Книга БРАЗИЛИЯ, ФУТБОЛ, ТОРСИДА…. Содержание - ЧАСТЬ I. Футбол бразилия торсида


ГЛАВА 6. СУДЬИ. Бразилия, футбол, торсида...

А КТО СУДЬЯ?

…с такого вопроса в любой футбольной стране мира начинают обычно тренеры разработку плана игры и подготовку команды к предстоящему матчу. Не так уж важно: на чемпионате мира или скромном первенстве сельского округа. Именно от судьи зачастую зависит исход игры, а иногда и вся судьба турнира, как это все мы увидели на последнем чемпионате мира, где судьи буквально за уши тащили японцев и корейцев к победам над куда более именитыми и опытными соперниками.

Любой тренер или бывалый футболист, не задумываясь, назовет вам множество драматических случаев, когда злостный умысел, некомпетентность или даже неумышленная ошибка судьи влияли на результат поединка. История футбола полна таких драм, о которых игроки и болельщики вспоминают с содроганием сердца. Рассказы о том, как «нас погубил судья» — любимое занятие футболистов в ожидании очередной баталии. История бразильского футбола — не исключение…

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Футболист нарушил правила, судья засвистел, провинившийся бросился к арбитру и начал яростно доказывать свою невиновность… Ситуация заурядная. Такое можно наблюдать практически в любом матче. Ну, и как должен реагировать арбитр на непослушание и строптивость нарушителя футбольных правил? «Сделать замечание, предупредить, показать, наконец, красную карточку», — скажете вы. И будете правы. Но прелесть бразильского футбола в его неординарности. Которая иногда не имеет доступных пониманию границ…

Представьте себе товарищеский матч середины шестидесятых годов. Еще нет желтых и красных карточек, но правила на 99 процентов — те же, что и сейчас. Нарушитель может быть предупрежден или удален с поля. И вот в одном из поединков совершено грубое нападение на прорвавшегося к воротам форварда, который сбит с ног в штрафной площадке. Судья свистит и показывает рукой на точку пенальти. К нему бросается защитник-нарушитель, за ним — другие игроки провинившейся команды, они окружают арбитра, кричат, что «ничего такого» не было.

Ну, а что судья?.. Как он наказывает нарушителей?

Очень просто. Сначала кричит: «Никто не посмеет спорить со мной!», потом выхватывает из-под футболки пистолет и открывает беглый огонь. Один из нарушителей футбольной дисциплины падает замертво, сраженный пулей в самое сердце, другой — с раной в животе истекает кровью как раз на точке пенальти, остальные в панике разбегаются. На трибунах — мертвая тишина: торсида потрясена своеобразной судейской интерпретацией игрового эпизода и столь решительными мерами по отношению к футбольным хулиганам.

Вслед за этим бравый блюститель игровой дисциплины прыгает с еще дымящимся пистолетом в руках в седло своего верного коня, который до той минуты мирно пасся как раз за теми воротами, где разыгрался этот игровой эпизод. И скрывается в голубой дали.

Еще раз хочу подтвердить: это — не легенда, не анекдот, и не сцена из голливудского вестерна. Подобный казус и в самом деле имел место в городе Корумба, в штате Мату-Гросу — на дальнем Западе Бразилии, почти на границе с Боливией. В краях, где, кстати, и сегодня пистолет является одним из самых необходимых предметов домашнего обихода.

«Ну, а полиция?» — спросите вы. А что полиция? Полиция развела руками… Дело в том, что никто из игравших на поле футболистов и наблюдавших за матчем болельщиков не был знаком с судьей: поскольку назначенный на товарищеский поединок арбитр к началу матча почему-то не явился, капитаны команд по взаимному согласию доверили судить игру болельщику, который сам предложил свои услуги. Никто при этом не поинтересовался его именем, фамилией и, тем более, домашним адресом. Зачем? Ведь в Бразилии нет человека, который не знал бы футбольных правил!

Начав рассказ о бразильских футбольных арбитрах с этого исторического экскурса, продолжу движение в глубь… чуть было не сказал «веков»… до самого конца. Точнее, до начала, до первых страниц бразильской футбольной истории.

В ШТИБЛЕТАХ И КОТЕЛКЕ…

Да, да, именно так: в тщательно отглаженном, новеньком с иголочки костюме, обутый в лакированные штиблеты и в безукоризненном котелке вышел 3 мая 1902 года на поле с мячом под мышкой Эжидио де Соуза Аранья — судья первого официального матча, имевшего место на территории Бразилии. Этот матч открывал первый в истории Бразилии футбольный чемпионат, который начал разыгрываться в городе Сан-Пауло вскоре после того, как 19 декабря 1901 года была создана опять же первая в бразильской истории «Паулистская лига Foot-Ball» — так на английский манер назывался тогда этот странный и весьма притягательный вид спорта. Для полноты картины упомяну, что встречались клубы «Макензи» и «Германия».

Кстати, футболисты играли в этом и последующих матчах исторического чемпионата тоже в элегантных костюмах и длинных брюках, а команда «Германии», представлявшая немецкую колонию города Сан-Пауло, вышла на поле даже с галстуками, что, впрочем, им не помогло: проиграли 1:2.

Однако, уже к концу первого же сезона, футболисты сняли брюки и облачились в трусы. Судьи тоже сменили строгий наряд на облегченную форму: длинные брюки, правда, остались, но вместо лакированных штиблет начали пользоваться теннисными туфлями, а вместо пиджаков с галстуками — легкими свитерами. В 1918 году сан-паульский судья Одилон Пентеадо появился на поле в трусах до колен, длинных черных носках, бутсах, но в накрахмаленной белой рубашке и черном пиджаке. Эта униформа была единодушно одобрена и принята его коллегами на долгие последующие годы. Кстати, упомяну и о том, что в те годы никаких судейских коллегий, разумеется, не было. И судьи выбирались на каждый матч по согласию капитанов команд. Что касается двух помощников арбитра, то их тоже предлагали оба клуба: каждый — своего.

СЛЕЗЫ И ЦЕРЕМОНИИ

Атмосфера на футбольных полях в те времена, хотя и накалялась страстями, но до трагических эксцессов, подобных тому, с описания которого начат разговор об орбитрах, дело еще не доходило. Наоборот, отношения между игроками и судьями строились на базе взаимного доверия и уважения. 8 июня 1906 года в матче «Бангу»—»Пайсанду» в Рио-де-Жанейро произошел следующий эпизод.

Перед началом игры футболисты (в этих двух клубах большинство были англичане — приглашенные инженеры и техники ткацких фабрик) по давней святой традиции зашли в бар: пропустить по дозе виски. Для куражу. В перерыве обряд был повторен. Настроение участников поединка смягчилось, мир начал казаться голубым и безмятежным. В один из моментов второго тайма форвард «Бангу» мистер Чарльз Хилл ворвался в штрафную площадку соперников, замахнулся, чтобы нанести удар по воротам, но… пронзительный свисток остановил его: офсайд! Что делают в таких ситуациях сегодняшние рыцари кожаного мяча? Либо со зла бьют, все-таки, по воротам, рискуя заработать желтую карточку, либо тормозят, и ругаясь про себя на помощника, махнувшего флажком, бредут обратно.

Что сделал в упомянутой ситуации размягченный двумя дозами виски мистер Чарльз Хилл? Он остановил мяч, тяжело вздохнул, присел на него и… заплакал.

На поле воцарилась деликатная тишина. К всхлипывающему мистеру Хиллу приблизился арбитр мистер Эндрю Проктор, посмотрел на него и тоже пустил слезу.

Представьте себе картинку: рыдающий, сидя на мяче, мистер Хилл и всхлипывающий над ним мистер Проктор.

Хотите узнать, что было дальше? А дальше игроки обеих соперничающих команд окружили эту парочку и начали успокаивать их, похлопывая по плечам: «Ладно, чего уж там, парни! С каждым может случиться такое!».

О времена! О нравы!

Или вспомним парадоксальный эпизод, имевший место в первом официальном матче бразильской сборной 27 сентября 1914 года. Дело было в Буэнос-Айресе в поединке со сборной Аргентины. На 21-й минуте второго тайма при счете 1:0 в пользу гостей аргентинец Леонарди ворвался в штрафную, принял на грудь пас от своего товарища, обыграл защитников и послал мяч в сетку бразильских ворот.

