Хороших команд сотни, богатых − десятки, но побеждают все равно единицы. Кто-то считает, что все дело в психологии. Кто-то отстаивает особую спортивную науку. Неправы оба. Любая теория сыплется без правильного настроения, но и никакая мотивация не имеет силы без плана действий. Еженедельник «Футбол» выделяет главные моменты в развитии игры, чтобы проследить, как футбол учился думать.
Пирамида. Как создавали тактику
История прямо у нас за окном. Во дворе толпа пацанов в пестрой форме играет в футбол примерно так, как это делали 150 лет назад в Англии, когда осваивали недавно созданный вид спорта. Позиций почти нет, основа любой атаки − дриблинг, пасы примитивные, в атаке носятся все, в защите − кто успеет или самые слабые. До 1870 года в футбольных командах даже не существовало вратарей, а до 1912-го они могли брать мяч руками хоть в центральном круге. Но в процессе люди шаг за шагом понимали, как сделать футбол адекватным и интересным, что обязательно нужно для этого делать и каким образом передвигаться для лучшего результата.
Уже в 1872 году в первом международном матче − Англия против Шотландии − на поле было две схемы. Английская 1+2+7 являлась скорее условностью: физически крепкие англичане по-прежнему рассчитывали на силу и дриблинг. Сборная Шотландии, составленная из футболистов клуба «Куинз Парк», была заметно хилее, и, чтобы выжить, им пришлось соображать. Так появились более сбалансированная расстановка 2+2+6 и командная игра с пасами. Несмотря на прогнозы, шотландцы провели классный матч и сдержали верзил-англичан на счете 0:0. Мозги впервые победили мускулы в самом популярном виде спорта планеты.
На самом деле 2+2+6 можно считать чем-то вроде предсхемы. По-настоящему футбол ушел в сложную стратегию, только когда придумали разгрузить давку форвардов в передней линии и перевести одного из них вниз в помощь полузащите. О том, где это произошло раньше, спорят до сих пор. Первая версия − в 1883 году командой Кембриджского университета. Вторая − в 1878-м в финале Кубка Уэльса, где новаторский «Рексхэм» победил «друидов». Окончательно популяризировал эту идею «Престон Норд Энд», выиграв с ней первый «золотой дубль» в Англии.
Расстановку 2+3+5 называют пирамидой из-за схожести формы. Внутри нее спрятан самый важный игрок команды − центральный полузащитник, предок современного бокс-ту-бокс. Тот самый универсал, который успевает и разводить атаки, и помогать обороне. Два его партнера по полузащите были больше нацелены на разрушение, спасая этим двух номинальных центрдефов от вечного позора, когда против них выбегало по 4–5 форвардов соперника.
Футбольный путеводитель по городам мира
Дубль-вэ. Первая тактическая революция
В 20-е годы XX века футбол неожиданно вляпался в кризис. Команды так здорово научились разбираться в нехитрой тактике, что многие матчи проходили на автомате. Результативность падала, игроки зевали, болельщики морщились и в следующие выходные оставались дома.
Чтобы избежать катастрофы, чиновники из Футбольной ассоциации Англии пролоббировали микрореволюцию правил. Теперь офсайды мерили не по трем игрокам (два полевых + один вратарь), а по двум. Сразу после этого показатели результативности снова подскочили до верхушки Биг-Бена, зато теперь клубы не знали, что им делать с тактикой в новых реалиях.
В конце сезона-1924/25 лондонский «Арсенал» искал тренера по объявлению. В частности, там были потрясающие строки: «Джентльмены, которые могут создать хорошую команду лишь при помощи вложения огромных средств, нам не нужны». Абсолютно неожиданно на вакансию откликнулся Герберт Чепмен − несмотря на то, что его тогдашний клуб «Хаддерсфилд» стоял в топе английского футбола, а «канониры» скреблись о дно без лишних денег с президентом-скупердяем. Но Чепмен считался творческим романтиком, и вызов из популярного клуба в столице вместо теплого места в провинции для него − идеальный вариант. В глазах коллег своего времени он вообще был немного странным. Лично контролировал игру резервных команд, искал новых игроков под строго определенную тактику, а когда сам был футболистом, надевал яркие бутсы, если не мог выделиться сильной игрой. Откуда такая изобретательность у одного из одиннадцати детей семьи деревенского шахтера, не знали, пожалуй, даже его родители.
С собой из Уэст-Йоркшира Чепмен привез несколько инновационных решений. Ключевые из них – контратаки и индивидуализация игры. Изменение правил офсайда заставило конструкторский разум Чепмена быстро соображать. В традиционную схему 2+3+5 он внес две судьбоносные реформы.
1) Один из трех центральных полузащитников оттягивался в оборону и назывался особым словом «стоппер». Считается, что отсюда появилась вся теория персональной опеки. Стоппера потом несколько десятилетий использовали как основу для командных построений.
Время последних романтиков. Почему «Арсенал» выиграет этот чемпионат Англии
2) Однажды «Ньюкасл», использовавший ту же фишку с оттягиванием хавбека назад, уничтожил «Арсенал» со счетом 0:7. Это помогло Чепмену найти слабое место − креатив в полузащите. Чтобы средняя линия больше не тормозила, тренер отодвинул туда одного из инсайдов, наполовину трансформировав прежнюю тенденцию на бокс-ту-бокс игрока.
После еще пары лет шлифовки Чепмен вывел свой окончательный шедевр − схему «дубль-вэ», она же WM, где царили персональная оборона (стоппер кроет центрфорвада, крайний центрдеф − ближнего вингера и т.д.), атака в две выраженные линии и торжество продуманного паса. Новая стратегия вскоре поможет «Арсеналу» выиграть свои первые трофеи, а всему миру − окончательно убедиться в реальной силе тактических построений.
Катеначчо. Как три человека сочинили главную философию Италии
Чтобы создать тенденцию, нужны тысячи одинаковых действий. Чтобы создать прорыв, нужна одна уникальная мысль. Пока вся планета сходила с ума по WM, в Швейцарии развивался австрийский тренер Карл Раппан. Открытый нацист, бывший выпускник Школы торговли, отличный предприниматель, он решил, что его «Серветт» просто не сможет нормально скопировать дубль-вэ.
