Уважаемые коллеги, не секрет, что артикуляционная гимнастика очень важна и значима для постановки звуков. Но, если она сопровождается занимательными стихами, то ребенку интереснее выполнять упражнения, тем самым повышается уровень эффективности выполнения этих упражнений.
Хочу предложить свою версию артикуляционной гимнастики, с которой, с большим удовольствием поделюсь. Так как, я работаю с детьми с нарушением зрения, то картинки к каждому упражнению использую формата А-4. Эта серия артикуляционной гимнастики, предназначена для логопедов, воспитателей, а также родителей.
Не устанет наш язык,К упражнениям привык.То, что сами мы не сможем,Логопед нам всем поможет.
В кабинет к нему идем,Верно, звук произнесем.Постараемся и сможем,Ведь гимнастика поможет.
Ведь она для языка,Очень важна и нужна.Раз, два, три, четыре, пять -Начинаем мы играть!
«Качели»
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Раз, два, три –Язычок вверх подними.Четыре, пять -Опустили вниз опять.Ты, язык не обижай,На качелях покачай.Подними его скорей,Ему станет веселей.Снова вниз опусти,И немного отдохни.
«Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Будет наш язык маляр,Он нисколько не устал.Красим небо, облака,Маляра жизнь не легка.Постарайся ты дружок,И покрась весь потолок.
«Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Тик-так, тик-так,Ходят часики вот так.В одну сторону, в другуюПоиграй в игру такую.
«Чистим зубки»
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Утром зубы каждый день,Чистить нам совсем не лень.И вверху, и внизуЩеткой, я своей пройду.
«Вкусное варенье»
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Любишь ты дружок варенье -Сделай это упражнение.Каждый, хоть совсем немножко,Любит, есть варенье ложкой.
«Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Поднимаем язычок,Будет он во рту грибок.Досчитаем до пяти,А потом вниз опусти.
«Заведем мотор»
Напряженным кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, отчетливо и многократно произнося Д-Д-Д.
У машины есть мотор,Не заводится вот он,Зубы ты свои сомкни,И мотор ты заведи.
«Иголочка»
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Как в лесу у елочки,Острые иголочки.Досчитаем до шести,Язычок свой покажи.
«Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
Любим с мячиком играть,Им в ворота попадать.Влево вправо, будет гол,Удивительный футбол.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Тянуть подъязычную связку.
Мы ни сколько не устали,Язычком мы цокать стали.Цокать медленно и сильно,Ты дружок не торопись -Делай медленно — трудись.Слышно звонко, как лошадка,Бьёт копытом по брусчатке.
«Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
На гармошке мы играем,Ротик плавно открываем.Будем вверх язык держать,Будто к небу прижимать.
«Змейка»
Змейка под кустом шипит, Рот широко открыт. Узкий язык сильноОна высунет язык. выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.Раз, два, три, четыре, пять -Уберет язык опять.
«Пароход гудит»
Губы растянуты, при длительном произнесении звука [Ы] протолкнуть кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этомположении.
Пароход по морю ходит,Громко песенку заводит.Язычок вверх подними,С пароходом погуди.
«Горка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
По крутой высокой горки,Съехал вниз малыш Егорка.Горка очень высока,Покатает нас она!
«Автомат»
Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося Т-Т-Т. Убыстрять темп.
Автоматчик будешь ты,Д-д-д – произнеси.Быстро пули выпускай,Метко в цели попадай.
«Барабанщики»
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося Д-Д-Д.
Барабанщиков отряд,Барабанят дружно в ряд.Язычок ты подними,Барабан изобрази.
«Индюк»
Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ-БЛ-БЛ.
Индюк – очень важная птица,И очень этим гордится.Бл-бл-бл – крчит индюк,И пугает всех вокруг.Ты не бойся, подойди,Индюка изобрази.
Я буду очень рада, если мои стихи кому-то пригодятся и помогут в работе с детьми!
Алесенкова А.В.,учитель-логопед
Loading ...logoportal.ru
Для нормального развития речи и четкого произношения всех звуков, необходимо следить за состоянием артикуляционного аппарата.
В него входят следующие органы: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо (ротоглотка), зубы верхней и нижней челюсти (они формируют прикус), губы, носоглотка (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующие в порождении звуков речи и голоса.
