В преддверии эпохальных игр с Реалом посмотрел я тут давеча пару матчей чемпионата Испании (к слову, не лучших для Сливок). И вот закралось какое-то странное чувство, что это большой пиренейский обман – телевизор просто ускоряет происходящее, ну не могут так быстро бегать люди (особенно с мячом) в сравнении с лучшей лигой мира, то бишь АПЛ.
Понятно, что футболисты 45 минут стоят или прогуливаются, 9 минут бегут назад и только 4 минуты мчатся очень быстро в атаку и от одного рывка может зависеть игра.
Вот и футбольная игрушка ФИФА12 считает самым быстрым футболистом мира именно того, что в АПЛ – Тео Уолкотта. И вправду, парень может бежать со скоростью 37.5 км/ч. Неплохо. Т.е. стометровку он может промчаться за 10,4 секунды.
В жизни также (или даже быстрее) могут бежать еще Леннон, Бэйл (10,2), Агбонлахор…
А вот Криштиану Рональду и Роббен бегут еще быстрее. Обафеми Мартинс из Рубина – тоже. Ну вроде раньше так умел. Анри, когда был помоложе. Даже некий Лутон Шелтон из Карабукспора и эмэлэсовский Марвелл Уинн… Да в общем, много кто.
Что касается Сити, то лично я вполне доволен:
Мика - 34.6 км/час
Клиши - 32.8 км/час
Футбол – это совокупность простых навыков в сложных ситуациях.
И просто бежать в футболе не всегда достаточно. Иначе все легкоатлеты стали бы еще и чемпионами мира по футболу (см. Бен Джонсон), Некоторые ценят скорость движения мяча и искусство бежать с этим мячом, да еще и обыгрывать при этом соперников.
Как настоящий Рональдо - «есть только один Рональдо»(с) - который с мячом бежал едва ли не быстрее, чем без оного (потому и Феномен). 29.9 км/час.
Не менее впечатляют Месси (27.6 км/час) и Кака (до травмы - 27.0 км/час). А Пато при хорошей погоде может разогнаться аж до 31.5 км/час.
Может есть своеобразная специфика АПЛ? Игрока без килограммов мышц здесь просто растопчут. Ну или забьют локтями. Не уверен, ибо ШРФ вроде жив-здоров и в свои года по-прежнему один из самых скоростных англичан.
Но например, Недам Онуоха в 14 лет бежал стометровку за 11,9 секунды. А кто-нибудь сейчас назовет окрепшего Недама сильно быстрым?
Но если мощи и выносливости достаточно, чтобы добиваться результатов (как тот же Стоук, довольно уверенно взявший очки и с Сити, и с гуннерами), то зачем париться?
Только уникальные игроки типа Мики или Агуэро могу сочетать мощь, технику и скорость. Остальные выбирают просто крепкие мышцы. Ну или пивас.
(Думаю, что не стоит объяснять, что во всехбедах АПЛ виновата мразотная секта: зачем дриблинг, мощный удар или высокая скорость, если 12 чашек можно легко добыть исключительно благодаря липовым пенальти, отмененным голам и смехотворным удалениям, ну и ста навесам за игру и анаболикам, конечно.)
www.sports.ru
План-конспект учебно-тренировочного занятия №11
Задачи тренировки:
Повторить правила безопасности на тренировке.
Совершенствовать технику ведения, финты и удары ногой.
Повторить технику удара головой средней и боковой частью лба.
Развивать скоростно-силовые качества.
Место проведения: спортивный зал ЦОР по футболу.
Инвентарь: мячи, секундомер, свисток, манишки, фишки.
Дата проведения: 15.02. 2011г.