Тогда Раппан придумал идею, которую позднее называли то «замок», то «болт», то verrou (фр. − «засов», «задвижка», «цель»). Ее суть – в использовании особого защитника, свиппера, который продолжил эволюцию эксклюзивной роли стоппера в схеме «дубль-вэ». Этот игрок располагался позади основной линии обороны и выступал кем-то вроде личного телохранителя вратаря, разбираясь со всем, что до него дойдет. Отсюда второе название позиции − «чистильщик». Другими важными элементами Раппана были вовлеченность всех игроков в оборону, строгость исполнения плана и мощная физическая готовность каждого футболиста.
Из-за Второй мировой и не самого топового статуса Швейцарии все эти идеи так и остались бы историями для тактических фриков, если бы за замок Раппана не взялся итальянский тренер Нерео Рокко. В первые послевоенные годы, когда денег и условий не было ни у кого, выделяться можно было только вот такими инновациями. Рокко смело перевел свою «Триестину» за всевозможные 1+3+3+3, 1+4+4+1, 1+4+3+2, где ключевое значение имела только первая цифра − тот самый свиппер.
Раппан придумал, Рокко сохранил, а довел все эту задумку до состояния культа француз аргентинского происхождения Эленио Эррера. В 1960-м он впервые приехал в Италию, чтобы тренировать «Интер», и почти сразу обратился к наработкам Рокко. Говорят, Эррера был чертовски дотошным. Мог проверять вес мяча или контролировать, какое оливковое масло дают команде на выезде. Только с таким человеком визуально сомнительная система, которую в Италии теперь называли «катеначчо», могла пробиться через тонны недовольства. Жесткую оборонительную игру, позицию либеро (свиппер), занятую Армандо Пиччи, и прагматизм критиковали болельщики, ненавидели игроки, не понимали журналисты. Эрреру называли гипнотезером и трусом, но он все равно упорно гнул свою линию. Иногда тренер даже заставлял игроков давать клятвы на сплоченность и выгонял любую строптивую звезду, которая хотела сольного шоу.
Спецпроект еженедельника «Футбол». Участники Евро-2016. Сборная Италии
Он победил. «Интер» взял три скудетто и два Кубка чемпионов, а катеначчо признали авторитетом. Итальянцы нашли в этой строгости, дисциплине и сложных ребусах что-то очень родное. Эррере поклоняются, лучшие тренеры последних 50 лет считают его своим прямым или заочным учителем, а поклонники напоминают, что катеначчо – это вообще-то не победа через оборону (хотя бы потому, что грамотной атаке там уделялось не меньше внимания) и не история про либеро. Это целая философия. Философия результата.
4+2+4. Почему бразильцы стали королями
Миром правит дуализм. На каждое добро есть свое зло, против лева всегда находится право, у одного участника всегда есть другой соперник. В середине XX века футбольная тактика разошлась по противоположным веткам. В своем развитии схема «дубль-вэ» раскололась пополам на две зеркальные части. Одна осталась в разумной чопорной Европе, где из нее слепили оборонительную тактику и хладнокровное катеначчо. Другая отправилась в суетливую душевную Южную Америку для знакомства с бразильцами.
Футбол обречен был стать для Бразилии топовым спортом. Простая демократичная игра лучше всего помогала угнетенному народу забыть о нищете и неравенстве и выразить себя в имитации борьбы. Но у бразильцев возникла та же проблема, что и когда-то у первых футболистов: как передвигаться так, чтобы это приносило пользу.
С наброса европейцев страна в первой половине прошлого столетия сразу переняла схему WM со всеми нюансами. Но Южная Америка − слишком особенное место, чтобы тут могли просто так повторять за другими. Южноамериканские тренеры искали свои инновации, и вскоре один из них − Флавио Коста, по прозвищу Плоскогубцы − предложил задумку с диагоналями.
К тройке защитников как бы полусмещался один из двух центрхавов, благодаря чему он, а также оставшийся без изменений полузащитник и ближний крайний защитник образовывали своеобразную диагональ. На противоположной стороне схемы все было так же: инсайд отходил наполовину ниже, в зону ЦПЗ, и образовывал дополнительную линию с другим, нетронутым, инсайдом и вингером.
Коста отшучивался, что это корявая копия дубль-вэ, однако уже в конце 1940-х было ясно, что в ней начало чего-то глобального. Пирамида накренилась и застыла в полуобороте до полного изменения. Чтобы оно произошло, пришлось ждать почти 10 лет. В 1950-м у бразильцев случился проигранный финал домашнего ЧМ, который стал народной трагедией. Главного тренера сборной Косту позорно выгнали из команды, а страна долго пережевывала опыт собственных ошибок.
Премьера лиги. Как топ-клубы Бразилии устроили революцию
Пока в 1958 году вокруг Бразилии не сошлось сразу три важных фактора. Во-первых, появилось поколение индивидуальных титанов, таких как Гарринча, Пеле, Загалло, Вава. Во-вторых, на страну несколько лет плотно оказывали воздействия методики тренерских новаторов из Перу, Парагвая, а также венгерского «Гонведа» с Пушкашем и Белой Гуттманном, который еще и целый год тренировал «Сан-Паулу». В-третьих, сборной дали подходящего тренера − толстяка Висенте Фиолу, способного сделать личные желания игроков полезными для всей команды.
Придуманные когда-то диагонали наконец-то вышли в окончательную расстановку 4+2+4 с динамикой, персональным классом как частью тактики и футболом, похожим на самбу. Бразильцы-1958 самоутверждались и творили в игре, чем очень давно занимались их предки, впервые ударив ногой по мячу. Из чемпионата мира в Швеции та команда вернулась домой с золотыми медалями и навсегда закрепила свою страну в мировой элите.