Трибуны радостно взревели, арбитр — бразилец Альберто Боргерт показал на центр. (Кстати, обратите внимание: в те благословенные времена еще можно было увидеть, как официальный матч судит представитель одной из играющих команд!). Но… тут Леонарди подбежал к бразильскому судье и сказал: «Сеньор судья! Гол засчитывать нельзя: я подправил мяч рукой!».

Судья пожал ему руку, отменил свое решение и назначил удар от ворот Бразилии.

Тот матч так и закончился с минимальным счетом в пользу гостей. А ведь Леонарди был соотечественником Марадоны, объявившим свой знаменитый гол, влетевший в ворота от руки на чемпионате мира 1986 года, «забитым рукой Бога!».

Но время шло, и нравы на футбольных полях Бразилии начали меняться. Точнее, ожесточаться.

ПЕРВОЕ ВТОРЖЕНИЕ И ПЕРВОЕ УДАЛЕНИЕ

Первый крупный скандал с предвзятым и неправедным по мнению торсиды судейством случился в Бразилии 22 октября 1916 года. Дело было на самом жарком «дерби» Рио-де-Жанейро «Фламенго—Флуминенсе». «Фла» выигрывал 3:2, когда судья Дэвьес назначил пенальти в ворота «Флу». Игрок «Фла» Рьемер пробивает мимо.

Через несколько минут — новый пенальти и снова в ворота «Флу». Бьет Сидней Пуллен. Вратарь «Флу» Маркос Мендоса берет мяч. Судья велит пробить еще раз, заявив, что мяч был пробит до свистка. Пуллен бьет, и Маркос снова забирает мяч.

Однако арбитр опять требует повторить удар, мотивируя это тем, что игрок «Фламенго» (!) вошел до удара в штрафную… Вопиющая ошибка: ведь таким решением поощряется нарушитель правил!

И здесь терпение торсиды «Флу» иссякло: на поле ворвались с трибун писатель и болельщик этого клуба Коэльо Нето и местный полицейский Аталиба Дутра, тоже переживавший за свою команду. Вслед за ними поле наводнили сотни торседорес. Начались препирательства, крики и потасовки. Смысл действий торсиды «Флу» был понятен: в те времена действовало правило: если матч прерван на семь минут или больше, игра аннулируется независимо от результата. Так оно и получилось: впоследствии матч пришлось переиграть с нулевого счета. «Флу» добился победы 3:1.

А первое удаление с поля, которое вызвало бурные послематчевые комментарии по всему Рио-де-Жанейро, случилось 15 июля 1918 года в поединке «Флуминенсе» и «Ботафого». Уже тогда поединок этих команд стал самым принципиальным «дерби», рождавшим особо бурные эмоции на поле и трибунах. Форвард «Флу» англичанин Гарри Велфэйр нанес тяжелейший удар по ногам защитнику «Ботафого» Паламоне, которого после этого прямо с поля увезли в больницу, а британский судья Ричард Тодд отправил нарушителя в раздевалку, восстановив равновесие на поле. В те времена еще не было замен.

На следующий день клуб «Ботафого» отслужил благодарственную мессу, вознеся Всевышнему хвалу «за то, что не дал погибнуть нашему герою-защитнику». А клуб «Флуминенсе» устроил торжественный банкет в честь своего бравого рыцаря Велфэйра.

С течением времени футбольные страсти на бразильских полях начали накаляться все больше и больше. 11 июля 1920 года в Сантосе на стадионе местного клуба «Коринтианс» одержал победу с неслыханным счетом 11:0! Причина такого разгрома: футболисты «Сантоса», возмущенные судейством Эдуардо Туризано (он не засчитал два «правильных» гола сантистов и засчитал три забитых с нарушениями гола гостей), в знак протеста организовали саботаж: сначала спровоцировали два пенальти, затем забили три мяча в собственные ворота, а потом под предлогом травм начали покидать поле. За 17 минут до конца игры растерявшийся арбитр вынужден был прекратить матч, ибо на поле остались только четыре «сантиста». На следующий день руководство «Сантоса» объявило о том, что снимает свою команду с чемпионата.

Спустя еще три года судья Нарсизо Бастос прославился тем, что изобрел собственную манеру свистеть: короткий отрывистый свисток означал свободный удар, хрипловатый протяжный — штрафной, в случае фиксации офсайда звучал длинный переливистый сигнал. Три пронзительных свистка обозначали пенальти, а забитый гол фиксировался сверхдолгим свистом, который продолжался до тех пор, пока у Нарсизо хватало воздуха в легких.

УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ

Уникальный инцидент случился 2 июля 1934 года в ходе матча команд «Баия» и «Витория» (4:1) на стадионе «Граса» в Сальвадоре — столице штата Баия. В конце первого тайма судья матча Вивальдо Таварес назначил одиннадцатиметровый в ворота «Баии». Вратарь хозяев взял мяч в великолепном броске, однако арбитр потребовал перебить пенальти, поскольку вратарь до удара сошел с линии ворот. Тут, естественно, произошел взрыв протеста на трибунах, болельщики высыпали на поле, начались крики и потасовки, в ходе которых попало и судье: его ударил 24-летний болельщик «Баии» Антонио да Коста Фернандес по прозвищу «Битонья», который тут же был арестован полицией и отправлен в участок.

Уникальность инцидента, конечно же, не в факте агрессии против арбитра: к тому времени они стали уже явлением довольно частым. А в печальной развязке этой истории: после того, как на Битонью комиссаром полиции Варелой был составлен протокол, он был выпущен под залог (который уплатил клуб «Баия»), отправился домой, причем был «очень грустным», как впоследствии сообщили свидетели. Дома его посетили несколько друзей, утешали, как могли. Но его психологическое состояние продолжало ухудшаться, он говорил, что ему стыдно за совершенный поступок.

На следующий день Битонья вышел из дома, купил газеты, в которых с возмущением сообщалось об инциденте и о нанесении побоев судье матча. Прочитав эти сообщения, он окончательно впал в уныние, вернулся домой и… покончил с собой, проглотив громадную дозу цианистого калия.

Нет, вы можете, уважаемые читатели, представить себе самоубийство фана «Спартака» или «ЦСКА» по причине «угрызений совести»!?

И СНОВА — РЕВОЛЬВЕР!

18 ноября того же 1934 года в Рио-де-Жанейро на стадионе «Флуминенсе» в первом тайме матча сборных Рио и Сан-Пауло судья Эдгар да Силва Маркес, назначивший бесспорный пенальти в ворота хозяев поля за снос нападающего, стал жертвой яростной атаки провинившихся футболистов. Одного из тех, кто особенно яростно атаковал арбитра, форварда «кариок» Фаусто, Маркес решил удалить. После этого скандал обострился. Два игрока Сан-Пауло пришли судье на помощь и оттеснили агрессивных «кариок». В конце концов с помощью тренеров обеих команд пенальти был пробит, матч возобновился, но тут судья заметил, что удаленный им Фаусто продолжает участвовать в игре. Он тогда вызвал полицейских, предложил им вывести нарушителя, что и было сделано.

В этот момент закончился первый тайм, и когда судья направлялся под трибуны, его неожиданно ударил один из чиновников футбольного клуба «Флуминенсе». Судья дал сдачи. Тут подоспел местный полицейский, который вместо того, что бы вступиться за судью, тоже дал ему тумака. После этого завязалась драка. Видя, что дела обстоят плохо, судья бросился в раздевалку, выхватил пистолет и крикнул: «Первого же, кто приблизится ко мне, застрелю!».

В конце концов несчастный арбитр был взят под охрану и отправлен в Сан-Пауло. Из поезда он отправил на сан-паульскую радиостанцию «Рекорд» телеграмму: «Возвращаюсь в Сан-Пауло вместе с нашей спортивной делегацией живой, невредимый, спасенный от хищников и каннибалов Рио».

Анекдотический казус случился в 1940 году в финальном матче чемпионата штата Пара в городе Белем. Играли «Туна Лузо» и «Ремо». Фаворитом был «Туна Лузо», но «Ремо» по итогам сезона имел преимущество в одно очко, поэтому его устраивала и ничья. Долгое время игрокам «Ремо» удавалось удерживать счет 1:1, и в самом конце поединка, когда «Туна Лузо» мощно осаждала ворота соперников, пытаясь забить решающий гол, нападающий лузитан ворвался в штрафную площадку, получил пас сзади на выход, и уже, было, вырвался один на один с вратарем. Но тут центральный защитник «Ремо» Коэльо, чувствуя, что упускает форварда, хватает мяч руками, ставит его на землю, пробивает, как если бы это был свободный удар, и кричит опешившему судье, который был неподалеку: «Браво, сеньор судья! Никогда еще не видел офсайда, так классно замеченного арбитром, как этот!».

