Все нижеизложенные выводы сделаны на основании изучения теоретических материалов, анализа статистических данных и непосредственно разбора игровых эпизодов на видео. Я постарался быть предельно откровенен в своих суждениях, которые в большей степени основываются не на личных убеждениях, а на выводах профессиональных тренеров. Одна из главных задач этого материала – показать на реальных примерах признаки качественного футбола.
Содержание
Что важно учитывать
Представим, что мы моделируем футбольный матч в специальной программе, в которой есть возможность с помощью двух микшеров замедлять и ускорять движение игроков на поле. Мы оставляем одну команду в статическом положении, а вторую начинаем медленно ускорять, постоянно увеличивая скорость до бесконечности. Очевидно, при таком раскладе у неподвижной команды нет шансов на победу, если только противник не решит забить мяч в свои ворота. Даже если мы чуть увеличим темп первой команды, то ситуация не изменится – скорость сделает разницу.
Еще один пример. Теперь уже абсолютно реалистичный. Вспомним один из трюков Роналдиньо под названием «elastico». Есть предположение, что для некоторых профессиональных игроков исполнить подобный технический прием будет не под силу. Кто-то сможет повторить это в статическом положении, кто-то даже осилит в движении, но на максимальной скорости исполнить подобное сможет меньшинство.
Соединив максимальную коллективную и индивидуальную скорость при чистом исполнении, мы получим некий эталон, к которому может стремиться футбольная команда, чтобы добыть положительный результат качественной и зрелищной игрой.
Если посмотреть несколько матчей команд разного уровня, мы заметим, что большинство будет придерживаться какого-то тактического построения. Они могут отличаться по качеству организации, но лучше всего разницу в уровне игровых действий можно определить по тому, как быстро игроки принимают решения в различных игровых ситуациях, на каких скоростях они работают без потери качества, а также по коллективной скорости всей команды.
Возникает вопрос: как можно определить скорость в футболе и действительно ли она хорошо коррелирует непосредственно с результатом? Да, количество действий с мячом с максимальной мощностью имеет высокую степень информативности, что подтверждает анализ Юрия Красножана и Бориса Чирвы, результаты которого они опубликовали в своей книге «Разбор игры с футболистами профессиональной команды».
Поэтому неслучайно профессиональные тренеры и аналитики в первую очередь обращают внимание не на общий пробег футбольной команды, а на количество рывков и спринтов, выполненных игроками во время матча.
Также интересные результаты исследований привел Павел Черепанов в своей работе «Теория и практика в подготовке команды мастеров». В казанском Рубине при Курбане Бердыеве он был руководителем комплексной научной группы. Черепанов также утверждает, что скорость атакующих действий напрямую влияет как на качество игры, так и на итоговый результат:
«Развитие и совершенствование скорости атакующих действий является главной целью подготовки и по количественной величине этой скорости можно оценивать качество самой игры, если качество игры рассматривать как потребительский продукт.
Скорость атакующих действий в футболе определяется на основе количественных показателей, так называемых передач в активно выгодную позицию (передача в АВП) при ведении атакующих действий на половине поля соперника. Умение выполнять эти передачи в определенном количестве и с достаточной точностью тесто связано с результатом в соревновании».
В качестве доказательства Черепанов привел множество итоговых результатов после наблюдений за матчами сборных и клубов. Ниже приведена одна из таблиц из книги с результатами анализа полуфиналов и финала Лиги чемпионов в сезоне 2010/11, когда Пеп Гвардиола выиграл с Барселоной турнир во второй раз.
Как видим, победители выполняют больше передач в АВП (количественная оценка), а также они действуют с меньшим процентом брака (качественная оценка). В основу формулы для определения скорости игровых действий (Vа.д.) заложена идея, которая основывается на выводе, что в спорте значение точных действий во много раз важнее, чем их общее количество.
На самом деле количественную оценку скорости атакующих действий можно получить и без формул. Внимательно изучив таблицу, мы заметим, что достаточно просто подсчитать количество точных передач в АВП, так как они также хорошо коррелируют с результатом.
Простому болельщику это и вовсе не нужно делать, но, возможно, некоторым настоящим любителям футбола было бы интересно узнать, как во время просмотра матчей можно самостоятельно определять передачи в активно выгодную позицию, тем самым оценивая качество игры в атаке. По собственному опыту могу сказать, что эти знания позволяют посмотреть на игру совсем по-другому.