4+4+2 Маслова. Как советский тренер опередил время
«Если и есть человек, которого можно считать отцом современного футбола, то это Виктор Маслов», − считает Джонатан Уилсон, один из самых авторитетных мировых экспертов по тактике. Уилсон уверен, что имя Маслова плохо известно за пределами советского блока только из-за политической, информационной и социальной отдаленности СССР от Европы. Но именно он предопределил главные принципы того футбола, который каждый из нас сегодня смотрит по телевизору.
Есть история, что в один из июльских дней 1966 года Маслов гулял по лондонскому Гайд-парку вместе с главным редактором еженедельника «Футбол» Львом Филатовым и изредка что-то вполголоса бубнил о победе Англии на домашнем чемпионате мира. Тренер просто не понимал, почему все вокруг хвалят Альфа Рамсея за схему 4+4+2 и другие якобы новаторские идеи. Ведь почти все эти штуки он уже несколько лет применял в киевском «Динамо».
Виктор Маслов меньше всего был похож на человека, который способен перевернуть игру. Крупные черты лица, суровый взгляд из-под густых бровей, крепкая речь, 8 классов образования − обычный рабочий провинциал. В своей работе Маслов из всех технических примочек использовал только свисток и секундомер. Он не знал футбольной теории, плохо разбирался в терминах, но при этом лучше всех в стране чувствовал тактику и на каком-то интуитивном уровне определял все скрытые механизмы передвижения игроков.
Придя в «Динамо» Киев в 1964 году, Маслов почти сразу начал реализовывать задумки, которые были у него еще в «Торпедо». В тот момент в Советском Союзе играли либо по бразильской моде 4+2+4, либо до сих пор с использованием схемы «дубль-вэ» и ее модификаций. Маслову во всем этом не нравилось слабое наполнение центра поля. Поэтому он просто отодвинул вингеров назад. А центральные полузащитники выдвигались по своим позициям на разное расстояние от ворот каждый со своими функциями.
В обороне Маслов затеял еще более наглую реформу. Он отказался от персональной опеки в пользу зонной защиты. Динамовские защитники больше не носились за своими игроками − они просто держали отдельные участки поля. Другая странная задумка − прессинг, заточенный на железной физической форме. Это все поначалу вызывало кучу критики. Методики нового тренера киевлян называли пахарскими или слишком серыми для настоящих мастеров.
Всю подобную критику Маслов просто игнорировал. Если нужно, то ради своих идей он выбрасывал даже собственных игроков. Громче всего тренер убирал Валерия Лобановского − звезду Киева, на чьи финты и приемы ходил смотреть весь город, − потому что лидер отказывался вникать в новые идеи. Маслова не волновали авторитеты. Если игрок не передвигался по его правилам, он находил себе другого игрока. Бескомпромиссный характер и смелый ум тренера принесли «Динамо» три чемпионства, два кубка и ряд громких побед в Европе. И даже Лобановский позднее, став выдающимся тренером, согласился, что Маслов был абсолютно прав.
Тотальный футбол. Где произошла последняя тактическая революция
Амстердам 1960-х − самый бунтарский город планеты. В народе популярны либеральные настроения, как никогда активна философия анархистов, на улицах устраивают бесконечные демонстрации, расцветает искусство авангардизма. Еще никогда смелый разум не был настолько силен. Лучшее место для того, чтобы еще раз глобально изменить футбол. В последний раз.
Главный клуб города − великий «Аякс» − переживает кризис, будто и он один из той старины, которую надо разрывать новым временем. К 1965 году руководство «аяксидов» было в такой панике, что пошло на отчаянный шаг − пригласить главным тренером бывшего игрока Ринуса Михельса, у которого тогда не было никакого серьезного опыта.
Молодой Михельс приехал на тренировочную базу на своей подержанной шкоде с уверенным и спокойным видом. Он точно знал, что надо делать. Первые мысли собственной философии Михельс обдумал еще во время игровой карьеры. А потом у него было достаточно времени, чтобы проанализировать современников и покопаться в истории. Особенно внимательно тренер обращался к сборной Венгрии 1930-х, которую за вкусную игру называли «вундертим».
В своих первых тренировках Михельс делал гигантский упор на работу с мячом, чтобы техника игроков стала близкой к безупречности. Только так можно было добиться основной задумки − полного контроля. Пока мяч у тебя, тебе не смогут забить. Всерьез поспорить с этим тезисом сможет только полвека спустя один португальский конструктор автобусов.
Все предыдущие тактические прорывы строились в основном на изменении расстановки. Михельс копнул глубже и изменил само движение. Его тотальный футбол − это игра в пятнашки, где перемещение каждого игрока заставляло двигаться всех остальных. Футболисты «Аякса» не были строго закреплены по своим позициям. Они постоянно лавировали между линиями, страхуя друг друга и запутывая соперника. Например, если крайнему защитнику нужно убежать вперед, его место мог занять полузащитник. Игрок атаки играл в обороне, и наоборот. Все это происходило с резкими пасами в одно касание, доведенным до автоматизма взаимопониманием и дичайшей самоотдачей, когда футболисты могли больше часа носиться по полю в реактивном темпе и вгрызаться в соперника, едва тот дотронется до мяча.
Качественный голландский дилер. Пять талантов «Аякса», которых хотят заполучить клубы Европы
В новой философии «Аякс» заиграл настолько круто, что конкуренты выглядели рядом с ним приматами на ступень развития ниже. В период с 1965-го по 1971-й амстердамцы взяли четыре чемпионства, забивая по 100 и 122 гола за сезон. И даже после ухода Михельса эта команда продолжила расти. С румынским тренером Штефаном Ковачем «Аякс» дважды подряд выигрывал Кубок европейских чемпионов. А само искусство тотального футбола вышло на пик, когда Михельс повез сборную Голландии на ЧМ-1974, где она дошла до финала и научила весь мир играть в футбол по-другому.
Йохан Круифф. Человек, который создал современный футбол
В 1980-м Круиффа занесло в американский клуб «Вашингтон Дипломатс». На одной из предматчевых установок он хладнокровно выслушал речь главного тренера Гордона Брэди, дождался, когда тот выйдет из раздевалки, затем подошел к доске, стер все нарисованное и абсолютно спокойно сказал своей команде: «Разумеется, мы будем играть по-другому». Такая наглость дико бесила, однако его внимательно послушали все. Круифф не умничал и не двигался по США с видом «я звезда, а вы никто». Он просто уже тогда понимал игру так, как этого не делало большинство тренеров мира.