Ч. | Содержание материала | Доз-ка | ОМУ |
Подготовительная часть | Построение в шеренгу, сообщение задач занятия и теоретический материал. | | Обратить внимание на своевременный приход на тренировку, внешний вид занимающихся. |
Бег в медленном темпе с ведением мяча в парах. По сигналу изменение направления движения. | 4 мин | Выполнять только короткие передачи. | |
В парах, спиной друг к другу, руки в стороны, взяться за руки: - повороты направо, налево, «восьмёрка» с мячом; - наклоны вправо, влево с небольшим удержанием; - приседания на одной и двух ногах; - выпады вперёд; - положить друг друга на спину. | 5 мин | Упражнения выполнять по максимальной амплитуде, сначала в медленном темпе, затем с повышением скорости выполнения. | |
Специально-подготовительные упражнения: - бег с высоким подниманием бедра; - бег с захлёстом голени наружу и во внутрь; - приставным и скрестным шагом правым и левым боком; - имитация ударов головой; - челночный бег с мячом 4х9м. | 20м | Интервал 2м. Бедро поднимать до параллели с землёй, захлёстом доставать до ягодиц, выпрыгивать как можно выше, темп быстрый, возвращаться семенящим бегом. | |
Передачи мяча в парах: -расстояние 15-20м -расстояние 35-40м | 5мин 5мин | Короткие передачи выполнять по низу внутренней частью стопы, а длинные по воздуху внутренней частью подъёма. | |
Основная часть | Обводка фишек и удар поворотам с разных позиций разными ногами. | 25 мин | Разделить на три команды. Соревновательный метод. Смена мест команд. |
Ведение мяча между стойками, затем передача партнёру на 25м: - сброс и удар по воротам; - двойная стенка и удар; - приём мяча и подкидка для удара с лёта. | 15 мин | Не спешить! Темп средний, соблюдать дистанцию. | |
Серия ударов по воротам с 18 м | 5мин | Вратарь говорит число пропущенных голов, если игроки забивают больше вратарь делает 20 прыжков, если меньше, то игроки. | |
Индивидуальная тактика в нападении: - открывание в свободную зону - увод защитника за собой | 10 мин | Разделить на 2 команды защитников и нападающих. После выполнения меняются ролями | |
Индивидуальная тактика в защите: - закрывание открытого соперника - игра на опережение, перехват | 10 мин | игровой метод. | |
Игра в футбол в малых составах. | 10 мин | Поделить на команды. Игра поперёк поля. Следить за соблюдением правил. | |
Заключит. часть | Медленный бег. | 2 мин | Восстановление дыхания. |
Самомассаж, потряхивание конечностями для расслабления, упражнения на растягивание крупных групп мышц. | 2 мин | Снижение эмоционального напряжения. | |
Построение в шеренгу, подведение итогов занятия, сообщение времени следующей тренировки. | 1 мин | Обратить внимание на общие ошибки при выполнении упражнений. |
План-конспект учебно-тренировочного занятия №12
Задачи тренировки:
1. Сообщить знания о физиологической значимости тренировки.
2. Совершенствовать ведение с обманными движениями и короткую передачу мяча.
3. Совершенствовать приёмы групповой тактики в защите и нападении.
4. Способствовать развитию быстротыМесто проведения: спортивный зал ЦОР по футболу.
Инвентарь: мячи, секундомер, свисток, фишки.
Дата проведения: 16.02. 2011г.
Ч. | Содержание материала | Доз-ка | ОМУ |
Подготовительная часть | Построение в шеренгу, сообщение задач занятия и теоретический материал. | 15 мин | Обратить внимание на своевременный приход на тренировку, внешний вид занимающихся. |
Бег в медленном темпе. | 2 мин | Бежать всем вместе, не вырываться вперёд. | |
Равномерный бег для развития выносливости. | 30мин | Через каждые 10 мин остановить ребят и подсчитать пульс, который должен быть на уровне 150-170 ударов в минуту. Исходя из показаний, корректировать темп бега. | |
Упражнения на растягивание: - широкая стойка ноги врозь, наклоны; - выпады вперёд, в стороны. -захват ноги за голень и прижать колено к груди, затем прижать голень к ягодице | 3 мин | Упражнения выполняются в небольшом темпе, лёгкие покачивания и захваты. | |
В парах, спиной друг к другу, руки в стороны, взяться за руки: - повороты направо, налево, «восьмёрка» с мячом; - наклоны вправо, влево с небольшим удержанием; - приседания на одной и двух ногах; - выпады вперёд; - положить друг друга на спину. | 5 мин | Упражнения выполнять по максимальной амплитуде, сначала в медленном темпе, затем с повышением скорости выполнения. | |
Ведение мяча в ограниченном квадрате 15х15м: -правой ногой внутр. частью стопы, затем левой; - жонглирование ногами; - ведение серединой подъёма правой затем левой; - жонглирование ногами; - ведение подошвой правой и левой ногой | 3 мин 3 мин 3 мин 3 мин 3 мин | Можно выполнять обманные движения во время ведения. Контролировать свой мяч, не отпускать его далеко. Стараться видеть расположение своих партнёров, а не только смотреть на мяч | |
Передачи мяча в парах -расстояние 10м -расстояние 20м | 2х2,5мин 2х2,5мин | Выполнять передачи на 10 м в одно касание разными ногами, а на 20м в два касания. | |
Основная часть | Челночный бег с ударами по воротам. От ворот в 10м ставятся 3 мяча, на расстоянии 7м от мячей находится контрольная линия. Игрок должен стартовать от линии добежать до мяча и пробить по воротам, затем вернуться к линии и обратно ударить по второму мячу и т.д. | 4р. | Темп максимальный. Стараться забить каждый мяч. Обязательно добегать до линии. Выполнять двоим одновременно. Первый начинает от мячей, другой от линии |
Взаимодействие в парах с обыгрышем в стенку защитника. Защитник отдаёт передачу к середине поля, нападающий принимает мяч, и через партнёра обыгрывает защитника, который движется на встречу. | 15 мин | Поточный способ выполнения. Обратить внимание на точность передач и правильное открывание. | |
Индивидуальная игра в нападении. Совершенствование открывания во время плотной опеки для получения мяча. | 15 мин | Применять различные обманные движения, показать некоторые хитрости ухода от соперника. | |
Заключит. часть | Медленный бег. | 2 мин | Восстановление дыхания. |
Построение в шеренгу, подведение итогов занятия, сообщение времени следующей тренировки. | 3 мин | Обратить внимание на общие ошибки при выполнении упражнений. |
План-конспект учебно-тренировочного занятия №13
Задачи тренировки:
1.Рахзбор схемы 4-2-1-2-1.