Для лучшего восприятия материала ниже будут приведены схемы и снимки из матчей, но самое главное – это видео. Футбол не статичная, а динамичная игра, поэтому лучше всего теория усваивается не на схемах, а на реальных примерах.
Признаки качественной игры в атаке
Итак, определять качество игры в атаке мы будем по передачам в АВП – передачи, сделанные на чужой половине поля. При этом игрок, которому адресована передача в активно выгодную позицию, двигался на скорости до приема мяча в любом направлении, но после приема мяча продолжил движение с ним на скорости в сторону ворот соперника.
Уже из определения ясно, что самое главное – это движение игрока до и после приема. Хотя в матчах есть ситуации, когда скорость игры резко увеличивается при приеме мяча футболистом в статичном положении. Например, когда игрок, умеющий на скорости качественно работать с мячом, принимает мяч между линиями защиты и полузащиты противника, разворачивается и, резко ускоряясь, идет вперед. Также передачи в АВП учитываются, когда игрок сразу одним касанием наносит удар по воротам. Обычно такие ситуации возникают, когда футболисты врываются на скорости в штрафную из глубины.
Всего существует 6 типов передач в АВП, которые возникают после различных типовых комбинаций. Проще говоря, это конечный результат коллективных и индивидуальных тактических и технических действий игроков на поле. Ниже подробно рассмотрен каждый тип передач в активно выгодную позицию.
Тип 1
Первый тип передач встречается чаще всего. Подобные передачи могут выполняться вперед, в сторону и даже назад. Главное, чтобы принимающий игрок после приема находился в движении в сторону ворот противника или наносил удар в касание.
Примеры из матчей:
Тип 2
Следующие передачи похожи на предыдущие, только уже выполняются на длинное расстояние (от 30 метров). Например, в прошлом сезоне это было грозное оружие Лестера во время быстрых контратак, после которых Джейми Варди забил несколько мячей. Подобные передачи также встречаются в позиционном нападении, когда обороняющаяся команда высоко располагается на поле, оставляя открытое пространство позади защитников, которое при отсутствии давления на игрока, владеющего мячом, вскрывается с помощью длинных передач.
Примеры из матчей:
Тип 3
Выше на схеме показан третий тип передач в активно выгодную позицию, которые возникают, когда обороняющийся игрок попадает в ситуацию двойного выбора: контролировать игрока с мячом или же переключится на другого игрока противника. Такого рода взаимодействия мы часто можем наблюдать во время подключений крайних защитников.
Примеры из матчей:
Тип 4
Четвертей тип передач АВП – это следствие комбинации «стенка», которая встречается во всех типах атак. Также это очень эффективный розыгрыш в завершающе фазе.
Примеры из матчей:
Тип 5
Розыгрыш «на третьего» можно назвать королевой футбольных комбинаций, после которых возникают передачи в АВП. При качественном использовании завершение атаки после подобных комбинаций выглядит особенно эффектно. Также это отличный инструмент для доставки мяча на чужую половину поля.
Ниже на первом примере показан розыгрыш голевой комбинации во время последнего чемпионского сезона Челси, которая, по мнению Жозе Моуриньо, может считаться эталоном игры в атаке.
Примеры из матчей:
Тип 6
Последний и самый сложный тип передач. Возможно, именно поэтому он реже остальных встречается в матчах. Особенность розыгрыша заключается в том, что начинает и завершает комбинацию один и тот же игрок.
Валерий Лобановский в одной из своих книг как-то отметил, что качественная подготовка позволяет игрокам в различных игровых ситуациях принимать решения инстинктивно, что существенно повышает скорость игровых действий. Хотя шестой тип передач в АВП больше производит впечатления импровизации на поле, но, просматривая подобные эпизоды, не возникает сомнений, что все это игроки когда-то проделывали раньше.
Примеры из матчей:
Если внимательно проанализировать все примеры, то можно заметить, что практически все варианты можно свести к первому типу передач. Но нам также важно учитывать разнообразие атакующих действий, на чем также акцентирует внимание Черепанов в своей книге.
Ниже на видео можно просмотреть все примеры в динамике. Также в конце ролика показаны три голевые атаки Ман Сити против Борнмута. Интересно, что все они возникли в одном матче после контратаки, быстрой и позиционной атаки, где качество игровых действий было на очень высоком уровне. Особенно хотелось бы отметить превосходство над противником в командной скорости.