Судья слегка растерялся, но поскольку игра уже продолжалась где-то в районе центра поля, он махнул рукой: «Играйте дальше!». И через минуту, видимо, еще не придя в себя после этого странного эпизода, арбитр дал свисток к окончанию поединка. Ничья принесла чемпионский титул «Ремо».

О судейских ошибках, о любопытных казусах, о скандалах, вызванных небесспорными решениями арбитров, можно было бы говорить еще долго, но не лучше ли уделить внимание и звездам этой нелегкой профессии?

ЗВЕЗДЫ АРБИТРАЖА: ЖОАО ЭТЦЕЛЬ И МАРИО ВИАННА

Первая фигура, которую стоит упомянуть в этом «пантеоне славы», носила любопытную кличку «Венгр». Жоао Этцель действительно родился в Венгрии и был венгром, когда прибыл в Бразилию с родителями-эмигрантами в возрасте 11 месяцев. Семья так и осела в Сан-Пауло, и в 18-летнем возрасте Этцель получил бразильское гражданство.

Судил футбольные матчи он с самого юного возраста, с 1936 года в различных турнирах и лигах сан-паульской провинции. Но свой профессиональный судейский стаж начал исчислять с 1940 года, когда вышел на матч уже в первом дивизионе штата Сан-Пауло между командами «Ипиранга» и «Эспанья». Довольно быстро Этцель заработал большой авторитет и стал одним из лучших, а впоследствии — лучшим национальным арбитром Бразилии. С 1940 по 1966 годы он приглашался на самые ответственные матчи региональных и национальных турниров, а также на южноамериканские чемпионаты. За 26 лет своей профессиональной карьеры он провел 2145 матчей. Его путь не был безоблачным и легким. Не счесть случаев, когда он был обвинен в подкупе, его неоднократно называли даже «главным мафиози шайки сан-паульских арбитров», но никто никогда не смог представить никаких доказательств выдвинутых против него обвинений, и в 1966 году Этцель распрощался с профессиональным судейством с гордо поднятой головой и в ореоле заслуженной славы.

Одновременно с ним в сороковые—пятидесятые годы судил футбольные матчи национальных и международных турниров тоже ставший одним из самых знаменитых бразильских арбитров середины теперь уже прошлого века Марио Вианна. Родился он в 1902 году. Работать арбитром начал в 1935 году в Рио, затем потрудился в Сан-Пауло и Пернамбуко. Диплом Национальной школы физического воспитания получил в 1946 году, и вскоре после этого был включен в состав арбитров ФИФА. По количеству отработанных матчей — более трех тысяч — обогнал даже Этцеля. И самыми яркими страницами его профессиональной биографии стали, видимо, матчи на чемпионатах мира 1950, а затем и 1954 годов, после чего он и закончил свою карьеру.

В молодости Вианна работал в полиции, и эта профессиональная закваска сохранилась у него на всю жизнь, наложив несмываемый отпечаток на все его действия, на поведение и суждения. Всю жизнь он не расставался с оружием, в любую минуту был готов к тому, что на профессиональном военном языке принято называть «скоротечный огневой контакт», в любой напряженной ситуации, будь то слишком горячий спор в баре, накал страстей на футбольном поле или стычка в маршрутном такси, бывший полицейский мог схватиться за револьвер, угрожая навести порядок и усмирить нарушителей дисциплины силой оружия. Его крутой нрав был хорошо известен, игроки, тренеры, не говоря уже о торсиде или журналистах, никогда не ввязывались в спор с Марио, хорошо понимая, чем это чревато. Никто не мог и представить себе даже самое легкое проявление несогласия или, хотя бы, недовольства решением Марио, скажем об удалении игрока с поля! Его команды обычно выполнялись неукоснительно и мгновенно.

Некоторое представление о неукротимой натуре этого бойца дает отрывок из его воспоминаний, опубликованный в одной из книг:

«Однажды я выгнал с поля сразу двадцать одного футболиста, это был матч между командами «Роял» — «Сентрал» в поселке Барра да Пираибо недалеко от Рио. Что творилось на стадионе, вы можете себе представить! Дело дошло до того, что по окончании игры я вынужден был выбираться со стадиона прямо в судейской униформе, и лишь на станции смог послать за костюмом в отель одного из своих друзей.

Думал, что этим все и закончилось. Приехал на электричке в Рио, сел на вокзале в маршрутное такси, заняв место рядом с водителем, и в дороге услышал, как сзади один болельщик говорит другому:

— А ты видел этого бандита Марио Вианну? Видел, как он жульничал на той игре в Барре да Пираи?

Я велел водителю остановить машину, перешел туда, где сидели пассажиры… И в конце концов могу с уверенностью утверждать только одно: сам-то я продолжил путь на этой маршрутке. Это точно. А где были те типы — то ли остались лежать на тротуаре, то ли их отправили в карете «скорой помощи» в больницу, я уже не помню. Водитель попытался жаловаться, что он лишился пассажиров и несет убытки, но я с готовностью возместил ему эти издержки…»

Неукротимый нрав послужил в конце концов причиной крушения его карьеры. Дело было на чемпионате мира 1954 года. Драматическое поражение сборной Бразилии от феноменальной венгерской команды Пушкаша, Грошича и Хидегкути вызвало у Марио столь бурный всплеск эмоций, что он публично, в присутствии репортеров в угаре патриотического шовинизма объявил, что судья этого матча англичанин Артур Эллис «подкуплен коммунистами», и потому поражение бразильцев стало следствием «грязных происков руководителей ФИФА, которые превратились в прислужников мирового коммунизма»!

Вот так, ни больше, ни меньше… Решением ФИФА за этот идиотский (назовем вещи своим именами) выпад Марио был пожизненно дисквалифицирован с запрещением работать арбитром на состязаниях любых уровней и категорий.

После этого Вианна переквалифицировался в спортивные комментаторы, работал на радио в составе репортерских бригад, специализируясь, естественно, на анализе действий и решений арбитров и их помощников. Там, в репортерских кабинах «Мараканы», меня с ним и познакомил Жоан Салданья. Я никогда не видел Марио Вианну в роли судьи, но его работу на радио и телевизионных круглых столах слышал и видел десятки раз, и всегда восхищался точными, лаконичными и эмоциональными оценками судейских решений.

АРМАНДО МАРКЕС, УДАЛИВШИЙ ПЕЛЕ

Но я могу с удовольствием заметить, что множество раз видел работу суперзнаменитого Армандо Маркеса, или, если уж быть точным, сеньора Армандо Нуньеса Роза да Кастанейра Маркеса — первого в истории судьи, осмелившийся удалить с поля самого «Короля футбола» Пеле, причем в Сантосе (!), на его родном стадионе «Вила Бельмиро» в присутствии двадцатитысячной торсиды!

Было это в 1961 году, «Король» тогда уже вознесся в зенит славы. После матча, когда взбешенные, жаждавшие крови Маркеса поклонники «Короля» оцепили все входы и выходы из служебных помещений стадиона и поклялись не выпустить живым этого святотатца, полиция вынуждена была разработать специальную операцию по извлечению арбитра из жерла вулкана: его вывезли в полицейском «воронке», в котором обычно этапировали в участок отловленных на стадионе пьяниц, хулиганов и воришек. Для пущей убедительности один из друзей Армандо облачился в его плащ, взял его чемоданчик вышел со стадиона и… побежал. Толпа, естественно, ринулась за ним. И пока его догоняли, пока разобрались в ошибке, «воронок» с Маркесом успешно умчался через другие ворота.

Торсида, впрочем, этот трюк быстро распознала, пришлось искать новые пути и варианты. Например, выпускать со стадиона сразу две одинаковых машины. Иди разберись, в которой именно едет арбитр? Затем арбитров стали вывозить также в каретах «скорой помощи», в солдатских бронетранспортерах и машинах пожарных. Не удивителен поэтому вопрос, с которым обратился однажды к Армандо репортер популярного в те годы журнала «Крузейро», поинтересовавшийся: «А в чем, собственно говоря, заключается удовольствие рисковать своей жизнью, судя футбольные матчи?».