Главное качество Йохана Круиффа − уверенность. Она помогала ему проворачивать на поле дикие финты, бить из неудобных позиций и командовать партнерами по «Аяксу», где он был правой рукой Ринуса Михельса и главным проводником его авантюрной тактики. Владение мячом, движение, нацеленность на атаку. Сама философия тотального футбола − это все очень в духе Круиффа.
С такой же дикой уверенностью в 1988 году Круифф-тренер вернулся в «Барселону». «Я представляю эпоху, которая доказала: привлекательный футбол – это удовольствие, и он приносит успех», − позднее скажет он. Голландец пришел ставить атакующую игру, где классные технари не просто гоняют мяч, словно по пляжам Копакабаны, а делают это с умом. Чистое творчество объединилось с почти научным разумом, и это дало бешеный эффект.
Круифф собрал игроков и нарисовал перед ними схему 3+4+3, объяснив про то, как важно насытить среднюю линию. «Мы не могли поверить, что в команде может быть так много атакующих игроков и так мало обороняющих», − вспоминал полузащитник той «Барсы» Эусебио. Круифф не раз говорил, что выиграть 5:4 для него приятнее, чем 1:0. Тренировать пас и начальную фазу атак он заставлял даже голкиперов.
На самом деле в идеологии Круиффа схема по большей части − условность. Важнее – базовые принципы: пасы должны быть короткими и простыми, движение без мяча важнее движения с мячом, контроль − это все, свои атаки надо расширять, а атаки соперника − сужать. Некоторые его установки сегодня кажутся легкими и базовыми. Но на самом деле это именно он сделал их такими. Круифф умел доносить запутанную геометрию футбола как что-то до смешного легкое. «Самое сложное для футболистов и для простых людей − понять одну вещь. Что понимать тут нечего». При взгляде на него – студенческий синдром: лекции профессора, который кажется неформальным и крутым, слушают внимательнее. Поэтому с годами за Круиффом выстроилась гигантская очередь из учеников и последователей.
Один тайм с Йоханом Круиффом
Он изменил сам подход к критериям футбола. Например, заново выстроил принципы академии «Барселоны» и добился, чтобы туда брали не крепких и рослых, а умных и способных. Без Круиффа не было бы Хави, Иньесты, Месси, Гвардиолы. И всей сегодняшней игры.
Современность. Как придумать что-то новое, когда придумывать уже нечего
Для тех, кто любит ковыряться в тактических секретах, нынешнее время − самое лучшее. Более-менее годным стратегическим образованием сегодня владеют во всех странах мира, везде принося в него свой местный колорит и рождая этим тысячи вариаций одного и того же. Для тех, кто эти самые секреты создает, оно ужасно. Все главные и основные идеи давно созданы. Зато всегда можно выделиться внутри уже освоенного направления.
Самым успешным в этом плане считается Хосеп Гвардиола. Он неоднократно подчеркивал, что просто грамотно позаимствовал мысли великих предшественников, а его «Барселона» лишь достраивала фундамент Круиффа. Но Пеп доказал, что развивать уже сделанное − это тоже мастерство.
В «Барсе» Круиффа Гвардиола играл на ключевой позиции опорника. Оттуда ему было прекрасно видно то, чего иногда не замечал даже сам тренер. Известно, что Круифф не очень любил зацикливаться на обороне, а своим защитникам даже мог ответить: «Понятия не имею, как вы должны обороняться. Вам лучше знать». Гвардиола хотел изменить эту часть круиффовской идеологии, сохранив при этом базис тотального футбола. Так родилось то, что позднее часто будут называть «тотальная защита Гвардиолы», которая отчасти была также позаимствована, но уже у итальянца Арриго Сакки. Это чередование персональной опеки, реактивного прессинга, перемещения по зонам, создания нескольких слоев защиты на малом участке поля и еще десятка других трудных вещей.
Для укрепления же обороны та «Барселона» часто снижала скорость движения в атаке и внедряла больше продольных передач. Такое иногда называли ватокатом и снотворным. Впрочем, игры каталонцев все равно были такими зрелищными, что их могли бы крутить в кинотеатрах вместо блокбастеров. Болеете ли вы за «Реал», боготворите ли сэра Алекса Фергюсона или просто ненавидите всех богатых и успешных, вы обязаны признать: гвардиоловская «Барселона» − (пока) лучшая команда XXI века.
В «Баварии» Гвардиола тоже создал несколько оригинальных решений, используя наработки других тренеров. Допустим, стал супершироко использовать крайних защитников, которые при нем могут оказаться в центре поля и раздавать оттуда обостряющие передачи.
Разрывная волна. Как «Бавария» осталась без лучшего центрального защитника
Пересмотр традиционных ролей − один из трендов современности. Центральные форварды играют ложные девятки, здоровые столбы финтят на флангах и атакуют из глубины, а центральные защитники длинными пасами выступают в роли плеймейкеров. Еще одна мода − расслоение линий. Помимо традиционных схем с тремя зонами все чаще появляются разные 4+1+4+1, 3+5+1+1 и даже 3+1+3+3, где подчеркиваются особые функции отдельных игроков. Вместе с тем футбольная тактика неминуемо идет к полному универсализму, когда вся команда выполняет одно и то же. Сто пятьдесят лет назад история начиналась с наивных 1+2+7 и теперь, сделав огромный круг, должна вернуться в исходную точку. Но уже с накопленным опытом.
Текст: Роман Абрамов
Фото: Еженедельник «Футбол», Thinkstockphotos, Imago, Global Look Press, ИТАР-ТАСС
Скачайте приложение еженедельника «Футбол»!
www.sports.ru
Развитие тактики в футболе
За всю, почти 150-летнюю историю существования современного футбола, он постоянно развивался в тактических и технических методах ведения игры.