Многое из перечисленного нужно контролировать со стороны медицины и обследоваться у специалистов по мере надобности.
Но что касается движений языка, губ, то их можно немного корректировать с помощью постоянных упражнений.
Вот о них мы и поговорим. Сейчас рассмотрим максимальное количество артикуляционных упражнений, которые вы можете выполнять с малышом дома перед зеркалом.
ЯЗЫЧОК И ДОМИК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; сильно высунуть язык и затем спрятать его (рот не закрывать!). Повторить 3-4 раза.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, тянуться язычком то к левому углу рта, то к правому. Повторить 6-8 раз.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, опустить язык вниз — к подбородку, затем поднять язык к носу. Повторить 4-5 раз. Следить, чтобы рот был всё время открыт, а нижняя губа не помогала языку подниматься вверх.
Артикуляционное упражнение Язычок и домикБЕГЕМОТИК
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.
Артикуляционное упражнение БегемотикУЛЫБКА (лягушка улыбается)
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
ХОБОТОК (набираем водичку хоботом)
Описание упражнения 1: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.
Описание упражнения 2: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.
Артикуляционное упражнение Хоботок (Дудочка)ЗМЕЙКА
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Артикуляционное упражнение Змейка
ЛОШАДКА
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
ЁЖИК БЕГАЕТ ПО КРУГУ
Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт.
Артикуляционное упражнение Ёжик бегает по кругуРАСЧЕСКА
Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.
Артикуляционное упражнение РасческаВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
Описание упражнения: надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
Артикуляционное упражнение Воздушный ШарикЧАСИКИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
КАЧЕЛИ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» — опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-5 раз.
Артикуляционное упражнение КачелиФУТБОЛ
Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Описание упражнения: вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох — через нос, выдох — через рот. Следить, чтобы щёки не надувались.
Артикуляционное упражнение ФутболИНДЮК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд-назад, произнося: была-была-была…
МЕСИМ ТЕСТО (Наказываем непослушный язычок)
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами — та-та-та…; пошлёпать язык губами -пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием
Артикуляционное упражнение Месим ТестоБЛИНЧИК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти; потом до десяти.
Артикуляционное упражнение БлинчикВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали?
Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем.
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.
Артикуляционное упражнение Вкусное вареньеЧАШЕЧКА
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы чай не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой.
Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.
Артикуляционное упражнение ЧашечкаЧИСТИМ ЗУБЫ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.
После того как Язычок почистил зубки, он принялся полоскать ротик. Давай ему поможем!
Описание упражнения: рот закрыть, имитировать полоскание рта.
Артикуляционное упражнение Чистим ЗубыКИСКА СЕРДИТСЯ (ГОРКА)
Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.
Описание упражнения: улыбнуться, окрыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.
Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.
Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.
Артикуляционное упражнение Киска сердитсяПАРУС
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Артикуляционное упражнение ПарусМАЛЯР
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.
Артикуляционное упражнение МалярГРИБОК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
Артикуляционное упражнение ГрибокГАРМОШКА
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб» на с. 34). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.
Артикуляционное упражнение ГармошкаДЯТЕЛ
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала
медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.
КОМАРИК
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.
Артикуляционное упражнение КомарикМОТОРЧИК
Давай мы попробуем завести моторчик.
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.
А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН — дын, дын; ДЫН — дын, дын…» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.
Артикуляционное упражнение Заведи моторчикЭти все изображения взяты из книги Елены Косиновой «Гимнастика для развития речи».
Отдельно изображения можно скачать на сайте ЗДЕСЬ, а всю книгу можно приобрести в отделах учебной литературы или в интернет-магазинах.
Комментарии: 2Публикации: 197Регистрация: 13-09-2016
igromama.com
Упражнение «Маятник» или «Часики»
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы. Узкий язык просунуть между резцами. Поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.
Методические указания:
1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной; 2) движения языка должны быть симметричными;
3) язык не загибается и не касается губ.
Упражнение «Почистим зубы»
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания:1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки; 2) следить, чтобы язык двигался у десен, а не скользил по верхнему краю зубов; 3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Рот откройте, улыбнитесь, Свои зубки покажите, Чистим верхние и нижние, Ведь они у нас не лишние.
