Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни. Гимнастика в футболе
Чем полезна гимнастика для футболистов?
25января2016
С первого взгляда казалось бы, что гимнастика и футбол – совершенно разные, ничем не похожие виды спорта. Однако, если повнимательнее присмотреться к процессу тренировки футболистов, то можно заметить, что все-таки, гимнастика занимает в нем очень важное место.
Дело в том, что гимнастика – лучший вид спорта, который способствует всестороннему гармоничному развитию человека и прививает ему высококлассную техническую подготовку для самых разных спортивных дисциплин.
Гимнастика состоит из огромного разнообразия интересных упражнений, начиная с общеразвивающих, заканчивая тренировкой на снарядах, которые направлены на развитие абсолютно всех физических способностей: быстроты, силы, выносливости, координации и гибкости.
Именно поэтому тренировка в любом другом виде спорта включает в себя элементы гимнастики. Кроме того, специалисты рекомендуют родителям, которые хотели бы вырастить из своих детей хороших спортсменов, отдавать их сначала в гимнастику, а потом уже в тот вид спорта, который они выбрали основным. Также многие дети совмещают занятия в этих двух секциях.
Например, это очень удобно делать в Европейском Гимнастическом Центре, где в процессе тренировок дети могут получить все необходимые для себя навыки,
а у родителей есть возможность выбрать любое удобное для них время занятий. Но самое главное преимущество нашего клуба в том, что его посещение не обязывает детей выбирать гимнастику как основной вид спорта, они смогут у нас заниматься как в дополнительной развивающей секции, чего нельзя сделать в спортшколах.
Еще одним очень важным преимуществом гимнастики в отличие от всех остальных видов спорта является то, что ей можно начать заниматься буквально с первых устойчивых шагов ребенка, то есть с 1, 5 лет.
Дети с самого раннего возраста начинают получать качественное физическое развитие. Гимнастика способствует формированию мышечного корсета, правильной осанки, координации, выносливости и гибкости, а также таких необходимых в жизни моральных качеств как сила воли, трудолюбие, целеустремленность, самоанализ, уверенность и стрессоустойчивость. Все эти качества пойдут детям очень на пользу при начале занятий профессиональным спортом уже в более старшем возрасте.
Теперь расскажем поподробнее, почему гимнастика необходима для тренировки футболистов.
Гимнастика развивает:
1) Общую физическую подготовку
Многообразие гимнастических упражнений, выполняемых, в том числе, на снарядах, влияет на тренировку всех групп мышц. Кроме того, занятия можно спланировать так, чтобы они максимально эффективно влияли на подкачку только определенных мышц. Например, у футболистов, как правило, очень закаченные ноги, но при этом относительно слабые мышцы плечевого пояса, пресса и спины. В гимнастике, благодаря многочисленным упражнениям, выполняемых на руках, в том числе на брусьях и кольцах, очень хорошо тренируются эти группы мышц. В этом процессе у спортсменов также воспитывается сила и выносливость, которые являются важнейшими физическими качествами для футболистов.
2) Координацию (ловкость)
Все гимнастические упражнения подразумевают выполнение сложно-координационных движений, которым обучаются в течение длительного времени. Чем сложнее элемент, тем больше времени и физической подготовки требуется для его овладения. Если у спортсмена хорошо развита координация, то он способен чувствовать свое тело, максимально точно управлять им в движении и в изменяющихся условиях. Эти навыки очень важны для футболистов, которые должны уметь выполнять точные игровые комбинации и забивать голы из трудных ситуаций. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства.
В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления, как «чувство пространства», «чувство времени», «чувство развиваемых усилий», от уровня развития которых зависит эффективность овладения техникой, тактикой и способность управления своими движениями в целом.
Кроме того, хорошая координация движений имеет большое значение в профилактике травматизма в футболе.
Также гимнастика обучает различным интересным элементам, как, например, сальто вперед и назад, которые некоторые футболисты часто выполняют на поле, когда празднуют забитый гол. Болельщиков это очень привлекает. Так, например, каждый свой гол форвард сборной Германии Мирослав Клозе отмечает фирменным сальто.
3) Скоростно-силовые способности
Для выполнения большинства гимнастических упражнений спортсмену необходимо хорошее развитие скоростно-силовых способностей, которые также очень важны в игровых видах спорта. То есть это способность человека развить значительную силу за максимально короткое время. Поэтому тренировка по гимнастике всегда включает огромное разнообразия подобных упражнений, выполняемых на все группы мышц, в постоянно изменяющихся условиях.