Армандо отвечал на него долго и вдохновенно и закончил свой монолог такой трогательной откровенностью: «Для меня каждый матч — это вызов, это — перчатка в лицо. И каждая игра, из которой я выхожу живым, это — победа!».

Армандо, вне всякого сомнения, был самой яркой личностью, самой своеобразной фигурой и самым авторитетным арбитром в футбольной истории своей страны. Если Марио Вианна напоминал танк, подавлявший и игроков и тренеров своей стальной мощью и неукротимой энергией, то Армандо рядом с ним казался рафинированным эстетом. Хрупкий, тонкий, до невероятия экспансивный, он, увы, умудрялся в совершенстве делать то, что судье, в общем-то, ни в коем случае делать не следует: он превращал футбольный матч в собственный бенефис. Он неистово жестикулировал, грозил нарушителям пальцами, вздымал руки, хватался за голову, строил угрожающие рожи, доводя торсиду до истеричного хохота. Армандо был и остался до сих пор единственным арбитром, который умудрялся держать в голове полные имена и фамилии футболистов, участвующих в поединке. Он никогда не называл их общепринятыми кличками: «Пеле» или «Гарринча». Вместо этого из его уст звучало: «сеньор Эдсон Арантес ду Насименто» или «сеньор Маноэл Франсиско дос Сантос». Конечно, в «быстротекущих игровых контактах», он мог ограничиться сокращенным «сеньор Эдсон» или «сеньор Мануэл», но в момент строгого внушения, наказания или, тем более, удаления имя и фамилия звучали обязательно целиком и полностью!

Он с честью отработал положенный срок, вышел на пенсию по возрасту, а в конце 1997 года по просьбе президента Бразильской конфедерации футбола Рикардо Тейшейры согласился занять хлопотливый пост президента Арбитражной комиссии при Конфедерации бразильского футбола. Стал, короче говоря, главным начальником бразильских арбитров.

Это был едва ли не самый трудный период в истории бразильского судейского корпуса. Футбольных арбитров повсеместно ругали, ругают и будут ругать всегда. Такова уж специфика их профессии. Но то, что случилось в бразильском футболе холодной июньской зимой 1997 года, можно назвать сенсационным и скандальным рекордом коррупции: предшественник Маркеса Ивенс Мендес был уличен в том, что, оказывая давление на зависящих от него арбитров, он «организовывал» результаты матчей в обмен, естественно, на круглые суммы, получаемые от футбольных чиновников. В те дни по радио звучал, а в печати цитировался голос Мендеса и публиковались расшифровки телефонных перехватов, в которых назывались имена, даты, названия клубов и астрономические выплаты, оседавщие в карманах предприимчивого главы судейского корпуса Бразилии и, заметим, друга Рикардо Тейшейры.

Заработанные суммы и «организованное» такими методами влияние на местных футбольных чиновников и руководителей клубов Мендес намеревался использовать для проведения победоносной кампании по… выборам себя любимого в Национальный конгресс!

Армандо Маркесу было поручено разгребать эту навозную кучу.

Для начала он потребовал от президента КБФ полной независимости и невмешательства в свои дела, в свои решения. Это ему было обещано.

Первым же своим решением Армандо выгнал двух судей за «своекорыстие», еще десяток — «за слабость характера» и еще несколько — за отсутствие физических кондиций. Далее он создал новую систему экзаменов, через который пропустил весь судейский корпус страны. Раньше такие экзамены устраивались в штатах, теперь же Армандо Маркес начал сам контролировать работу всех арбитров страны. Для этого он учредил группу в 297 своих помощников-наблюдателей, которые разъезжают по стадионам и анализируют работу судей, как это делают у нас, в России инспекторы РФС. Зачастую он и сам инкогнито наблюдает работу своих подопечных. И страшно любит потрясти их таким, к примеру, вопросом: «А что это Вы, уважаемый сеньор арбитр, делали в раздевалке клуба «Ремо» в перерыве между таймами?».

И не скрывает радости, когда в ответ слышит растерянный вопрос: «А откуда Вы об этом знаете, уважаемый сеньор Армандо?».

Пока Армандо относится весьма скептически к своим коллегам. Он говорит, что судьями никто долгое время не занимался. Не учил их, не контролировал их работу. И они почили на лаврах. И потому в среднем он оценивает бразильское судейство на «семерку» по десятибалльной шкале, хотя многие бразильские обозреватели считают подобное определение явно завышенной оценкой.

Стремясь широко провести кампанию по «ликвидации футбольной неграмотности» среди арбитров, Армандо Маркес распорядился отпечатать три тысячи экземпляров последнего, самого точного варианта футбольных правил ФИФА. И разослал их каждому судье. Он хочет, чтобы судейский корпус не был профессионализирован: когда арбитры бездельничают в недельном или более того промежутке между матчами, считает он, это до добра не доводит.

Не знаю, вспомнил ли он свое давнее интервью журналу «Крузейро», о котором было упомянуто выше, но в одном из первых публичных заявлений после назначения президентом Арбитражной комиссии КБФ он, мотивируя свое согласие принять приглашение на этот пост, почти дословно повторил вопрос, на который сам отвечал когда-то: «Прежде всего мне хотелось бы понять, чего ради человек вдруг идет на риск, решая стать арбитром?».

Сообщивший об этом журналист газеты «Эстадо де Сан-Пауло» не без иронии попытался дать вероятный ответ: «Возможно, из-за денег? Ведь арбитр, работающий на бразильском чемпионате, получает за игру 800 реалов. (Около шестиста долларов). А те, кто обладают званием «арбитр ФИФА», — в полтора раза больше…».

Но если это и так, то Армандо хочет устранить «коммерческий» подход к професии. Он считает, что футбльному арбитру в первую очередь необходимы призвание и любовь к этому нелегкому делу.

«Я сам в детстве хотел стать классным футболистом, — признался он однажды. — Но Господь выбрал другого: Пеле. И мне пришлось уже в 20 лет заняться судейством. И до сих пор не могу понять: стал я судьей потому, что люблю покомандовать, или из-за того, что не сумел стать футболистом».

В последнее время ему прибавилось работы, поскольку деятельность судейского корпуса стала объектом внимания специально созданной сенатской комиссии, расследующей всевозможные нарушения в национальном футбольном хозяйстве. Сроки окончания ее работы все время переносятся.

Армандо Маркес уже изложил на одном из заседаний комиссии свои соображения по улучшению дел в данной сфере бразильского футбола, сенаторы заявили, что к нему самому никаких претензий у них нет.

Учитывая аторитет этого специалиста, его почти пролувековой опыт, стоит в заключение рассказа о бразильских судьях привести несколько советов, которые сам Армандо когда-то сформулировал для себя и котороми он однажды поделился с одним из журналистов:

Советы Армандо Маркеса:

«Стремитесь почувствовать пульс матча и взять его в свои руки в первые же пять минут игры. Если в эти пять минут вам не удастся овладеть инициативой, остальные 85 минут вы будете беспомощно дергать за вожжи. Мой знакомый жокей говорил: — Лошадь чувствует всадника по тому, как он берет поводья в руки.

Только в самых чрезвычайных ситуациях можно решиться на отмену принятого решения. А вообще-то нужно следовать правилу: дал свисток — отступать нельзя!

Никогда нельзя колебаться в наказании замеченной ошибки или нарушения.

Не пытайтесь перелагать ответственность на своих помощников на линии. Не делите с ними авторитет арбитра!

Будьте корректны с игроками. Обращаясь к каждому из них на «ВЫ», вы должны одновременно требовать от него вежливости не только по отношению к вам — судье, но и к противникам и к товарищам по команде. Я не разрешаю оскорблять друг друга даже игрокам одной и той же команды.

Никогда не следует выслушивать оправданий игрока, совершившего проступок. И тем более нельзя позволить ему уговорить вас.

Помните: судья — хозяин на поле! Никогда не забывайте пользоваться всеми правами, которые предоставлены вам правилами футбола».