2. Совершенствовать тактические приёмы индивидуальной и групповой тактики в нападении.
3. Совершенствовать технические приёмы игры с сопротивлением.
4. Применение навыков при игре в футбол в малых составах.
5.Развивать ловкость.
Место проведения: спортивный зал ЦОР по футболу.
Инвентарь: фишки, мячи, секундомер, свисток.
Дата проведения: 17.02. 2011г.
Ч. | Содержание материала | Доз-ка | ОМУ |
Подготовительная часть | Построение в шеренгу, сообщение задач занятия и теоретический материал. | 15 мин | Обратить внимание на своевременный приход на тренировку, внешний вид занимающихся. |
Бег в медленном темпе с ведением и передачами мяча. | 2 мин | Бежать равномерно, без рывков, по воротам не бить. | |
Специально-беговые упражнения: - бег с высоким подниманием бедра; - бег с захлёстом голени наружу и во внутрь; - приставным и скрестным шагом правым и левым боком; - имитация ударов головой; | по 20м | Дистанция 2м. Бедро поднимать до параллели с землёй, захлёстом доставать до ягодиц, выпрыгивать как можно выше, темп быстрый, возвращаться семенящим бегом. | |
Упражнения на растягивание: - широкая стойка ноги врозь, наклоны; - выпады вперёд, в стороны. -захват ноги за голень и прижать колено к груди, затем прижать голень к ягодице | 3 мин | Упражнения выполняются в небольшом темпе, лёгкие покачивания и захваты. | |
В парах, спиной друг к другу, руки в стороны, взяться за руки: - повороты направо, налево, «восьмёрка» с мячом; - наклоны вправо, влево с небольшим удержанием; - приседания на одной и двух ногах; - выпады вперёд; - положить друг друга на спину. | 5 мин | Упражнения выполнять по максимальной амплитуде, сначала в медленном темпе, затем с повышением скорости выполнения. | |
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Поставить 10 фишек. -наступания через каждую фишку -наступания через каждую фишку по 2раза -то же правым и левым боком -приставными шагами обходя фишки. -прыжки на двух вперёд -прыжки на двух боком -прыжки на двух спиной - то же на одной ноге -прыжки на двух 3 фишки вперёд 1 назад | 25мин 2р. 2р. 2р. 2р. 2р. по 2р. 2р. | После последней фишки рывок 10м. рывок Возвращаться семенящим шагом | |
Передачи мяча в парах -расстояние 10м -расстояние 20м | 2х2,5мин 2х2,5мин | Выполнять передачи на 10 м в одно касание разными ногами, а на 20м в два касания. | |
Основная часть | Обводка партнёра, применяя обманные движения с мячом. Задача партнёра – отобрать мяч. | 15 мин | После обводки, завершение атаки ударом по воротам. Если забил гол, то нападаешь ещё раз. |
Атака 3 нападающих против 2 защитников с ударом по воротам. | 10 мин | Назначить 2 защитников, потом поменять. При атаке применять различные обманные движения и перемещения. | |
Взаимодействие нескольких игроков для с обыгрышем защитника «в стенку». | 10 мин | Выполнять точные передачи в ногу, а не на ход. Упражнение выполняется потоком со сменой мест. | |
Упражнение в парах против пары защитников для совершенствования приёма «забегание за спину» и противостояние этому. | 15 мин | Задача атакующих – забить гол, тогда они будут атаковать ещё раз. Можно отдавать передачу партнёру, а также действовать самому. | |
Игра в футбол. | 25 мин | Поделить на команды. Следить за соблюдением правил игры. Каждый игрок проигравшей команды делает по 20 прыжков вверх, высоко поднимая колени. | |
Заключит. часть | Медленный бег. | 2 мин | Восстановление дыхания. |
Произвольные упражнения на растягивание. | 3 мин | Выполнять без рывков. Задерживать положение на несколько секунд. | |
Построение в шеренгу, подведение итогов занятия, сообщение времени следующей тренировки. | 3 мин | Обратить внимание на общие ошибки при выполнении упражнений. |
План-конспект учебно-тренировочного занятия №16
Задачи:
1. Сообщить знания о методике судейства.
2.Совершенствовать технику отбора, финты и удары ногой по воротам.
3. Совершенствовать индивидуальную тактику игры в защите.
4.Развивать скоростно-силовые способности.
Место проведения: спортивный зал ЦОР по футболу.
Инвентарь: фишки, мячи, секундомер, свисток.
Дата проведения: 09.03. 2011г.
