— Это, безусловно, огромный шаг в развитии киберфутбола в России. Безусловно это будет поистине историческое событие для людей, кто увлекается виртуальным киберфутболом. Но все это не без ложки дегтя, я бы даже сказал половника. И весь этот процесс, естественно, является темой для дискуссий и обсуждений.
— В данный момент многие(не все) футбольные команды уже имеют подписанного киберфутболиста. Отбирались эти самые спортсмены различными способами - кого-то выбирал сам клуб, а кто-то выигрывал отборочные турниры, которые проводили сами футбольные клубы.
Что мы имеем:
— Многие из ребят подписали контракты конкретно на два турнира от РФПЛ. Конечно, это не очень хороший признак. Возможно клубы так и будут подписывать людей на 1-2 турнира в год и не будут больше этим никак заморачиваться. Этого варианта, конечно, хотелось бы меньше всего, но может быть и еще хуже — клубам просто будет непонятен и неинтересен киберспортивные турниры РФПЛ и они не станут ничего делать в дальнейшем. Но мы стараемся все-таки смотреть с оптимизмом на то, что клубы будут иметь длительные соглашения с киберфутболистами. Но напомню, что по моему мнению киберфутболисты должны еще «продавать» себя медийно, а не просто сосредотачиваться на одних турнирах. Все-таки в теории люди будут иметь доступ к клубу, возможностям сыграть с футболистами и т.п. — проще говоря делать хороший и интересный контент.
— Но тут все же есть еще и другая сторона медали. Как хорошо подчеркнул один из моих знакомых — малое количество значимых турниров проводится по стране за год. Скажем, общемасштабных всего 2. Турниры локальные, где приходят по 30-40 человек- я думаю клубам вообще не особо интересны как «рынок». К тому же хорошо освещаются (с трансляциями с турниров и т.п.) всего несколько турниров. И то, страшно представить, но финалы таких турниров собирают зрителей меньше, чем открывание паков в прямом эфире известного ютубера. Здесь то же кроется корень зла для дальнейшего развития спортивной составляющей. Ведь клубу в такой ситуации будет легче подписать человека, ведущего ютуб канал. Оснастить его экипировкой и пусть он на бОльшую аудиторию рекламируют клуб при меньших затратах. В этой ситуации необходимы очень целенаправленные действия со стороны Федерации Киберфутбола России для создания большего количества турниров, многие из которых должны выводиться в интернет. Понятно, что обеспечить каждый турнир комментатором невозможно, но какие-то шаги необходимо предпринимать. Все-таки клубы будут при заключении контракта с киберфутболистом клуб получает не только игрока, но также покупает в некотором смысле и аудиторию ФКФ. Поэтому очень важно, чтобы все-таки сподвиги произошли в этом направлении в ближайшее время, иначе все это застопорится и уже на длительный период времени.
— Очень надеюсь, что мое мнение относительно того, что клубы не понимают что делают - лишь мое мнение. Скептицизма добавляет российская действительность в нашем футболе. Имеется в виду то, что обычно любая активность может через 1-2 года сойти на нет, если клубам это не приносит никакого дохода. У нас в России все мерится цифрами и бумажками, а если на бумажке есть еще и цифры, то вообще замечательно. Конечно, надо учитывать и то, какое отношение имеет киберспорт в нашей стране и в Европе. Все-таки это совершенно 2 разных полюса активности и денежных вложений.
— Очень важно, чтобы проведение турнира РФПЛ для футбольных клубов не стало процессом, где все проводится для галочки. Конечно, очень важно, чтобы не провалились такие турниры и в других странах, а то у нас очень любят копировать или дублировать, и если вдруг увидят, что что-то пошло не так у других, то сразу завернут и у нас.
cyberfootball.ru
Казалось бы, только недавно прошёл первый ОЛИМП Кубок РФПЛ по киберфутболу в Уфе, а уже стартовал и набрал обороты тоже первый, но уже РОСГОССТРАХ чемпионат по киберфутболу в Казани. На турнире будет разыграна путёвка от России на отборочный этап киберфутбольного чемпионата мира Ultimate Team CHAMPIONSHIP, а гонорар победителю в этом году составляет 200 000 долларов. По некоторым данным в следующем году сумма призовых увеличится. А значит, эта игра уж точно стоит свеч, и больше и больше людей будут стараться добиться успехов в этом виде спорта.