Так говорил Армандо Маркес лет сорок назад. Так он думает и сегодня. Возможно, эти советы смогут пригодиться тем, кто впервые берет сегодня судейский свисток в руки. Почитайте их, прежде, чем поднесете его к губам!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

БРАЗИЛИЯ, ФУТБОЛ, ТОРСИДА…. Страница 31

Итак, резюмируя, Диди всю свою футбольную жизнь был душой и мозгом команды. А может быть, правильнее сказать, ее сердцем. Или точнее, хотя и приземленнее: ее диспетчером, дирижером. Причем выполнял эти функции не как уткнувшийся в партитуру дирижер, а как лидер, который вообще не обращает внимания на лежащие перед ним ноты, который и свою партию виртуозно ведет, и одновременно задает ритм всему оркестру, импровизирующему в зависимости от соперника, состояния поля, складывающейся игровой ситуации, погоды, а также всех остальных, как важных, так и второстепенных обстоятельств, имеющих прямое или косвенное отношение к игре.

Я уже писал обо всем этом после первой моей встречи с Диди в 1971 году. И сегодня снова так много говорю об этом не случайно. Видимо, именно такая роль, такое амплуа «свободного художника», в котором он прожил всю свою «футбольную» жизнь, сформировали у Диди особое отношение к этой игре. И дала ему моральное право заявить, как он это сделал в последней встрече со мной:

«Я хочу реформировать мировой футбол!»

Впрочем, до этого мы еще доберемся, а пока продолжим рассказ о роли и месте Диди в мировом футболе.

ОДНИ И ТЕ ЖЕ СТРАСТИ ПРАВЯТ МИРОМ

В августе 1959 года его, как говорится, «попутал бес». Точнее говоря, жажда новых футбольных приключений: овеянный славой состоявшегося год назад чемпионата мира, он отправился в мадридский «Реал», хозяева которого сумели убедить, уговорить, точнее говоря, соблазнить картол «Ботафого»: за Диди была выплачена рекордная по тем временам сумма в 80 тысяч долларов.

Он был встречен громом оркестров и толпами, осаждавшими здание аэропорта. Предоставленный ему в Мадриде дом был завален подарками, а каждый его шаг сопровождали толпы зевак и репортеров. Почтальоны несли мешки писем от поклонниц и фанатов.

Эта волна обожания достигла апогея в первые же недели, когда «Реал» во многом благодаря его самонаводящимся, как баллистические ракеты, передачам и двум голам, забитыми знаменитым «сухим листом», выиграл престижный и знаменитый турнир Рамон де Каранса в Кадисе, где в финале был повержен постоянный и самый именитый соперник мадридского клуба на европейских полях – «Милан» со счетом 3:0.

Так вписаться в один из редкостных по подбору футбольных звезд ансамблей, в команду, где играли тогда венгр Пушкаш, аргентинец Домингес, француз Копа и уругваец Сантамария, мог только такой же великий, как они, мастер.

Впрочем, в этой команде был, к несчатью для Диди, и еще один футболист высочайшего класса: Альфредо ди Стефано…

Миром правят одни и те же страсти. Неважно где: в школьном классе или в кабинете министров, в салонах королей или в усадьбе провинциального фермера, в акционерном обществе или футбольном клубе. Среди вечных и общеизвестных наших пороков зависть и ревность занимают одно из первых мест. Феерический взлет «Черного принца» и любовь к нему, которой воспылала торсида «Реала», пришелся не по душе этому лидеру, который вдруг почувствовал, что его непререкаемому авторитету, его положению гегемона и хозяина команды угрожает пришелец из-за океана. Тем более, что «великий Альфредо» именно за собой всегда оставлял ту роль «мозгового центра», на которую теперь самонадеянно и нагло пытался претендовать бразилец!

И начались интриги и свары, сплетни и доносы. Высокая зарплата Диди подогревала не самые высокие страсти его напарников. Его тонкий, интеллектуальный стиль игры, столь отличный от того, к чему привыкли темпераментные испанцы, его стремление не столько бегать сломя голову по полю, сколько руководить игрой, бросая своими выверенными до сантиметра пасами товарищей по команде в атаку, все это изумляло торсиду, но и вызывало раздражение у тех, кто не умел так играть, кто не всегда понимал эту манеру игры. И этим умело и хитро пользовался коварный Ди Стефано.

И когда в начале сезона 1960 года извечный соперник «Реала» – не менее именитая «Барселона», в которой тогда играли венгры Кубала, Кошич, Цибор и бразилец Эваристо де Маседо, смогла уйти вперед, захватить лидерство в национальном чемпионате, интригами и коварством Ди Стефано великий бразилец и чемпион мира Диди был посажен на скамейку запасных.

Естественно, он не хотел смириться с этим, начал писать письма в «Ботафого». Слал отчаянные прошения своему другу Салданье, и, в конце концов, к великой радости торсиды «Ботафого» блудного сына в октябре 1960 года удалось вернуть. (Нужно отдать ему должное: на своих «боевых товарищей» по «Реалу» он зла не держал. И когда много лет спустя его спросили, какую команду он считает лучшей в мире: «Сантос» или «Ботафого», Диди ответил: «Ни «Сантос» времен Пеле, ни «Ботафого» моего времени. Лучшая команда, из всех которые я видел, это мадридский «Реал» начала шестидесятых»).

Для «Ботафого», ставшего теперь родным клубом Диди, эти годы были, пожалуй, самыми славными в его истории. Клуб так и называли: «Команда Диди и Гарринчи». Элегантный и неповторимый в своем стиле «Черный принц» вместе с несравнимым ни с кем Мане Гарринчей, прозванным «Радость народа», плечом к плечу со своими боевыми товарищами переживали золотую эру: «Ботафого» не без успеха оспаривал тогда у «Сантоса» право именоваться лучшей командой страны. Кстати, к концу ХХ века «Ботафого» занимал первое место в стране по количеству выступлений его игроков за национальную сборную.

В 1961-1962 годах Диди помог «Ботафого» стать «бикампеоном» Рио-де-Жанейро (национального чемпионата в те годы еще не существовало, и потому звание чемпиона Рио было почетнейшим в бразильской футбольной табели о рангах), а в 1962 году стал в составе сборной «бикампеоном» мира в Чили. Он вновь проявил себя там как вдумчивый организатор игры, мозг команды, душа и сердце ее действий.

…Диди ушел из футбола во время. Не стал дожидаться естественного угасания. Не цеплялся за второстепенные клубы. Ушел с достоинством и гордостью. Ушел, казалось, в небытие, неизбежное для большинства футбольных ветеранов.

Но его имя вновь появилось на первых полосах бразильских газет в ходе подготовки к чемпионату мира 1970 года в Мексике: стало известно, что Диди приглашен тренировать участвующую в этом чемпионате сборную команду Перу.

ДИДИ И ПЕРУ: «ДАВАЙ, ПОРВЕМ ПАСПОРТ!»

Впрочем, прежде чем рассказать о том, как это у него получилось, следовало бы для начала упомянуть, что история «взаимоотношений» Диди с Перу была весьма давней, долгой и непростой. Первая встреча Диди с перуанским футболом состоялась еще в 1953 году и явилась, по правде сказать, далеко не самым радостным эпизодом его футбольной биографии. На проходящем тогда в Лиме чемпионате Южной Америки бразильская сборная потерпела поражение от перуанцев со счетом 0:1.

В конце матча, проходившего в присутствии президента страны генерала Одриа, на поле разыгралась жестокая драка. Диди получил от судьи приглашение покинуть поле. Не подчинился, чуть было не набросился на арбитра. Страсти разбушевались до такой степени, что выскочившие на поле представители полицейского корпуса Лимы в сверкающих галунами и бляхами мышиных мундирах выволокли с поля будущего тренера перуанской сборной за руки и за ноги.

Несмотря на этот инцидент, турнир в Перу оставил у Диди приятные воспоминания: именно там он окончательно вошел в основной состав бразильской сборной, заняв место знаменитого полузащитника Зизиньо.

Вторая встреча Диди с перуанским футболом случилась в ходе подготовки бразильской команды к чемпионату мира 1958 года. Она оказалась гораздо более счастливая для самого Диди и весьма горькая для перуанцев: в двух отборочных матчах сборные Бразилии и Перу боролись за путевку в Швецию. 13 апреля первый, очень трудный, напряженный, вымотавший души и силы игроков матч в Лиме закончился вничью: 1:1.