Первоначально, во время матча, все игроки стремились обязательно завладеть мячом и, как можно быстрее, вести его вперед к воротам противника и не давать ему, при этом, овладеть этим мячом.
В те времена, а мы говорим о 60-х годах 19 века, еще не знали игры в «пас» и защита своей части футбольного поля игроками просто игнорировалась. Это тот футбол, в который еще и сейчас, иногда, играют мальчишки, ватагой гоняясь за мячом.
При этом, естественно, все десять, кроме вратаря нападающие, ведь что еще может быть наиболее желанным в игре - конечно, забить гол! Поэтому тогда в команде были только один защитник и один полузащитник, все остальные, кроме вратаря, «числятся» нападающими. Если сегодня изобразить ту «доисторическую» систему современным способом, получится что-то, вроде, 1+1+8 /не считая вратаря/.
Но уже к 1863 году, году основания современного футбола, мало, помалу, появляется признание полезности передач партнеру по команде, что значительно усиливало атаку, а в ответ ей усилилась и оборона. Шотландцы первыми заметили, что футбольное поле достаточно велико и всем бегать по нему не так то и легко, вовремя игры нужно и экономить силы. Но этого можно достичь только при условии разделения функций между игроками во время игры.
Победить соперника возможно только при условии, если сам забиваешь голы, и это самое главное. Но при этом, необходимо защитить свои ворота и не дать противнику забить в них гол. Так появились разделение обязанностей и первое понятие об обороне. Тогда оборона была еще немногочисленной: защитников всего двое и они стоят один за другим. Первый из них, защитник, который находился ближе остальных игроков у футбольных ворот, по-английски назывался «гол-ковер» /прикрывающий ворота/. Второй же защитник, по-английски назывался: «хавбек», «полубек». Но, этим вторым словом, впоследствии, эти игроки стали называться полузащитниками.
Шотландцы продолжали экспериментировать. Они замечают, что на флангах теперь часто образуются пустоты и через них проникает противник, поэтому их надо прикрыть.
Сначала, третий центр-форвард /!/ - тогда было и такое, превращается во второго полузащитника. А, потом, шотландцы пошли еще дальше. В историческом футбольном матче с англичанами в Глазго /столица Шотландии/, во время первого международного матча между сборными командами этих стран /матч состоялся в 1872 году/, они выставили 2-х защитников, 2-х полузащитников и шестерых нападающих. И, при этом, защитники и полузащитники стали располагаться на футбольном поле квадратом.
В английской же сборной из 10 полевых игроков один выполнял защитные функции, один действовал в полузащите, а остальные 8 были нападающими.
Примерно, с 1875 года такая расстановка - 2+2+6 - стала типичной. Англичане, задетые за живое поражениями от шотландцев в 70-х годах 19 века, теперь сами, энергично взялись за тактическое перевооружение.
Но, все же, с 1985 по 1925 годы в командах преобладала следующая расстановка игроков: вратарь, 2 защитника, 3 полузащитника и 5 нападающих.
Пионерами новых идей к 1880 году стали английские клубы «Ноттингем Форест» и «Тэртон» В этих клубах первыми в мире заставили определенных игроков контролировать определенные зоны футбольного поля, т.е. ввели знаменитую позиционную игру.
Кроме того, клуб «Ноттингем Форест» решил разделить десятку полевых игроков пополам: пять нападающих /форвардов/ и пять защищающихся /защитники и полузащитники/. Так родилась классическая система «пять в линию», когда второй центрфорвард превратился в центрального полузащитника. Так появилась расстановка игроков по формуле -1+2+3+5, которая просуществовала почти 50 лет: с 1884 года до начала 30-х годов 20-го столетия. Так как в то время, действовало еще старое правило, определяющее «положение вне игры» / игрок без мяча должен был иметь перед собой не менее трех соперников /, защитники располагались один позади другого, что значительно затрудняло действия атакующих.
К 1925 году основные нити управления игрой сосредотачиваются в руках / или точнее, в «ногах» / игрока занимающего центральное место на поле - у центрального защитника.
Но когда в этом году было принято предложение Швейцарии по изменению правил игры о том, что футболист считается в игре, если между ним и линией ворот не менее 2-х противников, центральному полузащитнику стало трудно справляться с выдвинутым вперед центрфорвардом соперника. И, хотя на это место выдвигались наиболее талантливые игроки, индивидуальные качества которых придавали рисунок игры команды, новые трудности в игре потребовали центрального полузащитника отойти назад и переквалифицироваться в центрального защитника.
Так, этому способствовало изменение правила «вне игры»: перед нападающим без мяча, кроме вратаря, кроме вратаря, должен находиться только один игрок, а не два как было раньше. Это привело к появлению у нападающих большей свободы действий и необходимости усиления защиты.
Кроме того, в помощь центральному защитнику были оттянуты и два инсайда, что окончательно ликвидировало бывшую прямолинейность связей, т.е. систему «пять в линию».
Так и родилась новая система расстановки игроков, в которой линия нападения своими очертаниями стала напоминать букву из английского алфавита «дубль-вэ». Схема расстановки игроков в новом виде выглядела как 1+3+2+5. К 1930 году окончательно сформировалась система, названная уже «дубль–вэ-эм». Теперь трое защитников, вместе с двумя полузащитниками, приблизившись на футбольном поле, друг к другу, образовали букву «М», при этом, они поменялись подопечными. Против крайних нападающих стали играть крайние защитники, полузащитники же стали действовать против инсайдов /полусредних нападающих/ соперника. На футбольном поле снова возник квадрат, составленный 2-мя полузащитниками и 2-мя инсайдами. Но теперь этот квадрат находился в центре поля, а не в тылу, как это было раньше.
Цифровая формула модернизированной системы «дубль-вэ» - система «дубль-вэ-эм» теперь выглядела как 1+3+2+2+3 и действовала до 1958 году, хотя в Бразилии уже с 1952 года играли, вместо неё, по другой системе.
Кроме вышеуказанной системы, в 1935 году появился, так называемый «замок», который был изобретен австрийцем Раппаном, который стал затем прообразом схем «бетон» и «каттеначчио».