Потому особенно интересно узнать, что думают о своём виде спорта сами киберфутболисты, представители классического футбола и чиновники РФПЛ. Представляем несколько небольших, но примечательных интервью на эту тему, взятых еще в преддверии проходящего сейчас турнира.
Сергей Чебан, исполнительный директор РФПЛ:
- Клубы Российской футбольной Премьер-Лиги находятся в тренде всех европейских и мировых клубов. В последнее время очень многие клубы Российской футбольной Премьер-Лиги заключили договоры с профессиональными киберфутболистами. Это не случайно, потому что киберфутбол собирает большую аудиторию, и наши клубы не разделяют болельщиков ЦСКА киберфутбольного и настоящего. Думаю, что это должна быть общая футбольная семья, и ребята, которые болеют и играют в футбол за ЦСКА, должны болеть за ЦСКА. То же самое с «Зенитом» и «Спартаком». Мне кажется, это будущее, потому что те молодёжь, которая играет в киберфутбол, приходила на стадионы, смотрела по телевизору. Я думаю, у этого проекта большое будущее.
- Как клубы РФПЛ выбирают киберспортсменов?
- В этом сезоне несколько клубов РФПЛ выступили с инициативой провести чемпионат РФПЛ по киберфутболу: некоторые заключили договоры с профессиональными игроками, а некоторые провели в своих регионах соревнования, и победители этих соревнований теперь представляю клубы. Полагаю, что и оба пути очень перспективны и интересны. Если мы посмотрим на ту аудиторию, которую собирают киберфутболисты — это очень здорово. Начиная от десятков до сотен тысяч человек, болеют, переживают. Это очень важно для нас.
- Существует ли антагонизм между классическим футболом и киберспортом?
- Конечно, нет. Наши киберфутболисты не только играют в киберфутбол, но и с удовольствием ходят на матчи своих клубов и с удовольствием болеют за настоящих футболистов.
- Важно ли для киберфутболиста иметь спортивное прошлое или настоящее?
- Не знаю важно это или нет. Каждый сам выбирает свой путь. Наши мальчишки, которые играют в киберфутбол, играют и в настоящий футбол. Наверное, это неразделимо как одна из составляющих всего футбола. Так или иначе, это всё равно футбол, футбольная семья. Чем больше будет в нашей орбите людей, тем лучше.
- Есть ли место женщине в киберфутбольном пространстве?
- Для нас это был вопрос вопросов. Существовала идея найти девушку, чтобы он представляла какой-либо клуб. На мой взгляд, тогда наша аудитория увеличилась бы в разы. Мы поговорили с клубами. Там реально рассматривается этот вопрос. Думаю, что в связи с тем, что нет ограничения по полу для участия в соревнованиях, на следующий год или через год появится девушка, которая будет представлять тот или иной футбольный клуб.
Андрей «Timon» Гурьев, киберфутболист ПФК ЦСКА (Москва), обладатель Первого ОЛИМП Кубка РФПЛ по киберфутболу:
- Каковы ваши впечатления от организации жеребьевки?
Всё хорошо. Довольно хорошая организация. Хороший поход к игрокам, которые сюда приехали. Это самое главное. Все сделано удобно, нет никаких технических или других трудностей.
- С чего началось ваше увлечение FIFA?
- Наверное, как у всех. Я больше всего любил футбол, поэтому играл в FIFA на приставке с братом. Со временем это переросло в увлечение киберспортом.
- Вы обычно не рассказываете о вашем брате…
- Я во всех интервью говорю, что начинал когда-то играть с братом.
- Расскажите о себе, о вашей семье.
- Я как все. Семья у меня обычная. Родные поддерживают меня, я поддерживаю их. Всё хорошо.
- Несколько лет назад в одном из интервью вы говорили, что учитесь в колледже. В каком, если не секрет?