Ч. | Содержание материала | Доз-ка | ОМУ |
Подготовительная часть | Построение в шеренгу, сообщение задач занятия и теоретический материал. | 15 мин | Обратить внимание на своевременный приход на тренировку, внешний вид занимающихся. |
Бег в медленном темпе. | 2 мин | Бежать всем вместе, не вырываться вперёд. | |
Равномерный бег для развития выносливости. | 30мин | Через каждые 10 мин остановить ребят и подсчитать пульс, который должен быть на уровне 150-170 ударов в минуту. Исходя из показаний, корректировать темп бега. | |
В зале упражнения на растягивание: - широкая стойка ноги врозь, наклоны; - выпады вперёд, в стороны. -захват ноги за голень и прижать колено к груди, затем прижать голень к ягодице | 3 мин | Упражнения выполняются в небольшом темпе, лёгкие покачивания и захваты. | |
В парах, спиной друг к другу, руки в стороны, взяться за руки: - повороты направо, налево, «восьмёрка» с мячом; - наклоны вправо, влево с небольшим удержанием; - приседания на одной и двух ногах; - выпады вперёд; - положить друг друга на спину. | 5 мин | Упражнения выполнять по максимальной амплитуде, сначала в медленном темпе, затем с повышением скорости выполнения. | |
Основная часть | |||
Передачи мяча в парах -расстояние 10м -расстояние 20м | 2х2,5мин 2х2,5мин | Выполнять передачи на 10 м в одно касание разными ногами, а на 20м в два касания. | |
Совершенствование отбора мяча «плечом в плечо». | 10 мин | Выполняется в парах. Один делает ведение мяча, второй пытается забрать мяч, упираясь в плечо. | |
Имитация перемещений в линии обороны. «Встреча» соперника с мячом и подстраховка, выдернувшегося партнёра. | 10 мин | Выполняется упражнение по 4 человека. Атакующие игроки имитируют позиционное нападение, передавая мяч друг другу руками. | |
Атака 3 нападающих против 2 защитников с ударом по воротам. Атака 2 нападающих против 1 защитника. | 15 мин 10мин | Назначить 2 защитников, потом поменять. При атаке применять различные обманные движения и перемещения. Поделить на тройки. После каждой атаки смена позиции в тройках. | |
Заключит. часть | Медленный бег. | 2 мин | Восстановление дыхания. |
Произвольные упражнения на растягивание. | 3 мин | Выполнять без рывков. Задерживать положение на несколько секунд. | |
Построение в шеренгу, подведение итогов занятия, сообщение времени следующей тренировки. | 3 мин | Обратить внимание на общие ошибки при выполнении упражнений. |
План-конспект учебно-тренировочного занятия №17
Задачи тренировки:
1. Повторить сведения о режиме питания.
2. Совершенствовать ведение мяча с обманными движениями и отбор.
3. Совершенствовать приёмы групповой тактики.
4. Способствовать развитию ловкости.
Место проведения: спортивный зал ЦОР по футболу.
Инвентарь: фишки, мячи, секундомер, свисток.
Дата проведения: 10.03. 2011г.
Ч. | Содержание материала | Доз-ка | ОМУ |
Подготовительная часть | Построение в шеренгу, сообщение задач занятия и теоретический материал. | 15 мин | Обратить внимание на своевременный приход на тренировку, внешний вид занимающихся. |
Бег в медленном темпе с ведением мяча и передачами в парах. | 4 мин | Выполнять только короткие передачи. | |
Упражнения на растягивание: -круговые вращения головы; -наклоны, повороты в парах с мячом; -круговые вращения в тазобедренном, коленных и голеностопных суставах. | 5 мин | Упражнения выполнять по максимальной амплитуде, сначала в медленном темпе, затем с повышением скорости выполнения. | |
Подвижная игра. Игра по упрощённым правилам гандбола, забивать только головой. | 10 мин | Поделить на две команды, каждый игрок проигравшей команды делает 10 прыжков, высоко поднимая колени. | |
Игра в квадрате на удержание мяча. | 10 мин | При выполнении одной командой 15 передач, все игроки другой команды делают по 10 прыжков. | |
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Поставить 10 фишек. -наступания через каждую фишку -наступания через каждую фишку по 2раза -то же правым и левым боком -приставными шагами обходя фишки. -прыжки на двух вперёд -прыжки на двух боком -прыжки на двух спиной - то же на одной ноге -прыжки на двух 3 фишки вперёд 1 назад | 25мин 2р. 2р. 2р. 2р. 2р. по 2р. 2р. | После последней фишки рывок 10м. рывок Возвращаться семенящим шагом | |
Основная часть | Упражнения в парах с передачами мяча: - передача мяча и остановка подошвой; - передача мяча и остановка «щекой»; - передача и отыгрыш назад; Партнёр, который бежит спиной вперёд набрасывает мяч, другой выполняет задание: - передача внутренней частью стопы с лёту, чередуя ноги; - то же средней частью подъёма; - остановка бедром, передача «щекой» - остановка грудью; - приём серединой подъёма, передача головой. | 10 мин | Выполняется в парах. Расстояние 2м. Один двигается лицом вперёд, другой спиной вперёд. Начинает то, кто стоит лицом вперёд по направлению движения. Двигаться к одной стене зала, затем обратно. |
Ведение мяча в ограниченном квадрате 15х15м: -правой ногой внутр. частью стопы, затем левой; - жонглирование ногами; - ведение серединой подъёма правой затем левой; - жонглирование ногами; - ведение подошвой правой и левой ногой | 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин 4 мин | Можно выполнять обманные движения во время ведения. Контролировать свой мяч, не отпускать его далеко. Стараться видеть расположение своих партнёров, а не только смотреть на мяч | |
Индивидуальная игра в нападении. Совершенствование открывания во время плотной опеки для получения мяча. | 15 мин | Применять различные обманные движения, показать некоторые хитрости ухода от соперника. | |
Выход один на один с вратарём. | 10 мин | Если не забил, то выполнить 5 прыжков. | |
Игра в футбол. | 10 мин | Поделить на команды. Следить за соблюдением правил игры. Каждый игрок проигравшей команды делает по 20 прыжков вверх, высоко поднимая колени. | |
Заключит. часть | Медленный бег. | 2 мин | Восстановление дыхания. |
Произвольные упражнения на растягивание. | 3 мин | Выполнять без рывков. Задерживать положение на несколько секунд. | |
Построение в шеренгу, подведение итогов занятия, сообщение времени следующей тренировки. | 3 мин | Обратить внимание на общие ошибки при выполнении упражнений. |
План-конспект учебно-тренировочного занятия №18
Задачи:
1.Разборигры и установка на игру.
