1. Техника выполнения и последовательность освоения ударов по
мячу ногой
Удары по мячу ногами составляют основу техники игры. Игроки
передают мяч друг другу, бьют по воротам, выполняя ведение мяча.
Удары подразделяются по способу выполнения:
внутренней стороной стопы;
средней частью подъема;
внутренней частью подъема;
внешней частью подъема;
носком;
пяткой;
головой.
Выделяют основные фазы движений, которые являются общими всех
способов:
1-я фаза – предварительная; состоит из разбега и постановки опорной
ноги.
2-я фаза – рабочая; представлена ударным движением и проводкой.
Удар внутренней стороной стопы
Часто используется при коротких и средних передачах; при ударах с
ближнего расстояния. Чтобы правильно его выполнить, необходимо
поставить к направлению полета мяча. Для разучивания этого приема
предлагается несколько упражнений, которые можно выполнять как
индивидуально, так и в парах.
Подводящие упражнения
1. У стенки или щита встать в 3–6 шагах от цели. По неподвижному
мячу с места выполняется 5–10 ударов, а затем – такое же число ударов с
одного или нескольких шагов разбега.
2. Попади в ворота. Поставить перед стенкой ворота из флажков или
стоек шириной в 1 или 2 м. Необходимо постараться с расстояния 4–6 шагов,
посылая мяч низом, попасть в цель (ворота). Данное упражнение повторяется
несколько раз с небольшим перерывом. Удар внутренней стороной стопы
можно усложнить. Для этого мяч переносится на 2–3 шага в сторону.
3. Точная передача. Дети становятся друг против друга на расстоянии
5–7 шагов. Поочередно передают мяч друг другу так, чтобы он медленно
подкатывался к ногам партнера. Это упражнение можно выполнять в
колоннах.
4. Мяч в кругу. На площадке чертится круг диаметром 5–6 шагов в
зависимости от места проведения занятий. Один ребенок встает внутрь круга,
остальные размещаются по его линии на одинаковом расстоянии друг от
друга. Игрок, стоящий внутри круга, поочередно посылает мяч каждому из
участников. Через 8-10 передач его меняет следующий игрок.
5. Кто самый меткий. Для выполнения данного упражнения
необходимо поставить флажок или какой-либо другой предмет. С расстояния
4-6 шагов следует попасть в цель как можно больше раз. Каждый участник
выполняет 5–7 ударов.
Удар серединой подъема
Выполнение удара серединой подъема – наиболее трудный
технический прием. Этот удар, эффективный как по точности, так и по силе,
наносится с прямого разбега. Опорная нога, слегка согнутая в колене,
ставится рядом с мячом. Носок ударной ноги «смотрит» точно по
направлению удара. Она отводится назад, сгибается в колене, а затем
маховым движением выносится вперед. Удар наносится точно в середину
мяча, носок бьющей ноги оттягивается вниз, туловище наклоняется вперед
над мячом. При выполнении этого удара занимающиеся могут получить
травму в связи с сильно оттянутым носком. Поэтому обучение надо начинать
с ударов, подбрасывая мяч, стоя на месте.
Подводящие упражнения
1. Имитация удара без мяча.
2. Удар по неподвижному мячу в стенку. Выполняется с расстояния 3–
4 шагов. Для восприятия соприкосновения ноги с серединой мяча движение
производится в медленном темпе.
3. Обозначьте флажками ворота шириной 1–1,5 м. С расстояния 5–10
шагов занимающийся должен попасть в створ ворот. В зависимости от
количества детей их может быть несколько.
4. Усложнение задачи. Выбрать цель (ворота из стоек, флажков) или
начертить на стене квадрат размером 1 x 1 м. С расстояния 5–10 шагов с
места нанести 10–15 ударов по неподвижному мячу.
5. Один из занимающихся передает мяч ногой сбоку, а другой
совершает 8–10 ударов подряд по катящемуся мячу с разбега в цель.
6. Двое игроков, стоя друг против друга на дистанции 5–7 шагов, по
очереди передают мяч серединой подъема.
Основные ошибки
1. Занимающиеся не оттягивают носок бьющей ноги максимально
вниз, и удар наносится верхней частью носка.
2. Начинающие игроки ставят опорную ногу далеко от мяча.
3. Отклонение туловища назад в момент удара по мячу.
Удар внутренней частью подъема
Техника выполнения. Опорная нога при ударе располагается на 25–35
см в сторону от мяча. На нее переносится вес тела, бьющая нога сгибается в
колене. Стопа несколько разворачивается наружу, голеностоп закрепляется,
носок оттягивается. Если удар придется на центр мяча или выше, мяч
полетит низом. Разбег выполняется под углом 30–60° по отношению к мячу и
цели.
Подводящие упражнения
1. Обозначить цель на стене (квадрат 1 x 1 м). В 5–7 шагах от цели
начертить линию. С этого расстояния выполнить 10–15 ударов с места по
неподвижному мячу. То же повторить с разбега.
2. Между двумя деревьями или стойками на высоте 0,5–1 м натянуть
шнур. Дети должны посылать друг другу ударом ноги мяч так, чтобы он
пролетел над шнуром. Для того, чтобы придать игре большую
эмоциональность, это упражнение можно выполнить в виде соревнований.
3. Двое детей стоят в 3–4 м друг против друга. После остановки мяча
поочередно низом выполняют передачи.
4. После 2–3 шагов разбега в медленном темпе ударить по мячу ногой
внутренней стороной подъема.
5. Занимающиеся с расстояния 5–10 шагов стремятся попасть мячом в
ворота по воздуху. Упражнение выполняется поочередно правой и левой
ногой.
Основные ошибки
1. Опорная нога ставится слишком близко к мячу.
2. Разбег выполняется по прямой линии. (Для исправления ошибки
предлагается выполнить удар после разбега по начерченной дуге.)
Удар внешней частью подъема
Применяется как при «обстреле» ворот при угловом и штрафном
ударах и скрытых передачах партнеру. Особенность этого удара в том, что
мяч в полете закручивается и летит, отклоняясь в сторону. Чтобы правильно
выполнить удар внешней частью подъема, необходимо, необходимо
разбежаться точно по направлению полета мяча. Согнутая опорная нога
ставится на уровне мяча на такое расстояние от него, чтобы не мешать
бьющей ноге. Носок оттягивается вниз, голеностоп закрепляется, и вся нога
разворачивается вовнутрь. Туловище наклоняется вперед, и тяжесть тела
переносится на опорную ногу. В момент удара нога соприкасается с мячом
внешней частью стопы. Чем ближе опорная нога и чем больше вывернута
внутрь стопа, тем ниже летит мяч после удара.
Подводящие упражнения
1. Для того, чтобы дети правильно ставили опорную ногу,
рекомендуется выполнить 6–8 упражнений, имитируя удары с разбега по
мячу (опорная нога – на специальной отметке).