- Секрет. Временно сейчас не учусь.
- Планируете ли продолжать образование в будущем и в каком направлении?
- Да, конечно. Но направление пока не знаю. Сейчас я профессиональный киберспортсмен. Не знаю, как всё будет в будущем. Думаю, выберу то, что нравится. Больше хочу связать жизнь с футболом.
-Хотите стать футбольным тренером?
- Это небольшая мечта детства. Мне действительно нравится тренерский подход, за счёт этого я и выигрываю турниры. Не знаю, реально это или нет, но думаю, что в будущем, через несколько лет, я постараюсь что-то подобное осуществить.
- Вы говорили, что киберфутбол в России сейчас переживает не второе, а первое рождение. Почему, на ваш взгляд, это происходит именно сейчас?
- В этом заинтересованы клубы РФПЛ. Это и есть первое рождение киберфутбола в массы. До этого он не приобретал такого масштаба. У нас были хорошие турниры еще в 2005—2007 годах. А сейчас киберспорт набирает масштаб и всероссийский уровень. Поэтому происходит первое рождение серьезного киберфутбола в России.
- Помните ваш первый матч в FIFA?
- Нет. Это, наверное, было на Сеге (игровая приставка Sega— прим. ред.) где-то в 2003 году. Не особо помню.
- Есть ли в вашей карьере самый запомнившийся матч?
- Сложно сказать. В моей карьере было много матчей. Это и финал чемпионата России, где я выиграл финальную серию; и матч на чемпионате мира, где я одержал много хороших побед, обыграл топовых европейских игроков. На Кубке РФПЛ тоже были неплохие игры. Но всё же для меня чемпионат России стоял особняком.
- Почему?
- Мне было важно выиграть именно чемпионат России, а уже потом всё остальное.
- За день до важного предстоящего турнира вы перестаете тренироваться, чтобы соскучиться по игре. Это верно?
- Да, есть такая я бы не сказал, что примета. Чаще бывает именно так. На самом деле обычно нет возможности играть за день до турнира. Ты приезжаешь в какой-то другой город, и нужно отдохнуть, поспать. Просто нет времени сыграть.
- Есть ли у вас какой-то предматчевый девиз или ритуал, чтобы настроиться на игру?
- Нет, такого нет. Я убегаю по делам. Это происходит в себе. Не хотел бы это раскрывать. Это мои мысли, эмоции — то, что наработано годами.
- Как ЦСКА нашёл Вас, или Вы нашли свой клуб?
- Это произошло обоюдно. Я появлялся в ЦСКА, и они увидели меня. Поэтому всё так и случилось.
- Кто ваш любимый игрок ЦСКА?
- Нет таких. Я ко всем хорошо отношусь, по-особенному. ЦСКА — это семья, поэтому каждый игрок рад, что присутствует в команде.
- Вы уже познакомились с Игорем Акинфеевым?
- Лично еще нет. Думаю, что успею.
- Хотите познакомиться с ним?
- Это было бы неплохо, но первоочередной цели с ним познакомиться нет.
- По вашему мнению, до какого возраста можно заниматься киберфуболом?
- Есть разные европейские топ-игроки, которым сейчас по 28-29 лет. Это еще первое поколение игроков киберфутбола во всём мире. Нет определенного возраста. В Узбекистане есть игрок, которому 36 лет сейчас, и он занимает второе место в стране. Нет предела возрасту на данный момент. Он не раз участвовал в чемпионатах мира, выходил из группы. За 30 лет можно спокойно играть.
- FIFA и киберфутбол для вас — это…?
- Это просто игра, хорошее увлечение, которое приносит неплохой доход. Я пока не до конца знаю, возможно ли делать это в течение многих лет. Но буду стараться и играть, пока есть силы и возможность, понимание игры. Если почувствую, что не вытягиваю уровень, чтобы бороться за чемпионство, то, наверное, тогда уйду. Пока понимаю, что я один из лучших игроков России и настроен только продолжать и продолжать. Хочу быть всегда первым, лучшим. Для меня это самое главное.