2.Совершенствовать технику ведения, остановки и передачи мяча.
3.Совершенствовать технику удара головой по воротам.
4.Развивать выносливость.
Место проведения: спортивный зал ЦОР по футболу.
Инвентарь: мячи, секундомер, свисток.
Дата проведения: 11.03. 2011г.
Ч. | Содержание материала | Доз-ка | ОМУ |
Подготовительная часть | Построение в шеренгу, сообщение задач тренировки. | 2 мин | Обратить внимание на своевременный приход на тренировку, внешний вид занимающихся. |
Бег в медленном темпе. | 4 мин | Не вырываться вперёд. Бежать всем вместе. | |
Равномерный бег для развития выносливости. | 30мин | Через каждые 10 мин остановить ребят и подсчитать пульс, который должен быть на уровне 150-170 ударов в минуту. Исходя из показаний, корректировать темп бега. | |
Упражнения на растягивание: - круговые вращения руками, туловищем; - широкая стойка ноги врозь, взяться руками за голени; - то же, но поочерёдно наклониться к правой и левой ноге; -сед на правой, перекаты с ноги на ногу; - выпад вперёд правой, лёгкие покачивания, затем левой; - руки на поясницу, прогнуться назад; - круговые вращения в коленных и голеностопных суставах. | 6-8 р. 2х20 с 2х20с 10р. 2х15с 2х10с 6-8р. | Вращение по максимальной амплитуде. Колени не сгибать, наклониться как можно ниже. Таз проносить как можно ниже к земле. Не спешить, выпад глубокий. Прогнуться максимально назад Вращения по максимальной амплитуде. | |
Передачи мяча в парах. | 2х5мин | Сначала передачи на среднем расстоянии 20-25м выполнять низом, а передачи с дальнего расстояния 40-45м верхом. Приём мяча выполнять любой частью тела с уходом в сторону или вперёд. | |
Основная часть | Обводка фишек и удар поворотам с разных позиций разными ногами. | 25 мин | Разделить на три команды. Соревновательный метод. Смена мест команд. |
Упражнение с завершением атаки ударом головой после подачи с фланга. -справа после обводки стоек; - справа после обводки стоек и игры в стенку с тренером; - то же слева; - то же слева. | 10 мин 10 мин 10 мин 10 мин | Упражнение выполняется в парах. После выполнения смена мест. Передача на ближнюю штангу. | |
-Обводка защитника после самостоятельного ведения мяча с ударом по воротам. -Обводка защитника после передачи и приёма мяча. | 10 мин. 10 мин. | Если забил гол атакуешь ещё раз. | |
Заключит. часть | Медленный бег. | 2 мин | Восстановление дыхания. |
Произвольные упражнения на растягивание. | 3 мин | Выполнять без рывков. Задерживать положение на несколько секунд. | |
Построение в шеренгу, подведение итогов занятия, сообщение времени следующей тренировки. | 3 мин | Обратить внимание на общие ошибки при выполнении упражнений. |
studfiles.net
Бег с мячом в руках Прежде всего нужно научить молодых игроков бегать со сцепленными пальцами («замок»). Это помогает им выработать синхронность в работе рук и ног во время бега.
1. Эстафета между двумя или несколькими командами, стоящими в параллельных колоннах. Обогнуть флажок и отдать мяч короткой передачей следующему игроку (рис. 181). Упражнение помогает научиться держать мяч двумя руками в движении.
Передача выполняется правильно, когда опорной является нога, противоположная направлению передачи (внешняя). Когда следует передача налево, правая нога является опорной, когда передают направо — левая.