4) Быстроту реакции
Гимнастика обучает мгновенной реакции, которая позволяет спортсмену очень быстро принимать решения, от которых будет зависеть качество и результат выполнения элемента. Футболистам эта способность также очень необходима при разыгрывании комбинаций.
5) Гибкость
Всем известно, что гимнастика помимо всего прочего включает в себя серьезную растяжку, а также имеет множество различных способов и упражнений для щадящего, но эффективного воспитания гибкости. Футболистам в основном необходима эластичность мышц задней поверхности бедра, поскольку множество профессиональных травм связаны именно с надрывом или разрывом этих связок. Кроме того, у многих юных футболистов существует косолапость и проблемы с осанкой, которые исправляет гимнастика, благодаря растяжке и закачке мышц плечевого пояса, спины и пресса.
6) Моральные качества
Гимнастика – очень сложный вид спорта, который требует внимательности, дисциплинированности, трудолюбия, целеустремленности, стрессоустойчивости и, безусловно, больших физических затрат. Но при этом, правильный подход при построении занятий по гимнастике позволяет сделать этот процесс для детей интересным и приносящим положительные эмоции. Когда дети получают яркие впечатления и самоутверждение, они не замечают трудностей. Именно в этот момент у них формируется любовь к спорту и уверенность в себе. Как правило, это происходит в раннем детстве, когда их отдают на гимнастику. Эти моральные качества пригодятся им абсолютно в любом виде спорта, куда после гимнастики они пойдут уже психологически подготовленными.
www.europegym.ru
Спорт в твоем дворе. Специальная физическая подготовка футболистов в ДЮСШ
Специальная физическая подготовка (СФП) юных спортсменов в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) по футболу (для всех групп занимающихся)
Упражнения для развития силы
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи весом 2-4 кг, мешочки с песком 3-5 кг, диск от штанги, штанга для подростков и юношеских групп с весом от 40 до 70 % от веса спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением.
Подскоки и прыжки из приседа без отягощения и с отягощением.
Приседания на одной ноге «пистолет» с последующим подскоком вверх.
Лежа на животе - сгибание ног в коленях с сопротивлением партнера или резинового амортизатора (для укрепления мышц задней поверхности бедра).
Броски набивного мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед.
Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Упражнения на развитие силы для вратарей
из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах
то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами
в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу (носки ног на месте)
в упоре лежа хлопки ладонями
упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором
сжимание теннисного (резинового) мяча
многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на движения кистями и пальцами)
броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность
ловля и броски набивных мячей, бросаемых 2-3 партнерами с разных сторон
серии прыжков (по 4-8) в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, то же с отягощением
Упражнения для развития быстроты
повторное пробегание коротких отрезков (10-30 м) из различных исходных стартовых положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии, сидя, находясь в положении широкого выпада)
медленный бег, подпрыгивание или бег на месте и в разных направлениях
бег с изменением направления (до 180 градусов)
бег прыжками
эстафетный бег
бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т. п.
«челночный бег» - отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно - спиной вперед и т. д.
бег боком и спиной вперед (на 10-20 м) наперегонки
бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, неподвижными или медленно передвигающимися партнерами
бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед)
ускорения и рывки с мячом (до 30 м)
обводка препятствий на скорость
рывки к мячу с последующим ударом по воротам
выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча с последующим рывком в сторону и ударом в цель).
Упражнения на развитие быстроты для вратарей
из «стойки вратаря» рывки (на 5-5 м) из ворот: на перехват или отбивание высоко летящего мяча на прострел мяча с фланга
из положения приседа, широкого выпада, седа, лежа рывки на 2-3 м с последующей ловлей или отбиванием мяча
ловля мячей, пробитых по воротам
ловля теннисного мяча
игра в баскетбол по упрощенным правилам
Упражнения для развития ловкости
прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой
то же с поворотом в прыжке на 90-180 градусов
прыжки вперед с поворотом и имитацией головой и ногами
прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте
кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо (на газоне футбольного поля)
удержание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой
ведение мяча головой
парные и групповые упражнения, подвижные игры «Живая цель», «Салки мячом» и другие
Упражнения на развитие ловкости для вратарей
прыжки с короткого разбега с касанием высоко подвешенного мяча руками (кулаком)
то же с поворотом до 180 градусов
различные прыжки с короткой скакалкой
прыжки с поворотами с использованием подкидного трамплина
переворот в сторону с места и с разбега
стойка на руках
из стойки на руках кувырок вперед
кувырок назад через стойку на руках
переворот вперед с разбега
упражнения на батуте: прыжки на двух ногах, сальто вперед и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись
Упражнения для развития специальной выносливости
Переменный и повторный бег с ведением мяча.