Вячеслав «JUHURO» Алхазов, киберфутболист ФК «Арсенал» (Тула):
- Как оцениваете результаты жеребьевки?
- Интересная жеребьевка получилась. Практически все группы ровные, сильные. Нигде не будет проходной игры. Надо везде стараться.
- Расскажите о ваших тренировках.
- Тренировки проходят обычно. Просто играешь в Сети с друзьями или другими интернет-пользователями. Не обязательно тренироваться часами. Можно поддерживать форму.
- Сколько часов в день вы тренируетесь?
- Лично я — не много. Примерно час в день. Мне не нужно много играть, чтобы поддерживать форму. Хватает буквально нескольких игр. Руки всё помнят.
- Как давно вы играете в FIFA?
- На профессиональном уровне играю с 2008 года. До этого играл на компьютере с друзьями.
- Как вы вышли на профессиональный уровень?
- Ничего сложного. Достичь профессионального уровня здесь не так трудно. Надо посидеть, поиграть. Научиться можно. В интернете есть все обучающие видео. Где объясняются тонкости игры. Каждый может начать.
- Помните момент, когда вы узнали о FIFA, или первый матч?
- Когда мне было лет пять-шесть, папа купил приставку на день рождения брату. Я тоже играл. Так и узнал о FIFA.
- Почему именно FIFA, а не другой симулятор?
- С детства люблю футбол, поэтому сразу выбор пал на FIFA.
- Вы занимались обычным футболом?
- Да, занимался профессионально.
- А сейчас поддерживаете спортивную форму?
- Раз в неделю играю. Собираемся. Сейчас сезон открывается — будем чаще играть.
- Как выбрали «Арсенал»?
- Наверное, так получилось. Я приехал в Тулу на отборочный турнир, выиграл его, и подписал договор с «Арсеналом».
- Там была система скаутов?
- Нет. Эти соревнования проводил «Арсенал». Я приехал, выиграл, и команда меня подписала как победителя.
- Много времени прошло между переходом с любительского уровня на профессиональный?
- Трудно сказать. Это было в 2008 году. Появились первые серьезные турниры на консолях. Я сыграл турнир, и занял там третье место. Это были любительские турниры. Года два прошло с момента, как я начал играть на консолях, и появился первый серьезный турнир на чемпионате России.
- ПК категорически непригодны для FIFA и других симуляторов?
- Сегодня все крупные турниры проводятся на консолях, поэтому игры на ПК уже в прошлом.
- Что скажете о мобильной версии FIFA?
- Это только развлечение, ничего серьезного. Кто-то в нее играет, кому-то нравится. Я тоже иногда играю в неё.
- С этого можно начинать?
- Нет. Там совсем другой движок игры, всё иначе, другая система.
- Какова ваша вершина в киберспорте?
- Как минимум, победа в чемпионате России. Это было бы очень хорошим результатом.
- Есть ли киберспортсмен, на которого вы ориентируетесь в своем мастерстве?
- Нет. Знаю, что другие киберфутболисты более опытные. Я просто восхищаюсь тем, что игрок ЦСКА «Timon» (Андрей Гурьев) поддерживает колоссальную форму. Уже года полтора он лучший в России. Бесспорно. Он может доказать это на чемпионате России в Казани и уже доказывал на чемпионате мира. Андрей — топ-игрок Европы, как минимум. Дело не в том, чтобы на кого-то равняться. Просто он уже подтвердил свой уровень и сохраняет его уже более года.
- До какого возраста можно быть киберспортсменом?
- В киберфутбол можно играть в любом возрасте — хоть в 50 или 60 лет. Это только недавно стало работой и начало приносить хоть какие-то деньги. Если киберспорт — моё хобби и любимое дело — будет развиваться с материальной точки зрения и поможет мне содержать себя и семью, то я буду заниматься им многие годы.
- Можете назвать хотя бы уровень зарплат в киберфутболе?
- Могу назвать уровень дохода европейских игроков, подписавших контракты с такими клубами, как ПСЖ, «Манчестер Сити». По их спонсорским контрактам спокойно может выходить оклад несколько тысяч долларов в месяц.