21 апреля 1957 года на «Маракане» состоялся второй поединок. К концу второго тайма, при зловещем счете 0:0, пробивая метров с сорока штрафной, Диди послал мяч своим ставшим впоследствии знаменитым «сухим листом». Мяч взвился вверх, проходя над «стенкой» защитников, перуанский вратарь вздохнул с облегчением, увидев, что он уходит выше ворот. И вдруг, словно притянутый каким-то магнитом, мяч опустился под штангу, укладываясь в верхний угол.

www.booklot.ru

БРАЗИЛИЯ, ФУТБОЛ, ТОРСИДА…. Содержание - ЧАСТЬ I

Игорь Фесуненко

БРАЗИЛИЯ, ФУТБОЛ, ТОРСИДА…

ЧАСТЬ I

ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ЖИВА

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

По данным швейцарской фирмы HBS, которая организовала телетрансляции всех матчей 17-го чемпионата мира, финальный поединок Бразилии и Германии смотрели 1, 5 миллиарда телезрителей. Это – рекорд.

И в тот момент, когда на 67-й минуте Ривалдо пробил в левый от Кана нижний угол, вратарь бросился за мячом, отбил его, а набежавший Роналдо открыл счет, все эти полтора миллиарда пришли в движение. Кто-то кричал и плакал от восторга, кто-то рыдал и рвал на себе волосы от горя. Равнодушных и спокойных не было. Планета смотрела величайший матч в истории мировых турниров. Население земли превратилось в армию болельщиков. Или, как сейчас говорят, в торсиду.

Футбол – это не только двадцать два парня, которые гоняют по полю мяч. Это еще и тренеры, и врачи, и клубные чиновники, и судьи, и журналисты. Это – спонсоры, подбрасывающие деньги клубам. Несколько десятков тысяч болельщиков, страдающих на трибунах стадионов, и миллионы – затаивших дыхание перед экранами телевизоров. Страсть к футболу уже охватила всю планету, и каждый год умножается и растет на всех континентах армия болельщиков. Каждый из них – приверженец своей команды, российской или японской, французской или камерунской, мексиканской или австралийской. Но при всей несхожести взглядов и предпочтений вряд ли кто осмелится оспорить очевидную истину: единоличным лидером мирового футбола является Бразилия. Потому что она – чемпион мира, потому что бразильцы играют в самый красивый и эффективный футбол, потому что Бразилия – единственная страна, участвовавшая во всех семнадцати мировых чемпионатах и победившая в пяти из них. Таких показателей нет и, возможно, никогда не будет ни у одной другой страны мира. Книжка, которую вы, уважаемый читатель, держите в руках, познакомит вас с ярким неповторимым миром бразильского футбола. Со всеми его компонентами, которые только что были перечислены. И рассказ этот мы начнем с главы, посвященной знаменитой бразильской торсиде.

Глава 1. ТОРСИДА

Драма на улице Мигель Лемос

Я видел это собственными глазами: стоявший совсем рядом со мной смуглый худой парнишка с глубокими следами оспы на лице дважды нервно хватал меня за локоть, потом отпускал со стоном отчаяния, и вдруг громко вскрикнул, тяжело задышал, словно финиширующий после марафона бегун, рванул майку, распарывая ее от подбородка до пояса, и бросился под несшийся по узкой улице желто-синий автобус линии «Урка-Леблон».

…Прежде, чем расказать, что было дальше, попробую описать место и причины этой драмы.

В тот день, 19 июля 1966 года, вся Бразилия – от самого южного поселка Чуи на границе с Уругваем до затерянного в амазонских джунглях у Французской Гвианы Ояпоке – жила футболом. Впрочем, «жила» – это не совсем точно. Бразилия «живет футболом» постоянно и повседневно. Но в тот прохладный зимний день страна скорее не жила, а умирала от вызванных любимым спортом потрясений. В Великобритании в разгаре был очередной чемпионат мира. И двукратные чемпионы бразильцы, победившие на двух предыдущих чемпионатах подряд, прибыли на землю туманного Альбиона за заветным «ТРИКАМПЕОНАТОМ».

С первого удара по мячу на этом турнире Бразилия замерла в предвкушении торжественного мига. Страна ждала заветного «ТРИ»! И поначалу казалось, что надежды сбываются: первый матч со сборной Болгарии бразильцы выиграли 2:0, голы забили их родные кумиры Пеле и Гарринча.

Но второй поединок был неожиданно проигран 1:3 превосходно игравшей венгерской команде. И теперь дальнейшая судьба «бикампеонов» стала зависеть от исхода третьей битвы: со сборной Португалии. Этот поединок нужно было выиграть во что бы то ни стало. И обязательно с перевесом в три мяча!

В те годы чемпионаты еще не транслировались по телевидению, и потому страна приготовилась слушать радиорепортажи из Ливерпуля, где играли «бикампеоны». Впрочем, что значит «приготовилась слушать»!? Бразилию охватило какое-то коллективное помешательство. С утра 19 июля все, абсолютно все бразильцы говорили только о футболе. С первых предрассветных часов предстоящему матчу посвятили свои программы все местные радиостанции. В ожидании трансляций из Ливерпуля, которые должны были начаться после полудня, местные комментаторы анализировали предстоящий матч, взвешивали шансы команд, пытались предугадать составы, сопоставляли силы соперников и сравнивали их возможности. На каждом шагу: на улицах и в автобусах, у газетных киосков, овощных и фруктовых лотков, в ботекинах и барах – за стопкой тростниковой водки – кашасы или кружкой пива, в кондитерских – за чашкой кофе, в прохладных банковских офисах и удушливых лавках бакалейщиков, в супермаркетах и скверах, в грязных забегаловках и сверкавших накрахмаленными скатертями ресторанах, словом, везде можно было видеть одну и ту же картину: люди с прижатыми к уху транзисторными приемниками и полностью отрешенными от всего окружающего лицами. Они вслушивались в скороговорку спортивных аналитиков. Они ждали начала матча. Они жили надеждой на чудо и верой в магическую силу своего «лучшего в мире» футбола.

Бразилец не может говорить о футболе, ждать футбола, смотреть футбол и вообще жить футболом в одиночестве. Ему обязательно нужно сопереживание, ему нужен друг, с которым можно разделить радость и горе, или соперник, с которым можно яростно схлестнуться. Учитывая это, бразильские радиостанции, ведущие трансляции из Англии, организовали на площадях, в парках и скверах Рио, Сан-Пауло и других городов страны специальные площадки: на тротуаре или газоне сквера, на рыночной площади или в переулке воздвигался помост. На нем вывешивалось такое же, как на стадионах, громадное табло с составами играющих команд и с ячейками, в которых должно было фиксироваться каждое изменение в счете. Рядом с табло крепились мощные динамики, излучавшие голоса комментаторов, ведущих репортаж оттуда, из Ливерпуля. Собиравшиеся перед такими помостами толпы соотчественников получали благодатную возможность (ну точно, как на трибуне «Мараканы» или «Пакаэмбу») делить плечом к плечу с соседом радость и горе, страдать и ликовать, рыдать и прыгать от счастья.

Друзья рассказывали мне, что на предыдущем чемпионате мира 1962 года, проводившемся в Чили, некоторые из организаторов таких коллективных футбольных бдений дошли даже до совсем удивительного изыска. На нескольких таких площадках, отведенных для коллективных прослушиваний репортажей, рядом с динамиком укреплялось громадное электрифицированное табло, расчерченное как футбольное поле, и перемещавшийся по нему под звуки радиорепортажа огонек электролампочки пытался показать зрителям точку, где в данное мгновенье находился мяч…

На сей раз, в июле шестьдесят шестого года, я таких ухищрений нигде в Рио не обнаружил, но радиофицированных площадей и перекрестков было в этом городе полным полно. Матч с Португалией, о котором идет речь, я слушал в толпе, собравшейся на углу улицы Мигель Лемос и Копакабаны у подмостков с громкоговорителями и табло, на котором фиксировались составы команд и отмечались изменения в счете.