2. Мелом отметить соответствующую часть подъема и выполнить 8–10
ударов в стенку или партнеру, контролируя точность движений. В
дальнейшем это упражнение можно применять для разучивания упражнений,
аналогичных упражнениям для удара серединой подъема.
Основные ошибки
1.Опорная нога ставиться перед мячом так, что преграждает путь бьющей по
мячу.
2. Носок бьющей ноги недостаточно оттягивается вниз.
3. Стопа бьющей ноги недостаточно разворачивается вовнутрь.
Удар носком ноги
Техника выполнения: удар носком ноги с места и разбега выполняется
по неподвижному и катящемуся мячу. Опорная нога ставиться сбоку от мяча,
а ударная в момент замаха согнута в колене. При выполнении удара она
почти выпрямляется, удар наносится в центр мяча. Если мяч нужно послать
верхом, удар наносится ниже центра мяча. Удар по мячу носком придает ему
направление полета влево или вправо. При обучении этому приему можно
использовать те же упражнения, что и при освоении техники удара
серединой подъема.
Подводящие упражнения
1. Удар по неподвижному мячу в стенку выполняется с расстояния 5–7
шагов.
2. Обозначить флажками ворота шириной 1–1,5 м. С расстояния 5–10
м занимающиеся должны попасть в створ ворот.
3. Усложнить задание. Выбрать цель (стойки или флажки). Начертить
на стене квадрат размером 1 x 1 м. С расстояния 5–8 шагов нанести 5–6
ударов на точность. Кто чаще попадет в цель, тот считается победителем.
Основные ошибки
1. Опорная нога ставиться далеко от мяча.
2. Отклонение туловища назад в момент удара.
3. При ударе носком голеностоп расслаблен.
Удар пяткой
Техника выполнения: опорную ногу ставят на уровне мяча. Бьющая
нога при замахе проносится над мячом вперед, и резким движением ноги
назад наносится удар пяткой в середину мяча. Стопа при этом располагается
параллельно земле.
Подводящие упражнения
1. В ____________парах. Встать с партнером в 5–6 шагах друг против друга.
Повернувшись к партнеру спиной, нанести удар пяткой с места, направляя
мяч в его сторону. Партнер останавливает мяч и таким же образом передает
его назад. Выполнить 8–10 ударов.
2. По прямой линии поставить 5–6 мячей через 3–4 шага. Подбегая
поочередно к мячам, выполнить удары пяткой.
3. Два игрока становятся один за другим: первый направляет мяч
вперед низом, а стоящий за ним делает ускорение. Догнав мяч, останавливает
его пяткой, возвращает партнеру. После выполнения упражнений 4–5 раз
партнеры меняется местами.
Основные ошибки
1. В момент удара бьющая нога и мяч находятся не на одной линии с
опорной ногой, а впереди.
2. Удар приходятся по верхней части мяча. Для исправления этой
ошибки рекомендуется имитировать удары пяткой по неподвижному или
нарисованному на полу мячу.
2. Техника выполнения и последовательность освоения остановки
мяча ногой
Остановка мяча ногой производится внутренней стороной стопы,
подошвой и серединой подъема. Остановка мяча может быть полной, после
нее мяч остается лежать у ног футболиста неподвижно, и неполной, когда
движение мяча гасится частично, лишь замедляет его скорость и изменяет
движение.
Основные фазы выполнения остановки мяча ногой
1. Подготовительная фаза – исходное положение: вес тела переносится
на опорную ногу, которая для устойчивости немного согнута в колене.
Останавливающая нога выносится навстречу мячу.
2. Рабочая фаза – производится уступающее движение несколько
расслабленной останавливающей ногой. Скорость ее движения постепенно
снижается.
3. Завершающая фаза – центр тяжести переносится в сторону
останавливающей ноги и мяча.
Остановка мяча внутренней стороной стопы
Для остановки катящегося мяча нога выносится вперед, стопа
развернута наружу на 90°. Вес тела переносится на опорную ногу,
останавливающая нога сгибается в колене. В момент соприкосновения с
мячом мягко отводится назад до уровня опорной ноги.
Остановка катящегося мяча подошвой
Техника выполнения: мяч движется навстречу игроку.
Останавливающая нога слегка согнута в колене, выносится вперед к
приближающемуся мячу. Носок приподнят вверх под углом 30–40°.
При соприкосновении с мячом проводится уступающее движение
назад.
1. Ребенок с 5 шагов направляет мяч низом в стену; отскакивающий
мяч останавливает внутренней стороной стопы. Повторить 10–12 остановок
левой и правой ногой поочередно.
2. Дети в парах передают друг другу мяч и останавливают его
внутренней стороной стопы и подошвой , постепенно увеличивая расстояние.
3. Начертить на площадке круг диаметром 5 м. Одного ребенка
поставить в центр круга, а остальных расположить по нему. Получивший мяч
от стоящего в кругу должен отправить его обратно. При передачах дети
останавливают мяч внутренней стороной стопы или подошвой.
4. Передача мяча в движении. Дети стоят в 6–8 шагов друг от друга.
Продвигаясь вперед, передают мяч низом партнеру, предварительно
остановив его одним из приемов.
5. Дети стоят лицом друг к другу. Передвигаясь левым или правым
боком, поочередно передают мяч, останавливая его внутренней стороной
стопы. Темп необходимо постоянно увеличивать.
6. Подбросить перед собой мяч и оставить его с внутренней стороны
стопы 8–10 раз.
Основные ошибки
1. При выполнении остановки мяча подошвой многие занимающиеся
часто заносят останавливающую ногу слишком высоко, и мяч
проскальзывает под стопой..
2. Во время остановки дети сильно наступаю на мяч ногой – это тоже
ошибка. Постарайтесь сразу после нее сделать шаг вперед останавливающей
ногой, вес тела будет перенесен на опорную ногу, и мяч не проскочит под
стопой.
3. При остановке мяч сильно отскакивает от ноги. Это вызвано тем, что
она сильно напрягается. Чтобы исправить этот недостаток, используйте слабо
накачанный мяч.
Шпак В.Г. Обучение элементам футбола в школе // Физическая культура и здоровье. –
2003. - № 2.
www.dokaball.com
В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.
Ключевые слова:футбол, техника футбола, техническая подготовка, ведение мяча, чувство мяча, обучение удару по мячу, подготовка юных футболистов.
Под технической подготовкой спортсмена понимают обучение основам техники двигательных действий и совершенствование избранных форм спортивной техники (характерных для вида спорта), обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов. Для построения процесса обучения технике футбола решающее значение имеет структура обучения специфическим двигательным действиям и составленная на её основе систематизация средств технической подготовки [6].