Ранее в материале отмечалось о важности рывков и спринтов. Просмотрев ролик еще раз можно понять, почему эти данные так важны, так как во всех примерах оборона вскрывалась благодаря не монотонному бегу, а ускорениям атакующих игроках.
Также статистические данные указывают на то, что с положением в турнирной таблице хорошо коррелируют количество ударов из штрафной и такой показатель, как острые и обостряющие передачи. Опять же на видео четко видно, что все это тесно связано с передачами в АВП. Проще говоря, каждый эпизод откручивается от удара из штрафной на несколько действий назад до передач в активно выгодную позицию по ходу развития или завершения атаки.
Признаки качественной игры в обороне
«Если у вас не получается играть хорошо, то всегда можно заставить играть плохо соперника», – утверждает Гус Хиддинк.
Нужно признать, что игра в атаке во многом зависит от качества исполнителей, но далеко не все тренеры обладают в своем распоряжении подбором игроков, который бы позволил в полной мере реализовать креативные идеи. В таком случае разницу в классе можно попытаться компенсировать четкой и сбалансированной игрой в обороне.
Павел Черепанов в своей книге также приводил статистические данные некоторых матчей Рубина, где команда побеждала с невысокими показателями передач в активно выгодную позицию, но при этом у соперников этот показатель был еще ниже.
Существует несколько методов обороны, различных тактических построений, зон прессинга и т.д. Конечно, все это нужно учитывать, но, проанализировав множество матчей, я пришел к выводу, что, просматривая игру, главное для себя найти ответ: успевает ли по темпу обороняющееся команда за атакующей и насколько она быстро и организованно реагирует на происходящие действия на поле.
Представим себе ситуацию, где оборона может играть на опережение, действовать синхронно с атакой или же реагировать уже после действий оппонента. В таком случае при третьем варианте против быстрых и техничных игроков шансы на успех обороны будут значительно снижаться. Чтобы в этом убедиться, можно снова посмотреть предыдущее видео.
Жозе Моуриньо на одной из конференций отмечал важность тайминга (синхронность, выбор определенного времени):
«Основным фактором при движении без мяча в футболе является тайминг. Тайминг игроков, осуществляющих поддержку игрока, который владеет мячом (независимо от направления движения), а также тайминг самого игрока, владеющего мячом. Одно невозможно без другого. А значит, ваша цель при работе с командной тактикой сводится к решению двух основных задач — научить игроков поддержки, когда двигаться, а потом куда двигаться; а игроков, владеющих мячом, научить тому, когда отдать пас, а потом куда его отдать.»
Да, в цитате говорится про атаку и слова португальца больше подходят к предыдущему разделу. Но если мы посмотрим на это с позиции защиты, то очевидно, что обороняющаяся сторона должна стремиться к тому же: действовать на опережение или как минимум синхронно с атакующей командной.
Если в обороне игроки будут действовать организовано, но при этом будут проигрывать в скорости атакующей команде с хорошей организацией, то они все равно будут попадать в худшие позиции на поле. Конечно, если только игра атакующей стороны будет близка к идеалу, что далеко не всегда случается.
Хорошим примером синхронности в обороне может послужить следующее видео. Обратите внимание, как игроки Эмполи реагировали на действия противника, особенно линия обороны, когда мяч был открыт для длинной передачи (движение назад всей линии) и закрыт (движение вперед).
Признаки качественной игры в переходных фазах
В книге «Match Analysis and Game Preparation» авторы рекомендуют раскладывать игру на отдельные эпизоды и каждому эпизоду давать свою оценку. Например, переход из атаки в оборону можно оценить следующим образом:
После потери команда сразу возвращает мяч обратно – высокая оценка.
После потери не удается быстро вернуть мяч обратно, но быстрая атака противника переводится в позиционную – хорошая оценка.
После потери пропускается быстрая атак с выходом в завершающую фазу – плохая оценка.
Для перехода из обороны в атаку:
После перехвата проводится быстрая атака с выходом в завершающую фазу – высокая оценка.
После перехвата удается сохранить владение и начать позиционную атаку – хорошо.
После перехвата мяч теряется – плохая оценка.
На следующем видео показан фрагмент из матча Атлетик – Барселона, где обе команды в переходных фазах действуют на очень высоких скоростях. Также на видео видно, что прессинг – это один из инструментов повышения темпа игры.