2. Эстафета для четырех команд игроков. По сигналу игроки 1 и 11 начинают бег. Получив мяч, игроки 6 и 16 передают его короткой передачей игрокам 2 и 12, вышедшим на линию старта. Упражнение продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят его (рис. 182).
Бег с мячом в руках и быстрое обыгрывание противника Тренер стоит в положении руки в стороны. Две колонны игроков А, Б, В, Г и 1, 2, 3, 4 стоят друг против друга.
Игрок А, держащий мяч в руках, начинает бег. Тренер опускает руку, когда игрок находится в пяти или шести метрах от него. Тот должен обойти его со стороны опущенной руки.
Игрок перекладывает мяч в руку, дальнюю от тренера, а другой рукой имитирует «ручку». Затем отдает мяч игроку 1, который начинает бег. В это время тренер поворачивается к нему лицом. Игрок А уходит в хвост колонны (рис. 183).
Упражнение выполняют непрерывно.
Бег с мячом в руках и передача Упражнение похоже на предыдущее. После того как игрок обойдет тренера, он берет мяч в обе руки, проходит флажки (рис. 184) и по команде тренера отдает мяч налево или направо.
Игрок А занимает место А1, а тот с мячом в руках возвращается в хвост колонны, но предварительно отдает мяч игроку В, который, в свою очередь, начинает бег по направлению к тренеру.
Игрок Б, имеющий второй мяч, уже начал бег.
Подбор мяча с земли во время бега Игроки стоят в двух колоннах приблизительно в тридцати метрах друг против друга. На земле проведены две линии (рис. 185).
Первый игрок подбирает мяч у первой линии, продолжает бег и кладет его у другой линии, а сам уходит в хвост противоположной колонны. Затем бежит второй игрок, подбирает мяч, приземляет его у второй линии, а сам уходит в хвост противоположной колонны и т. д.
Это упражнение можно проводить в форме соревнования между несколькими командами. Выигрывает команда, которая первой возвратится в исходное положение.
Подбор мяча с земли без зрительного контроля У тренера два или три мяча. Игроки выстраиваются в колонну. Направляющий поворачивается на 180°, когда оказывается на одной линии с тренером. Тренер бросает мяч на землю. Игрок поворачивается и бежит за мячом. Подбегает к тренеру, кладет мяч рядом с ним, а сам уходит в хвост колонны.
Игрок может также ударить мяч ногой сразу, как подберет его, и передать помощнику тренера, который может находиться рядом с ним (рис. 186).
Ловля мяча (упражнение для юношей) Игроки стоят в кругу по порядку номеров. Тренер в центре круга. Он бросает мяч в воздух и называет номер игрока. Названный игрок должен поймать мяч я немедленно отдать его тренеру (рис. 187).
Тренер может усложнять упражнение.
Прием мяча (упражнение также полезно для отработки передачи на месте) Десять-двенадцать игроков располагаются по кругу. Два игрока в центре.
Игроки, стоящие по кругу, отдают и принимают передачи. Игроки, стоящие в центре круга, должны коснуться мяча или игрока, владеющего мячом.
Тренер заменяет игроков, стоящих в центре круга, игроками, неточно передавшими мяч или принявшими передачу.
Владеющий мячом может передать его налево или направо, но не имеет права передавать мяч больше чем через двух игроков (рис. 188).
Необходимо отметить, что все перечисленные упражнения можно использовать и при совершенствовании ударов ногой. Все они являются подготовительными при обучении приема мяча с лёта, а некоторые из них, слегка измененные, полезны для обучения подбора мяча в движении.
www.offsport.ru
Кто быстрее? Кто раньше овладеет мячом — нападающий или вратарь? Кто победит в единоборстве — защитник или нападающий?
От быстроты футболистов во многом зависит весь ход соревнования. Обычно чаще побеждает команда, действующая более быстро.
Развитие быстроты движений — одно из основных условий спортивного совершенствования. Темп игры футбольной команды нередко решает исход матча. Поэтому вопрос о том, как повысить скорость футболиста, всегда интересует и тренеров и самих игроков.
От чего улучшается быстрота спортсмена? Какими средствами можно ее повысить? В практике многих видов спорта найдены методы, с помощью которых удается заметно повысить быстроту движений. Можно ли ими воспользоваться для тренировки футбольных команд? Быстрота движения зависит от подвижности нервных процессов спортсмена, от силы и эластичности его мышц и гибкости суставов.
Все эти качества могут развиваться под воздействием тренировки.
Благодаря упражнениям могут совершенствоваться именно те функции нервной системы, от которых зависит быстрота действий спортсмена. Упражнения развивают силу и сократительную способность мышц, улучшают их эластичность и придают большую подвижность суставам.
Какие же для этого нужны упражнения, как их дозировать, в какой последовательности, как часто и с какими интервалами отдыха применять?
основные принципы и методы развития быстроты движений
Наиболее распространенное в спортивной практике средство повышения скорости движений — повторяющийся максимально быстрый бег на короткие дистанции. Беговые упражнения применяют по-разному: из различных стартовых положений, под уклон, толчками, семенящим бегом и т. п.