Первоначально «замок» пользовался большой известностью, и некоторое время приносил успех. Его автор - Раппан понимал, что основная опасность воротам, больше всего, угрожает по центру. Поэтому он предложил, чтобы центрфорварда соперника опекал не один, а два защитника. Один из них становился «свободным», или как его называют итальянцы - «либеро». Либеро, передвигаясь в зоне своей обороны, не только должен был быть не только помощником при основном «неподвижном» беке, но и подстраховывать других партнеров по обороне.
Англичане назвали «неподвижного» центрального защитника «стоппером», или «полисменом». «Замок Раппана» довольно быстро превратился в чистый «бетон». Если его основоположники-австрийцы обладали высокой техникой и их «ригель» / «засов», так первоначально называлась схема/, обеспечивал командам, которые его использовали возможность не только надежно закрываться командам, которые его использовали возможность не только надежно закрываться при защите, но и быстро открываться при атаке, но более слабые команды превращали схему в «бетон». Но при их, только защитном «бетоне», эта чисто оборонительная система часто не срабатывала, хотя и «замок Раппана» вовсе не негативная тактическая схема, а всего лишь средство помогающее избежать поражения там, где команды не могли рассчитывать на победу.
В Советском Союзе, до 1937 года, команды играли по системе «пять в линию». По воспоминаниям, знаменитого в прошлом советского тренера Константина Павловича Квашнина / из книги Л.П. Прибыловского «Тренеры большого футбола» /, он опробовал в 30-е годы прошлого столетия разные схемы расстановки футболистов. Эти схемы были вариантами системы «дубль–вэ»: 1+4+2+4 и 1+4+3+3, а в 40-х годах прошлого века, по этим схемам, играли под его руководством также и хоккеисты. Ведь, русский хоккей и футбол, похожи на двух братьев, которых роднят размеры поля, количество игроков, основные правила и т.д.
Хоккеисты тех годов, были одновременно и футболистами, и новинками тактики «путешествовали» с зеленого футбольного поля на поле покрытое льдом - хоккейное и, наоборот. Но, тогда, футбольные специалисты приняли нововведение К. Квашнина с прохладцей и он, на свой страх и риск, решил сам его испытать.
Вот, как К.П. Квашнин вспоминает матч своей команды с киевскими динамовцами в первом весеннем чемпионате СССР между клубными командами 1936 года. Это его воспоминание интересно нам тем, что за киевлян к тому времени, играли наши бывшие днепропетровские футболисты Иван Кузьменко, Владимир Гребер, а также и Виктор Шиловский. Вот, что вспоминал К.П. Квашнин: «…24 мая 1936 года в Киеве на стадионе „Динамо“ мы дебютировали в чемпионате против местных одноклубников. Нужно сказать, что интерес к этой встрече был необычен: накануне чемпионата под знамена киевского „Динамо“ был признан весь футбольный цвет республики, фактически была составлена сборная Украины. Идзковский, Константин Фомин, Гребер, Шиловский, Паровышников, Щегодский, Махиня – эти имена и сегодня многое скажут тем, кто знает историю нашего футбола. Названным спортсменам случалось уже часто выступать в одной команде / именно в этом составе они разгромили год назад французский профессиональный клуб „Ред - стар“ /, они исповедовали единый стиль, а непосредственно перед чемпионатом много работали, провели более десяти контрольных игр.
Мы прекрасно понимали, что победить такую команду непросто. Южан следовало удивить, озадачить, заставить действовать в необычной манере, навязать им свою игру.
И вот я принял решение применить в киевском матче вместо традиционного построения „пять в линию“ один из вариантов „дубль-вэ“ - системы, с которой мы только в начале того года встретились во Франции…Киевлян явно огорошило такое построение. Отличная, испытанная во многих сражениях защита южан на этот раз была полностью деморализована, „растеряла“ всех своих подопечных. В результате мы победили с разгромным счетом – 6:1…»
Но вот, в 1936 году, в СССР приезжает сборная Басконии, которая выигрывает у советских футболистов 7 из 9 /при одной ничьей/ и доказывает преимущества системы «дубль–вэ», которая надолго затем вошла в футбольный обиход СССР.
К 1939 году тактическая перестройка в советских командах была в основном завершена. Переход команды московского «Спартака» в игре на систему «дубль–вэ», или как её еще называли системой «трех защитников», обеспечили команде, в тот год, победу в 5-м чемпионате СССР. Эта победа была достигнута командой, как за счет применения в игре новой тогда системы, так и за счет отличных исполнителей в защите, полузащите и, конечно, в нападении. В «Спартаке», на месте левого крайнего, ярко сыграл в тот год наш земляк, бывший нападающий днепропетровской команды «Динамо» и сборной города Павел Корнилов.
В 1952 году в футбол пришла новая система, которая впоследствии была названа «бразильской», хотя её признаки проглядывались и в «замке Раппана» и, в так называемой, «бразильской диагонали». Но, особенно, она проглядывалась в игре венгров, которые и считают себя её авторами. Ведь именно венгры придумали и первыми осуществили идею противопоставления своих двух центральных нападающих одному центральному защитнику соперника. Такой же тактический замысел использовали и чехословацкие футболисты. Венгры же построили на основе этой идеи тактику расположения игроков. Тренер венгерской сборной выпускал на поле игрока под номером 9, который оттягивался во время игры назад, его же место на острие атаки занимали выдвинутые вперед инсайды.
Особенно ярко преимущества этой схемы проявились в 1963 году, когда венгры со своим «фальшивым» центрфорвардом приехали в Англию. В то время, команда родоначальников современного футбола, играла по системе «дубль–вэ-эм». Каждый из английских защитников, в большинстве игровых эпизодов, был вынужден противостоять двум центральным нападающим венгров. Тогда англичане на своем поле потерпели неслыханное до этого поражение со счетом 3:6.