Нужно признать, что во многом скорость игровых действий в матче зависит от обороняющейся команды и от уровня давления, которое она оказывает на соперника в средней трети и на чужой половине поля. Если команда садится глубоко, прижимаясь к своей штрафной, то интенсивность игры снижается, из-за отсутствия давления и уменьшения пространства для передач в активно выгодную позицию. Также из-за этого существенно ухудшается зрелищность, особенно если атакующая команда не отличается разнообразием и качеством игры в нападении.
Заключение
Как уже отмечалось ранее, самое главное в данном материале – это просмотр видео. Поэтому в качестве заключения хотелось бы привести еще несколько поучительных роликов, чтобы можно было все самостоятельно проверить на практике.
Десять лучших голов Ромы под руководством Зденека Земана. На видео есть все типы передач в активно выгодную позицию. Попробуйте самостоятельно их определить.
Хорошие примеры, как структура игры позволяет создавать ситуации 2 в 1 на флангах для первого типа передач в активно выгодную позицию:
Ну и напоследок интенсивная игра в обороне и в переходных фазах Байера под руководством Рогера Шмидта:
Участвуй в Турнире прогнозистов чемпионата мира и выигрывай PlayStation 4.
sportarena.com
Правило 3 Правил игры в футбол регламентирует количество игроков, принимающих участие в матче, а также процедуру замены игроков во время игры.
В футбольном матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря.
Матч не может начаться, если в составе любой из команд присутствует менее семи игроков. Максимальное количество запасных игроков, которые могут принимать участие в матче, устанавливается регламентом соревнований, но должно лежать в промежутке от трёх до семи.Во всех случаях, имена запасных игроков должны быть определены до начала матча. Игрок не может принимать участие в матче, если он не значится в списке запасных игроков, который должен быть передан судье до начала матча.
Любой игрок может поменяться местами с вратарём во время остановки игры. Судья должен быть предупреждён о такой замене.
Если запасной игрок входит на поле без разрешения, игра останавливается, запасной игрок наказывается предупреждением с показом жёлтой карточки и получает указание покинуть поле. Игра возобновляется свободным ударом, выполняемым противоположной командой с места, где мяч находился в момент остановки игры.
При несанкционированной смене вратаря игра продолжается. В момент следующей остановки игры оба игрока наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
За любое иное нарушение этого правила соответствующие игроки наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
Если игрок был удалён до фактического начала матча, его можно заменить одним из заявленных на игру запасных игроков, лимит замен при этом сохраняется.
dis.academic.ru
Правило 3 Правил игры в футбол регламентирует количество игроков, принимающих участие в матче, а также процедуру замены игроков во время игры.
В футбольном матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря.
Матч не может начаться, если в составе любой из команд присутствует менее семи игроков. Максимальное количество запасных игроков, которые могут принимать участие в матче, устанавливается регламентом соревнований, но должно лежать в промежутке от трёх до семи.Во всех случаях, имена запасных игроков должны быть определены до начала матча. Игрок не может принимать участие в матче, если он не значится в списке запасных игроков, который должен быть передан судье до начала матча.
Любой игрок может поменяться местами с вратарём во время остановки игры. Судья должен быть предупреждён о такой замене.
Если запасной игрок входит на поле без разрешения, игра останавливается, запасной игрок наказывается предупреждением с показом жёлтой карточки и получает указание покинуть поле. Игра возобновляется свободным ударом, выполняемым противоположной командой с места, где мяч находился в момент остановки игры.
При несанкционированной смене вратаря игра продолжается. В момент следующей остановки игры оба игрока наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
За любое иное нарушение этого правила соответствующие игроки наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
Если игрок был удалён до фактического начала матча, его можно заменить одним из заявленных на игру запасных игроков, лимит замен при этом сохраняется.
med.academic.ru
Правило 3 Правил игры в футбол регламентирует количество игроков, принимающих участие в матче, а также процедуру замены игроков во время игры.
В футбольном матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря.
Матч не может начаться, если в составе любой из команд присутствует менее семи игроков. Максимальное количество запасных игроков, которые могут принимать участие в матче, устанавливается регламентом соревнований, но должно лежать в промежутке от трёх до семи.Во всех случаях, имена запасных игроков должны быть определены до начала матча. Игрок не может принимать участие в матче, если он не значится в списке запасных игроков, который должен быть передан судье до начала матча.
Любой игрок может поменяться местами с вратарём во время остановки игры. Судья должен быть предупреждён о такой замене.