При определении дозировки упражнений обычно исходят из основного требования: каждое последующее упражнение должно выполняться с предельной для спортсмена скоростью. Если же скорость бега уменьшается, упражнения прекращают. Когда спортсмен, пробежав отрезок дистанции, не может без отдыха так же быстро повторить упражнение, он должен отдохнуть, чтобы восстановить силы.
После отдыха спортсмен может повторить бег с прежней или даже большей скоростью.
Длительность промежутков отдыха устанавливается индивидуально для каждого спортсмена. Здесь важно учитывать нагрузку и отдых в предшествовавших упражнениях, самочувствие спортсмена и внешние условия. Практически продолжительность отдыха определяется субъективными ощущениями спортсмена — готовностью повторить упражнение с предельной скоростью.
Н. Г. Озолин на основании исследований и обобщения практического опыта тренеров и спортсменов пришел к выводу, что после специальных упражнений, длящихся от 5 до 10 секунд и выполняемых с максимальной быстротой, нужно отдыхать примерно 30—60 секунд. После бега на 20 м с хода или на 30 м со старта необходим отдых в 5—6 минут. Если же спортсмен пробежит 60 м, он должен отдыхать от 6 до 8 минут.
Число повторений зависит от задач тренировки, длительности упражнений, самочувствия спортсмена и других условий. Специальные упражнения длительностью по 5—10 секунд рекомендуется проделывать дважды-трижды, а бег на дистанции от 10 до 60 м — от двух до четырех раз.Для развития быстроты спортсмену нужно так регулировать напряжение, чтобы до конца поддерживать высокую скорость. Наряду с этим необходимо и умение расслабляться в нерабочие моменты (для восстановления сил).
Рациональное чередование напряжения с расслаблением достигается лучше, когда спортсмен выполняет упражнения вначале не в полную силу, а затем постепенно увеличивает их интенсивность до максимальной.
Повторение упражнений с предельной скоростью неизбежно сопряжено со значительными волевыми усилиями. Значит, нужно обращать серьезное внимание и на воспитание воли спортсмена.Таковы основные принципы и методы развития быстроты движений.
При тренировке футболистов нужно учитывать некоторые особенности этой спортивной игры
В практической работе с футболистами иной раз применяются такие методы, которые не только не содействуют повышению быстроты футболистов, но могут и тормозить ее развитие.
Тренеры признают пользу повторного бега на короткие отрезки дистанции. Однако многие из них предпочитают проводить этот бег только с мячом. Но мяч связывает бегуна, мешает ему бежать с предельной скоростью. Поэтому бег с мячом, хотя и имеет прикладное значение для футболиста, все же не развивает так быстроту, как бег без мяча. Следовательно, нужно сочетать чисто беговые упражнения с упражнениями в беге с мячом.
Есть в тренировке футболистов и другие недочеты, мешающие развитию быстроты. Так, во многих командах скоростные упражнения на тренировке выполняются после упражнений, развивающих выносливость и силу. Между тем совершенно очевидно, что утомленный предшествовавшими занятиями футболист не сможет выполнять скоростные упражнения с предельной быстротой.
Автору пришлось наблюдать тренировку московской команды «Спартак». На упражнения, развивающие быстроту, там не отводилось особого времени. Такие упражнения были лишь вкраплены в число общеразвивающих упражнений. Быстрый повторный бег на короткие дистанции фактически превращался в разновидность переменного бега. Футболисты отдыхали между пробежками лишь в то время, когда возвращались к месту старта, то есть не более минуты.
Достаточен ли такой короткий отдых? Как он отражается на скорости повторного бега? Ответ на эти вопросы дали результаты проверки. Двадцати трем футболистам было предложено пробежать 40 метров 5 раз с минутными перерывами. Оказалось, что с каждой попыткой скорость бега неизменно падает.Значит, скоростные упражнения в полную силу нельзя выполнять без пауз, достаточных для полного отдыха. И неслучайно поэтому, что за год тренировки (1953/54) только у двух игроков основного состава команды «Спартак» скорость бега на 30 м улучшилась на 0,1 сек., а у остальных осталась без изменений.Все сказанное побудило автора экспериментально проверить методы развития быстроты у футболистов. Исследования производились в естественных условиях тренировки команды класса «А» («Торпедо», Москва). В ходе эксперимента подтвердилась правильность предположений о месте и количестве упражнений для развития быстроты, применяемых в круглогодичной тренировке футболистов.
Максимально интенсивные упражнения требуют основательной общей физической подготовленности спортсмена. Значит, зимой и в начале весны тренировки должны быть посвящены преимущественно развитию силы и выносливости. Упражнения для развития быстроты следует применять в основном с середины марта по июль. Учитывая напряженность соревнований конца сезона, рекомендуется постепенно, начиная с ав-густа, уменьшать объем таких упражнений, доводя их до минимума, практически необходимого для того, чтобы поддерживать быстроту на достигнутом уровне.