- В российском киберфутболе платят за турниры или есть ежемесячные платежи?
- Некоторые клубы подписывали контракты с игроками и обозначали их зарплату. Не знаю точно, сколько платят, но в любом случае это не такие деньги, как в европейском киберфутболе. Может, пара игроков в России сейчас неплохо зарабатывает на среднем уровне российского гражданина. Остальные — по мелочи. Иногда платят призовые. Пока киберфутбол сам по себе еще не развит, поэтому клубы не могут позволить себе платить большие деньги за киберфутбол.
- «Арсенал» соответствует общему уровню поддержки киберфутбола в России?
- Из клубов РФПЛ не все платят. «Арсенал» не выбивается из колеи. Он предложил профессиональный контракт со всеми вытекающими последствиями.
Константин «STAVR» Гирин, киберфутболист ФК «Локомотив» (Москва):
- Как оцениваете организацию сегодняшнего мероприятия?
- Я впервые на подобной церемонии, если не считать турнир в Уфе (ОЛИМП Кубок РФПЛ по киберфутболу — ред.), когда жеребьевка проходит задолго до турнира. Всё сделано красиво, мне понравилось, интересно. Чем-то похоже на европейские турниры, например в Швейцарии. Это круто! Думаю, всем участникам это мероприятие доставило положительное эмоции.
- Что скажете о результатах жеребьевки?
- Жеребьевка прошла в интересном формате. Были сильные команды по корзинам, поэтому группы равные. Плей-офф получится очень захватывающим. Будет ждать сюрпризов от результатов группы. По таблице всё очень ровно. Посмотрим, что будет дальше.
- Вы давно играете в FIFA?
- Плотно стал играть с 2013 года, с FIFA13 и по сей день этим занимаюсь.
- Почему вы выбрали именно футбольный симулятор?
- Футбол я люблю с детства, поэтому выбор был очевиден. Помимо FIFA, нет других серьёзных симуляторов. FIFA — самая популярная игра в мире, поэтому другого варианта быть не могло.
- Сколько нужно времени, что перейти в киберфутболе из любителей в разряд профессионалов?
- Это спорный вопрос. Всё индвидуально, но несколько лет точно потребуется. Развитие происходит не быстро. Чтобы действительно показывать стабильный уровень, нужно этим по-настоящему жить.
- Сколько времени вы уделяете тренировкам?
- На неделе можно раза четыре-пять посидеть поиграть, но я сейчас не так активно тренируюсь, потому что от «Локомотива» будет выступать Антон Кленов. Он сейчас даже уехал в другой город от всех, чтобы сидеть и круглосуточно готовиться к предстоящему турниру.
- Круглосуточно — это не вредно для здоровья?
- Конечно же, не полезно. Но разве профессиональный спорт не приносит вред спортсмену?
- Есть ли противостояние между настоящим футболом и киберфутболом?
- Настоящий футбол очень тесно пересекается с киберспортом, даже если посмотреть по эмоциям. Например, на турнире в Уфе все болели по-настоящему, это было действительно очень классно. И мышление, которое нужно показывать в киберфутболе, практически идентично реальному спорту.
- До какого возраста можно играть в киберфутбол?
- Нет никаких возрастных ограничений, в отличие от настоящего футбола, когда с возрастом физически можно не выдержать. Как показывает практика, киберфутболистом можно быть и в 30, и в 40, и в 50 лет.
- А как же скорость реакции?
- Мне кажется, всё происходит на автоматизме. Если начинать позже — будет сложнее, но я считаю, что киберфутболом можно заниматься в любом возрасте. В любом деле начинать лучше раньше, поэтому молодых футболистов стараются как можно скорее отдать в академии. Чем раньше начнешь заниматься, тем более естественно всё будет получаться. У молодых киберфутболистов болше шансов показывать себя в турнирах, чем у старших.
- Есть ли у киберфутбола психологическая специфика?
- Всё как в настоящем спорте. Должен быть настрой победителя. Важно постоянно тренировать уверенность в себе, в том, что ты победишь; стремиться только к успеху и не опускать руки после первой неудачи.