Техническая подготовка начинается с этапа обучения базовым элементам техники. На начальном этапе необходимо обучить технике ведения, остановок, передач мяча и простейшим финтам. Основными задачами на данном этапе выступают формирование логического, зрительного и двигательного представления о действии, мотивационной и кондиционной готовности к обучению [2].
Для формирования представления традиционно применяется объяснительно-иллюстративный тип обучения, метод проблемного изложения и частично-поисковый метод. Для формирования двигательного представления о техническом приеме ввиду малого возраста занимающихся рекомендуется использовать метод целостного обучения, т. к. уровень двигательных способностей часто не позволяет соединить отдельные приемы техническое действие. При этом подбираются одноцелевые упражнения, которые выполняются в простых условиях: на месте или на малой скорости, без дефицита времени, без сопротивлений и т. д., благодаря чему формируются прочные навыки в стабильных условиях. Внимание занимающихся акцентируется на правильности выполнения технического приема, а не на его результативности [3].
Анализ современных программ по футболу для ДЮСШ [1,4] показал, что на данный момент средства технической подготовки, которые предложены нормативными документами, подобраны для детей в возрасте 6–7 лет. В программах обучение техническим приемам начинается с непосредственного выполнения приема техники футбола с последующим исправлением ошибок: ведения мяча, жонглирования от пола, ударов по воротам и т. д. Однако в данный момент минимальный возраст набора в футбольные школы составляет 4 года. Большинство детей в данном возрасте имеют низкий уровень координационных способностей, в виду чего выполнение простейших технических приемов для них вызывает большие сложности и характеризуется низкой устойчивостью и эффективностью, так как структура техники приемов футбола значительно отличается от естественных повседневных движений. Вследствие большого количества сбивающих факторов в коре больших полушарий не может сформироваться четкое двигательное представление технического действия. Дикие и агрессивные движения портят пластичность движущейся модели и приводят к задержанным, медлительным и ошибочным техническим действиям [7].
Для детей, которые имеют низкий уровень координационных способностей и выполняют базовые приемы техники футбола с большим количеством ошибок, необходимо подобрать посильные упражнения, которые они смогут успешно выполнить с минимальным количеством ошибок. Данные подводящие упражнения должны быть направлены на освоение двигательной структуры технических приемов футбола. Их выполнение должно иметь высокую стабильность для формирования четкой двигательной модели. Чем больше положительных эффективных действий, тем больший успех обучения.
Для формирования двигательных представлений о способах выполнения базовых приемов техники применяются адекватные их содержанию подводящие упражнения, представляющие собой «методические лесенки», с помощью которых осваивают элементы приема, главным образом — его основное звено. В качестве подводящий упражнений широко применяются упражнения на «чувство мяча», направленные на формирование двигательного представления и координационной готовности к обучению техническим приемам. На основе простейших движений с мячом в дальнейшем будет строиться обучение более сложным техническим приемам по принципам от простого к сложному [5].
Упражнения на «чувство мяча» развивают способность тонко дифференцировать выполняемые движения по кинетическим (пространственным, временным, пространственно-временным) и динамическим (величина мышечных усилий, распределение их во времени и пространстве) характеристикам, обеспечивая высокий уровень развития проприоцептивной чувствительности ног [3].
С учетом характера технических действий с мячом выделяются три группы упражнений на развитие «чувства мяча»:
- упражнения с перекатыванием мяча подошвой;
- упражнения с толканием мяча;
- упражнения с ударами по мячу.
Упражнения на развитие «чувства мяча» с перекатыванием мяча подошвой направлены на освоение в упрощенных условиях биомеханической структуры технических приемов, в которых действия с мячом производятся подошвой. Такими приемами являются некоторые виды остановок и ряд финтов. Упражнения с толканием мяча способствуют освоение биомеханической структуры технических приемов ведения. Одним из наиболее распространенных упражнений, направленных на развитие «чувства мяча» при ударе, является жонглирование.
Бельгийскими специалистами предложен способ, при котором достигается большое количество выполненных ударов по мячу более контролируемым способом: удары наносятся по мячу, который игрок держит в сетке в руке перед собой.
Благодаря освоению двигательной структуры технических приемов через многократное выполнение положительных эффективных действий в упражнениях на «чувство мяча», игрок осваивает большое количество двигательных моделей, на основе которых в дальнейшем строится выполнение ударов по воротам, передач и остановок мяча [7].
Почти все современные тренеры используют упражнения на «чувство мяча» в технической подготовке, однако чаще всего выполнение данных упражнений происходит при отсутствии логической связи с выполнением технических приемов в условиях игры. Поэтому основной задачей эксперимента являлось построение системы подводящих упражнений, направленных на освоение двигательной структуры базовых технических приемов в соответствии с требованиями для минимального возраста начального набора в спортивные школы по футболу.
Эксперимент проводился на базе ЗАО ФК «Динамо-Минск» с командами 2007 года рождения в период с 15 января по 15 апреля 2014. В эксперименте принимали участие 2 команды по 12 человек каждая с сопоставимым начальным уровнем физической и технической подготовки. Сущность эксперимента заключалась в использовании в качестве средств начальной технической подготовки разработанной системы подводящих упражнений. Только после освоения разработанных упражнений приступали к обучению и совершенствованию приемов техники футбола (ведения, передачи мяча, ударов по воротам). Ниже представлена разработанная нами система подводящих упражнений для начального обучения технике футбола (Таблица 1–5).
Начинать обучение «чувству мяча» наиболее целесообразно с катания мяча подошвой в виду того, что подошва является наиболее чувствительной частью стопы и контроль мяча ею отличается наибольшей управляемостью. Далее подбираются упражнения, которые направлены на развитие «чувства мяча» других частей стопы и на освоение моторной схемы технических приемов через близкие по своей структуре, но более простые упражнения.
При правильном ведении мяча происходит толчок мяча, а не удар, внешней стороной подъема, поэтому в начале обучения ведению необходимо развить «чувство мяча» внешней части подъема для правильного контакта ноги с мячом. Далее осваивается сам толчок мяча на месте и в движении, однако и на этом этапе сохраняется необходимость использования подошвы.
Обучение разворотам подошвой заключается в перекате мяча подошвой к себе или назад в сочетании с поворотами занимающегося через разные стороны.