В СССР также работали над совершенствованием системы «дубль-вэ». В 1956 году киевские динамовцы под руководством Олега Ошенкова отошли от этой, тогда еще господствующей у нас системы и первыми применили расстановки 1+4+3+3 и 1+3+3+4. Олег Ошенков назвал свою систему «пружиной». Но тогда не оценили его «нововведение», а тренера киевлян обвинили в навязывании советскому футболу оборонной тактики и вынудили отказаться от своей заманчивой новинки. В 1958 году московские армейцы, под руководством известного тренера - Бориса Андреевича Аркадьева, не смотря на недовольство многих своих поклонников, применили систему игры 1+3+3+4 и стали бронзовыми призерами чемпионата СССР.
На 6-м чемпионате мира в Швеции в 1958 году, сборная Бразилии продемонстрировала систему 1+4+2+4, в таком совершенном, техническом и тактическом, исполнении, что стало ясно, что именно они владеют приоритетом в её создании.
Этот чемпионат завершил господство в мировом футболе системы «дубль-вэ», так как ей на смену пришла более совершенная и более современная система, которая была отнюдь не оборонительной, так как давала более широкий простор для проявления индивидуальных качеств футболистов и устанавливала динамичное равновесие защиты и нападения.
Как только команда получала мяч, один из игроков обороны, чаще всего один из крайних защитников подключался к атаке. Кроме крайних защитников, теперь и крайние нападающие, без особых затрат энергии, двигаясь назад или вперед, усиливали в зависимости от игровой ситуации, защиту или нападение. Теперь крайние нападающие чаще брали на себя инициативу при атаке, но и, в то же время, должны были обладать арсеналом оборонительных действий при атакующих рейдах защитников соперника. Но наиболее насыщенным игроками становилось центральное направление между воротами соперничающих команд.
Тандем центральных нападающих, два полузащитника и два защитника составляли единую систему, как бы столб из связанных между собой игроков, который более успешно «долбил» защиту соперника в центре и защищал свои ворота.
В 1959 году первый эшелон советского футбола начинает переходить к бразильской новинке, но пока, учитывая только лишь схему расстановки игроков. Творческому внедрению предложенной бразильцами системы тогда мешала укоренившаяся в советском футболе глухая «персональная опека» в обороне и установка на игру в пас преимущественно короткими передачами в нападении, что было вызвано недостаточным техническим оснащением большой массы исполнителей.
Поэтому на применение в игре классического бразильского варианта ни одна команда высшего эшелона, поначалу, не отважилась.
Поэтому, даже лидер футбольного сезона 1959 года в СССР – московская команда «Динамо», применило в игре в том году, выработанную у себя в команде, новую интерпретацию зарубежной схемы расстановки игроков. Динамовцы применяли тогда расстановку игроков по схеме 3- 3- 4, этому следовали и другие коллективы советской высшей лиги. Да и победа сборной СССР на чемпионате Европы в 1960 году «подкрепляла» принятый тогда курс. Но уже в 1961 году командами стали применяться различные варианты бразильской системы.
Чемпионат мира по футболу, который состоялся в Чили в 1962 году, когда наша сборная, уже в 1/4 финала проиграла хозяевам чемпионата, показал, что футболисты из СССР освоили бразильскую систему хуже других футбольных держав, он «проявил» отставание даже самых лучших наших футболистов в технике и тактике игры.
Но и в других странах продолжались поиски оптимальной схемы игры. В 1963 году появилась идея итальянского «каттеначчио» - идея усиления безопасности своих ворот, и исключения моментов случайности, которые возникают, особенно, при встрече равных по классу команд, желание заставить случайность «играть» в пользу своей команды.
Теперь одного защитника ставят перед вратарем, а остальные беки играют персонально. Пятый бек - «либеро», ближний к вратарю, страхует действия «персональщиков». И хотя при этом инициатива отдается сопернику, а достаточно высокий класс защитников, делает собственные ворота недоступными.
Эта схема игры, основанная на массированной обороне и неожиданные контратаки, позволили питомцам итальянского тренера Эрреры и его команды «Милан» победить в играх на Кубок европейских чемпионов в 1963 году. Затем «каттеначчио» была взята на вооружение многими клубами мира.
В 1966 году на смену бразильской системе приходит система 1+4+3+3. В Чили на 7-м чемпионате мира в 1962 году выяснилось, что левый крайний нападения у бразильцев был фиктивным, так как часто во время игры отходил назад и превратился в третьего полузащитника, начав процесс смещения функций полузащитника и крайнего нападающего. Полузащитников теперь можно было, как бы, переименовать в «полунападающих».
Действуя по этой схеме, англичане в 1970-м году победили в 8-м чемпионате мира, обозначив свой состав так: вратарь, 4-е защитника, 3 форварда второй линии, 3 форварда первой линии.
Началось углубление процесса универсализации, при котором нападающие обеих линий безболезненно заменяют друг друга и могут безболезненно отойти назад, чтобы участвовать в обороне. К тому же нападающим на флангах, все труднее и труднее бороться с один на один с защитниками, прорваться вдоль боковой кромки поля почти невозможно, пространство для их маневра ограничено. Теперь, чтобы начать маневр без помех, крайние нападающие были должны отходить назад, из-за чего оголились фланги, а «племя» когда-то знаменитых крайних нападающих, постепенно стало вымирать. К 1968 году наряду с системой 1+4+3+3, появилась, хотя и редко используемая, разновидность системы 1+4+4+2, которая позволяла использовать как в атаке, так и в защите по 8-мь футболистов /включая защитников, чаще всего крайних/. Но применение этой разновидности указанной выше системы, возможна только в командах высокого класса.
На 10-м чемпионате мира по футболу сборная Бразилии показала, так названный позднее, «тотальный» футбол, хотя первым шагом к современному, или, тотальному футболу стал ещё ранее, отход от системы «дубль-вэ».
И хотя, в системы расстановки игроков на чемпионате мира в 1974 году, голландцы, занявшие второе место, ничего нового не продемонстрировали, других участников чемпионата, они поразили непрерывными, организованными, логичными и в тоже время неожиданными перемещениями больших групп игроков. Они спутали все карты команд- соперниц, которые хотели либо создать на разных участках поля численное преимущество, или освободить игровое пространство для внезапного выхода туда затаившихся партнеров.