К тому времени прошло чуть больше месяца после моего приезда в Рио. Я только-только начинал осматриваться, привыкать к какой-то совершенно невероятной жизни в этом удивительном городе, приютившемся под раскинутыми руками бетонного Христа на горе Корковадо на берегу бескрайней Атлантики. Я еще не успел ничего толком понять в этом странном и загадочном мире, так сильно отличающемся от привычного нашего. И не знал еще пока, что небольшая улочка Мигель Лемос, спускающаяся по кварталу Копакабаны от горы Кантагало к пляжу, издавна (как мне впоследствии объяснил все это мой незабвенный друг Жоан Салданья) является излюбленным местом встреч местной торсиды, любимой точкой предматчевых и послематчевых сборищ футбольных фанатов южных кварталов Рио.

www.booklot.ru

БРАЗИЛИЯ, ФУТБОЛ, ТОРСИДА…. Страница 26

И я не пожалел об этом решении. Нет, уж: работа в сборной – это для суперменов. Я попробовал, оказался на что-то способен, но потом сказал себе: «Хватит!»

– А как сейчас складываются Ваши отношения с Загало? Вы ведь долгое время работали с ним вместе. И в сборной и в некоторых других командах. Потом ваши пути разошлись, а в 1994 году встретились вновь, но теперь вы стали главным тренером, а он у Вас – советником. Сейчас он занял Ваше место.

– У нас прекрасные отношения. Мы часто и с удовольствием общаемся. Кстати, сегодня в первой половине дня я снова поговорил с ним по телефону. Иногда раздаются предположения о том, что Паррейра мог бы работать с Загало по схеме: Загало – тренер, Паррейра – технический советник… Нет, это нереально! Такая формула сработала только тогда, когда роли распределялись наоборот. И когда я был тренером, то согласился иметь советника только потому, что это был Загало. Ни с кем другим я бы просто не сработался. В таких ситуациях необходимо, чтобы в связке работали бы люди, предельно уважающие друг друга, отличающиеся единым пониманием игры, общностью взглядов… Люди, которые симпатичны друг другу, дружны. Именно такие отношения всегда были у нас с Загало. Мы с ним друзья.

– А все-таки: не согласились ли бы Вы, если бы Вам сделали такое предложение: поменяться с ним ролями? Чтобы Вы сейчас выполняли при нем такую же функцию в сборной, какую он выполнял у Вас в 1994 году?

– Я об этом серьезно не задумывался и на это не претендую. Но если бы мне сделали такое предложение, то не счел бы его умаляющим мое достоинство, неуважительным по отношению ко мне. Допускаю, что это могло бы даже пойти на пользу сборной, но, повторяю, всерьез я такую возможность до сих пор не рассматривал.

СЛИШКОМ МНОГО ЗВЕЗД

– Вот и Загало сейчас стал объектом весьма жесткой критики. Как Вы считаете: справедлива она или нет? И в частности, в чем, по Вашему мнению, причины «провала» Бразилии на Олимпийском футбольном турнире, если руководствоваться традиционным национальным бразильским суждением: любой итог, если это не первое место, это провал?

– Я считаю работу Загало достаточно хорошей. Он, как и все тренеры, сталкивается с нашей традиционной проблемой: в стране слишком много хороших игроков. Конечно, абстрактно говоря, это прекрасно, так как дает Бразилии изначально большое преимущество. Очень хорошо, что в стране постоянно появляются все новые и новые таланты. Но увы, нам очень трудно обеспечить всех молодых игроков надлежащим международным опытом.

Вторая вечная проблема любого тренера сборной: «легионеры». Слишком много игроков из сборной постоянно находится за рубежом, и тренеры тех клубов обычно стремятся придержать их, не отпустить на очередной матч. И поэтому нам не хватает времени на то, чтобы «легионеры» сыгрывались бы с нашими «домашними» игроками. И Загало, нужно отдать ему должное, старается максимально использовать редкие (где-то раз в месяц) товарищеские матчи на уровне сборных, чтобы поддерживать свою команду в относительно боевой форме. Хотя работать ему нелегко: ведь только те два-три дня, на которые игрок прилетает из Европы на очередной такой матч, дают тренеру возможность как-то контролировать его состояние и форму.

Я считаю, что в этих трудных условиях Загало работает блестяще. Слава Богу, у него имеется преимущество: нам теперь не нужно участвовать в отборочном турнире, и теперь главная задача Загало в ходе подготовки к Франции-1998 заключается в поисках хороших спарринг-партнеров, таких, как Англия, Германия, Италия, Россия…

(Тут я улыбнулся про себя, воздав должное такту и вежливости моего собеседника. После недавних наших провалов на международной арене у меня как-то и язык не поворачивался спросить его об отношении к российскому футболу. Тем более, что обычно в ответ на такой вопрос слышишь лишь несколько округленно-комплиментарных фраз. И кроме Яшина твой собеседник в Бразилии никаких имен вытащить из кладовых памяти просто не может. Но в данном случае из прежних интервью Паррейры, в частности – из уже упомянутой беседы с корреспондентом «Вежи», я знал, что накануне чемпионата-1994 он считал именно Россию самым опасным соперником Бразилии, и потому готовился к первому матчу с нами с особым тщанием и странием. Но послушаем Паррейру дальше).

– Матчи с сильными соперниками позволят нашей команде поддерживать форму, а новичкам, появляющимся в ее составе, обрести необходимый опыт международных встреч. Загало – опытнейший специалист, и у меня нет никаких сомнений в том, что он подведет нашу сборную к французскому чемпионату на пике формы.

– Ну, а все-таки, я возвращаюсь к вопросу о поражении от нигерийцев на Олимпиаде. Это что: случайность или результат какого-то тренерского просчета?

– Разочарование в нашей стране было огромным. Ведь команда наша была прекрасной, она интенсивно готовилась. Фактически два предыдущих года именно победа на олимпийском турнире была главной целью Загало. И от состава, в котором были Роналдиньо и Савио, ожидали только победы, как это всегда бывает у нас, в Бразилии. Поэтому можете себе представить силу нашего потрясения…

Ну, а что касается причины? Вот один пример: Ривалдо, просто выдающийся мастер, считавшийся перед Олимпиадой чуть ли не самым лучшим игроком в Бразилии, вдруг оказался не в форме. Даже не знаю, можно ли в этом винить Загало? Такое бывает. Случается…

Но вообще-то я бы о том злосчастном матче с Нигерией сказал так: «Оступились». А как же иначе такое назовешь: мы ведем 3:1, Роналдиньо обыгрывает вратаря и…не забивает! Забей он – счет стал бы 4:1, и вообще не о чем было бы говорить.

Но никто не придал его промаху особого значения. И вдруг счет становится 3:2, а затем перед самым концом 3:3… За какие-то пять минут. А потом этот «золотой гол» или «внезапная смерть». Именно «смерть» бразильцев, гибель всех наших надежд. Бывает и такое. Но согласитесь, что именно такие моменты и делают футбол таким завораживающим, таким пленяющим всех нас!…

– Окидывая взглядом панораму современного бразильского футбола, в частности, игру ведущих команд национального чемпионата, не считаете ли Вы, что имеются где-то какие-то не мобилизованные в сборную таланты? Кто-то, кого Загало не привлек в команду, но кто мог бы в ней неплохо сыграть?

– Я считаю, что Загало неплохо использует практически всех, кто выделяется на общем фоне. Пожалуй, он не упускает из поля зрения никого, кто мог бы быть полезен сборной. Возьмите, например, хотя бы Озеаса, дебютировавшего два дня назад в матче с Камеруном. Или Джалминью, забившего в этом же матче гол. Они себя прекрасно показали, не правда ли?

(Паррейра говорил о состоявшемся 13 ноября товарищеском матче сборных Бразилии и Камеруна. Я видел этот поединок, который был выигран хозяевами поля со счетом 2:0, но отличался таким их подавляющим преимуществом, что счет мог бы быть и многократно более весомым.

Поскольку ни Доницетти, ни Роналдиньо не смогли участвовать в этой встрече, а игра проходила в Куритибе, Загало поставил в линию атаки местного игрока Озеаса. Пресса мгновенно сочла это «политической игрой». Загало, мол, пытается, во-первых, заработать себе поддержку у местной футбольной федерации, а во-вторых, стремится к тому, чтобы на трибунах было побольше болельщиков и соответственно – погуще доходов от матча…

Такие прозвучали голоса. Но местный кадр сыграл блестяще: Озеас провел на поле всего один первый тайм, но действовал так, словно родился и вырос в футболке сборной. Его взаимопонимание с основным форвардом Джиованни было безупречным. Он создал несколько острейших моментов, несколько раз уходил в отрыв, терзал защиту африканцев немыслимыми финтами и неожиданными пасами).

www.booklot.ru

БРАЗИЛИЯ, ФУТБОЛ, ТОРСИДА…. Содержание - Глава 1. ТОРСИДА

Игорь Фесуненко

БРАЗИЛИЯ, ФУТБОЛ, ТОРСИДА…

ЧАСТЬ I

ИСТОРИЯ, КОТОРАЯ ЖИВА

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

По данным швейцарской фирмы HBS, которая организовала телетрансляции всех матчей 17-го чемпионата мира, финальный поединок Бразилии и Германии смотрели 1, 5 миллиарда телезрителей. Это – рекорд.