Таблица 1
Система подводящих упражнений, для обучения ведению мяча по прямой и разворотам подошвой
1. Двигать мяч по всей подошве вперед-назад не отрывая ноги от мяча |
||
2. Перекат мяча с подошвы на внешнюю сторону подъема и обратно не отрывая ноги от мяча |
6. Покатить мяч назад подошвой перед собой — повернуться и остановить его подошвой другой ноги |
9. Серединой подошвы двигать мяч по диагонали в сторону другой ноги вперед-назад |
4. Покатить мяч к себе подошвой — толкнуть мяч перед собой внешней стороной подъема (поочередно двумя ногами) |
7. То же, только одной ногой не отворачиваясь от мяча |
10. Тоже, только в конце остановка мяча внутренней стороной стопы |
5. Толкнуть мяч внешней стороной подъема — остановить подошвой (одной ногой, толкать на расстояние шага) |
8. Покатить мяч назад подошвой за собой — остановить подошвой другой ноги |
11. Тоже, только в конце продлить движение мяча в сторону внутренней или внешней стороной стопы |
Ведение мяча по прямой |
Развороты под себя подошвой |
Развороты в сторону от себя подошвой |
Развитие «чувства мяча» внутренней стороны стопы благоприятно сказывается на дальнейшем обучении передачам и остановкам мяча данным способом. Начинают обучение с плавных толчков мяча после наступания подошвой, затем обучают перебросам мяча — легким ударам по мячу внутренними сторонами стопы двумя ногами поочередно. Ряд специалистов рекомендует совершенствовать технику разворотов именно после перебросов, так как данным способом достигается в разы большее касание мяча за тренировку.
Перекаты мяча в различных направлениях схожи по своей моторной схеме с убираниями мяча внутренней и внешней стороной стопы.
Таблица 2
Система упражнений для совершенствования «чувства мяча» внутренней стороны стопы, подводящих упражнений для обучения ведению и разворотам
12. Двигать мяч в стороны перекатом с внешней стороны стопы на подошву и далее на внутреннюю сторону стопы, не отрывая ноги от мяча |
||
13. Толкнуть подошвой в сторону от себя и не отрывая ноги от мяча остановить внутренней стороной стопы |
16. Ставить ногу с разных сторон мяча после касания мяча подошвой |
|
14. Тоже, только не остановить, а толкнуть к другой ноге внутренней стороной стопы |
17. Стоя боком перекаты мяча подошвой себе на ход по прямой дальней ногой |
20. Перекаты вперед в сторону двумя ногами поочередно с продвижением вперед |
15. Перебросы мяча между ног |
18. Стоя боком перекаты мяча подошвой себе на ход по прямой ближней ногой |
21. Убирания мяча в стороны внутренней и внешней стороной стопы с продвижением вперед |
Совершенствование «чувства мяча» внутренней стороны стопы для выполнения остановок и передач мяча |
19. Перекаты вокруг себя поочередно двумя ногами |
Ведение мяча внутренней и внешней стороной стопы |
Развороты внутренней и внешней стороной стопы |
Выполнение ударов с мячом в сетке позволяет добиться выполнения большого количества ударов по мячу более управляемым способом, по сравнению с традиционным набиванием мяча [7].
Таблица 3
Система подводящих упражнений с мячом в сетке для обучения удару по мячу
22. Удар подъемом — остановка мяча подошвой |
23. Удары подъемом поочередно двумя ногами |
24. Удары в стороны с остановками мяча (все внутренними сторонами стопы) |
25. Удары в стороны поочередно двумя ногами внутренними сторонами стопы |
26. Удар внутренней стороной стопы вперед — остановка мяча подошвой |
27. Удар внутренней стороной стопы вперед — остановка мяча внутренней стороной стопы |
28. Поочередно двумя ногами удары внутренними сторонами стопы |
Выполнение разворотов подошвой в прыжке является эффективным средством ведения соревновательной борьбы. Начинают обучение с простых наступаний на мяч, затем смена ноги происходит в безопорном положении. Далее обучают убирать мяч подошвой от противника в различных направлениях в зависимости от его положения. Следующим шагом является обучение сочетать развороты подошвой с другими приемами техники футбола.
Таблица 4
Система подводящих упражнений для обучения разворотам подошвой с прыжком
29. Наступать на мяч поочередно двумя ногами |
30. Наступать на мяч поочередно двумя ногами, смена ноги в прыжке |
31. Подошвами катить мяч от одной ноги к другой стоя на месте |
32. Подошвами катить мяч от одной ноги к другой, смена ноги в прыжке |
33. Прыжки на одной ноге вперед, назад и вокруг себя, двигать мяч носком другой ноги. |
Обучение финтам следует начинать после обучения элементам техники, входящих в состав финтов. В таблице курсивом указаны упражнения, на основе которых строится обучение финтам.
Таблица 5
Система подводящих упражнений для обучения финтам.
5. Толкнуть мяч внешней стороной подъема — остановить подошвой (одной ногой, толкать на расстояние одного шага) |
20. Перекаты вперед в сторону двумя ногами поочередно с продвижением вперед |
1. Двигать мяч по всей подошве вперед-назад не отрывая ноги от мяча |
34. Толкнуть мяч вперед внешней стороной подъема — остановить подошвой (смена ноги) |
37. Убирания мяча в стороны внешними сторонами стопы поочередно двумя ногами |
42. Подошвой покатить мяч за опорную ногу — покатить в сторону внутренней сторону стопы |
35. Толкнуть мяч вперед внешней стороной подъема — подошвой покатить мяч к другой ноге |
38. Убирание мяча в сторону внешней стороной стопы — переступить этой же ногой за мяч (смена ноги) |
|
36. Толкнуть мяч в сторону внешней стороной подъема — подошвой покатить мяч к другой ноге (смена ноги в прыжке) |
39. Ложный шаг в одну сторону — убирание мяча внешней стороной стопы в другую |
|
Убирание мяча подошвой под себя с продлением движения мяча внешней стороной стопы |
40. Махи ногой перед мячом поочередно двумя ногами |
|
41. Мах ногой перед мячом — убирание мяча внешней стороной стопы другой ноги в противоположную сторону |
Результаты исследования и их обсуждение. В начале и в конце эксперимента проводилось исследование содержания и качества выполнения ТТД в матче между экспериментальной и контрольной группой.
Таблица 6
Исследование структуры соревновательной деятельности контрольной группы
Кол-во до эксперимента |
% успешно выполненных |
Кол-во после эксперимента |
% успешно выполненных |
|
Ведение мяча |
52 |
48 |
62 |
53 |
Обводка |
59 |
35 |
60 |
44 |
Передача мяча |
54 |
53 |
63 |
65 |
Остановка мяча |
48 |
65 |
59 |
63 |
Удар по воротам |
25 |
29 |
36 |
35 |
Общее количество |
238 |
280 |
||
Среднее значение |
46,0 |
52,0 |
Таблица 7
Исследование структуры соревновательной деятельности экспериментальной группы
Кол-во до эксперимента |
% успешно выполненных |
Кол-во после эксперимента |
% успешно выполненных |
|
Ведение мяча |
53 |
40 |
75 |
68 |
Обводка |
54 |
47 |
70 |
56 |
Передача мяча |
69 |
63 |
85 |
75 |
Остановка мяча |
50 |
46 |
69 |
63 |
Удар по воротам |
23 |
43 |
32 |
68 |
Общее количество |
249 |
331 |
||
Среднее значение |
47,8 |
61 |
Анализ структуры соревновательной деятельности после выявил несущественный прирост количества выполненных в матче ТТД (p>0.05) и существенный прирост качества выполненных ТТД (p≤0,01), что свидетельствует об эффективности предложенной нами методики. Данный результат получен главным образом за счет того, что подобранные нами упражнения позволяют выполнить большее количество технических приемов более управляемым способом, чем при традиционном обучении технике футбола.