Упражнение «Блинчик»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении и при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.
Методические указания: 1) нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) похлопывать язык губами несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух; 4) язык расположен в полости рта симметрично .Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Упражнение «Футбол» или «Хомяк»
Ход выполнения упражнения: Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку, так как будто там мячик или хомячок сделал припасы. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд.
Методические указания: рот при этом закрыт.
Упражнение «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания:
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Присосу язык на нёбо,А теперь смотрите в оба:Ходит челюсть вверх и вниз –У неё такой круиз.
Упражнение «Качели»
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть за нижние зубы на счет «раз». На счет «два» загнуть язык за верхние зубы.
Методические указания:
1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными;
2) язык должен оставаться широким; 3) следить, чтобы при подъеме языка вверх нижняя губа не поддерживала язык.
На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.
На качеляхЯ качаюсьВверх – вниз,Вверх – вниз,И все выше поднимаюсь,А потом лечу я вниз.
Упражнение «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания: 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Я лошадка – серый бок (цок, цок), Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Упражнение «Маляр»
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Ход выполнения: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Методические указания: 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Язык – как кисточка моя,И ею нёбо крашу я.
Упражнение «Дудочка» или «Хоботок»
Цель: выработать движение губ вперед.
Ход выполнения упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет до 5.
Методические указания: следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.
На дудочку губы положим, И даже сыграть на ней сможем. Ду-Ду-Ду.
Упражнение «Парус»
Ц е л ь: Растягивать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Ход выполнения упражнения: Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до 10. Упражнение повторить 2—3 раза.
Упражнение «Окошко»
Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.
Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука «Ш».
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания: 1) следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта; 3) если упражнение не получается, то Как только язык станет распластанным, шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.Необходимо обратить внимание ребенка на активные движения широкого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, боковые края языка смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает форму чашечки.
Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей язык поднять, Чтобы капельку слизать.
Упражнение «Заборчик»
Ц е л ь: Развивать круговые мышцы губ.
Ход выполнения упражнения: Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 с.
Методические указания: следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.
Широка Нева – река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краёв и до десны.
Упражнение «Расческа»
Ц е л ь: Вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.
Ход выполнения упражнения: «причесывать» зубами язык.
Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела. Упражнение повторить 3—4 раза.
multiurok.ru
Утро с котиком Музиком
(О.Н. Арсеневская)
Котик Музик утром встал,
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело.
Пополощем ротик,
Как чистюля Котик.
Музик наш расческу взял,
И причесываться стал.
Мы за ним не отстаем;
Все покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Музик спинку выгибает.
Музик спинку прогибает.
А теперь язык наш – мяч.
Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!!
Вот и завтракать пора:
Котик нам напек блины,
Со сметаною они.
Как сметанку любит Котик?
Оближи скорее ротик.
А теперь чаек попьем.
Чай мы в чашечку нальем.
Музик сыт, Музик рад!
Музик любит всех ребят!
Веселая прогулка
(Е. М. Косинова)
Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался.
Увидел Язычок, что погода хорошая, и пообедал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был… ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик.
Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»
Ежик
У меня в иголках шерстка
И норе запасов горка.
Лучше ты меня не трожь!
Я – колючий серый еж!
О. Перова
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол.
Футбол
Во дворе народ толпится.
Там идет футбольный матч.
И вратарь наш, Генка Спицын,
Пропустить не должен мяч.
Потому что наблюдает
За игрою из окна
Катерина. Всякий знает:
Генке нравиться она.
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях!
Качели
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк.
Индюк
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать.
Давай и мы поможем Язычку.
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем,
После скалку мы возьмем,
Тесто тонко раскатаем,
Выпекать пирог поставим.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не пора ли вынимать?
О. Перова
Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.
Блинчики
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
О. Перова
Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать.
Вкусное варенье
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка.
Чашка
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!»
Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.
Чистим зубки
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
Веселый лягушонок
(М.В. Малец)
Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек
Жил веселый лягушонок —
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Мне он нравится, друзья!