Двусторонние игры (для старшей группы).
Двусторонние игры с уменьшенным по численности составами команд.
Игровые упражнения с мячом (трое против трех, трое против двух и т.п.) большой интенсивности.
Комплексные задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в течение 3-10 минут. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких стоек и ударами по воротам, с увеличением длины рывка, количества повторений и сокращением интервалов отдыха между рывками.
Упражнения на развитие специальной выносливости для вратарей
повторная, непрерывная в течение 5-12 минут ловля мяча
отбивание мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с минимальными интервалами 3-5 игроками
Упражнения для формирования у юных футболистов правильных движений без мяча
Бег: обычный, спиной вперед; скрестными и приставными шагами (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения.
Ацикличный бег (с повторными скачками на одной ноге)
Прыжки: вверх, вверх - вперед, вверх - вправо, вверх - влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега.
Упражнения для формирования правильных движений без мяча для вратарей
прыжки в сторону с падением перекатом
повороты во время бега (вперед и назад) направо, налево и кругом (переступая и на одной ноге)
остановка во время бега - выпадом, прыжком и переступанием
На основе Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта футбол, утвержденного приказом № 147 от 27 марта 2013 года, и программы по футболу для ДЮСШ № 4 Москомспорта
Статьи по теме:
Правила игры в футбол
Футзал
Пляжный футбол
Кодекс Чести российского футбола
Секция по футболу для детей
Курс занятий по подготовке футболистов
Игра футбольного вратаря
Видео-урок Тренировка вратарского прыжка
www.dvorsportinfo.ru
Упражнения для лучшего освоения техники остановкам мяча в школе футбола.
28 февраля 2017
Обучение детей остановкам в футбольных секциях должны осуществляться параллельно с процессом освоения ударов по мячу. Сперва они изучают остановки мяча ногой, а затем — остановки грудью и в конце головой. В современном футболе все реже пользуются полной остановкой мяча, а применяют остановки с переводами, они позволяют изменять направления движения мяча для выполнения игроками последующих действий.
Все приемы и способы в спортивных школах футболисты разучивают сначала в облегченных условиях (без противодействия соперников), затем с пассивным, а впоследствии с активным сопротивлением противоборствующих игроков. Совершенствовать изученные приемы необходимо в игровой форме.
Ниже приведен комплекс упражнений, который способствует освоению и закреплению техники остановок мяча для детей в футболе. Эти упражнения можно использовать как на занятиях в закрытых помещениях, так и на поле.
Остановка мяча в воздухе. Упражнение выполняется в парах, тройках или с большим числом игроков. У каждой группы один мяч. Игроки располагаются друг против друга (если их двое), треугольником (если их трое) или образуют квадрат, прямоугольник (если их больше трех). В указанном тренером порядке ребята руками бросают друг другу мяч. Задача партнера — остановить мяч, не дав ему опуститься на землю. Останавливать мяч можно грудью, головой, ногами. Остановке мяча предшествует уступающее движение.
Остановка с переводом мяча для ведения или удара. Упражнение выполняется в парах. Партнеры становятся на расстоянии нескольких шагов. Поочередно они руками бросают друг другу мяч. Принимающий должен остановить мяч у земли внешней стороной подъема и перевести его в сторону так, чтобы мяч откатился на небольшое расстояние (чтобы, повернувшись к мячу, можно было сразу выполнить ведение).Если упражнение проводить в 20-25 шагах против ворот, то партнеры должны стоять боком к воротам и лицом друг к другу. После остановки мяча с одновременным переводом его в сторону ворот тут же выполняется удар по воротам. Тренер может указать также, что удар производится после продвижения с мячом. Ворота защищает голкипер. Игрок, обращенный левым боком к воротам, останавливает мяч, выполняет ведение и производит удар левой ногой; а тот, кто обращен к воротам правым боком, выполняет то же самое, но соответственно правой ногой. Оба варианта упражнения можно выполнять, передавая мяч друг другу ногой так, чтобы он катился по земле.
Остановка, ведение и удар по воротам. Упражнение выполняется в парах. Дети стоят лицом к друг другу и боком к воротам, в 35-40 шагах против ворот. Поочередно они бросают руками мяч друг другу. Партнер должен остановить мяч внутренней стороной подъема и перевести его в сторону ворот, выполняя прием так называемым «загребающим» движением ноги. Игрок, обращенный к воротам левым боком, должен бросить мяч так, чтобы он летел немного в стороне от внешней части правой ноги. Принимающий мяч, отводя вправо и немного назад приподнятую ногу, «загребает» мяч внутренней стороной подъема и, опуская его на землю, одновременно проталкивает себе на ход в сторону ворот; после чего продвигается немного с мячом и производит удар по воротам. «Загребая» мяч, необходимо одновременно резким движением развернуться в сторону ворот. Игроку, обращенному к воротам правым боком, мяч подается таким же образом к левой ноге, и все действия выполняются этой ногой.