Литература:
1. Андружейчик, М. Я. Футбол: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва / М. Я. Андружейчик. — Минск: РУМЦ ФВН, 2006. — 110 с.
2. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.
3. Кудяшев, Н. Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. Х. Кудяшев. — Набережные Челны, 2001. — 159 с.
4. Поурочная программа подготовки юных фуболистов 6–9 лет. / Годик М. А., Мосягин С. М., Швыков И. А. — Н.Новгород: РА «Квартал», 2012–256 стр.
5. Спортивные игры: Техника, тактика, обучение: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В П. Савин, А. В. Лексаков / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 520 с.
6. Суворов, В. Я. Техническая подготовка юных футболистов на основе структуры соревновательной деятельности: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / П. В. Анисимов. — Н. Новгород, 2005. — 370 с.
7. SenseBall // CogiTraining and SenseBall — Intelligent football training programs [Электронный ресурс]. — 2012. Режим доступа: http://www.cogitraining.com/en/the_senseball_practice — Дата доступа: 27.04.2014.
moluch.ru
13
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г. АСТАНЫ
ГККП «КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ»
Методические рекомендации по футболу
для студентов
Основные понятия футбола
Составитель: преподаватель физической культуры
Жусупов Марат Баймуратович
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Общая характеристика игры 3 стр.
2. Основные правила игры 4 стр.
3. Влияние занятий футболом на организм человека 10 стр.
4.Используемая литература 13стр.
1. Общая характеристика игры
Футбол по праву считается самым массовым и популярным видом спорта. Зародившись на берегах туманного Альбиона во второй половине девятнадцатого столетия, он довольно быстро получил своё развитие и в других странах и континентах.
В настоящее время футбол - это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Игра занимает ведущее место в общей системе физического воспитания.
Коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество. Вместе с тем игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива.
В процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества; преодолевать усталость, боль; вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды; строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.
Занятия футболом расширяют возможности эстетического воздействия на занимающихся, развивая у спортсменов стремление к физической красоте, к творческим проявлениям, к эстетически оправданному поведению. Сегодня красота футбола олицетворяется не только в демонстрации техники, в исполнительском мастерстве отдельных игроков, в эффективном завершении игровых эпизодов. Чувство прекрасного вызывают и сам процесс игры, его композиция, коллективизм и взаимодействия игроков.
Игровая и тренировочная деятельность оказывают комплексное и разностороннее воздействие на организм занимающихся, развивают основные физические качества - быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышают функциональные возможности, формируют различные двигательные навыки. Круглогодичные занятия футболом в самых различных климатических и метеорологических условиях способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма. При этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни, достижению творческого долголетия. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.
Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые. В тренировке по другим видам спорта футбол часто используется в качестве дополнительного средства. Игра в футбол (или его элементы) служит хорошим средством не только общей физической подготовки. Проявление максимальных скоростно-силовых возможностей и волевых усилий, широкого тактического мышления позволяет совершенствовать многие специальные качества, необходимые в различных видах спорта.
Футбол - мощное средство агитации и пропаганды физической культуры и спорта. Бескомпромиссное и честное единоборство, высокое исполнительское мастерство, физическое совершенство вызывают не только глубокое удовлетворение, наслаждение, радость у миллионов болельщиков, но также заинтересованное отношение, которое приводит их на футбольные поля, спортивные площадки и в залы.
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ В ФУТБОЛ
Поле для игры
Поле для игры представляет собой прямоугольник длиной от 90 до 120 м и шириной от 45 до 90 м (рис. 1).
Рис. 1. Поле для игры
Поле должно быть размечено линиями шириной не более 12 см. Длинные линии, ограничивающие поле, называются боковыми, короткие – линиями ворот. Поперёк поля проводится средняя линия, на которой делается отметка, обозначающая центр поля. Из центра поля проводится круг радиусом 9 м. В углах поля проводится дуга радиусом 1 м, образующая угловой сектор, и устанавливаются флаги с древками не короче 1,5 м.
На площадке размечаются (см. рис. 1):
- площадь ворот
- штрафная площадь.
Внутри каждой штрафной площади против середины ворот на расстоянии 11 м от их линии делается отметка. Из этой отметки за пределами штрафной площади проводится дуга радиусом 9 м.
На линиях ворот устанавливаются ворота. Они состоят из двух вертикальных стоек, находящихся на равном расстоянии от угловых флагов, и перекладины. Ширина ворот (по внутреннему измерению) составляет 7 м 32 см, а нижний край перекладины находится на высоте 2 м 44 см от земли. Диаметр обеих стоек и перекладины одинаковый и не превышает 12 см. К стойкам, перекладине и земле сзади ворот прикрепляется сетка. Она должна быть хорошо закреплена и не мешать вратарю. Стойки и перекладины ворот должны быть белого цвета. Ворота должны быть надёжно закреплены на земле.
Мяч
Мяч должен быть круглым, с покрышкой, изготовлен из кожи или другого пригодного для этих целей материала. Окружность мяча 68-71 см. В начале игры он должен весить 396-453 г. Давление внутри мяча должно равняться 0,6-0,7 атм. Во время игры он может быть заменён только с разрешения судьи.
Рис. 2. Футбольный мяч
Число игроков
В игре участвуют две команды. Каждая состоит не более чем из 11 игроков, включая одного вратаря. Матч не может начинаться, если в состав любой из команд входит менее 7 игроков. В любом матче официального соревнования разрешается замена не более 3 игроков, фамилии которых сообщаются судье до начала встречи. Для замены игрока основного состава запасным необходимо получить на это разрешение судьи. Запасной игрок должен войти на поле только во время остановки игры и лишь в месте пересечения средней и боковой линии, когда заменяемый игрок покинет поле. Любой из игроков может в момент остановки игры поменяться местами с вратарём, предварительно поставив об этом в известность судью.