Игроки сборной Голландии, такие как Круифф, Крол, Неескенс и Сурбиер благодаря высокой технике и тонкому тактическому чутью обеспечили своей команде внедрение тотального футбола.
Последующие изменения систем игры и различные расстановки игроков, в том числе и такие как: 1+3+5+2 или 1+3+6+1 касались, в основном, организации игры, особенно в атаке, за счет возложения основной роли в этом на полузащитников команд. Как здесь не вспомнить высказывания молодого тренера днепропетровского «Днепра» Валерия Лобановского по поводу тактики игры нашей команды, в выдержке из статьи журналиста Михаила Михайлова «Молодо – не зелено», которая была напечатана в начале 1973 года.
Предварительно, рассказав о Лобановском как об игроке, и о его теоретических расхождениях по поводу тактики игры сборной СССР с её главным тренером, одним из лучших тренеров за все годы существования Советского Союза - Гавриилом Качалиным, что стоило Валерию Лобановскому места в сборной страны. А автор статьи, разговор которого с Валерием Лобановским произошел еще в 1971 году, когда наша команда добилась права играть в высшей лиге, продолжался:
«Но вот Лобановский тренер. Только что он в отличном стиле переиграл „Черноморец“ и тем самым вывел „Днепр“ в высшую лигу. Мы сидим в гостиничном номере и обмениваемся мнениями о стиле игры „Днепра“.
- Какую я исповедую тактику? Любую. Если она хороша, если подходит мне. Мода в данном случае не имеет значения. Я не хочу подражать Киеву только потому, что он стал чемпионом с системой 1-4-4–2. Как сказала француженка, модно не то, что модно, а модно то, что украшает меня. Я исхожу из наличия игроков и реального уровня их мастерства. Люди болеют, отлучаются на сессии, получают травмы. Состав команды не постоянен. И манера игры, стало быть, тоже. Одно могу сказать точно: линии „Днепра“ не делятся только на атакующие, или только защищающиеся. У нас нет разграничения на форвардов и хавбеков. Забивает тот, кто сумел выйти на удобную для удара позицию. Значит, нечто вроде карусели».
И далее Михаил Михайлов продолжил, обращаясь к молодому тренеру:
«…Я спрашиваю:
- А как же быть с классическим стилем? / Вопрос касался общепринятой, в те годы, системы „дубль–вэ“ - примечание автора /.
- С каким, - пожимает плечами Лобановский,
- Не понимаю, о чем вы говорите…».
Так, в нашей команде, впервые, появился в те годы, с легкой руки В. Лобановского, «тотальный футбол», который зародился до этого в Западной Европе и приверженцем которого и стал будущий мэтр нашего футбола.
Каждая команда вольна играть по своей, наиболее пригодной для неё расстановки и тактике. Поиски в области тактических схем и их вариантов продолжались, и будут продолжаться и далее. Ведь на поле всегда правомерно то, что наиболее эффективно выполняется футболистами, так как они являются творцами новых задумок тренеров.
Но все вышеуказанные системы, в принципе сделали футбол еще более динамичным, «тотальным», что и приблизило его к таким быстротечным играм, как баскетбол или хоккей.
И самое главное, для каждой команды, наверное, не обязательно уметь пользоваться различными системами, нет, но нужно научиться преодолевать эти тактические задумки соперника.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
document.wikireading.ru
Пару раз в неделю/месяц на почту приходят письма, в которых интересующиеся тактикой любители футбола просят либо дать ссылку на литературу, либо объяснить ту или иную ситуацию.
К сожалению, литературы по футбольной тактике в России действительно нет или практически нет (за исключением некоторых моментов в методических книгах Бориса Чирвы и еще пары очень давних, еще советских образцов).
Поэтому в попытках хоть как-то заполнить практическую нулевую нишу, начнем серию публикаций обучения футбольной тактике.
Среди многих тренеров ходит поверье, что если научить игроков на хорошем уровне разыгрывать стенки, забегания и комбинацию "игра на третьего", то львиная доля успеха уже будет достигнута.
Если в атаке эти комбинации понятны, то как противодействовать им защищающейся стороне?
Итак, как тактически правильно противостоять забеганиям?
Забегание в футболе опасно тем, что оно создает численное преимущество в зоне мяча. Конкретно - на рисунке ниже.
10-й номер отдает пас 7-му и забегает ему за спину, создавая тем самым численное преимущество в борьбе против флангового защитника - игрока под номером 3, выдвинувшегося вперед и встречающего движение 7-го номера с мячом (рисунок выше).
Что делать?
Игроку под номером 3 нельзя позволять 7-му номеру слишком близко приблизиться к себе с мячом. Если он выдвинется вперед на игрока под 7-ым номером, то тут же последует пас на 10-го, и атакующая сторона добьется того, к чему стремилась.
Ему необходимо двигаться назад (по мере продвижения 7-го номера вперед) и дать время 4-му номеру приблизиться к месту событий, чтобы восстановить численное равенство.
Во время движения назад 3-ий номер должен видеть и игрока с мячом (7) и забегание 10-го номера.
Двигаясь назад, 3-ий номер соблюдает главное правило действий защищающейся стороны в численном меньшинстве (а оно, пусть и формально, но все-таки образуется в динамике этого эпизода) - задерживать развитие атаки соперника и ждать подкрепления со стороны партнеров.
После того, как 3-ий номер передает опеку 7-го своему партнеру (4), он переключается на 10-го. Соответствующие ситуации могут отрабатываться в ходе учебно-тренировочного процесса.
Атаковать 7-го номера стоит только в том, случае, если 10-ый забрался в офсайд или 7-ой номер начал двигаться поперек поля.
В таком случае возможность резкого разворота и паса между 3-им и 4-ым номерами контролирует уже 4-ый номер, который должен успеть перехватить мяч.
Конечно, это несколько вырванная из контекста ситуация, но защитники должны уметь в ней ориентироваться.
4-ый номер должен подать 3-му громкий и четкий знак о том, что он готов принять опеку 7-го, так как 3-ий находится спиной к своему партнеру и не видит его маневра.
tacticalanalysis.ru