Откатка мяча под удар. Мяч в руках у игрока. Он бросает его вперед с таким расчетом, чтобы смог догнать, только сделав рывок. Остановка выполняется подошвой в тот момент, когда вытянутая вперед нога обращена пальцами вверх. В момент, предшествующий соприкосновению с мячом, нога немного сгибается в колене, вслед за этим следует быстрое движение ноги к мячу и мяч как бы выталкивается вперед, после чего сразу производится удар. Можно завершать это упражнение ударом по воротам или проводить его в парах и завершать передачей мяча.
Остановка с поворотом. Юный футболист бросает мяч через голову — назад, поворачивается лицом к мячу, бежит ему вдогонку, чтобы произвести остановку любой частью ноги, приземлив мяч или не дав ему опуститься на землю. Бросать мяч нужно так, чтобы он летел «плавно», как бы «повисая» немного в воздухе (чтобы игрок успел повернуться и догнать мяч). Осуществив остановку, он может выполнить ведение мяча, удар или передачу. По мере усвоения упражнения мяч бросают все выше и дальше, усложняя условия выполнения упражнения.
Остановка мяча грудью с одновременным переводом его в сторону под удар.Упражнение выполняется в парах. Партнеры стоят в 30-40 шагах против ворот, боком к воротам и лицом друг к другу. Они поочередно руками бросают друг другу мяч так, чтобы он летел на высоте груди или немного выше, но не очень быстро. Задача принимающего — преградить путь мячу грудью, одновременно развернув туловище в сторону ворот и направив тем самым туда мяч. Удар по воротам производится сразу или после ведения мяча. По мере усвоения упражнения возрастает скорость движения направляемого партнеру мяча и уменьшается расстояние между игроками.
Остановка и удар с лета. Упражнение выполняется в парах. Дети стоят лицом друг к другу и боком к воротам, в нескольких (10-15) шагах от ворот. Игрок бросает мяч партнеру так, чтобы он до него немного не долетел. Принимающий должен, двигаясь в направлении мяча, остановить его любой частью подъема, не дав опуститься на землю; после чего любой ногой произвести удар в сторону ворот по мячу, «повисшему» в воздухе.
Перевод мяча, пропущенного между ногами. Упражнение выполняется в парах, тройках или четверках. Футболисты поочередно передают друг другу мяч так, чтобы он катился по земле. В тот момент, когда мяч приближается к ногам принимающего передачу, он пропускает его между ног и одновременно отводит назад правую или левую ногу. После того, как мяч минует опорную ногу примерно на длину ступни, отведенная назад нога внутренней стороной стопы переводит его мимо пятки опорной (стоящей впереди) ноги. После этого следует повернуться в сторону движения мяча и остановить его или продвинуться с ним в другую сторону. По мере усвоения упражнения следует увеличивать скорость движения мяча при передачах и уменьшать расстояние между партнерами в моменты, предшествующие передаче.
Скати мяч под удар. Упражнение выполняется в парах. Партнеры стоят в 30 шагах от ворот лицом друг к другу и боком к воротам. Мяч бросают руками так, чтобы он летел на уровне груди или живота. Принимающий останавливает мяч передней частью бедра. При этом бедро должно быть в таком положении, чтобы мяч, как с горки, скатился на землю. Для этого нога сгибается в колене, ступня отводится немного назад, пальцы обращены к земле. После того, как мяч приземлится, наносится удар по воротам (сразу или после ведения).
С головы на подъем. Упражнение выполняется в парах. Игроки бросают друг другу мяч так, чтобы он летел не быстро, а с низкой скоростью. Задача принимающего — остановить мяч головой и сбросить вниз с таким расчетом, чтобы успеть принять его на подъем. А затем, сбросив с подъема, выполнить удар или ведение. При остановке мяча головой и подъемом нужно сделать «уступающее» движение: при приближении мяча устремиться ему навстречу, становясь на носки и вытягивая к мячу туловище и голову. Однако, в последний момент перед остановкой мяча согнуть колени, как бы приседая, и втянуть голову в плечи. Ноги ставятся одна впереди другой. При таком выполнении приема мяч не отскакивает от головы.