Экипировка игроков
Игрок не должен использовать такую экипировку или одевать на себя то, что представляет опасность для него самого или другого игрока (включая любого рода ювелирные изделия). Обязательными элементами экипировки игрока являются: рубашка или футболка, трусы, гетры, щитки, обувь. Цвет одежды каждого вратаря должен отличать его от остальных игроков, судьи и его помощников. Всякий игрок, нарушивший настоящее правило, должен быть удалён с поля для приведения своей экипировки в порядок. Он может вернуться с разрешения судьи после того, как тот убедится, что обмундирование игрока отвечает требованиям правил.
Судья
Для проведения каждой игры назначается судья, имеющий все полномочия по обеспечению соблюдения правил игры в том матче, на который он назначен. Судья должен носить рубашку или куртку, по цвету отличающуюся от одежды игроков обеих команд. Судья обязан следить за точным соблюдением правил игры. Обеспечивает выбор любых используемых мячей и экипировки игроков в соответствии c требованиями правил. Ведёт хронометраж игры. По своему усмотрению останавливает, временно прерывает или вовсе прекращает матч при любом нарушении правил или при любом постороннем вмешательстве.
Останавливает матч, если, по его мнению, игрок получил серьёзную травму, и обеспечивает его уход (вынос) за пределы поля. Судья не должен останавливать игру в тех случаях, когда, по его мнению, это может принести преимущество провинившейся команде. Принимает меры дисциплинарного воздействия по отношению к игрокам, виновным в нарушениях, караемых предупреждением или удалением. Обеспечивает, чтобы посторонние лица не появились на поле. Представляет соответствующим органам рапорт о матче, включающий информацию по всем принятым дисциплинарным мерам в отношении игроков или официальных лиц команд, а также по всем прочим инцидентам, происшедшим до матча, во время или после него.
Решение судьи по фактам, связанным с игрой, является окончательным.
Помощники судьи
В помощь судье назначаются двое судей на линии. В их обязанности входит сигнализировать отмашкой флага (окончательное решение остаётся за судьёй) о выходе мяча за пределы поля. Показывать, какая из команд имеет право на угловой удар от ворот или вбрасывание мяча из аута. Фиксировать попадание игроков в положение «вне игры». Сигнализировать, когда поступает просьба о замене игрока, или когда игроки ведут себя недисциплинированно, или когда возникают любые иные инциденты, происходящие вне поля зрения судьи. Судьи на линии должны иметь флаги установленной формы ярких цветов (красные, жёлтые, розовые, оранжевые).
Продолжительность игры
Игра продолжается 90 минут и делится на две половины по 45 минут с 15-минутным перерывом между ними.
К продолжительности любого из таймов добавляется время, потерянное на замены игроков, остановку игры при несчастном случае (травма), постороннем вмешательстве, умышленном затягивании времени игры или по какой-либо другой причине. Продолжительность добавленного времени определяет только судья. Если 11-метровый удар должен быть пробит или перебит, то продолжительность соответствующего тайма увеличивается на время, необходимое для выполнения этого удара.
В регламенте соревнований может содержаться положение о двух дополнительных таймах равной продолжительности. Не доигранный в силу каких-либо обстоятельств, матч переигрывается, если в регламенте соревнования не содержится иного положения.
Начало и возобновление игры
Перед началом игры производится жеребьёвка для выбора сторон или начального удара. Команда, выигравшая жеребьёвку, имеет право выбрать либо сторону поля, либо начальный удар. Во втором тайме команды меняются сторонами поля и атакуют противоположные ворота.
Начальный удар – способ начала или возобновления игры в начале матча, после забитого гола, в начале второго тайма, в начале тайма дополнительного времени. Мяч, забитый непосредственно с начального удара, засчитывается.
При начальном ударе все игроки должны находиться на своей половине поля, а соперники – располагаться от мяча на расстоянии не ближе 9 м, пока мяч не введён в игру. Удар производится по сигналу судьи ногой по неподвижно лежащему в центре поля мячу в направлении ворот соперника.
Игрок, производящий начальный удар, не имеет права вторично коснуться мяча раньше других футболистов (наказание – свободный удар). За любое другое нарушение процедуры выполнения начального удара этот удар повторяется.
Мяч в игре и не в игре
Мяч считается вышедшим из игры, если он полностью пересёк линию ворот либо боковую линию по земле либо по воздуху или судья останавливает игру.
В течение всего остального времени мяч находится в игре, включая случаи, когда он отскакивает от стойки ворот, перекладины или углового флажка и остаётся в поле, а также отскакивает от судьи или его помощника, находясь в пределах поля.
Результаты игры
Гол считается забитым, если мяч пересёк линию ворот между стойками и под перекладиной, при условии, что перед этим забившая гол команда не нарушала Правила игры.
Команда, забившая в течение матча большее количество голов, считается победителем. Если обе команды забили равное количество голов или не было забито ни одного гола, то матч заканчивается с ничейным результатом.
Когда игру, согласно регламенту соревнований, нельзя закончить ничейным результатом, назначается дополнительное время (игра до «золотого гола») и (или) серия 11-метровых ударов. Порядок определения победителя в данном случае следующий:
1) Команда, которая первой забьет мяч в течение добавочного времени, назначаемого после окончания основного игрового времени, объявляется победителем
2) Если мяч не забивается, то победитель в матче определяется с помощью выполнения ударов с 11-метровой отметки (как правило назначается серия из 5 ударов).
Положение «вне игры»
Игрок находится в положении «вне игры», если он в момент удара по мячу другим игроком своей команды находится ближе к линии ворот соперника, чем мяч и предпоследний от линии ворот игрок команды соперника.
Игрок не находится в положении «вне игры», если он располагается на своей половине поля или на одной линии с предпоследним от линии ворот соперником, или на одной линии с двумя последними от линии ворот соперниками.
Игрок, находящийся в положении «вне игры», наказывается за это только в том случае, если в момент удара по мячу кем-либо из его партнёров по команде он, по мнению судьи, активно участвует в игровых действиях (вмешивается в игру сам, мешает играть сопернику или получает преимущество благодаря своей позиции).
Нарушения с точки зрения положения «вне игры» нет, если игрок получает мяч непосредственно после удара от ворот, вбрасывания из-за боковой линии или углового удара.
За любое положение «вне игры» судья назначает свободный удар, выполняемый игроком противоположной команды с места, где произошло нарушение.
Нарушение правил и недисциплинированное поведение игроков
Нарушение правил и недисциплинированное поведение футболистов наказываются назначением штрафных или свободных ударов, а также предупреждениями или удалениями игроков с поля.
Право выполнения штрафного удара предоставляется противоположной команде в случае совершения игроком любого из следующих нарушений:
• удар или попытка ударить соперника ногой;
• подножка или попытка сделать сопернику подножку;
• прыжок на соперника;
• грубая атака соперника;
• удар или попытка ударить соперника рукой;
• толчок соперника;
• задержка соперника;
• плевок в соперника;
• умышленная игра рукой (кроме вратаря в своей штрафной площади).
