каббалистических текстов, проделываемой группой Лайтмана.
«...Вся наша жизнь — это ощущение недостатка в чем-то и погоня за его удовлетворением»[15]. Так говорит Лайтман. Казалось бы, подобные воззрения должны быть популярны скорее в Америке, чем в России. Однако здесь, в России, учение это предназначается некоему вполне определенному слою людей, ориентированных на достижение «успешности» или «удовлетворения» в лайтмановском смысле этих слов. В Москве аудитория Лайтмана — это студенты, бизнесмены, «золотая молодежь». Он обещает своим ученикам: «В будущем миллионы людей будут учить Каббалу. Те же, кто изучает Каббалу сегодня, будут преподавать ее грядущим поколениям»[16]. И, надо думать, небескорыстно.
Быстро же мы миновали период Нового Средневековья, предсказанный одним из русских философов, и вновь оказались в XVIII веке с его мистикой, тайными обществами, а главное — с неутолимой жаждой просвещения, которая заставляет отбросить минимальную критичность и с удовольствием принимать на веру все что угодно, но в особенности все =таинственное= и =духовное=. Так что, господа, спешите овладевать каббалистикой — дамой, приятной во всех отношениях. А что до жаждущих духовной жизни грядущих поколений, так у них всегда найдутся 5 золотых монет, чтобы закопать их в стране дураков.
[1] Лайтман М. Наука Каббала (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2001. С. 7.[2] Лайтман М. Плоды мудрости (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2002. С. 305.[3] Многочисленные тексты и материалы этой группы можно найти на сайте фонда «Древо жизни» ( www.kabbala.org.ru ) и на сайте каббалистической группы «Бней Барух» ( www.kabbalah-web.org ).[4] Зоар (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2002. С. 661. Мы сохраняем авторскую орфографию и пунктуацию.[5] Лурианская каббала — одно из течений в еврейской мистике, основателем которого был р. Ицхак Лурия (Ари), цфатский каббалист XVI в. См. о ней и ее учении: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1989. Т. 2. С. 57-112.[6] Лайтман М. Наука Каббала (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2001. С. 427.[7] Лайтман М. Наука Каббала. С. 11.[8] Там же. С. 14.[9] Лайтман М. Наука Каббала. С. 447.[10] Там же. С. 8.[11] Лайтман М. Плоды мудрости (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2002. С. 309.[12] имеется в виду Оттоманская империя. — =Ю. Ф.=[13] Эмден Я. Митпахат сфарим. Львов, 1871. С. 77. Цит. по: Idel M. Perception of kabbalah in the second half of the 18th century // The Journal of Jewish Thought and Philosophy. Vol. 1. 1991. P. 57, 105.[14] Katz J. Jews and Freemasons in Europe. 1723-1939. Cambridge (Mass.), 1970. P. 49.[15] Зоар (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2002. С. 12.[16] Лайтман М. Наука Каббала (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2001. С. 10.antikob.livejournal.com