Наибольшая нагрузка в скоростных упражнениях падает на май—июнь. В это время несколько увеличиваются и отрезки дистанций: с 20—80 м в марте и апреле до 30—100 м в мае и июне.
В ходе исследований были проверены и отобраны серии упражнений. Перечислим их.Для развития быстротыПовторный бег с предельной скоростью на различные короткие отрезки дистанции (от 20 до 100 метров) по прямой, по повороту, из различных стартовых положений, с места и с хода.Переменный бег на дистанции от 800 до 1500 м. Бег толчками. Семенящий бег. Бег на месте с высоким подниманием бедер. Бег по повороту.Бег с мячом от середины поля и через все поле, с последующим ударом по воротам или передачей мяча партнеру. Бег с мячом, с препятствиями. Бег с мячом по линии центрального круга (на время). Эстафетный бег (2X40, 3 X40, 2X60, ЗХ 100 м).Прыжки в длину. Игры в ручной, мяч и баскетбол. .Для развития силы мышц ногПриседания с грузом (партнер). Разведение ног в стороны с сопротивлением (при помощи партнера). Приседания на одной ноге. Прыжки на одной ноге. Отнимание мяча ногой.Для укрепления мышц задней поверхности бедраСгибание ног с сопротивлением (при помощи партнера). Покачивание в положении «полушпагата».Для развития гибкостиПрыжок прогнувшись. Переход из основной стойки на мост. Колесо, переворот и другие акробатические упражнения.Для расслабления мышцОбманные движения. Удар по мячу через себя с падением, кульбиты без мяча и с мячом.Для чередования напряжения с расслаблениемРазличные махи ногами и руками. Наклоны и распрямления.
• ♦ ♦
Занятия обычно начинались с 3—5 повторений свободного предельно быстрого бега без мяча на дистанции от 20 до 100 метров и 8—10 повторений бега с мячом от середины поля, с последующим ударом по воротам.Опыт показал, что быстрота лучше развивается в тех случаях, когда упражнения в беге выполняются после соответствующей предварительной разминки, но организм спортсмена еще не утомлен предшествовавшими занятиями. При пяти—шести матчах в месяц обычно 8— 10 дней (два дня в цикле) отводилось на занятия для развития быстроты движений. Достаточные паузы отдыха между упражнениями, выполняемыми с максимальной скоростью, значительно повысили интенсивность занятий, хотя плотность их и уменьшилась.
Содержание занятия с повышенной интенсивностью выполнения упражнений1. Бег медленный с мячом —два круга. 3 минуты.2. Упражнения, развивающие силу мышц ног: приседания с грузом (партнер), разведение ног в стороны с сопротивлением (при помощи партнера) и прочие упражнения. 5 минут.3. Упражнения, укрепляющие мышцы задней поверхности бедра (покачивания в положении «полушпагата» и другие). 3 минуты.4. Упражнения, развивающие гибкость (прыжок прогнувшись и другие). 2 минуты.5. Упражнения в чередовании напряжения с расслаблением (прыжок вверх— напрягаясь, приземление — расслабившись; махи руками: назад — напряженно, вперед и вниз — расслабленно; махи ногами: вперед — напряженно, назад — расслабленно). 5 минут.6. Отдых. 5 минут.7. Повторный бег с мячом от линии ворот (2 X 80 м) с заключительным ударом по воротам (с интервалом отдыха до готовности). 20 минут.8. То же от середины поля (10 раз). 30 минут.9. То же с подачей мяча. 30 минут.10. Произвольные упражнения с мячом (с умеренной интенсивностью). 10 минут.11. Игра 5X5 поперек поля (с большой интенсивностью). 10 минут.12. Заключительный спокойный бег и ходьба. 5 минут.В таком занятии большинство упражнений, чередующихся с отдыхом, выполняется с максимальной скоростью.Такая тренировка имеет ряд преимуществ перед занятием, где упражнения следуют непрерывно, но выполняются с умеренной интенсивностью. Футболист привыкает к предельно быстрым действиям. У него улучшается подвижность нервных процессов. Сами же упражнения по своему характеру приближаются к условиям игры и более глубоко воздействуют на организм футболиста.С другой стороны, следует учитывать, что при повышенной быстроте упражнений спортсмен не успевает следить за правильным выполнением технического приема. Из этого следует, что наибольшую пользу принесет поочередное проведение как тех, так и других занятий.
В итоге экспериментальной работы 13 футболистов (из 17) повысили скорость бега на 60 м в пределах от 0,1 до 0,8 секунды и сохранили ее до конца сезона. У двух игроков скорость бега не изменилась, а у остальных двух несколько уменьшилась (один из них повредил себе ногу, а другой, снизив скорость в беге на 60 м, повысил ее на дистанциях в 30 и 40 м).Спортивные результаты команды «Торпедо», как известно, улучшились. Этим также (правда, косвенно) подтверждается правильность предлагаемой методики развития быстроты.Исходя из всего этого, мы считаем возможным рекомендовать такую методику для тренировки футбольных команд.
С. САВИН,
кандидат педагогических наук
football99.ru