Если любое из вышеперечисленных нарушений совершено игроком в пределах своей штрафной площадки, независимо от места нахождения мяча при условии его нахождения в игре, назначается 11-метровый удар.
Свободный удар назначается в том случае, если игрок, по мнению судьи:
• сыграет опасно;
• блокирует соперника;
• помешает вратарю выпустить мяч из рук;
• совершит любое иное нарушение, за которое игра останавливается для вынесения игроку предупреждения или удаления его с поля.
Также свободный удар назначается, если вратарь, находясь в пределах своей штрафной площади, совершит любое из следующих нарушений:
• будет контролировать мяч руками более шести секунд, прежде чем выпустить его из рук;
• снова коснётся мяча руками после того, как выпустит его из рук и мяч не коснётся любого другого игрока;
• коснётся мяча руками после того, как партнёр по команде намеренно отдаст ему пас ногой;
• коснётся мяча руками, получая его непосредственно после вбрасывания, выполненного его партнёром по команде.
Игрок получает предупреждение, и ему показывают жёлтую карточку, в случае, если он совершает любое из следующих нарушений:
• виновен в неспортивном поведении;
• демонстрирует несогласие словом или действием;
• систематически нарушает правила игры;
• затягивает возобновление игры;
• не соблюдает требуемое расстояние при возобновлении игры угловым, штрафным или свободным ударом;
• выходит или возвращается на поле без разрешения судьи.
Игроку показывают красную карточку и удаляют с поля, если он совершает любое из перечисленных нарушений:
• виновен в серьёзном нарушении правил;
• виновен в агрессивном поведении;
• плюёт в соперника или кого-либо другого;
• умышленно играя рукой, помешает сопернику забить гол или лишит его
явной возможности забить гол;
• лишит соперника, продвигающегося к воротам, явной возможности
забить гол с помощью нарушения правил;
• использует оскорбительные, обидные или нецензурные выражения или
жесты;
• получает второе предупреждение в одном и том же матче.
Штрафной и свободный удары
Удары могут быть штрафными или свободными. Как при штрафном, так и при свободном ударе мяч в момент их выполнения должен лежать неподвижно, соперники отходят на расстояние 9 м от мяча, а выполняющий удар игрок не имеет права вторично коснуться мяча, прежде чем мяч не коснётся другого игрока.
Штрафной удар отличается от свободного тем, что при штрафном ударе мяч, непосредственно забитый в ворота виновной команды, засчитывается, а при свободном ударе засчитывается лишь в том случае, если мяч после удара коснётся какого-либо другого игрока. Если мяч со свободного удара попадает прямо в ворота соперника, назначается удар от его ворот. Если мяч со штрафного или свободного ударов попадает непосредственно в собственные ворота, противоположная команда получает право на угловой удар.
В случае, когда свободный удар пробивается из пределов штрафной площади атакующей командой, все игроки команды соперника располагаются на расстоянии не менее 9 м от мяча (кроме случая, когда игроки находятся на линии между стойками своих ворот). Мяч считается в игре, когда по нему нанесён удар и он находится в движении. Назначенный для выполнения в площади ворот свободный удар пробивается с линии площади ворот, параллельной линии ворот, в ближайшей к месту нарушения точке.
Одиннадцатиметровый удар
11-метровый удар назначается в ворота команды, игроки которой совершили одно из нарушений, наказуемых штрафным ударом, в пределах своей штрафной площади в то время, когда мяч находился в игре. Гол, забитый с 11-метрового удара, засчитывается.
При пробитии удара мяч неподвижно устанавливается на 11-метровой отметке. Вратарь защищающейся команды располагается на линии своих ворот, лицом к бьющему футболисту, не перемещая ступни ног до удара по мячу.
Игроки обеих команд, кроме выполняющего удар, находятся в пределах поля, за пределами штрафной площади, позади 11-метровой отметки на расстоянии не менее 9 м от нее. Игрок, выполняющий удар, должен ударом ноги направить мяч вперёд и не касаться его вторично, прежде чем до мяча дотронется другой игрок.
Если при выполнении удара бьющий игрок или его партнёр нарушают правила игры:
• судья даёт возможность выполнить удар;
• если мяч попадает в ворота, удар повторяется;
• если мяч не попадает в ворота, удар не повторяется.
Если при этом нарушает правила вратарь или его партнёр:
• судья даёт возможность выполнить удар;
• если мяч попадает в ворота, гол засчитывается;
• если мяч не попадает в ворота, удар повторяется.
Если после выполнения 11-метрового удара игрок вторично коснётся (не руками) мяча, прежде чем его коснётся другой игрок, противоположная команда получает право на свободный удар, выполняемый с места нарушения. Умышленная игра рукой в такой ситуации наказывается штрафным ударом.
В случае, когда после пробития 11-метрового удара мяча коснётся кто-либо или что-либо постороннее в момент его движения вперёд, удар повторяется.
Вбрасывание мяча
Когда мяч полностью пересекает боковую линию – по земле или по воздуху, он вбрасывается в поле в любом направлении с того места, где пересёк линию, игроком команды, противоположной той, игрок которой последним коснулся мяча.
При вбрасывании игрок должен стоять обеими ногами либо на боковой линии, либо на земле за пределами боковой линии. Игрок должен вбросить мяч в поле обеими руками с замахом из-за головы.
Мяч находится в игре сразу же после его попадания в пределы поля. Выполняющий вбрасывание игрок не может вновь коснуться мяча, прежде чем мяч коснётся другого игрока. Мяч, непосредственно вброшенный в ворота из-за боковой линии, не засчитывается. Если бросок произведён неправильно, вбрасывание повторяется с того же места игроком противоположной команды.
Удар от ворот
Удар от ворот назначается, когда мяч полностью пересёк линию ворот по земле или по воздуху после касания игрока атакующей команды, но если при этом не был забит гол.
Удар производится игроком обороняющейся команды с любой точки в пределах площади ворот. Соперники остаются за пределами штрафной площади до тех пор, пока мяч не войдёт в игру. Выполнявший удар игрок не может повторно сыграть мячом, прежде чем мяч коснётся другого игрока. Мяч находится в игре, когда он, никого не коснувшись, вышел за пределы штрафной площади. Гол, забитый непосредственно с удара от ворот в ворота команды-соперницы, засчитывается.
Угловой удар
Угловой удар назначается, когда мяч полностью пересёк линию ворот по земле или по воздуху после касания игрока обороняющейся команды.
Удар проводится игроком атакующей команды из углового сектора с той стороны ворот, где мяч вышел за пределы поля. При выполнении удара угловой флаг отклонять, перемещать или снимать не разрешается. Выполнивший удар игрок не может повторно коснуться его до касания мяча другим игроком.