Упражнение «Улыбка» Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны. | Улыбаться широко Очень просто и легко: Как лягушка, Тянем к ушкам Губы. Улыбаемся. Получается отлично! Молодцы! Стараемся! Лягушонку с ранних лет Добывать себе обед Приходилось самому. Было нелегко ему. Пищу сам он добывал, Еще до свету вставал И под кочкой у листочка Язычок свой разминал: Чтоб комариков достать, Должен он подвижным стать. | |
Упражнение «Блинчик» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу. Боковые края языка касаются уголков рта. | Повторить его зарядку Мы сумеем по порядку. Пя-пя-пя — Пя-пя-пя — Язык — лопатка у тебя! На лопатку и на блинчик Наш язык сейчас похож, Он послушен и прилежен И поэтому хорош! | |
Упражнение «Иголочка» Рот открыт. Узкий язык высунуть изо рта. | Расслабляться надоело! Напряжемся до предела! Язычок теперь — «иголка», Хоть и острый, но не колкий! А теперь без сожаленья Чередуем упражненья: «Блинчик» — острая «иголка» — Расслабленье — напряженье. | |
Упражнение «Часики» Рот открыт. Кончиком языка касаться поочередно то одного, то другого угла рта. | «Часики» — «тик-так, тик-так!» Постарайся, сделай так: Язык — «иголка», улыбнись, Губ уголков «иглой» коснись. Словно маятник язык: Тик-тик! Тик-тик! Тик-тик! Тик-тик! | |
Упражнение « Чистим зубки» Рот открыт. Тубы в улыбке. Широким кончиком языка водить сначала по верхним зубам, а потом — по нижним зубам, слева направо и обратно. | Лягушонок чистит зубки Ежедневно, каждый день! Чистить зубки лягушонку Ну совсем, совсем не лень! Зубки верхние снаружи Чистит. Чистит и внутри. Справа — влево, слева — вправо, Полюбуйся, посмотри. Зубки нижние снаружи Чисто чистит он затем. Справа — влево, слева — вправо, Помнить нужно это всем: Челюсть нижняя на месте! «Чистим зубки» с ним мы вместе! | |
Упражнение «Качели» Рот открыт. Широкий кончик языка поднимать к верхней губе, а затем опускать к нижней. После этого язык тянуть поочередно к носу и к подбородку. | Лягушонок чуть схитрил, Закричал что было сил: «Эй, комарики, качели! На качели, на качели! Я качели сделал вам! Покачаю вас я сам! Рот открыт, В улыбке губы, Гибкий кончик языка Покачает вас пока Вверх и вниз, К губе и к носу, Наслаждайтесь без вопросов!» | |
Упражнение «Чашечка» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунуть изо рта. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу. | На язык комарик сел, А взлететь он не сумел! Прямо в «чашечку» поймался! В «чашечке» он и остался! | |
Упражнение «Болтушка» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад. | Лягушонок очень мил, Сам себя он похвалил: «Бл-бл-бл, бл-бл-бл! Сам комариков ловил! Бл-бл-бл, бл-бл-бл! У меня хватило сил! Язычок широкий, плоский, Словно блинчик или доски, Чашечкой я завернул, К носу язычок тянул. | |
Упражнение «Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкимкончиком языка облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу от одного уголка рта до другого. | Облизнулся с наслажденьем: «Мой обед вкусней варенья!» Вот конец стихотворенья — Занимайся каждый день. Прочь тогда прогонишь лень! Если прочь прогонишь лень, Сытым будешь каждый день! |
Веселый язычок
(В.Н. Чернякова)
Жил веселый язычок,
Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе.
Запирался на крючок.
Делают язычок узким, кончик поднимают вверх.
Хоть один он проживал,
Никогда не унывал.
Утром рано просыпался,
За зарядку принимался.
Руки вверх и руки вниз,
Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением.
А потом ты наклонись.
Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы.
А затем подскоки, бег —
Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу.
Тут совсем не до утех.
Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется).
Притомился язычок,
Даже заколол бочок.
Стараются сделать язычок как можно уже.
Умываться он пошел,
Щетку в ванной он нашел.
Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот.
Зубы чистил, полоскал,
Имитируют полоскание ротовой полости.
А умылся — засверкал.