- В Казани Вы будете в качестве болельщика и блогера?
- Поеду как представитель футбольного клуба «Локомотив». В мои обязанности будет входить полное освещение турнира в соцсетях, чтобы о нём знало как можно больше людей.
Антон Миранчук, полузащитник ФК «Локомотив»:
- Как вы видите будущее киберфутбола в России?
- Год назад только знал, что можно играть в него. А сейчас киберспорт вышли на такой уровень, что игроки подписывают контракты, проходят такие мероприятия, как сегодняшнее. Думаю, что это будет только развиваться и приносить пользу.
- Киберфутболисту обязательно иметь спортивное прошлое в реальности?
- Любителем не обязательно. Я пришел со стороны, как профессиональный футболист. STAVR, допустим, и другие ребята не имели никакого отношения к футболу. Можно без этого обойтись.
В киберфутболе другое восприятие игры, по сравнению с обычным футболом?
Конечно. Здесь тоже эмоции есть, но на настоящем футбольном поле они зашкаливают, переполняют. Там другие, реальные эмоции, а здесь всё-таки приставка.
cyber.sports.ru
Редакция CyberSport.ru пообщалась с руководителем Федерации киберфутбола России Юрием Сошинским. Он рассказал, как устроены Чемпионат и Кубок РФПЛ, и объяснил, почему у киберспортивного футбола иная дорога, чем у всех остальных дисциплин.
Руководитель Федерации киберфутбола России Юрий Сошинский
— Юрий, ты руководишь Федерацией киберфутбола России. Расскажи, что это такое.
— Мы абсолютно самостоятельная организация, которая находится в процессе формирования. Это затратное дело, ведь у нас нет глобальных спонсоров. Поддержку мы получили совсем недавно.
В последние полгода происходит серьезный бум в развитии нашей дисциплины. Это связано не только с нашей работой, но и с международными активностями в киберфутболе, а также с тем, что разработчик начал вкладывать деньги, начал поддерживать игру как киберспортивную дисциплину.
Участники «Кубка России 2016» по киберфутболу
— Кто является инициатором создания турниров под эгидой РФПЛ?
— К нам РФПЛ обратилась спустя несколько лет после того, как мы пытались с ней сотрудничать. Мы хотели запустить эту историю еще в 2012 году, как только начали развивать федерацию. Тогда никаких предпосылок к лиге не было. Но со временем киберфутбол стал активнее развиваться, футбольные клубы стали подписывать игроков, и наше сотрудничество стало намного реальнее. В прошлом году мы и РФПЛ нашли друг друга.
— Расскажи подробнее о формате проведения кубка и чемпионата РФПЛ.
— Кубок РФПЛ — это турнир, который пройдёт в Уфе с 24 по 26 февраля. Будут участвовать только представители футбольных клубов — их будет 16 человек, от каждого клуба по игроку. В течение трёх дней они выявят сильнейшего.
В середине марта в Казани пройдёт чемпионат РФПЛ. В нём будут участвовать 16 игроков футбольных клубов плюс 4 игрока, которые прошли отборочные. Победитель чемпионата РФПЛ будет представлять свой клуб и нашу страну на европейской квалификации турнира The Ultimate Team Championship Series , который проводит Electronic Arts. Европейская квалификация пройдет в Мадриде 6 мая, а финал турнира состоится в Берлине.
— В футболе под словом «чемпионат» подразумевают круговую систему. У вас это не так. Почему?
— На кубке должна быть сетка на выбывание, а чемпионат должен проходить на регулярной основе. Пока этого нет, но всё к тому идёт. Это лишь первые шаги в киберфутболе от РФПЛ. Планы глобальные, мы придём к тому, что чемпионат у нас будет играться параллельно реальному чемпионату в футболе.
— Все ли футбольные клубы обязаны иметь составы по FIFA? А если кто-то не хочет?
— Если не захотят, то ничего страшного. Да, для кубка РФПЛ это бы создало проблемы, но в чемпионате мы бы отдали больше квот на квалификации. В этом сезоне от футбольных клубов не было ни одного отказа.