Если запасной игрок входит на поле без разрешения, игра останавливается, запасной игрок наказывается предупреждением с показом жёлтой карточки и получает указание покинуть поле. Игра возобновляется свободным ударом, выполняемым противоположной командой с места, где мяч находился в момент остановки игры.
При несанкционированной смене вратаря игра продолжается. В момент следующей остановки игры оба игрока наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
За любое иное нарушение этого правила соответствующие игроки наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
Если игрок был удалён до фактического начала матча, его можно заменить одним из заявленных на игру запасных игроков, лимит замен при этом сохраняется.
dikc.academic.ru
Правило 3 Правил игры в футбол регламентирует количество игроков, принимающих участие в матче, а также процедуру замены игроков во время игры.
В футбольном матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря.
Матч не может начаться, если в составе любой из команд присутствует менее семи игроков. Максимальное количество запасных игроков, которые могут принимать участие в матче, устанавливается регламентом соревнований, но должно лежать в промежутке от трёх до семи.Во всех случаях, имена запасных игроков должны быть определены до начала матча. Игрок не может принимать участие в матче, если он не значится в списке запасных игроков, который должен быть передан судье до начала матча.
Любой игрок может поменяться местами с вратарём во время остановки игры. Судья должен быть предупреждён о такой замене.
Если запасной игрок входит на поле без разрешения, игра останавливается, запасной игрок наказывается предупреждением с показом жёлтой карточки и получает указание покинуть поле. Игра возобновляется свободным ударом, выполняемым противоположной командой с места, где мяч находился в момент остановки игры.
При несанкционированной смене вратаря игра продолжается. В момент следующей остановки игры оба игрока наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
За любое иное нарушение этого правила соответствующие игроки наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
Если игрок был удалён до фактического начала матча, его можно заменить одним из заявленных на игру запасных игроков, лимит замен при этом сохраняется.
muller.academic.ru
Правило 3 Правил игры в футбол регламентирует количество игроков, принимающих участие в матче, а также процедуру замены игроков во время игры.
В футбольном матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря.
Матч не может начаться, если в составе любой из команд присутствует менее семи игроков. Максимальное количество запасных игроков, которые могут принимать участие в матче, устанавливается регламентом соревнований, но должно лежать в промежутке от трёх до семи.Во всех случаях, имена запасных игроков должны быть определены до начала матча. Игрок не может принимать участие в матче, если он не значится в списке запасных игроков, который должен быть передан судье до начала матча.
Любой игрок может поменяться местами с вратарём во время остановки игры. Судья должен быть предупреждён о такой замене.
Если запасной игрок входит на поле без разрешения, игра останавливается, запасной игрок наказывается предупреждением с показом жёлтой карточки и получает указание покинуть поле. Игра возобновляется свободным ударом, выполняемым противоположной командой с места, где мяч находился в момент остановки игры.
При несанкционированной смене вратаря игра продолжается. В момент следующей остановки игры оба игрока наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
За любое иное нарушение этого правила соответствующие игроки наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
Если игрок был удалён до фактического начала матча, его можно заменить одним из заявленных на игру запасных игроков, лимит замен при этом сохраняется.
brokgauz.academic.ru
Правило 3 Правил игры в футбол регламентирует количество игроков, принимающих участие в матче, а также процедуру замены игроков во время игры.
В футбольном матче принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, включая вратаря.
Матч не может начаться, если в составе любой из команд присутствует менее семи игроков. Максимальное количество запасных игроков, которые могут принимать участие в матче, устанавливается регламентом соревнований, но должно лежать в промежутке от трёх до семи.Во всех случаях, имена запасных игроков должны быть определены до начала матча. Игрок не может принимать участие в матче, если он не значится в списке запасных игроков, который должен быть передан судье до начала матча.
Любой игрок может поменяться местами с вратарём во время остановки игры. Судья должен быть предупреждён о такой замене.
Если запасной игрок входит на поле без разрешения, игра останавливается, запасной игрок наказывается предупреждением с показом жёлтой карточки и получает указание покинуть поле. Игра возобновляется свободным ударом, выполняемым противоположной командой с места, где мяч находился в момент остановки игры.
При несанкционированной смене вратаря игра продолжается. В момент следующей остановки игры оба игрока наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
За любое иное нарушение этого правила соответствующие игроки наказываются предупреждением с показом жёлтой карточки.
Если игрок был удалён до фактического начала матча, его можно заменить одним из заявленных на игру запасных игроков, лимит замен при этом сохраняется.
xzsad.academic.ru