Кончиком языка облизывают губы.
А на завтрак язычок
Выпил тепленький чаек
Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка.
С вкусным вареньем,
Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу.
С большим наслажденьем.
Улыбаются, сомкнув зубы.
Взялся язычок за дело —
И работа закипела:
Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы.
Подметал, белил и мыл —
Отрабатывают подъем языка и его подвижность.
Ничего он не забыл.
Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба.
Прогуляться он пошел,
Узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется).
Много он забав нашел:
С горки весело спускался,
Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы.
На качелях покачался,
Двигают языком вверх-вниз с постепенным ускорением.
На лошадке поскакал,
Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают).
И ни разу не упал.
А потом домой вернулся,
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.
Дверь закрыл и улыбнулся.
Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются.
Наш веселый язычок
Славно прожил свой денек:
Потрудился, отдохнул,
Делают язык широким.
Наигрался и заснул.
Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.
Денискина зарядка
(Е.Б. Смирнова)
КАЧЕЛИ
Язычок вверх и вниз -На качели сел Денис. Вот качели высоко, Вот качели низко.
До чего же хорошо, Весело Дениске!
ГОРКА
Кончик языка
в зубки упирается, Спинку выгнем язычка — Горка получается.
Быстро-быстро с горки вниз На санках катится Денис.
ПАРОХОД ГУДИТ
Вот Денискин пароход Смело по морю плывет. Не боясь крутой волны, Весело гудит он: «Ы-ы-ы».
ТРУБОЧКА Кто играет на гитаре, А Денис — на дудочке: Губы вытянул вперед Узкой-узкой трубочкой. |
ЧАСИКИ У Дениса есть часы Удивительной красы! Ходят стрелочки по кругу И хотят догнать друг друга. |
БАРАБАНЩИК Недавно бабушка Анфиса Купила барабан Денису. И теперь он делом занят: Громко-громко барабанит. |
УЛЫБКА Наш Дениска — озорник, Тянет губки к ушкам. — Посмотрите, — говорит – Я теперь лягушка! |
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ Если у Дениса Плохое настроенье, Ест Дениска наш Вкусное варенье. Надо верхнюю губу Вареньицем намазать И широким язычком Облизнуть все сразу. |
Зоопарк
(Е.М. Косинова)
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.
Бегемотики
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
Да пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.
О. Перова
Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Лягушки
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Слон
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!
Змея
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.
Лошадка
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.
Расческа
С волосами я дружу,
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.
Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Шарики
Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
Веселая артикуляционная гимнастика
(Н.В. Нищева)
Бегемотик рот открыл, Подержал. Потом закрыл. Подразним мы бегемота — Подшутить над ним охота. | Широко открывать и закрывать рот | Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели. А скажите, вы б сумели Язычком «качать качели»? | Качели | |
Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас. | Улыбка | У птички клювик очень колкий И тонкий, острый, как иголка. Взгляни-ка рядом на страницу: Мой язычок — как клюв у птицы. | Иголочка | |
Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. | Хоботок | Язык, как маятник часов, Качаться вновь и вновь готов. Котенок улыбается, Он, как и ты, старается. | Маятник (Часики) | |
Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. | Хомячок (надувание щек) | Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет И подсядет к меду ближе. | Вкусный мед | |
Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит. | Лопата | Выгни язычок, как спинку Выгнул этот рыжий кот. Ну-ка, рассмотри картинку: Он по мостику идет. | Мостик (Киска злится) | |
Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык. | Котенок лакает молоко | Белка щелкает орешки Обстоятельно, без спешки. Упираем язычок Влево-вправо, на бочок. | Орешки (Футбол) | |
Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий. | Чашечка |
poisk-ru.ru
Хорошо поставленная речь – залог приятного впечатления и зачастую успеха в целом. Научите ребёнка говорить красиво и понятно, и плоды вашего труда не заставят себя ждать.
Что же такое артикуляция? Это совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи. Если проще, то именно благодаря артикуляции мы различаем на слух слова.
Упражнения на развитие артикуляции (артикуляционная гимнастика) направлены на работу со многими группами мышц – языка, губ, нёба, а также грудной клетки и плечевого пояса.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
detstrana.ru