— У вас уже есть глобальные планы по развитию лиг?
— У нашей организации это всё расписано. У нас есть свои мероприятия, кубок России, чемпионат России. Что же касается РФПЛ, она будет оценивать дальнейшие перспективы по итогам двух предстоящих турниров.
— Насколько FIFA интересна зрителям как киберспортивная дисциплина?
— Аудитория есть, но не такая большая, как у Dota 2 или CS:GO. Её и привлекать не так просто, потому что до недавнего времени футболом никто не занимался как киберспортивной дисциплиной. Призовые были меньше чем у других, а качество турниров отставало. С приходом EA и футбольных клубов ситуация должна измениться. В ближайшее время мы увидим скачок в количестве зрителей и качестве ивентов. Уже сейчас мы собираем всё больше и больше людей на трансляциях. Ивент в Париже собрал около 100 тыс. зрителей.
Участники чемпионата по FIFA на ESWC 2016
FIFA — это самая простая игра для людей, которые никогда не интересовались киберспортом и даже в компьютерных играх не разбираются. Графика в ней очень приблизилась к реальной жизни. Многие путают реальные матчи с играми. Часто мимо экрана проходят люди и спрашивают: «Кто с кем играет?», — хотя в этот момент проходит какой-то киберспортивный турнир или идёт трансляция. Это большой плюс, ведь раньше, когда бегали квадратики по полю, было сложно это популяризировать и рекламировать. Сейчас все знают, что такое футбол, надо лишь рассказать людям, за какую команду кто играет.
— В других странах клубы открывают составы и по другим дисциплинам. Почему у нас только по FIFA?
— Это только пока. FIFA — та дисциплина, с которой проще всего начать работать футбольному клубу в киберспорте. Болельщиков надо подготовить, не стоит им сразу показывать Dota 2 или LoL. Не все лояльны к тому, что реальный спорт связан с киберспортом. FIFA может сгладить эти моменты.
Наша страна не так развита в плане маркетинга, и не все наши футбольные клубы могут зарабатывать даже на футболе, не то что на киберспорте. Им проще взять одного игрока в соло-дисциплине, чем целую команду.
— Киберфутбол — часть большого киберспорта или нет?
— Мы никак не связаны с другими дисциплинами, у нас другая дорога, связанная с реальным футболом. Мы двигаемся в сторону спорта, потому что у нас одна аудитория. В некоторых интервью люди говорят, что у футбола есть инфраструктура, готовая для развития киберспорта. Это тоже причина, по которой я считаю, что киберфутболу лучше сотрудничать с реальным футболом, чем уходить в киберспорт и пытаться строить всё с нуля. Мы развиваем свою федерацию только по определенной дисциплине. Я считаю, что в будущем многие дисциплины пойдут по этому пути.
Победитель «Кубка России 2016» по киберфутболу — Роберт «Ufenok77» Фахретдинов
— Почему ваша приоритетная платформа — PS4?
— Мы выбирали платформу ещё 3-4 года назад, когда только начинали всё это развивать. Выбор пал на PS4, потому что она появилась в России и СНГ на год раньше Xbox One. Уже тогда было понятно, что консоли будут приоритетными платформами для проведения турниров, так как проводить LAN-турниры на PC затратно и сложно.
PS4 — самая популярная консоль в СНГ. У нас Xbox One совсем не имеет аудитории, ее используют примерно 10% игроков в FIFA.
— Федерация занимается проведением турниров по PES?
— Наша федерация называется «Федерацией киберфутбола». Мы не пытаемся зацикливаться только на FIFA, но у PES дела совсем плохи. Мы готовы сотрудничать с людьми, которые захотят проводить турниры по PES, но за всё время существования федерации таких было всего пара человек. Сам разработчик — даже не в России, а в мире — проводит очень мало мероприятий. И не видно, чтобы он был заинтересован в развитии дисциплины, да и самой игры в целом. Последнее что произошло в PES — это покупка лицензии на Барселону. Непонятно, зачем это было сделано, если игра популярна разве что в Южной Корее.
www.cybersport.ru