И в тот момент, когда на 67-й минуте Ривалдо пробил в левый от Кана нижний угол, вратарь бросился за мячом, отбил его, а набежавший Роналдо открыл счет, все эти полтора миллиарда пришли в движение. Кто-то кричал и плакал от восторга, кто-то рыдал и рвал на себе волосы от горя. Равнодушных и спокойных не было. Планета смотрела величайший матч в истории мировых турниров. Население земли превратилось в армию болельщиков. Или, как сейчас говорят, в торсиду.

Футбол – это не только двадцать два парня, которые гоняют по полю мяч. Это еще и тренеры, и врачи, и клубные чиновники, и судьи, и журналисты. Это – спонсоры, подбрасывающие деньги клубам. Несколько десятков тысяч болельщиков, страдающих на трибунах стадионов, и миллионы – затаивших дыхание перед экранами телевизоров. Страсть к футболу уже охватила всю планету, и каждый год умножается и растет на всех континентах армия болельщиков. Каждый из них – приверженец своей команды, российской или японской, французской или камерунской, мексиканской или австралийской. Но при всей несхожести взглядов и предпочтений вряд ли кто осмелится оспорить очевидную истину: единоличным лидером мирового футбола является Бразилия. Потому что она – чемпион мира, потому что бразильцы играют в самый красивый и эффективный футбол, потому что Бразилия – единственная страна, участвовавшая во всех семнадцати мировых чемпионатах и победившая в пяти из них. Таких показателей нет и, возможно, никогда не будет ни у одной другой страны мира. Книжка, которую вы, уважаемый читатель, держите в руках, познакомит вас с ярким неповторимым миром бразильского футбола. Со всеми его компонентами, которые только что были перечислены. И рассказ этот мы начнем с главы, посвященной знаменитой бразильской торсиде.

Глава 1. ТОРСИДА

Драма на улице Мигель Лемос

Я видел это собственными глазами: стоявший совсем рядом со мной смуглый худой парнишка с глубокими следами оспы на лице дважды нервно хватал меня за локоть, потом отпускал со стоном отчаяния, и вдруг громко вскрикнул, тяжело задышал, словно финиширующий после марафона бегун, рванул майку, распарывая ее от подбородка до пояса, и бросился под несшийся по узкой улице желто-синий автобус линии «Урка-Леблон».

…Прежде, чем расказать, что было дальше, попробую описать место и причины этой драмы.

В тот день, 19 июля 1966 года, вся Бразилия – от самого южного поселка Чуи на границе с Уругваем до затерянного в амазонских джунглях у Французской Гвианы Ояпоке – жила футболом. Впрочем, «жила» – это не совсем точно. Бразилия «живет футболом» постоянно и повседневно. Но в тот прохладный зимний день страна скорее не жила, а умирала от вызванных любимым спортом потрясений. В Великобритании в разгаре был очередной чемпионат мира. И двукратные чемпионы бразильцы, победившие на двух предыдущих чемпионатах подряд, прибыли на землю туманного Альбиона за заветным «ТРИКАМПЕОНАТОМ».

С первого удара по мячу на этом турнире Бразилия замерла в предвкушении торжественного мига. Страна ждала заветного «ТРИ»! И поначалу казалось, что надежды сбываются: первый матч со сборной Болгарии бразильцы выиграли 2:0, голы забили их родные кумиры Пеле и Гарринча.

Но второй поединок был неожиданно проигран 1:3 превосходно игравшей венгерской команде. И теперь дальнейшая судьба «бикампеонов» стала зависеть от исхода третьей битвы: со сборной Португалии. Этот поединок нужно было выиграть во что бы то ни стало. И обязательно с перевесом в три мяча!

В те годы чемпионаты еще не транслировались по телевидению, и потому страна приготовилась слушать радиорепортажи из Ливерпуля, где играли «бикампеоны». Впрочем, что значит «приготовилась слушать»!? Бразилию охватило какое-то коллективное помешательство. С утра 19 июля все, абсолютно все бразильцы говорили только о футболе. С первых предрассветных часов предстоящему матчу посвятили свои программы все местные радиостанции. В ожидании трансляций из Ливерпуля, которые должны были начаться после полудня, местные комментаторы анализировали предстоящий матч, взвешивали шансы команд, пытались предугадать составы, сопоставляли силы соперников и сравнивали их возможности. На каждом шагу: на улицах и в автобусах, у газетных киосков, овощных и фруктовых лотков, в ботекинах и барах – за стопкой тростниковой водки – кашасы или кружкой пива, в кондитерских – за чашкой кофе, в прохладных банковских офисах и удушливых лавках бакалейщиков, в супермаркетах и скверах, в грязных забегаловках и сверкавших накрахмаленными скатертями ресторанах, словом, везде можно было видеть одну и ту же картину: люди с прижатыми к уху транзисторными приемниками и полностью отрешенными от всего окружающего лицами. Они вслушивались в скороговорку спортивных аналитиков. Они ждали начала матча. Они жили надеждой на чудо и верой в магическую силу своего «лучшего в мире» футбола.

Бразилец не может говорить о футболе, ждать футбола, смотреть футбол и вообще жить футболом в одиночестве. Ему обязательно нужно сопереживание, ему нужен друг, с которым можно разделить радость и горе, или соперник, с которым можно яростно схлестнуться. Учитывая это, бразильские радиостанции, ведущие трансляции из Англии, организовали на площадях, в парках и скверах Рио, Сан-Пауло и других городов страны специальные площадки: на тротуаре или газоне сквера, на рыночной площади или в переулке воздвигался помост. На нем вывешивалось такое же, как на стадионах, громадное табло с составами играющих команд и с ячейками, в которых должно было фиксироваться каждое изменение в счете. Рядом с табло крепились мощные динамики, излучавшие голоса комментаторов, ведущих репортаж оттуда, из Ливерпуля. Собиравшиеся перед такими помостами толпы соотчественников получали благодатную возможность (ну точно, как на трибуне «Мараканы» или «Пакаэмбу») делить плечом к плечу с соседом радость и горе, страдать и ликовать, рыдать и прыгать от счастья.

Друзья рассказывали мне, что на предыдущем чемпионате мира 1962 года, проводившемся в Чили, некоторые из организаторов таких коллективных футбольных бдений дошли даже до совсем удивительного изыска. На нескольких таких площадках, отведенных для коллективных прослушиваний репортажей, рядом с динамиком укреплялось громадное электрифицированное табло, расчерченное как футбольное поле, и перемещавшийся по нему под звуки радиорепортажа огонек электролампочки пытался показать зрителям точку, где в данное мгновенье находился мяч…

На сей раз, в июле шестьдесят шестого года, я таких ухищрений нигде в Рио не обнаружил, но радиофицированных площадей и перекрестков было в этом городе полным полно. Матч с Португалией, о котором идет речь, я слушал в толпе, собравшейся на углу улицы Мигель Лемос и Копакабаны у подмостков с громкоговорителями и табло, на котором фиксировались составы команд и отмечались изменения в счете.

К тому времени прошло чуть больше месяца после моего приезда в Рио. Я только-только начинал осматриваться, привыкать к какой-то совершенно невероятной жизни в этом удивительном городе, приютившемся под раскинутыми руками бетонного Христа на горе Корковадо на берегу бескрайней Атлантики. Я еще не успел ничего толком понять в этом странном и загадочном мире, так сильно отличающемся от привычного нашего. И не знал еще пока, что небольшая улочка Мигель Лемос, спускающаяся по кварталу Копакабаны от горы Кантагало к пляжу, издавна (как мне впоследствии объяснил все это мой незабвенный друг Жоан Салданья) является излюбленным местом встреч местной торсиды, любимой точкой предматчевых и послематчевых сборищ футбольных фанатов южных кварталов Рио.

www.booklot.ru


Смотрите также