Соперники располагаются на расстоянии не менее 9 м от мяча, пока он не войдёт в игру. Гол, забитый непосредственно с углового удара в ворота команды – соперницы, засчитывается.
3. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Одним из игровых видов спорта, которым в оздоровительо-рекреативных целях с успехом могут заниматься многие мужчины и женщины, является футбол. Эта спортивная командная игра с мячом получила довольно широкое распространение благодаря своей доступности и увлекательности как для зрителей, так и для самих участников. В чём же заключается положительное влияние на здоровье занятий футболом?
Игра в футбол характеризуется обилием разнообразных технико-тактических приёмов и высоким эмоциональным накалом борьбы. Футбол представляет собой прекрасное средство для всестороннего физического развития. В процессе этой игры используются различные виды двигательной активности: бег, ходьба, прыжки. При этом во время матча непрерывно изменяется игровая ситуация и непосредственный контакт соперников. Занятия футболом оказывают положительное влияние на здоровье благодаря физической нагрузке, отличающейся переменной интенсивностью. Неоднократные ускорения темпа движения и прыжки постоянно чередуются с внезапными остановками и игровыми движениями в медленном темпе. Примерно до 30% от общего времени игры в футбол приходится на максимальную активность игроков. В среднем за один матч во время занятий футболом участник преодолевает около 12-15 километров и совершает около 40 скоростных рывков. Нагрузка, оказываемая игрой в футбол колеблется в довольно широких пределах: от аэробной, во время спокойных перебежек и занятия места на площадке ля игры, до анаэробно-алактатной, во время быстрых рывков к воротам соперника.
Многообразные и постоянно изменяющиеся игровые ситуации требуют от участников игры большого арсенала двигательных умений и навыков. В процессе совершенствования этих умений достигается значительное повышение уровня физической подготовленности человека, что оказывает неоценимое положительное влияние на здоровье.
При правильной организации занятий футболом открываются большие возможности для эффективного оздоровительного влияния на организм. В процессе игры человек проявляет двигательную активность, при этом хорошую тренировку получают органы дыхательного аппарата, железы внутренней секреции и даже пищеварительная система. Особо важную роль при организации движений играют многие звенья нервной системы, поскольку они постоянно контролируют и регулируют активность органов того или иного аппарата. Занятия футболом способствуют значительному расширению границ периферического зрения, что оказывает положительное влияние на быстроту и точность зрительного восприятия. Доказано, что при постоянных занятиях футболом чувствительность зрительного анализатора к восприятию световых импульсов сразу после матча увеличивается в среднем на 30%.
Физическая нагрузка, которую выполняет мускулатура человека во время игры в футбол, является важным фактором для укрепления и улучшения физиологического состояния сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений во время матча у участников достигает 180 – 210 ударов в минуту, а максимальное артериальное давление – до 180 – 200 мм ртутного столба. Энергетические затраты всего лишь за одну игру у профессионалов составляют внушительную цифру - примерно 1500 – 2000 килокалорий! Активно работающие мышцы для пополнения энергии «сжигают» большое количество жировых отложений и таким образом способствуют избавлению от избыточной массы тела, придавая стройность и подтянутость фигуре. А поскольку о негативном влиянии на здоровье «лишних» килограммов написано уже множество научных трудов, становится очевидным ещё один аргумент в пользу выбора занятий футболом в качестве активного отдыха.
Частота совершения дыхательных движений во время игры в футбол достигает 50 – 60 циклов за одну минуту, а минутный объём дыхания варьирует в пределах 120 – 150 литров. Поэтому такая интенсивная нагрузка на органы дыхания оказывает положительное влияние на здоровье за счёт увеличения жизненной ёмкости лёгких, которая у футболистов зачастую составляет более 6 литров.
Полезное влияние на здоровье человека занятий футболом может быть обусловлено не только целостной игровой деятельностью, но и выполнением различных отдельных игровых упражнений, используемых на тренировке. Некоторые элементы футбола нашли применение в оздоровительно-лечебной физкультуре.
Для того, чтобы занятия футболом оказывали только положительное влияние на здоровье, следует уделить повышенное внимание некоторым вопросам подготовки к тренировкам. В частности, заниматься игрой в футбол рекомендуется только в трикотажной спортивной форме, которая обеспечивает высокую проницаемость для воздуха даже при некотором увлажнении (что может наблюдаться при интенсивном потоотделении во время игры). Спортивная обувь, подбираемая для занятий футболом, должна быть удобной, комфортной и способной обеспечивать выполнение всего многообразия движений, совершаемых во время игры. Также следует обратить внимание на состояние поверхности игровой площадки для футбола. Наличие даже небольших неровностей на этой поверхности способно привести к возникновению серьёзных травм у игроков (ушибы, растяжения голеностопного сустава, вывихи). Однако, учитывая высокий темп игры и сложность некоторых совершаемых движений, даже при идеально ровной площадке для занятий футболом серьёзные травмы можно получить непосредственно в ходе матча. Поэтому, во избежание травмирования игроков, все участники должны строго соблюдать правила игры.
Помимо собственно полезного влияния на здоровье человека, занятия футболом способствуют развитию самообладания, повышенной выдержки, инициативности и креативности мышления, смелости и решительности. Систематические тренировки ведут также к формированию самостоятельности, настойчивости и целеустремлённости.
Однако, несмотря на большой спектр воздействия данной игры на организм человека, необходимо учитывать, что для игры в футбол может быть также и довольно много противопоказаний. Это связано с тем, что в игре в обязательном порядке присутствуют:
быстрые перемещения игроков по площадке с резким изменением направления движения;
ускорения в предельном и около предельном темпе;
прыжки;
резкие широкие маховые движения руками и ногами;
резкие движения во время удара по мячу;
высокая нагрузка на вегетативные системы организм;
могут возникнуть ситуации единоборства (зачастую силового), ситуации, когда быстролетящий мяч попадает в тело человека.
Таким образом, футбол не может быть рекомендован лицам с какими либо серьезными отклонениями в состоянии здоровья, особенно с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервной системы, систем анализаторов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Скорее всего, его нужно рассматривать как ценное рекреативное средство физической культуры именно для лиц основной медицинской группы, у которых необходимо в широком спектре воздействовать на физиологические системы организма и для удовлетворения в данной группе естественной потребности человека в разнообразных движениях.
Список использованной литературы
Футбол. Учебное пособие для тренеров. А.В. Комаров, 2007.
«Физическая подготовка футболистов» М.Годик, 2009.
«Футбол. Основы игры» Д.Милке, 2010.
«Правила игры в футбол» М., «Проспект»2009.
Алексеев, С.В. Анализ техники футбола с учетом общего и частного в ее содержании, 2004.
Голомазов, С.В. Теория и методика футбола. Техника игры, 2007.
13
kopilkaurokov.ru